Расчетная квота для инвалидов на предприятии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчетная квота для инвалидов на предприятии». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  1. Нормативы трудоустройства инвалидов
  2. Преимущества трудоустройства инвалидов для работодателя
  3. Рабочее место инвалида
  4. Трудовые привелегии
  5. Прием на работу инвалида
  6. Нюансы увольнения инвалида
  7. Отчисления из зарплаты

Напомним, еще в начале 2006 года всех работодателей обязали трудоустраивать инвалидов самостоятельно (см. абз. 3 ст. 19 Закона № 875[1]). Причем, как того требует ч. 5 ст. 19 Закона № 875, трудоустроить инвалида нужно только по основному месту работы. Только в этом случае норматив считается выполненным. При этом совершенно не важно, трудоустроен инвалид на полную ставку или нет, главное, чтобы в отделе кадров вашего предприятия находилась его трудовая книжка.

Норматив трудоустройства инвалидов для всех работодателей – 4 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава на год, а если на предприятии работают от 8 до 25 лиц – для инвалида нужно предусмотреть одно рабочее место. Фактически предприятию, среднеучетная численность штата которого не превышает 37 человек, достаточно трудоустроить одного инвалида (37 х 4 % ≈ 1). Определяется среднеучетная численность штатных работников в соответствии с Инструкцией № 286[2]. Для этого вначале нужно определить среднеучетную численность за каждый месяц года (путем суммирования количества штатных работников учетного состава за каждый календарный день отчетного месяца, включая выходные, праздничные и нерабочие дни, и деления полученной суммы на число календарных дней отчетного месяца), а затем полученные результаты сложить и разделить на 12.

За невыполнение норматива трудоустройства инвалидов предприятию грозят административно-хозяйственные санкции, предусмотренные ч. 1 ст. 20 Закона № 875. В частности, если на предприятии работают от 8 до 15 лиц включительно, штраф составит половину средней годовой заработной платы; если от 16 лиц и более – штраф взимается в размере средней годовой зарплаты за каждое не занятое инвалидом рабочее место. Причем на данный вид штрафа не распространяются сроки давности (ст. 20 Закона № 875). То есть общий срок давности, установленный ст. 250 Хозяйственного кодекса Украины для административно-хозяйственных санкций – 6 месяцев со дня выявления нарушения, в данном случае неприменим.

Кроме того, за отказ в трудоустройстве инвалидов, а также непредставление отчета в Фонд социальной защиты инвалидов ст. 1881 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.1984 № 8073-X (далее – КоАП) предусмотрен еще и админштраф в размере 170–340 грн., налагаемый на виновных должностных лиц предприятия.

Справедливости ради отметим, что действующее законодательство все же поощряет работодателей, трудоустраивающих инвалидов, в виде дотаций и займов. Так, в соответствии с частью четвертой ст. 181 Закона № 875 государственная служба занятости за счет средств Фонда социальной защиты инвалидов и в порядке, установленном Кабмином, вправе предоставлять работодателям дотацию на создание специальных рабочих мест для инвалидов, зарегистрированных в государственной службе занятости. Процедура предоставления указанных дотаций подробно расписана в Порядке № 1836[3].

Под специальным рабочим местом понимается отдельное рабочее место или участок производственной площади, на котором необходимо осуществление дополнительных мероприятий по организации труда лица с учетом его индивидуальных функциональных возможностей, обусловленных инвалидностью, путем приспособления основного и дополнительного оборудования, технического оборудования и т.п.
Из п. 2 Порядка № 1836

Необходимость создания и требования к специальному рабочему месту (участку производственной площади) устанавливаются в индивидуальной программе реабилитации инвалида (см. письмо Фонда соцзащиты инвалидов от 08.05.2007 № 1/5-413).

Внимание!
Основным условием предоставления работодателю дотации является выполнение им норматива по созданию рабочих мест для инвалидов за предыдущий отчетный год

Кроме того, ст.20 Закона № 875 предусмотрено еще и предоставление работодателям целевых беспроцентных займов (на возвратной основе со сроком погашения до 3 лет) на создание рабочих мест для инвалидов. Вопросы предоставления таких займов, включая перечень документов, которые работодатель должен представить соответствующему отделению Фонда инвалидов для получения займа, освещены в Положении о порядке предоставления целевых займов на создание рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, утвержденном приказом Фонда социальной защиты инвалидов от 30.07.2003 № 101.

Необходимо иметь в виду, что в соответствии с требованиями КЗоТ[5] инвалиды имеют право на дополнительные льготы и привилегии по сравнению с остальными работниками. Факт их нарушения расценивается как нарушение законодательства о труде и может стать причиной привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Нарушение установленных сроков выплаты пенсий, стипендий, заработной платы, выплата ее не в полном объеме, а также другие нарушения требований законодательства о труде – влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и граждан – субъектов предпринимательской деятельности от пятнадцати до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Нарушение требований законодательных и других нормативных актов об охране труда –
влечет за собой наложение штрафа на работников от двух до пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и граждан – субъектов предпринимательской деятельности – от пяти до десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (Из ст. 41 КоАП).

В частности, инвалид имеет право на:

  • трудоустройство без испытательного срока (при направлении на работу МСЭК);
  • неполный рабочий день или рабочую неделю (устанавливается по желанию инвалида);
  • отказ работать в ночное время и сверхурочно;
  • предоставление ежегодного отпуска в удобное для него время;
  • основной отпуск минимальной продолжительностью 30 (для инвалидов I и II групп) и 26 календарных дней (для инвалидов III группы);
  • неоплачиваемый отпуск продолжительностью 60 (для инвалидов I и II групп) и 30 календарных дней (для инвалидов III группы);
  • расторжение срочного трудового договора (если состояние здоровья инвалида стало препятствовать выполнению трудовых обязанностей).

Трудоустройство инвалидов — нюансы, которые надо знать

В соответствии со ст.2 Закона № 875 инвалидом является лицо с устойчивым расстройством функций организма, обусловленным заболеванием, последствием травм или врожденными дефектами, что приводит к ограничению жизнедеятельности и к необходимости социальной помощи и защиты. Инвалидность определяется путем экспертного обследования в органах медико-социальной экспертизы Минздрава. Виды и объемы необходимой социальной защиты инвалида предоставляются в виде индивидуальной программы медицинской, социально-трудовой реабилитации и адаптации, которая является обязательной для выполнения государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. Иными словами, каждый инвалид должен иметь документы, подтверждающие его статус (выдаются МСЭК), а именно:

  • справку о присвоении группы инвалидности;
  • индивидуальную реабилитационную программу.

Эти документы инвалид должен представить работодателю при трудоустройстве, поскольку именно они являются основанием для предоставления соответствующих льгот вновь принятому сотруднику. При этом инвалид обязан периодически подтверждать присвоенную ему группу инвалидности. Причем данное требование не касается лиц, которым группа инвалидности присвоена без указания срока переосвидетельствования. В зависимости от степени расстройства функций организма подтверждение инвалидности происходит каждые 1–3 года путем прохождения соответствующих медицинских осмотров (результат подтверждается справкой МСЭК).

Согласно действующему законодательству расторгнуть трудовой договор с инвалидом можно на тех же основаниях, что и с обычным работником. Вместе с тем, следует иметь в виду следующее:

  • если работник является инвалидом войны, то в соответствии со ст.42 КЗоТ в случае сокращения численности или штата он имеет преимущественное право остаться на работе (при условии, что такой инвалид имеет такую же квалификацию, как и остальные работники);
  • в случае если состояние здоровья инвалида стало препятствовать выполнению его служебных обязанностей, он вправе расторгнуть срочный трудовой договор.

Обращаем ваше внимание также на то, что если уволенный по инициативе работодателя инвалид обратится в суд, то последний (при наличии малейших оснований), скорее всего, будет на стороне инвалида.
Информация об уволенном инвалиде должна быть отражена в соответствующей отчетности (ф. № 4-ПН (план) и 4-ПН (факт)), представляемой в центр занятости по месту взятия на учет. Напомним, что данные формы утверждены приказом Минтруда от 19.12.2005 № 420 «Об утверждении форм отчетности и инструкций по их заполнению».

В 2008 году в центры занятости обратились 256 190 людей с инвалидностью, из них получили работу 87 299 человек, или 34%. А через десять лет обратились 159 174 человека, а работу получили 90 936 человек, или 57%. Можно заметить, что с каждым годом в центры занятости обращается всё меньше людей. И хотя процент тех, кто находит работу, растет, в абсолютных числах ситуация почти не меняется.

Рассказывает Анастасия Филиппова, владелица сети ресторанов быстрого питания «Шаурмания»

Когда говорят о людях с инвалидностью, смотрят на этот вопрос очень однобоко: предприниматели плохие, надо брать их на работу, а они не берут.

Круг моего общения состоит из одних предпринимателей, и я не слышала ни об одном человеке с инвалидностью в штатах их компаний. И дело не в том, что никто не хочет их брать, а в том, что у нас нет культуры общения с такими людьми.

Например, мой ребенок смотрит французский мультфильм, в котором есть двое львят-близнецов, и один из них в инвалидной коляске. А у нас же тему инвалидности избегают, от людей с инвалидностью шарахаются в прямом смысле. Поэтому если в кругу близких появился такой человек, с этим смиряются, а добровольно вводить их в свою жизнь никто не хочет.

Когда я в 2016 году открыла массажный салон со слепыми мастерами, которые прошли обучение в профессиональных учебных заведениях страны, я чего только не наслушалась о сотрудниках и салоне. Бывало, что клиенты записывались на массаж, а когда узнавали, что мастера слепые, уходили посреди сеанса. Иногда пытались дать что-то вроде помощи или милостыни: «Вот, возьмите пятьсот рублей хотя бы». Но никому этого не нужно.

Работники-инвалиды: что должен знать работодатель

Работодателям, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, численность работников которых превышает 35 человек, Законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23.12.2004 № 89-оз «О гарантиях трудовой занятости инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» в соответствии со ст. 21 Закона № 181-ФЗ установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников.

Официальным документом, содержащим сведения о среднесписочной численности работников организации в проверяемом периоде (без внешних совместителей), в соответствии с законодательством Российской Федерации является форма федерального статистического наблюдения № П-4.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

В среднесписочную численность работников органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, организаций не включаются должности, замещение которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, муниципальными нормативными правовыми актами осуществляется путем избрания на должность, избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности, назначения на должность или утверждения в должности.

Расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты производится работодателем ежемесячно исходя из среднесписочной численности работников, осуществляющих деятельность на территории Югры, за предыдущий месяц.

С учетом положений ст. 22 Закона № 181-ФЗ постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21.09.2009 № 254-п утвержден Порядок установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, согласно которому количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов работодателем определяется самостоятельно в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов, исчисляется исходя из средней списочной численности:

  • от 101 до 500 человек — одно специальное рабочее место;
  • от 501 до 1000 человек — два специальных рабочих места;
  • от 1001 до 5000 человек — три специальных рабочих места;
  • более 5001 человека — четыре специальных рабочих места.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности.

Необходимость создания инвалиду специального рабочего места определяется его индивидуальной программой реабилитации.

1. Настоящие Правила квотирования рабочих мест для инвалидов (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 7) статьи 7 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О занятости населения» (далее — Закон «О занятости населения»)и устанавливают порядок установления квотирования рабочих мест для инвалидов.

2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах:

1) местный исполнительный орган (акимат) – коллегиальный исполнительный орган, возглавляемый акимом области, города республиканского значения и столицы, района (города областного значения), осуществляющий в пределах своей компетенции местное государственное управление и самоуправление на соответствующей территории;

2) работодатель – физическое или юридическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях;

3) квота рабочих мест (далее – квота) – минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов, не имеющих медицинских противопоказаний для трудовой деятельности, которых работодатель обязан трудоустроить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают инвалиды в процентном выражении от численности рабочих мест без учета рабочих мест на тяжелых работах, работах с вредными, опасными условиями труда;

4) квотирование рабочих мест – предоставление рабочих мест работодателями для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной местными исполнительными органами квотой;

5) инвалид – лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, увечьями (ранениями, травмами, контузиями), их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты;

6) местный орган по вопросам занятости населения – структурное подразделение местных исполнительных органов района, городов областного значения, области, городов республиканского значения, столицы, определяющее направления содействия занятости населения исходя из ситуации на региональном рынке труда;

7) центр занятости населения – юридическое лицо, создаваемое местным исполнительным органом района, городов областного и республиканского значения, столицы в целях реализации активных мер содействия занятости, организации социальной защиты от безработицы и иных мер содействия занятости.

3. Местный орган по вопросам занятости населения разрабатывает предложения по установлению квоты в организациях на основе:

1) анализа, прогнозирования текущего спроса и предложения на рабочую силу из числа инвалидов на рынке труда в соответствующей административно-территориальной единице;

2) количества действующих организаций в регионе;

3) списочной численности работников организаций, формируемой на основании представленных работодателями сведений о штатной численности работников и имеющихся вакантных рабочих мест;

4) анализа сведений о количестве действующих рабочих мест, предоставленных работодателем для трудоустройства инвалидов;

5) анализа сведений о количестве действующих трудовых договоров, заключенных между работодателями и инвалидами вне квоты;

6) количества безработных инвалидов, зарегистрированных центром занятости населения.

4. Местный орган по вопросам занятости населения на основании сведений о количестве рабочих мест для выполнения квоты трудоустройства инвалидов, наличии вакантных должностей и сведений о вакансиях, предоставляемых работодателем в центры занятости населения по форме, утверждаемой в соответствии с подпунктом 2) пункта 3 статьи 16 Закона Республики Казахстан от 19 марта 2010 года «О государственной статистике» (далее – Закон «О государственной статистике»), формирует базу данных инвалидов, нуждающихся в трудоустройстве, и вакансий для инвалидов в разрезе организаций в соответствии с подпунктом 2) статьи 10 Закона «О занятости населения».

Сноска. В пункт 4 внесены изменения на казахском языке, текст на русском языке не изменяется приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 14.02.2017 № 9 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

5. Квота ежегодно до 5 декабря текущего года устанавливается местными исполнительными органами района (города областного значения), городов республиканского значения, столицы в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 27 Закона «О занятости населения» для трудоустройства инвалидов в размере от двух до четырех процентов от численности рабочих мест на предстоящий год, без учета рабочих мест на тяжелых работах, работах с вредными, опасными условиями труда в порядке, определяемом уполномоченным органом по вопросам занятости населения.

Сноска. Пункт 5 – в редакции приказа Министра труда и социальной защиты населения РК от 19.03.2021 № 82 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

5-1. Квота устанавливается для организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и индивидуальных предпринимателей.

Сноска. Правила дополнены пунктом 5-1 в соответствии с приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 19.03.2021 № 82 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

6. Работодатели в соответствии с установленной квотой в течение шести месяцев со дня введения квоты предоставляют рабочие места для трудоустройства инвалидов.

7. В рамках квоты трудоустраиваются инвалиды, не имеющие в соответствии с медицинским заключением противопоказаний на выполнение трудовых (служебных) обязанностей в соответствии с подпунктом 1) пункта 4 статьи 17 Закона «О занятости населения».

8. Квота устанавливается местными исполнительными органами организациям со списочной численностью работников:

от пятидесяти до ста человек – в размере двух процентов списочной численности работников;

от ста одного до двухсот пятидесяти человек – в размере трех процентов списочной численности работников;

свыше двухсот пятидесяти одного человека – в размере четырех процентов списочной численности работников.

Сноска. В пункт 8 внесены изменения на казахском языке, текст на русском языке не изменяется приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 14.02.2017 № 9 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

9. Квота не устанавливается в случаях, когда Трудовым кодексом Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года, Законом Республики Казахстан «О государственной службе» от 23 ноября 2015 года определены особые условия поступления на службу, порядок назначения на должность.

19.03.2019

Часто задаваемые вопросы о трудоустройстве инвалидов на квотируемые рабочие места
1. В каком размере и кому устанавливается квота для приема на работу инвалидов?
Согласно статье 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Иркутской области от 29 мая 2009 года № 27-оз «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» квота для приема на работу инвалидов устанавливается для работодателей, осуществляющих деятельность на территории области и имеющих численность работников более 35 человек, в размере:
1) для некоммерческих организаций — 2 процента к среднесписочной численности работников;
2) для коммерческих организаций, физических лиц — 3 процента к среднесписочной численности работников.

2. Какие рабочие места относятся к созданным или выделенным для трудоустройства инвалидов?
Рабочее место считается созданным или выделенным для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов с момента определения его соответствующего статуса локальным нормативным актом работодателя.
При этом, не может быть отнесено к категории созданного или выделенного для трудоустройства инвалида в соответствии с установленной квотой рабочее место, замещаемое в настоящее время работником, не имеющим инвалидности.
К рабочим местам, созданным или выделенным для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов можно отнести только вакантные рабочие места, предназначенные для трудоустройства инвалидов, или рабочие места, замещенные в настоящее время инвалидами.

3. Что понимается под специальным рабочим местом для трудоустройства инвалида?
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов – это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

4. Какое минимальное количество специальных рабочих мест необходимо создать и (или) выделить работодателям, осуществляющим деятельность на территории Иркутской области?
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
В Иркутской области специальные рабочие места создаются работодателями в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов в соответствии с приказом министерства труда и занятости Иркутской области от 29 апреля 2013 года № 19-мпр «О минимальном количестве специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов на предприятиях, в учреждениях, организациях, у индивидуальных предпринимателей».
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается организациям, среднесписочная численность работников которых составляет:

  1. от 100 до 400 человек – два специальных рабочих места;
  2. от 401 до 600 человек – три специальных рабочих места;
  3. от 601 до 1000 человек – четыре специальных рабочих места;
  4. свыше 1001 человека — пять специальных рабочих мест.

Ямало-Ненецкого автономного округа

При приеме на работу такого сотрудника закон позволяет требовать от него только те документы, которые предусмотрены статьей 65 ТК РФ:

  • паспорт;
  • трудовую книжку;
  • СНИЛС.

Этот список работодатель вправе дополнить другими документами, обусловленными характером будущей работы, например, справкой об отсутствии судимости, которая необходима педагогам. Требовать же документы о состоянии здоровья не допускается, если работа не связана с вредными или опасными производственными факторами или если должность не поименована в приложении № 2 к приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н.

При наличии ограничений работник по собственной инициативе может предъявить работодателю документы, подтверждающие его статус инвалида, к ним относятся:

  • справка об инвалидности с указанием присвоенной группы. По действующему порядку 1 группа инвалидности присваивается на два года, 2 и 3 — на один год. Таким образом, справка имеет определенный срок действия: после его окончания работник предъявляет новый документ или теряет льготы и компенсации, обусловленные его статусом;
  • индивидуальная программа реабилитации (ИПР). В ней прописываются ограничения и требования к условиям труда для этого специалиста, разрешенные для него параметры работы и т.д.

Работодателю необходимо изучить ИПР соискателя и определиться, сможет ли он предоставить необходимые условия или нет.

На должность специалиста по кадрам устраивается гражданка Иванова А., у которой в справке об инвалидности написано, что нужна работа в помещении, где отсутствуют вредные производственные факторы, позволяющее отнести рабочее место к третьему классу опасности. Работа по этой должности не предполагает нахождение на улице, условия труда на рабочем месте оптимальные, что отражено в карте СОУТ, следовательно, Иванову А. мы принимаем на работу.

Если организация не имеет возможности организовать специальные рабочие места или не готова нести затраты по дооборудованию имеющихся, кандидату отказывают в трудоустройстве. К этому вопросу стоит подойти серьезно, особенно если соискатель пришел с направлением из службы занятости или обратился через аналогичный портал. Необходимо развернуто обосновать свою позицию и указать причину отказа. В противном случае работодателя обвинят в дискриминации людей с инвалидностью и привлекут к административной ответственности.

Многих заболевших или получивших увечья сотрудников интересует вопрос: при какой группе инвалидности сохраняется рабочее место, а при какой нет. Ответ дать не всегда просто. Для этого необходимо внимательно изучить ИПР работника и карту специальной оценки условий труда рабочего места, на котором предполагается труд инвалида. Когда работник признается полностью нетрудоспособным, вопросов обычно не возникает — его увольняют по пункту 5 статьи 83 ТК РФ. Но проблемы возникают с «вредниками», получившими инвалидность, особенно 3 группы. Зачастую они согласны продолжать работу даже себе во вред. В таком случае работодателю, чтобы разобраться, может ли инвалид работать во вредных условиях труда с его согласия, следует обратиться к санитарным правилам СП 2.2.9.2510-09. В соответствии с ними привлекать таких работников к «вредной» работе нельзя. Их необходимо перевести в оптимальные или допустимые условия труда, либо при отсутствии таковых вакансий или отказе работника уволить по основаниям пункта 8 статьи 77 ТК РФ.

В организации работает сварщик Семенов К., получивший инвалидность 3 группы. В карте СОУТ рабочего места сварщика определен класс 3.2 — вредные условия труда. В соответствии со статьей 209 ТК РФ и СП 2.2.9.2510-09 работодатель обязан создавать работникам-инвалидам допустимые условия труда. Таким образом, ответ на вопрос, может ли инвалид 3 группы работать во вредных условиях труда, звучит отрицательно — не может. Такого работника необходимо немедленно, с даты получения документов об инвалидности, отстранить от работы, а в дальнейшем перевести на безопасное место либо уволить. Аналогично придется поступить, если у организации нет возможности соблюсти требования ИПР работника.

Если же ИПР позволяет трудиться, условия труда не являются вредными, а работодатель готов дооборудовать рабочее место или предложить другое подходящее по здоровью, с работником заключается дополнительное соглашение, в котором фиксируются все новые условия.

Все условия прописываются в ИПР, и организация обязана выполнить эти требования. Важнейший вопрос, который необходимо решить при приеме на работу сотрудника с ограничениями по здоровью — разрешенный для него график работы. В ТК РФ оговорены ограничения по труду работающим инвалидам, которые зависят от имеющейся группы инвалидности:

  • для инвалидов I и II групп максимальная продолжительность рабочей недели составляет не более 35 часов — таким работникам устанавливается стандартный размер оклада для их должностной позиции, то есть такой же, как и здоровым работникам, которые трудятся 40 часов в неделю;

  • для инвалидов III группы стандартная рабочая неделя составляет обычные 40 часов, но если по состоянию здоровья ему устанавливается сокращенная рабочая неделя, например, 35 часов или меньше, то оплата его труда производится пропорционально объему отработанного им времени.

Эти общие ограничения применяются в случае, если сотрудник при трудоустройстве предъявил только справку, подтверждающую имеющуюся у него группу инвалидности. Если же он принес индивидуальную программу реабилитации, то приведенные ограничения подлежат корректировке в соответствии с ИПР конкретного работника. В ней четко указывается максимальное количество часов работы в неделю, допустимое для данного сотрудника.

Кроме сокращенного рабочего времени работодатель обязан предоставить работнику, имеющему ограничения по здоровью, другие компенсации, предусмотренные ТК РФ. Наиболее важные из них перечислены в таблице.

Льгота

Характер предоставляемой льготы

Удлиненная продолжительность оплачиваемого отпуска

Общая длительность ежегодного оплачиваемого отпуска должна составлять не менее 30 календарных дней. Ее увеличивают в соответствии с ИПР или по согласованию между работодателем и работником. Конкретная продолжительность отпуска прописывается в трудовом договоре

Предоставление неоплачиваемого отпуска по заявлению работника

По заявлению сотрудника работодатель обязан предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в течение рабочего года. Такой отпуск не подлежит переносу на следующий год, если он не использовался в текущем периоде

Ограничения на привлечение к сверхурочной работе

Сотрудника привлекают к сверхурочной работе только тогда, когда он изъявил письменное согласие на такую деятельность, и она не запрещена ему в соответствии с его ИПР

Особая продолжительность оплачиваемого периода временной нетрудоспособности

Продолжительность длительности одного больничного листа ограничивается 4 месяцами. Максимальная общая длительность пребывания на больничном в течение года составляет 5 месяцев. При заболевании туберкулезом эти ограничения не действуют, больничный оплачивается полностью до восстановления трудоспособности или пересмотра имеющейся группы инвалидности

В дополнение к перечисленным льготам работник с инвалидностью имеет право на получение налогового вычета в размере 500 рублей ежемесячно. Для некоторых категорий работников-инвалидов, например, так называемых чернобыльцев, эта сумма увеличивается до 3000 рублей в месяц.

В случае проверок действия инспектора по охране труда при наличии в штате учреждения среди работников инвалида с третьей группы инвалидности, не говоря уж о второй или первой, сводятся к проверке документов. Информацию о предоставляемых сотруднику льготах, продолжительности рабочей смены, продолжительности отпусков и прочее целесообразно отразить в трудовом договоре, чтобы избежать лишних вопросов. Если набор льгот меняется, например, в связи с пересмотром присвоенной группы инвалидности, то это необходимо указать в дополнительном соглашении.

Работает ли закон о квотах на рабочие места для инвалидов

Когда создаются выделенные рабочие места для инвалидов, спецоценка их проводится в соответствии с положениями федерального закона № 426-ФЗ. Особенно внимательно необходимо отнестись к оценке результатов этой процедуры. В частности, убедиться, что условия работы, в которых трудится такой специалист, соответствуют его индивидуальной программе реабилитации и требованиям Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09, которые определяют допустимые условия работы для данной группы сотрудников. Согласно разделу 4 этого нормативного документа запрещается привлечение работников к труду, если условия на их рабочих местах не укладываются в установленные гигиенические нормативы и оказывают выраженное негативное влияние на состояние их здоровья.

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Приказом комитета по труду и занятости населения Волгоградской области (далее- комитет) от 29.06.2017 № 291 утвержден перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, в который включены следующие нормативные правовые акты:

  1. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  2. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон № 1032-1)
  3. Закон Волгоградской области от 05.12.2005 № 1127- ОД «О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов»;
  4. приказ комитета от 15.09.2016 № 322 «Об утверждении Порядка установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты на территории Волгоградской области».

Кроме того, осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов урегулировано иными нормативно-правовыми актами:

  1. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  2. приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  3. приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.04.2013 № 181-н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов»;
  4. постановление Администрации Волгоградской области от 13.02.2012 № 88-п «Об утверждении Порядка организации и осуществления государственного надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на территории Волгоградской области»;
  1. постановление Администрации Волгоградской области от 24.11.2014 № 35-п «Об утверждении Положения о комитете по труду и занятости населения Волгоградской области»;
  2. приказ комитета по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области от 27.02.2012 № 42-д «Об утверждении формы предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о занятости»;
  3. приказ Министерства труда и социальной защиты Волгоградской области от 01.04.2014 № 525 «Об утверждении Административного регламента осуществления регионального государственного надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов».

Разъясняет заместитель прокурора города Еманжелинска Жебреева М.И.

В соответствии с требованиями ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

В соответствии со ст. 21 указанного закона организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Исходя из ст. 22 Федерального Закона №181 – ФЗ от 24.11.1995 г. специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Согласно положениям Закона Челябинской области №143-ЗО от 27.03.2003 г. «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в Челябинской области», организациям, расположенным на территории Челябинской области с численностью работников не менее 35 и не более 100 человек устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников. Если численность работников превышает 100 человек, квота для приема на работу инвалидов должна составлять 3%.

Установление квоты для приема инвалидов имеет целью обеспечение им дополнительных гарантий права на труд. Квота для приема на работу инвалидов представляет собой минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов в той или иной организации, включая рабочие места, на которых уже работали инвалиды. Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов.

Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

​​​​​​​

Инвалид устраивается на работу в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА), в которой содержатся рекомендации о характере и условиях труда.

Инвалидам предоставляются гарантии при трудоустройстве:

  • создаются необходимые условия труда в соответствии с ИПРА;
  • не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками;
  • для инвалидов I (II) группы устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени: не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда;
  • привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, что такие работы не запрещены им по состоянию здоровья;
  • предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.

В Санкт‑Петербурге для организаций с численностью работников более 100 человек устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2,5% к среднесписочной численности работников.

05.10.2016

Уважаемый работодатель!

Законом Республики Карелия от 02.07.2014 № 1807-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов» внесены изменения в указанный нормативный правовой акт.

В соответствии с действующей редакцией Закона Республики Карелия от 27.12.2004 № 841-ЗРК «О регулировании некоторых вопросов обеспечения занятости инвалидов в Республике Карелия»:

1) работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 3 процентов среднесписочной численности работников;

2) работодатели ежегодно до 1 ноября с учетом квоты, установленной частью первой настоящей статьи, рассчитывают на следующий календарный год количество рабочих мест, определяемое исходя из среднесписочной численности работников по состоянию на 1 октября текущего года. При расчете числа рабочих мест, необходимых для трудоустройства инвалидов в счет квоты, округление производится в сторону уменьшения до целого значения.
В соответствии с положениями ст.21 Федерального Закона от 24.11.1995 №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда»;

3) работодатели ежегодно до 1 декабря представляют в орган исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченный в сфере труда, информацию о среднесписочной численности работников организаций, количестве рабочих мест, рассчитанных с учетом квоты, и выполнении квоты.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 08.07.2016 N 254-П «Об утверждении Положения о Министерстве социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия» Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия (далее — Министерство) является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим государственную политику и управление в сфере труда, охраны труда, содействия занятости населения и трудовой миграции в рамках своих полномочий на территории Республики Карелия;

4) работодатели согласно установленным квотам выделяют рабочие места по профессиям, соответствующим возможностям трудоустройства инвалидов, или создают для них новые рабочие места (в том числе специальные).
В соответствии с п.3 ст.25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Обращаем Ваше внимание, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) установлена административная ответственность:

  • за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты (ст.5.42. КоАП РФ);
  • за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (ст.19.7.).

Надеемся на взаимовыгодное сотрудничество!

приказ от 06.04.2016 № 61-п отбор на субсидии.doc (97 Кб)

приложение 1 к 72-п.doc (44 Кб)

приложение 2 к 72-п.doc (40 Кб)

приложение 3 к 72-п.doc (45 Кб)

Законом №181-ФЗ от 24.11.1995 года регламентированы меры социальной защиты для лиц с ограниченными возможностями, одним из которых является обеспечение занятости инвалидов.

Согласно ст. 20 закона №181-ФЗ инвалидам предоставляются следующие трудовые права и гарантии:

  1. Резервирование рабочих мест для инвалидов в соответствие с профессиями, наиболее подходящими для выполнения лицами с ограниченными возможностями. Перечень профессий утвержден в приложении к Постановлению Минтруда №150 от 08.09.1993 года.
  2. Установление квоты по трудоустройству инвалидов. Работодатель обязан трудоустроить лиц с ограниченными возможностями в соответствие с установленной квотой.
  3. Обеспечение работодателями условий труда в соответствие с медицинскими показаниями инвалида, а также программой реабилитации.

Помимо трудовых гарантий, предоставляемых инвалидам работодателями, ст. 20 закона №181-ФЗ предусматривает создания для инвалидов условий для предпринимательской деятельности и обучения новым профессиям.

В соответствие со ст. 21 закона №181-ФЗ, работодатель обязан обеспечить трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в пределах установленной квоты.

Размер квоты определяется нормативными конкретного субъекта РФ, при этом не может превышать показатель, установленный федеральным законодательством.

Ниже в таблице – квота для приема на работу инвалидов, установленная ст. 21 закона №181-ФЗ:

Для кого устанавливается квота Квота для трудоустройства инвалидов
Организация/ИП с численностью сотрудников свыше 100 человек От 2% до 4% среднесписочной численности работников
Организация/ИП с численностью сотрудников от 35 до 100 человек включительно Не более 3% среднесписочной численности работников

Работодатели с численностью работников менее 35 человек от выполнения квоты по трудоустройству инвалидов освобождены. Также не обязаны выполнять квоту общественные организации инвалидов, а также созданными ними хозяйственные общества и товарищества. Данное условие предусмотрено разделом 3 ст. 21 закона №181-ФЗ.

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Суть квотирования заключается в том, что руководство компании выделяет установленное количество квот (рабочих мест) для определённой законом категории граждан. Квотирование – обязанность работодателя. В этих целях администрация должна создать специальное рабочее место и выделить его для трудоустройства направленных по квоте лиц.

Количество мест, которое должен работодатель создать и выделить по квоте, зависит от численности работников в компании.

Трудовые отношения в случаях приёма по квоте возникают на основании ст. 16 ТК РФ. Заключение трудовых договоров происходит после направления льготников на работу уполномоченными на это органами в счет выделенной квоты.

1032-1Законом от 19.04.1991 N о занятости населения определены основные направления госполитики в области оказания поддержки занятости населения. Тут же определены мероприятия, направленные на помощь гражданам, которые могут испытать трудности в поиске работы. К ним отнесены:

  • инвалиды;
  • лица, освобождённые из учреждений, исполняющих наказание;
  • лица предпенсионного возраста (к ним отнесены те, кому до трудовой пенсии по старости осталось 2 года);
  • несовершеннолетние (лица в возрасте от 14 до 18 лет);
  • вынужденные переселенцы и беженцы;
  • многодетные и одинокие родители, которые воспитывают несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;
  • лица, уволенные с военной службы;
  • граждане от 18 до 20 лет со средним профобразованием, ищущие работу в первый раз;
  • лица, пострадавшие вследствие радиационных аварий (Чернобыльской и других катастроф).

В силу этого закона государство предоставляет дополнительные гарантии лицам, для кого устроиться на работу сложно. Такая поддержка оказывается, в том числе, и путём установления квоты для приема на работу инвалидов.

В 2020 году в РФ зарегистрировано около 13 миллионов инвалидов, 30% из них – лица трудоспособного возраста. По структуре из этих 4,3 миллионов граждан 2/3 – мужчины, 1/3 – женщины. Е. И. Холостова в своей монографии о социальной работе с этой категорией граждан отметила важность их вовлечения в трудовую и общественную деятельность с поддержкой на государственном уровне.

Меры помощи инвалидам должны заключаться в следующем:

  • профессиональная подготовка;
  • установка стимулирующих квот предприятиям;
  • целевое трудоустройство на специально сознанные места;
  • выплата субсидий небольшим предприятиям;
  • оформление налоговых льгот предприятиям.

Кроме устройства инвалидов, в существующие организации на государственном уровне должны предприниматься меры по занятости на дому, в том числе дистанционно, самозанятость со льготным налогообложением. Это позволит лицам с хроническими заболеваниями не только зарабатывать деньги, но и структурировать свое время, сохранять общение с другими людьми.

Среди граждан нетрудоспособного возраста группу инвалидности имеет около 8 миллионов человек. Часть из них только перешагнула пенсионный рубеж. Такие сотрудники еще могут организовать трудовую занятость на неполный рабочий день в щадящих условиях.

181-ФЗЗакон от 24.11.1995 N о социальной защите инвалидов возлагает на работодателя обязанность:

  • разработать и утвердить локальные нормативные акты, в которых содержатся сведения о квотируемых рабочих местах;
  • создавать рабочие места и выделять их для приёма инвалидов.

Для определения размера квоты нужно рассчитать численность и среднесписочную численность работающих лиц.

Квоты инвалидам (устанавливаются субъектами РФ)

Численность работников Квота (в % от среднесписочной численности работников)
более 100 от 2 до 4 %
не менее чем 35 и не более чем 100 не выше 3 %

В среднесписочную численность сотрудников не включаются кадры, условия труда которых отнесены к опасным и (или) вредным условиям труда (что должно быть подтверждено аттестацией рабочих мест или специальной оценкой).

От соблюдения обязательного квотирования освобождаются общественные объединения инвалидов и созданные ими компании, в том числе общества и хозяйственные товарищества, если их уставный капитал состоит из вклада этого объединения.

Количество квот должно быть установлено законодательством конкретного субъекта РФ.

Об утверждении Правил квотирования рабочих мест для инвалидов

В обязанность работодателей входит:

  1. Разработать и утвердить внутренними положениями нормативную документацию, содержащую сведения о рабочих местах, зарезервированных для установленных социальных категорий граждан в данном субъекте РФ;
  2. Создание рабочих мест с условиями труда, соответствующими данным категориям лиц, которых он должен трудоустроить.

Собственник, может рассчитывать получить информационную поддержку по вопросам, касающимся квотированных рабочих мест со стороны территориального Центра занятости населения и Центра квотирования.

Кроме всего прочего, руководители предприятий должны своевременно представлять отчеты, включающие информацию о выполнении квоты (сколько принято, уволено сотрудников на зарезервированные рабочие места).

Особое внимание следует обратить на оснащение рабочих мест для инвалидов, соблюдение технических и санитарных норм, возможности осуществления программ реабилитации работников с ограниченными возможностями.

В то же самое время, если претендент занять вакантное квотируемое место не справляется с возложенными на него функциональными обязанностями, работодатель имеет право отказать в приеме его в штат сотрудников.

В данном случае руководитель должен представить детальный отчет, с указанием причин отказа в трудоустройстве в территориальный Центр занятости, направивший инвалида на работу.

Подтверждением выполнение квоты служит трудовой договор, заключенный с инвалидом, имеющим рекомендации по возможности выполнять работу в определенных условиях и установленной сложности.

Договор признается отвечающим требованиям выполнения квотирования, если его действие в текущем месяце составляет не менее двух недель на момент составления отчета.

Например, в соответствии с п. 2.1 Положения № 742 ПП, принятым Правительственным Постановлением в Москве 04.08. 2009 года:

  • работодатели обязаны в месячный срок после регистрации в налоговых органах, стать на учет в Центр квотирования;
  • собственники, не ставшие своевременно на учет в Центре, не освобождаются от исполнения обязанностей по квотированию рабочих мест и трудоустройству соответствующих категорий граждан.

Квота на рабочее место подразумевает под собой наличие определенного количества вакансий, какие предназначаются специально для устройства на работу лиц особой категории. Данные категории граждан определяются нормативно правовыми актами муниципального или федерального значения. И являются обязательными для того населения, которое сталкивается с проблемами трудоустройства.

Право граждан трудиться и зарабатывать деньги, вне зависимости от их физических возможностей и наличия инвалидности гарантировано:

  • Конституцией РФ;
  • ТК РФ;
  • специальными законами (в частности 181-ФЗ, 421-ФЗ), постановлениями правительства (например, No 30 от 18.05.09) и другими нормативными актами.

На законодательном и нормативном уровне регулируются не только общие принципы установления квот, но и четкий размер квотирования относительно конкретного предприятия. Подзаконными актами определяются методики и порядки повсеместного выполнения определенных законом норм.

Общий диапазон квот для инвалидов определен ст. 21 ТК РФ. Установлено, что для предприятий, чья численность превышает 100 работников, доля инвалидов должна составлять от 2 до 4%.

Следует отметить, что за нарушение этой нормы работодателей ожидают солидные штрафы.

Прежде, чем углубляться в нормы квотирования рабочих мест, целесообразно разобраться, что же такое квота с точки зрения трудового законодательства.

Квота – это обусловленное законом минимально допустимое количество рабочих мест, которое работодатель обязан выделить для трудоустройства отдельных категорий сотрудников. Она может быть обязательной (для инвалидов), либо ограниченной (для иностранцев)

Обычно число квот зависит от специфики производства, условий и характера работы. Выражается в процентах к среднесписочному количеству тружеников конкретного предприятия.

Квота для инвалидов вводится в обязательном порядке в компаниях, численность которых превышает 35 человек. Если же предприятие образовано инвалидами, оно освобождается от квотирования. Конкретные размеры квот (в пределах, определенных законодателем), предоставлено право устанавливать на региональном уровне.

Здесь важно учитывать такие нюансы:

  • количество рабочих мест для инвалидов исчисляется исходя из среднесписочного состава компании;
  • квота реализуется в виде введения в штатное расписание компании штатных единиц для инвалидов;
  • здесь важно количество, а не качество;
  • со среднесписочного количества вычитаются сотрудники, работающие на вредных, или опасных участках производства;
  • если общая численность работников не превышает 35 человек, квоты не применяются.

Помните, трудовая квота – это минимальная гарантия количества штатных должностей для инвалидов в конкретной компании. Работодатель не имеет права отказывать в трудоустройстве инвалиду, если у него в штате присутствует вакансия для такого работника.

Право на трудоустройство лиц с ограниченными возможностями введено на законодательном уровне. Целью нормы является обязать администрацию обеспечить таким людям равные с другими гражданами возможности реализовать себя в труде.

Учитывая, что квоты устанавливаются для конкретной категории лиц – инвалидов, в процессе их трудоустройства последние должны доказать работодателю, что имеют право на такую льготу.

Работодателей часто интересуют вполне конкретные вопросы, каким образом осуществляется расчет квоты для создания рабочих мест для социально защищенных слоев населения. В этом случае необходимо учитывать такие базовые моменты.

Расчет квоты осуществляется не с общей численности штатных единиц, присутствующей в компании, а только исходя из среднесписочного количества работающих сотрудников. К примеру, если на предприятии числится 530 штатных единиц, а реально заполнено только 480, рассчитывать 4% квоту для трудоустройства инвалидов нужно от 480 занятых должностей.

Расчет будет таким: 480 х 4% = 20 штатных единиц

При расчете квоты необходимо исключать должности сотрудников, связанные с вредными или опасными условиями производства. В этом случае с имеющихся у нас 530 штатных единиц 30 должны занимать работники с опасным производством.

По факту мы имеем всего занятых 480 должностей, из которых 20 заняли труженики, выполняющие свои функциональные обязанности на опасном производстве.

Обусловленная законом 4% квота будет высчитываться за исключением сотрудников, работающих на опасных участках.

Здесь расчет будет таким: (480 – 20) х 4% = 19 штатных должностей.

После выполнения расчета работодатель обязан ввести необходимое количество штатных единиц для инвалидов и обеспечить соответствующие условия труда для потенциальных соискателей на эти должности. Предлагать эти должности другим работникам, не являющимся инвалидами, работодатель не имеет права. Если это произойдет, его может ожидать наказание в виде солидного штрафа.

Помните, обязанность работодателя — это создание рабочих мест для определенного количества тружеников с ограниченными возможностями. Если об этом должным образом проинформирован центр занятости, но вакансии не будут заполнены, вины работодателя при отсутствии нужного количества инвалидов не будет.

Закона о защите инвалидов работодатели должны проводить резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов. Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда, утв. постановлением Минтруда России от 08.09.1993 № 150.

В перечне более ста профессий, начиная от повара и заканчивая юристом и даже художником.
Впрочем, надо учитывать, что такой перечень был разработан почти двадцать лет назад и не в полной мере соответствует современным тенденциям развития рынка труда.

Законом Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определены следующие нормативы:

  • В трудовых коллективах с численностью от 35 до 100 инвалиды должны составлять до 3%. Данная норма регулируется законодательством субъекта РФ.
  • В трудовых коллективах с численностью от 100 сотрудников и более – от 2% до 4% (то есть от двух до четырех инвалидов на одну сотню здоровых работников). Эта норма предписана федеральным Законом и является обязательной на всей территории РФ.

В число штатных сотрудников при таком расчете не учитываются вакансии с тяжелыми и вредными условиями труда, ведь на такие должности прием людей с ограниченными возможностями не допускается.

Количество работников с ограниченными возможностями определяет сам работодатель, опираясь на знание действующего законодательства и собственные интересы.

Он же решает, какие именно рабочие места будут отданы для организации труда сотрудников с ограниченными способностями.

В 2021 году работодателю в РФ, принявшему в рабочий коллектив инвалидов согласно квотируемому числу, предоставляется фактически налоговая льгота – уменьшение суммы страховки на травматизм до 60%. Это снижение касается только страховых выплат за инвалидов. За остальных сотрудников размер выплат остается обычным.

К тому же предусматриваются субсидии на создание одного рабочего места для инвалидов: 1 группы – до 100 тыс. рублей, 2 группы – до 72 тыс., а 3 группы – до 65 тыс. Более того, агентство занятости перечисляет субсидии на создание инфраструктуры, которая необходима для людей с ограниченными способностями. Их размет составляет до 500 тыс. рублей.

С точки зрения буквального прочтения закона прием в организацию инвалида, работающего на дому, не является исполнением квоты на трудоустройство инвалида. Это связано с отсутствием в законе четкой трактовки понятий: «создание» и «выделение» рабочего места.

Создание рабочего места – это его формирование посредством установки специального оборудования, необходимого для осуществления работником трудовой функции. А выделение рабочего места – это указание его в виде вакансии в штатном расписании.

При этом закон не дает работодателю права оборудовать рабочее место у сотрудника на дому. Предполагается, что рабочее место будет располагаться именно на территории работодателя.

Следовательно, заключение трудового договора о дистанционной работе или работе на дому в счет установленной для инвалидов квоты грозит работодателю штрафами за несоблюдение квот.

Работодатели обязаны информировать службу занятости о вакантных должностях, созданных для трудоустройства инвалидов. Неисполнение данной обязанности повлечет ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Штрафы взимаются в следующих размерах:

  • от 1 000 до 5 000 рублей – для должностных лиц и ИП;
  • от 30 000 до 50 000 рублей – для юридических лиц.

Также работодатели несут ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ за непредставление в органы службы занятости информации о наличии свободных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Штрафы по этой статье назначаются в размерах:

  • от 300 до 500 рублей – для должностных лиц;
  • от 3 000 до 5 000 рублей – для организаций.

Такие же штрафы назначаются за непредставление в органы службы занятости информации, необходимой для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов.

Инвалидам сложно найти работу. Для защиты интересов этой категории занятых государство обязывает работодателей для части вакансий предусматривать специальные условия, чтобы на них могли претендовать работники с ОВЗ. Порядок квотирования, предельные величины регулирует закон о квотировании рабочих мест и другие НПА — ФЗ-1032-1 о занятости и ФЗ-181 о социальной защите:

  • на предприятии формируется резерв вакансий;
  • при соответствии гражданина льготной категории заявленной вакансии он трудоустраивается в штат в пределах сформированной квоты.

ВАЖНО! Региональные исполнительные власти в соответствии со своими полномочиями и экономическими возможностями дополняют федеральное законодательство и устанавливают размер местных квот по своему усмотрению.

Работает это следующим образом.

Согласно ст. 21 ФЗ-181 в обязательном порядке резерв занятости для людей с ОВЗ создают работодатели с численностью работающих свыше 100 человек. Закон устанавливает лишь диапазон квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2–4%. При численности занятых от 35 до 100 человек этот показатель не превышает 3%.

ВАЖНО! Используемые на уровне региона конкретные показатели утверждаются местными НПА.

От резервирования освобождены:

  • объединения инвалидов, зарегистрированные как общественные;
  • организации, созданные общественными объединениями инвалидов;
  • хозяйственные общества и товарищества, уставный капитал которых сформирован из вкладов общественных объединений инвалидов.

Еще одна обязанность работодателя — создавать необходимые условия труда, соответствующие индивидуальной программе реабилитации или абилитации этой категории льготников (ст. 24 ФЗ-181).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *