Отраслевые средние зарплаты 2021 г строительство

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отраслевые средние зарплаты 2021 г строительство». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Средняя заработная плата в России рассчитывается в пределах фирмы, города, области, государства. Она свидетельствует о среднеуровневых доходах населения.

Но чтобы понимать ситуацию в полном объеме, Росстат опирается на то, каковы значения среднемесячного заработка:

  • в целом по России;
  • по каждому субъекту страны;
  • по различным экономическим отраслям;
  • по уровню образования работников;
  • а также по их специальностям.

Помимо прочего, медианная зарплата может рассчитываться в целом за год и за отдельно взятые периоды.

В расчете средней заработной платы ФСГС учитывает официальный заработок, получаемый работником (сюда также включены доплаты, выплаты в качестве компенсаций, а также единоразовые платежи).

Росстат имеет следующие информационные источники:

  • основной – статистическая отчетность (ее сдают предприниматели и организации, данные ФНС и Пенсионного фонда РФ);
  • дополнительный – сведения по опросам граждан, анализ их комментариев для полноты информации.

Стараниями сотрудников вся информация, которую удается собрать, копится, а затем проводится ее анализ. По его результатам делаются выводы.

Средняя зарплата строителей в России год выросла на треть

Анализ данных, согласно отчетам 2021 Росстат (для сравнения были взяты зарплаты за крайние 3 года – по месяцам) свидетельствует о том, что медианная зарплата увеличивается ежегодно на 8-11%.

Но не следует показатели зарплат сравнивать с истинными финансовыми доходами населения, которыми оно располагает. Суммы указываются до вычитания налогов. «Чистая» зарплата минимум на 13 процентов меньше.

По сведениям ФСГС реальные доходы граждан (за вычетом обязательных выплат, с коррекцией на индекс цен потребления) стали в целом ниже на 1.5%.

Из доклада Росстата следует, что вопреки ожиданиям правительства, прошедший год стал 5-м по непрерывному падению истинных доходов населения.

Как отмечают специалисты по соцполитике, ничего необычного в этой динамике нет. Поскольку рост ВВП умеренный, экономических рывков не наблюдается, рост зарплат по оценкам экспертов – не выше 3-х процентов.

Чтобы истинные доходы граждан возросли, помимо прочего требуется следующее. Стоимость продукции и услуг если и растет, то это не должно происходить столь стремительными темпами – когда доходы населения не поспевают за расходами. На данном этапе этого не наблюдается, экономика также не стремится вверх. Поэтому о стабильном росте действительных доходов населения пока говорить не следует.

Динамика изменений при рассчете данного показателя зависит от определенных факторов, основной из которых – потребительская корзина.

Население делят на категории с наиболее высоким и низким прожиточным минимумом. К 1-м относят трудоспособное население, на следующих «ступенях» – дети и пенсионеры.

Нужно учитывать, что при расчете прожиточного минимума не существует определенных критериев, по которым можно судить о его увеличении. Расчет идет в соответствии с темпами обесценивания денег, а также увеличения стоимости продовольственной корзины.

Давать прогнозы по тому, как изменяются показатели прожиточного минимума не представляется возможным, поскольку цены могут вырасти в любое время. Пересчитать его могут лишь по прошествии нескольких кварталов. Однако, случается так, что прожиточный минимум модифицируется почти мгновенно и сразу на несколько сотен рублей.

Среднеотраслевая зарплата в строительстве в 2021 году

Специалисты утверждают, что в 2021 году дефицит Пенсионного Фонда России должен сократиться примерно на 20%, но будет ли этого достаточно?Не для кого ни секрет, что повышение продолжительности жизни является для ПФ весомый проблемой, хотя для всех остальных — это огромный скачек в сторону развития. Объясняется это тем, что во время установления пенсионного возраста продолжительность жизни населения была куда меньше, а следовательно, было больше людей, имеющих возможность работать.

По данной причине недостатка средств на выплату пенсий не наблюдалось.В наше время всё не так хорошо, как нам того хотелось бы.

Слишком большой процент населения получает пенсию, что сказывается на бюджете ПФР, который не успевает пополнять его налогами, а следовательно, не имеет возможности выплачивать пенсию в полном объёме.

Также стоит отметить одну особенность. Далеко не каждый гражданин нашей страны получает белую заработную плату.

Многие считают нужным умалчивать о своём реальном доходе, вследствие чего выплаты в Пенсионный Фонд поступают в малых количествах.

Специалисты говорят о возможности дальнейшего повышения продолжительности жизни, что в будущем может стать большой проблемой для экономической ситуации в стране.

Процент людей, получающих пенсию, с каждым годом возрастает, а значит, что растёт и нагрузка на Пенсионный Фонд, который с не особо с ней справляется.Государство крайне обеспокоено данной проблемой, поэтому на высшем уровне происходит обсуждение этого вопроса. ЦСР убеждён в том,

21 сентября 2021 0 Cреднеотраслевой уровень заработной платы — 2021 по ОКВЭД — довольно информативный показатель.

Он помогает работодателю проследить, конкурентный ли у него уровень оплаты труда сотрудников, а также проконтролировать свои вероятные риски.

Налоговая служба России планирует проведение налоговых выездных проверок, исходя из оценки степени риска вероятности занижения налоговой базы или использования другого способа уклонения от уплаты налогов.

85% вакансий в сфере строительства предлагают полную занятость, остальные ‒ работу вахтовым методом, частичную занятость и даже удалённую работу.

На удалёнке могут работать инженеры-сметчики, проектировщики, инженеры ПТО, архитекторы, дизайнеры, менеджеры по работе с клиентами и менеджеры по продажам.

66% вакансий указывают зарплату от 50 000 рублей в месяц. Совсем неплохо ‒ в начале августа средняя зарплата в российских вакансиях составила 45 700 рублей в месяц.

Что касается опыта, здесь тоже нет проблем ‒ 74% вакансий рассчитаны на специалистов без опыта работы. Рассказываем ‒ какие требования предъявляют к самым востребованным строителям и на какую зарплату рассчитывать.

Многие уверены ‒ клятва Гиппократа звучит так: «Клянусь работать в любое время дня и ночи бесплатно». Но во-первых, в медвузах сейчас дают клятву российского врача, а во-вторых, про бесплатный труд там ничего не говорится. Мы подсчитали ‒ как оценивают работу врача в России. Спойлер: несправедливо

Persona Colta / Кемерово /

Зарплата: от 30000.0 руб. на руки

Технический надзор за выполнением СМР. Строительный контроль. Проверка объемов работ. Проверка исполнительной документации.

Высшее строительное образование.

Рынок труда, занятость и заработная плата

МКУ Управление капитального строительства Чусовского городского округа / Чусовой /

Зарплата: от 25000.0 руб. до вычета налогов

Ведение контроля за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом объектов инфраструктуры, за подготовкой (разработкой) подрядчиками проектно-сметной документации. Обеспечивать контроль за…

Высшее, среднее образование по технической специальности. Опыт работы не менее 1 года по технической специальности. Внимательность, стрессоустойчивость, коммуникабельность, самостоятельность.

МегаФон / Йошкар-Ола /

Зарплата: от 34000.0 руб. до вычета налогов

Контроль работы подрядных организаций, организация строительного контроля и приемки законченных строительством объектов. Проверка объемов строительно-монтажных работ, оформление закрывающей документации…

Профильное образование в сфере строительства (можно среднее специальное). Опыт работы с подрядными организациями. Знание офисных пакетов ПО и продвинутый пользователь…

ФКП Щелковский биокомбинат / посёлок Биокомбината /

Зарплата: от 50000.0 руб. до вычета налогов

Проверка сметной документации на строительство и реконструкцию объектов, расчет стоимости, учет выполненных работ. Работы по подготовке материалов для рассмотрения спорных…

Опыт работы от 2 лет. Опыт работы в сфере строительства от 2 лет. Умение читать строительные чертежи, работать с проектно…

ЭНЕРГОАУДИТКОНСАЛТИНГ / Пенза /

Зарплата: от 40000.0 руб. до вычета налогов

Составление заявок на закупку ТМЦ. Составление календарных планов строительства объектов. Контроль графиков производства работ. Проверка договоров подряда, исполнительной документации.

Технологию и способы проведения строительных работ. Принципы ценообразования в строительстве. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и…

Импульс / Москва /

Зарплата: 60000.0 — 70000.0 руб. на руки

Сопровождение объектов строительства по следующим видам работ : Дорожное строительство (АСУДД,ШЗЭ,БО, общестроительные работы), объекты энергетики0,4-10, 35…

Специальности: энергетика, ПГС. От 2- лет в организациях сферы дорожного строительства или строительства объектов энергетики. Опыт проектирования приветствуется.


Одним из критериев самостоятельной оценки рисков в целях проведения выездных налоговых проверок для налогоплательщика является отклонение уровня его налоговой нагрузки от среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

ФНС представила данные о среднеотраслевых показателях налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам экономической деятельности, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков за 2020 г.

Официальный показатель «среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц» рассчитывается один раз в год по России и субъектам РФ. Промежуточные отчеты публикуются за каждый месяц и квартал. Обращаем внимание, что сведения не учитывают неофициальные зарплаты «в конвертах», так как они не фигурируют в отчетности работодателей.

Базовая информация о средней зарплате по регионам впоследствии обобщается для статистики по России. Сведения о зарплатах по каждому субъекту РФ публикуют региональные подразделения Росстата.

Расшифровка средней зарплаты делается по отдельным категориям работников социальной сферы, науки, здравоохранения, других отраслей. Также отдельная статистика ведется по работникам ИП, юридических и физических лиц, бюджетных организаций.

Среднеотраслевая зарплата в 2021 году по ОКВЭД

1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

2. Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.

При этом проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

3. Настоящие рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2021 году.

6. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений определяются с учетом требований к системам оплаты труда работников данных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации, и устанавливаются:

а) в федеральных государственных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в) в муниципальных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

9. Системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются и изменяются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, с общими принципами формирования систем оплаты труда, перечнями норм и условий оплаты труда, регламентируемыми федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изложенными в разделах II — IV настоящих рекомендаций, требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

10. Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются и изменяются с учетом:

а) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;

б) обеспечения государственных гарантий по оплате труда, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П;

в) квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

г) перечня видов выплат компенсационного характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

д) перечня видов выплат стимулирующего характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

е) примерных положений об оплате труда работников федеральных автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;

ж) положений об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя;

з) настоящих рекомендаций;

и) мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

11. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются с учетом минимального размера оплаты труда в рамках реализации норм федерального закона и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П, дифференцированно по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее соответственно — профессиональные квалификационные группы, квалификационные уровни), по должностям (профессиям), не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы — в зависимости от сложности труда в виде схем окладов (должностных окладов), ставок заработной платы.

12. В положении об оплате труда работников учреждения, разрабатываемом учреждением, предусматриваются конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий). При этом в указанном положении не должна использоваться такая терминология, как «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, которая может содержаться в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета.

Федеральные государственные казенные учреждения руководствуются носящими обязательный характер положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, включающими для работников конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий).

13. В трудовом договоре (в дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником предусматривается фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы за календарный месяц).

21. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

22. Должностные оклады руководителям учреждений устанавливаются в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений.

23. Выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.

24. Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение. В качества показателя оценки результативности работы руководителя учреждения устанавливается показатель роста средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов, а также выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством Российской Федерации).

25. Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных или муниципальных учреждений определяются трудовыми договорами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).

Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной в соответствии с частью третьей статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».

26. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в размере, не превышающем размера, который установлен:

для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений — нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных учреждений субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Без учета предельного уровня соотношений размеров среднемесячной заработной платы, указанного в абзаце первом настоящего пункта, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

27. Информация о рассчитанной за 2020 год среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, не позднее 15 мая 2021 г.

Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений по решению государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя таких учреждений, может также размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах указанных учреждений.

В составе размещаемой на официальных сайтах информации о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации указанных лиц, а также сведения, отнесенные к государственной тайне ��ли сведениям конфиденциального характера.

30. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом общих принципов формирования систем оплаты труда, перечней норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотренных в разделах II — IV настоящих рекомендаций, а также требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:

а) при изменении (совершенствовании) систем оплаты труда работников учреждений предусматривать установление минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп);

б) не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;

в) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения (совершенствования) для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда;

г) при разработке показателей и критериев эффективности работы учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 421, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 287 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 920, и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н, предусмотренные в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N АП-1073/02, Министерства культуры Российской Федерации от 5 августа 2014 г. N 166-01-39/04-НМ, а также установленные в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значения целевых показателей развития соответствующих отраслей.

31. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2021 году региональные соглашения о минимальной заработной плате, размер которой превышает минимальный размер оплаты труда, с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений.

36. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2021 году необходимо учитывать следующее.

Не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2020 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.

В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утвержденных в установленном порядке, с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям).

Определять предельную долю расходов на оплату административноуправленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 процентов.

Обеспечивать формирование систем оплаты труда работников общеобразовательных организаций, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат стимулирующего характера с учетом методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. N ВП-1992/02), а также утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н.

Определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) в соответствии с положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — приказ N 1601), предусматривающими, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда устанавливается либо продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю или 720 часов в год.

При заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) установлены пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601), обеспечивать включение в них условий, связанных с:

размером ставки заработной платы, установленной за норму часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы и размером фактического объема учебной нагрузки, определяемым ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) в порядке, предусмотренном разделами II — V приложения 2 к приказу N 1601;

размером заработной платы, исчисленным с учетом фактического объема учебной нагрузки, фактического объема педагогической работы;

уточнением правил применения повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям при оплате труда педагогических работников, для которых пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601 установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы (правила применения повышающих коэффициентов приводятся далее в настоящем пункте в положениях, определяющих правила исчисления заработной платы педагогических работников с учетом фактического объема педагогической или учебной (преподавательской) работы);

размерами и факторами, обусловливающими получение выплат компенсационного характера, в том числе выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, к которым могут быть отнесены выплаты за дополнительную работу, связанную с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководством предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами дополнительной работы, определение которых следует осуществлять из размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню профессиональных квалификационных групп (далее — ПКГ) без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах);

размерами и условиями выплат стимулирующего характера.

1.1. Отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2020 — 2023 годы (далее — Соглашение) заключено на федеральном уровне социального партнерства в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлено на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности строительных организаций, организаций промышленности строительных материалов.

1.2. Сторонами Соглашения являются:

1.2.1. работники в лице их представителя — Профессионального союза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации (далее — Профсоюз строителей России);

1.2.2. работодатели в лице их представителя — Общероссийского межотраслевого объединения работодателей «Российский Союз строителей» (далее — ОМОР «Российский Союз строителей»);

1.2.3. федеральный орган исполнительной власти в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, действующего на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» (далее — Министерство, Положение).

1.3. Предметом соглашения являются общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам организаций и предприятий строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации.

1.4. Соглашение действует в организациях, осуществляющих деятельность в строительстве, архитектуре, проектировании, инженерных изысканиях, промышленности строительных материалов, осуществляющих добычу строительных материалов (в том числе щебня, гипса, песка, глины), осуществляющих производство цемента, металлических конструкций, теплоизоляционных, стеновых материалов (в том числе керамических стеновых материалов и стеклянных волокон, строительных пенопластов, теплоизоляционных бетонов, иных строительных материалов), а также организациях, оказывающих им сервисные, транспортные, научные, образовательные услуги. Соглашение распространяется на организации, в которых указанные виды деятельности являются основными. Основной вид деятельности организаций определяется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.

1.5. Соглашение — правовой акт, определяющий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений между работниками и работодателями строительной отрасли и промышленности строительных материалов и устанавливающий общие условия оплаты труда, условия содействия занятости работников и развития рынка труда, дополнительные трудовые гарантии и льготы работникам отрасли, а также определяющие права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства отрасли.

Соглашение является основой для межрегиональных, региональных, территориальных соглашений, иных соглашений, заключаемых по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений, а также для коллективных договоров, трудовых договоров и локальных нормативных актов работодателей.

1.5.1. Нормы Соглашения обязательны к применению и должны учитываться при заключении коллективных договоров, а также при разрешении трудовых споров (конфликтов) в организациях всех форм собственности.

1.5.2. В организациях могут заключаться иные соглашения, содержащие разделы о распространении отдельных социальных льгот и гарантий только на членов Профсоюза, а также на работников, не являющихся членами Профсоюза, уполномочивших Профсоюз на представление их интересов в соответствии с законодательством на условиях и в порядке, которые установлены коллективным договором.

Профсоюзные организации во взаимоотношениях с работодателями, указанными в пункте 1.6 Соглашения, по вопросам индивидуальных трудовых и непосредственно связанных с ними отношений представляют интересы членов профсоюза. Профсоюзные организации могут представлять интересы работников, не являющихся членами профсоюза, во взаимоотношениях с работодателями по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных профсоюзными организациями в соответствии с действующим законодательством.

1.6. Соглашение распространяется на:

1.6.1. работодателей, являющихся членами ОМОР «Российский Союз строителей»;

1.6.2. работодателей, не являющихся членами ОМОР «Российский Союз строителей», которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить Соглашение либо присоединились к Соглашению после его заключения;

3.1. Минимальный размер месячной тарифной ставки рабочего I разряда, занятого в строительной отрасли или отрасли производства строительных материалов при работе в нормальных условиях труда и полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда, устанавливается с коэффициентом индексации не ниже 1,2 величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, официально установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также с учетом коэффициента инфляции в соответствующем субъекте Российской Федерации и сложившихся межотраслевых соотношений (межотраслевых коэффициентов) согласно приложению 1 к Соглашению.

3.2. Примерный расчет минимального размера месячной тарифной ставки рабочего I разряда приведен в приложении 2 к Соглашению. Минимальный размер месячной тарифной ставки рабочих для рабочих последующих разрядов, занятых на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах, устанавливается в коллективных договорах на основании межразрядных тарифных коэффициентов по 8-разрядной сетке, приведенных в приложении 3 к Соглашению.

3.3. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

3.4. В размер минимальной месячной тарифной ставки не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях, иные компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

3.5. В организациях, применяющих тарифные ставки других отраслей, а также во вспомогательных производствах рекомендуется устанавливать минимальную месячную тарифную ставку рабочего 1 разряда следующим образом: определяется отношение месячной минимальной тарифной ставки, предусмотренной схемой тарифных ставок, установленной Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 сентября 1986 г. N 1115 «О совершенствовании организации заработной платы и введения новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства», к месячной минимальной тарифной ставке рабочего, занятого на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах, определенной Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 сентября 1986 г. N 1115 «О совершенствовании организации заработной платы и введения новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства». Полученное соотношение умножается на минимальный размер месячной тарифной ставки, определенной Соглашением. Примерный расчет минимального размера месячной тарифной ставки рабочего, занятого в организации, применяющей тарифные ставки других отраслей, либо занятого во вспомогательном производстве, приведен в приложении 4 к Соглашению.

3.6. При тарифной системе оплаты труда доля тарифа в общем заработке работника должна составлять не менее 65 процентов, без учета надбавок и доплат при условии выполнения норм труда.

3.7. При использовании в организациях бестарифной системы оплаты труда работнику гарантируется выплата минимального размера оплаты труда, предусмотренного Соглашением, примерный расчет минимального размера оплаты труда в таком случае приведен в приложении 5 к Соглашению.

3.8. Иные выплаты работникам организаций, использующих бестарифную систему оплаты труда, производятся по правилам, предусмотренным коллективным договором, и могут, в том числе, учитывать коэффициенты трудового участия, коэффициенты квалификационного уровня, сводные коэффициенты распределения.

3.9. Работодатели обязаны обеспечить ежегодную индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (по данным Росстата) в организациях всех форм собственности. Индексации подлежит заработная плата, которая включает в себя оплату труда за выполненную работу согласно тарифным ставкам (должностным окладам) и сдельным расценкам.

Сроки, порядок и размер индексации заработной платы устанавливаются коллективным договором и (или) локальным нормативным актом организации, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

3.10. Уровень оплаты труда при расчете договорных цен на строительство объектов за счет бюджетных средств должен быть не ниже средней фактической оплаты труда в регионе работников, занятых в строительстве при других источниках его финансирования.

5.1. Стороны:

5.1.1. признают приоритет жизни и здоровья работника по отношению к производственной деятельности и ее результатам, а также его право на труд в условиях, отвечающих безопасности и гигиене;

5.1.2. осуществляют скоординированную контрольно-профилактическую работу в области улучшения условий, охраны труда, экологии и пожарной безопасности;

5.1.3. ежегодно организуют и проводят всероссийские и иные смотры, конкурсы, тематические выставки по прогрессивной организации работ по охране труда.

5.2. По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

5.3. Службы охраны труда, предусмотренные в структуре управления организации, приравниваются к основным производственно-техническим службам. Структуру службы охраны труда и численность ее работников следует определять в соответствии с постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14 и постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10.

5.4. Работники способствуют формированию в коллективе ответственной позиции в вопросах соблюдения требований охраны труда, бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, нетерпимого отношения работников к нарушениям требований охраны труда, игнорированию рисков безопасности и здоровью по отношению к коллегам по работе.

5.5. В интересах работников работодатели обязаны:

5.5.1. обеспечить безопасные условия труда для работников в соответствии с ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, правилами, инструкциями по охране труда, Соглашением;

5.5.2. проводить специальную оценку условий труда (СОУТ) при соблюдении следующих условий:

— на каждом рабочем месте, в том числе вновь организованном, должна быть проведена СОУТ в установленном законом порядке, повторная СОУТ на рабочих местах с вредными и (или) опасными производственными факторами должна проводиться не реже 1 раза в 5 лет;

— в состав комиссии по проведению СОУТ в обязательном порядке включается представитель (представители) выборного органа первичной профсоюзной организации Профсоюза;

— ознакомление работника под роспись с результатами СОУТ на его рабочем месте;

5.5.3. с целью реализации требований статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обеспечивать участие работника на рабочем месте при проведении СОУТ.

Комиссии следует учитывать предложения работника при составлении графика проведения СОУТ (идентификации факторов и (или) проведения замеров (измерений);

5.5.4. использование результатов СОУТ, в том числе:

— для разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

— для установления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, следующих видов компенсаций: повышенной оплаты труда, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенной продолжительности рабочего времени;

5.5.5. обеспечить работникам, рабочие места которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда были признаны вредными и (или) опасными и на день вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» предоставлялись гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, выплату гарантий и компенсаций в тех же размерах, если по результатам СОУТ не изменился класс условий труда на рабочем месте данного работника.

6.1. Режим рабочего времени и времени отдыха в организациях устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, — трудовым договором.

6.2. При привлечении работника к работе за пределами продолжительности установленного для работника рабочего времени работодатель предоставляет ему компенсации в порядке и размере, установленных ТК РФ и Соглашением.

6.3. Инициатива работодателя по привлечению работника к сверхурочным работам должна быть оформлена в виде приказа или распоряжения.

6.4. В случае если конкретные размеры оплаты сверхурочной работы не определены коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором, они составляют не менее полуторного размера заработной платы (оклада) рабочего за первые два часа работы и не менее двойного размера заработной платы (оклада) рабочего за последующие часы. При этом при расчете размера оплаты сверхурочной работы в составе заработной платы учитываются полагающиеся работнику компенсационные и иные выплаты, обусловленные условиями работы, отличающимися от нормальных.

6.5. Для производства сверхурочных работ во вредных, опасных и иных особых условиях труда рекомендуется привлекать преимущественно работников, имеющих стаж работы по данной специальности не менее одного года, с учетом особенностей регулирования труда отдельных категорий работников, предусмотренных нормами ТК РФ.

6.6. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливать коллективным договором или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного представительного органа работников. При этом ненормированный рабочий день в организациях может применяться:

6.6.1. для лиц административного, управленческого, технического и хозяйственного персонала;

6.6.2. для лиц, труд которых не поддается учету во времени (консультанты, инструкторы, агенты и пр.);

6.6.3. для лиц, которые распределяют время для работы по своему усмотрению;

6.6.4. для лиц, рабочее время которых по характеру работы делится на части неопределенной длительности.

6.7. Оплата труда работников, привлекаемых к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, оплачивается не менее чем в двойном размере с учетом компенсационных и стимулирующих выплат. Данный порядок предусматривается в системах оплаты труда работников организаций.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

6.8. Работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю.

6.9. Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого соглашения и коллективного договора с учетом результатов СОУТ.

6.10. Коллективным договором, а также с письменного согласия работника, оформленного путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени работников, указанных в п. 6.8 настоящего Соглашения, может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю, с выплатой работнику, сверх заработной платы за отработанное время, дополнительной денежной компенсации в размере не менее двойной тарифной ставки (должностного оклада, сдельной расценки) за каждый час работы сверх нормы рабочего времени исходя из 36-часовой рабочей недели.

6.11. Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, не может превышать при 36-часовой рабочей неделе — 8 часов.

7.1. Работодатели обеспечивают предоставление работникам компенсаций в порядке, определяемом коллективными договорами, трудовыми договорами, локальными нормативными актами. Информируют работников, которым вследствие нарушений требований безопасности при выполнении строительных работ причинен вред, об их праве на возмещение вреда и выплатах сверх возмещения вреда, в том числе предусмотренных статьей 60 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.

7.2. В случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работодатель выплачивает сверх выплат по возмещению вреда, установленных действующим законодательством Российской Федерации, членам семьи погибшего (в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации) следующие выплаты:

7.2.1. компенсацию расходов, связанных с погребением;

7.2.2. единовременную денежную компенсацию в размере 1 миллиона рублей семье погибшего (супруге (супругу), детям, родителям в равных долях);

7.2.3. компенсацию морального вреда в размере годового заработка погибшего за календарный год, предшествующий гибели работника.

7.3. При установлении работнику в период работы у данного работодателя инвалидности в результате трудового увечья или профессионального заболевания выплачивать единовременную денежную компенсацию в размере:

— при установлении 1 группы инвалидности — не менее 75% годового заработка;

— при установлении 2 группы инвалидности — не менее 50% годового заработка;

— при установлении 3 группы инвалидности — не менее 30% годового заработка.

7.4. Работодатели оказывают долговременную материальную помощь иждивенцам, в том числе несовершеннолетним детям до их совершеннолетия, при учебе детей на дневных отделениях учебных заведений до окончания учебы (до 23-летнего возраста), в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания и неработающему инвалиду (при установлении инвалидности в результате трудового увечья или профессионального заболевания). Конкретные размеры и порядок выплат определяются в коллективных договорах и соглашениях.

7.5. Работодатели обеспечивают выплату единовременного пособия по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации в размере не менее 10 000 рублей семье работника, умершего в результате общего заболевания или несчастного случая в быту, за исключением случаев наступления смерти в результате алкогольного или наркотического отравления.

7.6. В коллективных договорах рекомендуется закреплять следующие обязанности работодателей, направленные на повышение уровня жизни и здоровья работников и членов их семей:

7.6.1. страховать жизнь и здоровье работников на случай причинения вреда их жизни, здоровью вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

7.6.2. оказывать работникам материальную помощь при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

7.6.3. компенсировать работникам частичную или полную оплату коммунальных услуг и оплату жилья по договору социального найма;

7.6.4. компенсировать работникам и членам их семей расходы на оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление;

7.6.5. финансировать приобретение новогодних подарков для детей работников организации;

7.6.6. единовременно оказывать материальную помощь работникам за многолетний и добросовестный труд в связи с уходом на пенсию по старости или инвалидности в следующих размерах:

— при стаже работы в отрасли 10 лет — месячный заработок;

— при стаже работы в отрасли 10 — 15 лет — 2-месячный заработок;

— при стаже работы в отрасли 15 — 20 лет — 3-месячный заработок;

— при стаже работы в отрасли 20 — 25 лет — 4-месячный заработок;

— при стаже работы в отрасли 25 — 30 лет — 5-месячный заработок;

— при стаже работы в отрасли свыше 30 лет — 6-месячный заработок;

8.1. Труд женщин:

8.1.1. В целях создания благоприятных условий труда работающих женщин работодатели обязаны:

— ежемесячно выплачивать женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, дополнительное социальное пособие в размере не менее одного минимального размера оплаты труда до достижения ребенком возраста полутора лет;

— выплачивать беременным женщинам единовременную компенсацию стоимости приобретения медикаментов и витаминных препаратов в размере одного минимального размера оплаты труда;

— предоставлять женщинам в течение года один дополнительный оплачиваемый день отдыха для прохождения медицинского осмотра в женской консультации.

8.1.2. На условиях и в порядке, предусмотренных коллективным договором, работодателям рекомендуется:

— предусматривать меры социальной защиты женщин, беременных женщин, в том числе снижение норм выработки (обслуживания) или перевод на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных факторов, применение гибких графиков работы, сокращенной рабочей недели с сохранением заработной платы по прежнему месту работы;

— предоставлять женщинам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах и работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы, с момента установления беременности дополнительный оплачиваемый отпуск до наступления срока предоставления отпуска по беременности и родам;

— предоставлять женщинам дополнительные выходные дни с сохранением заработной платы накануне нерабочих праздничных дней.

8.2. Труд молодых работников:

8.2.1. Молодыми работниками являются специалисты и рабочие в возрасте до 35 лет.

8.2.2. Работодатели гарантируют трудоустройство по специальности молодых работников, направляемых в данную организацию в соответствии с заявкой (договором) организации о подготовке образовательным учреждением работников определенной профессии, специальности, квалификации.

8.2.3. Работодатели обеспечивают ежегодное квотирование рабочих мест для лиц, окончивших образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования по профилю работы организации, а также для лиц, возвращающихся в организацию после прохождения ими военной службы по призыву.

8.2.4. Работодателям рекомендуется:

— с учетом мнения профсоюзного органа устанавливать работникам в возрасте до 18 лет и молодым работникам (лицам в возрасте до 35 лет), поступившим на работу после окончания образовательных учреждений начального профессионального образования или прошедшим профессиональное обучение на производстве, пониженные нормы выработки;

— производить оплату труда работников в возрасте до 18 лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы на уровне оплаты труда совершеннолетних работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы при условии закрепления указанных гарантий в коллективном договоре;

— на условиях и в порядке, предусмотренных коллективным договором, предоставлять материальную помощь молодым работникам при вступлении в брак и рождении ребенка;

— проводить работу по развитию и совершенствованию движения наставничества, повышению авторитета высококвалифицированных работников и специалистов отрасли, оказывающих содействие молодежи в успешном овладении ими профессиональными знаниями, навыками и умениями, инициируя включение необходимых для этого условий и положений в соглашения и коллективные договоры. Ходатайствовать о представлении лучших наставников к награждению знаком отличия «За наставничество»;

— содействовать молодым работникам в обеспечении их жильем, детскими дошкольными учреждениями и т.п.;

— содействовать созданию в организациях советов молодых специалистов, молодежных комиссий профсоюзных организаций;

— проводить конкурсы профессионального мастерства среди молодых работников.

2014 2015 2016 2017 2018
Всего 24 001 24 906 26 335 28 007 31 207
В том числе:
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 18 323 20 569 23 567 25 090 28 505
Добыча полезных ископаемых 26 408 26 704 27 132 29 519 28 336
Обрабатывающие производства 24 078 25 816 27 251 29 488 32 117
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 33 764 35 519 38 231 41 251 42 890
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 19 718 21 572 22 122 23 412 25 188
Строительство 26 934 26 506 28 372 27 347 28 443
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 18 146 19 116 20 237 22 145 23 990
Транспортировка и хранение 24 759 26 050 27 629 28 927 32 306
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 15 243 15 612 16 280 15 229 20 710
Деятельность в области информации и связи 32 192 33 177 35 565 42 470 44 121
Деятельность финансовая и страховая 44 518 45 387 50 246 53 270 55 537
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 17 115 18 030 20 416 21 288 25 778
Деятельность профессиональная, научная и техническая 36 426 37 587 39 036 40 867 46 527
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 16 834 16 520 17 902 17 589 21 298

Показатель средней заработной платы по отраслям интересен не только работникам, но и работодателям. Первым он дает информацию о соответствии их уровня заработной платы среднему уровню в той или иной профессиональной области. Работодатели же могут сделать вывод о необходимости индексации заработной платы, если она оказалась ниже среднеотраслевого уровня.

Конечно, показатель средней заработной платы нужно применять с некоторой условностью. Ведь усредненный показатель не учитывает особенности функционирования конкретного работодателя. А именно от этих специфических условий и факторов на деле зависит размер оплаты труда отдельного работника.

Представим данные о средней заработной плате организаций по видам экономической деятельности за октябрь 2021 года в виде таблицы:

Журнал «Упрощенка» подготовил таблицу средней зарплаты в России, которую надо применять в 2021 году. Ниже платить нельзя, поэтому таблица фактически представляет МРОТ по отраслям.

В таблице зарплата разбита по регионам, а также по видам деятельности с учетом новых кодов ОКВЭД—2019. Среднюю зарплату нужно платить по отраслям (видам деятельности), иначе налоговики подумают, что работодатель платит зарплату в конвертах, доначислят пени и штрафы, взносы и НДФЛ.

Бухгалтеры должны обратить внимание, что из-за изменения минимальной зарплаты, а также среднего заработка, работодатели должны поднять зарплату. Как узнать, будет ли у вас в компании проверка ФНС по поводу зарплат, читайте в статье журнала «Упрощенка».

Средняя зарплата в России, если брать цифры по всем 85 регионам РФ, по данным Росстата, в первом полугодие 2021 года составляет 42 550 рублей. Такие цифры Росстат привел в своем исследовании. Данные цифры берутся до вычета НДФЛ, который составляет 13%. То есть в реальном выражении средняя зарплата по РФ еще меньше — 37 018,5 руб. (42 550 – 13% от 42 550).

Обратите внимание, что данная таблица за прошлый год, она используется в 2021 году.

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия – Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика – Чувашия;

Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край; Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

Москва, Санкт-Петербург, Севастополь;

Еврейская автономная область; Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Как видно из данных Росстата, реальные располагаемые доходы населения по отношению к прошлым годам в 2021 году растут.

На 1 июля 2021г. просроченная задолженность по заработной плате отсутствовала в 9 субъектах Российской Федерации. За месяц она снизилась в 34 субъектах, осталась без изменения – в 5 субъектах, выросла – в 34 субъектах, образовалась – в 3 субъектах Российской Федерации.

Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 июля 2021г. оставила 55 млн.рублей, или 2,0% общего объема просроченной задолженности по заработной плате.

Из общего объема задолженности из-за бюджетного недофинансирования 38,4% приходилось на федеральный бюджет, 60,2% – бюджеты субъектов Российской Федерации, 1,4% – на местные бюджеты.

Рейтинг регионов по зарплатам в различных отраслях – 2021

Налоговики определяют среднюю зарплату в компании на основании показателей последнего отчета 6-НДФЛ. Формула следующая:

По этой формуле сами рассчитайте среднюю зарплату в организации. Затем сравните со статистическими показателями по вашему региону и отрасли.

Показатели средней зарплаты по регионам и отраслям смотрите в таблице выше. Если заработок выше статистических показателей, налоговики вряд ли обвинят компанию в необоснованной выгоде из-за конвертов.

Список востребованных профессий в Москве в 2021 году пестрит предложениями работы для всех вышеперечисленных категорий специалистов. В ближайшие 10-15 лет серьезных перестановок в этой сфере наблюдаться не будет, считают эксперты.

Суммы, начисленные за выполненную работу лицам, привлеченным для работы в организации согласно специальным договорам с государственными организациями (на предоставление рабочей силы), как выданные непосредственно этим лицам, так и перечисленные государственным организациям.

3.2. Сметные цены на затраты труда в строительстве определяются на основании информации о среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников по полному кругу организаций по субъектам Российской Федерации, представленной Федеральной службой государственной статистики.

Если алиментоплательщик имеет нерегулярный заработок или является безработным, для суда при определении выплат важна средняя зарплата для расчета алиментов. Также усредненные показатели по заработку населения применяются, если за плательщиком образовалась задолженность.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 N 15/1, с Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 12.01.2004 N 6, с Методикой определения сметных цен на затраты труда в строительстве, утвержденной приказом Минстроя России от 20.12.2021 N 1000/пр, приказываю:

Если инженер-строитель трудится в области строительства, он гарантированно получит обширные знания, после чего незамедлительно последует профессиональный и карьерный рост. Участие в проектах разной направленности открывает перед специалистом неоценимые возможности, которые он может использовать для продвижения по служебной лестнице. В результате начальник строительства будет следующим этапом вашего профессионального роста.

По информации сайта «Про профессии.ру» самыми востребованными строительными специальностями стали инженер-строитель, строитель-универсал и строитель-отделочник. Больше всего таких специалистов требуется в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Пензенской, Свердловской, Кемеровской областях и Башкортостане.

Частично эту проблему могут решить уже в следующем году. Предполагается, что правительство установит жесткие требования к отплате труда медицинских работников. Согласно методологии Минздрава, зарплата медиков должна на 55% состоять из оклада и на 45% из стимулирующих и компенсационных выплат.Аналогичные меры обещают принять и для педагогов – долю оклада могут поднять до 70%.

Отметим, что в соответствии с президентскими указами доходы врачей должны быть равны двум средним зарплатам по региону, а учителей – не менее одной средней. Но эти требования выполняются не во всех регионах. Как правило, местные администрации зачастую манипулируют с перераспределением соотношения окладов и премий.

В России зарплаты рабочих-строителей выросли с 2019 года на 20%

Государственная статистика не учитывает и зарплаты россиян, занятых в теневом секторе экономики. Сам Росстат оценивает долю россиян, работающих в неформальном секторе, в 13,8 млн человек, или 19,3% от общей численности рабочей силы (данные за первый квартал 2021 года). По расчетам Всемирного банка, от 10,9 млн до 15 млн россиян (15,1–21,2% рабочей силы) трудятся в теневом секторе (.pdf).

Средняя зарплата в регионах России распределяется неоднородно. Данные Росстата касаемо нее, зачастую, мало отвечают действительности. Так, рассчитанная им итоговая величина может в разы превышать реальный доход рядового служащего.

Это обуславливается усреднением заработка высоко- и низкооплачиваемых должностей.

Так, к внешним факторам, влияющим на объем среднего заработка лица, можно отнести:

  • регион, в котором трудится субъект. Например, в северных областях средний доход в несколько раз выше, чем в южных;
  • сферу бизнеса, где трудоустроено лицо;
  • статус населенного пункта, в котором трудится гражданин. Так, жители городов получают большие заработные платы, чем субъекты, проживающие в отдаленных провинциях и поселках.

К внутренним факторам, влияющим на величину среднего дохода россиянина, можно отнести:

  • специальность, которую выбрал субъект. Так, существует множество профессий, в которых, при наличии соответствующих усилий со стороны лица, возможно добиться достойного заработка. В свою очередь, также существуют профессии, подразумевающие разовые исполнения заданий и, при этом, отсутствие карьерного роста;
  • наличие опыта работы, а также должной квалификации. Подобные факторы могут обеспечить субъекту надбавку и премии;
  • особые заслуги в трудовой деятельности ‒ могут существенно повысить средний заработок гражданина.

Средняя заработная плата по регионам различается также по отраслям. Не каждая сфера производственной деятельности приносит высокий доход. В частности, Росстат предоставляет такие сведения по сферам деятельности в РФ:

  • средний доход субъектов, занятых в топливной энергетике, составляет около 80.000 руб.;
  • финансовая деятельность может приносить субъектам от 73.000 руб.;
  • промышленность, связанная с добычей нефти и газа, приносит работникам данного профиля от 70.000 руб. ежемесячно;
  • рыболовство несколько уступает предыдущим позициям по среднему заработку ‒ от 55.000 руб.;
  • сфера транспорта (вождение и экспедиторство) может приносить сотрудникам от 43.000 руб.;
  • занятие профессиональной деятельностью в сфере недвижимости обеспечит служащим рассматриваемого направления также от 43.000 руб.;
  • средний заработок высокопоставленных государственных служащих фиксируется на отметке 40.000 руб.

Затем идут менее прибыльные отрасли производства, например, строительство (со средним доходом в 32.000 руб.) и образование (с заработком около 29.000 руб.). Самые низкие показатели в сфере производства фиксируются за сельскохозяйственной деятельностью (зарплата составляет около 21.500 руб.).

Кроме того, области РФ могут дифференцироваться по населенности, распределению промышленных комплексов, климату и т.д. Все приведенные факторы оказывают прямое влияние на объем средней зарплаты жителей.

Так, в начале 2021 года средний заработок в РФ составлял 39.017 руб. Наибольший показатель зафиксирован в Чукотском крае (105.183 руб.). В свою очередь, наименьший показатель среднего дохода установлен в Карачаево-Черкесской области на отметке 24.724 руб.

Сводные данные за 2021 год Росстат сможет огласить только в начале 2021 года.

Сегодня для статистики используется показатель средней заработной платы. Но большинство рейтингов указывают не средний оклад, а медианный доход населения.

Не стоит путать эти два значения. Это разные понятия. Другими словами, медиан – это доход среднестатистического человека среднего в ряду. То есть половина людей из статистики получает меньше медианного дохода, а вторая часть зарабатывает больше. Это так называемая золотая середина.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *