Урок 9. Обобщение знаний о корне слова, приставках,
суффиксах и окончаниях
Цели: учащиеся рассматривают
и сопоставляют словообразующую роль приставок и суффиксов с формообразующей
ролью окончания в слове; образуют новые слова; употребляют в речи слова с
разными приставками и суффиксами.
Ход
урока
1. Организационный момент.
2.
Каллиграфическая минутка.
Буквы Д, д
3. Сообщение темы и целей урока.
4.
Наблюдение над ролью приставок, суффиксов и окончания в слове.
– Прочитайте слова, выделите группы родственных
слов, запишите, выделите корень: ходить, звонок, задворки, ходьба, звонкий,
лесник, дворник, лесники, походный, у лесника, двор, переход, звон.
– Какие слова вы не записали? Почему? (Лесник,
лесники, у лесника.)
– Как доказать, что это формы одного и того же
слова? (Не изменяется основа.)
– Хорошо, основа остается неизмененной, а какая же
часть в слове образует новую форму этого слова? (Окончание.)
– Вернёмся к группам однокоренных слов, которые у
вас получились. Определите, какая часть слова изменяет основу, образует новое
слово. Выделите ее. |