Лжепредприниматели из Алматы нанесли государству ущерб на 803,5 млн.тенге
АЛМАТЫ. 18 февраля. КАЗИНФОРМ — Лжепредприниматели из Алматы нанесли государству ущерб на 803,5 млн.тенге.
Ушел из жизни экс-член Конституционного Совета РК Николай Акуев 22:56 / Политика
Мы сидели и плакали — врач ковидного стационара в Алматы 22:04 / Коронавирус
Локдаун выходного дня продлили в Алматы до конца лета 21:20 / Коронавирус
Известный казахстанский спортивный журналист скончался от коронавируса 21:07 / Коронавирус
События дня 16 августа в итоговом выпуске новостей 21:04 / Итоговый выпуск новостей
Азамат Калдыбеков и Еркебулан Илипбаев ответили на вопросы алматинцев 20:11 / Akimat LIVE
Глава государства провел совещание по ситуации в Афганистане 20:07 / Общество
Сознательность, активность, безопасность — алматинцы призывают всех получить вакцину от COVID-19 19:56 / Я вакцинирован
Беременность и коронавирус: 12 детей родились недоношенными в СКО 19:46 / Коронавирус
Единственная в Казахстане: необычная спортплощадка появится в Алматы 19:31 / Жизнь мегаполиса
Хищение бюджетных средств – это кража у государства . Такие виды преступлений напрямую связаны с коррупцией и часто совершаются именно чиновниками, благодаря занимаемому ими высокому служебному положению.
Кроме того, фигурантами дел о хищении бюджетных средств могут быть все те, кто непосредственно контактирует с государственным финансированием. Это могут быть директоры школ, главные врачи, директоры театров и т.д.
Мошеннических схем с государственными деньгами достаточно много. Большинство из них уже давно изучено юридической наукой и легко прослеживается в тех или иных преступных действиях. Однако, к уже существующим способам хищения постоянно появляются новые методы и схемы.
Кроме того, чтобы незаметно провернуть мошенническую схему с похищением бюджетных средств, злоумышленникам требуется продумать способ отмывания этих средств.
Ведь налоговые органы строго контролируют все денежные потоки и доходы, особенно если их значения имеют большое количество нулей.
Наиболее распространенными схемами хищения бюджета признаются следующие:
Хищение при осуществлении государственных закупок;
Хищение при проведении строительных работ по государственным контрактам;
Закупка товаров для государственных учреждений по завышенным ценам;
Незаконный возврат из бюджета НДС;
Хищение при реализации целевых государственных программ;
Хищение бюджетных средств путем увеличения цепи посредников.
После того, как деньги похищены, преступникам требуется незаметно вывести эти деньги. Для этого часто используется метод создания фирм-однодневок, через большое количество которых деньги выводятся на банковские счета и обналичиваются.
Кроме того, часто для этого используют оффшорные компания за рубежом, через которые выводятся добытые преступным путем деньги.
Присвоением и растратой по УК РФ признается хищение чужого имущества, вверенного виновному. Хищение бюджетных средств регламентировано только ч.3 и ч.4 ст. 160 УК РФ. При этом присвоение и растрата – это нетождественные понятия, а скорее противоположные.
Присвоение предполагает присваивание незаконным путем бюджетных средств, в то время как растрата – это отчуждение денежных средств в пользу обогащения виновного лица.
Отличия этих двух понятий выглядят следующим образом:
Хищение бюджетных денег предложили считать госизменой
Наказание за присвоение и растрату определяется исходя из квалифицирующих признаков ст. 160 УК РФ.
Если деньги присвоены или растрачены с использованием особого должностного или служебного положения, виновнику грозит:
Штраф от 100 до 500 тысяч рублей;
Штраф в размере дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 5 лет;
Принудительные работы до 5 лет;
Лишение свободы до 6 лет.
Дополнительно к основному виду наказания может добавляться штраф до 10 тысяч рублей или ограничение свободы на непродолжительный срок.
Что грозит виновному субъекту при хищении средств в особо крупном размере? Когда в деле фигурирует причинение особо крупного ущерба, наказание назначается по ч. 4 данной статьи.
При причинении особо крупного ущерба виновному лицу грозит лишение свободы до 10 лет с применением штрафа в размере до 1 миллиона рублей.
Хищение бюджетных средств также может быть квалифицировано как мошенничество. В этом случае, в отличие от растраты и присвоения, присутствует злоупотребление доверием потерпевшей стороны. Как правило, доверие возникает в ответ на высокое служебное положение виновника преступления.
При мошенничестве доверие потерпевшей стороны используется преступником в корыстных целях.
Хищение бюджетных средств с признаками мошенничества, как правило, квалифицируется по ч. 3 ст. 159 УК РФ. В ней закреплено наказание за мошенничество в крупном размере, связанное с использованием служебного положения.
Злоумышленнику по ч. 3 ст. 159 УК РФ грозит:
Штраф от 100 до 500 тысяч рублей;
Штраф в размере дохода осужденного от 1 года до 3 лет;
Принудительные работы до 5 лет;
Лишение свободы до 6 лет.
В виде дополнительного наказания к лишению свободы назначается штрафная санкция в размере до 80 тысяч рублей.
Проанализируем, какое наказание предусмотрено УК РФ за хищение госимущества и бюджетных средств. Если преступление произошло путем прямой кражи, например чиновник, зная код от сейфа, где лежат наличные деньги из бюджета, выделенные на проведение какого-либо мероприятия, похищает их, такое преступное деяние будет квалифицироваться по ст. 158 УК «Кража».
Может быть, что хищение произошло посредством использования служебного положения, например чиновник в составе преступной группы, используя свое положение, позволил получить тендер на проведение каких-либо работ подведомственной ему фирме. Далее деньги, выделяемые из бюджета данной фирме, делятся между членами преступной группы. Такое преступление будет квалифицироваться по ст. 159.3 или 159.4 УК РФ, в зависимости от размера хищения.
Следовательно, в зависимости от способа совершения и размеров хищения госимущества, в том числе – бюджетных средств, будет зависеть квалификация преступления и мера наказания по нему:
Статья УК РФ
Состав и квалификация преступления
Меры наказания
158.1
тайное хищение
штраф до 80 тыс. рублей или доход осужденного до 6 мес.;
обязат. работы до 360 часов;
исправ. работы до 12 мес.;
принуд. работы, либо огранич. свободы, либо лишение свободы до 2 лет;
арест до 4 мес.
158.2
то же деяние в группе лиц по предварит. сговору или при незаконном проникновении в помещение
штраф до 200 тыс. рублей или доход за 1,5 года;
обязат. работы до 480 часов;
исправ. работы до 2 лет;
принуд. работы, либо лишение свободы до 5 лет с возможным огранич. свободы до 1 года
158.3
тайное хищение в крупном размере
штраф до 500 тыс. рублей или доход до 3 лет;
принуд. работы до 5 лет с возможным огранич. свободы до 1,5 лет;
лишение свободы до 6 лет с возможным штрафом до 80 тыс. рублей и возможным органич. свободы до 1,5 лет
158.4
тайное хищение в организованной группе или в особо крупном размере
лишение свободы до 10 лет с возможным штрафом до 1 миллиона рублей или доходом за 5 лет и возможным огранич. свободы до 2 лет
159.3
хищение имущества с использованием служебного положения
штраф до 500 тыс. рублей или заработок за 3 года;
принуд. работы до 5 лет с возможным огранич. свободы до 2 лет;
лишение свободы до 6 лет с возможным штрафом до 80 тыс. рублей и с возможным огранич. свободы до 1,5 лет
159.4
то же деяние в организованной группе или в особо крупном размере
лишение свободы до 10 лет с возможным штрафом до 1 миллиона рублей и возможным огранич. свободы до 2 лет
Нецелевым расходованием бюджетных средств признается использование должностным лицом бюджетных денег на цели, которые не соответствуют условиям договоренности.
В качестве условий договоренности в таких делах выступают следующие документы:
Утвержденный бюджет;
Бюджетная роспись;
Уведомление о бюджетных ассигнованиях;
Смета доходов и расходов и др.
С точки зрения гражданского судопроизводства эти действия считаются нарушением условий договора. При этом нарушение условий договора совершено с прямым и корыстным умыслом.
Наказание по ст. 285.1 УК РФ предусмотрено следующее:
Хищение 700 миллионов бюджетных тенге выявили в Акмолинской области
сакен к записи Аксу: полицейские изнасиловали девочек
Сауле к записи Предали память предков
Сауле к записи Уровень образования в Казахстане: студенты предпочитают учиться в России
Хатуль Мадан к записи Павлодарцы выпрыгнули из окна военкомата
Хатуль Мадан к записи Минздрав принял на себя новые обязательства: 2 млн вакцинированных в месяц
1. Уголовное законодательство Республики Казахстан состоит из настоящего Уголовного кодекса Республики Казахстан. Иные законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат применению только после их включения в настоящий Кодекс.
2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Республики Казахстан и общепризнанных принципах и нормах международного права. Конституция Республики Казахстан имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики. В случае противоречий между нормами настоящего Кодекса и Конституции Республики Казахстан действуют положения Конституции. Нормы настоящего Кодекса, признанные неконституционными, в том числе ущемляющими закрепленные Конституцией Республики Казахстан права и свободы человека и гражданина, утрачивают юридическую силу и не подлежат применению. Нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан являются составной частью уголовного законодательства Республики Казахстан.
3. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед настоящим Кодексом. Порядок и условия действия на территории Республики Казахстан международных договоров, участником которых является Республика Казахстан, определяются законодательством Республики Казахстан.
1. Задачами настоящего Кодекса являются: защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, собственности, прав и законных интересов организаций, общественного порядка и безопасности, окружающей среды, конституционного строя и территориальной целостности Республики Казахстан, охраняемых законом интересов общества и государства от общественно опасных посягательств, охрана мира и безопасности человечества, а также предупреждение уголовных правонарушений.
2. Для осуществления этих задач настоящий Кодекс устанавливает основания уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния являются уголовными правонарушениями, то есть преступлениями или уголовными проступками, устанавливает наказания и иные меры уголовно-правового воздействия за их совершение.
Как украсть полмиллиарда из бюджета
Преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Временем совершения уголовного правонарушения признается время осуществления общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.
1. Закон, устраняющий преступность или наказуемость деяния, смягчающий ответственность или наказание, или иным образом улучшающий положение лица, совершившего уголовное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до введения такого закона в действие, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.
2. Если новый уголовный закон смягчает наказуемость деяния, за которое лицо отбывает наказание, то назначенное наказание подлежит сокращению в пределах санкции вновь изданного уголовного закона.
3. Закон, устанавливающий преступность или наказуемость деяния, усиливающий ответственность или наказание, или иным образом ухудшающий положение лица, совершившего это деяние, обратной силы не имеет.
1. Лицо, совершившее уголовное правонарушение на территории Республики Казахстан, подлежит ответственности по настоящему Кодексу.
2. Уголовным правонарушением, совершенным на территории Республики Казахстан, признается деяние, которое начато или продолжилось либо было окончено на территории Республики Казахстан. Действие настоящего Кодекса распространяется также на уголовные правонарушения, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Республики Казахстан.
3. Лицо, совершившее уголовное правонарушение на судне, приписанном к порту Республики Казахстан и находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Республики Казахстан, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Республики Казахстан. По настоящему Кодексу уголовную ответственность несет также лицо, совершившее уголовное правонарушение на военном корабле или военном воздушном судне Республики Казахстан, независимо от места его нахождения.
4. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами уголовного правонарушения на территории Республики Казахстан разрешается в соответствии с нормами международного права.
1. Граждане Республики Казахстан, совершившие уголовное правонарушение за пределами Республики Казахстан, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если совершенное ими деяние признано уголовно наказуемым в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в другом государстве. При осуждении указанных лиц наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом того государства, на территории которого было совершено уголовное правонарушение. На тех же основаниях несут ответственность иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Казахстан, в случаях, когда они не могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Республики Казахстан.
Положения настоящего Кодекса применяются независимо от места совершения преступления в отношении граждан Республики Казахстан, лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, в случаях совершения террористического или экстремистского преступления либо преступления против мира и безопасности человечества либо за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам Республики Казахстан, если иное не установлено международным договором Республики Казахстан.
2. Судимость и иные уголовно-правовые последствия совершения лицом уголовно наказуемого деяния на территории другого государства не имеют уголовно-правового значения для решения вопроса об уголовной ответственности этого лица за уголовное правонарушение, совершенное на территории Республики Казахстан, если иное не предусмотрено международным договором Республики Казахстан или если совершенное на территории другого государства уголовно наказуемое деяние не затрагивало национальных интересов Республики Казахстан.
3. Военнослужащие воинских частей Республики Казахстан, дислоцирующихся за ее пределами, за уголовные правонарушения, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Республики Казахстан.
4. Иностранцы, а также лица без гражданства, постоянно не проживающие на территории Республики Казахстан, совершившие преступление за пределами Республики Казахстан, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если это деяние направлено против интересов Республики Казахстан, и в случаях, предусмотренных международным договором Республики Казахстан, если они не были осуждены в другом государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Республики Казахстан.
1. Граждане Республики Казахстан, совершившие уголовное правонарушение на территории другого государства, не подлежат выдаче, если иное не установлено международным договором Республики Казахстан.
2. Иностранцы и лица без гражданства, совершившие преступление за пределами Республики Казахстан и находящиеся на территории Республики Казахстан, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Республики Казахстан.
3. Никто не может быть выдан иностранному государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему в этом государстве может угрожать применение пыток, насилие, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание, а также в случае угрозы применения смертной казни, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Казахстан.
Хищение средств из бюджета чаще всего происходит в крупном или особо крупном размере. В большинстве случаев преступником выступает высокопоставленное лицо, которое отвечает за управление государственными финансами. Преступление происходит за счет увеличения фактической стоимости определенного типа расходов, необходимых для реализации муниципальных или государственных программ.
Допустим, человек намеренно завышает цену ремонта, чтобы часть средств забрать себе. Подобное преступление может совершаться как одним человеком, так и группой лиц. Учитывая тот факт, что нанесенный ущерб из-за неправомерных действий может достигать миллиардов рублей, бюджет серьезно страдает. Из-за этого хуже реализуются региональные и федеральные целевые программы.
Казнокрадство может назначаться по двум статьям: 160 УК РФ (присвоение и растрата) или же статья 159 УК РФ (мошенничество). В большинстве случаев преступление имеет коррупционную составляющую. Чтобы распорядиться бюджетными средствами, необходимо обладать особыми должностными полномочиями.
Госслужащего подозревают в хищении бюджетных денег в Алматинской области
Расхищение денег из бюджета может происходить различными способами. Фактически можно выделить три основных варианта нарушения, которые встречаются в учреждениях. Мы рассмотрим данные моменты, которые достаточно часто происходят.
Услуги или товары могут:
Не поставляться или не оказываться.
Поставляться, но в меньшем объеме, чем указано в документах.
Поставляться, однако, с завышением стоимости.
При этом в деле фигурируют государственные деньги, которые нечестным путем частично или полностью оказываются в руках человека. Важно определить, имеется ли корыстная цель, то есть, хочет ли нарушитель завладеть чужим имуществом для извлечения пользы для себя или для третьего лица.
Важно! Предметом преступления всегда выступают бюджетные средства. При этом они могут в разной форме поставляться, допустим, в качестве государственного целевого кредита.
Понадобится определить, присвоило ли лицо деньги себе или же растратило. Есть ряд отличий, по которым можно понять, какое преступление произошло.
Присвоение – это хищение имущества, которое было доверено преступнику. У физического или юридического лица появляется незаконное право распоряжаться собственностью, которая по факту ему не принадлежит. Присвоение в особо крупных размерах происходит в тех случаях, когда объект хищения был высоко оценен.
Растрата – это расходование человеком чужого имущества в своих целях, его потребление или отчуждение. В этом случае злоумышленник обогащается за чужой счет. Растрата средств должностным лицом встречается достаточно часто, и преступление характеризуется согласно нахождению собственности у виновного во время судебного разбирательства.
Мошенничество – это получение средств обманным путем. Как правило, коррупция происходит с использованием мошеннических методов. Потому как лицо обманом завладевает бюджетными средствами, а потом уже распоряжается ими по своему усмотрению.
Нецелевое использование бюджетных средств УК РФ рассматривает как преступное действие. В качестве виновного привлекается должностное лицо, допустившее нецелевую растрату. Опасность такого действия заключается в подрыве функционирования государства, основ финансового обеспечения и создании благоприятной среды для совершения разного рода экономических преступлений.
Квалифицирующими признаками являются отягчающие обстоятельства, которые указываются в статье. Они могут относиться к предмету преступления, к объективной стороне, к субъекту деяния, а также к соучастию в преступлении. Потребуется учесть размер предмета преступления. Необходимо будет определить, произошло хищение в крупном или особо крупном размере.
Хищение денег из бюджета часто подразумевает злоупотребление полномочиями. Потому как преступнику будет сложно получить государственные деньги, если он не занимает должность, связанную с финансами. Мы рассмотрим те моменты, которые касаются злоупотребления полномочиями.
Чтобы квалифицировать злоупотребление, подозреваемый должен одновременно:
Воспользоваться своими полномочиями для получения личной выгоды.
Значительно нарушить права или законные интересы граждан, юридических лиц или государства.
Быть на муниципальной или государственной службе.
На севере Казахстана подозревают чиновника в хищении бюджетных денег
Преступления, касающиеся присвоения чужой собственности, являются смежными по составу, но имеют существенные отличия. Так, присвоение и растрата – это хищение собственности, вверенной виновному, а кража и мошенничество – это тайное или мошенническое присвоение чужого имущества, находящегося вне ведения преступного элемента. Более подробно про присвоение и растрату (ст. 160 УК РФ ) можно прочитать в другой статье нашего портала. Далее будут рассмотрены преступления, касающиеся хищения в форме кражи и мошенничества (ст. 158 и 159 УК ).
Объективная сторона преступного деяния:
Способ совершения преступления:
кража – тайное хищения имущества;
мошенничество:
получение имущества (или права на него) посредством обмана,
получение имущества (или права на него) при помощи злоупотребления доверием.
Субъективная сторона преступления: и кража и мошенничество предполагают наличие прямого умысла, т. е. виновный знает, что совершает хищение преступным путем, предвидит ущерб, наносимый потерпевшему, и желает совершить хищение.
Субъект преступления: дееспособный гражданин, достигший 16 лет.
VIDEO
Новости подобного рода регулярно появляются в средствах массовой информации в Бурятии. Маленькая зарплата, кредиты и обычная корысть толкают людей обворовывать своих же коллег и соседей. Регулируя пусть и небольшие, но все же финансовые потоки, имея служебное положение и толику власти, используя финансовую неграмотность и страх перед начальством, нечистоплотные руководители и бухгалтеры не всегда проходят испытание деньгами.
Наиболее простые схемы увода средств заключались в фиктивном трудоустройстве знакомых и родственников с последующим присвоением начисленной заработной платы. Например, условный директор школы принимает на работу «фантомных» учителей и административных сотрудников из числа родственников и знакомых.
Даже само начисление заработной платы педагогам непрозрачно. Система оплаты учителя разделяется на базовую и стимулирующие части. И если раньше учитель четко знал, сколько он получает в месяц, то, с нынче ему гарантирована только базовая часть, а распределение стимулирующей части остается для большинства загадкой и лежит на совести директоров и завучей. И соблазн повысить зарплату себе за счет приписки выполняемых индикаторов стимулирующей части и снижения их же у учителей побороть сможет не каждый.
В июне 2015 года директор Сотниковской школы назначила на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе сотрудника районного управления образования, являющегося непосредственным куратором школы. Между тем ему начислялась и выплачивалась заработная плата, что повлекло за собой незаконное расходование денежных средств из бюджета республики. Кроме того, директор школы, используя свое должностное положение, в сентябре 2016 года назначила себе фиктивную педагогическую нагрузку в качестве учителя русского языка и литературы в РК «Здоровье», за что получила заработную плату в сумме свыше 50 000 рублей.
Колясочника, руководителя общественного объединения, бывшего внештатного советника акима Карагандинской области Александра Ивкина суд признал виновным в хищении бюджетных денег и приговорил к пяти годам колонии.
Судья Казыбекбийского районного суда Караганды Саян Аккожин признал Александра Ивкина виновным в мошенничестве в особо крупном размере. Перед судом Ивкин предстал по обвинению в совершении двух видов преступлений – кроме мошенничества, его подозревали также в подделке официальных документов. Но прокурор на стадии прений отказался от этого обвинения, ссылаясь на отсутствие признака уголовного деяния.
«Суд приговорил: исследовав материалы дела, изучив заключения экспертиз, выслушав свидетелей, подсудимого, прокурора, суд признает подсудимого виновным в совершении преступления, предусмотренного статье 190 Уголовного кодекса. Назначить подсудимому наказание в виде пяти лет лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы средней безопасности», — вынес приговор Саян Аккожин.
Согласно материалам уголовного дела, руководитель общественного объединения «Лайықты өмір» Александр Ивкин умышленно занижал стоимость одного часа работы индивидуального помощника для людей с инвалидностью, и вместо 279,54 тенге указывал в документах 257,19 тенге. При этом подсудимый, как считает следствие, умышленно увеличивал часы работы помощника, присваивая разницу себе.
Госучреждение «Отдел занятости и социальных программ» подавало ранее иск в экономический суд против общественного объединения. Иск был удовлетворен, и ответчик теперь должен вернуть в бюджет 160 миллионов тенге, бухгалтерская экспертиза установила, что в 2017 году подсудимым и возглавляемым им ОО «Лайықты өмір» были похищены 95 миллионов тенге из бюджета, а в 2018 году – 65 миллионов 500 тысяч тенге.
Подсудимый Ивкин не признал вину, заявив, что все сэкономленные средства направлены на нужды граждан с ограниченными физическими возможностями. Но суд критически отнесся к этому заявлению.
Бывший советник акима области был взят под стражу в зале суда. Учитывая, что в автозаках и другом спецтранспорте конвойной службы нет пандусов, сотрудники конвойной службы с трудом разместили Ивкина в машине для перевозки в изолятор. Им пришлось поднять его с инвалидного кресла и пересадить в салон. Кресло загрузили в машину следом.
Обратите вниманиеНаказание за нецелевое использование бюджетных средств по ст.285.1 — штраф до полумиллиона, принудительные работы или лишение свободы на срок до 5 лет. Подробнее читайте здесь
Преступления, касающиеся присвоения чужой собственности, являются смежными по составу, но имеют существенные отличия. Так, присвоение и растрата – это хищение собственности, вверенной виновному, а кража и мошенничество – это тайное или мошенническое присвоение чужого имущества, находящегося вне ведения преступного элемента. Более подробно про присвоение и растрату (ст. 160 УК РФ ) можно прочитать в другой статье нашего портала. Далее будут рассмотрены преступления, касающиеся хищения в форме кражи и мошенничества (ст. 158 и 159 УК ).
Предметом преступлений по вышеуказанным статьям является имущество, не принадлежащее обвиняемому по праву собственности. Если при краже (ст. 158 ) предметом преступного деяния выступает имущество в его материальном выражении, то ст. 159 подразумевает, что предметом хищения может выступать как само имущество, так и право на него.
Проанализируем, какое наказание предусмотрено УК РФ за хищение госимущества и бюджетных средств. Если преступление произошло путем прямой кражи, например чиновник, зная код от сейфа, где лежат наличные деньги из бюджета, выделенные на проведение какого-либо мероприятия, похищает их, такое преступное деяние будет квалифицироваться по ст. 158 УК «Кража» .
Может быть, что хищение произошло посредством использования служебного положения, например чиновник в составе преступной группы, используя свое положение, позволил получить тендер на проведение каких-либо работ подведомственной ему фирме. Далее деньги, выделяемые из бюджета данной фирме, делятся между членами преступной группы. Такое преступление будет квалифицироваться по ст. 159.3 или 159.4 УК РФ , в зависимости от размера хищения.
Следовательно, в зависимости от способа совершения и размеров хищения госимущества, в том числе – бюджетных средств, будет зависеть квалификация преступления и мера наказания по нему:
Статья УК РФ
Состав и квалификация преступления
Меры наказания
158.1
тайное хищение
штраф до 80 тыс. рублей или доход осужденного до 6 мес.;
обязат. работы до 360 часов;
исправ. работы до 12 мес.;
принуд. работы, либо огранич. свободы, либо лишение свободы до 2 лет;
арест до 4 мес.
158.2
то же деяние в группе лиц по предварит. сговору или при незаконном проникновении в помещение
штраф до 200 тыс. рублей или доход за 1,5 года;
обязат. работы до 480 часов;
исправ. работы до 2 лет;
принуд. работы, либо лишение свободы до 5 лет с возможным огранич. свободы до 1 года
158.3
тайное хищение в крупном размере
штраф до 500 тыс. рублей или доход до 3 лет;
принуд. работы до 5 лет с возможным огранич. свободы до 1,5 лет;
лишение свободы до 6 лет с возможным штрафом до 80 тыс. рублей и возможным органич. свободы до 1,5 лет
158.4
тайное хищение в организованной группе или в особо крупном размере
лишение свободы до 10 лет с возможным штрафом до 1 миллиона рублей или доходом за 5 лет и возможным огранич. свободы до 2 лет
159.3
хищение имущества с использованием служебного положения
штраф до 500 тыс. рублей или заработок за 3 года;
принуд. работы до 5 лет с возможным огранич. свободы до 2 лет;
лишение свободы до 6 лет с возможным штрафом до 80 тыс. рублей и с возможным огранич. свободы до 1,5 лет
159.4
то же деяние в организованной группе или в особо крупном размере
лишение свободы до 10 лет с возможным штрафом до 1 миллиона рублей и возможным огранич. свободы до 2 лет
Хищение госимущества и бюджетных средств – довольно распространенное преступление. Приведем пример: в городе N целевым финансированием были выделены бюджетные средства на выполнение реставрационных работ одного из памятников старины. Зам. министра культуры этого региона гр. Иванов выделил данные средства фирме, владельцем которой был его знакомый гр. Петров. Финансирование необходимых реставрационных работ проводилось по чрезмерно завышенным расценкам. Деньги в размере 20 миллионов рублей, составляющие разницу между реальной стоимостью работ и выделенной из бюджета суммой, были поделены гражданами Ивановым и Петровым. При проводимой проверке финансирования данное преступление было обнаружено. Обвиняемые пошли на сотрудничество со следствием, признали свою вину, выплатили похищенную из бюджета сумму. Суд, учитывая данные обстоятельства, назначил преступникам меру наказания по ст. 159.4, а именно – лишение свободы на 5 лет.
Дать денег
Георгий Переборщиков
Москва
Сегодня распространено мошенничество в сфере соцвыплат. Связанно это с тем, что сфера социальных выплат расширяется, растут суммы выплат, а вместе с ними и интерес мошенников. Мошенничество с деньгами, а конкретно с методами их противоправного получения относится к уголовно-наказуемым действиям. Статья 159.2 Уголовного кодекса РФ регламентирует ответственность за хищение в сфере соцвыплат. К такому роду мошенничества относят сознательное хищение денег или имущества во время получения установленных законом социальных выплат, субсидий, пособий или компенсаций.
Ответственность предусмотрена не только за незаконное получение выплат, но и услуг, оказываемых за счёт государства. Речь идёт о нанесении ущерба федеральному, региональному, муниципальному бюджетам, внебюджетным государственным фондам, к каким относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Что значит «незаконное получение выплаты»? Это выплата, полученная путём обмана, например, через подачу заведомо ложных и недостоверных сведений об обстоятельствах, дающих право на социальную выплату.
Способ совершения рассматриваемого преступления может выражаться как в активном, так и в пассивном обмане. Активный обман может заключаться в предоставлении в органы исполнительной власти, учреждения или организации, уполномоченные принимать соответствующие решения о назначении социальных выплат, заведомо ложных и (или) недостоверных сведений либо в умолчании (несообщении) о фактах, влекущих прекращение указанных выплат. Пассивный обман будет иметь место в случае умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных в ст. 159.2 УК РФ выплат. Например, какое-то время граждане получают выплату законно, но в последующем теряют на неё право в силу изменения жизненных обстоятельств, однако умалчивают об этих обстоятельствах и продолжают получать от государства деньги. Такое поведение квалифицируется, как мошенничество.
К социальным выплатам относятся : пособие по безработице, компенсации на питание, на оздоровление, субсидии для приобретения или строительства жилья, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, средства мат.капитала, а также предоставление лекарств, технических средств реабилитации (протезов, инвалидных колясок и тому подобное), специального транспорта, путёвок, продуктов питания. Незаконное получение страховой пенсии по старости, инвалидности или потере кормильца, социальной пенсии или пенсии, выплачиваемой государственным служащим (в том числе, военнослужащим, полицейским и т.д.) также квалифицируется по статье 159.2 УК РФ
Одной из самых популярных сфер для осуществления мошеннических действий является материнский капитал . Например, С., имея умысел на хищение чужого имущества, обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка, зная, что решением суда она лишена родительских прав в отношении данного ребенка.
Мошенники предлагают следующие схемы с использованием сертификата на второго ребенка:
Обналичивание средств. Получить капитал наличными нельзя по закону.
Заключение фиктивного договора купли-продажи с родственниками или знакомыми.
Оформление мат.капитала посторонними лицами. В данном случае семья, кому действительно принадлежит мат.капитал, признается потерпевшей. В остальных случаях семьи считаются преступниками.
Мошенничество в пенсионной сфере :
Похожие записи: