Указ об изменениях пенсий в Беларуси в 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Указ об изменениях пенсий в Беларуси в 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно пересчитанным пенсионным показателям, пожилые белорусы, возраст которых превышает 75 лет, будут получать увеличенные доплаты.

До августа 2021 года 75-79-летние граждане нашей страны получали от органов соцзащиты дополнительные 51 рубль 24 копейки.

Доплата для людей старше 79 лет составляла 68 рублей 32 копейки.

Теперь показатель увеличится на 3,7 % в обоих случаях. Это означает, что пенсионеры, возраст которых составляет от 75 до 79 лет, будут получать доплату в 53 рубля 15 копеек.

А вот белорусам, перешагнувшим порог 80-летия, положены дополнительные 70 рублей 87 копеек.

Стоит отметить, что в нынешнем году произошло уже третье увеличение выплат для белорусских пенсионеров.

Первое повышение было осуществлено зимой, а второе — весной.

Показатель повысился на 10 % как для 75-79-летних белорусов, так и для 80-летних (и старше) пенсионеров.

Для первой категории «возрастная» доплата в начале года составляла 48 рублей 40 копеек. Для представителей второй категории общая сумма (включающая и надбавку за уход) составляла 96 рублей 80 копеек.

  • минимальной и социальной песни;
  • надбавок, доплат и повышений к пенсии;
  • пособий женщинам, которые своевременно встали на учет в медучреждение (до 12 недель беременности);
  • единовременных пособий, связанных с рождением ребенка;
  • пособий для тех, кто воспитывает ребенка-инвалида;
  • пособий на детей в возрасте 3-18 лет во время воспитания малыша до 3 лет;
  • пособий для осуществляющих уход за инвалидом 1-й группы или гражданами, достигшими 80 лет.

Однако данное повышение не относится к трудовым пенсиям, так как их на их величину влияет изменение размера средней зарплаты сотрудников по республике.

С 1 февраля обновят данные по белорусам, не занятым в экономике. Те граждане, которые попадут в базу и располагают собственным жильем, будут оплачивать коммуналку ЖКХ исходя из полных тарифов.

Базу с нетрудоустроенными ежеквартально обновляют. Если гражданину необходимо представить в соответствующие органы документы о работе/учебе за рубежом, успеть это нужно в определенное число, то есть до 21.04, 21.07, 21.10, 21.01. К слову, в конце 2020-го А. Г. Лукашенко в рамках совещания по экономике дал распоряжение подключить милицию для поиска рабочих мест, если это понадобится.

В начала нынешнего года повышены тарифы на ТО и капремонт, домофоны, вывоз мусора, газо-, водо- и электроснабжение. В феврале уже каждый житель сможет заметить изменения по оплате коммуналки.

Отмечалось, что увеличение обслуживания коммунальных услуг будет осуществляться в 2 этапа. Запланировано очередное повышение на июнь. Для малоимущих граждан предусмотрены субсидии. Подобной господдержкой в 2020-м воспользовалось около 20,5 тыс. семей.

Пенсионерам пересчитают пенсии с 1 августа 2021 года

Трудовые пенсии выплачиваются тем, кто регулярно во время рабочего периода делал отчисления в ФСЗН. Кроме этого, нужно соответствовать ряду условий:

  • накопить минимальный страховой стаж;
  • накопить минимальный общий трудовой стаж;
  • достигнуть пенсионного возраста.

Страховой стаж – это период, когда с заработной платы человека делались постоянные отчисления. Минимальный страховой стаж в 2021 году – 18 лет. Ежегодно он будет расти на 6 месяцев, пока в 2025 году не достигнет 20 лет.

В общий трудовой стаж включается не только рабочий период со страховыми выплатами, но и:

  • обучение в техникуме или колледже, ВУЗе, послевузовское образование;
  • декретный отпуск;
  • уход за родственниками-инвалидами.

С 1 января 2020 года солдаты срочной службы включены в систему обязательного государственного социального страхования. Так как в это время будут поступать взносы в ФСЗН, то теперь срочная служба учитывается при учете страхового стажа.

Продолжительность трудового стажа для мужчин – 25 лет, для женщин – 20 лет.

Официальное трудоустройство на территории Российской Федерации учитывается при расчете трудового и страхового стажа для белорусов.

Пенсионный возраст в 2021 году для белорусских мужчин – 62 года 6 месяцев, для женщин – 57 лет 6 месяцев. Подробный график возрастного повышения пенсий в Беларуси составлен ниже. Расчет трудовых пенсий по возрасту зависит от средней заработной платы работников в стране.

Пенсии по возрасту – это как минимум 55% от средней зарплаты в стране. При этом сумма не может быть меньше, чем установленная законодательством минимальная пенсия.

В 2016 году в пенсионное законодательство в РБ были внесены значительные изменения. С этого года возраст выхода на пенсию постепенно увеличивается на 6 месяцев до достижения черты в 63 года для мужчин и 58 лет для женщин.

Год Пенсионный возраст для мужчин Пенсионный возраст для женщин
2016 60 лет 55 лет
2017 60 лет и 6 месяцев 55 лет и 6 месяцев
2018 61 год 56 лет
2019 61 год и 6 месяцев 56 лет и 6 месяцев
2020 62 года 57 лет
2021 62 года и 6 месяцев 57 лет и 6 месяцев
2022 и последующие годы 63 года 58 лет

Законодательство РБ учитывает, что по объективным причинам можно не накопить достаточный стаж для получения трудовой пенсии, либо по объективным причинам люди имеют право выйти на пенсию раньше. Поэтому некоторые категории граждан имеют право получать льготную пенсию в Беларуси до наступления стандартного трудового стажа или пенсионного возраста.

Право на досрочное государственное пенсионное обеспечение имеют:

  • родители детей-инвалидов с детства;
  • сами инвалиды с детства;
  • инвалиды войны;
  • многодетные матери (от 5 детей);
  • матери военнослужащих, погибших при исполнении;
  • лилипуты и карлики;
  • люди, чья работа связана с социально-значимыми видами деятельности;
  • работники военизированных организаций, которые не имеют право на стандартную военную пенсию в Беларуси (не входят в перечень Закона РБ «О пенсионном обеспечении военнослужащих»);
  • работники с вредными и опасными условиями труда и т.д.

Подробные условия назначения досрочной пенсии можно прочитать в Законе РБ «О пенсионном обеспечении».

Такая пенсия выплачивается вместе с трудовой (по возрасту или по инвалидности). На нее имеют право:

  • Герои РБ и СССР;
  • многодетные матери, которые родили или воспитали девять или более детей (при этом необходимо иметь соответствующий орден или медаль);
  • лауреаты Государственных премий РБ, СССР, БССР;
  • граждане РБ, занимающие высшие государственные должности в РБ (например, председатели облисполкомов);
  • победители и призеры крупнейших международных спортивных соревнований;
  • обладатели высоких государственных наград (например, орден «За службу Родине»);
  • начальникам партизанских бригад.

Устанавливается такая пенсия специальной Комиссией при Совете Республики.


Когда повысят пенсии в Беларуси?

Социальные пенсии повышаются 4 раза в год вместе бюджетом прожиточного минимума (в феврале, мае, августе и ноябре). Трудовые пенсии повышаются, как минимум, 1 раз в год. Это связано с пересчетом средней зарплаты по стране.

На сколько повысят пенсию?

Какая пенсия в Беларуси будет после повышения (точную сумму или процент), сказать сложно. Однако, в 2021 году запланированы рекордные финансовые вливания в бюджет ФСЗН, которые пойдут на выплаты трудовых пенсий.

Когда выплачиваются пенсии?

Сроки пенсионных выплат отмечены в специальном графике выплат пенсий в Беларуси в 2021. В первой декаде – это 10 число месяца, во второй – 15 число, в третьей – 21 число.

Сколько составляет минимальная пенсия в Беларуси?

С 1 мая 2021 года минимальная пенсия по возрасту составляет 276,36 рублей (минимальный размер 68,32 + доплата 208,04).

Какой стаж для получения трудовой пенсии?

Минимальный трудовой стаж для получения пенсии по возрасту у мужчин – 25 лет, у женщин – 20 лет. Необходимый страховой стаж для получения трудовой пенсии за выслугу лет в 2021 году – 18 лет. Ежегодно до 2025 года он будет расти на 6 месяцев до достижения 20-летней черты.

Будет ли повышение трудовых пенсий в Беларуси в 2021 году и когда

  1. Пенсии в Беларуси делятся на трудовые и социальные.
  2. Трудовые пенсии – это пенсии по возрасту, по инвалидности, за выслугу лет, за особые заслуги перед государством.
  3. Социальные пенсии назначаются тем, кто не имеет право на трудовую.
  4. Трудовая пенсия по возрасту полагается тем, кто достиг пенсионного возраста и имеют достаточно трудового стажа. Возможны случаи досрочных пенсий.
  5. Пенсионный возраст в 2021 году – 62 года 6 месяцев для мужчин и 57 лет 6 месяцев для женщин.
  6. Социальные пенсии увеличиваются 4 раза в год вместе с БПМ.
  7. Трудовые пенсии увеличиваются, как минимум, 1 раз в год. Они зависят от средней зарплаты по стране.

18 мая 2020 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 171 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан».

Меры, предусмотренные Указом в части пенсионного обеспечения, внесены в Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (в редакции от 04.01.2021) и вступили в силу с 1 января 2021 г.

В части пенсионного обеспечения Указом предусматривается:
Для многодетных матерей
• Увеличение предельного периода по уходу за детьми, засчитываемого в общий стаж для целей пенсионного обеспечения,
— с 9 до 12 лет в общей сложности

Справочно:
Для матерей, родивших четверо и более детей, периоды, когда они не работали в связи с уходом за малолетними детьми, будут засчитываться в общий стаж работы для назначения пенсии в пределах 12 лет. Ранее учитывался в пределах 9 лет.

ВАЖНО!
Норма Указа будет применяться не только при первичных назначениях пенсий женщинам, родившим четверых и более детей, но и к пенсиям, назначенным до 1 января 2021 года.
Пенсии будут перерасчитываться с учетом данной нормы с первого числа месяца, следующего за тем, в котором женщина обратится за перерасчетом пенсии в установленном законодательством порядке (с заявлением и документами, подтверждающими рождение четверых и более детей и воспитание их до 3-летнего возраста (если таких документов нет в материалах пенсионного дела) в органы по труду, занятости и социальной защите.

  • Уменьшение периода страхового стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста женщинам, родившим четверых детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста
    — Женщинам, родившим четверых детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста, трудовая пенсия по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста будет назначаться при наличии общего стажа не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет.

Справочно:
Для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» требуется наличие страхового стажа:
• в 2021 году — не менее 18 лет
• в 2022 году — не менее 18 лет 6 месяцев
• в 2023 году — не менее 19 лет
• в 2024 году — не менее 19 лет 6 месяцев
• в 2025 году — не менее 20 лет

Для граждан с инвалидностью
• Снижение страхового и общего стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту гражданам, которые являлись инвалидами I и (или) II группы
Снижение страхового стажа гражданам, которые являлись инвалидами I и (или) II группы:
более 10 лет – на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности

Справочно:
При нахождении на инвалидности I и (или) II группы:
11 лет – страховой стаж снижается на 5 лет 6 месяцев
12 лет – страховой стаж снижается на 6 лет
13 лет – страховой стаж снижается на 6 лет 6 месяцев
14 лет – страховой стаж снижается на 7 лет
15 лет – страховой стаж снижается на 7 лет 6 месяцев
16 лет – страховой стаж снижается на 8 лет
17 лет – страховой стаж снижается на 8 лет 6 месяцев
18 лет – страховой стаж снижается на 9 лет
19 лет – страховой стаж снижается на 9 лет 6 месяцев
20 лет – страховой стаж снижается на 10 лет
более 21 года – до 5 лет.

Одновременно для указанной категории лиц снижено требование к общему стажу
для женщин – с 20 до 15 лет,
для мужчин – с 25 до 20 лет.

Также на 5 лет снижен общий стаж инвалидам с детства I и (или) II группы для назначения досрочной пенсии по возрасту по статье 22 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

Для назначения трудовой пенсии по возрасту с учетом данной нормы либо перевода с получаемой пенсии по инвалидности на пенсию по возрасту необходимо обращаться в установленном законодательством порядке (с заявлением и необходимыми документами) в органы по труду, занятости и социальной защите.
В этой связи обращаем внимание, что в соответствии с частью третьей статьи 68 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» инвалидам с детства, инвалидность которым установлена пожизненно, пенсия по возрасту увеличивается на 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

Для родителей детей-инвалидов
• Увеличение размера социальной пенсии родителям детей-инвалидов с третьей и (или) четвертой степенью утраты здоровья, признанных впоследствии инвалидами с детства I группы

Для родителей детей-инвалидов с третьей и (или) четвертой степенью утраты здоровья, признанных впоследствии инвалидами с детства I группы, осуществляющих уход за инвалидами не менее 20 лет, размер социальной пенсии увеличивается до 130 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума пенсионера за два последних квартала (БПМ пенсионера).

Размер этих пособий меняется дважды в год (1 февраля и 1 августа), зависит от среднемесячной начисленной зарплаты работников страны за последний квартал (сейчас эта сумма равна 1416,4 рубля) и составляет: на первенца — 35% от указанной суммы, на второго и последующих детей — 40%, на ребенка-инвалида независимо от очередности его рождения — 45%.

Итого с августа этого года и до февраля 2022-го ежемесячное пособие на первого ребенка до трех лет вырастет до 495,74 рубля (+23 рубля), на второго и последующих детей — до 566,56 рубля (+26 рублей), на ребенка-инвалида — до 637,38 рубля (+29 рублей).

Бюджет прожиточного минимума (БПМ) пересчитывают четыре раза в год — 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября. К этому показателю привязаны размеры некоторых пенсий, а также разовые пособия при рождении детей. Как правило, бюджет прожиточного минимума каждый раз немного повышается, а за ним растут указанные пенсии и пособия. Конкретной цифры пока нет, данные появятся на днях.

По традиции ощутимее всего увеличатся единовременные пособия при рождении детей. За первого ребенка сейчас выплачивают 10 БПМ, за второго и последующих — 14 БПМ. Не так существенно, но также изменятся вслед за БПМ самые маленькие пенсии (социальные), надбавки к пенсиям и доплаты пенсионерам от 75 лет, которые обслуживаются в органах по труду, занятости и соцзащите.

У тех, кто не теряет веры в высшее образование, есть еще немного времени. Большинство вузов заканчивают прием документов на бесплатное отделение сегодня, 26 июля. У абитуриентов, которые сдавали творческие, спортивные и другие внутренние экзамены, зачисление обычно проходит немного позже.

Остальные могут попытать счастья на платном отделении вузов, куда документы принимают с 20 июля по 9 августа. Некоторые вузы устанавливают иные даты. Например, для сельхозспециальностей дневной формы обучения — с 20 июля по 10 августа.

Зачисление в большинство вузов на бюджет будет проводиться до 5 августа, на платную форму — до 11 августа; на бесплатную форму обучения в творческие вузы БГАИ, БГАМ, БГУКИ — до 6 августа.

Предложения от простых белорусов о том, что нужно поменять в основном законе страны, собирали с марта этого года. Какие предложения звучали чаще всего, так и осталось загадкой. По словам Юрия Воскресенского, в начале августа очередной проект конституции вынесут на рассмотрение Александра Лукашенко (ранее он говорил, что уже забраковал несколько проектов).

В конце июля конституционная комиссия подвела итоги работы и поделилась предложениями по изменениям. В них не оказалось ничего неожиданного, многие пункты действовали ранее, до изменения конституции Лукашенко. Вот некоторые:

  • повысить возрастной ценз для избрания президентом до 40 лет (сейчас — 35 лет);
  • одному человеку можно быть президентом не более двух сроков;
  • для избрания президентом нужно постоянно жить в Беларуси не менее 20 лет непосредственно перед выборами (сейчас — 10 лет);
  • в Беларуси может появиться уполномоченный по правам человека;
  • увеличить срок действия полномочий парламента с четырех до пяти лет;
  • расширить полномочия правительства, президент больше не сможет отменять его акты;
  • предлагается закрепить в конституции понимание брака как союза исключительно женщины и мужчины.

До 21 июля нужно было предъявить в специальные комиссии органов занятости документы о занятости (если ранее вы не работали). Обновляют базу ежеквартально, поэтому предоставлять документы надо до 21 октября, 21 января и 21 апреля.

Напомним, в Беларуси по-прежнему ведут учет «тунеядцев» — людей, которые без уважительных причин (таких как пенсия, декретный отпуск, инвалидность и т. д.) не заняты в экономике. Это делается для того, чтобы стимулировать людей официально работать. Введены и штрафные санкции: если собственник жилья — «тунеядец», ему придется платить «коммуналку» по полным тарифам.

Коронавирус никуда не исчез и по-прежнему лютует, но Минздрав решил уменьшить некоторые доплаты медикам «красной зоны». С 1 августа перестает действовать пункт про «треть отработанных часов и (или) смен в условиях инфекции» для установления надбавки в полном объеме за все отработанное время.

Допустим, терапевт отработал 160 часов (20 рабочих дней или смен), из них семь рабочих дней (смен) оказывал помощь пациентам с COVID-19 по 1—2 часа в день. Надбавка в этом случае устанавливается за семь рабочих дней (смен), а не за все отработанное время, как было раньше.

Какие изменения внесли в пенсионное обеспечение в этом году?

  • Цены на сельхозпродукты вырастут — Миноблисполком
  • Как в Беларуси планируют спасать проблемные предприятия
  • Литва не уведомляла Минск о своих планах по остановке транзита калия
  • «Пока мы не загнали друг друга в угол, выходить из ситуации надо сейчас» — Лукашенко о европейских санкциях на транзит белорусских удобрений
  • На выставке в Армении будет представлена продукция слуцких сыроделов
  • Несвижчина первой в Минской области завершила уборку зерновых
  • Цены на сельхозпродукты вырастут — Миноблисполком
  • «За 150 долларов я получаю закуток с нулем гарантий» — пострадавшие на Ждановичах продавцы
  • Российский «Азимут» начинает летать из Краснодара в Минск
  • Подача горячей воды в Фаниполе после планового отключения восстановлена. Но не везде
  • Директором Молодечненского музыкального колледжа стал Дмитрий Рауба
  • Узденские судебные эксперты по отпечатку подошвы раскрыли кражу
  • Дерево упало на пенсионера в Минском районе — пожилому мужчине помогли местные жители
  • В Молодечно водитель электросамоката отделался ушибами и легким испугом после наезда «Мазды»
  • Фотофакт: у въезда в Солигорск устанавливают островки безопасности
  • Выбор Редакции
  • Технологии
  • Хобби и стиль
  • Происшествия
  • Общество
  • Образование
  • Новости партнеров
  • Недвижимость
  • Мультимедиа МЛЫН.BY
  • Люди
  • Это интересно
  • Здоровье
  • Еда
  • Диалог с властью
  • Дела житейские
  • В мире
  • Афиша

На выплату пенсий в 2021 году запланирована сумма чуть больше 1 миллиарда 250 миллионов рублей. Это примерно на 10% больше, чем на нынешний год. В ФСЗН сообщали, что на 2021 год запланировано как минимум одно повышение трудовых пенсий.

Пенсии в этом году, как и в целом в ближайшую пятилетку, планируют поднять и удержать на уровне 40% от средней зарплаты. К этой планке чиновники стремятся последние годы, но взять эту высоту если и удается, то в отдельные месяцы.

Одна из задач на 2021 год, которую поставило правительство, — жестко контролировать цены, импорт. В Совмине уверяют, что делать это намерены «экономическими методами, не запретительными». Годовая инфляция на социально значимые товары программой социально-экономического развития на 2021 год запланирована на уровне 4,9% (декабрь к декабрю). В целом годовая инфляция на 2021-й запланирована на уровне 5% (декабрь к декабрю).

Предпосылок, чтобы вписаться в 2021 году по годовой инфляции в 5%, немного. В том числе из-за непредсказуемости по пандемии, нестабильной социально-экономической и общественно-политической ситуации в стране. Тем более что с начала года подняли НДС на лекарства, медизделия, продовольственные и детские товары, что должно отразиться на ценах в рознице.

Социальные пенсии и надбавки пенсионерам в Беларуси вырастут с 1 августа

Чиновники, несмотря на неуверенность в восстановлении в 2021-м году мировой экономики (читай — и белорусской), рассчитывают на рост реальных доходов населения. Премьер-министр Роман Головченко заявлял, что одна из ключевых задач на 2021 год — «не только не допустить падения жизненного уровня, но и увеличить реальные доходы населения».

Реальные располагаемые доходы населения, по планам чиновников, должны вырасти на 1,6%.

Курсовая политика, как и раньше, будет проводиться в режиме плавающего курса, говорится в программе основных направлений денежно-кредитной политики на 2021 год. Такой формат «допускает проведение валютных интервенций для сглаживания резких колебаний курса белорусского рубля, а также приобретение иностранной валюты для пополнения золотовалютных резервов».

По планам правительства, уровень безработицы по методологии МОТ должен быть в 2021 году в пределах 4,2−4,4%.

Накануне обнародовали план правительства по рынку труда и содействию занятости на ближайшие 5 лет. К примеру, в нынешней пятилетке, которая началась в 2021-м, чиновники намерены заняться сокращением избыточной занятости работников, взяться за «закореневшую проблему» — рост производительности труда, которую не удается решить не первый год.

Если говорить про 2021 год, то уровень безработицы среди населения в трудоспособном возрасте, по планам чиновников, не должен превысить 4,4% в целом по стране. Если смотреть по регионам, то в Гомельской области этот показатель не должен превышать 5,6%, а в Минске — 3,4%.

Уровень безработицы среди населения в возрасте 16−30 лет в целом по стране не должен превышать в этом году отметку в 6,7%.

Чиновники также намерены снизить количество работников, которые заняты на рабочих местах с вредными или опасными условиями труда. К примеру, в организациях, которые входят в состав МВД, — до 1,8 тысячи человек, Минпрома — 50,9 тысячи, Минтранса — 37,2 тысячи, Минстройархитектуры — до 24 тысяч.

На нынешнюю пятилетку правительство запланировало сокращение миграционного оттока, стимулирование притока в страну высококвалифицированных специалистов для различных сфер экономики. В планах — обеспечить ежегодное положительное сальдо миграции на уровне не менее 3 тысяч человек.

На 2021 год запланировали «создание привлекательных условий для переезда в страну высококвалифицированных специалистов, предоставление членам их семей гарантий и возможностей для трудоустройства». Для этого намерены подготовить проект закона об изменении законодательства по внешней трудовой миграции. Этим должны заняться Минтруда и МВД.

А в целом за нынешнюю пятилетку хотят создать список дефицитных профессий, которые намерены заполнить иностранными специалистами. Для этого планируется упрощенный порядок трудоустройства, частичная компенсация расходов на переезд иностранцев, которые получили разрешение на постоянное проживание в Беларуси как работники и специалисты.

Карты «Кур’ера» — отличный подарок коллегам на 8 Марта
До 8 Марта осталось меньше двух недель. Если вы придумали, что подарить
девушкам-коллегам, — здорово. Если нет — мы готовы прийти на помощь.
Карта «Кур’ера» — подарок бюджетный и практичный. Вы подарите девушкам возможность совершать выгодные покупки. С помощью нашей карты они могут получить скидки у 35 партнёров (кафе, салоны красоты, магазины одежды, бьюти-услуги и другие).

КСТАТИ. В прошлом году одно слуцкое предприятие купило своим сотрудницам более 20 карт женского проекта Lampa (аналог карты «Кур’ера»).

Купить карты можно в редакции: ул. Ленина, 128.
Если остались вопросы — звоните:
(8044) 540 29 39, (8033) 318 99 30.
Стоимость карты — 7 рублей.
Срок действия — по 31 декабря 2021 года.

Для кого изменится начисление пенсии в Беларуси с 1 января 2021 года

По словам Главы государства, уже в этом году (после президентских выборов) власти займутся этим вопросом, чтобы «человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать – на пенсии будет лучше».

При этом Александр Лукашенко считает, что решить проблемы в пенсионном обеспечении будет несложно:

«Мы еще посоветуемся с теми, кто внедрял накопительные и прочие виды пенсий, которые не прошли, не состоялись: заигрались в рынок и т.д. С учетом их опыта и тех систем, которые есть в мире, мы создадим в Беларуси лучшую систему пенсионного обеспечения».

Сегодня в нашей стране проживает более 2,5 млн пенсионеров, за 10 лет их стало больше на 63 тыс. человек, а количество занятых за это время снизилось на 370 тыс.

Если учесть, что, по данным Белстата, в 2019 году в экономике было занято чуть более 4,3 млн человек, то на одного пенсионера приходится меньше двух работающих, точнее – 1,7.

При этом, конечно, стоит учитывать, что более 25% пенсионеров продолжают трудиться. И если от общего количества занятых вычесть эти почти 640 тыс., то соотношение выйдет и вовсе один к полутора.

Учитывая, что пенсионная система в Беларуси не является накопительной, а финансируется из текущих отчислений занятых, попросту говоря, трое работающих человек обеспечивают выплату пенсии двоим пенсионерам.

Как это отражается на системе социальной защиты населения? Выплата пенсий является одним из основных направлений расходования средств Государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Согласно свежим данным, в бюджет ФСЗН в 2019 году поступило 15,9 млрд руб., из которых 14,4 млрд составили обязательные страховые взносы. Из этих средств почти 80% было направлено на выплату пенсий.

Бюджет фонда исполнен с профицитом в сумме 100,6 млн руб. за счет поступлений от профессионального пенсионного страхования, которое положено работникам при особо вредных и тяжелых условиях труда.

Однако стоит отметить, что ФСЗН за год получил субвенцию из республиканского бюджета на выплату трудовых пенсий и пособий – 104 млн руб. Это без учета пенсий госслужащим и военным, а также социальных пенсий, которые согласно законодательству субсидируются из госбюджета и занимают менее 8% в общей сумме пенсий.

Причем если изучить статистику фонда за первые три квартала прошлого года, можно сделать вывод, что бюджетные поступления понадобились ближе к его концу.

Поэтому о профицитности можно говорить лишь формально, по факту есть небольшой дефицит. Но эти поступления предусмотрены законом о бюджете, поэтому официально никакого дефицита быть не может.

Фонд, к сожалению, не приводит точных данных, какая часть субвенции пошла на выплату пособий, а какая – на пенсии. Исходя из имеющейся информации, субсидируется менее 1% пенсионных выплат.

Вроде бы немного, но сама необходимость таких перечислений говорит о разбалансировке действующей пенсионной системы. Учитывая сокращение количества населения и его старение, диспропорция только усугубится.

Если в 2018 году такие субвенции не понадобились, то согласно Закону о бюджете в 2020 году на выплату пенсий и пособий, финансирование мероприятий по обеспечению занятости и детского санаторно-курортного лечения субвенция в ФСЗН (без учета пенсий военных и госслужащих, а также социальных пенсий) составит около 950 млн руб.

Подробной разбивки этой суммы в законе нет. Но ее рост в целом показателен. Если по факту в 2019 году на эти цели пошло суммарно около 255 млн руб., то теперь планируется в 3,7 раза больше. И вряд ли кратно увеличатся траты на содействие трудоустройству или детский отдых.

Эта сумма, кстати, почти полностью (на 95%) формирует дефицит бюджета, который в этом году запланирован. Учитывая же низкий старт, с которым экономика вошла в начало 2020-го, неопределенность по поставкам энергоносителей, не стоит исключать бюджетных корректировок и увеличения дефицита.

В январе средний размер назначенных пенсий составил 431,3 руб., что в 2,4 раза превысило официальный бюджет прожиточного минимума для этой категории населения и достигло 38,6% средней зарплаты. Пенсия по возрасту в среднем составляет 446 руб. По информации Белстата, реальный размер пенсий (с учетом инфляции) снизился на 0,9% к предыдущему месяцу, хотя за последние 12 месяцев вырос на 8,1%.

С февраля минимальная трудовая пенсия – 245,12 руб., это 65% от минимальной зарплаты.

Таких цифр, возможно, не было бы без стартовавшего с 2017 года постепенного повышения пенсионного возраста за 5 лет. В текущем году на заслуженный отдых выходят 57-летние женщины и 62-летние мужчины, через 2 года пенсионный возраст составит 58 и 63 года соответственно.

Сейчас пенсия положена тем, кто имеет 17,5 лет страхового стажа, однако требуемый стаж будет постепенно расти и с 2025 года составит 20 лет. Кто не отработал – может целиком или частично рассчитывать на социальную пенсию.

В марте 2016 г. Александр Лукашенко поблагодарил граждан за то, что они отнеслись к повышению пенсионного возраста с пониманием и «согласились, что эту проблему надо решать сегодня». Затем был подписан Указ от 11.04.2016 «О совершенствовании пенсионного обеспечения».

И хотя многие попали в пенсионную ловушку, повышение возраста выхода на пенсию в Беларуси действительно не стало политическим фактором. Но на сегодня, очевидно, потенциал принятого решения исчерпан.

Появится ли в Беларуси механизм накопительных пенсий или реформирование ограничится тем, чтобы, взяв у одних, добавить другим?

В любом случае продолжение прак­тики субсидирования пенсионного фонда из госбюджета не сможет продолжаться долго. А новое повышение пенсионного возраста без реальных системных изменений только отсрочит разрешение проблемы.

Хотя и сократит количество работающих пенсионеров. И пенсионеров вообще.

  • до 2017 года – у мужчин в 60 лет, у женщин в 55 лет;
  • с 1 января 2017 года – у мужчин в 60 лет и 6 месяцев, у женщин в 55 лет и 6 месяцев;
  • с 1 января 2018 года – у мужчин в 61 год, у женщин в 56 лет;
  • с 1 января 2019 года – у мужчин в 61 год и 6 месяцев, у женщин в 56 лет и 6 месяцев;
  • с 1 января 2020 года – у мужчин в 62 года, у женщин в 57 лет;
  • с 1 января 2021 года – у мужчин в 62 года и 6 месяцев, у женщин – 57 лет и 6 месяцев;
  • с 1 января 2022 года – у мужчин в 63 года, у женщин в 58 лет.

Указом также предусмотрено аналогичное увеличение возраста, дающего право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет (за 6 лет на 3 года).

Стоит отметить, что размер пенсии зависит от стажа трудовой деятельности и уровня заработной платы, с которой человек уходит на пенсию. Также существуют понятия «трудовой стаж» и «страховой стаж», и важно понимать их различия.

Общий трудовой стаж– это период трудовой, предпринимательской, общественной и иной деятельности, установленной законодательством.

Страховой стаж– это продолжительность только того времени трудовой деятельности, на протяжении которого производились обязательные страховые отчисления в государственный бюджет.

Человек, который не накопил требуемый стаж, может претендовать на социальную пенсию. Однако назначена она будет по достижении мужчинами возраста 65 лет, женщинами – 60 лет.

  • В 2017 году – минимум 16 лет:
  • В 2018 году – минимум 16,5 лет;
  • В 2019 году – минимум 17 лет;
  • В 2020 году – минимум 17,5 лет;
  • В 2021 году – минимум 18 лет;
  • В 2022 году – минимум 18,5 лет:
  • В 2023 году – минимум 19 лет;
  • В 2024 году – минимум 19,5 лет;
  • В 2025 году – минимум 20 лет.

18 мая 2020 года Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ №171 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан».

Согласно этому документу, предусмотрено с 1 января 2021 года женщинам, родившим четверых детей, засчитывать период нахождения их в декретном отпуске (по уходу за ребенком) в трудовой стаж продолжительностью до 12 лет в общей сложности (до 1 января 2021 года – максимум был 9 лет). Назначать им трудовые пенсии при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (до 1 января 2021 года – было не менее 17 лет 6 месяцев).

Также согласно указу, с 1 января 2021 годаинвалидам I и II группы, имеющим инвалидность более 10 лет, будут снижены требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности).Инвалидам с детства на 5 лет снизятся требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин – с 20 до 15 лет, для мужчин – с 25 до 20 лет).Кроме того, родителям детей-инвалидов с тяжелой степенью утраты здоровья, длительное время осуществлявшим уход за ними (не менее 20 лет), будет повышен размер социальной пенсии до уровня, сопоставимого с минимальной пенсией по возрасту.

Указом предусмотрено также, что работникам с неполным страховым стажем (свыше 10 лет, но менее требуемого) с 1 января 2021 годабудут взамен социальной пенсии назначать трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже. При этом женщинам такая пенсия будет назначаться при достижении 60 лет, а мужчинам – 65 лет, как это предусмотрено для социальной пенсии.

Также Президент Беларуси Александр Лукашенко 10 февраля 2020 года подписал Указ №48 «О повышении уровня социальной защиты граждан в связи с призывом на срочную военную службу, службу в резерве». Согласно этому документу военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца. А это значит, что этот период будет включен в страховой стаж, который необходим для права получения трудовой пенсии.

БЕЛТА

Пенсионное обеспечение является важной составляющей механизма социальной защиты в Беларуси. На получение подобного вспомоществования вправе рассчитывать нетрудоспособные граждане страны. Начиная с начала 2017, наблюдается постепенное увеличение пенсионного возраста, и размер обеспечения напрямую зависит от продолжительности трудового стажа, места трудоустройства, занимаемой должности. Схема выплат вспоможения работает по принципу распределительной основы.

Пенсионером в республике называется индивид, подошедший к пенсионному возрасту и имеющий права на вознаграждение от государства. Еще несколько лет назад пенсионный ценз для женщин оговаривался 55 годами, при имеющемся стаже не менее 20 лет, для мужчин показатель был несколько выше ― 60 лет и 25, соответственно. Однако с 2017 планки стали постепенно повышать, и к окончанию пенсионной реформы начисление пенсии в Беларуси будет происходить в 63 и 58 лет для мужчин и женщин, также соответственно. Повышение пенсиона в 2020 году представляется вынужденной мерой, на фоне падения рождаемости, общего старения населения при росте средневозрастного количества белорусов и увеличения людей пожилого возраста.

Величина подобного обеспечения рассчитывается в соответствии различных показателей. Вначале отчисления производятся в республиканский фонд социальной защиты. За каждого работоспособного гражданина, работодатель уплачивает 34,0% налога, и 1% ― самим работником, причем полученные взносы распределяются на погашение различных пособий. Суть распределительной системы состоит в том, что она не предусматривает кумуляцию пенсионных отчислений, и все собранные средства идут пенсионерам. Однако денег практически хватает на приобретение самых необходимых товаров.

Величина начисления пенсионного пособия зависит от нескольких факторов:

  • суммы бюджета прожиточного минимума, его индексации;
  • экономического состояния страны;
  • скорости инфляционных процессов.

Чтобы точно высчитать размер пенсиона, берется величина прожиточного минимума с нижним возрастным пенсионным цензом.

Прожиточный минимум представляется переменным значением, определяемым исходя из ступени инфляции, существующих цен, других экономических показателей. Описываемый параметр ежеквартально утверждает правительство Беларуси. Однако при наименьших значениях, государство предусматривает конкретные добавки к пенсии, находящиеся на уровне 20,0% от среднемесячного заработка в республике. Наименьшая выплата пособия после потери кормильца выражается 100% выплатами по возрасту, и такой же показатель назначается по выслуге лет.

В республике функционирует государственный пенсионный механизм. Все собранные средства разделяются на следующие формы:

1. Солидарная или распределительная пенсия является видом выплат, собранных в качестве пенсионных взносов сотрудников предприятий и организаций.

2. Накопительная система предполагает конкретный счет работника, где откладываются будущие пенсионные средства. Последней представлена условно-накопительная, выраженная пенсионным страхованием.

Распределительный механизм указывает на то, что у государственных институтов находятся на контроле пенсионные активы, пенсионеры же вправе рассчитывать на упоминаемые социальные гарантии.

Власти Беларуси раскрыли, как изменятся пенсии в 2021 году

Военнослужащие отправляются на пенсию по некоторым качествам:

• выслуга лет;

• полученная инвалидность;

• возрастной ценз;

• заслуги перед страной.

Военное вспомоществование полагается после несения службы сроком 20 полных лет. Возрастным цензом является показатель 45 лет, но с его постепенным повышением, он увеличится до 48. Однако некоторые разряды военных вправе остаться служить родине после перехода на пенсию, хотя увеличение пенсии в 2021 году в Беларуси затрагивает и их. Таковыми являются военнослужащие в чине полковника не старше 50 лет, генерал-полковники ― не свыше 60 лет. Звание прапорщика, офицера и контрактника, при стаже службы 20 полных лет, дает право на получение половины суммы от предоставляемого денежного довольствия. Затем, сверх приведенного времени, ежегодно добавляется еще по 3,0%. Неудовлетворительное состояние здоровья, выход по возрасту полагают 60,0% денежного довольствия.

Министерство труда республики постановило приравнять бюджет прожиточного минимума на одного человека равным 256 белорусских рублей, что почти на 4% выше, чем в прошедшем периоде. Поэтому также на такой процент увеличится добавка к пенсии в РБ, социальные выплаты. Законодательные акты Беларуси предусматривают следующие доплаты:

  • лицам старше 75 лет;
  • добавок по уходу за лицами с инвалидностью 1 группы, пожилыми людьми более 80 лет;
  • доплаты Героям республики, Советского Союза, участникам Великой Отечественной войны, донорам со званием Почетный.

Всего же в 2020 году на выплату вспомоществования было направлено свыше 13 млрд рублей.

Выплата пенсионного вспоможения в стране производится с 5 по 25 число календарного месяца, и выдается через банковские организации, почтовые отделения, структуры по осуществлению доставки. Для создания людям преклонного возраста удобных условий для получения денег, несколько изменился график выплаты пенсий, начальный срок выдачи сделали раньше. Через почтовое отделение и доставочное предприятие, вспомоществование можно будет получить, начиная с 3 числа, монетарные структуры начнут выдавать деньги с 5.

Люди пожилого возраста кроме пенсионного обеспечения имеют еще и некоторые преференции, не выражающиеся в финансовых добавках. Государство заботится о поддержании планки жизни, здоровья пенсионеров, поэтому дополнительным вознаграждением служат некоторые льготы. Последние предоставляются при предъявлении пенсионного удостоверения либо других документов, подтверждающие его. Пенсионеры заслуженно получают следующие привилегии:

  1. Снижение наполовину цены проездного билета на пригородный электрический, автомобильный, водный транспорт. Скидка актуальна с мая до октября, в разгар дачно-огородного сезона для снижения расходов.
  2. Уменьшенные платежи за жилищно-коммунальные сервисы, причем не имеет значения оплачиваемая жилищная площадь, нужно лишь, чтобы на ней был прописан только пенсионер. Однако когда поднимут пенсии, вместе с ними немного возрастут и коммунальные платежи.
  3. Пошлина на жилье по капитальному строительству отсутствует.

Государственный сбор для лиц, находящихся на заслуженном отдыхе, при обращении к нотариальной конторе, равняется половине стоимости.

Повышение пенсионного возраста началось с 1 января 2017 года. В общей сумме его было решено поднять на три года — до 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин. Повышение было постепенным: каждый год с 1 января возраст выхода на пенсию прибавлял по полгода.

— Мы уже упустили момент, когда можно было двигаться по одному или три месяца. Если мы хотим сохранить стабильность в государстве, то сегодня самый небольшой темп, который мы можем себе позволить, — это 6 месяцев, — комментировала такую динамику повышения Марианна Щеткина, занимавшая на тот момент пост министра труда и соцзащиты.

Изначально в Минтруда озвучивали три варианта повышения пенсионного возраста. Первый предполагал прибавку в пять лет — до 65 для мужчин и 60 для женщин. По второму сценарию мужчины должны были бы выходить на пенсию в 63, а женщины — в 60. То есть разрыв пенсионного возраста между полами сократился бы с пяти лет до трех. И, наконец, третий сценарий был самым щадящим: повышение на три года и для мужчин, и для женщин. В итоге власти остановились именно на этом варианте.

Заместитель административного директора по развитию исследовательского центра BEROC Анастасия Лузгина констатирует, что текущее повышение пенсионного возраста, которое закончится в 2022 году, было необходимым, но в дальнейшем к этому вопросу придется вернуться снова.

— Со времен Советского Союза как минимум значительно выросла продолжительность жизни как у мужчин, так и у женщин, а доля тяжелого физического труда значительно снизилась. В результате вполне трудоспособные, здоровые люди выходят на пенсию. Это, с одной стороны, может ограничивать профессиональную реализацию, а с другой — увеличивает нагрузку на Фонд соцзащиты, — объясняет Анастасия Лузгина. — Сейчас надо проанализировать результаты первого повышения возраста выхода на пенсию, но, на мой взгляд, впоследствии придется вернуться к данному вопросу. Это диктует и рост продолжительности жизни, и увеличение стажа для получения трудовой пенсии, и нехватка ресурсов в Фонде соцзащиты. Повышение пенсионного возраста — не уникальный случай: в связи с тем, что во многих странах наблюдается рост продолжительности жизни на фоне низкой рождаемости, автоматически возникает необходимость повышать пенсионный возраст.

По мнению эксперта, следующим логичным шагом было бы выравнивание возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин.

Женщины по статистике живут дольше мужчин, а на пенсию выходят раньше. Кроме того, женщины тратят время на декретный отпуск, в то время как минимальный страховой стаж для получения трудовой пенсии для всех никто не отменял (в текущем году он составляет 18 лет и будет увеличиваться на полгода каждый год, пока не достигнет 20 лет. — Прим. ред.). На мой взгляд, пенсионный возраст для женщин можно было бы поднять до тех же 63 лет, что и у мужчин, а уже потом рассматривать возможности дальнейшего повышения с привязкой к продолжительности жизни и трудоспособному возрасту населения, — комментирует Анастасия Лузгина. — Конечно, медицина продолжает совершенствоваться, люди, особенно в последние годы, стремятся вести более здоровый образ жизни. И если благодаря этому все больше людей будут оставаться трудоспособными в 60−65 лет, не исключено, что можно будет говорить и о дальнейшем повышении. Но в первую очередь нужно все-таки рассмотреть вопрос выравнивания пенсионного возраста, потому что здесь есть явный дисбаланс.

Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».

Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счета. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе все равно придем. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

С нового года реализуется и еще одно нововведение, касающееся пенсии, но уже другого вида — по потере кормильца. Законодательство расширяет круг лиц, которым может назначаться трудовая пенсия по случаю потери кормильца. Право на такую пенсию предоставляется в двух случаях. Первый — если гражданам по месту работы предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, но при этом они не являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами или ремесленниками. Второй случай — если они индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты, ремесленники, но на время ухода за ребенком до 3 лет приостановили соответствующую деятельность.

Напомним, повышение пенсионного возраста началось с 2017 года. Каждый год он будет прибавлять по полгода до тех пор, пока не достигнет 63 лет для мужчин и 58 — для женщин. Это произойдет в 2022 году.

В 2019 году мужчины выходили на пенсию в 61,5 года, а женщины — в 56,5 года. В 2021 году пенсионный возраст для мужчин составит 62 года и 6 месяцев, для женщин — 57 лет и 6 месяцев.

В 2022 году мужчины будут выходить на пенсию в 63 года, а женщины — в 58 лет.

В 2019 году власти обсуждали дальнейшее повышение пенсионного возраста после 2022 года, но только для женщин. Еще больше повысить пенсионный возраст советовали и в МВФ. А в 2019 году Александр Лукашенко поручил властям оценить эффективность пенсионной реформы. Однако официально о дальнейшем повышении пенсионного возраста чиновники пока не говорят.

— Давайте мы посмотрим, как в 2022 году пенсионная реформа будет влиять на балансировку Фонда, — объясняла министр труда Ирина Костевич.

В 2021 году также увеличат минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. В него входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. В 2020 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021 года он увеличится на полгода до 18 лет.

Минимальный страховой стаж растет по той же схеме, что и пенсионный возраст: на полгода каждый год, пока не будет составлять 20 лет (это произойдет в 2025 году). В 2013 году минимальный страховой стаж увеличился с 5 до 10 лет, в 2015 — с 10 до 15, а с 2016 начал повышаться каждый год на полгода.

Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку», они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчины — с 65 лет, женщины — с 60 лет. Сейчас социальная пенсия составляет 129,06 рубля.

Напомним, с 1 января 2020 года в страховой стаж начали включать срочную службу в армии. Это новшество на стадии обсуждения не поддерживали в Минтруда и Минфине. При этом по учебе в вузе и декретному отпуску, включение в страховой стаж которых обсуждалось наряду со службой в армии, власти изменения не приняли.

С 1 января 2021 года женщинам, родившим четверых детей, будут засчитывать в трудовой стаж для назначения пенсии время нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью до 12 лет в общей сложности (сейчас — 9 лет). Назначать им трудовые пенсии будут при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (сейчас — 17 лет 6 месяцев).

Сейчас многодетные мамы, которые воспитывают четверых детей, рискуют не выработать требуемый страховой стаж, а значит, могут угодить в «пенсионную ловушку» — не получить трудовую пенсию, а только социальную. Дело в том, что сейчас матерям троих детей декретный отпуск включается в общий трудовой стаж в полном объеме. Для матерей, у которых пятеро и более, предусмотрены дополнительные льготы. А вот матерям четверых детей в общий стаж идет только 75% всего периода декретного отпуска.

Этот вопрос поднимали не один год. При этом в Минтруда выступали против того, чтобы матерям четверых детей декретный отпуск засчитывать в полном объеме в общий трудовой стаж.

— В многодетных семьях, как правило, дети рождаются без значительных перерывов между рождениями. Поэтому максимальный 9-летний период может охватывать время ухода мамы за четвертым, пятым и даже последующими детьми, — поясняли ранее в Минтруда, почему не видят ловушки страхового стажа для многодетных.

Предусмотрено также, что работникам с неполным страховым стажем (свыше 10 лет, но менее требуемого) будут взамен социальной пенсии назначать трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже. При этом женщинам такую пенсию будут назначать при достижении 60 лет, а мужчинам — 65 лет, как это предусмотрено для социальной пенсии.

Ранее в Минтруда поясняли, что за 10 лет страхового стажа размер пенсии составит 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера, или 142,46 рубля на сегодняшний день. «Размер пенсии будет увеличиваться на каждые 3% этого бюджета за дополнительный год страхового стажа больше 10», — уточняли в ведомстве.

Сейчас те, кто не смог выработать трудовой стаж, может претендовать на социальную пенсию.

01.02

Трудовые пенсии выплачиваются тем, кто регулярно во время рабочего периода делал отчисления в ФСЗН. Кроме этого, нужно соответствовать ряду условий:

  • накопить минимальный страховой стаж;
  • накопить минимальный общий трудовой стаж;
  • достигнуть пенсионного возраста.

Страховой стаж – это период, когда с заработной платы человека делались постоянные отчисления. Минимальный страховой стаж в 2021 году – 18 лет. Ежегодно он будет расти на 6 месяцев, пока в 2025 году не достигнет 20 лет.

В общий трудовой стаж включается не только рабочий период со страховыми выплатами, но и:

  • обучение в техникуме или колледже, ВУЗе, послевузовское образование;
  • декретный отпуск;
  • уход за родственниками-инвалидами.

С 1 января 2020 года солдаты срочной службы включены в систему обязательного государственного социального страхования. Так как в это время будут поступать взносы в ФСЗН, то теперь срочная служба учитывается при учете страхового стажа.

Продолжительность трудового стажа для мужчин – 25 лет, для женщин – 20 лет.

Официальное трудоустройство на территории Российской Федерации учитывается при расчете трудового и страхового стажа для белорусов.

Пенсионный возраст в 2021 году для белорусских мужчин – 62 года 6 месяцев, для женщин – 57 лет 6 месяцев. Подробный график возрастного повышения пенсий в Беларуси составлен ниже. Расчет трудовых пенсий по возрасту зависит от средней заработной платы работников в стране.

Пенсии по возрасту – это как минимум 55% от средней зарплаты в стране. При этом сумма не может быть меньше, чем установленная законодательством минимальная пенсия.

В 2016 году в пенсионное законодательство в РБ были внесены значительные изменения. С этого года возраст выхода на пенсию постепенно увеличивается на 6 месяцев до достижения черты в 63 года для мужчин и 58 лет для женщин.

Год Пенсионный возраст для мужчин Пенсионный возраст для женщин
2016 60 лет 55 лет
2017 60 лет и 6 месяцев 55 лет и 6 месяцев
2018 61 год 56 лет
2019 61 год и 6 месяцев 56 лет и 6 месяцев
2020 62 года 57 лет
2021 62 года и 6 месяцев 57 лет и 6 месяцев
2022 и последующие годы 63 года 58 лет

Такая пенсия выплачивается вместе с трудовой (по возрасту или по инвалидности). На нее имеют право:

  • Герои РБ и СССР;
  • многодетные матери, которые родили или воспитали девять или более детей (при этом необходимо иметь соответствующий орден или медаль);
  • лауреаты Государственных премий РБ, СССР, БССР;
  • граждане РБ, занимающие высшие государственные должности в РБ (например, председатели облисполкомов);
  • победители и призеры крупнейших международных спортивных соревнований;
  • обладатели высоких государственных наград (например, орден «За службу Родине»);
  • начальникам партизанских бригад.

Устанавливается такая пенсия специальной Комиссией при Совете Республики.

С 1 января 2021 года на полгода вырастет пенсионный возраст, а также минимальный страховой стаж, который необходим для получения трудовой пенсии. Это очередное плановое поэтапное повышение. Со следующего года введут изменения по пенсиям для многодетных матерей, которые сейчас могут попасть в «пенсионную ловушку», и для людей с инвалидностью. Новшества появятся и для работников с неполным страховым стажем.

Так, в 2021 году пенсионный возраст для мужчин составит 62 года и 6 месяцев, для женщин – 57 лет и 6 месяцев. В 2020 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021 года он увеличится на полгода до 18 лет.

На выплату пенсий в 2021 году запланирована сумма чуть больше 1 миллиарда 250 миллионов рублей. Это примерно на 10% больше, чем на нынешний год. В ФСЗН сообщали, что на 2021 год запланировано как минимум одно повышение трудовых пенсий.

Пенсии в этом году, как и в целом в ближайшую пятилетку, планируют поднять и удержать на уровне 40% от средней зарплаты. К этой планке чиновники стремятся последние годы, но взять эту высоту если и удается, то в отдельные месяцы.

Одна из задач на 2021 год, которую поставило правительство, — жестко контролировать цены, импорт. В Совмине уверяют, что делать это намерены «экономическими методами, не запретительными». Годовая инфляция на социально значимые товары программой социально-экономического развития на 2021 год запланирована на уровне 4,9% (декабрь к декабрю). В целом годовая инфляция на 2021-й запланирована на уровне 5% (декабрь к декабрю).

Предпосылок, чтобы вписаться в 2021 году по годовой инфляции в 5%, немного. В том числе из-за непредсказуемости по пандемии, нестабильной социально-экономической и общественно-политической ситуации в стране. Тем более что с начала года подняли НДС на лекарства, медизделия, продовольственные и детские товары, что должно отразиться на ценах в рознице.

Чиновники, несмотря на неуверенность в восстановлении в 2021-м году мировой экономики (читай — и белорусской), рассчитывают на рост реальных доходов населения. Премьер-министр Роман Головченко заявлял, что одна из ключевых задач на 2021 год — «не только не допустить падения жизненного уровня, но и увеличить реальные доходы населения».

Реальные располагаемые доходы населения, по планам чиновников, должны вырасти на 1,6%.

Курсовая политика, как и раньше, будет проводиться в режиме плавающего курса, говорится в программе основных направлений денежно-кредитной политики на 2021 год. Такой формат «допускает проведение валютных интервенций для сглаживания резких колебаний курса белорусского рубля, а также приобретение иностранной валюты для пополнения золотовалютных резервов».

По планам правительства, уровень безработицы по методологии МОТ должен быть в 2021 году в пределах 4,2−4,4%.

Накануне обнародовали план правительства по рынку труда и содействию занятости на ближайшие 5 лет. К примеру, в нынешней пятилетке, которая началась в 2021-м, чиновники намерены заняться сокращением избыточной занятости работников, взяться за «закореневшую проблему» — рост производительности труда, которую не удается решить не первый год.

Если говорить про 2021 год, то уровень безработицы среди населения в трудоспособном возрасте, по планам чиновников, не должен превысить 4,4% в целом по стране. Если смотреть по регионам, то в Гомельской области этот показатель не должен превышать 5,6%, а в Минске — 3,4%.

Уровень безработицы среди населения в возрасте 16−30 лет в целом по стране не должен превышать в этом году отметку в 6,7%.

Чиновники также намерены снизить количество работников, которые заняты на рабочих местах с вредными или опасными условиями труда. К примеру, в организациях, которые входят в состав МВД, — до 1,8 тысячи человек, Минпрома — 50,9 тысячи, Минтранса — 37,2 тысячи, Минстройархитектуры — до 24 тысяч.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *