Возмещение ущерба в результате ДТП практика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возмещение ущерба в результате ДТП практика». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Прежде чем перейти к описанию процедуры возмещения ущерба при ДТМ с виновника, необходимо разобраться, что понимается под термином «ущерб». Несмотря на часто практическое применение, далеко не все заинтересованные стороны понимают, что он означает. Ущерб при ДТП формируется из трех основных составляющих, каждая из которых требует отдельного рассмотрения.

Иски о возмещении ущерба от ДТП

Представляет собой повреждение или лишение имущества, а также других благ, выраженное в денежном исчислении. Речь идет не только о транспортном средстве, но и перевозимых грузах или другой собственности, которая находилась в автомобиле в момент аварии.

Главное, что нужно помнить – материальный ущерб относится к страховым, поэтому возмещается в рамках обязательного и добровольного страхования. Материальный ущерб делится на три вида:

  • непосредственный вред имуществу потерпевшей стороны;
  • затраты, которые предстоят и связаны с восстановлением или ремонтом имущества;
  • упущенная прибыль, которая могла быть получена при дальнейшей эксплуатации вышедшего из строя имущества.

Возмещение материального ущерба в рамках обязательного страхования по ОСАГО предусматривает получение до 400 тыс. руб. Выплата осуществляется страховой компанией, которая выдала полис владельцу автомобиля, ставшего причиной ДТП.

Сумма выплаты со стороны страховой компании может быть увеличена при оформлении полиса КАСКО. Если ущерб превышает покрытие по страховке пострадавшей стороне придется обращаться в суд.

Название этой разновидности ущерба при ДТП не требует дополнительных комментариев и пояснений. В рамках страхового покрытия по ОСАГО возможна выплата до полумиллиона рублей. Конкретная сумма определяется в зависимости от тяжести нанесенного вреда по правилам, принятым конкретной страховой компанией.

Если речь идет о тяжком увечье, допускается возмещение ущерба в более серьезном размере. Но для этого потребуется обращение в суд и соответствующий вердикт судьи. Судебное решение потребуется и в том случае, если у виновной стороны отсутствует страховка.

Под моральным вредом обычно понимается ущерб, полученный в результате нравственных переживаний, связанных с ДТП. Примерами подобных ситуаций выступают: потеря в аварии родственника, физическая боль от полученных повреждений, временная нетрудоспособность и т.д.

Вопрос о возмещении потерпевшей виде морального вреда, полученного в результате ДТП, считается самым сложным. В подавляющем большинстве случаев его решением занимается суд, так как страховые компании предпочитают не брать на себя ответственность и не включают этот вид риска не только в ОСАГО, но и в КАСКО. Вероятность, что заинтересованные стороны договорятся в рамках досудебной процедуры, также не велика.

Большая часть ДТП по своим финансовым последствиям вписывается в рамки ОСАГО, оформленного подавляющим большинством участников дорожного движения. Поэтому проблем с получением компенсации обычно не возникает, так как она исправно выплачивается страховой компанией.

Необходимость возмещения ущерба от ДТП с виновной стороны возникает в следующих ситуациях:

  • величина ущерба превышает максимальную выплату страховой компании;
  • виновная сторона не оформила страховку или полис не является действительным;
  • обстоятельства ДТП не входят в число страховых случаев, предусмотренных полисом ОСАГО или КАСКО. Например, ущерб нанесен не в процессе движения, а во время размещения автомобиля на стоянке;
  • потерпевшая сторона желает взыскать компенсацию за полученный моральный вред.

Возмещение ущерба после ДТП виновником: порядок, сроки, образец иска

Базовый принцип расчета размера компенсации, заложенный в законодательстве, предусматривает выплату суммы, достаточной для восстановления исходных характеристик транспортного средства. Обязательным условием выступает учет степени износа автомобиля до момента попадания в ДТП.

Стандартные правила расчета компенсации предусматривают включение в итоговую сумму следующих расходов:

  • ремонт и восстановление транспортного средства;
  • транспортировка машины с места аварии в автосервис;
  • уменьшение товарной стоимости авто (рассчитывается для автомобилей со сроком эксплуатации до 5 лет или уровнем износа в пределах 35%);
  • все виды морального вреда, причиненного потерпевшей стороне;
  • потерянный заработок, затраты на лечение и другие подобные расходы, непосредственно связанные с ДТП;
  • сопутствующие обращению в суд затраты – услуги независимого оценщика и/или юриста, почтовые расходы и т.д.

После определения размера возмещения, который необходимо получить с виновной стороны, следует переходить к следующему этапу процедуры взыскания. Она предусматривает два варианта получения компенсации – добровольный (досудебный) и принудительный (с помощью суда).

Такой вариант решения проблемы на практике встречается нечасто. Тем более – если речь идет о серьезной сумме, необходимой, например, для ремонта дорогостоящей иномарки. Действующее законодательство предусматривает достаточно четкую процедуру досудебного урегулирования проблемы возмещения ущерба. Она предусматривает следующие действия потерпевшей стороны:

  • получение справки из ГИБДД, подтверждающей факт ДТП и виновника аварии;
  • обращение в страховую компанию для подтверждения отказа выплачивать требуемую сумму;
  • проведение оценки размера ущерба, которой занимается независимый эксперт;
  • направление виновной стороне претензии.

Последний документ заслуживает особенно пристального внимания. Он составляется в произвольной форме и включает следующую информацию:

  • сведения о виновной стороне как адресате документа;
  • обстоятельства ДТП;
  • описание сути проблемы, которая заключается в недостаточности компенсации, полученной в рамках страховки;
  • претензия в адрес виновной стороны, включая сумму ущерба;
  • подпись заявителя.

В претензии обязательно указывается не только сумма, которую требуется возместить, но и срок, когда это необходимо сделать. Отсутствие реакции со стороны виновника ДТП означает необходимость переходить на следующую стадию разрешения конфликта – подаче искового заявления в суд.

К претензии прилагается комплект сопутствующих документов, в состав которого входят:

  • акт о наступлении страхового случая;
  • справка из ГИБДД об обстоятельствах ДТП;
  • другие документы, подтверждающие позицию заявителя, например, чеки на ремонт, экспертное заключения независимого оценщика и т.д.

Претензия направляется адресату заказным письмом. Если реакция со стороны виновника отсутствует, целесообразно приступать к процедуре возмещения ущерба при ДТП через суд.


Суды удовлетворили требование работодателя о привлечении водителя к полной материальной ответственности за ущерб в результате ДТП. Однако Верховный Суд РФ направил дело на пересмотр.

Обязательным условием для возложения на работника полной материальной ответственности является не его вина в ДТП, а факт привлечения его к административной ответственности. Однако соответствующее постановление не вынесено ввиду отсутствия состава правонарушения. Отклонен и довод о правомерности заключенного с работником договора о полной материальной ответственности. Хотя должность экспедитора действительно поименована в специальном перечне, ущерб работник причинил не как экспедитор, а как водитель, должность которого не включена в перечень.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ДТП является событие, произошедшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Аналогичное определение содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения[1].

Следует отметить расплывчатость данного определения, в связи с чем сотрудники ГИБДД могут признать ДТП «любые неординарные случаи на дороге».

Так, в судебной практике имеются дела, по которым суд не признал ДТП съезд автомобиля в кювет (Постановление Сямженского районного суда Вологодской области), наезд на собаку (Решение Вашкинского районного суда Вологодской области от 27.01.2010), попадание автомобиля в колею (Решение Октябрьского городского суда Самарской области по делу об административном правонарушении от 12.04.2010 № 12-13/2010) и отказал в привлечении их участников к административной ответственности.

Рассмотрим наиболее проблемную ситуацию, при которой в результате ДТП, совершенного по вине работника, ущерб причинен работодателю (повреждение служебного автомобиля) и/или транспортному средству третьего лица.

Здесь возникают два правоотношения:

1) по возмещению ущерба работодателю;

2) по возмещению ущерба третьему лицу.

Обязанность работника по возмещению ущерба работодателю возникает в силу ст. 238 ТК РФ, в соответствии с которой работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, под которым в рассматриваемом случае понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (автомобиля).

По общему правилу, предусмотренному ст. 241 ТК РФ, работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка.

В перечень категорий работников, с которыми могут заключаться договоры о полной материальной ответственности, водители автомобиля не входит.

К сведению: в силу ст. 239 ТК РФ материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

Однако в случае, если будет установлено, что ДТП совершено по вине работника вследствие нарушения Правил дорожного движения, работник будет нести полную материальную ответственность в силу п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ, так как ущерб причинен в результате административного проступка, что подтверждается и судебной практикой.

Пример 1.

Определением от 19.08.2010 №33-26061/2010 Московский городской суд оставил в силе решение Перовского районного суда г. Москвы от 01.04.2010 о взыскании с Захарова Е. А. в пользу Министерства внутренних дел 70 501,73 руб. материального ущерба, указав при этом: удовлетворяя заявленные исковые требования на основании положений п. 6 ст. 243 ТК РФ, суд обоснованно исходил из того, что оба ДТП произошли в результате нарушения Захаровым Е. А. Правил дорожного движения, то есть совершения последним административных проступков, которые были установлены соответствующими государственными органами, что подтверждается материалами дела, а именно сведениями, содержащимися в справках о ДТП и определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Следует отметить, что ст. 240 ТК РФ предоставляет работодателю право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника. Однако собственник имущества организации может ограничить указанное право работодателя.

Согласно ст. 246 ТК РФ размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени его износа.

При этом работодателю следует помнить, что в соответствии с п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 №52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» (далее – Постановление № 52) если за время рассмотрения дела в суде размер ущерба, причиненного работодателю утратой или порчей имущества, в связи с ростом или снижением рыночных цен изменится, суд не вправе удовлетворить требование работодателя о возмещении работником ущерба в большем размере либо требование работника о возмещении ущерба в меньшем размере, чем он был определен на день его причинения (обнаружения), поскольку ТК РФ такой возможности не предусматривает.

Взыскание ущерба с виновника дтп с учетом износа

В случае если работник не возмещает ущерб работодателю в добровольном порядке, работодатель в соответствии с ч. 2 ст. 248 ТК РФ имеет право обратиться в суд с требованием о возмещении ущерба.

Однако следует иметь в виду, что в силу ст. 250 ТК РФ суд может с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащего взысканию.

В пункте 16 Постановления №52 указано, что снижение размера ущерба допустимо в случаях как полной, так и ограниченной материальной ответственности.

Оценивая материальное положение работника, нужно принимать во внимание его имущественное положение (размер заработка, иных основных и дополнительных доходов), семейное положение (количество членов семьи, наличие иждивенцев, удержания по исполнительным документам) и т. п. Следует отметить, что требовать возмещения ущерба работодатель может только в случае наличия вины водителя в совершении ДТП.

Пример 2.

Определением от 21.09.2010 №33-28106/10 Московский городской суд оставил решение суда первой инстанции в силе и указал, что в соответствии с разъяснениями п. 4 Постановления №52 к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действий или бездействия) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

Отсутствие вины работника исключает материальную ответственность перед работодателем.

В июле 2003 года вступил в силу Федеральный закон № 40-ФЗ, в соответствии с которым владельцы транспортных средств обязаны на определенных законом условиях и в определенном законом порядке страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Согласно ст. 7 вышеуказанного закона страховая сумма, в пределах которой страховщик при на-ступлении каждого страхового случая (ДТП) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

• в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, – не более 160 000 руб.;

• в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, – не более 160 000 руб.;

• в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, – не более 120 000 руб.

В тех случаях, когда размер причиненного ущерба не выше указанных сумм, особых проблем не возникает и причиненный потерпевшему ущерб возмещается страховщиком.

Если же размер ущерба превышает предельный размер страховой суммы, потерпевший имеет право обратиться в суд с требованием о возмещении оставшегося ущерба в порядке ст. 1072 ГК РФ. При этом иск предъявляется не к работнику, а к работодателю как владельцу источника повышенной опасности в соответствии со ст. 1079 ГК РФ.

На основании вышеуказанной статьи юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (ст. 931, п. 1 ст. 935 ГК РФ), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Статья 1068 ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

По смыслу ст. 1079 ГК РФ под владельцем источника повышенной опасности следует понимать юридическое лицо или гражданина, которые используют его в силу принадлежащего им права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях (например, по договору аренды, проката, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности).

Таким образом, в силу ст. 1068 и 1079 ГК РФ не признается владельцем источника повышенной опасности лицо, управляющее им в силу исполнения своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей на основании трудового договора (служебного контракта) или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем источника повышенной опасности.

Следовательно, на лицо, исполнявшее свои трудовые обязанности на основании трудового договора (служебного контракта) и причинившее вред имуществу владельца другого источника повышенной опасности в связи с использованием транспортного средства, принадлежавшего работодателю, ответственность за причинение вреда может быть возложена лишь при условии, что будет доказано: оно завладело транспортным средством противоправно (п. 2 ст. 1079 ГК РФ).

Противоправным можно признать завладение работником служебным автомобилем самовольно (без согласия работодателя) в нерабочее время в личных целях.

В случае совершения работником ДТП важно установить факт нахождения (ненахождения) работника при исполнении служебных обязанностей. В судебной практике встречаются случаи, когда работодатели стремились уйти от ответственности, ссылаясь на совершение работником ДТП после окончания рабочего дня. Однако суды в таких случаях часто встают на сторону работника.

Пример 3.

На возмещении ущерба потерпевшему работодателем правоотношения работника и работодателя (в части возмещения вреда, причиненного в результате ДТП) не заканчиваются, так как работодатель в силу п. 1 ст. 1081 ГК РФ имеет право обратного требования (регресса) к работнику.

Однако вернуть всю сумму, как правило, не получается. Это связано с тем, что работник может заявить ходатайство о снижении размера ущерба в силу ст. 250 ТК РФ.

Следует отметить, что суд вправе снизить размер ущерба, подлежащего взысканию с работника, только при наличии доказательств соответствующей степени вины и сложного материального положения работника. В судебной практике в качестве таких обстоятельств признаются наличие на иждивении несовершеннолетних детей и супруги, находящийся в отпуске по уходу за ребенком (Определение Московского городского суда от 12.10.2010 №33-32075), неосторожная форма вины и инвалидность работника (решение Полесского районного суда Калининградской области), наличие на иждивении двух студентов, обучающихся на платных отделениях учебных заведений, отсутствие личного подсобного хозяйства (решение Брединского районного суда Челябинской области).

Данные обстоятельства должны быть подтверждены (справки, договоры), в противном случае суд откажет в удовлетворении соответствующего ходатайства.

Пример 5.

Санкт-Петербургский городской суд в Определении от 10.08.2009 №10751 указал, что при отсутствии надлежащих письменных доказательств сложного материального положения работника (отсутствие собственности, сведения о среднем заработке) и установлении факта оплаты работником обучения в институте вывод суда первой инстанции о наличии оснований для снижения размера подлежащего взысканию ущерба, причиненного в результате ДТП, не может быть признан обоснованным.

Заключение.

Таким образом, приведенный анализ законодательства и судебной практики свидетельствует о том, что обязанность по возмещению ущерба, причиненного третьим лицам по вине работника в результате ДТП, первоначально возложена на работодателя.

Регрессное требование не всегда может возместить работодателю все потери, так как суд, учитывая имущественное положение работника и степень его вины, вправе снизить размер взыскиваемого ущерба. В этом случае работодателю остается только более тщательно подбирать кадры и осуществлять контроль за своими работниками.

Ни для кого не секрет, что страховая компания после ДТП возмещает ущерб только в пределах страховой суммы. Для полного возмещения причиненного вреда с виновника ДТП потерпевший вправе обратится в суд с требованием о взыскании помимо страхового еще и фактического размера ущерба.

Необходимость взыскания ущерба с виновника ДТП появляется, когда:

  • виновное лицо покинуло место ДТП
  • отсутствовали правоустанавливающие документы на транспортное средство у виновника ДТП
  • произошедшее ДТП выходит за рамки страховых случаев, при которых предусматривалась денежная компенсация по ОСАГО
  • потерпевшее лицо желает воспользоваться правом взыскать с виновника компенсацию морального вреда
  • произведенный подсчет размера ущерба составил больше допустимых лимитов автогражданской ответственности по ОСАГО (400 000 для выплат потерпевшему в связи с причиненным вреда имуществу и 500 000 для выплат потерпевшему в связи с причиненным вреда жизни и здоровью, также 25 тысяч для выплат на расходы погребения)
  • отсутствует договор страхования. Не все водители страхуют свою гражданскую ответственность на предмет причинения вреда и ездят без « страховки». А некоторые, умудряются оформить полис ОСАГО в «подворотне», то есть приобрести полис ОСАГО у недобросовестных продавцов, то есть поддельный. Тогда страховая компания отказывает в выплате
  • взыскание износа с виновника аварии. По ОСАГО страховое возмещение гражданин получит с учетом износа заменяемых деталей. Ему может быть выплачена небольшая сумма, если автомобиль « старый». Поэтому потерпевшая сторона вправе обратиться непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы.

Взыскание без учета износа с виновника

Взыскание износа с виновника ДТП составляют следующие действия:

  1. правильное оформление ДТП в соответствии с Европротоколом или вызовом сотрудников ГИБДД, если причиненный ущерб превысил лимит, установленный автогражданской ответственностью
  2. обращение в страховую компанию (страховую компанию виновника) для получения страховой выплаты за причиненный ущерб в результате ДТП
  3. составление претензии в отношении виновного лица с указанием в приложениях копий документов подтверждающих факт ДТП, в следствии чего вручить нарочно другой стороне под роспись и штамп на Вашем экземпляре
  4. при отсутствии ответов на предъявленные Вами требования обратиться с исковым заявлением в суд

При взыскании разницы между страховой выплатой и фактически причиненным ущербом в результате ДТП необходимо обращение в суд с исковым заявлением по месту жительства Ответчика в зависимости от предъявленной цены исковых требований:

  • Не превышающие 50 (пятьдесят) тысяч рублей, то дело подсудно рассматриваться в мировом суде
  • Превышающие 50 (пятьдесят) тысяч рублей, то дело подсудно рассматриваться в районном суде

Помимо возмещения материального вреда потерпевший имеет право также взыскать компенсацию морального вреда, утраченный заработок. Данная категория подразумевает оценочный критерий, который устанавливается судом с учетом всех предоставленных доказательств.

Обязательное страхование владельцев велотранспорта не подлежит по причине того, что велосипед не является источником повышенной опасности, в связи с этим ответственность виновника-велосипедиста наступает в соответствии с гражданским законодательством. Возмещение вреда осуществляется в судебном порядке.

Для привлечения к ответственности владельца велотранспорта необходимо установить степень виновности и наличие умысла действий, в следствии чего суд может освободить от ответственности частично или в полном объеме.

Если между виновником и потерпевшим в результате ДТП не было заключено мировое соглашение в судебном заседании и не удалось прийти к договоренности добровольно возместить понесенный ущерб, то в первую очередь необходимо после вынесения постановления получить и подать в службу судебных приставов по месту регистрации виновного лица исполнительный лист для возбуждения исполнительного производства.

Срок подачи исполнительного листа составляет три года со дня вступления решения суда в законную силу. Также исполнительное производство не будет прекращено до момента надлежащего исполнения обязательства виновника перед Вами.

Процедура действия исполнительного листа начинается в занесении должника в базу исполнительного производства, в последующем автоматически блокируются все банковские счета должника, направляется запрос в ИФНС и если есть информация о трудоустройстве, будет наложен арест на заработную плату и будет вычитаться до 50% в Вашу пользу, также должнику запрещается выезд за границу.

Ограничения, предусмотренные законодательством являются гарантом для восстановления нарушенных прав граждан.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Юридическая практика по уголовным делам по ДТП

Подобная вина устанавливается в случаях, когда оба участника происшествия нарушили какие-либо правила движения, что и стало причиной возникновения аварии. Различают два вида обоюдной вины:

  • равнозначная (50/50%). В таком случае ни один из участников не может рассчитывать на получение страховых выплат и ремонтируют все повреждения автомобиля за собственный счет;
  • неравнозначная (например, 70/30%). Водитель, степень вины которого меньше, может надеяться на компенсацию, но сумма ее будет значительно меньше.

Практика показывает, что водители, признанные обоюдновиновными в совершении ДТП, в большинстве случаев вынуждены обращаться в суд, для определения степени вины каждого из них.

Пример из практики. В январе 2018 года суд г. Санкт-Петербурга рассматривал дело, обстоятельства его таковы: произошло столкновение двух автомобилей, сотрудники ДПС, прибывшие на место аварии, вынесли постановление, из которого следует, что водитель, находившийся за рулем автомобиля А, двигался со значительным превышением скорости, а водитель автомобиля Б нарушал правила пересечения перекрестков.

Было установлено, что происшествие совершено по обоюдной вине. Но гражданин, управлявший автомобилем А с подобным решением не соглашался, полагая, что его степень вины меньше и виновником ДТП является второй водитель, затруднивший проезд по перекрестку. Рассмотрев дело суд вынес решение об оставлении иска без удовлетворения, по причине того, что оба водителя имели возможность избежать столкновения, но не воспользовались ею, а, следовательно, степень вины у них равнозначна.

ДТП признается бесконтактным в случаях, когда столкновение с транспортным средством, пешеходом или другим объектом происходит из-за действий водителя, создавшего помеху виновнику дорожно-транспортного происшествия. Подобные аварии должны оформляться сотрудниками ДПС, а в документах делается отметка о том, что авария произошла по вине водителя, создавшего помеху.

Пример из практики. В феврале 2018 суд г. Волгограда вынес решение по следующему делу: водитель автомобиля А, ехавший по главной дороге, чтобы уйти от столкновения с автомобилем В, водитель которого проигнорировал знак, обязывающий уступить дорогу, был вынужден перестроиться на вторую полосу, но не рассчитав расстояние, врезался в автомобиль С.

Сотрудники Госавтоинспекции, прибывшие на место происшествия, установили, что авария произошла по вине водителя, управляющего автомобилем В. Однако суд, изучив записи видеорегистратора с автомобиля С, решил, что виновником ДТП является водитель А и обязал его компенсировать ущерб владельцам транспортных средств, пострадавшим от его противоправных действий.

Если в результате ДТП погибает человек, то возбуждается уголовное дело по факту ДТП. Страховой полис ОСАГО в какой-то мере компенсирует расходы, связанные с кончиной пострадавшего, но зачастую родственники умершего обращаются в суд, чтобы взыскать в виновника ДТП компенсацию морального вреда в полном объеме.

В таких ситуациях без квалифицированной защиты по уголовным делам о дтп обойтись не получится.

Перечень услуг, предоставляемых уголовным адвокатом по делам о ДТП довольно внушительный:

  • консультации по всем вопросам, связанным с дорожно-транспортными происшествиями;
  • изучение всех материалов уголовного дела по факту ДТП;
  • участие во всех процессуальных мероприятиях, в том числе на допросе;
  • разработка линии поведения, которой клиенту стоит придерживаться на всех стадиях судопроизводства;
  • проведение собственного независимого расследования, направленного на выяснение всех подробностей происшествия. Зачастую сведения, которые удается собрать адвокату, способны повлиять на смягчение наказания или квалификацию статьи, а в некоторых случаях и освободить субъекта от уголовного преследования;
  • обжалование действий, предпринимаемых сотрудниками правоохранительных органов и пр.

По завершении процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ, уголовное дело передается в суд, который основываясь на собранных материалах, принимает окончательное решение и избирает меру наказания виновнику ДТП. Уголовное дело в некоторых случаях может быть прекращено, вследствие недоказанности вины подозреваемого.

Если родственники пострадавшего или его наследники обращаются в суд с иском о компенсации морального или материального ущерба, то адвокат формирует линию защиты в рамках гражданского судопроизводства. Обычно подобные исковые заявления подаются в случаях, когда выплаченной страховки не хватает для покрытия причиненного ущерба.

В случае возникновения проблем с возмещением ущерба адвокат может выступать посредником в переговорах со страховой компанией.

Услуги адвоката необходимы не только виновнику ДТП. Уголовное дело ведь часто не возбуждается в силу определенных причин, в таком случае защитник требуется потерпевшей стороне, для проверки законности оснований, послуживших поводом для отказа в возбуждении уголовного дела по факту ДТП и привлечения виновника ДТП к уголовной ответственности.

Став виновником транспортного происшествия первым делом необходимо обратиться за помощью к опытному адвокату, он поможет сформировать комплексную защиту по уголовным делам о ДТП.

Возмещение материального ущерба, причиненного в ДТП, в судебном порядке

Существует четкий порядок добровольной оплаты человеком, виновным в ДТП, всех издержек пострадавшей стороны. Потерпевшему в результате происшествия следует четко его придерживаться. Данный порядок предусматривает выполнение далее указанных действий:

  • оформление всех документов по ДТП в ГИБДД;
  • проведение в оговоренные законом сроки независимой экспертизы по обстоятельствам и понесенному ущербу в результате дорожного происшествия;
  • получение отказа (в страховой фирме) о выплате компенсации или же справки о выдаче меньших средств, чем требуется потерпевшему для восстановления авто и своего здоровья.

Только после подготовки всей этой документации (нередко требуются и дополнительные справки) можно подписывать соглашение, в котором оговаривать возмещение ущерба при ДТП его виновником.

Для понимания сущности категории возмещения ущерба при ДТП необходимо разобраться с термином «ущерб».

Данное понятие законодательно не закреплено.

Вместе с тем, статья 15 Гражданского Кодекса РФ содержит определение термина «убытки».

Под убытками в гражданском законодательстве РФ понимается:

  • реальный ущерб, то есть утрата или повреждение имущества, принадлежащего конкретному лицу (повреждение транспортного средства или иного имущества, собственником которого является потерпевший).

    Например, к реальному ущербу относятся расходы на ремонт транспортного средства (затраты на запасные части и проведение ремонтных работ) и утрата товарной стоимости – УТС. Величина УТС отражает, насколько снизилась стоимость транспортного средства из-за ухудшения внешнего вида и эксплуатационных качеств, вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего за ним ремонтного воздействия.

  • упущенная выгода – совокупность неполученных доходов, которые лицо получило бы, при отсутствии нарушения его права, то есть если бы виновник происшествия не нарушил нормы ПДД РФ.

    Примером неполученных доходов могут быть отнесены убытки, связанные с простоем транспортного средства, используемого в коммерческих целях на ремонте после ДТП, неисполнение ранее заключенных контрактов по перевозке грузов или пассажиров, и т.д.

Возмещение ущерба при ДТП происходит в законодательно установленных рамках обязательств, вытекающих из причинения вреда.

Возмещение вреда, причиненного дорожным происшествием, является мерой гражданско-правовой ответственности лица, виновного лица. Правовой базой, регламентирующей вопросы возмещения вреда, являются Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).

Рассмотрим общие основания ответственности за причинение вреда (статья 1064 ГК РФ) и ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности (статья 1079 ГК РФ).

Статья 1064 ГК РФ устанавливает общие основания ответственности за причиненный вред.

Статья предусматривает:

  1. Вред, который причинен личности, то есть конкретному индивидууму, а также его имуществу, должен быть возмещен полностью лицом, причинившим его.

    Это правило распространяется также при причинении вреда имуществу юридического лица.

  2. Ответственность за причинение вреда может быть возложена законом на иное лицо, которое не является причинителем вреда.

    Например, закон «Об ОСАГО» возлагает на Страховщика обязанность возмещения вреда, причиненного Страхователем в период действия договора ОСАГО.

    Примером делегированной законом ответственности, является предусмотренная статьей 241 Трудового кодекса РФ ограниченная материальная ответственность работника и установленная статьей 1068 ГК РФ обязанность работодателя возместить вред, причиненный его работником третьим лицам в период исполнения им трудовых обязанностей.

  3. Ответственность наступает только за виновное причинение вреда.

    Если участник происшествия, которого обвинили в его совершении, докажет свою невиновность, то он освобождается от обязанности возмещения ущерба при ДТП.

    Статья в помощь:

    Как оспорить вину в дорожно–транспортном происшествии

  4. Наступление ответственности при отсутствии вины причинителя вреда возможно только в случаях, предусмотренных Законом.

    Примером ответственности «без вины» является причинение вреда владельцем источника повышенной опасности в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 1079 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля обязан произвести возмещение ущерба при ДТП, причиненного пешеходу (пассажиру), если причиной аварии явился внезапно возникший отказ системы управления транспортным средством. Для наступления ответственности не имеет значения тот факт, что автомобиль прошел обязательный технический осмотр и был исправен до аварии.

    Несмотря на то, что водитель не допустил со своей стороны нарушений норм ПДД РФ и правил эксплуатации транспортного средства, ответственность наступает по основанию, определенному статьей 1079 ГК РФ.

    Эксплуатация автомобиля является деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а сам автомобиль представляет собой источник повышенной опасности.

Статья 1079 ГК РФ формулирует основания ответственности участников ДТП за причинение вреда при использовании источников повышенной опасности – транспортных средств.

Статья предусматривает:

  1. Ответственность наступает вне зависимости от вины владельца или собственника транспортного средства за причинение вреда окружающим: пешеходам, пассажирам, иным лицам, которым причинен вред.

    Ответственность «без вины» не наступает в случаях причинения вреда владельцам (собственникам) других транспортных средств, участвующих в происшествии.

  2. Если вред причинен при взаимодействии транспортных средств их собственникам, то возмещение ущерба при ДТП осуществляется по правилам статьи 1064 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля ХХХ, гражданин А, не выбрал безопасную скорость для движения, соответствующую дорожным и метеорологическим условиям, не стравился с управлением и допустил столкновение с автомобилем УУУ под управлением гражданина Б. В соответствии со статьей 1064 ГК РФ ответственность за причинение вреда понесет водитель А, виновный в нарушении пункта 10.1 ПДД РФ.

  3. За вред, причиненный окружающим при взаимодействии источников повышенной опасности, наступает солидарная ответственность их владельцев (собственников).

    Нормы о солидарной ответственности содержатся в статье 322 – 326 ГК РФ. При солидарной ответственности, потерпевший может требовать возмещения причиненного вреда в полном объеме, от любого из водителей.

    Например, при столкновении автомобилей, в результате которого пострадали их пассажиры, отвечать будут оба водителя. Для пострадавших не будет иметь значения, по чьей вине произошло происшествие, предъявлять требования о возмещении вреда при ДТП можно к любому из водителей.

  4. Владелец (собственник) транспортного средства не подлежит ответственности, если докажет, что возникновение вреда обусловлено непреодолимой силой или умыслом потерпевшего.

    Ответственность за причиненный вред не наступает за действия самоубийц или при наступлении обстоятельств, не зависящих от воли владельца (собственника) транспортного средства.

  5. При рассмотрении судом дела о возмещении ущерба при ДТП, возможно полное или частичное освобождение владельца транспортного средства от ответственности при наличии оснований, указанных в пункте 2 и 3 статьи 1083 ГК РФ.

    В пункте 2 статьи 1083 ГК РФ речь идет о грубой неосторожности потерпевшего, которая повлияла на возникновение или увеличения размера причиненного вреда.

    При определении лица, подлежащего гражданско-правовой ответственности за причинение ущерба от дорожно-транспортного происшествия по основаниям, предусмотренным статьей 1079 ГК РФ, следует исходить из подтверждения законности основания владения, пользования, распоряжения источником повышенной опасности.

    Нередки случаи, когда лица, не являющиеся собственниками транспортных средств, управляют ими без надлежащего разрешения или оформления полномочий на право управления.

    Отсутствие путевого листа у водителя, просроченный договор аренды, самоуправное использование транспортного средства третьими лицами, дают основания для предъявления требований о возмещении ущерба при ДТП, к собственнику транспортного средства.

    Полноценную помощь в определении юридически значимых обстоятельств по вопросам возмещения ущерба при ДТП могут оказать только профессионалы – юристы, специализирующиеся на ведении дел данной категории.

    Уважаемые читатели, в статье мы рассмотрели часть большой темы «Возмещения ущерба при ДТП».

    В следующих статьях раздела мы продолжим исследование актуальных вопросов, связанных с возмещением вреда, причиненного в ДТП.

    • Все о ДТП и автостраховании

    Возмещение ущерба при ДТП – обо всех тонкостях процедуры

    Придется потратиться на экспертов. Но другим способом не доказать размер ущерба. Вам нужно заключение независимых экспертов, чтобы полностью получить возмещение со страховой компании.

    Придется забыть о возмещении материального ущерба, если доказательств нет. Затраты на ремонт машины подтвердят чеки, договора, наряды, иные документы из автосервиса.

    Важно. Вы не обязаны экономить на ремонте. Для расчета берутся цены, действующие в вашем регионе.

    Помогут это сделать справки, заключения врачей.

    Предупредим, что судья может отказать в возмещение ущерба в заявленном размере. Суд проверит:

    • обоснованность трат;
    • достоверность результатов экспертизы (проводится судебная экспертиза);
    • не завысил ли водитель стоимость работ, учтена ли стоимость износа транспорта.

    Аварии часто несут страшные последствия. Люди гибнут, транспорту причиняются значительные повреждения. Для водителей актуален вопрос, должен ли страховщик полностью возмещать ущерб в результате ДТП?

    Такой обязанности у страховщиков нет.

    Размеры ответственности ограничены:

    • Лимит возмещения ограничен (статья 7 Закона «Об ОСАГО»). Если сломан транспорт в результате ДТП, страховая не должна платить больше четырехсот тысяч рублей. Если в аварии пострадал люди, сумма будет выше. Больше пятисот тысяч рублей страховщик платить не обязан.
    • С добровольным страхованием ситуация обстоит иначе. Стороны вправе прописать в договоре сумму по своему усмотрению. Сколько прописано в договоре, столько и должен возместить страховщик.

    Совет. Если решили проводить независимую экспертизу, не забудьте оповестить страховщика. Заказное письмо с уведомлением — надежное доказательство извещения.

    Исковое заявление отправляется по месту, где живет виновник аварии. В случаях, когда авария причинила вред здоровью, можно выбрать суд согласно пункту 5 статьи 29 Гражданско-процессуального кодекса. Иск можно направить по месту жительства истца, ответчика или по месту, где случилась авария.

    Размер пошлины зависит от суммы возмещения, которую вы хотите получить.

    Кто возместит ущерб, если водитель, повредивший ваш транспорт, не является собственником машины? Ущерб оплатит владелец транспорта.

    Если в результате аварии погибли люди, дело рассматривается по нормам Уголовного кодекса. Для получения возмещения подается гражданский иск.

    Оценив доказательства, судья самостоятельно решает, какой экспертизе отдать предпочтение (статье 67 Гражданско-процессуального кодекса).

    Практика показывает, что судебная экспертиза имеет преимущество перед заключением независимых экспертов.

    Водителю придется постараться, чтобы получить возмещение ущерба в полном объеме.

    Истина рождается после ожесточенных споров. Есть случаи, когда побеждает упорство автовладельцев. Водителям удается получить возмещение, заставить страховщика оплатить иные расходы.

    Возмещение ущерба при ДТП

    УТС зависит от того, насколько уменьшилась стоимость машины после аварии. Например, поврежден бампер, появились трещины, неисправны внутренние детали транспорта.

    Требуйте в суде компенсации за повреждение транспорта.

    Важно. УТС возместят, если срок выпуска транспорта не превышает пять лет для иномарок и три года для машин, произведенных в России.

    Взыскать компенсацию можно с виновника аварии или со страховой компании, где водитель приобрел страховку. Виновник транспортного происшествия не имеет страховки? Значит, должен сам платить за свои действия.

    Любое происшествие при эксплуатации средств, представляющих повышенную опасность, всегда приводит к наступлению неприятных последствий.
    Повреждения могут быть:

    1. Связанные с причинением травм, увечий или наступлением смерти пострадавшего.
    2. Материального характера.
    3. Не имеющие стоимостного выражения.

    В ст. 151 ГК РФ моральный вред определяется как физические или нравственные страдания. По понятным причинам испытывать их может только гражданин, то есть физическое лицо. Вызываются эти страдания неправомерными действиями других лиц, в нашем случае участников ДТП, направленными против нематериальных благ, а именно жизни и здоровья.

    Выражаться подобное посягательство может:

    • в причинении сильной боли;
    • в стойком ухудшении здоровья;
    • в возникновении психологической травмы;
    • в утрате возможности трудиться и т. д.

    Моральный вред при ДТП далеко не всегда связан с физическим травмами. Однако сильные переживания, вызванные утратой и серьезным стрессом влекут ухудшение здоровья. Подобные случаи являются основанием требования от виновника аварии компенсации причиненного его действиями вреда.

    Пострадавший в ДТП гражданин сам определяет размер компенсации, которую желает получить. Суды присуждают компенсацию, исходя из соразмерности требований нанесенному вреду. Ответчик может возражать против заявленной суммы в случаях:

    • оспаривания своей вины или ее степени;
    • несоответствия изложенных истцом фактов действительности;
    • неправомерности самих требований ответчика.

    Неплохим способом снизить размер компенсации является подача встречного иска. Если сам виновник пострадал в аварии, то он также может рассчитывать на компенсацию вреда своему здоровью.

    Вопрос о моральном ущербе, наступившем вследствие ДТП, может быть разрешён по соглашению сторон в порядке досудебного урегулирования споров. Процедура медиации может проводиться как самими участниками ДТП, так и с привлечением квалифицированных специалистов.

    Если стороны приходят к согласию, то составляется расписка и деньги передаются пострадавшему. В противном случае компенсация морального вреда ДТП производится на основании судебного решения.

    Правом на получение материальной компенсации обладают:

    • владельцы автомобилей, получивших повреждения;
    • опекуны и законные представители пострадавших;
    • лица, принимавшие непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве пешеходов и пассажиров, чьи права были нарушены;
    • близкие родственники погибших.

    Исковое заявление ДТП о возмещении материального ущерба и морального вреда, потерпевший должен направить в суд общей юрисдикции.

    Согласно общим принципам подсудности иск можно подать:

    1. По месту причинения ущерба или месту жительства потерпевшего.
    2. По месту жительства (нахождения) ответчика.

    Если в деле о причинении морального ущерба несколько потерпевших, они имеют право объединить исковые требования в одном производстве. В таком случае каждый из пострадавших будет выступать как соистец в процессе.

    Для получения права на компенсацию нанесенного морального ущерба необходимо доказать суду факт его существования. Судья не может руководствоваться личными симпатиями или переживаниями. Истцу надо доказать суду полученные страдания и обосновать запрашиваемую сумму. Однако, если повреждений не было, включая душевные, то и компенсировать нечего. Отказать в приеме иска о возмещении не могут, разуется, если он оформлен и подан верно. Если истец сможет обосновать позицию и привести доказательства того, что он получил душевные страдания, то суд может назначить взыскание. Но сумма будет присуждена символическая.

    Когда нанесен легкий вред здоровью пострадавшего при ДТП, моральный вред доказать проще, ведь имеются медицинские записи. Причинение незначительного ущерба приводит к взысканию небольших компенсаций. Суммы, назначаемые судом, если травмы несущественные, обычно не превышают 10 тыс. руб. Стоит не забывать о затратах на лечение. Если медицинские услуги были оказаны для устранения последствий ДТП, то затраты на них приобщаются к делу и зачастую удовлетворяются в полном объеме.

    Решение по делу о взыскании ущерба от ДТП

    Взыскать моральный вред при ДТП, если нанесен тяжелый вред здоровью пострадавшего, проблематично. Человек может находиться на длительном лечении, что делает невозможным визиты в суд. В таком случае истец вынужден обращаться к представителю, что увеличивает затраты на процесс. Однако делегировать свои права на участие в суде – единственный вариант. Выступать истцами родственники пострадавшего могут, когда взыскивается моральный вред при ДТП со смертельным исходом. Исключение из правил – утрата дееспособности гражданином. В таком случае правом подать иск наделяется опекун, выступающий от имени жертвы.

    Сумма компенсации за моральный вред при смертельном ДТП всегда взыскивается близкими родственниками погибшего. Алгоритм действий не отличается от классического возмещения неимущественного ущерба. Изменяется только истец.

    Кроме этого ДТП с тяжкими последствиями и смертельным исходом относятся к уголовным преступлениям, где взыскание компенсации реализуется параллельно с общим процессом. А при легких или средних последствиях компенсация морального вреда в результате ДТП выполнятся в рамках гражданского процесса.

    Заявлять о нанесенном моральном вреде вправе обе стороны ДТП. Вред, причиненный здоровью источником повышенной опасности (автомобилем), возмещается независимо от того, усматривается ли в действиях водителя вина. На деле чаще всего с подобным требованием выступает пострадавший от действия виновника ДТП водитель и пассажиры.

    Обратиться с требованием компенсировать причинение вреда здоровью при ДТП может сам пострадавший, лично или через представителя. В том случае, когда автовладелец погиб или получил тяжелые травмы, за возмещением вреда обращаются его близкие родственники. К ним закон относит детей, родителей и супругов. Они также вправе действовать лично и нанять профессионального юриста для представления своих интересов.

    После введения обязательного страхования ответственности, компенсировать стоимость исправления повреждений, причиненных автомобилю, приходится страховым компаниям. В дальнейшем они сами могут взыскать с виновного выплаченные средства. Требование о взыскании морального вреда при ДТП всегда предъявляются лично виновнику. Страховая компания не имеет к этому никакого отношения.

    • в делах, связанных с причинением вреда здоровью гражданина любой степени тяжести. В случае, когда нанесена травма, совершено преступление в отношении потерпевшего, посягающее на его здоровье. В данном случае возмещение вреда здоровью будет не только компенсация всех расходов на лечение и реабилитацию больного, но и компенсация моральных страданий.
    • в делах, о защите прав потребителя. Законодатель предусмотрел специальную норму, предусматривающую возможность требования выплаты со стороны продавца или исполнителя по договору об оказании услуг в случае нарушения прав потребителя. Наш гражданский адвокат всегда при составлении иска по оказанию некачественной услуги или продажи товара плохого качества заявляет требование о взыскании морального вреда. На практике в суде порой даже не приходится доказывать причиненные истцу страдания, ведь само по себе нарушение его прав влечет возможность удовлетворения его исковых требований.
    • взыскание морального вреда по гражданскому делу о защите трудовых прав. Работник, в случае восстановлении на рабочем месте или взыскавший с работодателя, задержанную заработную плату, также вправе рассчитывать на компенсацию.
    • в делах, о защите прав автора, при защите интеллектуальной собственности и т.п.
    • взыскание морального вреда при ДТП.
    • взыскание морального вреда причиненного преступлением в пользу потерпевшего по уголовному делу.
    • иные дела, подробнее Вы можете узнать о возможности либо отсутствии оснований для взыскания морального вреда, обратившись к нам за юридической консультацией по Вашему вопросу.

    Когда взыскание компенсации морального вреда возможно без вины?

    Чаще всего, именно вина лежит в основе взыскания морального вреда, но есть случаи исключения. Так, в деле по ДТП, сбитому пешеходу будет назначена компенсация, даже если он сам виноват в совершенном событии. Это объясняется тем, что лицо, управляющее автомобилем, несет ответственность за источник повышенной опасности. Правда не стоит рассчитывать в таких делах на большие выплаты, учитывая обстоятельства дела, суд может ограничиться формальной суммой, которая лишь удовлетворяет требования закона, а не потерпевшего пешехода, нарушившего правила дорожного движения.

    Помимо регрессного требования страховая компания наделяется правом требовать возмещения убытков за счет виновника аварии при помощи суброгации. Это делается в случае оплаты страховки пострадавшей стороне в рамках страхового полиса КАСКО. Процедура суброгации для России сравнительно новая, так как появилась только в 2011 году.

    Страховщики часто не брезгуют к своим реальным расходам, которые ушли пострадавшей стороне, прибавить еще ряд пунктов. То есть не только возместить ущерб, но еще и заработать на виновном водителе. Какие уловки используются чаще всего?

    • В калькуляцию расходов включаются «лишние», непонятно откуда возникшие детали;
    • Стоимость норма-часов ремонтно-восстановительных работ (стоимость ремонта) искусственно завышается;
    • На сумму регресса начисляются пени и штрафы;
    • Настаивается на большом количестве повреждений, полученных автомобилем, далеко не все из которых описаны в справке о ДТП и в иных официальных документах;
    • Выставленная стоимость запчастей не учитывает коэффициент естественного износа тех деталей, которые были заменены в пострадавшем автомобиле.

    Понять, что со стороны страховой фирмы имеется факт мошенничества, можно только после тщательного изучения всех документов. Если по поводу каких-либо деталей есть сомнения, то лучше всего назначить дополнительную независимую экспертизу. А после этого заново провести расчет суммы, которую потеряла страховая компания при возмещении ущерба пострадавшей стороне.

    Сумма денежной компенсации по ОСАГО, рассчитывается по Положению Банка за номером № 432-П, с учетом износа и без учета износа автомобиля. Соответственно, с увеличением возраста машины, увеличивается ее пробег. Тогда оценка производится по определенным коэффициентам, учитывая возраст автомобиля. Сумма, подлежащая возмещению поэтому будет гораздо ниже, чем необходимая. Потерпевший имеет право обратиться в КАСКО, если имеет такой страховой полис. Он получит денежное возмещение на ремонт своего авто без учета износа, при этом будет рассчитана разница между суммой возмещения КАСКО и суммой выплаты ОСАГО, а разница подлежит взысканию с установленного виновника дорожно-транспортного происшествия.

    Такие действия регламентирует статья Гражданского кодекса Российской Федерации за номером № 965. А именно, получение страховой компанией права, востребовать компенсацию с виновника аварии равную сумме, выплаченной страховой компанией ранее и необходимой для ремонта в полном объеме.

    ВАЖНО !!! Или коротко, у пострадавшего полис КАСКО, ваш автомобиль застрахован в ОСАГО, тогда придется компенсировать разницу выплат из собственного кармана. Все эти действия подпадают под статью № 15, Гражданского кодекса Российской Федерации, дающие определение убытка, а именно – возмещение нарушенных прав, потеря или порча имущества (реальный ущерб) и неполучение определенной суммы дохода, которую мог бы получить участник аварии, если бы не было этой аварии (упущенная выгода).

    Поэтому пострадавший имеет право возмещения своих убытков, нанесенных третьими лицами, то есть потерпевший должен возвратиться в реальное положение своего материального положения, до аварии. После появления решения Конституционного суда, о порядке начисления суммы ущерба, полученного в результате дорожно-транспортного происшествия, ведется такая практика – начисление суммы компенсации, не использующие коэффициенты, то есть решения выносятся без износа, ОСАГО судебные решения выносятся на основании иска, поданного пострадавшей стороной.

    В случае обращения пострадавшего, за оценкой ущерба в независимую экспертизу, виновник снова будет обязан выплатить разницу сверх лимита по ОСАГО. Судебная практика показывает, что такие исковые заявления встречаются довольно часто. Независимая экспертиза была введена для снижения различий в результатах оценки, так как введена общая схема расчета страховых выплат.

    ВНИМАНИЕ !!! Но, разница в сумме оценки бывает довольно существенной, что вызвано отличиями в характере и объеме нанесенных повреждений, без учета износа, судебная практика показывает следующий результат, виновному в аварии придется компенсировать сумму, превышающую сумму выплаты по страховке собственными силами.

    Обязательное страхование гражданской ответственности введено с целью повышения защиты пострадавших в ДТП при использовании транспортных средств и не может приводить к уменьшению денежных компенсаций.

    Договором страхования ОСАГО предусмотрена максимальная страховая выплата, для восстановления транспортного средства. Сейчас она равна 400 000 рублей, в случае только поврежденного автомобиля, и 500 000 рублей, если есть люди, получившие травмы или умершие. Если в результате аварии нанесен ущерб выше этой суммы, разницу также будет компенсировать виновник происшествия.

    Иногда, происходят аварии, в которых тяжело установить виновность одного водителя и пострадавших может быть несколько. Верховный суд, в ходе судебных разбирательств, постановил, если нельзя найти непосредственного виновника в наступлении страхового случая, или определить степень виновности каждого водителя по отдельности, в случае обращения одного из участников происшествия в страховую компанию за денежной выплатой, такой водитель имеет право получить компенсацию в сумме одной из равных долей. То есть, компенсация всем участникам ДТП выплачивается в равных долях.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *