Виды ответственности за причинение вреда здоровью граждан

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды ответственности за причинение вреда здоровью граждан». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от № 194н «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» 24.04.2008

Без вреда здоровью (побои) Легкий вред здоровью Средней тяжести вред здоровью Тяжкий вред здоровью Без вреда здоровью (побои)

9. Поверхностные повреждения, в том числе: ссадина, кровоподтек, ушиб мягких тканей, включающий кровоподтек и гематому, поверхностная рана и другие повреждения, не влекущие за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности, расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью человека.

Легкий вред здоровью

8. Медицинскими критериями квалифицирующих признаков в отношении легкого вреда здоровью являются:

8.1. Временное нарушение функций органов и (или) систем (временная нетрудоспособность) продолжительностью до трех недель от момента причинения травмы (до 21 дня включительно) (далее — кратковременное расстройство здоровья).

8.2. Незначительная стойкая утрата общей трудоспособности — стойкая утрата общей трудоспособности менее 10 процентов.

Средней тяжести вред здоровью

7. Медицинскими критериями квалифицирующих признаков в отношении средней тяжести вреда здоровью являются:

7.1. Временное нарушение функций органов и (или) систем (временная нетрудоспособность) продолжительностью свыше трех недель (более 21 дня) (далее — длительное расстройство здоровья).

7.2. Значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть — стойкая утрата общей трудоспособности от 10 до 30 процентов включительно.

Тяжкий вред здоровью

6.1. Вред здоровью, опасный для жизни человека, который по своему характеру непосредственно создает угрозу для жизни, а также вред здоровью, вызвавший развитие угрожающего жизни состояния (далее — вред здоровью, опасный для жизни человека).

В данном разделе будут рассмотрены общие основания возникновения гражданско-правовой ответственности в связи с причинением вреда здоровью. Изучение данных категории позволит читателю правильно определить основание иска и распределение бремени доказывания, что необходимо для защиты своих прав.

Для начала необходимо определить нормативно-правовую основу рассматриваемых правоотношений. Возмещение вреда здоровью регламентируется 59 главой Гражданского кодекса РФ. Параграф 1 указанной главы раскрывает общие условия возникновения ответственности. Параграф 2 непосредственно регулирует вопросы возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. С целью выработки единообразного применения закона Пленумом Верховного Суда РФ издано Постановление от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина».

Я осознано не желаю перегружать свои статьи академическим материалом, так как их основанная цель – доступно донести практические аспекты по возмещению вреда, поэтому следующим этапом я хочу рассмотреть основания, при наличии которых возникает ответственность по рассматриваемой категории дел.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

В соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации за причинение легкого вреда здоровью лицо может понести ответственность. В частности, это штрафы, исправительные или обязательные работы, арест. Само по себе уголовное преследование может быть прекращено за примирением сторон. Очень часто такие преступления происходят при ДТП. Но ответственность за них предусмотрена не нормами уголовного, а нормами административного законодательства Российской Федерации.

Всегда можно взыскать моральный ущерб, понесенный в ходе совершения преступления, связанного с причинением легкой степени вреда здоровью. В соответствии со статьей частью 4 статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса России потерпевшее лицо в рамках уголовного процесса может предъявить иск гражданского характера о возмещении причиненного морального вреда.


Моральный вред – это физические и нравственные страдания, понесенные в ходе причиненного преступления. Суд может взыскать в пользу ответчика моральную компенсацию, но при этом ее надо в обязательном порядке обосновать. В частности, это могут быть показания свидетелей или третьих лиц, справки с медицинского учреждения, подтверждающие то, что вы понесли нравственные страдания и обращались за помощью к врачу.

Потерпевшие часто пользуются правом на взыскание морального вреда. Есть процессуальное и материальное основание для взыскания морального ущерба. При процессуальном основании потерпевший инициирует на основании поданного иска в суд гражданское производство. В интересах потерпевшего гражданский иск о компенсации морального вреда могут предъявить также законные представители потерпевшего при материальных основаниях.


На данный момент достаточно много преступлений небольшой тяжести совершается в нашем государстве. К таким видам общественно опасных деяний по закону относится причинение легкого вреда здоровью. Эти категории дел, регламентированных статьей 115 Уголовного кодекса Российской Федерации напрямую относятся к частному обвинению, то есть потерпевшая сторона может примириться с подсудимым и тогда дело будет прекращено. С точки зрения установленных законодательных норм причинение вреда здоровью незначительной тяжести выражается в кратковременной утрате трудоспособности гражданином. При этом утрачивается эта самая трудоспособность на срок не больше двух недель. Определяется тяжесть вреда здоровью рядом нормативно-правовых актов, таких как Постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 года под номером 522. Выясняется этот фактор при помощи проведения специальной судебно-медицинской экспертизы.


Законодательство предусматривает различные меры ответственности за свершение преступления против экологии. Практически все преступления такого характера совершаются косвенным умыслом. По сути, человек понимает, что его действия могут нести негативные последствия для окружающей среды или повредить экологии, но сознание угрозы не служит препятствием для его дальнейшей деятельности.

За причинение окружающей среде вреда законодательством предусмотрены такие виды ответственности:

  • административная;
  • дисциплинарная;
  • гражданская;
  • уголовная.

Такой вид ответственности может применяться как к юридическим, так и физическим лицам, при свершении ими правонарушений в сфере экологии. Административная ответственность может выражаться в следующих формах взысканий:

  • приостановка производимой деятельности;
  • предупреждение (как правило, применяется только единственный раз, при обнаружении первого нарушения);
  • административные штрафы (иногда их размеры могут быть очень крупными);
  • конфискация оборудования или же орудия, послужившего предметом для причинения вреда экологии.

Многие предприниматели, как и физические лица, безответственно относятся к окружающей среде, преследуя собственные интересы, и не воспринимают всерьез возможность административного наказания до его применения.

Подобная ответственность всегда предполагает выплату компенсаций за причиненный вред и может применяться в равной степени, как к физическим, так и юридическим лицам. Компенсации выплачиваются пострадавшим людям, если вследствие деятельности пострадали их интересы, что привело к упущению прибыли или нанесло вред здоровью. Иногда компенсации выплачиваются государству или фондам, занимающимся охраной окружающей среды. Плата может поступать в виде регулярных взносов от компаний, или лиц, которые могут считаться потенциальными загрязнителями экологии.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Верховный суд определил, кто кому должен выплачивать за причинение вреда жизни и здоровью

Всеобщая декларация прав человека провозглашает право каждого на жизнь (статья 3). Обязательность установления такого жизненного уровня, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи, и обеспечения в случае болезни, инвалидности или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам предусмотрена в статье 25 Всеобщей декларации прав человека и статье 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Положения названных международных актов отражены и в Конституции Российской Федерации.

Право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите; Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека (статьи 2 и 7, часть 1 статьи 20, статья 41 Конституции Российской Федерации).

В развитие положений Конституции Российской Федерации приняты соответствующие законодательные акты, направленные на защиту здоровья граждан и возмещение им вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья. Общие положения, регламентирующие условия, порядок, размер возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации (глава 59).

Принимая во внимание, что в ходе применения гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина, у судов возникли вопросы, требующие разрешения, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, в целях обеспечения единства судебной практики и законности постановляет дать судам следующие разъяснения:

1. В силу пункта 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) дела по спорам о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, подведомственны судам общей юрисдикции.

Указанные дела, в том числе о компенсации морального вреда при причинении вреда жизни или здоровью гражданина, в соответствии со статьями 23 и 24 ГПК РФ подсудны районным судам.

2. Иски о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или в результате смерти кормильца, в том числе иски о компенсации морального вреда, могут быть предъявлены гражданином как по общему правилу территориальной подсудности — по месту жительства ответчика (по месту нахождения организации), так и в суд по месту своего жительства или месту причинения вреда (статьи 28 и 29 ГПК РФ).

Истцы по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333 36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее — ПК РФ) освобождаются от уплаты государственной пошлины.

В случае удовлетворения требований истца понесенные им по делу судебные расходы подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным статьями 98 и 100 ГПК РФ.

Государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается в соответствующий бюджет с ответчика, если он не освобожден от уплаты государственной пошлины, пропорционально удовлетворенной части исковых требований (часть 1 статьи 103 ГПК РФ, подпункт 8 пункта 1 статьи 333 20 части второй НК РФ).

3. В соответствии с частью 3 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе участвовать в рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, в том числе по делам о компенсации морального вреда, причиненного повреждением здоровья или смертью кормильца. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

4. Если после вынесения решения суда механизм индексации ежемесячных сумм возмещения вреда, определенный в решении, был изменен в законодательном порядке, то это обстоятельство не является основанием для отмены решения, поскольку не влияет на его существо (не изменяет размер возмещения вреда, определенного судом к взысканию, а лишь отражает номинальный рост взысканных сумм в связи с инфляционными процессами). В указанном случае суд, рассмотревший дело, по заявлению участвующих в деле лиц вправе в соответствии со статьей 203 ГПК РФ изменить порядок исполнения этого решения, применив новый механизм индексации.

Пойдем от общего, ведь наш Гражданский Кодекс РФ предусматривает общее правило об ответственности за причиненный вред и согласно статье 1064 ГК РФ, вред причиненный гражданину или его имуществу, подлежит возмещению в полном объеме лицом причинившим данный вред.

То есть здесь сразу же поясню, что если кто то причинил вред Вашему здоровью, не важно кто это физическое или юридическое (организация) лицо, вред должен быть возмещен Вам тем самым виновником (причинителем вреда) и при чем в полном объеме. В отдельных случаях вред возмещается не в полном объеме, об этом расскажу позже.

Возмещение вреда причиненного здоровью

Взыскание убытков с юридического или физического лица

Здесь важно, что возмещение происходит в случае если есть виновник, его личность установлена, а вина доказана. Если к примеру вас сбила машина, у вас сломана рука или нога, водитель не покинул место ДТП, то в таком случае к ответственности привлекается гражданин управляющий транспортным средством, а если автомобиль принадлежит юридическому лицу, а водитель выполнял рабочие обязанности за рулем, то к ответственности можно привлечь юридическое лицо. В любом случае для того, что бы Вам возместили вред, должен быть виновник, его вина должна быть доказана, это два обязательных фактора.

В ответе на этот вопрос скажу ДА может, но только в случае если есть неоспоримые доказательства факты выбытия источника повышенной опасности по причине противоправных действий третьих лиц (кража, принудительное изъятие). В такой ситуации ответственность за причиненный вред будет возложена на лицо противоправно завладевшее источником повышенной опасности. Однако не все так просто, ведь если будет установлено, что владелец допустил неосторожность в результате которой произошло противоправное завладение источником повышенной опасности, то в таком случае ответственность будет возложена как на самого владельца так и на лицо противоправно завладевшее источником повышенной опасности.

Ежедневно посетители сайта и клиенты нашей компании задают вопросы юристам и адвокатам, и мы с радостью даем на них подробные ответы. Если у вас есть вопрос, вы хотите проконсультироваться или заручиться поддержкой юриста, вы всегда можете написать нам в чат, или позвонить по номеру указанному на сайте (он бесплатный). Мы в любое время готовы проконсультировать вас и оказать квалифицированную юридическую помощь. Возможно вы найдете нужную информацию среди вопросов.

  • Образцы претензий
  • Образцы исковых заявлений
  • Образцы жалоб и заявлений
  • Образцы договоров

Из всех прецедентов, направленных против здоровья, выделяют более распространённые противоправные действия, отражающие тяжесть последствий нанесённых виновным лицом побоев и иных травм. Они отражаются в нормативных позициях Уголовного кодекса. При этом требуется правомерная дифференциация наказания, применяемого для лиц, нанёсших травмы умышленно и неумышленно.

Под умыслом понимается намерение вступить в драку и нанести удары и другие виды боли, которые заведомо рискованны для здоровья. Причинённые несчастным случаем травмы аннулируют или существенно снижают меру наказания.

За избиение с причинением лёгкого вреда здоровью может следовать наказание в виде:

  1. штраф до 40 тысяч рублей;
  2. или в объёме трёх среднемесячных окладов;
  3. административных работ до 480 часов;
  4. исправительных работ до 1 года;
  5. арест до 4 месяцев.

За причинение умышленного ущерба средней тяжести минимальное наказание составляет:

  1. арест до полугода;
  2. принудительные или исправительные работы – до трёх лет;
  3. запрет на свободу передвижения – до трёх лет.

За тяжкий вред здоровью назначаются сроки лишения свободы до 8 лет.

Мера пресечения усугубляется, когда противоправное деяние допускает квалификацию, которая возникает, когда кроме заведомого умысла в преступлении наличествуют характеристики:

  1. Преступление совершено против двух и более лиц. Или оно имеет рецидивирующий характер.
  2. Избиение проводилось группой злоумышленников.
  3. Преступный инцидент мотивирован разжиганием идеологической, религиозной или расовой ненависти и розни.
  4. Хулиганство.
  5. Демонстрация оружия и его применение, а так же – подручных предметов, использующихся вместо оружия, для причинения более тяжких травм.

При отсутствии квалифицирующих признаков и наличии смягчающих обстоятельств, наказание по преимуществу ориентируется на минимальные меры пресечения.

Увеличение наказания при квалификации может быть следующим:

  1. При лёгкой степени достигать сроков заключения в местах лишения свободы до двух лет.
  2. При наличии квалификации за вред средней тяжести сроки прохождения исправительных работ достигают 5 лет.
  3. При наличии квалификации за тяжкий вред – до 10 лет, с возможным последующим ограничением свободы до 2 лет.
  4. Если здоровье нарушилось так, что пострадавший в итоге погиб, допускается лишение свободы до 15 лет, с дополнительным ограничением свободы до 2 лет.

Последствия оказания медицинской услуги ненадлежащего качества

Чтобы наказать злоумышленника, нужно незамедлительно вызвать полицейский патруль, который примет на себя все полномочия по восстановлению справедливости. Если обратиться в полицию не удалось во время совершения избиения, то обращение должно произойти в ближайшее время, по завершении драки. Пошаговый алгоритм будет следующим:

  1. Написание заявления по факту происшедшего инцидента участковому полицейскому по месту проживания обидчика или по месту происшествия.
  2. Получение направления на освидетельствование в бюро судебно-медицинской экспертизы.
  3. Прохождение освидетельствования для установления факта получения травм и степени их тяжести.
  4. Если дело заведено на основании медицинской выписки, обратиться в полицию можно после завершения амбулаторного лечения, с документацией из лечебного учреждения.
  5. Участие в судебных прениях, дача показаний по факту избиения в суде.

Без заявления потерпевшего о нанесении ему побоев, дело в суд не передаётся. Так же для суда требуются достоверные сведения о лице, совершившем преступление.

При определённых обстоятельствах, когда обращение в полицейский участок не представляется потерпевшему эффективным, допустимо заниматься оформлением документации самостоятельно.

Алгоритм действий здесь будет следующим:

  1. Обращение за освидетельствованием на платной основе, допускается обращение в коммерческий медицинский центр.
  2. Самостоятельный сбор информации, подтверждающий факт совершения преступления конкретным лицом.
  3. Доказательство взаимозависимости полученных побоев и последствий в виде вреда здоровью той или иной степени тяжести.
  4. Нахождение свидетелей происшедшего инцидента.
  5. Подача искового заявления в суд, с указанием сведений о виновном и приложением доказательной базы.
  6. Выступление в суде против обидчика.

Юридическая сила самостоятельно собранной документации и дела, сформированного следователем, равнозначна.

Пострадавший гражданин после причинения вреда его здоровью вправе подать заявление в суд с иском о возмещении нанесенного ему ущерба и выплаты компенсации за моральный вред, если сумма иска больше 50 тысяч рублей (ст. 24 Гражданско-Процессуального Кодекса (ГПК) РФ ).

Сделать это можно, согласно ст. 29 ГПК РФ , в суде:

  • по месту проживания ответчика;
  • по месту проживания пострадавшего;
  • по месту, где произошел инцидент, повлекший причинение вреда здоровью.

Пострадавший гражданин при подаче иска, в соответствии со ст. 131 ГПК РФ , должен указать в заявлении:

  • наименование суда, куда подается иск;
  • ФИО заявителя, реквизиты паспорта и место проживания;
  • ФИО ответчика и все известные о нем сведения;
  • обстоятельства и суть произошедшего инцидента;
  • исковые требования и их размер;
  • информацию о попытках досудебного урегулирования проблемы;
  • перечень прилагаемых к иску свидетельств и документов;
  • подпись заявителя и дату написания заявления.

При нанесении ущерба здоровью возникает ситуация, при которой:

  • с одной стороны – имеются физические и моральные страдания пострадавшего;
  • с другой – нарушается материальное благосостояние потерпевшего и его семьи в связи с временной или постоянной утратой работоспособности и необходимостью восстановления здоровья.

Следовательно, за причинение вреда жизни и здоровью человека полагается компенсация за нанесенный моральный вред (ст. 151 ГК РФ ) и возмещение материального урона. Последний аспект рассматривается Гражданским Кодексом в нескольких статьях.

Данные статьи применяются, если законодательством за совершенное правонарушение не предусмотрена более высокая мера ответственности.

Какими основными нормативными правовыми актами регулируются вопросы возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан?

Общие положения об условиях, порядке, размере возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, содержатся в Гражданском кодексе РФ (глава 59). Там имеются помимо прочих нормы об ответственности за вред, причиненный несовершеннолетними или недееспособными гражданами, работниками при выполнении трудовых обязанностей, за вред, возникший вследствие недостатков товаров, работ и услуг, и т.д.

Если вред причинен гражданину в процессе исполнения трудовых функций, применяется также Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Для отдельных категорий (например, сотрудников полиции, МЧС России, военнослужащих и др.) действуют специальные нормативные правовые акты.

Вред здоровью может быть причинен в рамках уголовного дела или административного правонарушения. Однако, возмещение причиненного вреда всегда происходит в гражданском судопроизводстве.

Степень причиненного вреда здоровью может быть легкой, средней тяжести или тяжкой. Она определяется на основании медицинской экспертизы и установленным законодательством норм утраты работоспособности потерпевшего.

Сам причиненный вред не может быть возмещен ни в какой форме. Возмещению подлежат лишь те имущественные потери, которые несет потерпевшая сторона в результате получения травмы.

Что такое причинение вреда здоровью легкой тяжести 115 УК РФ ?!

Выплаты по ОСАГО предполагают не только возмещение имущественных повреждений автомобиля, но и компенсации по потере здоровья.

Лимит на выплаты такого характера установлен в 500 тысяч рублей. Но получить максимально высокие значения возмещения можно только при наличии серьезных увечий или инвалидности.

Согласно правилам ОСАГО страховым случаем будут признаны следующие эпизоды причинения вреда здоровью человека при ДТП:

  • ДТП произошло по вине владельца страховки ОСАГО;
  • Вина водителя не установлена;
  • У водителя не было страхового полиса.

Компенсация физического вред здоровью, как правило, не требует особых доказательств. Если виновное лицо согласно на возмещение вреда и признает вину, достаточно направить в его адрес заявление или претензию о возмещении.

Другое дело, если он не считает себя виновным или не согласен с размером ущерба. В таком случае потребуется судебное разбирательство.

Материальная компенсация и размер возмещения должны быть документально подтверждены. Обратиться в суд можно по месту нахождения ответчика. От размера исковых требований будет зависеть конкретная подсудность.

В суд необходимо подать следующие сведения:

  • Исковое заявление о возмещения вреда на имя судьи с указанием всех обстоятельств произошедшего и цены иска;
  • Копия направленной виновнику претензии в досудебном порядке с подтверждением факта отправки или получения;
  • Заключение медицинского эксперта или врачебной комиссии о степени ущерба, причиненного здоровью;
  • Чеки и квитанции, потраченные на лечение;
  • Трудовой договор, если травма получена на производстве.

Дополнительные расходы на возмещение вреда здоровью могут присуждаться только тогда, когда будет доказано, что потерпевший в них нуждается и не может их получать бесплатно.

Нередко суды отказывают в удовлетворении возмещения причиненного вреда, когда нет доказательств вины конкретного лица или учреждения в возникновении проблем со здоровьем.

Объект подобного преступления может быть:

  • Родовым.
  • Видовым.
  • Непосредственным.

Физическое лицо вне зависимости от личных характеристик может быть признано потерпевшим. Объективная сторона определяется незаконными деяниями, которые привели к одному из следующих последствий, предусмотренных статьей 111 УК:

  1. Вред для жизни человека. Последствия могут быть различные – от телесных повреждений и патологических заболеваний до летального исхода.
  2. Вред, не представляющий опасность для жизни гражданина:
  • Ухудшение зрения, слуха.
  • Расстройства психики.
  • Неисправимые внешние дефекты лица и тела.
  • Принудительное окончание беременности, в независимости от срока.
  • Потеря трудоспособности.

Состав преступления имеет материальную характеристику. Субъектом может считаться лицо, обладающее следующими параметрами:

  • Возраст 14 и более лет.
  • Вменяемость.

К субъективной стороне незаконного деяния относится прямой и косвенный умысел.

Ответственность за причинение вреда окружающей среде

К отягчающим обстоятельствам, которые существенно ужесточают наказание за совершенное преступление относятся:

  • Причинение вреда здоровью человека, при исполнении служебных обязанностей.
  • Незаконные действия осуществлены по отношению беременной женщины.
  • Объектом преступления стал несовершеннолетний ребенок
  • Незаконные деяния совершены в состоянии алкогольного, наркотического или других видов опьянения.

Для доказательства своей невиновности требуется собрать все возможные доказательства и по порядку изложить ход событий в письменном виде. Доказательная база может содержать следующую информацию:

  • Видеозапись с камер наружного наблюдения и регистраторов.
  • Показания случайные свидетели.
  • Любые другие данные, которые могут пояснить произошедшую ситуацию.

При правильно подобранной доказательной базе можно избежать реального заключения под стражу. Вся предоставляемая информация должна быть правдивой, собранной в соответствии действующего законодательства.

При наличии одного из следующих признаков, нанесенные телесные повреждения считаются тяжкими:

  • Явная угроза человеческой жизни.
  • Потеря одного из органов или частей тела.
  • Полная или частичная потеря одной из функций организма: слух, зрение, речь.
  • Прерывание беременности.
  • Фактическая утрата потерпевшим трудоспособности.
  • Продолжительное расстройство психики.
  • Необратимые изменения на лице и теле потерпевшего.
  • Признание полной нетрудоспособности.

В состоянии аффекта причинение вреда здоровью УК РФ статья, регламентирующая меры ответственности за подобное деяние № 113. Аффектом считается душевное состояние человека, при котором со стороны потерпевшего были осуществлены следующие действия:

  • Злоумышленник подвергся насилию.
  • Систематически издевателя над человеком.
  • Озвучил оскорбление личности и чести.
  • Вел себя аморально и противоправно.
  • Другие действия, которые могли спровоцировать человека на ответное насилие.

Обязательства вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина.

1. Обязательства вследствие причинения вреда (деликтные обязательства) заключаются в обязанности лица, причинившего вред личности или имуществу гражданина или имуществу юридического лица, возместить причиненный вред в полном объеме (ст. 1064 ГК).

Обязательства вследствие причинения вреда, иначе называемые деликтными обязательствами, относятся к внедоговорным обязательствами, поскольку из существа таких обязательств очевидно, что их стороны не были связаны договорными отношениями либо причинение вреда не следовало безусловно из существующего договора (а в некоторых случаях – из односторонних сделок). Деликтные обязательства являются результатом, например, уголовного или административного правонарушения.

1. Обязательства вследствие причинения вреда традиционно классифицируются по следующим основным критериям:

а) особенности личности причинителя вреда;

б) характер вреда;

в) характер противоправных действий.

Эти же критерии гражданское право применяет для регулирования тех случаев причинения вреда, на которые общие правила генерального деликта в полной мере не распространяются. Такие деликты именуются специальными.

В § 1 настоящей главы уже упоминались обязательства из причинения вреда правомерными действиями (в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости). Далее рассматриваются специальные деликты, относимые к таковым по иным основаниям: особенности личности (статуса) причинителя вреда, характер вреда и специфики противоправных действий.

2. Особенности личности причинителя позволяют выделить в качестве специального деликта вред, причиненный:

  • несовершеннолетним в возрасте до 14 лет (малолетним);
  • несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет;
  • недееспособным;
  • лицом, которое не могло понимать значения своих действий или руководить ими;
  • государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами;
  • органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда;
  • юридическим лицом или гражданином за вред, причиненный его работником.

По характеру вреда различаются:

  • вред, причиненный имуществу;
  • вред, причиненный жизни и здоровью гражданина;
  • моральный вред.

В зависимости от характера противоправной деятельности выделяется:

  • вред, причиненный источником повышенной опасности;
  • вред вследствие недостатков товаров, работ или услуг.

3. Приведенная теоретическая классификация обязательств вследствие причинения вреда имеет и важное правоприменительное значение. Каждый специальный деликт – это всегда большее или меньшее отступление от общего правила-принципа генерального деликта.

1. Общее правило данного деликта заключается в том, что за вред, причиненный такими субъектами, несут ответственность не непосредственные причинители, а иные названные в законе лица.

Обязательства этих лиц вследствие причинения вреда иным лицом являются самостоятельным деликтом, со своим составом условий гражданско-правовой ответственности (вред, противоправные действия, вина, причинная связь). В частности, вина родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) заключается в неосуществлении надзора за несовершеннолетними, в ненадлежащем отношении к их воспитанию и проч., результатом чего и явилось неправомерное поведение причинителя, повлекшее вред. Вместе с тем родители (усыновители, опекуны, попечители, учреждения и организации, осуществляющие воспитание или надзор) освобождаются от ответственности за вред, причиненный несовершеннолетними или недееспособными гражданами, если докажут отсутствие своей вины.

К противоправным действиям относятся как ненадлежащее воспитание, так и ненадлежащий надзор ответственных лиц за причинителями вреда. Отдельно проживающий родитель несет равную ответственность с родителем, который проживает вместе с ребенком.

Если родитель по вине другого родителя был лишен возможности участвовать в воспитании своего ребенка, суд может освободить его от ответственности.

На родителя, лишенного родительских прав, суд может возложить ответственность за вред, причиненный его несовершеннолетним ребенком в течение трех лет после лишения родителя родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.

2. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте до 14 лет (малолетним), несут:

а) его родители (усыновители) или опекуны;

б) организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если несовершеннолетний был помещен в нее под надзор;

в) образовательная, медицинская или иная организация, обязанная осуществлять за ним надзор;

г) лицо, осуществляющее надзор на основании договора.

Кроме того, суд может с учетом имущественного положения потерпевшего и малолетнего причинителя вреда, а также других обстоятельств принять решение о возмещении вреда полностью или частично за счет самого причинителя вреда при совокупности условий:

  • родители (усыновители), опекуны умерли или не имеют достаточных средств для возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего;
  • причинитель вреда стал полностью дееспособным;
  • причинитель вреда обладает необходимыми средствами.

Обязанность родителей (усыновителей), опекунов, образовательных, медицинских и иных организаций по возмещению вреда, причиненного малолетним, не прекращается с последующим достижением малолетним 14-летия, совершеннолетия или получением им имущества, достаточного для возмещения вреда.

3. По общему правилу несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях. В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части:

а) его родителями (усыновителями) или попечителем;

б) организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если несовершеннолетний был помещен в нее под надзор.

Обязанность родителей (усыновителей), попечителя и соответствующей организации по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, прекращается:

  • по достижении причинившим вред совершеннолетия;
  • до достижения совершеннолетия, если у причинителя появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда; либо
  • когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.

4. Вред, причиненный гражданином, признанным недееспособным, возмещают его опекун или организация, обязанная осуществлять за ним надзор. Суд вправе принять решение о возмещении вреда полностью или частично за счет самого причинителя вреда по правилам, аналогичным при возмещении вреда, причиненного малолетними.

5. Вред, причиненный гражданином, ограниченным в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, увлечения азартными играми, возмещается самим причинителем вреда.

1. В соответствии со ст. 53 Конституции каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. В гражданском законодательстве данное правило детализируется, сфера его применения расширена.

Особенности данного вида обязательств обусловлены особыми субъектами ответственности – ими являются органы публичной власти или обладающие властными полномочиями должностные лица этих органов. К органам государственной власти (федеральной и субъектов Федерации) относятся органы всех ветвей власти – законодательной, исполнительной, судебной. Муниципальные органы также наделены властными полномочиями и несут ответственность в соответствии с рассматриваемыми правилами.

Общее правило деликтной ответственности публичных образований заключается в следующем: вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответствующей казны (ст. 1069 ГК).

2. Состав условий гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный публичной властью, отличается от конструкции генерального деликта следующими особенностями характера противоправности действий (бездействия) органов власти:

а) противоправность выражается в незаконности акта или иного проявления власти;

б) бремя доказывания противоправности действий публичной власти лежит на потерпевшем.

Поскольку акты органов публичной власти предполагаются законными, для возникновения ответственности необходимо судебное признание этих актов недействительными. Такое признание может быть как предварительным (общее правило), так и полученным судом непосредственно при рассмотрении иска о возмещении вреда. «Тот факт, что ненормативный правовой акт не был признан в судебном порядке недействительным, а решение или действия (бездействие) государственного органа – незаконным, сам по себе не является основанием для отказа в иске о возмещении вреда, причиненного таким актом, решением или действиями (бездействием). В названном случае суд оценивает законность соответствующего ненормативного акта, решения или действий (бездействия) государственного или муниципального органа (должностного лица) при рассмотрении иска о возмещении вреда».

Под действием органов власти понимаются правовые акты, постановления, приказы и т.д., бездействие выражается в неисполнении органами и должностными лицами возложенных на них обязанностей.

ПОНЯТИЕ УЩЕРБА, ЕГО ОТЛИЧИЯ ОТ ВРЕДА И УБЫТКОВ. ВИДЫ УЩЕРБА И ПОРЯДОК ВОЗМЕЩЕНИЯ

1. Общее правило и специфика данного деликтного обязательства сводятся к положению, в силу которого юридическое лицо либо гражданин возмещают вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей (ст. 1068 ГК).

Таким образом, ответственность за вред, причиненный работником, несет работодатель. Работодатель выступает должником по деликтному обязательству и обладает правом требования к непосредственному виновнику о возмещении выплаченных сумм (правом регрессного требования). Для правильной оценки действий работника, причинившего вред, и установления характера отношений работника и работодателя необходимо учитывать приоритет норм трудового законодательства.

2. Правила, регулирующие данный вид деликтной ответственности, распространяются на следующих лиц:

а) граждан, выполняющих работу на основании трудового договора (контракта)1;

б) граждан, выполняющих работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.

1. Жизнь и здоровье являются нематериальными благами, принадлежащими гражданину от рождения. Их защита обеспечивается государством посредством установления повышенного уровня ответственности за их нарушение (ст. 1072, п. 2 ст. 1083 ГК). Кроме того, законодатель установил дополнительные гарантии, направленные на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью. В частности, на владельца автомобиля возложена обязанность обязательного страхования гражданской ответственности за вред, который потенциально может быть причинен жизни и здоровью третьих лиц (пассажиров, пешеходов) вследствие эксплуатации источника повышенной опасности (п. 1 ст. 931, абз. 2 п. 1 ст. 935 ГК, ст. 4 Закона об ОСАГО).

2. Причинение вреда жизни и здоровью выражается в смерти лица либо в причинении увечья или иного повреждения здоровья и способно вызвать два рода последствий:

  • физические и нравственные страдания, являющиеся основанием для компенсации морального вреда (ст. 151, 1099 ГК);
  • имущественные потери, являющиеся основанием для возмещения убытков (ст. 1085, 1089 ГК).

Условия возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, определяются конструкциями соответствующих деликтных обязательств.

Например, возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности, будет осуществляться вне зависимости от вины причинителя вреда (п. 1 ст. 1079 ГК).

Необходимо учитывать, что возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, производится в рамках конструкции деликтного обязательства, даже если вред причинен вследствие ненадлежащего исполнения договора, в том числе трудового договора (ст. 1084 ГК).

3. Субъектом обязательства на стороне должника может выступать как непосредственный причинитель вреда, так и лицо, на которое ответственность возлагается в силу закона (например, работодатель причинителя вреда – ст. 1068 ГК; родители, иные законные представители – ст. 1073, 1076 ГК).

Субъектом обязательства на стороне кредитора выступает как сам потерпевший (при причинении вреда здоровью), так и его правопреемники (в случае смерти кормильца).

4. Состав возмещаемого имущественного вреда, причиненного повреждением здоровья, складывается из следующих элементов:

1) утраченные потерпевшим заработок либо иной доход, которые он имел или определенно мог иметь до причинения вреда здоровью.

Состав утраченного заработка определяется правилами, установленными в п. 2 ст. 1086 ГК;

2) дополнительные расходы, вызванные повреждением здоровья (п. 1 ст. 1085 ГК). При этом законодатель устанавливает два условия для их возмещения: во-первых, потерпевший должен доказать, что реально нуждался в соответствующих видах помощи; во-вторых, потерпевший не должен иметь права на их бесплатное получение.

Критерием определения размера утраченного заработка является степень утраты потерпевшим профессиональной или (при ее отсутствии) общей трудоспособности, если таковая является стойкой или невосстановимой. При кратковременном расстройстве здоровья критерием определения возмещения будет служить соответствующий процент к среднемесячному заработку потерпевшего, который он получал или имел право получать до причинения увечья, в том числе к заработку до увольнения (ст. 1086 ГК).

Вред, причиненный здоровью несовершеннолетнего, ограничивается возмещением вызванных его повреждением расходов. Однако при наличии у несовершеннолетнего заработка вред возмещается в пределах его размера, но не ниже величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Достижение малолетним возраста 14 лет дает ему право требовать возмещения вреда, связанного с утратой или уменьшением его трудоспособности. Это же право принадлежит несовершеннолетнему в возрасте от 14 до 18 лет при отсутствии у него заработка на момент причинения вреда.

При определении размера дополнительных расходов не учитывается вина потерпевшего в возникновении или увеличении вреда (абз. 3 п. 2 ст. 1083 ГК).

5. При компенсации морального вреда учитываются не только характер и степень нравственных и физических страданий, но и все конкретные обстоятельства, свидетельствующие о тяжести перенесенных страданий, в том числе длительность таких страданий и потенциальная возможность их возникновения в будущем (например, утрата конечностей, неизгладимое обезображение лица)2.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ.

от 13 октября 1995 г. № 1017.

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ВИРУСА ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА (ВИЧ-ИНФЕКЦИИ)»

В соответствии с Федеральным законом «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 14, ст. 1212) Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

Председатель Правительства.

Российской Федерации.

В.ЧЕРНОМЫРДИН.

Утверждены.

Постановлением Правительства.

Российской Федерации.

от 13 октября 1995 г. № 1017.

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ВИРУСА ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА (ВИЧ-ИНФЕКЦИИ)

1. Настоящие Правила устанавливают единый порядок обязательного медицинского освидетельствования граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в целях предупреждения распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

2. Обязательному медицинскому освидетельствованию на выявление ВИЧ-инфекции подлежат:

доноры крови, плазмы крови, спермы и других биологических жидкостей, тканей и органов – при каждом взятии донорского материала;

работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, – при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров.

3. Лицо, проходящее обязательное медицинское освидетельствование, имеет право на присутствие при этом своего законного представителя. Оформление представительства производится в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

4. Обязательное медицинское освидетельствование на выявление ВИЧ-инфекции проводится в медицинских учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, имеющих лицензию на проведение таких освидетельствований.

5. Медицинские учреждения, проводящие обязательное медицинское освидетельствование на выявление ВИЧ-инфекции, обеспечивают безопасность такого освидетельствования как для освидетельствуемого, так и для лица, проводящего освидетельствование, в соответствии с установленными нормативами и стандартами.

6. Основным методом обязательного медицинского освидетельствования является исследование сыворотки крови на наличие антител к вирусу иммунодефицита человека. Для этих целей используются только диагностические препараты, разрешенные в установленном порядке к применению на территории Российской Федерации.

7. Исследование сыворотки крови на наличие антител к вирусу иммунодефицита человека проводится в 2 этапа:

на первом этапе выявляется суммарный спектр антител против антигенов вируса иммунодефицита человека с помощью твердофазного иммуноферментного анализа;

на втором этапе проводится иммунный блотинг в целях определения антител к отдельным белкам вируса иммунодефицита человека.

При получении положительного результата на первом этапе исследования на наличие антител к вирусу иммунодефицита человека в сыворотке крови освидетельствуемого лица проведение иммунного блотинга является обязательным.

8. Методика и технология проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека определяются Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.

9. Обязательное медицинское освидетельствование на выявление ВИЧ-инфекции должно проводиться с предварительным и последующим консультированием по вопросам профилактики этого заболевания.

10. Выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции у освидетельствуемого лица осуществляется только учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения.

11. Лицо, прошедшее обязательное медицинское освидетельствование на выявление ВИЧ-инфекции, уведомляется работником учреждения, проводившего медицинское освидетельствование, о его результатах в порядке, установленном Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.

12. Лицо, прошедшее обязательное медицинское освидетельствование, имеет право на повторное медицинское освидетельствование в том же учреждении, а также в ином учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения по своему выбору независимо от срока, прошедшего с момента предыдущего освидетельствования.

13. Обязательное медицинское освидетельствование на выявление ВИЧ-инфекции проводится бесплатно.

14. Медицинские работники и другие лица, которым в связи с выполнением служебных или профессиональных обязанностей стали известны сведения о результатах проведения медицинского освидетельствования на выявление ВИЧ-инфекции, обязаны сохранять эти сведения в тайне.

15. За разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лица, которым эти сведения стали известны в связи с выполнением ими своих служебных или профессиональных обязанностей, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Лица, у которых выявлена ВИЧ-инфекция или которые отказались от обязательного медицинского освидетельствования, не могут быть донорами крови, плазмы крови, спермы, других биологических жидкостей, тканей и органов.

17. В случае выявления ВИЧ-инфекции у работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, эти работники подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации переводу на другую работу, исключающую условия распространения ВИЧ-инфекции.

18. При отказе от прохождения обязательного медицинского освидетельствования на выявление ВИЧ-инфекции без уважительных причин работник подлежит дисциплинарной ответственности в установленном порядке.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ.

от 25 ноября 1995 г. № 1158.

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К СЕРТИФИКАТУ ОБ ОТСУТСТВИИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМОМУ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ И ЛИЦАМИ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА ПРИ ИХ ОБРАЩЕНИИ ЗА ВИЗОЙ НА ВЪЕЗД В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ НА СРОК СВЫШЕ ТРЕХ МЕСЯЦЕВ»

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 14, ст. 1212) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые требования к сертификату об отсутствии ВИЧ-инфекции, предъявляемому иностранными гражданами и лицами без гражданства при их обращении за визой на въезд в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев.

2. Министерству иностранных дел Российской Федерации довести требования к сертификату об отсутствии ВИЧ-инфекции, предъявляемому иностранными гражданами и лицами без гражданства при их обращении за визой на въезд в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев, до сведения иностранных дипломатических и консульских представительств, а также представительств международных организаций, аккредитованных в Российской Федерации.

Председатель Правительства.

Российской Федерации.

В.ЧЕРНОМЫРДИН.

Утверждены.

Постановлением Правительства.

Российской Федерации.

от 25 ноября 1995 г. № 1158.

Наказание за причинение вреда здоровью человеку и уголовная ответственность

1. Сертификат должен содержать:

паспортные данные или данные документа, его заменяющего (имя, фамилия обследованного; день, месяц, год рождения; № паспорта или документа, его заменяющего; страна постоянного или преимущественного проживания);

сведения о планируемом периоде пребывания в Российской Федерации;

информацию о проведенном исследовании крови на наличие ВИЧ-инфекции (дата проведенного исследования; подпись врача, выполнившего исследование; серия диагностикума, с помощью которого проводилось исследование; печать учреждения, где произведено исследование; подпись обследованного).

2. Сертификат заполняется на русском и английском языках и действителен в течение трех месяцев со дня проведения исследования.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ.

от 18 декабря 1995 г. № 1241.

(ред. от 05.04.1999)

В целях совершенствования системы, обеспечивающей должное качество, эффективность и безопасность медицинских иммунобиологических препаратов, и в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Возложить функции национального органа контроля медицинских иммунобиологических препаратов на Государственный научно-исследовательский институт стандартизации и контроля медицинских биологических препаратов имени Л.А. Тарасевича.

2. Утвердить прилагаемое Положение о национальном органе контроля медицинских иммунобиологических препаратов.

3. Государственному комитету санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и Комитету Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации представить предложения о внесении в законодательство Российской Федерации соответствующих изменений.

Председатель Правительства.

Российской Федерации.

В.ЧЕРНОМЫРДИН.

Утверждено.

Постановлением Правительства.

Российской Федерации.

от 18 декабря 1995 г. № 1241.

(ред. от 05.04.1999)

1. Положение о национальном органе контроля медицинских иммунобиологических препаратов, используемых в медицинской практике для диагностики, профилактики и лечения инфекционных и аллергических заболеваний (далее именуются – иммунобиологические препараты), разработано в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, международными стандартами и руководствами в области сертификации и управления качеством и на основе рекомендаций Всемирной организации здравоохранения, предъявляемых к национальным органам контроля иммунобиологических препаратов.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.04.99 № 374)

2. Функции национального органа контроля медицинских иммунобиологических препаратов осуществляет Государственный научно-исследовательский институт стандартизации и контроля медицинских биологических препаратов имени Л.А. Тарасевича.

3. В своей деятельности национальный орган контроля медицинских иммунобиологических препаратов руководствуется законодательством Российской Федерации, принятыми международными актами в области разработки, производства, применения и контроля иммунобиологических препаратов, соответствующими приказами, методическими и иными документами Минздрава России, а также настоящим Положением.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.04.99 № 374)

4. Национальный орган контроля медицинских иммунобиологических препаратов находится в ведении Минздрава России и ответственен за разработку процедур, которые гарантируют, что используемые в Российской Федерации медицинские иммунобиологические препараты соответствуют необходимому уровню качества и эффективности.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.04.99 № 374)

Надзорная деятельность национального органа контроля медицинских иммунобиологических препаратов распространяется на все организации и предприятия, производящие и реализующие иммунобиологические препараты.

5. В соответствии с возложенными на него задачами национальный орган контроля иммунобиологических препаратов выполняет следующие функции:

а) проводит в установленном порядке государственную регистрацию отечественных и зарубежных иммунобиологических препаратов;

б) осуществляет государственный надзор за качеством иммунобиологических препаратов, используемых на территории Российской Федерации;

в) проводит научные исследования по совершенствованию методов стандартизации и контроля качества иммунобиологических препаратов;

г) разрабатывает стандарты иммунобиологических препаратов, требования к условиям их производства и контролю качества;

д) обеспечивает предприятия и организации по производству иммунобиологических препаратов необходимыми стандартными образцами препаратов, производственными и вакцинными штаммами, а также тест-штаммами микроорганизмов, нормативно-технической и методической документацией, касающейся производства и контроля качества иммунобиологических препаратов;

е) обеспечивает и сохраняет государственную коллекцию промышленных микроорганизмов;

ж) осуществляет экспертизу нормативно-технической документации, касающейся производства и контроля качества иммунобиологических препаратов;

з) организует и проводит государственные испытания иммунобиологических препаратов;

и) проводит в установленном порядке сертификацию иммунобиологических препаратов и как центральный орган системы сертификации иммунобиологических препаратов осуществляет организационно-методическое руководство Системой сертификации иммунобиологических препаратов;

к) организует и проводит изучение побочных действий иммунобиологических препаратов;

л) осуществляет профессиональную подготовку кадров в области стандартизации и контроля качества иммунобиологических препаратов;

м) взаимодействует со Всемирной организацией здравоохранения и национальными органами контроля иммунобиологических препаратов других стран по вопросам стандартизации и контроля качества;

н) разрабатывает предложения по совершенствованию требований к выпускаемым и вновь разрабатываемым иммунобиологическим препаратам в целях повышения их безопасности, эффективности и стабильности.

6. Национальный орган контроля медицинских иммунобиологических препаратов имеет право:

а) требовать от предприятий и организаций, производящих иммунобиологические препараты, а также организаций и учреждений, применяющих эти препараты, все необходимые сведения, материалы и образцы, связанные с осуществлением контрольных функций в рамках государственного надзора за качеством иммунобиологических препаратов;

б) проводить отбор образцов препаратов в местах их производства, хранения и применения для проведения лабораторного контроля их качества;

в) запрещать применение иммунобиологических препаратов при несоответствии их качества установленным требованиям;

г) представлять соответствующим органам государственной власти материалы для решения вопроса о приостановке производства или прекращении выпуска устаревших иммунобиологических препаратов или иммунобиологических препаратов, качество которых не соответствует установленным требованиям;

д) проводить сплошной лабораторный контроль всех выпускаемых серий определенного препарата вместо выборочного в связи с ухудшением качества указанного препарата.

7. Финансирование национального органа контроля медицинских иммунобиологических препаратов осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых Государственному научно-исследовательскому институту стандартизации и контроля медицинских биологических препаратов имени Л.А. Тарасевича.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 № 731)

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности по сбору и реализации сырья из дикорастущих лекарственных растений.

Председатель Правительства.

Российской Федерации.

В.ЧЕРНОМЫРДИН.

Приложение.

Утверждено.

Постановлением Правительства.

Российской Федерации.

от 8 февраля 1996 г. № 122.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *