Когда образовались муп в Саратовской области

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда образовались муп в Саратовской области». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Всероссийская перепись населения 2020 года
  • Дороги Саратова
  • Здравоохранение
  • Конкурс социальных проектов некоммерческих организаций
  • Культура
  • Молодежь
  • Музей-усадьба Н.Г.Чернышевского
  • Национальные проекты
  • Новости общественной палаты города
  • Новости Саратова
  • Образование
  • Официальный комментарий
  • По материалам газеты Саратовская Панорама
  • Поддержка малого и среднего бизнеса
  • Работа с несовершеннолетними
  • Саратов — город будущего
  • Спорт
  • Уборка города от снега
  • Увек — волжская Троя
  • Управление по труду и социальному развитию
  • Формирование комфортной городской среды

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Законодатель регулирует деятельность данных организаций в:

  • Гражданском Кодексе РФ (ст. 113-115);
  • N 161-ФЗ от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных предприятиях»;
  • Уставных документах организации.

Согласно перечисленным нормам, данные организации наделяются всеми правами юридических лиц. В то же время они ограничены в отдельных проявлениях товарно-рыночных отношений. Кратко они изложены ниже в данной статье.

В условиях современной федеральной России муниципальное унитарное предприятие – это юридический объект, обладающий такими признаками:

  • он образован только решением какого-либо государственного органа власти, начиная с Правительства РФ и заканчивая органом самоуправления отдельной местности;
  • базируется только на имуществе, принадлежащем изначально государству либо органу в России, его представляющему;
  • имеет уставный фонд не менее 1000 МРОТ;
  • работает только под одним собственником-учредителем, делить права на него между какими-либо другими интересантами по закону запрещено;
  • распоряжаться врученным имуществом унитпредприятие вправе только с желания и согласия вышестоящего учредителя;
  • управление учреждением осуществляет руководитель, назначенный контролирующим ведомством по своему выбору.

Сам тип управления согласно закону дифференцируют на:

  • право хозяйственного ведения;
  • метод оперативного управления (казенные).

При этом, когда унитарные предприятия осуществляют свою деятельность на праве хозяйствования, они наделены возможностью пускать часть доходов, полученных с помощью имущества собственника-учредителя, на свои собственные нужды по своему усмотрению. Униты на оперативном управлении такого права лишены, результаты их работы полностью в ведении только изначального собственника. Правовая основа этого – ст.114, 115 ГКРФ.

Таким образом, на практике МУП означает организацию, созданную, к примеру, местным исполнительным комитетом, администрацией, муниципалитетом, который выделил сугубо из своих фондов какое-то имущество для ее работы – недвижимое, движимое — посадил над ней руководителя и определил задачи для выполнения. Ответственность за деятельность на вверенной базе будет нести руководитель, а ответственность за само имущество и активы – курирующий исполком, администрация, муниципалитет.

Унитарность – это своеобразная форма деятельности организации, которая характеризуется следующим образом:

  • образование этого юридического лица происходит в том случае, когда собственник выделяет конкретную долю имущества, а не путем объединения какой-либо собственности нескольких лиц;
  • юридическое лицо обладает имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и делить его нельзя;
  • членство не предусмотрено;
  • управление осуществляется единолично.

Эти хозяйствующие субъекты создаются по следующим причинам:

  • чтобы иметь в пользовании имущество, которое нельзя приватизировать;
  • выполнять деятельность по решению социально значимых задач, выставляя на продажу определенный вид товаров и услуг по самым низким ценам и делая товарную интервенцию по товарам первой необходимости;
  • обеспечивать конкретные виды деятельности, подлежащие дотированию, и осуществлять убыточное производство.

Закон об унитарных предприятиях, главной целью их деятельности, называет решение задач государственного уровня на коммерческой основе.

При создании таких учреждений государство или муниципалитет обеспечивают его имуществом, которое является их собственностью на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Любое название, которое присваивается этому юридическому лицу, обязательно должно указывать, кому принадлежит имущество. Устав об этом четко прописывает. Этот хозяйствующий субъект за свои обязательства отвечает принадлежащем ему имуществом, не будучи ответственным перед обязательствами собственника имущества. Собственник обладает правом назначения на должность руководителя предприятия.

Законодательство об унитарных предприятиях предлагает две формы их деятельности:

  • на праве хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия);
  • муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие свою деятельность на основе оперативного управления (казенные учреждения).

Органы государства или органы местного самоуправления своим решением образуют государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие свою деятельность на праве хозяйственного ведения. Их создают с определенной целью – выполнять конкретные работы, оказывать разнообразные услуги и производить определенную продукцию. Все эти задачи характерны для коммерческих организаций. Однако, такие юридические лица для совершения различных сделок в правах не ограничиваются. Например, они могут сдать в аренду пустующее помещение.

Учредительный документ этого юридического лица — устав. Кроме общей информации, он предоставляет сведения о целях деятельности организации и размере уставного фонда.

Государственное унитарное предприятие обычно имеет размер уставного фонда не меньше, чем 5000-кратный размер минимальной ежемесячной оплаты труда, а муниципальное – не меньше 1000-кратного размера. Уставной фонд создают только в муниципальных предприятиях.

Управляются такие учреждения одним человеком – директором. Назначает его на эту должность собственник или имеющий на это соответствующие полномочия специальный орган.

Если в федеральной или муниципальной собственности имеется имущество, то на его базе образовываются муниципальные казенные учреждения. Они считаются унитарными предприятиями, осуществляющими свою деятельность на праве оперативного управления с учредительным документом в виде устава.

Собственник-учредитель обладает правом ликвидировать имущество, которое не используется, считается лишним или его применяют не по назначению.

Только собственник дает согласие пользоваться любым имуществом муниципальному казенному предприятию. Название предприятия в обязательном порядке должно содержать слово «казенный».

Это юридическое лицо использует имущество двумя способами:

  • хозяйственное ведение;
  • оперативное управление.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия при хозяйственном ведении самостоятельно пользуются принадлежащим имуществом, продукцией, которую выпускают и полученными доходами, с некоторыми ограничениями. В законе об этом четко прописано. Если используется оперативный способ распоряжения имуществом казенными учреждениями, то для распоряжения этим имуществом, продукцией, которая выпускается и получаемой прибыли, необходимо согласие собственника.

Собственник имущества выполняет следующие задачи:

  • решает вопрос о необходимости создания хозяйствующего субъекта;
  • определяет, какой деятельностью оно будет заниматься;
  • занимается вопросами его реорганизации и ликвидации;
  • контролирует сохранность имущества.

Дочерние структуры этими юридическими лицами не имеют права учреждаться. В законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях об этом прямо сказано. Связано это с тем, чтобы не допустить вывода из-под контроля имущества в случае передачи его дочерним структурам. Источники финансирования этих юридических лиц такие же, как и в других коммерческих организациях.

Образовываются данные организации в результате выделения собственником – муниципальным образованием либо государством – имущественной доли.

Нацелено создание данных организаций на удовлетворение какой-либо потребности или выполнения задач государства. В процессе деятельности организация имеет права извлекать прибыль. Обычно это делается путем сдачи в аренду пустующих зданий или комнат, оказания какого-либо рода услуг, осуществления производства.

Владелец имущественных прав организации на правах хоз. ведения и сама организация являются обособленными друг от друга. За долги организации владелец имущественного права может быть в ответе, только если его действия привели к образованию задолженностей. Сама организация не несет ответственности за задолженности учредителей.

Это важно: наименование учредителя, выделившего изначальные средства на создание организации, обязательно прописывается и в наименовании МУП. Та же структура пользуется полномочием назначения директора в данную организацию.

Прокуратура Саратовской области в деятельности муниципального унитарного предприятия Балашовского муниципального района «Благоустройство и озеленение» выявила нарушения требований законодательства об оплате труда.

Установлено, что в результате невыплаты 86 работникам заработной платы за октябрь 2018 года на предприятии образовалась задолженность в размере 1,4 млн. рублей.

С целью погашения образовавшейся задолженности по заработной плате прокурор руководителю МУП БМР «Благоустройство и озеленение» внес представление об устранении нарушений закона.

Кроме того, в интересах работников в суд направлены заявления о выдаче судебных приказов по взысканию начисленной, но не выплаченной заработной платы, которые рассмотрены и удовлетворены.

Благодаря принятым мерам прокурорского реагирования задолженность по заработной плате перед работниками предприятия погашена в полном объеме.

«Физкультурно-спортивный комплекс» преобразуют из МУПа в МБУ

Каждая компания каталога имеет свою страницу или отдельный сайт, созданный через конструктор Cataloxy, где расположена вся информация, которая может быть полезна потребителю: подробное описание деятельности, ссылки на сайты, телефоны и адреса. Отзывы и оценки клиентов помогут сориентироваться, и решить, стоит ли обращаться за помощью в данную компанию. Если у вас есть что добавить, вы можете написать отзыв, основанный на собственном опыте. Многие фирмы Саратовa публикуют свои новости, каталоги товаров и услуг, открытые вакансии или видео о своей продукции.

В каталоге также можно найти режим работы и расположение на карте. Связаться с представителями организаций можно не только по телефону, но и непосредственно через наш сайт: написать письмо, воспользовавшись специальной формой обратной связи, которая есть на страничке каждой компании. Чтобы не потерять нужную информацию воспользуйтесь функцией «Распечатать».

Дата ликвидации компании 19.04.2012
Способ прекращения юридического лица 407 — Прекращение деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ
Регистрирующий ликвидацию налоговый орган Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №8 по Саратовской области, №6450
ОГРН 1036405006703
ИНН 6450061011
КПП 645001001
Организационно-правовая форма (ОПФ) Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения
Полное наименование юридического лица МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «БЛАГОУСТРОЙСТВО» ПО ВОЛЖСКОМУ РАЙОНУ Г.САРАТОВА
Сокращенное наименование юридического лица МУП «БЛАГОУСТРОЙСТВО» ПО ВОЛЖСКОМУ РАЙОНУ Г.САРАТОВА
Регион Саратовская область
Юридический адрес 410031, Саратовская область, город Саратов, Московская улица, д. 45
Регистратор
Наименование Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №19 по Саратовской области, №6451
Адрес 410049, Саратов г, Пономарева ул, 24
Дата регистрации 03.06.2002
Дата присвоения ОГРН 06.02.2003
Учёт в ФНС
Дата постановки на учёт 06.06.2002
Налоговый орган Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Саратовской области, №6450
Сведения о регистрации в ПФР
Регистрационный номер 073039006665
Дата регистрации 01.07.2002
Наименование территориального органа Государственное Учреждение — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе г.Саратова, №073039
Сведения о регистрации в ФСС
Регистрационный номер 640850098664051
Дата регистрации 24.06.2002
Наименование исполнительного органа Филиал №5 государственного учреждения — Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, №6405
Ликвидация
Дата ликвидации компании 19.04.2012
Способ прекращения юридического лица 407 — Прекращение деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ
Регистрирующий ликвидацию налоговый орган Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №8 по Саратовской области, №6450
Организация: МУП Саратовского муниципального района Саратовской области «Редакция газеты «Большая Волга»
ИНН: 6432002461 (Саратовская область)
Отрасль: 58.13.1 Издание газет в печатном виде
Организационно-правовая форма: 15243
Выручка за 2020 год: 2,26 млн. руб. (-0.3% за год) — 91 место среди 129 предприятий в отрасли
Активы на 31 декабря 2020: 1,32 млн. руб. (-10.4% за год) — 65 место
Чистые активы на 31 декабря 2020: 673 тыс. руб. (+1.5% за год)
Чистая прибыль за 2020 год: 10 тыс. руб. (-50% за год)

Ниже приведено сравнение ключевых финансовых показателей МУП Саратовского муниципального района Саратовской области «Редакция газеты «Большая Волга» за 2019 год с аналогичными среднеотраслевыми показателями за 2019 год. В качестве среднеотраслевых показателей взяты показатели 80 организаций с выручкой до 10 млн. руб., занимающиеся видом деятельности «Издание газет в печатном виде» (код по ОКВЭД2 58.13.1). В качестве среднего показателя использовано медианное значение, смысл которого в следующем: половина (50%) всех организаций имеют показатель выше медианного, другая половина – ниже.

Показатели МУП Саратовского муниципального района Саратовской области «Редакция газеты «Большая Волга», 2019 г. Отраслевые показатели, 2019 г.
Существенно хуже* среднего Среднеотраслевое значение Существенно лучше** среднего
Коэффициент автономии 0,45 ≤0,1 0,56 ≥0,76
Значение коэффициента хуже среднеотраслевого, не менее половины аналогичных предприятий имеют бо́льшую долю собственных средств в капитале. Дисбаланс в пользу заемных средств снижает финансовую устойчивость. Рекомендуем увеличить собственный капитал на 386 тыс. руб., чтобы он составил 56% от общего капитала организации.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0,45 ≤-0,08 0,38 ≥0,71
Значение показателя выше медианы. Это значит, что оборотные средства обеспечены собственным капиталом организации лучше, чем у большинства аналогичных предприятий.
Коэффициент обеспеченности запасов
Коэффициент обеспеченности запасов показывает степень покрытия имеющихся у организации материально-производственных запасов собственными средствами.У МУП Саратовского муниципального района Саратовской области «Редакция газеты «Большая Волга» в «Бухгалтерском балансе» отсутствуют запасы, поэтому коэффициент не рассчитан.
Коэффициент покрытия инвестиций 0,45 ≤0,18 0,58 ≥0,78
Низкая доля собственного и долгосрочного заемного капитала обусловили значение коэффициента покрытия инвестиций хуже, чем у большинства других сопоставимых организаций.
Показатели МУП Саратовского муниципального района Саратовской области «Редакция газеты «Большая Волга», 2019 г. Отраслевые показатели, 2019 г.
Существенно хуже* среднего Среднеотраслевое значение Существенно лучше** среднего
Коэффициент текущей ликвидности 1,81 ≤0,93 1,57 ≥3,56
Утрата платежеспособности в долгосрочной или среднесрочной перспективе угрожает МУП Саратовского муниципального района Саратовской области «Редакция газеты «Большая Волга» меньше, чем большинству сопоставимых организаций.
Коэффициент быстрой ликвидности 1,81 ≤0,58 1,22 ≥2,85
Ликвидные активы покрывают краткосрочные обязательства лучше, чем у большинства других предприятий отрасли, снижая риск утраты платежеспособности в среднесрочной перспективе.
Коэффициент абсолютной ликвидности 1,46 ≤0,13 0,4 ≥1,13
Доля краткосрочных обязательств, обеспеченных высоколиквидными активами организации, намного выше, чем у большинства аналогичных предприятий. Это говорит об отсутствии риска кассовых разрывов при погашении текущих обязательств.
Показатели МУП Саратовского муниципального района Саратовской области «Редакция газеты «Большая Волга», 2019 г. Отраслевые показатели, 2019 г.
Существенно хуже* среднего Среднеотраслевое значение Существенно лучше** среднего
Рентабельность продаж -27,72% ≤-48,5% -2,27% ≥4,1%
В 2019 году МУП Саратовского муниципального района Саратовской области «Редакция газеты «Большая Волга» имело убыток от продаж.
Рентабельность продаж по EBIT 0,88% ≤-4,73% 1,53% ≥7,84%
Ниже среднего.
Норма чистой прибыли 0,88% ≤-5,78% 0,88% ≥6,65%
Норма чистой прибыли показывает, сколько копеек чистой прибыли получает организация в каждом рубле выручки.У МУП Саратовского муниципального района Саратовской области «Редакция газеты «Большая Волга» этот показатель ниже, чем у большинства аналогичных организаций.
Коэффициент покрытия процентов к уплате
У организации в 2019 году отсутствовали расходы в виде процентных платежей.
Рентабельность активов 1,22% ≤-12,75% 4,26% ≥30,2%
Отдача от использования всех активов нижесреднеотраслевой.
Рентабельность собственного капитала 3,75% ≤-22,86% 5,31% ≥42,1%
Отдача от собственного капитала в 2019 году ниже, чем у большинства сопоставимых предприятий.
Фондоотдача
Рассчитать показатель невозможно по причине отсутствия на балансе организации основных средств.

Ликвидация ГУПов и МУПов! Что дальше?

Показатели МУП Саратовского муниципального района Саратовской области «Редакция газеты «Большая Волга», 2019 г. Отраслевые показатели, 2019 г.
Существенно хуже* среднего Среднеотраслевое значение Существенно лучше** среднего
Оборачиваемость оборотных активов, в днях 261 ≥127 64,1 ≤38,6
Организации требуется значительно больше времени для получения выручки равной величине оборотных активов, чем сопоставимым предприятиям.
Оборачиваемость дебиторской задолженности, в днях 24,9 ≥43,8 18 ≤6,38
Управление дебиторской задолженностью поставлено хуже, чем в аналогичных организациях.
Оборачиваемость активов, в днях 261 ≥195 96,3 ≤47
Как минимум три четверти сравниваемых организаций распоряжаются своими активами эффективней, чем МУП Саратовского муниципального района Саратовской области «Редакция газеты «Большая Волга».

В дополнение к сравнительному анализу в рамках отрасли ниже приведено сравнение финансовых показателей МУП Саратовского муниципального района Саратовской области «Редакция газеты «Большая Волга» со всеми российскими предприятиями аналогичного масштаба деятельности. В сравнении использованы 624 тыс. российских организаций с выручкой до 10 млн. руб.

Выберите шрифтTahomaTimes New Roman

Интервал между буквами(Кернинг) :СтандартныйСреднийБольшой

ООО «Газпром трансгаз Саратов» — одно из старейших предприятий в газовой отрасли. Трудовой коллектив Общества прошел все этапы рождения, становления и развития отечественной газовой индустрии.

История предприятия неразрывно связана с годами Великой Отечественной войны. В 1941 году вблизи поселка Елшанка под Саратовом был обнаружен газ в промышленных масштабах. Первооткрывателями Елшанского, а затем и Курдюмского месторождений газа стали геолог И.И. Енгуразов и профессор Саратовского госуниверситета Б.А. Можаровский.

В 1942 году Совнарком СССР принимает постановление о срочном строительстве и вводе в эксплуатацию газопровода «Елшанка — Саратовская ГРЭС». Через 35 дней и ночей, 28 октября 1942 года, газопровод протяженностью 16 километров подал первые кубометры газа в топки Саратовской ГРЭС. Вслед за переводом на газ Саратовской ГРЭС был построен газопровод на Саратовскую ТЭЦ. Затем газ получили оборонные заводы.

В 1943 году было создано Главное управление газа и искусственного жидкого топлива при Совете Народных комиссаров СССР, сокращенно Главгазтоппром. Проект газопровода «Саратов — Москва» был первым важным делом этой организации. Сомнений и сомневающихся было много. И только когда в январе 1944 года управляющий Нижневолжским геолого-разведочным трестом А.И. Кутуков прислал телеграмму: «На площади Курдюм, расположенной радом с Елшанкой, получен мощный фонтан газа с суточным дебитом около одного миллиона кубометров, давление пятьдесят четыре атмосферы», было принято окончательное решение о строительстве газопровода.

Возглавить строительство было поручено генерал-майору инженерно-технической службы НКВД В.А. Пачкину. Срок строительства был очень коротким — два года. Необходимо было развернуть работы сразу по всей трассе. Ее разбили на семь строительных участков. Квалифицированных рабочих не хватало. Москва направила сварщиков, слесарей, монтажников с заводов и строек города. Люди, инструменты, оборудование, материалы прибывали из Московской, Саратовской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской областей.

Изыскания трассы проводились десятью партиями. Изыскатели не только выбирали лучшую трассу для газопровода, но и площадки под строительство компрессорных станций, будущих поселков, искали источники водоснабжения. Работа велась круглые сутки при любых погодных условиях.

Особенно трудным оказался выбор подходов к Москве: нужно было пересечь густую сеть железнодорожных линий, асфальтированных дорог, дачные и рабочие поселки.

Основным этапом формирования Общества «Газпром трансгаз Саратов» стала середина 60-х годов. Именно тогда были открыты крупнейшие месторождения газа в Узбекистане и Туркмении.

В июле 1966 года руководство СССР приняло решение о строительстве первой очереди трансконтинентального магистрального газопровода «Средняя Азия — Центр» протяженностью свыше 2000 километров и с пропускной способностью 10,5 млрд. кубометров газа в год. Это послужило началом сооружения одной из крупнейших в мире газотранспортных систем.

Вдоль газопровода предстояло построить десятки компрессорных станций с комплексом жилых домов и культурно-бытовых объектов. Гигантской магистрали предстояло преодолеть около 300 естественных и искусственных преград, в том числе такие крупные реки, как Амударья, Эмба, Урал, Волга, Ока.

На строительстве применялись лучшие технические достижения того времени: мощные землеройные и подъемные механизмы, аппараты для автоматической сварки и контроля качества швов, машины для изоляции труб. Все это и многое другое значительно облегчило труд строителей, повысило его производительность. На стройку были собраны лучшие специалисты и руководители.

Условия работы и жизни в Средней Азии были очень трудными. Русский инженер Ульянов, посетив те места задолго до строительства газопровода, писал: «Жара в 40 градусов уже в мае, нестерпимое отражение солнца, изнуряющая ночь в обществе различных ползучих гадов». Такую экзотику испытали все, кто трудился в Средней Азии.

Заключение договора на концессию «Саратовводоканала» с ООО «Концессии водоснабжения-Саратов» сопровождалось скандалом. Другой участник конкурса «Новая городская инфраструктура Прикамья», входящая в РКС олигарха Виктора Вексельберга, подала жалобу в ФАС. Но чиновники пренебрегли ее предписанием и заключили договор с ООО «Концессии водоснабжения-Саратов», по-видимому, заранее выбранным подрядчиком.
ООО «Концессии водоснабжения-Саратов» — «дочка УК «Лидер», которая не раз попадала в скандал в разных регионах. Однако это не помешало губернатору Саратовской области Валерию Радаеву встретиться с руководством «Лидера» на инвестиционном форуме в Сочи. Там, наверное, и была достигнута устная договоренность, которую потом только провели через положенные процедуры, чтобы соблюсти правила приличия.
Соглашение о передаче «Саратовводоканала» в концессию было подписано в ноябре 2017 г. Тогда губернатор назвал УК «Лидер» одной из самых успешных российских компаний, работающих в этой сфере. Теперь полгорода стало невольными свидетелями «профессионализма» ООО «Концессии водоснабжения-Саратов».
На момент подписания соглашения изношенность сетей саратовского водоканала составляла 80-100%. То есть, его плачевное состояние не было секретом ни для губернатора, ни для концессионера. Вложить в «Саратовводоканал», по мнению мэра города Михаила Исаева, надо было 8 млрд руб.
Крупная коммунальная авария может быть свидетельством того, что за три с лишним года «дочка» УК «Лидер» ничего не предпринимала для того, чтобы исправить ситуацию. А просо зарабатывала на жителях Саратова денежки. Изменится ли, что-то после того, как грянул коммунальный «гром»?
От аварий никто не застрахован но, что такая крупная произошла именно в Саратове лишний раз показывает неспособность губернатор Валерия Радаева организовать работу своих чиновников, которые отвечают за сферу ЖКХ. Кто-то же должен был контролировать работу концессионера.
На фоне происшедшей аварии откровенно популистским смотрится вчерашнее заявление главы региона о том, что в официальный сектор надо вернуть 57 тыс. работников. Может, и надо, только как это сделать? Об этом Валерий Радаев почему-то не сказал.

Экологическое неблагополучие затрагивает как природные водоемы области, так и хозяйственно-питьевое водоснабжение. Водный фонд области насчитывает около 3,5 тысячи поверхностных водоемов — рек, озер, водохранилищ, прудов (в том числе 358 рек длиной более 10 кми 184 водохранилища с объемами более 1,0 млн. м3). Главным источником водоснабжения является Волга, зарегулированная Саратовским и Волгоградским водохранилищами. Большинство рек Левобережья (где в весеннее половодье проходит 90 — 100 % стока) зарегулировано плотинами с целью перераспределения годового стока. Водообеспеченность районов, расположенных в бассейнах рек Большой Иргиз, Еруслан, Большой Узень, Малый Узень, летом обеспечивается исключительно за счет переброски волжской воды по Саратовскому оросительно-обводнительному каналу (50 куб. м/сек). Фактическое обеспечение водой Левобережья составляет менее 50 % от потребности.

2.2. Хозяйственно — питьевое водоснабжение и канализация

Качество питьевой воды – один из важнейший фактор экологического благополучия. 83 % населения используют для водоснабжения воду поверхностных водоемов, которые как правило сильно загрязнены (см. Табл. 4 — 6). 37 % населения области не обеспечено водопроводом и канализацией. 45 % водопроводных и 40 % канализационных сетей нуждаются в замене. За2009 г. на канализационных сетях произошло 956 аварий. На100 кмсистем водоотведения происходит около 50 аварий ежегодно (Вода 2011)

В 2011 г. в области эксплуатировалось 1979 источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения (1749 – подземных и 230 – поверхностных). Постоянно контролировалось качество воды на 507 источниках. По химическим показателям доля «нестандартных» проб составила 25,8 % (в2010 г. – 25,2 %), по микробиологическим – 5,2 % (в2010 г. – 5,7 %).

В 2011 г. зоны санитарной охраны не имели 9,3 % подземных, и 38,7 % поверхностных источников питьевого водоснабжения. Доля «нестандартных» проб по санитарно-химическим показателям в подземных источниках — 27,6 %, в поверхностных – 17,2 %, по микробиологическим показателям — 3,2 % в подземных, 13,7 % – в поверхностных источниках. В2011 г. средняя доля водопроводов, не отвечающих санитарным нормам и правилам из-за отсутствия очистных сооружений — 12,0 % (из подземных источников – 5,1 %, из поверхностных – 39,7 %) (Экология 2012). В Перелюбском, Питерском и Новоузенском районах ни один из водопроводов не имеет очистных сооружений (кроме расположенных в Новоузенске и Питерке). В Федоровском, Ершовском, Пугачевском, Краснокутском и Дергачевском районах только 4,8 — 17,6 % водопродовов имели системы очистки подаваемой населению воды.

2.3. Затопление и подтопление территории

71 % жителей области (1780 тыс. чел.) проживают на территориях, подверженных негативному влиянию вод – затоплению и подтоплению. Суммарный материальный ущерб от всех таких негативных явлений оценивается в десятки миллиарлдов рублей (Экология 2011). Создание водохранилищ на Волге нанесло и продолжает наносить области серьезный ущерб в результате переработки берегов и оползней. За 1967 – 2007 гг. берег Саратовского водохранилища местами отступил на 200 -260 м. (Экология 2011). Официально прогнозировавшейся стабилизации береговой линии водохранилищ в обозримом будущем не произойдет.

На территории области расположено 3250 напорных гидротехнических сооружений ГТС), 60 % которых требуют ремонта. Особо потенциально опасными являются 41 (Экология 2012) ГТС, в том числе пять водохранилищ (Нахойское в Энгельсском районе, на балке Местная и реке Тепловка в Перелюбском районе; Ахмат-Лавровское в Краснокутском районе; на балке Сареевской в Ровенском районе) (Экология 2012).

2.4. Доступ к водоемам

В области плохо соблюдаются режимы использования водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе — обеспечение свободного доступа к водным объектам общего пользования. По закону, береговая полоса шириной20 мне может быть застроена и перегорожена. Однако, в области при попустительстве или прямом участии власти и местного самоуправления, нередки случаи противозаконного запрещения свободного доступа граждан к берегам водоемов (в Саратове, Энгельсе, других городах и пригородных территориях) (Уполномочен 2009)

2.5 Загрязнение подземных вод

В2011 г. на территории области, по неполным данным, выявлены 152 очага загрязнения подземных вод, в том числе на 18 хозяйственно-питьевых водозаборах (Экология 2012). Наибольшему загрязнению на территории области подвержены территории Саратова (48 участков загрязнения, общей площадью 400 км2), Энгельса (20 участков загрязнения, общей площадью 100 км2) и Балаково (13 участков загрязнения). Характер загрязнения подземных вод представлен в табл. 8.

3. Почвы. Загрязнение земель

В земельном фонде области 84,5 % — земли сельскохозяйственного назначения, 5,4 % — земли лесного фонда, 3,6 % — земли населенных пунктов, 2,1 % — земли водного фонда, 2,0 % — земли промышленности и транспорта. В структуре земель населенных пунктов застройка занимает 17,8 %, дороги 10,0 %, городские леса и парки — 2,7 %.(Доклад 2011).

Из 8,5 млн. га сельхозугодий области 89 % (в основном в лесостепной и степной ландшафтных зонах) — эродированны и эррозионно-опасны (Табл. 9).

Одной из важнейших экологических проблем области является проблема обращения с отходами производства и потребления. В2011 г. в области образовалось 4,7 млн. т промышленных отходов (на 12 % больше уровня2010 г.) (Экология 2012). 75 % образовавшихся отходов захоронены в могильниках, хранилищах и отвалах предприятий, где накоплено более 50,6 млн. т промышленных отходов разных классов опасности (более 40 млн т – фосфогипс, отход производства фосфорной кислоты, на территории ООО «Балаковские минеральные удобрения» — «Иргиз»). В области отсутствует полигон для захоронения особо опасных отходов. Ряд предприятий («Тантал», «Знамя Труда», «САЗ», «АИТ», «ЭЛМАШ», «СЭПО») по-видимому, размещают опасные отходы, запрещенных к вывозу на обычные полигоны на собственной территории. В Балакове вокруг отвалов фосфогипса загрязнение в десятки раз превышает ПДК по фосфатам, хлоридам, железу, аммиаку и нитратам (Википедия).

В области ежегодно образуется в среднем около 4,0 млн. м3 твердых бытовых отходов (ТБО). В 2011 г. на полигоны и свалки поступило 4267 тыс. м3 ТБО – в среднем1,7 м3 на каждого жителя области. Всего на территории области имеется 658 объектов размещения ТБО. Из них: полигонов ТБО – 24, санкционированных свалок – 389, несанкционированных свалок – 245. Реальное число свалок в области многократно больше – окрестности всех поселений окружены нелегальными свалками.

Свалки и полигоны ТБО занимают значительные площади городских территорий.

Даже на территории Саратова эксплуатируются три полигона ТБО общей площадью около 100 га:

— в Волжском районе «Гуселка-2» площадью26,5 га;

— Елшанский полигон в Ленинском районе площадью43,9 га(ведется строительство второй очереди площадью4,3 га);

— в Александровском карьере Заводского района площадью23,6 га.

На территории Ленинского района Саратова в Елшанском карьере керамзитовых глин (промышленная зона ВСО) уже много лет действует полигон по захоронению промышленных отходов и нефтешлама с саратовских предприятий, который фигурирует в документах и актах проверок, как «объект рекультивации». Статья 8.1 СанПиН 2.1.7.722-98, определяющая порядок рекультивации карьеров, гласит, что «Отработанные карьеры, искусственно созданные полости являются сборниками загрязненных ливневых вод и стоков. С целью возвращения данной территории в состояние, пригодное для хозяйственного использования, производится ее рекультивация. Рекультивация осуществляется организациями, уполномоченными администрацией местного органа исполнительной власти, и согласовывается с территориальным ЦГСЭН. Рекультивация карьеров производится в срок не более одного года». Налицо явное нарушение норм СанПиНа, однако контролирующие органы продолжают продлевать срок лицензии владельцам полигона.

Существующие в области объекты размещения отходов не обеспечивают их изоляцию и защиту окружающей среды, не отвечают санитарным и экологическим нормам. Вокруг с валок и полигонов наблюдается масштабное загрязнение почв, грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха. Захламлены территории массового отдыха, вокруг садовых и дачных участков, вдоль автомобильных и железных дорог (Экология 2011).

Даже в Саратове не достаточно налажен своевременный вывоз ТБО и много нелегальных свалок существует в черте города (особенно в районе Глебучева оврага, поселков Новосоколовогорский и Агафоновка, Заводском и Ленинском районах города – Уполномоч 2009). Кроме опасного загрязнения почв, грунтовых вод, в результате испарения и постоянных пожаров (сотни возгораний ежегодно) свалки вызывают опасное загрязнение атмосферного воздуха. Городские власти не торопятся решать проблему утилизации ТБО. Более того, администрация Саратова провела летом 2012 года публичные слушания по внесению изменений в Генплан города с тем, чтобы официально вывести за границы городской черты мусорные полигоны, и узаконить, таким образом, вывоз на них ТБО. Во время голосования на слушаниях активно использовался административный ресурс, а сами слушания прошли с многочисленными нарушениями действующего законодательства.

Основными проблемами обращения с отходами в Саратовской области являются:

— низкий уровень раздельного сбора и переработки отходов производства и потребления;

— неудовлетворительное состояние мест сбора и размещения отходов,

— несоблюдение правил благоустройства на селитебных территориях,

— низкий уровень привлечения инвестиций из различных источников,

— отсутствие полигона для промышленных токсичных отходов.

Школы в Саратове позволяют получить качественное образование, хотя учебных учреждений не хватает.

Аналогичная ситуация с ДОУ, что провоцирует образование очередей и не всегда родители могут пристроить без особых проблем своих чад в садики.

Школ и детсадов не хватает во многих районах и посёлках Саратова, поэтому возникает переполненность групп и учебных классов.

Из-за проблем на дорогах школьники не успевают на учёбу, а родители не могут вовремя отвезти детей в детские сады.

Кроме школ в городе имеются специализированные лицеи, колледжи, гимназии с углублённым изучением тех или иных школьных предметов.

Высшее образование можно получить в местных вузах, а также в университетах, которые являются филиалами московских, питерских и международных вузов.

Среди учебных заведений популярностью пользуются факультеты с юридическими и экономическими специальностями.

Качественное образование можно получить в Саратовской Государственной академии права, Саратовском государственном социально-экономическом университете и Саратовском госуниверситете.

Правительство области не исключает ухода из Саратова ООО «КВС»

Саратовская область расположена на юго-востоке Европейской части России, в северной части Нижнего Поволжья. С запада на восток территория вытянута на 575 км, с севера на юг — на 330 км. Через область протекает река Волга, которая делит область на 2 части: Левобережье и Правобережье.

Гидроэнергопотенциал области реализуется на Саратовской ГЭС в среднегодовом размере около 5,4 млрд кВт·ч электроэнергии.

Особое сельскохозяйственное значение представляют ценные обыкновенные и южные чернозёмы, широко распространённые каштановые почвы.

Область в основном достаточно обеспечена водой, кроме Волги и многочисленных рек, известны многие источники и залежи минеральных вод.

Климат в области умеренно континентальный: продолжительное сухое жаркое лето, в Левобережье значительное количество дней с температурой выше 30 °C. Зима — морозная, среднее количество дней с осадками — 12—15 в месяц, с туманами — в среднем 4—10 дней в месяц, с метелями — в среднем 4—10 дней в месяц. Весна короткая. В марте возможны метели, заносы на дорогах, в среднем 5—7 дней. Дней с туманами в марте в среднем 5—9. Весной, обычно с последней декады марта по третью декаду апреля, на дорогах с твёрдым покрытием вводится ограничение на движение большегрузного автотранспорта, начало которого приурочено к переходу среднесуточной температуры через 0. Осень не отличается из года в год постоянством погоды. Устойчивый снежный покров образуется в северных районах к 25 ноября, а в центральных и южных — с 29 ноября по 8 декабря. Область пересекает климаторазделяющая и ветроразделяющая ось Воейкова, она проходит в среднем через восточные и северные районы области, иногда понижаясь к югу, а иной раз уходя заметно к северу, особенно весной, к границам лесной и лесостепной природных зон, этa ось оказывает влияние на климат области.

Весна начинается в последней декаде марта. Лето длится 4,5 месяца и делится на три периода: «предлетье», «разгар» и «спад» лета. Летом на всей без исключения территории Саратовской области господствуют ветры Северо-Западных, Северных, Северо-Восточных румбов. Осень начинается в середине сентября и продолжается до начала ноября. Зима начинается в первую декаду ноября.

Современное экологическое состояние Саратовской области является критическим. Продолжается интенсивное загрязнение природной среды по мере роста объёмов производства. Динамичнее, чем в среднем по России, развивается топливная, химическая и нефтехимическая промышленность. Внешнеторговый оборот Саратовской области за 2011 год возрос на 36,8 %[8]. Основу экспорта составляет продукция топливно-энергетического и нефтехимического комплекса. В страны ближнего зарубежья продолжает поставляться продукция машиностроения. Одновременно с экономическим ростом региона растёт и экологический ущерб. На сегодняшний день экологическое состояние Саратовской области не улучшается. Не предпринимаются меры по приостановлению негативных воздействий на окружающую среду, предотвращению неконтролируемого воздействия (к ним относятся аварии, неконтролируемые выбросы, что может привести не только к катастрофам локального характера, но и более масштабного). Все отмеченные негативные проявления происходят на фоне опасных природных процессов: оползни, карст, землетрясения, подтопления. Для решения целого комплекса экологических проблем Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области была разработана «Программа стабилизации и улучшения экологической обстановки на территории Саратовской области», основу которой составили предложения администраций городов и районов области, городских районных комитетов по охране окружающей среды, предприятий и организаций области. Финансирование программы осуществляется из бюджетов разных уровней, средств экологических фондов, предприятий и организаций области. В итоге увеличился объём капитальных затрат, направленных на охрану окружающей среды области, за счёт всех источников финансирования. Объекты общественности неизвестны.

В отвалах и хранилищах предприятий Саратовской области находится 24 млн тонн промышленных отходов:

  • 1 класс опасности — 3,5 тыс. тонн; («Тантал», «Знамя Труда», «САЗ», «АИТ», «ЭЛМАШ», «СЭПО»)
  • 2 класс опасности — около 5 тыс. тонн;
  • 3 класс опасности — около 3 млн тонн;
  • 4 класс опасности — около 21 млн тонн.

В 1998 году в области образовалось примерно 1,5 млн тонн промышленных отходов 1—4 классов опасности, около 2 млн тонн твёрдых бытовых отходов. По сравнению с 1997 годом произошло уменьшение валового объёма образования промышленных отходов на 11 %, что связано с падением объёмов производств.

Особо опасным предприятием в Саратове является завод «АИТ», который загрязняет не только свою территорию, но и прилегающий к нему жилой массив. Это предприятие длительное время вывозило на свалку Александровского сельсовета отходы производства, содержащие никель и кадмий.

В отвалах в количестве более 19 млн тонн (при проектной вместимости 10,84 млн тонн) накоплен фосфогипс от производственной деятельности ОАО «Иргиз» г. Балаково. Здесь загрязнение в десятки раз превышает ПДК по фосфатам, хлоридам, железу, аммиаку и нитратам.

Одной из самых актуальных проблем является проблема сбора и утилизации техническо-бытового мусора. Растёт количество несанкционированных свалок. На сегодняшний день администрациями муниципальных образований и Правительством Саратовской области она никак не контролируется и не отслеживается. Единственной мерой являются разовые акции по уборке мусора на территориях муниципальных образований, инициированные общественными организациями Саратовской области и «субботники», которые проводятся весной и осенью.

Саратовская область находится в часовой зоне МСК+1. Смещение применяемого времени относительно UTC составляет +4:00[10].

Данное время действует в области с 4 декабря 2016 года. До 3 декабря 2016 года регион жил по московскому времени (UTC+3)[11].

В рамках муниципального устройства, в границах административно-территориальных единиц области к 1 января 2016 года образованы 385 муниципальных образований[20], в том числе:

  • 4 городских округа[21],
  • 38 муниципальных районов[22], которые включают:
    • 43 городских поселений и
    • 300 сельских поселения.
Межмуниципальное сотрудничество

Межмуниципальное сотрудничество в Саратовской области осуществляет Ассоциация «Совет муниципальных образований Саратовской области»[23]. Некоммерческая организация Ассоциация «Совет муниципальных образований Саратовской области» учреждена 20 апреля 2006 года на основании статей 8 и 66 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Учредителями Ассоциации являются четыре муниципальных района Саратовской области: Аткарский, Дергачёвский, Вольский и Пугачёвский. На сегодняшний день членство в Ассоциации имеют 438 МО области (99,8 % от общего числа областных муниципальных образований). Исполнительным органом руководит Степанов Александр Алексеевич, профессор ФГОУ ВПО «Поволжская академия государственной службы».

Основная статья: Населённые пункты Саратовской области

Населённые пункты с численностью населения более 10 тысяч человек
Саратов ↘830 155[24]
Энгельс ↗227 049[25]
Балаково ↘187 523[25]
Балашов ↘75 773[25]
Вольск ↘61 943[25]
Пугачёв ↘40 656[25]
Ртищево ↘38 364[25]

Саратовская область расположена на юго-востоке Европейской части России, в северной части Нижнего Поволжья. С запада на восток территория вытянута на 575 км, с севера на юг — на 330 км. Через область протекает река Волга, которая делит область на 2 части: Левобережье и Правобережье.

Гидроэнергопотенциал области реализуется на Саратовской ГЭС в среднегодовом размере около 5,4 млрд кВт·ч электроэнергии.

Особое сельскохозяйственное значение представляют ценные обыкновенные и южные чернозёмы, широко распространённые каштановые почвы.

Область, в основном, достаточно обеспечена водой, кроме Волги и многочисленных рек известны многие источники и залежи минеральных вод.

Современное экологическое состояние Саратовской области является критическим. Продолжается интенсивное загрязнение природной среды по мере роста объёмов производства. Динамичнее, чем в среднем по России, развивается топливная, химическая и нефтехимическая промышленность. Внешнеторговый оборот Саратовской области за 2011 год возрос на 36,8 %[2]. Основу экспорта составляет продукция топливно-энергетического и нефтехимического комплекса. В страны ближнего зарубежья продолжает поставляться продукция машиностроения. Одновременно с экономическим ростом региона растёт и экологический ущерб. На сегодняшний день экологическое состояние Саратовской области не улучшается. Не предпринимаются меры по приостановлению негативных воздействий на окружающую среду, предотвращению неконтролируемого воздействия (к ним относятся аварии, неконтролируемые выбросы, что может привести не только к катастрофам локального характера, но и более масштабного).

Для решения целого комплекса экологических проблем Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области была разработана «Программа стабилизации и улучшения экологической обстановки на территории Саратовской области», основу которой составили предложения администраций городов и районов области, городских районных комитетов по охране окружающей среды, предприятий и организаций области. Финансирование программы осуществляется из бюджетов разных уровней, средств экологических фондов, предприятий и организаций области. В итоге увеличился объём капитальных затрат, направленных на охрану окружающей среды области, за счёт всех источников финансирования. Объекты общественности неизвестны.

В отвалах и хранилищах предприятий Саратовской области находится 24 млн тонн промышленных отходов:

  • 1 класс опасности — 3,5 тыс. тонн; («Тантал», «Знамя Труда», «САЗ», «АИТ», «ЭЛМАШ», «СЭПО»)
  • 2 класс опасности — около 5 тыс. тонн;
  • 3 класс опасности — около 3 млн тонн;
  • 4 класс опасности — около 21 млн тонн.

В 1998 году в области образовалось примерно 1,5 млн тонн промышленных отходов 1—4 классов опасности, около 2 млн тонн твердых бытовых отходов. По сравнению с 1997 годом произошло уменьшение валового объёма образования промышленных отходов на 11 %, что связано с падением объёмов производств.

Особо опасным предприятием в Саратове является завод «АИТ», который загрязняет не только свою территорию, но и прилегающий к нему жилой массив. Это предприятие длительное время вывозило на свалку Александровского сельсовета отходы производства, содержащие никель и кадмий.

В отвалах в количестве более 19 млн тонн (при проектной вместимости 10,84 млн тонн) накоплен фосфогипс от производственной деятельности ОАО «Иргиз» г. Балаково. Здесь загрязнение в десятки раз превышает ПДК по фосфатам, хлоридам, железу, аммиаку и нитратам.

Одной из самых актуальных проблем является проблема сбора и утилизации техническо-бытового мусора (ТБО). Растет количество несанкционированных свалок, а также количество ТБО на свалках. На сегодняшний день администрациями муниципальных образований и Правительством Саратовской области она никак не контролируется и не отслеживается. Единственной мерой являются разовые акции по уборке мусора на территориях муниципальных образований, инициированные общественными организациями Саратовской области и «субботники», которые проводятся весной и осенью.

В 1780 году образовано Саратовское наместничество в составе девяти уездов (Саратовский, Хвалынский, Вольский, Кузнецкий, Сердобский, Аткарский, Петровский, Балашовский и Камышинский), в 1797 году — Саратовская губерния, в 1928 году — Нижне-Волжская область, в 1928—1934 годах — в составе Нижне-Волжского края, 10 января 1934 года — Саратовский край.

Область образована по Конституции (Основному Закону) Союза ССР, принятой 5 декабря 1936 года, путём преобразования Саратовского края в Саратовскую область с выделением АССР Немцев Поволжья.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 сентября 1941 года в Саратовскую область были включены территории 15 кантонов бывшей АССР Немцев Поволжья (Бальцерский, Золотовский, Каменский, Терновский, Куккусский, Зельманский, Красноярский, Марксштадтский, Унтервальденский, Фёдоровский, Гнаденфлюрский, Красно-Кутский, Лизандергейский, Мариентальский и Экгеймский)[4].

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 января 1954 года из состава Саратовской области в состав новообразованной Балашовской области были включены города Балашов и Ртищево, Аркадакский, Балашовский, Казачкинский, Кистендейский, Красавский, Макаровский, Ново-Покровский, Родничковский, Романовский, Ртищевский, Салтыковский, Самойловский и Турковский районы. После упразднения Балашовской области Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1957 года эти города и районы были возвращены в состав Саратовской области[5].

Основная статья: Население Саратовской области

Население области по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года[6] составляет 2 521 759 человек. Плотность населения — 24,9 чел./км².

Народ Численность
в 1979 году, чел.[7]
Численность
в 1989 году, чел.[8]
Численность
в 2002 году, чел.[9]
Численность
в 2010 году, чел.[10]
Русские 2 230 822 (87,0 %) 2 298 992 (85,6 %) 2 293 129 (85,9 %) 2 151 215 (87,6 %)
Казахи 63 345 (2,5 %) 73 428 (2,7 %) 78 320 (2,9 %) 76 007 (3,1 %)
Татары 47 948 (1,9 %) 52 867 (2,0 %) 57 577 (2,2 %) 52 884 (2,2 %)
Украинцы 103 361 (4,0 %) 101 832 (3,8 %) 67 257 (2,5 %) 41 942 (1,7 %)
Армяне 3531 6404 24 976 23 841
Азербайджанцы 2658 10 610 16 417 14 868
Чуваши 17 497 20 613 15 956 12 261
Мордва 23 344 23 381 16 523 10 917
показаны народы c численностью более 10000 человек

Саратовская область расположена на юго-востоке Европейской части России, в северной части Нижнего Поволжья. С запада на восток территория вытянута на 575 км, с севера на юг — на 330 км. Через область протекает река Волга, которая делит область на 2 части: Левобережье и Правобережье.

Гидроэнергопотенциал области реализуется на Саратовской ГЭС в среднегодовом размере около 5,4 млрд кВт·ч электроэнергии.

Особое сельскохозяйственное значение представляют ценные обыкновенные и южные чернозёмы, широко распространённые каштановые почвы.

Область в основном достаточно обеспечена водой, кроме Волги и многочисленных рек, известны многие источники и залежи минеральных вод.

Климат в области умеренно континентальный: продолжительное сухое жаркое лето, в Левобережье значительное количество дней с температурой выше 30 °C. Зима — морозная, среднее количество дней с осадками — 12—15 в месяц, с туманами — в среднем 4—10 дней в месяц, с метелями — в среднем 4—10 дней в месяц. Весна короткая. В марте возможны метели, заносы на дорогах, в среднем 5—7 дней. Дней с туманами в марте в среднем 5—9. Весной, обычно с последней декады марта по третью декаду апреля, на дорогах с твёрдым покрытием вводится ограничение на движение большегрузного автотранспорта, начало которого приурочено к переходу среднесуточной температуры через 0. Осень не отличается из года в год постоянством погоды. Устойчивый снежный покров образуется в северных районах к 25 ноября, а в центральных и южных — с 29 ноября по 8 декабря. Область пересекает климаторазделяющая и ветроразделяющая ось Воейкова, она проходит в среднем через восточные и северные районы области, иногда понижаясь к югу, а иной раз уходя заметно к северу, особенно весной, к границам лесной и лесостепной природных зон, этa ось оказывает влияние на климат области.

Весна начинается в последней декаде марта. Лето длится 4,5 месяца и делится на три периода: «предлетье», «разгар» и «спад» лета. Летом на всей без исключения территории Саратовской области господствуют ветры Северо-Западных, Северных, Северо-Восточных румбов. Осень начинается в середине сентября и продолжается до начала ноября. Зима начинается в первую декаду ноября.

Современное экологическое состояние Саратовской области является критическим. Продолжается интенсивное загрязнение природной среды по мере роста объёмов производства. Динамичнее, чем в среднем по России, развивается топливная, химическая и нефтехимическая промышленность. Внешнеторговый оборот Саратовской области за 2011 год возрос на 36,8 %[8]. Основу экспорта составляет продукция топливно-энергетического и нефтехимического комплекса. В страны ближнего зарубежья продолжает поставляться продукция машиностроения. Одновременно с экономическим ростом региона растёт и экологический ущерб. На сегодняшний день экологическое состояние Саратовской области не улучшается. Не предпринимаются меры по приостановлению негативных воздействий на окружающую среду, предотвращению неконтролируемого воздействия (к ним относятся аварии, неконтролируемые выбросы, что может привести не только к катастрофам локального характера, но и более масштабного). Все отмеченные негативные проявления происходят на фоне опасных природных процессов: оползни, карст, землетрясения, подтопления. Для решения целого комплекса экологических проблем Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области была разработана «Программа стабилизации и улучшения экологической обстановки на территории Саратовской области», основу которой составили предложения администраций городов и районов области, городских районных комитетов по охране окружающей среды, предприятий и организаций области. Финансирование программы осуществляется из бюджетов разных уровней, средств экологических фондов, предприятий и организаций области. В итоге увеличился объём капитальных затрат, направленных на охрану окружающей среды области, за счёт всех источников финансирования. Объекты общественности неизвестны.

В отвалах и хранилищах предприятий Саратовской области находится 24 млн тонн промышленных отходов:

  • 1 класс опасности — 3,5 тыс. тонн; («Тантал», «Знамя Труда», «САЗ», «АИТ», «ЭЛМАШ», «СЭПО»)
  • 2 класс опасности — около 5 тыс. тонн;
  • 3 класс опасности — около 3 млн тонн;
  • 4 класс опасности — около 21 млн тонн.

В 1998 году в области образовалось примерно 1,5 млн тонн промышленных отходов 1—4 классов опасности, около 2 млн тонн твёрдых бытовых отходов. По сравнению с 1997 годом произошло уменьшение валового объёма образования промышленных отходов на 11 %, что связано с падением объёмов производств.

Особо опасным предприятием в Саратове является завод «АИТ», который загрязняет не только свою территорию, но и прилегающий к нему жилой массив. Это предприятие длительное время вывозило на свалку Александровского сельсовета отходы производства, содержащие никель и кадмий.

В отвалах в количестве более 19 млн тонн (при проектной вместимости 10,84 млн тонн) накоплен фосфогипс от производственной деятельности ОАО «Иргиз» г. Балаково. Здесь загрязнение в десятки раз превышает ПДК по фосфатам, хлоридам, железу, аммиаку и нитратам.

Одной из самых актуальных проблем является проблема сбора и утилизации техническо-бытового мусора. Растёт количество несанкционированных свалок. На сегодняшний день администрациями муниципальных образований и Правительством Саратовской области она никак не контролируется и не отслеживается. Единственной мерой являются разовые акции по уборке мусора на территориях муниципальных образований, инициированные общественными организациями Саратовской области и «субботники», которые проводятся весной и осенью.

Саратовская область находится в часовой зоне МСК+1. Смещение применяемого времени относительно UTC составляет +4:00[10].

Данное время действует в области с 4 декабря 2016 года. До 3 декабря 2016 года регион жил по московскому времени (UTC+3)[11].

В рамках муниципального устройства, в границах административно-территориальных единиц области к 1 января 2016 года образованы 385 муниципальных образований[20], в том числе:

  • 4 городских округа[21],
  • 38 муниципальных районов[22], которые включают:
    • 43 городских поселений и
    • 300 сельских поселения.
Межмуниципальное сотрудничество

Межмуниципальное сотрудничество в Саратовской области осуществляет Ассоциация «Совет муниципальных образований Саратовской области»[23]. Некоммерческая организация Ассоциация «Совет муниципальных образований Саратовской области» учреждена 20 апреля 2006 года на основании статей 8 и 66 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Учредителями Ассоциации являются четыре муниципальных района Саратовской области: Аткарский, Дергачёвский, Вольский и Пугачёвский. На сегодняшний день членство в Ассоциации имеют 438 МО области (99,8 % от общего числа областных муниципальных образований). Исполнительным органом руководит Степанов Александр Алексеевич, профессор ФГОУ ВПО «Поволжская академия государственной службы».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *