Изменения в бюджетном кодексе по возврату штрафов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в бюджетном кодексе по возврату штрафов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Статья 242.23. Основы казначейского сопровождения

1. Казначейскому сопровождению подлежат средства, определенные в соответствии со статьей 242.25 настоящего Кодекса, предоставляемые с целью исполнения обязательств по заключенным с участниками казначейского сопровождения:

1) государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее в настоящей главе — государственные контракты);

2) договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий, договорам о предоставлении бюджетных инвестиций в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса, договорам о предоставлении взносов в уставные (складочные) капиталы (вкладов в имущество) юридических лиц (их дочерних обществ), источником финансового обеспечения исполнения которых являются субсидии и бюджетные инвестиции, указанные в настоящем подпункте (далее в настоящей главе — договоры (соглашения);

3) контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, источником финансового обеспечения исполнения обязательств по которым являются средства, предоставленные в рамках исполнения государственных контрактов, договоров (соглашений), указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта (далее в настоящей главе — контракты (договоры).

2. Государственные контракты, договоры (соглашения), контракты (договоры), указанные в пункте 1 настоящей статьи, должны содержать в том числе положения:

1) об открытии в Федеральном казначействе участниками казначейского сопровождения лицевых счетов для осуществления и отражения операций со средствами участников казначейского сопровождения в соответствии с порядком, утвержденным Федеральным казначейством;

2) о представлении в Федеральное казначейство документов, установленных порядком санкционирования, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи;

3) об указании в контрактах (договорах), распоряжениях, а также в документах, установленных порядком санкционирования, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, идентификатора государственного контракта, договора (соглашения) о предоставлении субсидий, договоров о предоставлении бюджетных инвестиций в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса. Порядок формирования указанного идентификатора устанавливается Министерством финансов Российской Федерации;

4) о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту, договору (соглашению), контракту (договору) в соответствии с порядком, определенным Правительством Российской Федерации;

5) о формировании в установленных Правительством Российской Федерации случаях информации о структуре цены государственного контракта, контракта (договора), суммы средств, предусмотренной договором (соглашением), в порядке и по форме, установленным Министерством финансов Российской Федерации (далее — расходная декларация);

6) о соблюдении запретов, установленных пунктом 3 настоящей статьи;

7) о соблюдении в установленных Правительством Российской Федерации случаях положений, предусмотренных статьей 242.24 настоящего Кодекса.


В БК РФ закреплены нормы о казначейском сопровождении, казначейском обеспечении обязательств и бюджетном мониторинге.

Казначейское сопровождение предусматривает проведение операций с денежными средствами юрлица, ИП, физлица — производителя товаров, работ, услуг после подтверждения на соответствие условиям и (или) целям их предоставления. Такие операции учитываются на лицевых счетах, открываемых указанным участникам соответственно в Федеральном казначействе, финансовом органе региона (муниципалитета), в случаях, установленных федеральными законами.

Бюджетный мониторинг направлен на недопущение финансовых нарушений участниками казначейского сопровождения. В рамках его проведения Федеральное казначейство обменивается информацией, в т. ч. ограниченного доступа, с налоговыми, таможенными, антимонопольными и иными уполномоченными органами.

Казначейское обеспечение обязательств является эволюцией механизма предоставления средств из бюджетов под «фактическую потребность». Это позволяет минимизировать образование дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета. Кроме того, казначейское обеспечение обязательств применяется при исполнении отдельных госконтрактов, подлежащих банковскому сопровождению.

Кроме того, прописан порядок возврата излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет.

Органы, организации и должностные лица обязали предоставлять по запросам органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля сведения, необходимые для проведения проверки, ревизии или обследования. Органы названного контроля получат доступ к информсистемам.

Закон вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок.

Комментируемая статья посвящена нормативам, по которым и иные суммы принудительного изъятия зачисляются в бюджеты бюджетной системы РФ.

Необходимо учитывать, что положение абзаца третьего подпункта 6.1 пункта 1 статьи 46 БК РФ, устанавливающего, что штрафы за нарушение законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, устанавливающего внесение платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов, вступает в силу с 15.11.2015 (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 68-ФЗ).

В пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъяснено, что при разрешении вопроса о том, в какой бюджет подлежат зачислению суммы денежных взысканий (штрафов), конфискаций и компенсаций за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, судам следует руководствоваться положениями пунктов 1, 4 и 5 части 1 и частью 6 статьи 46 БК РФ.

Судебная практика.

В Апелляционном определении Свердловского областного суда от 15.04.2014 по делу N 33-4927/2014 суд удовлетворил требования прокурора к обществу о возмещении ущерба за нарушение природоохранного законодательства, указав при этом, что по смыслу пункта 6 статьи 46 БК РФ данной специальной нормой права предусмотрено взыскание денежных сумм по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в муниципальный бюджет.

В Апелляционном определении Новосибирского областного суда от 16.01.2014 по делу N 33-229/2014 суд удовлетворил требования прокурора муниципального района о взыскании с гражданина в пользу муниципального образования суммы возмещения вреда, причиненного окружающей среде незаконной рубкой леса. Судом дано толкование о том, что норма, закрепленная в пункте 6 статьи 46 БК РФ, является специальной по отношению к норме подпункта 4 пункта 1 статьи 46 БК РФ, соответственно, при наличии конкуренции правовых норм имеет приоритет в применении.

Федеральным законом от 15.04.2019 № 62-ФЗ в статью 46 БК РФ были внесены изменения. Сама статья теперь называется «Доходы бюджетов от штрафов, неустоек, пеней и платежей, поступающих от реализации конфискованного имущества, компенсации ущерба, возмещения вреда окружающей среде».

Измененная редакция ст. 46 БК РФ предусматривает, в частности, нормативы, по которым зачисляются в соответствующий бюджет суммы штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (административные штрафы). Об их администрировании и поговорим в статье.

При таких изменениях возникает резонный вопрос: что делать с задолженностями, которые сложились в части административных штрафов на момент изменений, то есть на 1 января 2020 года?

Ответ на этот вопрос содержится в ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 02.12.2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». Доходы от денежных взысканий (штрафов), поступающие в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, в 2020 году подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действовавшим в 2019 году. При этом администрировать такие доходы должны органы власти, осуществлявшие учет указанной задолженности в период до 1 января 2020 года.

Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств

Для отражения доходов от денежных взысканий (штрафов), поступающих в 2020 году в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» предусмотрены специальные коды.

Дебиторская задолженность по доходам от административных штрафов на 1 января 2020 года должна отражаться у администраторов начислений на соответствующих счетах 205 00 «Расчеты по доходам» и 401 40 «Доходы будущих периодов».

В соответствии с положениями Инструкций по бюджетному учету*(2) в 1-17 разрядах номеров счетов 205 00, 401 40 указываются 4-20 разряды кода классификации доходов бюджетов: код вида, подвида доходов бюджета. Поэтому при перекодировании в бюджетном учете необходимо отразить перенос по кодам бюджетной классификации.

Это делается в межотчетный период с применением счета 401 30 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». При этом суммы входящих остатков (в стоимостных величинах объектов учета, учитываемых по состоянию на 01.01.2020 года) не изменяются (см. Письмо).

Анализ изменений ст. 46 БК РФ и Сопоставительных таблиц позволяет сделать вывод о том, что после «перекодировки» в бюджетном учете администратора доходов могут числиться доходы, которые он не администрирует. Минфин России в Письме разъясняет порядок заполнения отчетности в таком случае.
Вне зависимости от этого в формах отчетности 2020 года в графах, отражающих остаток на 1 января 2020 года, он должен учитываться по «новому» коду бюджетной классификации. В частности, это касается Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169).

Поступления в соответствующий бюджет задолженности по административным штрафам на 1 января 2020 года отражаются в бюджетной отчетности в части распределенных поступлений в соответствующий бюджет (за минусом распределений от поступлений в иные бюджеты бюджетной системы).

Поступления же в иной бюджет бюджетной системы части распределенных доходов от оплаты задолженности по штрафам на 1 января 2020 года отражаются финансовым органом такого бюджета, как администратором доходов бюджета. При этом отражаются корреспонденции по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 210 02 000 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 401 10 000 «Доходы текущего финансового года» (в части распределенных в такой бюджет поступлений с учетом изменений кодов бюджетной классификации).

В бюджетную отчетность об исполнении такого бюджета включаются показатели поступлений (начислений) распределенных доходов бюджета.

Мы рассмотрели письмо Минфина России от 28.04.2020 № 02-07-07/34963, в котором специалисты финансового ведомства разъясняют внесенные в ст. 46 БК РФ изменения в части административных штрафов, а также — особенности «перекодировки» остатков задолженности на 1 января 2020 года и отражение поступивших доходов в бюджетной отчетности. Соответственно, администраторам доходов, у которых есть задолженность на 1 января 2020 года по административным штрафам в соответствии с положениями Письма необходимо учесть следующие моменты:

  1. Остатки по задолженности на 1 января 2020 года должны быть перенесены на новые коды бюджетной классификации согласно Сопоставительной таблице*(1).
  2. В отчетности 2020 года в графах, отражающих остаток задолженности по доходам от административных штрафов, указываются новые коды бюджетной классификации.
  3. Поступления в соответствующий бюджет задолженности по административным штрафам на 1 января 2020 года отражаются в бюджетной отчетности в части распределенных поступлений в соответствующий бюджет (за минусом распределений от поступлений в иные бюджеты бюджетной системы).

Верховный суд Республики Хакасия в Решении от 07.03.2018 № 7р-52/2018 признал правомерными освобождение виновного лица от административной ответственности ввиду малозначительности деяния и ограничение устным замечанием, исходя из следующего:

  • степень нарушения охраняемых общественных отношений незначительна;

  • должностное лицо к административной ответственности привлекалось впервые;

  • не было существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, лишь формально содержались признаки состава административного правонарушения.

Верховный суд Республики Марий Эл в Решении от 12.01.2018 № 7р-9/2018 признал нарушение малозначительным и прекратил производство на основании следующего:

  • к административной ответственности лицо привлекается впервые;

  • отсутствуют обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

  • не причинен ущерб бюджету, общественным и государственным интересам;

  • не причинено существенного вреда интересам граждан, общества и государства.

О правовом основании внесения изменений в бюджетную смету казенного учреждения

Статья 2.7 «Крайняя необходимость» КоАП РФ предусматривает, что не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Некоторые должностные лица, которых привлекают по ст. 15.15.10 КоАП РФ, просят суд применить ст. 2.7 КоАП РФ. Но, как правило, названные лица не могут доказать наличие крайней необходимости в совершении правонарушения, вследствие чего суды норму не применяют ст. 2.7.

Например, Архангельский областной суд в Решении от 24.12.2015 № 7р-1105/2015 указал на отсутствие объективных данных, подтверждающих нахождение виновного должностного лица и учреждения в состоянии крайней необходимости и наличие опасности, непосредственно угрожающей его личности и правам, или правам других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства.

Саратовский областной суд в Постановлении от 15.02.2018 № 4А-77/2018, Владимирский областной суд в Решении от 17.03.2015 № 11-135/2015 указали, что виновное лицо, заключая договора с превышением соответствующих лимитов, не ходатайствовало о необходимости увеличения таких лимитов, в связи с чем оснований для прекращения дела в соответствии с положениями ст. 2.7 КоАП РФ не имеется.

* * *

Получателю бюджетных средств при заключении государственных и муниципальных контрактов, иных договоров нужно обращать повышенное внимание на то, чтобы принятые им бюджетные обязательства не превышали размеры утвержденных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств.

В случае привлечения должностного лица к ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ оно может привести доводы для признания нарушения малозначительным.


[1] Определением ВС РФ от 30.03.2016 № 301-КГ16-1733 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом установлена административная ответственность. Юридические лица подлежат названной ответственности за совершение указанных нарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Юридическое лицо признается виновным в совершении такого правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых обозначенным кодексом или законами субъекта РФ введена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им бюджетные нарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

При этом под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т. п. (п. 4 Постановления № 19[1]).

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного бюджетные нарушения, за исключением случаев, прямо названных в ст. 4.5 КоАП РФ. Согласно ч. 1 названной статьи за нарушение бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее двух лет со дня совершения административного правонарушения. Отметим, что истечение срока давности привлечения к этой ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Таким образом, в настоящее время постановление об административном правонарушении за бюджетные правонарушения не может быть вынесено позднее двух лет со дня его совершения.

Законопроектом предусмотрено увеличение данного срока с двух до пяти лет.

На основании ст. 38 БК РФ целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. При этом законом (решением) о бюджете устанавливается распределение бюджетных ассигнований по каждому главному распорядителю бюджетных средств в разрезе кодов разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, отражающих направления (цели) финансирования расходов бюджета.

Под нецелевым использованием бюджетных средств понимаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (ч. 1 ст. 306.4 БК РФ).

Согласно ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. (или их дисквалификацию на срок от одного года до трех лет), а на само учреждение – от 5 до 25 % суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.

Законопроектом предусматривается увеличение размера административного штрафа за нецелевое использование средств. При этом минимальный размер штрафа составит 50 000 руб., а максимальный – 100 000 руб.

Отметим, что законопроектом предусмотрено увеличение размера административного штрафа за нарушение кредитором условий предоставления бюджетного кредита. После вступления законопроекта в силу административный штраф будет налагаться в размере от 20 000 до 50 000 руб. (в настоящее время от 10 000 до 30 000 руб.).

Нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов

Напомним, что исходя из ст. 6 БК РФ под межбюджетными трансфертами понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. Например, межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме:

  • дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
  • субсидий бюджетам субъектов РФ;
  • субвенций бюджетам субъектов РФ;
  • иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ;
  • межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Согласно ст. 306.8 БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Административная ответственность за нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов установлена в ст. 15.15.3 КоАП РФ. Законопроектом положения данной статьи будут дополнены новой ч. 2.1, предусматривающей административную ответственность нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии и (или) иные межбюджетные трансферты в целях достижения результатов федеральных проектов в части мероприятий, реализуемых в субъекте РФ в рамках региональных проектов, порядка и (или) условий предоставления указанных субсидий и (или) иных межбюджетных трансфертов либо неисполнение ими решения о предоставлении субсидий и (или) иных межбюджетных трансфертов. Совершение такого деяния повлечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. (или их дисквалификацию на срок от одного года до двух лет).

Кроме того, вводится административная ответственность за бюджетные нарушения финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены субсидии и (или) иные межбюджетные трансферты в целях достижения результатов федеральных проектов в части мероприятий, реализуемых в субъекте РФ в рамках региональных проектов, порядка и (или) условий предоставления (расходования) указанных субсидий (или) иных межбюджетных трансфертов (ч. 4 ст. 15.15.3 КоАП РФ). Данное деяние также повлечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. или их дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Законопроектом предусмотрено введение административной ответственности за недостижение целей, показателей и результатов федерального проекта; с этой целью положения гл. 15 КоАП РФ дополняются новой ст. 15.15.3.1. Согласно ч. 1 данной статьи недостижение целей, показателей и результатов федерального проекта в части мероприятий, реализуемых в субъекте РФ в рамках регионального проекта, повлечет наложение административного штрафа на должностное лицо, являющееся руководителем регионального проекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта, в размере от 20 000 до 50 000 руб. или его дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

При этом, если данные санкции будут применены в течение календарного года пять и более раз, к ответственности будет привлечено уже высшее должностное лицо такого субъекта РФ, при условии, что нарушение допущено в период исполнения его полномочий (ч. 2 ст. 15.15.3.1 КоАП РФ). Административный штраф в данном случае составит от 50 000 до 100 000 руб.

Нарушения бюджетного законодательства и ответственность за них

Также вводится административная ответственность за бюджетные нарушения требований, установленных бюджетным законодательством РФ. В силу положений вводимой ст. 15.43 КоАП РФ несоблюдение органами государственной власти субъектов РФ (органами местного самоуправления) условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (из бюджета субъекта РФ), определенных п. 2 – 4 ст. 130 БК РФ (п. 2 – 4 ст. 136 БК РФ), нарушение органами государственной власти субъектов РФ (органами местного самоуправления) предельных значений размера дефицита бюджета субъекта РФ (местного бюджета), объема заимствований субъектов РФ (муниципальных заимствований) и объема государственного долга субъекта РФ (муниципального долга), установленных п. 2 и 3 ст. 92.1, ст. 106 и 107 БК РФ, невыполнение органами государственной власти субъектов РФ (органами местного самоуправления) условий соглашения о мерах по восстановлению платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования) и (или) плана восстановления платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования), а также невыполнение органами государственной власти субъектов РФ (органами местного самоуправления), в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета (доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы РФ и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации, замененной дополнительными нормативами отчислений)) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 % объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ (50 % объема доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставленных на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, а также в муниципальных образованиях, которые не имеют годовой отчетности об исполнении местного бюджета за один год и более трех последних отчетных финансовых лет), обязательств, установленных соглашениями, предусматривающими меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов РФ в соответствии с п. 10 ст. 131 БК РФ (по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципальных образований в силу п. 8 ст. 137 и п. 8 ст. 138 БК РФ), повлечет наложение на высшее должностное лицо субъекта РФ (главу муниципального образования) административного штрафа в размере от 50 000 до 100 000 руб. (от 20 000 до 50 000 руб.).

В соответствии с Гражданским кодексом РФ неустойка – это денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, за его просрочку (ст. 330). Причем соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства, в противном случае оно признается недействительным (ст. 331).

Неустойка бывает двух видов – это штраф или пеня. Штраф является фиксированным платежом и может либо оговариваться в твердой сумме, либо рассчитываться в процентах к той или иной сумме. Пеня – величина изменяемая, ее размер зависит от продолжительности периода нарушения. Определяется сумма пени в процентах от величины обязательства, исполнение которого она обеспечивает.

Правила расчета пеней также определены ГК РФ. Первый день просрочки – дата, следующая за днем исполнения обязательства в соответствии с договором. Последний день – дата, предшествующая дню фактического исполнения обязательства.

Пример.

По условиям договора срок исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком) определен так: «не позднее 20 июня 2016 г.». Фактически товар поставлен 20 июля 2016 г. Период просрочки длился с 21 июня по 19 июля и составил 29 дней.

Кроме ГК РФ понятия неустойки, порядки ее расчета и взыскания при закупке услуг для государственных (муниципальных) нужд определены ст. 34 «Контракт» Федерального закона № 44-ФЗ (далее Закон). Согласно п. 4 закрепление ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, являются обязательным условием контракта. П. 6 содержит требования об уплате неустоек при просрочке исполнения обязательств и в иных случаи неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств.

Однако Закон предусматривает и ряд исключений, когда вышеуказанные требования могут не применяться (п. 15 ст. 34). В число исключений входят закупки у единственного источника, например, на сумму, не превышающую 100 000 руб., или товаров, работ или услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно Закону, в определенных случаях в порядке, предусмотренном Правительством РФ, возможно предоставление отсрочки уплаты начисленных сумм неустоек или их списание. Одним из критериев, необходимых для списания, является размер общей суммы неуплаченных неустоек. Он не должен превысить 5% цены контракта.

Начисление предъявленных сумм неустойки (штрафов, пеней) оформляется проводкой

Д-т (КДБ) Х. 209.40. (560) либо (КДБ) Х. 205.41. (560)

К-т (КДБ) Х. 401.10. (140)

Где Х – источник финансового обеспечения в зависимости от типа учреждения (1 – казенное, 2 – бюджетное, автономное).

В программе применяется документ «Операция бухгалтерская (вручную)».

Корреспонденции по поступлению взысканной неустойки в соответствии с Инструкциями №162н, №174н и №183н в учете должны отражаться в зависимости от вида учреждения.

В рассматриваемом случае возникшее встречное требование (неустойка) предъявленное поставщику (подрядчику) зачитывается в счет оплаты обязательств учреждения по контракту.

Казенному учреждению при выборе данного способа расчета необходимо учитывать несколько факторов:

  • в контракт целесообразно включить условие о том, что исполнение обязательств по перечислению неустойки в доход бюджета возложено на государственного заказчика;
  • неустойку самостоятельно перечислить в доход бюджета (в платежном документе следует указать наименование контрагента, за которого перечисляется неустойка);
  • внести изменения в показатели бюджетного обязательства, учтенного органом ФК.

Следует отметить, что БК РФ не предусматривает исполнение бюджета по доходам путем зачета расходных обязательств (ст. 218 БК РФ).

О возврате суммы излишне уплаченного административного штрафа

Уменьшение сумм начисленных доходов при списании неустойки по основаниям, предусмотренным Правительством РФ в соответствии с Инструкциями, отражается:

Д-т (КДБ) Х. 401.10 (174)

К-т (КДБ) Х. 209.40. (560) либо (КДБ) Х*. 205.41. (560)

Где Х – источник финансового обеспечения в зависимости от типа учреждения (1 – казенное, 2 – бюджетное, автономное).

Счет 401.10.174 «Выпадающие доходы» внесен в Инструкции по бухгалтерскому учету Приказом Минфина РФ от 16.11.2016 №209н (вступил в силу 05.12.2016).

Отражаемый показатель Отчетные формы
бюджетные и автономные учреждения казенные учреждения
Суммы задолженности на начало и конец периода и показатели ее изменения – увеличения/уменьшения (по счетам расчетов – 209.40 либо 205.41) «Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности» Графы 2-14 (за исключением граф 6 и 8)
«Баланс…»
Строки 580 либо 590, графы 5, 9 Строки 580 либо 590, графы 3, 6
«Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения»
Строки 481, 482 графа 6 Строки 481, 482 графа 4
Суммы начисленных доходов (по счету 401.10) «Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения»
Графа 6 строка 050 Графа 4 строка 050
«Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года» «Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года»
Графы: 5, 18, 13 Графы: 3, 4, 7
Суммы поступивших доходов в кассу, на лицевые или расчетный счет учреждения (по соответствующим счетам учета) «Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности» «Отчет об исполнении бюджета … »
Строка 010, графы 5, 6, 7 Строка 010, графы 5 (6)
«Отчет о движении денежных средств»
Строка 060 графа 4

Нарушения бюджетного законодательства и ответственность за них

1. Что является нарушением бюджетного законодательства

Таким нарушением признают действие (бездействие) учреждения, противоречащее положениям Бюджетного кодекса РФ, федерального закона (закона субъекта РФ, муниципального правового акта) о бюджете, иных федеральных законов (аналогичных законов на региональном уровне и муниципальных актов на местном уровне), регулирующих бюджетные правоотношения (ст. 2 БК РФ).

Согласно ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком:

1) нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

2) нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию;

3) нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета;

4) нарушение установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд требований к планированию, обоснованию закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также требований к изменению, расторжению государственного (муниципального) контракта;

5) нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов;

6) нарушение условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию;

7) несоблюдение целей, порядка и условий предоставления кредитов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями.

Исходя из практики контролирующих органов, такими нарушениями являются:

1) нецелевое использование бюджетных средств;

2) неправомерное использование бюджетных средств;

3) неэффективное использование бюджетных средств;

4) принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) ЛБО (ст. 15.15.10 КоАП РФ);

5) нарушение условий предоставления субсидий (ст. 15.15.5 КоАП РФ);

6) невыполнение государственного (муниципального) задания (ст. 15.15.5-1 КоАП РФ);

7) нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, составлению и представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. 15.15.6 КоАП РФ);

8) нарушение порядка формирования и представления (утверждения) сведений (документов), используемых при составлении и рассмотрении проектов бюджетов, а также при их исполнении (ст. 15.15.7 КоАП РФ).

1.1. Какие действия учреждения признаются неправомерным использованием бюджетных средств

К неправомерному расходованию бюджетных средств следует относить действия (бездействие), противоречащие требованиям бюджетного законодательства и иных НПА, регулирующих бюджетные правоотношения (Письмо Минфина России от 25.04.2017 N 02-09-08/24851).

Федеральное казначейство определяет неправомерное использование бюджетных средств как оплату денежных обязательств с нарушением (Классификатор нарушений (рисков), утвержденный Казначейством России 19.12.2017):

· бюджетного законодательства РФ и иных НПА, регулирующих бюджетные правоотношения (за исключением нецелевого использования бюджетных средств);

· законодательства РФ, регулирующего правоотношения, возникающие при исполнении бюджета по расходам;

· документов, являющихся правовым основанием принятия бюджетных обязательств (контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, и государственных (муниципальных) контрактов).

Неправомерным использованием бюджетных средств, исходя из практики контролирующих органов, признается:

· расходование средств субсидии на госзадание на цели, не связанные с выполнением государственного задания (Представление Счетной палаты РФ от 30.09.2016 N ПР 09-230/09-02);

· оплата невыполненных работ (неоказанных услуг) (Представление Счетной палаты РФ от 17.12.2015 N ПР 09-264/09-04);

· не перечисление в доход бюджета бюджетных средств, а использование на текущие расходы (Представление Счетной палаты РФ от 29.12.2014 N ПР 14-370/14-03);

Налогоплательщик — контролирующее лицо подтверждает размер прибыли (убытка) контролируемой им иностранной компании (КИК) путем представления в налоговый орган годовой финансовой отчетности КИК, аудиторского заключения (обязательный или добровольный аудит финотчетности). Причем данные документы организациями представляются вместе с декларацией по налогу на прибыль, а физлицами — вместе с уведомлением о КИК.

С 09 декабря 2020 года за непредставление налоговому органу вышеуказанных документов либо представление заведомо недостоверных сведений грозит налогоплательщику — контролирующему лицу штрафом в размере 500 000 руб. (п.1.1 ст.126 НК РФ). Сейчас наказание — 100 000 руб., т.е. штрафные санкции увеличили в 5 раз.

Кроме того, с 09.12.2020 года за непредставление документов, необходимых для подтверждения соблюдения условий для освобождения прибыли КИК от налогообложения или документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК в течение 1 месяца с даты получения требования от налогового органа — штраф с контролирующего лица составит 1 000 000 руб. (новый п.1.1-1 ст. 126 НК РФ).

Изменения в ст.126 НК РФ внесены Федеральным законом от 09.11.2020 года № 368-ФЗ (далее — Закон № 368-ФЗ).

С 23 декабря 2020 года начнет действовать обновленный п.1 ст. 70 НК РФ, который посвящен тонкостям направления требований об уплате задолженности по налогам, сборам и взносам.

Требования физлицам. Как и ранее, в общих случаях требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки. Новшество в том, что независимо от ИП-статуса физического лица требование направляется, если сумма недоимки достигла 3 000 руб. Ранее для «обычных» физлиц была установлена пониженная планка — если недоимка, пени и штрафы по ней превышали 500 руб.

Срок направления требования об уплате задолженности по пеням. Появился новый абзац в ст. 70 НК РФ, который гласит, что требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, направляется налогоплательщику не позднее 1 года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 руб.

Как известно, начисление пеней осуществляется по день фактического погашения суммы недоимки. При этом не редкость, когда сумма пени в требовании гораздо меньше той, которая будет на дату фактического погашения долга по налогу, а налогоплательщик перечисляет в бюджет только суммы, указанные в требовании. В такой ситуации инспекция может направить требование на «зависшую» сумму пени (с даты требования по день фактической уплаты налога). Отдельного срока для направления требования об уплате задолженности по пеням, когда задолженность по налогу уже уплачена, НК РФ не содержал и зачастую приходилось руководствоваться общими положениями п. 5 ст. 75 НК РФ, разъяснениями Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (п.51), письмом ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692, с учетом которых требование должно направляется не позднее 3 месяцев с момента уплаты всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями — с момента уплаты последней ее части), если ее размер менее 500 руб., а с учетом более новой редакции п.1 ст. 70 НК РФ — менее 3 000 руб.

Так что, очень хорошо, что с 23.12.2020 года нет необходимости определять срок направления требования по задолженности по пеням, притягивая старые, но действующие разъяснения ВАС РФ, анализируя многочисленные редакции п. 1 ст. 70 НК РФ.

Таким образом, с учетом нового абзаца в п.1 ст. 70 НК РФ, требование на уплату долга по пени с 23.12.2020 года должно быть направлено налоговым органом в течение 1 года с даты уплаты недоимки (например, при сумме долга менее 3000 руб.) либо в течение года с даты, когда размер пени превысил 3000 руб.

Ужесточение ответственности за бюджетные нарушения

С 23 декабря 2020 года расширен перечень документов, которые могут быть представлены (получены) налогоплательщиком (его законным или уполномоченным представителем) через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Так, через МФЦ можно будет подать в инспекцию сообщение о наличии объекта налогообложения и прилагаемые к нему копии документов, заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения по транспортному налогу, получить налоговое уведомление (п.2.1 ст. 23, п.4 ст. 52 , ст. 362 НК РФ).

Напоминаем, что организации обязаны уведомить налоговый орган о наличии у них транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, если не получили сообщения об исчисленной инспекцией сумме налогов по таким объектам. Если этого не сделать — штраф 20% от неуплаченной суммы налога (п. 2.2 ст. 23, п. 3 ст. 129.1 НК РФ).

Изменения внесены Законом № 374-ФЗ.

С 1 января 2021 года отменены ограничения по уточнению платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС). Для них предусмотрены общие «налоговые» правила, т.е. платежи по страховым взносам можно уточнять даже если по сообщению территориального органа ПФР сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС (п. 9 ст. 45 НК РФ).

Кроме того, уточнено, что излишне уплаченная или излишне взысканная сумма страховых взносов на ОПС не подлежит возврату, только если по информации территориального органа ПФР указанная сумма в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС учтена в индивидуальной части тарифа страховых взносов на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому на момент представления заявления о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов назначена страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ (п. 6.1 ст. 78, п. 1.1 ст. 79 НК РФ).

Следует отметить, что данная поправка связана с Постановлением Конституционного Суда от 31.10. 2019 № 32-П, которым признано «неконституционными» существующие ограничения прав страхователя на возврат излишне уплаченных им взносов.

С 1 июля 2021 года инспекция вправе признать поданную декларацию (расчет) «непредставленной» по основаниям, определенным в закрытом перечне (ст.80 НК РФ). Так, если в ходе «камералки» инспектор выявит наличие хотя бы одного из нижеперечисленных обстоятельств, отчетность будет считаться «непредставленной» (п.4.1 ст. 80 НК РФ):

  • подписание декларации (расчета) неуполномоченным лицом;
  • дисквалификация генерального директора, подпись которого стоит в отчетности;
  • отчетность подписана электронной подписью (УКЭП) физического лица, умершего еще до даты подписания документа. Напомним, что дата смерти есть в Реестре ЗАГС;
  • в отношении генерального директора, который подписал отчетность, в ЕГРЮЛ есть запись о недостоверности информации;
  • до даты подачи отчетности компания исключена из ЕГРЮЛ;
  • данные декларации по НДС не соответствуют установленным контрольным соотношениям;
  • общая сумма страховых взносов в расчете по не соответствует данным по каждому застрахованному.

Кстати, сейчас инспекторы тоже могут признать отчетность «непредставленной» — основания поименованы в пункте 19 Административного регламента (утв. Приказом ФНС от 08.07.2019 года № ММВ-7-19/343). Например, это подача декларации не в ту инспекцию, не по той форме (формату), случаи, когда не подтверждены полномочия подающего отчетность, декларация подписана дисквалифицированным руководителем.

То есть, с июля 2021 года закрепляются на законодательном уровне положения, фактически действующие сейчас, а в отношении декларации по НДС вводится еще одно основание, когда она может считаться «непредставленной» — данные отчетности не соответствует контрольным соотношениям, определенным ФНС.

О факте непредставления отчетности инспекция уведомит в течение 5 рабочих дней со дня выявления «нехорошего» обстоятельства (п.4.2 ст.80 НК РФ в ред. с 01.07.2021 г.).

Если установлены несоответствия показателей представленной декларации по НДС по контрольным соотношениям (нарушен порядок заполнения) — инспекция «обрадует» уведомлением по ТКС не позднее дня, следующего за днем получения декларации (п. 5.3 ст. 174 НК РФ).

Чтобы исправить ситуацию и декларация была признана вовремя сданной надо успеть представить исправленную отчетность в течение 5 рабочих дней после получения уведомления, (новые п.5.3 и 5.4 ст. 174 НК РФ).

Кстати, с 01.07.2021 года полномочия лица, подписавшего декларацию, можно подтвердить электронным документом (доверенностью), подписанным УКЭП доверителя (п. 5 ст. 80 НК).

ФНС должна успеть к июлю 2021 года подготовить электронный формат доверенности на подписание от его имени отчетности и порядок ее направления по телекоммуникационным каналам связи.

Указанные новшества касаются налоговых деклараций (расчетов), поданных в налоговый орган после 01.07.2021 года.

Основание — Закон № 374-ФЗ.

С 01.07.2021 года начнут действовать положения о национальной системе прослеживаемости, закрепленные в налоговом законодательстве.

Компании, чья деятельность связана с товарами, подлежащими прослеживаемости, должны сдавать в налоговый орган отчеты о таких операциях, а также документы, содержащие реквизиты прослеживаемости (п. 2.3 ст.23 НК РФ).

С 01.07.2021 года налоговые органы вправе требовать представление документов, относящихся к «прослеживаемости», если найдены противоречия между данными (новый п.8.9 ст. 88 НК РФ):

  • в представленной декларации и данными отчета и (или) документов, содержащих реквизиты «прослеживаемости»;
  • декларации по НДС и отчетом другого налогоплательщика, связанного с операциями с «прослеживаемыми» товарами;
  • отчета самого налогоплательщика и сведениями отчета другой компании.

Если выявлены вышеуказанные противоречия — не исключен визит инспекторов для осмотра территорий и помещений организации (ст. 88, 91,92 НК РФ).

Изменения внесены Федеральным законом от 09.11.2020 года № 371-ФЗ

С 1 июля 2021 года у налоговой службы появится новое основание для проведения повторной выездной налоговой проверки (ВНП). Она может быть проведена не только в случае, если за проверенный период представлена «уточненка» в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (пп.2 п.10 ст.89 НК РФ), но и в случаях, когда в уточненной декларации увеличена заявленная к возмещению сумма НДС (акциза) либо увеличена сумма полученного убытка.

Дополнения в пп.2 п.10 ст. 89 НК РФ внесены Федеральным законом от 29.12.2020 года № 470-ФЗ.

Порядок их распределения между центром и регионами изменится с 2020 года

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Расчеты с персоналом
  • Денежные средства
  • Запасы, товары, продукция
  • Затраты на производство
  • Финансовые вложения
  • Капитал и резервы
  • Финансовые результаты
  • Бухгалтерская отчетность
  • Статьи по Бухучету
  • Специальное законодательство
  • Нормативно-правовые акты
  • Основное законодательство
  • Новости Росалкогольрегулирования
  • Семинары
  • Калькуляторы и инструменты
  • Налоговые декларации
  • Первичные документы
  • Учетная политика
  • План счетов
  • ПБУ
  • Справочники
  • Инвентаризация
  • Ответственность
  • Производственный календарь
  • Персонифицированный учет
  • История бухучета
  • Электронная отчетность
  • Электронные торговые площадки
  • Государственные порталы и системы
  • Электронный документооборот
  • Полезная информация

Дополнительные сервисы и услуги

  • USB-ключ eToken 72Kb
  • Срочный выпуск сертификата в течение 1 часа

Памятка «Ответственность за нарушения бюджетного законодательства»

Август

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Последние обсуждения на форуме:

    • Требования к разворотной площадке школьного автобуса в сельской
    • Кто знает, в данной ситуации кто должен уступить дорогу.
    • Всем привет. Хотелось бы получить квалифицированный и однозначный
    • В связи с изменениями в регламенте правил проведения правил
    • Прошу разъяснения. Являюсь инвалидом 2й группы.Имеется в

    Чек из банкомата быстро выцветает, особенно, если его держать не в темном месте. Да и потерять его очень просто.

    Я свой второй штраф оплатил через сбербанк-онлайн, там платежный документ сохраняется в системе и его можно распечатать бесконечное число раз. Это ради того, чтобы было, что предъявить инспектору или приставу, если будут вменять неуплату. Прийти в банк и в терминале из своего личного кабинете распечатать еще один платежный документ — сейчас это не проблема.

    Мой первый штраф семилетней давности в системе ГИБДД все еще числится неоплаченным. Хотя был сразу же оплачен, потом еще и приставы приходили, им были представлены документы об оплате. А когда попался второй раз, по новой базе инспекторы штрафов не нашли, решили еще и по старой базе пробить. Так я и узнал, что штраф считается неуплаченным. За семь лет квитанция точно уж вся выцвела, на второй раз решил подстраховаться.

    Столичные водители могут вернуть сувои переплаченные штрафы через портал АВТОКОД. В разделе обращений нужно будет выбрать соответствующий пункт и заполнить заявление. Форма заявления такая же, как и при письменном обращении. Там же можно запросить копию постановления, если оно утеряно. Заявление рассматривается в течение 30 дней, срок возврата не урегулирован. Зато можно отследить статус своего заявления через электронную подписку или в личном кабинете на портале. К сожалению, этот сервис работает пока в тестовом режиме, бывают сбои в работе.

    Что хочется сказать в конце: не стесняйтесь возвращать свои излишне уплаченные деньги, это не признак жадности, а признак вашей грамотности.

    Автор: Дмитриев Виталий, дата публикации: 17.02.2016
    Перепечатка запрещена. Авторские права охраняются законом.

    Неэффективное использование бюджетных средств: обзор арбитражной практики

    Если при обжаловании постановления о назначении штрафа вы одновременно просили отменить это постановление и вернуть вам штра и суд принял решение о его возврате, то вы может

    • самостоятельно обратиться за возвратом в орган казначейства, где открыт лицевой счет выявившего у вас нарушение контрольного (надзорного) органа, которому вы уплатили штраф. При этом нужно подать документ
    • заявление с указанием реквизитов банковского счета, на который должна быть возвращена сумма штрафа;
    • исполнительный лист;
    • копию судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист;
    • копию вашей платежки на перечисление штрафа;
    • попросить суд направить исполнительный лист в орган казначейства, заявив соответствующее ходатайство. К ходатайству приложите заявление на возврат суммы штрафа с указанием платежных реквизитов, чтобы суд и его направил в орган казначейств

    Как правило, деньги возвращают в срок от 1 до 3 месяцев после того, как документы поступили в орган казначейств

    Тогда вам нужно обратиться к главному администратору таких поступлений в бюджет, как ваш штраф, либо в его территориальный орган, то есть в тот контрольный (надзорный) орган, который выявил у вас нарушение и которому вы перечислили штра

    Главный администратор виден и по первым трем цифрам КБК, на который вы перечисляли штраф, например: по штрафам за нарушения прав потребителей — Роспотребнадзор (141), за нарушения трудового законодательства — Роструд (150), за большинство «алкогольных» нарушений — Росалкогольрегулирование (160), за кассовые нарушения — ФНС (182), за миграционные нарушения — ФМС (192) и

    Порой организациям удается добиться возврата штрафа путем подачи в суд самостоятельного иска о возмещении суммы штрафа как убытка, причиненного незаконными действиями должностных лиц госорган Чаще всего с таким требованием выходят в суд при наличии еще и других убытков, помимо штрафа.

    Если вы выберете такой способ и суд вынесет решение в вашу пользу, то документы на возврат (заявление, исполнительный лист, копия судебного решения и платежки) нужно будет направить уже не казначейству и не администратору, а в Минфи В этом случае деньги должны вернуть в течение 3 месяцев со дня получения вашего исполнительного лист

    Для обращения за возвратом излишне уплаченного административного штрафа специального срока исковой давности не установлено. Поэтому на это у вас есть 3 года со дня его уплат

    Рассмотрим несколько типичных ситуаций, в которых водитель имеет право вернуть деньги за штраф:

    • Излишне уплаченные деньги. Например, водитель забыл про возможность оплатить штраф со скидкой 50 процентов и внес полную сумму.
    • Уплата одного штрафа два раза. Подобная ситуация может возникнуть из-за невнимательности водителя, который повторно платит за один и тот же штраф. Однако на практике распространена другая ситуация. Водитель сознательно оплачивает штраф, однако через несколько месяцев судебные приставы принудительно снимают деньги за тот же самый штраф с одного из счетов водителя. Такое обычно происходит из-за ошибок, допущенных в базах данных.
    • Оплаченный штраф по отмененному постановлению. Например, водитель сначала сознательно оплатил штраф, а затем обратился в суд и смог добиться отмены постановления о наложении штрафа.
    • Ошибка, допущенная в реквизитах при уплате. Ошибка может быть допущена как самим водителем, так и банковским работником, оформляющим платежный документ.
    • Оплата штрафа за другого водителя. Водитель должен оплачивать штрафы самостоятельно, в противном случае они не будут зачтены в ГИБДД.

    Обратите внимание на 2 последних пункта. Если штраф оплачен неправильно, его следует оплатить повторно (по правильным реквизитам), а уж затем вернуть излишне уплаченные деньги.

    Итак, в первую очередь нужно определить, в какую организацию следует обращаться за возвратом штрафа. Администратором доходов в любом случае является одно из подразделений МВД. Остается только понять, какое именно.

    Для начала позвоните в подразделение, сотрудники которого наложили административный штраф. Телефон должен быть указан на постановлении либо его можно найти на официальном сайте ГИБДД.

    Позвоните по указанному телефону и уточните, какое подразделение занимается возвратами ошибочно уплаченных штрафов в Вашем регионе. Кроме названия подразделения узнайте также ФИО и должность его начальника, т.к. именно на его имя нужно писать заявление.

    Документы, необходимые для возврата денег за штраф:

    • Заявление.
    • Паспорт.
    • Платежный документ, подтверждающий уплату штрафа.
    • Документ, подтверждающий ошибочность уплаты штрафа (например, вторая платежная квитанция, в случае повторной оплаты одного штрафа).

    О новом порядке оплаты штрафов по постановлениям, вынесенным мировыми судьями

    Заявление на возврат излишне уплаченного штрафа составляется в простой письменной форме. Однако в данном документе обязательно нужно указать следующие данные:

    • Должностное лицо, которому направляется заявление, а также Ваши ФИО и адрес.
    • Суть заявления — возврат излишне уплаченного штрафа.
    • Данные постановления, на основании которого наложен штраф.
    • Реквизиты документа, подтверждающего уплату штрафа.
    • Причину, по которой деньги должны быть возвращены.
    • Реквизиты банковского счета, на который будут возвращены деньги.
    • Дату и подпись.

    При желании Вы можете воспользоваться приведенными ниже бланком и образцом заполнения заявления:

    После заполнения заявления остается только отнести документы в соответствующее подразделение ГИБДД. Заявление будет рассмотрено в течение 30 дней, после чего штраф будет перечислен по указанным в заявлении реквизитам.

    На практике денежные взыскания могут быть выставлены ошибочно, или гражданин внесет излишнюю сумму при оплате штрафа ГИБДД. Нередко неточность выявляется лишь после того, как средства были перечислены. Оказавшись в подобной ситуации, большинство граждан уверено, что безвозвратно утратили излишне уплаченную сумму. Однако закон позволяет вернуть деньги за оплату штрафа ГИБДД. Для этого необходимо действовать в соответствии с установленной схемой. Процедура возврата денег за штраф ГИБДД заканчивается успехом не всегда. Поэтому важно соблюдать установленные нормы.

    Изначально нужно определиться с инстанцией, в которую потребуется обратиться. Возвратом штрафов занимается МВД. Нужно лишь выяснить, в какое подразделение необходимо обратиться. Важно обращать внимание на учреждение, выписавшее денежное взыскание. Оно и будет заниматься возвратом. Гражданин может столкнуться с необходимостью взаимодействовать с:

    • Мади или АМПП – занимаются изменением штрафов за парковку;
    • иные городские учреждения, обладающие правом выписывать штраф автовладельцам;
    • ГИБДД – в ведении учреждения находится возможность наложения взысканий практически за все допущенные автовладельцем нарушения.

    Предварительно рекомендуется связаться с сотрудниками организации, наложившей административный штраф. Телефон обычно указывается на бланке постановления. Когда удалось дозвониться, можно поинтересоваться, в какое учреждение необходимо обращаться для возврата денежных средств. Во время консультации по телефону рекомендуется выяснить должность начальника организации, на имя которого необходимо подавать заявление о возврате излишне уплаченной суммы.

    Нормативно-правовой акт, регулирующий процедуру возврата штрафа ГИБДД, сегодня отсутствует. Положение, касающееся получения излишне уплаченных денежных средств, отражено в статье 161 Бюджетного кодекса РФ. Там говорится, что решение о возврате суммы принимает администратор доходов. Дополнительные нюансы в законодательстве не закреплены.


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *