Расчет коэффициента налоговой нагрузки в РК пример

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет коэффициента налоговой нагрузки в РК пример». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Настоящие Правила расчета коэффициента налоговой нагрузки налогоплательщика (налогового агента), за исключением физических лиц, не зарегистрированных в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей и не занимающихся частной практикой определяют порядок расчета коэффициента налоговой нагрузки налогоплательщика (налогового агента), используемые в целях реализации подпункта 14) пункта 1 статьи 30 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

2. Коэффициент налоговой нагрузки налогоплательщика (налогового агента), за исключением физических лиц, не зарегистрированных в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей и не занимающихся частной практикой (далее – коэффициент налоговой нагрузки), отражает характеристику воздействия налоговой системы на хозяйствующий субъект.

Формула определения налоговой нагрузки

3. Расчет коэффициента налоговой нагрузки определяется по следующей формуле:

КНН = H и ОП / СГД X 100%,

где:

КНН – коэффициент налоговой нагрузки;

H и ОП – сумма исчисленных налогов и других обязательных платежей в бюджет, налогов, уплаченных в другие государства и корпоративного подоходного налога, удержанного у источника выплаты, отраженных в налоговой отчетности, за исключением таможенных платежей, налога на добавленную стоимость и акцизов, уплаченных при импорте товаров, налога на добавленную стоимость, в случае если по итогам календарного года общая сумма налога сложилась с отрицательным значением;

СГД – сумма совокупного годового дохода юридического лица без учета корректировок, предусмотренных статьями 241 и 287 Налогового кодекса и (или) дохода юридического лица, применяющего специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, или дохода индивидуального предпринимателя, полученного совокупно за отчетный налоговый период.

В случае представления налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности в иностранной валюте, указанная в декларации сумма СГД, пересчитывается в национальную валюту с применением рыночного курса обмена валюты, установленного на дату представления налоговой отчетности.

4. На основании коэффициента налоговой нагрузки налогоплательщика (налогового агента), рассчитывается среднеотраслевое значение коэффициента налоговой нагрузки определяемое по следующей формуле:

СО КНН= КНН1+КНН2+КНН3…КННn/N, где

СО КНН – среднеотраслевое значение коэффициента налоговой нагрузки;

КНН1, КНН2, КНН3, КННn– коэффициент налоговой нагрузки налогоплательщиков соответствующей отрасли за исключением коэффициентов налоговой нагрузки превышающих 50 процентов;

N – количество налогоплательщиков соответствующего раздела, участвующих в расчете, без учета налогоплательщиков у которых отсутствует СГД.

5. Среднеотраслевое значение коэффициента налоговой нагрузки рассчитывается по соответствующим отраслям (до второго знака кода), определяемым на основании Общего классификатора видов экономической деятельности.

6. Среднеотраслевое значение коэффициента налоговой нагрузки определяется отдельно для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по каждому областному региону или городу областного значения.

7. Среднеотраслевое значение коэффициента налоговой нагрузки рассчитывается два раза в год не позднее 1 января и 1 июля, следующего за отчетным годом.

8. Коэффициент налоговой нагрузки позволяет производить анализ совокупности налогов и других обязательных платежей в бюджет, исчисленных конкретным налогоплательщиком в различные налоговые периоды, а также отражает уровень воздействия системы налогообложения на конечный результат деятельности налогоплательщика (налогового агента).

5. Коэффициент налоговой нагрузки налогоплательщика (налогового агента) позволяет производить анализ совокупности налогов и других обязательных платежей в бюджет, исчисленных конкретным налогоплательщиком в различные налоговые периоды, а также отражает уровень воздействия системы налогообложения на конечный результат деятельности налогоплательщика (налогового агента).

Налоговая нагрузка в Республике Казахстан

Сумму исчисленного налога делят на сумму полученных доходов, затем умножают на 100. Данные есть соответственно в декларации по УСН или в декларации по ЕСХН.

Обратите внимание: если у компании или ИП есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, налога на добычу полезных ископаемых или пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет.

Получившийся коэффициент ФНС будет сравнивать с данными аналогичных налогоплательщиков и средними показателями по отрасли. Если нагрузка будет значительно ниже значений, руководителя компании или ИП могут вызвать на беседу в инспекцию.

Еще стоит анализировать налоговую нагрузку по отчислениям за работников. Нужно исчисленный НДФЛ разделить на общую сумму доходов.

ФНС в случае проверок по НДФЛ обращает внимание не только на удельный вес показателя, но и на динамику — насколько НДФЛ уменьшился по сравнению с прошлым кварталом или годом.

Еще один повод для изучения деятельности компании — выплата зарплат ниже среднего уровня по региону. Если бизнес может подтвердить снижение нагрузки по НДФЛ сокращением сотрудников или другими документами, проблем, скорее всего, не будет.

Кроме удержания 13 % НДФЛ бизнес вынужден платить за каждого работника еще и обязательные страховые взносы. Итого выплаченная на руки зарплата по факту увеличивается на 30-40 %.

Проанализируйте функции штатных работников. Если часть из них можно рассматривать как разовые услуги, выгоднее отказаться от постоянного специалиста в штате и заменить его подрядчиками, например. ИП или самозанятыми.

Коэффициент налоговой нагрузки учитывает размер всех начисленных и уплаченных налогов, независимо от их видов. Это требование закреплено в приказе № ММ-3−06/333@. Налоговая служба дополнительно в своем письме (№ БА-4−1/12 589@ от 29 июня 2018 г.) разъяснила порядок расчетов:

  • Полученная на счет выручка в денежном выражении учитывается без включенных в нее сумм НДС и акцизного сбора.
  • Размер налоговых платежей включает в себя НДФЛ, который компания перечислила за своих сотрудников.
  • Страховые взносы в расчетах не участвуют.

Налоговая нагрузка — это объем всех налогов и сборов, которые компания должна уплатить в бюджет. Понятие налоговой нагрузки определяют следующие документы:

  • Приказ ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@ «О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ “Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок”»;
  • Приложение № 7 к письму ФНС России от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» (далее — письмо № ЕД-4-15/14490@). В данном документе приведены формулы для расчета налоговой нагрузки.

Показатель налоговой нагрузки можно рассчитать по следующей формуле:

Налоговая нагрузка = Сумма начисленных налогов за год / Сумма выручки за год × 100 %.

Налоговую нагрузку должна рассчитывать каждая организация. Расчеты позволят понять, насколько ее деятельность и уплата налогов могут привлечь внимание налоговых органов, которые могут принять решение о проведении выездной налоговой проверки.

ПРИМЕР 1

Компания по производству одежды применяет ОСНО. По данным бухгалтерской отчетности, выручка за 2019 г. составила 67 млн руб.

Данные налоговой отчетности за 2019 г.:

  • налог на прибыль — 1 850 000 руб.;
  • НДС — 1 770 000 руб.;
  • транспортный налог — 550 000 руб.;
  • налог на имущество — 880 000 руб.;
  • НДФЛ — 1 300 000 руб.

Суммы уплаченных страховых взносов при определении налоговой нагрузки не учитывают.

Расчет налоговой нагрузки:

(1 850 000 + 1 770 000 + 550 000 + 880 000 + 1 300 000) / 67 000 000 × 100 % = 9 %.

По данным ФНС России, среднее значение налоговой нагрузки для производства одежды в 2019 г. — 8,1 %.

Налоговая политика организации построена корректно.

Система управления рисками — коэффициент налоговой нагрузки

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2020 году: изменения

Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  • для торговых предприятий – менее 1%;
  • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

Ее вычисляют по такой формуле:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где:
ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.

ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.

Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.

  1. Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):

    НН по НДС = ННДС / Нбрф

  2. Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС )к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):

    НН по НДС = ННДС / Нбобщ.

Письмо ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ определяет налоговую нагрузку ИП по НДФЛ как отношение исчисленного НДФЛ от предпринимательской деятельности к общей сумме доходов от данной деятельности.

Если нагрузка по НДФЛ низкая, предпринимателя вызовут на комиссию в налоговую инспекцию. Но что считать низкой налоговой нагрузкой – в письме не сказано.

Но в этом же письме есть другой критерий – доля профессиональных вычетов для расчета НДФЛ. Если это доля превышает 95%, ИП становится кандидатом для вызова на комиссию.

Что касается организаций, то здесь налоговики анализируют не относительную нагрузку по НДФЛ, а динамику уплаченных сумм. Инспекторы анализируют показатели отчетов 6-НДФЛ и вызывают на комиссию, если:

  • поступления НДФЛ снизились по сравнению с прошлым кварталом или годом больше, чем на 10 процентов;
  • по суммам НДФЛ сделали вывод, что организация платит зарплату меньше среднего уровня в регионе по этому виду деятельности.

Таким же образом анализируют расчеты по страховым взносам и смотрят, не снизились ли суммы взносов при том же количестве работников.

В действующих документах нет методики расчета нагрузки отдельно по налогу на прибыль. Она была прописана в письме ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, которое сейчас отменено.
Но не исключено, что налоговики и сейчас могут пользоваться той же методикой при анализе нагрузки налогоплательщиков.

Формула расчета выглядит так:

Размер фискального обременения экономических субъектов — это не «призрачный» показатель или абстрактное плановое значение. Нет, налоговая нагрузка — это величина налогов, сборов и взносов, которая определяется для экономического субъекта в зависимости от его вида деятельности, масштабов производства и штатной численности.

Иными словами, объем фискальных платежей в бюджет практически для каждого субъекта определен. Точнее, чиновники определили лишь пограничные значения. Отклонение от данных показателей говорит о существенных изменениях в финансово-хозяйственной жизни предпринимателя или организации, что вызывает пристальный интерес со стороны ФНС.

Подробнее о том, какие установлены значения на 2020 год, мы рассказали в статье «Налоговая нагрузка по видам деятельности: к нам едет ФНС». Далее определим, как рассчитать налоговую нагрузку предприятия на конкретном примере.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2021 году – изменения

Налогоплательщики вправе применять иные методики расчета налоговой нагрузки для проведения самостоятельной проверки. Так, чиновники предусмотрели два способа.

Способ № 1. Исчисление по налогу на прибыль.

Чтобы подсчитать размер фискального обременения, потребуются данные отчетной декларации по налогу на прибыль за итоговый период (календарный год). Нужны только два показателя:

  • лист 02, строка 180;
  • лист 02, сумма строк 010 и 020.

Теперь определим, как считать налоговую нагрузку на конкретном примере.

Условия для расчетов:

ООО «ВЕСНА» занимается деятельностью в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса. Компания применяет ОСНО. По данным бухгалтерской отчетности, выручка за 2017 год (строка 2110 отчета о финансовых результатах) — 65 миллионов рублей.

Данные налоговой отчетности за 2017 год:

  • декларация по налогу на прибыль — 1 750 000 рублей;
  • НДС — 1 670 000 рублей;
  • транспортный налог — 450 000 рублей;
  • налог на имущество — 780 000 рублей;
  • НДФЛ — 1 200 000 рублей.

Суммы уплаченных страховых взносов в расчете не учитываются.

Пример расчета налоговой нагрузки:

Нал. нагрузка = 65 000 000 / (1 750 000 + 1 670 000 + 450 000 + 780 000 + 1 200 000) × 100 % = 65 000 000 / 5850 × 100 % = 11,11 %.

По данным ФНС: минимальное значение нал. нагрузки для гостиниц и ресторанов в 2017 г. — 9,5 %. 11,11 % по ООО «Весна» больше минимального значения, определенного ФНС (9,5 %).

Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2019-2020 годах.

Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:

  • Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/333@.

С чем сравнивать свой показатель, если данных по вашей отрасли у ФНС нет, узнайте здесь.

  • Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1%.
  • Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89%.
  • Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@.

При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:

  • неверно определенный код вида деятельности;
  • временные проблемы с реализацией;
  • увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
  • осуществление инвестиций;
  • создание запаса товара;
  • наличие экспортных операций.

О том, каким может быть текст записки, представляемой в ответ на запрос ИФНС о пояснениях, читайте в материале «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».

Низкая нагрузка или рентабельность может стать поводом для выездной проверки инспекторов. Средняя цена одной такой ревизии по России – до 17 млн рублей доначислений. Чтобы не доводить до этой крайности, не игнорируйте требования налоговиков о даче разъяснений о причинах низких коэффициентов.

Ответный документ может быть составлен письменно в произвольном виде. Причины низкой налоговой нагрузки или рентабельности могут быть любыми, для их выявления ориентируйтесь на специфику деятельности компании: это может быть увеличение прибыли на рекламу, увеличение складских товаров, снижение сбыта, рост закупочных цен на МПЗ и т. д.

Налоговая нагрузка: что это такое и как ее контролировать

  • Процесс
  • Общество
  • Бизнесс
  • Экология

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

Налоговая нагрузка, %

Справочно: фискальная нагрузка по страховым взносам, %

ВСЕГО

11,0

3,3

производство химических веществ и химических продуктов

2,2

2,1

производство и распределение газообразного топлива

2,2

1,5

торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

2,7

0,8

обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

2,8

3,3

торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт

2,9

1,0

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов — всего

2,9

1,1

производство кокса и нефтепродуктов

3,4

0,2

торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

3,4

2,1

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство – всего

4,1

5,2

производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

4,1

2,1

деятельность трубопроводного транспорта

4,7

4,7

производство бумаги и бумажных изделий

5,0

1,7

производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

5,4

1,5

производство прочих транспортных средств и оборудования

5,5

4,6

производство резиновых и пластмассовых изделий

6,1

2,6

Транспортировка и хранение — всего

6,5

4,6

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха — всего

6,7

2,3

производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха

6,8

Федеральная налоговая служба с каждым годом наращивает аналитическую составляющую контрольной работы налоговых органов. Это делается для того, чтобы налогоплательщики работали более открыто в своих налоговых обязательствах. И в последнее время налоговики уже используют комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, поэтому кроме заниженной налоговой нагрузки есть и другие показатели, на которые обращают внимание инспекторы.

Чтобы значительно снизить риски налоговой проверки, стоит вовремя проверять своих контрагентов, еще до того, как вы совершили сделку. Если есть хотя бы минимальный риск, то рекомендуем сразу запастись документами о контрагенте. Для этого рекомендуем использовать специальные сервисы, один из которых «1СПАРК Риски», из него можно распечатать все необходимые документы для предоставления в ИФНС.

Бывают случаи, когда заниженная налоговая нагрузка не связана с какими-либо нарушениями налогоплательщика или недобросовестными контрагентами. Таким образом, нагрузка может быть занижена, если:

  • компания работает со спецрежимом: УСН, ЕНВД, ЕСХН;
  • применяются льготы;
  • падение спроса на товары и услуги и др.

Если у компании коэффициент налоговой нагрузки ниже, чем в обновленной таблице, то ФНС обязательно запросит пояснения. Вы должны будете подготовить ответ для налоговой. Если понижение нагрузки произошло из-за объективных причин, то об этом также письменно необходимо оповестить налоговых инспекторов.

Если после вашего ответа у ФНС останутся к вам вопросы, то, возможно, вам назначат выездную проверку, за которой вполне могут последовать доначисления налогов и штрафы.

Коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности

Фирма 1С сейчас готовит изменения для разных программ 1С.

Обновления ожидаются в следующих конфигурациях1С:

«1С:Бухгалтерия предприятия»

КОРП, редакция 2.0
КОРП, редакция 3.0
редакция 2.0
редакция 3.0

«1С: Комплексная автоматизация»

редакция 1.1
редакция 2

«1С: Управление торговлей»

редакция 10.3
редакция 11

«1С:ERP Управление предприятием 2»

«1С: Зарплата и управление персоналом»

КОРП, редакция 2.5
редакция 2.5
редакция 3

«1С: Розница»

редакция 1.0
редакция 2.2

«1С: Управление нашей фирмой»

«1С:Управление производственным предприятием»

редакция 1.3

«1С:Налогоплательщик»

После внесения изменений в конфигурации 1С вам необходимо будет обновить релизы 1С. Если у вас типовая конфигурация, вы можете обновить их самостоятельно при наличии договора 1С:ИТС. Чтобы обновить нетиповые конфигурации 1С нужно будет воспользоваться услугами программиста 1С, который поэтапно обновит конфигурацию и проверит правила обмена 1С. Вы можете заказать обновление1С в любом из офисов Первого Бита, и специалисты компании «Первый Бит» произведут все необходимые настройки. Если у вас заключен договор 1С:ИТС в Первом Бите, мы сами уведомим о необходимости произвести обновлении и согласуем удобное для вас время выезда нашего специалиста 1С. Если вы хотите узнать подробнее позвоните нам по телефону.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

МРП 2 917 тг
МЗП 42 500 тг
Базовая пенсия 17 697 тг
Минимальная пенсия 43 272 тг
Прожиточный минимум 34 302 тг
КПН 20%
ИПН 10%
НДС 12%
Соц. налог 9,5%
Соц. Отчисления 3,5%
ОПВ 10%
ОППВ 5%
Отчисления на ОСМС 2%
ВОСМС 2%
Розничный налог 3%
Базовая ставка НБ РК 9%
ЕСП 1 МРП 0,5 МРП

Профессиональная организация бухгалтеров «Институт сертифицированных бухгалтеров Казахстана», является некоммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством Республики Казахстан, в результате добровольного объединения бухгалтеров и бухгалтерских организаций Республики Казахстан.

Руководство предприятия должно чётко отслеживать показатель налоговой нагрузки своего бизнеса, который не должен быть ниже определённого процента, который зависит от сферы деятельности компании.

Например:

  • предприятия в сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых должны иметь коэффициент налоговой нагрузки не ниже 50,9 %
  • предприятия производства и распределения газообразного топлива— 1,3 %
  • производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий — 20,9 %
  • производство текстильных изделий, одежды — 8 %
  • торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами — 3,7 %
  • деятельность гостиниц и предприятий общественного питания — 10,5 %

Более подробные сведения можно найти в соответствующей таблице на сайте ИФНС РФ.

Существующая налоговая система республики в достаточной степени учитывает особенности сельскохозяйственного производства и обеспечивает производство конкурентоспособной продукции путем применения специальных режимов налогообложения: для крестьянских (фермерских) хозяйств — единый земельный налог, для юридических лиц — патент, для которых земля является главным средством производства.

В расчет стоимости патента включаются: корпоративный подоходный налог, социальный налог, земельный налог, налог на имущество, налог на транспортные средства, НДС (в случаях, если налогоплательщик состоит на учете в качестве плательщика НДС).

При расчете стоимости патента сумма налогов, подлежащие уплате в бюджет уменьшается на 80%.

Для крестьянских (фермерских) хозяйств применяется уплата единого земельного налога в размере 0,1 стоимости земельного участка (вместо земельного, индивидуального подоходного налога, НДС, налогов на транспортные средства, имущество).

Номер документа: 339
Дата принятия: 14/04/2021
Состояние документа: Действует
Начало действия документа: 30/04/2021
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

В соответствии с пунктом 4 настоящий Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования — с 30 апреля 2021 года.

Ссылка на Кодекс Республики Казахстан О таможенном регулировании в Республике Казахстан :: 10) соответствие установленному уполномоченным органом пороговому значению коэффициента налоговой

Ссылка на Приказ Министра финансов Республики Казахстан Об утверждении Правил расчета коэффициента налоговой нагрузки налогоплательщика (налогового агента)… :: 3. Расчет коэффициента налоговой нагрузки определяется по следующей формуле:

Ссылка на Приказ Министра финансов Республики Казахстан Об утверждении Правил расчета коэффициента налоговой нагрузки налогоплательщика (налогового агента)… :: 4. На основании коэффициента налоговой нагрузки налогоплательщика (налогового агента), рассчитывае

Если предприниматель или компания работают в сфере сельского хозяйства, зачастую они платят единый налог 6%. В таком случае формула будет точно такой же – величина налога делится на величину доходов за тот же период. Например, фермер заработал за год 70 млн рублей, поэтому он должен оплатить только единый налог 6%, что в данном случае составит 4,2 млн р. Данная система применяется только в том случае, если величина доходов именно от сельскохозяйственной деятельности превышает 70%.

Формула расчёта налоговой нагрузки

Как уже говорилось, слишком низкий показатель, который значительно меньше по сравнению со средними значениями, необязательно должен говорить о том, что предприятие незаконно скрывает часть своих доходов. Возникновение подобной ситуации может быть связано с несколькими объективными причинами:

  1. Неправильно определен вид экономической деятельности.
  2. Возникли временные (например, сезонные) проблемы по реализации товаров/услуг.
  3. Компания начала реализовывать инвестиционную модель развития, из-за чего довольно большой объем средств вкладывается в расширение производства, приобретение нового оборудования, недвижимости и т.п.
  4. В структуре торговли имеют место не только внутренние, но и внешние (экспортные) операции. Снижение выручки может быть связано в том числе и с курсовыми колебаниями валюты.
  5. Компания решила накопить запасы товаров длительного хранения (например, одежду), которые впоследствии реализовать по более выгодной цене.
  6. Изменение рыночной конъюнктуры, связанное с увеличением отпускных цен по решению поставщиков.

В соответствии с этими причинами ответственное лицо составляет пояснительную записку в адрес налоговой инспекции. Записка оформляется по результатам камеральной проверки и направляется непосредственно в налоговый орган, после чего рассматривается там до 3 календарных дней.

Непредоставление пояснений в ФНС не влечет никакой ответственности. Однако в интересах самого налогоплательщика разобраться с ситуацией и представить все необходимые документы, в том числе и пояснительную записку.

Важно понимать, что понятия предельно допустимый уровень нагрузки как такового не существует. То есть законодательство устанавливает только средние значения по налоговым отчислениям по каждому виду деятельности, однако максимально возможные значения не фиксируются. Это означает, что плательщик должен самостоятельно следить за тем, насколько много налогов он платит, и при необходимости принять решение о переходе на другую систему налогообложения.

В ряде случаев предпринимателю выгоднее перейти на другие системы налогообложения – ЕНВД, УСН, ОСНО либо платить единый сельскохозяйственный налог. Однако переход возможен только по определенным видам деятельности и при соблюдении конкретных условий, которые могут отличаться в разных субъектах РФ.

Под налоговой нагрузкой понимают общую сумму налогов (имеются в виду все налоги, в том числе и НДФЛ), которая выражается:

  • в относительной величине, т.е. процент (доля) от выручки;
  • в абсолютной величине – т.е. в рублях за определенный период времени (в пересчете на год, квартал, месяц).

Оценивать нагрузку необходимо как самому плательщику, так и налоговой инспекции, поскольку:

  1. Если показатели устойчиво ниже средних значений, принятых по конкретному виду деятельности (например, производство пищевых продуктов или производство текстильных изделий), инспекция может назначить выездную проверку. Подобная ситуация необязательно говорит о том, что предприятие или предприниматель утаивают часть налогов, но проверка в любом случае будет проведена.
  2. Если показатели достаточно высоки, что мешает развиваться компании, это повод задуматься о том, чтобы перейти на другую систему налогообложения – например, на ЕНВД либо УСН.

Для оценки нагрузки компания (бухгалтер либо другие уполномоченные лица) должны произвести оценку общей суммы налогов и соизмерить получившееся значение с доходами (выразить в процентах). Затем получившийся процент сравнивают с показателями, утвержденными Приказом ФНС (справочные сведения с актуальными значениями публикуются ежегодно).

Наиболее простой вариант расчета – найти сумму всех налогов, разделить их на полученный доход за тот же самый период и умножить на 100, чтобы выразить в процентах:

(Сумма налогов/Сумма доходов)*100%

Подобная формула приводится в том же приказе (в словесном описании):

Под данными Росстата имеются в виду сведения из отчета о прибылях и убытках, которые рассчитаны без учета НДС. Также важно понимать, что в эту сумму входят все оплаченные НДФЛ, но не включаются взносы ни в один внебюджетный фонд. Таким образом, речь идет исключительно об уплаченных налогах.

ПРИМЕР

Предположим, что компания работает в сфере трубопроводного транспорта. За 2021 календарный год она перечислила налогов на общую сумму 2 млн рублей. В то же время общая величина дохода 100 млн рублей.

Также налоговая служба разработала несколько формул расчета по конкретным налогам для индивидуального предпринимателя или коммерческих компаний. Они зависят от конкретной системы налогообложения – соответствующие рекомендации представлены в одном из писем.

Расчеты производятся по каждому налогу в отдельности, затем суммируются и соотносятся с объемом доходов за тот же период. Например, в случае налога на прибыль формула следующая:

Нагрузка = Нп/(Дреал+Двн)*100%

Нп – это величина налога на прибыль, которая определяется по декларации, Дреал – это доходы, полученные от реализации, а Двн – это внереализационные доходы (например, прибыли от прошлых лет, доходы от выявления излишков в результате инвентаризации и т.п.).

ПРИМЕР

Компания оказывает полиграфические услуги частным и юридическим лицам, за календарный год получила доходы в размере 49 млн рублей. Дополнительно за тот же период получены внереализационные доходы на сумму 1 млн рублей.

Общая сумма налога на прибыль составила 2 млн. рублей. Тогда 2/(49+1)*100% = 4%.

Если по подсчетам других налогов общий уровень нагрузки будет примерно таким же, налоговая инспекция также с высокой вероятностью проведет проверку (среднее значение по отрасли 9,2%).

Налоговая нагрузка: что это такое и как правильно рассчитать

При определении значения на основе НДС можно использовать 2 метода:

Нагрузка = (НДС/НБрф)*100%

или

Нагрузка = (НДС/НБобщ)*100%

Оба способа опираются на значение НДС, которое определяется по данным декларации. Однако налоговые базы используются разные: в первом случае база по рынку РФ (раздел 3), а во втором – сумма баз (разделы 3 и 4).

ПРИМЕР

Налоговая база компании составила 20 млн р, а налог НДС за тот же период – 2 млн р. Тогда (2/20)*100% = 10%.

При упрощенной системе достаточно определить УСН-налог по данным декларации и разделить это значение на доход по той же декларации, т.е.:

Нагрузка = (Нусн/Дусн)*100%

ПРИМЕР

Предприниматель работает не по обычной, а по упрощенной схеме налогообложения. Он получил доход 40 млн р, а сам налог составил 6%, т.е. 2,4 млн р. Именно столько составляет его налоговая нагрузка.

Если предприниматель или компания работают в сфере сельского хозяйства, зачастую они платят единый налог 6%. В таком случае формула будет точно такой же – величина налога делится на величину доходов за тот же период.

Например, фермер заработал за год 70 млн рублей, поэтому он должен оплатить только единый налог 6%, что в данном случае составит 4,2 млн р.

Данная система применяется только в том случае, если величина доходов именно от сельскохозяйственной деятельности превышает 70%.

При общей системе предприниматель либо компания оплачивают не только НДФЛ, но также:

  • НДС (18% либо 20%);
  • налог на имущество физлица (до 2%, в зависимости от региона).

Формула расчета будет примерно такой же:

Нагрузка – (Нндс+Нп)/Выручка

Здесь Нндс – это налог НДС, а Нп – налог на прибыль в соответствии с декларацией. Под выручкой имеются в виду доходы, которые получены только по отчету о прибылях и убытках. Расчет производиться без учета НДС.

ПРИМЕР

Предприниматель уплатил налог НДС 2 млн р, а налог на прибыль – 10 млн р. При это его выручка за тот же период составила 120 млн р. Тогда (10+2)/120 = 0,1, т.е. 10% – это и будет его налоговой нагрузкой.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *