Услуги по технической поддержке пожарной сигнализации в июле 2021г

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Услуги по технической поддержке пожарной сигнализации в июле 2021г». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Закупки корпоративных заказчиков

Номер извещения

ГП014942

Уникальный номер закупки

Регламент технического обслуживания системы АПС на 2021 год

Согласно пункту 54 новых Правил противопожарного режима «При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия».

Если проектная документация была разработана по СП 5.13130.2009 — значит и монтаж систем противопожарной защиты проводится также по СП 5.13130.2009. Если проект разработан по СП 484-486.1311500.2020 — значит монтаж проводится по СП 484-486.1311500.2020. Дело не в датах, а в самом своде правил, по которому спроектированы системы противопожарной защиты.

Если заказчик хочет монтаж систем противопожарной защиты по новым нормам, а проектная документация прошла уже согласование по старым нормам, значит заказчику придется заплатить за разработку и согласование новой проектной документации.

Если заказчик не готов тратиться на новый проект (при наличии уже согласованного проекта по старым нормам) — используйте вышеупомянутые разъяснения, чтобы обосновать проведение монтажа пожарной сигнализации и пожаротушения по старым нормам.

Российская Федерация вот уже десять лет выступает в роли полноправного члена союзного объединения, которое сначала носило название Таможенного союза, а теперь называется Евразийским экономическим союзом. В целях упрощения межгосударственного взаимодействия и активизации торгового оборота между странами-участницами в рамках Союза создается единая нормативная база, устанавливающая требования к безопасности и качеству разных видов товаров.

Для каждой конкретной группы продуктов разрабатывается отдельный технический регламент. В общей сложности с момента начала работы в этом направлении приняты и вступили в действие уже более 40 таких документов. Однако до последнего времени в области выполнения требований пожарной безопасности государства, входящие в состав ЕАЭС, руководствовались национальными нормативами. Это связано с высоким уровнем сложности и ответственности контроля в рассматриваемой области, поскольку непроработанность надзорных и административных процедур обусловливает серьезные риски, включая риски для здоровья граждан и даже их жизни.

Однако сейчас в этом направлении наконец произошли серьезные подвижки. С 1 января вступил в действие техрегламент ТР ЕАЭС 043/2017, который содержит единые требования, устанавливаемые для средств и техники, используемой для тушения пожаров и выполнения правил пожарной безопасности. Как ясно из кодового обозначения, включенного в название регламента, рассматриваемый текст был разработан еще в 2017 году. Однако, как это обычно делается при принятии таких нормативных документов, момент его вступления в силу был отложен, чтобы все вовлеченные субъекты имели возможность изучить новые требования и внедрить их в свои бизнес-процессы.

Порядок использования регламента 043/2017 утвержден решением Комиссии ЕЭК от 23 июня 2017 года N 40. Этот нормативный документ распространяет свое действие на следующие категории продуктов:

  • вещества, применяемые для тушения возгораний, включая порошки и пенообразователи;
  • средства обеспечения огнезащиты для разных типов конструкций;
  • электромонтажная продукция погонажной группы;
  • огнетушители;
  • автономные типы устройств, используемых для тушения возгораний;
  • пожарные краны и шкафы;
  • средства для тушения пожаров мобильного типа;
  • технические элементы, применяемые в виде компонентов систем пожарной автоматики, включая системы пожарной сигнализации, оповещения, автоматического управления эвакуацией граждан в случае возгорания и проч.;
  • технические элементы, применяемые в роли компонентов автоматических систем тушения возгораний, включая автономные, модульные и роботизированные установки пожаротушения;
  • роботизированная техника для тушения возгораний;
  • специальные средства защиты органов дыхания и зрения от продуктов горения;
  • защитная одежда для пожарных, а также профессиональные средства защиты отдельных частей тела;
  • устройства и техника для спасения людей, находящихся на высоте, в случае пожара;
  • инструменты для осуществления спасательных и иных работ при пожаре;
  • дополнительное снаряжение, используемое для организации работы пожарных;
  • пожарная техника и оборудование;
  • вещества и материалы для заполнения проемов и организации противопожарных преград;
  • технические приборы, входящие в состав систем противодымной вентиляции.

Перечисленные продукты для продажи на рынках государств, входящих в состав ЕАЭС, теперь должны иметь особую разрешительную документацию, оформленную по новым правилам.

По правилам установленным новым нормативным документом, в 2021 году ответственность за оформление необходимой разрешительной документации согласно нормативам нового технического регламента возлагается на заявители. В этой роли может действовать производитель или продавец товара, а также его импортер – в случае, если организация, которая производит такие продукты, располагается вне границ Евразийского таможенного союза. В целях подтверждения соответствия установленным нормативам техрегламентом выделяются два основных типа процедур:

  • сертификация;
  • декларирование.

Правом выполнения необходимых операций для установления соответствия товара актуальным нормативам наделены только уполномоченные сертификационные центры. Они должны пройти процедуру аккредитации в ЕАЭС. Процесс проверки с выполнением требуемых испытаний и исследований должен быть организован в условиях специальной лаборатории, которая также должна пройти процедуру аккредитации. В случае успешного прохождения продуктом процесса оценки соответствия на него оформляется сертификат или декларация. Максимальный срок действия этого документа для серийных продуктов составляет 5 лет. Если же документ оформляется на партию продукции или единичный товар, срок его действия не определяется. В качестве дополнения к выдаваемому сертификату или декларации на сам товар или его упаковку наносят уникальную маркировку, которая подтверждает его соответствие нормативам ТР ЕАЭС 043/2017.

В целях организации постепенного перехода к новым требованиям и минимизации отрицательного влияния процесса внедрения техрегламента ЕАЭС на состояние рассматриваемой отрасли на этапе начала его применения устанавливается переходный период. Правила работы участников рынка в течение этого срока определены положениями Решения Коллегии ЕЭК от 26 сентября 2017 года N 125.

Согласно этому документу, средства тушения пожаров, которые прошли сертификацию или декларирование по национальным правилам до даты вступления в действие ТР ЕАЭС 043/2017, могут продолжать обращаться на рынке без оформления дополнительной документации в течение ограниченного времени. Решением № 125 устанавливается, что выданные им документы будут применяться до окончания срока их действия. При этом максимальный срок их использования ограничивается 18 месяцами после вступления в силу интересующего нас техрегламента.

Это значит, что такая документация в наиболее благоприятном случае может действовать в течение 2020 года и шести месяцев 2021 года. По окончании этого периода документы перестанут давать право на обращение товара на рынке, даже если срок их действия еще не закончился. В этой ситуации производителю или продавцу нужно будет оформить разрешительную документацию по новым правилам.

До середины 2021 года также разрешается производство и выпуск на рынок товаров, которые отвечают нормативам национальных технических регламентов; однако маркировать их единым знаком, подтверждающим соответствие ТР ЕАЭС 043/2017, нельзя. Наконец, можно изготавливать и продавать продукты, которые раньше не подлежали прохождению обязательной процедуры оценки соответствия, однако подпадают под действие нового техрегламента.

В национальных правилах обеспечения пожарной безопасности и выполнения контроля за соблюдением таких требований в 2021 году тоже произойдут серьезные изменения. При этом в реальности они нацелены на более долгосрочную перспективу. Так, в 2021 году МЧС в качестве пилотного проекта по увеличению степени цифровизации процедур надзора планирует внедрить на ряде предприятий систему дистанционного контроля за работой автоматических систем противопожарной защиты предприятий.

Предполагается, что такая система обеспечит возможность следить за работой таких установок в режиме реального времени. Если по какой-то причине автоматические системы на объекте отключены или работают с перебоями, такая информация будет оперативно поступать на контрольный пункт МЧС. Собственник объекта или эксплуатирующая его организация по электронной почте получит оповещение об обнаруженной проблеме, в котором будет содержаться предупреждение о необходимости ее ликвидации. Если это не будет сделано, информация о нарушении будет передана в прокуратуру, а к ответственным лицам применят установленные меры административного воздействия.

2020-21 годы станут первым временным периодом, в течение которого будут в полном объеме применяться поправки, недавно внесенные в постановление Правительства от 25 апреля 2012 года N 390. Этот нормативный документ устанавливает правила организации противопожарного режима на разных категориях объектов.

Этот нормативный документ применяется уже несколько лет, однако в 2019 году в него был внесен ряд серьезных изменений. Это произошло в связи с вступлением в действие постановлений Правительства от 7.03.2019 N 248 и от 20.09.2019 N 1216. Согласно рассматриваемым правовым документам в этой области вводятся следующие новые требования:

  • торговые объекты освобождены от ряда ранее установленных обязанностей. В список упраздненных входит обязанность организовывать круглосуточное дежурство персонала — теперь это не требуется даже в тех ситуациях, когда их работа предполагает ночное нахождение людей в торговой точке. Кроме этого, сокращена зона действия запрета на выполнение погрузки и выгрузки товаров по путям эвакуации: теперь в рабочее время объекта нельзя занимать для этих целей только те из них, которые непосредственно организованы для эвакуации покупателей;
  • для ряда отдельных объектов установлена возможность курения табака в случае, если здесь организованы специальные места для курения. К таким объектам теперь относятся склады, базы, злаковые поля, сенокосные территории, хлебоприемные пункты, взрыво- и пожаоопасные участки, производства, где используются легковоспламеняющихся вещества, и некоторыеиные объекты. Ранее курение в таких местах было полностью запрещено;
  • необходимость указания категории пожарной и взрывной опасности, а также класса зоны на дверях большей части помещений, имеющих складское или производственное назначение. Единственным исключением из состава этого требования становятся помещения, которые в соответствии с действующим порядком входят в категорию Д;
  • запрет использования открытого огня на балконах и лоджиях, расположенных на объектах жилого назначения, включая многоквартирные дома, общежития и гостиницы;
  • необходимость информирования зрителей, посещающих культурные и зрелищные объекты, о требованиях действующих правил пожарной безопасности, а также местах расположения средств тушения возгораний и расположении эвакуационных выходов. Такое информирование должно выполняться путем трансляции голосового сообщения до начала сеанса, спектакля или шоу;
  • согласно требованиям пожарной безопасности установлены новые правила организации работы медицинских организаций, а также оформления проектной документации для таких объектов. В стационарных организациях, которые предполагают пребывание пациентов с тяжелыми заболеваниями, ограничивающими возможность самостоятельного передвижения, а также детей, палаты для этих категорий пациентов должны располагаться в основном на первых этажах. При этом в цокольных этажах медицинских организаций запрещено размещать кладовые и склады, если это прямо не указано в проектной документации.

Контроль за выполнением установленных правил будут выполнять сотрудники МЧС.

Изменения в правилах пожарной сертификации в 2021 году

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

2. Лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее — лицензируемая деятельность) осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — лицензирующий орган).

3. Лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, предусмотренному приложением к настоящему Положению.

4. Лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии или лицензиата зданий (сооружений, помещений) по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, для размещения работников, оборудования, инструментов и технических средств;

б) наличие у соискателя лицензии или лицензиата оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, согласно перечню, предусмотренному частью четвертой статьи 24 Федерального закона «О пожарной безопасности», прошедших поверку в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений», и технической документации на них, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;

в) наличие в штате у соискателя лицензии или лицензиата работников (при выполнении 1 или 2 видов работ (услуг) — не менее 2 человек, при выполнении 3 или 4 видов работ (услуг) — не менее 3 человек, при выполнении 5 и более видов работ (услуг) — не менее 5 человек), заключивших с соискателем лицензии или лицензиатом трудовые договоры, имеющих:

высшее или среднее профессиональное образование в области лицензируемой деятельности, либо прошедших профессиональное обучение в области лицензируемой деятельности;

минимальный стаж работы (не менее чем у 50 процентов работников) в области лицензируемой деятельности, составляющий 3 года;

г) прохождение лицами, указанными в подпункте «в» настоящего пункта, не реже 1 раза в 5 лет обучения в области лицензируемой деятельности применительно к выполняемым работам (оказываемым услугам) по дополнительным профессиональным программам программам повышения квалификации либо по основным программам профессионального обучения — программам повышения квалификации рабочих и служащих;

д) выполнение лицензиатом требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

5. К грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами «б» и (или) «д» пункта 4 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

6. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет или направляет в порядке, установленном статьей 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», заявление с приложением копий документов:

а) подтверждающих наличие у работников, указанных в подпункте «в» пункта 4 настоящего Положения, необходимого образования и соответствующей квалификации;

б) подтверждающих стаж работы работников, указанных в подпункте «в» пункта 4 настоящего Положения, или заверенных в установленном порядке выписок из указанных документов;

в) подтверждающих наличие у соискателя лицензии зданий (сооружений, помещений), указанных в подпункте «а» пункта 4 настоящего Положения;

г) подтверждающих наличие у соискателя лицензии оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерений, указанных в подпункте «б» пункта 4 настоящего Положения;

д) подтверждающих наличие сведений о результатах поверки средств измерений в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений или результатов поверки средств измерений, выполненных до 24 сентября 2020 г., которые должны быть удостоверены знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средств измерений, заверенной подписью поверителя и знаком поверки;

е) подтверждающих прохождение работниками обучения, указанного в подпункте «г» пункта 4 настоящего Положения.

7. Прием лицензирующим органом заявления и документов, указанных в пункте 6 настоящего Положения, принятие решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии и об аннулировании лицензии, а также формирование государственного информационного ресурса, формирование и ведение реестра лицензий, предоставление информации по вопросам лицензирования осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.

7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах.

9. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.

10. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.


С 2021 г. вводится новый порядок лицензирования деятельности по монтажу, техобслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Уточнены лицензионные требования, особенности выполнения отдельных процедур. При подготовке новых правил учтен риск-ориентированный подход. Как и ранее, лицензированием занимается МЧС.

Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.

Как я вижу текущую ситуацию. Последние существенные нормативные изменения в нашей сфере были в 2010-2012 годах. При этом вскоре после этих изменений в комьюнити инженеров сформировалось мнение, что они довольно «рыхлые». Они допускают разные трактовки, содержат противоречия, не закрывают все области применения.

При этом стопка диктующих документов уже давно переросла «Москву-Сити», и постичь их суждено только избранному (ну или искусственному интеллекту от ВНИИПО, если такой когда-нибудь появится). Регуляторная гильотина немного срезала их, но на месте отрубленных голов выросло по три новых: ФЗ, ГОСТов, СП, ПП и пр.

Для заказчиков необходимость реализации всех этих требований выглядит как дополнительные затраты, поэтому в попытке экономии средств они часто стараются выполнить их в минимально необходимых объемах. Это приводит к тому, что пожаров не становится меньше, а это, в свою очередь, вызывает ужесточение требований со стороны МЧС.

Статистика по динамике пожаров, и правда, не очень обнадеживающая. В 2008 году её попробовали исправить с использованием методики «следите за руками» — изменили критерии, кого считать погибшим при пожаре (перестали считать погибшими при пожаре тех, кто не погиб на месте возгорания, а, например, скончался позже в больнице). В 2019 году, правда, вернулись к более справедливому сбору данных: «Погибшим на пожаре признается лицо, смерть которого наступила на месте пожара или умершее от его последствий в течение 30 последующих суток».

Но статистика — поле интереса небольшого числа людей, а вот про «Зимнюю вишню» слышали все. Всё это и показало низкую отдачу в исполнении противопожарного режима и условности контроля за его исполнением на местах.

Обратная сторона медали тоже есть. Даже добросовестный собственник не застрахован от карательной дубинки, спрятанной в обилии нормативки, вариативности в трактовках этих норм, ведущей к злоупотреблениям на местах.

Всё это вместе и привело к изменениям, о которых я рассказываю.

Легкий оффтоп о том, как я вижу ситуацию в прекрасной России Будущего.

Вообще нужно понять, а с какого такого у инвестора должна появиться мотивация вкладывать кровные средства в пожарную безопасность? Для этого приоткроем шторы и ладонью растворим слой морозного узора на окне в Европейский Союз.

А там и увидим, что такая мотивация появляется на рынке с приходом обязательного страхования и страховых компаний, работающих с рисками. Цель которых — не выписать штраф за просроченный огнетушитель или за неработоспособную систему оповещения, а увеличить владельцу регулярный страховой взнос на основании выявленных недостатков. Такой подход работает в обе стороны: если владелец вложился финансами в модернизацию систем, он получает меньший страховой взнос, так как риски стали ниже. А при возникновении происшествия оно не разоряет его, поэтому данный подход хорошо зарекомендовал себя как рыночный механизмам регулирования. Как пример, посмотрите, как изменилась жизнь автолюбителей с приходом ОСАГО.

Среди других положительных сторон: появление финансовых средств в данном секторе жизнедеятельности общества, развитие частных экспертиз, снижение коррупционных составляющих, снятие части обременения с госструктур, позволяющее им фокусироваться на других важных задачах, исходя из специфики их функций, подготовка профильных специалистов высокого класса с достойным уровнем дохода и пр. Ну а главное, это приводит к снижению числа человеческих и материальных потерь, повышению безопасности и комфорта граждан в своей стране.

Во-первых, в новых стандартах взят курс на гармонизацию отечественных и европейских норм. Основные пересечения происходят со стандартами Европейского союза (EN) и британскими национальными стандартами (BS). Акцент сделан на полезном заимствовании, повышению требований к отказоустойчивости системы, избавлению от избыточных требований.

Приведу конкретные примеры:

  1. Введены требования к наличию уровню доступа для пожарных приборов, благодаря которым осуществляется дифференциация функций управления для диспетчеров, эксплуатации и инженеров технического обслуживания. Данный функционал уже есть в европейских приборах благодаря EN 54-2. Некоторым же отечественным приборам нужна доработка или ставить приборы придётся только на пожарном посту, согласно п. 5.12 СП484.

  2. По новым правилам должна быть предусмотрена защита приборов от системной ошибки, если на прибор подключено более 512 пожарных извещателей (ПИ) или контролируемая ими площадь более 48 000 кв. м. Годнота в том, что определение системной ошибки раскрыто: неисправность прибора, вызванная полным или частичным отказом (сбоем) процессора(ов) или устройства хранения информации о конфигурации прибора.

    Отмечу, что на рынке встречается две основные разновидности выполнения этого требования: а) резервирование платы с контроллером (процессором) и устройствами хранения данных в приборе модульного типа и б) резервирование функций одного прибора другим (Master-Slave).

    Аналогичные требования изложены в п.13.7 EN54-2 и п.4.5.3.1 EN54-13. Они приводят к необходимости децентрализации и построению распределённых систем на контроллерах с ёмкостью до 512 устройств или к применению приборов большей ёмкости, но с защитой от системной ошибки.

    По моим наблюдениям, даже в проекты, где использовали титулованных вендоров, проектировщики редко закладывали резервный контроллер ввиду избыточности по текущим нормам и с точки зрения экономии бюджета. С 1 марта, соответственно, сэкономить уже не получится.

  3. В новом СП484 п.п.6.3 вводится понятие и требования к зоне контроля пожарной сигнализации (ЗКПС). Это сделано для того, чтобы сегментировать объекты защиты для повышения отказоустойчивости системы пожарообнаружения. В частности, в ЗКПС может включаться не более 32 пожарных извещателей в одном или смежных помещениях. При этом единичная неисправность в линии связи ЗКПС не должна приводить к одновременной потере автоматических и ручных датчиков, а также к нарушению работоспособности других ЗКПС. Единичная неисправность включает в себя обрыв или короткое замыкание в шлейфе. Таким образом применять нужно кольцевой шлейф непосредственно внутри ЗКПС, а по границам ЗКПС ставить изоляторы КЗ. По данному пункту идёт прямое пересечение с Приложением С и п.12.5.2 EN54-2. Согласно этих требований мы приходим к кольцевой топологии шлейфов и к увеличению количества изоляторов КЗ (менее удобный путь) или к применению адресных устройств со встроенными изоляторам КЗ (более удобный путь).

Интересно, что в перечень зданий, которые должны быть обязательно оборудованы пожарной сигнализацией, попали частные жилые дома — см.п.6.2 Таблицы-1 СП486, где сказано: «Оборудуются автономными дымовыми пожарными извещателями независимо от площади». Напомню, что автономные ПИ не только обнаруживают признаки возгорания, но и имеют средства оповещения о сработке.

В данной сфере крайние значительные перемены в законодательной базе были введены в 2010-2012 годах. Совсем скоро после этого в инженерном сообществе возникло видение, что перемены слишком поверхностные. Они допускали различные трактовки, имели много противоречий, не затрагивали все сферы применения. Помимо изменения базовых стандартов возникло много новых ФЗ, документов и прочего, из-за чего проблем у проектировщиков, монтажников и заказчиков становилось все больше.

Со стороны заказчика необходимость реализовать все эти требования сопряжена с дополнительными расходами, поэтому они стараются обычно реализовать их в минимально необходимых объемах, чтобы экономить средства. В результате пожаров не становится меньше, поэтому со стороны МЧС выставляются все более жесткие требования.

Все эти факторы привели к тому, что в законодательстве необходимы были изменения, которые позволят улучшить положение.

П. 6.6.5 СП 484.1311500.2020 содержит конкретные сведения. Зона контроля точечных ИП имеет форму круга, аспирационных ИП – совокупность зон контроля отверстий воздухозабора, линейных ИП – протяженные участки шириной в два радиуса в соответствии с параметрами высоты помещения.

В СП5.13130.2009 указаны точные радиусы действия точечных ПИ для всевозможных высот помещения, где они будут использоваться. Монтаж извещателей допускается произвольный, по квадратной либо треугольной решетке. В стандарте прописаны все значения расстояний и радиусов действия ПИ в соответствии с использующимися типами.

Лицензионные требования, вступающие в силу с 01 января 2021 года

Вне зависимости от класса ПИ и высоты обслуживаемой зоны радиус контроля составляет 6,27 м. Отверстия в трубах допускается размещать по треугольной либо квадратной решетке. При наращивании численности отверстий в трубах достигается существенное наращивание расстояния между устанавливаемыми излучателями.

В п. 6.6.23 для ПИ класса А наибольшая разрешенная высота пространства прописана равной 30 м, для класса В – 18 м, для класса С – 12 м, В п. 6.6.23 указана возможность защиты ПИ высокостеллажных складских пространств до 40 м высотой, при этом они монтируются в два уровня. Это значительно расширило возможности использования аспирационных извещателей на фоне линейных ПИ.

В СП5.13130.2009 прописаны расстояния для установки тепловых ПИ. Например, для точечных тепловых ПИ в пространствах высотой до 3,5 метров радиус действия составляет 3,55 м. На базе этих сведений при монтаже приборов по квадратной решетке наибольшее допустимое расстояние между ними будет равно 5,02 м, а расстояние до стены 2,51 м.

Для помещений большей площади допускается расположение по треугольной решетке с определенными расстояниями между отдельными ПИ.

В СП 5.13130.2009 прописано, что в пространствах высотой не более 3,5 метров наибольшее расстояние между ПИ составляет до 5 метров, а при радиусе зоны защиты ПИ до 3,55 м допускается монтаж приборов на отдалении до 7,1 м. Такое положение не касается многоточечных линейных тепловых ПИ, обеспечивающих защитную зону в формате совокупности зон контроля точечных приборов.

Так же, как в BS 5839-1, в п. 6.6.36 прописано требование касательно наименьшего допустимого расстояния от ПИ до выступающих элементов конструкций строительного объекта либо инженерного оборудования, составляющее не менее двух высот указанных компонентов. Расстояние от прибора до вертикальных поверхностей и остальных элементов, выступающих от перекрытий на 0,25 м и сильнее, должно быть от 0,5 м. Расстояние до светильников, не выступающих за пределы поверхности, не регламентируется нормативами.

В п. 6.6.37 четко прописано, что расстояние от прибора до объекта, который препятствует распространению потоков тепла и дыма в помещении измеряется по наименьшему пути от центра ПИ до самой близкой точки объекта контроля.

FireTechnics информирует, с 1-го Июля 2021 г. прекращается действие сертификатов, выданных по Федеральному Закону № 123 — «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», на продукцию, которая подлежит сертификации по ТР ЕАЭС 043/2017 — «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения».

28 декабря вступил в силу приказ МЧС № 756, который утвердил 3 готовых шаблона контрактов, которые придется применять заказчикам при любой начальной максимальной цене закупки.

  1. На монтаж систем (средств, установок) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Его необходимо применять, если предмет контракта попадает под коды ОКПД2 43.21 и 43.29. Подробнее: «Типовой госконтракт для закупок работ на монтаж систем пожарной безопасности».
  2. На техническое обслуживание таких систем (средств, установок). Его используйте, если объект закупки относится к ОКПД2 80.20. Подробнее: «Типовой госконтракт для закупок на оказание услуг по техобслуживанию систем пожарной безопасности».
  3. На поставку пожарно-технической продукции. Он обязателен, если предмет закупки имеет код ОКПД2, в частности, 22.19, 29.10. Подробнее: «Типовой госконтракт для закупок на поставку пожарно-технической продукции».

Согласно новому положению о лицензировании средства измерения должны проходить именно процедуру поверки. В предыдущем положении такой конкретизации не было, и возникало недопонимание и путаница с поверкой и калибровкой. Другим нововведением в этой области являются изменения в Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений». Суть этих изменений в том, что с 24 сентября 2020 года информация о проведении поверки оборудования должна в обязательном порядке вносится в спецаильно для этого созданный федеральный информационный фонд РОССТАНДАРТА.

Далее, при рассмотрении документов на получение лицензии МЧС, инспектор, проверяя подлинность проведенной поверки оборудования, обращает внимание на следующее: если поверка была произведена ранее 24 сентября 2020 года, то у соискателя лицензии должно быть свидетельство о поверке, а также все данные должны быть внесены во ФГИС «Аршин» — Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений РОССТАНДАРТа.

Чтобы пройти лицензирование, в штате компании должны находиться высококвалифицированные работники с соответствующим стажем работы в области пожарной сигнализации. И их количество должно соответствовать требованиям законодательных актов.

При этом лицензия МЧС на пожарную сигнализацию – процедура платная. Из года в год госпошлина меняется. Никаких наличных, оплата только перечислением денег из банка в банк с представлением платежного поручения.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным выдает лицензии в следующих областях:

  • деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров;
  • деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Для первого типа лицензий необходимо организовать собственную пожарную службу, обучить персонал и обеспечить соответствующее материально-техническое базу, что под силу ограниченному числу предприятий. Оформить лицензию на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений гораздо проще.

Тендеры: обслуживание пожарной сигнализации

Основная задача по лицензированию предприятий в сфере обеспечения противопожарной безопасности – дифференцированный отбор кандидатов, которые могли бы осуществлять данную деятельность на законных основаниях. Также лицензия МЧС требуется для тех организаций, которые участвуют в тушении пожаров и ликвидации последствий ЧС. К организациям данного профиля предъявляется ряд требований, призванных повысить их ответственность.

Юридические лица и ИП обязаны получить пожарную лицензию МЧС государственного образца в тех случаях, когда их деятельность связана с:

  1. подготовкой и реализацией проектов по монтажу пожарных сигнализаций
  2. противопожарной обработкой металлических конструкций и материалов
  3. тушением пожаров и обслуживанием водоотводов
  4. проектированием и укладкой средств для тушения пожаров
  5. на проектирование противопожарных систем
  6. на огнезащитную обработку
  7. обслуживанием и модернизацией оборудования и техники, которые используются на объектах для поддержания противопожарного режима

При отсутствии оформленной лицензии МЧС ведение деятельности по указанным направлениям запрещено и ведет к ответственности в виде крупного штрафа.

Согласно Постановления Правительства РФ от 06.10.2017 №1219 выдаются лицензии на следующие виды работ:

  1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
  2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
  3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
  4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
  5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
  6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов;
  7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
  8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах;
    Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций;
  9. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.

Чтобы оформить лицензию МЧС, нужно выполнить лицензионные требования по материально-техническому обеспечению предприятия и квалификации исполнителей — в соответствии с приложением к указанному постановлению.

Требования к персоналу, выполняющему лицензируемые МЧС работы, заключаются в следующем:

  • В штате компании должны быть работники с профильным, пожарным образованием либо специалисты с базовым техническим образованием и дополнительной подготовкой по средствам пожаробезопасности.
  • Не менее 50% штатной численности должны составлять специалисты с минимальным стажем 3 года в лицензированной фирме. Такому критерию должно соответствовать не менее половины штатной численности специалистов, а также индивидуальные предприниматели, принимающие непосредственное участие в выполнении работ. Стаж подтверждает запись в трудовой книжке и копия лицензии, полученная на предыдущем месте работы или в департаменте надзорной деятельности МЧС по запросу (на фирменном бланке).
  • Все сотрудники обязаны периодически, 1 раз в 5 лет, повышать квалификацию по профилю разрешения с получением соответствующего удостоверения.

Вторым условием получения разрешения от МЧС является укомплектованность компании измерительными приборами, приспособлениями, инструментами. Их список определяется в соответствии с выбором предполагаемых услуг.

Тендеры на обслуживание пожарной сигнализации

Извещатель пожарный дымовой 20 шт
Извещатель пожарный ручной 1 шт
Оповещатель световой 1 шт
Оповещатель звуковой 1 шт
Прибор приемно-контрольный 1 шт
Пульт контроля и управления 1 шт
Источник бесперебойного питания 1 шт
Стоимость в месяц 2000 рублей
  • О нас
  • Сертификаты
  • Политика конфиденциальности
  • Наши проекты
  • Карта сайта
  • Установка пожарной сигнализации
  • ПАК «Стрелец-мониторинг»
  • Системы речевого оповещения
  • Кнопка тревожной сигнализации
  • Проектирование охранной сигнализации

При заключении договора, предметом которого является модернизация единой функционирующей системы, не признаваемой инвентарным объектом (например, охранно-пожарной сигнализации, локальной вычислительной сети, телекоммуникационного узла связи и т.п.), расходы на его оплату отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги», с учетом стоимости закупленных исполнителем для модернизации системы оборудования и расходных материалов. По этой подстатье показываются расходы на проведение монтажных работ по установке (расширению) единых функционирующих систем (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации), таких как: охранная, пожарная сигнализация, локально-вычислительная сеть, система видеонаблюдения, контроля доступа и иные аналогичные системы, в том числе обустройство «тревожной кнопки», а также работ по модернизации указанных систем (за исключением стоимости основных средств, необходимых для модернизации и поставляемых исполнителем, расходы на оплату которых следует отражать по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ).

Обоснование. Указаниями N 65н*(1) определено, что по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» учитываются расходы по договорам на монтаж, обеспечение функционирования и поддержку работоспособности систем, не относящихся к сфере информационно-коммуникационных технологий (пожарной и охранной сигнализации, систем допуска в помещение, видеонаблюдения (в том числе с использованием удаленных веб-камер)).

Ситуация: Нужно ли в бухучете включить в состав основных средств охранно-пожарную сигнализацию ОПС. Решение о том, куда относить материальные ценности к основным средствам или материальным запасам , принимает учреждение.

По общему правилу охранно-пожарную сигнализацию ОПС включать в состав основных средств не нужно. Охранно-пожарная сигнализация ОПС выполняет свои функции предупреждение о пожаре, о проникновении посторонних в помещение только после установки монтажа в здании, сооружении, а не самостоятельно.

Сертификация в области пожарной безопасности с 1-го Июля 2021 г.

Расходы на установку (расширение) единых функционирующих систем (в т.ч. пожарной сигнализации), а также работы по модернизации указанных систем (за исключением стоимости основных средств, необходимых для проведения модернизации и поставляемых исполнителем, расходы на оплату которых следует относить на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ) относятся на подстатью 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ (п. 10.2.8 Порядка № 209н).

Согласно п. 10.2.6 Порядка № 209н, расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221 — 225, 227 — 229 КОСГУ относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (перечень расходов, которые могут быть осуществлены за счет указанного кода КОСГУ является открытым).

Минфин России в письме от 24 января 2021 г. 02-05-10/3462 разъяснил о применении КОСГУ в отношении операций по оплате договоровработ (услуг) по изготовлению оригинал-макетов путеводителей, туристических карт, справочников для туристов и другой полиграфической Читайте ответ эксперта на тему «Бухгалтерский учет и отчетность для бюджетных и некоммерческих организаций: бюджетная организация, КОСГУ, полиграфия» на ОСНО. По какому КОСГУ произвести расходы по данному договору?
V Указаний N 65н): • по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ, если принимаете его к учету в составе основных средств и будете использовать более года (п. 38 Инструкции N 157н); • по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ, если принимаете его к учету в составе материальных запасов и планируете использовать план эвакуации год или менее года (п.

Однако в отдельных случаях то же оборудование может быть приобретено для определения его ха­рактеристик (надежности, прочности, ресурса работы и т. п.). И здесь уже речь идет о его использовании в течение сравнительно небольшого промежутка времени и учете в составе материальных запасов.

Бюджетное учреждение устанавливает систему антиобледенения на кровлю. Работы (не в рамках капитального ремонта) включают в себя монтаж и все необходимые расходные материалы для системы. Какие коды КВР и КОСГУ необходимо применить?

В соответствии с п. 51.2.4.4. Порядка 132н, расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, не отнесенные к иным элементам видов расходов подгруппы 240 отражаются по элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг». Расходы на установление системы антиобледенения на кровлю в рамках договора на монтажные работы отражайте по виду расходов 244 и подстатье КОСГУ 228.

Согласно перечню расходов, приведенному по данной подстатье в приказе Минфина России № 65н, за счет нее возможно в т.ч. осуществлять расходы на «…установку (расширение) единых функционирующих систем (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации), таких как: охранная, пожарная сигнализация, локально-вычислительная сеть, система видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем, в т.ч. обустройство «тревожной кнопки», а также работы по модернизации указанных систем (за исключением стоимости основных средств, необходимых для проведения модернизации и поставляемых исполнителем, расходы на оплату которых следует отражать по статье КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств»)…».

Утвердили 3 типовых контракта для обеспечения пожарной безопасности

Закупки малого объема 3266753 / Запрос цен

Калькулятор включает в себя выполнение работ, согласно определенного регламента, скачать который можно, кликнув по ссылке. Более подробную информацию по обслуживанию пожарной сигнализации я писал здесь.

На итоговую стоимость технического обслуживания пожарной сигнализации могут влиять такие факторы, как сложность системы, техническое состояние системы. Например, если это пожарная сигнализация, построенная на оборудовании австрийской марки “Esser”, то скорее всего стоимость обслуживания пожарной сигнализации возрастет, т.к. немногие организации берутся ее обслуживать.

Или, еще такой момент: пожарная сигнализация установлена давно, ее техническое состояние удовлетворительное, но из-за долгой эксплуатации оборудование исчерпывает свой эксплуатационный срок и дает ложные срабатывания. В связи с этим выезды обслуживающей организации на заявки становятся чаще, что тоже, наверняка, повлияет на стоимость технического обслуживания пожарной сигнализации, а точнее, на ее увеличение.

Конечно, в таких случаях, когда пожарная сигнализация не в идеальном состоянии, компания – исполнитель даст все необходимые рекомендации по приведению системы в работоспособное состояние… Но, вот, только, не всегда на это дело (ремонт или модернизацию системы) деньги есть у Заказчика в полном объеме и сразу. Поэтому, иногда приходится частями доводить систему до хорошего состояния.

Кстати, хочу напомнить в очередной раз, что техническое обслуживание систем пожарной безопасности (пожарной сигнализации, пожаротушения, речевого оповещения т.д.) является обязательным требованием по нормам пожарной безопасности, а выполнять обслуживание таких систем могут только фирмы, имеющие лицензию МЧС.

Эта группировка включает:

— мониторинг или удаленный контроль электронных систем сигнализации безопасности, например охранной и пожарной сигнализации, включая их установку и обслуживание;

— установку, ремонт, восстановление и наладку механических или электронных замковых устройств, сейфов и хранилищ с последующим контролем их состояния или дистанционным наблюдением

Компании, осуществляющие эту деятельность, могут также участвовать в продаже таких систем безопасности, механических или электронных замковых устройств, сейфов и хранилищ

Эта группировка не включает:

— установку систем безопасности, таких как охранная и противопожарная сигнализации, без последующего контроля за ними, см. ОКВЭД 43.21;

— розничную продажу электрических систем сигнализации, механических или электронных замковых устройств, сейфов и хранилищ в специализированных складах, без контроля, установки или их ремонта, см. ОКВЭД 47.59;

— консультирование в области безопасности, см. ОКВЭД 74.90;

— предоставление услуг по соблюдению общественного порядка и безопасности, см. ОКВЭД 84.24;

— предоставление услуг по изготовлению дубликатов ключей, см. ОКВЭД 95.29

Согласно расшифровке кодов ОКВЭД 2, указанной во введении к классификатору ОК 029-2014 (КДЕС ред 2), группа деятельности с кодом 43.21 входит в следующие группировки

● раздел F — СТРОИТЕЛЬСТВО
● ● класс 43 — Работы строительные специализированные

[2]

Эта группа деятельности включает:
— установку электротехнических систем во всех видах зданий и сооружений гражданского строительства;
— монтаж электропроводки и электроарматуры, телекоммуникаций, компьютерной сети и проводки кабельного телевидения, включая оптоволоконные линии связи, антенн всех типов, включая спутниковые антенны, осветительных систем, пожарной сигнализации, систем охранной сигнализации, уличного освещения и иного электрооборудования на автомобильных дорогах, энергообеспечения наземного электротранспорта и электротехнического сигнального оборудования, освещения взлетно-посадочных полос аэропортов и космодромов, электрических коллекторов солнечной энергии;
— выполнение работ по подводке электросетей для подключения электроприборов, кодовых замков, домофонов и прочего оборудования, включая плинтусное отопление.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *