Открытость и прозрачность в государственных закупках

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Открытость и прозрачность в государственных закупках». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Есть всего несколько видов контроля в закупках, которые определяются много-этапностью этого процесса, поскольку каждый из этапов нуждается в индивидуальном подходе к контролю. Так как сфера закупок является достаточно сложно-сконструированной и проблемной с части общественных отношений, то она является в тщательном, а то и в достаточно жестком контроле. Ключевой целью в данной сфере будет являться нивелирование разных видов рисков, которые несут за собой растрату государственных средств и увеличение эффективности удовлетворение государственных нужд и муниципалитета.
Объекты контроля — это любые субъекты, которые принимают участие в деятельности закупок — то есть, это и Заказчики, и контрактные службы, и управляющие, и комиссии, и органы уполномоченной власти, и спец-организации, и даже операторы ЭТП и прочие лица, непосредственно принимающие участие в закупках.
В 5 главе Закона под номером 44 есть полное описание контроля в сфере закупок и контроля орган в этой сфере, если быть точнее, то:

  • Ведомственный контроль
  • Общественных контроль
  • Внутренний контроль

Система контроля в сфере госзакупок 2021 г.


В сфере государственных закупок был реализован принцип открытости и прозрачности, в этом хорошо посодействовал и механизм общественного контроля.

Право на осуществления данного контроля в закупках обладают лица, которые объединены общественным движением и круг юр.лиц. Данное право призывает к обязанности гос-органов и муниципалитетов способствовать им в воспроизведении данного контроля. Им предоставляется право на осуществление публичных обсуждений гос-закупок и непосредственно запрашивать нужную документацию у Заказчика. Если такой запрос был сделан, то заказчик обязуется работать с ним в общем порядке наравне с обращением граждан.
В случае, если общественный контроль осуществляется в сфере гос-закупок, то может проводиться и независимый мониторинг, а также оценка эффективности проводимых торгов и условий на котором предоставляется договор. Полномочия общественного контроля разделяются на два типа:

  • Подача жалобы ФАС
  • Судебная защита.

Кроме того, чтобы уже было перечислено выше, контроль также осуществляется и внутри закупки, то есть его осуществляет лицо, которое проводит закупку.

В согласии с 101 статье 44 Закона Заказчик обязуется осуществлять такой контроль за исполняющим договор лицом. Кроме того, Заказчик обязуется контролировать и субподрядчиков, которые были привлечены Исполнителем из числа СМП. Форма этого контроля не имеет определение в Законодательной базе, поэтому Заказчик имеет право самостоятельно определить форму и метод контроля.

Август

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Госзакупки: как обеспечить прозрачность процедуры и защитить интересы бизнеса

  • От редакции
  • Политика
  • Экономика
  • Регионы России
  • СНГ
  • В мире
  • Культура
  • Идеи и люди
  • Наука
  • Образование
  • Здоровье
  • Войны и Армии
  • Неделя в обзоре
  • Кино
  • Стиль жизни
  • Филантропия
  • Колонка обозревателя
  • ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
  • Общество
  • Я так вижу
  1. ЭЦП ключ;
  2. Справка о регистрации на портале с государственными закупками;
  3. Сведения о компании и о товарах, работах или услугах (идентификационные номера ИИН, номер государственной регистрации БИН, полное юридическое наименование и т.д.);
  4. Банковский счет;
  5. Приказы о назначении на занимаемую должность главных лиц (главного бухгалтера в том числе);
  6. Подтверждение права собственности на располагаемое имущество;
  7. Устав (ТОО, НПО, ОО, ООИ).

УДК 338

Попова Е.А.

Институциональные и организационные основы открытости государственных закупок

В условиях перехода к контрактной системе при размещении заказов на поставку продукции для государственных и муниципальных нужд особую актуальность приобретают вопросы открытости, прозрачности и достоверности получаемой обществом информации о проведении закупочных процедур для государственных и муниципальных нужд. В условиях перехода к открытому государственному управлению целесообразно выявить институциональные и организационные основы открытости государственных закупок.

Ключевые слова: открытые данные, государственные и муниципальные закупки, открытое государственное управление.

К институциональным основам открытости государственных закупок можно отнести формирование института общественного контроля в сфере размещения закупок продукции для государственных и муниципальных нужд. По оценкам экспертов, общественный контроль является одним из наиболее эффективных механизмов взаимодействия гражданского общества и органов власти, направленных на повышение эффективности их деятельности.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» институализировал общественный контроль в сфере закупок. Гражданам, общественным объединениям и объединениям юридических лиц предоставляется право осуществлять контроль за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. Согласно новой норме закона, общественный контроль вправе: подготавливать предложения по совершенствованию законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок; направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов; осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку их эффективности, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов; обращаться от своего имени в государственные и муниципальные органы, а также в органы охраны правопорядка с заявлением о проведении мероприятий по контролю; обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации [1]. Вместе с тем, важную институциональную роль на федеральном уровне может играть создание Совета по прозрачности системы государственных и муниципальных закупок. Представляется целесообразным включение в него представителей контролирующих органов в сфере закупок на федеральном уровне (Федеральной антимонопольной службы и Министерства экономического развития), а также представителей муниципалитетов и общественных контролеров.

В функции совета по прозрачности системы государственных и муниципальных закупок могут входить:

— мониторинг соблюдения заказчиками норм и требований действующей контрактной системы,

— определение стандартов открытости информации в сфере размещения закупок продукции для государственных и муниципальных нужд,

— анализ раскрытия информации государственными и муниципальными заказчиками.

Следовательно, для эффективной реализации принципов открытости и гласности

при размещении заказов на поставку продукции для государственных и муниципальных нужд необходимо дальнейшее развитие идеологии общественных (экспертных) советов.

Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 02.08.2005 № 481 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам, а также федеральных службах и федеральных агентствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации», Указ Президента РФ от 4 августа 2006 г. № 842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам» позволили внедрить отдельные элементы общественного контроля путем создания общественных советов при различных министерствах и ведомствах. В основном общественные советы функционируют благодаря их тесной интеграции с властными структурами. Население не принимает активное участие в деятельности такого рода структур, ориентированных на внедрение институтов общественного контроля. Однако, согласно Указу Президента от 7 мая 2012 г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», общественные советы должны стать механизмом общественного контроля за деятельностью в сфере размещения заказов на поставку продукции для государственных и муниципальных нужд.

  • 2009
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
  • 2014
  • 2015
  • 2016
  • 2017
  • 2018
  • 2019
  • 2020
  • 2021
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Москва возглавила Национальный рейтинг прозрачности закупок

  • 6 лет назад Создан
  • 6 лет назад Обновлен
  • 1 Полезно
  • 4 051 Просмотры
  • Зарегистрированные поставщики в виде доли от общего количества поставщиков в стране (в %)

  • Доля зарегистрированных поставщиков, с которыми заключены договоры о государственных закупках (в % от общего количества зарегистрированных поставщиков)

  • Общее количество и стоимость договоров, заключенных с отечественными/иностранными компаниями (в том числе в %)

  • Количество курсов повышения квалификации для внутренних и внешних аудиторов в сфере государственных закупок

  • Доля аудиторов, прошедших подготовку по аудиту в сфере государственных закупок (% от общего количества аудиторов)

  • Доля рекомендаций внутреннего и внешнего аудита, выполненных в установленные законом сроки (в %)

  • Стоимость договоров, заключенных по итогам конкурентных процедур (за последний налоговый отчетный год)

  • Средняя продолжительность закупок товаров, работ и услуг: количество дней между уведомлением о проведении тендера и подписанием договора (для каждого способа закупок)

  • Нарушение сроков (в %; и средняя задержка в днях)

  • Поправки к договору (в % от общего количества договоров; среднее увеличение стоимости договора в %)

  • Контроль качества и окончательная приемка выполнены в предусмотренные договором сроки (в %)

  • Счета оплачены вовремя (в %)

Источник: Методология оценки закупочных систем / Methodology for Assessing Procurement Systems, 2018.

Прозрачность закупок — признак цивилизованности бизнеса

  • Министерству финансов следует подумать об ограничении доступа к наиболее деликатной информации. Решение о том, какие данные или документы надо считать конфиденциальными, должно приниматься совместно с сообществом поставщиков. Это могут быть коммерческие тайны или финансовые сведения, не опубликованные в открытом доступе. Также в системе можно предусмотреть инструмент, который позволит потенциальным поставщикам самостоятельно помечать конфиденциальную информацию в своих заявках. После проверки доступ к такой информации будет предоставляться только организациям-заказчикам, конкурсным комиссиям и государственным аудиторам. В связи с этим потребуется пересмотреть нормативно-правовую базу и дополнить ее положениями о конфиденциальности и соответствующими процедурами применения особой оговорки о конфиденциальности.

  • В рамках дальнейших преобразований системы электронных закупок, учитывая предстоящее присоединение к Соглашению ВТО по правительственным закупкам (GPA), Казахстану следует обратить внимание на негласные технические барьеры, ограничивающие доступ и участие потенциальных поставщиков из других стран. Последующие улучшения можно направить на устранение существующих препятствий и упрощение доступа к закупкам для максимального количества потенциальных поставщиков в целях повышения уровня конкуренции и эффективности расходов государства в интересах граждан Казахстана. С этой позиции можно рассматривать все нововведения в системе электронных закупок и следить, чтобы они не создавали новых препятствий.

  • В отношении сложных закупок Казахстану рекомендуется увеличить сроки подачи поставщиками замечаний и запросов о разъяснении в рамках предварительного обсуждения проекта конкурсной документации как минимум до десяти дней (вместо нынешних пяти). Таким образом, у поставщиков будет достаточно времени, чтобы ознакомиться с условиями конкурса и подготовить соответствующие предложения.

  • Помимо этого, данные, имеющие отношение к конкурсам с предварительным квалификационным отбором, должны публиковаться сразу после завершения отборочного этапа. Также для обеспечения прозрачности механизма отбора рекомендуется публиковать все квалификационные требования к поставщикам на едином портале. Информация о предстоящих возможностях участия в предварительном квалификационном отборе должна публиковаться за несколько месяцев до фактического проведения отбора.

  • Министерство финансов может интегрировать систему электронных закупок с другими информационными системами правительства и подумать об интерфейсах обмена данными с частными платформами и системами. Одним из приоритетных направлений работы должно стать обеспечение операционной совместимости системы электронных закупок и национальной налоговой системы, что позволит выявлять в системе закупок подставные компании, не ведущие хозяйственную деятельность.

  • Министерство финансов может предусмотреть в системе электронных закупок электронное хранилище, чтобы обеспечить возможность разовой регистрации поставщиков. Таким образом, все документы и сертификаты, сохраненные в системе, можно будет извлекать автоматически каждый раз при участии поставщика в тендере.

  • Министерство финансов может разработать набор ключевых показателей эффективности (КПЭ) для оценки разных аспектов системы государственных закупок. Министерству рекомендуется систематически отслеживать показатели. КПЭ должны охватывать несколько этапов закупочного цикла, в том числе контроль за исполнением условий договоров (эффективность работы поставщиков, сроки оплаты, изменение договоров после подписания). Кроме того, Министерство может публиковать КПЭ в рамках годового статистического отчета о государственных закупках.

  • Министерство финансов может собирать и отслеживать показатели, характеризующие уровень конкуренции в государственных закупках, в том числе долю закупок из одного источника (как долю от количества и долю от суммы закупок), среднее количество подходящих конкурсных заявок и так далее. Можно также сформировать подробную базу данных по поставщикам, которая будет содержать сведения о деятельности поставщиков, их опыте (по меньшей мере, в сфере государственных контрактов) и показателях за прошлый период, а также финансовую и налоговую информацию из информационной финансовой системы Комитета государственных доходов (налоговых органов). Эта база данных должна быть доступна конкурсным комиссиям и служащим закупочных органов. Реестр такого рода можно использовать для консолидации и хранения информации, которую потенциальные поставщики предоставляют при каждом оформлении конкурсных заявок.

  • Министерство финансов может публиковать годовой статистический отчет о государственных закупках на основании данных, собранных посредством системы электронных закупок (веб-портала). В отчет рекомендуется включать сводную статистику по системе государственных закупок и отдельные показатели эффективности. В целях расширения доступа к информации о государственных закупках следует предусмотреть возможность выгрузки отчета в машиночитаемом формате, а также обеспечить сбор данных по жалобам и частоте применения оснований, дающих право на проведение прямых закупок из одного источника.

Участниками рейтинга прозрачности закупок стали 372 ведомства, предприятия, региона и города. Все они были разделены на пять групп: государственные закупщики (федеральные и региональные), муниципальные закупщики, унитарные предприятия, а также заказчики, регулируемые 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (то есть госкорпорации и госкомпании). Рейтинг был составлен за период с июля 2017 года по июнь 2018-го.

При составлении рейтинга использовались данные публичных официальных источников, в том числе сайта госзакупок, сайтов участников, а также данные, предоставленные самими участниками. Исследование проводилось путем анализа показателей каждой группы закупщиков, для того чтобы «отследить влияние нерыночных факторов, включая коррупцию, на процесс размещения заказов и на основе статистического анализа выдвинуть предположения об их причинах, последствиях и возможных путях устранения», написали авторы рейтинга.

Среди критериев, по которым оценивались закупщики, были число поставщиков, допущенных к конкурентным процедурам, число поданных заявок на участие, доля отклоненных и состоявшихся закупок, а также доля процедур без заявок на участие, с единственной соответствующей заявкой и т.д.

РБК направил запросы в ведомства и компании, показавшие низкие результаты в рейтинге прозрачности, — и участники рейтинга подвергли его критике.

Минэнерго, показавшее один из худших результатов, отметило, что методология рейтинга «не учитывает ряда особенностей закупочной деятельности» федеральных органов власти, а наибольшая доля закупок Минэнерго России имеет отраслевую специфику. При оценке числа допущенных поставщиков нужно учитывать, что часть работ требует специальных лицензий для допуска к работам на особо опасных объектах, а при торгах на предоставление пайкового угля (используется для отопления) населению учитываются его марки. Минэнерго отметило «необходимость более профессионального подхода к оценке прозрачности закупок».

В пресс-службе Росрыболовства сообщили РБК, что позиция ведомства в рейтинге «вызывает вопросы». «Росрыболовство осуществляет все процедуры, связанные с закупками, в соответствии с законодательством. Соблюдаются все необходимые условия, информация своевременно размещается в единой системе в сфере закупок», — ответило ведомство.

Закупочная деятельность Росавтодора осуществляется в строгом соответствии с законодательством РФ, «которое, в свою очередь, не предполагает никакой рейтинговой системы», заявил представитель Росавтодора.

МЧС не получало информации о результатах анализа закупок. «При поступлении информации она будет проанализирована в установленном порядке», — отмечается в сообщении министерства.

При вынесении оценок эксперты использовали нерепрезентативные данные, ответила РБК пресс-служба «Роснано». ​Подавляющую часть закупок АО «Роснано» проводит ООО УК «Роснано» как единоличный исполнительный орган. Составители рейтинга проигнорировали эту информацию и предоставленные данные закупок управляющей компании, рассказали в пресс-службе. «С их учетом АО «Роснано» заняло бы существенно более высокие позиции в рейтинге», — считают в компании.

Россельхозбанк осуществляет свою закупочную деятельность открыто и прозрачно — в полном соответствии с требованиями законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц, отметили в пресс-службе банка. 100% конкурентных закупок банка проходит в электронной форме и размещается на портале госзакупок, сообщили в Россельхозбанке.

Как пояснил РБК представитель «Аэрофлота», рейтинг не учитывает специфики закупочной деятельности авиаотрасли, что приводит к прямому искажению информации. Например, в отчетный период компания заключила крупные контракты на приобретение партии отечественных самолетов: 50 лайнеров МС-21 и 20 Sukhoi Superjet 100. «Это колоссальные сделки на огромную сумму, естественно неконкурентные, потому что производитель — единственный источник, — подчеркнули в авиакомпании. — Сделки до 2038 года, но методика составления рейтинга не учитывает и этого фактора. В результате сравнили конкурентные закупки за год с неконкурентными процедурами на долгосрочный период и получили совершенно искаженную картину». Составители рейтинга обращались в «Аэрофлот» за информацией, но методика исследования исключает возможность давать какие-либо комментарии по каждой закупке, рассказали в авиакомпании, поэтому в анкетировании «Аэрофлот» не участвовал.

В совхозе «Рощинский» сообщили РБК, что основная причина низкой конкуренции при закупках — нестабильность финансового состояния. «44-ФЗ отводит 30 дней на оплату поставленного товара и услуг. Из-за нестабильной выручки мы не можем гарантировать оплату в этот срок, и на торги заявляется мало участников», — рассказали на предприятии. До 44-ФЗ работали по 223-ФЗ, где срок оплаты по договору можно было предусмотреть свыше 60 дней.

Статья 7. Принципы открытости и прозрачности

Данный принцип заключается в том, что деятельность заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок осуществляется на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Заказчики, специализированные организации должны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования своих сотрудников.

Данный принцип заключается в том, что заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции. Критерии же отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Данный принцип заключается в том, что контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок. Т.е. такие единые принципы и подходы предусмотрены непосредственно 44-ФЗ, на что и указано в статье 11.

Данный принцип заключается в том, что все государственные органы, учреждения и юрлица при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 44-ФЗ.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

[44-ФЗ «О госзакупках»] [Глава 1]

1. В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.

2. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем её размещения в единой информационной системе.

3. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Как сообщил руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дёгтев, 86% торгов Москвы проходят в формате электронных аукционов.

«86% составляют электронные аукционы от общего объема процедур по 44-ФЗ. По 223-ФЗ доля электронных аукционов составляет 30%. Участие в онлайн-торгах даёт огромный пласт возможностей для бизнеса. Именно поэтому вопрос безопасности торгов и доверия к системе приобретает особую важность», — пояснил он.

Результатом перевода торгов в электронный формат стало увеличение их участников, возрастающая активность инвесторов. «Город видит в этом доверие бизнеса к электронным процедурам. Для нас это один из основных критериев обратной связи от предпринимателей», — добавил Дёгтев.

Он отметил, что четверть всех конкурсных закупочных процедур в России проводятся в столице, при этом Москва — один из немногих субъектов, который размещает процедуры на всех пяти отобранных правительством РФ торговых площадках

«Электронные площадки несут колоссальную ответственность за проведение прозрачных и безопасных торгов. Это вызов, к которому Москва готова», — подчеркнул глава департамента.

По его мнению, сегодня многое делается для того, чтобы обеспечить доступность, открытость и прозрачность аукционов, при этом органы власти заинтересованы в безопасности электронных торгов не меньше, чем бизнес, и готовы к консолидации всех участников рынка для минимизации репутационных и экономических рисков.

Предложения о внесении изменений

Открытость при работе с сотрудниками необходима, чтобы все были в одном информационном поле. С момента основания компании я встречался со всем офисом раз в неделю. Потом встречи стали реже, но я по-прежнему регулярно сообщаю людям обо всем, что происходит с компанией. Новым сотрудникам такая открытость основателя часто кажется странной, а иногда и ненужной. Но потом все меняется. Большинство очень быстро привыкает и считает, что только так и можно работать.

Как нейросеть Inspector Cloud меняет ритейл с помощью нейросетей

  • Информация4
  • Слайдер415
  • Актуальные1122
  • Новости1
  • Блог0
  • Мерей0
  • Рустем0
  • Обзор соц.сетей5
  • Гос.органы7557
  • Спорт31
  • Политика1044
  • Правоохранительные органы4292
  • Жизнь и Общество3259
  • EXPO99
  • Страна и Мы6
  • Суды255

О государственных закупках мы слышали не раз – на работе, по телевизору, по радио, но вероятнее всего, лишь малая часть задумывалась над значением термина — «Государственные закупки». И сегодня мало кто может сказать, что значит – государственный тендер и в чем его основная суть. Поэтому давайте вкратце попытаемся определить – что такое государственный заказ, что он собой представляет и зачем нужен.

Государственный заказ – это проведение самых разных услуг, работ на поставку определенного товара, работ, необходимых для органов государственной власти – от небольшой школы муниципального уровня до различных министерств федерального уровня. Проще говоря, это самый обычный заказ на выполнение услуг, которые необходимы учреждениям, получающим финансирование от государства.

Как правило, нужды могут быть самыми разными – начиная от покупки простой бумаги, заканчивая покупкой инженерной техники, самолетов и т.д.

На основании положений ст. 9–13 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ контрактная система, трактуемая как совокупность государственных/муниципальных заказчиков, поставщиков и производимых ими в целях обеспечения потребностей заказчиков действий, основана на 6 принципах:

  1. Открытость и прозрачность сведений о закупках, осуществляемых в рамках контрактной системы. Реализация принципа обеспечивается путем предоставления свободного и бесплатного доступа к полной и достоверной информации о системе закупок, размещенной в единой информационной системе (ЕИС).
  2. Обеспечение конкуренции между потенциальными исполнителями по контракту с государственным органом или муниципалитетом.
  3. Привлечение специалистов для работы в Федеральной антимонопольной службе как контролирующем органе, специализированной организации и у заказчика.
  4. Приоритет покупки инновационной продукции и товаров более высокого уровня сложности.
  5. Единство контрактной системы, выраженном в едином регулировании и порядке реализации планирования закупок, их осуществления и аудита, контроля и мониторинга в этой сфере.
  6. Ответственность заказчиков за покрытие нужд, которые нужно было обеспечить, и должностных лиц заказчиков за эффективность их работы в области планирования и подготовки контрактов.

Принципы контрактной системы в сфере закупок в большинстве своем понятны и не требуют специальных пояснений, за исключением приоритета покупки высокотехнологичной инновационной продукции (поощрения новшеств), о котором стоит рассказать подробнее.

№ЗРУ-472 от 09.04.2018 «О государственных закупках»

Положениями ст. 33 закона № 44-ФЗ предусмотрено, что объект закупки определяется в документации подробно, чтобы предлагаемые к приобретению объекты соответствовали всем установленным заказчиком требованиям. Существует мнение, что данная норма является коллизионной и противоречит принципу стимулирования инноваций.

Минэкономразвития пояснило, что заказчик правомочен устанавливать в документации необходимые качественные, технические и функциональные характеристики материалов и товаров исходя из своих потребностей. Потребности заказчика при этом играют определяющую роль.

Однако для результативного использования средств бюджета закупаться должны более высокотехнологичные и инновационные товары (письмо «О формировании заказчиком объекта закупки…» от 07.11.2016 № ОГ-Д28-12643).

Закон «О закупках товаров…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ также устанавливает ряд основных правил совершения закупок, предполагающих:

  • открытость информации о закупке;
  • паритет участников, отсутствие дискриминации или беспричинного ограничения дискриминации по отношению к ним;
  • эффективность использования средств заказчиком и сокращение расходов;
  • неизменность требований к участникам.

При этом важно понимать, что указанные принципы не могут быть применены для обеспечения нужд государства или муниципальных органов, поскольку закон № 223-ФЗ, хотя и регулирует сходную отрасль, т. е.

также устанавливает порядок обеспечения публичных потребностей, отличается процедурой оформления отношений с победителем аукциона, запроса котировок цен или иного способа определения исполнителя.

Различается также субъект-заказчик: закон № 223-ФЗ регулирует обеспечение интересов отдельных организаций, к примеру государственных корпораций.

Определён перечень участников. Он включает:

  1. Орган федеральной исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов и местного самоуправления по регулированию, методологическому сопровождению и осуществлению контроля закупочной деятельности.
  2. Государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос».
  3. Заказчиков, участников объявленных заказов, исполнителей контрактов.
  4. Органы, учреждения и специализированные организации с полномочиями на осуществление деятельности в области государственных заказов, в том числе с помощью ЕИС.
  5. Операторов электронных площадок.

На основании 44-ФЗ о контрактной системеих деятельность носит открытый характер, доступна для ознакомления через ЕИС. К деятельности привлекаются квалифицированные и опытные эксперты со специальными знаниями. Для ряда процедур введено обязательное общественное обсуждение, по результатам которого закупки могут быть изменены и даже отменены.

Законом установлен приоритет заказов инновационной и высокотехнологичной продукции в целях эффективного использования бюджетных средств.

К примеру, во время двухэтапного конкурса у заказчика есть возможность приобрести инновационную продукцию, так как в этом случае по результатам переговоров с участниками он вправе скорректировать первоначально установленные требования.

Создан Реестр инновационных продуктов, технологий и услуг, сведения о которых рекомендуется использовать в госзакупках.

Контрактная система является основным понятием, вокруг которого строится работа данного нормативного акта, так как данная система представляет собой объединенную совокупность всех участников процесса обеспечения нужд государства в лице его федеральных, региональных и муниципальных органов. Подробное определение этого термина содержится в пункте 1 статьи 3 указанного закона.

Данный принцип заключается в том, что деятельность заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок осуществляется на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Заказчики, специализированные организации должны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования своих сотрудников.

К оформлению заявки нужно подходить очень грамотно. Следует соблюдать все условия заполнения электронной заявки. Вопрос оформления заявок на дорожный ремонт, строительство, поставку медицинского оборудования или продуктов волнует большинство поставщиков. Из-за громадного количества регламентов и стандартов эти закупки являются самыми сложными.

Федеральный закон №44 выставляет ряд обязательных требований по оформлению заявок участниками государственных закупок. Все эти условия крайне важны. И соблюдать их необходимо, ведь уже на первом этапе рассмотрения заявок подавляющее их количество не проходит проверку и отклоняется. Причиной этому выступают ошибки. Какие же требования имеются на законодательном уровне к заполнению заявок? Они установлены в статье № 66.

Заявка состоит из 2-ух частей:

части первой (формы-2) и второй части, которая включает в себя стандартный набор информации и документов.

Первая часть напрямую зависит от того, что приобретает заказчик.

  • Осуществление работ/оказание услуг на определенных условиях, которые указаны в документации.
  • Поставка товара.
  • Осуществление работ/оказание услуг с использованием товара.

Каждый конкретный случай требует определенного заполнения заявки. В заявке необходимо указание следующих сведений:

  1. Определенные товарные показатели.

  2. Товарный знак (если он присутствует).

  3. Указание страны происхождения продукта.

Заявка на проведение работ на установленных в документации условиях. В данном случае достаточно будет предоставить свое согласие на осуществление работ/предоставление услуг, если товар нигде не используется. Сделать это можно посредством электронной подписи. Дополнительные документы не нужны.

В последнем случае в заявке требуется указать следующие сведения:

  1. Согласие на проведение работ/предоставление услуг на определенных условиях. Подпись дается при помощи технических средств электронной площадки.
  2. Определенные товарные показатели, соответствующие установленным в техническом задании значениям.
  3. Товарный знак.
  4. Указание страны происхождения продукта.

Данная заявка в большинстве случаев представляет собой таблицу со списком товаров и их характеристиками. Данная часть может включать в себя изображения товаров (эскизы, чертежи, рисунки и т.п).

К слову, лучше в первой части не указывать никаких данных о себе. Анонимная заявка имеет больше шансов на рассмотрение.

Правильное заполнение заявки на проведение строительных работ является сложным и трудоемким процессом. Для этих целей используют Форму 2 на строительные работы (требования к материалам). Форма 2 включает в себя определённые требования, указанные в смете.

Чтобы подготовить Форму 2, следует детально изучить статьи № 31 и 33, а также Закон о контрактной системе. Необходимые разъяснения по этому вопросу предоставляются ФАС РФ.

В письмах ФАС имеется множество уточнений, касающихся Формы 2, ее разработки и подготовки. Это письмо предоставляет очень полезную и необходимую информацию.

В Форме 2 на проведение строительных работ нужно указать, каким ГОСТ и ТР соответствуют требования к материалам в заявке. Значения, указываемые в заявке, не должны вводить в заблуждение участников госзакупок.

Особое место здесь играет вопрос избыточности требований. Здесь сложно найти грани. Разработка и заполнение заявки на строительные работы – очень сложный процесс, требующий длительного и комплексного изучения.

Обеспечение прозрачности и повышение эффективности госзакупок

Конкурентные Государственные закупки могут быть открытыми или закрытыми.

К открытым относятся: Электронный аукцион: сведения о проведении мероприятия размещаются в общем доступе в ЕИС.

Все участники такого аукциона обязаны отвечать одинаковым требованиям. Аукцион в электронной форме целесообразен в ситуациях, когда главным критерием отбора поставщика является цена, а его квалификация и прочие факторы не важны.

Открытый конкурс: сведения о мероприятии размещаются в общем доступе в ЕИС. В конкурсе имеют право участвовать все заинтересованные поставщики, если их товары отвечают требованиям заказчика.

К поставщикам и их документации выдвигаются одинаковые условия. Конкурс с ограниченным участием: сведения о мероприятии распространяются через ЕИС, но к участникам выдвигаются специальные требования.

Запрос котировок а Государственных закупках: процедура похожа на аукцион, но без торгов. Заказчик описывает продукцию, которая ему требуется, и запрашивает у поставщиков цену, которую они могут предложить. Каждый поставщик может объявить свою цену только один раз, после чего заказчик выбирает изо всех предложений наиболее выгодное.

При наличии нескольких предложений от поставщиков с минимальной ценой победителем считается тот, кто раньше подал свое предложение. Запрос предложений в Государственных закупках: процедура похожа на запрос котировок. Однако заказчик сравнивает не только цены, но и иные указанные им параметры – сроки, качество.

Данный принцип заключается в том, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок. Т.е.

любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами (НПА) о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Запрещено ограничение конкуренции, в частности необоснованное ограничение числа участников закупок.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *