Урок 21.
Тема. Зачем творить
добро?
Ключевые
понятия:
добро, добрые дела, самоотверженность, духовная радость
Цель
урока:
помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от
эгоистической позиции в процессе обретения духовной радости; подвести к
пониманию того, что творить добро –
духовная радость.
Задачи
урока:
-
донести до учащихся понимание важности добрых поступков.
-
на примере жизнеописания библейских
героев, разъяснить понятия добра, добрых
поступков и дел
-
освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческому эгоизму;
-
понимание учащимися отличия доброго поступка на основе выгоды и доброго
бескорыстного поступка; осознание добра как подражания христианской жертве;
- обучение установлению логических связей,
причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации
и заданий, предлагаемых учителем.
Оборудование.
1. Видеоролик
«Рождественская девочка».
2.
Притча «Все оставляет свой след».
3. Презентация для электронной доски.
Ход урока:
1. Организационный
момент.
-
Доброе утро! Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к
кому обращаемся добра и радости.
2. Проверка домашнего
задания.
3. Постановка темы
урока.
Учитель предлагает посмотреть притчу «Все оставляет свой
след».
После просмотра притчи задает вопросы:
- Ребята, как вы думаете, какая сегодня у нас тема
урока?
Запись темы урока: «Зачем творить добро?»
4. Беседа по
содержанию притчи.
- Ребята, как вы думаете, какая основная мысль этой притчи?
Подводит детей к морали притчи.
ВСЕ оставляет свой след. Когда ты с кем-то ругаешься и
говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что остались на
воротах. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая.
- А какой вывод вы сделали для себя? (Заслушивает ответы
учеников)
4. Корзина идей.
Зачем творить добро?
5. Просмотр видеоролика «Рождественская девочка»
-Как
можно назвать поступок девочки?
-
Смогли бы вы так поступить?
–
Можно ли творить добро, не преследуя выгоды?
–
Как на этот вопрос отвечают христиане?
6. Работа со словом: среди ряда слов с
основой «само» выбрать сходные со словом «самоотвержение»(1
группа) и противоположные ему по ценностному смыслу (2 группа).
самолюбование,
самоограничение, самолюбие, самоотречение, саможаление, самомнение,
самонадеянность, самостоятельность, самоотверженность.
Дети
располагают карточки на доске в 2
столбика:
Слова с
основой «само», имеющие отрицательную оценку
|
Слова с
основой «само», имеющие положительную оценку
|
Самолюбование
Самолюбие,
Саможаление
Самомнение
Самонадеянность
|
Самоограничение
Самоотречение
Самостоятельность
Самоотверженность
|
7. Л. Н. Толстой. СТАРИК
И ЯБЛОНИ.
Старик сажал яблони. Ему сказали: "Зачем тебе яблони?
Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков". Старик
сказал: "Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут".
- Каким качеством из перечисленных выше наделил старика Л.Н.
Толстой? (Самоотречение)
8. Самоотверженность
святых.
1)
- Как вы думаете, кто такие святые?
Святой
- проведший жизнь в служении Богу и после смерти признанный христианской
церковью покровителем верующих.
Блаженная
Матрона
родилась в 1885 году в селе Себино Тульской области в бедной семье Димитрия и
Наталии Никоновых. От рождения Матрона была не просто слепой, у нее совсем не
было глаз, но Господь даровал ей духовное зрение. Она чувствовала приближение
опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По ее молитвам люди
получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К избе Никоновых, к слепой
девочке шли люди, тянулись подводы, телеги с больными из окрестных сел и
деревень, со всего уезда, из других уездов и даже губерний. Привозили лежачих
больных, которых девочка поднимала на ноги. Прежде всего Матрона молилась за
людей. Люди приходили со своими бедами, душевной и телесной болью. Она никому
не отказывала в помощи. Помощь ее людям была бескорыстной, она ни с кого ничего
не брала.
- В
чём проявилась самоотверженность святых?
2) Христос
говорил, что Он «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» . И
пояснил, что если кто хочет быть Ему благодарным за Его жертву, то пусть он сам
будет добр к людям. Подражая жертве Христа, Его ученики стремились меньше
думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. Такое состояние человека
называют самотверженность.
3)
Слайды презентации 1.
9. Крест апостола Андрея.
-
В чем отличие крестов Христа и апостолов Петра и Андрея?
После обсуждения,
учитель делает вывод: по-разному распяли и форма крестов разная.
-
Когда Петра распинали, он упросил палачей: «Я не достоин принимать смерть так,
как мой Учитель. Если уж хотите меня распять – распните головой вниз».
-
Имя апостола Андрея особо почиталось на Руси, а косой Андреевский крест стал
изображаться на флаге российского флота, который так и называется – Андреевский
флаг.
10. – Вспомните свои чувства, когда вы
совершали даже самые малые добрые дела?
– Совершая добрые дела, христианин ищет радость для своего
сердца, но для этого творит добро другим людям.
11.
Рефлексия.
Кластер
«Зачем творить добро?»
12. Домашнее задание
Составить
правила доброты.
|