Виды деятельности экспедитор и перевозчик разные

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды деятельности экспедитор и перевозчик разные». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Кроме норм ГК РФ, к каждой из сфер деятельности применяются специальные нормы законов и подзаконных актов:

  • транспортные уставы и кодексы, правила перевозки — к перевозке;
  • закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ, правила — к транспортной экспедиции.Подробнее читайте в статье ФЗ № 87 о транспортно-экспедиционной деятельности.

Юридическим отличием договора транспортной экспедиции и договора перевозки является консенсуальный характер первого и реальный — второго. Таким образом, обязанности экспедитора возникают с момента подписания договора, а обязанности перевозчика — с момента сдачи ему груза.

Ответственность экспедитора определяется по общим правилам (ст. 803 ГК РФ), в то время как ответственность перевозчика является ограниченной (ст. 400, 796 ГК РФ). Однако экспедитор вправе отвечать как перевозчик, если докажет, что ущерб был причинен во время перевозки.

Экспедитор или перевозчик — в чем отличие и кого предпочесть?

Совмещение функций перевозчика и экспедитора возможно, поскольку заключение смешанных договоров не запрещено (ст. 421 ГК РФ, Постановление АС СЗО от 28.08.2019 по делу № А05-15826/2018).

В этом случае к обязательствам сторон применяются нормы о транспортной экспедиции и перевозке в соответствующей части. При этом в отношении экспедитора действует правило о его безусловной ответственности перед клиентом, в том числе при привлечении к непосредственной транспортировке третьих лиц (ст. 805 ГК РФ).

При согласовании дополнительных услуг, не связанных с перевозкой, к ним применяются нормы гл. 39 ГК РФ. В этом случае договор имеет черты сразу 3 договоров (см., например, постановление 8-го ААС от 20.02.2016 № 08АП-14248/15).

***

Итак, при перевозке грузов, осуществляемой перевозчиком, можно прибегнуть к помощи экспедитора, оказывающего дополнительные услуги по организации перевозки, оформлению, сдаче и получению груза. При этом отношения могут быть урегулированы одним договором с применением норм о 2 видах договоров: транспортной экспедиции и перевозки.

Елена Мехоношина

🌍 Предпринимателям, которые организуют перевозку грузов: как заключить с клиентом договор транспортной экспедиции для удобной работы.

В договор записывают срок погрузки и доставки груза в конечный пункт.

Пример:

Экспедитор обязан организовать доставку груза грузополучателю и оказать все остальные услуги по настоящему договору в течение пяти дней с момента приёмки груза от грузоотправителя.

За срыв срока экспедитор возмещает клиенту убытки. Часто убытки клиента — это неустойки и штрафы, которые он заплатил своим клиентам.

Исключение — если экспедитор докажет, что срок сдвинулся по вине отправителя, получателя или из-за стихийных бедствий и карантинов — ст. 9 Закона № 87-ФЗ.

Если перевозку заказало физлицо для переезда или доставки товаров, экспедитор платит неустойку в размере 3 % от суммы своего вознаграждения. Но не больше 80 %. Неустойку начисляют сверх убытков.

Рекомендуем вписать в договор право экспедитора не отдавать груз получателю до полной оплаты услуг. По умолчанию такого права у экспедитора нет, но добавить его можно — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.

Пример:

Экспедитор вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах Клиента расходов. В этом случае Клиент оплачивает расходы, связанные с удержанием. За порчу груза вследствие удержания ответственность несет Клиент.

Клиент обязан:

— компенсировать убытки экспедитора, если не сказал о свойствах груза, например, в грузовик потекла краска, которую перегрели;

— заплатить штраф за отказ возместить расходы экспедитора на перевозчиков и оформление провозных документов в размере 10 % от этих расходов;

— заплатить неустойку за просрочку оплаты в размере 1 % от долга — ст. 10 Закона № 87-ФЗ.

Если возник спор, клиент до суда обязан отправить экспедитору письменную претензию. На претензию у клиента есть шесть месяцев со дня предполагаемой доставки.

Исключение — когда клиент физлицо и заказал перевозку для личных нужд. Он идёт сразу в суд без досудебной претензии.

К претензии об утрате, недостаче и повреждении груза клиент обязан приложить подлинники или заверенные копии документов на количество и стоимость груза. Это накладные, договоры, акты, платежки.

Экспедитор обязан ответить на претензию за 30 дней с момента ее получения.

У клиента есть год с момента нарушения экспедитором своей обязанности, чтобы подать на него в суд.

Сфера должностных задач водителя-экспедитора включает в себя:

  1. Поддерживание вверенного транспортного средства в технически исправном состоянии.
  2. Обеспечение сохранности транспортного средства и транспортируемого имущества: водитель-экспедитор не оставляет транспортное средство без присмотра, ставит транспортное средство на сигнализацию при покидании салона, блокирует двери транспортного средства при передвижении или остановке.
  3. Поддержание исправного технического состояния транспортного средства, саморучное выполнение работ по созданию безопасных условий (при опоре на инструкцию по эксплуатации).
  4. Своевременную отправку ТС на техобслуживание и техосмотры в автоцентрах.
  5. Недопущение загрязнения ТС как снаружи, так и внутри.
  6. Размещение вверенного ТС на подконтрольной предприятию территории в завершении рабочей смены.
  7. Принятие груза со складов по правилам, указанным в сопроводительной документации.
  8. Осмотр упаковочных материалов на степень сохранности, отслеживание погрузки и разгрузки перевозимых объектов, помещение товара в ТС.
  9. Сохранение груза в первоначальном виде при доставке до пункта назначения.
  10. Своевременную отправку заявок на получение топливных ресурсов.
  11. Передачу начальству достоверных сведений о состоянии здоровья и самочувствии.
  12. Планирование маршрута следования до выезда из отправного пункта, согласование плана с руководителем группы и непосредственным начальством.
  13. Ведение учетных документов для служебного транспорта, регистрация маршрутов следования, преодоленного расстояния и израсходованных топливных ресурсов;
  14. Реализацию повседневных поручений от начальства компании.

Экспедитор и перевозчик — в чем разница?

Водитель-экспедитор наделен следующими правами:

  • требование от пассажиров следования Правилам дорожного движения (использование ремня безопасности, посадка и высадка в отведенных местах и т.д.);
  • получение информации в том количестве, которое требуется для выполнения поставленных целей;
  • отправка начальству предложений по улучшению качества своей работы и по повышению безопасности эксплуатации транспортного средства;
  • требование от начальства предоставления оптимальных условий для осуществления служебных обязанностей и сохранности всей документации, которая образуется в процессе работы;
  • принятие решений в рамках собственной компетенции.

Столкновение с дисциплинарной ответственностью водителя-экспедитора происходит в следующих ситуациях:

  • неисполнение или некорректное исполнение должностных обязанностей, предусмотренных данной инструкцией, в рамках, обозначенных актуальным трудовым законодательством РФ;
  • перевозка людей или грузов, несогласованная с начальством;
  • использование ТС в личных интересах без соответствующего разрешения;
  • противоправное поведение при выполнении профессиональных обязанностей (в рамках УК, АК и ТК РФ);
  • материальный ущерб, наносимый компании в результате неправомерных действий сотрудника.

Должностная инструкция составляется каждым предприятием по-своему. Законодательство не имеет фиксированных требований к данному документу. Поэтому работники отдела кадров разрабатывают инструкции исходя из специализации конкретной компании. Если в организации состоит несколько водителей-экспедиторов, выполняющих схожие обязанности, их должностные инструкции не имеют отличий.

Документ состоит из четырех основных частей:

  • «Общие положения»;
  • «Должностные обязанности»;
  • «Права»;
  • «Ответственность».

Каждый из разделов затрагивает одну из сфер деятельности сотрудника. Общие положения дают информацию о требованиях к соискателям и необходимому опыту. Должностные обязанности знакомят работника с задачами, которые ему предстоит выполнять. Права указывают на инициативу, которую водитель-экспедитор может проявлять. Ответственность перечисляет проступки, за которые сотрудник понесет санкции.

Первый раздел должностной инструкции содержит информацию о:

  • наименовании документа;
  • способах назначения и увольнения работника;
  • субординации;
  • нормативных актах, которыми руководствуется начальство;
  • навыках, которыми должен обладать водитель.

В общих положениях указывается категория, к которой принадлежит должность водителя-экспедитора. Затем прописывается распоряжение, на основании которого соискатель вступает в должность. Также в разделе прописываются сотрудники, которые уполномочены замещать водителя-экспедитора в случае его отсутствия. При этом указываются не имена, а занимаемые лицами рабочие посты.

Затем в документе перечисляются требования к водителю экспедитору, к числу которых относятся:

  • водительские права установленных категорий;
  • стаж вождения.

Компании с узкой специализацией также могут указывать необходимую профессиональную подготовку или образование.

В завершении общих положений приводится нормативно-правовая база, с которой сотрудник должен ознакомиться. К числу этих документов относятся:

  • внутренние трудовые распорядки организации;
  • правила ведения отчетности;
  • правила по технике безопасности;
  • законодательные акты РФ.

Раздел содержит подробное перечисление всех функций, которые берет на себя водитель-экспедитор. От четкости оформления данного раздела зависит слаженность работы сотрудников. Водитель-экспедитор обязывается поддерживать транспортное средство в исправном состоянии, перевозить грузы и оповещать руководство о возникающих неполадках. Сотрудник должен контролировать как состояние автомобиля, так и сохранность доверенных ему товаров.

Исчерпывающее описание должностных обязанностей позволяет избежать затяжных судебных разбирательств при подаче сотрудником иска в суд.

Транспортная экспедиция: документальное оформление, бухучет и налогообложение

Раздел сообщает водителю-экспедитору о тех действиях, которые он может и должен совершать для повышения эффективности своей работы. К числу таких действий относятся:

  • получение всеобъемлющих сведений об объеме работы;
  • требование предоставления нормальных трудовых условий;
  • принятие решений, исходя из своей компетенции.

Также в этом разделе могут указываться способы взаимодействия водителя-экспедитора с сотрудниками из других структурных подразделений компании.

ФЗ №87 «О транспортно-экспедиционной деятельности» определяет ее порядок, список документов, которые нужны для экспедирования:

  • договор транспортной экспедиции. Его составляют, соблюдая гл. 41 и, в частности, ст. 801, 802, 804, 806 ГК РФ;
  • поручение экспедитору. Должно быть оформлено по требованиям Приказа Минтранса РФ №23 от 11.02.2008 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов». Приказ определяет требования к бланку поручения, порядок его заполнения. В бланке указывают полные данные об отправлении, сопровождающих его документах, требованиях к организации перевозки. Поручение может предполагать однократное, периодическое, регулярное выполнение экспедиционных работ. Его составляет и заполняет клиент (отправитель или владелец груза);
  • экспедиторская расписка. Составляется на специальном бланке экспедитором. В ней указывают информацию о грузе, клиенте, дате составления, условиях экспедирования. Она определяет ответственность экспедиционной компании в связи с приемкой груза, оказанием экспедиционных услуг;
  • складская расписка. Ее составляют в двух экземплярах, один остается у экспедитора, второй передают грузоотправителю. В расписке кроме информации о товаре, грузоотправителе, получателе, экспедиторе и условиях экспедирования указывают данные о складе, на котором размещен груз.

Груз также могут сопровождать следующие документы:

  • транспортная накладная. Является основным документом на перевозку, имеет утвержденную форму, содержит информацию о перевозимом грузе, его составе, количестве и т.п.;
  • инвойс. Счет, содержащий данные о количестве товара, о его стоимости;
  • экспортная, транзитная декларация;
  • сертификационные документы, включая сертификаты соответствия, сертификат страны происхождения и другие, декларации соответствия.

Компания «СТТ» Логистика выполняет экспедирование грузов при мультимодальных и других международных перевозках.

Достаточно представить ситуацию, при которой конкретное лицо обращается к перевозчику с предложением осуществить на возмездной основе перевозку определенного груза из одной точки в другую, причем владелец груза берет на себя все обязательства по организации загрузки и выгрузки транспортного средства. В результате водитель просто доставляет товар между двумя точками, обеспечивая исключительно его сохранность. Если посмотреть на данный процесс с юридической стороны, то он признается перевозкой, регламентируемой Гражданским кодексом РФ, в частности главой 40 документа (эту главу можно найти в разделе «Полезные документы»).

Между сторонами оформляется договор транспортной перевозки (смотрите образец такого договора в разделе «Полезные документы» , отражающий данные по используемого транспорту, точках отправки и получения, сроках оказания услуги, ее стоимости и основных параметрах. Заказчик в свою очередь принимает на себя обязательства по оплате оказанных услуг в полном объеме и установленном порядке. Вместе с договором составляется транспортная накладная , выступающая сопроводительным документом для перевозимого груза, и являющаяся документом отчетности. Бланк транспортной накладной вы можете посмотреть тут.

При организации пассажирских перевозок основных документом выступают билет и багажная квитанция, если человек сдал личные вещи в багаж. Выдача билетов осуществляется исключительно уполномоченным на это лицом.

Договор перевозки груза не может существовать без транспортной накладной, исключение составляют только ситуации, при которых владелец груза для перевозки применяет собственный автотранспорт. В таком случае подтверждающим транспортировку фактом будет являться путевой лист водителя машины.

Фиксация исполнения перевозки осуществляется в транспортной накладной, составлением акта выполненных работ и выставлением счета-фактуры.

В современных условиях получили распространение так называемые сопутствующие услуги, оказываемые совместно с доставкой груза. В результате третья сторона принимает на себя ответственность за подбор транспорта, построение маршрута следования, оформление документов и так далее. Соответственно заказчик освобождается от целого пласта работы. Подобная организация процесса носит название транспортной экспедиции. Ее регламентация осуществляется главой 41 Гражданского кодекса (скачать её вы можете здесь) . Необходимо отметить, что предоставлением экспедиционных услуг могут исключительно юридические лица, в то время как ограничений по потребителям услуг не устанавливается.

Отношения между экспедитором и заказчиком услуги закрепляются соответствующим договором, при этом перед экспедиторской компанией стоит следующий перечень задач:

  • Подбор транспортного средства и оптимального маршрута движения, оптимально отвечающих характеристикам перевозимого груза.
  • Заключение договоров на оказание транспортных услуг при перевозке грузов.
  • Организация погрузочно-разгрузочных работ, сопровождение груза, складское хранение.
  • Оформление документации, уплата таможенных пошлин, страхование груза.

Зачастую заказчик оформляет на экспедитора доверенность, предоставляя последнему возможность самостоятельно решать широкий перечень вопросов, не беспокоя каждый раз клиента необходимостью личного присутствия. При такой схеме взаимодействия перевозчик выступает агентом, а сам договор экспедирования оказывается посредническим.

Необходимо учитывать, что между договором перевозки и транспортной экспедиции есть существенная разница. Первый предполагает исключительно перемещение груза, а второй еще и широкий перечень сопутствующих услуг. Соответственно он имеет более широкий смысл. В случае, если экспедитор и перевозчик представлены в одном лице, то заключаемый договор признается смешанным.

Отметим, что оказание сопутствующих услуг возможно и в рамках договора перевозки, но при этом данная опция должна прописываться в договоре между участниками отдельными пунктами.

В свою очередь экспедитор имеет возможность привлекать к выполнению работ третью сторону, призванную обеспечить исполнение отдельных операций, к примеру, нанимать сторонний автотранспорт.

Договор экспедиции существует совместно с несколькими другими документами:

  • Поручение экспедитору. Представляет собой свод услуг, оказываемые клиенту по договору и их основные условия.
  • Экспедиторская расписка. Документ-подтверждение, выдаваемый при получении груза от получателя;
  • Складская расписка. Документ-подтверждение временного приема груза для хранения на складских площадях.

Фактом исполнения работ выступает акт выполненных работ или отчет, предоставляемый исполнителем услуги заказчику. При этом требование оформления соответствующего документа носит рекомендательный характер, так как законодательно не прописывается в качестве обязательного. Тем не менее, наличие подобных подтверждений важный элемент ведения отчетности, в том числе при взаимодействии с налоговыми органами.

Отчет экспедитора представляет собой документ, выступающий подтверждением факта исполнения экспедиторской компанией взятых на себя обязательств перед клиентом. В отчете отражаются сведения по фактическим затратам в рамках выполнения договора и сумме получаемого вознаграждения. Приложением к отчету выступают транспортная накладная, счета-фактуры, различные первичные документы, оформлявшиеся в процессе.

В случаях, когда для организации перевозки привлекаются дополнительные участники, наличие в отчете транспортной накладной не является обязательным, но желательным.

Договор транспортной экспедиции: важное для экспедитора + шаблон

Учитывая огромное количество актов, регулирующих международные перевозки, при оформлении заказа клиент практически не может сориентироваться в том, кто отвечает за каждое действие и кто осуществляет определенные операции. Крупномасштабная экспедиторская компания пользуется услугами более мелких, они нанимают других экспедиторов – и эта цепочка может быть очень длинной. В конце концов, заказ попадает к перевозчику, он принимает на себя обязательства, сроки прописаны в договоре.

Решение даже самых элементарных рабочих вопросов через такие цепочки становится крайне затруднительным и занимает уйму времени. В результате – простои и убытки. Каждый посредник в международных перевозках не только увеличивает цепочку, но и ухудшает качество услуг.

Каждый клиент должен понимать, что везти его груз будет именно перевозчик. А экспедитор, как и вы, тоже является его клиентом, только оптовым и регулярным. Его доход – это разница между фрахтом, проданным заказчику, и фрахтом, приобретенным у перевозчика (обычно за 1 груз это составляет 100-500 евро). Именно на такую сумму оказывает услуги экспедитор. Чтобы зарабатывать, ему необходим поток клиентов.

По масштабам и оказываемым услугам экспедиторы значительно отличаются друг от друга. Минимальные цены у самых мелких компаний, перепродающих услуги прямых грузоперевозок. Они берутся за любую работу, включая разовую, и работают с физическими лицами.

Крупные экспедиторы привлекают широким спектром услуг, что очень удобно для клиентов. Но и цены у них выше, поскольку квалифицированная работа стоит дороже.

Перевозчик полностью отрабатывает сумму, заплаченную за фрахт: перевозит грузы на собственном транспорте, оплачивает разрешения, допуски и лицензии, оформляет документы, оплачивает труд водителей, проезд по платным трассам, топливо, налоги, амортизацию и многое другое. Это заставляет перевозчика быть дисциплинированным, что весьма выгодно для его клиентов, как владельцев грузов, так и экспедиторов.

Чтобы узнать стоимость профессиональной транспортировки экспедитора или перевозчика, можно воспользоваться услугами сервиса мгновенного расчета стоимости международных перевозок. С помощью данного сервиса можно выполнить расчет стоимости доставки груза транспортной компанией и получить ставки online напрямую от перевозчиков более чем из 70 стран мира.

Низкий фрахт – это одинаково опасно для любых перевозок, как национальных, так и международных. Перевозчик, как и все, хочет получать за качественную работу адекватную цену. Поэтому клиента, который пытается ее сбить, всегда будут ставить на загрузку после того, который готов платить нормально. Это означает, что именно его груз будет доставлен вовремя.Если вы хотите, чтобы перевозчик снизил цену на свои услуги, самый простой способ получить это – обосновать свое желание и предложить адекватную компенсацию (к примеру, стабильно большой объем или быструю оплату). Объявлять тендер на перевозку по минимальной цене – только зря тратить время.

Стоимость услуг международной перевозки может быть невысокой, но всегда должна оставаться адекватной.

Экспедитор – это посредник между перевозчиком и клиентом — владельцем груза, его доход зависит от объема перевозимого товара. Ради выполнения заказа он готов быть терпеливым и обходительным с каждым клиентом. В отличие от него у перевозчика времени на выслушивание клиентских капризов просто нет, поэтому разговор предельно краткий: или вы берете то, что в настоящее время еще свободно, или отправляетесь в другую компанию. Многие из перевозчиков к тому же имеют достаточно узкую специализацию по регионам, странам, машинам. Но любой перевозчик всегда старается подстроиться под своих постоянных клиентов. Он занимается делом, времени на общение у него просто нет.

Кого выбрать для транспортировки своего груза – перевозчика или экспедитора, каждый грузовладелец решает самостоятельно, принимая во внимание все вышеуказанные факторы.

Должностная инструкция водителя-экспедитора

Экспедитор и перевозчик: роли на транспортном рынке

А. И. ДОЦЕНКО, генеральный директор Группы компаний «Лига Транс Лоджистикс» (ЪТЪ)

Руководителям транспортных подразделений крупных и средних компаний-производителей, а также дистрибьюторов с большим объемом перевозок часто приходится принимать решение о сотрудничестве с той или иной транспортной компанией: экспедитором, перевозчиком, экспедитором-перевозчиком. Цель статьи — исследовать основные отличия между этими типами компаний, занятых транспортным бизнесом, определить их роли на логистическом рынке и облегчить для грузоотправителя проблему выбора провайдера.

Проводя переговоры с менеджментом транспортных компаний, руководители логистических подразделений (иногда даже директора по цепочке поставок в России и СНГ крупнейших транснациональных корпораций) часто задают вопрос о количестве собственных, состоящих на балансе предприятия, единиц подвижного состава. И, узнав, что у организации нет собственных автомобилей (контейнеров, вагонов и т. п.), начинают относиться к ней скептически и уже не рассматривают ее в качестве потенциального провайдера транспортных услуг. Происходит это главным образом из-за непонимания устройства компании-экспедитора, ее целей и задач на логистическом рынке и парадигмы транспортной деятельности вообще. Между тем у экспедиционной компании есть ряд значимых, необходимых функций, которые отличают ее от компании-перевозчика, определяют ее место в системе подачи транспорта для грузоотправителя и делают ненужным приобретение собственного парка подвижного состава и управление им.

Рассмотрим вкратце определения терминов «перевозчик» и «экспедитор». «Перевозчик» — русское слово, одно из его исходных значений — человек, который занимается перевозкой через реку на лодке, пароме. Наиболее точное современное значение термина можно представить так: юридическое или физическое лицо, использующее собственные или взятые в аренду транспортные средства для осуществления перевозки грузов на основании заключенного с грузоотправителем договора. «Экспедитор» — слово латинского происхождения; современные словари русского языка выделяют два его значения: 1) физическое или юридическое лицо,

действующее на основании договора поручения или комиссии, которое организует транспортно-экспедиционное обслуживание, но не принимает непосредственного участия в процессе транспортировки; 2) работник предприятия или организации, в обязанности которого входит прием грузов, их сопровождение, оформление документов на перевозку. В данном случае мы рассматриваем первое значение слова.

Уже исходя из значений слов «перевозчик» и «экспедитор» можно определить роль и место в транспортной системе компаний-перевозчиков и компаний-экспедиторов: первые непосредственно осуществляют перевозку собственными силами, вторые организуют ее. Каждая из этих двух функций является необходимой, особенно в контексте сложных задач современной транспортной логистики, связанных с повышением качества оказания услуг и минимизацией издержек.

Если проанализировать современный транспортный рынок РФ, окажется, что перевозчиков (осуществляющих лишь перевозки собственным, но не привлеченным ресурсом) и экспедиторов (исключительно организующих перевозки привлеченным подвижным составом) в чистом виде не так много: перевозчик, в какой-то момент получая

заявку грузовладельца и не имея в это время своего свободного транспорта, перезаказывет его у третьих лиц; экспедитор, заключая долгосрочный контракт с крупным клиентом, приобретает под проект определенное количество автомобилей и т. д. Но так или иначе, в ментальности руководства, в технологии производственной деятельности, во внутренней среде, в структуре и устройстве транспортной организации превалируют черты либо компании-экспедитора, либо компании-перевозчика. Отличий достаточно много, приведем лишь некоторые (табл. 1).

Следует отметить, что для грузоотправителя сотрудничество с экспедиторской компанией, а не с прямым перевозчиком становится целесообразным, когда перевозки достигают некоторого критического объема — не менее 20-50 в месяц. Если объем минимален, грузоотправителю вполне можно обойтись без услуг экспедитора, контролируя каждую перевозку своими силами. Если же объем велик, рациональную систему сотрудничества грузоотправителя, экспедитора и перевозчика можно представить в виде пирамиды (рис. 1).

  • Швейцарские часы
  • Брендовые украшения
  • В Нижневартовске депутаты помогают решать проблемы горожан
  • Декоративные стекла
  • Системы управления доставкой интернет-магазинов становятся более востребованными благодаря росту сегмента Ultrafresh
  • Кстати, если вы задумывались Антон Петров в теме Сайт недвижимости
  • Как по мне — то лучше Тимур Ромин в теме Упаковка для химический продуктов
  • Нужно искать сервис, который Виктор Кукушкин в теме Подварить глушитель
  • Если вы хотите и бюджет Андрей Решулов в теме Окна
  • Мы решили не экономить и Игорь Треусов в теме Окна

В переводе из латинского «expeditio» звучит, как «приведение в готовность». Появлению данной профессии способствовала потребность в частых перевозках товаров между объектами, а также ― специалистами, которые непосредственно отвечали за весь процесс транспортировки.
Упоминания о людях, которые сопровождали купеческие караваны и за определенную плату отвечали за сохранность товаров на протяжении всего пути, встречаются в записях, датированных XI–XII ст. Историкам удалось обнаружить документы, свидетельствующие о том, что профессия экспедитор изначально возникла вследствие развития внешней торговли. В XV-XVI столетиях появлялись целые экспедиционные организации, что отвечали за своевременное прибытие товаров в пункт назначения.

Экспедирование при грузоперевозках

Слово «экспедитор» на латыни означает «сопровождающий». Экспедитор – это ответственное лицо, в обязанности которого входит контроль передвижения груза по составленному маршруту, оформление сопровождающих документов, страхование, погрузочные манипуляции, хранение.
Экспедитор, как центральное звено, формирует вокруг себя логистическую цепочку, оптимизирует затраты, на всем протяжении следит за состоянием груза, его сохранностью и своевременной доставкой. Также в обязанности экспедитора может входить подбор специального транспорта для опасных видов груза или негабарита. Соблюдение маркировки грузов и пломбирование тоже является обязанностью экспедитора.

В переводе из латинского «expeditio» звучит, как «приведение в готовность». Появлению данной профессии способствовала потребность в частых перевозках товаров между объектами, а также ― специалистами, которые непосредственно отвечали за весь процесс транспортировки.

Упоминания о людях, которые сопровождали купеческие караваны и за определенную плату отвечали за сохранность товаров на протяжении всего пути, встречаются в записях, датированных XI–XII ст. Историкам удалось обнаружить документы, свидетельствующие о том, что профессия экспедитор изначально возникла вследствие развития внешней торговли. В XV-XVI столетиях появлялись целые экспедиционные организации, что отвечали за своевременное прибытие товаров в пункт назначения.

Экспедитор ― это профессия, что предусматривает знание действующих тарифов и налогов на перевозки.

Специалист должен отлично разбираться во вверенной ему продукции.

Необходимо знать сроки хранения товаров и оптимальные условия их транспортировки. При этом надо уметь хорошо ориентироваться на местности, если пункты отправки и приема находятся в одном городе. Деятельность в сфере международных перевозок требует владение иностранным языком.

В его обязанности входит:

  • Контролировать все передвижения груза по заданному маршруту
  • Оптимизировать затраты
  • Оформлять необходимые сопровождающие и таможенные документы
  • Следить за состоянием груза и его сохранностью
  • Пломбирование (система защиты грузов с помощью пломбы — изделия из свинца, которое устанавливается на дверях складов и транспортных средств)
  • Маркировка
  • Непосредственная доставка груза на место назначения

Все заказчики, как правило, хотят, чтобы их товар был доставлен в целости и сохранности, в свою очередь тщательно подбирая службу доставки. Транспортно-экспедиционная компания также заинтересована в том, чтобы заказ был выполнен в ближайшее время и укладывался во все сроки, равно как и пришел на место назначения невредимым. Соответственно, сотрудникам экспедиционной компании просто необходимо знать: как правильно принять и сдать товар; условия, которые нужны для хранения и транспортировки каких-либо ценных грузов; нормы простоев разнообразных видов транспортных средств; обязательные правила техники безопасности; технические характеристики грузового транспорта; основные маршруты грузоперевозок; реквизиты и адреса важнейших поставщиков, местоположение их основных складов и тому подобное.

Важная часть современной рыночной экономики – грузоперевозки. Услугами перевозчиков пользуются как юридические, так и физические лица. В некоторых случаях компании могут осуществлять перевозки при помощи собственных ресурсов.

Юридические лица, не имеющие таких возможностей, обращаются к экспедиторам. В связи с этим, необходимо дать ответ на вопросы: что такое договор транспортной экспедиции и договор перевозки (отличия и общие моменты этих документов), каковы обязанности экспедиторов, что будет, если нарушить их?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Перевозка и транспортная экспедиция – разные понятия. Под перевозкой подразумевается простая доставка груза из одного пункта в другой. При этом лицо, которому этот груз принадлежит, само занимается погрузкой груза, подбором подходящего транспортного средства, составлением маршрута и всеми другими нюансами, связанными с этой сферой.

Поскольку не всегда подобное удается реализовать самостоятельно, на рынке действует большое количество логистических компаний, которые предоставляют услуги транспортной экспедиции.

Стороны вправе прописать штрафные санкции, которые вступят в силу при нарушении условий документа одной из сторон. При потере груза или нанесения ему повреждений, экспедитор обязуется возместить ущерб. Если груз был поврежден по вине перевозчика, экспедитор отвечает перед заказчиком в той же мере, в какой отвечает перевозчик перед экспедитором.

В бумаге также можно прописать порядок разбирательств. Нелишним будет, к примеру, указать на возможность досудебного разбирательства. Для этого необходимо прописать порядок подачи письменной претензии.

Таким образом, за транспортировку груза могут отвечать как экспедиторы, так и перевозчики. В чем разница между этими понятиями? Перевозчик только доставляет груз, а экспедитор отвечает за все нюансы, которые связаны с доставкой (выбор маршрута, авто, погрузка и разгрузка). В любом случае перед транспортировкой заключается договор, в котором следует прописать все нюансы предстоящей операции.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 () 450-39-61
8 () 302-33-28

Это быстро и бесплатно !

Достаточно представить ситуацию, при которой конкретное лицо обращается к перевозчику с предложением осуществить на возмездной основе перевозку определенного груза из одной точки в другую, причем владелец груза берет на себя все обязательства по организации загрузки и выгрузки транспортного средства. В результате водитель просто доставляет товар между двумя точками, обеспечивая исключительно его сохранность. Если посмотреть на данный процесс с юридической стороны, то он признается перевозкой, регламентируемой Гражданским кодексом РФ, в частности главой 40 документа (эту главу можно найти в разделе “Полезные документы”).

Между сторонами оформляется договор транспортной перевозки (смотрите образец такого договора в разделе “Полезные документы” , отражающий данные по используемого транспорту, точках отправки и получения, сроках оказания услуги, ее стоимости и основных параметрах. Заказчик в свою очередь принимает на себя обязательства по оплате оказанных услуг в полном объеме и установленном порядке. Вместе с договором составляется транспортная накладная , выступающая сопроводительным документом для перевозимого груза, и являющаяся документом отчетности. Бланк транспортной накладной вы можете посмотреть тут.

При организации пассажирских перевозок основных документом выступают билет и багажная квитанция, если человек сдал личные вещи в багаж. Выдача билетов осуществляется исключительно уполномоченным на это лицом.

Договор перевозки груза не может существовать без транспортной накладной, исключение составляют только ситуации, при которых владелец груза для перевозки применяет собственный автотранспорт. В таком случае подтверждающим транспортировку фактом будет являться путевой лист водителя машины.

Фиксация исполнения перевозки осуществляется в транспортной накладной, составлением акта выполненных работ и выставлением счета-фактуры.

В современных условиях получили распространение так называемые сопутствующие услуги, оказываемые совместно с доставкой груза. В результате третья сторона принимает на себя ответственность за подбор транспорта, построение маршрута следования, оформление документов и так далее. Соответственно заказчик освобождается от целого пласта работы. Подобная организация процесса носит название транспортной экспедиции. Ее регламентация осуществляется главой 41 Гражданского кодекса (скачать её вы можете здесь) . Необходимо отметить, что предоставлением экспедиционных услуг могут исключительно юридические лица, в то время как ограничений по потребителям услуг не устанавливается.

Отношения между экспедитором и заказчиком услуги закрепляются соответствующим договором, при этом перед экспедиторской компанией стоит следующий перечень задач:

  • Подбор транспортного средства и оптимального маршрута движения, оптимально отвечающих характеристикам перевозимого груза.
  • Заключение договоров на оказание транспортных услуг при перевозке грузов.
  • Организация погрузочно-разгрузочных работ, сопровождение груза, складское хранение.
  • Оформление документации, уплата таможенных пошлин, страхование груза.

Зачастую заказчик оформляет на экспедитора доверенность, предоставляя последнему возможность самостоятельно решать широкий перечень вопросов, не беспокоя каждый раз клиента необходимостью личного присутствия. При такой схеме взаимодействия перевозчик выступает агентом, а сам договор экспедирования оказывается посредническим.

Необходимо учитывать, что между договором перевозки и транспортной экспедиции есть существенная разница. Первый предполагает исключительно перемещение груза, а второй еще и широкий перечень сопутствующих услуг. Соответственно он имеет более широкий смысл. В случае, если экспедитор и перевозчик представлены в одном лице, то заключаемый договор признается смешанным.

Отметим, что оказание сопутствующих услуг возможно и в рамках договора перевозки, но при этом данная опция должна прописываться в договоре между участниками отдельными пунктами.

В свою очередь экспедитор имеет возможность привлекать к выполнению работ третью сторону, призванную обеспечить исполнение отдельных операций, к примеру, нанимать сторонний автотранспорт.

Договор экспедиции существует совместно с несколькими другими документами:

  • Поручение экспедитору. Представляет собой свод услуг, оказываемые клиенту по договору и их основные условия.
  • Экспедиторская расписка. Документ-подтверждение, выдаваемый при получении груза от получателя;
  • Складская расписка. Документ-подтверждение временного приема груза для хранения на складских площадях.

Фактом исполнения работ выступает акт выполненных работ или отчет, предоставляемый исполнителем услуги заказчику. При этом требование оформления соответствующего документа носит рекомендательный характер, так как законодательно не прописывается в качестве обязательного. Тем не менее, наличие подобных подтверждений важный элемент ведения отчетности, в том числе при взаимодействии с налоговыми органами.

Отчет экспедитора представляет собой документ, выступающий подтверждением факта исполнения экспедиторской компанией взятых на себя обязательств перед клиентом. В отчете отражаются сведения по фактическим затратам в рамках выполнения договора и сумме получаемого вознаграждения. Приложением к отчету выступают транспортная накладная, счета-фактуры, различные первичные документы, оформлявшиеся в процессе.

В случаях, когда для организации перевозки привлекаются дополнительные участники, наличие в отчете транспортной накладной не является обязательным, но желательным.

Существует несколько вариантов договоров экспедирования, от вида которого зависит перечень оказываемых услуг и ответственность сторон. Наибольшее распространение получили следующие варианты:

  • Договор поручения. Предполагает наличие у экспедитора доверенности от заказчика при сохранении ответственности на заказчике услуги. От него требуется не только провести компенсацию всех расходов, случившихся в процессе оказания услуги, но и провести выплату соответствующего вознаграждения.
  • Договор комиссии. Данная схема предусматривает действия экспедирующей компании от своего имени, но с перевыставлением всех счетов на заказчика. Он же проводит и выплату вознаграждения за выполненный объем работ. С учетом личной ответственности экспедирования выдача доверенностей не предусматривается.
  • Агентский договор. Данный вид договора предусматривает возможность действий самостоятельно, либо от лица заказчика при наличии соответствующей доверенности. Допускается даже схема, при которой часть услуг ведется от имени экспедитора, а часть от лица заказчика услуги.

Указанные выше особенности позволяют рассматривать услуги транспортно-экспедиторского характера в качестве самостоятельного направления деятельности, при котором компания-экспедитор обладает возможностью заключения договоров оказания услуг. В таком случае в комплекс предоставляемых услуг не ограничивается исключительно перевозкой товара, захватывая еще и весь комплекс сопутствующих услуг. При такой схеме экспедитор получает возможность оставить в секрете от заказчика все расходы, понесенные в процессе взаимодействия со сторонними участниками процесса, привлеченными к работе.

Все финансовые расчеты клиента – заказчика услуги, осуществляются только с экспедитором, прописанном в договоре, в то время как последний уже рассчитывается с третьими лицами. Подобная схема предполагает сохранение экспедирующей стороной тайны собственных доходов и перечня партнером, с которым организуется взаимодействие.

В свою очередь в ситуациях, когда в процессе оказания услуги пришлось столкнуться с дополнительными финансовыми расходами, носящими непредвиденный характер, и не прописанными в договоре, обязанность их оплаты ложится на непосредственного исполнителя.

В свою очередь в случае, если по вине привлеченных участников процесса качество оказанной услуги оказалось ниже заявленного, претензии со стороны заказчика могут быть предъявлены исключительно экспедитору, как ответственному лицу по договору. Он в свою очередь на основании собственных договоров с привлеченными участниками процесса предъявляем им свои претензии.

статья подготовлена при участии отдела логистики и отдела делопроизводства SteamTrend.

В Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) есть главы, посвященные договорам перевозки (гл. 40) и транспортной экспедиции (гл. 41). Сущностное различие между ними одно: транспортировка груза всегда регулируется как перевозка, а дополнительные действия (сдача для перевозки и получение груза, заключение договора с перевозчиком, оформление, контроль и др.) — как транспортная экспедиция. В п. 2 ст. 801 ГК РФ прямо указано, что нормы об экспедиции распространяются и на перевозчика, принявшего на себя соответствующие обязанности.

Экспедитор может отвечать перед клиентом за сохранность перевозимого груза только в случае, если он принял его для перевозки. При отсутствии доказательств этого ответственность за утрату или повреждение груза несет перевозчик (определение ВС РФ от 01.06.2015 № 304-ЭС15-1942).

Согласование ответственности экспедитора в качестве договорного перевозчика может быть подтверждено тем, что:

[1]

  • клиент не выбирает конкретных перевозчиков,
  • указана общая цена без выделения трат на перевозку,
  • экспедитор характеризовал свои обязанности как обеспечение сохранной доставки груза (см. п. 26 постановления пленума ВС РФ от 26.06.2018 № 26).

Кроме норм ГК РФ, к каждой из сфер деятельности применяются специальные нормы законов и подзаконных актов:

  • транспортные уставы и кодексы, правила перевозки — к перевозке;
  • закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ, правила — к транспортной экспедиции.Подробнее читайте в статье ФЗ № 87 о транспортно-экспедиционной деятельности.

Юридическим отличием договора транспортной экспедиции и договора перевозки является консенсуальный характер первого и реальный — второго. Таким образом, обязанности экспедитора возникают с момента подписания договора, а обязанности перевозчика — с момента сдачи ему груза.

Ответственность экспедитора определяется по общим правилам (ст. 803 ГК РФ), в то время как ответственность перевозчика является ограниченной (ст. 400, 796 ГК РФ). Однако экспедитор вправе отвечать как перевозчик, если докажет, что ущерб был причинен во время перевозки.

Кого указывать в качестве грузоотправителя в новой транспортной накладной?

Экспедитор vs Перевозчик: кого выбрать?

Редкий перевозчик скажет, что он готов взяться за перевозку скоропортящихся, дорогих, тяжеловесных, негабаритных, опасных, сборных и других грузов. Для перевозки каждого вида груза из различных стран мира требуется:

  • свой подвижной состав;
  • комплект документов для проезда по иностранной территории;
  • н аличие специальных разрешений и лицензий;
  • квалифицированный персонал, имеющий знания и навыки по организации различных видов перевозок;

Любой объект считается грузом с момента, когда возникла необходимость его доставки из одного пункта в другой каким-либо транспортом. В процедуре доставки участвуют, по меньшей мере, три стороны: грузоотправитель — тот, кто отправляет груз, грузополучатель — тот, кто его получает, перевозчик — тот, кто его доставляет.

Зачастую роль грузоотправителя и роль грузополучателя выполняет одно лицо.

В тривиальном случае это лицо может быть вдобавок перевозчиком, но такой вариант в дальнейшем рассматриваться не будет, ибо при таком стечении обстоятельств не возникает отношений между сторонами, которые регулируются определенным соглашением.

Если объект перевозки — человек, то он считается пассажиром и, как правило, является стороной, самостоятельно участвующей в транспортных отношениях.

Рассмотрим ситуацию, когда клиент обращается к перевозчику с просьбой доставить груз с одного адреса на другой за определенное вознаграждение, причем самостоятельно осуществляет погрузку (разгрузку) своего товара. От водителя требуется лишь осуществить доставку товара в целости-сохранности. С юридической точки зрения, это называется «перевозкой«, которая регулируется главой 40 Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

Заинтересованные стороны составляют договор перевозки груза, в котором указываются: тип транспорта, сроки, условия, пункты отправки и доставки, а также обязанности сторон. Заказчик обязуется оплатить перевозчику, оказанные им услуги. Помимо прочего, договор подтверждается транспортной накладной — сопроводительным документом, необходимым при перемещении товара и ведении отчетно-учетной деятельности.

Пассажирская перевозка подтверждается билетом, который выдается уполномоченным лицом, а также багажной квитанцией, если пассажир провозит с собой багаж, который сдается в багажное отделение.

К договору перевозки прилагается транспортная накладная (ТН). При составления договора о перевозке наличие ТН обязательно. Транспортная накладная не нужна, если клиент перевозит товар на собственном автотранспорте. При этом подтверждением факта транспортировки и затрат будет служить путевой лист.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *