Методика расчета платных услуг в культуре

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Методика расчета платных услуг в культуре». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3823; 2007, № 18, ст. 2117; 2009, № 1, ст. 18; 2010, № 19, ст. 2291; 2013, № 31, ст. 4191; 2016, № 1, ст. 26; 2017, № 30, ст. 4458; 2018, № 53, ст. 8430) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере культуры и кинематографии, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением (далее — Общие требования, государственное (муниципальное) задание).

2. Признать утратившими силу приказы Министерства культуры Российской Федерации:

от 09.06.2015 № 1762 «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере культуры, кинематографии, архивного дела, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением» (зарегистрирован Минюстом России 27.07.2015, регистрационный № 38207);

от 20.02.2016 № 438 «О внесении изменений в Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере культуры, кинематографии, архивного дела, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением, утвержденные приказом Министерства культуры Российской Федерации от 09.06.2015 № 1762» (зарегистрирован Минюстом России 18.03.2016, регистрационный № 41462).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра культуры Российской Федерации С.Г. Обрывалина.

Врио Министра О.С. Ярилова

Калькуляция платных услуг в учреждениях культуры

Введение платных услуг должно быть обосновано. Обосновать подобное решение можно соответствующими целями деятельностями, прописанными в уставе, утвержденном учредителем. Платные услуги могут быть следующими:

  • Услуга, которая относится к основному направлению деятельности.
  • Неосновная услуга.

Услуги по основному направлению можно оказывать сверх перечня, оговоренного госзаданием. Иногда услуги могут входить в госзадание, однако возможно это только в ситуациях, оговоренных в законе.

В пункте 4 статьи 9.2 ФЗ №7 («О некоммерческих структурах») указано, что порядок расчета основной стоимости определяется учредителем. Стоимость услуг утверждается нормативным актом. Обратная ситуация возможна только в том случае, если это оговорено ФЗ. Учреждение также может оказывать услуги, которые не относятся к перечню основных. Стоимость их определяется бюджетным учреждением.

Доход, образованный вследствие оказания услуг, поступает в пользование самого субъекта на основании пункта 3 статьи 298 ГК РФ. Полученный доход направляется на исполнение плана хозяйственной работы. Однако это только рекомендация. Порядок расходования определяется субъектом самостоятельно, так как направления трат не оговорены в законе. Направить средства на совершение крупной сделки можно только с согласия учредителя. Крупной признается сделка, стоимость которой больше 10% балансовой стоимости активов. Стоимость активов определяется на основании бухгалтерской отчетности.

Если платные услуги входят в госзадание, объем финансирования учреждения уменьшается на планируемую сумму поступлений. То есть даже при занятии платной деятельностью некоторые коммерческие структуры существуют на один и тот же объем финансирования.

Каждая хозяйственная операция должна подтверждаться проводкой. К учету доходов и трат, касающихся услуг за деньги, применяются стандартные правила.

Поступления фиксируются на счете 130. Учет проводится на счете 2 205 31 000. Рассмотрим используемые бухгалтерские проводки:

  • ДТ2 205 31 560 с корреспонденцией КТ2 401 10 130. Фиксирование поступлений от предоставления услуги.
  • ДТ2 201 11 510 с корреспонденцией КТ2 205 31 660. Услуги оплачены, средства направлены на счет.
  • ДТ2 201 34 510 КТ2 205 31 660. Зачисление в кассу бюджетной структуры.
  • ДТ2 201 23 510 КТ2 205 31 660. Поступление через терминал банка.

То есть корреспонденция определяется способом перечисления оплаты за услуги.

Расчет и оказание платных услуг бюджетным учреждением

Затраты могут включать:

  • Общехозяйственные траты, нужные для управленческих целей. Фиксируются на счете 0 109 00 000.
  • Издержки, нужные до доведения товара до покупателя. Фиксируются на счете 0 109 90 000.

Список накладных трат устанавливается учетной политикой структуры. При учете используются проводки в следующей корреспонденции:

  • ДТ2 109 70 223 КТ2 302 23 730. Фиксирование трат на электроэнергию, расходуемую при оказании платных услуг.
  • ДТ4 109 70 223 КТ4 302 23 730. Фиксация трат на энергию, расходуемую при оказании платных услуг в пределах госзадания.
  • ДТ4 302 23 830 КТ4 201 11 610. Оплата энергии поставщику.
  • ДТ2 109 60 223 КТ2 109 70 223. Учет трат в составе себестоимости.
  • ДТ2 401 10 130 КТ2 109 60 272. Списание трат на оказание услуг.

Учет предполагает детализацию трат. То есть прописываются траты по каждой операции.

Платные услуги учреждениями культуры оказываются в соответствии с потребностями населения на основании приказа руководителя учреждения. Он координирует деятельность всех служб, которые обеспечивают и производят платные услуги, а также решает вопросы, выходящие за рамки компетенции отдельно взятого подразделения. Утверждение перечня платных услуг, как правило, также производится руководителем и согласуется с органами местных властей.

Руководитель учреждения отвечает за:

  • подбор специалистов;
  • распределение времени предоставления платных услуг;
  • осуществление контроля качества предоставляемых услуг;
  • разрешение конфликтных ситуаций с лицами, оплатившими услугу.

Специалисты, непосредственно оказывающие платную услугу, несут персональную ответственность за полноту и качество ее выполнения.

Предоставление платных услуг производится только по видам, предусмотренным в уставе учреждения.

Учреждение обязано обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией:

  • о режиме работы учреждения;
  • о видах услуг, оказываемых бесплатно;
  • об условиях предоставления и получения бесплатных услуг;
  • о видах платных услуг с указанием их стоимости;
  • о контролирующих организациях.

При предоставлении платных услуг сохраняется установленный режим работы учреждения, не должны сокращаться услуги, предоставляемые на бесплатной основе, и ухудшаться их качество.

Платные услуги, оказываемые учреждениями культуры, не входят в Перечень, утверждаемый Постановлением Правительства РФ N 239 , и поэтому не подлежат государственному регулированию.

Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Порядок формирования цен на данные услуги предусмотрен Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными Письмом Минэкономики России от 06.12.1995 N СИ-484/7-982. Согласно их п. 4.1 свободные цены и тарифы на платные услуги для населения формируются исходя из себестоимости и необходимой прибыли с учетом конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств услуг.

Оказывая определенного вида, рода и характера услуги населению, хозяйствующие субъекты определяют ее себестоимость, размер которой индивидуален для каждой из услуг. Для этого рассчитывается совокупность сумм на осуществление затрат при оказании конкретной услуги. Все затраты, входящие в себестоимость услуг, группируются:

  • по статьям калькуляции;
  • по элементам затрат.

Себестоимость продукции работ, услуг представляет собой стоимость затраченных в процессе производства продукции, оказания услуг или выполнения работ ресурсов. Подсчитывается стоимость затраченных ресурсов как на производство продукции (оказание услуг, выполнение работ), так и на реализацию услуг, работ, продукции.

Покажем на примере в таблице 1, как рассчитать себестоимость услуги «Обычный маникюр без покрытия» в салоне красоты.

Таблица 1. Расчет себестоимости услуги «Обычный маникюр без покрытия»

Статья калькуляции Сумма, руб.
1) Материальные затраты (дезинфектор. жидкость для удаления кутикулы, обезжириватель, мало для кутикулы и др.) 20,03
2) Оплата труда 120
3) Отчисления на оплату труда 36,03
4) Расходы на электроэнергию 2,30
5) Расходы на воду 1,25
6) Расходы на расходные материалы 4,56
Итого себестоимость (1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7) 184,17

Рассмотрим пример анализа себестоимости услуг, оказываемых предприятием по элементам затрат, в таблице 2.

Таблица 2. Анализ себестоимости услуг по элементам затрат ООО «Автосервис» за 2014 – 2016 гг.

Наименование элементов затрат 2014 г. 2015 г. 2016 г. Изменения,
уд. вес, %
Изменения,
тыс. р.
тыс. р. % тыс. р. % тыс. р. %

2015 г.
к 2014 г.

2016 г.
к 2015 г.

2015 г.
к 2014 г.

2016 г.
к 2015 г.

Материальные затраты

29,58

28,68

27,83

-0,90

-0,85

+229

+429

Затраты на оплату труда

5,73

6,73

6,84

+1,00

+0,11

+151

+134

Отчисления на социальные нужды

1,29

1,38

1,26

+0,09

-0,12

+22

+11

Амортизация

6,55

7,38

6,24

+0,83

-1,14

+144

+10

Прочие

56,85

55,81

57,82

-1,04

+2,01

+51

+11

Всего затрат

100,00

100,00

100,00

+1048

+1818

Из таблицы 2 можно сделать вывод, что материальные затраты занимают в 2014 г. — 29,58% (2375 тыс. р.), в 2015 г. — 28,68% (2604 тыс. р.), в 2016 г. — 27,83% (3033 тыс. р.). Удельный вес материальных затрат в общей сумме затрат в 2015 году по сравнению с 2014 годом снизился на 0,9%, а в 2016 году по сравнению с 2015 годом удельный вес данных затрат снизился на 0,85%.

Удельный вес затрат на оплату труда в общей сумме затрат в 2015 году увеличился по сравнению с 2014 годом на 1%, а в 2016 году по сравнению с 2015 годом — на 0,11%. Удельный вес затрат на отчисления на социальные нужды в 2014 году составлял 1,29%, в 2015 году — 1,38%, в 2016 году — 1,26%. Удельный вес отчислений на социальные нужды в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличился на 0,09%, в 2016 году по сравнению с 2015 годом уменьшился на 0,12%.

Амортизация в общей сумме затрат предприятия составляет в 2014 году 6,55%, в 2015 году — 7,38%, в 2016 году — 6,24%.

Прочие затраты в общей сумме затрат составляют в 2014 году 56,85%, в 2015 году — 55,81%, в 2016 году — 57,82%. Удельный вес прочих затрат в общей сумме затрат в 2015 году по сравнению с 2014 годом уменьшился на 1,04%, а в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличился на 2,01%.

Автоматизированный учет расчетов по платным услугам

Шаг 1. Рассчитайте постоянные и прямые издержки, связанные с процессом оказания услуги. Это затраты, которые вы несете регулярно и независимо от объема оказанных услуг за этот промежуток времени. Чтобы посчитать издержки, необходимо составить максимально полный список того, на что вы тратите ресурсы в течение месяца:

  • зарплата штату сотрудников;
  • аренда помещения;
  • расходы на доступ в интернет;
  • амортизация оборудования (профессиональной и оргтехники);
  • программное обеспечение и т.д.

Как рассчитать стоимость амортизации оборудования, например, компьютера? Очень просто.

  1. Определите средний срок службы компьютера (например, 3 года).
  2. Разделите стоимость компьютера, например, $1000, на количество месяцев использования, в нашем случае — 36. Полученная цифра — стоимость амортизации оборудования: ~$28 в месяц.
  3. Теперь поделите сумму за месяц на количество рабочих часов (именно рабочих — время, затраченное непосредственно на выполнение услуги без учета переговоров, обработки заявки и т.д.). Например, 120 часов. Из этого следует, что амортизация компьютера стоит ~$0,23 в час.

Точно по такой же схеме можно рассчитать все издержки.

Шаг 2. Определите косвенные и переменные расходы. Размер этих затрат обычно меняется в зависимости от спроса на услугу и объема продаж:

  • расходы на рекламу;
  • налоги и отчисления в пенсионный фонд;
  • оплата труда подрядчиков, бухгалтеров, юристов;
  • расходы на сырье, дополнительные материалы, энергию и топливо.

Рассчитать сумму переменных издержек можно тем же путем, что и в первом пункте.

Шаг 3. Основываясь на реальном спросе и собственных возможностях, определите оптимальный объем услуг (в часах), который вы можете предоставлять клиентам. Затем разделите сумму затрат (шаг 1 + шаг 2) на количество часов.

Это и будет та минимальная цена услуги, которая покроет все расходы и позволит вам работать не в убыток.

Шаг 4. Изучите спрос и предложение рынка. Проанализируйте своих прямых конкурентов. Какую цену декларируют они?

Стоимость ваших услуг может быть в рамках коридора цен, заданного конкурентами. Однако, в зависимости от себестоимости и других факторов, можно как снижать, так и повышать ценник. Во втором случае важно сделать правильное обоснование цены, показать потребителям, что ваша услуга более качественная, чем у конкурентов, эксклюзивная или уникальная.

Далее рассмотрим образец расчета стоимости услуги.

Разберем, как рассчитывается цена услуги на примере ниши онлайн-консультации психолога.

1. Определяем минимальную стоимость услуг, исходя из себестоимости. Какие постоянные и переменные расходы несет исполнитель?

Берем за основу 120 рабочих часов в месяц. Статья расходов может быть как в разы больше, так и меньше, все зависит от масштабов бизнеса.

Себестоимость + норма прибыли

К себестоимости относятся все затраты, которые вы понесете в процессе оказания услуги. Основные расходы: «зарплата» (она может достигать 60-70% от всех издержек), налоги, расходы на аренду офиса или места в коворкинг-центре, расходы на рекламу (об этом часто забывают), расходы на программное обеспечение (как правило, разовые, но очень большие), технику, повышение своей квалификации и другие расходы.

Преимущества данного способа определения цен на услуги – простота. Себестоимость складывается из постоянных и переменных издержек, норма прибыли – исходя из желаемого дохода.

Минусы подхода – стоимость услуг не отражает реальную ценность услуги для клиента и может быть как выше, так и значительно ниже «разумной» цены, определенной исходя из ценности, получаемой клиентом.

Пример расчета цен на услуги по методу «себестоимость + норма прибыли»:

Вы оказываете услуги по написанию текстов и в среднем пишете 100 тыс. знаков в месяц. При этом ваши расходы на налоги, рекламу, аренду рабочего места и другие расходы за месяц составляют 10000 руб. Вам хочется зарабатывать 30000 руб. Значит, выполняя заказы в объеме 200 тыс. знаков вам нужно установить цену на услуги:

(10000 руб. + 30000 руб.) / 100 = 400 руб. за 1000 знаков

Стоимость услуг определяется экономическим эффектом, который может принести ваша услуга. Например, вы занимаетесь юзабилити-аудитом сайтов и просите 30% от дополнительного оборота, полученного клиентом от реализации ваших рекомендаций в первый месяц.

Пример формирования цен на услуги, исходя из экономического эффекта:

До проведения юзабилити-аудита в интернет-магазине покупали товаров на 1000 тыс. рублей в месяц. После внедрения рекомендаций по улучшению сайта оборот вырос до 1200 тыс. руб. в месяц. Консультант, проводивший аудит, получает 30% от дополнительного оборота в 200 тыс. рублей – итого его доход составит 200 * 30% = 60 тыс. рублей.

Преимущества установки цен на услуги, исходя из их экономического эффекта – большие заработки в сравнении с первым вариантом.

Минусы данного подхода – сложности расчета экономического эффекта (клиент может не дать информацию о полученной прибыли, сложно рассчитать «вклад» вашей услуги в размер прибыли). Поэтому исполнители, работающие по модели «продажа услуг, исходя из их ценности», просто устанавливают высокие цены на услуги, оправдывая их какими-либо «средними» экономическими эффектами (пример: внедрение рекомендаций юзабилити-аудита позволяют повысить продажи в среднем на 20%).

Себестоимость представляет собой текущие расходы организации, произведенные в процессе производства и реализации продукции и выраженные в денежном эквиваленте. Является существенной и емкой категорией в экономике страны и каждого отдельного предприятия.

Себестоимость способна выразить качественную оценку того, во сколько обходится предприятию выпуск и сбыт продукции. Именно этот экономический показатель оказывает пропорциональное влияние на финансовые результаты, так, чем ниже себестоимость на предприятии, тем выше его прибыль и рентабельность.

1.3. Расчет числа посещений организаций культуры

В расчет платных услуг в ДОУ включаются: расходы, связанные с приобретением оборудования, в том числе компьютерного, общественно значимых и оздоровительных мероприятий, приобретение продуктов питания, обслуживание и эксплуатациея информационных систем и ресурсов. Родительская плата не взимается (ст.65 п.3 ФЗ от 29.12.2012 № 273ФЗ):

  • за присмотр и уход за детьми-инвалидами,
  • детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей,
  • за детьми с туберкулезной интоксикацией.

Платные образовательные услуги, носят не принудительный, а добровольный характер.

ВАЖНО: платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг, в котором прописана рассчитанная стоимость услуг, способ оплаты, сроки оказания услуги.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения

  • о видах образования,
  • об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации),
  • о подвидах дополнительного образования,
  • адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения.

Устав (ст.25 Закона «Об образовании») утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Ежемесячно, на основании табеля учета посещаемости детей, главный бухгалтер (или уполномоченное им лицо) делает начисление, как правило, в первый рабочий день месяца, следующего за отчетным.

Хочу отметить, что при отсутствии в штате учреждения ставки главного бухгалтера (бухгалтера), данные функции, а именно ведение бухгалтерского и налогового учета, на договорной основе можно передать в централизованную бухгалтерию или в коммерческую организацию, которая имеет соответствующую лицензию (аутсорсинг). Причины, по которым родительская плата может быть уменьшена:

  • отсутствие по причине болезни ребенка (основание-справка из медицинского учреждения),
  • отсутствие по причине карантина,
  • отсутствие ребенка в учреждении в течение летних месяцев (основание-заявление родителя (законного представителя)),
  • отсутствие ребенка в учреждении в период отпуска родителей,
  • закрытие дошкольного образовательного учреждения на ремонтные или аварийные работы (основание- приказ Учредителя и внутренний приказ учреждения).

Формула начисления родительской платы: Рр=(Руп/Дк)*Дф

Рр — размер родительской платы, за фактические дни посещения, Руп — размер родительской платы, утвержденный, Дк — календарные дни посещения (в месяц),

Дф — фактические дни посещения ребенком образовательного учреждения (в месяц).

Сам документ обычно составляют в виде таблицы, в которой отражены прямые расходы (зарплата, налоги, социальные взносы) и косвенные (все остальные).

Статьи калькуляции можно указывать в любой формулировке – вот пример расчетов себестоимости выполнения работ по созданию обычного маникюра.

Также расчеты можно составлять в динамике, анализируя одинаковые показатели по разным периодам.

ПРИМЕР РАСЧЕТА ВОЗМОЖНОЙ СТОИМОСТИ ПЛАТНОЙ УСЛУГИ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

Одним из основных требований к организации работы данных учреждений является определение эффективности их деятельности.

Контролирующими органами эффективность «измеряется» с помощью установления размера дохода учреждения, который оно получает в результате осуществления платной деятельности, а также другой деятельности, приносящей доход.

Пример положения об оказании платных услуг
посмотреть/скачать>>

Какую прибыль заложить в цену на платные услуги
посмотреть/скачать>>

Кроме этого, для измерения эффективности используется и динамика дохода.

Одним из основных условий осуществления платных услуг является их востребованность населением. Руководитель организации, координирующий работу всех отделов, занимающихся оказаниям таких услуг, должен издать локальный акт, который станет основанием для оказания услуг потребителям за определенную оплату.

Помимо этого, в обязанности руководителя входит утверждение перечня данных услуг и согласование его с высшими инстанциями.

Также он выполняет и другие функции, касающиеся решения вопроса обслуживания пользователей на платной основе, например:

  • занимается подбором кадрового состава, который будет предоставлять платные услуги;
  • составляет график предоставления таких услуг;
  • контролирует контроль качества оказываемых услуг и так далее.

Оказание платных услуг учреждениями культуры, вызванных потребностями населения, требует выполнения целого ряда процедур. В первую очередь руководитель организации создает приказ, которым назначает ответственного за организацию платных услуг и определяет его обязанности, которые фиксируются в должностной инструкции.

Также необходимо позаботиться о том, чтобы услуги, предоставляемые населению, имели надлежащее качество. И кроме всего прочего, нужно обеспечить наличие целого перечня необходимых документов.

Это могут быть локальные акты, касающиеся организации услуг, назначения ответственного лица за их организацию и конкретизации его обязанностей, утверждения прейскуранта цен на услуги.

Кроме того, нужно подготовить документы, подтверждающие оплату услуги, а также те, которые касаются заработной платы сотрудников, осуществляющих эти услуги.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

В расчет платных услуг в ДОУ включаются: расходы, связанные с приобретением оборудования, в том числе компьютерного, общественно значимых и оздоровительных мероприятий, приобретение продуктов питания, обслуживание и эксплуатациея информационных систем и ресурсов. Родительская плата не взимается (ст.65 п.3 ФЗ от 29.12.2012 № 273ФЗ):

  • за присмотр и уход за детьми-инвалидами,
  • детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей,
  • за детьми с туберкулезной интоксикацией.

Платные образовательные услуги, носят не принудительный, а добровольный характер.

ВАЖНО: платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг, в котором прописана рассчитанная стоимость услуг, способ оплаты, сроки оказания услуги.

Калькуляция на услугу в культуре

Сначала отметим, что образовательная организация вправе осуществлять только те действия, которые предусмотрены уставом, лицензией или иным учредительным документом.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения

  • о видах образования,
  • об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации),
  • о подвидах дополнительного образования,
  • адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения.

Устав (ст.25 Закона «Об образовании») утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:

  • тип образовательной организации;
  • учредитель или учредители образовательной организации;
  • виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
  • структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

В образовательной организации должны быть созданы условия для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с ее уставом.

Ежемесячно, на основании табеля учета посещаемости детей, главный бухгалтер (или уполномоченное им лицо) делает начисление, как правило, в первый рабочий день месяца, следующего за отчетным.

Хочу отметить, что при отсутствии в штате учреждения ставки главного бухгалтера (бухгалтера), данные функции, а именно ведение бухгалтерского и налогового учета, на договорной основе можно передать в централизованную бухгалтерию или в коммерческую организацию, которая имеет соответствующую лицензию (аутсорсинг). Причины, по которым родительская плата может быть уменьшена:

  • отсутствие по причине болезни ребенка (основание-справка из медицинского учреждения),
  • отсутствие по причине карантина,
  • отсутствие ребенка в учреждении в течение летних месяцев (основание-заявление родителя (законного представителя)),
  • отсутствие ребенка в учреждении в период отпуска родителей,
  • закрытие дошкольного образовательного учреждения на ремонтные или аварийные работы (основание- приказ Учредителя и внутренний приказ учреждения).

Формула начисления родительской платы: Рр=(Руп/Дк)*Дф

Рр — размер родительской платы, за фактические дни посещения, Руп — размер родительской платы, утвержденный, Дк — календарные дни посещения (в месяц),

Дф — фактические дни посещения ребенком образовательного учреждения (в месяц).

С 1 июля 2014 г услуги по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, не облагаются НДС (Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 153-ФЗ «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»).

В целях материального содействия воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее 50% размера такой платы на второго ребенка, не менее 70% размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей.

Компенсация начисляется и выплачивается, от суммы фактически оплаченной. Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Для назначения компенсации части родительской платы, родитель (законный представитель) предоставляет необходимые документы в дошкольное учреждение, копии которых уполномоченный сотрудник заверяет оттиском печати и подписью и формирует выплатное дело. Статья актуальна на апрель 2015 года.

В силу п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ[1] бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что его деятельность соответствует таким целям и сведения о ней указаны в его учредительных документах (уставе). В статье рассмотрим порядок оказания данных услуг на платной основе, а также порядок отражения этих операций в учете.

Платные услуги в сфере культуры

Исходя из Закона № 7-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют деятельность в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Поэтому предоставление услуг на платной основе в основном соответствует деятельности, которой занимается данное учреждение. К таковым относятся:

  • образовательные и медицинские услуги;
  • социальные услуги;
  • гостиничные услуги;
  • консультационные услуги;
  • издательская деятельность;
  • деятельность, связанная с торговлей;
  • предоставлением услуг общественного питания.

Согласно ст. 39.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» правила оказания отдельных видов услуг устанавливаются Правительством РФ. В частности, соответствующие документы разработаны в отношении:

  • платных образовательных услуг (Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (утвержденные правила далее – Правила № 706));
  • услуг общественного питания (Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»);
  • платных ветеринарных услуг (Постановление Правительства РФ от 06.08.1998 № 898 «Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг»);
  • гостиничных услуг (Постановление Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»);
  • платных медицинских услуг (Постановлением от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (утвержденные правила далее – Правила № 1006)).

Доходы, полученные от платной деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество (за исключением недвижимости) поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Платные услуги учреждениями культуры оказываются в соответствии с потребностями населения на основании приказа руководителя учреждения.

Он координирует деятельность всех служб, которые обеспечивают и производят платные услуги, а также решает вопросы, выходящие за рамки компетенции отдельно взятого подразделения.

Утверждение перечня платных услуг, как правило, также производится руководителем и согласуется с органами местных властей.

Особенности расчетов нормативов затрат на оказание государ­ственных (муниципальных) услуг в учреждениях культуры связаны с необходимостью использования положений ряда отраслевых актов.
При предоставлении платных услуг сохраняется установленный режим работы учреждения, не должны сокращаться услуги, предоставляемые на бесплатной основе, и ухудшаться их качество.

Себестоимость услуг представляет собой стоимостную оценку затрат (сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат) на их оказание и реализацию.

Организации, занимающиеся наряду с культурной деятельностью сопутствующими услугами, а также осуществляющие торговую или иную деятельность, должны обеспечить раздельный учет затрат с целью обеспечения точного исчисления себестоимости услуг и результатов по каждому виду деятельности.

Учреждение самостоятельно определяет в учетной политике перечень прямых и накладных расходов, связанных с оказанием платных услуг, а также порядок распределения накладных расходов.

В алгоритме расчета рыночной цены платной услуги, независимо от выбранного учреждением культуры метода ценообразования, главным этапом является оценка затрат (издержек производства).

Большинство услуг в сфере культуры оказывается за плату через входные билеты (музеи, театры, выставочные центры, зоопарки, цир­ки и т. д.). Общая методология расчета затрат на оказание таких услуг предложена в приказе Минфина России от 30.08.

2010 № 423 «Об утверждении Порядка определения платы за оказание услуг (вы­полнение работ), относящихся к основным видам деятельности госу­дарственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Мини­стерства финансов Российской Федерации, для граждан и юридиче­ских лиц».

Признать утратившим силу распоряжение от 17.08.2007 N 447-р «Об утверждении методических рекомендаций по формированию цен на платные услуги, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями культуры Московской области».

В представленной статье будет освещен порядок составления калькуляции платных услуг, оказываемых учреждениями культуры, и приведен пример распределения косвенных затрат между разными видами таких услуг.

В производстве платных продуктов и услуг учреждения культуры использует разнородные ресурсы и различные технологии потребления, то есть несет определенные издержки. Все они приводятся к единому денежному измерителю, с которым и производятся необходимые экономические операции.

В конкретной экономической практике такое приведение осуществляется через специальную экономическую категорию — производственные затраты.

Производственные затраты связывают процесс творчества (производства) с процессом, который может быть условно назван «обращением материальных ресурсов и культурной продукции», включая их в систему финансовых взаимоотношений.

Управленческая отчетность: Способ расчета зависит от того, какие затраты учитывать. Смотрите примеры расчета методами поглощенных и прямых затрат. Скачайте методику учета затрат и калькуляции.

Скачайте и возьмите в работу: Методика учета затрат и калькулирования себестоимости продукции Калькулирование себестоимости: Ее можно рассчитать в целом по компании, производственному подразделению или цеху, по отдельному продукту.

Для некоторых компаний актуальны расчеты себестоимости заказа, технологического передела, узла. На рисунке представлены основные статьи бухгалтерского учета для расчета себестоимости.

В бухгалтерском учете расчет себестоимости продукции для производственных компаний включает статьи, представленные на рисунке. Виды себестоимости для калькуляции При оценке фактической себестоимости производства или оказанных услуг за отчетный период учитываются реально понесенные расходы на нужды основной деятельности.

Нетрудно предположить, что в расчет могут попасть как производительные обоснованные траты ресурсов, так и непроизводительные. Оценить эффективность понесенных расходов можно только сравнивая полученные результаты с нормативными или плановыми. Нормативная калькуляция себестоимости продукции представляет собой денежное выражение исторически сложившейся технологии производства.

В целях практического управленческого учета следует использовать текущую достижимую нормативную себестоимость, то есть нормативы по которой соответствуют эффективному функционированию имеющегося оборудования. Она учитывает реальный уровень выхода оборудования из строя, обычный уровень простоя и брака.

Если оборудование новое и статистика его функционирования еще не наработана, используйте нормативы компании-поставщика или запросите у обслуживающей вас инжиниринговой компании. Чтобы оценить эффективность, надо рассчитать по нормативам себестоимость фактически произведенной продукции или услуг.

В данном случае мы четко увидим отклонения в производстве от технологии. Плановая строится на плановых значениях выпуска. При расчете плановой себестоимости могут использоваться как нормативы, так и данные прошлого периода. В практике часто рассчитывают именно эту величину, чтобы по итогам периода делать план-факт анализ.

На основании установленных цен разрабатывают прейскурант на платные услуги, который утверждает руководитель учреждения культуры. Такой прейскурант в обязательном порядке согласуется с учредителем учреждения. Следует отметить, что прейскурант может периодически пересматриваться с учетом текущей ситуации.

Порядок его пересмотра определяется в положении о платных услугах. При организации платных мероприятий организации культуры могут устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, обучающихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Порядок установления льгот для организаций культуры, находящихся в федеральном ведении, устанавливает уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти для организаций культуры, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, — органами государственной власти субъектов Российской Федерации, для организаций культуры, находящихся в ведении органы местного самоуправления, — органы местного самоуправления.

Скачать образец калькуляции затрат на услуги. что калькуляция готовой продукции отличается от расчета стоимости оказанной услуги, в частности.

Накладные затраты, оплата маркетинговых услуг и прочее На каждом конкретном производстве всякий блок затрат признается значимым в общей структуре себестоимости. Определив себестоимость применительно к каждому элементу затрат, можно проанализировать производственный процесс и найти путь для снижения расходов.

Нормативная база В разных сферах деятельности понятие себестоимости трактуется с учетом специфических особенностей. С точки зрения экономики этот качественный показатель подразумевает денежное выражение всех затрат на производство и реализацию продукции. До года определение себестоимости формулировалось на законодательном уровне в п.

В году отсутствует регламентированное определение показателя, равно как не существует каких-то нормативных актов или Методических указаний по его определению. В бухучете применяется традиционно сложившаяся практика по учету затрат и формированию себестоимости.

Образец искового заявления о взыскании долга по расписке в году смотрите в статье: Про реестр арбитражных управляющих в Росреестре, читайте здесь.

Под коммерческой работой подразумевается предоставление услуг за деньги. Пояснение дано в письме Минфина от 22 октября 2013 года. Это может быть:

  • покупка и продажа акций;
  • реализация прав собственности;
  • вклады в товарищество.

Субъект не может заниматься оказанием любых коммерческих услуг. Они должны соответствовать целям формирования субъекта. К примеру, образовательные субъекты не могут заниматься оказанием медицинских услуг. Законной коммерческая работа будет в том случае, если она отвечает этим требованиям:

  • Соответствие целям, ради которых создавался субъект.
  • Работа прописана в учредительной документации.

Цели образования субъекта прописаны в уставе. Это основная бумага, на основании которой создается перечень оказываемых платных услуг.

1.2 Виды услуг в сфере культуры

Введение платных услуг должно быть обосновано. Обосновать подобное решение можно соответствующими целями деятельностями, прописанными в уставе, утвержденном учредителем. Платные услуги могут быть следующими:

  • Услуга, которая относится к основному направлению деятельности.
  • Неосновная услуга.

Услуги по основному направлению можно оказывать сверх перечня, оговоренного госзаданием. Иногда услуги могут входить в госзадание, однако возможно это только в ситуациях, оговоренных в законе.

В пункте 4 статьи 9.2 ФЗ №7 («О некоммерческих структурах») указано, что порядок расчета основной стоимости определяется учредителем. Стоимость услуг утверждается нормативным актом. Обратная ситуация возможна только в том случае, если это оговорено ФЗ. Учреждение также может оказывать услуги, которые не относятся к перечню основных. Стоимость их определяется бюджетным учреждением.

В письме Минфина от 12 августа 2006 года перечислены ФЗ, в которых указаны конкретные лица, ответственные за установление стоимости услуг:

  • Ст. 52 Закона о культуре, утвержденного ВС РФ 09.10.1992 г. №3612-1. Культурные субъекты могут самостоятельно назначать цены на услуги и продукцию (к примеру, билеты).
  • Ст. 9 Закона о госуслугах от 27.07.2010 г. №210. Стоимость необходимых услуг определяется на основании нормативного акта, принятого исполнительными структурами.
  • Ст. 84 ФЗ от 21.11.2011 г. №323. Стоимость медицинских услуг утверждается Правительством страны.

Обычно тарифы на услуги устанавливаются не самим бюджетным субъектом. Если же учреждение само определяет тарифы, при расчетах нужно учитывать себестоимость оказания услуги. В нее могут входить следующие направления:

  • Зарплата сотрудникам.
  • Различные начисления работникам.
  • Материальные траты.
  • Затраты на ЖКХ.
  • Транспортировочные расходы.

Во внимание принимаются нюансы предоставления услуги, а также ее себестоимость. Учитываются накладные траты, рентабельность. Стоимость услуги не может быть меньше нормативных затрат. При данной ситуации контролирующие органы могут сделать следующие выводы:

  • Неправильное планирование.
  • Вложение в оказание услуг средств из субсидий, что является незаконным.

К СВЕДЕНИЮ! Платные услуги субъект должен оказывать на тех же условиях, что и бесплатные. Нельзя устанавливать разную стоимость на одну и ту же услугу, если это решение ничем не обосновано. Если субъект не имеет ресурсов для оказания платной услуги, к работе может быть привлечена сторонняя компания. В этом случае заключается договор. Он не должен противоречить Закону о конкуренции.

Доход, образованный вследствие оказания услуг, поступает в пользование самого субъекта на основании пункта 3 статьи 298 ГК РФ. Полученный доход направляется на исполнение плана хозяйственной работы. Однако это только рекомендация. Порядок расходования определяется субъектом самостоятельно, так как направления трат не оговорены в законе. Направить средства на совершение крупной сделки можно только с согласия учредителя. Крупной признается сделка, стоимость которой больше 10% балансовой стоимости активов. Стоимость активов определяется на основании бухгалтерской отчетности.

Если платные услуги входят в госзадание, объем финансирования учреждения уменьшается на планируемую сумму поступлений. То есть даже при занятии платной деятельностью некоторые коммерческие структуры существуют на один и тот же объем финансирования.

Каждая хозяйственная операция должна подтверждаться проводкой. К учету доходов и трат, касающихся услуг за деньги, применяются стандартные правила.

Поступления фиксируются на счете 130. Учет проводится на счете 2 205 31 000. Рассмотрим используемые бухгалтерские проводки:

  • ДТ2 205 31 560 с корреспонденцией КТ2 401 10 130. Фиксирование поступлений от предоставления услуги.
  • ДТ2 201 11 510 с корреспонденцией КТ2 205 31 660. Услуги оплачены, средства направлены на счет.
  • ДТ2 201 34 510 КТ2 205 31 660. Зачисление в кассу бюджетной структуры.
  • ДТ2 201 23 510 КТ2 205 31 660. Поступление через терминал банка.

То есть корреспонденция определяется способом перечисления оплаты за услуги.

2. Платные услуги в сфере культуры

Если учреждение оказывает коммерческие образовательные услуги, они не будут облагаться НДС на основании пункта 2 статьи 149 НК РФ. Однако доход будет облагаться налогом на прибыль за некоторыми исключениями (касаются они образовательных субъектов):

  • Образовательная услуга входит в Перечень форм образовательной деятельности.
  • Наличие лицензии на соответствующую деятельность.
  • В учреждении работает не меньше 15 сотрудников.

Если платные услуги оказываются казенными структурами, доход не будет учтен при определении налоговой базы.

В муниципальное задание могут быть включены только те услуги, которые предусматриваются нормативно-правовыми документами и имеют под собой расходное обязательство.

В этом году перечень и наименования услуг и работ, включенных в отраслевой реестр Культуры, а также их платность или бесплатность, унифицированы отраслевыми реестрами.

Однако, несмотря на это, в некоторых случаях их правовое обоснование не соответствует требованиям нормативно-правовых документов.

Случается, что в учреждениях культуры без каких-либо для этого оснований установлена бесплатность оказаниями услуг потребителям. Вследствие чего, выполняя муниципальное задание, платные услуги учреждениям культуры предоставлять запрещается.

Существуют различные факторы, в силу которых у бюджетных учреждений культуры возникает необходимость оказания услуг на платной основе. Таким фактором может служить выдвижение в качестве основного требования к организации работы учреждения определение эффективности его деятельности.

В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» муниципальное бюджетное учреждение вправе оказывать платные услуги в таких случаях:

  • если услуги физическим и юридическим лицам предоставляются сверх пределов муниципального задания;
  • если услуги оказываются в соответствии с муниципальным заданием, а возможность их предоставления на платной основе предусматривается действующим законодательством;
  • если услуги предоставляются в рамках иных видов деятельности, которые означены в учредительных документах.

Для определения эффективности работы муниципального учреждения культуры контролирующие органы берут за основу размер его дохода, который обеспечивается за счет предоставления платных услуг или выполнения другой, приносящей доход деятельности. Также способом «измерения» эффективности является динамика учреждения.

В случае отсутствия дохода муниципальное учреждение переходит в статус казенного, чьи доходы даже в случае извлечения, зачисляются в бюджет соответствующего уровня. Оставаясь в статусе бюджетного, данное учреждение, с экономической точки зрения, будет считаться неэффективным.

В соответствии со статьей 46 Основ законодательства Российской Федерации о культуре некоторые муниципальные услуги должны предоставляться бюджетными учреждениями культуры на платной основе.

Расчет по платным услугам муниципального бюджетного учреждения производится исходя из нескольких факторов:

  • экономически обоснованной себестоимости;
  • спроса;
  • потребностей и возможностей потребителей;
  • уникальности предложенных услуг или работ.

Расчетом стоимости платных услуг занимаются бухгалтерские и экономические службы учреждения культуры. Методика расчета цен платных услуг, оказываемых населению, обеспечивает осуществление расчета тарифа каждой услуги в индивидуальном порядке. Для расчета себестоимости производится анализ следующих показателей:

  • финансовых затрат на выплату заработной платы работников учреждения, которые принимают непосредственное участие в оказании услуги в соответствии со штатным расписанием;
  • начислений на заработную плату;
  • различных материальных затрат, необходимых при оказании той или иной услуги;
  • амортизации объекта;
  • накладных расходов.

В некоторых случаях при расчете стоимости услуги используется система повышающих коэффициентов. Это чаще всего зависит от уникальности самой услуги, ценности используемых объектов и так далее. Примером может послужить расчет платы за предоставление услуги «театральные костюмы напрокат».

При расчете тарифа используется формула:

Т = Зп + Нч + МЗ + А + Нрасх,

где Т – тариф на услугу проката;

Зп – сумма заработной платы работников, которые участвуют в оказании услуги;

Нч – начисления на заработную плату;

МЗ – материальные затраты, связанные с оказанием услуги;

А – амортизация;

Нрасх – накладные расходы.

Все параметры не влияют на расчетные механизмы и предназначены только для корректного отображения заголовков таблиц и полей.

  • Название организации
  • Период
  • Валюта

Содержимое справочника Группы ресурсов также не оказывет никакого влияния на расчеты, и предназначен только для группировки таблицы Ресурсы и Калькуляции.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *