Коэффициент экспертизы на 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Коэффициент экспертизы на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» и опубликованными Федеральной службой государственной статистики индексами потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации за 2020 год необходимо:

1. Применять с 14.01.2021 при определении размера платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий коэффициент Ki = 5,71, отражающий инфляционные процессы по сравнению с 01.01.2001, который определяется как произведение публикуемых Федеральной службой государственной статистики индексов потребительских цен для каждого года, следующего за 2000 годом, до года, предшествующего тому, в котором определяется размер платы за проведение государственной экспертизы.

2. Признать утратившим силу распоряжение ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 14.01.2020 N 1-р «Об изменении коэффициента Ki, отражающего инфляционные процессы по сравнению с 1 января 2001 г., применяемого при определении размера платы за проведение государственной экспертизы».

3. Специалистам Отдела планово-договорной работы Управления сопровождения проектов центрального аппарата и отделов сопровождения проектов филиалов ФАУ «Главгосэкспертиза России» осуществлять расчеты размера платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий с применением коэффициента Ki в соответствии с настоящим распоряжением.

4. Центру цифровой трансформации внести изменения в действующие электронные системы ФАУ «Главгосэкспертиза России».

5. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить:

а) в части соблюдения структурными подразделениями центрального аппарата ФАУ «Главгосэкспертиза России» — на заместителей начальника ФАУ «Главгосэкспертиза России», курирующих соответствующие структурные подразделения;

б) в части соблюдения филиалами ФАУ «Главгосэкспертиза России» — на начальников филиалов.

Начальник И.Е. Манылов

Изменение коэффициента при расчете стоимости экспертизы на 2021 год


С 14 января 2021 г. при определении размера платы за проведение госэкспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий применяется коэффициент Ki 5,71.

Данный коэффициент отражает инфляционные процессы по сравнению с 1 января 2001 г. и определяется как произведение индексов потребительских цен для каждого года, следующего за 2000 г., до года, предшествующего тому, в котором рассчитывается размер платы.

Ранее изданный акт по этому вопросу признан утратившим силу.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    Приказ Минстроя России от 20 февраля 2021 года № 79/пр

    • Поручение Президента РФ

      «Поручения в связи с пожарами в Якутии»

    • Указ Президента РФ от 09.08.2021 N 459

      «О внесении изменений в Положение об Управлении Президента Российской Федерации по приграничному сотрудничеству, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 2018 г. N 559»

    • Указ Президента РФ от 09.08.2021 N 460

      «Об учреждении ордена «За заслуги в культуре и искусстве» и медали «За труды в культуре и искусстве» (вместе со «Статутом ордена «За заслуги в культуре и искусстве», «Положением о медали «За труды в культуре и искусстве»)

    • Поручение Правительства РФ от 11.08.2021

      «О решениях по итогам рабочей поездки в Сахалинскую область»

    • Распоряжение Правительства РФ от 10.08.2021 N 2204-р

      «О выделении бюджетных ассигнований для предоставления межбюджетного трансферта бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на осуществление специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами

    • Постановление Правительства РФ от 09.08.2021 N 1317

      «О внесении изменений в перечень иных выплат за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для целей применения частей 5 и 5.1 статьи 30.5 Федерального закона «О национальной платежной системе»

    • Все новости
    • Мероприятия
    • Госстройсмета
    • Ценообразование

    В соответствии с пунктом 30 статьи 1, пунктом 7.5 части 1 статьи 6, частью 3 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2020, N 31, ст. 5023), подпунктом 5.4.23.1 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6117; 2020, N 30, ст. 4924), приказываю:

    утвердить прилагаемую Методику определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации.

    Министр
    В.В. ЯКУШЕВ

    УТВЕРЖДЕНА
    приказом Министерства строительства
    и жилищно-коммунального хозяйства
    Российской Федерации
    от 4 августа 2020 г. N 421/пр

    25. В составе сметной документации разрабатываются следующие сметные расчеты:

    а) сводка затрат (при необходимости);

    б) сводный сметный расчет стоимости строительства;

    в) объектные сметные расчеты (сметы);

    г) локальные сметные расчеты (сметы);

    д) сметные расчеты на отдельные виды затрат.

    26. Сметные расчеты разрабатываются по рекомендуемым образцам, приведенным в Приложениях N 2 — 7 к Методике.

    27. К сметной документации прилагаются и являются ее неотъемлемыми частями:

    а) пояснительная записка;

    б) ведомости объемов работ;

    в) обосновывающие документы.

    28. Выполнение расчетов и оформление сметной документации производится согласно документам в области стандартизации, устанавливающим основные требования к проектной документации, разрабатываемым в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 27, ст. 3953; 2016, N 27, ст. 4229, а также с учетом требований к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. N 783/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2017 г., регистрационный N 47947).

    29. Каждому сметному расчету присваивается шифр, содержащий буквенное обозначение и номер.

    Буквенное обозначение отражает вид сметного расчета (сметы):

    а) СР — сметный расчет на отдельные виды затрат;

    б) ЛСР (ЛС) — локальный сметный расчет (смета);

    в) ОСР (ОС) — объектный сметный расчет (смета);

    г) ССРСС — сводный сметный расчет стоимости строительства.

    Сквозная нумерация сметных расчетов на отдельные виды затрат производится целыми числами в порядке их включения в сметную документацию. Например, СР-1.

    30. Номер локального сметного расчета (сметы) содержит три группы цифр: первые две группы цифр соответствуют номеру объектного сметного расчета (сметы), третья группа цифр — порядковому номеру локального сметного расчета (сметы) в объектном сметном расчете (смете). Например, ЛС-02-01-01.

    31. Номер объектного сметного расчета (сметы) содержит две группы цифр: первые две цифры соответствуют номеру главы сводного сметного расчета, вторые две цифры — порядковому номеру строки в главе сводного сметного расчета стоимости строительства. Например, ОС-02-01.

    32. Сводный сметный расчет стоимости строительства содержит буквенное обозначение — ССРСС. В случае, когда подготовка проектной документации по инициативе заказчика осуществляется применительно к отдельным этапам строительства, сводному сметному расчету стоимости строительства присваивается также номер этапа строительства.

    33. Сводке затрат не присваиваются буквенное обозначение и порядковый номер.

    34. Нумерация локальных и объектных сметных расчетов (смет), а также сметных расчетов на отдельные виды затрат может быть дополнена группой цифр, соответствующих номеру этапа строительства.

    35. Сметные расчеты разрабатываются на основании проектной и (или) иной технической документации, ведомостей объемов работ с указанием наименований работ, их единиц измерения и количества, ссылок на чертежи и спецификации, расчета объемов работ и расхода материальных ресурсов (с приведением формул расчета), а также иных исходных данных, необходимых для определения сметной стоимости строительства.

    С 13 октября 2020 г. изменен расчет размера платы за проведение экспертизы

    43. Рекомендуемые образцы локальных сметных расчетов (смет) приведены для базисно-индексного метода в Приложении N 2 к Методике, для ресурсно-индексного метода — в Приложении N 3 к Методике, для ресурсного метода — в Приложении N 4 к Методике.

    44. Сметная стоимость строительства, определенная с применением базисно-индексного метода, приводится в локальных сметных расчетах (сметах) в двух уровнях цен: базисном и текущем.

    Для определения сметной стоимости в базисном уровне цен применяются единичные расценки, составляющие единичных расценок, сведения о которых включены в ФРСН.

    При отсутствии информации о сметных ценах в базисном уровне по отдельным материальным ресурсам и оборудованию, их сметная цена формируется на основании расчета в соответствии с пунктами 90 — 92, 112 — 115 Методики с учетом положений пунктов 22 и 23 Методики.

    Сметные цены в базисном уровне цен на высокотехнологичные и уникальные строительные машины, изготавливаемые по индивидуальным проектам (по единичным заказам, в том числе в единственном экземпляре), находящиеся, как правило, в собственности юридических лиц, не зарегистрированных на территории Российской Федерации, не применяемые (или применяемые в рамках индивидуального проектирования) на территории Российской Федерации, включенные во ФСЭМ без сметных расценок и отмеченные в графах 4 и 5 знаком «- *» (далее — несерийные строительные машины), определяются в соответствии с пунктом 83 Методики.

    45. Сметная стоимость в текущем уровне цен рассчитывается как произведение сметной стоимости, определенной в базисном уровне цен, и соответствующих индексов изменения сметной стоимости, разрабатываемых в соответствии с Методикой расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 июня 2019 г. N 326/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 сентября 2019 г., регистрационный N 55869), в том числе:

    а) индексы к СМР применяются к итоговым стоимостным показателям СМР по ЛСР (ЛС);

    б) индексы к элементам прямых затрат применяются к итоговым стоимостным показателям в целом по ЛСР (ЛС): сметной стоимости оплаты труда, сметной стоимости эксплуатации машин и механизмов, сметной стоимости материалов, изделий и конструкций;

    в) индексы по видам (комплексам) работ применяются к итоговым стоимостным показателям в целом по ЛСР (ЛС), например, к сметной стоимости пусконаладочных работ;

    г) индексы к расценкам применяются к итоговым стоимостным показателям прямых затрат по каждой расценке, включенной в ЛСР (ЛС);

    д) индексы к элементам прямых затрат расценок применяются к итоговым стоимостным показателям элементов прямых затрат по каждой расценке, включенной в ЛСР (ЛС);

    е) индексы на перевозку применяются к сметной стоимости затрат на перевозку грузов для строительства автомобильным транспортом, в том числе на дополнительное расстояние сверх учтенного сметными ценами на материальные ресурсы и оборудование, в соответствии с типом автотранспортных средств в целом по ЛСР (ЛС) или по каждой позиции в зависимости от принятых индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ;

    ж) индексы к оборудованию применяются к итоговым стоимостным показателям оборудования в целом по ЛСР (ЛС) или по каждой позиции в зависимости от принятых индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ.

    46. Сметная стоимость, определенная с применением ресурсного и ресурсно-индексного методов, приводится в локальных сметных расчетах (сметах) в текущем уровне цен.

    47. В локальных сметных расчетах (сметах), разрабатываемых ресурсным и ресурсно-индексным методами, по каждой позиции выделяют следующие показатели строительных ресурсов:

    а) затраты труда рабочих с указанием среднего разряда работы или квалификационного состава рабочих, звена пусконаладочного персонала, чел.-ч;

    б) затраты труда машинистов, чел.-ч;

    в) потребность в машинах и механизмах, маш.-ч;

    г) потребность в материальных ресурсах в натуральных единицах измерения (м, м3, м2, т, кг и других натуральных единицах измерения);

    д) потребность в оборудовании в натуральных единицах измерения (шт, компл, т и других натуральных единицах измерения).

    99. При определении сметной стоимости строительства к стоимости оборудования относятся затраты на приобретение:

    а) технологических линий, станков, установок, аппаратов, машин, механизмов, приборов и других устройств, совершающих различные технологические процессы, в результате которых производится энергия, вырабатывается полуфабрикат, готовый продукт или обеспечивается их перемещение, а также сопутствующие им процессы, обеспечивающие автоматизацию управления технологическими процессами, функции связи и контроля;

    б) санитарно-технического оборудования, связанного с обеспечением работы технологического оборудования и технологических процессов;

    в) поставляемых в комплекте с основным оборудованием обвязочных трубопроводов, трубопроводной арматуры, металлических конструкций, мерных участков кабелей с разделанными концами;

    г) первоначального фонда инструмента, технологической оснастки и инвентаря, необходимых для эксплуатации вводимых в действие предприятий, зданий и сооружений;

    д) транспортных средств, относящихся к подвижному составу транспортного хозяйства предприятий производственного назначения, используемых для перемещения грузов в ходе обслуживания технологических процессов переработки, выпуска продукции (подвижной состав для перевозки грузов по железнодорожным путям, автомобильные транспортные средства и прочие транспортные средства);

    е) запасных частей к оборудованию.

    100. При формировании сметной стоимости в локальных сметных расчетах (сметах) отдельно выделяется сметная стоимость:

    а) инженерного оборудования;

    б) технологического оборудования;

    в) лабораторного оборудования;

    г) транспортных средств;

    д) инструмента для технологических процессов;

    е) производственного и хозяйственного инвентаря, в том числе мебели.

    101. К инженерному оборудованию в локальных сметных расчетах (сметах) относится оборудование, несущее функциональную нагрузку в здании или сооружении и обеспечивающее заданные параметры эксплуатации объекта капитального строительства: подъемно-транспортное оборудование (лифты, эскалаторы, траволаторы и другое оборудование), оборудование систем инженерно-технического обеспечения, другое оборудование.

    102. К технологическому оборудованию в локальных сметных расчетах (сметах) относится функциональное оборудование, используемое в технологических процессах переработки, выпуска продукции предприятий производственного назначения. Для объектов непроизводственного назначения к технологическому оборудованию относится оборудование, используемое для оказания услуг (медицинское оборудование, мультимедийное обучающее и развивающее оборудование и другое оборудование).

    103. В локальные сметные расчеты (сметы) включается стоимость транспортных средств, относящихся к подвижному составу транспортного хозяйства предприятий производственного назначения, используемых для перемещения грузов в ходе обслуживания технологических процессов переработки, выпуска продукции (подвижной состав для перевозки грузов по железнодорожным путям, автомобильные транспортные средства и прочие транспортные средства). Перечень транспортных средств, подлежащих учету в сметной стоимости строительства, определяется заказчиком по согласованию с главным распорядителем средств соответствующего бюджета (за исключением случаев, когда заказчиком является главный распорядитель бюджетных средств).

    104. При определении сметной стоимости строительства не учитывается стоимость транспортных средств, не связанных с технологией производства и не участвующих в технологических процессах переработки, выпуска продукции, в том числе:

    а) для объектов железнодорожного транспорта: подвижной железнодорожный состав (локомотивы, вагоны всех модификаций), в том числе и вагоны для строящихся и действующих метрополитенов, контейнеры, краны на железнодорожном ходу, передвижные тяговые подстанции и ремонтные единицы, путевые машины и механизмы;

    б) для объектов воздушного транспорта: самолеты, вертолеты, двигатели к ним, авиационное оборудование пассажирского и грузового воздушного транспорта;

    129. Сметная стоимость в объектных сметных расчетах (сметах) определяется суммированием данных локальных сметных расчетов (смет) с распределением затрат по следующим элементам сметной стоимости строительства: стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ, монтажных работ, оборудования, прочих затрат.

    130. Рекомендуемый образец оформления объектных сметных расчетов (смет) приведен в Приложении N 5 к Методике.

    131. При определении сметной стоимости ресурсным и ресурсно-индексным методами объектные сметные расчеты (сметы) разрабатываются в текущем уровне цен.

    132. При определении сметной стоимости базисно-индексным методом одновременно с текущим уровнем производится формирование отдельных объектных сметных расчетов (смет) в базисном уровне цен.

    133. При определении сметной стоимости ресурсным и ресурсно-индексным методами в объектных сметных расчетах (сметах) в текущем уровне цен приводятся итоговые данные по оплате труда, стоимости эксплуатации машин и механизмов, материальных ресурсов, накладных расходов, сметной прибыли, оборудования и перевозки.

    134. В объектных сметных расчетах (сметах) при соответствующем обосновании в проектной и (или) иной технической документации дополнительно приводятся:

    а) средства на строительство и разборку титульных временных зданий и сооружений;

    б) дополнительные затраты при производстве работ в зимнее время;

    в) отдельные виды прочих затрат, относимые на сметную стоимость объекта капитального строительства.

    Учет указанных затрат производится в порядке, приведенном в разделе IX Методики, и обеспечивает определение полной сметной стоимости объекта капитального строительства.

    182. Затраты на выполнение работ, связанных с созданием произведений изобразительного искусства, по назначению и характеру согласованных с архитектурной средой (пространством), предназначенных для конкретного объекта социально-культурного назначения (например, театра, музея, выставочного центра, картинной галереи, филармонии) и (или) объектов культурного наследия и образующих с ним нерасторжимое единство (далее — произведения изобразительного искусства монументального характера) и с созданием произведений изобразительного искусства самостоятельного характера и идейно-художественного значения (далее — произведения изобразительного искусства станкового характера), определяются на основании отдельно разрабатываемых локальных сметных расчетов (смет).

    183. Сметная стоимость указанных в пункте 182 Методики затрат определяется на основании конъюнктурного анализа в соответствии с положениями пунктов 13 — 22 Методики.

    184. Стоимость работ по созданию произведений изобразительного искусства монументального характера учитывается в сметной стоимости соответствующего объекта капитального строительства и относится к прочим затратам (графа 7 сводного сметного расчета).

    185. Стоимость произведений изобразительного искусства станкового характера учитывается в сметной стоимости соответствующего объекта капитального строительства и включается в графу 6 сводного сметного расчета.

    Официально приказ Минэкономразвития об индексе-дефляторе на 2021 год еще не опубликован, но прогнозные значения в различных производственных областях уже представлены. Указанные значения еще скорректируют с учетом произошедших за последнее время экономических изменений.

    При разработке бюджета и планировании закупочной деятельности на следующий год и плановые периоды воспользуйтесь уже имеющимися значениями коэффициента, рассчитанными специалистами министерства.

    Представим индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2024 года в таблице.

    Отрасли 2021 2022 2023 2024
    Добыча полезных ископаемых 103,1 103,8 104,1 104,2
    Добыча нефти и газа 102,7 103,5 103,7 103,9
    Обрабатывающие производства 103,3 104,1 104,2 104,3
    Промышленность 103,4 104,0 104,1 104,2
    Обеспечение электрической энергией, газом и паром 104,0 104,0 104,0 104,0
    Водоснабжение и водоотведение 104,0 104,0 104,0 104,0
    Строительство 104,1 105,1 104,3 104,4
    Сельское хозяйство 103,1 103,9 103,9 104,2
    Транспорт 104,1 104,0 104,0 104,0
    Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения) 103,7 103,7 103,8 103,8
    Оборот розничной торговли 103,5 104,3 103,9 104,0
    Платные услуги населению 104,2 103,9 104,2 104,1

    Индекс для товаров потребительского назначения планируется на уровне 104,2. Розничные расценки на электричество будут проиндексированы на 104,0.

    При осуществлении государственных закупок в рамках закона 44-ФЗ индексы используются при расчете и обосновании НМЦК (письмо Минэкономразвития №Д28и-1688 от 22.06.2016). Заказчик рассчитывает начальную (максимальную) цену контракта согласно положениям ст. 22 44-ФЗ.

    При обосновании НМЦК, рассчитанной с помощью метода анализа рынка, необходимо использовать годовые коэффициенты-дефляторы, так как в соответствии с ч. 3 ст. 22 44-ФЗ сведения о стоимости товаров, работ, услуг необходимо проанализировать с учетом сопоставимых с базисным периодом ценовых и коммерческих предложений.

    Индексы применяются заказчиками и при определении начальной (максимальной) цены на основании проектно-сметного метода (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ) при осуществлении закупок по строительству, реконструкции, капитальному ремонту (письмо Минфина №24-01-10/72553 от 03.11.2017). Индекс-дефлятор на 2020 год для смет указан в социально-экономическом прогнозе. По расчетам, индекс-дефлятор на 2021 год Минэкономразвития для смет — 104,1 (из таблицы прогнозных значений).

    При заключении контракта на строительство с единственным поставщиком организация-заказчик должна рассчитать стоимость контракта на основании ч. 9 ст. 22 44-ФЗ — проектно-сметным методом. Независимо от того, заключает ли заказчик контракт с единственным поставщиком или проводит торги, НМЦК рассчитывается с учетом Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития №567 от 02.10.2013.

    Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности регламентируется положениями ГрК РФ — статьей 8.3. Дефляторы используются при расчете сметной стоимости объекта по годам реализации (в рамках реализации федерального инвестиционного проекта). НМЦК определяется в соответствии с рассчитанной сметой строительных работ (ст. 22), в исчислении учитывается базовый вариант индекса из социально-экономического прогноза.

    Минстрой рекомендует использовать индекс дефляции для пересчета сметной стоимости работ по госконтрактам на строительство для приведения в соответствие с уровнем цен на момент определения НМЦК. Если проект сметы разработан по сметно-нормативной базе, которую применяли на дату формирования НМЦК, используйте индексы изменения сметной стоимости, которые действовали на дату определения начальной цены (письмо Минстроя №9333-ИФ/0 от 16.03.2020). Если ПСД разработан по нормативам, не применяемым на дату формирования НМЦК, используйте индексы Росстата:

    • индексы фактической инфляции (официальный сайт Росстата);
    • индексы прогнозной инфляции (официальный сайт Минэкономразвития).

    ВАЖНО!

    Дефлятор применяют и при расчете стоимости проектных работ для корректного планирования будущих капитальных вложений.

    Дефляторы в рамках 223-ФЗ применяют для следующих целей: если стоимость контракта скорректировалась в связи с ростом цен (инфляцией) в соответствии с прогнозными показателями коэффициента, то это является основанием для изменения существенных условий договора. Организация-заказчик обязана предусмотреть такую возможность в положении о закупках.

    \r\n\r\n

    Значения действующих коэффициентов-дефляторов и коэффициентов, утвержденных на 2021 год, приведем в сравнительной таблице.

    \r\n\r\n

    \r\n\t \r\n\t\t \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t

    \r\n\t

    \r\n\t\t \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t

    \r\n\t

    \r\n

    \r\n\t\t\t

    Режим налогообложения

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    2020 год

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    2021 год

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    НДФЛ

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    1,810

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    1,864

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    УСН

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    1

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    1,032

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    ПСН

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    1,589

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    1,637

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    Торговый сбор

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    1,379

    \r\n\t\t\t

    \r\n\t\t\t

    1,420

    \r\n\t\t\t

    \r\n\r\n

    Напомним также, что в текущем году действует коэффициент-дефлятор для ЕНВД. Его значение равно 2,005. На 2021 год величина этого коэффициента не установлена, поскольку с 1 января «вмененка» отменяется.

    Как применять индекс-дефлятор в закупках: изменения на 2021 год

    Значения действующих коэффициентов-дефляторов и коэффициентов, утвержденных на 2021 год, приведем в сравнительной таблице.

    Режим налогообложения

    2020 год

    2021 год

    НДФЛ

    1,810

    1,864

    УСН

    1

    1,032

    ПСН

    1,589

    1,637

    Торговый сбор

    1,379

    1,420

    Напомним также, что в текущем году действует коэффициент-дефлятор для ЕНВД. Его значение равно 2,005. На 2021 год величина этого коэффициента не установлена, поскольку с 1 января «вмененка» отменяется.

    Минэкономразвития России в письме от 30.09.2020 № 32028-ПК/Д03и приводит показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2023 года, используемые в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 01.04.2020 № 190.

    Уровень цен на продукты питания и товары первой необходимости интересуют практически всех жителей России. Какими будут ценники в магазинах в новом году — этот вопрос задают все: от мала до велика. Чтобы иметь хоть какое-то представление о стоимости товаров, работ, услуг, чиновники применяют специальный расчетный коэффициент.

    Индекс-дефлятор — это база для определения динамики ценовых показателей в будущем. То есть применив утвержденный индекс-дефлятор на 2021 год (Минэкономразвития) к текущему ценнику, легко рассчитать стоимость конкретной категории продукции или товара в плановом периоде.

    Дальше чиновники определяют, какими будут цены в будущих периодах. Получив стоимостные позиции, оценивается уровень доходов населения. Причем анализ проводится по каждой категории граждан в отдельности. Расчеты проводятся с учетом потребностей взрослого трудоспособного населения, несовершеннолетних россиян и, конечно, пенсионеров.

    Эти показатели позволяют получить прогноз потребности в индексации пособий, пенсионных выплат и прочих социальных доплат. Все операции проводятся, учитывая индекс-дефлятор, — ежегодные индексации пособий за счет средств Фонда социального страхования (проводятся обычно в январе-феврале), индексация пенсий, повышение стоимости пенсионных баллов, увеличение социальных компенсаций, доплат и надбавок.

    Отметим, что социальная политика — не единственная сфера применения коэффициентов. К примеру, индекс-дефлятор на 2021 год в строительстве позволяет определить ценовые показатели на строительные материалы, услуги и работы. Но это только вершина айсберга. От этих расчетов в конечном итоге зависят стоимость готового жилья и прочей недвижимости.

    Аналогичное значение имеет индекс-дефлятор на 2021 год для смет. Этот коэффициент позволяет спрогнозировать уровень государственных закупок, определить потребность и платежеспособность российских организаций в плановом периоде. Например, компания, планируя закупки товаров, работ, услуг, обязана учитывать не только доведенные объемы финансирования и свои потребности, но и динамику цен на необходимые товары, работы, услуги.

    Отметим, что ни одна из сфер деятельности государства не обходится без применения индексов-дефляторов. Даже налоговая система содержит расчеты, основанные на применении этих коэффициентов.

    Утверждены коэффициенты‑дефляторы на 2021 год

    Расчет показателя представляет собой отношение номинальных значений к текущим. Причем полученный показатель пересчитывается в проценты. Посмотрим, как используется индекс-дефлятор на 2021 год (приказ Минэкономразвития определяет формулу):

    ИД = номинальные значения / текущие (реальные) значения × 100%.

    К примеру, как исчисляется индекс-дефлятор ВВП:

    ИД ВВП = номинальный ВВП / реальный ВВП × 100%.

    Этот показатель является обобщенным. Он характеризует динамику цен на все товары, работы, услуги как потребительского, так и производственного назначения, поскольку ВВП — это расчетная стоимость всего, что произведено в расчетном периоде. Но показатель индекса-дефлятора ВВП говорит о динамике цен в российской экономике в целом.

    Если у вас нет филиалов, и вы не относитесь к тем, кому работать на УСН запрещено (ст. 346.12 НК РФ), то для того, чтобы работать на упрощенке, нужно соответствовать таким критериям:

    • численность работающих – не больше 100 человек;
    • остаточная стоимость ОС — не выше 150 млн. руб.;
    • доля участия других юрлиц – не более 25%;
    • лимит доходам, полученным за год – не выше 150 млн. руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

    С 2021 года разрешено в определённых пределах превышать лимиты по численности персонала и доходу и не переходить при этом на ОСН, а платить УСН-налог по более высоким ставкам.

    Чтобы в 2021 году работать на УСН и платить налог по обычным ставкам 6% для объекта «доходы» и 15% для объекта «доходы минус расходы», нужно, чтобы доход не превысил 154,8 млн. руб. (150 млн. руб. х 1,032).

    Чтобы не потерять право на УСН, нужно, чтобы доход не превысил 206,4 млн. руб. (200 млн. руб. х 1,032). При уровне дохода от 154,8 млн. руб. до 206,4 млн. руб. ставки УСН-налога повышаются: 8% для объекта «доходы» и 20% для объекта «доходы минус расходы».

    Такие же повышенные ставки УСН-налога нужно будет применять и в том случае, когда численность работников будет больше 100, но меньше 130 человек.

    Суммарные изменения согласно редакции № 2 от 27.02.2020 и редакции № 3 от 12.03.2020 года

    1. Добавлены новые термины: «нижняя часть помещения (коридора)», «помещение с высокой плотностью пребывания людей», «системы противодымной тоннельной вентиляции приточно-вытяжные».
    2. Пункт 5.2. Добавили информацию об установках газоиспользующего оборудования:
    • Следует применять в многоквартирных жилых и общественных зданиях высотой не более 28 м
    • Нельзя использовать в помещениях общественного питания (кухнях) на объектах защиты классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф2.1, Ф4.1
    • В жилых домах высотой от шести этажей и в общественных помещениях в этих домах можно применять только газоиспользующее оборудование с закрытой камерой сгорания
    • Помещения, в которых устанавливается газоиспользующее оборудование, должны быть оснащены автоматикой безопасности, которая в определенных ситуациях должна отключить подачу топлива
  • Пункт 6.13. Были дополнены требования к конструкции воздуховодов и к элементам креплений (подвески) конструкций.
  • Пункт 7.2. Добавлено: тупиковые части коридоров в зданиях различного назначения нельзя разделять перегородками с дверями на участки длиной менее 15 м.
  • Пункт 7.6. Дополнился положением:
  • «Для защиты коридоров помещений общественного назначения и коридоров жилых помещений вышележащих этажей могут быть предусмотрены общие системы вытяжной противодымной вентиляции, если все указанные помещения расположены в одном пожарном отсеке».

  • Пункт 7.8. Добавлено: длина коридора — это сумма длин условно выделенных и последовательно расположенных участков прямоугольной формы или близкой к ней формы.
  • Перечень методик используемых в 2021 для расчета

  1. По поводу кровель: в федеральном законодательстве нет изменений, связанных с этажностью здания. Тип кровли выбирается в зависимости от климатических условий и нагрузок объекта. Если местное градостроительное законодательство содержит требования к архитектурным решениям или к архитектурно-градостроительному облику, то их необходимо учитывать
  2. ВАЖНО: Нормативы на основании Постановления Правительства № 985 от 04.07.2020 применяются в обязательном порядке:
  3. Если градостроительный план земельного участка был получен более 1,5 лет назад и при заходе на экспертизу после 01.08.2020
  4. Если градостроительный план земельного участка был получен после 01.08 2020 – согласно ст. 49 ГрК РФ

Пресс-центр компании СЕРКОНС.

  • Общестроительные работы
  • Ремонтные работы
  • ПНР и АСУ ТП
  • ПИРы
  • Договорная работа
  • Арбитражная практика
  • Сметное нормирование
  • Проектная документация
  • Исполнительная документация
  • Технические регламенты
  • Экспертиза документации
  • Организация строительства
  • Строительный контроль
  • Договорная работа
  • Ввод в эксплуатацию
  • 100 вопросов сметчика — принципиально новый формат образовательной площадки
  • Вопрос определения сметной стоимости, сметного нормирования, ценообразования работ и затрат в строительстве.
  • Аналоговый метод расчета смет на ПИР. Подбор аналогов. Часть 2.
  • Аналоговый метод расчета смет на ПИР. Общие правила применения метода для смет на ПИР. Часть 1.
  • «100 вопросов сметчика» — новый формат образовательной площадки.
  • «Неделя сметчика. Дальний Восток» — экспертный взгляд на современную систему ценообразования
  • На «Неделе сметчика в Москве» представили ответы на вопросы современной системы ценообразования.
  • Экспертиза проектно-сметной документации. Основные изменения в законодательстве в 2020 году.
  • Основные направления реформы ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
  • Панельная дискуссия с участием Главгосэкспертизы России в рамках IV ежегодной «Недели сметчика на Урале»

ЦБ РФ повысил прогноз по инфляции на 2021 год до 5,7-6,2%

  • О соблюдении авторских прав
  • Персональные данные
  • Условия использования
  • Сертификация
  • Контактная информация

Регистрация считается действительной только после подтверждения менеджером. Менеджеры свяжутся с Вами после отправки заявки.

В связи с ограниченным количеством участников, в регистрации на мероприятии может быть отказано до ее окончания.

ПДВ — предельно допустимые выбросы. В некоторых нормативных документах их называют нормативами допустимых выбросов (НДВ), но мы будем использовать терминологию «ПДВ». Она звучит по тексту приказа № 581.

С 1 января 2021 года действует Положение о ПДВ, в ред. Постановления Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055. Нормативный акт обязывает считать выбросы для действующих, строящихся и проектируемых объектов I, II, III категории НВОС. Повезло только IV категории — для нее ПДВ не нужны.

Смотрите в таблице, когда и в каком виде разрабатывают расчет предельно допустимых выбросов.

Категория объекта

Какие выбросы считаем и на основании чего

Как оформляем расчет ПДВ

Проектируемые и строящиеся объекты

ПДВ по материалам оценки воздействия на окружающую среду

Раздел проектной документации

I категория

Высокотоксичные вещества, вещества с канцерогенными и мутагенными свойствами (I и II класс опасности в соответствии с гигиеническими нормативами по СанПиН 1.2.3685-21)

Комплексное экологическое разрешение

До утверждения КЭР — утвержденный проект ПДВ с санитарно-эпидемиологическим заключением

II категория

Загрязняющие вещества по перечню, в отношении которого применяют меры госрегулирования (распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р)

Декларация о воздействии на окружающую среду (проект ПДВ утверждает руководитель организации)

КЭР (при наличии)

III категория

Высокотоксичные вещества, вещества с канцерогенными и мутагенными свойствами (I и II класс опасности в соответствии с гигиеническими нормативами по СанПиН 1.2.3685-21)

Проект ПДВ утверждает руководитель организации

Расчет ПДВ утверждают после получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам (п. 10 Положения № 2055), например, в Центре гигиены и эпидемиологии.

Предельные выбросы считают для каждого стационарного источника загрязнения или их совокупности, по перечню в ред. распоряжения N 1316-р. При этом используют Методы расчета рассеивания выбросов в атмосферном воздухе — смотрите приказ Минприроды России от 06.06.2017 № 273.

Расчет ПДВ должен учитывать гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, которые утверждает Роспотребнадзор. Напомним, что с 1 марта действует новый СанПиН 1.2.3685-21. Документ устанавливает гигиенические нормативы, а экологические нормы до сих пор не утверждены.

Этапы проектирования ПДВ:

  1. Формируем первичные данные для расчета предельно допустимых выбросов.

  2. Определяем стационарные источники и перечень загрязняющих веществ, для которых делаем проект.

  3. Проводим расчеты в соответствии с приказом № 273.

  4. Считаем выбросы для неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), чтобы они не превысили ПДВ.

  5. Оформляем проект.

Расчеты ПДВ делаем в электронном виде и на бумажном носителе, по требованиям п. 11 Методики. Будет это отдельный документ, или часть КЭР, либо Декларации, зависит от категории НВОС.

Раздел II Методики подробно расписывает, какие данные нужны для проекта ПДВ, и где их взять. Есть даже перечень разделов проектной документации, в которых может найтись полезная информация.

Данные включают:

  1. Результаты анализа гигиенических и экологических нормативов. Эти показатели берем в СанПиН 1.2.3685-21.

  2. Географические, климатические, метеорологические характеристики района расположения объекта. Здесь учитываем требования приказа № 273, а результаты оформляем в таблице 1 приложения 1 к Методике.

  3. Данные о фоновом загрязнении атмосферного воздуха. Их получаем в Росгидромете.

  4. Сведения о расположении объекта и прилегающей территории, которые подтверждают картой-схемой и ситуационным планом. Требования к ним смотрите в п. 17 Методики.

  5. Сведения об объекте, его воздействии на атмосферный воздух с учетом перспектив развития. Фактически это раздел годового производственного отчета, в котором описывают виды и результаты деятельности, инвестиционные программы.

  6. Данные об инвентаризации выбросов для действующих объектов. Оформляем по образцу таблиц 2 и 3 приложения 1 к Методике.

  7. Данные о стационарных источниках и выбросах из проектной документации.

Индекс-дефлятор на 2021 год: Минэкономразвития утвердило показатели

Перечень стационарных источников включает:

  • организованные — линейные и точечные

  • неорганизованные — площадные, объемные

  • с залповыми выбросами, если есть

  • планируемые к строительству, вводу в эксплуатацию

  • источники, где идут реконструкция или ликвидация по утвержденным проектам.

Обратите внимание, что Методика закрепляет расчет проекта ПДВ для линейных, проектируемых объектов, а также там, где есть проекты демонтажа. Ранее расчеты для них не делались.

Перечень загрязняющих веществ определяем по ПП № 2055: для II категории нормируем все, а для I и III выбираем высокотоксичные вещества, с канцерогенными и мутагенными свойствами.

Этот этап наиболее трудоемкий, т. к. ПДВ считаем на момент разработки, на последующие семь лет (с учетом перспектив развития), для каждого стационарного источника и их совокупности.

Результаты анализа включают:

  • максимальные разовые значения выбросов

  • усредненные значения выбросов за год

  • валовые (годовые) выбросы.

Пункты 37 и 38 Методики объясняют, как считать ПДВ для линейных объектов и временных площадок.

  1. Подведем итог, как оформить проект ПДВ по новым правилам.

  2. Расчет делаем не только для действующих, но и проектируемых объектов. Проект ПДВ для IV категории не нужен. Учитываем, в т. ч., линейные сооружения, временные площадки, объекты под снос и демонтаж, если они попадают под критерии I, II, III категории НВОС.

  3. В проект обязательно включаем раздел НМУ.

  4. При оформлении расчета ПДВ учитываем требования ПП № 2055 к документации для разных категорий НВОС.

  5. Получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект нормативных выбросов — обязательная процедура по п. 10 Положения № 2055. До этого момента утвердить ПДВ нельзя даже для III категории.

Если у Вас есть вопросы или просто интересует цена составления сметы, Вы можете связаться со мной по телефону +7(981)159-38-69 или воспользоваться формой обратной связи на сайте. Я свяжусь с Вами, чтобы предоставить консультацию относительно составления смет.

Если говорить простыми словами, то индекс-дефлятор — это некий экономический коэффициент, который позволяет рассчитать конечную стоимость услуг, товаров, продуктов, работ. Например, индекс-дефлятор на 2021 год в строительстве, цены на продукты питания, коммунальные и бытовые услуги, стоимость медикаментов и предметов первой необходимости.
Утверждая индекс-дефлятор на 2020-2021 годы, Минэкономразвития определяет, какими будут ценовые значения в будущем. Такие прогнозы необходимы, чтобы чиновники могли своевременно скорректировать социально-экономическую политику. Простыми словами, определить ряд мероприятий, которые позволят улучшить жизнь российского народа и не допустить чрезмерного влияния отрицательных факторов (обнищание населения, инфляция, резкий скачок безработицы, рост цен).

Для сравнения индекс цен и индекс-дефлятор — значения терминов довольно схожи. Только индекс цен указывает, какое конкретное значение примет цена на конкретный товар в конкретном периоде времени. А индекс-дефлятор, в свою очередь, определяет ценовые значения сразу на группу товаров, работ или услуг.

Как в 2021 году применять коэффициент-дефлятор при УСН?

Чтобы рассчитать коэффициент-дефлятор на 2021 год по приказу Минэкономразвития, используйте формулу: отношение объема номинального ВВП и объема реального ВВП, умноженное на 100.

Дефляцию по ВВП рассчитывают следующим образом: стоимость корзины ВВП в текущих ценах / стоимость корзины ВВП в ценах базового года × 100%.

В формуле при исчислении коэффициента используются данные обо всех товарах, работах и услугах, производимых в стране. Рассчитанное значение дефлятора отражает реальную динамику уровня цен в экономике. При исчислении принимается во внимание движение цен с учетом изменения производственной структуры страны, фактических объемов выпуска ТРУ в физическом выражении и других показателей, зафиксированных в отчетном периоде.

Согласно методическим рекомендациям правительства РФ, дефлятор ВВП исчисляют по формуле Пааше, которая отражает реальное количество реализованного товара в расчетном периоде.

Разрабатывая индекс-дефлятор на 2021 год, приказ Минэкономразвития №190 от 01.04.2020 утверждает сразу на несколько периодов. Индексы на 2021 год установлены приказом Минэкономразвития №595 от 30.10.2018. Значения используются для составления прогноза развития страны, а также для определения мероприятий для социальной и экономической поддержки населения.

Индекс-дефлятор (формула для расчета) определяется как отношение номинального ценового показателя к реальному, переведенному в процентное соотношение.

Например, ключевой макроэкономический показатель индекс-дефлятор ВВП, формула:

Стоит учитывать, что этот показатель имеет значительный недостаток. Он занижает показатель инфляции. Именно поэтому ряд представителей министерств и ведомств используют индексы-дефляторы для экономических прогнозов. В результате полученные результаты показывают систематическое и стабильное улучшение жизни населения, а также нескончаемый рост доходов граждан. В реальности этого не происходит, по крайне мере в описанных масштабах.

После того индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2021 года утверждены, чиновники приступают к всестороннему анализу и прогнозированию. Основная цель — разработка вероятных сценариев или, по-простому, планов мероприятий, которые будут применены при благоприятном или же негативном развитии.

По аналогии с ЕНВД, на дефлятор при ПСН корректируют максимальный размер возможной величины дохода и стоимости патента. Базовый доходный показатель за год на ПСН не может превышать 1 млн. руб. (п. 7 ст. 346.43 НК РФ). Эта сумма и трансформируется. Так, в 2018 году максимальная ожидаемая доходность составляла 1,481 млн. (1000000 руб. х 1,481). В 2021 году с применением индекса в размере 1,518 сумма максимально возможного дохода достигнет 1,518 млн. руб. (1000000 руб. х 1,518).

Например, при ставке налога в 6% патент за год будет стоить 91080 руб. (1,518 млн. руб. х 6%), а за месяц – 7590 руб. (91080 / 12). Таким образом, предельная сумма патента в 2021 году не должна быть выше 7590 руб. в месяц.

Заметим, что властям субъектов РФ дано право повышать размер предполагаемого дохода для различных видов деятельности в 3, 5 и 10 раз, поэтому ориентироваться в расчете следует на законодательство региона.

В настоящий момент Минэкономразвития разрабатывает три вида сценариев для российской экономики:

  1. Базовый план, который подразумевает, что показатели основных факторов российской экономики сохранятся на базовом или текущем уровне. То есть не претерпят никаких изменений.
  2. Консервативный сценарий предусматривает существенное ухудшение социально-экономических показателей. В плане учитываются не только внутренние, но и внешние факторы.
  3. Целевой план, при котором ожидается оптимальное развитие событий для российской экономики как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Например, отмена санкций, снижение фискальных пошлин и обременений, рост цен на сырье и прочее.

Анализу подвергаются не только показатели внутреннего развития (ВВП, налоговая система, МРОТ, ценовые показатели, размер потребительской корзины). Но и внешние факторы. В настоящее время особое внимание уделяется санкциям, которые были применены со стороны США и стран Евросоюза.

При осуществлении государственных закупок в рамках закона 44-ФЗ индексы используются при расчете и обосновании НМЦК (письмо Минэкономразвития №Д28и-1688 от 22.06.2016). Заказчик рассчитывает начальную (максимальную) цену контракта согласно положениям ст. 22 44-ФЗ.

При обосновании НМЦК, рассчитанной с помощью метода анализа рынка, необходимо использовать годовые коэффициенты-дефляторы, так как в соответствии с ч. 3 ст. 22 44-ФЗ сведения о стоимости товаров, работ, услуг необходимо проанализировать с учетом сопоставимых с базисным периодом ценовых и коммерческих предложений.

При планировании закупок на 2021 год и последующие периоды и при обосновании НМЦК применяется отраслевой дефлятор в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года. В этом документе содержатся прогнозные показатели индекса по видам экономической деятельности как на следующий, 2021 год, так и на плановый период 2022–2024 года.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *