Проводки по возмещению ущерба при ДТП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проводки по возмещению ущерба при ДТП». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств является обязательным условием эксплуатации автомобиля (п. 1 ст. 4 Закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ). Поэтому ДТП с участием незастрахованных автомобилей бывают нечасто.

Если виновником такого ДТП признан водитель незастрахованного автомобиля организации, то все расходы, связанные с ремонтом собственного автомобиля и возмещением ущерба потерпевшей стороне, организация оплачивает за свой счет (п. 6 ст. 4 Закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ). При этом в учете указанные операции отражаются следующим образом.

Если организация ремонтирует собственный автомобиль своими силами, в учете сделайте проводку:

Дебет 91-2 Кредит 20 (23, 25, 26, 44…)

– списаны расходы на ремонт, выполненный собственными силами.

Если организация ремонтирует собственный автомобиль силами подрядчика (например, в автосервисе), сделайте проводку:

Дебет 91-2 Кредит 60 (76)

– списаны расходы на ремонт, выполненный подрядчиком.

Операции, связанные с возмещением ущерба, отразите проводками:

Дебет 91-2 Кредит 76

– отражена задолженность перед пострадавшей стороной по выплате, связанной с возмещением ущерба (на основании документов, подтверждающих обязательства организации, например, по решению суда);

Дебет 76 Кредит 51 (50)

– погашена задолженность по возмещению ущерба потерпевшей стороне.

Если водитель организации признан потерпевшей стороной, то возместить организации ущерб должен виновник ДТП, управлявший незастрахованным автомобилем. Такой порядок следует из положений пункта 6 статьи 4 Закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ. Если виновник аварии отказывается сделать это добровольно, возмещение ущерба следует потребовать через суд. В этом случае в учете сделайте проводки:

Дебет 76 Кредит 91-1

– отражена сумма ущерба, подлежащая возмещению виновной стороной;

Дебет 51 (50) Кредит 76

– поступили средства от виновной стороны в счет возмещения ущерба.

Как отразить в учете затраты на ДТП с участием автомобиля организации

Страховое возмещение (сумму, полученную в возмещение ущерба от виновной стороны) включите в состав внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ). Датой признания таких доходов является:

  • при методе начисления – день поступления средств от страховой компании или день вступления в законную силу судебного решения о возмещении ущерба (подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ, п. 4.22, 4.23 Правил, утвержденных положением Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П);
  • при кассовом методе – день поступления средств на расчетный счет (в кассу) организации (п. 1 ст. 273 НК РФ).

При этом расходы на ремонт автомобиля уменьшат налоговую базу по налогу на прибыль в обычном порядке.

Ущерб при ДТП, который сотрудник нанес третьим лицам (сверх возмещения по страховке), возмещайте за счет средств организации (ст. 1068 ГК РФ). При этом сотрудник, нанесший ущерб, в определенных случаях обязан компенсировать такие расходы в полном объеме (подп. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

Сотрудник должен возместить:

  • сумму, которую организация перечислила пострадавшей стороне сверх возмещения по договору страхования;
  • стоимость ремонта автомобиля организации (если организация не заключала договор добровольного страхования имущества или страховка не полностью покрыла расходы на ремонт).

При расчете налога на прибыль стоимость ущерба, которую должен погасить виновный, отразите в составе внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ).

При кассовом методе размер внереализационных доходов будет равен сумме удержаний из зарплаты сотрудника в каждом отчетном периоде (п. 2 ст. 273 НК РФ).

При методе начисления доход определяйте на дату признания ущерба виновным лицом. Если организация добивается возмещения ущерба через суд, датой признания дохода является день вступления судебного решения в законную силу. Об этом сказано в подпункте 4 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса РФ. Если решение не будет обжаловано, оно вступает в силу через 10 дней после вынесения (ст. 321 Гражданского процессуального кодекса РФ). В этом случае доходы признаются в размере, указанном в судебном решении.

Ситуация: как при расчете налога на прибыль учесть расходы, связанные с устранением последствий ДТП, виновником которого признан сотрудник организации?

Если материальный ущерб с сотрудника не удерживается, то при расчете налога на прибыль организация не сможет учесть расходы на ремонт своего автомобиля.

Таким образом, ответ на этот вопрос зависит от того, компенсирует ли сотрудник материальный ущерб, нанесенный организации, или нет.

Ущерб при ДТП, который сотрудник нанес третьим лицам (сверх возмещения по страховке), возмещайте за счет средств организации (ст. 1068 ГК РФ). При этом сотрудник, нанесший ущерб, обязан компенсировать такие расходы в полном объеме (подп. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

Сотрудник должен возместить:

  • сумму, которую организация перечислила пострадавшей стороне сверх возмещения по договору страхования;
  • стоимость ремонта автомобиля организации (если организация не заключала договор добровольного страхования имущества или страховка не полностью покрыла расходы на ремонт).

Однако по решению руководителя организации сотрудник может полностью или частично не возмещать причиненный им ущерб (ст. 240 ТК РФ).

Если виновный в аварии установлен, но по решению руководителя материальный ущерб с сотрудника не удерживается, расходы, связанные с ДТП (возмещение потерпевшей стороне и ремонт собственного автомобиля) при расчете налога на прибыль учесть нельзя. Такая позиция объясняется следующим.

Поскольку ущерб нанес сотрудник, то в соответствии со статьями 238 и 243 Трудового кодекса РФ он должен его компенсировать. Отказ от взыскания суммы ущерба с виновного сотрудника – это право, а не обязанность организации (ст. 240 ТК РФ). Воспользовавшись этим правом, организация не может признать расходы по возмещению ущерба потерпевшей стороне (сверх страховки) экономически обоснованными (п. 1 ст. 252 НК РФ). Подпункт 13 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ в данном случае не применяется. По мнению Минфина России, эта норма распространяется только на расходы по возмещению ущерба, нанесенного третьим лицам действиями самой организации. Например, при нарушении договорных обязательств (письма Минфина России от 24 июля 2007 г. № 03-03-06/1/519, от 9 апреля 2007 г. № 03-03-06/2/66).

Если виновник ДТП установлен, но ущерб с него не взыскан, то при расчете налога на прибыль организация не сможет учесть расходы на ремонт своего автомобиля. Положения пункта 1 статьи 260 Налогового кодекса РФ распространяются лишь на те виды ремонта, в ходе которых основные средства предохраняются от преждевременного износа или восстанавливаются после эксплуатации в обычных условиях. Расходы на ремонт автомобиля после ДТП (при наличии виновного лица, с которого не взыскан ущерб) этим критериям не отвечают (см., например письмо УМНС России по г. Москве от 10 января 2003 г. № 26-12/02226).

Совет: есть аргументы, позволяющие организациям учесть при расчете налога на прибыль как расходы по возмещению причиненного ущерба, так и расходы на ремонт своего автомобиля, поврежденного в результате ДТП. Даже в том случае, если виновник аварии установлен, но сумма ущерба с него не взыскана. Эти аргументы заключаются в следующем.

ДТП с участием транспорта организации

Предположим, что виновником ДТП является водитель вашего предприятия, управляющий служебной автомашиной. В этом случае ваша организация будет обязана возместить вред, причиненный вашим работником при исполнении им трудовых (служебных, должностных) обязанностей (ст. 1068 ГК РФ).

В данном случае это распространяется не только на лиц, связанных с работодателем трудовым договором (контрактом), но и на тех, кто выполняет работу на основании гражданско-правовых договоров. Но только при условии, что эти лица действовали по заданию соответствующего юридического лица.

Помимо ущерба, причиненного пострадавшей стороне, ваша организация должна компенсировать и расходы на государственную пошлину. Это следует из п. 1 ст. 95 Арбитражного процессуального кодекса РФ: участники дела оплачивают судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

В том случае, если водитель предприятия не виноват в произошедшей аварии, отражение операций в бухгалтерском учете будет иное. Сумма, которая присуждается пострадавшему в ДТП, является прочим доходом (ПБУ 9/99) и отражается по кредиту счета 91.

В налоговом учете эта сумма будет являться внереализационным доходом (п. 3 ст. 250 НК РФ). Поэтому она включается в облагаемую базу по налогу на прибыль.

Кроме того, виновник аварии также должен возместить вашему предприятию сумму госпошлины, которая была уплачена при подаче иска в суд.

Пример. Используем условия предыдущих примеров.

Начнем с того, что некая организация ООО «Луч» в соответствии с Законом от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон № 40-ФЗ), застраховала в феврале 2010 г. принадлежащий ей автомобиль. По условиям страхования срок ОСАГО определен с 11 .февраля 2010 г. по 11февраля 2011 г. Страховая премия по полису составила 5200 руб.

Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся. Об этом сказано в пункте 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденном приказом Минфина от 27сентября 1998 г. № 34н.

Бухгалтер ООО «Луч» сделает следующие записи в бухгалтерском учете:

10.02.10: Дебет 76.1 Кредит 51

– перечислена сумма страховой премии по полису ОСАГО – 5200 руб.

11.02.10: Дебет 97 Кредит 76.1

– отнесена в расходы будущих периодов сумма страховой премии – 5200 руб.

28.02.10: Дебет 26 Кредит 97

– списана в расходы часть страховой суммы:

256,44 руб. (5200 : 365 х 18 = 256,44)

31.03.10: Дебет 26 Кредит 97

– списана в расходы часть страховой суммы:

441,64 руб. (5200 : 365 х 31 = 441,64)

30.04.10: Дебет 26 Кредит 97

– списана в расходы часть страховой суммы:

427,40 руб. (5200 : 365 х 30 = 427,40)

Если страховой случай не наступит, бухгалтер ежемесячно будет включать в расходы часть страховой премии по описанной выше схеме. А в феврале 2011 г. он отразит в расходах оставшуюся часть суммы.

Для простоты учета бухгалтеры часто рассчитывают ежемесячную сумму страховки простым делением на 12 месяцев. Страдает точность, но экономится время. Возникающая разница, как правило, не приводит к существенному искажению себестоимости.

В налоговом учете расходы на страхование подлежат учету в соответствии с пунктом 1 статьи 272 НК РФ равномерно, в течение срока действия договора. Поэтому разницы между бухгалтерским и налоговым учетом не возникает.

Если машина попала в аварию, ущерб возмещается страховой компанией виновника ДТП.

Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

  1. в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, но не более 160 тысяч рублей;
  2. в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, но не более 160 тысяч рублей;
  3. в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, но не более 120 тысяч рублей.

Эти нормы установлены статьей 7 Закона.

При поступлении страховой суммы на счет организации ее нужно отразить в бухгалтерском учете как прочие доходы, а сумму, потраченную на ремонт автомобиля – в составе расходов от обычных видов деятельности.

Вернемся к предыдущему примеру. Предположим, что в мае 2010 г. машина попала в аварию, виновником которой был водитель другой организации. Расходы на ремонт автомобиля составили 160 000 рублей, а полученное страховое возмещение составило 120 000 руб.

Бухгалтер ООО «Луч» проведет в учете следующие записи:

25.05.10: Дебет 26 Кредит 60

– приняты к учету расходы на ремонт автомобиля, согласно документам от автосервиса – 135 593 руб.

25.05.10: Дебет 19-3 Кредит 60

– выделен НДС на основании счета-фактуры – 24 407 руб.

25.05.10: Дебет 91-2 Кредит 19-3

– отражен НДС в составе прочих расходов – 24 407 руб.

31.05.10: Дебет 51 Кредит 76.1

– получено страховое возмещение от страховой компании в сумме 120 000 руб.

28.05.10: Дебет 76.1 Кредит 91

– учтена в составе прочих доходов сумма страхового возмещения на основании документа страховой компании о признании суммы ущерба – 120 000 руб.

В налоговом учете признание убытка в размере 40 000 рублей может быть оспорено налоговыми органами. И основания для такого спора имеются.

Согласно статьям 1064, 1079 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим его.

Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (а это и использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т. п.).

Чаще всего решение о возмещении вреда является предметом судебного разбирательства, поэтому многие организации отказываются от этой процедуры и предпочитают терпеть убытки.

Налоговый кодекс рассматривает расходы при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Если организация сознательно отказывается от получения дохода, то и соответствующие расходы она признавать не должна.

Налоговики неоднократно высказывали точку зрения, которая заключается в том, что затраты по восстановительному ремонту автомобиля после дорожно-транспортного происшествия не могут превышать суммы возмещения, полученного от страховой компании. (письмо УФНС России по г. Москве от 21 марта 2007 г. № 19-11/25344). Неправомерность вычета по налогу на добавленную стоимость объясняется тем, что страховое возмещение не является объектом налогообложения по НДС. Вычетам подлежат только те суммы НДС, которые приобретаются для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения (п. 2 ст. 171 НК РФ).

Поэтому организация, отразившая в расходах полную сумму ремонта и применившая налоговый вычет по НДС, должна быть готова к защите своей позиции в суде.

По этому вопросу имеется положительная судебная практика (постановление ФАС Уральского округа от 7 июля 2008 г. № Ф09-4771/08-С3 по делу № А76-23428/07, Постановление ФАС Московского округа от 8 июля 2009 г. № КА-А40/5895-09 и др.).

Страховая компания нередко оплачивает ремонт поврежденного транспорта напрямую в автосервис, минуя счет автовладельца. В таких случаях организация может не признавать в налоговом и бухгалтерском учете ни доходы в виде страхового возмещения, ни расходы в виде стоимости ремонта, оплаченного страховщиком. Как правило, это касается договоров добровольного страхования КАСКО.

Как действовать бухгалтеру, если автомобиль компании попал в ДТП или угнан

КАСКО – страхование автомобилей или других средств транспорта (судов, самолетов, вагонов) от ущерба, хищения или угона. Не включает в себя страхование перевозимого имущества (карго), ответственности перед третьими лицами и т. д. – так расшифровывает это слово сайт «Википедия».

По договору КАСКО страховщик обязуется за обусловленную плату(страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события(страхового случая) возместить лицу, в пользу которого заключен договор (выгодопреобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном транспортном средстве, либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы(страховой суммы).

Преимущества этого вида страхования проявляются при наступлении страхового случая. КАСКО полностью покрывает все расходы на восстановление автомобиля при ДТП и, как правило, страховая сумма направляется не на счет страхователя, а в автосервис для проведения восстановительных работ. В налоговом учете этот вид страхования, как правило, не отражается. Вызвано это тем, что обычно в полисе не разделяется сумма на страхование гражданской ответственности и на страхование имущества. А, согласно статье 264 НК РФ в расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также когда добровольное имущественное страхование необходимо в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями (подп. 8 п. 1 ст. 263 НК РФ.).

Бухгалтерский учет по договору КАСКО ничем не отличается от бухгалтерского учета по договору ОСАГО.

Людмила Макова, эксперт журнала «Расчет»

Здесь возможны две ситуации.

Первая – когда в аварии пострадал лишь автомобиль организации. Вторая – когда авария затронула машины третьих лиц.

Рассмотрим оба случая подробно.

В аварии пострадал лишь автомобиль организации

В этом случае ущерб от ДТП обязан возместить виновник аварии, то есть водитель организации.

Обратите внимание: обязанность работника возместить организации прямой действительный ущерб не зависит от того, заключен с ним договор о полной материальной ответственности или нет. Ведь если водитель признан виновным в ДТП, то вред, скорее всего, причинен в результате того, что он нарушил правила дорожного движения. А это – административный проступок, который влечет полную материальную ответственность работника перед работодателем (п. 6 ст. 243 ТК РФ).

Если сумма причиненного ущерба не превышает среднего месячного заработка работника, она может быть удержана из его зарплаты по приказу руководителя организации. Учтите: приказ нужно издать не позднее одного месяца со дня окончательного установления размера ущерба. При этом общий размер всех удержаний при каждой выплате зарплаты работнику не может превышать 20 процентов (ст. 138 ТК РФ).

Если же месячный срок истек или если виновник аварии не согласен добровольно возместить ущерб, сумма которого превышает его средний месячный заработок, то ущерб можно взыскать только через суд.

Правда, взыскание ущерба с виновного работника – это право, а не обязанность организации. Иначе говоря, она может «простить» работнику его вину и не взыскивать с него причиненный им ущерб (ст. 240 ТК РФ).

Организация может оформить договор КАСКО, тогда именно страховая компания возместит ей ущерб от ДТП. Но чаще всего суммы страхового возмещения для восстановления автомобиля, попавшего в ДТП, недостаточно. Ведь при расчете ущерба страховые компании учитывают износ транспортного средства. А при восстановлении автомобиля, попавшего в аварию, испорченные запчасти заменяют новыми, а их стоимость бывает намного дороже расчетной.

Когда страховой выплаты для восстановления автомобиля недостаточно, необходимую сумму организация может взыскать с виновника ДТП – своего водителя.

Транспортное средство попало в ДТП: возмещаем ущерб

В целях налогообложения прибыли расходы по ремонту автомобиля организация включает в прочие расходы (п. 1 ст. 260 НК РФ).

Страховую выплату по КАСКО, а также сумму возмещения ущерба, полученную от работника – виновника ДТП, организация включает во внереализационные доходы (п. 3 ст. 250 НК РФ). При методе начисления эти суммы учитываются на дату принятия страховой компанией решения о возмещении ущерба либо на дату признания ущерба виновным работником. При кассовом методе – на дату получения денег от работника или страховщика.

Теперь, что касается НДС.

Этим налогом облагаются операции по реализации товаров, работ, услуг, а также передача имущественных прав (ст. 146 НК РФ). При этом в налоговую базу включаются суммы предоплаты за товары (работы, услуги). Как видите, получение страхового возмещения (и от страховой компании, и от виновника аварии) не относится к этим операциям, поэтому НДС оно не облагается. А значит, организация не может возместить из бюджета «входной» НДС по услугам автосервиса, в котором она отремонтировала поврежденный автомобиль за счет таких компенсаций. Суммы «входного» налога будут списываться за счет полученного возмещения.

По вине водителя ООО «Шиномонтаж» произошло ДТП, в результате которого пострадал только автомобиль этой организации. Стоимость его ремонта в автосервисе составила 23 600 руб. (в том числе НДС – 3600 руб.). Поскольку автомобиль не был застрахован, ущерб от ДТП взыскивается с виновного работника. Отметим, что его оклад составляет 30 000 руб.

Итак, в учете ООО «Шиномонтаж» бухгалтер сделает следующие проводки:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 60

– 20 000 руб. (23 600 – 3600) – отражена стоимость ремонта автомобиля;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 3600 руб. – отражен «входной» НДС по ремонту на основании счета-фактуры автосервиса;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– 23 600 руб. – оплачен автосервису ремонт автомобиля;

ДЕБЕТ 73 субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

– 23 600 руб. – отнесена на виновное лицо сумма ущерба;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 19

– 3600 руб. – отнесена за счет полученного возмещения сумма «входного» НДС по ремонту автомобиля;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70

– 30 000 руб. – начислена зарплата водителю за отчетный месяц;

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ»

– 3900 руб. (30 000 руб. Х 13%) – удержан НДФЛ;

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 73 субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»

– 5220 руб. ((30 000 руб. – 3900 руб.) Х 20%) – удержана из зарплаты виновника ДТП часть суммы ущерба.

Все владельцы транспортных средств должны страховать риск гражданской ответственности, которая может наступить из-за причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Поэтому если виновником аварии является водитель организации (при этом она оформила полис ОСАГО), ущерб пострадавшим возместит страховая компания.

Однако сумма такого возмещения при каждой аварии составляет (ст. 7 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств»):

– в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, – не более 160 000 рублей;

– в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, – не более 160 000 рублей;

– в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, – не более 120 000 рублей.

Если организация, помимо ОСАГО, оформила еще и договор КАСКО, то ей возместят разницу между суммой причиненного ущерба и возмещением по договору ОСАГО. При этом страховая компания, с которой заключен договор КАСКО, запросит у организации документы, подтверждающие сумму возмещения по договору ОСАГО.

Но, как мы уже отмечали, суммы страхового возмещения для восстановления автомобиля, попавшего в ДТП, обычно недостаточно. Во-первых, при расчете ущерба страховые компании учитывают износ транспортного средства. А, во-вторых, законодательство ограничивает максимальный размер компенсации, которую пострадавшая фирма может получить по договору ОСАГО.

Когда страховой выплаты для восстановления автомобиля недостаточно, необходимую сумму потерпевшая фирма может потребовать с организации – виновника ДТП (ст. 1072 ГК РФ). А та в свою очередь вправе потребовать такой компенсации от своего работника – виновника аварии (ст. 1081 ГК РФ).

Страхование дебиторской задолженности: учет

Счет 14 в бухгалтерском учете

Внереализационные доходы и расходы в налоговом учете

Получен аванс от покупателя: проводка

Рыночная стоимость акций в балансе: строка

При ведении бизнеса неизбежно возникают разнообразные риски. Для того, чтобы снизить негативный эффект от них, используется, в частности, механизм страхования. Рассмотрим, по каким правилам отражаются расходы на страхование в бухгалтерском учете.

Предприятие приобрело полис ОСАГО для принадлежащего ему легкового автомобиля. Срок действия полиса – 1 год, стоимость – 2400 руб. В учетной политике указано, что затраты, связанные с ОСАГО, отражаются с использованием сч. 97 «РБП». Автомобиль попал в аварию, ущерб в сумме 10 тыс. руб. был возмещен страховой компанией виновника ДТП. По договору ОСАГО проводки в бухгалтерском учете следующие:

ДТ 76.1 – КТ 51 (2 400 руб.) – оплачен полис ОСАГО сроком на 1 год;

ДТ 26 – КТ 76.1 (200 руб.) – списаны расходы за первый месяц действия полиса (2400 / 12 мес.);

ДТ 97 — КТ 76.1 (2 200 руб.) – остаток премии отнесен на РБП;

ДТ 26 – КТ 97 (200 руб.) – ежемесячное списание;

ДТ 26 – КТ 60 (10 000 руб.) – расходы на ремонт после ДТП;

ДТ 76.1 – КТ 91.1 (10 000 руб.) – начислено страховое возмещение;

ДТ 51 – КТ 76.1 (10 000 руб.) – получено возмещение от страховщика.

Расходы на страхование в бухгалтерском учете

13:33 27 мая 2015
«Росгосстраху» ограничили действие лицензии по ОСАГО

14:25 13 ноября 2014
Автостраховщики предлагают изменить методику расчета цены полиса ОСАГО

Экономика и бизнес / 16:33 2 июля 2015
Полис ОСАГО можно оформить в электронном виде

10:30 28 мая 2015
«Росгосстрах» приостановил продажу полисов ОСАГО

Получили страховое возмещение проводки

Во-первых, при наступлении страхового случая. Во-вторых, при выбытии транспортного средства, по которому был получен полис страхования гражданской ответственности. Плюс к этим ситуациям мы еще рассмотрим случай, когда организация получает возмещение как пострадавшая сторона.

В общем случае расходы на ремонт имущества, признаваемого основным средством (в том числе полученного в аренду), рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК РФ).

Страховое возмещение по КАСКО: бухгалтерский учет и налогообложение

В данном случае налоговая база определяется на основании п. 2 ст. 154 НК РФ, согласно которому при реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ и без включения в них налога. То есть страхователь (организация) должен начислить НДС исходя из рыночной стоимости передаваемого имущества. В качестве основания для подтверждения рыночной цены имущества может выступать заключение независимого оценщика.

Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (а это и использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т. п.).

Возмещение ущерба дтп проводки 2021 год

В случае утраты имущества (за исключением порчи, утраты в связи чрезвычайными обстоятельствами: пожар, авария, стихийное бедствие, ДТП) необходимо в текущем периоде уменьшить сумму налоговых вычетов по НДС на сумму «входного» НДС, ранее принятого к вычету по нему. При невозможности определения размера «входного» НДС налоговые вычеты за текущий период уменьшаются на 20% от стоимости утраченного имущества .

Рассмотрим, какие гражданско-правовые и налоговые последствия возникают у организации, если ее автомобиль попадает в дорожно-транспортное происшествие, и как отражаются соответствующие операции в бухгалтерском и налоговом учете. При этом будем исходить из того, что оба участника ДТП заключили и договор ОСАГО, и договор КАСКО.

Страховое возмещение проводки

транспортные средства, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации; в) транспортные средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; г) транспортные средства, зарегистрированные в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков; При наступлении страхового случая (ДТП) договор ОСАГО предусматривает возмещение причиненного вреда потерпевшей стороне.

Работник признал вину и на основании заявления произведено удержание из заработной платы. В бухгалтерском учете сделаны следующие проводки: Дт10 Кт60 — 1000,00 Дт19 Кт60 — 180,00 Дт68 Кт19 — 180,00 Дт91.02 Кт10 — 1000,00 Дт94 Кт98 — 1180,00 Дт73 Кт94 — 1180,00 Дт70 Кт73 — 1180,00 Дт98 Кт91.01 — 1 180,00.

Выплата страхового возмещения проводки

С 1 июля 2003 года вступил в силу Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», который регулирует порядок возмещения ущерба, причиненного в результате наступления случая.

Всоответствии с п.77Методических указаний по учету ОС для определенияцелесообразности (пригодности) дальнейшего использования основныхсредств, а также для оформления документации при выбытии указанныхобъектов в организации приказом руководителя создается комиссия.

Всостав комиссии входят соответствующие должностные лица, в томчисле главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложенаответственность за сохранность объектов основных средств. Дляучастия в работе комиссии могут приглашаться представителиинспекций, на которых в соответствии с законодательством возложеныфункции регистрации и надзора за отдельными видами имущества.

Пришедшие в негодностьтранспортные средства списываются по акту по форме NОС-4а.

Вакте на списание основных средств должны содержаться данные,характеризующие объект основных средств: дата принятия объекта кбухгалтерскому учету; год изготовления или постройки; время ввода вэксплуатацию; срок полезного использования; первоначальнаястоимость и сумма начисленной амортизации; проведенные переоценки,ремонты; причины выбытия с их обоснованием; состояние основныхчастей, деталей, узлов, конструктивных элементов.

Акт на списание объектаосновных средств утверждается руководителем организации. Наосновании оформленного акта на списание основных средств,переданного бухгалтерской службе организации, в инвентарнойкарточке производится отметка о выбытии объекта основных средств.Соответствующие записи о выбытии объекта основных средствпроизводятся также в документе, открываемом по месту егонахождения. Инвентарные карточки по выбывшим объектам основныхсредств хранятся в течение срока, устанавливаемого руководителеморганизации в соответствии с правилами организации государственногоархивного дела, но не менее пяти лет.

При списанияавтотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом такжепередается документ, подтверждающий снятие его с учета вГосударственной инспекции безопасности дорожного движенияМинистерства внутренних дел Российской Федерации. Акт на списаниеосновных средств может выступать не только как документбухгалтерского учета, но и как регистр налогового учета.

Всоответствии с п.29 ПБУ6/01 стоимость выбывающего объекта основных средств подлежитсписанию с бухгалтерского учета.

Расходы на ликвидациювыводимых из эксплуатации основных средств, включая суммынедоначисленной амортизации, включаются в состав внереализационныхрасходов, не связанных с производством и реализацией, уменьшающихналоговую базу по налогу на прибыль (подп.8п.1 ст.265 НК РФ).

Во многих случаях приликвидации объектов основных средств получают запасные части,материалы, металлолом и другие материалы. Доходы в виде стоимостиполученных материалов или иного имущества при демонтаже илиразборке, при ликвидации выводимых из эксплуатации основныхсредств, признаются внереализационными доходами (п.13ст.

250 НК РФ).

Дата признания доходов ирасходов от ликвидации основного средства зависит от того, какойметод выбран организацией – метод начисления или кассовый метод.

Организация, определяющая доходы и расходы по методу начисления,стоимость имущества, полученного при ликвидации основного средства,признает внереализационным доходом на дату составления акталиквидации амортизируемого имущества (подп.8п.4 ст.271 НК РФ). При кассовом методе такие доходы признаютсяв момент оприходования имущества (п.2ст.

273 НК РФ).

Как правило, в результателиквидации основных средств организации получают убыток. Суммаубытка может быть учтена при налогообложении прибыли того периода,в котором убыток получен.

Воспользуемся даннымипримера, приведенного выше, и определим сумму внереализационногорасхода и сумму дохода, которые будут учитываться в целяхналогообложения прибыли: внереализационный расход – расходы подемонтажу основного средства в сумме 18 000 руб., внереализационныйдоход – стоимость оприходованных запасных частей и металлолома всумме 12 400 руб.

Автомобиль, побывавший ваварии и признанный непригодным для дальнейшей эксплуатации,списывается с баланса организации по акту формы NОС-4а (утверждена ПостановлениемГоскомстата России от 21.01.

2003 N 7), в котором указываютсятехническое состояние и причина ликвидации автотранспортногосредства, первоначальная стоимость, сумма износа, затраты поликвидации, стоимость материальных ценностей (запасных частей,металлолома и др.), полученных от ликвидации объекта, результат отликвидации.

Акт по форме NОС-4а составляет постоянно действующая на предприятии комиссия,утвержденная приказом руководителя. В состав комиссии входятглавный бухгалтер (бухгалтер) и лица, ответственные за сохранностьосновных средств. Акт утверждает руководитель организации.

Приликвидации автотранспортного средства в бухгалтерии должны бытьдокументы об утилизации лома или утиля (сдача в металлолом, вывозна свалку и т.п.). Данные результатов списания бухгалтер вносит винвентарную карточку (книгу) учета объекта основных средств, приэтом инвентарные карточки по выбывшим объектам хранятся отдельно отостальных.

Срок их хранения устанавливает руководство.

Кроме того, при списанииавтотранспортного средства и снятии его с учета (при условии, чтовиновником ДТП не является организация) договор обязательногострахования автогражданской ответственности прекращается, астрахователь имеет право потребовать от страховщика выплату частистраховой премии за неистекший срок договора страхования (пункты33, 34Постановления Правительства РФ N 263).

Если в результателиквидации автомобиля остаются запчасти, пригодные к дальнейшемуупотреблению, то их необходимо оприходовать по рыночным ценам исдать на склад. При этом оформляется приходный ордер по форме NМ-4.

После списания автомобиляс баланса его необходимо снять с учета в органах ГИБДД. Всоответствии с ПостановлениемПравительства РФ от 12.08.1994 N 938 собственники должнызарегистрировать свои автотранспортные средства в течение срокадействия регистрационного знака “Транзит” или в течение пяти дней смомента приобретения, таможенного оформления, снятия с учетатранспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновенияиных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.Организации, владеющие транспортными средствами, должны снять их сучета в случае изменения места своей регистрации, перед продажейавтомобиля, в случае его списания (утилизации), а также в другихслучаях, когда в соответствии с законодательством прекращаетсяправо собственности организации на транспортное средство. Еслиорганизация не снимет списанный автомобиль с учета в органах ГИБДД,то она на основании ст.357НК РФ является плательщиком транспортного налога.

Расходы, связанные свыбытием автомобиля, относятся к чрезвычайным (п.13 ПБУ10/99). Для целей налогового учета некомпенсируемые расходы наликвидацию транспортных средств включаются в составвнереализационных расходов (подп.8п.1 ст.265 НК РФ).

Врезультате списания автотранспортного средства с баланса могутобразоваться доходы в виде запасных частей, пригодных длядальнейшего использования, стоимости металлолома и пр. Согласноп.31 ПБУ6/01 эти доходы должны отражаться в бухгалтерском учете в томотчетном периоде, к которому они относятся.

Доходы от списанияобъектов основных средств зачисляются на счет прибылей и убытков всоставе операционных доходов. Стоимость деталей со списанногоавтомобиля, которые пригодны для дальнейшего использования,включается в состав внереализационных доходов (п.13ст.250 НК РФ).

Датой признания дохода является дата, указаннаяна акте на списание автомобиля (подп.8п.4 ст.271 НК РФ). Если организация применяет кассовый метод,датой признания дохода является день поступления материалов отсписания основного средства (п.2ст.273 НК РФ).

Пунктом2 ст.

171 НК РФ предусмотрено право организации на вычет вотношении основного средства, которое будет участвовать воперациях, признаваемых объектами обложения НДС.

Однако списанныйавтомобиль не используется в производственных целях, поэтому суммуНДС, ранее принятого к вычету при приобретении транспортногосредства, необходимо восстановить в части, относящейся к егоостаточной стоимости.

Планом счетов выбытиеосновных средств рекомендовано отражать с использованиемспециального субсчета “Выбытие основных средств”, открываемого кбалансовому счету 01 “Основные средства”.

Списаниеавтотранспортного средства с баланса отражается следующимипроводками:

Дебет 01 – Кредит01/”Выбытие основных средств” – cписана первоначальная стоимостьавтотранспортного cредства;

Дебет 02 – Кредит01/”Выбытие основных средств” – списана сумма начисленнойамортизации;

Дебет 91 – Кредит01/”Выбытие основных средств” – остаточная стоимость автомобилясписана на убытки организации;

Дебет 10/5 – Кредит 91 -оприходованы запасные части, пригодные для использования;

Дебет 76 – Кредит 91 -начислено страховое возмещение;

Дебет 51 – Кредит 76 -получена компенсация;

Дебет 91 – Кредит 68 -восстановлен НДС с остаточной стоимости автомобиля.

Вслучае продажи автотранспортного средства порядок егобухгалтерского учета будет аналогичен вышеизложенному. Отличие втом, что происходит реализация имущества и, как следствие, уорганизации возникает налогооблагаемый доход.

Денежные поступления отпродажи объектов основных средств признаются в учете операционнымдоходом (п.

7 ПБУ9/99). При этом выручка от продажи автомобиля определяется вразмере, установленном сторонами в договоре (п.30ПБУ 6/01). Согласно Плану счетов поступление выручки от продажиобъектов основных средств отражается по кредиту счета 91/”Прочиедоходы” и дебету счета 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”.

Расходы в виде остаточной стоимости амортизируемого имущества ииные связанные с продажей затраты списываются в дебет счета91/”Прочие расходы”.

При налогообложениидоходов от продажи автотранспортного средства бухгалтеру следуетобратить внимание на следующие моменты:

-налоговые обязательства по НДС перед бюджетом зависят отформирования первоначальной стоимости транспортного средства – cНДС или без учета налога;

-правила расчета налоговой базы по прибыли определяются тем, какойрезультат получен при реализации имущества – прибыль илиубыток.

При этом порядок расчетаНДС при реализации транспортных средств актуален как дляорганизаций, находящихся на традиционной системе налогообложения,так и для “спецрежимников”.

19.08.2009 Лектор семинара: О. А. Бондаренко СЕРВИС ДЛЯ ПОДПИСЧИКОВ.

Задайте вопрос лектору. Уважаемые читатели! Если на балансе вашей организации числятся автотранспортные средства и есть вопросы, связанные с их учетом, то смело задавайте их лектору Ольге Анатольевне Бондаренко.

можно с 31 июля по 31 августа 2009 года. Кодовое слово ищите в №8 за 2009 год на стр.

Сначала рассмотрим первую ситуацию. Считаем, что автомобиль организации застрахован по договорам ОСАГО и КАСКО.

Напомню, что ОСАГО — это обязательный вид страхования. Заключив такой договор, компания страхует свою гражданскую ответственность за причинение вреда.

В соответствии с п.

29 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» стоимость объекта основных средств подлежит списанию с бухгалтерского учета, если такой объект выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. Из текста вопроса следует, что по результатам экспертизы, проведенной независимыми специалистами, автомобиль восстановлению не подлежит.

Следовательно, этот автомобиль больше не способен приносить экономические выгоды и согласно требованиям п.

29 ПБУ 6/01 должен быть списан. В Минфин России разъяснил, что при обосновании списания объекта основных средств необходимо подтвердить прекращение действия хотя бы одного из установленных п. 4 ПБУ 6/01 условий принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств.

Бухучет и налогообложение операций, связанных с устранением последствий ДТП, зависят:

  1. от условий договора, по которому был застрахован автомобиль организации;
  1. от того, кем признан водитель автомобиля: виновным в ДТП или потерпевшей стороной.

В ДТП могут участвовать автомобили:

  1. застрахованные по договорам обязательного (ОСАГО) и/или добровольного (ДСАГО) страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  1. одновременно застрахованные по договорам ОСАГО (ДСАГО) и каско (риск «ущерб»);
  1. незастрахованные по договорам ОСАГО (ДСАГО).

В этом случае страховая компания выплатит организации страховое возмещение.При этом за прямым возмещением убытков пострадавший должен обратиться в свою страховую компанию, если:

  1. авария произошла с участием двух машин;

Бух проводки возмещение ущерба организации за разбитый автомобиль

» На практике встречаются ситуации, когда фирме приходится возмещать ущерб, причиненный другой организации. О том, в каких случаях это происходит и как такие расходы отражаются в бухгалтерском и налоговом учете организации, читайте в этой статье.

Что понимать под возмещением причиненного ущерба в целях исчисления налога на прибыль, гл. 25 НК РФ не разъясняет. Нет в этой главе и конкретного перечня таких расходов.

Руководствуясь положениями п. 1 ст. 11 НК РФ, обратимся к нормам гражданского законодательства.

0 Если работник причинил работодателю прямой действительный ущерб, он обязан возместить его ().

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение имущества или ухудшение его состояния, а также необходимость для работодателя нести затраты или производить выплаты на приобретение или восстановление имущества либо на возмещение причиненного работником ущерба ().

Прямой действительный ущерб необходимо отличать от неполученных доходов (упущенной выгоды).

Упущенная выгода, в отличие от действительного ущерба, взысканию с работника не подлежит. А нужно ли для возмещения ущерба работником работодателю по ТК РФ составлять заявление?

Хозяйственные споры, нарушение договорных обязательств контрагентами могут стать причиной судебных разбирательств. Иски контролирующих органов к организациям, не уплачивающим вовремя налоги и взносы, – тоже не редкость.

Суд может принять решение в пользу той или иной стороны. Бухгалтерская служба сталкивается с необходимостью отразить суммы реального ущерба, упущенной выгоды, судебных издержек, погашения долга пострадавшей стороне, выплаты таких сумм по выигранным судебным искам. Актуальны также вопросы налогового учета «судебных» сумм.

Судебные издержки представляют собой госпошлину и расходы в связи с рассмотрением дела в суде. АПК РФ (ст. 101) и ГПК РФ (ст.

Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами.

В частности, по требованию о возмещении неполученного дохода из-за недопоставки сырья или комплектующих изделий размер такого дохода должен определяться исходя из цены реализации готовых товаров,

Возмещение ущерба проводки

: – или контрагент признал претензию (например, вы получили письмо о согласии возместить причиненный вашей организации ущерб, подписанное руководителем организации-контрагента); – или вступило в силу решение суда о взыскании с контрагента суммы причиненного вам ущерба.

Возмещение ущерба, причиненного работником, при удержании возмещения из его зарплаты вы учитываете в зависимости от причины возникновения ущерба. Если по вине работника появилась недостача или испорчено имущество, удержание из его зарплаты суммы возмещения ущерба отражайте такими проводками: Проводка Операция Д 02 – К 01 Списана накопленная амортизация по ОС, если оно испорчено по вине работника и подлежит списанию Д 94 – К 10 (01, 41, 43) Списана недостача (стоимость испорченного имущества) Д 73-2 – К 94 Недостача (стоимость испорченного имущества) отнесена на виновное лицо Д 70 – К 73-2 Недостача (стоимость испорченного имущества) удержана из зарплаты виновного лица

Возмещение ущерба дтп проводки

Важно, чтобы приказ был издан не позднее 1 месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного ущерба (скажем, с даты проведения инвентаризации) ().

Если размер ущерба превышает средний месячный заработок или работодатель пропустил месячный срок для издания приказа на удержание, работодатель или идет в суд, или просит у работника заявление на удержание.

Заявление может заменить , которое могут составить работник и работодатель. Заявление для возмещения ущерба, причиненного работником имуществу работодателя, составляется в произвольной форме.

Убытки складываются из реального ущерба и упущенной выгоды. Под реальным ущербом понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества. Упущенная выгода — это неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

Нам представляется, что в бесспорном порядке организация может учесть в целях налогообложения прибыли только сумму реального ущерба.

Все случаи причинения ущерба можно разделить на две группы:

  • при причинении вреда сторонней организации (третьему лицу), не связанному с организацией договорными отношениями.
  • вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору;

Остановимся подробно на каждой группе.

В соответствии с п. 29 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» стоимость объекта основных средств подлежит списанию с бухгалтерского учета, если такой объект выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. Из текста вопроса следует, что по результатам экспертизы, проведенной независимыми специалистами, автомобиль восстановлению не подлежит. Следовательно, этот автомобиль больше не способен приносить экономические выгоды и согласно требованиям п. 29 ПБУ 6/01 должен быть списан.

В письме от 25.12.2015 № 07-01-06/76480 Минфин России разъяснил, что при обосновании списания объекта основных средств необходимо подтвердить прекращение действия хотя бы одного из установленных п. 4 ПБУ 6/01 условий принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств. В рассматриваемом случае в отношении поврежденного автомобиля прекратилось действие подп. «г» п. 4 ПБУ 6/01 (объект более не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем). Подтверждением этого будет акт независимой экспертизы о невозможности восстановления автомобиля, имеющийся у организации.

Для списания основного средства приказом руководителя организации создается комиссия, которая оформляет акт на ликвидацию основного средства (п. 77, 78 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, далее — Методические указания по учету основных средств). Согласно Инструкции по применению плана счетов потери от порчи материальных ценностей отражаются на счете 94. Если полностью повреждено основное средство, на этот счет списывается его остаточная стоимость.

Итак, на дату составления акта о ликвидации основного средства в бухгалтерском учете нужно сделать следующие проводки:

Дебет 01, субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01

— списана первоначальная стоимость автомобиля;

Дебет 02 Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств»

— списана сумма начисленной амортизации по автомобилю;

Дебет 94 Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств»

— остаточная стоимость автомобиля учтена в составе потерь от порчи ценностей.

Компания может учесть в составе внереализационных расходов суммы, которые она по решению суда возместила пострадавшему в ДТП с участием ее автомобиля. Об этом напомнил Минфин России в письме от 16.10.09 № 03-03-06/1/668.

В письме дается ответ на частный запрос организации, чей водитель попал в аварию на служебном автомобиле по своей вине. Компания на основании решения суда возместила пострадавшему физическому лицу материальный ущерб. Затем потраченные суммы возмещения были взысканы судом с работника в пользу работодателя. Вправе ли фирма учесть затраты на возмещение в расходах, а сумму, взысканную с работника, — во внереализационных доходах?

Да, вправе, ответил Минфин. Ведь Гражданский кодекс именно собственника автомобиля обязывает возместить вред, причиненный данным транспортом. А согласно Налоговому кодексу, к внереализационным относятся, в том числе, расходы на возмещение причиненного ущерба, подлежащие уплате должником на основании решения суда (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ). Поэтому если пострадавшему в аварии возмещен вред на основании решения суда, данные суммы учитываются в составе внереализационных расходов.

Если работник причинил работодателю прямой действительный ущерб, он обязан возместить его (ч. 1 ст. 238 ТК РФ). Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение имущества или ухудшение его состояния, а также необходимость для работодателя нести затраты или производить выплаты на приобретение или восстановление имущества либо на возмещение причиненного работником ущерба (п. 15 Постановления Пленума ВС от 16.11.2006 № 52). Прямой действительный ущерб необходимо отличать от неполученных доходов (упущенной выгоды). Упущенная выгода, в отличие от действительного ущерба, взысканию с работника не подлежит. А нужно ли для возмещения ущерба работником работодателю по ТК РФ составлять заявление?

Как вести бухгалтерский учет возмещения ущерба

В общем случае работник отвечает перед работодателем в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Чтобы взыскать с работника ущерб, работодатель должен получить у него письменное объяснение, провести служебное расследование и после этого издать приказ о взыскании ущерба. Важно, чтобы приказ был издан не позднее 1 месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного ущерба (скажем, с даты проведения инвентаризации) (ч. 1 ст. 248 ТК РФ). Если указанный порядок соблюден, дополнительно брать какое-либо заявление с работника не нужно.

Однако здесь важно помнить, что размер удержания ущерба в общем случае не должен превышать 20% от суммы, причитающейся работнику (после удержания НДФЛ) (ст. 138 ТК РФ, Письмо Минздравсоцразвития от 16.11.2011 № 22-2-4852 ). Для удержания большей суммы соответствующее заявление работника будет достаточным основанием.

Если размер ущерба превышает средний месячный заработок или работодатель пропустил месячный срок для издания приказа на удержание, работодатель или идет в суд, или просит у работника заявление на удержание. Заявление может заменить соглашение о возмещении ущерба, которое могут составить работник и работодатель.

Произошло дорожно-транспортное происшествие, участником которого стал служебный автомобиль. Дальнейшее развитие событий зависит, во-первых, от того, кто является виновником столкновения — сотрудник организации или другой водитель. А во-вторых — было ли застраховано транспортное средство или риск гражданской ответственности его владельца. Рассмотрим подробнее алгоритм действий бухгалтера в обоих случаях.

Сегодня страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является обязательным, требование регулируется одноименным Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ. Для соблюдения нормы владельцу автомобиля необходимо заключить договор ОСАГО.

В случае аварии получить выплату потерпевшая сторона может, обратившись в ту страховую компанию, в которой оформлен полис у виновника ДТП, или связавшись с собственным страховщиком, правда, в этом случае необходимо соблюсти два условия (ст. 14.1 Закона): в результате ДТП вред должен быть причинен исключительно имуществу, и у обоих участников происшествия должны быть оформлены полисы ОСАГО.

Однако на практике страховка не всегда полностью покрывает ущерб пострадавшей стороны. В этом случае разницу должен компенсировать виновник аварии (ст. 1072 ГК РФ).

Допустим, ДТП было создано работником фирмы, при этом фактическая сумма ущерба превышает страховое возмещение. Тогда организация, в которой трудится водитель — виновник ДТП, компенсирует потерпевшему недостающую сумму. После этого руководство фирмы может воспользоваться правом регресса и предъявить эту же сумму к возмещению специалисту, за которого были выплачены деньги (п. 1 ст. 1081 ГК РФ).

Право компании привлечь работника к полной материальной ответственности предусмотрено п. 6 ст. 243 ТК РФ. Правда, наступает она только после того, как по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление либо о назначении наказания, либо о прекращении производства по делу в связи с малозначительностью правонарушения (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N 52). Вину сотрудника докажут документы, составленные инспекторами ГИБДД: справка об участии в ДТП, протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности.

Суммы причиненного ущерба взыскиваются с виновного по правилам ст. ст. 247 — 248 ТК РФ. Поэтому дополнительно к перечисленным выше документами из ГИБДД у работника нужно истребовать письменное объяснение.

Если размер ущерба не превышает среднего месячного заработка, то взыскание производится по распоряжению работодателя, которое может быть вынесено не позднее одного месяца со дня окончательного определения размера причиненного вреда. При этом необходимо помнить: общая сумма всех удержаний при выплате заработной платы не может превышать 20 процентов (ст. 138 ТК РФ). Если озвученный период истек или работник не согласен добровольно оплатить причиненный ущерб, а его сумма выплат превышает средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке. Обратите внимание: если требования ТК будут нарушены, то сотрудник имеет право отстаивать свои интересы у арбитров.

Учет гибели транспортного средства после ДТП

Почти в каждой организации есть автомобили. У кого-то только грузовые — для перевозок, у кого-то и легковые — для торговых представителей и для руководства. Но никто не застрахован от серьезного ДТП, после которого машину по прямому назначению уже использовать нельзя. И процедура ее списания ложится, конечно, на плечи бухгалтера. Об этом и поговорим.

При незапланированном расставании с автомобилем учет доходов и расходов в первую очередь будет зависеть от того, как он был застрахован. Сейчас каждый владелец машины обязательно оформляет По желанию можно приобрести полис добровольного страхования автогражданской ответственности на дополнительную страховую сумму по другим рискам, нежели а также полис Напомним, что по страхуется гражданская ответственность владельца транспорта, то есть при ДТП страховая компания виновника аварии полностью или частично возмещает потерпевшим нанесенный им вре д п. 1 ст. 6 Федерального закона от 25.04.2002 . А собственник авто при этом никаких компенсаций от страховщика не получает. По же страхуется именно автомобиль — от различных повреждений в результате ДТП, хулиганских действий или же угона.

Если после ДТП машина уже вроде как и не машина, а груда железа, то вполне понятно желание собственника получить за нее возмещение и списать с учет а п. 29 ПБУ «Учет основных средств», утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н .

Обычно при наступлении страхового случая страховщик либо ремонтирует транспорт за свой счет, либо выплачивает возмещение страховател ю п. 1, подп. 1 п. 2 ст. 929, п. 1 ст. 930 ГК РФ; п. 2.1 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 ; п. 65 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263 (далее — Правила) . Когда машину ремонтировать уже нет смысла, возможен только второй вариант. В разных ситуациях ваша организация, как владелец автомобиля, будет обращаться за компенсацией к разным лицам:

  • за выплатой по при ДТП, в котором ваш водитель не виноват, к своей страховой компании по прямому возмещению убытков или к страховой виновника ДТ П статьи 13, 14.1 Федерального закона от 25.04.2002 . Нарушителя правил дорожного движения, а значит, и виновника аварии определяют представители Госавтоинспекци и подп. «з» п. 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 15.06.98 № 711 , чей вызов на место ДТП обязателен при серьезных повреждениях транспорт а п. 5 ст. 11 Федерального закона от 25.04.2002 ;
  • к страховой компании, с которой заключен договор независимо от того, кто виноват в аварии;
  • к своему водителю, если он единственный участник ДТП (например, въехал в столб на обочине) и у вас не т подп. «з» п. 2 ст. 6 Федерального закона от 25.04.2002 ; статьи 1079, 1081 ГК РФ .

Итак, ДТП случилось. Что делать дальше?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *