Национальный классификатор должностей и профессий 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Национальный классификатор должностей и профессий 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.
Общероссийский классификатор занятий. ОК 010-2014 (МСКЗ-08)
ОКПДТР разработан взамен Общесоюзного классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (1 86 016).
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) разработан в целях реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики с учетом новых производственно-экономических условий развития Российской Федерации и опыта разработки международных классификаторов.
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) предназначен для решения задач, связанных с оценкой численности рабочих и служащих, учетом состава и распределением кадров по категориям персонала, уровню квалификации, степени механизации и условиям труда, вопросами обеспечения занятости, организации заработной платы рабочих и служащих, начисления пенсий, определения дополнительной потребности в кадрах и другими на всех уровнях управления народным хозяйством в условиях автоматизированной обработки информации.
Руководители осуществляют планирование, управление, координацию и оценку всей деятельности предприятий, государственных структур и других организаций, а также организационных подразделений внутри них, разрабатывают и пересматривают свою политику, законы, правила и положения. Уровень компетенций большинства занятий, включенных в данную основную группу, требует квалификации, соответствующей четвертому квалификационному уровню. Для занятий подгруппы 14 Руководители в гостиничном и ресторанном бизнесе, розничной и оптовой торговле и родственных сферах обслуживания, как правило, требуются знания и навыки, соответствующие третьему уровню квалификации.
Обязанности, выполняемые руководителями, обычно включают: разработку и консультирование по вопросам политики, бюджета, законов и нормативных актов предприятий, государственных структур и других организационных подразделений; постановку целей и определение стандартов, разработку и оценку программ, политических курсов и процедур для их реализации; обеспечение использования надлежащих систем и процедур, разработанных и реализуемых для обеспечения контроля за исполнением бюджета; санкционирование объемов материальных, человеческих и финансовых ресурсов для реализации политики и выполнения программ; мониторинг и оценку деятельности организации или предприятия и его персонала; подбор или утверждение подбора персонала; обеспечение охраны здоровья и соблюдения требований техники безопасности; планирование и руководство повседневной деятельностью; представление и переговоры от имени государства и правительства, предприятия или подразделения на совещаниях и других форумах.
Занятия данной основной группы подразделяются на следующие подгруппы:
11 Руководители высшего звена, высшие должностные лица и законодатели
12 Управляющие в корпоративном секторе и в других организациях
13 Руководители подразделений в сфере производства и специализированных сервисных услуг
14 Руководители в гостиничном и ресторанном бизнесе, розничной и оптовой торговле и родственных сферах обслуживания
Примечание — В качестве различия между руководителями, учитываемыми в основной группе 1 Руководители, и мастерами (бригадирами), учитываемыми в других основных группах, следует отметить, что и руководители и мастера (бригадиры) могут планировать, организовывать, координировать, контролировать и управлять работой, осуществляемой другими людьми. Но помимо этого руководители, как правило, несут ответственность и принимают решения в области: общего стратегического и оперативного управления всем бизнесом или деятельностью отдельного структурного подразделения (например, о видах, количестве и качестве товаров, которые следует производить); бюджетов (сколько денег следует затратить и на какие цели), а также подбора, назначения и увольнения персонала. Мастера (бригадиры) могут консультировать и оказывать помощь руководителям по этим вопросам, особенно в отношении подбора и увольнения персонала, но не имеют полномочий для принятия самостоятельных решений. Степень самостоятельности их решений может быть различной. Существенная разница заключается в том, что мастера (бригадиры) несут ответственность только за надзор и контроль за деятельностью других работников, а руководители несут общую ответственность за деятельность структурного подразделения.
Руководители высшего звена, высшие должностные лица и законодатели разрабатывают и пересматривают стратегию развития, осуществляют планирование, непосредственную координацию и оценку общей деятельности предприятий, государственных структур и других организаций при поддержке других руководителей. Уровень компетенций большинства занятий, включенных в данную подгруппу, требует квалификации, соответствующей четвертому квалификационному уровню.
Задачи, выполняемые работниками данной подгруппы, обычно включают: руководство или участие в работе законодательных органов, советов директоров и комитетов; разработку и консультирование по вопросам бюджетной политики, законам и нормативным актам деятельности предприятий, государственных структур и других организаций; постановку целей для предприятий, государственных учреждений и ведомств, других организаций; разработку или утверждение и оценку программ, политики и процедур их реализации; обеспечение надлежащих систем и процедур, которые разработаны и реализуются для обеспечения контроля за исполнением бюджета; санкционирование объемов материальных, человеческих и финансовых ресурсов для реализации политики и выполнения программ; мониторинг и оценку деятельности организации или предприятия; подбор или утверждение подбора сотрудников высшего звена; выполнение церемониальных обязанностей и представление предприятия, государства и правительства, организации или сообщества на официальных мероприятиях и встречах, переговорах, собраниях и общественных слушаниях.
Занятия данной подгруппы подразделяются на следующие малые группы:
111 Руководители (представители) федеральных и региональных органов законодательной, судебной и исполнительной власти, их аппаратов и иных органов
112 Руководители учреждений, организаций и предприятий
Руководители (представители) федеральных и региональных органов законодательной, судебной и исполнительной власти, их аппаратов и иных органов определяют, формулируют, консультируют и непосредственно реализуют политику федеральных и региональных или местных органов власти или общин, а также общественных организаций. Они разрабатывают, ратифицируют, изменяют или отменяют законы, общественные нормы и правила, планируют, организуют, управляют, контролируют и оценивают общую деятельность министерств и ведомств, традиционных общин и общественных организаций.
Выполняемые обязанности работников данной малой группы обычно включают: руководство или участие в работе законодательных органов и административных советов правительств, законодательных собраний, органов местного самоуправления и общественных организаций; службу в государственных административных органах или официальных комитетах; расследование вопросов, касающихся интересов общества в целом и затрагивающих интересы избирателей; разработку и консультирование по вопросам проведения государственной политики, исполнения бюджета, законодательства и нормативного обеспечения, установление целей для организации и разработки или утверждения и оценки программ, политики и процедур по их реализации; рекомендации, анализ, оценку и утверждение документов, информационных записок и представленных докладов; обеспечение надлежащих систем и процедур, которые разработаны и реализуются для обеспечения контроля за исполнением бюджета; выделение для использования государственных земель и других ресурсов; выполнение церемониальных обязанностей и представительство от имени государства и правительства, организации или сообщества на официальных мероприятиях и встречах, переговорах, собраниях и общественных слушаниях.
Занятия данной малой группы подразделяются на следующие начальные группы:
1111 Руководители (представители) федеральных и региональных органов законодательной власти, их аппаратов, депутаты законодательных собраний
1112 Руководители (представители) федеральных и региональных органов исполнительной и судебной власти и их аппаратов
1113 Руководители органов местного самоуправления
Контрольное число — 7, полный код — 11117. В форме СЗВ-ТД отражается через точку — 1111.7
Руководители (представители) федеральных и региональных органов законодательной власти, их аппаратов, депутаты законодательных собраний определяют и формулируют государственную политику, рассматривают и принимают в соответствии с установленными процедурами законодательные акты, а также международные соглашения.
В их обязанности входит:
— участие в заседаниях федеральных и региональных органов законодательной власти;
— рассмотрение проектов законодательных актов в работе комитетов и комиссий палат, в работе согласительных и специальных комиссий, а также рабочих групп;
— внесение парламентского запроса и депутатских запросов, обращение с вопросами к руководству исполнительных органов власти, контроль за исполнением ими законодательных актов;
— обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан;
— изучение вопросов, представляющих интерес для общественности, и защита интересов избирателей, которых они представляют;
— исполнение представительских функций, проведение встреч, направленных на оказание услуг сообществу, изучение запросов различных групп населения, граждан;
— ведение переговоров с другими законодателями и представителями заинтересованных групп для примирения различных интересов, выработки политики и достижения общественного согласия.
Примеры занятий, отнесенных к данной начальной группе:
Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти
Председатель законодательного (представительного) органа государственной власти
Контрольное число — 7, полный код — 11137. В форме СЗВ-ТД отражается через точку — 1113.7
Руководители органов местного самоуправления выполняют целый ряд административных и церемониальных задач и обязанностей для обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, определяющихся с установленным разделением прав и обязанностей между руководителями органов местного самоуправления, региональными и федеральными органами власти, а также сложившимися традициями.
В их обязанности входит:
— управление муниципальной собственностью;
— формирование, утверждение и обеспечение исполнения местного бюджета;
— установление местных налогов и сборов;
— осуществление охраны общественного порядка;
— представительство своего поселения в высших органах государственной власти;
— информирование местного сообщества о государственных нормах и правилах.
Примеры занятий, отнесенных к данной начальной группе:
Глава администрации муниципального образования
Руководитель органа местного самоуправления
Контрольное число — 0, полный код — 11140. В форме СЗВ-ТД отражается через точку — 1114.0
Также к данной начальной группе относятся профессии:
Председатель правления СНТ (общества)
Высшие должностные лица политических и общественных организаций определяют, формулируют и непосредственно реализуют политику общественных организаций, таких как партийные политические организации, профсоюзы, организации работодателей, торговые и промышленные ассоциации, гуманитарные или благотворительные организации, спортивные ассоциации, представляют свои организации и действуют от их имени.
В их обязанности входит:
— определение и формулирование политики, норм и правил организации;
— осуществление планирования, управления и координации общего функционирования организации;
— обзор деятельности и результатов деятельности организации, предоставление отчетности в советы директоров и руководящие органы, членские организации и финансовые учреждения;
— проведение переговоров от имени организации, ее членов и соответствующих групп с особыми интересами;
— соблюдение интересов организации, ее членов и соответствующих групп с особыми интересами перед законодательной властью, правительством или широкой общественностью;
— планирование, организация и управление отдельными направлениями деятельности, связанными с реализацией общей политики, выполнением программ, соблюдением правил и положений;
— обеспечение надлежащих систем и процедур, которые разработаны и реализуются для обеспечения контроля за исполнением бюджета;
— мониторинг и оценка деятельности организации или предприятия с учетом установленных целей и проводимой политики;
— представительство от имени организации на официальных мероприятиях и заседаниях совета директоров, на переговорах, съездах, общественных слушаниях и форумах.
Примеры занятий, отнесенных к данной начальной группе:
Председатель Общественной палаты
Председатель профсоюза
Руководитель объединения работодателей
В программах автоматизации бухгалтерского и кадрового учета (1С), у некоторых операторов ЭДО (СБИС) реализован ОКЗ 2021 с поиском по названию профессии или ОКПДТР, что упрощает подбор нужного идентификатора. Однако подобрать код вполне реально и без их помощи.
Для подбора используем следующую схему:
- исходя из требуемой квалификации работника определяем главную группу;
- последовательно двигаясь по уровням классификатора, подбираем подгруппу, малую и начальную группу, исходя из выполняемых работником обязанностей;
- получив 4-значный код, КЧ берем из соответствующего столбца.
Для примера определим ОКЗ для главного бухгалтера в 2021 году.
Главный бухгалтер:
- является руководителем, поэтому относится к главной группе 1;
- принадлежит к группе управляющих. Вторая цифра кода — 2;
- управляет финансовой деятельностью и относится к малой группе 1 и начальной группе 1. То есть 3 и 4 цифры кода — 1.
Получим код 1211, для которого установлено контрольное число 1.
ВАЖНО!
Осуществлять поиск кода ОКЗ по должности в 2021 г. неправильно, так как она не всегда четко отражает обязанности и специфику деятельности. Ориентироваться необходимо на вид занятий, иначе не избежать ошибок.
Аналогично определяется и ОКЗ для любого другого специалиста.
Пример:
Разные по названию, но одинаковые по трудовой функции (оказание медпомощи) должности врача-офтальмолога и врача-хирурга кодируются одной комбинацией — 2212.
А вот код по ОКЗ для заместителя генерального директора в 2021 г. принимает различные значения (1211, 1212, 1213) в зависимости от того, какими вопросами работник занимается.
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
NOC Канады: что это, зачем нужен, как узнать свой, список на 2021 год
ОКПДТР разработан взамен Общесоюзного классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (1 86 016).
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) разработан в целях реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики с учетом новых производственно-экономических условий развития Российской Федерации и опыта разработки международных классификаторов.
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) предназначен для решения задач, связанных с оценкой численности рабочих и служащих, учетом состава и распределением кадров по категориям персонала, уровню квалификации, степени механизации и условиям труда, вопросами обеспечения занятости, организации заработной платы рабочих и служащих, начисления пенсий, определения дополнительной потребности в кадрах и другими на всех уровнях управления народным хозяйством в условиях автоматизированной обработки информации.
Список последних обновлений классификатора представлен в таблице ниже.
Подробный отчёт по изменениям каждой позиции классификатора представлен на странице История изменений позиций классификатора, в том числе по разделам:
- История изменений позиций раздела I «ПРОФЕССИИ РАБОЧИХ»
- История изменений позиций «ИНФОРМАЦИОННОГО БЛОКА КЛАССИФИКАТОРА ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ»
- История изменений позиций раздела II «ДОЛЖНОСТИ СЛУЖАЩИХ»
Кодирование сильно облегчает систематизацию и поиск диссертаций и статей. Шифр научной специальности ВАК состоит из шести цифр. Первые две обозначают научную отрасль. Следующие две цифры указывают на направление исследования. Оно обязательно входит в обозначенную первыми двумя цифрами область. Третье двухзначное число – указание узкой специализации в рамках означенного направления.
Рассмотрим пример, когда аспирант или соискатель собирается защищать диссертацию, которая относится к разделу 01.04.08 Физика и химия плазмы. Здесь 01 – это номер физико-математических наук, 04 означает собственно физику, 08 – конкретно физику плазмы. Ученая степень в данном случае будет присуждена по физико-математическим наукам.
Любой ученый может определить интересующий его шифр следующим образом: зайдя в список всех дисциплин, надо найти ту, в рамках которой ведется его работа. Последующий поиск следует производить, исходя из первого двузначного числа кода, определиться с областью исследования и уже потом найти свою конкретную нишу.
Профессии, специальность, направление подготовки | МСКО | ||
---|---|---|---|
Код | Наименование | Код образовательной программы (МСКО 2011) |
Код области образования (МСКО-О 2013) |
I | Раздел I. Профессии среднего профессионального образования | ||
II | Раздел II. Специальности среднего профессионального образования | ||
III | Раздел III. Направления подготовки высшего образования — бакалавриата | ||
IV | Раздел IV. Направления подготовки высшего образования — магистратуры | ||
V | Раздел V. Специальности высшего образования — специалитета | ||
VI | Раздел VI. Направления подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре | ||
VII | Раздел VII. Направления подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре | ||
VIII | Раздел VIII. Специальности высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры | ||
IX | Раздел IX. Специальности высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки |
Список документов о введении в действие, отмене классификатора, внесении важных правок. Обратите внимание, что показаны не все официальные документы по классификатору, а только наиболее значимые.
- Приказ Росстандарта от 8 декабря 2016 г. №2007-ст
1. Принять ОКСО ОК 009-2016 с датой введения в действие 1 июля 2017 г.
2. Отменить ОКСО ОК 009-2003 и ОКНПО ОК 023-95 с 1 июля 2017 г.
Приказы, касающиеся изменений в классификаторе (добавления, удаления и корректировки данных), перечислены во вкладке списка изменений.
Приложение N 1
(с изменениями на 3 декабря 2019 года)
Коды укрупненных групп профессий. Коды профессий |
Наименования укрупненных групп профессий. Наименования профессий |
Квалификация(ии) квалифицированного рабочего и служащего |
1 |
2 |
3 |
05.00.00 |
Науки о земле |
|
05.01.01 |
Гидрометнаблюдатель |
Гидрометнаблюдатель |
08.00.00 |
Техника и технологии строительства |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
08.01.01 |
Изготовитель арматурных сеток и каркасов |
Арматурщик |
||||||||||||||||||||||||||||||||
08.01.02 |
Монтажник трубопроводов |
Монтажник наружных трубопроводов |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Строка утратила силу с 1 сентября 2020 года — приказ Минпросвещения России от 3 декабря 2019 года N 655.. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
08.01.04 |
Кровельщик |
Кровельщик по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов |
||||||||||||||||||||||||||||||||
08.01.05 |
Мастер столярно-плотничных и паркетных работ |
Столяр строительный Классификатор разделен на два основных раздела:
К рабочим относятся сотрудники, занятые непосредственно в производстве. Они выполняют работу, результатом которой является реальный продукт. Местом работы может быть цех, мастерская, строящийся дом и т. п. Оно обычно оборудовано большим количеством технических средств, инвентаря, предназначенных для работы с материалами. Главный ресурс в труде рабочего – физическая сила и крепкое здоровье. Оплата для многих профессий сдельная. Рабочее время зависит от характера деятельности. Может устанавливаться в любое время суток. Например, строительство дорог проводится в ночное время. Наличие высшего образования для таких работ не требуется. Служащие – это административный персонал. К ним относятся бухгалтера, менеджеры, секретари, любые другие специалисты офиса и руководящий состав. Они работают с информацией. Главные ресурсы служащего – интеллект, знания, профильное образование. Рабочее место оборудовано телефоном, компьютером, факсом на столе. График работы четко оговоренный, устанавливается один раз, при приеме на работу, фиксируется в трудовом договоре. Время работы дневное. На должности служащих принимают после окончания вуза. Господин Н. работал по трудовому договору механиком. В фирме произошли изменения, и по решению руководства отдел Н. переименовали, договоры с сотрудниками перезаключили. Н. был ознакомлен с новой должностной инструкцией под роспись, но не был согласен с нововведениями, касающимися его должности. Не устраивало то, что работая механиком, кроме прежних обязанностей, от него требовали выполнять еще и функции уборщика, охранника. Документально требования были зафиксированы в должностной инструкции. Выражал недовольство в устной форме. Начальство не приняло его точку зрения. Н. подал иск в суд, так как считал, что требования руководства не соответствуют установленным в ОКПДТР характеристикам по должности механика. Суд не удовлетворил иск, объяснив это тем, что ст. 8 ТК РФ позволяет организациям самостоятельно разрабатывать внутренние нормативные документы. Должностная инструкция относится к внутренним нормативным актам. Есть правила Госстандарта, на которые стоит опираться при создании документа. Но законодательством не установлено жестких правил ее разработки. Поэтому работодатель имеет право вносить нормы на свое усмотрение, с учетом специфики деятельности фирмы и требований к должности. Стандарты ОКПДТР в ряде случаев имеют рекомендательный характер. Если исходя из особенностей деятельности нет в них необходимости, за неиспользование наказаний не предусмотрено. Моменты, при которых положения классификатора должны быть учтены обязательно, установлены законодательно на федеральном уровне.
Блок наименования объекта классификации представляет собой унифицированную запись наименования конкретной профессии рабочего или должности служащего. Код 24695 1 1 1231 03 означает должность заместителя начальника финансово-экономического отдела,
Рассмотрим специальность «Автоматчик по изготовлению деталей клавишных инструментов», код которой в полном объеме имеет следующий вид: 10032 1 12 63 7312. Структура кода классификатора
Единый классификатор профессий и должностей 2021
Выберите шрифт Arial Times New Roman Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Закрыть панель Вернуть стандартные настройки Этот документ представляет собой перечень должностей с квалификационными требованиями к рабочим, которые их занимают. ЕТКС 2020 рабочих профессий используется при определении квалификации рабочего, присвоении разрядов, проведении аттестаций. Аббревиатура расшифровывается как Единый тарифно-квалификационный справочник. Это достаточно объемный документ, основные части которого изначально были утверждены постановлениями Правительства еще в советское время, в 80-х годах. С тех пор он много раз перерабатывался и редактировался. В версии, существующей на настоящий момент, 72 выпуска, которые поделены на разделы. В них должности объединены по какому-либо признаку: виду деятельности, отрасли народного хозяйства, где они применяются. Для чего нужен:
Разобраться в том, как построен Единый тарифно-квалификационный справочник 2020 профессий рабочих, и как им пользоваться, несложно. Зная нужный выпуск и раздел, их можно выбрать из перечня. Кроме того, можно искать просто по наименованиям выпусков: они дают четкое представление о включенных должностях и квалификационных требованиях. Далее выберите конкретное наименование из списка и перейдите к описанию квалификационных показателей. Сюда включаются:
Для каждой профессии указаны разряды, то есть специалист 1-го разряда более квалифицирован и делает более сложную работу. Если сложно сориентироваться в перечне выпусков, для поиска нужного классификатора воспользуйтесь инструментом поиска вверху страницы:
Возникает вопрос: обязателен ли сейчас тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, 2020 г.? Ответ дан в Трудовом кодексе РФ: статья 143 определяет принципы тарифной системы оплаты труда. Общий принцип, установленный ТК РФ, таков: чем сложнее обязанности, тем выше оплата. Установлено, что тарификация и присвоение разрядов проводятся на основании Единого тарифного квалификационного справочника или с учетом профессиональных стандартов. Как указано в ТК РФ, Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих применяется наряду с профессиональными стандартами. Работодатель вправе сам решать, какой из указанных документов использовать. При оформлении трудового договора и трудовой книжки, иных документов и справок о трудовой деятельности важно прописывать наименование занимаемой должности в точном соответствии с указанными нормативными документами. Это важно, потому что если она входит в список 1 или 2 или для таких работников установлены какие-либо льготы, например, при выходе на пенсию, наименования надо применять точно, как в справочнике или профессиональном стандарте, в противном случае Пенсионный фонд может отказать в зачислении этого периода деятельности в специальный стаж, и придется его доказывать в суде. Сноска. Приложение 1 — в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 21.01.2021 № 28 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
|