У гражданского кодекса пункты или части
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «У гражданского кодекса пункты или части». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ЮРИДИКО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОФОРМЛЕНИЮ ЗАКОНОПРОЕКТОВ
Подготовлены:
Главным Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации,
Правовым управлением Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,
Правовым управлением Аппарата Правительства Российской Федерации,
Правовым управлением Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,
Министерством юстиции Российской Федерации
Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов
МОСКВА
2003
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по юридико-техническому оформлению законопроектов
Настоящие Методические рекомендации составлены исходя из отечественного опыта законопроектной деятельности последних десятилетий с учетом практики работы в данной области зарубежных стран.
Методические рекомендации рассчитаны на практическое применение субъектами права законодательной инициативы при проведении законопроектной работы, работы по внесению изменений в законодательные акты, по подготовке перечней законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу.
Цель Методических рекомендаций состоит в обеспечении высокого качества законодательных актов путем соблюдения единообразия в оформлении законопроектов и использовании средств, правил и приемов законодательной техники.
17. Ссылки в статьях на другие статьи, а также на ранее принятые законодательные акты применяются только в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений.
18. Ссылки можно делать только на вступившие в силу (введенные в действие) законодательные акты. Ссылки на утратившие силу законодательные акты и законопроекты недопустимы.
19. При необходимости сделать ссылку в законопроекте на законодательный акт его указываются следующие реквизиты в следующей последовательности: вид законодательного акта, дата его подписания, регистрационный номер и наименование законодательного акта.
Примеры:
регулируются Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 года № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»
или
в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 августа 1993 года № 5664-I «О введении в действие Закона Российской Федерации «О космической деятельности»
При отсутствии номера законодательного акта указываются его вид, дата подписания и наименование законодательного акта.
Пример:
в соответствии с Законом РСФСР от 8 июля 1981 года «О судоустройстве РСФСР»
Вид конкретного законодательного акта указывается с прописной буквы.
20. При неоднократных ссылках на один и тот же законодательный акт при первом его упоминании применяется следующая форма:
Пример:
в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее — Федеральный закон «О политических партиях»)
21. При ссылке на законодательный акт, который полностью был изложен в новой редакции, указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид законодательного акта и его наименование, а в скобках указываются вид законодательного акта, дата подписания и регистрационный номер законодательного акта, полностью изложившего данный законодательный акт в новой редакции.
Пример:
в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года № 27-ФЗ)
22. Ссылки на Конституцию Российской Федерации оформляются следующим образом:
Пример:
в соответствии с частью 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации
23. При ссылке на кодекс дата подписания и регистрационный номер кодекса не указываются.
Примеры:
регулируются Уголовным кодексом Российской Федерации
в порядке, установленном Таможенным кодексом Российской Федерации
в соответствии с частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации
24. При ссылках на конкретную статью кодекса, состоящего из нескольких частей, номер части кодекса не указывается.
Пример:
регулируются статьей 321 Налогового кодекса Российской Федерации
в порядке, установленном статьей 20 Налогового кодекса Российской Федерации
в соответствии со статьей 924 Гражданского кодекса Российской Федерации
25. При необходимости дать ссылку не на весь законодательный акт, а только на его структурную единицу сначала указывается эта конкретная единица (начиная с наименьшей).
Пример:
регулируются пунктом 4 части 2 статьи 10 Федерального закона от :::№ : «::::»
26. Обозначения разделов, глав, статей, частей, пунктов печатаются цифрами, обозначения подпунктов печатаются строчными буквами русского алфавита в кавычках.
Примеры:
подпункт «а2» пункта 2 части 1 статьи 5
подпункт «в» пункта 1 части 2 статьи 5
глава 5
разделы III и IV
27. Обозначения абзацев при ссылках на них указываются словами.
Примеры:
абзац второй части 1 статьи 1
в соответствии с абзацем первым части 1 статьи 1
При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурная единица, в составе которой он находится.
Пример:
Статья 33. Сертификация
1. :::::: (абзац первый части 1)
:::; (абзац второй части 1)
:::; (абзац третий части 1)
::: . (абзац четвертый части 1)
2. :::::: . (часть 2)
28. Ссылки на структурные единицы одного и того же законодательного акта оформляются следующим образом:
Примеры:
48. Для приведения законодательных актов в соответствие с вновь принятым федеральным конституционным законом или федеральным законом, устранения множественности правовых норм по одним и тем же вопросам готовятся предложения о приведении законодательства в соответствие с вновь принимаемым законодательным актом путем внесения изменений в законодательные акты.
49. Внесением изменений считается:
- замена слов, цифр;
- исключение слов, цифр, предложений;
- исключение структурных единиц не вступившего в силу законодательного акта;
- новая редакция структурной единицы законодательного акта;
- дополнение структурной единицы статьи законодательного акта новыми словами, цифрами или предложениями;
- дополнение структурными единицами законодательного акта;
- приостановление действия законодательного акта или его структурных единиц;
- продление действия законодательного акта или его структурных единиц.
50. Изменения могут вноситься в следующие виды законодательных актов:
- законы РСФСР;
- кодексы РСФСР;
- постановления Верховного Совета РСФСР;
- постановления Съездов народных депутатов РСФСР;
- указы Президиума Верховного Совета РСФСР;
- постановления Президиума Верховного Совета РСФСР;
- законы Российской Федерации;
- Основы законодательства Российской Федерации;
- кодексы Российской Федерации;
- постановления Верховного Совета Российской Федерации;
- постановления Съездов народных депутатов Российской Федерации;
- указы Президиума Верховного Совета Российской Федерации;
- постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации;
- федеральные конституционные законы;
- федеральные законы.
51. Одновременно с законопроектами, устанавливающими новое правовое регулирование, на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации следует вносить самостоятельные законопроекты о законодательных актах или их структурных единицах, подлежащих изменению. Наличие в законопроектах, устанавливающих новое правовое регулирование, статей, содержащих внесение изменений в законодательные акты или их структурные единицы, не допускается.
Исключение составляют законопроекты о федеральном бюджете на соответствующий год и законопроекты о средствах государственных внебюджетных фондов, в которых допускается наличие статей о приостановлении действия или о продлении действия законодательных актов или их структурных единиц.
52. Внесение изменений в законодательные акты оформляется самостоятельным законодательным актом, в котором, в свою очередь, изменения, вносимые в каждый законодательный акт, оформляются самостоятельными статьями.
Пример:
О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «::::.» и в Федеральный закон «:::::.»
Статья 1
Внести в статью 5 Закона Российской Федерации от :::№ : «::::::» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № :, ст. :.; Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № :, ст. :.) следующие изменения:
1) ::::::..;
2) ::::::. .
Статья 2
Внести в Федеральный закон от :::№ : «:::::.» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № :, ст. :.) следующие изменения:
1) :::::::.;
2) :::::::;
3) :::::::;
4) ::::::: .
53. При одновременном внесении в законодательный акт изменений и признании утратившими силу структурных единиц данного законодательного акта положения о внесении изменений и об утрате силы могут располагаться в одной статье. При этом вносимые изменения и признание утратившими силу должны быть изложены последовательно (постатейно).
Пример:
Статья 1
Внести в Федеральный закон от ::: № : «:::» (Собрание законодательства Российской Федерации, : , № :, ст. :; :, № :, ст. 🙂 следующие изменения:
1) в статье 1 слова «:::» заменить словами «:::»;
2) часть 1 статьи 2 дополнить словами «:::»;
3) в пункте 2 части 2 статьи 3 слова «:::» исключить;
4) статью 4 признать утратившей силу;
5) часть 1 статьи 5 изложить в следующей редакции:
«1. :::::::: .»;
6) в статье 6 слова «:::» заменить словами «:::».
54. При внесении изменений в законодательный акт обязательно указываются вид акта, дата подписания акта, его регистрационный номер (если он есть), наименование, а также соответствующие источники его официального опубликования.
Пример:
Внести в Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4920) следующие изменения:
Если подлежащий изменению законодательный акт был изложен полностью в новой редакции, то указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид законодательного акта, дата подписания законодательного акта, его регистрационный номер (если он есть), наименование, а в круглых скобках указываются вид законодательного акта, дата подписания и регистрационный номер законодательного акта, полностью изложившего данный акт в новой редакции.
II. Структурные элементы, разделы, подразделы, пункты, заголовки
✅ Согласно Методическим рекомендациям по оформлению законопроектов статья закона может подразделяться на:
✔ Части, обозначаемые как арабская цифра с точкой — 1.
✔ Часть статьи может подразделяться на пункты, обозначаемые как арабская цифра с закрывающей круглой скобкой — 1)
✔ Пункт может подразделяться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой — а)
✔ В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы.
✅ Большинство современных законов оформляются в соответствии с этими рекомендациями. Но принятые ранее законы могут иметь отличающееся подразделение статьи на структурные единицы.
В законах статьи могут подразделяться на части, пункты, подпункты и абзацы.
«Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов» (направлены письмом Аппарата ГД ФС РФ от 18.11.2003 N вн2-18/490) определяют рекомендуемый порядок подготовки законопроектов. К этому документу Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания РФ в 2013 году были разработаны Комментарии.
Статья закона
Согласно вышеуказанным рекомендациям, статья имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами.
Статья имеет наименование, но в исключительных случаях может его не иметь. Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится.
Пример
Статья 1. Основные начала гражданского законодательства
(Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ))
…
Статья 1
Федеральный закон от 31.07.2020 N 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
Деление статьи закона на составные части
Согласно вышеуказанным рекомендациям статья закона подразделяется на:
✔ Части, обозначаемые как арабская цифра с точкой — 1.
✔ Часть статьи может подразделяться на пункты, обозначаемые как арабская цифра с закрывающей круглой скобкой — 1)
части статьи подразделяются на пункты, которые следуют после двоеточия и нумеруются арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой (при этом структурная единица, начинающаяся арабской цифрой с точкой и заканчивающаяся двоеточием, именуется «абзацем первым части…»);
Пример
Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе — Статья
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия: — абзац первый части 1 статьи 2
1) государственная (муниципальная) поддержка — содействие в реализации инвестиционной и (или) хозяйственной деятельности, осуществляемое органом государственной власти (органом местного самоуправления) в целях повышения социально-экономического эффекта от указанной деятельности; — пункт 1 части 1 статьи 2
2) инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта; — пункт 2 части 1 статьи 2
Федеральный закон от 01.04.2020 N 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»
✔ Пункт может подразделяться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой — а)
пункты части статьи подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой (при этом структурная единица, начинающаяся арабской цифрой с закрывающей круглой скобкой и заканчивающаяся двоеточием, именуется «абзацем первым пункта…»).
Пример
Статья 4. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере защиты и поощрения капиталовложений — Статья
1. В сфере защиты и поощрения капиталовложений Правительство Российской Федерации: — абзац первый части 1 статьи 4
…
7) утверждает порядок определения объема возмещения затрат, понесенных в целях создания (строительства), модернизации и (или) реконструкции обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, а также затрат на уплату процентов по кредитам и займам, купонных платежей по облигационным займам, привлеченным на указанные цели, предусматривающий в том числе: — абзац первый пункта 7 части 1 статьи 4
а) подтверждение соответствия создаваемой (строящейся), модернизируемой и (или) реконструируемой инфраструктур, указанных в настоящем пункте, потребностям инвестиционного проекта; — подпункт «а» пункта 7 части 1 статьи 4
б) основания отнесения объектов к обеспечивающей или сопутствующей инфраструктуре, необходимой для реализации инвестиционного проекта; — подпункт «б» пункта 7 части 1 статьи 4
Федеральный закон от 01.04.2020 N 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации»
✔ В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы.
Большинство современных законов оформляются в соответствии с этими рекомендациями (например, Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
В одном нормативном акте одни статьи могут делиться на составные части (части, пункты, подпункты), а другие нет.
Более того, при делении статьи нормативного акта не обязательно должна быть выполнена строгая иерархия ее деления на составные части (статья на части, часть на пункты, пункт на подпункты, подпункты на абзацы). Так, часть статьи может делиться на подпункты или статья делиться на пункты и т.д.
Статья БК РФ может подразделяться на пункты и подпункты.
Пример
Статья 20. Классификация доходов бюджетов — статья
1. Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации состоит из: — пункт
1) кода главного администратора доходов бюджета; — подпункт
2) кода вида доходов; — подпункт
Статья закона может подразделяться на части и пункты. Части обозначаются как 1., 2., 3. и т.д., а пункты как 1), 2) 3) и т.д.
Пример
Статья 1. Цели настоящего Федерального закона и отношения, им регулируемые
1. Целями настоящего Федерального закона являются защита прав и законных интересов вкладчиков банков Российской Федерации, укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации и стимулирование привлечения денежных средств в банковскую систему Российской Федерации. — Часть
2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения по созданию и функционированию системы страхования вкладов, формированию и использованию ее денежного фонда, выплатам возмещения по вкладам при наступлении страховых случаев, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного контроля за функционированием системы страхования вкладов, и иные отношения, возникающие в данной сфере. — Часть
…
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) банк — кредитная организация, имеющая разрешение Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, выдаваемое Банком России банкам в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (далее — Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»); — Пункт
2) вклад — денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые вкладчиками или в их пользу в банке на территории Российской Федерации на основании договора банковского вклада или договора банковского счета, включая капитализированные (причисленные) проценты на сумму вклада; — Пункт
…
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)
Описание структуры статьи нормативного правового акта в п. 9 раздела «Структура законопроекта» Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов:
Статья законопроекта:
является его основной структурной единицей;
имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;
имеет наименование, но в исключительных случаях может его не иметь.
Примеры:
Статья 33. Сертификация
1…….. (часть 1)
2…….. (часть 2)
или
Статья 33
1. ……. (часть 1)
2. ……. (часть 2)
Статья подразделяется на части.
Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой.
Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.
Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
Примеры:
Статья 33. Сертификация
1. ……. (часть 1)
2. ……: (часть 2)
1) ……; (пункт 1 части 2)
2) ……: (пункт 2 части 2)
а) ……; (подпункт «а» пункта 2 части 2)
б) ……. (подпункт «б» пункта 2 части 2)
или
Статья 33
1. ……. (часть 1)
2. ……: (часть 2)
1) ……; (пункт 1 части 2)
2) ……: (пункт 2 части 2)
а) ……; (подпункт «а» пункта 2 части 2)
б) ……. (подпункт «б» пункта 2 части 2)
В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы (не более пяти). Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в законопроекте.
Деление частей в статье либо частей в разных статьях одного законопроекта и на пункты, и на абзацы, которые в тексте частей будут следовать после двоеточия, не допускается.
Деление пунктов в частях статьи либо в разных статьях одного законопроекта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия, не допускается.
1. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. (в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 30.12.2012 N 302-ФЗ)
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).
Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. (в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 199-ФЗ)
Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2. Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
3. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
2. Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее — законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.
Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.
2.1. Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса осуществляется отдельными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса, не могут быть включены в тексты законов, изменяющих (приостанавливающих действие или признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования. (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 497-ФЗ)
3. Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным законам.
4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.
5. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон.
6. Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации (далее — иные правовые акты), определяются правилами настоящей главы.
7. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.
1. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
2. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.
Статья 130. Недвижимые и движимые вещи
1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.
2. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора. Не допускается применение правил международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 427-ФЗ)
1. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;
1.1) из решений собраний в случаях, предусмотренных законом; (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 302-ФЗ)
2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;
3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;
5) в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;
6) вследствие причинения вреда другому лицу;
7) вследствие неосновательного обогащения;
8) вследствие иных действий граждан и юридических лиц;
9) вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
2. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 302-ФЗ)
1. Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
2. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.
1. Деление вещей на движимые и недвижимые, известное еще римскому праву, основано на естественных свойствах объектов гражданских прав. Как правило, недвижимые вещи постоянно находятся в одном и том же месте, обладают индивидуальными признаками и являются незаменимыми. Напротив, движимые вещи могут свободно перемещаться вместе с теми лицами, которым они принадлежат, могут быть индивидуально-определенными или родовыми и, как правило, являются заменимыми.
Важность данного деления определяется существенными различиями, которые имеются в правовом режиме движимых и недвижимых вещей. Эти различия отражены во многих нормах ГК (см., например, ст. ст. 131, 164, 219, 223, 225, 226, 234, 295, 338, 340, 349 и др.) и иных законов.
Указанное деление в строгом смысле распространяется только на вещи и к другим видам имущества применяться не может. Однако в литературе и на практике его нередко распространяют и на иное имущество, в частности на права требования, что, конечно, является неверным.
2. Пункт 1 ст. 130 выделяет три вида недвижимых вещей. Первую группу составляют вещи, являющиеся недвижимыми по своей природе. К ним закон относит земельные участки и участки недр. До принятия Водного кодекса к ним относились также обособленные водные объекты.
Вторую группу недвижимых вещей образуют все вещи, прочно связанные с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Приведенный в законе перечень объектов такого рода носит сугубо примерный характер. В 2004 г. в целях повышения гарантий инвесторов (дольщиков) и вовлечения данного имущества в гражданский оборот перечень был дополнен объектами незавершенного строительства. Напротив, в 2006 г. в связи с принятием нового ЛК из него были исключены леса и многолетние насаждения; к недвижимому имуществу стали относится лишь лесные участки, т.е. участки земли, границы которых определены в процессе проведения лесоустройства и прошедшие государственный кадастровый учет.
Однако очевидно, что в законе едва ли можно перечислить все виды недвижимых объектов такого рода, тем более что отнесение многих конкретных объектов к недвижимости по признаку прочной связи с землей весьма проблематично. В частности, современные техника и технологии позволяют перемещать здания и сооружения.
Поэтому в данном случае закон следует толковать не буквально, а в соответствии с его смыслом. Он же состоит в том, что недвижимостью закон признает все то, что может использоваться по своему назначению только в неразрывной связи с землей.
К третьей группе недвижимых вещей закон относит объекты, которые признаны недвижимостью не в силу их естественных свойств, а по иным причинам. В частности, недвижимостью считаются подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты (искусственные спутники, космические корабли, орбитальные станции и т.д.). Указанные объекты не только способны к пространственному перемещению безо всякого ущерба их назначению, но и специально предназначены для этого. Признание их недвижимым имуществом обусловлено высокой стоимостью данных объектов и связанной с этим необходимостью повышенной надежности правил их гражданского оборота.
При этом содержащийся в п. 1 ст. 130 перечень недвижимых вещей не является исчерпывающим, поскольку законом ими может быть признано и иное имущество. Так, согласно ст. 132 ГК особым объектом недвижимости является предприятие как имущественный комплекс (см. коммент. к данной статье). В соответствии со ст. 1 Закона о государственной регистрации к недвижимости отнесены отдельные жилые и нежилые помещения и т.д.
3. Пункт 2 ст. 130 относит к движимому имуществу все вещи, которые не являются недвижимостью. При этом специально подчеркнуто, что по общему правилу права на движимое имущество не подлежат регистрации, если иное не предусмотрено законом.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29.01.2019 N 18-КГ18-252
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Определение Верховного Суда РФ от 11.03.2019 N 308-ЭС19-359 по делу N А63-20761/2017
Разрешая заявленные требования, суды, руководствуясь статьей 130, пунктом 1 статьи 131, пунктом 1 статьи 218, статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 1, пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», разъяснениями, приведенными в пунктах 11, 59 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», установив, что предпринимателю разрешена установка временного торгового павильона, который подлежит демонтажу по первому требованию администрации города без права регистрации как объекта капитального строительства, разрешение на строительство объекта недвижимости не выдавалось и земельный участок для целей капитального строительства не предоставлялся, суды пришли к выводу, что предприниматель не доказал наличие совокупности условий, необходимых для удовлетворения иска о признании права собственности на возведенный им спорный объект, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2019 N 18-КГ19-13
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) пункт 1 статьи 130 ГК РФ относит земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2019 N 305-КГ18-25556 по делу N А40-199158/2017
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что судами не применены нормы части 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, неправильно применены нормы статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Федерального закона «Об архитектурной деятельности», статьи 22 и 615 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статья 434 ГК РФ. Форма договора.
- Распоряжение Правительства РФ от 09.08.2021 N 2194-р О выдвижении кандидатов для избрания в качестве представителей Российской Федерации в совет директоров и ревизионную комиссию акционерного общества «Приокский завод цветных металлов» (г. Касимов, Рязанская область)»
- Приказ Банка России от 09.08.2021 N ОД-1665 «Об отзыве лицензий на осуществление страхования дальневосточного железнодорожного акционерного страхового общества «ДальЖАСО»
- Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2021 N 2178-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 20.08.2009 N 1226-р»
- Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2021 N 2176-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 31.12.2019 N 3260-р»
- Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2019 N 3260-р (ред. от 07.08.2021) «Об утверждении прогнозного плана приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2020 — 2022 годы»
- Распоряжение Правительства РФ от 20.08.2009 N 1226-р (ред. от 07.08.2021) «Об утверждении перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации»
- Указ Президента РФ от 06.08.2021 N 454 «О дальнейшем развитии акционерного общества «Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз — Антей»
- Распоряжение Правительства РФ от 06.08.2021 N 2171-р «О передаче в собственность Панинского муниципального района Воронежской области списанные и прошедшие демилитаризацию бронетранспортер и многоцелевой тягач легкий бронированный»
- Приказ Росстата от 06.08.2021 N 479 «О внесении изменений в приказ Росстата от 16 февраля 2021 г. N 91 «Об утверждении Плана научно-исследовательских работ Федеральной службы государственной статистики на 2021 — 2023 годы и Плана разработки и утверждения Федеральной службой государственной статистики официальной статистической методологии и указаний по заполнению форм федеральных статистических наблюдений на 2021 год»
- Распоряжение Правительства РФ от 05.08.2021 N 2167-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 18.06.2020 N 1628-р»
Первая часть Гражданского кодекса РФ устанавливает общие начала гражданского законодательства и регулирует, в частности: возникновение гражданских прав и обязанностей, юридические лица, доверенность, представительство, право собственности, исковая давность, защита прав собственности и других вещных прав, сделки и договоры, обеспечение обязательств и прочее и состоит из следующих разделов:
- Раздел I. Общие положения (статьи 1—208)
- Подраздел 1. Основные положения
- Подраздел 2. Лица
- Подраздел 3. Объекты гражданских прав
- Подраздел 4. Сделки. Решения собраний. Представительство.
- Подраздел 5. Сроки. Исковая давность.
- Раздел II. Право собственности и другие вещные права (статьи 209—306)
- Раздел III. Общая часть обязательственного права (статьи 307—453)
- Подраздел 1. Общие положения об обязательствах
- Подраздел 2. Общие положения о договоре
Вторая часть Гражданского кодекса РФ регулирует отдельные виды обязательств, устанавливая права и обязанности сторон в различных гражданско-правовых договорах. Многие нормы этой части кодекса являются диспозитивными, то есть, могут быть по желанию изменены сторонами сделки, ряд статей прямо указывает на такую возможность и описывает различные варианты правоотношений:
- Раздел IV. Отдельные виды обязательств (статьи 454—1109)
Третья часть Гражданского кодекса РФ регулирует вопросы наследования и международного частного права, в частности, статьи данной части устанавливают порядок открытия наследства, лиц, которые могут быть призваны к наследованию, порядок наследования по закону и по завещанию, различные вопросы принятия и перехода права наследования.
Статьи кодекса, посвященные международному частному праву, регулируют правовое положение иностранцев в России, различные вопросы осуществления сделок с участием иностранцев, что наиболее важно — определяет применимое право при коллизии законов, которая имеет место в указанной ситуации:
- Раздел V. Наследственное право (статьи 1110—1185);
- Раздел VI. Международное частное право (статьи 1186—1224).
- Налог
- Бухгалтерский учет
- Бухгалтерский баланс
- Оборотные активы
- Юридическое лицо
- Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
- Гражданско-правовой договор (ГПХ)
Статья делится на части? или пункты?
Длинные названия законов сокращают, чтобы сделать ссылки компактнее:
Статья 1, пункт 14 федерального закона от 04.05.2011 |
1 · 14 ФЗ-99 «О лицензировании» |
Федеральный закон от 08.02.1998 |
ФЗ-14 «Об ООО» |
Федеральный закон от 07.02.1992 |
ФЗ-2300-1 «О ЗПП» |
Если при сокращении заголовка изменилась структура, название закона пишут без кавычек и с маленькой буквы:
Федеральный закон от 29.12.2010 |
ФЗ-436 об информационной защите детей |
Статья 3, пункт 5 федерального закона от 26.12.2008 |
3 · 5 ФЗ-294 о госконтроле |
Статья 23 федерального закона от 28.12.2009 |
23 ФЗ-381 о торговле |
Мнемоническое правило «пункт — это точка» поможет запомнить, где в новом стандарте использовать среднюю точку.
Средняя точка отделяет пункты и подпункты
Новые юридические ссылки встраивают в текст или для аккуратности выносят в отдельную колонку:
Было: |
Стало: |
По подп. 25, п. 3.1, ст. 149 НК РФ заказчик предоставляет информационные материалы, в связи с чем В связи с тем, что старый формат ссылок попадает под п. 3 ст. 7 ГК РФ, исполнитель имеет право использовать его только в проектах заказчика, см. также |
Заказчик предоставляет информационные материалы, в связи с чем исполнитель получает право на использование старого формата ссылок на документы. 149 · 3.1 · 25 НК В связи с тем, что старый формат ссылок вредит здоровью, исполнитель имеет право использовать его только в проектах заказчика. 7 · 3 ГК |
Тема: Досудебная претензия Постоянное напряжение, связанное с чтением ссылок старого формата, является причиной нервного истощения юристов нашей компании. Прошу вас перейти к новому формату ссылок или возместить один миллион рублей за ущерб здоровью (статья 1095, пункт 2 статьи 1096, пункт 2 статьи 1097 Гражданского кодекса РФ) и моральный вред (статья 152 Гражданского кодекса РФ). |
Тема: Досудебная претензия Постоянное напряжение, связанное с чтением ссылок старого формата, является причиной нервного истощения юристов нашей компании. Прошу вас перейти к новому формату ссылок или возместить один миллион рублей за ущерб здоровью (статьи 1095, 1096 · 2, 1097 · 2 ГК) и моральный вред (статья 152 ГК). |
Отменяя решения и отказывая в иске, суд апелляционной инстанции указал, что в соответствии с Правилами использования юридических ссылок, пожар на типографиях, использующих старый стандарт, не является страховым случаем. |
Отменяя решения и отказывая в иске, суд апелляционной инстанции указал, что в соответствии с Правилами использования юридических ссылок, пожар на типографиях, использующих старый стандарт, не является страховым случаем. |
Утратил силу с 1 сентября 2014 года. — Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ.
(введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
Статья 123.1. Основные положения о некоммерческих корпоративных организациях
1. Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса.
2. Некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (пункт 3 статьи 50).
3. Некоммерческие корпоративные организации создаются по решению учредителей, принятому на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде и т.п. Указанные органы утверждают устав соответствующей некоммерческой корпоративной организации и образуют ее органы.
4. Некоммерческая корпоративная организация является собственником своего имущества.
5. Уставом некоммерческой корпоративной организации может быть предусмотрено, что решения о создании корпорацией других юридических лиц, а также решения об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации принимаются коллегиальным органом корпорации.
Как называется — пункт 2 или часть2 в ст 495 гк рф?
В законах статьи могут подразделяться на части, пункты, подпункты и абзацы.
«Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов» (направлены письмом Аппарата ГД ФС РФ от 18.11.2003 N вн2-18/490) определяют рекомендуемый порядок подготовки законопроектов. Согласно этим рекомендациям статья закона подразделяется на:
Части, обозначаемые как арабская цифра с точкой — 1.
Нормативный правовой акт — письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.
Кодекс — закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, регулирующие определенную область общественных отношений.
Обзор структуры нормативных актов
Гражданский кодекс Российской Федерации
Трудовой кодекс Российской Федерации
Налоговый кодекс Российской Федерации
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
В ГПК и АПК РФ часть статьи, обозначенная арабской буквой, именуется частью (напр. ч. 1 ст. 49 АПК РФ). В РФ это же называется пунктом (напр. п. 1 ст. 365 ГК РФ).
Согласно документу, который называется «Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов» (направлены письмом Аппарата ГД ФС РФ от 18.11.2003 N вн2-18/490) правильной является система, которая применяется в ГПК и АПК РФ. Однако указанный документ не является правовым актом и имеет лишь силу рекомендаций.
Кроме того, есть еще законы, где составные части статьи не нумеруются. Например, так построен Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности». Технически это очень не удобно, т.к. чтобы дать ссылку на составную часть статьи приходится отсчитывать абзацы, а например, в ст. 11 указанного закона их целых 17.
Когда арабских цифр нет, то суды путаются, называя составные части статей то пунктами, то частями. Но если посмотреть законы о внесении изменений в Закон о банковской деятельности, то видно, что законодатель называет составные части статьи частями.
Получается, что система РФ, где статья делится на пункты, выбивается из общепринятых правил?
При этом надо сказать, в судебных решениях ссылки на РФ тоже делаются по разному. Например, в Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 по делу N А43-24096/2010 сделана ссылка на пункт 3 части 1 статьи 387 ГК РФ. Ссылка сделана верна с точки зрения указанных выше рекомендаций, но в соответствии с устоявшимися традициями правильно отсылка будет звучать подпункт 3 пункта 1 статьи 387 ГК РФ.
Почему же при ссылке на нормы РФ традиционно применяются другие правила, чем при ссылке на АПК и ГПК РФ? И какие правила все-таки являются верными, когда статья делится на пункты или на части? Мы знаем, что в РФ пункты, а в АПК и ГПК РФ части, но как понять как сделать правильную отсылку на иные законы? Каждый раз смотреть, как делают ссылки судьи в судебных актах или законодатель, внося в закон изменения, слишком долго и неудобно.
И откуда вообще пошли эти правила (часть или пункт) исторически, какова история вопроса?
P.S. Кстати, в спс Консультант плюс тоже путаница. Напротив статей там есть синие квадратики со значком i. Если наводишь мышкой к этому квадратику, то появляется надпись, например: «Дополнительная информация к «Пункт 1». Так вот, в УК почему-то используется «пункт», хотя там на самом деле части. В других законах тоже ошибки встречал.
При написании контрольной, курсовой или дипломной работы по праву необходимо сделать правильное библиографическое описание кодексов, присутствующих в списке литературы. Кодексы в списке литературы присутствуют в абсолютном большинстве юридических работ. Кодексы в списке литературы оформляются по ГОСТу, либо в соответствии с требованиями методических рекомендаций, предоставляемых в учебном заведении.
Глава 4 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РФ. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА. Адвокат по гражданским делам.
- Вкладчик товарищества на вере обязан внести вклад в складочный капитал. Внесение вклада удостоверяется свидетельством об участии, выдаваемым вкладчику товариществом.
- Вкладчик товарищества на вере имеет право:
1) получать часть прибыли товарищества, причитающуюся на его долю в складочном капитале, в порядке, предусмотренном учредительным договором;
2) знакомиться с годовыми отчетами и балансами товарищества;
3) по окончании финансового года выйти из товарищества и получить свой вклад в порядке, предусмотренном учредительным договором;
4) передать свою долю в складочном капитале или ее часть другому вкладчику или третьему лицу. Вкладчики пользуются преимущественным перед третьими лицами правом покупки доли (ее части) применительно к условиям и порядку, предусмотренным пунктом 2 статьи 93 настоящего Кодекса. Передача всей доли иному лицу вкладчиком прекращает его участие в товариществе.
Учредительным договором товарищества на вере могут предусматриваться и иные права вкладчика.
- Товарищество на вере ликвидируется при выбытии всех участвовавших в нем вкладчиков. Однако полные товарищи вправе вместо ликвидации преобразовать товарищество на вере в полное товарищество.
Товарищество на вере ликвидируется также по основаниям ликвидации полного товарищества (статья 81). Однако товарищество на вере сохраняется, если в нем остаются по крайней мере один полный товарищ и один вкладчик. - При ликвидации товарищества на вере, в том числе в случае банкротства, вкладчики имеют преимущественное перед полными товарищами право на получение вкладов из имущества товарищества, оставшегося после удовлетворения требований его кредиторов.
Оставшееся после этого имущество товарищества распределяется между полными товарищами и вкладчиками пропорционально их долям в складочном капитале товарищества, если иной порядок не установлен учредительным договором или соглашением полных товарищей и вкладчиков.
Статья 86.1. Крестьянское (фермерское) хозяйство
- Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо — крестьянское (фермерское) хозяйство.
Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов. - Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности.
- Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.
- При обращении взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению.
Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность. - Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом.
Статья 87 ГК РФ. Основные положения об обществе с ограниченной ответственностью
- Обществом с ограниченной ответственностью признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.
Участники общества, не полностью оплатившие доли, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части доли каждого из участников. - Фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью должно содержать наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью».
- Правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются настоящим Кодексом и законом об обществах с ограниченной ответственностью.
Особенности правового положения кредитных организаций, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью, права и обязанности их участников определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций.
- Число участников общества с ограниченной ответственностью не должно превышать предела, установленного законом об обществах с ограниченной ответственностью. В противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока — ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до установленного законом предела.
- Общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено одним лицом или может состоять из одного лица, в том числе при создании в результате реорганизации.
Общество с ограниченной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
Статья 495 ГК РФ. Предоставление покупателю информации о товаре
- Учредители общества с ограниченной ответственностью заключают между собой договор об учреждении общества с ограниченной ответственностью, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, размер их долей в уставном капитале общества и иные установленные законом об обществах с ограниченной ответственностью условия.
Договор об учреждении общества с ограниченной ответственностью заключается в письменной форме. - Учредители общества с ограниченной ответственностью несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с его учреждением и возникшим до его государственной регистрации.
Общество с ограниченной ответственностью несет ответственность по обязательствам учредителей общества, связанным с его учреждением, только в случае последующего одобрения действий учредителей общества общим собранием участников общества. Размер ответственности общества по этим обязательствам учредителей общества может быть ограничен законом об обществах с ограниченной ответственностью. - Учредительным документом общества с ограниченной ответственностью является его устав.
Устав общества с ограниченной ответственностью наряду со сведениями, указанными в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, должен содержать сведения о размере уставного капитала общества, составе и компетенции его органов управления, порядке принятия ими решений (в том числе решений по вопросам, принимаемым единогласно или квалифицированным большинством голосов) и иные предусмотренные законом об обществах с ограниченной ответственностью сведения. - Порядок совершения иных действий по учреждению общества с ограниченной ответственностью определяется законом об обществах с ограниченной ответственностью.
- Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости долей, приобретенных его участниками.
Уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного капитала общества не может быть менее суммы, определенной законом об обществах с ограниченной ответственностью. - Не допускается освобождение участника общества с ограниченной ответственностью от обязанности оплаты доли в уставном капитале общества.
Оплата уставного капитала общества с ограниченной ответственностью при увеличении уставного капитала путем зачета требований к обществу допускается в случаях, предусмотренных законом об обществах с ограниченной ответственностью. - Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью должен быть на момент регистрации общества оплачен его участниками не менее чем наполовину. Оставшаяся неоплаченной часть уставного капитала общества подлежит оплате его участниками в течение первого года деятельности общества. Последствия нарушения этой обязанности определяются законом об обществах с ограниченной ответственностью.
- Если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.
- Уменьшение уставного капитала общества с ограниченной ответственностью допускается после уведомления всех его кредиторов. Последние вправе в этом случае потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.
Права и обязанности кредиторов кредитных организаций, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью, определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций. - Увеличение уставного капитала общества допускается после полной оплаты всех его долей.
Судебная практика.
Рассматривая требования потребителя о возмещении убытков, причиненных ему недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре, суд должен исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках. При этом необходимо учитывать, что по отдельным видам товаров перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.
Информация о товарах должна в наглядной и доступной форме доводиться до сведения потребителя при заключении договоров о реализации товаров способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания. Учитывая это, предоставление данной информации на иностранном языке без сообщения перевода следует расценивать как непредоставление необходимой информации (Постановление Пленума ВС РФ от 29.09.1994 N 7).
Статья 1477. Товарный знак и знак обслуживания
- На товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481).
- Правила настоящего Кодекса о товарных знаках соответственно применяются к знакам обслуживания, то есть к обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.
Статья 1478. Обладатель исключительного права на товарный знак
Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Статья 1479. Действие исключительного права на товарный знак на территории Российской Федерации
На территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
Статья 1480. Государственная регистрация товарного знака
Государственная регистрация товарного знака осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (Государственный реестр товарных знаков) в порядке, установленном статьями 1503 и 1505 настоящего Кодекса.
Статья 1481. Свидетельство на товарный знак
- На товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак.
- Свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.
Статья 1482. Виды товарных знаков
- В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
- Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.
Статья 1483. Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака
1. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
- вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
- являющихся общепринятыми символами и терминами;
- характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
- представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Положения настоящего пункта не применяются в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования.
2. В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой:
- государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки;
- сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги, другие символы и знаки;
- официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия;
- обозначения, сходные до степени смешения с элементами, указанными в подпунктах 1-3 настоящего пункта.
Такие элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа.
3. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы:
- являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя;
- противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
4. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.
Статья 1484. Исключительное право на товарный знак
1. Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
2. Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:
- на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
- при выполнении работ, оказании услуг;
- на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
- в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
- в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
3. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Статья 1485. Знак охраны товарного знака
Правообладатель для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком, состоит из латинской буквы «R» или латинской буквы «R» в окружности либо словесного обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак» и указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории Российской Федерации.
Статья 1486. Последствия неиспользования товарного знака
- Правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех товаров или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, вследствие неиспользования товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его государственной регистрации. Заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования может быть подано заинтересованным лицом в палату по патентным спорам по истечении указанных трех лет при условии, что вплоть до подачи такого заявления товарный знак не использовался.
- Для целей настоящей статьи использованием товарного знака признается его использование правообладателем или лицом, которому такое право предоставлено на основании лицензионного договора в соответствии со статьей 1489 настоящего Кодекса, либо другим лицом, осуществляющим использование товарного знака под контролем правообладателя, при условии, что использование товарного знака осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 1484 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда соответствующие действия не связаны непосредственно с введением товара в гражданский оборот, а также использование товарного знака с изменением его отдельных элементов, не влияющим на его различительную способность и не ограничивающим охрану, предоставленную товарному знаку.
- Бремя доказывания использования товарного знака лежит на правообладателе. При решении вопроса о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования могут быть приняты во внимание представленные правообладателем доказательства того, что товарный знак не использовался по независящим от него обстоятельствам.
- Прекращение правовой охраны товарного знака означает прекращение исключительного права на этот товарный знак.
Статья 1487. Исчерпание исключительного права на товарный знак
Не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия.
Статья 1488. Договор об отчуждении исключительного права на товарный знак
- По договору об отчуждении исключительного права на товарный знак одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать в полном объеме принадлежащее ей исключительное право на соответствующий товарный знак в отношении всех товаров или в отношении части товаров, для индивидуализации которых он зарегистрирован, другой стороне — приобретателю исключительного права.
- Отчуждение исключительного права на товарный знак по договору не допускается, если оно может явиться причиной введения потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя.
- Отчуждение исключительного права на товарный знак, включающий в качестве неохраняемого элемента наименование места происхождения товара, которому на территории Российской Федерации предоставлена правовая охрана (пункт 7 статьи 1483), допускается только при наличии у приобретателя исключительного права на такое наименование.
Статья 1489. Лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака
Принята часть четвертая Гражданского кодекса РФ. Что нового?
Статья 1492. Заявка на товарный знак
1. Заявка на государственную регистрацию товарного знака (заявка на товарный знак) подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (заявителем).
2. Заявка на товарный знак должна относиться к одному товарному знаку.
3. Заявка на товарный знак должна содержать:
- заявление о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, его места жительства или места нахождения;
- заявляемое обозначение;
- перечень товаров, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков;
- описание заявляемого обозначения.
4. Заявка на товарный знак подписывается заявителем, а в случае подачи заявки через патентного поверенного или иного представителя — заявителем или его представителем, подающим заявку.
5. К заявке на товарный знак должны быть приложены:
- документ, подтверждающий уплату пошлины за подачу заявки в установленном размере;
- устав коллективного знака, если заявка подается на коллективный знак (пункт 1 статьи 1511).
6. Заявка на товарный знак подается на русском языке.
Документы, прилагаемые к заявке, представляются на русском или другом языке. Если эти документы представлены на другом языке, к заявке прилагается их перевод на русский язык. Перевод на русский язык может быть представлен заявителем в течение двух месяцев со дня направления ему федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности уведомления о необходимости выполнения данного требования.
7. Требования к документам, содержащимся в заявке на товарный знак и прилагаемым к ней (документы заявки), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.
8. Датой подачи заявки на товарный знак считается день поступления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности документов, предусмотренных подпунктами 1-3 пункта 3 настоящей статьи, а если указанные документы представлены не одновременно, — день поступления последнего документа.
Статья 1493. Право ознакомления с документами заявки на товарный знак
- После подачи заявки на товарный знак в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности любое лицо вправе ознакомиться с документами заявки, представленными на дату ее подачи.
- Порядок ознакомления с документами заявки и выдачи копий таких документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.
Статья 1494. Приоритет товарного знака
- Приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки на товарный знак в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
- Приоритет товарного знака по заявке, поданной заявителем в соответствии с пунктом 2 статьи 1502 настоящего Кодекса (выделенной заявке) на основе другой заявки этого заявителя на то же обозначение (первоначальной заявки), устанавливается по дате подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности первоначальной заявки, а при наличии права на более ранний приоритет по первоначальной заявке — по дате этого приоритета, если на дату подачи выделенной заявки первоначальная заявка не отозвана и не признана отозванной и выделенная заявка подана до принятия решения по первоначальной заявке.
Статья 1495. Конвенционный и выставочный приоритет товарного знака
- Приоритет товарного знака может быть установлен по дате подачи первой заявки на товарный знак в государстве — участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет), если заявка на товарный знак подана в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение шести месяцев с указанной даты.
- Приоритет товарного знака, помещенного на экспонатах официальных или официально признанных международных выставок, организованных на территории одного из государств — участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности, может устанавливаться по дате начала открытого показа экспоната на выставке (выставочный приоритет), если заявка на товарный знак подана в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение шести месяцев с указанной даты.
- Заявитель, желающий воспользоваться правом конвенционного или выставочного приоритета, обязан указать это при подаче заявки на товарный знак или в течение двух месяцев со дня ее подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности и приложить необходимые документы, подтверждающие правомерность такого требования, либо представить эти документы в указанный федеральный орган в течение трех месяцев со дня подачи заявки.
- Приоритет товарного знака может устанавливаться по дате международной регистрации товарного знака в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Статья 1496. Последствия совпадения дат приоритета товарных знаков
Статья 1508. Общеизвестный товарный знак
- По заявлению лица, считающего используемый им товарный знак или используемое в качестве товарного знака обозначение общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании его государственной регистрации или в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности могут быть признаны общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, если этот товарный знак или это обозначение в результате интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату широко известны в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.
Товарный знак и обозначение, используемое в качестве товарного знака, не могут быть признаны общеизвестными товарными знаками, если они стали широко известны после даты приоритета тождественного или сходного с ними до степени смешения товарного знака другого лица, который предназначен для использования в отношении однородных товаров.
- Общеизвестному товарному знаку предоставляется правовая охрана, предусмотренная настоящим Кодексом для товарного знака.
Предоставление правовой охраны общеизвестному товарному знаку означает признание исключительного права на общеизвестный товарный знак.
Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно.
- Правовая охрана общеизвестного товарного знака распространяется также на товары, неоднородные с теми, в отношении которых он признан общеизвестным, если использование другим лицом этого товарного знака в отношении указанных товаров будет ассоциироваться у потребителей с обладателем исключительного права на общеизвестный товарный знак и может ущемить законные интересы такого обладателя.
Статья 1509. Предоставление правовой охраны общеизвестному товарному знаку
- Правовая охрана предоставляется общеизвестному товарному знаку на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, принятого в соответствии с пунктом 1 статьи 1508 настоящего Кодекса.
- Товарный знак, признанный общеизвестным, вносится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков (Перечень общеизвестных товарных знаков).
- Свидетельство на общеизвестный товарный знак выдается федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение месяца со дня внесения товарного знака в Перечень общеизвестных товарных знаков.
Форма свидетельства на общеизвестный товарный знак и перечень указываемых в этом свидетельстве сведений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.
- Сведения, относящиеся к общеизвестному товарному знаку, публикуются федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в официальном бюллетене незамедлительно после их внесения в Перечень общеизвестных товарных знаков.
- Особенности правовой охраны коллективного знака
Статья 1510. Право на коллективный знак
- Объединение лиц, создание и деятельность которого не противоречат законодательству государства, в котором оно создано, вправе зарегистрировать в Российской Федерации коллективный знак.
Коллективный знак является товарным знаком, предназначенным для обозначения товаров, производимых или реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками.
Коллективным знаком может пользоваться каждое из входящих в объединение лиц.
- Право на коллективный знак не может быть отчуждено и не может быть предметом лицензионного договора.
- Лицо, входящее в объединение, которое зарегистрировало коллективный знак, вправе пользоваться своим товарным знаком наряду с коллективным знаком.
Статья 1511. Государственная регистрация коллективного знака
1. К заявке на регистрацию коллективного знака (заявке на коллективный знак), подаваемой в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, прилагается устав коллективного знака, который должен содержать:
- наименование объединения, уполномоченного зарегистрировать коллективный знак на свое наименование (правообладателя);
- перечень лиц, имеющих право использования этого коллективного знака;
- цель регистрации коллективного знака;
- перечень и единые характеристики качества или иные общие характеристики товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком;
- условия использования коллективного знака;
- положения о порядке контроля за использованием коллективного знака;
- положения об ответственности за нарушение устава коллективного знака.
Посредством издания нормативных правовых актов, в которых содержатся нормы права, государство регулирует отношения, которые складываются в обществе. Нарушение предписаний, содержащихся в нормативных правовых актах, влечет наступление юридической ответственности. К сожалению, встречаются случаи, когда несколько нормативных правовых актов одновременно регулируют один и тот же предмет и, как следствие, возникают противоречия их положений. Для разрешения проблемы выработано правило: применяется нормативный акт, обладающий большей юридической силой (стоящий в иерархии актов выше). Для того чтобы правильно пользоваться этим правилом, следует разобраться в существующей системе нормативных правовых актов.
Иерархически она выглядит следующим образом. Все нормативные правовые акты по юридической силе подразделяются на две группы: законы и подзаконные акты.
Законы подразделяются на (цифрами в этом списке показана иерархия законов от более высоких к менее значимым):
- Свежие
- Посещаемые