Штраф за превышение средней скорости законно ли это

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за превышение средней скорости законно ли это». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • О магазине
    • — Сертификаты
    • — Как покупать
    • — О бренде LOYO
    • — Политика обработки персональных данных
  • Доставка светодиодных фар LOYO по всей России
    • — Доставка в регионы России
    • — Доставка по Москве и самовывоз

    На участке дороги инспекция устанавливает 2 специальные камеры: одна фиксирует время въезда на участок, вторая – время выезда. С учетом расстояния между двумя этими точками, производится расчет средней скорости на указанном участке дороги. Полученную цифру сравнивают со скоростным ограничением. Логика проста и понятна, но это теория, а теперь к практике.

    Представьте, что вы двигаетесь по загородной трассе и путь лежит через небольшой поселок. Длина отрезка дороги – 1 км., на въезде и выезде стоят камеры. Допустим, разрешенная скорость – 60 км/ч, проедете это расстояние за 1 минуту – скорость в норме, быстрее – получите штраф в размере 500, 1 500 и т. д. Теперь представьте, что вы едете со скоростью 100 км/ч, но останавливаетесь в поселке спросить дорогу или сфотографироваться, на выезде нарушения уже зафиксировано не будет.

    Другой вариант: на дороге между камерами происходит ДТП или коммунальная авария, участок дороги перекрыли, но открыли короткий и быстрый проезд, который включает в себя обе камеры, вы проезжаете с разрешенной скоростью, но быстрее.

    Законен ли штраф за среднюю скорость?

    В правилах дорожного движения закреплено, что водитель не имеет права превышать установленную скорость, при этом не уточняется о какой скорости идет речь: моментальной или средней. Понятия «средняя скорость» в российском законодательстве не существует. Но если расчет скорости движения превышает допустимую, можно говорить о нарушении. Точных формулировок как, когда и в какие сроки выписываются штрафы за превышение средней скорости в законодательстве тоже нет.

    Распространение этой информации связано с двумя документами:

    • законопроект, внесенный в Госдуму;
    • решение Верховного суда об отмене штрафов за среднюю скорость.

    Средняя скорость как «средняя температура по больнице» считается экспертами неинформативной. По этой причине депутаты Госдумы инициировали законопроект, который бы зафиксировал, что доказательством превышения установленной скорости движения не может быть расчет, только фиксация в точном времени и конкретном месте. Из-за рассмотрения этой инициативы в СМИ распространилась информация, что штраф за превышение средней скорости отменили. На самом деле эта законодательная инициатива до сих пор официально не принята.

    Есть решение Верховного суда, в котором указано, что нельзя штрафовать водителей превысивших среднюю скорость, но этот факт не делает наказания незаконными и не влияет на практику областных и местных судов.

    1. Официального запрета нет.
    2. По оценке кабинета министров, любые факты, на основании которых можно установить наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность лица, подходят для доказательства осуществления правонарушения.
    3. Водители не вникают во все юридические тонкости и платят, вместо того, чтобы обжаловать штраф за среднюю скорость.

    Вы имеете право обжаловать любое постановление или нарушение, в том числе и зафиксированное автоматическими камерами видеофиксации.

    1. Главное условие – соблюсти сроки. Срок подачи жалобы на штраф с камеры – 10 дней с момента получения копии постановления. Стоит запомнить или записать дату, когда вы открыли письмо со штрафом, она будет указана в материалах дела. Госпошлину платить не придется.
    2. Напишите жалобу. Бланк можно скачать с сайта суда, в который будете ее подавать, или найти бланк с образцом оформления в интернете. Жалобу нужно составить грамотно и указать аргументы в пользу отмены наказания. Какие доводы стоит привести и на какое решение сослаться, указано ниже.
    3. Жалобу подают в районный или городской суд по месту совершения превышения скорости или любому начальнику инспектора, который составил постановление. Допускается отправка по почте, даже если будет допущена ошибка в адресате, жалобу перенаправят в нужный орган.
    • Правовые основы деятельности
    • Нормативные акты
    • Постановления Европейского Суда по правам человека
    • Судебная практика
    • Конституционный Суд
    • Верховный Суд
    • Научно-методические материалы
    • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
    • По иным вопросам надзорной деятельности
    • Статистические данные
    • Об использовании выделяемых бюджетных средств
    • О деятельности органов прокуратуры
    • Новости
    • Основные документы
    • Главное управление международно-правового сотрудничества
    • Региональное представительство
      Международной ассоциации прокуроров в России

    Законен ли штраф за среднюю скорость?

    • Информационные материалы
    • Социальные ролики
    • Наглядные материалы
    • Прокурор разъясняет
    • Порядок обращения граждан
    • График приема
    • Интернет приемная
    • Уведомления об экстремизме
    • Статусы уведомлений
    • Прямая линия для предпринимателей

Генеральной прокуратурой Российской Федерации по данному факту проведена проверка в городах Москве и Санкт-Петербурге, на территории которых применяется подобная административная практика.

Установлено, что в соответствии со статьей 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является фиксация административного правонарушения в области дорожного движения, совершенного с использованием транспортного средства, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи.

Действующие в названных городах системы измерения и вычисления средней скорости движения транспортных средств имеют свидетельства о прохождении поверки и соответствуют требованиям законодательства, предъявляемым к специальным техническим средствам.

Вынесенные постановления по делам об административных правонарушениях, зафиксированных в ходе эксплуатации указанных систем измерения, согласно части 1 статьи 29.10 КоАП РФ содержат все необходимые сведения об административном правонарушении, в том числе о времени и месте его совершения, а также скорости движения автомобиля. При этом информация о средней скорости движения транспортных средств в данных постановлениях не отражается, так как технологические особенности и методы ее определения законодательством не предусмотрены.

Вместе с тем, по мнению судебных органов, указанные факты, а также отсутствие самого понятия «средняя скорость движения» в Правилах дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, не является основанием для освобождения лица от административной ответственности (постановление Верховного Суда Республики Татарстан от 19.06.2014 № 4а-563, оставленное без изменения постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2014 № 11-АФ14-767).

С учетом изложенного применение фото- и видеофиксации правонарушений с использованием технологии определения средней скорости движения требованиям федерального законодательства не противоречит.

  1. Штраф получает собственник машины. Если автомобиль ваш и вы были за рулём в момент нарушения, то в течение 10 дней вправе его обжаловать.
  2. Ссылайтесь на постановление Верховного Суда РФ от 07.10.2019 года № 36-АД19−3.
  3. ВС заявляет, что скорость должна быть конкретной в момент нарушения. То есть, если водитель двигался всю дорогу без нарушений режима, а потом «погнал» на 50 км/ч быстрее, его нужно штрафовать именно за это. А не за среднее превышение скорости на отрезке пути на условные 30 км/ч.
  4. Средняя скорость не даёт установить конкретное место правонарушения. Из-за этого сложно определить отделение Госавтоинспекции или районного суда, где водитель может обжаловать штраф. Это нарушение прав собственника автомобиля на защиту.

Помните: если в момент нарушения за рулём был не собственник, это придётся доказать. Например, родственник управлял автомобилем по доверенности. Если вы уплатили штраф – обжаловать нельзя, и деньги не вернут. Если 10 дней на обжалование кончились, штраф вступил в силу, а вы его не оплатили, долг тоже не спишут.

В первую очередь хотелось бы разобраться с самим понятием «штрафа за среднюю скорость». Сразу скажу: такого штрафа не существует. Некорректное название многих вводит в заблуждение. Штрафы выписывают не за «среднюю скорость». Нет никакой средней скорости, которую необходимо соблюдать, чтобы оставаться законопослушным. Соблюдать нужно все тот же установленный на определенном участке дороги скоростной лимит. То, что отличается, – это метод контроля скорости. В данном случае вместо очень короткого отрезка пути в пределах обзора одной камеры контролируется более длинный отрезок и делается это с помощью двух камер. Система вычисляет среднюю скорость автомобиля на участке дороги по формуле, известной каждому старшекласснику. Таким образом устанавливается, имело ли место превышение скорости на участке или нет. Штрафуют именно за факт превышения скорости, а не за «среднюю скорость», как часто говорят. А как мы знаем, методы установления факта превышения установленного скоростного режима в законе никак не ограничены.

Если же нет никакого противоречия КоАП в использовании метода средней скорости для измерения скорости, то в чем проблема? Есть несколько стандартных доводов, которые приводят истцы.

Первый – это отсутствие конкретного времени и места совершения правонарушения. Действительно, в КоАП сказано, что у правонарушения, зафиксированного с помощью автоматического средства ФВФ, должно указываться время и место. Когда говорят, что при установлении факта превышения скорости с помощью фиксации средней скорости невозможно установить точное время и место, имеют в виду, что временем и местом могут быть только точечные показатели. Тем не менее со скоростью дела обстоят по-другому: скорость существует только в динамике. В конкретно взятой точке скорости у физического тела нет. Поэтому представляется логичным и правомерным определять место и время нарушения установленной скорости как отрезки. Если возводить данную логику в абсолют, то результаты даже обычной камеры, которая фиксирует превышение скорости «в моменте», могут быть поставлены под сомнение. В сообщениях о запрете Верховным судом РФ «штрафов за среднюю скорость» часто, ссылаясь на решение по иску г-на Баусова, пишут: неуказание точного места совершения административного правонарушения или указание как участка дороги стало основанием для отмены. Это не так. Верховный суд РФ указал, что нарушение произошло с 19 часов 05 минут по 19 часов 41 минуту, место совершения правонарушения – участок автодороги с 297 км автодороги М-1 Беларусь в городе Сафоново Смоленской области по 226 км 602 м автодороги М-1 Беларусь в городе Вязьма Смоленской области. Не будем забывать, что Верховный суд РФ рассматривал конкретную жалобу, конкретный протокол и судебное решение.

Второй довод – это то, что отрезок дороги в зоне измерения средней скорости может относиться к юрисдикции разных судов. То есть в случае необходимости обжаловать постановление о штрафе за превышение скорости, установленное с помощью метода измерения скорости на отрезке, будет невозможно решить, в какой суд обращаться. Проблема носит чисто юридический характер. Рассмотрение дела в рамках надлежащей подсудности является одной из основ правосудия. И данный вопрос не может решаться хаотично. Этот фактор должен решаться путем разумного размещения камер в рамках подсудности одного суда. Однако несоблюдение этих требований в каком-то конкретном случае никак не делает незаконным применение этого метода в принципе.

Таким образом, действительно в случае споров и обжалования штрафов, вынесенных на основании данных с камер на среднюю скорость, суду необходимо рассмотреть другой, по сравнению со случаями превышения скорости, установленными камерами на мгновенную скорость, набор обстоятельств, как то: скоростные режимы внутри отрезка или возможные объездные пути. Однако все эти обстоятельства в случае изначально добросовестной установки оборудования должны быть продуманы ответственными лицами и легко устанавливаться.

Последний иск, на который ссылаются журналисты как на недавний пример успешного оспаривания штрафа «за среднюю скорость», – от г-на Чибисова – далеко не такой свежий: постановление по нему было вынесено в апреле этого года. Другое – уже упомянутое прошлогоднее дело Николая Баусова (на него долгое время указывали как на прецедент отмены штрафа «за среднюю скорость») Верховным судом РФ на самом деле не отменялось, а было возвращено на пересмотр. В рамках последнего штраф оставили в силе. Таким образом, о какой-либо тенденции на отмену штрафов за превышение скорости с камер на среднюю скорость говорить не приходится. Опять же, мы говорим о конкретном деле. Например, в деле Чибисова суд воспроизвел позицию Верховного суда РФ несмотря на то, что участок дороги там существенно меньше. Но там и срок привлечения в административной ответственности истек. Вступление в силу судебного решения не делает его судебным прецедентом, так как позиция по оспариванию акта лежит на сторонах.

В российских нормативных актах есть довольно подробно прописанные скоростные ограничения для движения любого автотранспортного средства. Они действуют внутри определенного населенного пункта и вне его. Таким образом, существуют законодательно установленные и максимально допустимые ограничения, добросовестно соблюдая которые можно избежать такого неприятного последствия, как лишения прав за скорость.

Транспортные средства Населенный пункт Вне населенного пункта Автомагистраль Жилая зона
Легковые автомобили 60 90 110 20
Легковые автомобили с прицепом 60 70 90 20
Грузовики категории B 60 90 110 20
Грузовики категории C 60 70 90 20
Грузовики с людьми в кузове 60 60 60 20
Мотоциклы 60 90 110 20
Автобусы междугороднего сообщения 60 90 90 20
Автобусы маломестные 60 90 90 20
Другие автобусы 60 70 90 20
Автобусы при организованной перевозке детей 60 60 60 20
При буксировке механических ТС 50 50 50 20

Для определенных населенных территорий Правила дорожного движения (п. 10.2, примечания к 10.3) допускают возможности превысить допустимый скоростной режим.

Штраф вне закона: Чем обернется КоАП без «средней скорости» для водителей

К сведению: автомагистраль – это вид дорог, где разрешается самая высокая (в рамках закона) скорость движения транспорта. В цифрах это выглядит так:

  • 50 км/ч – для буксировки механического транспортного средства;
  • 60 км/ч – установлена для грузовиков, если в кузове находятся люди. Также для автобусов с детьми при их организованной перевозке;
  • 90 км/ч – это норма для легковых авто с прицепом, автобусов, грузовых машин категории С;
  • 110 км/ч – самый высокий показатель установлен для мотоциклов, легковых автомобилей, грузовиков категории В.

Эти ограничения прописаны для дорог, расположенных вне населенных пунктов, которые не причисляются к автомагистралям:

  • 50 км/ч — для буксировки механического транспортного средства;
  • 60 км/ч- установлена для грузовиков, если в кузове находятся люди. Также для автобусов с детьми при их организованной перевозке;
  • 70 км/ч — это норма для легковых авто с прицепом, прочих автобусов, грузовых машин категории С;
  • 90 км/ч – такая скорость установлена для мотоциклов, легковых автомобилей, грузовиков категории В плюс дополнительно для междугородних и маломестных автобусов.

Важно! Не стоит рисковать и ездить по неизвестным трассам даже с максимально допустимой скоростью. В таких ситуациях слишком большой риск встретить неожиданное препятствие. Также незнание дороги и ее плохое состояние еще увеличивают возможность ДТП.

Эти нормы прописаны для всех дорог внутри населенного пункта:

  • 20 км/ч – такую скорость необходимо соблюдать во время движения в жилой зоне;
  • 50 км/ч — для буксировки механического транспортного средства
  • 60 км/ч – эта скорость устанавливается вообще для всех транспортных средств.

Как видим, для дорог внутри определенной населенной местности разрешена небольшая скорость. Это связано с безопасностью, ведь на таких дорогах одновременно находится большое число транспорта, много пешеходов, встречаются сложные перекрестки. Также в городах имеется ограниченная видимость из-за множества зданий и сооружений. При ограничении в 60 км/ч автовладелец имеет возможность контролировать дорогу и может избежать возможного столкновения.

Важное пояснение. Многие водители имеют неправильное представление относительно максимума, разрешенного для вождения в городе. Так, автовладельцы считают, что можно ездить со скоростью 80 км/ч, но не 60. Объясняют этот факт тем, штрафные санкции применяются только при превышении скорости свыше этих 80. Это является абсолютно неверным. В случае возможного ДТП, если один из участников превысил скорость, к примеру, до 62 км/ч, его авто будет считаться виновником (при имеющейся вине второго участника – одним из виновников). Тогда именно он будет платить за восстановление чужого автомобиля.

Кроме обозначенных выше существуют еще дополнительные ограничители в виде специальных дорожных знаков. Так, есть специальный знак 3.24, означающий уменьшение максимальной скорости. Если такой знак установлен, водитель обязан следовать со скоростью, значение которой указано на самом знаке.

Есть еще один небезызвестный знак — ограничитель с указателем 90 км/ч, который встречается в городах. Это значение выше максимально допустимого для городского пространства (60 км/ч). И, тем не менее, это не является ошибкой. Это знак дает разрешение на езду в городе со скоростью 90 км/ч. Этот указатель встречается на дорогах, признанных безопасными. Решение об этом принимают органы исполнительной власти определенного субъекта РФ.

А что, если встретится указатель с ограничением скорости 140 км/ч? Можно ли ехать с такой скоростью, ориентируясь на знак? Нет, такой указатель не имеет смысла и является подделкой. Самая большая разрешенная скорость — 130 км/ч (см. п. 10.3 Правил). Так что будьте внимательны!

В ответ на такие действия водителей власти разработали комплекс мер для измерения средней скорости на отдельном участке дороги, в этом случае камера фиксирует автомобиль дважды – в начале движения по участку и в конце, затем вычисляется средняя скорость передвижения.

Если рассчитанная таким образом средняя скорость выше установленной на данном участке, то на водителя накладываются штрафные санкции. О законности подобного штрафа спорят даже на законодательном уровне, были даже попытки его полностью отменить.

В последнее время довольно часто в интернете можно встретить информацию о том, что штрафы за превышение средней скорости передвижения являются недействительными, а сотрудники ГИБДД не имеют права выносить наказания, если зафиксирована не мгновенная, а средняя скорость.

Это на данный момент времени является неправдой, хотя определенные предпосылки под собой имеет. Так совсем недавно были попытки депутатов продвинуть законопроект, который вносил бы в статью 1.5 КоАПа уточнения относительно того, что способом определения правонарушения может быть только фиксация скорости, а не ее расчет. На данный момент времени этот законопроект не принят.

Стоит отменить недавний прецедент, который возможно и приведет к реальной отмене данного закона. Но подобная ситуация наложения штрафа была оспорена в судебном порядке и Верховный суд в ноябре прошлого года постановил такой способ наложения штрафа считать неправомерным.

Основные аргументы суда:

  • Невозможность определения конкретного места превышения скоростного режима. Формулировка « на отрезке дороги с километра А по километр В» не подходит,
  • Нет возможности точного определения величины превышения скорости, а, следовательно, по нормам КоАП, нет возможности определить норму для расчета размера штрафа.

Но даже этот факт не дает оснований для признания подобных наказаний неправомерными, и даже не может существенно изменить региональную или областную судебную практику. Но дает возможность каждому гражданину оспорить наложение штрафа за среднюю скорость.

На январь 2021 года существуют две разновидности камер автофиксации скорости движения автотранспорта:

  • Комплекс Автодория,
  • Система Бумеранг, которая и рассчитывает среднюю скорость для наложения штрафа в системе Кордон.

Система Бумеранг работает достаточно просто. Камеры размещаются на определенном расстоянии друг от друга. Первая камера фиксирует время появления машины на определенном участке, второй раз время прохождения участка фиксирует вторая камера.

Затем программа простой формулой вычисления скорости из времени и расстояния определяет среднюю скорость прохождения участка. Если выявленная скорость оказывается выше разрешенной, то выписывается штраф и отправляется на почту собственника автомобиля.

Сегодня такие системы слежения могут отслеживать не только скорости передвижения, но и, например, проезд на запрещающий сигнал светофора, стоянку или остановку в неположенном месте, проезд по встречной полосе или полосе для общественного транспорта.

Так как камеры работают в автоматическом режиме и без участия человека, то есть определенные правила для начисления штрафов:

  • Нарушения караются только штрафными санкциями по минимальному уровню. Например, если скорость превышена на 41-60 км\час (штраф от 1000-1500 рублей), то при фиксации камерой любой скорости в этом промежутке штраф будет начислен по минимальной границе – 1000 рублей.
  • При фиксации камерой правонарушения, предполагающего лишения прав, будет начислен только штраф в размере 5000 рублей.
  • Протокол в случае работы камеры не составляется, сразу оформляется постановление о назначение штрафа.
  • Штрафы по камерам выписываются на имя владельца автомобиля. Если за рулем был другой человек, то уже задача собственника доказать этот факт, что бы не платить штраф.

В Правилах Дорожного Движения говориться о том, что водитель не имеет права превышать установленную на дорожном участке скорость движения, в этом случае неважно моментальная она будет или средняя. Если средняя скорость прохождения участка превышает разрешенную, то можно говорить о правонарушении.

С правомерностью этого аспекта понятно. Вся сложность в начислении подобных штрафов в том, что в законодательстве (Кодекс административных правонарушений) четко прописаны причины наложения штрафов ГИБДД, алгоритмы обжалования и установленные для этого сроки.

В КоАП о незаконности штрафов за среднюю скорость говорят следующие постулаты:

  • В кодексе не содержится вообще никакой информации о средней скорости. Само событие наложения штрафа (правонарушения) подразумевает однократное превышение машиной разрешенной скорости. Поэтому нарушения считаются одномоментными. В алгоритмах расчета средней скорости невозможно вычислить ни момент превышения скорости, ни количество подобных фактов на выбранном участке. Статья 12.9 КоАП говорит о факте превышения скорости, но не о среднем значении и замере средней скорости. Этого аргумента, как правило, для судей будет недостаточно, хотя с точки зрения юридической документации обосновании незаконности наложения подобного штрафа довольно наглядное.

  • Изменение маршрута. На участке между камерами автомобиль мог изменить маршрут таким образом, что фактическое расстояние между камерами могло уменьшиться, например, при ремонте дороги объезд мог оказаться более прямым, чем сама дорога, или вместо объезда деревни водитель мог проехать через нее. В таком случае расчет средней скорости будет неправомерным, так как изменится одно из ключевых параметров в формуле вычисления скорости – расстояние между двумя точками.

Основной довод, который может помочь успешно обжаловать штрафные санкции за среднюю скорость, строиться на следующей логической цепочке:

  • Статья 24.1 Кодекса об административных правонарушениях говорит, о том, что дело должно быть рассмотрено со всех сторон и объективно.
  • Статья 26,1 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает, что должно быть точно определено само событие нарушения,
  • Событие должно включать в себя точное место и время превышения скорости, эта информация является основной для определения места подачи жалобы на штраф,
  • Именно место и время совершения правонарушения являются обязательными данными для оспаривания выписанного штрафа.

Водителей освободят от штрафов за превышение средней скорости

Вторая таблица описывает штрафы и прочие наказания за повторное превышение скорости, то есть за превышение, совершенное дважды в течение одного года. Год отсчитывается с момента оплаты предыдущего штрафа. В этом случае наказание подразумевает более высокие размеры штрафов или лишение прав до 1 года.

Величина повторного превышения Вид ответственности Статья КоАП РФ
От 41 до 60 км\ч Штраф от 2000 до 2500 рублей Ст. 12.9, пункт 6
От 61 до 80 км\ч Лишение водительских прав на 1 год Ст. 12.9, пункт 7
Более 80 км\ч Лишение водительских прав на 1 год Ст. 12.9, пункт 7

Существуют общепринятые ограничения скорости, которые действуют на всей территории России. Они зависят от типа транспортного средства (легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, автобусы) и вида дороги (автомобильная магистраль, дорога в населенном пункте и вне его, жилая зона). На максимальную скорость влияют и другие факторы, среди которых наличие прицепа или буксировка, перевозка детей, пассажиров или опасных грузов.

Ниже мы приводим таблицу, в которой кратко и понятно описаны все ограничения скорости для разных дорог по состоянию на 2018 год.

Вид транспортного средства\Тип дороги Автомобильная магистраль Дорога в населенном пункте Дорога вне населенного пункта Жилая зона
Легковые и грузовые авто с максимальной разрешенной массой до 3,5 тонн 110 км\ч 90 км\ч 60 км\ч

20 км\ч

Грузовые авто с максимальной разрешенной массой свыше 3,5 тонн 90 км\ч 70 км\ч 60 км\ч
Легковые авто с прицепом 90 км\ч 70 км\ч 60 км\ч
Междугородние и маломестные автобусы 90 км\ч 90 км\ч 60 км\ч
Прочие автобусы 90 км\ч 70 км\ч 60 км\ч
Грузовые авто во время перевозки детей 60 км\ч 60 км\ч 60 км\ч
Мотоциклы 90 км\ч 90 км\ч 60 км\ч
Транспортные средства во время перевозки детей 60 км\ч 60 км\ч 60 км\ч
Буксировка другого транспорта 50 км\ч 50 км\ч 50 км\ч

Максимальная скорость движения в городах и иных населенных пунктах, вне зависимости от типа транспорта, составляет 60 км\ч. На трассах вне населенных пунктов разрешается передвигаться со скоростью до 110 км\ч. Однако если на них установлен знак 5.1 («Автомагистраль»), то некоторым видам ТС разрешается разгоняться до 130 км\ч. Если же речь идет о перевозке габаритных, опасных или тяжеловесных грузов, то максимально разрешенная скорость устанавливается договором о транспортных перевозках.

Если вас остановил инспектор ГИБДД и уведомил о превышении максимально разрешенной скорости движения на данном участке дороги, то это утверждение можно попытаться оспорить:

  • Обязательно просите показать вам показания радара. Инспектор не может отказать в этом. На устройстве легко может быть зафиксирован и другой автомобиль, что обусловлено технической особенностью современных радаров;
  • Если выяснится, что скорость движения была зафиксирована мобильным радаром через стекло, то его показания нельзя использовать, стекло значительно искажает точность замера;
  • Проверьте погрешность радара. Допустимая погрешность указывается в сертификате, который вам обязан предоставить инспектор по первому требованию. Если превышение скорости было в рамках погрешности, то наказания удастся избежать;
  • Потребуйте показать оригинал свидетельства о государственной технической проверке прибора, которая должна проводиться каждые 2 года.

При изучении мобильного радара и документов, которые прилагаются к нему, следует уделить пристальное внимание наличию пломбы на корпусе и внешних повреждений прибора. При изучении документов узнайте о том, допускает ли прибор использование с руки, при какой погоде его разрешается использовать и какие помехи могут оказать влияние на его работу (атмосферные осадки, температура, влажность).

Сама система «Автодория» не находится под законодательным запретом. Незаконны только штрафы за нарушение среднего показателя быстроты движения. Его инициаторами стали представители фракции ЛДПР, выступившие с соответствующим законопроектом, который был одобрен в первом чтении и поддержан Комитетом Государственной думы по строительству и законодательству.

Верховный Суд РФ в ряде своих постановлений также признал незаконными постановления уполномоченных лиц о привлечении к административной ответственности водителей за превышение средней скорости.

Правомерны ли штрафы «за среднюю скорость»

  • ГЛАВНОЕ
  • НОВОСТИ
  • НОВОСТИ РЕГИОНОВ
  • НОВОСТИ БИЗНЕСА
  • ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ
  • СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

При движении по дорогам нередко возникают спорные ситуации, связанные с превышением скоростного режима. Из-за небольшой суммы штрафа многие водители не хотят терять время и нервы, поэтому вносят назначенную сумму, оставаясь внутренне несогласными с наказанием.

С другой стороны, находятся принципиальные автомобилисты, которые ради отстаивания своей правоты готовы пройти судебные тяжбы в различных судебных инстанциях.

  • Цены
  • Характеристики
  • Тест-драйв
  • Полный привод
  • Багажник
  • Фото
  • Видео обзор
  • Новости
  • Седан Lada Vesta Cross
  • Цены
  • Характеристики
  • Тест-драйв
  • Багажник
  • Фото
  • Видео обзор
  • Дата выхода
  • Новости

Члены фракции ЛДПР во главе с Игорем Лебедевым и Ярославом Ниловым попытались таким образом пресечь порочную практику наказания за то, чего нет в законе. На что в правительстве ответили, в частности, что нарушать правила нельзя на протяжении всего периода движения.

Как признался ФАН Лебедев, рук опускать авторы законопроекта не намерены: возможность его принятия все равно существует.

«Мы знаем из опыта работы, что подобные инициативы в девяти случаях из десяти не находят поддержки в правительстве с первого раза, — отметил депутат. — Должно пройти какое-то время, может быть год, может, чуть меньше или чуть больше, до того момента, когда оно под натиском общественности не придет к тому, что все-таки эта инициатива — правильная».

Более того, правительство, полагает народный избранник, потом может даже внести ее в Госдуму от своего имени.

Какой штраф грозит за превышение скорости в 2021 году в РФ

Коллега Лебедева по нижней палате парламента Вячеслав Лысаков из «Единой России», входящий в тот же комитет в качестве первого заместителя главы, сразу же признался ФАН, что не держал в руках ни законопроект, ни отзыв правительства. Но если смотреть в корень, никакого смысла отменять то, что незаконно, нет, уверен он.

«Есть закон, и в нем нет понятия «средняя скорость», — добавил единоросс. — Есть нарушения скоростного режима, и мы расписали конкретно в 2013 году: от 20 километров в час до 40, от 40 до 60, от 60 до 80 и свыше 80 км/ч. Вот за такие конкретные нарушения положены соответствующие административные наказания. А понятия «средняя скорость» нет! Так что штрафуют незаконно», — прояснил он.

Корреспондент ФАН рассказал депутату случай из своей жизни. После поездки в Казань он получил по почте так называемое «письмо счастья» за то, что на Горьковском шоссе преодолел расстояние от условной точки «А» до условной точки «Б» с чуть большей «средней скоростью», чем там якобы было положено. В ответ Лысаков провел неожиданные аналогии.

«В Казани все это и началось, потому что владелица производства, где делают такие камеры, — жена Николая Никифорова, бывшего министра связи России, — отметил он. — Это ее бизнес. Они там это навязали, используя свои административные возможности. Точнее, его. Местные надзорные органы не решались это обжаловать, и прокуратура не отменяет. Беззаконие абсолютное».

Известный российский автоэксперт Виктор Похмелкин тоже возмущен тем, что у нас в стране выносят штрафы за превышение «средней скорости». Он делает упор на том, что ответственность каждого водителя установлена законодательством, и признаком любого правонарушения обязательно являются место и время.

«Если вы не доказали, что правонарушение совершено точно в такое-то время и в таком-то месте, считайте, что вы вообще ничего не доказали, — уверен председатель «Движения автомобилистов России». — А когда речь идет о так называемой «средней скорости», совершенно непонятно, в какое время и в каком месте это самое правонарушение совершено».

Похмелкин привел наглядный пример: допустим, водитель превысил скорость на таком-то участке, на таком-то километре и в такое-то время, и вскоре ему приходит «письмо счастья», где все ясно и четко говорится — такое-то место, такое-то время, такая-то скорость.

«По средней же скорости этого сказать никак нельзя, — добавил кандидат юридических наук. — Следовательно, существенные обстоятельства, которые должны быть доказаны по КоАПу, реально не доказываются, они просто повисают в воздухе. Да, в среднем где-то что-то превышено. Но это, извините, как средняя температура по больнице!»

Эксперт подчеркивает, что в данном вопросе необходима предельная ясность, поэтому такие штрафы могут и должны быть оспорены вплоть до Конституционного суда.

В последние месяцы в интернете всё чаще ходит миф о том, что якобы наказание именно за превышение средней скорости движения сделали вне закона, и выносить постановления с наказанием, если скорость зафиксирована не мгновенная, нельзя.

Это неправда. А истина в том, что депутаты не так давно пытались продвинуть законопроект, который внёс бы в статью 1.5 Административного кодекса изменения, уточнив, что доказательством нарушения ПДД водителем не является расчёт его скорости движения, а только фиксация в конкретном месте и в конкретное время такого нарушения.

Но этот проект пока не приняли, хотя движение по нему идёт.

В то же время не так давно Верховный суд вынес решение о том, что нельзя штрафовать водителей за среднюю скорость движения. Но и это не делает такие наказания неправомерными и даже не меняет судебную практику на уровне районных и областных судов. Но вот рабочий способ оспаривания такого штрафа мы обязательно выясним.

С одной стороны, в ПДД говорится, что водитель не имеет права нарушать установленную скорость движения. Вне зависимости, моментальная она или средняя. Но если высчитанная средняя выше разрешённой, значит, достоверно можно считать, что водитель превысил допустимую. Это правда.

Вот только законодательство не приемлет таких условностей. В нём (законодательстве 2021 года) есть предписания о том, как, когда, в каких случаях и за что можно выписывать штрафы ГИБДД, как их обжаловать и сроки всего этого.

Так вот, о незаконности штрафов именно за средние значения можно судить по нижеследующим постулатам Кодекса об административных правонарушениях.

Само событие нарушения подразумевает однократное превышение – то есть один факт передвижения машины выше разрешённой скорости. Потому нарушение считается не длящимся (считается одномоментным).

При расчёте средней скорости не удаётся достоверно выяснить факт превышения, а также их количество. В статье 12.9 КоАП говорится о факте превышения скорости, а не о замере средней.

Но если вы будете только этим объяснять неправомерность штрафа, то жалобу вряд ли удовлетворят, так как довод этот редко убеждает судей.

Автомобиль мог изменить маршрут таким образом, что расстояние между двумя камерами уменьшится. Например, при ремонте дороги и организации объезда – такого, что он оказывается более прямым (вместо движения по трассе в объезд какого-то либо села проезд через саму эту деревушку, к примеру).

Таким образом, штраф за среднюю скорость является по сути незаконным и подлежит отмене.

Машина могла двигаться с превышением скорости гораздо большим, нежели та средняя, которую зафиксировала камера.

Например, вы едете со скоростью 160 км/ч при разрешённых 90. При этом, вы остановились на 5 минут между парой камер автофиксации. В таком случае средняя будет, к примеру, 120 км/ч, что образует состав для привлечения собственника вашего авто по части 2 статьи 12.9 КоАП (штраф 500 рублей). Но фактически вы двигались с такой скоростью, которая подпадает под часть 4 этой статьи.

Соответственно, квалификация нормы наказания неправомерна, и штраф за превышение незаконный.

А теперь приведём главный довод, который вместе с судебной практикой поможет успешно обжаловать штрафы за среднюю скорость.

И строится такой довод на несложной логической цепочке законодательства:

  1. статья 24.1 КоАП указывает на то, что дело должно быть рассмотрено всесторонне и объективно,
  2. а норма 26.1 Кодекса предусматривает, что в правонарушении должно быть определено само событие,
  3. событие это должно включать в себя время и место превышения скорости, так как на основании этой информации определяется место подачи жалобы на штраф,
  4. в то же время именно место и время совершения правонарушения, а не рассмотрения дела, являются обязательными данными для возможности правильного оспаривания штрафа (Постановление Верховного суда №36-АД19-3 от 17 октября 2019 года).

Таким образом, время и место совершения превышения скорости являются обязательными для всестороннего рассмотрения дела. Но при штрафе за среднюю скорость они не являются конкретными.

Так, если указан именно участок дороги от и до, то он может принадлежать по подсудности сразу двум и более отделениям ГИБДД или судам.

И это главный довод при оспаривании законности наказания за усреднённую скорость движения.

Именно Постановление ВС, на которое дана отсылка выше, является по сути фундаментальной при подаче жалобы на штраф за среднюю скорость. И именно на данное постановление следует ссылаться в самой жалобе, так как нижестоящие суды обязаны руководствоваться решениями Верховного суда.

Но это не значит, что они обязаны выносит такое же решение, поэтому не стоит рассчитывать на то, что это приведёт к 100-процентной отмене штрафа. Но всё же именно эта судебная практика более убедительная на 2021 год.

Более подробно то, как оспорить штраф за скорость, мы объяснили в статье про такое обжалование. Теперь вы знаете, какие доводы необходимо приводить при вынесении постановления на основании замера средней скорости. Также рекомендуем прочитать статью про общий порядок отмены штрафов ГИБДД.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *