Выезд на обочину встречной полосы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выезд на обочину встречной полосы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Не уступил дорогу машине с преимущественным правом движения
  • Не уступил дорогу машине с разметкой и мигалками
  • Выехал на встречную полосу с нарушением правил
  • Обогнал машину, когда это запрещено
  • Нарушил правила остановки и стоянки
  • Причинил вред здоровью из-за нарушений ПДД
  • Не выполнил обязанности после ДТП

Штраф за обочину в 2019 году составляет 1500 рублей, и с каждым годом его размер все больше увеличивается. Связано это с тем, что нарушители нередко становятся виновниками серьезных аварий с участием пешеходов или велосипедистов. Введенная санкция позволяет сократить количество таких случаев на дороге. Но наказание может быть и суровее, в зависимости от возникшей ситуации.

Движение по обочине для транспортных средств запрещено, особенно если она отмечена разделительными полосами. Выезд правомерен только для совершения остановки по правой стороне. При этом дорога может быть с одно- или двусторонним движением, но без трамвайных путей посередине.

Кому разрешено двигаться по обочине:

  • Спецтехнике, ремонтирующей дорогу.
  • Транспорту коммунальных служб.
  • Грузовым машинам, обеспечивающим подвоз материала или товара на объекты, если других подъездов для них не предусмотрено.
  • Велосипедистам старше 14 лет.
  • Мопедам или двухколёсной технике со скоростью не больше 20 км/час.
  • Гужевым повозкам, вьючным животным или лошадям с всадниками.

Важно знать! В остальных случаях попытка объехать таким образом пробку может привести к ДТП или созданию опасной ситуации для пешехода. Поэтому нарушители наказываются штрафом или лишением прав до полугода.

Движение по обочине встречного направления — штраф или лишение прав?

В соответствие с частью 4 статьи 12.15. Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) выезд в нарушение правил дорожного движения на полосу встречного движения влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев. То есть по встречной полосе ездить нельзя, в особенности, когда она отделена сплошной линией разметки. Но является ли встречная обочина полноценной полосой для движения транспорта?

Если внимательно прочитать пункт 1.2 ПДД, то можно увидеть четкие определения дорожных терминов.

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд. Таким образом, полоса движения является элементом проезжей части дороги.

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Другими словами, обочина это не проезжая часть, она лишь примыкает к дороге и служит для вспомогательных функций, в том числе для обеспечения остановки и стоянки. Применять «лишенческую» часть 4 статьи 12.15. в отношении водителей, которые передвигаются по встречной обочине нелогично. Для наказания за передвижение по обочине есть другая статья КоАП РФ.

При нанесенной сплошной разметке сплошную линию 1.2, которая отделяет проезжую часть от обочины, допускается пересекать в местах, где разрешена остановка или стоянка.

Формально ездить по обочинам тоже запрещено. Пункт 9.9. ПДД допускает лишь движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также разрешает подъезд по кратчайшему пути для транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

Кроме того, в пункте 8.8 ПДД прописано, что водитель имеет право кратковременно выезжать на обочину и пересекать линию 1.2, если необходимо совершить разворот поперек дороги, а ширина проезжей части недостаточна для маневра. Однако при выезде водитель обязан пропустить как встречные, так и попутные автомобили.

Других причин для выезда на обочину и для движения по ней правилами не предусмотрено. Как же быть, когда необходимо совершить объезд дорожных ям, грозящих повреждением подвески и колес?

Часто водители при выезде с проезжей части дороги оправдывают свои действия наличием препятствий. В соответствии с пунктом 1.2 ПДД, препятствием называют неподвижный объект на полосе движения, в том числе неисправное или поврежденное транспортное средство, а также дефекты проезжей части и посторонние предметы, не позволяющие продолжить движение. Однако для законного выезда нужен оформленный объезд, обозначенный знаками. Его должен организовать сотрудник ГИБДД, который в случае необходимости выезжает на место.

Если совершить выезд на встречную полосу движения или отрулить на обочину самостоятельно, то формально водителю полагается штраф. И если на этом участке дороги стоит камера фиксации нарушений, то протокол об административном правонарушении будет оформлен и выслан владельцу машины.

Когда объезд совершается через встречную полосу, то, в соответствии с пунктом 3 статьи 12.15 КоАП, штраф составляет от 1000 до 1500 рублей. Когда водитель решается проехать по обочине, то, в соответствии с пунктом 1 статьи 12.15 КоАП, штраф составляет 1500 рублей.

При объезде ям штраф придется оспаривать с представлением необходимых фото-и видеоматериалов, на которых изображены неровности дороги и автомобиль.

Если же на месте дежурит наряд ДПС, то он, скорее всего, не сочтет маневр водителя за нарушение.

Действительно, здесь наблюдается юридический казус. Но он разрешается иными нормативными документами, регламентирующими деятельность ГИБДД, в соответствии с которыми штраф здесь может и не начисляться. Прибывший на место экипаж ГИБДД должен помочь организовать объезд дорожных неровностей и направить транспорт по безопасному пути. Для этого достаточно ям, превышающих размеры установленных ГОСТом неровностей (5 см в глубину).

В правилах ничего не говорится про встречную обочину, а значит штраф за езду по ней в точности такой же, как и за езду по обочине, расположенной по ходу движения транспорта.

Правда, если водитель хоть краем колеса выедет на асфальт, то у сотрудников ГИБДД будут все основания для применения к нарушителям более серьезного наказания, а именно – лишить его прав.

Согласно ст.12.15 ч.4 административного Кодекса РФ, выезд на полосу со встрчным движением влечёт за собой в качестве наказания лишение водителя прав сроком на 4-6 месяцев.Одновременно с этим в части 3 статьи указаны случаи, когда подобное нарушение дорожных правил влечёт за собой лишь штраф до 1500 рублей без отстранения от управления автотранспортом:

  • выезд на встречные пути трамвайного сообщения (к примеру, совершая объезд дорожного затора);
  • выезд на встречку при развороте или левом повороте, имея целью припарковаться;
  • объезд дорожного препятствия с выездом на встречную полосу.

Принимая во внимание ч.3 ст.12.25, защита может доказать, что водитель вынужден был выехать на встречку, поскольку на его пути возникла неподвижная преграда. Это может быть, к примеру, автомобиль, стоящий на обочине или совершивший экстренное торможение во время движения, автопокрышка, животное или человек, крупная выбоина глубиной свыше 5 сантиметров и другие непреодолимые препятствия.

Можно ли пересекать сплошную при объезде препятствия

При наличии на дороге одновременно и разметочного пунктира, и знака, не допускающего обгон, водителю, согласно п.9.1 правил, следует самостоятельно определить ориентировочную черту, разделяющую направления движения, учитывая ширину дорожной полосы, размеры автомобилей и интервал между ними. В таких обстоятельствах выезд на встречку не будет считаться правонарушением, поскольку согласно Указанию 13/6-120 генерал-лейтенанта ГИБДД В.Кирьянова, любое несоответствие дорожной разметки установленным знакам трактуется в пользу водителя. Возврат прав в данном случае будет делом простым, поскольку не составит особого труда доказать факт наличия этого обстоятельства.

Грамотный автоюрист никогда не будет ссылаться на отсутствие других участников движения на встречной полосе, во время нарушения водителем ПДД, поскольку степень общественной безопасности здесь не играет роли. Зато опытный специалист будет пытаться доказать факт наличия опережения автомобиля, а не обгона, так как в результате опережения автомобиль не выезжает на встречку, а движется в рамках занимаемой им полосы.Зачастую сотрудники ГИБДД вменяют в правонарушение водителю выезд на встречку, основываясь лишь на том, что дорожная полоса слишком узкая для опережения. Чтобы доказать обратное, необходимо сложить размеры ширины обоих транспортных средств, прибавив к сумме расстояние от автомобиля, который был опережён, до края дороги и расстояние между самими машинами, после чего сопоставить полученную цифру с шириной полос.Для доказательства невиновности водителя, обязательно следует принять во внимание и нечитаемость дорожного знака, если она имела место быть. Закрытый листвой деревьев или испачканный грязью знак, запрещающий выезд, не является обязательным к исполнению.

К сожалению, правила дорожного движения не идеальны. Несмотря на то, что в них четко указаны суммы штрафов и процедура их взыскания, технические моменты оставляют простор для интерпретаций, которые в некоторых случаях работают против водителя.

Простой пример: водитель на вполне законных основаниях и в рамках правил заезжает на обочину с целью остановки, а когда выезжает на проезжую часть обратно, то привлекает внимание инспектора ГИБДД. И инспектор, также на вполне законных основаниях, предъявляет обвинение в нарушении ПДД. Происходит такое нечасто, и, как правило, инспекторы предпочитают не заморачиваться, но такая ситуация возможна, и знать о ней стоит.

Обгон на участках с ограниченной видимостью

Отметим сразу, что участки дороги с ограниченной видимостью обязательно должны сопровождаться запрещающими знаками или сплошной линией. Однако если таковы отсутствует, то сотрудники ГИБДД не имеются законного права оформлять на водителя протокол за выезд на встречную полосу. Для убедительности своей невиновности, необходимо потребовать сотрудников ДПС вместе проехать до участка где был совершен обгон и убедиться в своей невиновности.

Штрафы за выезд на встречную, стоянку и обгон: как по закону

Обочина ― зона отделенная от проезжей части. Обычно обочину и дорогу разграничивают небольшим перепадом высоты и типом покрытия. На скоростных трассах обочина может быть отделена от дороги только разметкой и иметь асфальтовое покрытие.

ПДД выделяют правостороннюю и левостороннюю обочины. Правосторонняя ― попутная обочина. Левосторонняя ― встречаня. От того, на какую из обочин выехал автомобиль зависит тяжесть нарушения и размер наказания.

Движение по правой стороне ― самое распространенное нарушение, связанное с обочиной. Чаще всего на ней ловят за объезд пробки.

можно

нельзя

спорно

  1. остановиться и встать на стоянку, если это не запрещено знаками или разметкой.
  2. развернуться с использованием обочины
  3. объехать препятствие
  4. остановиться для ремонта
  1. объезжать пробку
  2. двигаться по обочине
  3. объезжать препятствие
  1. двигаться на сломанном автомобиле

Спорная ситуация, которая размыто прописана в ПДД ― движение по обочине на сломавшемся автомобиле. Адекватные инспекторы ГИБДД не накажут за это. Но никакой твердой законодательной базы на этот счет нет.

С движением по левосторонней обочине споров больше.

Едущему по встречной обочине водителю инспекторы ГИБДД обычно инкриминируют четвертую часть статьи 12.15 КоАП РФ. Она предполагает штраф в 5000 рублей или лишение прав на срок до 6 месяцев. При рецидиве по этой статье лишить прав могут на год.

В то же время, если водитель объезжал по встречной обочине препятствие, то он может требовать переквалифицировать обвинение на более мягкую часть 3 той же статьи 12.15 КоАП. По ней штраф ― до 1500 рублей.

Но даже если препятствия не было, некоторые водители пытаются подогнать свое нарушение под применение первой части статьи 12.15 КоАП. Их аргумент ― направление движения может существовать только у «проезжей части», а обочина к ней не относится. Если водитель сможет убедить инспектора или суд в состоятельности своей позиции, штраф за езду по встречной обочине составляет 1500 рублей.

можно

нельзя

  1. остановиться или встать на стоянку, если это односторонняя дорога и это не запрещено знаками
  2. объехать препятствие
  3. остановиться для ремонта
  1. объезжать пробку
  2. двигаться по обочине
  3. объезжать препятствие

Согласно КоАП, объезд лежащего дерева или бетонного блока тоже является нарушением. Наказание определено статьей 12.15 ч. 3 КоАП РФ, как штраф в 1500 рублей.

В случаях, если препятствие действительно было, адекватные сотрудники ГИБДД могут закрыть глаза на езду по обочине. Но формально имеют право наказать.

Если объехать препятствие без выезда на обочину не было физической возможности, обжаловать штраф за обочину можно попробовать через суд. Но это имеет смысл только, если вы запаслись доказательствами ― сделали фото, видео или нашли свидетелей.

  1. Пешеходам при отсутствии тротуара или пешеходных дорожек.
  2. Велосипедистам старше 14 лет, если нет специальной части трассы.
  3. Водители мопедов
  4. Гужевым повозкам
  5. Тихоходам, чья скорость конструктивно не может быть выше 30 км/ч.
  6. Коммерческому транспорту для погрузки-разгурзки.
  7. Электрическим ТС (самокаты, моноколеса, гироскутеры, сигвеи и т.п., за исключением электромобилей, гибридных авто): в ПДД не обозначен их класс и не прописаны условия безопасной эксплуатации.
  8. Спецтехнике дорожных служб
  9. Машинам спецслужб

Штрафные санкции за выезд на обочину

В соответствии с частью 4 статьи 12.15. Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) выезд в нарушение правил дорожного движения на полосу встречного движения влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев. То есть по встречной полосе ездить нельзя, в особенности когда она отделена сплошной линией разметки. Но является ли встречная обочина полноценной полосой для движения транспорта?

Если внимательно прочитать пункт 1.2 ПДД, то можно увидеть четкие определения дорожных терминов.

В соответствии с частью 1 статьи 12.15 КоАП РФ, «нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей».

В правилах ничего не говорится про встречную обочину, а значит, штраф за езду по ней в точности такой же, как и за езду по обочине, расположенной по ходу движения транспорта.

Правда, если водитель хоть краем колеса выедет на асфальт, то у сотрудников ГИБДД будут все основания для применения к нарушителям более серьезного наказания, а именно — лишения его прав.

  • Не остановился по требованию сотрудника ГИБДД, последствия и штрафы.
  • Парковка на тротуаре, актуальные штрафы. Как обжаловать, избежать или уменьшить штраф?
  • Актуальные штрафы за превышение скорости. Можно ли избежать штрафа и лишения прав?
  • Актуальные штрафы при неправильном обгоне. Советы юриста как избежать наказания
  • Что делать если наехал на пешехода? Наказания и штрафы при ДТП, советы юриста.

В соответствии с частью 4 статьи 12.15. Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) выезд в нарушение правил дорожного движения на полосу встречного движения влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев. То есть по встречной полосе ездить нельзя, в особенности когда она отделена сплошной линией разметки. Но является ли встречная обочина полноценной полосой для движения транспорта?

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд. Таким образом, полоса движения является элементом проезжей части дороги.

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Другими словами, обочина — это не проезжая часть, она лишь примыкает к дороге и служит для вспомогательных функций, в том числе для обеспечения остановки и стоянки. Применять «лишенческую» часть 4 статьи 12.15. в отношении водителей, которые передвигаются по встречной обочине, нелогично. Для наказания за передвижение по обочине есть другая статья КоАП РФ.

  • Новости
  • Автомобили в продаже
  • Тест-драйвы
  • Каталог
  • Отзывы
  • Автосалоны
  • Статьи
  • Вопрос-ответ
  • Форум

Езда по обочине — наказание и штрафы

  1. Одинарная сплошная полоса, её назначение – разделить транспортные потоки противоположных направлений и обозначить границы полос движения в опасных местах на дорогах. Указывает на границы проезжей части, на которые въезд запрещен, а также разгарничивает стояночные места. В ПДД РФ значится под номером 1.1. Бывает постоянной белого цвета, временной – оранжевого цвета. Последняя применяется во время строительных или ремонтных работ.
  2. Двойная сплошная полоса применяется при наличии более 3-х полос на дороге.
  3. Одинарная сплошная полоса с пунктирной линией нанесенной по левую сторону – для обозначения мест, в которых перестраиваться разрешено только с одной стороны (№1.11).
  4. Толстая сплошная полоса – применяется для обозначения края проезжей части (№1.2). Сплошной линией могут также обозначатся границы парковочной зоны.
  • Разметка стерта, размыта и её плохо видно. Такая ситуация очень распространена на российских дорогах из-за того, что наноситься достаточно редко. Данное обстоятельство, особенно подтвержденное фото и видео материалами, может стать прямым доказательством невиновности.
  • Если на линию разметки был наезд одним колесом. В этом случае не было факта пересечения сплошной полосы, а потому применяется совсем другая мера пресечения – 1500 рублей, за нарушение положения автомобиля на проезжей части (нарушением считается даже незначительный наезд в 1 см).
  • Спорный момент может возникнуть при пересечении сплошной полосы при выезде с парковки. Штраф в таком случае составит 500р. Под это случай подпадает и выезд со двора.
  • Отсутствие возможности объехать препятствие, и как следствие вынуждено пришлось пересекать сплошную полосу. Помехой может стать что угодно (брошенный кем-то автомобиль, повалившееся дерево, упавший камень и т.д.). Избежать наказания получиться, если совершать объезд, справа не представлялось возможным.
  • Выезд на встречную полосу с целью избежать ДТП – самая спорная ситуация. Для того,чтобы доказать свою правоту и «крайнюю необходимость» в данном случае можно ссылаться на КоАП 2.7.

Наказание за пересечение сплошной напрямую зависит от вида нарушения. Поскольку случаи пересечения стали фиксироваться ГАИ все чаще, мера предусмотренной законом ответственности была повышена и к сегодняшнему дню предполагает не только лишь штраф, но и лишение прав.

Однако к самому строгому наказанию прибегают не всегда, и сумма штрафа также варьируется – все зависит от того, каким образом было совершено пересечение.

Существуют различные варианты пересечения сплошной линии, которые действуют как в населенных пунктах, так и на дорогах, к ним не относящихся.

Пересечение сплошной линии при выезде со двора является достаточно распространенным. Порой на выезде со двора, прилегающей территории либо второстепенной дороги установлен предписывающий знак «Поворот направо», согласно которому поворачивать можно исключительно вправо, и при этом направления движения разделены сплошной линией. Желая сэкономить время, автолюбители иногда не обращают внимания на установленный дорожный знак и пересекают имеющуюся разметку.

Не исключены случаи, когда события, описанные в протоколе, не соответствуют действительности. Рассмотрим несколько примеров:

  • Объезд аварии могут оформить как нарушение четвертой части статьи 12.15 Кодекса об административных правонарушения РФ. В таком случае водителю необходимо собрать все возможные доказательства, опросить свидетелей, зафиксировать на фото или видео дорожную обстановку. Даже если была возможность объехать аварию с правой стороны, пересечение в данном случае не может повлечь лишение водительского удостоверения, только штраф, поэтому нужно не сомневаясь отстаивать свою правоту.
  • Водитель начинает выполнять обгон на еще прерывистой линии разметки, однако по ходу совершения маневра понимает, что не успеет вернуться на свою полосу до начала сплошной, и, сбросив скорость, перестраивается обратно. Тем не менее через полкилометра-километр на посту ГИБДД предъявляется обвинение в пересечении сплошной. В таком случае также нужно собрать доказательства невиновности и предоставить их на рассмотрение суда.

Предлагаем ознакомиться: Что нужно для получения нового медицинского полиса

Если случилось так, до суда водитель этого сделать не смог, в течение 10 дней возможно обжалование приговора. Для этого необходимо письменно изложить свои доводы в двух экземплярах и приложить к ним фото- и видеодоказательства. После один экземпляр нужно подать в канцелярию суда либо секретарю, причем важно проследить, чтобы была отметка о принятии, а второй сохранить у себя. Так суд пересмотрит дело.

  • Если сотрудники ГИБДД забрали у водителя права (что делать до постановления решения суда запрещено!), и к тому же он не получил повестки в суд, нужно обратиться в отделение ГИБДД по месту прописки. В случае, когда после подачи заявления удостоверение не будет найдено, необходимо написать заявление уже в прокурату.

В интересах нарушителя тщательно изучить протокол, поскольку если он заполнен некорректно, рассмотрение дела пересечения сплошной линии может быть отклонено или приостановлено.

Обгон – это нарушение ПДД. Такие ситуации изначально приводят к повышенному риску аварии, поэтому обгон запрещается. К тому же в большинстве случаев маневр не удастся провести без привлечения соседних автомобилей, которые едут в противоположном направлении.
При этом во внимание принимаются следующие нарушения движения транспортного средства, которые в большинстве случаев предусматривают стремление обогнать соседние машины. Крайне важно понимать, что такие действия могут привести к серьезным последствиям, в том числе к ДТП.

Можно ли ездить по встречной обочине?

  1. Он должен доказать инспектору ГИБДД, что пересечение сплошной линии разметки было намеренным и связано с тем, чтобы не допустить появления аварийной ситуации, столкновения с идущим пешеходом.
  2. Разметочная линия стертая, ее трудно различить или она вообще не видна (например, в дождливую, заснеженную погоду).
  3. Дорожная разметка пропадает в отдельных местах.
  1. Одинарная – эта линия разделяет движение автомобилей, движущихся в противоположных направлениях.
  2. Двойная – эта линия тоже разделяет движение встречных транспортных средств. Ее отличие в том, что количество полос движения больше двух в каждом направлении.
  3. Постоянная – линия белого или желтого цвета.
  4. Временная – линия оранжевого цвета. Она наносится только на время проведения на дороге ремонтных работ.

Интересно почитать: Судебный пристав что не могут отобрать

Водитель, которому был выписан штраф за пересечение сплошной линии разметки, имеет полное право обжаловать наказание в судебном порядке или через руководство местного ГИБДД с ориентиром на следующие обстоятельства.

Более подробную информацию о том, как оспорить штраф ГИБДД, вы сможете найти в очень любопытной статье нашего эксперта.

  1. Нечёткая разметка. Факт необходимо подтвердить фотографиями, желательно с привязкой вашего авто и транспорта сотрудников ГИБДД.
  2. Неправильная разметка. Непрерывная сплошная линия начинается после прерывистой не сразу, между ними должен быть участок прерывистой линии, но с более короткими промежутками и длинными штрихами, чтобы у водителя было время сориентироваться. Если такого перехода нет, дорога размечена не по ГОСТу, а у водителя есть возможность оспорить наказание, предоставив фото или видео в качестве подтверждения.
  3. Вынужденное пересечение сплошной при крайней необходимости, например, для предотвращения аварии.
  4. Пребывание другого водителя за рулём. Данный факт необходимо будет подтвердить документально (ваше отсутствие в городе или стране на момент совершения правонарушения, наличие доверенности на управление транспортным средством другим лицом). Если вы сможете доказать, что на момент совершения проступка вас не было за рулём, обязанность оплатить штраф будет лежать на водителе, который нарушил закон.
  5. Неправильное определение номера – частый грешок автоматических средств фиксации и для подтверждения ошибки достаточно просто предоставить собственные номера.

В п. 1.2 ПДД имеется расшифровка понятия «обочина». Согласно этому нормативному акту «Обочина – это участок дороги, смежный с проезжей частью. Он отделяется от зоны для передвижения автотранспорта иным составом полотна или разделительной разметкой 1.2.1 или 1.2.2.»

П. 1.2 ПДД указывает на следующие функции обочины дороги:

  • Перемещение велосипедистов и пешеходов;

  • Стоянка или остановка автомобилей, если это не противоречит дорожным знакам;

  • Повышение устойчивости асфальтового покрытия.

Разрешено использовать обочину дороги для передвижения на автомобиле при форс-мажорных обстоятельствах. Например, для предотвращения столкновения с другим авто.

ПДД п. 12.1 не запрещает водителям автомобилей съезжать на обочину для остановки и выезжать с нее для продолжения движения. На дорогах с 2-мя и более полосами для движения остановка или стоянка разрешена только на обочинах попутного направления. На автодорогах, движение по которым разрешено только в одну сторону, а также имеющих 2 полосы без трамвайной линии между ними, разрешен съезд на любую сторону дороги. П. 9.9 ПДД не допускает передвижения по обочине.

Нередко водители в целях сокращения времени нахождения в автомобильном заторе совершают объезд «пробки» именно по обочине. Такой маневр еще больше усугубляет ситуацию, так как после завершения обгона автомобилист при перестройке на свою полосу создает помехи для движения, чем еще больше увеличивает «затор». Также такие маневры несут потенциальную опасность для пешеходов, велосипедистов и водителей мопедов.

Езда по встречной обочине наказывается строже. Подобное правонарушение приравнивается к движению по встречной полосе. Согласно ст. 12.15.4 КоАП РФ за данное действие предусмотрен штраф до 5000 рублей или лишение ВУ до полугода.

Повторное совершение нарушения, согласно ст. 12.15.5 КоАП РФ, грозит водителю:

  • При остановке инспектором ГАИ – лишением водительских прав на 1 год;

  • В случае фиксации науршения устройствами ФВФ – штраф 5000 рублей.

Повторным считается нарушение при его совершении в течение года после фиксации предыдущего.

ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПО СТ. 12.15 (ВЫЕЗД НА ПОЛОСУ ВСТРЕЧНОГО ДВИЖЕНИЯ)

  • По автомобилю и водителю
  • По номеру постановления

Начнем с главного: всегда ли выезд на встречную полосу однозначно трактуется как нарушение правил, и в каких случаях за подобные действия наказывают лишением водительских прав?

Ответ на этот вопрос, с одной стороны, достаточно прост, ведь согласно ПДД, заезд на левую полосу движения является нарушением лишь тогда, когда правила напрямую его запрещают.

Однако с другой стороны, область действия запретов не всегда понятна, для более наглядной демонстрации, приведем несколько ситуативных примеров.

Пример 1. Перемещение по узкой дороге

Выезд на «встречку» допускается, если вы перемещаетесь по узкой дороге, на которой отсутствует дорожная разметка, а знаков, запрещающих обгон, равно как и других условий, ограничивающих ваши действия, нет. В подобной ситуации, можно спокойно обгонять медлительную фуру, временно перемещаясь по левой полосе – вы не нарушаете ПДД.

Разберем наш пример на составляющие элементы. Согласно п. 9.1 ПДД, если на дорожном полотне отсутствует разметка, водитель должен самостоятельно определить количество доступных полос дорожного движения.

При условии небольшой ширины дороги, водитель вправе сделать логический вывод, что полос всего две, и левая часть дорожного полотна будет использована встречным потоком автомобилей.

В тексте ПДД, учитывая дополнения, принятые 20.11.10 г, приводится следующая формулировка: количество полос движения, отведенных для безрельсового типа транспорта, обуславливается дорожными знаками либо соответствующим образом нанесенной разметкой.

В случае отсутствия таковых, водитель самостоятельно определяет количество полос, принимая во внимание ширину дороги, габариты соседних транспортных средств и интервалов между ними.

По умолчанию, для встречного движения отводится ровно половина проезжей части, не обозначенной разметкой. При этом дополнительные расширения проезжей части в виде заездных карманов для общественного транспорта, подъемных и переходно-скоростных полос не нужно учитывать.

Также из приведенного выше правила следует, что на дорожном полотне, не оснащенном разметкой, общее количество полос движения всегда будет четным, что логично, поскольку дорога делится пополам. Иными словами, на дороге может быть две, четыре или даже шесть полос, но никак не три.

Еще один важный вывод: перемещение по встречной полосе неразмеченной дороги может осуществляться лишь в том случае, если дорога узкая, то есть двухрядная. На широких, четырехрядных неразмеченных трассах, выезд на «встречку» запрещен правилами и влечет за собой штрафные санкции.

Рассмотренные нами два примера разрешаемого выезда на встречную полосу являются исключениями. Данные маневры прямо допускаются ПДД. Далее будут рассмотрены примеры запретительных правил.

Пример 1. Дорога с четырьмя полосами движения

В п. 9.2 ПДД дано четкое определение поведению участников движения на четырехполосных дорогах. Вне зависимости от того, предусмотрена ли на дорожном полотне разметка, запретительные знаки или таковые отсутствуют, выезд на встречную полосу для водителя запрещен.

В том числе, не допускается выезд на встречную полосу для совершения обгона или левого разворота. Разворот может проводиться исключительно на перекрестках и прочих участках, где они напрямую разрешены правилами или дорожными знаками.

Что касается объезда препятствия или обгона находящего впереди транспортного средства, данные маневры полностью запрещены на трассах с четырьмя и более полосами.

Пример 2. Запретительная разметка на дороге

Если на дорожное полотно нанесена разметка, явно запрещающая перемещение на встречную полосу, данный маневр не допускается вне зависимости от количества полос движения (то есть данное правило актуально, в том числе, для двухрядных участков трассы). К категории запретительных, относятся такие типы разметок, как 1.1, 1.11 и 1.3.

Пример 3. Наличие знака, запрещающего обгон

Поведение участников дорожного движения может ограничиваться отдельным дорожным знаком «Обгон запрещен». Водитель обязуется принимать во внимание только его наличие, воздерживаясь от выезда на встречную полосу, даже если количество полос и тип нанесенной разметки подобный маневр допускает.

Отдельно необходимо отметить, что выезд на «встречку» двухрядной дороги все-таки возможен, если он проводится в целях левого разворота. Однако данное исключение не касается обгона, совершение которого карается серьезными штрафными санкциями.

Пример 4. Перемещение по левой полосе трехполосной дороги

Выезд на крайнюю левую полосу трехполосной трассы полностью запрещен, независимо от наличия или отсутствия запретительных дорожных знаков или разметки.

Итак, нами были рассмотрены наиболее типичные комбинации условий, допускающих или запрещающих выезд на «встречку». В реальности, их намного больше, но на подробное описание всех возможных ситуаций понадобится отдельная статья.

Перед изучением нюансов, связанных с запретом на пересечение встречной полосы, следует дать определение такому важному понятию как «препятствие».

Согласно п 1.2 ПДД, к препятствиям относятся объекты, неподвижно расположенные на проезжей части и преграждающие движение по ней.

К таковым можно отнести неисправные транспортные средства, посторонние предметы и дефекты дорожного полотна. В категорию препятствий не входят автомобили, совершившие остановку по правилам, а также автомобильные заторы.

В зависимости от того, является ли объект препятствием или нет, на водителей, совершивших объезд с пересечением встречной полосы, налагаются различные штрафные санкции:

  • Если при объезде препятствия водитель перемещается по встречной полосе, либо пересек трамвайные пути, ему грозит административный штраф, сумма которого может варьироваться в пределах 1-1,5 тыс. рублей. Размер штрафа определяется непосредственно сотрудником ГИДББ, зафиксировавшим нарушение;
  • При выполнении разворота или левого поворота с выездом на встречную полосу, водитель нарушает ч.2 ст. 12.16 КоАП, если данные маневры ограничиваются дорожной разметкой или соответствующими знаками. Размер штрафа, в данном случае, будет аналогичным, что и в предыдущем пункте: 1-1,5 тыс. рублей;
  • Совершение обгона или объезд автомобильного затора с перемещением по встречной полосе. Факт нарушения фиксируется также в ситуациях, когда автомобиль лишь частично оказался на «встречке», выехав за разделительную полосу одним или двумя колесами. Данное нарушение регламентируется ч. 4 ст. 12.15 КоАП и может повлечь за собой либо административное наказание, либо лишение прав. В случае выезда на полосу движения, отведенную встречному автотранспортному потоку, а также при выезде на трамвайные пути, водитель понесет административное наказание с начислением штрафных выплат размером 5 тыс. рублей, либо по решению инспектора ГИБДД, пойманный нарушитель лишается водительских прав сроком на 4-6 месяцев. Исключения из данного правила описаны в ч.3 ст. 12.15 КоАП.

Важно отметить: если нарушение выявил сотрудник ГИБДД, вид наказания определяет непосредственно он. Однако в случае записи нарушения автоматической системой видеофиксации, водителю в обязательном порядке будет выписан штраф 5000 р.

Начиная с 2017 года, вступили в действие новые правила, предусматривающие наказание в виде дополнительного лишения прав в случае повторного нарушения порядка пересечения разделительной полосы.

Пунктом 4 уже упомянутой ранее статьи 12.15 КоАП, водитель может быть лишен прав сроком до одного года. Если подобное нарушение было записано с помощью автоматических средств фото- и видеофиксации, на водителя будет наложен дополнительный штраф в размере 5 тыс. рублей. За нарушение, обнаруженное сотрудником ГИБДД, более вероятно наказание в виде лишения прав.

Есть ли встречная полоса движения на перекрестке?

Дорожное полотно состоит из нескольких частей. Для движения транспорта предусмотрена проезжая часть. Обочина же примыкает к ней, находится на одном уровне или чуть ниже. Отличить ее можно по типу покрытия и разметки в виде сплошной или прерывистой линий.
Предназначение обочины определено в общих положениях п.1.2 Правил дорожного движения и используется она для:

  • движения спец.техники;
  • передвижения пешеходов при отсутствии тротуара;
  • проезда велосипедов и мопедов при отсутствии велодорожек (с условием отсутствия помех пешеходам);
  • остановки автотранспорта;
  • стоянки автотранспорта.

В ряде случаев обочина отделена от проезжей части бордюром. При его отсутствии может быть выполнена вровень или ниже, но не более чем на 4 см. Превышение уровня обочины над проезжей части запрещено ГОСТом.

Любое передвижение автотранспорта, не попадающего под разрешение ПДД, по обочине является нарушением. Рассмотрим типичные случаи:

  • На трассе. Скоростные автотрассы имеют обозначение установленным дорожным знаком, согласно ПДД. Обочина вдоль такой проезжей части отделена сплошной линией. По ней запрещено не только передвигаться, но даже останавливаться.

Для остановки вдоль скоростных автотрасс изготавливают специальные площадки – «карманы». Только в исключительных случаях водитель может остановиться на обочине, когда ситуация связана с поломкой автомобиля, не позволяющей двигаться дальше.

Движение же по обочине категорически запрещено.

  • Задним ходом. На обычной дороге, не отнесенной к скоростной и не обозначенной специальным знаком, обочина может быть использована для остановки – это не нарушает правил.

Но двигаться по ней, и тем более задним ходом, правилами запрещено. Такой маневр является опасным для пешеходов, велосипедов и мопедов, которые могут на ней находиться в случае отсутствия соответствующих мест, оборудованных для их передвижения.

Отметим, почему ПДД так категорично относится к езде по обочине:

  • поскольку покрытие обочины не асфальтированное, то создается облако пыли, мешающее обзору другим участникам дорожного движения;
  • создается опасность для людей, которые движутся по краю трассы;
  • после объезда пробки по обочине и попытке перестроиться в свою полосу движения автомобили создают заторы, затрудняют движение другого транспорта и создают аварийную ситуацию.

В п. 9.9 ПДД РФ исключением является следующий вид транспорта:

  • технике дорожно-эксплуатационных служб;
  • транспорту, осуществляющему подвоз грузов к торговым и иным объектам, находящимся в непосредственной близости к обочине и не имеющих иных путей подъезда;
  • велосипедистам при отсутствии соответствующей специально выделенной полосы (п.24.2, п.24.6);
  • мопедам (п.24.7);
  • гужевым повозкам, верховым и вьючным животным (п.25.2).

Их передвижение по обочине не является нарушением.

Следует учитывать, что двигаться по обочинам в соответствии с Правилами дорожного движения, имею право:

  • велосипедисты, если отсутствую специальные дорожки, выделенные полосы или возможность движения по правой стороне проезжей части
  • мопеды, если маневрирование не создает помех для движения пешеходам
  • пешеходы
  • повозки с вьючными или верховыми животными
  • тихоходные транспортные средства, оборудованные специальным знаком
  • автомобили экстренных служб (скорая помощь, полиция, пожарная охрана и так далее)
  • автомобили коммунальных служб
  • коммерческие транспортные средства, занимающиеся доставкой грузов к различным объектам
  • водители иных современных гаджетов (моноколеса, гироскутер, сигвей и так далее)

П. 9.9 ПДД РФ запрещает движение транспортных средств (ТС) по разделительным полосам и обочинам.

Выезд на обочину для них разрешен исключительно для остановки и стоянки (12.1 ПДД РФ), на правой стороне дороги. На левой стороне остановка и стоянка разрешены в населенных пунктах на дорогах:

  • с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине;
  • с односторонним движением (грузовым автомобилям массой более 3,5 т — лишь остановка для загрузки или разгрузки).

По обочине разрешается движение машин

  • коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб;
  • подвозящих грузы к объектам (в том числе торговым), расположенным непосредственно у обочин, если нет других подъездов.

По обочине допускается не создающее помех пешеходам движение:

  • велосипедистов старше 14 лет, если нет велосипедной и велопешеходной дорожки или возможности двигаться по ним, либо по правому краю дороги (п.24.2, п.24.6 ПДД РФ);
  • мопедов (п.24.7 ПДД РФ);
  • гужевых повозок, верховых и вьючных животных (только в один ряд возможно правее), п.25.2 ПДД РФ.

В России штраф за обочину выписывается как наказание за административное правонарушение и периодически его сумма возрастает. При его оформлении имеется ряд нюансов, которые автомобилистам следует учитывать. Еще недавно размер составлял 500 рублей, а в 2020 году сумма достигла 1500 руб.

Величина финансового наказания для нарушителей за самовольную езду по особо регламентированному участку дороги урегулирована Кодексом об административных правонарушених 30.12.2001 №195-ФЗ. Важно следить за изменением законодательства.

Более строгое наказание ждет водителей, осмелившихся ехать по встречной обочине. В таком случае происходит игнорирование нескольких норм одновременно, включая движение по встречной полосе. Итоговая сумма достигает 5000 руб., а в особых случаях граждане рискуют остаться без прав на 4-6 месяцев.

Попавшимся на подобных деяниях повторно стоит обоснованно ждать лишения прав на 12 месяцев. К такой категории относятся автовладельцы, попавшиеся повторно инспектору или на камеру в течение года. Срок начинает отсчитываться с полной оплаты суммы административного штрафа. Если предусмотрено лишение, то отсчет ведется от дня окончания лишения удостоверения.

Рассмотрим пункты правил дорожного движения, разрешающие движение по обочине.

Пункт 4.1 ПДД:

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам.

Пешеходы могут двигаться по обочине, если на дороге нет тротуара, пешеходной или велопешеходной дорожки.

Пункт 24.2 ПДД:

24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:

по обочине — в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;

Велосипедисты могут ездить по обочине только в случае отсутствия на дороге велоспедной или велопешеходной дорожки, полосы для велосипедистов, либо в случае невозможности двигаться по ним и по краю проезжей части.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *