Расчетная квота для инвалидов на предприятии
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчетная квота для инвалидов на предприятии». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Нормативы трудоустройства инвалидов
- Преимущества трудоустройства инвалидов для работодателя
- Рабочее место инвалида
- Трудовые привелегии
- Прием на работу инвалида
- Нюансы увольнения инвалида
- Отчисления из зарплаты
Напомним, еще в начале 2006 года всех работодателей обязали трудоустраивать инвалидов самостоятельно (см. абз. 3 ст. 19 Закона № 875[1]). Причем, как того требует ч. 5 ст. 19 Закона № 875, трудоустроить инвалида нужно только по основному месту работы. Только в этом случае норматив считается выполненным. При этом совершенно не важно, трудоустроен инвалид на полную ставку или нет, главное, чтобы в отделе кадров вашего предприятия находилась его трудовая книжка.
Норматив трудоустройства инвалидов для всех работодателей – 4 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава на год, а если на предприятии работают от 8 до 25 лиц – для инвалида нужно предусмотреть одно рабочее место. Фактически предприятию, среднеучетная численность штата которого не превышает 37 человек, достаточно трудоустроить одного инвалида (37 х 4 % ≈ 1). Определяется среднеучетная численность штатных работников в соответствии с Инструкцией № 286[2]. Для этого вначале нужно определить среднеучетную численность за каждый месяц года (путем суммирования количества штатных работников учетного состава за каждый календарный день отчетного месяца, включая выходные, праздничные и нерабочие дни, и деления полученной суммы на число календарных дней отчетного месяца), а затем полученные результаты сложить и разделить на 12.
За невыполнение норматива трудоустройства инвалидов предприятию грозят административно-хозяйственные санкции, предусмотренные ч. 1 ст. 20 Закона № 875. В частности, если на предприятии работают от 8 до 15 лиц включительно, штраф составит половину средней годовой заработной платы; если от 16 лиц и более – штраф взимается в размере средней годовой зарплаты за каждое не занятое инвалидом рабочее место. Причем на данный вид штрафа не распространяются сроки давности (ст. 20 Закона № 875). То есть общий срок давности, установленный ст. 250 Хозяйственного кодекса Украины для административно-хозяйственных санкций – 6 месяцев со дня выявления нарушения, в данном случае неприменим.
Кроме того, за отказ в трудоустройстве инвалидов, а также непредставление отчета в Фонд социальной защиты инвалидов ст. 1881 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.1984 № 8073-X (далее – КоАП) предусмотрен еще и админштраф в размере 170–340 грн., налагаемый на виновных должностных лиц предприятия.
Справедливости ради отметим, что действующее законодательство все же поощряет работодателей, трудоустраивающих инвалидов, в виде дотаций и займов. Так, в соответствии с частью четвертой ст. 181 Закона № 875 государственная служба занятости за счет средств Фонда социальной защиты инвалидов и в порядке, установленном Кабмином, вправе предоставлять работодателям дотацию на создание специальных рабочих мест для инвалидов, зарегистрированных в государственной службе занятости. Процедура предоставления указанных дотаций подробно расписана в Порядке № 1836[3].
Под специальным рабочим местом понимается отдельное рабочее место или участок производственной площади, на котором необходимо осуществление дополнительных мероприятий по организации труда лица с учетом его индивидуальных функциональных возможностей, обусловленных инвалидностью, путем приспособления основного и дополнительного оборудования, технического оборудования и т.п.
Из п. 2 Порядка № 1836
Необходимость создания и требования к специальному рабочему месту (участку производственной площади) устанавливаются в индивидуальной программе реабилитации инвалида (см. письмо Фонда соцзащиты инвалидов от 08.05.2007 № 1/5-413).
Внимание!
Основным условием предоставления работодателю дотации является выполнение им норматива по созданию рабочих мест для инвалидов за предыдущий отчетный год
Кроме того, ст.20 Закона № 875 предусмотрено еще и предоставление работодателям целевых беспроцентных займов (на возвратной основе со сроком погашения до 3 лет) на создание рабочих мест для инвалидов. Вопросы предоставления таких займов, включая перечень документов, которые работодатель должен представить соответствующему отделению Фонда инвалидов для получения займа, освещены в Положении о порядке предоставления целевых займов на создание рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, утвержденном приказом Фонда социальной защиты инвалидов от 30.07.2003 № 101.
Необходимо иметь в виду, что в соответствии с требованиями КЗоТ[5] инвалиды имеют право на дополнительные льготы и привилегии по сравнению с остальными работниками. Факт их нарушения расценивается как нарушение законодательства о труде и может стать причиной привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Нарушение установленных сроков выплаты пенсий, стипендий, заработной платы, выплата ее не в полном объеме, а также другие нарушения требований законодательства о труде – влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и граждан – субъектов предпринимательской деятельности от пятнадцати до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Нарушение требований законодательных и других нормативных актов об охране труда –
влечет за собой наложение штрафа на работников от двух до пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и граждан – субъектов предпринимательской деятельности – от пяти до десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (Из ст. 41 КоАП).
В частности, инвалид имеет право на:
- трудоустройство без испытательного срока (при направлении на работу МСЭК);
- неполный рабочий день или рабочую неделю (устанавливается по желанию инвалида);
- отказ работать в ночное время и сверхурочно;
- предоставление ежегодного отпуска в удобное для него время;
- основной отпуск минимальной продолжительностью 30 (для инвалидов I и II групп) и 26 календарных дней (для инвалидов III группы);
- неоплачиваемый отпуск продолжительностью 60 (для инвалидов I и II групп) и 30 календарных дней (для инвалидов III группы);
- расторжение срочного трудового договора (если состояние здоровья инвалида стало препятствовать выполнению трудовых обязанностей).
Трудоустройство инвалидов — нюансы, которые надо знать
В соответствии со ст.2 Закона № 875 инвалидом является лицо с устойчивым расстройством функций организма, обусловленным заболеванием, последствием травм или врожденными дефектами, что приводит к ограничению жизнедеятельности и к необходимости социальной помощи и защиты. Инвалидность определяется путем экспертного обследования в органах медико-социальной экспертизы Минздрава. Виды и объемы необходимой социальной защиты инвалида предоставляются в виде индивидуальной программы медицинской, социально-трудовой реабилитации и адаптации, которая является обязательной для выполнения государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. Иными словами, каждый инвалид должен иметь документы, подтверждающие его статус (выдаются МСЭК), а именно:
- справку о присвоении группы инвалидности;
- индивидуальную реабилитационную программу.
Эти документы инвалид должен представить работодателю при трудоустройстве, поскольку именно они являются основанием для предоставления соответствующих льгот вновь принятому сотруднику. При этом инвалид обязан периодически подтверждать присвоенную ему группу инвалидности. Причем данное требование не касается лиц, которым группа инвалидности присвоена без указания срока переосвидетельствования. В зависимости от степени расстройства функций организма подтверждение инвалидности происходит каждые 1–3 года путем прохождения соответствующих медицинских осмотров (результат подтверждается справкой МСЭК).
Согласно действующему законодательству расторгнуть трудовой договор с инвалидом можно на тех же основаниях, что и с обычным работником. Вместе с тем, следует иметь в виду следующее:
- если работник является инвалидом войны, то в соответствии со ст.42 КЗоТ в случае сокращения численности или штата он имеет преимущественное право остаться на работе (при условии, что такой инвалид имеет такую же квалификацию, как и остальные работники);
- в случае если состояние здоровья инвалида стало препятствовать выполнению его служебных обязанностей, он вправе расторгнуть срочный трудовой договор.
Обращаем ваше внимание также на то, что если уволенный по инициативе работодателя инвалид обратится в суд, то последний (при наличии малейших оснований), скорее всего, будет на стороне инвалида.
Информация об уволенном инвалиде должна быть отражена в соответствующей отчетности (ф. № 4-ПН (план) и 4-ПН (факт)), представляемой в центр занятости по месту взятия на учет. Напомним, что данные формы утверждены приказом Минтруда от 19.12.2005 № 420 «Об утверждении форм отчетности и инструкций по их заполнению».
В 2008 году в центры занятости обратились 256 190 людей с инвалидностью, из них получили работу 87 299 человек, или 34%. А через десять лет обратились 159 174 человека, а работу получили 90 936 человек, или 57%. Можно заметить, что с каждым годом в центры занятости обращается всё меньше людей. И хотя процент тех, кто находит работу, растет, в абсолютных числах ситуация почти не меняется.
Рассказывает Анастасия Филиппова, владелица сети ресторанов быстрого питания «Шаурмания»
Когда говорят о людях с инвалидностью, смотрят на этот вопрос очень однобоко: предприниматели плохие, надо брать их на работу, а они не берут.
Круг моего общения состоит из одних предпринимателей, и я не слышала ни об одном человеке с инвалидностью в штатах их компаний. И дело не в том, что никто не хочет их брать, а в том, что у нас нет культуры общения с такими людьми.
Например, мой ребенок смотрит французский мультфильм, в котором есть двое львят-близнецов, и один из них в инвалидной коляске. А у нас же тему инвалидности избегают, от людей с инвалидностью шарахаются в прямом смысле. Поэтому если в кругу близких появился такой человек, с этим смиряются, а добровольно вводить их в свою жизнь никто не хочет.
Когда я в 2016 году открыла массажный салон со слепыми мастерами, которые прошли обучение в профессиональных учебных заведениях страны, я чего только не наслушалась о сотрудниках и салоне. Бывало, что клиенты записывались на массаж, а когда узнавали, что мастера слепые, уходили посреди сеанса. Иногда пытались дать что-то вроде помощи или милостыни: «Вот, возьмите пятьсот рублей хотя бы». Но никому этого не нужно.
Работники-инвалиды: что должен знать работодатель
Работодателям, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, численность работников которых превышает 35 человек, Законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23.12.2004 № 89-оз «О гарантиях трудовой занятости инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» в соответствии со ст. 21 Закона № 181-ФЗ установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников.
Официальным документом, содержащим сведения о среднесписочной численности работников организации в проверяемом периоде (без внешних совместителей), в соответствии с законодательством Российской Федерации является форма федерального статистического наблюдения № П-4.
При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
В среднесписочную численность работников органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, организаций не включаются должности, замещение которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, муниципальными нормативными правовыми актами осуществляется путем избрания на должность, избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности, назначения на должность или утверждения в должности.
Расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты производится работодателем ежемесячно исходя из среднесписочной численности работников, осуществляющих деятельность на территории Югры, за предыдущий месяц.
С учетом положений ст. 22 Закона № 181-ФЗ постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21.09.2009 № 254-п утвержден Порядок установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, согласно которому количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов работодателем определяется самостоятельно в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов, исчисляется исходя из средней списочной численности:
- от 101 до 500 человек — одно специальное рабочее место;
- от 501 до 1000 человек — два специальных рабочих места;
- от 1001 до 5000 человек — три специальных рабочих места;
- более 5001 человека — четыре специальных рабочих места.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности.
Необходимость создания инвалиду специального рабочего места определяется его индивидуальной программой реабилитации.