Прогноз по ставке рефинансирования РБ 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прогноз по ставке рефинансирования РБ 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Законопроект «О республиканском бюджете на 2021 год» (несмотря на призывы к диалогу на «площадках», увещевания о помощи бизнесу и учете его интересов) без всякого обсуждения был принят в Палате представителей сразу в двух чтениях. В тот же день, 18 декабря, его рассмотрели еще и в Совете Республики.
В документе, согласно которому будет развиваться экономика страны в 2021 году, прописано, что бюджет будет дефицитным – «недоимка» составляет 4 млрд рублей (доходы предусмотрены в размере 23,3 млрд рублей, расходы – 27,35 млрд). Напомним, год назад планировалось, что в 2020-м расходы республиканского бюджета превысят доходы на 995 млн рублей, но за январь-сентябрь дефицит составил уже 1,85 млрд, и до конца года наверняка серьезно увеличится.
Эти и другие цифры прокомментировал во время онлайн-конференции «Экономика Беларуси. Итоги 2020 года. Императивы и перспективы 2021 года» руководитель научно-исследовательского центра Мизеса, исполнительный директор аналитического центра «Стратегия» Ярослав Романчук.

– Несколько слов об итогах 2020-го и перспективах на 2021-й с точки зрения руководителей белорусских предприятий. Недавно компания SATIO опубликовала итоги исследования, в котором приняли участие представители 420 компаний разных размеров и форм собственности из разных отраслей и регионов Беларуси.

69% оценили текущее экономическое положение, как плохое, лишь 6% – как хорошее. Такого результата не было никогда за 20 лет!

Топ-менеджеры отметили, что главным фактором, воздействовавшим на экономику страны в 2020-м, стала не пандемия COVID-19 (23%), а политический кризис (39%). Руководители предприятий не верят, что в 2021 году кризис закончится: лишь 9% надеются, что в следующем году экономическая ситуация улучшится, тех же, кто уверен в обратном – 73%!

– так считают 49%. На втором месте – рыночные реформы (15%), на третьем – поддержка бизнеса, предоставление равных условий (14%).
Участники опроса отметили, что в случае разрешения политического кризиса экономика нормализуется не ранее, чем через полтора года – в 2022 году. Если этого не случится, то перспективы, по их мнению, крайне туманны. Почти половина компаний затруднились дать оценку, остальные чаще указывают 2024 и последующие года.

– Уходящее десятилетие можно оценить, как «потерянное» – в 2011-15 годах средние темпы роста ВВП составляли 1,2%, в 2016-2020 годах (если взять за основу прогноз Совмина на этот год как -0,8%) – лишь 0,7%. Что же нас ждет, согласно планам власти, в 2021-м?
Вот основные цифры:
— ВВП – 157,28 млрд рублей (+1,8%);- Дефицит бюджета – 4,0 млрд рублей (2,66% ВВП);- Инфляция – 5,5%;- Ставка рефинансирования – 7,75%;- Нефть – 40 долларов за баррель;- Импорт нефти из России – 18 млн. тонн;- Экспорт калийных удобрений – 9,96 млн тонн;- Обслуживание госдолга – 8 млрд рублей (погашение 4,9 млрд, выплата процентов – 3,1 млрд) Платежи в валюте – 3 млрд долларов.

Дефицит бюджета в 2,66% ВВП представляется (на фоне 3,6% этого года) крайне оптимистичной цифрой. Как и рост ВВП в номинале (157,3 млрд рублей), который возможен с учетом инфляции, а в долларовом выражении это будет совсем другая цифра. Источники этого роста, по планам, традиционны – рост доходов населения, инвестиции и успех государственных инвестиционно-инновационных программ.
Инфляция – это один из главных ориентиров для правительства, посему она и запланирована на таком уровне. Ставка рефинансирования останется практически неизменной (при том, что сейчас депозиты и кредиты никак не привязаны к ней, и ставки в разы выше).
Впечатляет размер госдолга и суммы, которые будут потрачены на его погашение. Его внушительная валютная часть – это фактор, оказывающий влияние на курс и сдерживающий белорусские власти от инфляционного кредитования реального сектора.
Как только «включится печатный станок», платежи в валюте относительно доли в ВВП резко увеличатся. Кстати, за 10 месяцев 2020-го госдолг вырос на 13,1 млрд рублей (29,3%), до 57,9 млрд. Это гигантский рост!

– А теперь цифры, которые я считаю более реальными:
— ВВП – минус 4-6% (50-53 млрд долларов);- Бюджет (доходы) – 16-18 млрд долларов;- Инфляция – 12-15%;- Средняя зарплата – 400 долларов;- Средняя пенсия – 140 долларов;- Экспорт товаров и услуг – минус 7-10% (29-32 млрд долларов);- Курс доллара – 3,5 рубля (на конец года).
Напомню, если в 2019-м ВВП составлял 63,2 млрд долларов, то в этом году будет в районе 58-60 млрд, а в следующем упадет еще сильнее – до 50-53 млрд долларов. Это уровень 2015-16 годов. Отмечу, что в 2010 году ВВП превышал 66 млрд долларов, а инфляция доллара с января 2011-го – 17,25%.
Получается, что

а судя по основным документам, подготовленным властями, никаких изменений не предвидится.
Бюджет (госорганы+ФСЗН) в 2017 году был 26,3 млрд долларов, в этом году будет порядка 20-21 млрд. В следующем, с учетом курса доллара, инфляции и состояния коммерческих организаций, составит 16-18 млрд долларов. Это кризисное пороговое значение, ниже которого опустится сложно, потому что начнутся очень серьезные проблемы с обязательствами органов власти.
Инфляция, на мой взгляд, будет выше, чем в этом году. Может быть, в два раза. Этот прогноз я делаю с учетом того, что Нацбанку в 2021 году такую же жесткую денежно-кредитную политику сохранить не дадут. Возможны и кадровые перестановки, и увеличение количества денег, которые будут направлены в экономику с помощью разных инструментов.
Что касается падающих доходов (средняя зарплата и пенсия в 2019 году были 521 и 206 долларов, в этом пока 495 и 178 соответственно), то к концу 2021 года они еще больше сократятся.

Также в Нацбанке рассказали, что в мировой экономике в ближайшей перспективе ожидается повышенный инфляционный фон, что обусловлено проведением рядом развитых стран стимулирующей денежно-кредитной политики. Высокой также ожидается инфляция в странах — основных торговых партнерах Беларуси. Так, согласно прогнозам Банка России, рост потребительских цен в Российской Федерации замедлится до целевых ориентиров не ранее первой половины 2022 года.

Одновременно более значимым может быть влияние на инфляцию в Беларуси шоков продовольственных цен, а также последствий пандемии в части повышения стоимости импортируемых непродовольственных товаров.

«В совокупности указанные факторы формируют предпосылки для сохранения повышенных инфляционных ожиданий экономических агентов продолжительное время, что усиливает риски сохранения повышенной инфляции в будущем. В то же время слабый потребительский и инвестиционный спрос внутри страны будет несколько ограничивать инфляцию. В этих условиях с целью ограничения проинфляционных рисков и усиления мер в области контроля над денежным предложением правлением Национального банка принято решение о повышении ставки рефинансирования на 75 базисных пунктов», — рассказали в Нацбанке.

В дальнейшем годовая инфляция продолжит замедляться и с второго квартала 2022 года оценивается на уровне среднесрочного целевого ориентира — около 5%.

«При рассмотрении вопросов по денежно-кредитной политике правление Национального банка по-прежнему будет исходить из необходимости поддержания ценовой стабильности. Принимаемые решения будут основываться на всестороннем анализе внешних и внутренних факторов с учетом продолжительности их влияния и возможных вторичных эффектов, а также на оценке инфляционных рисков», — резюмировали в управлении информации и общественных связей. -0-

Как сообщается на сайте правительства, документом установлено, что реализация финансовой программы должна осуществляться с учетом следующих мер бюджетно-налоговой политики:

  • налоговая нагрузка на экономику на уровне, не превышающем 26% от ВВП;
  • сохранение нормативов отчислений от республиканских налогов в бюджеты всех уровней, если иное не установлено законодательными актами;
  • обеспечение сбалансированности республиканского и местных бюджетов в пределах имеющихся доходов и источников финансирования дефицита (размера профицита) бюджета;
  • ограничение расходов республиканского бюджета в целях формирования профицита для погашения части государственного долга;
  • исполнение не менее 25% обязательств по погашению госдолга в соответствующем финансовом году за счет недолговых источников.

Предусмотрено также ежегодное снижение в 2019 – 2020 годах объемов бюджетного участия во всех видах господдержки реального сектора экономики не менее чем на 10%.

Потребительские кредиты
Калькулятор кредитов на недвижимость
Калькулятор Депозитов
Кредиты на автомобиль
Рекламные акции

После повышения ставки рефинансирования никаких существенных изменений на финансовом поле произойти не должно. Просто повышение ставки рефинансирования приведет к повышению минимальных ставок по рублевым вкладам и рублевым кредитам. Это значит, что брать кредиты белорусам станет менее выгодно, а вот вкладчикам стоит ожидать небольшой, но прибавки доходов от депозитов.

  • Кредит «на ЛИЧНОЕ»
  • Вклад «Шчодры»
  • Карточка «Матуля»
  • Пакет услуг «Пенсионный»
  • Кредит «на ЛИЧНОЕ»
  • Вклад «Шчодры»
  • Карточка «Матуля»
  • Пакет услуг «Пенсионный»
  • Кредит «на ЛИЧНОЕ»
  • Вклад «Шчодры»
  • Карточка «Матуля»
  • Пакет услуг «Пенсионный»

Во-первых, сами работники Нацбанка в публикациях в «Банкаўскім весніку» уже не один год отмечают слабую силу влияния процентного канала политики НБРБ на экономику.

Это происходит в том числе из-за распространения директивного (нерыночного) кредитования. Трудно сказать, кто влияет на ставки по нерыночным кредитам больше — правительство, Нацбанк или агропромышленное лобби.

Также поле маневра Нацбанка ограничено мощной сильной долларизацией денежной массы. По состоянию на июнь 2021 года доля рублевой компоненты достигла лишь 43,4%. Это значит, что на 56,6% денежной массы влияет политика зарубежных центробанков — Банка России, ФРС США, ЕЦБ и т. д.

период с 21.07.2021 г.

размер 9,25 % годовых

Источник: www.nbrb.by

  • Куда вложить доллары, биткоины и другие сбережения — рекомендации
  • Как кризис и пандемия меняют цены и спрос на недвижимость в Беларуси
  • Пустые банки, «невидимые» кредиты и «мертвые» госпредприятия: экономический прогноз Вадима Иосуба

Величина ставки рассчитывается и устанавливается исключительно Нацбанком. Это плавающий показатель, который определяется по специальной формуле, с учетом:

  • уровня инфляции в стране;
  • динамики обменного курса белорусского рубля;
  • тенденций на кредитно-денежном рынке;
  • общего макроэкономического состояния экономики.

Как правило, если инфляция снижается, а в экономике наблюдается стабильность основных показателей, то и ставка рефинансирования РБ уменьшается. С ростом цен и обменного курса белорусского рубля возрастает и ставка. По состоянию на декабрь 2017 года ее размер составляет 11% годовых. В 2018 году ставка рефинансирования находилась в диапазоне 10% -10,5%. История изменения ставки за последнее время представлена в данной таблице.

Ставка рефинансирования снова повышена. Что дальше?

На основе данного показателя рассчитываются:

  • процентные ставки на кредиты и депозиты, оформляемые во всех банках страны;
  • ставки на операции предоставления ликвидности белорусским банкам;
  • размер пени за просроченные платежи (например, по налоговым отчислениям).

На нашем сайте Вы всегда можете узнать ставку рефинансирования на сегодня.

По динамике и величине изменения ставки можно судить о процессах, происходящих в экономике Беларуси. Ее снижение сигнализирует о том, что в стране устанавливается благоприятный экономический климат. Повышение этого параметра свидетельствует о проблемах в разных секторах экономики, которые требуют решения. Именно на основе ставки рассчитываются проценты по всем вкладам и кредитам, поэтому ее актуальный размер должен знать каждый финансово грамотный человек.

Показатель имеет процентное выражение и информирует, на каких условиях денежно-кредитные учреждения Беларуси получают финансовые ресурсы у Нацбанка, чтобы далее распределить их в виде ссуд и кредитов среди предпринимателей, населения, корпоративного сектора. От ставки рефинансирования напрямую зависит:

  • стоимость заемных финансовых средств на денежно-кредитном рынке страны;
  • размер процентов по вкладам в банках, принимаемым от населения и корпоративного сектора;
  • динамика и текущий уровень инфляционных процессов;
  • суммы финансовых санкций (пеней, штрафов и т. п.), уплачиваемых предприятиями и предпринимателями за неисполнение обязательств по имеющимся договорам.

Текущее значение ставки, а также анализ ее изменений за определенные периоды времени позволяет сформировать экономически обоснованное мнение о сложившейся ситуации в денежно-кредитной сфере, а также в целом во всей экономике. Но для максимальной объективности и достоверности результата ставка рефинансирования должна анализироваться совместно с другими финансово-экономическими показателями (динамика валютных курсов, уровень инфляции, валовой внутренний продукт и пр.).

За финансовое регулирование в Беларуси отвечает Национальный банк. К числу его основных функций относится контроль и расчет ставки рефинансирования. Любое ее изменение вступает в силу после выхода отдельного Постановления, которое публикуется на официальном портале Нацбанка, а также в прессе.

Основаниями для утверждения показателя являются:

  • основные направления денежно-кредитной политики (ДКП), ежегодно подготавливаемые заинтересованными ведомствами и утверждаемые Президентом РБ;
  • текущий уровень экономической активности;
  • общая ситуация на денежно-кредитном рынке;
  • динамика курсов валют, прогнозные показатели девальвационных процессов, а также текущие темпы обесценивания национальной валюты.

При понижении ставки экономика получает дополнительный стимул для развития. Это обусловлено удешевлением кредитных ресурсов, которые становятся доступнее и для корпоративного сектора, и для населения. В первом случае за счет заемных средств развивается производство, логистика, другие сферы деятельности, во втором – приобретаются товары и услуги, что способствует экономическому развитию.

При повышении ставки рефинансирования развитие экономики замедляется. Это происходит по причине удорожания кредитных ресурсов и, соответственно, снижению их доступности для населения и корпоративного сектора. Обычно Нацбанк пользуется данной мерой для пресечения инфляционных и девальвационных ожиданий, стабилизации денежно-кредитного рынка, устранения дисбалансов в экономике страны, особенно в периоды экономических кризисов.

Пересмотр параметра выполняется Советом директоров Банка России несколько раз в год. В частности, в 2021-м ключевая ставка ЦБ РФ будет обсуждаться на восьми заседаниях. Естественно, если не будет экстренного совещания в связи с форс-мажорными обстоятельствами.

Последнее заседание Совета директоров регулятора было 23 июля 2021 года. После него ключевая ставка ЦБ РФ в 2021 году на сегодня составляет 6,50%. Параметр был изменен — повышен на 1,0%. Такой уровень действует с 26 июля 2021 года.

Важно отметить, что в случае изменения ставки Банком России действовать она начинает не в момент принятия такого решения, а на следующий рабочий день. Для более точного понимания эти две даты в таблице уровней ключевой ставки ЦБ РФ разделены. Зачастую, Совет директоров проводит совещание в пятницу. По этой причине чаще всего новый уровень параметра вступает в силу с понедельника.

Для рассматриваемого параметра есть две важные даты. Первая – внедрение самого определения. Произошло это в 2013 году. Соответственно, его уровень доступен только с этого периода. Вторая – уравнивание со ставкой рефинансирования. То есть получение параметром статуса ключевого не только по названию, но и фактическому применению.

Дата заседания совета директоров Установленный уровень ключевой ставки Дата начала действия нового уровня
23.07.2021 года 6,50 (текущий уровень) (увеличена на 1,0%) 26.07.2021 года
11.06.2021 года 5,50 (увеличена на 0,50%) 15.06.2021 года
23.04.2021 года 5,00 (увеличена на 0,50%) 26.04.2021 года
19.03.2021 года 4,50 (увеличена на 0,25%) 22.03.2021 года
24.07.2020 года 4,25 (понижена на 0,25%) 27.07.2020 года
19.06.2020 года 4,5 (понижена на 1,0%) 22.06.2020 года
24.04.2020 года 5,5 (понижена на 0,50%) 27.04.2020 года
07.02.2020 года 6,0 (понижена на 0,25%) 10.02.2020 года
13.12.2019 года 6,25 (понижена на 0,25%) 16.12.2019 года
25.10.2019 года 6,5 (понижена на 0,50%) 28.10.2019 года
06.09.2019 года 7,0 (понижена на 0,25%) 09.09.2019 года
26.07.2019 года 7,25 (понижена на 0,25%) 29.07.2019 года
14.06.2019 года 7,5 (понижена на 0,25%) 17.06.2019 года
14.12.2018 года 7,75 (увеличена на 0,25%) 17.12.2018 года
14.09.2018 года 7,50 (увеличена на 0,25%) 17.09.2018 года
23.03.2018 года 7,25 (понижена на 0,25%) 26.03.2018 года
09.02.2018 года 7,5 (понижена на 0,25%) 12.02.2018 года
15.12.2017 года 7,75 (понижена на 0,50%) 18.12.2017 года
27.10.2017 года 8,25 (понижена на 0,25%) 30.10.2017 года
15.09.2017 года 8,5 (понижена на 0,50%) 18.09.2017 года
16.06.2017 года 9,0 (понижена на 0,25%) 19.06.2017 года
28.04.2017 года 9,25 (понижена на 0,50%) 02.05.2017 года
24.03.2017 года 9,75 (понижена на 0,25%) 27.03.2017 года
16.09.2016 года 10,0 (понижена на 0,50%) 19.09.2016 года
10.06.2016 года 10,5 (понижена на 0,50%) 14.06.2016 года
31.07.2015 года 11,00 (понижена на 0,50%) 03.08.2015 года

Исходя указанных выше фактов, будет применен один нюанс. В частности, сама таблица изменений ключевой ставки ЦБ РФ разделена на два списка. Первый перечень начинается с 2013 года и заканчивается 1 января 2016 года. То есть до уравнивания параметра со ставкой рефинансирования. Вторая таблица включает оставшийся срок. То есть с начала 2016 года по сегодняшний день. Точнее – до последнего решения Совета директоров Банка России.

Нацбанк Белоруссии повышает ставку рефинансирования до 9,25% годовых

Эксперты АКРА утверждают, что в обозримой перспективе банковские ставки ощутимо не снизятся – ни по депозитам, ни по кредитам. При нынешних депозитных ставках, уточнили специалисты, вкладчики демонстрируют довольно высокую чувствительность к их дальнейшему изменению. За очередным снижением грозят последовать совершенно нежелательные для банков оттоки денег клиентов, предупредили в АКРА.

  • Размер учетной ставки центрального банка в Казахстане остался без изменений и составил 9 % в январе 2021. Максимальная ставка достигала 300 %, а минимальная 5.5 %.
  • Данные публикует Ежемесячно Центральный Банк.

Данные Период Дата

9 янв. 2021 25.01.2021
9 дек. 2020 14.12.2020
9 окт. 2020 26.10.2020
9 сен. 2020 07.09.2020
9 июл. 2020 20.07.2020
9.5 июн. 2020 08.06.2020
9.5 апр. 2020 03.04.2020
12 мар. 2020 10.03.2020
Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
Бакытжан Сагынтаев 08.09.2016 — 21.02.2019 10.5000 9.0000 10.5000 9.0000 -14.29%

Изменения, которые претерпела процентная ставка рефинансирования (так иначе называется УС ЦБ), можно описывать долго и подробно. В России она была впервые введена в 1992 году (январь) в размере 20%. Через шесть месяцев Центробанк ее повысил аж до 80%, что объясняется критическим состоянием постсоветской экономики.

Два года динамика демонстрировала угрожающие темпы – 210% с октября по апрель 1994 года – непобитый доселе рекорд.

Дальнейшее изменение шло уже в сторону уменьшения, но ставка рефинансирования ЦБ РФ в 80% (июнь 1993 г.) почти не давала надежды на развитие экономики. Это неустойчивое состояние продолжалось до рубежа тысячелетий. В этот период финансовые новости были неутешительными – значение колебалось в диапазоне 20 (минимальная) до 80% (максимальная).

С начала 1998 года по май Центробанк копировал очень высокие ломбардные ставки, что говорит об отсутствии в то время четкой линии в отношении обеспечения доступности заемных средств.

Некоторые зарубежные аналитики допускают максимальную степень вероятности дальнейшего понижения. Это теоретическое умозаключение сделано не только на фоне прошлогодней политики, когда регулятор постоянно снижал показатель, но и на заявлении председателя Центробанка Э. Набиуллиной.

На сегодня, в 2021 году, прошлогодние тенденции стали менее значимыми:

  1. Наблюдается некоторое увеличение покупательского спроса даже несмотря на то, что некоторые товары выросли в стоимости из-за повышенного спроса, но цена так и не понизилась в период невостребованности.
  2. Стабилизировалась ситуация в экономике, благодаря поэтапному ослаблению карантинных мер. На этом фоне выровнялась до нормального уровня востребованность товаров, которыми население запасалось в панике перед длинными каникулами.
  3. Правительство России приняло ряд весомых мер поддержки населения из резервного фонда. Отсюда и возможность смягчения кредитно-денежной политики, которая возникла на фоне низких инфляционных рисков.
  4. Еще один возможный фактор замедления роста инфляции – высокий урожай, который ожидался в мае и был успешно реализован в конце прошлого года.
  5. В 2020 году зарубежные аналитики допускали возможность ключевой ставки ниже 4%, и об этом говорила председатель Центробанка в майском выступлении, акцентируя внимание на низких инфляционных рисках. Рекордное понижение уже отмечено, но ничего не мешает руководству использовать этот показатель для дальнейшего смягчения кредитно-денежной политики финансируемых банков по отношению к населению.
  6. Ожидаемое приближение общего уровня инфляции к выставленному таргету в 4% так и не произошло, но это скорее результат прохождения инфляционного пика в середине прошлого года, чем смены курса, взятого ЦБ РФ.
  7. По прогнозам аналитических агентств, ставка рефинансирования к середине-концу 2021 года может быть сознательно сведена к показателю, отрицательному по сравнению с нынешним уровнем инфляции, и на сегодня это может быть сделано для поддержки экономики.

Американские аналитики уверены в наличии у Центробанка пространства для маневров по причине прямой фискальной поддержки экономики, появлении новых налогов – за офшоры и получение больших дивидендов с банковских депозитов. А это деньги с обеспеченных слоев населения, которые будут дополнительно сгенерированы в бюджет.

Рекордное падение ставки рефинансирования в 2020 году может быть продолжено Центробанком в качестве меры поддержания экономики:

  1. У главного банка страны есть пространство для финансовых маневров, предпринятых как инструмент финансово-денежной регуляции.
  2. Несмотря на отказ Правительства принимать участие в определении ставки, оно ввело меры, замедлившие рост инфляции.
  3. Эта политика смягчает риски и дает монетарное смягчение.
  4. Все зависит от темпов восстановления российской и мировой экономики.

С кредитами дела обстоят еще интереснее. Согласно законодательства, любой банк не может понизить ставку по кредиту ниже чем ставка рефинансирования. С другой стороны, деньги банк берет у ЦБ по ключевой ставке в 17% и снизить процент по кредиту для простых граждан он тоже сделать не может, т.к получит убыток.

Следует заметить, что численное значение ставки рефинансирования ЦБ РФ совпадает с нормой однодневного кредита «Овернайт» Банка России. Для юридических лиц состояние еще хуже. Согласно НК: «Проценты, если они не превышают ставку рефинансирования, можно отнести на расходы». Но какие банки дают кредиты под 8.25% ? Никакие. Обычно в разы выше — 15-20%. Соответственно, помимо процентов банку, предприятие, взявшее кредит, должно оплатить налог с разницы между процентами по ставке рефинансирования и ставке кредитной. Например, компания закредитовалась под 20%, СР – 8,25%, разница между ними – 11.75%. Вот с этой суммы предприятие должно перечислить налоги и рассчитать процентную ставку.

Такая же ситуация с налогом действует по межбанковским кредитам – основному способу привлечения денег для банка. ЦБ со всех сторон контролирует банки, под выгодный процент у регулятора не взять, иначе будут проверки, а по межбанку занимать – платить налоги. А страдают простые люди, потому что базу процентов по кредитам банки гнут высокие, чтобы заработать в таких условиях.

Кредит по Ставке рефинансирования — здесь Банк России действительно играет роль регулятора. Если вдруг средний % по депозитам слишком высокая, или например, слишком низкий процент банку за это попадает. Начинаются проверки, отзывы и т.д. На деле он должен играть на нас, на стороне государства, его граждан, но по факту складывается ощущение, ч���о он играет в другой команде, против людей.

Официальная ставка рефинансирования Центрального банка на 2021 год составляет 4,25%. В текущем квартале было принято решение снизить ее на 0,25%.

Пересмотр параметра выполняется Советом директоров Банка России несколько раз в год. В частности, в 2021-м ключевая ставка ЦБ РФ будет обсуждаться на восьми заседаниях. Естественно, если не будет экстренного совещания в связи с форс-мажорными обстоятельствами.

Последнее заседание Совета директоров регулятора было 18 декабря 2020 года. После него ключевая ставка ЦБ РФ в 2021 году на сегодня составляет 4,25%. Параметр не был изменен. Соответственно, такой уровень действует с июля 2020 года.

Важно отметить, что в случае изменения ставки Банком России действовать она начинает не в момент принятия такого решения, а на следующий рабочий день. Для более точного понимания эти две даты в таблице уровней ключевой ставки ЦБ РФ разделены. Зачастую, Совет директоров проводит совещание в пятницу. По этой причине чаще всего новый уровень параметра вступает в силу с понедельника.

Для рассматриваемого параметра есть две важные даты. Первая – внедрение самого определения. Произошло это в 2013 году. Соответственно, его уровень доступен только с этого периода. Вторая – уравнивание со ставкой рефинансирования. То есть получение параметром статуса ключевого не только по названию, но и фактическому применению.

Дата заседания совета директоров Установленный уровень ключевой ставки Дата начала действия нового уровня
24.07.2020 года 4,25 (текущий уровень) (понижена на 0,25%) 27.07.2020 года
19.06.2020 года 4,5 (понижена на 1,0%) 22.06.2020 года
24.04.2020 года 5,5 (понижена на 0,50%) 27.04.2020 года
07.02.2020 года 6,0 (понижена на 0,25%) 10.02.2020 года
13.12.2019 года 6,25 (понижена на 0,25%) 16.12.2019 года
25.10.2019 года 6,5 (понижена на 0,50%) 28.10.2019 года
06.09.2019 года 7,0 (понижена на 0,25%) 09.09.2019 года
26.07.2019 года 7,25 (понижена на 0,25%) 29.07.2019 года
14.06.2019 года 7,5 (понижена на 0,25%) 17.06.2019 года
14.12.2018 года 7,75 (увеличена на 0,25%) 17.12.2018 года
14.09.2018 года 7,50 (увеличена на 0,25%) 17.09.2018 года
23.03.2018 года 7,25 (понижена на 0,25%) 26.03.2018 года
09.02.2018 года 7,5 (понижена на 0,25%) 12.02.2018 года
15.12.2017 года 7,75 (понижена на 0,50%) 18.12.2017 года
27.10.2017 года 8,25 (понижена на 0,25%) 30.10.2017 года
15.09.2017 года 8,5 (понижена на 0,50%) 18.09.2017 года
16.06.2017 года 9,0 (понижена на 0,25%) 19.06.2017 года
28.04.2017 года 9,25 (понижена на 0,50%) 02.05.2017 года
24.03.2017 года 9,75 (понижена на 0,25%) 27.03.2017 года
16.09.2016 года 10,0 (понижена на 0,50%) 19.09.2016 года
10.06.2016 года 10,5 (понижена на 0,50%) 14.06.2016 года
31.07.2015 года 11,00 (понижена на 0,50%) 03.08.2015 года

Исходя указанных выше фактов, будет применен один нюанс. В частности, сама таблица изменений ключевой ставки ЦБ РФ разделена на два списка. Первый перечень начинается с 2013 года и заканчивается 1 января 2016 года. То есть до уравнивания параметра со ставкой рефинансирования. Вторая таблица включает оставшийся срок. То есть с начала 2016 года по сегодняшний день. Точнее – до последнего решения Совета директоров Банка России.

Список плановых заседаний Совета директоров Банка России составляется заранее. На рассматриваемый период он был опубликован еще в сентябре 2020 года. По итогу ключевая ставка ЦБ РФ в 2021 году может быть пересмотрена восемь раз. Естественно, если опираться на плановые собрания.

  • 12 февраля 2021 годаближайшее заседание;
  • 19 марта;
  • 23 апреля;
  • 11 июня;
  • 23 июля;
  • 10 сентября;
  • 22 октября;
  • 17 декабря.

Впервые после распада СССР ставка рефинансирования российским правительством была установлена 1 января 1992 года. Тогда ее размер составил 20%. Для сравнения, на Украине тогда этот показатель составлял 30%, в Казахстане – 25%.

Минимальная ставка рефинансирования с 1992 года по наше время была установлена в июле этого года – 4,25%.

Максимальная величина ставки рефинансирования ЦБ РФ – 210%. Такая цифра была установлена 15 октября 1993 г. и продержалась полгода, до 28 апреля 1994 г. В тот период российская экономика находилась в хаосе, инфляция измерялась трехзначными числами и ставка, соответственно, не отставала. В новейшей истории России пиковое значение было установлено в декабре 2014 года – 17%. На сегодня даже эта цифра кажется огромной в сравнении с действующими 4,25%.

С помощью данной величины рассчитываются следующие показатели:

  • размер налогообложения процентов по банковским депозитам, облагаемым НДФЛ;
  • расчет пени за допущенные просрочки по налогам;
  • размер пени за просрочки по платежам в ЖКХ;
  • налогооблагаемая база по доходам от экономии на процентах за использование кредитных средств;
  • процент по договору займа, если в документе его размер не указан.

Соответственно, ее рост означал бы и рост ставок по кредитам для этих госпредприятий. А они и так, мягко говоря, не способны обслуживать свои кредиты, это бремя регулярно берет на себя бюджет.

Новый КоАП – за что усилена и ослаблена ответственность. Унификация законодательства с Россией для отмены роуминга и обоюдного признания страховых полисов.

Ставка рефинансирования, а также процентные ставки по операциям регулирования ликвидности Нацбанка Беларуси сохраняются на прежнем уровне, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в пресс-службе Национального банка.

Форум помог Нацбанку Беларуси определить цель, которая стоит перед ним в 2021 году. Финансовое учреждение будет стремиться сдержать инфляцию и дальше, внедрив новые механизмы автоматизации и управления. Лучший результат, который может показать политика банка в 2021 году – инфляция не более 4-5%.

По динамике и величине изменения ставки можно судить о процессах, происходящих в экономике Беларуси. Ее снижение сигнализирует о том, что в стране устанавливается благоприятный экономический климат. Повышение этого параметра свидетельствует о проблемах в разных секторах экономики, которые требуют решения.

И у нас, например, в последние несколько лет был профицит бюджета, и вот за этот счет мы можем покрыть то, где сейчас не хватает».

Отметим, что в связи с высоким уровнем инфляции по итогам 2020 года — 7,4%, ожидается, что ставка рефинансирования, которая сегодня составляет 7,75%, может быть поднята.

Понимали, что порядка 1% ВВП мы выйдем в дефицит. Это приблизительно 2–2,5 миллиарда рублей. Многие думают, что дефицит – это, как в жизни обычного человека, чего-то не хватает. Например, чтобы дом построить. Но это же не так. Все наши действия по бюджету законодательно согласованы.

Национальный банк Беларуси в феврале не стал повышать ставку рефинансирования, несмотря на ускорение инфляции, но проценты по рублевым депозитам и кредитам населению растут, так как в банковской системе страны снова возник дефицит белорусских рублей.

После чего, на протяжении последних трех лет, финансовые власти страны предпринимали все усилия для того, чтобы снизить ставку рефинансирования до более-менее приемлемого уровня.

По данным главы Нацбанка, в настоящее время ситуация на финансовом рынке стабилизируется. В сентябре и октябре замедлился отток средств из банковской системы. Сформировалось чистое предложение иностранной валюты.

Тогда в марте будет проще принять решение либо о ее повышении, либо даже о снижении.

Напомню, если в 2019-м ВВП составлял 63,2 млрд долларов, то в этом году будет в районе 58-60 млрд, а в следующем упадет еще сильнее – до 50-53 млрд долларов. Это уровень 2015-16 годов. Отмечу, что в 2010 году ВВП превышал 66 млрд долларов, а инфляция доллара с января 2011-го – 17,25%.

По информации Минфина республики, ставку рефинансирования решено в 2021-м сохранить на уровне 7,75, что является минимальным показателем за всю банковскую историю.

Регулируя ставку рефинансирования центральный банк всегда должен соблюдать разумный баланс интересов вкладчиков и кредитополучателей. Если изменяется ставка рефинансирования, вслед за ней меняются ставки по депозитам. Уровень процентной ставки должен с одной стороны, сохранить привлекательность банковских депозитов, а с другой – сделать более легкие условия кредитования для населения и организаций. Например, многие кредиты могут выдаваться по плавающей ставке, где ставка по кредиту — это СР + процентные пункты. Есть и депозиты, которые также зависят от СР, но там, скорее всего, СР — процентные пункты. Даже кредиты по фиксированным ставкам неявно привязаны к СР.

Уже на начало 2021 года показатель по ставке рефинансирования, по словам руководства Нацбанка в Беларуси, составил 11%. Увеличивают ее, когда необходимо стабилизировать платежный баланс и проконтролировать темпы инфляции в стране. Задача, которой будут придерживаться сотрудники главного кредитного учреждения впредь – зафиксировать инфляцию в показателе 6%, но с учетом погрешности 1%.

Кстати, в начале 2021 года Беларусь изменила курс на выплату заработных плат. Они выросли практически на 20%. Но сделано это было по указке административного сектора. Поэтому неудивительно, что марте оклады снова снизились до предыдущих показателей.

При отправке произошла ошибка. Попробуйте позже.

Ваше сообщение отправлено. Благодарим за помощь.

Просим вас повторить предыдущую операцию принимая во внимание вышеуказанные ограничения. Рекомендуем по возможности вводить данные отличающиеся от введенных в предыдущей попытке.

Данные ограничения обусловлены существующей политикой безопасности Банка для обеспечения максимальной защищенности Ваших данных и средств. Приносим свои извинения за причиненные неудобства.

Топ-менеджеры отметили, что главным фактором, воздействовавшим на экономику страны в 2020-м, стала не пандемия COVID-19 (23%), а политический кризис (39%). Руководители предприятий не верят, что в 2021 году кризис закончится: лишь 9% надеются, что в следующем году экономическая ситуация улучшится, тех же, кто уверен в обратном – 73%!

– так считают 49%. На втором месте – рыночные реформы (15%), на третьем – поддержка бизнеса, предоставление равных условий (14%).
Участники опроса отметили, что в случае разрешения политического кризиса экономика нормализуется не ранее, чем через полтора года – в 2022 году. Если этого не случится, то перспективы, по их мнению, крайне туманны. Почти половина компаний затруднились дать оценку, остальные чаще указывают 2024 и последующие года.

Нацбанк повысил ставку рефинансирования

– А теперь цифры, которые я считаю более реальными:
— ВВП – минус 4-6% (50-53 млрд долларов);- Бюджет (доходы) – 16-18 млрд долларов;- Инфляция – 12-15%;- Средняя зарплата – 400 долларов;- Средняя пенсия – 140 долларов;- Экспорт товаров и услуг – минус 7-10% (29-32 млрд долларов);- Курс доллара – 3,5 рубля (на конец года).
Напомню, если в 2019-м ВВП составлял 63,2 млрд долларов, то в этом году будет в районе 58-60 млрд, а в следующем упадет еще сильнее – до 50-53 млрд долларов. Это уровень 2015-16 годов. Отмечу, что в 2010 году ВВП превышал 66 млрд долларов, а инфляция доллара с января 2011-го – 17,25%.
Получается, что

а судя по основным документам, подготовленным властями, никаких изменений не предвидится.
Бюджет (госорганы+ФСЗН) в 2017 году был 26,3 млрд долларов, в этом году будет порядка 20-21 млрд. В следующем, с учетом курса доллара, инфляции и состояния коммерческих организаций, составит 16-18 млрд долларов. Это кризисное пороговое значение, ниже которого опустится сложно, потому что начнутся очень серьезные проблемы с обязательствами органов власти.
Инфляция, на мой взгляд, будет выше, чем в этом году. Может быть, в два раза. Этот прогноз я делаю с учетом того, что Нацбанку в 2021 году такую же жесткую денежно-кредитную политику сохранить не дадут. Возможны и кадровые перестановки, и увеличение количества денег, которые будут направлены в экономику с помощью разных инструментов.
Что касается падающих доходов (средняя зарплата и пенсия в 2019 году были 521 и 206 долларов, в этом пока 495 и 178 соответственно), то к концу 2021 года они еще больше сократятся.

Цена на нефть марки Urals для планирования бюджета определена в 2019 году на уровне $60 за баррель, в 2020 году – $55, в 2021 году – $50.

Согласно документу, профицит бюджета ожидается в 2019 году на уровне 1,701 млрд рублей, в 2020 году – 1,375 млрд, в 2021 году – 1,153 млрд.

Как сообщается на сайте правительства, документом установлено, что реализация финансовой программы должна осуществляться с учетом следующих мер бюджетно-налоговой политики:

  • налоговая нагрузка на экономику на уровне, не превышающем 26% от ВВП;
  • сохранение нормативов отчислений от республиканских налогов в бюджеты всех уровней, если иное не установлено законодательными актами;
  • обеспечение сбалансированности республиканского и местных бюджетов в пределах имеющихся доходов и источников финансирования дефицита (размера профицита) бюджета;
  • ограничение расходов республиканского бюджета в целях формирования профицита для погашения части государственного долга;
  • исполнение не менее 25% обязательств по погашению госдолга в соответствующем финансовом году за счет недолговых источников.

Предусмотрено также ежегодное снижение в 2019 – 2020 годах объемов бюджетного участия во всех видах господдержки реального сектора экономики не менее чем на 10%.

Среди ключевых результатов прогноза глава Нацбанка отметил то, что нынешнее ускорение инфляции — временное. По его словам, уже в ближайшие месяцы усилится дезинфляционное влияние со стороны совокупного спроса. В результате рост цен замедлится до прошлогоднего уровня.

Такая дезинфляционная динамика, по мнению НБ, позволяет смягчить монетарную политику без угрозы для ценовой стабильности. Каллаур сообщил, что в 1-м квартале инфляция ускорилась. На фоне удешевления нефти и падения российского рубля произошло номинальное ослабление белорусского рубля. В условиях пандемии и падения производства за рубежом, на внутреннем рынке Беларуси повысился спрос на долго хранящиеся продукты и товары первой необходимости.

— Ухудшились экономические настроения, выросли инфляционные ожидания, — продолжил глава НБ. — Вместе с тем ускорение инфляции в начале года оценивается как временное. Произошедшее в 1-м квартале ускорение роста цен будет отражаться на годовой инфляции в течение всего текущего года, в результате по итогам 2020 года инфляция прогнозируется в диапазоне 5—6%. Ожидается, что уже в начале следующего года годовые темпы роста цен не будут превышать 5%. Поддержанию ценовой стабильности будет способствовать целая совокупность дезинфляционных факторов. Внешние условия будут оказывать сдерживающее влияние на инфляционные процессы.

Нацбанк также добавляет, что реальный курс белорусского рубля останется близким к равновесному уровню и сильного влияния на рост инфляции не окажет.

Нацбанк отмечает, что восстановление деловой активности в мире начнется ближе к концу нынешнего года и продолжится в 2021 году.

— Падение мирового спроса и низкие цены на сырьевые товары будут способствовать низкому спросу и замедлению инфляционных процессов, — объяснил глава Нацбанка. — В США и странах Еврозоны на протяжении двух лет ожидается сохранение инфляции ниже целевых значений. В этих условиях Федеральная резервная система США (ФРС) и Европейский центральный банк продолжат проведение мягких монетарных политик в том числе за счет низких процентных ставок. Инфляция в России будет находиться вблизи цели. Этому в условиях дезинфляционного влияния совокупного спроса будет способствовать заявленная Центральным банком России мягкая денежно-кредитная политика.

В целом за счет внешних факторов будет сдерживаться рост цен на импортируемые в республику товары. Прогнозируется дезинфляционное влияние со стороны внутренней экономики. Большое число предприятий, в том числе малых и средних, а также многие индивидуальные предприниматели испытывают затруднения, связанные с ведением бизнеса в сложившейся ситуации.

— Слабый внешний спрос на прогнозном периоде, а также определенные сроки его восстановления будут сдерживать экономический рост в Беларуси, — добавил Каллаур. — Как следствие, возможности для роста заработных плат и доходов домохозяйств ограничены. В этих условиях ожидается снижение потребительского спроса, инвестиционной и кредитной активности экономических агентов.

По динамике и величине изменения ставки можно судить о процессах, происходящих в экономике Беларуси. Ее снижение сигнализирует о том, что в стране устанавливается благоприятный экономический климат. Повышение этого параметра свидетельствует о проблемах в разных секторах экономики, которые требуют решения. Именно на основе ставки рассчитываются проценты по всем вкладам и кредитам, поэтому ее актуальный размер должен знать каждый финансово грамотный человек.

При отправке произошла ошибка. Попробуйте позже.

Ваше сообщение отправлено. Благодарим за помощь.

Просим вас повторить предыдущую операцию принимая во внимание вышеуказанные ограничения. Рекомендуем по возможности вводить данные отличающиеся от введенных в предыдущей попытке.

Данные ограничения обусловлены существующей политикой безопасности Банка для обеспечения максимальной защищенности Ваших данных и средств. Приносим свои извинения за причиненные неудобства.

Председатель правления Национального банка республики Павел Каллаур сообщил, что прирост потребительских цен в Белоруссии по итогам текущего года ожидается около 6%.

«Прирост потребительских цен по итогам текущего года ожидается около 6%. В дальнейшем прогнозируется постепенное замедление инфляционных процессов. К концу 2021 года инфляция приблизится к целевому уровню 5%», — сказал Каллаур на видеобрифинге.

По его словам, годовая инфляция ускорилась и по итогам октября составила 6,2%. Он подчеркнул, что факторы, вызывающие ускорение инфляции, носят временный характер, их влияние будет ослабевать.

По его словам, ускорение годовой инфляции в Белоруссии по итогам сентября до 6,2% связано с ростом инфляционных ожиданий и ослаблением белорусского рубля. «Главным образом, на рост цен повлияло произошедшее в августе ослабление белорусского рубля по отношению к иностранным валютам, — сказал Каллаур. — Ослабление белорусского рубля произошло в результате повышенного спроса на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке».

Кроме того, негативным фактором также стали негативные ожидания относительно перспектив дальнего развития экономики, как следствие, наблюдался отток валютных сбережений из банков. По словам главы Нацбанка, это в первую очередь отразилось на ценах на импортируемые товары непродовольственной группы.

Ранее Нацбанк заявлял, что ожидает годовую инфляцию в пределах 5-5,3%. По итогам 2019 года инфляция составила 4,7%.

  • Основные условия и особые предложения
  • Типичные планы
  • Список городов, где мы приобретаем недвижимость
  • Структура паевого фонда
  • Стоимость учётного пая [уп]
  • Ответы на вопросы
  • Открытые встречи
  • Очерёдность
  • Список квартир
  • Опережение и отставание по выкупу
  • Переплаты
  • Рубрика сомнений
  • Досрочный выход
  • Застройщики Беларуси
  • Рекомендации по платежам
  • Обратная связь

Необходимость смягчения денежно-кредитной политики назрела. Тем более есть стабильность на рынке, укрепление национальной валюты, инфляция — в рамках прогноза. И на долгосрочный период взгляды Нацбанка оптимистичные. Тем более, доверие к национальной валюте растет не только среди самих белорусов, но и у наших соседей. В России наш рубль вошел в тройку популярных валют. Он оказался самой интересной иностранной валютой для сбережений после «традиционных» доллара и евро, обогнав при этом китайский юань, британский фунт и швейцарский франк, — отметим, это данные российской инвесткомпании «Сбербанк Управление Активами». Впрочем, новый размер индикатора — это позитивный момент и для реального сектора экономики. Если кредитные деньги станут дешевле — будет возможность открыть и новые проекты.

Показатель имеет процентное выражение и информирует, на каких условиях денежно-кредитные учреждения Беларуси получают финансовые ресурсы у Нацбанка, чтобы далее распределить их в виде ссуд и кредитов среди предпринимателей, населения, корпоративного сектора. От ставки рефинансирования напрямую зависит:

  • стоимость заемных финансовых средств на денежно-кредитном рынке страны;
  • размер процентов по вкладам в банках, принимаемым от населения и корпоративного сектора;
  • динамика и текущий уровень инфляционных процессов;
  • суммы финансовых санкций (пеней, штрафов и т. п.), уплачиваемых предприятиями и предпринимателями за неисполнение обязательств по имеющимся договорам.

Текущее значение ставки, а также анализ ее изменений за определенные периоды времени позволяет сформировать экономически обоснованное мнение о сложившейся ситуации в денежно-кредитной сфере, а также в целом во всей экономике. Но для максимальной объективности и достоверности результата ставка рефинансирования должна анализироваться совместно с другими финансово-экономическими показателями (динамика валютных курсов, уровень инфляции, валовой внутренний продукт и пр.).

За финансовое регулирование в Беларуси отвечает Национальный банк. К числу его основных функций относится контроль и расчет ставки рефинансирования. Любое ее изменение вступает в силу после выхода отдельного Постановления, которое публикуется на официальном портале Нацбанка, а также в прессе.

Основаниями для утверждения показателя являются:

  • основные направления денежно-кредитной политики (ДКП), ежегодно подготавливаемые заинтересованными ведомствами и утверждаемые Президентом РБ;
  • текущий уровень экономической активности;
  • общая ситуация на денежно-кредитном рынке;
  • динамика курсов валют, прогнозные показатели девальвационных процессов, а также текущие темпы обесценивания национальной валюты.
Год Срок Прогноз, % Макс, % Мин, %
2021 1-й кв. 4.25 4.75 3.75
2021 2-й кв. 4.25 4.5 3.75
2021 3-й кв. 4.25 4.5 3.75
2021 4-й кв. 4 4.25 3.5
2022 1-й кв. 3.75 4 3.25
2022 2-й кв. 3.5 3.75 3
2022 3-й кв. 3.5 3.75 3
2022 4-й кв. 3.25 3.5 2.75
  • ДОЛЛАР — РУБЛЬ (USD/RUB)
  • ЕВРО — РУБЛЬ (EUR/RUB)
  • ФУНТ — РУБЛЬ (GBP/RUB)
  • ЮАНЬ — РУБЛЬ (CNY/RUB)
  • ДОЛЛАР — ТЕНГЕ (USD/KZT)
  • ДОЛЛАР — ГРИВНА (USD/UAH)
  • ДОЛЛАР- ЙЕНА (USD/JPY)
  • ЕВРО — ДОЛЛАР (EUR/USD)
  • ЕВРО — ФУНТ (EUR/GBP)
  • ФУНТ — ДОЛЛАР (GBP/USD)
  • ЦЕНА НА НЕФТЬ
  • ЦЕНА НА ЗОЛОТО
  • ЦЕНА НА СЕРЕБРО
  • ИНФЛЯЦИЯ В РОССИИ
  • СТАВКА РЕФИНАНСИРОВАНИЯ ЦБ РФ
  • КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА ЦБ
  • ПРОГНОЗ СТАВОК ПО ВКЛАДАМ
  • СТАВКА LIBOR (ЛИБОР)
  • СТАВКА EURIBOR (ЕВРИБОР)
  • СТАВКА МОСПРАЙМ


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *