Возмещение ущерба при ДТП если нет виновного

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возмещение ущерба при ДТП если нет виновного». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Чаще всего, виновность нужна именно для получения компенсации по полису ОСАГО (обязательного страхования автогражданской ответственности) но если нет виновника, то нет и ответственности, а сам случай не является страховым. Правы ли страховщики, если отказывают в компенсации ущерба по ОСАГО в данной ситуации? – Да, правы! Если законными способами не определен виновник, то случай не является страховым, а значит, не будет и страхового возмещения.

Возмещение ущерба если не установлен виновник ДТП

  • Суды и экспертизы. Если у вас есть уверенность в том, что не было качественной и беспристрастной экспертизы обстоятельств ДТП, то вы можете заказать повторные экспертизы с целью определить виновника и продолжать судебные разбирательства до установления вины. Конечно, это сложный путь и многое тут решает наличие хорошего юриста. Несколько успокаивает тот факт, что в случае если суд признает вашу правоту, виновник будет обязан компенсировать вам издержки.
  • Поиск виновных на стороне. Не существует ДТП, в котором реально не виноват никто, но не всегда виновны водители. Иногда ДТП может произойти из-за ямы на дороге, неправильной разметки или внезапно выбежавшей собаки. В таких случаях также можно найти ответственных и взыскать ущерб с них, правда, это уже не будет иметь отношения к ОСАГО.
  • Обоюдная вина тоже выход. Если ущерб от ДТП действительно значительный, то имеет смысл подумать о том, как свести все хотя бы к обоюдной виновности. При обоюдной вине каждый из участников ДТП может рассчитывать хотя бы на выплаты по ОСАГО в пропорциональном степени вины противоположной стороны размере.
  • Выручит КАСКО. Если в ДТП нет виновника, но у вас есть КАСКО, то вы получите компенсацию, а поиск тех, с кого можно получить суброгацию становится головной болью юристов страховой компании. Но прежде чем подписывать договор КАСКО, следует внимательно ознакомиться с его условиями, иногда в нем может быть предусмотрено, что отсутствие виновника в ДТП лишает вас компенсации.

Прежде чем перейти к описанию процедуры возмещения ущерба при ДТМ с виновника, необходимо разобраться, что понимается под термином «ущерб». Несмотря на часто практическое применение, далеко не все заинтересованные стороны понимают, что он означает. Ущерб при ДТП формируется из трех основных составляющих, каждая из которых требует отдельного рассмотрения.

Название этой разновидности ущерба при ДТП не требует дополнительных комментариев и пояснений. В рамках страхового покрытия по ОСАГО возможна выплата до полумиллиона рублей. Конкретная сумма определяется в зависимости от тяжести нанесенного вреда по правилам, принятым конкретной страховой компанией.

Если речь идет о тяжком увечье, допускается возмещение ущерба в более серьезном размере. Но для этого потребуется обращение в суд и соответствующий вердикт судьи. Судебное решение потребуется и в том случае, если у виновной стороны отсутствует страховка.

Под моральным вредом обычно понимается ущерб, полученный в результате нравственных переживаний, связанных с ДТП. Примерами подобных ситуаций выступают: потеря в аварии родственника, физическая боль от полученных повреждений, временная нетрудоспособность и т.д.

Вопрос о возмещении потерпевшей виде морального вреда, полученного в результате ДТП, считается самым сложным. В подавляющем большинстве случаев его решением занимается суд, так как страховые компании предпочитают не брать на себя ответственность и не включают этот вид риска не только в ОСАГО, но и в КАСКО. Вероятность, что заинтересованные стороны договорятся в рамках досудебной процедуры, также не велика.

Большая часть ДТП по своим финансовым последствиям вписывается в рамки ОСАГО, оформленного подавляющим большинством участников дорожного движения. Поэтому проблем с получением компенсации обычно не возникает, так как она исправно выплачивается страховой компанией.

Необходимость возмещения ущерба от ДТП с виновной стороны возникает в следующих ситуациях:

  • величина ущерба превышает максимальную выплату страховой компании;
  • виновная сторона не оформила страховку или полис не является действительным;
  • обстоятельства ДТП не входят в число страховых случаев, предусмотренных полисом ОСАГО или КАСКО. Например, ущерб нанесен не в процессе движения, а во время размещения автомобиля на стоянке;
  • потерпевшая сторона желает взыскать компенсацию за полученный моральный вред.

Базовый принцип расчета размера компенсации, заложенный в законодательстве, предусматривает выплату суммы, достаточной для восстановления исходных характеристик транспортного средства. Обязательным условием выступает учет степени износа автомобиля до момента попадания в ДТП.

Стандартные правила расчета компенсации предусматривают включение в итоговую сумму следующих расходов:

  • ремонт и восстановление транспортного средства;
  • транспортировка машины с места аварии в автосервис;
  • уменьшение товарной стоимости авто (рассчитывается для автомобилей со сроком эксплуатации до 5 лет или уровнем износа в пределах 35%);
  • все виды морального вреда, причиненного потерпевшей стороне;
  • потерянный заработок, затраты на лечение и другие подобные расходы, непосредственно связанные с ДТП;
  • сопутствующие обращению в суд затраты – услуги независимого оценщика и/или юриста, почтовые расходы и т.д.

После определения размера возмещения, который необходимо получить с виновной стороны, следует переходить к следующему этапу процедуры взыскания. Она предусматривает два варианта получения компенсации – добровольный (досудебный) и принудительный (с помощью суда).

Такой вариант решения проблемы на практике встречается нечасто. Тем более – если речь идет о серьезной сумме, необходимой, например, для ремонта дорогостоящей иномарки. Действующее законодательство предусматривает достаточно четкую процедуру досудебного урегулирования проблемы возмещения ущерба. Она предусматривает следующие действия потерпевшей стороны:

  • получение справки из ГИБДД, подтверждающей факт ДТП и виновника аварии;
  • обращение в страховую компанию для подтверждения отказа выплачивать требуемую сумму;
  • проведение оценки размера ущерба, которой занимается независимый эксперт;
  • направление виновной стороне претензии.

Последний документ заслуживает особенно пристального внимания. Он составляется в произвольной форме и включает следующую информацию:

  • сведения о виновной стороне как адресате документа;
  • обстоятельства ДТП;
  • описание сути проблемы, которая заключается в недостаточности компенсации, полученной в рамках страховки;
  • претензия в адрес виновной стороны, включая сумму ущерба;
  • подпись заявителя.

В претензии обязательно указывается не только сумма, которую требуется возместить, но и срок, когда это необходимо сделать. Отсутствие реакции со стороны виновника ДТП означает необходимость переходить на следующую стадию разрешения конфликта – подаче искового заявления в суд.

К претензии прилагается комплект сопутствующих документов, в состав которого входят:

  • акт о наступлении страхового случая;
  • справка из ГИБДД об обстоятельствах ДТП;
  • другие документы, подтверждающие позицию заявителя, например, чеки на ремонт, экспертное заключения независимого оценщика и т.д.

Претензия направляется адресату заказным письмом. Если реакция со стороны виновника отсутствует, целесообразно приступать к процедуре возмещения ущерба при ДТП через суд.

Обычно участником ДТП становится владелец машины. Это, в свою очередь, предусматривает различные виды ответственности:

  • административное наказание за нарушение правил ПДД – превышение скорости, обгон, проезд в неположенном месте и.т.д. Карается штрафом или лишением водительских прав;
  • ответственность по Гражданскому кодексу наступает, если водитель стал причиной ДТП, в котором был причинён материальный вред, но никто не пострадал;
  • если при аварии были жертвы или погибшие, суд, руководствуясь уголовной ответственностью, может назначить арест или денежные компенсации в отношении пострадавших и лишить виновника водительских прав.

Выплата по ОСАГО если виновник ДТП не установлен 2020

За последние годы в нашей стране значительно увеличилось количество транспортных средств, принадлежащих как физическим, так и юридическим лицам. С одной стороны, эта тенденция свидетельствует об улучшении благосостояния граждан, а с другой – становится причиной роста числа дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Авария может произойти из-за человеческого фактора или природных явлений.

Под термином ДТП подразумеваются повреждение машин, грузов; травмы, полученные водителями, пассажирами и пешеходами, причиной которых стали столкновение; опрокидывание или наезд ТС.

Однако не каждое механическое воздействие на машину, повлёкшее ее деформацию и материальный ущерб, можно назвать дорожно-транспортным происшествием.

Факт отсутствия владельца автомобиля на месте происшествия не освобождает его от материальных обязательств перед пострадавшими, за исключением случаев передачи транспортного средства другим лицам во временное пользование на законных основаниях.

Гражданский кодекс РФ прямо указывает на обязанность собственников объектов повышенной опасности, к которым относятся автомобили, возмещать ущерб (имущественный или здоровью), причинённый ими гражданам.

Степень вины собственника транспортного средства и его доверенного водителя устанавливает суд.

О том, в каких случаях ответственность несёт хозяин машины, а в каких – гражданин, находившейся за рулём и допустивший аварию, будем разбираться далее.

Действующее законодательство позволяет передавать управление своим автомобилем третьим лицам (родственникам, друзьям и т. д.), если их данные указаны в полисе ОСАГО.

За рулём может находиться и наёмный водитель, работодателем которого является индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.

В большинстве случаев виновником аварии признают того, кто управлял машиной, потому что самые распространённые причины ДТП – это несоблюдение ПДД, неправильная оценка дорожной ситуации и вождение в состоянии опьянения.

Ответственность за совершение ДТП водителем бывает следующих видов:

  • Административная – наступает в случае, если повреждены только автомобили или причинен лёгкий вред здоровью. Виновнику грозит наказание в виде штрафа или лишения водительских прав.
  • Уголовная – предусмотрена при наличии пострадавших с серьёзными травмами или погибших в результате аварии. В этом случае меру пресечения устанавливает суд в виде лишения свободы, обязательных работ или запрета занимать определённые должности.
  • Гражданская – обязывает водителя выплатить компенсацию пострадавшей стороне за понесённый имущественный ущерб, причинённый вред здоровью или гибель человека. В последнем случае возмещение получают родственники погибшего.

Владельца автомобиля могут привлечь к ответственности, если он не докажет, что транспортное средство перестало быть его собственностью на законном основании (например, по договору аренды) или вследствие противоправных действий третьих лиц.

Собственник обязан содержать транспортное средство в исправном состоянии, а к управлению привлекать только водителей, имеющих соответствующую категорию допуска.

В зависимости от причин и последствий происшествия на дороге ответственность владельца транспортного средства может быть гражданской, административной и даже уголовной.

Согласно действующему законодательству РФ гражданская ответственность начинается с 14 лет.

Она предполагает, что виновник должен материально возместить ущерб потерпевшему, а также компенсировать причинение вреда здоровью или смерти.

Гражданская ответственность владельца автомобиля наступает в случае, если:

  • он находился за рулём в момент аварии;
  • является работодателем виновника аварии.

Основанием для его освобождения от ответственности при ДТП могут быть следующие причины:

  • передача транспортного средства в аренду;
  • автомобиль был предоставлен во временное пользование третьему лицу с внесением его данных в полис ОСАГО;
  • установлен факт угона машины;
  • обстоятельства непреодолимой силы (природные явления, провал грунта и другие обстоятельства, которые невозможно избежать).

Если ДТП с тяжелыми последствиями для здоровья или гибелью людей произошло в результате несоблюдения ПДД, уголовное дело заводится по статье 264 УК РФ.

Однако она применяется только для избрания меры пресечения для лица, непосредственно управлявшего автомобилем в момент аварии.

Таким образом, уголовная ответственность владельца машины исключается, если во время ДТП он не находился за рулём и в его действиях следствие не выявило иной состав преступления.

Участниками ДТП иногда становятся не два, а несколько автомобилей. При этом следствие может выявить не одного виновника.

В этом случае согласно статье №1079 КоАП РФ наступает солидарная ответственность, когда суд распределяет сумму возмещения пострадавшим на всех виновников. Конечно, учитывается степень вины каждого из них.

Такая практика применяется и при взыскании компенсации с водителя-виновника аварии и владельца автомобиля, если вина последнего доказана.

Прежде всего, ни в коем случае не пытаться скрыться с места аварии или нарушить картину ДТП (о том, что делать при возникновении ДТП читайте в этой статье). Сразу после происшествия водитель должен поставить машину на ручник, заглушить двигатель и проверить, нет ли серьезных ранений у пострадавших в своем и других попавших в ДТП автомобилях.

Если кто-то получил травму, необходимо срочно вызвать на место аварии бригаду скорой помощи.

Далее нужно выставить аварийный знак и включить габариты, тем самым предупреждая остальных водителей о произошедшем. Не стоит вступать в перепалку со вторым участником ДТП. В данной ситуации лучшим решением будет спокойно осмотреть повреждения, максимально подробно зафиксировать их и положение автомобилей, сделав фото и видео записи.

Затем необходимо обсудить ситуацию со вторым водителем и принять решение о дальнейшем развитии ситуации. Дальнейшее развитие событий во многом зависит от обстоятельств аварии. Сценариев может быть несколько:

  • урегулировать конфликт без вызова дорожной полиции;
  • по настоянию одной из сторон вызвать ДПС;
  • сотрудники полиции прибывают на место независимо от желания участников аварии (если есть пострадавшие).

Если попал в аварию без страховки, урегулировать конфликт на месте становится наиболее оптимальным решением. Это возможно, когда:

  • в аварии не пострадали люди (ссадины и синяки не учитываются);
  • повреждения машины незначительные;
  • удалось прийти к согласию по поводу размера компенсации.

При взаимном желании решить вопрос между собой нужно:

  • убрать автомобили с проезжей части (предварительно зафиксировав картину на фото или видео);
  • визуально оценить повреждения;
  • определиться с размером компенсации, устаивающем обе стороны;
  • обменяться контактными и паспортными данными (или выплатить установленную сумму на месте);
  • получить от пострадавшего расписку о мирном урегулировании и отсутствии претензий.

Если у пострадавшего вызывает затруднение определение стоимости ремонта, можно посетить ближайшую станцию технического обслуживания. Специалисты СТО быстро подсчитают затраты на устранение повреждений.

Выплата компенсации без привлечения полиции выгодна виновнику аварии, не имеющему страхового полиса, даже если пострадавший требует немного завышенную сумму на ремонт. При оформлении ДТП с участием ГИБДД к указанной сумме прибавиться штраф за отсутствие полиса. Также при проведении экспертизы специалисты могут выявить скрытые повреждения в автомобиле, что послужит причиной увеличения стоимости ремонта.

Если довести дело до судебных разбирательств, виновнику придется оплатить расходы на адвоката, проведение независимой экспертизы и судебные издержки. Это может увеличить сумму компенсации в несколько раз.

Доказав вину ответчика, суд может сократить сумму выплат, приняв во внимание его сложные обстоятельства. К таковым относят:

  • наличие более двух несовершеннолетних, находящихся на иждивении виновника аварии;
  • семья ответчика находится в бедственном положении или признана малоимущей;
  • наличие инвалидности;
  • отсутствие у виновника регулярных доходов и ценного имущества.

При наличии нескольких факторов суд вправе уменьшить размер компенсации до 50%. Также может быть назначена оплата частями, установлены другие критерии, облегчающие для ответчика выполнение решения суда.

Смягчающие обстоятельства виновник аварии должен подтвердить документально.

Каталог страховых компаний России

По ссылке, вы можете ознакомиться с каталогом страховых компаний РФ предлагающих услугу обязательного автострахования ОСАГО. Описание организаций, актуальные финансовые показатели, рейтинг, отзывы и другая информация. В случае, если вы уже имели положительный или отрицательный опыт по ОСАГО какой-либо страховой компании, оставьте свой отзыв. Спасибо!

Ответственность владельца тс при дтп

Важно знать, как взыскать ущерб, если у виновника ДТП нет страховки. В этом случае не применяется прямое обращение в СК, поскольку отсутствует договор. Полис потерпевшего к делу отношения не имеет и не учитывается, так как он страхует только автогражданку в случае причинения ущерба другой стороне.

Многие водители интересуются, что произойдет, если я виноват и попал в ДТП без страховки. В этом случае лучше всего будет добровольно возместить ущерб, чтобы не столкнуться с судебным разбирательством и серьезными издержками.

Чтобы гарантированно получить возмещение по закону, не прибегая к длительным судебным разбирательствам, можно оформить КАСКО. Это дает возможность обратиться напрямую к страховщику, не учитывая полис другой стороны. Если ответственность виновный водитель нести не намерен, придется добиваться справедливого решения через суд.

Для виновного это лучший вариант решения проблемы. Если не заявляется большой моральный вред, можно оформить выплату по отчету о независимой экспертизе.

Сумма вносится по расписке от пострадавшего, где он указывает об отсутствии претензий. Если этого не сделать, предстоят более серьезные затраты, взаимодействие с судебными органами и другими государственными инстанциями.

Если не получилось решить проблему между собой на раннем этапе, пострадавший обращается в суд, который потребует полного возмещения ущерба. Наказание устанавливается достаточно ощутимое. Оно складывается из следующих факторов:

  • материальный ущерб;
  • дополнительные расходы — парковка, эвакуатор;
  • моральный вред;
  • штраф в размере 50% от суммы ущерба.

Последствия аварии на этом не заканчиваются.

Важно знать! Если не будет оплачиваться нанесенный вред, счета виновника арестовывают, а деньги передаются на погашение по запросу приставов. Если человек уклоняется или безработный, могут арестовать транспортное средство или недвижимость, после чего происходит продажа с торгов в счет выплаты взыскателю.

В обычных ситуациях ее выполняет страховая компания. Но в данном случае нужно обратиться к независимому оценщику, имеющему соответствующую лицензию. Он оценит степень повреждений, необходимость ремонта, рассчитает потерю первоначальных свойств и предстоящие расходы. В конце проверки выдается отчет, результаты которого можно использовать для взаимодействия с виновником ДТП, судебными органами и другими инстанциями.

Если произошло ДТП без страховки, крайне важно оформить документы в ГИБДД по всем правилам и взять действительные контактные данные собственника транспортного средства.

Готовится досудебная претензия, к которой прикладывается отчет независимой экспертизы. Подробно указываются обстоятельства дела и размер ущерба. Важно, чтобы все суммы подтверждались документально.

Невиновный направляет претензию по почте или передает лично. В первом случае важно переслать заказное письмо с уведомлением. Во втором требуется еще один экземпляр, где незастрахованный водитель поставит подпись.

Внимание! Важно правильно описать все обстоятельства дела и указать сумму претензий. Данные в досудебном обращении должны точно совпадать с той информацией, которая будет указываться в иске.

Если случилось ДТП, а у виновного нет страховки ОСАГО

Если в течение месяца виновный не принял решение о возмещении или отказался нести ответственность, владелец пострадавшего автомобиля подает заявление в суд. В первую очередь правильно определяется инстанция. В мировой суд можно обратиться только при сумме ущерба до 50 тыс. рублей. Но так как обычно предстоит большая выплата, заявление подается в районный суд.

Необходимо подать иск, который имеет следующую структуру:

  1. Вводная часть. В ней указываются реквизиты сторон, ответчика и истца.
  2. Основная часть. Подробно и лаконично описываются произошедшие события, попытка решить проблему в досудебном порядке. Точно определяется сумма ущерба, моральный вред и дополнительные расходы к возмещению.
  3. Заключительная часть. В ней проставляется дата и подпись. Прикладывается список приложений. В качестве доказательств используется протокол с места ДТП, отчет независимой экспертизы, фото-, и видеоматериалы.

Важно знать! Стандартное разбирательство происходит в течение двух месяцев. Еще 30 дней нужно на то, чтобы решение вступило в законную силу.

Допускается два решения проблемы. Если предоставляется поддельный полис на официальном бланке страховой компании, Верховный суд РФ обязывает произвести перечисление компенсации. При этом не учитывается, оформлял ли водитель полис в действительности.

Если же и бланк является поддельным, придется договариваться о выплате лично с виновной стороной. В том случае, если проблему урегулировать не удается, поможет только обращение в ГИБДД для авторазбора и судебное разбирательство.

Исходя из полученной информации, становится понятно, что делать, если попали в ДТП без страховки. Если у виновника нет полиса, предстоит длительное судебное разбирательство. При адекватной реакции и способности идти на контакт относительно быстро выплачивается компенсация. В суде можно серьезно увеличить сумму возмещения за счет штрафных санкций.

Для понимания сущности категории возмещения ущерба при ДТП необходимо разобраться с термином «ущерб».

Данное понятие законодательно не закреплено.

Вместе с тем, статья 15 Гражданского Кодекса РФ содержит определение термина «убытки».

Под убытками в гражданском законодательстве РФ понимается:

  • реальный ущерб, то есть утрата или повреждение имущества, принадлежащего конкретному лицу (повреждение транспортного средства или иного имущества, собственником которого является потерпевший).

    Например, к реальному ущербу относятся расходы на ремонт транспортного средства (затраты на запасные части и проведение ремонтных работ) и утрата товарной стоимости – УТС. Величина УТС отражает, насколько снизилась стоимость транспортного средства из-за ухудшения внешнего вида и эксплуатационных качеств, вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего за ним ремонтного воздействия.

  • упущенная выгода – совокупность неполученных доходов, которые лицо получило бы, при отсутствии нарушения его права, то есть если бы виновник происшествия не нарушил нормы ПДД РФ.

    Примером неполученных доходов могут быть отнесены убытки, связанные с простоем транспортного средства, используемого в коммерческих целях на ремонте после ДТП, неисполнение ранее заключенных контрактов по перевозке грузов или пассажиров, и т.д.

Возмещение ущерба при ДТП происходит в законодательно установленных рамках обязательств, вытекающих из причинения вреда.

Возмещение вреда, причиненного дорожным происшествием, является мерой гражданско-правовой ответственности лица, виновного лица. Правовой базой, регламентирующей вопросы возмещения вреда, являются Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).

Рассмотрим общие основания ответственности за причинение вреда (статья 1064 ГК РФ) и ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности (статья 1079 ГК РФ).

Статья 1064 ГК РФ устанавливает общие основания ответственности за причиненный вред.

Статья предусматривает:

  1. Вред, который причинен личности, то есть конкретному индивидууму, а также его имуществу, должен быть возмещен полностью лицом, причинившим его.

    Это правило распространяется также при причинении вреда имуществу юридического лица.

  2. Ответственность за причинение вреда может быть возложена законом на иное лицо, которое не является причинителем вреда.

    Например, закон «Об ОСАГО» возлагает на Страховщика обязанность возмещения вреда, причиненного Страхователем в период действия договора ОСАГО.

    Примером делегированной законом ответственности, является предусмотренная статьей 241 Трудового кодекса РФ ограниченная материальная ответственность работника и установленная статьей 1068 ГК РФ обязанность работодателя возместить вред, причиненный его работником третьим лицам в период исполнения им трудовых обязанностей.

  3. Ответственность наступает только за виновное причинение вреда.

    Если участник происшествия, которого обвинили в его совершении, докажет свою невиновность, то он освобождается от обязанности возмещения ущерба при ДТП.

    Статья в помощь:

    Как оспорить вину в дорожно–транспортном происшествии

  4. Наступление ответственности при отсутствии вины причинителя вреда возможно только в случаях, предусмотренных Законом.

    Примером ответственности «без вины» является причинение вреда владельцем источника повышенной опасности в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 1079 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля обязан произвести возмещение ущерба при ДТП, причиненного пешеходу (пассажиру), если причиной аварии явился внезапно возникший отказ системы управления транспортным средством. Для наступления ответственности не имеет значения тот факт, что автомобиль прошел обязательный технический осмотр и был исправен до аварии.

    Несмотря на то, что водитель не допустил со своей стороны нарушений норм ПДД РФ и правил эксплуатации транспортного средства, ответственность наступает по основанию, определенному статьей 1079 ГК РФ.

    Эксплуатация автомобиля является деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а сам автомобиль представляет собой источник повышенной опасности.

Статья 1079 ГК РФ формулирует основания ответственности участников ДТП за причинение вреда при использовании источников повышенной опасности – транспортных средств.

Статья предусматривает:

  1. Ответственность наступает вне зависимости от вины владельца или собственника транспортного средства за причинение вреда окружающим: пешеходам, пассажирам, иным лицам, которым причинен вред.

    Ответственность «без вины» не наступает в случаях причинения вреда владельцам (собственникам) других транспортных средств, участвующих в происшествии.

  2. Если вред причинен при взаимодействии транспортных средств их собственникам, то возмещение ущерба при ДТП осуществляется по правилам статьи 1064 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля ХХХ, гражданин А, не выбрал безопасную скорость для движения, соответствующую дорожным и метеорологическим условиям, не стравился с управлением и допустил столкновение с автомобилем УУУ под управлением гражданина Б. В соответствии со статьей 1064 ГК РФ ответственность за причинение вреда понесет водитель А, виновный в нарушении пункта 10.1 ПДД РФ.

  3. За вред, причиненный окружающим при взаимодействии источников повышенной опасности, наступает солидарная ответственность их владельцев (собственников).

    Нормы о солидарной ответственности содержатся в статье 322 – 326 ГК РФ. При солидарной ответственности, потерпевший может требовать возмещения причиненного вреда в полном объеме, от любого из водителей.

    Например, при столкновении автомобилей, в результате которого пострадали их пассажиры, отвечать будут оба водителя. Для пострадавших не будет иметь значения, по чьей вине произошло происшествие, предъявлять требования о возмещении вреда при ДТП можно к любому из водителей.

  4. Владелец (собственник) транспортного средства не подлежит ответственности, если докажет, что возникновение вреда обусловлено непреодолимой силой или умыслом потерпевшего.

    Ответственность за причиненный вред не наступает за действия самоубийц или при наступлении обстоятельств, не зависящих от воли владельца (собственника) транспортного средства.

  5. При рассмотрении судом дела о возмещении ущерба при ДТП, возможно полное или частичное освобождение владельца транспортного средства от ответственности при наличии оснований, указанных в пункте 2 и 3 статьи 1083 ГК РФ.

    В пункте 2 статьи 1083 ГК РФ речь идет о грубой неосторожности потерпевшего, которая повлияла на возникновение или увеличения размера причиненного вреда.

    При определении лица, подлежащего гражданско-правовой ответственности за причинение ущерба от дорожно-транспортного происшествия по основаниям, предусмотренным статьей 1079 ГК РФ, следует исходить из подтверждения законности основания владения, пользования, распоряжения источником повышенной опасности.

    Нередки случаи, когда лица, не являющиеся собственниками транспортных средств, управляют ими без надлежащего разрешения или оформления полномочий на право управления.

    Отсутствие путевого листа у водителя, просроченный договор аренды, самоуправное использование транспортного средства третьими лицами, дают основания для предъявления требований о возмещении ущерба при ДТП, к собственнику транспортного средства.

    Полноценную помощь в определении юридически значимых обстоятельств по вопросам возмещения ущерба при ДТП могут оказать только профессионалы – юристы, специализирующиеся на ведении дел данной категории.

    Уважаемые читатели, в статье мы рассмотрели часть большой темы «Возмещения ущерба при ДТП».

    В следующих статьях раздела мы продолжим исследование актуальных вопросов, связанных с возмещением вреда, причиненного в ДТП.

    • Все о ДТП и автостраховании

    Возмещение ущерба при отсутствии страховки

    Если произошло ДТП и повреждения незначительные, то первое, что хочется сделать – это обойтись без вызова ДПС и оформить европротокол.

    СТОП! прежде чем оформлять европротокол, убедитесь, что у виновника ДТП есть страховка. При отсутствии страховки европротокол оформлен быть не может.

    При ДТП без страховки необходимо либо договориться на месте, когда ущерб будет возмещен сразу виновников ДТП, либо вызывать сотрудников ДПС. Порядок действий будет такой:

    1. Машины должны остаться в том же положении, в каком они оказались на момент аварии
    2. Поставьте знаки аварийной остановки
    3. Сфотографируйте место аварии, а также произведите видеозаписи места ДТП
    4. Вызовите ДПС для оформления протокола. При оформлении протокола сотрудники ДПС должны будут указать на отсутствие у виновника ДТП страховки
    5. Если виновник без страховки скрылся с ДТП, все равно оставайтесь на месте происшествия до приезда ДПС

    Таким образом, при ДТП без страховки документы подлежат оформлению сотрудниками ДПС.

    Если у виновника ДТП не было страховки по ОСАГО, тогда взыскивать ущерб от ДТП пострадавшему лицу необходимо будет напрямую с виновника.

    До обращения в суд необходимо направить виновному лицу претензию с требованием об уплате суммы ущерба, при этом ущерб должен каким-то образом быть обмотивирован потерпевшей стороной, а именно, либо заключением эксперта, лицо актом оценки и т.п.

    У потерпевшего лица может быть заключен договор КАСКО, т.е., когда лицу страховой компанией возмещается ущерб, причиненный его имуществу. Соответствующим договором может быть предусмотрен срок и способ уведомления о наступлении страхового случая. Если потерпевший предоставил в свою страховую компанию все необходимые документы для возмещения ему ущерб, а страховая отказывает, тогда возможно надо будет обращаться в суд. До обращения в суд следует помимо заявления о выплате возмещения также направить претензию о том, что выплата не производится, с просьбой осуществить выплату. Кроме того, необходимо написать жалобу финансовому уполномоченному.

    При страховании по КАСКО, как и по ОСАГО, имеются свои нюансы по суммам возмещения. Может быть такая ситуация, что сумма ущерба превышает сумму возмещения, тогда оставшуюся часть надо будет взыскивать с виновной стороны, соответственно, претензию необходимо направлять и виновнику ДТП и страховой.

    Иск к виновнику ДТП, у которого отсутствовала страховка при наступлении соответствующего случая, оформляется по общим правилам процессуального законодательства, с указанием в нем следующей информации:

    1. название суда, который будет рассматривать поданный иск
    2. ФИО или наименование истца, его адрес, а также при наличии номер телефона, адрес эл. почты
    3. информацию об ответчике, т.е. ФИО, адрес, а также, если известны, дату и место рождения, место работы и один из идентификаторов (ИНН, СНИЛС и др.)
    4. название документа – исковое заявление
    5. в содержательной части иска излагаются обстоятельства ДТП, т.е., когда, где, между кем произошло ДТП, кто является виновником и чем это подтверждается, мотивировка заявляемых требований, например, о возмещении причиненного вреда со ссылками на доказательства, которые в том числе подтверждают размер требований
    6. в резолютивной части иска формулируются конкретные исковые требования, которые истец просит суд удовлетворить
    7. в перечне приложений документов к иску указываются соответствующие прикладываемые доказательства
    8. в конце иск должен быть подписан истцом, также следует указать расшифровку подписи и дату составления иска

    Для того, чтобы выиграть суд по ДТП без страховки необходимо изначально позаботиться о доказательной базе, т.е собрать все необходимые документы в подтверждение своей правоты. Кроме того, в отдельных случаях требуется заключение экспертов.

    Если часть доказательств истец решил не предоставлять, например, не обращаться к экспертам раньше времени, чтобы не тратить лишние деньги, тогда в процессе рассмотрения дела и при наличии возражений со стороны истца можно обратиться к суду с ходатайством о назначении экспертизы для определения, например, размера причиненного вреда.

    Следует внимательно отнестись к доводам противоположенной стороны, которая возражает по заявленным требованиям и предоставить контраргументы на ее доводы.

    Поможет в разрешении спора в пользу истца и судебная практика, а также различные постановления пленумов, на которые следует сослаться либо в иске, либо в дополнениях к иску или пояснениях, которые лучше оформить в письменном виде и передать суду.

    По обстоятельствам ДТП можно заявить ходатайство о допросе свидетелей, если они имеются.

    Активное поведение во время рассмотрения дела, т.е. пояснения по обстоятельствам дела, по существу заявленных требований, возражение на доводы второй стороны в совокупности помогут одержать победы. Однако, следует учитывать, что требования должны быть законными и подтверждаться документами.

    Вопрос о том, что делать, если у виновника ДТП нет денег может возникнуть как в момент ДТП, так и после вынесения судом решения о взыскании средств с виновника.

    Если нет денег у виновника ДТП, но есть страховка по ОСАГО, тогда вред в определенном размере должна возместить страховая компания.

    Если на момент ДТП у виновника нет страховки и нет денег, то необходимо в любом случае оформить все документы по ДТП, а далее уже решать, есть смысл обращаться в суд с иском к виновнику или нет.

    В случае обращения с иском о взыскании причиненного вреда и принятии судом решения в пользу истца, дальше в работу должны включиться приставы и осуществлять действия по принудительному взысканию средств с должника. Если у должника нет денег, тогда должны быть приняты меры по розыску имущества у него с целью его ареста и реализации на торгах.

    И все же, если должник вообще ничего не имеет, проживает у родственников, не работает и машина на момент ДТП не его была, тогда шансов что-то взыскать с него мало. В такой ситуации остается надеяться, что когда-нибудь у должника что-то появится и тогда приставы смогут описать имущество или наложить арест на счета и удовлетворить хотя бы частично требования взыскателя.

    Возмещение ущерба при ДТП

    г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

    остановка транспорта Гагарина

    Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

    Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

    Троллейбус: 20, 6, 7, 19

    Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

    Судебная практика по таким делам складывается не в пользу виновных в авариях водителей. Вместе с тем, они имеют равные с потерпевшими права в части соблюдения их финансовых интересов. Защита юристами компании «Инвест Консалтинг» в подобных случаях строится так, чтобы прийти к справедливому для всех сторон разрешению конфликта.

    Итак, если у вас возникает вопрос: «Я виновник ДТП, у меня нет ОСАГО, что делать?», необходимо предпринять следующее:

    • организовать независимую оценку ущерба с целью проверки обоснованности финансовых претензий истца;
    • проверить обоснованность дополнительных расходов, возникших в результате ДТП (эвакуация авто, его хранение на платной стоянке и пр.);
    • проконтролировать соблюдение процессуальных норм.

    Начиная с 2015 года суды при рассмотрении таких исков руководствовались обзором судебной практики, предписывающим при расчете компенсации использовать Единую методику ЦБ РФ. При этом учитывался износ деталей, для их стоимости вводились понижающие коэффициенты. В результате суммы выплат оказывались меньше реальных затрат на ремонт авто, что было выгодно виновникам ДТП и невыгодно потерпевшим. В 2017-м году ситуация изменилась. Постановление Конституционного Суда РФ установило следующее:

    • при рассмотрении исков потерпевший имеет право на возмещение возникшего ущерба в полном объеме. Это значит, что сумма претензий может включать в себя все затраты, связанные с восстановительным ремонтом;
    • в случаях, когда при установке новых комплектующих при ремонте стоимость поврежденного в ДТП авто возрастает по сравнению с исходной, это не влияет на размер претензии, не уменьшает его;
    • согласно Гражданскому кодексу РФ обязанность компенсировать возникший убыток полностью ложится на того, кто виноват в его причинении.

    Такой подход к рассмотрению исков в адрес виновников ДТП может спровоцировать появление завышенных претензий. Чтобы защититься от них, ответчику необходимо тщательно проверять оформленные инспектором ГИБДД на месте происшествия документы, подписывая их только в том случае, если все изложенное в них верно. Также важно провести собственную оценку ущерба. Для этого можно заказать независимую экспертизу автомобиля истца либо экспертный анализ предоставленного им отчета об оценке в компании «Инвест Консалтинг». Важно, чтобы при судебных слушаниях интересы ответчика защищал грамотный автоюрист. Все это поможет снизить сумму иска, добиться решения, которое будет устраивать и потерпевшего, и виновного водителя.

    Компания «Инвест Консалтинг» предлагает доступные цены на услуги независимой экспертизы и юридической поддержки для виновников ДТП. Проконсультируйтесь у наших экспертов, чтобы получить больше информации, оценить перспективы по вашему делу.

    Наступление страхового случая в рамках закона влечет за собой возникновение обязанности у страховщика по компенсации понесенных затрат либо причиненного убытка. Именно в этом и заключается смысл обязательного страхования автогражданской ответственности. Так согласно ст.1 ФЗ №40 страховая компания виновника ДТП возмещает ущерб третьему лицу, которое пострадало в ходе дорожного происшествия.

    В силу ст.12 ФЗ №40 страхователь вправе рассчитывать на компенсацию понесенных убытков в рамках лимита, определенного ст.7 ФЗ №40, то есть не более чем на 400 тысяч рублей при восстановлении автомобиля и 500 тысяч при возмещении вреда здоровью. Однако в ряде случаев страховщик вправе отказать в выплате, в частности:

    • если ремонт либо утилизация авто была осуществлена до осмотра поврежденного имущества страховщиком;
    • если страхователь или потерпевший не предоставили полный пакет документов;
    • если по результатам проведения независимой технической экспертизы невозможно определить размер убытков;
    • если страхователь не в полном объеме исполнил условия договора при наступлении страхового случая.

    Важно! Независимо от числа потерпевших страховая выплата производиться в пределах лимита солидарно. То есть если в аварии пострадало 4 человека, выплату в 500 тысяч разделят между ними.

    Ремонт авто в некоторых ситуациях требует огромных затрат, которые не сопоставимы со стоимостью нового авто той же марки, ввиду чего и проводиться техническая экспертиза. При этом эксперт также должен определить объем ремонтных работ, а страхователь в соответствии с Положением о единой методике, утвердить размер расходов с учетом износа поврежденных деталей и выдать направление на СТО в порядке определенном п.15.1 ст.12 ФЗ №40.

    Однако во исполнение указанной нормы работники станции техобслуживания не имеют права устанавливать детали и узлы, бывшие в употреблении, что конечно отражается на общей сумме затрат по ремонту. Таким образом, даже при проведении восстановления в пределах лимита или меньше, страховая возмещает ущерб только в пределах суммы, утвержденной на основании тех.экспертизы. Разница между выставленным СТО счетом и суммой страховки гаситься за счет страхователя.

    Страховая требует возместить ущерб по ОСАГО

    В силу ст.14 ФЗ №40 к страховщику, произведшему компенсационные начисления в отношении своего клиента, признанного потерпевшим при ДТП переходит право требования регресса к виновнику аварии либо же его страховой компании.

    Так страхователь потерпевшего может потребовать возмещения понесенных расходов, если:

    • вред был причинен умышленно;
    • водитель был в состоянии опьянения;
    • лицо, управляющее авто, не имело водительских прав либо не было включено в договор;
    • виновник аварии скрылся с места происшествия;
    • авто было утилизировано или передано в ремонт до осмотра страховщиками и проведения технической экспертизы.

    Важно! В размер убытков при расчете стоимости страхового случая включаются не только расходы по ремонту, но и по проведению технической экспертизы, а также иных затрат, понесенных в ходе исполнения условий страхового договора.

    Размер возмещенного ущерба страховщиком будет зависеть от статуса участников дорожно происшествия и условий страхового договора. Так если ДТП произошло между двумя автомобилями, выплаты могут быть произведены по двум схемам:

    • страховая компания пострадавшего возмещает ущерб и взыскивает в регрессном порядке с виновника ДТП потраченные средства;
    • расходы на ремонт автомобиля компенсируются за счет страховщика, виновного в дорожном происшествии.

    Если же в аварии пострадал пешеход, выплаты будут произведены за счет страховщика виновного водителя. Пострадавший же в подобной ситуации будет признан третьим лицом, которое обязано во исполнение норм ст.12 ФЗ №40 подтвердить причиненный его здоровью вред.

    По большому счету сотрудники ГИБДД при составлении протокола ДТП не вправе определять его виновника. Они лишь удостоверяют факт дорожно-транспортного происшествия, случившегося в результате нарушения ПДД, а затем применяют к нарушителю соответствующее наказание. Но в точности определить виновника аварии может лишь суд, рассмотрев дело со всех возможных сторон и воспользовавшись показаниями свидетелей и прочими материалами.

    В общем случае порядок действий по выявлению виновника аварии, если никто из водителей не берет на себя ответственность за ДТП, выглядит так:

    1. Сотрудники дорожной полиции разбирают все обстоятельства происшествия и составляют протокол, после чего на руки всем участникам аварии выдаются справки о ДТП. В этих справках обычно не указывается, кто именно является виновником аварии;
    2. Если инспекторы ГИБДД в ходе разбирательств приходят к заключению, что в аварии никто не виноват, то дело о ДТП закрывают. Никто не наказывается, а все участники аварии лишь получают на руки справки о ДТП, которые затем передаются страховщику;
    3. Если кто-либо из участников аварии не согласен с мнением дорожных инспекторов об обстоятельствах аварии, то он имеет право подать иск в суд с целью выявления истинного виновника происшествия;
    4. К иску потребуется приложить все необходимые документы, имеющие отношение к ДТП — протокол об административном правонарушении, справка из ГИБДД, результаты различных экспертиз, свидетельские показания, данные с видеокамер и прочее;
    5. Суд, ознакомившись со всеми материалами дела, может либо согласиться с решением сотрудников ГИБДД о степени виновности того или иного участника дорожного движения (тогда дело будет закрыто), либо не согласиться. В последнем случае будет назначено повторное расследование обстоятельств ДТП, заказаны технические экспертизы, опрошены свидетели;
    6. После проведения всех необходимых процедур суд вынесет свое решение о виновности того или иного участника ДТП. Это решение может подтвердить позицию ГИБДД, а может и опровергнуть ее;
    7. С судебным решением уже можно обращаться к страховщику для получения страховой компенсации полученного ущерба в рамках полиса ОСАГО. Если в аварии виноваты оба водителя, то они вправе рассчитывать только на частичную компенсации, сообразно собственной вине в случившемся.

    Если водитель не хочет признавать свою вину, то это еще не значит, что ему удастся уйти от ответственности. Существует множество документов, которые полностью или частично подтверждают вину одного из участников ДТП. К ним относятся:

    • протокол с места происшествия, составленный инспектором ГИБДД;
    • постановление об административном правонарушении или заключение, содержащее в себе описание действий одного из водителей, которые в дальнейшем могут послужить основанием для его привлечения к уголовной ответственности;
    • схема ДТП, составленная на месте происшествия параллельно с протоколом;
    • заполненный бланк извещения о ДТП, который всегда выдается в нескольких копиях страховой фирмой, в качестве приложения к договору страхования ОСАГО;
    • заполненный бланк Европротокола, если обстоятельства аварии позволили уладить дело без участия сотрудников ГИБДД (при незначительном ущербе и отсутствии пострадавших).

    Нередки ситуации, когда водитель сначала признает свою вину, а после столь же легко отказывается от первоначальных показаний. Причин на такое поведение множество. Самая банальная — стресс, который испытывают водители после ДТП, не всегда позволяющий быстро и адекватно оценить обстоятельства произошедшего.

    Что делать виновнику ДТП без ОСАГО

    Нередко бывает так, что участники не могут прийти к решению возникшей проблемы сами и возникают споры. В этом случае нужно зафиксировать все детали с помощью камеры на телефоне и направиться в самый ближний пункт госавтоинспекции для оформления документации.

    До того, как покинуть место происшествия, виновная сторона обязана договориться с пострадавшей. Часто, в случае столкновения с припаркованным автомобилем, такая возможность отсутствует. Если вы попали в такую ситуацию, нужно позвонить в госавтоинспекцию, каким бы повреждение или нанесенный ущерб ни были.

    При наличии любого рода телесных повреждений у одного из участников происшествия, оформлением должны заниматься сотрудники ГИБДД. Пострадавшие должны сразу же получить квалифицированную помощь. Пока не приехала карета скорой помощи, должен быть проведен комплекс мероприятия для помощи пострадавшему.

    Только после вызова врачей, необходимо связаться с госавтоинспекцией, чтобы оформить протокол. За время ожидания сотрудников нужно просигнализировать о происшествии с помощью аварийки и красного треугольника.

    Сразу же, как только вы попали в аварию, установите свидетелей ДТП. Это необходимо для установки истинной картины произошедшего в судебном разбирательстве. Позже это будет сопряжено с массой трудностей, поэтому лучше сразу обратить к участникам дорожного движения за контактной информацией.

    Наказание и его степени для виновной стороны напрямую зависит от того, какой вред причинен другим людям во время происшествия.

    В случае незначительных повреждений можно будет обойтись крупным штрафом, но в случае значительного ущерба наказанием могут послужить, как лишение на два года, так и тюремное заключение в зависимости от тяжести причиненного вреда.

    Если авария привела к гибели людей, виновная сторона должна быть готова к серьезным последствиям. Такие случаи предусматривают уголовную ответственность за совершенное деяние вплоть до десятилетнего срока, если речь идет о гибели одного человека, и куда более длительного заключения – если погибло два и больше.

    В первую очередь в случае серьезного дорожно-транспортного происшествия необходимо вызвать скорую помощь и позвонить в госавтоинспекцию.

    Мобильный Городской телефон
    Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС)
    112 8(3412)51-23-52
    Пожарная служба
    101 101
    Полиция
    102 102; 8(3412)416-001
    Скорая медицинская помощь
    103 103; 8(3412)72-29-09; 8(3412)25-39-18
    ГИБДД МВД УР
    8(3412)41-57-00; 8(3412)41-57-01
    ГИБДД ОВД Индустриального района
    8(3412)42-23-33; 8(3412)42-01-33
    ГИБДД ОВД Первомайского района
    8(3412)78-38-77
    ГИБДД ОВД Октябрьского района
    8(3412)59-87-79; 8(3412)59-61-81
    ГИБДД ОВД Устиновского района
    8(3412)46-32-64; 8(3412)46-05-31
    ГИБДД ОВД Ленинского района
    8(3412)71-22-65; 8(3412)71-35-26
    Полк ДПС ГИБДД
    102 8(3412)44-57-02

    Все остальные действия, связанные с предупреждением других участников движения об опасности и поиском свидетелей, должны осуществляться после. Если автомобиль загорелся, нужно сразу же применить огнетушитель, чтобы ликвидировать очаг возгорания.

    В случае тяжелого состояния пострадавшего лучше не прибегать к доврачебной помощи, потому что можно навредить человеку. Необходимо как можно быстрее вызвать квалифицированных специалистов, которые смогут достать человека из автомобиля и вытащить обломки. Самостоятельно такие действия производить не следует.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *