Нормы списания гсм в РК в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормы списания гсм в РК в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Нормируемые значения расходов горюче-смазочных материалов (QH) рассчитываются на основании общепринятых республиканских:

1) базовых норм расходов горюче-смазочных материалов Н Б , которые представляют собой нормы на пробег (единицу времени или работы) и определяются для каждой конкретной модели автотранспортного средства или специальной техники;

2) норм расходов горюче-смазочных материалов на транспортную работу Н ТР , которые представляют собой дополнительный расход горюче-смазочных материалов на перевозку груза, в том числе в виде дополнительной массы (Н ДМ ), например, массы прицепа, полуприцепа или дополнительного оборудования;

3) норм расходов горюче-смазочных материалов на работу различного дополнительного или специального оборудования Н ДО , которые представляют собой расход горюче-смазочных материалов на работу оборудования, приводимого в действие (работающего) за счет энергии этого горюче-смазочных материалов;

4) норм расходов горюче-смазочных материалов на пробег при выполнении специальной работы Н СР , которые представляют собой дополнительный расход горюче-смазочных материалов автотранспортными средствами, выполняющими специальную работу в процессе движения;

5) индивидуальных поправочных коэффициентов (К і ), с помощью которых корректируется расход горюче-смазочных материалов в зависимости от условий эксплуатации автотранспортной и специальной техники.

2. Нормируемое значение расхода горюче-смазочных материалов Q H , определяется:

в литрах для жидкого горюче-смазочных материалов;

в кубических метрах для газового горюче-смазочных материалов.

3. Базовые нормы расходов горюче-смазочных материалов НБ устанавливаются в литрах или в кубических метрах на сто километров пробега (единицу времени, работы).

Для новых моделей и модификаций автотранспортной и специальной техники, не вошедших в настоящий раздел, базовые нормы расходов горюче-смазочных материалов устанавливаются на основе технической документации или информации завода-изготовителя транспортного средства или его представителя, имеющего право выдавать эти документы, на основании проведенных заводом-изготовителем испытаний.

Сноска. Пункт 3 в редакции постановления Правительства РК от 12.03.2014 № 228 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

В течение указанного срока временные нормы расходов горюче-смазочных материалов при необходимости корректируются, а по истечении двух лет переводятся в разряд постоянно действующих.

4. Для моделей и модификаций автомобилей, не имеющих установленных базовых норм расходов горюче-смазочных материалов и отличающихся от базовых моделей только снаряженной массой, Н Б устанавливается путем корректировки соответствующих норм согласно п. 5 настоящих Норм.

5. Нормы расходов горюче-смазочных материалов на транспортную работу Н ТР или дополнительную массу Н ДМ являются едиными на всей территории Республики Казахстан и составляют:

1). для бензина — 2,0 л/100ткм;

2). для дизельного горюче-смазочных материалов — 1,3 л/100ткм;

3). для сжиженного нефтяного газа — 2,5 л/100ткм;

4). для сжатого природного газа — 2,0 м 3 /100ткм;

5). для газодизелей — 1,2 м 3 +0,25 л/100ткм.

6. Нормы расходов горюче-смазочных материалов на работу дополнительного и/или специального оборудования Н ДО СО ) определяются, как правило, производителем соответствующей техники или оборудования и устанавливаются в литрах для жидких горюче-смазочных материалов или в кубических метрах для сжатого природного газа на час работы или на единицу работы соответствующего оборудования. Некоторые значения Н ДО приведены в таблице 9.

7. Нормы расходов горюче-смазочных материалов на пробег при выполнении специальной работы Н СР специальными автотранспортными средствами, также как и базовые нормы, устанавливаются в литрах или в кубических метрах на сто километров пробега автотранспортного средства.

Какие нормы нужно использовать при списании ГСМ

16. Нормы расходов смазочных материалов для автотранспортных средств устанавливаются в литрах (для различных масел) или килограммах (для пластических смазок) на 100 литров (100 м3) нормируемого значения расхода горюче-смазочных материалов.

17. Нормы расходов смазочных материалов снижаются на 50 % для всех автотранспортных средств и специальной техники, находящихся в эксплуатации менее трех лет.

18. Нормы расходов смазочных материалов увеличиваются на 20 % для автотранспортных средств и специальной техники, находящихся в эксплуатации более восьми лет.

19. Расход смазочных материалов при капитальном ремонте узлов и агрегатов устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки соответствующего объекта.

20. Нормы расходов смазочных материалов для автотранспортных средств, произведенных в странах бывшего СССР до 1990 года, приведены в таблице 14.

Таблица 14 — Нормы расходов смазочных материалов в литрах (кг)

на 100 л нормируемого расхода горюче-смазочных

материалов

Масла

Пластич-

ные

смазки

Марка, модель автомобиля

моторные

транс-

миссион-

ные

специаль-

ные

1

2

3

4

5

ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ

Volkswagen Passat

0,8

0,15

0,03

0,1

ЗАЗ-965, -966, -968, -969, -970

всех модификаций

1,3

0,1

0,03

0,1

ЛуАЗ всех модификаций

1,3

0,1

0,03

0,1

ЗАЗ-1102

0,8

0,1

0,03

0,1

ВАЗ всех модификаций

0,6

0,1

0,03

0,1

ИЖ-2125 всех модификаций

1,8

0,15

0,05

0,1

Москвич-403,-407,-408,-410,-411,-

424,-426,-432

2,0

0,15

0,05

0,1

Москвич-412,-427,-433,-434,-2136,

-2137,-2140,-2141

всех модификаций

1,8

0,15

0,05

0,1

ГАЗ-13,-14

1,8

0,15

0,05

0,1

ГАЗ-М20,-21,-22

2,0

0,15

0,05

0,1

ГАЗ-24 всех модификаций

1,8

0,15

0,05

0,1

ГАЗ-24-07,-24-17

1,6

0,15

0,05

0,1

ГАЗ-3102 всех модификаций

1,7

0,15

0,05

0,1

ГАЗ-3110-101

1,7

0,15

0,05

0,1

УАЗ всех модификаций

2,2

0,2

0,05

0,2

ЗИЛ-114,-117,-4104

1,7

0,15

0,05

0,1

АВТОБУСЫ

РАФ-977 всех модификаций

2,0

0,15

0,05

0,1

РАФ-2203 всех модификаций

1,8

0,15

0,05

0,1

УАЗ-452,-2206,-3962

всех модификаций

2,2

0,2

0,5

0,2

КАвЗ-651,-651А

2,2

0,25

0,1

0,25

КАвЗ-685,-3270,-3976

всех модификаций

2,1

0,3

0,1

0,25

ПАЗ-651,-652 всех модификаций

2,2

0,25

0,1

0,25

ПАЗ-672,-3201,-3205,-3206

всех модификаций

2,1

0,3

0,1

0,25

ЛАЗ-695,-697 всех модификаций

2,0

0,3

0,1

0,2

ЛАЗ-699 всех модификаций

2,0

0,35

0,1

0,2

ЛАЗ-4202 всех модификаций

2,8

0,4

0,15

0,35

ЛиАЗ-158 всех модификаций

2,2

0,25

0,1

0,2

ЛиАЗ-677 всех модификаций

1,8

22. Помимо гарантийных норм для аккумуляторных батарей

устанавливаются эксплуатационные сроки службы, по истечении которых

допускается производить их списание в случае непригодности к дальнейшей эксплуатации.

23. Эксплуатационные сроки службы определяются интенсивностью работы аккумуляторных батарей и определяются согласно данным, приведенным в таблице 17 и п. 24. настоящих Норм.

Срок службы аккумуляторных батарей снижается:

на 20 % в климатической зоне «А»;

на 15 % в климатической зоне «В»;

на 10 % в климатической зоне «С»;

на 30 % для автотранспортных средств, оборудованных дополнительным источником потребления энергии (радиостанция, сигнально-говорящее устройство, бортовые компьютеры и т.д.) и 5 % на каждый следующий дополнительный источник потребления энергии;

на 10 % при использовании на автомобилях и тягачах аэродромного обслуживания.

Срок хранения аккумуляторных батарей в сухом виде (не залитых электролитом) устанавливается не более трех лет.

Сноска. Пункт 23 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 12.03.2014 № 228 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Таблица 17 — Эксплуатационные сроки службы аккумуляторных

батарей

Минимальный срок службы Т,

месяцев

Показатели наработки

пробег L, не более

тыс. км

время работы t, не

более моточасов

Обычные аккумуляторные батареи

12

150

24

90

3000

Необслуживаемые аккумуляторные батареи

48

100

4000

24. Промежуточные значения минимальных сроков эксплуатации обслуживаемых (обычных) аккумуляторных батарей допускается определять по формуле:

T min = 42 — L ф /5, (8)

а необслуживаемых аккумуляторных батарей — по формуле:

T min = 98 — L ф /2, (9)

где: L ф — фактическое значение наработки аккумуляторной батареи

в тыс. км пробега.

25. Помимо гарантийных, для автомобильных шин устанавливаются эксплуатационные нормы пробега, в течении которого должны обеспечиваться условия безопасной эксплуатации автотранспортных средств и специальной техники согласно Правилам дорожного движения Республики Казахстан и Правилам технической эксплуатации соответствующей техники.

По достижении эксплуатационной нормы пробега допускается производить восстановление протектора шины или, в случае непригодности к дальнейшей эксплуатации, шина подлежит списанию.

26. Под эксплуатационной нормой подразумевается пробег шины в километрах (или наработка в часах) до снятия с транспортного средства по одной из следующих причин:

1) износ рисунка протектора достиг минимально допустимой высоты или появления индикаторов износа;

2) возникли дефекты производственного или эксплуатационного характера, которые исключают возможность дальнейшей эксплуатации шины по условиям обеспечения безопасности.

27. Нормы пробега автомобильных шин оперативно-служебных транспортных средств, а также основных и специальных пожарных автомобилей подразделений противопожарных служб, оперативных и аварийно-спасательных автомобилей аварийно-спасательных служб и формирований снижаются на 30 % и дополнительно на 20 % для транспортных средств эскортных подразделений.

Сноска. Пункт 27 в редакции постановления Правительства РК от 12.03.2014 № 228 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

28. В таблицах 18 и 19 приведены эксплуатационные нормы пробега (наработки) шин базовых моделей автомобилей и специальной техники различного типа для I и II категорий эксплуатации в климатических условиях Республики Казахстан.

Таблица 18 — Эксплуатационные нормы пробега автомобильных шин

Размер шины

Конструкция

шины

Модель шины

Эксплуатационная

норма пробега,

тыс. км

1

2

3

4

ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ

155/70 R12

Радиальные

0-131

45

155/70 R12

0-131

45

175/70 R13

М-264

50

175/70 R13

Кама

55

175/70 R13

МП-12

50

165/70 R13

МР-8

50

175/70 R13

Кама-204

55

155/70 R13

Бл-85-1

45

165/80 R13

Мц-166

45

165/80 R14

М-180

50

175/80 R14

Prima

50

175/80 R14

М-275

50

175/70 R13

БЛ-85-1

50

175/80 R16

Мц-183Я

40

175 R16C

ДП-101

55

175/80 R14

Prima

50

175/80 R14

М-275

50

195/70 R14

БС-40

50

195/65 R14

Continental

60

185/70 R14

Gisloved

65

185/65 R14

Dunlop

65

185/60 R14

Кама

55

175/65 R14

Кама-217

55

185/65 R14

БЦ-5

50

185/60 R14

М265

50

185/65 R14

М-198; М-199; М-200

50

195/70 R14

Matador Omskshina

MP 31

60

195/70 R14

Falken FK 070

50

185/70 R14

Yokohama Aspec

65

185/70 R14

Yokohama

65

185/70 R14

Goodyear CLUB

60

205/70 R14

Brilliant ВARUM

65

185/75 R16C

БЦ-24

55

205/70 R15

Nexen

60

205/65 R15

Continental

60

205/65 R15

Dunlop

65

185/65 R15

Pirelli

70

195/65 R15

Gisloved

65

195/65 R15

Порядок учета и списания ГСМ по путевым листам в 2021 году

Цели учета нормативов топлива достаточно очевидны:

  • контроль расходов организации на топливо для транспортных средств;
  • профилактика перерасхода, слива и т.п.;
  • ведение соответствующей отчетности;
  • уточнение себестоимости перевозок;
  • снижение налогооблагаемой базы;
  • основание для расчета с сотрудниками, использующими для служебных целей личный автотранспорт.

Рекомендованные Министерством транспорта РФ либо самостоятельно разработанные на предприятии, нормы списания топлива зависят от объективных факторов:

  • вида транспорта (легковое авто, грузовик, фура, транспорт спецназначения и т.д.);
  • конкретной марки авто;
  • его пробега;
  • срока, в течение которого автомобиль находится в эксплуатации;
  • базового расхода ГСМ;
  • некоторых установленных коэффициентов – сезонных, территориальных, дорожных, грузоподъемных и т.п.

Общеизвестно, что расход топлива зимой и летом существенно отличается. Для холодного времени года действует специальная надбавка по нормам ГСМ, действующая в интервале от 2 до 20%, в зависимости от региона РФ. Документ, предлагаемый к использованию Минтрансом РФ, регулирует этот вопрос в приложении № 2.

Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно

Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.

Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.

Более сложная формула, применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).

Nрасх. = 0,01 х Nпредусм. х (1 + х К х 0,01)

где:

  • Nрасх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
  • Nпредусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
  • S – километраж, пройденный данным авто;
  • К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.

Служебный автомобиль, принадлежащий ООО «Вольта», марки Тойота Королла с объемом двигателя 1,6 л совершил поездку, отмеченную в путевом листе расстоянием 650 км. При этом он затратил 62 л бензина. Груза на борту не было (доставлялись документы). Поездка была произведена зимой, зимняя надбавка, установленная в ООО «Вольта», составляет 5%. Фирма использует для расчета показатели из таблицы Минтранса РФ.

Рассчитаем расход топлива для списания. По данным Распоряжения Минтранса, нормы расхода топлива для автомобиля данной марки, идущего без груза, составляет 9 л на 100 км пробега. Зимний коэффициент принимаем за 5. Других надбавок данная поездка на авто этой марки в приведенных условиях не предусматривает. Произведем исчисление по формуле: 0,01 х 9 х 650 (1 + 5 х 0,01) = 0,09 х 650 х 1,05 = 61,4 л.

Как видим, водитель служебного авто практически не превысил расхода бензина, требующегося по нормативу.

II. Нормы расхода топлив для автомобилей

Для учета ГСМ на предприятии используется счет 10, отдельный субсчет (в плане счетов — 10-3). По дебету этого счета осуществляется приход ГСМ, по кредиту — списание.

Как происходит списание ГСМ? По описанным выше алгоритмам производится расчет использованного количества ГСМ (фактический или нормативный). Это количество умножается на стоимость единицы, и полученная сумма списывается проводкой: Дт 20, 23, 25, 26, 44 Кт 10-3.

1. Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее — нормы расхода топлив) предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.

2. В данном документе приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов и специальных жидкостей, значения зимних надбавок и др.
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

3. Норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.

Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.

При нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них для предприятий, эксплуатирующих автотранспортную технику.

Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов (с учетом замены и текущих дозаправок) установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, нормы расхода смазок — в килограммах на 100 л расхода топлива.

Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.

Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата.

Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по эксплуатации и т.п.

Значения норм расхода смазочных материалов для АТС рекомендуется устанавливать на основании химмотологической карты смазки автомобиля или по рекомендациям завода-изготовителя. При отсутствии данных из вышеперечисленных источников рекомендуется устанавливать значения норм расхода смазочных материалов, приведенных в приложении N 1.
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

16. Индивидуальные эксплуатационные нормы расхода масел
(в литрах) и смазок (в кг) на 100 л общего расхода топлив
автомобилем, не более

16.1. Легковые автомобили

16.2. Автобусы

16.3. Бортовые грузовые автомобили

16.4. Тягачи

16.5. Самосвалы

16.6. Фургоны

16.7. Для автомобилей и их модификаций, на которые отсутствуют индивидуальные нормы расхода масел и смазок, установлены следующие временные нормы расхода масел и смазок:

16.8. Специальные жидкости

(в примерах приводятся условные цифры)

(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)

1. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль ВАЗ-217030 Приора, работавший в городе с населением 500 тыс. человек, совершил пробег 180 км.

Исходные данные:

базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля ВАЗ-217030 Приора составляет Hs = 8,2 л/100 км;

надбавка за работу в городе с населением 500 тыс. человек составляет D = 15%.

При понижении температуры ниже +5 °С применяется зимняя надбавка, продолжительность применения которой зависит от региона. Переход на зимние нормы расхода топлива в 2020 году осуществляется в зависимости от климатической зоны. От климата места эксплуатации зависят и зимние, и летние нормы расхода топлива — с какого месяца вводятся. В центральной части России зимняя надбавка составляет до 10% и вводится она на пять месяцев: с 1 ноября по 31 марта. В северных районах надбавка достигает 20% и применяется до 7 месяцев в году.

Субъект Российской Федерации или его часть

Количество месяцев и срок действия зимних надбавок

Предельная величина зимних надбавок, не более, %

Москва

5

01.11–31.03

10

Белгородская область

4

15.11–15.03

7

Брянская область

5

01.11–31.03

10

Владимирская область

5

01.11–31.03

10

Воронежская область

5

01.11–31.03

10

Ивановская область

5

01.11–31.03

10

Калужская область

5

01.11–31.03

10

Костромская область

5

01.11–31.03

10

Курская область

5

01.11–31.03

10

Липецкая область

5

01.11–31.03

10

Полный перечень уровней зимних коэффициентов по климатическим зонам и срокам их введения представлен в приложении 2 к методическим рекомендациям установления нормативов расходования ГСМ.

Для перехода на зимние коэффициенты рекомендуется издать приказ.

Кроме сезонных условий эксплуатации, распоряжение АМ-23-р устанавливает следующие причины увеличения базовых тарифов расходования ГСМ:

  • работа в горной местности (от 5 до 20%);
  • эксплуатация в населенных пунктах с большой численностью населения (от 5 до 35%);
  • движение с пониженной скоростью (например, при скорости ниже 20 км/ч — до 35%);
  • эксплуатация свыше 5 лет и пробег более 100 000 км (5%), свыше 8 лет и 150 000 км (10%);
  • использование кондиционера (до 10%).

Базовые нормативы могут понижаться. Например, при эксплуатации на равнинной местности за пределами населенных пунктов.

Базовая норма расхода топлива, установленная Минтрансом, не является обязательной. Налоговый кодекс не содержит требований о необходимости нормирования расходования ГСМ. Расходы на топливо для автотранспорта организация вправе списать в размере фактических затрат. Это правило действует и для ОСНО при расчете налога на прибыль, и для УСН.

Этой позиции на сегодняшний день придерживается и Минфин (письмо от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875). Контролирующие органы указывают, что затраты на ГСМ должны быть экономически оправданны и документально подтверждены, а каких-либо требований об их нормировании в НК РФ не установлено. Но налогоплательщик вправе установить объемы списания, опираясь на приказ Минтранса о нормах расхода топлива ГСМ на 2020 год (точнее, на методические рекомендации Минтранса, утвержденные распоряжением от 14.03.2008).

Достаточно длительное время контролирующие органы придерживались противоположной точки зрения. Еще в 2010 году в письме от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57 Минфин указывал на обязанность налогоплательщика применять нормативы расходования топлива, установленные Минтрансом. Но затем под влиянием судебной практики точка зрения Минфином была изменена. И теперь для применения иных нормативов списания налогоплательщику необходимо документально обосновать правомерность списания ГСМ в том объеме, в котором они были фактически израсходованы.

Чиновники выделили три основных понятия:

Базовая НЗТ

Это стандартное значение затрат ГСМ. Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств. Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики. Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций.

Транспортная НЗТ

Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров. То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто.

Эксплуатационная НЗТ

Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов. Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации).

Каждый из нормативных значений пересчитывается по отношению к базовому с учетом поправочных коэффициентов. Подробная таблица норм расхода топлива на 2020 год раскрывает значения по маркам авто. Сокращения в таблице:

  • Б — бензин;
  • Д — дизтопливо;
  • СНГ — сжиженный нефтяной газ;
  • СПГ — сжатый природный газ.

Нормы расхода топлива: используем зимние коэффициенты

Если фирма эксплуатирует автобусы в работе, то рассчитывать нормативы придется иначе. Для этого используйте такую формулу:

Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D) + Hот × T,

где:

  • Qн — стандарт затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
  • Hs — транспортная НТ расхода, определенная на пробег автобуса в 100 км, исчисленная с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузки пассажиров;
  • S — фактический пробег автобуса, определенный в км по путевому листу;
  • Hот — норматив затраты ГСМ при эксплуатации штатных независимых отопителей, рассчитывается в л/ч;
  • T — фактическое время работы автобуса с включенным отопителем, ч;
  • D — поправочный коэффициент, определенный к норме, %.

Фактический пробег автобуса подтверждается путевым листом.

Стандартный пересчет нормативов не дает фактических показателей. Чиновники ввели специальный поправочный коэффициент к норме расхода топлива. Корректировочных значений сразу несколько. Их устанавливают в зависимости от многочисленных факторов эксплуатации транспорта. Коэффициенты как увеличивают нормативы, так и снижают.

Например, при работе в зимний период транспорт расходует больше топлива, чем в летние месяцы. В то же время при движении по открытой трассе авто расходует меньше топлива, чем, к примеру, при езде по городу или опасному дорожному участку.

Оснований для применения повышающих коэффициентов для расчета нормы расходов топлива на автомобильном транспорте довольно много. Значения коэффициентов варьируются от 5% до 50%. А в сумме выдают и гораздо большие значения.

Основания для повышения норм расхода топлива:

  • работа в зимний период — 5-20%;
  • эксплуатация в горной местности — 5-20%;
  • дороги сложного плана и опасные участки дорог — 10-30%;
  • передвижение в городских зонах — 5-35%;
  • необходимость частых технологических остановок — 10%;
  • необходимость низкой скорость движения — 15-35% в среднем;
  • для обкатки нового авто — до 10%;
  • по длительности эксплуатации — 5-10%.

Это лишь ключевые факторы, которые повышают расход топлива. Исчерпывающий перечень приведен в Распоряжении Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (ред. от 20.09.2018).

Документом, которым устанавливаются нормативы топливных расходов, является распоряжение от 14.03.2008 № АМ-23-р. Утверждает рекомендуемые нормы расхода топлива на 2021 год Минтранс РФ, последняя редакция методических рекомендаций была издана в сентябре 2018 г. Изменения были внесены распоряжением Минтранса РФ от 20.09.2018 № ИА-159-р.

Минтранс рекомендует объем израсходованного бензина считать следующим образом:

— расход топлива.

— базовая ставка расхода ГСМ (устанавливается в л/100 км).

S — пробег автомобиля.

Базовая норма расхода топлива, установленная Минтрансом, не является обязательной. Налоговый кодекс не содержит требований о необходимости нормирования расходования ГСМ. Расходы на топливо для автотранспорта организация вправе списать в размере фактических затрат. Это правило действует и для ОСНО при расчете налога на прибыль, и для УСН.

Этой позиции на сегодняшний день придерживается и Минфин (письмо от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875). Контролирующие органы указывают, что затраты на ГСМ должны быть экономически оправданны и документально подтверждены, а каких-либо требований об их нормировании в НК РФ не установлено. Но налогоплательщик вправе установить объемы списания, опираясь на приказ Минтранса о нормах расхода топлива ГСМ на 2021 год (точнее, на методические рекомендации Минтранса, утвержденные распоряжением от 14.03.2008).

Достаточно длительное время контролирующие органы придерживались противоположной точки зрения. Еще в 2010 году в письме от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57 Минфин указывал на обязанность налогоплательщика применять нормативы расходования топлива, установленные Минтрансом. Но затем под влиянием судебной практики точка зрения Минфином была изменена. И теперь для применения иных нормативов списания налогоплательщику необходимо документально обосновать правомерность списания ГСМ в том объеме, в котором они были фактически израсходованы.

Минтранс РФ выпустил изменения по нормам расхода ГСМ. Предыдущими редакциями воспользоваться уже невозможно. Ниже представлен приказ Минтранса РФ в текущей редакции на 2021 год, в том числе представлена последняя таблица норм расхода топлива, благодаря чему вы сможете воспользоваться данными для определения нормы расхода ГСМ на 2021 год по любому автомобилю.

Министерство транспорта установило нормы списания топлива с учетом дорожно-транспортных ситуаций, факторов напрямую связанных с природно-климатическими условиями.

Чтобы учесть их применяются поправочные коэффициенты, способствующие увеличить или уменьшить количество потребляемых горюче-смазочных материалов. Например, в отдельных регионах расход топлива в зимнее время увеличивается в разы в зимнее время.

В качестве температурной границы зимнего периода применить устойчивое понижение среднесуточной температуры окружающего воздуха на -50С и ниже.

Как правило, норма списания ГСМ для отдельного сезона в регионах утверждается в индивидуальном порядке. На зимний период он устанавливается с 1 октября по 30 марта.

По рекомендациям Минтранса норму потребления ГСМ на зимний период необходимо увеличить базовую норму на 5-20 %, принимая за основные предпосылки климатические особенности региона.

Например, в городе Москва с 1 ноября по 31 марта норма расхода увеличивается на 10%, а в Мурманской области на 15%.

Путевой лист — первичный документ, в котором фиксируется пробег автомобиля. На основании этого документа можно определить расход бензина.

Организации, для которых использование транспортных средств является основным видом деятельности, должны применять форму ПЛ с реквизитами, которые указаны в разделе I приказа Минтранса от 11.09.2020 № 368.

Документ вступил в силу с 01.01.2021. Основные нововведения:

  1. Путевой лист обязателен при любой эксплуатации автомобиля вне зависимости от вида и нюансов перевозки.
  2. Введен новый реквизит «Сведения о перевозке».
  3. Обязательно нужно указывать марку прицепа.
  4. Ответственное лицо обязано указывать время выезда ТС на линию и время его возвращения.

Об остальных изменениях в путевом листе рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Обзорный материал, чтобы узнать все подробности нововведений.

Для организаций, которые используют автомобиль для производственных или управленческих нужд, возможна разработка ПЛ с учетом требований закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Сомневаетесь в правильности оприходования или списания материальных ценностей? На нашем форуме можно получить ответ на любой вопрос, вызывающий у вас сомнения. Например, в этой ветке можно уточнить какая базовая норма расхода ГСМ, рекомендуемая Минтрансом.

С примером приказа об утверждении ПЛ можно ознакомиться здесь.

На практике организации часто используют ПЛ, которые были утверждены еще постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. В этом постановлении есть формы ПЛ в зависимости от вида автомобиля (например, форма 3 — для легкового автомобиля, форма 4-П — для грузового).

Образец заполнения обновленного путевого листа см. здесь.

О заполнении путевых листов с учетом последних нововведений вы можете узнать в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

и получить оперативный ответ по заполнению путевого листа вы можете в наших обсуждениях в группе «ВК».

При понижении температуры ниже +5 °С применяется зимняя надбавка, продолжительность применения которой зависит от региона. Переход на зимние нормы расхода топлива в 2021 году осуществляется в зависимости от климатической зоны. От климата места эксплуатации зависят и зимние, и летние нормы расхода топлива — с какого месяца вводятся. В центральной части России зимняя надбавка составляет до 10% и вводится она на пять месяцев: с 1 ноября по 31 марта. В северных районах надбавка достигает 20% и применяется до 7 месяцев в году.

ГСМ — это аббревеатура, расшифровывается как Горюче-Смазочные Материалы: нефтепродукты, к которым относятся смазки (мало для ДВС, КПП), бензин, дизельное топливо, охлаждающие жидкости, прочие расходные материалы для обслуживания автомобиля, проведения ТО и увлечения срока полезного использования транспортных средств, согласно нормам расхода топлива на 2019 год Минтранс РФ в последней редакции.

Нормы расхода топлива по марке машины Минтранс 2019 последняя редакция для ТС, которые выполняют работы для ЖКХ, выделены нормами Управления жилищно-коммунальной сферы Госстроя России. Приказ Минтранса о нормах расхода топлива 2019 с изменениями опубликован на официальном сайте Министерства Транспорта РФ. Выдержки из этого нормативного документа основных автомобилей приведены в значимых таблицах на нашем сайте.

Модель, марка, модификация автомобиля

Базовая норма, л/100 км

Топлива

1

2

3

ГАЗ-2310 «Соболь» (З
M
З-40522-4
L
-2,464-145-5
M
)

14,7

Б

ГАЗ-2704 «Фермер» г/п (ГАЗ-560-4Ь-2,134-95-5М)

11,9

Д

ГАЗ-2943 «Фермер» (З
M
З-402-4
L
-2,445-100-4
M
)

16,7

Б

ГАЗ-3302 (З
M
З-405220-4
L
-2,464- 145-5
M
)

15,3

Б

ГАЗ-3302 «Газель» (З
M
З-4063.10-4
L
-2,3-110-5
M
)

15,5

Б

ГАЗ-3302, -33021 «Газель» (ЗМЗ-4025. 10-4
L
-2,445-90-5
M
)

16,5

Б

ГАЗ-3302, -330210 «Газель» (3
M
3-4026.10-4
L
-2,448-100-4
M
)

16,5

Б

ГАЗ-33021 (ЗМЗ-4025.10-4
L
-2,445-90-4
M
)

16,9

Б

ГАЗ-33021 (У
M
3-42150-4
L
-2,89-89-5
M
)

16,6

Б

ГАЗ-330210 «Газель» (З
M
З-4026.10-4
L
-2,448-100-5
M
)

16,0

Б

ГАЗ-33023-16 «Фермер» (З
M
З-4026.10-4
L
-2,445-100-5
M
)

15,7

Б

ГАЗ-33027 «Газель» (З
M
З-4026.10-4
L
-2,445-100-5
M
)

17,0

Б

ГАЗ-3307

24,5

Б

ГАЗ-33073 (ЗМЗ-511.10-8
V
-4,25-125-4
M
)

24,9

Б

ГАЗ-3309 (ГАЗ-5441.10-4
L
-4,15-116-5М)

17,0

Д

ГАЗ-33104 «Валдай» (Д-245.7Е2-4
L
-4,75-117-5М)

17,3

Д

ГАЗ-52, -52А, -52-01, -52-03, -52-04, -52-

05, -52-54, -52-74, -53Ф

22,0

Б

ГАЗ-52-07, -52-08, -52-09

30,0

СНГ

ГАЗ-52-27, -52-28

21

СПГ

ГАЗ-53, -53А, -53-12, -53-12-016, -53-12А,-53-50, -53-70

25,0

Б

ГАЗ-53-07, -53-19

37,0

СНГ

Модель, марка, модификация автомобиля

Базовая норма, л/100 км

Топлива


AviaA-20H,A-21K,-21N


11,0


Д



AviaA-30N,A-31L, -31N, -31
Р


13,0


Д


DAF 95.350 (6L-11,63-354-16M)

23,5

Д

Ford Transit 350 Single Cab 2.4D (4L-2,402- 1 16-5M)

10,2

Д


IFA W50L


20,0


Д


Iveco ML 75E (6L-5,861-143-5M)

21,4

Д


Magirus 232 D 19L


24,0


Д



Magirus 290 D 26L


34,0


Д


Mercedes-Benz 1843 Actros (6V-11,946-428-16M)

25,6

Mercedes-Benz 2540 L/NR Actros (6V-11,946-394-16M)

23,1

Mercedes-Benz 2640 L Actros (6V-11,946-394-16M)

23,8

Mercedes-Benz 813D (4L-2,299-79-5M)

14,1

Д

Scania R 114 LB 380 (6L-10,64-380-14M)

20,3

Д

Scania R 124 LB 420 (6L-11,72-420-14M)

21,3

Д


Tatra 111R


33,0


Д


Volvo F10 (6L-9,607-285-12M)

20,9

Д

Чтобы установить лимиты на бензин по рекомендациям Минтранса, возьмите базовую норму из таблиц в пункте 7 Методических указаний (утв. распоряжением Минтранса № АМ-23-р). Проверьте, есть ли в пунктах 5 и 6 поправочные коэффициенты для вашего автомобиля. Затем рассчитайте норму по этой формуле:

Внимание, здесь могут быть две таблицы: до 2008 года и после

Шпаргалка по эмиссии (ФНО 870) в 2021 году

На практике организации часто используют ПЛ, которые были утверждены еще постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. В этом постановлении есть формы ПЛ в зависимости от вида автомобиля (например, форма 3 — для легкового автомобиля, форма 4-П — для грузового). Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов представлены . О недавних изменениях в форме путевого листа вы можете узнать .

Предприятию следует определиться со способом учета, чтобы иметь возможность списать израсходованное топливо.
Как правило, водитель производит заправку автотранспортного средства самостоятельно на выделенные для этих целей средства, после чего сдает авансовый отчет в бухгалтерию предприятия.

К нему он прилагает чек автозаправочной станции, выданный за покупку у него топлива. Материальный бухгалтер оприходует топливо на счет 10 «Материалы».

Не исключается вариант заключения договора с компанией, занимающейся заправкой автотранспорта, об оплате топлива и смазочных материалов безналичным способом по специальным картам.

В конце истекшего месяца АЗС предоставляет полную информацию об объеме топлива, его стоимости, которое было отпущено ею по топливной карте.

Оприходование производиться на счет 10 материальным бухгалтером либо открывает индивидуальный счет второго порядка.

Списывается израсходованный объем ГСМ на счетах:

  • 20 «Основное производство»;
  • 26 «Общехозяйственные расходы»;
  • 44 «Расходы на продажу».

Выбор счета остается за предприятием, который должен учесть особенности производственной деятельности, технические характеристики, марку и модель отдельного автотранспорта. В такой ситуации топливо списывается на основании путевого листа, заполняемого водителем.

Он входит в число первичных документов. В нем указывается маршрут, его общий километраж, объем топлива на начало рабочего дня и на его конец.

Как правило, списывается разница в объемах топлива по его фактической себестоимости. Затраты должны быть обоснованными и не превышать установленные нормы потребления топлива.

Что касается налогового учета на прибыль стоимость ГСМ сообразно статье 254 НК можно включить в материальные затраты.

Но можно отнести их к прочим расходам соответственно предписаний статьи 264 НК. Чтобы не возникли вопросы относительно объема израсходованного топлива нужно применять определенные виды норм.

Путевой лист должен быть оформлен на бланке с типовой формой № 3, которая была утверждена постановлением Госкомстата.

Его публикация была произведена 28 ноября 1997 года под номером . Хотя предприятие может разработать собственный бланк, что тоже не возбраняется.

Если для вашего случая лимиты там не предусмотрены, за основу можно взять техническую документацию предприятия-изготовителя на газовое оборудование. Или разработать собственные исходя из фактического расхода топлива.Как определить, какое топливо использовано Информацию о пройденном автомобилем километраже, а также о том, какой вид топлива использован, можно получить из путевых листов. Там водитель фиксирует показание спидометра при переключении транспортного средства на соответствующее топливо.

Кроме того, в соответствующих графах документов должны быть указаны сведения о расходе газа и бензина за определенный период времени и километраж.

На основании этих данных можно списывать топливо по каждому его виду.Пример. Водитель М.В. Канищев представил в бухгалтерию путевой лист. Его автомобиль

Сейчас все большей популярностью пользуются так называемые спутниковые системы слежения (другое название — системы спутниковой навигации). Они позволяют точно установить, когда и сколько километров проехала машина и сколько бензина потратила. В связи с этим компания, которая приобрела такую систему, может списать фактически израсходованные ГСМ без использования нормативов. Необходимость в инвентаризации тоже пропадает.

Чтобы отразить в учете переход на использование спутниковой системы для учета ГСМ, нужно издать приказ, который отменяет ранее используемые нормативы расхода топлива. В этом же документе закрепить новый способ учета топлива — на основании данных системы

Важно, чтобы дата приказа совпадала с датой, когда система введена в эксплуатацию

Далее понадобится распечатка из системы, где показан расход бензина по каждому рейсу. Бухгалтер подколет эти распечатки к путевым листам, и на основании этих документов спишет ГСМ. Кстати, против такого метода не возражает и Минфин России (письмо от 16.06.11 № 03-03-06/1/354).

Нормы списания гсм в казахстане 2021

В нормативном документе рассматриваются основные варианты использования тракторов Беларус МТЗ 82 и МТЗ 82.1 при условии работы на грунтах “средней” тяжести в приемлемых погодных условиях.

Для машин с двигателями Д-243:

МТЗ-82 с прицепом ПСЕ-Ф-12,5;

  • транспортный режим — 7,7 л/маш.-час;
  • транспортный режим (с выключенным передним ведущим мостом) — 7 л/маш.-час.

МТЗ-82 с тележкой ПЛ-7 и гидроманипулятором Nokka — 7,3 л/маш.-час. МТЗ-82;

  • транспортный режим с прицепом 2ПТС-4 — 6,8 л/маш.-час.;
  • транспортный режим с прицепом 2ПТС-4,5 — 7,0 л/маш.-час.;
  • транспортный режим с прицепом 2ПТС-5 — 7,5 л/маш.-час.;
  • транспортный режим с подметальной машиной Brodway Wasa 3000 — 11,0 л/маш.-час.;
  • транспортный режим — 5,5 л/маш.-час.;
  • подметание щеткой — 4,3 л/маш.-час.;
  • уборка снега отвалом — 6,6 л/маш.-час.;
  • уборка снега отвалом и щеткой — 6,9 л/маш.-час.

МТЗ-82.1 с поливомоечной машиной МП-5А;

  • транспортный режим — 6 л/маш.-час;
  • работа насоса 32-3А — 5 л/маш.-час;
  • работа насоса НПО-60М2 — 4,6 л/маш.-час.

МТЗ-82.1;

  • транспортный режим — 5,5 л/маш.-час;
  • транспортный режим с прицепом 2ПТС-4 — 6,8 л/маш.-час;
  • транспортный режим с прицепом 2ПТС-4,5 — 7,0 л/маш.-час;
  • транспортный режим с прицепом 2ПТС-5 — 7,5 л/маш.-час;
  • транспортный режим с прицепом ПСЕ-Ф-12,5В — 6,5 л/маш.-час;
  • транспортный режим с прицепом ПСТ-9 — 8,0 л/маш.-час;
  • транспортный режим с прицепом ПСТ-11 — 10,4 л/маш.-час;
  • транспортный режим с платформой ПТК-10-2 — 9,4 л/маш.-час;
  • подметание щеткой — 4,3 л/маш.-час;
  • уборка снега щеткой — 6,3 л/маш.-час;
  • уборка снега отвалом — 6,6 л/маш.-час;
  • уборка снега отвалом и щеткой 6,9 л/маш.-час;
  • транспортный режим с измельчителем древесных отходов ИДО-25 «Ивета» — 5,5 л/маш.-час;
  • работа измельчителя древесных отходов ИДО-25 «Ивета» — 4,8 л/маш.-час;
  • производство щепы на установке ДДО — 3,6 л/маш.-час;
  • работа фрезой — 4,2 л/маш.-час;
  • работа валкователем — 7,5 л/маш.-час;
  • работа плоскорезом — 8,0 л/маш.-час;
  • кошение травы косилкой КДН-210 — 5,7 л/маш.-час;
  • снятие асфальтобетонного полотна фрезой ФД-400С — 5,8 л/маш.-час.

Для машин с двигателями Д-240:

МТЗ-82;

  • транспортный режим — 5,3 л/маш.-час;
  • транспортный режим с прицепом ПСЕ-Ф-12,5Б — 6,2 л/маш.-час.

МТЗ-82.1;

  • транспортный режим — 5,3 л/маш.-час;
  • транспортный режим с прицепом 2ПТС-4 — 6,0 л/маш.-час.

*Расход указан в дизельном топливе

Обратите внимание — расход на работу оборудования не суммируется с работой двигателя, общий расход получается при прибавке расхода на работу навесного оборудования к транспортному режиму. Для работ с прицепами указано общее значение

Остались вопросы по нормативам расхода топлива тракторов МТЗ 82 и 82.1 производства Минского тракторного завода? Задайте их нашим специалистам, позвонив по бесплатному номеру, или воспользуйтесь сервисом “Заказать обратный звонок”.

Однако она разработана для автомобильных организаций. В связи с этим у бухгалтеров бюджетных учреждений часто возникает вопрос: должны ли они использовать форму путевого листа, приведенную в данном постановлении, или им следует разработать свою?Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ в Письме от 03.02.2006 N 03-03-04/2/23 (далее — Письмо N 03-03-04/2/23) разъяснил, что форма путевых листов, утвержденная Постановлением N 78, распространяется на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации автотранспортных средств (грузовых, легковых, в том числе служебных, автомобилей, специализированных и такси), и носит обязательный характер только для автотранспортных организаций.Остальные организации, в том числе и бюджетные, могут разработать

При понижении температуры ниже +5 °С применяется зимняя надбавка, продолжительность применения которой зависит от региона. Переход на зимние нормы расхода топлива в 2020 году осуществляется в зависимости от климатической зоны. От климата места эксплуатации зависят и зимние, и летние нормы расхода топлива — с какого месяца вводятся. В центральной части России зимняя надбавка составляет до 10% и вводится она на пять месяцев: с 1 ноября по 31 марта. В северных районах надбавка достигает 20% и применяется до 7 месяцев в году.

Субъект Российской Федерации или его часть

Количество месяцев и срок действия зимних надбавок

Предельная величина зимних надбавок, не более, %

Москва

5

01.11–31.03

10

Белгородская область

4

15.11–15.03

7

Брянская область

5

01.11–31.03

10

Владимирская область

5

01.11–31.03

10

Воронежская область

5

01.11–31.03

10

Ивановская область

5

01.11–31.03

10

Калужская область

5

01.11–31.03

10

Костромская область

5

01.11–31.03

10

Курская область

5

01.11–31.03

10

Липецкая область

5

01.11–31.03

10

Полный перечень уровней зимних коэффициентов по климатическим зонам и срокам их введения представлен в приложении 2 к методическим рекомендациям установления нормативов расходования ГСМ.

Для перехода на зимние коэффициенты рекомендуется издать приказ.

Кроме сезонных условий эксплуатации, распоряжение АМ-23-р устанавливает следующие причины увеличения базовых тарифов расходования ГСМ:

  • работа в горной местности (от 5 до 20%);
  • эксплуатация в населенных пунктах с большой численностью населения (от 5 до 35%);
  • движение с пониженной скоростью (например, при скорости ниже 20 км/ч — до 35%);
  • эксплуатация свыше 5 лет и пробег более 100 000 км (5%), свыше 8 лет и 150 000 км (10%);
  • использование кондиционера (до 10%).

Базовые нормативы могут понижаться. Например, при эксплуатации на равнинной местности за пределами населенных пунктов.

Базовая норма расхода топлива, установленная Минтрансом, не является обязательной. Налоговый кодекс не содержит требований о необходимости нормирования расходования ГСМ. Расходы на топливо для автотранспорта организация вправе списать в размере фактических затрат. Это правило действует и для ОСНО при расчете налога на прибыль, и для УСН.

Этой позиции на сегодняшний день придерживается и Минфин (письмо от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875). Контролирующие органы указывают, что затраты на ГСМ должны быть экономически оправданны и документально подтверждены, а каких-либо требований об их нормировании в НК РФ не установлено. Но налогоплательщик вправе установить объемы списания, опираясь на приказ Минтранса о нормах расхода топлива ГСМ на 2020 год (точнее, на методические рекомендации Минтранса, утвержденные распоряжением от 14.03.2008).

Достаточно длительное время контролирующие органы придерживались противоположной точки зрения. Еще в 2010 году в письме от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57 Минфин указывал на обязанность налогоплательщика применять нормативы расходования топлива, установленные Минтрансом. Но затем под влиянием судебной практики точка зрения Минфином была изменена. И теперь для применения иных нормативов списания налогоплательщику необходимо документально обосновать правомерность списания ГСМ в том объеме, в котором они были фактически израсходованы.

Нормы расхода топлива Минтранс на 2021 год необходимы для работы различных автотранспортных предприятий, организаций, относящихся к системе управления и контроля транспортных средств, индивидуальных предпринимателей (ИП), использующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей для расчетов нормативного значения расхода топлива по месту потребления, для ведения статистической и экономической отчетности.

  1. ;
  2. ;
  3. ;
  4. ;
  5. ;
  6. ;
  7. ;

Нормы расхода ГСМ представляют собой усредненные показатели, выражающие потребность транспортного средства в топливе для преодоления определенного расстояния. Проще говоря, это количество литров бензина (газа, дизеля), которые расходуются транспортным средством на каждые 100 км. Типовые нормы расхода ежегодно устанавливает, а точнее, обновляет Минтранс.

Почему знать это необходимо? Этот показатель крайне важен для юридических лиц, если в их собственности числится хотя бы один автомобиль, используемый в служебных целях. Все ТС, имеющиеся на балансе, могут расходовать топливо в пределах норм.

Если же расход превышен, придется запастись необходимыми обоснованиями и доказательствами, а также приготовиться к длительным объяснениям с налоговой инспекцией.

Поэтому расход ГСМ по норме Минтранса РФ должны знать директора, бухгалтеры, начальники финансовой и хозяйственной части компаний.

Если

Нормы расхода топлива Минтранс РФ установил 14 марта 2008 года в таблице распоряжения № АМ-23-р. Последняя редакция документа на 2021 год — распоряжение Минтранса от 06.04.2018 № НА-51-р.

Расход топлива на служебном автотранспорте не может происходить бесконтрольно и ненормированно, иначе не избежать перерасходов, а возможно, даже слива. Для контроля и учета количества ГСМ выведено понятие нормы расхода топлива – экономически обоснованного показателя, отражающего среднюю надобность в горючем (бензине, газе, солярке) для служебного автотранспорта различных разновидностей на определенный километраж.

Общепринятым и наиболее удобным является расчет расхода ГСМ на 100 км пробега.

Цели учета нормативов топлива достаточно очевидны:

  • контроль расходов организации на топливо для транспортных средств;
  • профилактика перерасхода, слива и т.п.;
  • ведение соответствующей отчетности;
  • уточнение себестоимости перевозок;
  • снижение налогооблагаемой базы;
  • основание для расчета с сотрудниками, использующими для служебных целей личный автотранспорт.

Учет горюче-смазочных материалов

Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.

Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.

Более сложная формула, применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).

Nрасх. = 0,01 х Nпредусм. х (1 + х К х 0,01)

где:

  • Nрасх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
  • Nпредусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
  • S – километраж, пройденный данным авто;
  • К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.

Нормы расхода топлива Минтранс РФ установил 14 марта 2008 года в таблице распоряжения № АМ-23-р. Последняя редакция документа на 2021 год — распоряжение Минтранса от 06.04.2018 № НА-51-р.

Ведомство расширило перечень легковых автомобилей, автобусов, грузовиков, фургонов и другого автотранспорта. Также оно скорректировало лимиты расхода топлива, таблицу с предельными значениями зимних надбавок к нормам и порядок применения повышающего коэффициента и др.

Изменения ввели отношении транспорта, который используют:

  • в городах с населением от 1 до 5 миллионов человек — норму повысили на 25%;
  • в городах с населением свыше 5 миллионов человек — норму повысили на 35%.

Претерпел изменения порядок применения повышающего коэффициента к нормам в зависимости от возраста и пробега авто. Теперь коэффициент можно использовать:

  • в значении до 5%, когда пробег авто составил более 100 000 километров либо возраст превысил 5 лет;
  • в значении до 10%, когда пробег авто составил более 150 000 километров либо возраст превысил 8 лет.

Напомним, что расходы на топливо нормируют:

  • по базовой норме (количество литров на каждые 100 км пути с учетом средней загрузки автомобиля);
  • по транспортной норме (количество литров на каждые 100 км пути с учетом транспортной работы);
  • по автобусной норме (масса транспортного средства и стандартная загрузка пассажиров);
  • по самосвальной норме (масса и нормативная загрузка ТС);
  • по транспортной норме в литрах и тонно-километрах (в отношении грузовых автомобилей).

Они заключаются во внесении в таблицу предельных значений зимних надбавок к нормам скорректированных в соответствии с Конституцией названий субъектов РФ.

Так, из Крыма выделили город федерального значения Севастополь. Из Сахалинской области — Курильский, Ногликский, Охинский и другие районы.

Распоряжение от 20.09.2018 № ИА-159-р предусматривает возможность выбора порядка расчета базовой нормы расхода топлива на пробег легкового автомобиля:

  1. Поформулам, установленным ранее приказом № АМ-23-р
  2. На основании информации о расходе топлива, полученной от завода-изготовителя авто. Причем данные должны быть составлены по всемирной согласованной процедуре испытаний транспортных средств малой грузоподъемности WLTP (Worldwide harmonized Light vehicles Test Procedures) в соответствии с Глобальными правилами Организации Объединенных Наций № 15 «Всемирная согласованная процедура испытания транспортных средств малой грузоподъемности».

Раньше Минфин РФ и налоговики утверждали: именно в пределах лимитов Минтранса нужно списывать расходы на топливо.

Но для некоторых моделей ТС норм от Минтранса нет. Как быть в такой ситуации? Долгое время чиновники считали, что поначалу можно руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией производителя машины. А в дальнейшем необходимо обратиться в специализированную организацию, которая разработает показатели конкретно для автомобиля вашей компании.

Таким образом, можно без споров с инспекторами использовать те лимиты, которые фирма разработала для себя самостоятельно. Практика показывает, что при возникновении подобного споров судьи на стороне компаний. В своих решениях они подчеркивают, что глава 25 Налогового кодекса не требует нормировать расходы на топливо.

Любые расходы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы. Для контроля расхода ГСМ и подтверждения экономической оправданности затрат нужно определить внутренние лимиты расхода ГСМ для автомобильного транспорта, который числится на балансе фирмы.

Разработать собственный лимит можно как на основании рекомендаций Минтранса, так и исходя из рекомендуемой нормы расходов, которая определена производителем транспортного средства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *