Визуальная фиксация нарушения ПДД инспектором
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Визуальная фиксация нарушения ПДД инспектором». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Правовые отношения между автомобилистом и инспектором точно регламентируются законом. Закон гласит, что требовать документы при останове инспектор может только на стационарном посту. Во всех остальных случаях водитель имеет право отказать в подобном требовании. Кроме того, есть ряд случаев, в которых должностное лицо внутренних органов вообще обладает правом останавливать ТС.
Важно понимать, что являет собой стационарный пункт ГИБДД – это место, где наряд несет службу. На нем должно быть оборудовано служебное помещение, оно должно иметь техническое оснащение, специальные средства для определения правонарушения. Также на стационарном пункте имеются инженерные и другие сооружения, за каждым из них закрепляется зона ответственности.
Как инспектор ГИБДД визуально определяет нарушение
Как уже упоминалось, есть только некоторые причины, согласно с законом, по которых инспектор ГИБДД имеет право останавливать автотранспорт и, естественно, требовать при этом предъявить документы для проверки. Если инспектор вас остановил, то обязан озвучить одну из таких причин.
- Визуальное определение или фиксирование нарушений ПДД. В последнем случае должно имеется подтверждение его с применением спецтехнических средств.
- Когда инспектор имеет ориентировку, данные от дежурного инспектора и т.д. Эта информация может касаться причастности водителей/пассажиров к совершению противоправных действий как на дороге, так и вне ее.
- Если сотрудник ГИБДД имеет данные относительно использования автотранспорта в любых незаконных действиях. В случае наличия предположений, что автомобиль находится в розыске.
- Если требуется осуществить опрос водителя/пассажиров, в случае, когда они могут знать некоторые обстоятельства любого нарушения ПДД или других правонарушений, либо они были их очевидцами.
- Если есть необходимость привлечь водителя/пассажиров в качестве понятых.
- В случае необходимости исполнения распорядительных и регулировочных действий. К примеру, проезд воспрещен, перекрыта дорога, проезд дальше опасен, так как существует угроза обвала и т.д.
- В случае возникновения у инспектора необходимости воспользоваться ТС. Например, есть необходимость доставки раненого, а автомобиль инспектора сломался. Если необходимо совершать погоню за преступником, а авто полиции неисправно (в этом случае водителем собственной машины остаетесь вы, но обязаны исполнять указания инспекторов относительно того, куда и как ехать).
- В случае необходимости привлечения водителя для предоставления помощи другим участникам дорожного движения, инспекторам ГИБДД.
- Когда проводятся спецрейды для проверки водителей, пассажиров, грузов. Например – это может быть незаконное использование оружия водителями, перевозка опасного груза и т.д.
- Проверка документов, которые обязаны быть у водителя в обязательном порядке, их перечень указаны выше. Осуществлять подобную проверку можно только на стационарных пунктах.
Никаких других причин быть не может, но тут есть свои нюансы, ведь инспекторы могут прикрываться какой-либо причиной, даже если таковой на самом деле нет. Так, например, под поводом проведения рейда, или, быть может, вы для инспектора очень похожи на какого-то правонарушителя – вариантов масса.
Если вас интересует, может ли инспектор ГИБДД определить нарушение с первого взгляда, то ответ тут однозначен – да. Так как пересечение сплошной линии, остановку под запрещающим знаком или проезд под «кирпичом», виляние по дороге можно без проблем определить и вполне обосновано остановить для выписки штрафа, проверки документов либо выяснения обстоятельств неадекватного поведения на дороге.
Часто причиной остановки инспекторы указывают не пристегнутый ремень. Потому вполне резонно возникает вопрос: может ли инспектор ГИБДД визуально определить нарушение ремень? Тут дело обстоит несколько по-другому: ведь даже если он и заметил, что вы или ваш пассажир не пристегнуты, требуется в обязательном порядке фото или видео фиксация данного факта.
По законодательству каждый водитель обязан иметь при себе определенный перечень документов и по требованию предъявлять для проверки. Речь идет о следующих:
- удостоверение водителя соответствующей категории;
- регистрационные документы на транспортное средство, если есть прицеп, то и на него;
- полис обязательного страхования гражданской ответственности.
Инспекторам хотелось бы, чтобы водители всегда предоставляли для проверки интересующие их документы, но вот по закону выполнять подобное требование автомобилисты имеют право, только если для остановки их транспортного средства были основания. Именно поэтому многих интересует ответ на вопрос, должен ли инспектор ГИБДД предоставлять видеозапись нарушения.
По приказу МВД №185 основанием для остановки могут быть признаки нарушений правил дорожного движения, установленные визуальным способом или с использованием технических средств.
Из этого следует, что, если инспектор увидел, что автомобиль выехал на встречку, он останавливает его, и просит водителя предъявить документы, тот в ответ должен предоставить их.
Внимание! Если вас остановили без причины, то вы имеете права не предъявлять документы. Но! Требуются доказательства того, что остановка незаконна. В противном случае вы будете привлечены к ответственности по статье 19.3 Кодекса об административных правонарушениях.
Если вы четко не знаете, обязан ли инспектор ДПС предъявлять видео о нарушениях, не нужно рисковать и нарушать закон.
Если ему не повиноваться, можно быть привлеченным к ответственности и понести наказание в виде наложения штрафа в пределах 500-1000 рублей, а также ареста до 15 суток.
В большинстве случаев инспекторы стараются применить максимально строгое наказание по отношению к водителю, безосновательно не согласившегося предоставить для проверки удостоверение, регистрационный документ и страховой полис.
Если вам поступило предложение пройти в автомобиль ДПС с целью составления протокола, вы также можете отказаться и не согласиться в предъявляемыми обвинениями.
Что касается того, должен ли инспектор ДПС предъявлять доказательства нарушения, то по закону автомобилист имеет право потребовать их. Но данная ситуация неоднозначна.
До того момента, как инспектор не начал составлять протокол об административном нарушении, а также до возбуждения дела, требование со стороны водителя ознакомить его с материалами по делу является безосновательным.
Как инспектор ДПС должен доказать ваше нарушение? Перед тем, как ответить на вопрос, хотелось бы отметить, что презумпция невиновности в данном случае не действует.
Должен ли инспектор ДПС предъявлять доказательства нарушения ПДД?
Согласно действующему законодательству, а в частности, ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, инспектор ГИБДД, остановивший водителя за нарушение правил ПДД и составивший соответствующий протокол о таком нарушении, обязан ознакомить со всеми материалами дела водителя остановленного транспортного средства.
Стоит учесть тот факт, что инспектор ГИБДД до момента возбуждения дела об административном правонарушении может только указать, на каком основании было остановлено транспортное средство, а предоставлять доказательства в данном случае не обязан.
Лишь после того, как административное дело будет возбуждено, ознакомление водителя с его правами и материалами дела входит в прямую обязанность сотрудника инспекции.
Доказательства являются неотъемлемой частью дела об административном правонарушении, поэтому при первом требовании сотрудник ГИБДД, составивший протокол, обязан их предоставить водителю.
Согласно административной процедуры, как только на гражданина начали составлять протокол, он получает право, на основании 25.
1 КоАП, «знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства» и т. п. static.mvd.
ru Кроме того, административный регламент требует от инспектора разъяснить водителю-нарушителю суть его прегрешения перед ПДД и КоАП.
Однако нигде, ни в одном законе или подзаконном акте не сказано, что дпсник обязан предъявить водителю видеозапись его нарушения. Тем более, что другая статья КоАП, — 26.
1 — говорит, что по административному делу доказательствами могут служить любые фактические данные, на основании которых устанавливается вина водителя.
И правда: кому охота оформлять кипы протоколов на 500—1000 рублей, когда пара-тройка сговорчивых «встречников» в течение каждой смены позволяет прекрасно себя чувствовать не только членам патруля, но и их начальнику, и начальнику начальника? Так или иначе, но все большее распространение служебных камер видеофиксации среди широких масс сотрудников ГИБДД на местах приучило водителей, что любое нарушение ПДД обязательно должно быть зафиксировано на видео. И даже если запись существует, но полицейский ее по каким-то причинам не показывает, то нарушения ПДД как бы и не было, а значит постановление об административном наказании можно будет успешно обжаловать. На самом деле это не так.
Закон 2019 года чётко предписывает, что любое лицо является невиновным, пока его вина не доказана. Это распространяется и на уголовное право, и на административны нарушения.
Казалось бы, ответ на вопрос, что делать, если у сотрудника ГИБДД нет фото и видеоматериалов в качестве доказательств нарушения, но тем не менее, он вменяет штраф или грозится лишением прав, достаточно прост: нет доказательств, нет и дела! Но не так всё просто, и есть в этом вопросе ряд тонкостей.
На дорогах России в 2019 году фактическое отсутствие фото или видеозаписи нарушения у инспектора ДПС практикуется довольно часто. Чаще всего фигурируют такие нарушения и привлечения по ним:
- штраф за непропуск пешехода, где у инспектора нет ни фото-/видеозаписи нарушения, ни показаний самого пешехода, ни свидетельских показаний,
- лишение прав за пересечение сплошной – причём, речь идёт не только об обгоне через сплошную без подтверждения видеозаписью, но и выезде автолюбителя с перекрёстка, когда тот задевает сплошную,
- штраф за ремень также с отсутствием доказательства нарушения,
- проезд на красный (в ряде случаев предусматривает в том числе лишение права управления),
- и даже превышение скорости без фиксации специальным радаром.
Вот мы и подошли к главному ответу на наш вопрос о неимении доказательств в виде фотофиксации или видеозаписи нарушения водителем у сотрудника ГИБДД – насколько это законно?
Инспектор не обязан показывать видео нарушения. Такой обязанности просто нигде в законе прямо не прописано. В данной ситуации есть водитель – лицо в отношении которого инспектор ведёт дело, и рассматривающий дело – непосредственно сам инспектор.
Если нарушение подпадает под лишение прав, то сотрудник ДПС уполномочен только возбудить дело протоколом, а рассматривать такое дело может только суд, куда инспектор и передаёт составленный протокол и при необходимости другие бумаги, указав в них все обстоятельства нарушения.
И в обязанности инспектора входит в том числе приобщить к делу доказательства нарушения – записать в протоколе об их наличии. В постановлении он может ничего не писать.
Но, если водитель не согласен с вменяемым ему нарушением, то протокол должен составляться в обязательном порядке (ч.2 ст. 28.6 КоАП), где и может (но не обязательно) указываться наличие доказательств.
При этом, водителю в протоколе обязательно нужно указать: «С вменяемым мне нарушением не согласен, требуется помощь защитника». Это существенно поможет при обжаловании.
Если в материалах дела доказательства не фигурируют, то судья или рассматривающее дело высшее должностное лицо всё же чаще принимают принесённые инспектором на слушание дела или на разбор доказательства в виде фото или видеозаписи нарушения (ч.1 ст. 26.2 КоАП).
Но вот водителю предъявлять и показывать по его требованию фото или видео нарушения инспектор не обязан и в таком требовании может отказать.
При этом, это вовсе не значит, что видео или фотодоказательств у него нет, просто для дальнейшего разбора, вероятно, запись будет обрезана, чтобы выдать только нужные и удобные инспектору фрагменты.
Документ объясняет, каким образом должен вести себя инспектор ГИБДД в различных ситуациях. Предыдущий был принят в 2009 году, последний в 2014. За последние три года появились новые правила, технологии и инструменты.
Если сотрудник ГИБДД пожелает проверить документы, сделать запрос, заполнить протокол, он должен сделать это по новому регламенту. Изменениям подверглись не только отдельные пункты, а весь документ теперь выпущен в новой редакции.
Но инспекторы должны действовать не только по этому регламенту. Существуют также Закон о полиции, правила освидетельствования, ПДД, оформление ДТП для ОСАГО, и их также необходимо соблюдать.
Многие эксперты заявляют, что некоторое расширение полномочий инспекторов ГИБДД приведет к их злоупотреблению. Но те же эксперты отметили, что отмена прежнего порядка будет способствовать большей выявляемости различных преступлений и их профилактике.
Инспектор не должен препятствовать ознакомлению автомобилиста со спецмероприятиями или ориентировками.
Документ может храниться на стационарном посту или в отделении ГИБДД. Инспектор может не носить их с собой постоянно. Но он не должен препятствовать водителю ознакомиться с ними.
Также на борту патрульного автомобиля должен быть номер телефона дежурной части его подразделения. Если такового нет, водитель имеет право потребовать информацию по местонахождению или телефону дежурного или ответственного должностного лица, а сотрудник должен сообщить автомобилисту эти сведения.
Узнать законные основания остановки можно, дозвонившись дежурному. Также дежурный предоставляет данные о прохождении специального мероприятия, о том, какой сотрудник находится на месте, где находится место его дислокации.
Но автомобилисту лучше быть вежливым, так как все телефонные разговоры в полиции записываются автоматически.
Остановка автомобиля инспектором ДПС возможна только при наличии определенных оснований, которые указаны в пункте 84 Административного регламента МВД от 23.08.2017 г., Приказ №664.
Сотрудник ГИБДД имеет право останавливать автомобиль, если на то имеются основания.
Рекомендация: скачайте, распечатайте и сохраните в бардачке автомобиля актуальный перечень региональных телефонов дежурных частей ГИБДД и телефонов доверия по вопросам нарушения соблюдения законодательства сотрудниками.
Такая «шпаргалка» может не раз выручить участника дорожного движения, попавшего к неквалифицированному сотруднику. Также распечатайте и положите в бардачок Административный регламент МВД.
Будьте спокойны и вежливы во время общения с инспектором ДПС. Не позволяйте ему запугивать Вас. Отстаивайте свою правоту, пользуйтесь своими правами.
Спорьте до последнего, позвольте себе оперировать понятиями из ПДД, даже если Вы не помните все формулировки наизусть (некоторые инспекторы их тоже наизусть не помнят).
Защищайте свои права, но не перегибайте палку и, разумеется, не нарушайте ПДД.
Каждый автомобилист в своей жизни на дороге наверняка сталкивался с необходимостью остановки транспортного средства инспекторами ГИБДД. Все отношения между двумя сторонами регулирует отечественное законодательство, но часто бывает так, что инспекторы трактуют закон по-своему и абсолютно безосновательно останавливают автомобили. Для того, чтобы избежать подобного злоупотребления полномочиями, важно знать законы и понимать свои права и обязанности.
Правовые отношения между автомобилистом и инспектором точно регламентируются законом. Закон гласит, что требовать документы при останове инспектор может только на стационарном посту. Во всех остальных случаях водитель имеет право отказать в подобном требовании. Кроме того, есть ряд случаев, в которых должностное лицо внутренних органов вообще обладает правом останавливать ТС.
Новость о новом приказе — не более чем «утка» СМИ. Вы можете сами проверить эту информацию на сайте правительства РФ или на сайте «Консультант+», где новые документы обновляются в день их вступления в законную силу.
Тем не менее, если бы нововведение в Приказе 185 и вступило, то новый закон бы не сильно отличался от текущего — инспекторы ГИБДД (как и любые сотрудники полиции) и сейчас могут останавливать автомобили вне стационарных постов, или, проще говоря, где угодно.
Однако не стоит забывать, что наряду с Кодексом немаловажную роль играет и сложившаяся судебная практика по административным делам, а также официальные разъяснения применения норм закона Верховным судом Российской Федерации.
Так, согласно ст. 25.6 КоАП РФ, в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.
На отечественных дорогах часто встречаются автоинспекторы, который пренебрегает использованием оборудования для проведения фото или видеофиксации нарушения ПДД. И это не мешает таким полицейским привлекать к ответственности автолюбителей, особенно по следующим нарушениям:
- Непредоставление преимущества пешеходам. При составлении протокола у инспектора ГИБДД очень часто отсутствуют видео или фотоподтверждения, показания очевидцев или непосредственно пешехода.
- Пересечение сплошной линии дорожной разметки. Это правонарушение часто фиксируется сотрудниками ГИБДД и при обгоне, и в момент, когда водитель выезжает с перекрёстка и задевает сплошную линию.
- Непристегнутый ремень.
- Проезд на запрещающий сигнал светофора. Такое нарушение может караться лишением водительского удостоверения.
Из определения понятия «презумпция невиновности» можно сделать логичный вывод о том, только визуальная фиксация нарушения правил инспектором ГИБДД без использования специальных средств, а также остановка водителя и последующее составление протокола либо оформление штрафа — это незаконно, так как никаких доказательств нарушения у инспектора нет.
Но возникает вопрос: а входит ли в обязанности автоинспекторов вести видео или фотофиксацию нарушений?
Не один нормативно-правовой акт не предусматривает для сотрудников ГИБДД такой обязанности. Согласно административному регламенту, полицейский имеет право фотографировать или вести видеозапись нарушения. Однако в обязательном порядке делать это он не обязан.
Чем больше идёт распространение и внедрение технических средств фото и видеофиксации тем больше автовладельцы приучаются к тому, что каждое их нарушение в обязательном порядке будет зафиксировано.
Многие водители придерживаются мнения, что при наличии записи, но отказе автоинспектора предоставить её для просмотра, никакого нарушения не было. Соответственно, инспектор ГИБДД не имеет права составлять постановление о наложении административного взыскания.
Такое мнение является ошибочным. Согласно правилам проведения административной процедуры и статьи 25.1 КоАП, с того момента, когда автоинспектор начал составлять на водителя протокол, последнему предоставляется право ознакомиться со всеми материалами, предоставить объяснение и доказательства своей невиновности.
Помимо этого, административным регламентом предусмотрено разъяснение водителю автоинспектором сути нарушения ПДД. Однако ни один законодательный акт не закрепляет то, что сотрудник ДПС обязан показать водителю фото или видеозапись нарушения.
Видеофиксация нарушений ПДД: правила установки, какие нарушения фиксируют?
Названную во время остановки автомобилиста причину сотрудник ДПС должен впоследствии подтвердить материально. Это могут быть фотографии, видеозаписи произошедшего, показания радара скорости или начерченная схема правонарушения. По закону инспектор только предоставляет доказательства вины водителя к ознакомлению, он не должен их комментировать или разъяснять.
К примеру, демонстрируют фото того, что на автомобиле поддельные номерные знаки. Патрульный только показывает картинку, он не обязан аргументировать свое решение. Разбираться с правомерностью его претензии будет судья. В случае с радаром, доказательство вины будет быстрым и сложно оспариваемым, так как есть показания точного прибора.
Которые, кстати, также будут продемонстрированы нарушителю уже после оформления протокола.
Одной из самых распространенных форм фиксации правонарушения является визуальная. Здесь остановка транспортного средства возможна по причине «на глаз».
Сотрудник дорожно-патрульной службы увидел, что совершается нарушение (водитель повернул в неположенном месте, припарковался, пересек двойную сплошную, пошел на обгон, несмотря на запрещающий знак).
Для определения подобных нарушений не нужны специальные приборы, так как инспектор лично становится свидетелем.
Но вот доказать визуальную фиксацию будет нелегко. Сегодня водители сразу же после остановки требует доказательства совершенного нарушения, не зная, что предъявлять их сразу полицейский не обязан.
Для того, чтобы впоследствии предъявить доказательства, что автовладелец при движении не придерживался ПДД, сотруднику ДПС необходимо зафиксировать случившееся любым подручным способом. Здесь на помощь и приходит фото и видеосъемка, результаты которой в дальнейшем прикрепляются к делу.
В протоколе обязательно должны фигурировать показания полицейского как свидетеля нарушения и упоминание о том, что позже была произведена фотофиксация происшествия.
Никто из привлекаемых лиц не обязан доказывать свою невиновность, обвинительная сторона должна доказывать вину. То есть лицо не виновно, пока не доказано обратное.
Но работает это в отношении водителя не всегда. Исключением является фиксация на камеры, тогда, независимо от того, что собственник автомобиля мог и не быть за рулём, штраф выписывается на него в любом случае – даже при отсутствии его вины.
Из презумпции невиновности следует вроде бы логичный вывод о том, что если инспектор ДПС увидел нарушение, остановил водителя, составляет протокол и грозит передать его в суд для дальнейшего лишения или же выписывает постановление со штрафом, а никаких доказательств нарушения у него нет, то водитель считается невиновным.
На дорогах России в 2019 году фактическое отсутствие фото или видеозаписи нарушения у инспектора ДПС практикуется довольно часто. Чаще всего фигурируют такие нарушения и привлечения по ним:
- штраф за непропуск пешехода, где у инспектора нет ни фото-/видеозаписи нарушения, ни показаний самого пешехода, ни свидетельских показаний,
- лишение прав за пересечение сплошной – причём, речь идёт не только об обгоне через сплошную без подтверждения видеозаписью, но и выезде автолюбителя с перекрёстка, когда тот задевает сплошную,
- штраф за ремень также с отсутствием доказательства нарушения,
- проезд на красный (в ряде случаев предусматривает в том числе лишение права управления),
- и даже превышение скорости без фиксации специальным радаром.
Нужна ли видеофиксация при непристёгнутом ремне и как оспорить штраф за это
Написать комментарий
Для фиксирования факта нарушения водителем ПДД могут использоваться следующие виды камер:
- стационарные;
- переносные;
- мобильные.
Каждый вид имеет свои возможности. Например, переносные чаще всего используются работниками ГИБДД. Большая часть таких устройств позволяет фиксировать только нарушение скоростного режима.
В 2021 г. большая часть систем видеофиксации была представлена следующими устройствами:
- «Поток»;
- «Стрелка»;
- «Кордон».
Стационарные камеры имеют больше возможностей. Без них не получится осуществлять видеофиксацию нарушений ПДД разного вида.
Кроме этого, разрешены комплексы «Авто-Ураган», «Арена», «Крис С», «Автодория», но эти варианты встречаются значительно реже.
Если водитель стал свидетелем нарушения правил другим автомобилистом, он может записать происшествие на видео. Затем ему следует отправить материал в ГИБДД для проверки, оставив свои координаты. Необходимо также запомнить номер авто нарушителя, если его не видно на записи.
При наличии оснований инспектор заведет дело об административном нарушении. Его рассмотрят, а водителя, если все подтвердится, накажут. Для этого сначала вызовут свидетеля, сделавшего фото или видео, найдут иных очевидцев, допросят предполагаемого виновника происшествия.
В последнее время возникает больше количество спорных ситуаций в связи с установкой камер видеофиксации нарушений ПДД.
Действующие правила дорожного движения говорят о том, что установленные приборы должны сопровождаться соответствующим знаком — табличкой «Фотовидеофиксация». Кроме этого, есть дорожная разметка, предупреждающая водителя о камерах видеофиксации.
Если нет соответствующего знака, дорожной разметки, и пришло постановление о наложении штрафных санкций, то оплачивать его все равно придется. Отсутствие предупреждающего знака не освобождает от штрафа.
Планируется законодательно ввести порядок установки комплексов видеофиксации нарушений ПДД с четким определением критериев места расположения приборов. Иными словами, бесконтрольное размещение камер запретят в ближайшее время.
Что изменилось с появлением нового дорожного знака “Фотовидеофиксация”?
На сегодняшний день «Стрелка СТ» является самым эффективным и оснащенным комплексом, позволяющим следить за дорогой. Видеофиксация нарушений ПДД осуществляется с помощью 1 или 2 блоков. С помощью приборов происходит распознавание номера автомобиля, фотографирование транспортного средства.
Как работает система:
- начинает отслеживать объект в зоне 1 км, при этом держит под наблюдением 4 полосы движения;
- если автомобиль едет с превышением скорости, то он отслеживается, сопровождается радаром, снимается на расстоянии 50 м от камеры;
- при использовании 1 видеоблока чаще всего контролируется полоса для маршрутного транспорта, обочина дороги.
Водители по-разному пытаются обмануть камеры. В этом случае снижение скорости перед прибором, перестроение на другую полосу не помогают. Единственный вариант — это сделать невидимым регистрационный номер, например, спрятать его за идущим впереди автомобилем.
Существуют довольно разнообразные модели, но в статье будут рассмотрены основные, которые пользуются популярностью в нашей стране.
- Стрелка. Это устройство может определять автотранспорт с помощью базы данных в памяти устройства. Возможность зафиксировать авто на расстоянии до 500 метров, включая одновременно несколько машин, определяет госномер и делает фотофиксацию на расстоянии 50 метров. Радар в устройстве способен распознать скорость и координаты автомобиля нарушителя.
- Арена. Относится к системам автоматической фиксации. Может быть передвижной и стационарной. Считывает скорость от 20 до 250 км/час. Фото делаются достаточно качественно и содержат такую информацию, как время и дата нарушения, скорость, и непосредственно сам автомобиль. Работает даже в ночное время.
- Искра. Относится к системе автоматической фиксации. Такая система устанавливается в патрульные автомобили, функционирование осуществляется, когда машина в движении или стоит на месте. Данная система может документировать и подтверждать правонарушения. Данные хранятся в системе 10 минут.
- Рапира. Относится к радарам фиксации. В основном устанавливается на участках и трассах, где аварии происходят чаще всего. Скорость фиксации до 250 км/час. Ищет авто по госномеру в запрограммированной памяти. Возможность дистанционного управления светофорами и шлагбаумами.
- Крис-1. Осуществляет контроль скорости. Госномера распознаются на авто, скорость которого не превышает 240 км/час. Автоматически составляет письмо о правонарушении. Работает только в хорошем освещении.
Перечисленные системы и радары довольно часто встречаются на дорогах, но есть еще много других различных моделей.
Комплекс способен работать только с одной полосой. Чаще всего система используется для фиксации нарушений скоростного режима. Примечательно, что комплекс способен осуществлять ряд других задач. Считывая государственные номера, система проверяет по базам данных владельца на другие виды нарушений. Если транспортное средство находится в угоне, то «Поток» это зафиксирует. При этом оперативная информация поступает на пост ГИБДД, находящийся ближе всего.
Видеофиксация нарушений ПДД скоростного режима с помощью системы «Поток» имеет свои ограничения. Она может считывать номера на автомобиле, если его скорость не превышает 150 км/ч.
В 2021 г. на базе таких установок, как «Поток», были созданы более совершенные комплексы, с большими возможностями. Именно таких камер на дорогах России за последний год появилось максимальное количество.
Новый дорожный знак может устанавливаться так же, как и табличка “Фотовидеофиксация”. При этом власти каждого региона самостоятельно решат, как именно ставить новые знаки и стоит ли оставлять старые таблички.
ЦОДД в Москве принял решение убрать все таблички “Фотовидеофиксации” до 1 сентября 2021 года. Новый знак будет установлен на всех въездах в город.
Фото и видео фиксация нарушений инспекторами ГАИ.Статья Админкодекса
Каждый автомобилист в своей жизни на дороге наверняка сталкивался с необходимостью остановки транспортного средства инспекторами ГИБДД.
Все отношения между двумя сторонами регулирует отечественное законодательство, но часто бывает так, что инспекторы трактуют закон по-своему и абсолютно безосновательно останавливают автомобили.
Для того, чтобы избежать подобного злоупотребления полномочиями, важно знать законы и понимать свои права и обязанности.
Как уже упоминалось, есть только некоторые причины, согласно с законом, по которых инспектор ГИБДД имеет право останавливать автотранспорт и, естественно, требовать при этом предъявить документы для проверки. Если инспектор вас остановил, то обязан озвучить одну из таких причин.
- Визуальное определение или фиксирование нарушений ПДД. В последнем случае должно имеется подтверждение его с применением спецтехнических средств.
- Когда инспектор имеет ориентировку, данные от дежурного инспектора и т.д. Эта информация может касаться причастности водителей/пассажиров к совершению противоправных действий как на дороге, так и вне ее.
- Если сотрудник ГИБДД имеет данные относительно использования автотранспорта в любых незаконных действиях. В случае наличия предположений, что автомобиль находится в розыске.
- Если требуется осуществить опрос водителя/пассажиров, в случае, когда они могут знать некоторые обстоятельства любого нарушения ПДД или других правонарушений, либо они были их очевидцами.
- Если есть необходимость привлечь водителя/пассажиров в качестве понятых.
- В случае необходимости исполнения распорядительных и регулировочных действий. К примеру, проезд воспрещен, перекрыта дорога, проезд дальше опасен, так как существует угроза обвала и т.д.
- В случае возникновения у инспектора необходимости воспользоваться ТС. Например, есть необходимость доставки раненого, а автомобиль инспектора сломался. Если необходимо совершать погоню за преступником, а авто полиции неисправно (в этом случае водителем собственной машины остаетесь вы, но обязаны исполнять указания инспекторов относительно того, куда и как ехать).
- В случае необходимости привлечения водителя для предоставления помощи другим участникам дорожного движения, инспекторам ГИБДД.
- Когда проводятся спецрейды для проверки водителей, пассажиров, грузов. Например – это может быть незаконное использование оружия водителями, перевозка опасного груза и т.д.
- Проверка документов, которые обязаны быть у водителя в обязательном порядке, их перечень указаны выше. Осуществлять подобную проверку можно только на стационарных пунктах.
Никаких других причин быть не может, но тут есть свои нюансы, ведь инспекторы могут прикрываться какой-либо причиной, даже если таковой на самом деле нет. Так, например, под поводом проведения рейда, или, быть может, вы для инспектора очень похожи на какого-то правонарушителя – вариантов масса.
Важно! Часто инспекторы прикрываются спецмероприятием. Но его можно достаточно быстро распознать: например, если на каждом перекрестке стоят вооруженные ГИБДДешники, или все они в парадной форме; любые другие массовые мероприятия, которые в принципе не заметить сложно.
Если же вас остановили где-то в кустах и требуют документы, то попробуйте уточнить, прописано ли подобное мероприятие в их путевом листе. Скорее всего, они не предоставят такого документа.
Но, если дело дойдет до судебного разбирательства, будет возможность заявления ходатайства о предоставлении в судовом порядке.
Если вас интересует, может ли инспектор ГИБДД определить нарушение с первого взгляда, то ответ тут однозначен – да. Так как пересечение сплошной линии, остановку под запрещающим знаком или проезд под «кирпичом», виляние по дороге можно без проблем определить и вполне обосновано остановить для выписки штрафа, проверки документов либо выяснения обстоятельств неадекватного поведения на дороге.
Будут ли присутствовать нарушения в действиях инспектора ГИБДД, если при составлении протокола он откажется продемонстрировать водителю видеозапись со служебного регистратора с подтверждением нарушения? Водители считают, что отказ продемонстрировать данную видеозапись трактуется как отсутствие доказательств, а значит — является поводом к отмене протокола. Так ли это на самом деле?
Часто инспекторы ГИБДД используют видеофиксацию на дорогах со сложной разметкой или с нелогичной расстановкой дорожных знаков. Это так называемые «рыбные» места, где малоопытные или не местные водители с чаще других нарушают ПДД.
По закону у инспектора ГИБДД должны быть доказательства правонарушения.
Но если раньше инспекторов чаще «кормила» видеозапись с фиксацией скорости, а сейчас многие из них переключились на «выезд на встречную полосу». Оно и понятно – «встречка» намного «дороже» превышения скорости.
Зачем оформлять копеечные скоростные протоколы, если можно остановить два-три «встречника», продемонстрировать им видеозаписи, и смена удалась?
Подобная распространенная практика привела к тому, что теперь все большее количество водителей требует от составляющего протокол инспектора, продемонстрировать видеозапись доказательства правонарушения. А если есть запись, но инспектор её не демонстрирует, то и нарушения правил не было, а протокол можно удачно обжаловать.
Глазами или камерой: как инспектор ГИБДД должен фиксировать нарушение
По законодательству каждый водитель обязан иметь при себе определенный перечень документов и по требованию предъявлять для проверки. Речь идет о следующих:
- удостоверение водителя соответствующей категории;
- регистрационные документы на транспортное средство, если есть прицеп, то и на него;
- полис обязательного страхования гражданской ответственности.
Инспекторам хотелось бы, чтобы водители всегда предоставляли для проверки интересующие их документы, но вот по закону выполнять подобное требование автомобилисты имеют право, только если для остановки их транспортного средства были основания. Именно поэтому многих интересует ответ на вопрос, должен ли инспектор ГИБДД предоставлять видеозапись нарушения.
По приказу МВД №185 основанием для остановки могут быть признаки нарушений правил дорожного движения, установленные визуальным способом или с использованием технических средств. Из этого следует, что, если инспектор увидел, что автомобиль выехал на встречку, он останавливает его, и просит водителя предъявить документы, тот в ответ должен предоставить их.
Внимание! Если вас остановили без причины, то вы имеете права не предъявлять документы. Но! Требуются доказательства того, что остановка незаконна. В противном случае вы будете привлечены к ответственности по статье 19.3 Кодекса об административных правонарушениях.
Если вы четко не знаете, обязан ли инспектор ДПС предъявлять видео о нарушениях, не нужно рисковать и нарушать закон.
Если ему не повиноваться, можно быть привлеченным к ответственности и понести наказание в виде наложения штрафа в пределах 500-1000 рублей, а также ареста до 15 суток.
В большинстве случаев инспекторы стараются применить максимально строгое наказание по отношению к водителю, безосновательно не согласившегося предоставить для проверки удостоверение, регистрационный документ и страховой полис.
На отечественных дорогах часто встречаются автоинспекторы, который пренебрегает использованием оборудования для проведения фото или видеофиксации нарушения ПДД. И это не мешает таким полицейским привлекать к ответственности автолюбителей, особенно по следующим нарушениям:
- Непредоставление преимущества пешеходам. При составлении протокола у инспектора ГИБДД очень часто отсутствуют видео или фотоподтверждения, показания очевидцев или непосредственно пешехода.
- Пересечение сплошной линии дорожной разметки. Это правонарушение часто фиксируется сотрудниками ГИБДД и при обгоне, и в момент, когда водитель выезжает с перекрёстка и задевает сплошную линию.
- Непристегнутый ремень.
- Проезд на запрещающий сигнал светофора. Такое нарушение может караться лишением водительского удостоверения.
Из определения понятия «презумпция невиновности» можно сделать логичный вывод о том, только визуальная фиксация нарушения правил инспектором ГИБДД без использования специальных средств, а также остановка водителя и последующее составление протокола либо оформление штрафа — это незаконно, так как никаких доказательств нарушения у инспектора нет.
Чем больше идёт распространение и внедрение технических средств фото и видеофиксации тем больше автовладельцы приучаются к тому, что каждое их нарушение в обязательном порядке будет зафиксировано.
Многие водители придерживаются мнения, что при наличии записи, но отказе автоинспектора предоставить её для просмотра, никакого нарушения не было. Соответственно, инспектор ГИБДД не имеет права составлять постановление о наложении административного взыскания.
Такое мнение является ошибочным. Согласно правилам проведения административной процедуры и статьи 25.1 КоАП, с того момента, когда автоинспектор начал составлять на водителя протокол, последнему предоставляется право ознакомиться со всеми материалами, предоставить объяснение и доказательства своей невиновности.
Помимо этого, административным регламентом предусмотрено разъяснение водителю автоинспектором сути нарушения ПДД. Однако ни один законодательный акт не закрепляет то, что сотрудник ДПС обязан показать водителю фото или видеозапись нарушения.
Кроме того в административном кодексе есть статья под номером 26.1. В ней говорится, что при рассмотрении административного дела в качестве доказательств нарушения ПДД могут быть использованы любые фактические данные, которые станут основанием для установления вины водителя. То есть сотрудник ДПС имеет право доказать нарушение со стороны водителя своими показаниями или показаниями свидетелей, а не только видео с камеры.
Если разбирательство дойдет до суда, тогда автолюбителя имеют полное право ознакомиться с материалами дела. А вот на месте, при составлении протокола, сотрудник ДПС может ему отказать и не показать видео с места нарушения.
В случае, когда санкции за нарушение предусматривают лишение водительского удостоверения, тогда в обязанности инспектора ГИБДД входит лишь оформление протокола. Рассмотрением таких дел занимается только суд, куда автоинспектор предоставляет составленную документацию, содержащую обстоятельства нарушения.
К списку документов инспектор ДПС должен приобщить доказательства вины или сделать пометку об их наличии в протоколе. Если водитель не согласен с нарушением, тогда он должен указать это в протоколе, который должен обязательно составляться согласно части 2 ст. 28.6 КоАП РФ. Такие действия существенно помогут во время обжалования.
Следует иметь в виду: ваша подпись в протоколе вовсе не означает то, что вы признаете свое нарушение, если в протоколе не написано «Нарушение признаю» или что-то в этом роде. Тем не менее, вы имеете полное право отказаться от подписи протокола. Отметим, что на практике бывали случаи, когда инспектор самостоятельно подделывал подпись водителя в протоколе.
Камеры видеофиксации сегодня установлены во всех городах и на аварийных участка в сельской местности, заставляя водителей быть внимательными и осторожными на дороге.
Это современное, высокочувствительное оборудование способно с высокой точностью фиксировать нарушения ПДД, фиксировать отличительные признаки автомобиля и его номерные знаки.
На сегодняшний день, камеры фиксируют следующие нарушения:
- превышение скоростного режима (с точностью до 2 км/час);
- неправильную парковку;
- остановку на обочине в неразрешенных местах;
- движение по выделенным полосам;
- неправильное движение на светофоре пешеходных переходах;
- неправильное пересечение стоп-линии;
- пересечение сплошных разделительных полос и выезд на встречные полосы движения;
- езду с непристегнутым ремнем.
В отличие от фиксации нарушений ПДД «живым» сотрудником ГИБДД, камеры видеофиксации работают в автоматическом режиме, передавая видеоматериалы сразу в ЦАФАП (центры автоматической фиксации административных правонарушений ГИБДД). В центре снимок обрабатывается: сканируется номер авто, по базе данных Госавтоинспекции устанавливается личность его владельца, после чего данные проверяются оператором, и нарушителю постановление о штрафе.
В идеале система должна работать безошибочно, так как отсутствует субъективный человеческий фактор. На деле же, камеры видеофиксации регулярно ошибаются, и «письма счастья» очень часто получают невиновные.
Более того, если инспектор ГИБДД обязан выслать постановление нарушителю в течение 3 суток с момента составления протокола, то извещения с камер видеофиксации по почте часто приходят через 7-15 дней, когда почти не остается времени на обжалование решения.
Самая распространенная ошибка, которую допускают несправедливо или ошибочно оштрафованные водители – игнорирование штрафа. Дело в том, что на уплату штрафа у автовладельца есть 60 дней (КоАП, статья 32.2). В течение этого срока надо или заплатить штраф или опротестовать его в течение 10 дней с момента получения постановления (КоАП, статья 30.3).
Если ни то, ни другое за эти 10 суток не сделано, ЦАФАП оформляет второе постановление и отправляет его судебным исполнителям на исполнение. При этом сумма штрафа удваивается или заменяется 50 часами обязательных работ (КоАП статья 20, ч.1), а если сумма первого штрафа превышает 10.000 рублей, то вам дополнительно будет ограничен выезд из страны (ФЗ №229, ст. 67).
Поэтому оставлять неоплаченный штраф без внимания не следует ни в коем случае – это чревато более жесткими мерами наказания. Оспаривание же штрафа потребует от вас понимания и соблюдения ряда бюрократических процедур, если вы рассчитываете на положительный исход спора.
При оспаривании штрафа с камер видеофиксации, презумпция невиновности не действует (КоАП РФ, статья 1.5, ч.3), и вам самим придется доказывать, что решение о наказании вынесено ошибочно.
Это сделать сложно, но, если вы уверены, что нарушения не было, а результат видеофиксации ошибочен, то шансы отстоять свои права есть.
Вашими союзниками здесь станут несовершенная видеоаппаратура и неурегулированное законодательство.
Ситуаций, когда можно смело подавать апелляцию на вынесенное ГИБДД решение, много:
- ошибки в постановлении (чужой штраф);
- ваш автомобиль технически не способен развить скорость, которую ему приписывает видеокамера;
- место нарушения на фото указано неверно, или вы там не были;
- на указанном участке дороги нет запрещающего знака или нет знака видеофиксации (для стационарных камер);
- за рулем авто в момент нарушения находились не вы (другой водитель, или машина в угоне);
- видеокамера зафиксировала тень от машины на обочине, а не само авто;
- камера неправильно определила марку и модель автомобиля (авто-двойник);
- камера неправильно определила номер машины или его невозможно прочитать;
- камера видеофиксации не сертифицирована или у обслуживающего персонала нет разрешительных документов на видеофиксацию;
- за одно нарушение выписано несколько штрафов.
Итак, вы реши опротестовать неправильно или ошибочно выписанный штраф с камеры видеофиксации. У вас на это по закону есть 10 дней с момента получения по почте постановления ГИБДД. Что необходимо знать и учесть?
Сразу следует проверить сроки выписки документа: штрафы с камер видеофиксации часто приходят с опозданием, и у вас может не остаться 10 суток на обжалование постановления.
В этом случае снова два выхода: или заплатить (первые 20 суток со скидкой 50%) или сразу обратиться в суд с ходатайством о восстановлении срока давности по уважительной причине (инспекторы поздно выслали постановление, вы были в командировке и т.п.).
После подачи вашего ходатайства, суд затребует в ЦАФАП оригиналы документов о нарушении вами ПДД. Обычно сотрудники ЦАФАП не могут их предоставить – оригиналы уничтожаются после передачи документов судебным исполнителям, а копии суд не принимает. В этом случае, за отсутствием доказательств состава преступления, постановление о штрафе может быть отменено.