Рента по ндпи в 2021 году последние новости

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Рента по ндпи в 2021 году последние новости». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Письмо Федеральной налоговой службы от 10 августа 2021 г. № СД-4-3/11282@ “Данные, необходимые для исчисления НДПИ в отношении нефти, НДД и акциза на нефтяное сырье, за июль 2021 года”

Приведены данные для расчета НДПИ в отношении нефти и газового конденсата, НДД, а также акциза на нефтяное сырье за июль 2021 г.

Средний уровень цен нефти сорта «Юралс» на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья составил 72,77 долл. США за баррель. Среднее значение курса доллара США к рублю — 73,9194. Значение коэффициента Кц — 16,3614.

Прочие показатели опубликованы на сайтах ФАС и Минэкономразвития.

Источник: ИА «ГАРАНТ»

Написать комментарий

      «Программы 93» — молодая развивающаяся IT-компания. Мы существуем на рынке с 2017 года и являемся официальным партнёром 1С, поэтому все наши сотрудники обязательно проходят сертификацию.

      Мы специализируемся на развитии программных продуктов 1С и аренде облачных систем 1С.

      Наша компания внимательно следит за изменениями на рынке и во время предлагает решение для вашего бизнеса.

      Индивидуальный подход к каждому клиенту — обязательное правило в нашей работе.⠀

      Покупая наши продукты, вы получаете годовую гарантию и бесплатную линию техподдержки. С нами легко и понятно.

      Наши специалисты доступны в любое время. Их цель — сделать ваш бизнес удобным и понятным. С нами вы будете шагать в ногу со временем.

      Помимо увеличения списка облагаемых добытых полезных ископаемых (ДПИ) чиновники уточнили виды облагаемых полезных ископаемых. В перечень добавили две новые позиции:

      • редкие металлы, которые являются попутными компонентами в рудах других редких металлов, образующих собственные месторождения, в рудах других полезных ископаемых и многокомпонентных комплексных рудах;
      • остальные полезные компоненты (кроме редких металлов), которые являются попутными в рудах других полезных ископаемых.

      Следующее изменение НДПИ – это новые правила расчета налога с добычи редких металлов. Теперь при добыче редких металлов начислять НДПИ нужно по ставке 4,8 процента (вместо 8% в 2019 году). Эта ставка распространяется на редкие металлы, которые:

      • образуют собственные месторождения;
      • являются попутными компонентами в рудах других ископаемых.

      Также при расчете налога будет действовать понижающий коэффициент Крм в размере 0,1. Применять коэффициент можно в течение 10 лет с начала добычи.

      Также уточнен порядок применения налогоплательщиками корректирующих коэффициентов.

      Во-первых, теперь не нужно применять коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого (Ктд) при расчете налога по редким металлам.

      Во-вторых, сняты ограничения по срокам применения коэффициента (Кгп), который характеризует экспортную доходность единицы условного топлива. В 2020 при добыче природного газа и газового конденсата этот показатель рассчитывают:

      • собственники объектов Единой системы газоснабжения и их дочерние организации с коэффициентом 1,4441. Коэффициент действует с 1 января 2019 года;
      • остальные налогоплательщики – с коэффициентом 1,0.

      Добавим, что раньше действие коэффициента Кгп в размере 1,4441 ограничивалось 31.12.2021 года. Теперь этот предельный срок отменен.

      В-третьих, снято ограничения по срокам применения коэффициента Кк, который уменьшает показатель Дм, характеризующий особенности добычи нефти. С 1 января 2019 года он зафиксирован в размере 428. Также раньше действие коэффициента Кк в размере 428 ограничивалось 31.12.2021 года. Теперь предельный срок его применения отменен.

      Такие новшества введены:

      • подп. «б» п. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.08.2019 № 284-ФЗ;
      • подп. «г» – «д» п. 50, п. 51 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

      Таковы последние новости об изменениях в НДПИ с 2020 года.

      Государственной Думой принят закон о взимании налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и налога на добычу полезных ископаемых. Ожидается, что его … Подробнее

      В понедельник, 28 сентября, комитет Госдумы по бюджету и налогам рассмотрел предложения ко второму чтению в законопроект Минфина об изменении Бюджетного кодекса и рекомендовал их одобрить.

      Поправки внесла группа депутатов, следует из текста документа. Они кардинально меняют разделение рентных доходов между центром и регионами. По нынешним правилам в бюджеты субъектов поступает 60% налога на добычу полезных исковаемых (НДПИ) от извлечения любого сырья, кроме нефти, газа, алмазов и различных стройматериалов. Со следующего года по основным видам экспортных ископаемых — многокомпонетным рудам (никелю, алюминию), калийным солям — регионы будут получать 17%.

      С 1 января 2021 года уточнен порядок исчисления НДПИ

      Раздел 2 декларации заполняется налогоплательщиком отдельно по нефти, добытой на каждом участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

      Раздел 2 заполняется отдельно по КБК и отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого.

      По строке 010 указывается код вида добытого полезного ископаемого, соответствующий нефти – 03100

      По строке 020 указывается КБК, в соответствии с которым уплачивается налог в отношении данного добытого полезного ископаемого.

      По строке 030 указывается код единицы измерения количества добытого полезного ископаемого по Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94.

      В подразделе 2.1 указывают показатели количества добытой нефти по всем участкам недр, на которых фирма осуществляет добычу:

      • строке 040 –код по ОКТМО;
      • строке 050 – серия, номер и вид лицензии на пользование недрами (например: СТВ 12345 НЭ);
      • по строке 060 — значение показателя, характеризующего особенности добычи нефти (Дм), для нефти, добытой из залежей, для которых значение коэффициента, характеризующего степень сложности добычи нефти (Кд), равно 1. Показатель Дм определяется с точностью до второго знака после запятой;
      • по строке 070 — показатель Кндпи;
      • по строке 080 — коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц). Он округляется до четвертого знака после запятой;
      • по строке 090 — коэффициент, характеризующеий степень выработанности запасов участка недр (Кв), Его значение тоже округляется до четвертого знака после запятой;
      • по строке 100 — степень выработанности запасов участка недр (Св) с точностью до четвертого знака после запятой;
      • по строке 110 — коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр (Кз), также с точностью до четвертого знака после запятой;
      • по строке 115 — значение коэффициента, характеризующего степень выработанности конкретной залежи углеводородного сырья (Кдв);
      • по строке 120 — значение коэффициента, характеризующего регион добычи и свойства нефти (Ккан);
      • по строке 130 — сумма налога, исчисленного при добыче нефти на участке недр. Она зависит от показателя графы 1 подраздела 2.1.1. Если в ней указан код «2000», то:
      сумма налога = (налоговая ставка Х строка 080 подраздела 2.1 – строка 060 подраздела 2.1) Х графа 2 подраздела 2.1.1 Х 0,7

      Если в графе 1 подраздела 2.1.1 указан код «4000», то:

      сумма налога = (налоговая ставка Х строка 080 подраздела 2.1 – строка 060 подраздела 2.1) Х графа 2 подраздела 2.1.1

      Полученную сумму налога нужно сложить с с показателем строки 270 всех подразделов 2.1.2 по всем залежам, относящимся к участку недр, реквизиты лицензии на право пользования которым указаны в строке 050 подраздела 2.1. Результат и будет отражаться по строке 130;

      • по строке 140 указывается сумма налогового вычета, подлежащего применению в порядке, установленном статьей 343.2 Налогового кодекса. При отсутствии суммы налогового вычета по строке 140 ставится ноль;
      • по строке 150 указывается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по добытому полезному ископаемому, определяемая по формуле:
      Строка 150 = Строка 130 Строка 140

      В подраздел 2.1.1 вносятся данные о количестве нефти, добытой на участке недр, реквизиты лицензии на право пользования которым указаны в строке 050 подраздела 2.1, для которых значение коэффициента Кд равно 1

      По графе 1 проставляется код основания налогообложения полезного ископаемого, согласно приложению 3 к Порядку заполнения декларации.

      На титульном листе укажите:

      • ИНН (если ИНН – 10 цифр, то в первых двух ячейках строчки, отведенной для ИНН, следует проставить нули («00»));
      • КПП (укажите тот КПП, который присвоен организации инспекцией по месту подачи декларации).

      Если организация предоставляет декларацию по местонахождению организации, то используйте значения ИНН и КПП из свидетельства о постановке на учет по форме № 1-1-Учет (крупнейшие налогоплательщики – из уведомления по форме № 9-КНУ, иностранные организации – из свидетельства по форме № 11СВ-Учет;

      • номер корректировки (при составлении первичной декларации укажите «0—», при подаче уточненной декларации укажите порядковый номер корректировки – «1—», «2—», «3—»);
      • код налогового периода, за который представляется декларация, в соответствии с приложением 1 к Порядку, утвержденному приказом ФНС России от 14 мая 2015 г. № ММВ-7-3/197;
      • код налоговой инспекции, в которую подается декларация;
      • полное наименование организации в соответствии с учредительными документами, в том числе его латинская транскрипция (при наличии);
      • код вида экономической деятельности согласно классификатору ОКВЭД;
      • код формы реорганизации (ликвидации) согласно приложению 1 к Порядку, утвержденному приказом ФНС России от 14 мая 2015 г. № ММВ-7-3/197, а также ИНН и КПП реорганизованной организации;
      • номер контактного телефона организации;
      • количество страниц, на которых составлена декларация;
      • количество листов подтверждающих документов или их копий.

      Титульный лист должен содержать дату заполнения отчетности, а также печать организации и подпись лица, заверяющего достоверность и полноту указанных в декларации сведений. Если достоверность и полноту сведений подтверждает представитель организации, то к декларации приложите доверенность, подтверждающую его полномочия.

      Такой порядок предусмотрен пунктом 2.6 и разделом III Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 14 мая 2015 г. № ММВ-7-3/197.

      Для всех пользователей недр установлен единый срок сдачи декларации за пользование недрами — ежемесячно, в последнее число месяца, следующего за отчетным периодом. То есть декларацию за январь сдайте до 28 февраля (в 2021 — до 1 марта), отчет за февраль — до 31 марта, и так до конца года. Если последний день месяца выпадает на нерабочий, то срок переносится на первый рабочий день.

      Отчетный период Предельный срок сдачи декларации по НДПИ в 2021 году
      За декабрь 2020 1 февраля (31.01 — воскресенье)
      За январь 2021 1 марта (28.02 — воскресенье)
      За февраль 31 марта
      За март 30 апреля
      За апрель 31 мая
      За май 30 июня
      За июнь 2 августа (31 июля — суббота)
      За июль 31 августа
      За август 30 сентября
      За сентябрь 1 ноября (31 октября — воскресенье)
      За октябрь 30 ноября
      За ноябрь 10 января 2022 (31 декабря 2021 — нерабочий день)
      За декабрь 2021 31 января 2022

      Налогоплательщики подают декларацию о пользовании недрами в территориальные отделения налоговой инспекции. Вот куда сдавать отчет по недрам:

      • для учреждений из числа крупных налогоплательщиков (код 213 на титульном листе) — в межрайонную налоговую инспекцию;
      • для остальных налогоплательщиков (код 214 на титульном листе) — в ИФНС по месту регистрации;
      • для иностранных предприятий, работающих через российские представительства, — по месту функционирования.

      В нормативах ФНС разъясняется, нужно ли предоставлять налоговую декларацию по НДПИ, если организация заключила соглашение о разделе продукции, — для участников такого договора возможность подачи декларации по НДПИ не предусмотрена.

      НДПИ на отдельные виды полезных ископаемых вырастет в 3,5 раза

      Как и для любого другого отчета в ИФНС, у декларации по добыче полезных ископаемых есть два варианта сдачи: на бумажном носителе или электронно. Способ предоставления зависит от численности сотрудников. Если в учреждении работают до 100 человек, отчет подается по желанию налогоплательщика. Это личное обращение в ИФНС или передача регистра по телекоммуникационным каналам связи.

      Если в добывающей организации трудятся более 100 человек, выбора у нее нет. Единственная доступная форма сдачи — электронная.

      Раздел 3 предназначен для данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, при добыче газа горючего природного и газового конденсата, за исключением добычи на новом морском месторождении углеводородного сырья. Он заполняется отдельно по КБК и отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого.

      По строке 010 указывается код вида добытого полезного ископаемого «03200» (газовый конденсат) или «03300» (горючий природный газ).

      По строке 020 указывается КБК, в соответствии с которым уплачивается налог в отношении данного добытого полезного ископаемого.

      По строке 030 указывается код единицы измерения количества добытого полезного ископаемого по Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ):

      Код Наименование единицы измерения Условное обозначение
      национальное международное
      Единицы объема
      112 Литр; кубический дециметр л; дм3 I; L; 3
      113 Кубический метр м3 m3
      118 Децилитр дл dl
      Единицы массы
      163 Грамм г g
      166 Килограмм кг kg
      168 Тонна; метрическая тонна (1000 кг) т t

      По строке 040 указывается сумма исчисленного налога по добытому полезному ископаемому. Она определяется как сумма значений строки 190 всех подразделов 3.1.1 по всем залежам, относящимся к участку недр, реквизиты лицензии на право пользования которым указаны в строке 090 подраздела 3.1.

      По строке 050 указывается значение показателя, характеризующего расходы на транспортировку газа горючего природного (Тг). Если показатель Тг имеет отрицательное значение, то в строке 050 он указывается со знаком «минус». При заполнении Раздела 3 по газовому конденсату по строке 050 ставится прочерк.

      По строке 060 указывается коэффициент, характеризующий долю реализации газа потребителям РФ в общем объеме реализованного организацией газа (Ов).

      По строке 070 указывается коэффициент, характеризующий долю добытого газа горючего природного (за исключением попутного газа) в суммарном объеме добытого углеводородного сырья (Кгпн).

      В подразделе 3.1

      нужно указать показатели (коэффициенты), используемые для расчета налога по участку недр. При этом количество добытого полезного ископаемого отражается отдельно по каждой лицензии на право пользования недрами.

      По строке 080 указывается код по ОКТМО, на территории которого осуществляется уплата налога по данному виду добытого полезного ископаемого.

      По строке 090 отражается серия, номер и вид лицензии на пользование недрами.

      По строке 100 указывается значение степени выработанности запасов газа горючего природного конкретного участка недр (Свг) с точностью до четвертого знака после запятой.

      По строке 110 указывается базовое значение единицы условного топлива (Еут) с точностью до четвертого знака после запятой.

      По строке 120 указывается значение корректирующего коэффициента (Ккм). При заполнении Раздела 3 по природному газу по строке 120 ставится прочерк.

      По строке 130 указывается коэффициент, характеризующий долю добытого газа горючего природного (за исключением попутного газа) в общем количестве газа горючего природного (за исключением попутного газа) и газового конденсата, добытых в истекшем налоговом периоде на участке недр, содержащем залежь углеводородного сырья (Дг). Его значение определяется с точностью до четвертого знака после запятой.

      Подраздел 3.1.1

      предназначен для данных о количестве полезного ископаемого, добытого участке недр, реквизиты лицензии на право пользования которым указаны в строке 090 подраздела 3.1. Он заполняется отдельно по каждой залежи углеводородного сырья по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода.

      По строке 140 указывается полное наименование конкретной залежи.

      По строке 150 указывается глубина залегания залежи углеводородного сырья. Если он указан в государственном балансе запасов полезных ископаемых в виде диапазона, то по строке 150 указывается минимальная глубина.

      По строке 160 отражается плотность в г/куб. см — для залежи газового конденсата, или плотность газа по воздуху — для залежи газа горючего природного.

      По строке 170 указываются значения коэффициентов Квг, Кр, Кгз, Кас, Корз с точностью до четвертого знака после запятой.

      По строке 180 указывается значение коэффициента, характеризующего степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья (Кс). Оно округляется до четвертого знака после запятой.

      По строке 190 указывается сумма исчисленного налога. Она рассчитывается по следующим правилам.

      По общему правилу количество добытого полезного ископаемого признается налоговой базой по НДПИ только при добыче:

      • нефти (обезвоженной, обессоленной и стабилизированной);
      • природного горючего газа, добытого из всех видов месторождений углеводородного сырья;
      • попутного газа;
      • газового конденсата;
      • угля.

      При добыче остальных полезных ископаемых налоговой базой по НДПИ признается их стоимость.

      Кроме того, стоимость полезных ископаемых является налоговой базой в отношении нефти, газа и газового конденсата, добытых на новых морских месторождениях углеводородного сырья.

      Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 338 Налогового кодекса РФ.

      Независимо от того, как определяется налоговая база по НДПИ, для расчета налога количество добытых полезных ископаемых должно быть известно (абз. 7 п. 2 ст. 340 НК РФ).

      Этот налог вступил в силу с начала 2002 года. До этого времени было несколько различных обязательных платежей, которые были отменены. Налог на добычу полезных ископаемых должны платить организации, которые добывают ископаемые из недр. Хотя не все знают, как правильно его считать, он важен для бюджета. Он занимает второе место после НДС по сумме поступлений.

      Он играет не только фискальную роль, но и помогает регулировать использование недр. Например, для недавно созданных предприятий предоставляется нулевая ставка налога. Этот налог учитывает сложную организации процесса добычи природных ископаемых. Ведь существование этой отрасли основано не только на извлечении природных богатств, но и на организации процесса их воспроизводства.

      Прямой метод применяйте, если количество добытого полезного ископаемого можно определить с помощью измерительных приборов (п. 2 ст. 339 НК РФ).

      При этом в расчет налоговой базы (кроме налоговой базы по нефти) включите фактические потери полезных ископаемых:

      Налоговая база (количество добытого полезного ископаемого) = Количество добытого полезного ископаемого, определенное с помощью измерительных приборов + Фактические потери, возникшие при добыче полезного ископаемого

      Фактические потери при прямом методе рассчитываются по следующей формуле:

      Фактические потери полезного ископаемого = Расчетное количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы Количество фактически добытого полезного ископаемого, определенное по завершении полного технологического цикла добычи

      При расчете НДПИ фактические потери полезных ископаемых учтите в том месяце, в котором проводилось измерение этих потерь.

      Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 339 и статьей 341 Налогового кодекса РФ.

      В отношении добытой нефти налоговую базу и объем фактических потерь определяйте в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 мая 2014 г. № 451 (п. 10 ст. 339 НК РФ). Эти правила содержат порядок количественного учета нефти для расчета НДПИ при:

      • добыче нефти;
      • передаче ее третьим лицам для подготовки и транспортировки, переработки и потребления;
      • использовании нефти на технологические нужды;
      • определении остатков нефти на объектах сбора и подготовки;
      • установлении фактических потерь добытого полезного ископаемого.

      Размер фактических потерь тоже нужно сравнить с нормативными потерями.

      Если организация только начинает разрабатывать месторождение и норматив потерь еще не утвержден, воспользуйтесь нормативом, установленным техническим проектом. Если организация разрабатывает месторождение не первый год, но на момент уплаты налога за январь (не позднее 25 февраля) утвержденный норматив отсутствует, для расчета НДПИ применяйте прошлогодний норматив. В этом случае прежние нормативы можно применять до утверждения новых. Такой порядок предусмотрен абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ.

      После того как появятся новые нормативы потерь, организация имеет право пересчитать НДПИ с начала года, на который эти нормативы установлены. Однако сделать это можно только в том случае, если нормативы были установлены с опозданием по не зависящим от организации причинам (например, Минэнерго России своевременно их не утвердило). Такой вывод следует из писем Минфина России от 25 июля 2013 г. № 03-06-05-01/29519, от 22 ноября 2013 г. № 03-06-06-01/50342, ФНС России от 11 июня 2015 г. № ГД-4-3/10174 и подтверждается арбитражной практикой (постановление Президиума ВАС РФ от 19 февраля 2013 г. № 12232/12, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 мая 2012 г. № А19-16360/2011).

      Следует отметить, что ранее ФНС России настаивала на том, что пересчет НДПИ с учетом новых нормативов потерь является не правом, а обязанностью организации. Независимо от того, увеличились или уменьшились значения нормативов. Об этом говорилось в письме ФНС России от 21 августа 2013 г. № АС-4-3/15165. Однако после выхода определений ВАС РФ от 10 апреля 2014 г. № ВАС-898/14 и от 30 мая 2014 г. № ВАС-6969/14 налоговая служба отказалась от своей позиции. Письмом от 11 июня 2015 г. № ГД-4-3/10174 прежние разъяснения были отозваны, а новый документ доведен до сведения налоговых инспекций.

      Если фактические потери полезного ископаемого не превышают нормативные потери, то НДПИ по ним рассчитайте по ставке 0 процентов. Если фактические потери превышают нормативы, то в части превышения примените обычную ставку налога по данному виду полезного ископаемого. Об этом сказано в подпункте 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ.

      Количество добытого полезного ископаемого в зависимости от его вида определяется в единицах массы или объема.

      При определении налоговой базы по нефти используйте единицы массы нетто. Для этого из массы сырой нефти нужно вычесть массу:

      • воды и ее взвеси;
      • попутного газа и примесей;
      • хлористых солей;
      • механических примесей.

      Такие правила установлены пунктом 1 статьи 339 Налогового кодекса РФ.

      Как и любой другой налог, НДПИ регулируется Налоговым кодексом РФ, а именно 2 его частью, главой 26. Статья 336 определяет конкретный список объектов, подлежащих налогообложению.

      Туда входят:

      1. Ископаемые, добытые на конкретном участке земель, предоставленном лицу для пользования.
      2. Полезные ископаемые, добытые из отходов добывающей промышленности.
      3. ПИ, добытые на территории, находящейся под юрисдикцией РФ или взятой ею в аренду у других государств на основании международного договора.

      Та же статья описывает те объекты, которые не могут относиться к ПИ, подлежащим налогообложению:

      1. Полезные ископаемые, признанные общераспространенными, подземные воды, которые не числятся на государственном балансе. Эти ресурсы вырабатываются и потребляются пользователем в личных целях.
      2. Минералы, палеонтологические образцы и другие геологические находки, которые можно определить как коллекционные.
      3. Находки, которые были добыты при образовании, использовании либо реконструкции объектов, имеющих культурную, санитарно-оздоровительную, эстетическую, научную или другую социально-общественную ценность.
      4. Полезные ископаемые, которые были добыты из отходов горнодобывающей промышленности, в случае если они были обложены налогом в общеустановленном порядке.
      5. Дренажные подземные воды.
      6. Газ метан угольных пластов.

      На последний день месяца у организации может быть объем ископаемых, по которым полный технологический цикл не завершен. Количество таких ископаемых при расчете НДПИ не учитывайте. Их нужно включать в расчет налоговой базы в том периоде, в котором технологический цикл добычи будет полностью завершен. Исключение составляют только случаи, когда ископаемые, полученные до завершения технологического цикла, реализованы или использованы организацией для собственных нужд. Такой порядок предусмотрен пунктом 8 статьи 339 Налогового кодекса РФ.

      При определении продолжительности технологического цикла добычи учитывается не весь комплекс технологических операций (процессов) по получению конечной продукции разработки месторождения, а только те операции, которые относятся к добыче (извлечению) полезного ископаемого (п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 18 декабря 2007 г. № 64).

      Налоговая ставка для расчета НДПИ зависит от вида добытого полезного ископаемого (ст. 342 НК РФ). Для полезных ископаемых, налог по которым рассчитывается исходя из их количества, ставка установлена в рублях за единицу добытого ископаемого. Действующие ставки НДПИ представлены в таблице.

      Некоторые особенности имеет порядок применения налоговых ставок при добыче нефти, угля, газа и газового конденсата.

      При добыче нефти налоговую ставку (кроме случаев, когда применяется нулевая ставка) нужно умножить на коэффициент Кц, который характеризует динамику мировых цен на нефть, и полученное произведение уменьшить на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти.

      При добыче угля нужно принимать во внимание ежеквартальную индексацию налоговых ставок с учетом коэффициентов-дефляторов, отражающих изменение цен на уголь (п. 2 ст. 342 НК РФ). Величину этих коэффициентов определяет Минэкономразвития России. Коэффициенты-дефляторы должны публиковаться в «Российской газете» не позднее первого числа второго месяца квартала, на который они установлены (п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 902). Методика расчета коэффициентов-дефляторов утверждена приказом Минэкономразвития России от 27 декабря 2011 г. № 763. При расчете НДПИ ставку налога нужно последовательно перемножить на коэффициент-дефлятор текущего налогового периода и на все коэффициенты-дефляторы предыдущих налоговых периодов. Об этом сказано в подпункте 15 пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 сентября 2012 г. № 03-06-05-01/95 и ФНС России от 21 сентября 2012 г. № ЕД-4-3/15835.

      Ставку НДПИ по углю после перемножения на коэффициенты-дефляторы округлите до третьего знака после запятой. В учетной политике порядок округления закреплять не нужно. Об этом сказано в письме ФНС России от 30 апреля 2013 г. № ЕД-4-3/7977. Документ размещен на официальном сайте налоговой службы в разделе «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами».

      Если организация является участником регионального инвестиционного проекта, направленного на добычу угля, или организацией, получившей статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, то ставку НДПИ дополнительно нужно умножить на коэффициент Ктд, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого (п. 2.2 ст. 342 НК РФ).

      При расчете НДПИ по природному горючему газу налоговую ставку (35 руб. за 1000 куб. м) сначала нужно умножить на базовое значение единицы условного топлива (Еут) и на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа (Кс). А затем полученное произведение сложить со значением показателя, который характеризует расходы на транспортировку газа (Тг). Если результат оказался меньше нуля, налоговая ставка считается равной 0.

      При расчете НДПИ по газовому конденсату ставку (42 руб. за 1 т) умножают на базовое значение единицы условного топлива (Еут), на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газового конденсата (Кс) и на корректирующий коэффициент Ккм.

      Такой порядок установлен подпунктами 10 и 11 пункта 2 статьи 342 и статьей 342.4 Налогового кодекса РФ. Этот порядок не применяется в отношении газа, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья, для которого налоговой базой по НДПИ является стоимость добытого полезного ископаемого (п. 2 ст. 338 НК РФ).

      Кроме того, если организация добывает полезные ископаемые на месторождениях, разработка которых началась до введения в действие главы 26 Налогового кодекса РФ, то при выполнении определенных условий она вправе рассчитывать НДПИ с применением понижающего коэффициента 0,7 (п. 2 ст. 342 НК РФ).

      По общему правилу количество добытого полезного ископаемого признается налоговой базой по НДПИ только при добыче:

      • нефти (обезвоженной, обессоленной и стабилизированной);
      • природного горючего газа, добытого из всех видов месторождений углеводородного сырья;
      • попутного газа;
      • газового конденсата;
      • угля.

      При добыче остальных полезных ископаемых налоговой базой по НДПИ признается их стоимость.

      Кроме того, стоимость полезных ископаемых является налоговой базой в отношении нефти, газа и газового конденсата, добытых на новых морских месторождениях углеводородного сырья.

      Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 338 Налогового кодекса РФ.

      Независимо от того, как определяется налоговая база по НДПИ, для расчета налога количество добытых полезных ископаемых должно быть известно (абз. 7 п. 2 ст. 340 НК РФ).

      Скорректированы значения и порядок применения коэффициента Крента к ставке НДПИ

      Прямой метод применяйте, если количество добытого полезного ископаемого можно определить с помощью измерительных приборов (п. 2 ст. 339 НК РФ).

      При этом в расчет налоговой базы (кроме налоговой базы по нефти) включите фактические потери полезных ископаемых:

      Налоговая база (количество добытого полезного ископаемого) = Количество добытого полезного ископаемого, определенное с помощью измерительных приборов + Фактические потери, возникшие при добыче полезного ископаемого

      Фактические потери при прямом методе рассчитываются по следующей формуле:

      Фактические потери полезного ископаемого = Расчетное количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы Количество фактически добытого полезного ископаемого, определенное по завершении полного технологического цикла добычи

      При расчете НДПИ фактические потери полезных ископаемых учтите в том месяце, в котором проводилось измерение этих потерь.

      Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 339 и статьей 341 Налогового кодекса РФ.

      В отношении добытой нефти налоговую базу и объем фактических потерь определяйте в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 мая 2014 г. № 451 (п. 10 ст. 339 НК РФ). Эти правила содержат порядок количественного учета нефти для расчета НДПИ при:

      • добыче нефти;
      • передаче ее третьим лицам для подготовки и транспортировки, переработки и потребления;
      • использовании нефти на технологические нужды;
      • определении остатков нефти на объектах сбора и подготовки;
      • установлении фактических потерь добытого полезного ископаемого.

      Размер фактических потерь тоже нужно сравнить с нормативными потерями.

      Если организация только начинает разрабатывать месторождение и норматив потерь еще не утвержден, воспользуйтесь нормативом, установленным техническим проектом. Если организация разрабатывает месторождение не первый год, но на момент уплаты налога за январь (не позднее 25 февраля) утвержденный норматив отсутствует, для расчета НДПИ применяйте прошлогодний норматив. В этом случае прежние нормативы можно применять до утверждения новых. Такой порядок предусмотрен абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ.

      Налог на добычу полезных ископаемых регулируется Главой 26 Налогового кодекса. Его плательщиками признаются организации и ИП, которые на основании лицензии добывают из недр полезные ископаемые.

      После того как лицензия на пользование участком недр зарегистрирована, субъект должен в течение 30 календарных дней встать на учет в налоговом органе в качестве плательщика НДПИ. Постановка осуществляется по месту нахождения участка, а если он располагается за пределами России — по месту нахождения налогоплательщика.

      НДПИ облагаются полезные ископаемые, добытые на территории России, в том числе извлеченные из отходов добывающего производства (если на это требуется отдельная лицензия), а также за пределами страны. Есть ситуации, когда полезные ископаемые не являются объектом обложения налогом. Более подробно об этом сказано в статье 336 НК РФ.

      Налоговым периодом по НДПИ является календарный месяц. Сумма налога исчисляется и уплачивается не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным. Платится налог в бюджет по месту нахождения участка недр, на котором добываются ископаемые. Если участок расположен не на территории России, то налог уплачивается в «свою» ИФНС.

      Налоговая ставка для расчета НДПИ зависит от вида добытого полезного ископаемого (ст. 342 НК РФ). Для полезных ископаемых, налог по которым рассчитывается исходя из их количества, ставка установлена в рублях за единицу добытого ископаемого. Действующие ставки НДПИ представлены в таблице.

      Некоторые особенности имеет порядок применения налоговых ставок при добыче нефти, угля, газа и газового конденсата.

      При добыче нефти налоговую ставку (кроме случаев, когда применяется нулевая ставка) нужно умножить на коэффициент Кц, который характеризует динамику мировых цен на нефть, и полученное произведение уменьшить на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти.

      При добыче угля нужно принимать во внимание ежеквартальную индексацию налоговых ставок с учетом коэффициентов-дефляторов, отражающих изменение цен на уголь (п. 2 ст. 342 НК РФ). Величину этих коэффициентов определяет Минэкономразвития России. Коэффициенты-дефляторы должны публиковаться в «Российской газете» не позднее первого числа второго месяца квартала, на который они установлены (п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 902). Методика расчета коэффициентов-дефляторов утверждена приказом Минэкономразвития России от 27 декабря 2011 г. № 763. При расчете НДПИ ставку налога нужно последовательно перемножить на коэффициент-дефлятор текущего налогового периода и на все коэффициенты-дефляторы предыдущих налоговых периодов. Об этом сказано в подпункте 15 пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 сентября 2012 г. № 03-06-05-01/95 и ФНС России от 21 сентября 2012 г. № ЕД-4-3/15835.

      Ставку НДПИ по углю после перемножения на коэффициенты-дефляторы округлите до третьего знака после запятой. В учетной политике порядок округления закреплять не нужно. Об этом сказано в письме ФНС России от 30 апреля 2013 г. № ЕД-4-3/7977. Документ размещен на официальном сайте налоговой службы в разделе «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами».

      Если организация является участником регионального инвестиционного проекта, направленного на добычу угля, или организацией, получившей статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, то ставку НДПИ дополнительно нужно умножить на коэффициент Ктд, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого (п. 2.2 ст. 342 НК РФ).

      При расчете НДПИ по природному горючему газу налоговую ставку (35 руб. за 1000 куб. м) сначала нужно умножить на базовое значение единицы условного топлива (Еут) и на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа (Кс). А затем полученное произведение сложить со значением показателя, который характеризует расходы на транспортировку газа (Тг). Если результат оказался меньше нуля, налоговая ставка считается равной 0.

      При расчете НДПИ по газовому конденсату ставку (42 руб. за 1 т) умножают на базовое значение единицы условного топлива (Еут), на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газового конденсата (Кс) и на корректирующий коэффициент Ккм.

      Такой порядок установлен подпунктами 10 и 11 пункта 2 статьи 342 и статьей 342.4 Налогового кодекса РФ. Этот порядок не применяется в отношении газа, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья, для которого налоговой базой по НДПИ является стоимость добытого полезного ископаемого (п. 2 ст. 338 НК РФ).

      Кроме того, если организация добывает полезные ископаемые на месторождениях, разработка которых началась до введения в действие главы 26 Налогового кодекса РФ, то при выполнении определенных условий она вправе рассчитывать НДПИ с применением понижающего коэффициента 0,7 (п. 2 ст. 342 НК РФ).

      С 1 января 2021 года налоговый вычет предоставляется и при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью в границах Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, лицензия на пользование недрами которых выдана до 1 января 2016 года и начальные извлекаемые запасы нефти каждого из которых составляют 450 миллионов тонн или более по состоянию на 1 января 2016 года.

      Сумма налогового вычета за налоговый период определяется в сумме по названным участкам недр и составляет 2 917 миллионов руб. Право на предоставление данного налогового вычета зафиксировано по 31 декабря 2027 года.

      Минфин предложил отменить льготу по НДПИ для «Роснефти» и еще двух компаний

      По общему правилу количество добытого полезного ископаемого признается налоговой базой по НДПИ только при добыче:

      • нефти (обезвоженной, обессоленной и стабилизированной);
      • природного горючего газа, добытого из всех видов месторождений углеводородного сырья;
      • попутного газа;
      • газового конденсата;
      • угля.

      При добыче остальных полезных ископаемых налоговой базой по НДПИ признается их стоимость.

      Кроме того, стоимость полезных ископаемых является налоговой базой в отношении нефти, газа и газового конденсата, добытых на новых морских месторождениях углеводородного сырья.

      Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 338 Налогового кодекса РФ.

      Независимо от того, как определяется налоговая база по НДПИ, для расчета налога количество добытых полезных ископаемых должно быть известно (абз. 7 п. 2 ст. 340 НК РФ).

      Какие организации обязаны вести отчисления? Налог на добычу полезных ископаемых (кратко НДПИ) должны платить предприятия, которые:

      • работают на участках, находящихся на территории страны и предоставленных в пользование налогоплательщику;
      • используют продукцию, полученную из отходов добывающего производства, если на извлечение есть лицензия;
      • добывают полезные ископаемые за пределами страны на участках, арендуемых у других государств или находящихся под юрисдикцией России.

      Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются все организации, которые получили лицензию и на ее основании осуществляют свою деятельность.

      Прямой метод применяйте, если количество добытого полезного ископаемого можно определить с помощью измерительных приборов (п. 2 ст. 339 НК РФ).

      При этом в расчет налоговой базы (кроме налоговой базы по нефти) включите фактические потери полезных ископаемых:

      Налоговая база (количество добытого полезного ископаемого) = Количество добытого полезного ископаемого, определенное с помощью измерительных приборов + Фактические потери, возникшие при добыче полезного ископаемого

      Фактические потери при прямом методе рассчитываются по следующей формуле:

      Фактические потери полезного ископаемого = Расчетное количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы Количество фактически добытого полезного ископаемого, определенное по завершении полного технологического цикла добычи

      При расчете НДПИ фактические потери полезных ископаемых учтите в том месяце, в котором проводилось измерение этих потерь.

      Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 339 и статьей 341 Налогового кодекса РФ.

      В отношении добытой нефти налоговую базу и объем фактических потерь определяйте в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 мая 2014 г. № 451 (п. 10 ст. 339 НК РФ). Эти правила содержат порядок количественного учета нефти для расчета НДПИ при:

      • добыче нефти;
      • передаче ее третьим лицам для подготовки и транспортировки, переработки и потребления;
      • использовании нефти на технологические нужды;
      • определении остатков нефти на объектах сбора и подготовки;
      • установлении фактических потерь добытого полезного ископаемого.

      Размер фактических потерь тоже нужно сравнить с нормативными потерями.

      Если организация только начинает разрабатывать месторождение и норматив потерь еще не утвержден, воспользуйтесь нормативом, установленным техническим проектом. Если организация разрабатывает месторождение не первый год, но на момент уплаты налога за январь (не позднее 25 февраля) утвержденный норматив отсутствует, для расчета НДПИ применяйте прошлогодний норматив. В этом случае прежние нормативы можно применять до утверждения новых. Такой порядок предусмотрен абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ.

      После того как появятся новые нормативы потерь, организация имеет право пересчитать НДПИ с начала года, на который эти нормативы установлены. Однако сделать это можно только в том случае, если нормативы были установлены с опозданием по не зависящим от организации причинам (например, Минэнерго России своевременно их не утвердило). Такой вывод следует из писем Минфина России от 25 июля 2013 г. № 03-06-05-01/29519, от 22 ноября 2013 г. № 03-06-06-01/50342, ФНС России от 11 июня 2015 г. № ГД-4-3/10174 и подтверждается арбитражной практикой (постановление Президиума ВАС РФ от 19 февраля 2013 г. № 12232/12, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 мая 2012 г. № А19-16360/2011).

      Следует отметить, что ранее ФНС России настаивала на том, что пересчет НДПИ с учетом новых нормативов потерь является не правом, а обязанностью организации. Независимо от того, увеличились или уменьшились значения нормативов. Об этом говорилось в письме ФНС России от 21 августа 2013 г. № АС-4-3/15165. Однако после выхода определений ВАС РФ от 10 апреля 2014 г. № ВАС-898/14 и от 30 мая 2014 г. № ВАС-6969/14 налоговая служба отказалась от своей позиции. Письмом от 11 июня 2015 г. № ГД-4-3/10174 прежние разъяснения были отозваны, а новый документ доведен до сведения налоговых инспекций.

      Если фактические потери полезного ископаемого не превышают нормативные потери, то НДПИ по ним рассчитайте по ставке 0 процентов. Если фактические потери превышают нормативы, то в части превышения примените обычную ставку налога по данному виду полезного ископаемого. Об этом сказано в подпункте 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ.

      Количество добытого полезного ископаемого в зависимости от его вида определяется в единицах массы или объема.

      При определении налоговой базы по нефти используйте единицы массы нетто. Для этого из массы сырой нефти нужно вычесть массу:

      • воды и ее взвеси;
      • попутного газа и примесей;
      • хлористых солей;
      • механических примесей.

      Такие правила установлены пунктом 1 статьи 339 Налогового кодекса РФ.

      Практика по НДПИ 2021 года (Челябинская область)

      Налоговая ставка для расчета НДПИ зависит от вида добытого полезного ископаемого (ст. 342 НК РФ). Для полезных ископаемых, налог по которым рассчитывается исходя из их количества, ставка установлена в рублях за единицу добытого ископаемого. Действующие ставки НДПИ представлены в таблице.

      Некоторые особенности имеет порядок применения налоговых ставок при добыче нефти, угля, газа и газового конденсата.

      При добыче нефти налоговую ставку (кроме случаев, когда применяется нулевая ставка) нужно умножить на коэффициент Кц, который характеризует динамику мировых цен на нефть, и полученное произведение уменьшить на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти.

      При добыче угля нужно принимать во внимание ежеквартальную индексацию налоговых ставок с учетом коэффициентов-дефляторов, отражающих изменение цен на уголь (п. 2 ст. 342 НК РФ). Величину этих коэффициентов определяет Минэкономразвития России. Коэффициенты-дефляторы должны публиковаться в «Российской газете» не позднее первого числа второго месяца квартала, на который они установлены (п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 902). Методика расчета коэффициентов-дефляторов утверждена приказом Минэкономразвития России от 27 декабря 2011 г. № 763. При расчете НДПИ ставку налога нужно последовательно перемножить на коэффициент-дефлятор текущего налогового периода и на все коэффициенты-дефляторы предыдущих налоговых периодов. Об этом сказано в подпункте 15 пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 сентября 2012 г. № 03-06-05-01/95 и ФНС России от 21 сентября 2012 г. № ЕД-4-3/15835.

      Ставку НДПИ по углю после перемножения на коэффициенты-дефляторы округлите до третьего знака после запятой. В учетной политике порядок округления закреплять не нужно. Об этом сказано в письме ФНС России от 30 апреля 2013 г. № ЕД-4-3/7977. Документ размещен на официальном сайте налоговой службы в разделе «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами».

      Если организация является участником регионального инвестиционного проекта, направленного на добычу угля, или организацией, получившей статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, то ставку НДПИ дополнительно нужно умножить на коэффициент Ктд, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого (п. 2.2 ст. 342 НК РФ).

      При расчете НДПИ по природному горючему газу налоговую ставку (35 руб. за 1000 куб. м) сначала нужно умножить на базовое значение единицы условного топлива (Еут) и на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа (Кс). А затем полученное произведение сложить со значением показателя, который характеризует расходы на транспортировку газа (Тг). Если результат оказался меньше нуля, налоговая ставка считается равной 0.

      При расчете НДПИ по газовому конденсату ставку (42 руб. за 1 т) умножают на базовое значение единицы условного топлива (Еут), на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газового конденсата (Кс) и на корректирующий коэффициент Ккм.

      Такой порядок установлен подпунктами 10 и 11 пункта 2 статьи 342 и статьей 342.4 Налогового кодекса РФ. Этот порядок не применяется в отношении газа, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья, для которого налоговой базой по НДПИ является стоимость добытого полезного ископаемого (п. 2 ст. 338 НК РФ).

      Кроме того, если организация добывает полезные ископаемые на месторождениях, разработка которых началась до введения в действие главы 26 Налогового кодекса РФ, то при выполнении определенных условий она вправе рассчитывать НДПИ с применением понижающего коэффициента 0,7 (п. 2 ст. 342 НК РФ).

      • Многофункциональный комплекс Лахта центр (АО)

      Идея перехода на налогообложение финансового результата для нефтяной отрасли не нова и активно обсуждалась на протяжении последних двадцати лет. Основной предпосылкой для разработки налога на дополнительный доход стало несовершенство российского налогового законодательства, основанного на изъятии значительной части выручки от добычи углеводородов через налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортную пошлину (ЭП).

      Эти платежи были введены взамен акциза на нефть, платы за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы на фоне резкого повышения цен на нефть в начале 2000-х и низкой собираемости налогов с нефтяной отрасли. Вместе с тем такой подход к налогообложению в условиях ухудшения структуры запасов и роста затрат на подъем нефти не отвечал вызовам по обеспечению системных мер поддержки разработки углеводородного сырья, в свете чего быстро превратился в лоскутное одеяло налоговых льгот для различных категорий проектов.

      На первоначальном этапе с нефтяными компаниями обсуждалось введение НДД только в отношении новых и действующих месторождений, ограниченных территорией Западной Сибири, расположенных в ЯНАО (южнее 65º с.ш.), ХМАО, Коми, Тюменской области (см. 3-ю и 4-ю группы проектов на инфографике на стр. 53). Критерием для выбора проектов 3-й группы явилось ограничение по величине годовой добычи (15 млн т суммарно по всем пилотам), для 4-й группы — величина запасов (суммарно 150 млн т). Итоговый перечень пилотных проектов 3-й и 4-й групп формировался нефтяными компаниями самостоятельно и на сегодня включает 65 лицензионных участков.

      Переход на НДД месторождений новых регионов нефтедобычи (север ЯНАО, НАО, Красноярский край, Республика Саха, Иркутская область, шельф Каспийского моря) был инициирован в рамках проработки идеи завершения так называемого налогового маневра, предполагающего обнуление экспортной пошлины на нефть и соответствующий рост НДПИ. Поскольку при завершении налогового маневра нефтяные компании потеряли бы существующую льготу по ЭП на нефть, которая предоставлялась до достижения IRR проекта 16,3%, экономика месторождений в новых регионах существенно бы ухудшилась. В периметр НДД были добавлены 1-я и 2-я группы участков с возможностью добровольного перехода на новый режим.

      Если говорить о преимуществах НДД перед НДПИ, то в первую очередь он хорош тем, что взимается с финансового результата, а не с выручки и выплачивается только в том случае, если разработка месторождения оказалась прибыльной. Кроме того, новый налог способствует более справедливому распределению эффективности между государством и недропользователями: обеспечивает прогрессивное изъятие ренты для высокомаржинальных проектов и стимулирует на первоначальном этапе высокозатратные проекты, которые принесут доходы в бюджет позднее. Для таких проектов в начале разработки действуют льготные условия по НДПИ и ЭП, а сам НДД не взимается вплоть до выхода проекта на окупаемость.

      Также НДД учитывает изменения экономических и геологических условий добычи в процессе эксплуатации месторождения. По мере истощения месторождения снижается доход и, соответственно, размер налога. А высвобождение средств на первоначальном этапе разработки стимулирует инвестиции в новые эффективные технологии нефтедобычи и геологоразведку, что в конечном итоге приведет к увеличению среднего проектного коэффициента извлечения нефти и восполнению минерально-сырьевой базы.

      Безусловно, анализ одного года применения НДД не может показать объективную картину и однозначно подтвердить эффективность нового режима ни для недропользователей, ни для государства. Однако первые результаты от изменения налогового законодательства уже видны.

      Согласившись на участие в налоговом эксперименте, нефтяные компании приступили к адаптации корпоративных бизнес-процессов к введению нового налога. Ранее формирование финансового результата в разрезе лицензионных участков не требовалось для целей налоговых расчетов. Поэтому организация раздельного учета доходов и расходов по участкам, перешедшим на НДД, стала серьезным вызовом, связанным со значительной донастройкой учетных систем и документооборота для корректного расчета налога.

      «Газпром нефть» была активно вовлечена в эту работу. Заявленные пилотные проекты не всегда совпадали с границами месторождений. Соответственно, потребовалась донастройка внутренних аналитик для корректной привязки расходов к участкам недр. Значимым этапом внутренней работы стал выбор параметров для распределения капитальных и операционных расходов по участкам недр с точки зрения их экономической обоснованности, универсальности для различных категорий участков и необходимости использования в течение пятилетнего периода согласно требованиям законодательства.

      Помимо учетных операций перед бизнесом встал вопрос по оптимизации имеющейся схемы разработки пилотных проектов: компаниям необходимо было понять, действительно ли новый фискальный режим повышает эффективность разработки запасов, а также продемонстрировать обеспечение бюджетной эффективности для государства.

      Установление льготного периода по уплате НДПИ, ЭП и НДД для гринфилдов позволило ускорить сроки запуска таких месторождений в эксплуатацию. Для браунфилдов потребовалось пересмотреть производственную программу, чтобы повысить интенсивность эксплуатационного бурения и максимально быстро получить дополнительную добычу за счет вовлечения в разработку новых запасов, ранее нерентабельных в общем налоговом режиме. Кроме того, введение НДД стимулирует инвестиции в инновации, а значит, зрелые месторождения могут стать площадками для апробирования новых технологий и методов повышения нефтеотдачи в целях поддержания базовой добычи и повышения коэффициента извлечения нефти. Подготовка таких площадок уже началась.

      Для нефтяных месторождений с запасами газа потребовалась оптимизация порядка разработки данных запасов ввиду принятой методологии расчета НДД. Она не позволяет так же эффективно разрабатывать газ в этом режиме, как в действующей системе. Это связано с тем, что фактические расходы на освоение запасов газа не учитываются при расчете минимального НДД. Следовательно, налог по своей сути уплачивается с полученной выручки по газу, а не с прибыли. При этом снижение ставки НДПИ на газ в режиме НДД не предусмотрено.

      В 2021 году произойдет увеличение налога на промысел полезных ископаемых (НДПИ)

      Какие организации обязаны вести отчисления? Налог на добычу полезных ископаемых (кратко НДПИ) должны платить предприятия, которые:

      • работают на участках, находящихся на территории страны и предоставленных в пользование налогоплательщику;
      • используют продукцию, полученную из отходов добывающего производства, если на извлечение есть лицензия;
      • добывают полезные ископаемые за пределами страны на участках, арендуемых у других государств или находящихся под юрисдикцией России.

      Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются все организации, которые получили лицензию и на ее основании осуществляют свою деятельность.

      Согласно НК РФ полезное ископаемое — это продукт горнодобычи и карьерной разработки, содержащийся в минеральном сырье. Продукция должна соответствовать стандарту.

      Добыча полезных ископаемых лицензируется государством. Организации и ИП, получившие такое разрешение на пользование недрами, ставятся в ФНС на особый учет не позднее 30 дней после получения. По общему правилу регистрация добытчика ископаемого сырья производится по месту нахождения участка недр. Если же он расположен вне территории страны, плательщик налога ставится на учет по месту его нахождения.

      Облагаются полезные ископаемые (ПИ), по тексту ТК РФ, ст. 336:

      • добытые на территории России;
      • извлеченные из отходов добычи (если на такое извлечение нужна лицензия);
      • добытые за границей (если участок под юрисдикцией РФ, арендуется у государств, используется по международному договору).

      Не облагаются:

      • распространенные ПИ (песок, мел, некоторые глины);
      • подземные воды, если их добыл ИП для личных нужд;
      • минералы в коллекции;
      • добытые ПИ, если производились работы с охраняемыми геологическими объектами;
      • ПИ из отходов, отвалов, находящихся в собственности, если налог уже рассчитывался при добыче, и др.

      Добытые полезные ископаемые облагаются по ставкам двояко:

      • в процентах (адвалорная);
      • в рублях за тонну (специфическая, твердая).

      Соответственно, процентные играют роль, если база выражена в стоимостном эквиваленте, а твердые имеют отношение к натуральному количественному базовому показателю добычи. «Количественная» база применяется к газу, нефти, углю, газоконденсату, многокомпонентным рудным ПИ Красноярского края. Это положение не касается новых месторождений в море. «Стоимостная» охватывает остальные ПИ, нефть, газ (и конденсат), уголь из новых морских мест добычи.

      Льгот по этому налогу нет. Однако фактически льготой можно считать нулевую ставку НДПИ, имеющую отношение (по тексту ст. 342, п. 1) к:

      • нормативным потерям ПИ (они определяются правительственным постановлением №921 от 29/12/01 г.);
      • попутному газу;
      • разработке некондиционных, низкокачественных ПИ, списанных;
      • водам, содержащим полезные ископаемые, добываемым попутно с другой добычей ПИ или при осуществлении подземных работ;
      • минеральным водам, прямо используемым в лечении, без продажи;
      • подземным водам для полива сельхозкультур;
      • вскрышным слоям, покрывающим слой ПИ, вмещающим ПИ породам;
      • нормативным отходам горнодобычи и переработки.

      Кроме того, в определенных условиях и к определенным ПИ при расчете налога могут применяться понижающие коэффициенты. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 343.2 для ХМАО, Башкортостана и др., тоже можно отнести к фактическим льготам.

      По каждому ПИ делается отдельный расчет. Ставки приведены в ст. 342 НК РФ. Налоговый период — месяц.

      С началом фактической добычи возникает обязанность декларировать налог. Расчет подается месту нахождения, по месту жительства (ст. 345 НК РФ), не позже последнего числа последующего месяца. Формируется декларация помесячно, без нарастающего итога. Уплачивается налог до 25 числа последующего месяца, по месту расположения участков добычи, а если они находятся за пределами страны – по месту нахождения юрлица, жительства ИП.

      Определение налоговой базы НДПИ может быть осуществлено исходя из 2 возможных параметров:

      • количества добытого из недр Земли полезного ископаемого;
      • стоимости сырья или минерала.

      В первом случае необходимые показатели берутся на основе положений главным образом ст. 339 НК РФ (в ряде случаев корреспондирующих с иными частями кодекса — например, при вычислении коэффициентов при расчете НДПИ для нефти). Во втором — преимущественно на основе положений ст. 339, 340, 340.1 НК РФ, которые корреспондируют друг с другом и содержат в ряде случаев формулировки о необходимости применения различных подзаконных правовых актов — например, постановлений Правительства РФ.

      Ознакомиться с иными фактами, отражающими особенности исчисления НДПИ, вы можете в статьях:

      • «Кто признается налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых?»;
      • «Порядок расчета НДПИ на песок — пример».

      Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

      Плательщиками налога должна выплачиваться определенная сумма за календарный месяц (месяц – в данном случае налоговый период). В конце месяца проводят расчеты по каждому виду и деньги выплачивают в бюджет в зависимости от места расположения участка.

      Оплата должна осуществляться не позже 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Порядок и условия выплат за пользование недрами регулирует Правительство РФ.

      Налоговая база – это:

      1. Количество полезных ископаемых (далее – ПИ), которые подверглись добыче. Это относится к предприятиям, занимающимся природным газом, нефтью, газовым конденсатом, кроме добытых на новых морских месторождениях, углем, многокомпонентными рудами, которые получают на участках в Красноярском крае.
      2. Стоимость добытых ПИ. Если занимаются нефтью, природным газом, газовым конденсатом на новых морских месторождениях и другими полезными веществами. Стоимость зависит от цен на реализацию, цен без учета субсидий, расчетной цены продукции.

      Определение расчетной стоимости осуществляется с учетом:

      1. Прямых расходов. Ими называют все траты на оплату труда, использование средств для добычи, размеры страховых взносов.
      2. Косвенных расходов. Это средства, потраченные на ремонт техники, освоение природных ресурсов, ликвидацию основных средств, которые выводятся из эксплуатации, консервацию и расконсервацию производственных мощностей и прочие.

      Чтобы получить данные о показателе, нужно из общего размера расходов выделить ту часть, которая соответствует добыче определенного вещества.

      Объектами налогообложения, согласно статье 336 НК РФ, являются:

      • Полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ.
      • Полезные ископаемые, извлечённые из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию.
      • Полезные ископаемые, добытые за пределами территории РФ.

      Объектами налогообложения, согласно статье 336 НК РФ, НЕ являются:

      • Общераспространённые полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления.
      • Добытые минералогические, палеонтологические и другие коллекционные материалы.
      • Полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение.
      • Полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь), если при добыче они облагались в общеустановленном порядке.

      Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого.

      Налоговой базой является:

      • Количество добытых полезных ископаемых – при добыче нефти, природного газа, газового конденсата (за исключением добытых на новых морских месторождениях углеводородного сырья), а также угля.
      • Стоимость добытых полезных ископаемых – при добыче других полезных ископаемых, а также при добыче нефти, природного газа, газового конденсата на новых морских месторождениях углеводородного сырья.

      Стоимость добытых полезных ископаемых определяется следующими способами:

      • Исходя из сложившихся цен реализации добытых полезных ископаемых.
      • Исходя из сложившихся цен реализации без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью.
      • Исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. Способ оценки, исходя из расчетной стоимости полезных ископаемых, применяется в случае отсутствия их реализации в соответствующем налоговом периоде.

      При определении расчётной стоимости учитываются следующие виды расходов, связанные с добычей полезных ископаемых:

      1. Прямые расходы:
      2. Это могут быть материальные расходы, расходы на оплату труда, на амортизацию основных средств, используемых при добыче полезных ископаемых, суммы страховых взносов. Налогоплательщик самостоятельно определяет в учётной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с добычей полезных ископаемых. Указанные расходы, произведенные в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода.

      3. Косвенные расходы:
      4. Это материальные расходы (за исключением относящихся к прямым), расходы на ремонт основных средств, расходы на освоение природных ресурсов, на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, прочие расходы.

        Косвенные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов. Сумма косвенных расходов, относящаяся к добытым полезным ископаемым, полностью включается в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период.

      Для определения расчётной стоимости отдельного полезного ископаемого, необходимо из общей суммы расходов выделить часть расходов, соответствующую доле этого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *