Образец положение об инцидентах опо 2021 г
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Образец положение об инцидентах опо 2021 г». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности;
изменения, которые вносятся в отдельные акты Правительства Российской Федерации.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 455 «О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 20, ст. 2553);
постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. N 1170 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 48, ст. 6679);
пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в части установления обязанности использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановых проверок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2017 г. N 930 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части установления обязанности использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановых проверок» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 33, ст. 5191);
пункты 5 и 6 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2018 г. N 205 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам исполнения государственных функций Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 10, ст. 1514);
пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. N 1108 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 45, ст. 6246).
3. Плановые проверки, проведение которых запланировано на 2021 год в рамках лицензионного контроля деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I — III классов опасности, дата начала которых наступает позднее 30 июня 2021 г., подлежат организации и проведению в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в соответствии с положениями Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
4. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации |
М. Мишустин |
Образцы документов для эксплуатации ОПО
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности (далее — федеральный государственный надзор), за исключением федерального государственного надзора, осуществляемого на объектах, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной службе охраны Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации.
2. Федеральный государственный надзор в соответствии с настоящим Положением осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами.
3. Предметом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности являются:
а) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований в области промышленной безопасности, установленных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе:
требований к безопасному ведению работ, в том числе связанных с пользованием недрами, на опасных производственных объектах;
требований промышленной безопасности к эксплуатации опасных производственных объектов, применяемых на них технических устройств, а также зданий и сооружений на опасных производственных объектах;
требований обоснования безопасности опасного производственного объекта в случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями с применением такого обоснования безопасности;
требований, включая требования пожарной безопасности, для ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения на опасных производственных объектах;
лицензионных требований к деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I — III классов опасности;
б) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».
При осуществлении федерального государственного надзора осуществляется оценка соблюдения требований технических регламентов и обязательных требований, подлежащих применению до вступления в силу технических регламентов, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, согласно приложению.
Объектами федерального государственного надзора являются:
деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области промышленной безопасности;
продукция, указанная в приложении к настоящему Положению, применяемая при осуществлении видов деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах, работы и услуги, осуществляемые на опасных производственных объектах;
здания и сооружения на опасных производственных объектах, технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах.
4. Федеральный государственный надзор осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий, осуществления постоянного государственного контроля (надзора) и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению нарушений обязательных требований.
8. Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора применяется система оценки и управления рисками с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
9. Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
10. Присвоение класса опасности опасным производственным объектам, его изменение, учет опасных производственных объектов осуществляются при регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре в соответствии с Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов».
11. В зависимости от класса опасности эксплуатируемого опасного производственного объекта проведение плановых выездных проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, осуществляется со следующей периодичностью:
а) в отношении опасных производственных объектов I или II класса опасности — не чаще чем один раз в течение одного года;
б) в отношении опасных производственных объектов III класса опасности — не чаще чем один раз в течение 3 лет.
В отношении опасных производственных объектов IV класса опасности плановые выездные проверки не проводятся.
12. В случае соответствия юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, критериям оценки добросовестности, указанным в пункте 52 настоящего Положения, устанавливается следующая периодичность проведения плановых выездных проверок:
а) в отношении опасных производственных объектов I или II класса опасности — не чаще чем один раз в течение 2 лет;
б) в отношении опасных производственных объектов III класса опасности — не чаще чем один раз в течение 4 лет.
13. При осуществлении федерального государственного надзора проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
выездная проверка;
документарная проверка.
14. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного надзора, являются:
руководитель, заместители руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;
руководители, заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
15. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в рамках федерального государственного надзора осуществляются только в виде выездных проверок.
16. В рамках осуществления федерального государственного надзора проводятся следующие внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия:
документарная проверка;
выездная проверка.
17. В ходе выездных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
инструментальное обследование;
экспертиза;
эксперимент.
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
18. В ходе документарных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов;
экспертиза.
19. Для проведения контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного надзора могут привлекаться общественные инспекторы в области промышленной безопасности.
Общественные инспекторы в области промышленной безопасности привлекаются к контрольным (надзорным) мероприятиям в качестве специалистов в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
20. При проведении выездных и документарных проверок должностными лицами, уполномоченными на проведение проверки, для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушения обязательных требований принимается должностными лицами, уполномоченными на проведение проверки.
При осуществлении видеозаписи при проведении проверки фиксируются дата, время и место ее проведения, а также характеристика выявленных нарушений.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
21. При осуществлении в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы зданий и сооружений на опасном производственном объекте, а также технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальные органы, проводящие контрольное (надзорное) мероприятие, обеспечивают эксперту беспрепятственный доступ к образцу и необходимые условия для исследования.
22. В ходе выездной проверки может быть проведен эксперимент, заключающийся в использовании тест-ситуации (объявлении учебной тревоги), имитирующей возникновение аварии на опасном производственном объекте, направленной на проверку готовности юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии в соответствии с планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах.
Эксперимент проводится без остановки технологических процессов на опасном производственном объекте в течение 1 рабочего дня в пределах срока, отведенного для проведения выездной проверки.
Результаты эксперимента оформляются протоколом о проведении эксперимента, который прикладывается к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
23. Индивидуальный предприниматель, в отношении которого назначено (запланировано) проведение контрольного (надзорного) мероприятия, вправе представить в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору или ее территориальный орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих присутствию лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства, болезнь индивидуального предпринимателя и его близких родственников, его участие в судебном процессе или исполнение судебных решений, нахождение в отпуске), в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится контрольным (надзорным) органом на срок, необходимый для устранения указанных обстоятельств.
Информация, указанная в абзаце первом настоящего пункта, должна содержать:
описание обстоятельств непреодолимой силы;
сведения о причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
указание на срок, необходимый для устранения обстоятельств, препятствующих присутствию при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
24. На опасных производственных объектах I класса опасности устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора) в соответствии с положениями Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — постоянный государственный надзор).
25. Постоянный государственный надзор осуществляется территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
26. Постоянный государственный надзор заключается в возможности постоянного пребывания уполномоченных должностных лиц территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзора на опасных производственных объектах и совершении ими контрольных (надзорных) действий в соответствии с утвержденным графиком.
27. При осуществлении постоянного государственного надзора должностными лицами, уполномоченными на его осуществление, могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов;
д) эксперимент.
28. При осуществлении контрольных (надзорных) действий в рамках постоянного государственного надзора должностными лицами, уполномоченными на осуществление постоянного государственного надзора, проводится оценка:
а) состояния зданий, сооружений, помещений опасного производственного объекта, территории или частей территории опасного производственного объекта, его цехов, участков, площадок, технических устройств, средств и оборудования;
б) работоспособности приборов и систем контроля безопасности на опасном производственном объекте;
в) пригодности к использованию систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии;
г) обеспечения охраны и контрольно-пропускного режима на опасном производственном объекте (за исключением объектов, обеспечение безопасности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»);
д) организационно-распорядительной, технической, разрешительной, учетной и иной документации, наличие которой на опасном производственном объекте предусмотрено обязательными требованиями, ее соответствия указанным требованиям;
е) сведений о результатах производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
ж) сведений, подтверждающих соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующими опасные производственные объекты, обязательных требований;
з) сведений о планируемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующими опасные производственные объекты, мероприятиях на объекте, относящихся к деятельности, в отношении которой установлены обязательные требования, на предмет своевременности, полноты и достаточности;
и) организации работы комиссий по расследованию причин инцидентов на опасных производственных объектах;
к) соблюдения на опасном производственном объекте требований по проведению проверки знаний рабочих, их инструктажа по безопасности, стажировки на рабочем месте;
л) организации работы аттестационных комиссий по аттестации в области промышленной безопасности организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;
м) выполнения мероприятий по устранению причин аварий и инцидентов на опасном производственном объекте, профилактике аварий и инцидентов;
н) правильности идентификации опасного производственного объекта;
о) организации и функционирования системы управления промышленной безопасностью;
п) готовности юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии в соответствии с планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах.
29. Эксперимент при осуществлении постоянного государственного надзора заключается в использовании тест-ситуации (объявлении учебной тревоги), имитирующей возникновение аварии на опасном производственном объекте, направленной на проверку готовности юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии в соответствии с планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах.
Эксперимент проводится не чаще одного раза в год без остановки технологических процессов на опасном производственном объекте. Продолжительность проведения эксперимента не должна превышать 1 рабочего дня.
30. Установление в отношении опасного производственного объекта режима постоянного государственного контроля (надзора) не исключает организации и проведения в отношении такого объекта и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих такие объекты, плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного надзора.
31. Территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждают графики проведения контрольных (надзорных) действий при осуществлении постоянного государственного надзора в отношении ��онкретных опасных производственных объектов (далее — график осуществления постоянного государственного надзора).
39. При осуществлении федерального государственного надзора могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережений;
г) меры стимулирования добросовестности, предусматривающие оценку соответствия организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, критериям добросовестности за 5 лет;
д) консультирование.
40. Информирование по вопросу осуществления федерального государственного надзора осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
41. Доклад по итогам обобщения правоприменительной практики по осуществлению федерального государственного надзора готовится один раз в год и размещается на официальном сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сети «Интернет» в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным.
42. При наличии сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (ее территориальный орган) объявляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, эксплуатирующим опасные производственные объекты, предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
43. Юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующими опасные производственные объекты, по результатам рассмотрения предостережения могут быть поданы в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (ее территориальный орган) возражения, в которых указываются:
а) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
б) идентификационный номер налогоплательщика юридического лица, индивидуального предпринимателя;
в) дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя;
г) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
44. Возражения направляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем на бумажном носителе почтовым отправлением в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (ее территориальный орган) либо в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью индивидуального предпринимателя, лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты либо иными указанными в предостережении способами.
45. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (ее территориальный орган) рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ.
46. При отсутствии возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе направить в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (ее территориальный орган) уведомление о принятых мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований.
47. В уведомлении о принятых мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований указываются:
а) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
б) идентификационный номер налогоплательщика юридического лица, индивидуального предпринимателя;
в) дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя;
г) сведения о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований.
48. Уведомление о принятых мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований направляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем на бумажном носителе почтовым отправлением в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (ее территориальный орган) либо в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью индивидуального предпринимателя, лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты либо иными указанными в предостережении способами.
49. Объявленные предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, уведомления о принятых мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, результаты рассмотрения возражений на объявленные предостережения подлежат учету, а соответствующие данные используются для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
50. В целях мотивации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к соблюдению обязательных требований Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальные органы проводят оценку их добросовестности.
51. Оценка добросовестности проводится по заявлению юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты (далее — заявители).
65. Действия (бездействие) должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов, решения, принятые ими в ходе осуществления федерального государственного надзора, могут быть обжалованы в досудебном (внесудебном) порядке в соответствии с положениями Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
66. Жалоба на решения, действия (бездействие) должностных лиц территориального органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассматривается руководителем, заместителем руководителя территориального органа.
Жалоба на решения, действия (бездействие) заместителя руководителя территориального органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассматривается уполномоченным заместителем руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Жалоба на решения, действия (бездействие) руководителя территориального органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассматривается руководителем Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору или уполномоченным заместителем руководителя.
Жалоба на решения, действия (бездействие) заместителей руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и иных должностных лиц центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассматривается руководителем Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
67. Жалоба на решения, действия (бездействие) должностных лиц центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору подлежит рассмотрению не позднее 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
Положение о порядке технического расследования причин инцидентов необходимо разрабатывать всем предприятиям эксплуатирующим опасные производственные объекты, не зависимо от класса опасности.
Необходимость разработки ПТР установлено в статье 29 «Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (утв. Приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 № 503) и в п. 1 ст. 9 Федерального закона № 116 от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:
«… 1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
— принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
— анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
— своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте …»
ВАЖНО: С 15.08.2017 согласование положения о расследовании причин аварий инцидентов не требуется. Внесли изменения в Приказ Ростехнадзора №480, где исключили данное требование.
Положение о техническом расследования причин инцидентов разрабатывается на основании Приказа Ростехнадзора от 08.12.2020 N 503. В данном нормативном правовом акте содержатся основные моменты, которые должны содержаться в ПРИ. Иных рекомендаций по разработке ПРИ не существует.
Если Вы осуществляете эксплуатацию опасных производственных объектов в разных субъектах РФ, то у Вас должно быть отдельное положение о расследовании причин инцидентов в каждом субъекте РФ. Проще говоря, если у Вас имеется ОПО «Сеть газопотребления» в городе Москва и «Участок транспортирования» в Московской области, то Вам нужно разработать отдельное ПРИ на «Сеть газопотребления» и отдельное ПТР на «Участок транспортирования» в Московской области, с учетом специфики опасного производственного объекта (Москва и Московская область разные субъекты РФ).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.
2. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М. МИШУСТИН
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 декабря 2020 г. N 2168
1. Настоящие Правила устанавливают требования к организации и осуществлению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (далее соответственно — эксплуатирующая организация, индивидуальный предприниматель, производственный контроль).
2. Настоящие Правила применяются при организации и осуществлении производственного контроля индивидуальными предпринимателями с учетом особенностей регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей, установленных законодательством Российской Федерации.
3. Эксплуатирующая организация (обособленные подразделения юридического лица в случаях, предусмотренных положениями об обособленных подразделениях), индивидуальный предприниматель на основании настоящих Правил разрабатывают положение о производственном контроле с учетом особенностей эксплуатируемых опасных производственных объектов и условий их эксплуатации.
Положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица), индивидуальным предпринимателем.
4. Положение о производственном контроле содержит:
должность работника, ответственного за осуществление производственного контроля, или описание организационной структуры службы производственного контроля;
права и обязанности работника или должностных лиц службы производственного контроля, ответственных за осуществление производственного контроля;
порядок планирования и проведения внутренних проверок соблюдения требований промышленной безопасности, подготовки и регистрации отчетов об их результатах, а также порядок осуществления контроля устранения выявленных при этом нарушений требований промышленной безопасности;
порядок сбора, анализа, обмена информацией о состоянии промышленной безопасности между структурными подразделениями в эксплуатирующей организации и доведения ее до работников, занятых на опасных производственных объектах;
порядок организации обеспечения промышленной безопасности с учетом результатов производственного контроля;
порядок проведения диагностики, испытания, освидетельствования сооружений и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах;
порядок обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасных производственных объектах;
порядок организации расследования аварий и учета инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах;
порядок учета результатов производственного контроля при применении мер поощрения и взыскания в отношении работников;
порядок организации проведения экспертизы промышленной безопасности;
порядок подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
порядок подготовки и представления сведений об организации производственного контроля.
В случае если указанные сведения содержатся в иных локальных нормативных актах эксплуатирующей организации, в положении о производственном контроле указываются реквизиты таких документов. Сведения, содержащиеся в указанных документах, в состав положения о производственном контроле не включаются.
5. Положение о производственном контроле разрабатывается вновь или подлежит изменению:
в соответствии с актом технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте;
в случае изменения требований промышленной безопасности к осуществлению производственного контроля;
по предписанию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации или их территориальных органов в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в положении о производственном контроле, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности;
в иных случаях — по решению руководителя эксплуатирующей организации, индивидуального предпринимателя.
6. В случае если в эксплуатирующей организации создана система управления промышленной безопасностью, производственный контроль является ее составной частью.
Вводная часть — содержит термины и определения, классификацию инцидентов.
Общие положения — содержит информацию о том, кто разработал положение, для чего разработано положение;
Порядок работы комиссии по техническому расследованию причин инцидента;
Порядок оформления, учета и анализа материалов технического расследования причин инцидента;
Сведения, характеризующие опасный производственный объект;
Приложение 1. Оперативное сообщение (информация) об аварии, инциденте, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения
Приложение 2. Информация об авариях на объекте трубопровода химически опасных, взрывопожароопасных и горючих жидкостей и газов
Приложение 3.Оперативное сообщение о несчастном случае (тяжелом, групповом, со смертельным исходом), происшедшем в результате инцидента
Приложение 4. Акт технического расследования причин инцидента, происшедшего в ООО «_______»;
Приложение 5.Протокол осмотра места инцидента, происшедшего в ООО «_______»;
Приложение 6.
Приложение 7. Журнал учета инцидентов, происшедших на опасном производственном объекте.
В случае если на Вашем производственном объекте происходит инцидент, то не реже одного раза в квартал в территориальный орган Ростехнадзора, на территории которого располагается эксплуатируемый объект, направляется информация о происшедших инцидентах, в котором указывается:
— количество инцидентов;
— характер инцидентов;
— анализ причин возникновения инцидентов;
— принятые меры по устранению причин возникновения инцидентов.
Эксплуатация опасного производственного объекта в нарушении требований ФЗ № 116 является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение штрафа на юридическое лицо – от 200 до 300 тысяч рублей, на должностное лицо – от 20 до 30 тысяч рублей.
Разработаем положение о порядке технического расследования причин инцидентов на ОПО для Вашего предприятия. Звоните.
Разработка | 10 дней |
Стоимость | 30.000 р. |
- Планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.
- Создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы (создаются на основании Федерального закона «О гражданской обороне» и Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований утвержденного Приказом МЧС от 23.12.2005 №999) или заключать договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами/формированиями (их деятельность регламентируется Федеральным законом от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»).
- Проводить обучение работников ОПО действиям в случае аварии или инцидента.
- Иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством.
- Создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать их в рабочем состоянии.
- Страховать гражданскую ответственность за причинение вреда в результате аварии или инцидента на ОПО.
Организация, планирующая эксплуатировать опасный производственный объект должна произвести оценку готовности к эксплуатации и возможности проведения действий по локализации и ликвидации последствий аварии. Порядок проведения данной процедуры установлен Методическими указаниями по проведению анализа риска опасных производственных объектов утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 10.07.2001 №30.
Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Постановление Правительства РФ от 18.12.2020 N 2168
- Регистрация опасного производственного объекта
- План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛЛА/ПЛА)
- Положение о производственном контроле (ППК)
- Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов (ПТР)
- Лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности
- Отчет по производственному контролю
- Постановка на учет в Ростехнадзоре технических устройств
- Разработка документации по эксплуатации опасных производственных объектов
- Экспертиза промышленной безопасности технических устройств
- Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений
- Экспертиза промышленной безопасности подъемных сооружений, механизмов и кранов
- Экспертиза промышленной безопасности газопроводов
- Экспертиза промышленной безопасности газоиспользующего оборудования и газораспределительных устройств
- Экспертиза промышленной безопасности котельной
- Разработка и экспертиза промышленной безопасности проектов технического перевооружения, консервации, ликвидации
- Техническое диагностирование
- Техническое освидетельствование сосудов, работающих под избыточным давлением
- Техническое освидетельствование подъемных сооружений
- Обследование строительных конструкций зданий и сооружений
- Неразрушающий контроль
- Отмена экспертизы промышленной безопасности.
- Приказ Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»
- Постановление Правительства от 01.10.2020 № 1580
- Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1477 О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности
- Постановление Правительства от 15.09.2020 № 1437
ОПО является объектом, поднадзорным многим государственным органам в вопросах безопасности, и должен соответствовать всем их требованиям. Одно из ключевых положений, которое является основополагающим при выяснении причин наступления ситуаций, приведших или способных привести к авариям на ОПО, разрабатывается ответственными работниками предприятия. Оно содержит положение о порядке расследования причин инцидентов и аварий, а так же образцы заполнения актов расследования, статистических форм и отчетов осамой аварии, ее последствиях и принятых мерах по улучшению создавшегося нестандартного положения и передачи зафиксированных данных Ростехнадзору.
Положение о расследования причин аварий и инцидентов
нам доверяют
Четкое следование всем правилам и нормам закона это то что помогает нам добиваться расположения наших клиентов. Наши специалисты постоянно следят за изменениями в законодательстве и оперативно внедряют все новшества в процесс работы, поэтому доверив работу Менделеев Тест вы гарантированно получите высокое качество разработанной документации и исчерпывающую информацию от наших специалистов.
мы доказываем на практике
Наш многолетний опыт работы в сфере обеспечения производственной безопасности и разработке нормативной документации показывает,что доверившись профессионалам вы сделаете правильный выбор! Мы считаем, что в работе любого производства обеспечение безопасности персонала всегда должно стоять на первом месте, и компания Менделеев Тест успешно реализует эту идею уже многие годы.
Давайте разберемся, чем отличается инцидент от аварии. В статье 1 Закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» указаны основные различия между аварией и инцидентом.
Инцидент – отказ или повреждение технических устройств на опасном производственном объекте (далее – ОПО), а также отклонение от установленного режима технологического процесса. При этом инцидент не является аварией, но систематическое нарушение порядка его расследования, несоблюдение технологии могут привести к аварии.
Авария – разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на ОПО, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ. Инцидентом является повреждение технического устройства, но не сооружений. Если повреждены сооружения на ОПО, это уже будет аварией.
Технические устройства – это различное оборудование, системы машин или оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации на ОПО.
Таким образом, технические устройства лишь входят в состав сооружения на ОПО, при этом, не являясь сооружением в целом. К сооружениям относят, например, трубопровод, а вот трубопроводную арматуру – к техническим устройствам в составе этого сооружения. Поэтому если повреждение арматуры не является разрушением и будет устранено на отдельном участке, это не приведет к разрушению магистрального трубопровода. Если же одно из звеньев трубопровода не починить вовремя, неминуемо разрушение технического устройства, а это уже авария.
Надлежащее, объективное и беспристрастное расследование каждого инцидента – важная часть безопасности ОПО. В разделе V порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 №503 разъясняется, как проводить техническое расследование инцидентов, учитывать инциденты и анализировать полученные данные.
В пункте 29 этого документа указано, что эксплуатирующая организация должна самостоятельно разработать локальный нормативный акт – Положение о порядке расследования и учета инцидентов на ОПО, утвердить его у своего руководителя. В положении нужно подробно указать, с какой периодичностью комиссия по расследованию обстоятельств инцидента создается: на год, или каждый раз после инцидента. Также нужно конкретно указать, кто будет входить в комиссию по расследованию, при каких условиях время расследования может быть продлено.
По общему правилу, расследование инцидента должно быть проведено в суточный срок с момента происшествия, затем нужно подать оперативное сообщение по результатам расследования и внести записи в учетный журнал.
Техническое расследование состоит из 4 последовательных этапов:
1 этап. Локализация инцидента
При получении информации об инциденте необходимо принять меры по локализации инцидента (аварийно-восстановительные работы по устранению источника опасного фактора), убедиться в том, что пострадавшим оказана первая, а также профессиональная медицинская помощь, и на месте инцидента не осталось работающих бригад.
2 этап. Расследование инцидента
Немедленно после получения информации об инциденте специально созданная комиссия выезжает на место происшествия, для изучения обстоятельств и последствий произошедшего инцидента. Комиссия должна установить вид инцидента: отказ технического устройства, его повреждение или отклонение от технологического режима эксплуатации. У комиссии нет суток на расследование. В течение 24 часов с момента происшествия нужно подать извещение в органы по списку рассылки. Значит, комиссия должна оперативно построить свою работу.
Сведения об инциденте председатель комиссии по расследованию вносит в журнал. Время указывают московское. Акт расследования подразумевает не только описание произошедшего инцидента, но и расчет экономико-экологических последствий. Ущерб указывают в акте, и сумма должна совпадать с записью в журнале учета инцидентов. Также комиссия должна зафиксировать, сколько длился простой объекта из-за инцидента.
Важно! Если были пострадавшие, нужно указать, сведения из формы 315-у. Учетную форму №315/у «Медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести» выдают по запросу работодателя в медицинскую организацию, куда впервые обратился за помощью пострадавший. Делают это незамедлительно после поступления запроса.
Поэтому нужно будет получить такую справку. Она потребуется не только для расследования несчастного случая, но и для указания в акте расследования и в оперативном извещении об инциденте.
3 этап. Направление оперативного сообщения об инциденте по списку рассылки
Если в эксплуатирующей организации произошел инцидент, в течение 24 часов с момента возникновения события нужно подать оперативное сообщение. Рекомендованная форма такого извещения приведена в приложении № 2 к Порядку расследования № 503. Список рассылки оперативного сообщения следующий:
- Территориальный орган Ростехнадзора по месту нахождения ОПО.
- Вышестоящая организация (если инцидент произошел в одном из подразделений организации)
- Администрация города, района или села, на территории которого расположены опасные производственные объекты.
- Страховую компанию, продавшую страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ОПО
Внимание! Территориальное управление Росприродназора извещать не требуется, если произошел инцидент. Этот орган извещают, если произошла авария, связанная с выбросом опасного вещества. Поскольку инцидент не является аварией, то и извещать Росприроднадзор не нужно. Комиссию по ЧС местных органов самоуправления и территориальный орган МЧС при аварии также оповещать не нужно. Это потребуется при аварии.
Приложение № 2. Оперативное сообщение об инциденте на опасном производственном объекте (рекомендуемый образец в Приказе Ростехнадзора от 08.12.2020 №503)
Порядок расследования и учета инцидентов на ОПО
В локальном Положении о порядке расследования и учета инцидентов на ОПО необходимо указать, сколько членов комиссии должно участвовать в работе комиссии. Для того, чтобы провести объективное расследование произошедших инцидентов приказом руководителя эксплуатирующей организации издается приказ о создании комиссии.
Напоминаем, что комиссия должна состоять не менее чем из трех участников. Нельзя, чтоб число участников было четным. В этом случае нарушаются принципы коллегиальности большинства. В комиссию по расследованию нельзя назначать руководителя подразделения, в котором произошли инциденты. Это может отразиться на объективности результатов, негативно повлияет на ход расследования и грозит конфликтом интересов.
Обратите внимание! В оперативном сообщении об инциденте один экземпляр направляют в профсоюз. Поэтому целесообразно включить в состав комиссии председателя первичной профсоюзной организации.
По итогам расследования комиссия должна составить акт. Акт о расследовании инцидентов на ОПО — это внутренний распорядительный акт комиссии. В этом документе указывают, при каких обстоятельствах произошел инцидент, что послужило предпосылками для случившегося, какой был нанесен вред, сколько часов или дней не работали технические устройства и по чьей вине.
На этом этапе комиссия устанавливает не только причины инцидента, но и виновных лиц, анализирует, что нужно сделать для того, чтобы предотвратить повторение инцидентов. Акт является основанием для привлечения виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Главное — это разработка плана мероприятий по устранению причин инцидентов для того, чтобы случившееся не произошло вновь. Форма акта должна быть приведена как приложение к вашему локальному нормативному акту — Положению о расследовании инцидентов.
Каждый инцидент нужно зарегистрировать в специальном журнале. В положении о расследовании инцидентов необходимо указать, что журнал должен содержать защиту от подлога и утери данных. Для этого нужно его зарегистрировать в делопроизводстве, прошить, пронумеровать все листы, скрепить печатью. Все записи в журнале ведутся в строгом хронологическом порядке.
Журнал учета инцидентов, произошедших на опасных производственных объектах
№ п.п. | Дата инцидента, время в часах, минутах (московское) | Место инцидента | Характеристики и причины возникновения | Продолжительность простоя, в часах |
Экономический ущерб, в том числе окружающей среде, в тыс. руб. |
Мероприятия по устранению причин инцидента | Отметка об исполнении |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Положение о порядке расследования инцидентов является обязательным документом для всех предприятий, использующих в своей производственной деятельности опасные объекты, вне зависимости от установленного класса опасности для применяемых опасных производственных объектах.
- Реализация неукоснительных требований законодательства в области промышленной безопасности.
- Документальное закрепление требуемого регламента определения и расследования причин инцидентов на ОПО предприятия.
- Оказание содействия государственным структурам в установлении причин инцидентов на эксплуатируемых опасных производственных объектах.
- Выявление и исследование всех обстоятельств и факторов, послуживших причиной происхождения аварии или производственного травматизма на опасных объектах предприятия.
- Определение размеров причиненного ущерба и установление перечня должностных лиц предприятия, виновных в случившемся инциденте.
- Детализированный учет и фиксация всех аварийных (нештатных) ситуаций, произошедших на ОПО.
- Составление плана мероприятий, направленных на заблаговременное упреждение аналогичных аварий и инцидентов.
Положение о порядке расследования причин инцидентов на ОПО.
Действующая законодательная нормативная база в области промышленной безопасности обязывает все предприятия, эксплуатирующие ОПО, иметь разработанное Положение о порядке расследования причин инцидентов, не устанавливая определенных условий и требований к его разработчикам. Следовательно, любое предприятие при возникновении трудностей в процессе разработки порядок расследования инцидентов вправе обратиться за помощью в данном вопросе к специализированной компании.
Также, привлечение специализированной организации, профессионально занимающейся разработкой документации по промышленной безопасности, актуально в целях экономии времени. После составления ПРИ необходимо в обязательном порядке согласовать с органами Ростехнадзора (РТН). Данная процедура длится в течение 30 рабочих дней, и в случае обнаружения сотрудниками РТН каких-либо недоработок предприятие получает отказ в согласовании предоставленного Положения. Подобных нежелательных потерь временных ресурсов предприятия можно избежать, обратившись за помощью к профессионалам.
Перед тем, как направить на согласование порядок расследования инцидентов, его следует подписать должностным лицом, ответственным за реализацию производственного контроля и утвердить директором предприятия.
Предприятиям, эксплуатирующим ОПО, в процессе производственной деятельности которых имелись случаи возникновения аварий, необходимо с периодичностью не реже 1 раза в 3 месяца предоставлять в органы РТН следующие информационные сведения:
- Число произошедших аварий (инцидентов).
- Специфика произошедших аварий.
- Выявленные факторы, ставшие причиной аварии (инцидента).
- Проведенные мероприятия, направленные на искоренение факторов, спровоцировавших аварию.
Организации, применяемые в работе опасные объекты, не имеющие составленного и утвержденного ПРИ, могут понести финансовые издержки в виде административных штрафов в соответствии со статьей 9.1 КоАП РФ. В частности,
- Граждане — от 2000 до 3000 рублей.
- Должностные лица организации — от 20000 до 30000 рублей (либо лишение права занимать данную должность сроком от 6 до 12 месяцев).
- Юридические лица — от 200000 до 300000 рублей (либо запрет на осуществление производственной деятельности продолжительностью 90 дней)
- Промышленная безопасность
- Регистрация ОПО
- Перерегистрация ОПО
- Лицензии Ростехнадзора на ОПО
- Экспертиза промышленной безопасности
- Разработка ППК
- Отчет о производственном контроле
- Разработка ПРИ
- Разработка ПМЛА, ПЛА
- Разработка ПЛАРН
- Аттестация по промышленной безопасности
- Обоснование безопасности ОПО
- Обоснование безопасности машин и оборудования
- Консервация ОПО
- Исключение ОПО
Положение о техническом расследовании причин инцидентов на опо образец 2021
Необходимо ли согласовывать с территориальными органами Ростехнадзора положение о порядке расследования причин аварий и инцидентов на опасном производственном объекте?
Порядок технического расследования причин аварий и инцидентов регламентируется приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 N 480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (зарегистрирован в Минюсте России 08.12.2011 N 22520) (далее — Порядок).
Положение о порядке технического расследования причин инцидентов на опасном производственном объекте (ОПО) – это официальный документ, в котором ведется учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте, а также устанавливается порядок расследования обстоятельств и причин аварии или несчастного случая на производстве. Положение о расследовании причин инцидентов разрабатывается на все объекты, которые внесены в Реестр опасных производственных объектов (в независимости от класса опасности) и подлежит обязательному согласованию (утверждению) в Ростехнадзоре.
Вести учет аварий и инцидентов на ОПО, предоставлять статистику аварий и предпринятых мер по ликвидации их последствий, оказывать содействие государственным органам (Ростехнадзору и другим) при техническом расследовании причин аварий – это не полный перечень обязательных требований промышленной безопасности (установленных Федеральным законом №116-ФЗ) к организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.
Разработка и согласование: от 10 дней
Стоимость*: от 30000 руб.
Согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.08.2011г. №480-ФЗ «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», при возникновении аварии или инцидента на опасном производственном объекте его руководитель обязан оповестить о происшествии в течение 24 часов:
- территориальный орган Службы, осуществляющий надзор за объектом, либо территориальный орган Службы, на территории деятельности которого произошла авария, инцидент (при временной регистрации передвижных технических устройств (кранов, подъемников (вышек), передвижных котельных, цистерн, вагонов, локомотивов, автомобилей и т.п.);
- вышестоящий орган или организацию (при наличии таковых);
- орган местного самоуправления;
- государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации;
- профсоюзную организацию;
- страховую компанию, с которой заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии, инцидента на опасном объекте;
- соответствующий орган прокуратуры.
А также руководитель ОПО обязан:
В ходе проведения расследования причин инцидента на месте происшествия комиссия составляет:
- протокол установленных фактов аварии;
- схематическую карту места происшествия;
- письменное документирование показаний очевидцев.
Приказ Ростехнадзора от 15.08.2017 г. № 313 был зарегистрирован в Минюсте России и следовательно является нормативным правовым актом обязательным для исполнения.
Изменения, внесённые приказом Ростехнадзора № 313, вступят в силу 5 ноября 2017.
В соответствии с внесёнными изменениями:
Также были внесены изменения в некоторые формы, а именно:
- оперативное сообщение об аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения;
- акт технического расследования причин аварий на ОПО, ГТС;
- журнал учёта аварий, происшедших на ОПО, ГТС;
- журнал учёта инцидентов, происшедших на ОПО, ГТС.
Дополнительно была утверждена форма оперативного сообщения об инциденте.
Далее предлагаю собственноручно скачать рассматриваемые приказы и подробно ознакомиться с их содержимым.
Разработка и согласование ПТР: от 5 до 30 дней. Все сложности берем на себя. Цена от 10000 руб
Одним из важных направлений деятельности по обеспечению безопасной эксплуатации ОПО выступает разработка документации, необходимой для регламентирования и осуществления производственных процессов в соответствии с предусмотренными действующим законодательством требованиями. К числу обязательных документов относится Положение о расследовании причин аварии и инцидентов на ОПО, нередко называемое просто ПРИ.
Главной целью его создания является выработка основных принципов, которыми следует руководствоваться при выяснении и последующий анализ причин аварийных ситуаций, а также определение формы ведения статистических отчетов, связанных с реализацией мероприятий по устранению их последствий. Важной частью Положения выступает также порядок создания соответствующей комиссии и регламент ее работы.
Образец положения о расследовании аварий на ОПО
Основные моменты, касающиеся процедуры разработки ПТР, содержатся в Приказе №480, выпущенном контролирующим органом в лице Ростехнадзора. Важным нюансом выступает необходимость наличия Положения для каждого субъекта Российской Федерации, если ОПО, эксплуатируемые организацией расположены в разных регионах страны.
Правила внутреннего распорядка эксплуатирующей организации должны предусматривать подписание разработанного ПТР сотрудником, чьи должностные обязанности включают ведение производственного контроля на предприятии. Естественно, утверждает Положение непосредственно руководитель компании, занимающейся эксплуатацией ОПО.
Указанный выше Приказ №480, который, фактически, выступает единственным документом, регулирующим правила разработки, порядок согласования и структуру ПРИ, предусматривает наличие в составе Положения 5-и разделов и нескольких приложений к ним. В основную часть документа входят:
Введение. В этой части Положения приводятся используемые в документе термины и их значение, а также классификация инцидентов, применяемая в ПРИ.
Общие положения. Включают в себя сведения о разработчиках документах и основных целях его создания. Кроме того, в общих положениях обязательно указываются ответственные сотрудники, в чьи должностные обязанности входит круг вопросов, связанных с разработанным документом.
Порядок формирования и деятельности комиссии, занимающейся техрасследованием и установлением причин аварийной ситуации и инцидента.
Правила учета и последующего анализа данных, собранных комиссией, в чьи обязанности входит расследование причин инцидентов, случившихся на объекте.
1. Название организации, ее организационно-правовая форма, форма собственности и адрес: ___________________________________________________
2. Состав комиссии:
Председатель _________________________________________________________ (фамилия, инициалы, место работы, должность) Члены комиссии: ______________________________________________________ (фамилия, инициалы, место работы, должность)
3. Характеристика организации (объекта, участка) и места аварии.
В этом разделе наряду с данными о времени ввода опасного производственного объекта в эксплуатацию, его месторасположения необходимо показать проектные данные и фактическое выполнение проекта, дать заключение о состоянии опасности производственного объекта перед аварией, режим работы объекта (оборудование) до аварии (утвержденный, фактический, проектный), указать, были ранее на данном участке (объекте) аналогичные аварии, отразить, как соблюдались лицензионные требования и условия, положения декларации безопасности.
4. Квалификация обслуживающего персонала, специалистов, ответственных лиц, причастных к аварии (где и когда проходили обучение и инструктаж по технике безопасности, проверку знаний в квалификационной комиссии).
5. Обстоятельства аварии. Дается описание обстоятельства аварии и сценарий ее развития, информация о пострадавших, указывают какие факторы привели к аварийной ситуации и ее последствиям; как протекал технологический процесс и процесс труда, описать действия обслуживающего персонала и должностных лиц, изложить последовательность событий.
6. Технические и организационные причины аварии. На основании изучения технической документации, осмотра места аварии, опроса очевидцев и должностных лиц, экспертного заключения — комиссия делает выводы о причинах аварии.
7. Сведения о пострадавших в результате аварии.
8. Мероприятия по устранению причин аварии. Изложить меры по ликвидации последствий аварии и предупреждению подобных аварий, сроки выполнения мероприятий по устранению причин аварии.
9. Заключение о лицах, ответственных за допущенную аварию. В этом разделе указываются лица, ответственные за свои действия или бездействие, которые привели к аварии. Указать какие требования нормативных документов не выполнены или нарушены данными лицами.
10. Размер причиненного аварией вреда.
Расследование проведено и акт составлен: «__» __________ 20__ г.
Приложение: материал расследования на ______________ листах.
Председатель: _________________ (подпись) Члены комиссии: _________________ (подписи)
Приложение Д
1. Название производственного объекта, на котором произошел инцидент:
_____________________________________________________________________
2. Состав комиссии:
Председатель _________________________________________________________ (ФИО, должность) Члены комиссии: ______________________________________________________ (ФИО, должность)
3. Характеристика (кратко) организации, опасного производственного объекта, где произошел инцидент.
В данном разделе наряду с другими сведениями отражается режим (проектный и фактический) работы объекта до возникновения инцидента, дается заключение о состоянии объекта перед инцидентом, выполнение правил технической эксплуатации, указывается наличие на объекте аналогичных инцидентов и выполнение разработанных мероприятий по их предотвращению.
4. Краткая характеристика инцидента.
5. Квалификация обслуживающего персонала (где и когда проходил обучение и инструктаж по охране труда, проверку знаний).
6. Описание инцидента на опасном производственном объекте.
7. Причины инцидента.
8. Сведения о пострадавших в результате инцидента.
9. Длительность простоя, размер причиненного вреда.
10. Заключение о лицах, ответственных за происшедший инцидент на опасном производственном объекте.
11. Мероприятия по устранению причин и ликвидации последствий инцидента, а также меры по его предупреждению и повышению уровня безопасности объекта с указанием исполнителя и срока исполнения.
12. Расследование проведено, и акт составлен (число, месяц, год).
13. Материалы, прилагаемые к акту:
____________________________________________________________________
Председатель: _______________________ (подпись) Члены комиссии: _______________________ (подписи)
Приложение Ж
к Положению об организации и
осуществлении производственного
контроля за соблюдением требований
промышленной безопасности на
опасных производственных объектах
Разработка положения о порядке технического расследования причин инцидентов
– документ регламентирующий порядок выяснении причин инцидентов, а так же ведения статистики о произошедших инцидентах и принятых мерах для устранения причин.
Разработка документа: 5 рабочих дней
Положение о техническом расследования причин аварий и инцидентов на ОПО подписывается ответственным сотрудником за осуществление производственного контроля и утверждается руководителем организации. Положение состоит из пяти частей и приложений к нему:
- Общие положения — содержит термины и опредления, классификацию инцидентов, а также информацию для каких целей данное Положение разработано;
- Порядок проведения технического расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах;
- Порядок оформления, учета и анализа материалов технического расследования инцидента;
- Ответственность;
- Сведения, характеризующие опасный производственный объект;
- Приложения (№1-№4)
- Последние новости
- Сертификация продукции, ISO
- Охрана и безопасность труда
- Промышленный консалтинг
- Экологический консалтинг
- Лицензирование
- Разработка документации
1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее — ФНП) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №30, ст.3588; 2018, №31, ст.4860) (далее – Федеральный закон №116-ФЗ).
ФНП устанавливают необходимые требования к деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее – ОПО), на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, подъемные сооружения (далее – ПС), в том числе к работникам указанных ОПО; безопасности технологических процессов на ОПО, на которых используются ПС, в том числе к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.
Положения настоящих ФНП распространяются на организации независимо от их организационно-правовых форм, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности ОПО, на которых используются ПС, на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
2. Требования настоящих ФНП распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых применяются следующие ПС и оборудование, используемое совместно с ПС:
- а) грузоподъемные краны всех типов;
- б) мостовые краны-штабелеры;
- в) краны-трубоукладчики;
- г) краны-манипуляторы;
- д) строительные подъемники;
- е) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами);
- ж) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
- з) электрические тали;
- и) краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком;
- к) сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, захваты, стропы), используемые совместно с ПС для подъема и перемещения грузов;
- л) грузовая тара, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов) и в морских и речных портах;
- м) специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемые для подъема и транспортировки людей;
- н) рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС, передвигающихся по рельсам).
Самоходными кранами, кранами-манипуляторами и подъемниками (вышками) должны осуществляться грузоподъемные операции только на специально подготовленных для этих целей площадках, при этом крановые, крано-манипуляторные установки и подъемные установки подъемников (вышек) стационарно закреплены на шасси или раме.
3. Требования настоящих ФНП не распространяются на обеспечение безопасности объектов, на которых используются следующие ПС:
- а) применяемые в интересах обороны и безопасности государства, гражданской и территориальной обороны или относящиеся к вооружению и военной технике, кроме ПС общепромышленного назначения, перечисленных в пункте 3 настоящих ФНП и предназначенных только для транспортировки обычных грузов, и кроме ПС, применяемых на ОПО, эксплуатируемых организациями Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее – Госкорпорация «Росатом»), при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных установок военного назначения;
- б) специально сконструированные для применения на вводимых в эксплуатацию, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации объектах использования атомной энергии при обращении с ядерными материалами, ядерным топливом, радиоактивными веществами, радиоактивными отходами, радиационными источниками и их перемещении, а также при перемещении грузов в помещениях (зонах), в которых располагаются системы и элементы, важные для безопасности объектов использования атомной энергии;
- в) с ручным приводом, лифты, канатные дороги, фуникулеры, эскалаторы, напольные, завалочные и посадочные грузоподъемные машины, электро- и автопогрузчики, путе- и мостоукладочные машины, подъемные комплексы для парковки автомобилей, эвакуаторы автомобилей;
- г) установленные в шахтах и на любых плавучих средствах;
- д) предназначенные для работы только с навесным оборудованием (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, буровым оборудованием);
- е) монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, балки, шевры);
- ж) краны для подъема и опускания затворов гидротехнических сооружений без осуществления зацепления их крюками, оборудованные единственным механизмом подъема и не оснащенные механизмом передвижения крана;
- з) домкраты;
- и) манипуляторы, используемые в технологических процессах;
- к) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами) с высотой подъема до 6 м включительно;
- л) предназначенные для работы только в качестве аттракционов с применением кабин (люлек) с людьми.
наверх