Критерии налоговой нагрузки в 2021 году для юридических

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Критерии налоговой нагрузки в 2021 году для юридических». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2019-2020 годах.

Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:

  • Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/333@.

С чем сравнивать свой показатель, если данных по вашей отрасли у ФНС нет, узнайте здесь.

  • Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1%.
  • Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89%.
  • Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@.

При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:

  • неверно определенный код вида деятельности;
  • временные проблемы с реализацией;
  • увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
  • осуществление инвестиций;
  • создание запаса товара;
  • наличие экспортных операций.

О том, каким может быть текст записки, представляемой в ответ на запрос ИФНС о пояснениях, читайте в материале «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».

Можно ли применять налоговый режим — это зависит от организационно-правовой формы, выручки, наличия работников и их численности, видов деятельности и других условий. Так, для применения УСН установлены лимиты по выручке и численности работников, стоимости основных средств, доле участия организаций в уставном капитале.

ИП оказывает в Москве бытовые услуги — ремонтирует одежду, обувь, металлические изделия и делает ключи. Его годовая выручка — 2 500 тыс. рублей (в т. ч. НДС — 416,67 тыс. рублей), расходы — 1 400 тыс. рублей (в т. ч. НДС — 150 тыс. рублей), из них учитываемые при УСН — 1 300 тыс. рублей. У него один работник с зарплатой 40 тыс. рублей в месяц.

Рассмотрим 5 режимов налогообложения и определим, какой из них будет выгоднее.

Расходы для целей исчисления налога не учитываются, поэтому налоговая база равна сумме доходов — 2 500 000 рублей, а рассчитанная сумма налога равна 6 % от неё — 150 000 рублей.

«Переменная» часть взносов составит 1 % × (2 500 000 — 300 000) = 22 000 рублей. При этом налог, исчисленный при применении УСН, можно уменьшить на величину страховых взносов, но только на 50 %. В итоге сумма взносов «к зачёту» составит 75 000 рублей.

База для исчисления налога — сумма размеров потенциально возможного годового дохода по каждому из видов деятельности. В данном случае их три, по каждому из них этот размер составляет 660 000 рублей. Значит, налог составит 6 % × (660 000 × 3) = 118 000 рублей. Нельзя учитывать расходы, но с 2021 года можно уменьшить налог на величину страховых взносов за себя и работников.

«Переменная» часть взносов составит 1 % × (2 500 000 — 300 000) = 22 000 руб.

Налог можно уменьшить только на 50 %. Поэтому оплатить патент нужно в размере 59 400 рублей.


Одним из критериев самостоятельной оценки рисков в целях проведения выездных налоговых проверок для налогоплательщика является отклонение уровня его налоговой нагрузки от среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

ФНС представила данные о среднеотраслевых показателях налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам экономической деятельности, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков за 2020 г.

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

где:

НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  • для торговых предприятий – менее 1%;
  • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

Ее вычисляют по такой формуле:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где:
ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.

ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.

Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.

  1. Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):

    НН по НДС = ННДС / Нбрф

  2. Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС )к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):

    НН по НДС = ННДС / Нбобщ.

Налоговая нагрузка по НДС 2021

Понятие налоговой нагрузки можно рассматривать в нескольких направлениях. Для собственников бизнеса под налоговой нагрузкой чаще всего подразумевается соотношение суммы начисленных за отчетный период налогов к сумме прибыли, которое показывает, какую часть доходов предприятие отдает государству.

Для целей планирования результатов деятельности компании налоговая нагрузка равна сумме произведений ставки установленных законом налогов на величину налогооблагаемой базы для каждого из налогов.

Государство же в лице налоговой инспекции считает налоговую нагрузку как показатель, на основе которого можно сделать вывод о том, применяет ли компания те или иные схемы уклонения от уплаты налогов и нужно ли включать эту компанию в план выездных проверок. Рассмотрим налоговую нагрузку именно с точки зрения механизма контроля над бизнесом компании со стороны налоговой инспекции.

Еще в 2007 г. была утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок[1], которая определила величину налоговой нагрузки компании в качестве общедоступного критерия самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. В соответствии с данной Концепцией одно из оснований для назначения выездной проверки — «налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

В 2012 году Приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@ было установлено, что приложение 3 Концепции, содержащее показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства и стране в целом, ежегодно не позднее 5 мая пополняется данными за прошедший год. Например, показатели за 2019 г. приведены в табл. 1.

Таблица 1

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2019 г.*

Справочно: Налоговая нагрузка рассчитана как отношение суммы налогов и сборов по данным официальной статистической отчетности ФНС России к обороту организаций по данным Росстата, умноженное на 100 %

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

2019 г.

Налоговая нагрузка, %

Справочно: фискальная нагрузка по СВ**, %

Налоговая нагрузка рассчитывается как в целом по компании, так и по разным видам налогов в отдельности.

Общая налоговая нагрузка рассчитывается по формуле:

Общая налоговая нагрузка = Сумма начисленных налогов по данным деклараций (расчетов) / Сумма выручки по строке 2110 Отчета о прибылях и убытках × 100 %.

Обратите внимание!

В Приказе ФНС № ММ-3-06/333@ приводится следующее определение расчета: совокупная налоговая нагрузка — это отношение суммы начисленных по данным деклараций налогов к выручке, определенной по данным Госкомстата (т. е. по данным отчета о прибылях и убытках, без НДС).

В письмах Минфина России от 11.01.2017 № 03-01-15/208 и ФНС от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@ есть рекомендации по расчетам:

• в расчет включаются все суммы фискальных платежей, которые были начислены налогоплательщиком в отчетном периоде;

• в расчете учитываются платежи, которые компания уплачивает в качестве налогового агента (например, НДФЛ по работникам);

• в расчете не участвуют суммы начисленных страховых взносов во внебюджетные фонды;

• из расчета исключаются суммы ввозного НДС;

• в расчете не учитываются таможенные пошлины, уплачиваемые по действующему законодательству.

Налогоплательщики для самоконтроля могут рассчитать налоговую нагрузку самостоятельно. Есть два варианта расчета:

1. Расчет налоговой нагрузки по налогу на прибыль:

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль = Сумма исчисленного налога на прибыль (строка 180 листа 02 годовой декларации) / Сумма доходов от реализации и внереализационных доходов (строки 010 и 020 листа 02 годовой декларации по налогу на прибыль).

Для ИФНС сигналом к инициации выездной проверки может послужить значение показателя менее 3 % для производственных компаний и менее 1 % — для торговых предприятий.

2. Расчет налоговой нагрузки по налогу на добавленную стоимость:

Налоговая нагрузка по НДС = Сумма вычетов по НДС / Сумма начисленного НДС × 100 %.

Здесь для ИФНС тревожным сигналом будет показатель от 89 % и более.

В таблице 2 представлены расчеты налоговой нагрузки для самых распространённых видов налогов.

В приложении № 2 к Приказу ФНС № ММ-3-06/333@ содержится довольно большой перечень общедоступных критериев, по которым налогоплательщик может сам определить вероятность риска включения его в план проведения выездной налоговой проверки со стороны ИФНС. В него входят такие признаки, как:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Убытки в бухгалтерской или налоговой отчетности на протяжении двух календарных лет и более.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Среднемесячная заработная плата на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.

6. Неоднократное (т. е. два раза и более в течение календарного года) приближение (менее 5 %) к предельному значению установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Неоднократное (два случая и более) снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Как видим, восемь из двенадцати критериев непосредственно связаны с величиной налогооблагаемой базы компании, а низкий уровень налоговой нагрузки вообще находится на первом месте.

Налоговая нагрузка — важный критерий, на него смотрят налоговики, когда составляют список компаний для вызова на комиссию или план выездных проверок.

Показатель налоговой нагрузки по НДС складывается из двух составляющих:

  1. Доля НДС в сумме выручки.
  2. Доля вычетов по НДС в сумме начисленного НДС.

Что это за показатели и как их считать, читайте в письмах ФНС № ЕД-4-15/14490@ и № АС-4-2/12722. Но в документах ничего не сказано о «плохих» значениях. Разберемся, как рассчитать каждый показатель и понять, к каким выводам придет налоговая.

Формула расчёта налоговой нагрузки

В 2020 году предельный размер доходов, при превышении которого организация (индивидуальный предприниматель) утрачивает право на применение УСНО, равен 150 млн руб.

С 2021 года к утрате права на применение «упрощенки» приведет доход, превысивший 200 млн руб. Но это не означает, что, как в действующей редакции гл. 26.2 НК РФ, можно получить доход в 200 млн руб. и облагать его, например, по ставке 6 % (объект «доходы»). Одновременно законодатель ввел отдельный порядок налогообложения доходов, превышающих 150 млн руб. (об этом далее).

Корректировки внесены в ст. 346.13 НК РФ.

Теперь п. 4 ст. 346.13 НК РФ гласит, что если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и с пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 200 млн руб., и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пп. 1 – 11, 13, 14 и 16 – 21 п. 3, п. 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ, и (или) средняя численность работников налогоплательщика превысила ограничение, установленное пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, более чем на 30 человек, то такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСНО с начала того квартала, в котором допущены указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников и (или) несоответствие указанным требованиям.

Это означает, что если «упрощенец» получит доходы более 200 млн руб. или средняя численность работников превысит 130 человек, то он больше не вправе применять данный спецрежим.

Уточнено, что все размеры доходов, обозначенные в гл. 26.2 НК РФ, в том числе указанные в п. 4, 4.1 ст. 346.13, п. 1.1 и 2.1 ст. 346.20, абз. 2 п. 1, абз. 2 п. 3 и абз. 2 п. 4 ст. 346.21 НК РФ величины доходов налогоплательщика, будут индексироваться в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 346.12 НК РФ. Напомним, что на сегодняшний день индексация приостановлена (см. Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ[2]).

Но если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и с пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, не превысили 200 млн руб., в течение отчетного (налогового) периода не было допущено несоответствие требованиям, установленным пп. 1 – 11, 13, 14 и 16 – 21 п. 3, п. 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ, и средняя численность работников налогоплательщика не превысила ограничение, установленное пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, более чем на 30 человек, то такой налогоплательщик вправе продолжать применять УСНО в следующем налоговом периоде.

Изначально основными налоговыми ставками при УСНО были:

  • 6 % – при применении объекта налогообложения «доходы»;

  • 15 % – при выборе объекта налогообложения «доходы минус расходы».

Затем субъектам РФ дали право снижать приведенные ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков:

  • до 1 % – при применении объекта налогообложения «доходы»;

  • до 5 % – при выборе объекта налогообложения «доходы минус расходы».

С 2021 года при применении УСНО будут действовать дополнительные налоговые ставки 8 % (объект «доходы») и 20 % (объект «доходы минус расходы»). Соответствующие поправки внесены в ст. 346.20 НК РФ.

Но сразу скажем: это не означает, что действующие сегодня ставки 6 и 15 % больше не будут применяться. Они остаются.

Одновременно внесены поправки в ст. 346.21 НК РФ – в порядок исчисления и уплаты налога.

По общему правилу налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В отношении налогоплательщиков, у которых доходы превысили 150 млн руб., но не превысили 200 млн руб. и (или) в течение указанного периода средняя численность работников которых превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, налог исчисляется путем суммирования следующих двух величин:

  • величина, равная произведению соответствующей налоговой ставки, установленной в соответствии с п. 1 или 2 ст. 346.20 НК РФ, и налоговой базы, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников;

  • величина, равная произведению соответствующей налоговой ставки, установленной п. 1.1 или 2.1 ст. 346.20 НК РФ, и части налоговой базы, рассчитанной как разница между налоговой базой налогового периода и налоговой базой, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошли указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.

В этом же порядке исчисляются авансовые платежи по налогу, уплачиваемому при УСНО.

Налоговая ставка устанавливается в размере 6 % в случае, если объектом налогообложения являются доходы.

Законами субъектов РФ, как и сегодня, могут быть установлены пониженные налоговые ставки в пределах от 1 до 6 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

При этом если «упрощенец» получил доходы более 150 млн руб., но не более 200 млн руб. и (или) средняя численность работников налогоплательщика превысила 100 человек, но не превысила 130 человек, то применяется налоговая ставка в размере 8 % в отношении части налоговой базы, рассчитанной как разница между налоговой базой, определенной за отчетный (налоговый) период, и налоговой базой, определенной за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором допущены указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников.

Если указанные превышения допущены налогоплательщиком в I квартале календарного года, то для такого налогоплательщика налоговая ставка устанавливается в размере 8 % для этого налогового периода.

Поясним сказанное на примере (страховые взносы не учитываем).

Пример 1.

Организация, применяющая УСНО с объектом налогообложения «доходы», за девять месяцев 2021 года получила доход 120 млн руб. По итогам 2021 года доход составил 180 млн руб. Как рассчитать сумму налога, уплачиваемого при УСНО, за 2021 год?

За девять месяцев 2021 года сумма налога, уплачиваемого при УСНО, составит 7,2 млн руб. (120 млн руб. х 6 %).

За налоговый период 2021 год сумма налога, уплачиваемого при УСНО, составит 12 млн руб. (7,2 млн руб. + (180 — 120) млн руб. х 8 %).

Расчет налоговой нагрузки: механизм контроля над бизнесом компании

Пункт 2 ст. 346.18 НК РФ дополнен нормой, которой установлено, что если по итогам отчетного (налогового) периода сумма расходов превышает сумму доходов, то применительно к этому отчетному (налоговому) периоду налоговая база принимается равной нулю. Данная поправка касается только «упрощенцев», выбравших объект налогообложения «доходы минус расходы».

Кардинально нового в этом случае ничего нет: если расходы, учитываемые по правилам, установленным гл. 26.2 НК РФ, превышают полученные доходы, то уплачивается только минимальный налог в порядке, установленном п. 6 ст. 346.18 НК РФ.

Начнем с ответа на главный вопрос: зачем компании знать «среднюю по больнице», то есть по отрасли и по рынку в целом, налоговую нагрузку?

Ответ первого порядка очевиден – чтобы лучше понимать отраслевое окружение и свое место в нем. Однако есть и причина второго порядка – именно на показатель среднеотраслевой налоговой нагрузки смотрят фискальные органы, оценивая компанию как добропорядочного или недобропорядочного плательщика. Отклонение от эталонного показателя может вызвать неприятные для компании последствия.

Налоговая нагрузка — один из ключевых маркеров для ФНС при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки. В списке из 12 причин для выездной налоговой проверки низкая налоговая нагрузка в числе первых.

В период пандемии коронавируса на выездные налоговые проверки наложен мораторий. Согласно постановлению Правительства РФ от 30.05.2020 № 792, мораторий действует до 30 июня. Далее ситуацию сложно прогнозировать, возможно, мораторий будет продлен, но есть немалая вероятность, что его действие скоро закончится. А это значит, что показатель налоговой нагрузки компании будет рассмотрен ИФНС «под микроскопом». В случае его несоответствия среднеотраслевым показателям резко увеличивается вероятность личного и длительного общения с налоговым инспектором.

Легитимность понятию «налоговая нагрузка» придают следующие документы:

  • Приказ ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@ «О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».
  • Приложение № 7 к письму ФНС России от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам». В этом документе приведены формулы расчета налоговой нагрузки.

Показатели налоговой нагрузки структурированы по ОКВЭД. Если вид основной деятельности компании не внесен в обнародованный ФНС перечень показателей среднеотраслевой налоговой нагрузки, тогда компании необходимо ориентироваться на общероссийский показатель налоговой нагрузки, равный 11,2 %. В противном случае компании следует задуматься о смене ОКВЭД.

Алгоритм расчета налоговой нагрузки таков: сумма налогов и сборов за календарный год, начисленных по данным отчетности предприятия или ИП, делится на годовой оборот предприятия или ИП по данным бухотчетности. Полученный показатель умножается на 100%, так как исчисление ведется в процентах (%).

Важный нюанс: для расчета берутся за год начисленные, а не уплаченные налоги. Часть уплаты может последовать в следующем году, соответственно, показатель налоговой нагрузки будет занижен, поэтому в расчет идет именно абсолютный показатель.

Данные о начисленных налогах берутся из налоговых деклараций. В расчет идут также налоги физлиц, которые организация или ИП начисляет как их налоговый агент, такие как НДФЛ. При этом страховые взносы за работников в расчет не берутся, несмотря на то, что с 2017 года они отданы в зону ответственности налоговой службы. Также не берутся в расчет и взносы во все внебюджетные фонды, потому что они не включены в перечень налогов, регламентируемых налоговым кодексом.

Рассчитаем на примере налоговую нагрузку. ООО «Ярило» производит электрическое оборудование. Налоговая нагрузка для этой отрасли на основе среднеотраслевых данных 2019 года составила 7,5%. Выручка компании за год равна 100 млн руб. Налог на прибыль – 3,8 млн руб., НДС – 2 млн руб., налог на имущество – 1,5 млн руб., транспортный налог – 0,3 млн руб. Считаем налоговую нагрузку компании: (3,8 млн руб. + 2 млн руб. + 1,5 млн руб. + 0,3 млн руб.): 100 млн руб. х 100%.. Итог: 7,6%. Налоговая нагрузка немного превышает среднеотраслевой показатель. Вывод: налогоплательщик может не волноваться, разница в 0,1% не является значительной. Тем более, что она «в плюс».

Для юридических лиц:

  • По налогу на прибыль:

Налоговая нагрузка = Налог на прибыль / (доход от реализации + внереализационный доход).

  • По НДС (вариант 1):

Налоговая нагрузка = НДС / налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ).

  • По НДС (вариант 2):

Налоговая нагрузка = НДС / налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ + экспорт).

Для ИП:

  • По НДФЛ:

Налоговая нагрузка= НДФЛ по декларации / доход по декларации 3-НДФЛ.

  • По УСН:

Налоговая нагрузка = Налог по УСН / Доход по УСН.

  • По ЕСХН:

Налоговая нагрузка = Налог по ЕСХН / Доход по ЕСХН.

  • По ОСНО:

Налоговая нагрузка = НДС + Налог на прибыль/ выручка без НДС.

Как быть, если показатель налоговой нагрузки компании ниже среднеотраслевого? Тогда компанию будут проверять на дополнительные критерии риска. Если таких критериев будет несколько, то проверки не избежать. Если же по остальным критериям вопросов к компании нет, то тогда инспекция запросит пояснение причин низкого показателя налоговой нагрузки. Давать пояснения по этому вопросу не является обязательным для компании, но лучше все же пояснения дать и уложиться в назначенный срок. Если инспекция сочтет представленные причины существенными, компания сможет избежать проверки.

Объективные причины заниженной налоговой нагрузки:

  • компании осуществляла инвестиции в модернизацию/расширение деятельности,
  • компании вкладывала средства в новый вид деятельности,
  • наблюдалось снижение объемов продаж,
  • значительное повышение стоимости сырья/комплектующих,
  • повышение заработной платы сотрудникам, рост других издержек.

Указанные выше причины необходимо подтвердить документально. Не будет лишним пояснения подкрепить также и отчетами за периоды, когда налоговая нагрузка компании соответствовала среднеотраслевой.

Оценить эффективность своего режима налогообложения, сравнить налоговую нагрузку со средней по рынку поможет электронный сервис СБИС Оценка налоговых рисков. Сервис позволяет оценить риски налоговой проверки и сработать на опережение.

Также рекомендуем обратить внимание и на другие сервисы СБИС, позволяющие облегчить работу, минимизировать риск налоговой проверки и оптимизировать деятельность компании. СБИС Бухгалтерия и учет — универсальный инструмент ведения бухгалтерии. Сервис помогает не только вести бухучет, он поможет с расчетом зарплаты, ведением кадровой документации и многого другого. СБИС Электронный документооборот позволяет существенно ускорить обмен данных как внутри компании, так и с контрагентами. Система увеличивает как скорость, так и качество взаимодействия между партнерами.

Подробнее о том, как правильно рассчитать налоговую нагрузку, вам готовы рассказать наши специалисты.

А если вам требуется помощь в заполнении и подготовки отчетности – наши специалисты вам помогут! Обращайтесь в нашу компанию, и сдача вашей отчётности будет в надежных руках.

Коэффициент налоговой нагрузки учитывает размер всех начисленных и уплаченных налогов, независимо от их видов. Это требование закреплено в приказе № ММ-3−06/333@. Налоговая служба дополнительно в своем письме (№ БА-4−1/12 589@ от 29 июня 2018 г.) разъяснила порядок расчетов:

  • Полученная на счет выручка в денежном выражении учитывается без включенных в нее сумм НДС и акцизного сбора.
  • Размер налоговых платежей включает в себя НДФЛ, который компания перечислила за своих сотрудников.
  • Страховые взносы в расчетах не участвуют.

При расчете показателя учитываются все налоги, исчисленные компанией как налогоплательщиком, так и агентом по налогам:

  • на прибыль;
  • на имущество, землю, транспорт;
  • НДС;
  • НДФЛ.

Не нужно учитывать таможенные пошлины и ввозной НДС.

Ранее при расчете не учитывались также суммы страховых взносов. Это объяснялось тем, что администрированием этих платежей занимались внебюджетные фонды: ПФР, ОМС и ФСС. С 01.01.2017 контроль за начислением и уплатой страховых взносов передан ФНС. Поэтому, начиная с 2017 года, налоговая нагрузка организации определяется с учетом страховых взносов. Но их сумма не включается в расчет нагрузки по фискальным сборам, а предусмотрен расчет отдельного показателя фискальной нагрузки по страховым взносам.

Предприниматели намеренно занижают показатели, чтобы уменьшить налоги. Налоговая изучает сведения о налогоплательщиках и ищет тех, кто её обманывает. Ей помогают разные программы, например для поиска нарушений по НДС — АСК-НДС.

Какие бывают виды налоговых проверок?

Основных видов два: камеральная и выездная.

  1. Камеральная проверка проходит каждый раз после сдачи декларации — и обычно незаметно. Инспектор изучает сведения о компании в своём кабинете. Если возникают вопросы, он присылает предпринимателю требование о предоставлении пояснений или документов.
  2. Выездная проверка проходит у предпринимателя «в гостях». Сотрудники налоговой изучают предприятие, смотрят документы, беседуют с руководителем и его сотрудниками. Предприниматели обычно боятся именно таких «налоговых мероприятий».

Выездная проверка — тщательное исследование, которое занимает много времени. Все компании проверить невозможно. Поэтому налоговая выбирает самых подозрительных налогоплательщиков. Она следует определённым критериям, о которых мы расскажем ниже.

  1. Низкий уровень рентабельности. Актуально для компаний на ОСНО. Для контроля берут показатели рентабельности продаж и активов по отрасли. Если они на 10 и более процентов ниже, у налоговой возникает подозрение о намеренном занижении дохода на прибыль. Расчет рентабельности по разным видам ОКВЭД указан в приложении №4 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.
  1. Критерии налоговой — чек-лист, который поможет оценить риск налоговой проверки.
  2. Если ваш бизнес подходит под несколько критериев — постарайтесь выйти из зоны риска в текущем году. Проверьте сведения, которые подали в налоговую раньше. Ошибки исправьте корректирующими отчётами. Это поможет компании не попасть в план проверок.

Существует Концепция системы планирования выездных налоговых проверок. В этом документе налоговая не рассказывает, по каким именно критериям она отбирает компании для выездной проверки, но предлагает бизнесу самостоятельно рассчитать свою налоговую нагрузку, чтобы оценить риск.

«Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:

  1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже её среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности)…»

из Приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»

То есть если ваша компания платит меньше, чем другие подобные компании по этому же региону, то у инспекции возникнут предположения, что вы занижаете свои налоги, в связи с этим она придёт с выездной.

В таком случае инспекция:

  • вызовет директора для беседы, во время которой будет выяснять, почему компания платит мало налогов. Руководитель ИФНС и/или его замы начнут искать связи с техничками и выяснять, какие схемы использует компания, как она занижает доходы и «рисует» расходы;
  • будет назначена выездная налоговая проверка. Конечно, только из-за отклонения от нормы налоговой нагрузки инспекция вряд ли станет проводить полноценную выездную проверку, но если у компании найдутся и другие моменты, на которые инспекция обратит внимание, то перспектива выездной становится очень реальной.

Налоговая нагрузка по НДС в 2021 году

· описание риска

Не менее актуальным является вопрос правомерности использования налогоплательщиками налоговых льгот. Налоговые органы начинают более глубоко разбираться в правомерности использования налогоплательщиками налоговых ставок, вычетов, а также операций, освобожденных от налогообложения и т.д. с целью отказа налогоплательщикам в правомерности их применения и доначисления соответствующих сумм налога.

· основные рекомендации

В отношении прошлых налоговых периодов оцените правомерность применения вашей компанией налоговых льгот и вероятность того, что в ходе налоговой проверки вам удастся их отстоять. А в отношении будущих налоговых периодов внимательно изучайте условия предоставления федеральных, региональных льгот.

· описание риска

В налоговом праве выделяют два вида контроля цен:

— контроль цен в сделках между взаимозависимыми лицами (ВЗЛ) — контролируемых сделках (разд. V.1 НК РФ);

— контроль цен в сделках между взаимозависимыми лицами, которые не являются контролируемыми (ст. 54.1 НК РФ).

Если контроль цен в контролируемых сделках четко урегулирован налоговым кодексом, то контроль цен в неконтролируемых сделках до сих пор остается «серой зоной». В судебной практике в настоящий момент существует ряд судебных актов довольно слабо определяющих пределы колебания цен в неконтролируемых сделках, что определяет актуальность указанного риска.

· основные рекомендации

— используйте методы определения рыночных цен в сделках с ВЗЛ, предусмотренные главой V.1 НК РФ, даже если сделки не являются контролируемыми;

— не допускайте отклонения цен в сделках между ВЗЛ более чем в 1,5 раз от рыночных цен.

Для всех организаций и ИП

К бизнесмену придут с проверкой, если он игнорирует налоговую: в течение пяти дней не отвечает на запросы, не подает документы, которые требуют налоговики, или отказывается пояснять нестыковки и ошибки в декларации, которые выявил инспектор.

Для всех организаций и ИП

Если бизнесмен чаще одного раза меняет адрес фирмы так, что переходит в другую налоговую, это подозрительно. Возможно, бизнесмен старается избежать внимания налоговой и уклониться от проверок.

Для организаций на общей системе налогообложения

Если в каждом квартале расходы растут быстрее доходов, это подозрительно. Возможно, бизнесмен занижает доходы или завышает расходы, чтобы не платить налог на прибыль.

Расходы ИП близки к доходам

Для ИП на общей системе налогообложения

Бывает, предприниматель по результатам года выходит в ноль — расходы равны доходам. В этом случае платить налог на доходы физических лиц не с чего. Налоговая может заподозрить, что бизнесмен подгоняет расходы под доходы, чтобы не платить налог.

Также бизнесмена заподозрят в махинациях, если налоговый вычет на доходы физических лиц окажется выше 83% от суммы доходов.

Мы поговорили с бизнесменом из Питера, который производит мебель. Он руководит ООО на общей системе налогообложения. Это самый сложный налоговый режим из всех: бизнесмен платит НДС, налог на прибыль, транспортный налог и налог на имущество. Он поделился опытом, как ему удается избегать выездных проверок.

За пять лет к бизнесмену ни разу не пришли с налоговой проверкой. Это заслуга бухгалтера на аутсорсе — он проверяет показатели фирмы по всем 12 критериям. В течение года он следит, чтобы налоговая нагрузка была не ниже, чем по отрасли, контролирует доходы, расходы, начисление НДС и сумму налоговых вычетов по нему. Фирма не связывается с сомнительными схемами и подозрительными компаниями — дотошно проверяет каждого поставщика. А в конце года, прежде чем подать декларацию, бухгалтер еще раз прогоняет показатели фирмы по всем критериям налоговой. Это работает: бизнесмен не нарушает закон, и налоговики его не тревожат.

Бизнесмен рассказал, что помимо 12 критериев есть еще один, на который ориентируются налоговики — минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Они наверняка придут с проверкой к тем, кто платит своим работникам зарплату ниже минимального уровня. Для Питера с 1 мая 2018 года МЗП равна 17 000 ₽, но бизнесмен предпочитает платить на тысячу-две больше, чтобы наверняка. Этим негласным правилом руководствуются как налоговики, так и бизнесмены.

Мы не можем гарантировать, что вы не попадете в план проверок, даже если у вас все показатели в норме. Но опыт бизнесмена, с которым мы разговаривали, показывает, что ни разу не попасть в план проверок возможно.

Налоговики составляют план проверок не наобум, а только после того, как проанализируют годовую отчетность. Потенциальных нарушителей отбирают по 12 критериям. В первую очередь займутся теми, кого заподозрят в преступной деятельности, отмывании денег и уклонении от уплаты налогов. Затем заинтересуются бизнесменами, у которых зашкаливают один-два показателя. Бизнесмены, у которых все показатели в норме, вряд ли попадут в план проверок

Чтобы узнать, грозит ли вам проверка:

1. Оцените свой бизнес по критериям налоговой.

2. Если обнаружили отклонения, проверьте, все ли операции попали в отчет для налоговой и нет ли ошибок в расчетах.

3. Если ошиблись, подайте корректирующий отчет. Если ошибок нет, вы ничего не нарушили, всё законно и подтверждающие документы на месте, предоставите их налоговой в случае проверки.

4. Чтобы в дальнейшем не попасть в план проверок налоговой, старайтесь не отклоняться от нормы по тем показателям, на которые они ориентируются.

\r\n\r\n

Налогоплательщик может быть включен в план выездных проверок, если его налоговая нагрузка ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли. Налоговая нагрузка рассчитывается по следующей формуле:

\r\n\r\n

сумма налогов и сборов за календарный год по данным отчетности / оборот организаций (по данным Росстата) × 100%.

\r\n\r\n

Согласно опубликованной таблице, по сравнению с предыдущим периодом расчетные значения для большинства отраслей изменились незначительно. Например, в сфере строительства налоговая нагрузка в 2018 году составляла 10,4%, а в 2019 году — 11,9%. А в сфере производства пищевых продуктов, напитков, табачных изделий этот показатель уменьшился с 21,7% до 20,9%.

\r\n\r\n

\r\n\r\n

Низкий уровень рентабельности продаж и рентабельности активов (если рентабельность отклоняется от средней более, чем на 10%) тоже может стать основанием для назначения налоговой проверки.

\r\n\r\n

В целом можно отметить, что по сравнению с 2018 годом значения рентабельности уменьшились по многим видам деятельности. В частности, средняя рентабельность продаж в сфере производства продуктов в 2018 году составляла 9,2%, а в 2019 году — 8,2%. В сфере оптовой торговли (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами) средняя рентабельность продаж снизилась с 10% до 8,3%. А вот в строительстве данный показатель увеличился: в 2018 году он составлял 6,1%, а в 2019 году — 7%.

Налогоплательщик может быть включен в план выездных проверок, если его налоговая нагрузка ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли. Налоговая нагрузка рассчитывается по следующей формуле:

сумма налогов и сборов за календарный год по данным отчетности / оборот организаций (по данным Росстата) × 100%.

Согласно опубликованной таблице, по сравнению с предыдущим периодом расчетные значения для большинства отраслей изменились незначительно. Например, в сфере строительства налоговая нагрузка в 2018 году составляла 10,4%, а в 2019 году — 11,9%. А в сфере производства пищевых продуктов, напитков, табачных изделий этот показатель уменьшился с 21,7% до 20,9%.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *