Закон о майнинге нк РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о майнинге нк РФ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1 января 2021 года в силу вступил федеральный закон № 256-Ф3 «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» («Закон о ЦФА»). Этот закон делит криптовалюту на два типа:

  • Криптовалюта у которой нет, так называемого, обязательного лица;
  • Криптовалюта с которой взымается налогообложение с эмитента или организации.

К цифровая валюте («ЦВ») относится: BTC, ETH и многие другие монеты, которые выпущены на блокчейне. Цифровая валюта по законодательству о банкротстве считается имуществом.

Цифровые финансовые активы («ЦФА») — цифровые права, которые, среди прочего, включают в себя:

  • денежные требования;
  • возможность осуществлять права по эмиссионным ценным бумагам;
  • права участия в капитале непубличного АО.

Главное отличие ЦФА от ЦВ — наличие эмитента, то есть лица, которое несет обязательства перед владельцем.

Если говорить про ЦФА, то эти ответственные лица должны быть в реестре центрального банка.

Главный тезис этого закона в том, что цифровой валютой нельзя рассчитываться. Парадокс в том, что оплата — это одно из основных целей криптовалюты, но расплачиваться ею вы не можете. Крипту можно хранить, покупать и продавать на бирже. Эта неувязка несет серьёзные проблемы для налогоплательщиков.

Если вы отдали или перевели криптовалюту другому лицу, это действие может быть переквалифицировано как покупка или продажа.

Если у налоговой будет желание вас прижать, путем переквалификации ваших сделок, то от этого защититься просто невозможно. Таким образом у налоговой есть все возможности прижать неугодных.

Вниманию владельцев криптовалют: закон, налоги, ответственность!

Криптовалюту нельзя использовать в каких либо расчетах и ничего за нее покупать. Но ее можно покупать, продавать, и майнить. Закон это не запрещает.

В «домашнем майнинге», кроме налогов на прибыль, ничего платить не нужно. Но если вы купили ферму на заводе, на промышленном предприятии, проинвестировали в нее, тогда вы обязаны платить за это реальные (фиатные) деньги. Но забирать у вас процент криптывалюты никто не имеет права.

Вопросов остается больше чем ответов:

  • Возможно ли в виде бартера обменивать валюту на что то другое, если это имущество;
  • Можно ли дать беспроцентный заем;
  • Можно ли ввести криптовалюту в уставной капитал;
  • Как быть с залогом для криптовалюты.

Налоги с криптовалюты обязаны платить все. И контролировать это будут очень жестко. Так же вводится отчетность касательно криптовалюты.

А теперь подробнее: если вы занимаетесь майнингом, покупаете или продаете криптовалюту,- это не что иное как предпринимательская деятельность. Подробнее об этом можете почитать в гражданском кодексе (ссылка внизу). Но если вы систематически получаете доход, то ваша деятельность является предпринимательской. А значит вы обязаны стать на учет как налогоплательщик, предприниматель или создать организацию и платить налоги.

При желании, налоговая служба без каких либо проблем сможет вас притянуть к ответственности в случае систематического получения дохода. Если вы занимаетесь профессионально криптовалютами, лучше зарегистрируйтесь как индивидуальный предприниматель. Максимальный тюремный срок за неуплату налогов составляет 5 лет. Выберите упрощенку 6% и спите спокойно.

Налог должен быть уплачен с любого дохода. Если вы организация (юридическое лицо) и занимаетесь покупкой и продажей криптовалюты или ее майнинг, то заплатите налог на прибыль, а если вы физического лицо или индивидуальный предприниматель, заплатите с нее НДФЛ. Если сумма дохода больше 5 000 000 рублей, сумма налога уже не 13% а 15% для физических лиц. А если индивидуальный предприниматель, это 6% в зависимости от режима налогообложения.

Криптовалюта в России: законодательное недорегулирование

Налоговое обязательство возникает только в момент получения рублей и только от сумм полученных в рублях. На кошельке может быть любая сумма, но пока вы ее не вывели налоги платить не нужно.

Есть мнение что налоги не нужно платить, если сумма за год не превышает 600 000 рублей. Но юристы утверждают что это мнение ошибочно. Налоги необходимо платить в любом случае если получаете доход.

Если вы намайнили или наторговали криптовалюту и вывели ее в рубли, то вся сумма будет считаться вашим доходом. Если же вы купили криптовалюту и вывели ее в рубли, после повышения курса, то доходом будет считаться разница между покупкой и продажей. Главное документально подтвердить факт покупки.

Декларация подается в налоговую раз в год, налог по ней называется НДФЛ и составляет от 12 до 15% от всех доходов, просчитывается самостоятельно. При выборе этого способа важно понимать, что все операции, по которым получены доходы, должны быть документально подтверждены. Налог с общей суммы вы не можете посчитать. Каждая часть общей суммы должна быть подтверждена документально.

Это могут быть скриншоты из истории транзакций или выписка из банка о получении средств. Это самый простой и самый не выгодный способ отчета, — 13% это много.

Спешим обрадовать уголовной ответственности в России за добычу крипто токенов не существует. Хотя и толкование этого процесса со стороны правоохранительных органов, желающих наложить штраф, порой просто смешны. А все это из-за отсутствия официального, закрепленного на законодательном уровне, определения майнинга.

Опираясь на приравнивание судом криптовалют к имущественным ценностям, можно смело сказать, что обвинение в незаконном производстве денежных средств за майнинг не грозит. Но при этом необходимо понимать, что против добытчика криптовалют могут применить статьи, запрещающие отмывание доходов или связанные с финансированием терроризма.

Но уже с 1 января 2021 года торговый оборот всех без исключения криптовалют запрещен. Это последствия закона «О цифровых финансовых активах» принятого летом 2020 года. Необходимо отметить, что в Китае перед введением цифрового юаня были приняты аналогичные действия. Об этом говорят и высказывания высокопоставленных чиновников, которые ратуют за интеграцию национальной цифровой криптовалюты.

В конце июля 2020 года Госдума приняла закон «О цифровых финансовых активах» в третьем чтении, который на следующий день был подписан В.В. Путиным. Стоит заметить, что ряд сопутствующих документов все же был отправлен на доработку.

Что запрещает закон и можно ли теперь покупать и продавать биткоины:

  • Криптовалюта – это имущество, а не деньги. Покупать и продавать товары, рассчитываясь при этом криптомонетами, запрещено.
  • Чиновникам запрещено владеть любыми криптовалютами, а обычный гражданин имеет на это полное право. Но он обязан задекларировать доходы.
  • Выпуск собственных токенов запрещен. Для запуска блокчейн проекта необходимо получить разрешение Центробанка РФ.

Вопрос с обменом криптовалют законодатели долго не могли закрыть. В итоге закрепили цифру в 600 тысяч рублей. Гражданин превысивший оборот средств на эту сумму, обязан отчитаться в фиксальной службе.

Выпуск иностранной криптовалюты в Российской Федерации запрещен. Но выпуск и выполнение работ по криптографическим вычислениям разные вещи – скажите вы. И будете правы, но в законе «О цифровых финансовых активах» нет ни единого слова о майнинге. А следовательно, добычу монет могут приравнять к участию в выпуске монет.

ICO по закону

Теперь и в России есть закон, регулирующий ICO. Как говорится лучше поздно чем никогда, ведь в большинстве развитых стран такие законы уже давно действуют. О чем закон:

  • Дается понятие токен и краудфандинг.
  • Определяется порядок краудфандинга. Требования к платформе и порядок инвестирования.
  • Оговорены права владельцев токенов.
  • Надзорным органом назначается Банк России.

Первые шаги на легализацию криптобизнеса в России начались. Пока не уверенные и не до конца продуманные, но работа в направлении легализации криптовалют идет полных ходом.

Будем надеяться, что наше правительство внесет правильные правки в принятый законопроект, что позволит людям, занимающимся майнингом выйти из серой зоны и получить в обмен определенные гарантии безопасности.

19.01.2021 16:07:11221939

До внесения изменений пп. 17 п. 1 ст. 251 НК РФ предусматривал, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала организации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

После внесения изменений норма гласит, что для целей налогообложения не учитываются доходы в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала организации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации либо если величина уставного капитала стала больше стоимости чистых активов общества по окончании отчетного года.

Действие положений пп. 17 п. 1 ст. 251 НК РФ (в редакции Закона № 305-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2021.

Дополнен пп. 56 п. 1 ст. 251 НК РФ, и теперь эта норма выглядит следующим образом (далее выделенным шрифтом обозначены внесенные изменения): при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных общероссийскими спортивными федерациями или профессиональными спортивными лигами от организаторов азартных игр в букмекерских конторах на основании соглашений, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ, либо от публично-правовой компании, обеспечивающей реализацию норм законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, в виде целевых отчислений, удержанных с организаторов азартных игр в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2020 № 493-ФЗ «О публично-правовой компании «Единый регулятор азартных игр» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Указанные средства не учитываются при определении налоговой базы при условии их использования в сроки и на цели, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ.

Действие положений пп. 56 п. 1 ст. 251 НК РФ (в редакции Закона № 305-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2021.

Согласно абз. 1 п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

С 01.01.2022 эта норма будет дополнена словами «независимо от размера остаточной стоимости основных средств».

Налоговый кодекс Российской Федерации (действующая редакция)

Согласно п. 5 ст. 259.1 НК РФ начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта амортизируемого имущества либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям.

С 01.01.2022 эта норма будет изложена в следующей редакции: независимо от окончания срока полезного использования начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта амортизируемого имущества либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям.

С 01.01.2022 будет расширен перечень расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки – п. 2 ст. 262 НК РФ будет дополнен пп. 3.2.

К расходам на НИОКР будут относиться расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем по договору об отчуждении исключительных прав, прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору в случае использования приобретенных прав исключительно в научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках.

Пункт 2 ст. 266 НК РФ дополнен новыми абз. 10 – 12 (будут применяться по 31.12.2022). В них говорится следующее.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) также признаются суммы прекращенных перед налогоплательщиком – кредитной организацией денежных обязательств по уплате задолженности по кредитному договору при выполнении следующих условий:

  • кредит предоставлен юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям в период с 01.01.2021 по 31.12.2021 на восстановление предпринимательской деятельности;

  • в отношении кредитного договора кредитной организации в 2021 и (или) в 2022 году предоставляется (предоставлялась) субсидия по процентной ставке в порядке, установленном Правительством РФ.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    Летние поправки – 2021 в главе 25 НК РФ

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 17

      «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18

      «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 01.04.2020 N 69-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 30.04.2021 N 126-ФЗ (ред. от 26.05.2021)

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования»

    • Федеральный закон от 20.04.2021 N 100-ФЗ

      «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016

      «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию»

    • Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.05.2009

      «О бюджетной политике в 2010 — 2012 годах»

    • Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 23.06.2008

      «О бюджетной политике в 2009 — 2011 годах»

    Все документы >>>

    • Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2021 N 1152-р (ред. от 21.07.2021)

      «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по внедрению социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения субъектов Российской Федерации»

    • Распоряжение Правительства РФ от 05.11.2020 N 2871-р (ред. от 17.06.2021)

      «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности «Трансформация делового климата»»

    • Распоряжение Правительства РФ от 29.03.2018 N 535-р (ред. от 17.06.2021)

      «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению «Автонет»»

    Все документы >>>

    Федеральный закон № 374-ФЗ самый внушительный по количеству принятых поправок в налоговый кодекс и их масштабу. В статье 1 закона, вносящей поправки в первую часть НК РФ, 23 пункта с поправками. В статье 2, вносящей изменения во вторую часть налогового кодекса, 58 пунктов. А всего статей в законе 9. То есть в общей сложности разного рода уточнений, дополнений, изменений внесено более сотни, однако существенными, не техническими называют около 50 изменений.

    В целом утвержденные данным законом изменения получили положительную оценку от экспертного и бизнес-сообществ. Закон характеризуют как идущий навстречу налогоплательщикам по большому кругу вопросов, ряд изменений улучшают положение физлиц, однако есть и усложняющие жизнь нововведения.

    Рассмотрим наиболее значимые поправки, которые касаются как процедурных изменений, мер налогового администрирования, а также налогов и страховых взносов, в частности — НДС, НДФЛ, налога на прибыль организаций, НДПИ, земельного и транспортного налогов, налога на имущество физлиц. В чем суть последних налоговых поправок?

    • В законе уточнены критерии для ряда ИТ-компаний, имеющих преференции. Они распространяются на разработчиков, внедренцев, продавцов собственного ПО. Условие –данные направления должны быть профильными, в обороте компании они должны занимать не менее 90%.
    • В МФЦ можно будет сдать и получить ряд новых документов, минуя визит в контролирующий орган.
    • Величина задолженности по налогам физлиц, при которой налоговая обращалась в суд, увеличена с 3 до 10 тысяч рублей.
    • Уточнен порядок применения кадастровой стоимости при ее изменении.
    • Для физлиц-плательщиков имущественных налогов, налоговые льготы будут применяться с налогового периода, в котором возникло право на них, а не с момента, когда соответствующая информация поступила в налоговый орган.
    • В случае гибели или уничтожения объекта, исчисление налога будет прекращаться с первого числа месяца его потери.
    • Организации обязали вносить в декларацию по налогу на имущество данные о движимом имуществе. При этом налогом оно не облагается.
    • По налогу на прибыль уточнены правила применения инвестиционного вычета, продлено до конца 2021 года применение расширенных интервалов предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам.
    • По налогу на добычу полезных ископаемых уточнен порядок определения налоговой базы по направлению добычи драгкамней.
    • По налогу на доходы физлиц внесен ряд дополнений:
      • от НДФЛ освобождаются расходы на проезд в заграничный отпуск северян и их семей, но только в расчет идут расходы на проезд до госграницы РФ.
      • матпомощь до 50 000 руб. опекунам не будет облагаться налогом,
      • курортный сбор в командировочных расходах не будет облагаться налогом,
      • расходы на питание и проживание для медработников, работающих в пандемию в изоляции, освободили от налога с 2020 года,
      • датой покупка «долевки» будет считаться дата оплаты, а не дата госрегистрации права собственности.
    • Уточнены способы удостоверения прав уполномоченного представителя налогоплательщика-индивидуального предпринимателя или физического лица: на основании нотариально удостоверенной доверенности, доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной, или доверенности в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя.
    • Определены случаи, при которых налоговая декларация считается непредставленной, в частности, если установлен факт подписания налоговой декларации неуполномоченным лицом, физическое лицо, подписавшее налоговую декларацию, дисквалифицировано и срок дисквалификации не истек на момент подачи налоговой декларации, в случае обнаружения налоговым органом факта несоответствия показателей представленной налоговой декларации контрольным соотношениям.

    Обращаем ваше внимание: избежать ситуации с непринятием декларации по причине несоответствия показателей поможет СБИС Сверка.

    В случае, если налоговая декларация считается непредставленной, налогоплательщику не позднее дня, следующего за днем получения налоговой декларации, направляется уведомление в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. В пятидневный срок с даты направления в электронной форме уведомления, налогоплательщик обязан устранить неточности и представить налоговую декларацию.

    Федеральный закон № 372 меняет подход к налогообложению высоких доходов физических лиц. Он распространяется на тех, чей заработок в год превысит сумму в 5 миллионов рублей.

    Закон вводит дифференцирующий подход к назначению ставки НДФЛ, ее величина будет зависеть от величины дохода и вида дохода. Вводятся понятия «основная налоговая база», «совокупность налоговых баз», устанавливаются перечни отдельных видов доходов, совокупность налоговых баз по которым облагается различными ставками НДФЛ.

    Какие ставки НДФЛ вводятся:

    • 15% — на величину дохода, превышающего сумму в 5 миллионов рублей.
    • 13% — на доходы до 5 миллионов рублей включительно.

    Повышенная ставка НДФЛ распространяется также на доходы по продаже ценных бумаг, но не распространяется на доходы от продажи имущества, страховые и пенсионные выплаты.

    Федеральный закон № 373-ФЗ расширил возможности патентной системы налогообложения.

    Во-первых, закон уточнил перечень видов деятельности, попадающей под ПСН и указал виды деятельности, которые не попадают по патентную систему налогообложения. Закон, по большому счету, адаптировал патент под реалии, под новые ниши, которые появляются в том или ином виде бизнеса. Например, пункт о ремонте автотранспорта и мототранспорта в новом законе звучит так: ремонт, техническое обслуживание автотранспортных и мототранспортных средств, мотоциклов, машин и оборудования, мойка автотранспортных средств, полирование и предоставление аналогичных услуг.

    Новый закон дает возможность работать на «патенте» рознице или общепиту площадью зала до 150 квадратных метров. Ранее эта площадь была ограничена 50 кв. м.

    Также налогоплательщики получают право уменьшить сумму исчисленного налога на сумму уплаченных страховых взносов во внебюджетные фонды, на расходы работодателя по выплате пособий по временной нетрудоспособности, на платежи организации по добровольному страхованию работника на случай временной нетрудоспособности.

    Федеральный закон № 375-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» продлил на два года (2021-2022 гг.) освобождение от уплаты НДС на ввоз и продажу для личных нужд племенных животных.

    От уплаты НДС освобождаются те, кто ввозит и продает для личного использования племенной крупный рогатый скот, племенных лошадей, свиней, овец, коз, птицы и других животных, перечень которых установлен законодательно.

    И это далеко не все изменения, которые ждут налогоплательщиков уже в ближайшем будущем. Изменения, уточнения, дополнения в НК РФ вносились на протяжении всего года, а также и в предшествующие годы были приняты изменения, действия которых начнется с 2021 года. Нововведений следующий год привнесет множество, успеть за всеми уже невозможно без специальных автоматизированных сервисов. СБИС Электронная отчетность поможет вести отчетность без сбоев за счет автоматического обновления форм и алгоритмов в соответствии со всеми законодательными новшествами.

    Если же вам не поддается какой-то отчет и нужна помощь в его подготовке, мы готовы помочь. Готовы дать подробную консультацию по заполнению нужного отчета, проверить отчет на ошибки, расшифровать требования о корректировке и многое другое. Услуги по сдаче отчетности – помощь по ведению и сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности для организаций всех форм собственности.

    За подробностями о том, как с помощью сервисов СБИС учесть все нововведения в налоговом законодательстве, обращайтесь к нашим специалистам.

    Рассмотрим поправки в главу 21 НК РФ, интересные многим налогоплательщикам.

    1. Реализация товаров, работ, услуг банкрота — не объект по НДС

    С 1 января 2021 г. в НК РФ официально установлено, что что объектом обложения НДС не являются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) должников, признанных несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе хозяйственной деятельности после признания должников банкротами (пп.15 п.2 ст. 146 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ).

    2. Место реализации водных биологических ресурсов (ст. 147 НК РФ)

    С 1 января 2021 года ст.147 НК РФ будет дополнена пунктом 3, устанавливающим особый порядок определения места реализации товаров в виде водных биологических ресурсов и товаров, произведенных из них. Местом их реализации в целях НДС признается территория РФ, если водные ресурсы добыты в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) товары, произведенные из таких ресурсов в момент начала отгрузки и транспортировки находятся в исключительной экономической зоне Российской Федерации (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ (далее — Закон N 374-ФЗ)).

    3. От НДС освобождены услуги финансовых платформ

    С 1 января 2021 года не будут облагаться НДС (пп.12.2 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 374-ФЗ) услуги, оказываемые оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Конкретный перечень услуг приведен в новой норме.

    4. Освобождение от НДС передачи прав на изобретения, полезные модели,

    промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) продолжает действие в 2021 году, но с 1 января 2021 года «переехало» из пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ (далее — Закон N 265-ФЗ)).

    5. От НДС освобождаются только «российские» «нерекламные» программные продукты

    С 1 января 2021 года передача исключительных прав и прав на использование программ ЭВМ, а также баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» освобождается от НДС только, если программы или базы данных включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее Российский реестр) (пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 265-ФЗ).

    Соответственно передача прав на программы ЭВМ и базы данных, не включенные в Российский реестр, с 1 января 2021 г. облагаются НДС по ставке 20% (п.3 ст.164 НК РФ).

    Также придется начислить НДС по ставке 20% при передаче прав на «российские» программы и базы данных, если передаваемые права состоят в получении возможности:

    • распространять рекламную информацию в сети «Интернет» и (или) получать доступ к такой информации,
    • размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»,
    • осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

    Подробнее об НДС при передаче прав на программы ЭВМ и базы данных с 1 января 2021

    6. Введен вычет НДС при «экспорте прав» на программы ЭВМ

    С 1 января 2021 г. при передаче прав на программы ЭВМ или базы данных, включенных в Российский реестр иностранным лицам (т.е. если местом реализации таких услуг в соответствии со ст.148 НК РФ территория РФ не является) «экспортеры прав» смогут принимать к вычету НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным для таких операций (пп.2.1 п.2 ст.170 и новый пп.4 п.2 ст.171 НК РФ — Закон 374-ФЗ от 23.11.2020). И это несмотря на то, что права на программы ЭВМ, включенные в Российский реестр, как указывалось выше, освобождаются от НДС в соответствии с пп.26 п.1 ст.149 НК РФ.

    1. Средства дольщиков на счетах эскроу приравняли к средствам целевого финансирования

    Дополнен пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ — в целях главы 25 НК РФ к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Законом от 30.12. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Расходы организации-застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием по целевому назначению этих средств признается возмещение ими расходов застройщика в связи со строительством (созданием) МКД и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.

    Указанные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года (пп. «а» п.11 ст. 2 , п. 1 п.5 ст. 3 Закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ).

    Т.е. с 1 января 2020 года в состав доходов у организации-застройщика включается разница между ценой договоров участия в долевом строительстве и фактическими затратами на строительство объектов долевого строительства.

    2. Улучшены условия для помощи «дочерним» и «материнским» организациям.

    Обновлены условия подпункта 11 пункта 1 ст. 251 НК РФ, освобождающего от налога на прибыль «подарки» от участников и дочерних компаний. Причем изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2020 года (п. 9 ст. 9 Федерального Закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ (далее — Закон N374-ФЗ)).

    С 1 января 2020 года не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль имущество, имущественные права, полученные российской организацией безвозмездно:

    • от организации — участника (передающей стороны) если доля участия в т.ч. косвенного передающей стороны в УК получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ
    • от организации, в УК которой доля прямого или косвенного участия получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ. Если передающая организация является иностранной организацией, указанные доходы, не учитываются при определении налоговой базы только в том случае, если государство постоянного местонахождения передающей организации, а также организаций, через которые осуществляется косвенное участие получающей организации в передающей организации не включено в перечень офшорных зон, утверждаемый Минфином РФ согласно абзацу 2 пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.
    • от физического лица, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия в уставном (складочном) капитале (фонде) такой организации, определенная в соответствии с положениями статьи 105.2 НК РФ, составляет не менее 50%.
    • от организации, владеющей лицензией (лицензиями) на пользование участками недр, указанными в пункте 2 статьи 343.5 НК РФ, для компенсации затрат, осуществленных налогоплательщиком в целях создания объектов основных средств, указанных в пункте 6 статьи 343.5 НК РФ.

    При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам.

    Таким образом, в обновленную формулировку включено не только имущество, но и имущественные права.

    Кроме того, позитивно, что прежний лимит участия «более чем на 50%» заменен на «не менее 50%», а также непосредственно предусмотрена возможность косвенного участия передающей (получающей) стороны. Т.е. новой нормой можно воспользоваться, в т.ч. если у организации два участника с долями 50/50 и участие не обязательно должно быть прямым, ранее это было невозможно.

    3. На 2020 и 2021 год установлены специальные интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам

    1. Изменяется порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль

    В 2020 году перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли можно было в течение года по итогам любого отчетного периода, начиная с отчетности за январь-апрель (п.2.1 ст.286 НК РФ). Но с 1 января 2021 года возвращается общее правило смены системы уплаты авансовых платежей. Перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли или вернуться на ежеквартальную отчетность и уплату ежемесячных авансовых платежей можно только с 1 января каждого года. Заявление об изменении системы уплаты авансовых платежей подается налогоплательщиком не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход. Для желающих изменить систему уплаты авансовых платежей на 2021 год — срок подачи заявления — 31 декабря 2020.

    Возвращается «старый» норматив для уплаты квартальных авансовых платежей.

    Организации по итогам отчетного периода уплачивают только квартальные авансовые платежи, если у них за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ). На налоговый период 2020 предельная сумма дохода была повышена — и составляла в среднем 25 миллионов рублей за каждый квартал (п. 2 ст.2 Федерального Закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ). На настоящий момент лимит 25 миллионов рублей на 2021 год не продлен, Минфин считает, что пороговое значение выручки от реализации 25 млн рублей следует установить на постоянной основе (письмо от 12.11.2020 № 03-11-10/99843). Если же этого не произойдет, у плательщиков квартальных авансовых платежей при превышении в 2021 году лимита в 15 млн. руб. появляется обязанность уплачивать ежемесячные авансы внутри квартала.

    2. Пополнен список необлагаемых грантов

    В состав целевых средств с 1 января 2021 года включаются гранты институтов инновационного развития и других организаций, осуществляющих поддержку государственных программ и проектов за счет субсидий, предоставленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, на реализацию указанных государственных программ и проектов (абзац 8 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).

    3. Безвозмездное пользование имуществом для НКО

    С 1 января 2021года целевыми поступлениями признаются имущественные права в виде права безвозмездного пользования имуществом, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности, независимо государственное оно или нет (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).

    4. Прописан порядок определения остаточной стоимости НМА

    С 01 января 2021 п. 3 ст. 257 дополнен нормой, содержащей порядок определения остаточной стоимости нематериальных активов. Остаточная стоимость НМА определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизации (пп. 23 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).

    Соответственно дополнен пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ, где прописано, что при реализации амортизируемого имущества доход от реализации можно уменьшить — на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 257 НК РФ. Ранее упоминание об остаточной стоимости НМА в НК РФ отсутствовало (как в п. 3 ст. 257, так и в п.1 ст. 268 НК РФ). Пробел в отношении остаточной стоимости НМА устранен (пп. 24 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).

    5. Денежный вклад в имущество может уменьшать доходы от реализации долей (акций)

    С 1 января 2021 года на величину денежного вклада в имущество организаций, доли (паи) (за минусом денежных средств, изъятых участником обратно в безналоговом режиме по пп. 11 .1 п. 1 ст. 251 НК РФ) можно уменьшить доходы, полученные при:

    • реализации имущественных прав (долей, паев), например, при реализации долей ООО (пп.2.1 п.1 ст.268 НК РФ);
    • при ликвидации организации и выходе (выбытии) участника (акционера) (п.2 ст.277 НК РФ)
    • при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг (п.3 ст.280 НК РФ)
    • Величина вклада в виде денежных средств в имущество организации, уменьшающая доходы от реализации долей (паев, акций), рассчитывается пропорционально реализуемым долям (паям) в общей величине долей (паев), пропорционально цене приобретения реализуемых ценных бумаг, в общей стоимости акций, принадлежащих налогоплательщику.

Положения статьи 7 НК РФ необходимо рассматривать в непосредственной связи с нормами части 4 статьи 15 Конституции РФ: положения международного договора РФ имеют приоритет над нормами национального налогового законодательства.

Международные договора в области налогообложения бывают трех основных типов:

— соглашения об избежании двойного налогообложения (например, Конвенция от 13.04.2000 между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал);

— соглашения о взаимодействии в налоговой сфере (например, Соглашение о взаимодействии государств — участников Содружества Независимых Государств по сближению механизма налогообложения на железнодорожном транспорте (Москва, 10.03.2000);

— соглашения в области косвенного налогообложения (например, Соглашение от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг).

  • Арбитражный процессуальный кодекс

  • Бюджетный кодекс

  • Водный кодекс

  • Воздушный кодекс

  • Градостроительный кодекс

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

  • Жилищный кодекс

  • Земельный кодекс

  • Кодекс административного судопроизводства

  • Кодекс внутреннего водного транспорта

  • Кодекс об административных правонарушениях

  • Кодекс торгового мореплавания

  • Лесной кодекс

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс

  • Таможенный кодекс Таможенного союза

  • Трудовой кодекс

  • Уголовно-исполнительный кодекс

  • Уголовно-процессуальный кодекс

  • Уголовный кодекс

Изменения в НК РФ в связи с прослеживаемостью товаров

  • Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 52 (ред. от 20.09.2018)

    «О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам»

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53

    «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве»

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 56

    «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 300-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О газоснабжении в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 294-ФЗ

    «О внесении изменений в часть первую и главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части особенностей налогообложения международных холдинговых компаний)»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 302-ФЗ

    «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 279-ФЗ

    «О признании утратившим силу абзаца пятого подпункта 1 пункта 1 статьи 25.8 части первой Налогового кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2018 N 231-ФЗ

    «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 334-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 313-ФЗ

    «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Минфин считает, что камеральные и выездные проверки не позволяют в полной мере эффективно осуществлять налоговый контроль, так как они проводятся уже после подачи деклараций.

Чиновники предлагают вместо закона №54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники включить в НК новый раздел.

В чем суть изменений в Налоговый кодекс

Проект предусматривает появление в НК раздела «Оперативный контроль».

Вместо применения ККТ планируется использовать термин «фиксация расчетов». Ее будут проводить как через ККТ, так и через онлайн-приложение на сайте налоговой службы.

Налогоплательщикам придется привыкать и к другим новым терминам. Помимо «фиксации расчетов» появятся «мнимый расчет» и «притворный расчет». Хотя смысл у них такой же, как у соответствующих сделок в Гражданском кодексе.

Налоговый кодекс 2020: Минфин подготовил масштабные изменения

В случае нарушения фиксации расчетов налогоплательщику заблокируют счета.

Для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность через интернет, нарушения будут грозить приостановлением работы доменного имени, сетевого адреса, мобильного приложения, блога.

Также налоговый орган получит право блокировать торговые автоматы при обнаружении нарушений.

Что в результате получилось. И можно ли теперь покупать, и продавать криптовалюту. Новый закон гласит:

  1. Криптовалюта — это не деньги и ее нельзя принимать в качестве платы за товары или услуги. За один только рекламный ролик типа продаю авто за биткоины можно получить серьезные неприятности.
  2. Чиновники госаппарата не могут владеть криптовалютой, а вот простым гражданам цифровые монеты покупать разрешено, но их нужно обязательно задекларировать.
  3. Самому выпускать цифровые токены нельзя. Чтобы запустить свой блокчейн-проект нужно, разрешение Центробанка.

Что же касается обмена виртуальных активов, то тут депутаты сразу не пришли к соглашению. Но уже осенью появился законопроект, требующий от граждан РФ отчитываться перед фискальной службой, в случае если годовой оборот средств через электронный кошелек превышает 600 000 рублей. В принципе крупным инвесторам так даже проще, теперь они смогут легализовать свои капиталовложения.

В развитых странах такие законы уже давно существуют, например Франция приняла такой закон еще в 2014 году. Закон регламентирует порядок проведения ICO и имеет такие особенности:

  • вводятся термины краудфандинг, токены инвестиционного проекта;
  • определяется порядок организации краудфандинга, требования к правилам инвестиционной платформы, способы инвестирования, среди которых указывается и приобретение токенов;
  • определены имущественные права владельца токенов инвестиционного проекта, граничные размеры инвестиций;
  • регламентируются требования к операторам инвестиционных платформ и сферы ответственности, указывается, что оператор инвестиционной платформы не несет ответственности за обязательства лица, привлекающего инвестиции;
  • определены требования по регулированию и надзору, согласно которым контроль за соблюдением требований закона возлагается на Банк России;
  • в интернете Банком России будет вестись открытый реестр операторов инвестиционных платформ;

Объяснить необходимость введения таких жестких мер по регулированию оборота электронных денег в стране взялся российский генпрокурор Игорь Краснов. В издании «ТАСС» представлены выдержки из его интервью на тему нового закона о «ЦФА».

Генпрокурор подчеркнул, что цифровая валюта все чаще стала встречаться в схемах со взяточничеством, отмыванием государственных денег и коррупционных оборотах в целом. Поэтому закон о «ЦФА» – это необходимая мера пресечения преступной деятельности.

Краснов считает очевидным, что в дальнейшем схемы с криптовалютой будут только множиться, поэтому важно пресечь их как можно скорее.

Безусловно, слова генпрокурора не лишены смысла. Действительно, очень удобно использовать цифровую валюту для «черных» операций, ведь она неподконтрольна ФНС. Но, с другой стороны, насколько эффективным окажется нововведенный законодательный акт перед лицом серьезной преступности?

Так, например, Михаил Успенский, член Ассоциации юристов России, считает, что новый закон не станет серьезной проблемой для опытных мошенников. Они с легкостью обойдут его, в то время как рядовые граждане, решившие из любопытства поэкспериментировать с цифровыми валютами, окажутся под основным ударом.

Так или иначе, но поправки, регулирующие карательную часть «ЦФА» еще не приняты, пребывая на стадии доработки. И штрафы, стартующие от 50 тыс. руб. и доходящие до миллионов (в зависимости от того, кого штрафуют – физическое или юридическое лицо), а также перспектива оказаться за решеткой так и останутся непринятыми.

Прежде всего, по мнению Марии Аграновской, на данный момент наиболее разумный подход для держателей криптовалют — платить налоги с дохода от продажи цифровой валюты в фиате. Расчет для налогов пересчитывается в рубли для декларирования.

Отметим один важный нюанс. Рассчитать курс покупки цифровой валюты и доказать документально произведенные для этого расходы так, чтобы налоговые органы гарантированно признали расчеты, документы и вычет сумм из прибыли, в большинстве случаев пока не удается — тем более, что курс надо рассчитать к рублю на день операции.

Более того, в случае с цифровой валютой может возникнуть риск образования дохода на курсовую разницу даже тогда, когда в самой валюте нет дохода — если официальный курс вырастает. Для цифровых валют пока нет четких правил, обязывающих их владельца декларировать такой доход. Но и убытки от падения курса учесть нельзя.

В то же время Мария Аграновская подчеркивает, что пока нет никакой подтвержденной практики, в рамках которой налоговые органы принимали бы выписки со счетов зарубежных криптобирж или же с криптокошельков как доказательство операций и стоимости криптовалют на конкретную дату. «Эту практику придется устанавливать нам с вами — подчеркивает эксперт, — но это непросто». Можно попробовать обратиться в налоговые органы с запросами, судиться с ними или же отправлять запросы по конкретной ситуации от имени своего адвоката (на последнее налоговая служба обязана ответить в течение 30 дней, но никаких гарантий «нужного» ответа никто не даст).

Важно также понимать, что валютное законодательство РФ запрещает операции в зарубежной валюте (но не в цифровой валюте) между российскими гражданами. Россияне не могут официально проводить платежи по покупке криптовалют за доллары или другую фиатную валюту, но могут покупать одну криптовалюту за другую. Кроме того, данный запрет не распространяется на покупку криптовалют за рубли.

Предполагается (в текущей редакции), что держателям криптовалют надо подавать декларацию и платить налоги, если за год было совершено операций с ними на сумму свыше 600 000 рублей (что с учетом курса рубля совсем немного). Под операциями подразумеваются как входящие, так и исходящие транзакции с криптовалютами.

Рассмотрим более подробно ключевые предложения законопроекта:

  • Физические лица должны будут заплатить НДФЛ, налог на добавленную стоимость (НДС) не применим;
  • Юридические лица должны будут заплатить налог на прибыль. Специально для компаний уточнено, что цифровые валюты не подлежат амортизации — уменьшению налогооблагаемой базы из-за устаревания имущества — и не облагаются НДС;
  • В теории платить налог надо только с прибыли — разницы между суммой продажи и покупки. Расчет стоимости происходит в рублях — по рыночной цене криптовалюты на дату совершения операции. Однако в законопроекте не сказано, как именно определить рыночную цену криптовалюты — это отдельно должна уточнить налоговая служба. Таким образом, порядка расчетов налога пока нет, как и порядка документального оформления расходов для того, чтобы их исключение из прибыли было признано;
  • Для физлиц ставка налога составит стандартные 13% от прибыли или 15%, если доход от операций с криптовалютами превышает 5 млн в год;
  • Как уже упоминалось выше, подавать декларацию с указанием операций с криптовалютами надо только в случае, если оборот по ним превысит 600 000 рублей в течение календарного года. В декларации следует указать наличие криптовалюты, оборот и остаток. Если же за год ваш оборот криптовалюты составил менее 600 000 рублей, отчитываться и платить налоги будет не нужно;
  • Декларировать доходы от операций с криптовалютой обязаны граждане РФ и иностранцы, более 183 дней проживающие на территории страны (налоговые резиденты), и российские юридические лица;
  • Декларацию надо подать в ФНС не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. То есть за 2021 год надо отчитаться не позднее 30 апреля 2022 года (если проект закона пройдет обсуждение и будет принят, то с учетом его положений, если нет — то согласно общим правилам декларирования доходов и имущества). Были предложения о переносе сроков, амнистии и другие варианты переходного периода, но окончательного варианта все еще нет;
  • Налоговая будет иметь право требовать у банков информацию по счетам и операциям клиентов-физлиц, транзакции которых связаны с криптовалютами или похожи на нарушение налогового законодательства, а также справки о переводах криптовалют. Как именно будет происходить обмен такой информацией между банками и ФНС, пока не ясно — для этого потребуется отдельный приказ службы, который в то же время не должен нарушать права и законные интересы граждан по существующим законам;
  • Если не подать декларацию или указать в ней неверные сведения, налоговая начислит штраф в размере 10% от наибольшей из двух сумм — либо от суммы покупки, либо от суммы продажи;
  • Если не сообщить в установленный отчетный срок о «получении права распоряжаться криптовалютами» (не до конца понятно, что именно под этим понимается в законопроекте, и достаточно ли подачи декларации или нужен особый вид уведомления), налоговая может начислить штраф в 50 000 рублей;
  • Если не уплатить налог или уплатить его не полностью, штраф составит 40% от суммы неуплаченного налога (если закон примут, опять же).

Важно понимать, что сейчас никакого механизма отслеживать, есть ли у человека криптовалюты, торгует ли он ими и заплатил ли по ним налоги, у налоговой нет. Регулируемые биржи и обменники не передают в ФНС никаких сведений о ваших транзакциях.

Они, насколько известно Марии Аграновской, не открывают официальных юридических лиц или представительств в России и отчитываться в налоговую не обязаны, поскольку не являются налоговыми агентами. Однако обмен информацией возможен в случае возбуждения против вас уголовного дела. Такая же ситуация может сложиться между банками, которые работают в разных странах, и налоговыми органами в ряде случаев. То есть если вы открываете счет в зарубежных банках, то зарубежные и российские банки начинают автоматически обмениваться информацией. Это необязательно означает, что информация попадет в ФНС, но такой риск есть.

«Отследить наличие криптовалюты у граждан или дохода по операциям с таким имуществом относительно сложно, ведь криптобиржи — это не стандартные финансовые организации, они не обмениваются информацией и не выступают налоговыми агентами. Поэтому ответственность здесь полностью возлагается на инвесторов в криптовалюту», — уточнила Евгения Чижевская.

Налоговая, скорее всего, не узнает о вашем доходе от криптовалют. Но риск в теории существует. Например, если банк сообщит о подозрительных транзакциях по вашему счету в РосФинМониторинг. Особенно этот пункт актуален, если операции ссылаются на продажу криптовалют, считает Мария Аграновская.

Другими словами, ФНС умеет выявлять серые доходы. Чаще всего при дорогих покупках и других операциях, которые надо зарегистрировать — автомобили или недвижимость, но не только. Налоговая может заинтересоваться — откуда деньги на покупку.

Подать декларацию и уплатить налоги — способ легализовать доход от криптовалюты и избежать возможных претензий от банков и штрафов. Однако на практике, если указать большой доход, например, в 10 или 20 млн рублей, ФНС может проверить — нет ли у инвестора незаконной предпринимательской деятельности (см. выше). Поэтому такие крупные доходы стоит декларировать после консультации с опытным специалистом по налогам.

Как утверждает Мария Аграновская, один из легальных вариантов — открытие КИК (контролируемой иностранной компании) в иностранной юрисдикции, где такая деятельность разрешена. Но об открытии КИК надо сообщать в России, поскольку за сокрытие данных или несвоевременное уведомление в соответствии с законом будет назначен штраф в размере 550 000 рублей по каждой КИК. Более подробную информацию по КИК и о том, как их открывать, следует узнавать у профильных специалистов. При этом фиатные доходы надо декларировать — здесь существует ряд правил в зависимости от того, в какой стране открыта компания (офшор или нет, если очень просто объяснить). Существует также разница в отношении разных объемов доходов таких КИК.

Кто-то торгует криптовалютой годами на миллионы рублей и не платит налоги. А кто-то продаст монет на несколько десятков тысяч рублей, после чего банк заблокирует ему счет, а налоговая попросит отчитаться за операции, проведенные с криптовалютой за последние три года. Поэтому помните, по закону платить налог с дохода от криптовалют в фиат вы обязаны. А дальше — решайте сами. Мы лишь можем рассказать о ситуации и порекомендовать решения (на основе мнений авторитетных юристов).

«Не думаю, что есть случаи, когда стоит скрывать какой-либо доход от налоговой. Декларировать или нет — это выбор каждого, но нужно понимать последствия такого выбора. Это высокие штрафы, пени, а при крупных и особо крупных размерах уклонения — еще и уголовная ответственность вплоть до лишения свободы. Да, налоговая может никогда сама не узнать, и вам «повезет». Цена недекларирования, на мой взгляд, слишком высока и не стоит такого риска, но каждый для себя решает сам», — резюмировала для нас Евгения Чижевская.

Хотя законопроект еще не принят, его нынешний текст наглядно показывает вектор развития крипторегулирования в России. Вместо предоставления льгот и поддержки нового сектора власти выбрали строгое регулирование и даже частичный запрет.

Формально сами криптовалюты никто не запрещает — торгуйте ими (не покупая товаров и услуг при этом), открывайте блокчейн-компании, выпускайте токены, но на практике никакой мотивации для работы «в белую» ни у пользователей, ни у разработчиков, ни у бизнеса нет. Никаких преимуществ от декларирования тоже нет, зато легко случайно нарушить закон и получить штрафы, пени.

Продолжение такого курса приведет к тому, что оставшийся бизнес может уйти в другие, более лояльные к цифровым активам, юрисдикции, а пользователи вынуждены будут работать в тени. Как будет на самом деле в итоге — узнаем уже после окончательного принятия закона и всех правок к нему. Теоретически все еще есть шанс, что принятый закон окажется более лояльным к держателям криптовалют, чем сейчас.

Исходя из действующих разъяснений Минфина, НДФЛ с доходов от купли-продажи криптовалют в 2020 году нужно платить по аналогии с реализацией имущества. Законопроект, который сейчас рассматривается в Госдуме, должен зафиксировать это положение в НК РФ.

Также с 2021 года будет введена обязательная отчётность об операциях с криптовалютами на сумму более 600 тыс. руб. в год. За нарушения порядка сдачи этой отчётности виновным будет грозить штраф, а при существенных объёмах (более 15 млн руб. за три года) — уголовное преследование.

Если читая статью у вас возник резонный вопрос о документах, подтверждающих расходы, что здесь следует обратиться к НК РФ, в соответствии с которым можно использовать любые документы, где есть сумма и дата. Были случаи, когда налоговая принимала скрины из личного кабинета на бирже.

Как налоговики будут их оценивать, предугадать сложно. Возможно, после принятия изменений в НК, когда криптовалюта будет однозначно признана имуществом, появятся и разъяснения по порядку документального подтверждения операций.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *