Нарушение ПДД вина пешехода

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нарушение ПДД вина пешехода». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Изучая нормы российского законодательства и практику, можно выделить целый перечень рекомендаций, что не должен делать автолюбитель, ставший участником ДТП, в котором виноват пешеход. При соблюдении этих правил, ему удастся отстоять свою точку зрения в ходе судебного разбирательства:

  1. Нельзя скрываться с места дорожно-транспортного происшествия. Данное обстоятельство играет большую роль вне зависимости от того, является водитель виновным или пострадавшим лицом в аварии.
  2. Нельзя убирать или передвигать автомобиль с места аварии. Даже если к моменту приезда на место ДТП сотрудников дорожной инспекции авто будет перемещено всего на пару метров, это будет основанием для привлечения собственника к ответственности. Размер ответственности за такое нарушение – до 2 лет лишения права на управление транспортными средствами.
  3. Если у водителя нет специального образования или навыков, он не должен оказывать пострадавшему доврачебную помощь. Достаточно успокоить пешехода, постараться остановить кровотечение. Перемещать потерпевшего нельзя, так как это может усугубить ситуацию и вызвать внутреннее кровотечение.

По приезду сотрудников ГИБДД на место аварии, ими будут проведены обязательные следственные действия, сбор доказательств и фактов аварии, а также вынесено решение о виновности в ДТП. Виновнику аварии будет предъявлено обвинение в дорожно-транспортном происшествии.

ДТП с участием пешехода переходящего дорогу в неположенном месте

К сожалению, большая часть пешеходов не знает правила дорожного движения. Именно по этой причине у них сформировано мнение о том, что водитель должен пропускать людей на дороге в любом случае. Переходя дорогу в неположенном месте, многие люди забывают о своей безопасности, искренне считая, что у автомобилиста будет возможность резко снизить скорость и остановить авто или иным способом уйти от столкновения. К сожалению, технические характеристики авто не позволяют водителю полностью остановить авто за пару секунд, поэтому большая часть таких выходов на дорогу заканчивается неблагоприятными последствиями.

Пешеход – это такой же участник дорожного движения, поэтому на него также распространяются требования ПДД. Кодексом об административных правонарушениях предусмотрен следующий перечень видов ответственности, к которым может быть привлечен пешеход – виновник ДТП.

  1. За причинение вреда здоровью легкой или средней степени тяжести, виновник должен выплатить штраф в размере от 1 до полутора тысяч рублей.
  2. За причинение тяжкого вреда здоровью виновник может понести уголовное наказание и лишение свободы на срок до 2 лет.
  3. Если в результате столкновения пострадавший умер, виновное лицо привлекается к ответственности в рамках уголовного законодательства, а также лишается свободы на срок до 4 лет.
  4. Если в результате дорожно-транспортного происшествия умерло 2 пострадавших, виновное лицо привлекается к уголовной ответственности и лишается свободы на срок до 7 лет.

Мнение эксперта

Даже если пешеход переходил в неположенном месте и ДТП произошло по его вине, Всю вину часто пытаются переложить на автовладельца. Ему вменяют нарушение пункта 10.1 ПДД (не выбрал скорость, позволяющую избежать столкновение), пункта 8.1 ПДД (водитель мог бы избежать столкновения, если бы ехал прямо), пункта 1.5 ПДД (автомобилист создал опасность для движения). Для того, чтобы избежать вменения данных пунктов, необходимо позаботиться о показаниях свидетелей, видеозаписях с наружных камер или видеорегистратора. Также рекомендуется заявить ходатайство о проведении судебной экспертизы. Она поможет доказать вину пешехода в нарушении ПДД.

В случае если у водителя присутствовал прямой или косвенный умысел на причинение вреда или смерти потерпевшему, такое деяние будет квалифицироваться, соответственно либо как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью по статье 111 УК РФ, либо как убийство по статье 105 УК РФ.

Во всех случаях, вопросы, связанные с наездом автомобиля на пешехода рассматриваются в судебном порядке. Судебной оценке подлежат имеющие отношения к ДТП обстоятельства:

  • степень вины обеих сторон;
  • дорожно-транспортная ситуация в момент происшествия;
  • дорожное покрытие;
  • уровень освещенности;
  • степень вреда потерпевшему, как физического, так и имущественного;
  • степень общественного вреда.

Например, если в результате произошедшего потерпевший, являющийся единственным кормильцем семьи, потерял дееспособность, ответственность водителя, в том числе имущественная, будет строже.

По приезду на место ДТП сотрудников дорожной инспекции, автомобилист должен соблюдать определенный порядок действий.

  1. Во время составления протокола об аварии, водитель должен постоянно находиться рядом с сотрудниками ГИБДД, следить за фиксируемыми ими цифрами, сведениями, заносимыми в протокол об аварии. Стоит помнить о том, что схема и протокол должны быть подписаны автомобилистом только после полного изучения этих документов. Водитель имеет право вносить свои изменения в протокол, если, на его взгляд в документе имеются какие-либо неточности. Лучше всего привлечь адвоката еще на стадии составления протокола, чтобы он смог проверить правильность отраженной в документе информации.
  2. Ни в коем случае нельзя грубить и пререкаться с сотрудниками полиции. Лучше всего разговаривать с ними адекватно и сдержанно. В случае если водитель по каким-либо причинам не согласен со сведениями, указанными в протоколе, он имеет право обжаловать полученный документ в течение 10 дней, подкрепив свою точку зрения доказательствами (записи с камер, показания свидетелей).
  3. На схеме ДТП обязательно должны быть зафиксированы те условия и препятствия, которые могли стать причиной дорожно-транспортного происшествия. Чтобы доказать свою невиновность в ходе судебного разбирательства, автовладельцу необходимо добиться максимальной детализации обстоятельств аварии. В судебной практике есть много случаев, когда пешеходы умышленно создавали аварийные ситуации и подговаривали свидетелей, чтобы получить с водителя денежную компенсацию.
  4. Заключительный этап – получение записей с видеорегистраторов свидетелей произошедшего, камер наблюдения. Однако здесь стоит поторопиться – записи с камер видеонаблюдения хранятся всего 3 дня, так что, если водитель не успеет получить их в течение этого срока, он лишиться доказательства своей невиновности.

К сожалению, ситуации, когда водителя авто необоснованно обвиняют в ДТП встречаются достаточно часто. Поэтому стоит заранее подготовиться и узнать, как правильно действовать, чтобы в дальнейшем была возможность доказать свою невиновность в суде.

Ответственность пешеходов перед водителями при ДТП

Для разрешения дел о ДТП с наездом на пешеходов важным обстоятельством является место происшествия: случилось ли это на пешеходном переходе или вне его.

Самой неприятной ситуацией для водителя будет наезд на пешехода на пешеходном переходе, регулируемом или нерегулируемом. В большинстве случаев в таких обстоятельствах водитель признается виновным и несет ответственность в зависимости от степени ущерба, нанесенного пешеходу.

Изучая нормы российского законодательства и практику, можно выделить целый перечень рекомендаций, что не должен делать автолюбитель, ставший участником ДТП, в котором виноват пешеход. При соблюдении этих правил, ему удастся отстоять свою точку зрения в ходе судебного разбирательства:

  1. Нельзя скрываться с места дорожно-транспортного происшествия. Данное обстоятельство играет большую роль вне зависимости от того, является водитель виновным или пострадавшим лицом в аварии.
  2. Нельзя убирать или передвигать автомобиль с места аварии. Даже если к моменту приезда на место ДТП сотрудников дорожной инспекции авто будет перемещено всего на пару метров, это будет основанием для привлечения собственника к ответственности. Размер ответственности за такое нарушение – до 2 лет лишения права на управление транспортными средствами.
  3. Если у водителя нет специального образования или навыков, он не должен оказывать пострадавшему доврачебную помощь. Достаточно успокоить пешехода, постараться остановить кровотечение. Перемещать потерпевшего нельзя, так как это может усугубить ситуацию и вызвать внутреннее кровотечение.

По приезду сотрудников ГИБДД на место аварии, ими будут проведены обязательные следственные действия, сбор доказательств и фактов аварии, а также вынесено решение о виновности в ДТП. Виновнику аварии будет предъявлено обвинение в дорожно-транспортном происшествии.

К сожалению, большая часть пешеходов не знает правила дорожного движения. Именно по этой причине у них сформировано мнение о том, что водитель должен пропускать людей на дороге в любом случае.

Переходя дорогу в неположенном месте, многие люди забывают о своей безопасности, искренне считая, что у автомобилиста будет возможность резко снизить скорость и остановить авто или иным способом уйти от столкновения.

К сожалению, технические характеристики авто не позволяют водителю полностью остановить авто за пару секунд, поэтому большая часть таких выходов на дорогу заканчивается неблагоприятными последствиями.

Пешеход – это такой же участник дорожного движения, поэтому на него также распространяются требования ПДД. Кодексом об административных правонарушениях предусмотрен следующий перечень видов ответственности, к которым может быть привлечен пешеход – виновник ДТП.

Помимо того, что пешеход, по своей собственной неосторожности, может погибнуть под колесами транспортного средства, он также может быть привлечен к материальной ответственности. Однако на практике привлечение к финансовому наказанию встречается достаточно редко из-за сложности его реализации на практике.

В соответствии с требованиями российского законодательства, обязанность по возмещению причиненного ущерба пострадавшему возложена на виновника дорожно-транспортного происшествия. То есть, если столкновение произошло по умыслу пешехода, то компенсировать причиненные повреждения должен именно он.

В случае с пешеходами данный вид ответственности закреплен в статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с нормами данного законодательного акта, обязанность по возмещению причиненного вреда возлагается на виновного в аварии, вне зависимости от того, кто это.

Такой же позиции придерживается Конституционный суд Российской Федерации. В соответствии с определением данного суда, вынесенном в 2012 году, пешеходы, которые стали виновниками дорожно-транспортных происшествий, не могут быть освобождены от ответственности за причиненный пострадавшему материальный ущерб.

Соответственно, можно сделать вывод, что в ДТП, произошедших по вине пешехода, действует обоюдная ответственности:

  1. Водитель транспортного средства должен возместить вред, причиненный жизни и здоровью пострадавшего в результате столкновения пешехода.
  2. Пешеход должен компенсировать материальный ущерб, который был причинен водителю транспортного средства в результате ДТП.

Ответственность при дтп по вине пешехода

В зависимости от последствий дорожного происшествия, водитель, ставший виновником ДТП может нести такие виды ответственности:

  1. Уголовную ответственность (лишение свободы до 8 лет).
  2. Административную ответственность (штраф, лишение водительского удостоверения).
  3. Гражданскую ответственность (возмещение ущерба пострадавшему лицу).

Если вред нанесен другому автомобилю, то виновника ждет административная ответственность в виде штрафа ГИБДД, и гражданская ответственность в виде компенсации ущерба пострадавшей стороне.

Определение виновного в ДТП осуществляется при трудных обстоятельствах. Затруднение вызывают ситуации без прямого нарушения правил движения на дороге.

Вина водителя или пешехода определяется исходя из возможности избежать, какой-либо стороной, происшествия. Для определения вины водителя проводится авто-техническая экспертиза транспортного средства.

Если по техническим причинам водитель не мог избежать аварии, то есть сделал всё возможное чтобы избежать её, он признается не виновным в происшествии.

Законодательно закреплено за пешеходом право подать в суд на водителя и потребовать компенсации ущерба, вне зависимости от результатов экспертизы. Для пешехода срок исковой давности не имеет конечной даты, а для водителя – это три года после происшествия.

Тяжесть ответственности водителя сбившего пешехода зависит от двух факторов: вина водителя и степень тяжести ущерба пострадавшего пешехода. Это может быть лишение водительского удостоверения, штраф ГИБДД, суд и уголовная ответственность.

Так, статья 264 Уголовного кодекса Российской Федерации говорит о том, что водителя ждёт лишение свободы сроком от 3 до 6 месяцев или до 2-х лет с лишением права на срок до 3-х лет. Если в результате ДТП погиб человек, водителю грозит наказание до 5 лет лишения свободы.

Ответственность водителя лежит в пределах от штрафа до заключения до 8 лет. Законодательство, как правило, принимает сторону пешехода.

На жесткость мер наказания водителя могут повлиять обстоятельства:

  1. Водитель сбил пешехода в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  2. Водитель скрылся с места аварии.
  3. Водитель проявил агрессию.
  • Переход дороги в неположенном месте;
  • Переход дороги на пешеходном переходе на красный сигнал светофора.

Пешеходы очень часто нарушают правила дорожного движения (ПДД), связанные с переходом проезжей части, и по статистике количество ДТП с участием пешеходов резко возрастает в условиях плохой видимости – в темное время суток, в сильный дождь, туман либо снегопад. То есть в тех условиях, когда заметить пешехода без светоотражающих элементов на одежде крайне сложно. Часто такие нарушения ПДД происходят по причине спешки, желания догнать уходящий общественный транспорт, силы привычки либо элементарного незнания правил. За нарушения правил дорожного движения пешеходами также предусмотрены штрафы, однако это не сильно влияют на общую картину.

Наезд на пешехода на трассе – какая ответственность грозит? Судебная практика

Помимо штрафа, который предусмотрен в случае легкого или среднего вреда здоровью потерпевшего – 25 000 рублей, законодательство предусматривает следующие основания для компенсации пострадавшему:

  • компенсация стоимости медицинских услуг, лекарств и медицинских изделий;
  • компенсация за погребение – 25 000 рублей;
  • компенсация за потерю кормильца – 475 000 рублей;

ВАЖНО: вышеуказанные требования о выплате подаются в страховую компанию виновника ДТП. В случае, если размер фактически потраченных денежных средств выше суммы, выплачиваемой страховой, то пострадавший вправе обратиться непосредственно к виновнику ДТП с иском в суд о взыскании недостающих сумм.

  • компенсация за моральный вред – данное требование подается непосредственно виновнику ДТП, размер компенсации за причиненный моральный вред определяется судьей в зависимости от конкретных обстоятельств дела, физических и нравственных страданий потерпевшего.

Виновниками ДТП могу быть: водитель, пешеход, пассажир автомобиля.

Уголовная ответственность наступает за причинение тяжкого вреда здоровью. Степень вреда устанавливается медицинской экспертизой. Водитель имеет право оспорить проведенную медицинскую экспертизу.

Причиной ДТП может быть поведение пешехода: переход в дороги в неположенном месте на запрещающий сигнал светофора, или тоже самое, но уже в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Следует зафиксировать поведение пешехода и исследовать документы медицинского свидетельствования.

В случае, если ДТП произошло по вине пассажира – следует предоставить видеозапись на которой будет видны такие действия или будет слышно, что пассажир осуществил действия, которые привели к ДТП.

Нередки ситуации, когда одной из причин ДТП является некачественное дорожное покрытие или плохая освещенность участка дороги – следует осуществить видео- или фотофиксацию места ДТП.

Кроме того, водителю следует постараться оказать первую медицинскую помощь пострадавшему, предложить отвести его в больницу и сообщить в ГИБДД и скорую о случившимся. Наличие указанных фактов позволят избежать уголовной ответственности или минимизировать ее.

Вне зависимости от причиненного вреда пешеходу, водителю следует сообщить о случившимся в ГИБДД и скорую. В случае, если ДТП произошло в населенном пункте и пострадавший не может самостоятельно придвигаться – лучшим будет вызвать скорую помощь и постараться самостоятельно не оказывать помощь пострадавшему т.к. существует риск причинить больше вреда при оказании неквалифицированной помощи, которые могут повлечь смерть пострадавшего.

В случае, если пострадавший не подает признаков жизни – вызов медиков является обязательным, т.к. именно они должны засвидетельствовать смерть пострадавшего.

Водителю не следует ни в коем случае передвигать тело умершего, автомобиль. Следует сфотографировать место происшествия: повреждения автомобиля, состояние дорожного покрытия, источники света (если ДТП произошло в темное время суток), видеокамеры, которые могли зафиксировать момент ДТП. Также следует провести видеосъемку указанных объектов.

Водитель не должен ни в коем случае употреблять алкогольных или иных спиртосодержащих напитков или лекарств, т.к. в обязательном порядке, его ждет медицинское освидетельствование.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Буква закона – это одно, другое дело практика. Что мы имеем на сегодня в Украине, – делится своей практикой адвокат Денис Головин.

  • Во-первых, чаще всего в случае смерти пешехода судебные эксперты в Украине приписывают вину последнему, ибо «того человека уже не вернешь, а водителя еще можно спасти«. В большинстве случаев все заканчивается выплатой денежной компенсации родным погибшего. Реже – годами судебной волокиты. Реальность такова, что количество смертей по вине пешехода на самом деле меньше той, что указывают в статистических отчетах.
  • Во-вторых, большинство дорожных инцидентов с тяжелыми последствиями происходит вследствие превышения водителями скорости, неустроенности пешеходных переходов, нарушения правил переезда перекрестка, управления авто в нетрезвом состоянии. Из этого следует и другое суждение. В пояснительной записке говорится о несоответствии размера штрафов, которые применяются к участникам дорожного движения за нарушения ПДД.

В пояснительной записке к проекту закона обосновывают необходимость его принятия тем, что на сегодня «значительное количество ДТП происходят именно по вине пешеходов», поскольку они, «грубо игнорируя правила дорожного движения, переходят улицы в непредусмотренных для этого местах, зачастую в состоянии опьянения». Это «типичный пример культуры автомобилизма». Все усилия управленцев направлены на создание максимально удобных условий для передвижения пользователей частных автомобилей.

Каждое транспортное средство признается источником повышенной опасности. Поэтому ответственность водителя может наступать даже при отсутствии вины. Пешеход также является полноценным участником дорожного движения, однако его ответственность за возможный ущерб может наступать только при наличии вины.

При рассмотрении дел, связанных с возмещением вреда от ДТП с участием пешеходов, нужно учитывать следующие нюансы:

  • вина пешехода в нарушении ПДД может подтверждаться только в судебном порядке – возбуждается дело об административном правонарушении по одному из составов КоАП РФ;
  • если в аварии присутствует вина пешехода и водителя, в судебном порядке будет определена степень виновности каждой стороны – одновременно могут рассматриваться два встречных иска;
  • при наличии вины пешехода, возмещению подлежит ущерб автотранспорту, имуществу, жизни и здоровью граждан, а также моральный вред.

Длительное время вопрос об ответственности пешеходов носил спорный характер. Это связано с отнесением машины к источникам повышенной опасности. Судебная практика с 2012 года придерживается правила о возмещении ущерба за счет пешехода по нормам статьи 1064 ГК РФ – соответствующее постановление вынес Конституционный суд РФ.

Сложности возмещение ущерба с пешеходов заключаются в отсутствии у них полиса ОСАГО. Для автовладельцев этот вопрос решается просто – компенсация выплачивается за счет страховой компании, которая приобретает право регрессного требования к виновнику аварии. Если виновником является пешеход, страховой случай по ОСАГО отсутствует, а повреждения машины может возмещаться только по добровольному полису КАСКО.

Исходя из указанных выше правил, алгоритм действий автовладельца для возмещения ущерба заключается в следующем:

  1. надлежащее закрепление обстоятельств столкновения с пешеходом – вызов сотрудника ГИБДД, оформление протокола, установление круга свидетелей и перечня доказательств;
  2. обращение в страховую компанию, если у автовладельца имеется полис КАСКО, либо если в столкновении участвовали более двух автомобилей;
  3. получение административного постановления о привлечении пешехода к ответственности по КоАП РФ – этот документ может быть истребован и при рассмотрении гражданского дела по иску автовладельца;
  4. оценка ущерба, причиненного автомашине и имуществу, а также определение вреда жизни и здоровью граждан;
  5. оформление искового заявления в суд;
  6. получение судебного акта и направление его для принудительного исполнения в службу ФССП.

Даже если вина пешехода будет подтверждена административным постановлением, на автовладельца возлагается обязанность доказать размер причиненного ущерба. Кроме того, в рамках гражданского дела предстоит доказать и невиновность самого водителя.

Рассмотрим, как происходит возмещение вреда при ДТП по вине пешехода.

Отличительной чертой абсолютного большинства автодорожных происшествий с участием пешеходов является наступление тяжких последствий, в виде причинения вреда жизни или здоровью потерпевших.

Действующее законодательство предписывает выполнение следующих правил оформления и расследования дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими.

  1. В обязательном порядке составляется протокол осмотра места происшествия.

    При ДТП с тяжкими последствиями на место аварии выезжает следственно-оперативная группа под руководством следователя.

    При необходимости к осмотру привлекается эксперт – криминалист и эксперт автотехник.

    Подробности в статье:

    Осмотр места происшествия при ДТП

  2. На месте аварии производится осмотр транспортного средства, результаты которого заносятся в протокол.

    Подробности в статье:

    Протокол осмотра места ДТП образец

  3. Устанавливаются и опрашиваются стороны и свидетели происшествия.

    При допросах, в числе прочих обстоятельств, выяснению подлежат: скорость движения транспортного средства перед наездом на пешехода, момент обнаружения опасности водителем и расстояние на котором водитель увидел пешехода на проезжей части дороги, темп, направление и траектория движения пешехода.

  4. В целях установления механизма дорожно-транспортного происшествия, определения взаимодействия транспортного средства и человека в момент наезда, исследования следов аварии, назначается профильная автоэкспертиза.

    Подробности в статье:

    Трасологическая экспертиза при ДТП

  5. Для определения механизма образования телесных повреждений, степени тяжести вреда причиненного здоровью и (или) причины смерти назначается судебно-медицинская экспертиза (СМЭ).

  6. Для оценки соответствия действий водителей автомототранспортных средств техническим требованиям ПДД РФ и исследования вопроса о причинно-следственной связи этих действий с наступлением дорожно-транспортного происшествия назначается автотехническая экспертиза.

    Подробности в статье:

    Автотехническая экспертиза при ДТП

    Автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода

  7. По результатам расследования принимается процессуальное решение о привлечении виновного лица к предусмотренной законом ответственности или о прекращении производства по делу.

Конечной целью расследования происшествия о наезде на пешехода транспортного средства является решение вопроса о наличии у водителя технической возможности предотвратить происшествие.

Под возможностью избежать наезда на пешехода понимается способность водителя предотвратить ДТП путем выполнения предписаний п. 10.1 ПДД РФ в условиях конкретной дорожно-транспортной ситуации.

Абзац №2 указанной нормы Правил устанавливает, что при возникновении опасности для движения, водитель транспортного средства, обнаруживший эту опасность, должен принять меры к снижению скорости движения вплоть до полной остановки.

Условиями наступления ответственности за нарушение абзаца № 2 п. 10.1 ПДД РФ являются наличие у лица, управлявшего автомобилем, возможности обнаружить пешехода на проезжей части дороги на расстоянии достаточном для остановки при движении автомобиля с безопасной скоростью и невыполнение предписаний об остановке транспортного средства.

При этом действующие Правила во всех случаях не предусматривают маневр в качестве способа предотвращения наезда.

Иными словами, если у водителя была возможность увидеть пешехода и остановиться, а он не смог этого сделать (отвлёкся, превысил скорость движения, попытался объехать препятствие и не справился с управлением), то имеются основания для предъявления ему обвинения в невыполнении требований абзаца № 2 п. 10.1. ПДД РФ.

Следственно-судебная практика исходит из того, что моментом возникновения опасности для движения автомототранспортного средства считается появление пешехода на проезжей части дороги.

Уважаемые читатели, мы рассмотрели заявленные в начале статьи вопросы по теме происшествий, связанных с наездами транспортных средств на пешеходов.

Полагаем, что понимание сути проблемы является прологом к ее правильному решению.

При возникновении дополнительных вопросов обращайтесь за юридической поддержкой к нашим юристам.

  • Все о ДТП и автостраховании

Наезд на пешехода по вине пешехода или водителя: помощь адвоката

Степень ответственности за создание критической ситуации на дороге зависит от тяжести случая. Как уже упоминалось ранее, ДТП с участием пешехода может расцениваться с точки зрения трех основных кодексов:

  • Уголовного;
  • Административного;
  • Гражданского.

Внимание! Вступают в действие перечисленные акты обычно в паре, что только усугубляет меру наказания для виновной стороны. Какой конкретно приговор может ждать водителя и пешехода за создание аварийной ситуации (в том числе и повлекшей за собою смерть), рассмотрим ниже в статье.

Если водитель, наехавший на пешехода, нанес минимум вреда его здоровью, то такого рода конфликт вполне можно решить в рамках Гражданского кодекса, просто возместив пострадавшей особе моральный ущерб, установленный в обоюдном порядке. А вот при вызове на место ДТП сотрудников Госавтоинспекции автомобилисту придется понести более серьезное наказание, предусмотренное УК или АК РФ. Это может быть:

  • Лишение водительских прав на период до 3 лет (обычно такая мера считается дополнительной и применяется в сочетании с заключением или штрафными санкциям);
  • Арест на срок от 5 до 7 лет (наиболее суровый приговор, который имеет место быть при наличии погибших в ДТП);
  • До 48 месяцев принудительных работ (мера для граждан, нанесших средний или тяжелый вред здоровью третьих лиц при аварии).

Кроме этого водитель, совершивший наезд на пешехода, обязуется выплачивать ему моральную и материальную компенсации, в согласии с Гражданским кодексом. Уклонение от ответственности может стать причиной для увеличения срока пребывания виновника в тюрьме.

Ущерб, полученный автомобилистом по вине пешехода, должен возмещаться исключительно виновником дорожного происшествия. Но на деле все не так просто. Ведь если инициатор аварии получил телесные повреждения, то в этом случае в силу вступает статья 1079 Гражданского кодекса, которая обязывает владельца ТС выплачивать компенсацию пострадавшему, даже если ему официально присвоен статус жертвы ДТП.

Эксперты анализируют такие случаи и приходят к неутешительным выводам. Исследовательские работы в этой сфере говорят о том, что чаще всего виновниками по факту являются пешеходы. Людям удобнее переходить проезжую часть не в положенных для этого местах.

Некоторые думают, что водитель в любом случае обязан уступать дорогу, иные же руководствуются правилами дорожного движения, содержащими информацию о том, что права пешехода являются приоритетными.

Однако всегда стоит держать в голове то, что разные транспортные средства имеют разные показатели торможения, помимо этих показателей присутствует еще множество факторов, влияющих на исход происшествия.

Если опираться на анализ экспертов, можно сделать вывод, что происшествия из-за пешеходов происходят по причине:

  • незнания правил дорожного движения;
  • того, что часто пешеходы перебегают проезжую часть, не дожидаясь зеленого сигнала светофора;
  • попыток успеть за уезжающим автобусом;
  • того, что на одежде пешеходов нет специальных деталей, помогающих увидеть их в темноте;
  • употребления алкоголя, и, как следствие, нетрезвого поведения;
  • неудачных маневров, повлекших за собой попадание на капот ТС.

Изучим более детально случаи, в которых виновником происшествия становятся пешеходы.

Ночью, в сумерки, в общем, в то время, когда видимость ухудшается, довольно часто происходят различного рода аварии. Причинами этого становится то, что одежда граждан зачастую не оснащена специальными светоотражающими деталями. Если такие элементы на одежде присутствуют, вероятность того, что водитель сможет издалека разглядеть переходящего дорогу пешехода сильно увеличивается. В среднем возможность увидеть такого пешехода увеличивается на расстояние в 400 метров. Зимой солнце садится куда раньше, нежели летом, следовательно, и вероятность попадания в происшествие сильно увеличивается.

Гражданин, носящий темную одежду, будет практически незаметен для едущего водителя транспортного средства. Торможение в таком случае будет произведено слишком поздно, что, вкупе с наледью на дороге, как правило, приводит к тяжелым травмам или смерти пешехода.

Нередко жертвами аварий становятся подвыпившие люди, так как у них зачастую отсутствует здоровое восприятие происходящей действительности. Высокому риску подвергают себя те, кто перебегает скоростные автомагистрали, на которых скорость автомобилей может превышать 100 километров в час.

Несмотря на то, что владелец ТС может заметить перебегающего дорогу гражданина, он просто-напросто не сможет совершить остановку ТС по причине слишком длинного тормозного пути, и не следует забывать о том, что за этим же водителем может следовать десяток таких же и на такой же скорости. Собственно, вышеописанные случаи чаще всего становятся причинами возникновения аварий по вине пешехода.

В наше время причин, по которым происходят аварии на дороге, довольно большое количество. Ошибаться может как владелец движущегося транспортного средства, так и пешеходы. Важно и то, что вероятность возникновения аварии может увеличить неблагоприятная погода и изношенное техсостояние автомобиля. Может статься и так, что причиной аварии стала неисправная тормозная система ТС. Хоть автомобили в таком состоянии считаются случайным фактором возникновения происшествия, сотрудник Госавтоинспекции, оформляющий происшествие, может прийти к другому выводу. То есть, владелец ТС не оказывал должного внимания ремонту своего автомобиля, следовательно, вина лежит на нем.

Если рассматривать статистику за 2016-17 года, можно сделать неутешительные выводы:

  • Инспекторы ГИБДД зафиксировали 38,5 тысяч столкновений транспортных средств с пешеходами, 4,5 тысячи случаев из них окончились смертельным исходом, остальные граждане получили ущерб здоровью.
  • Невнимательные и неосторожные владельцы ТС также совершали наезды на пешеходов по своей вине. Съезжая с проезжей части, такие водители нанесли ущерб здоровью 12 тысячам граждан, смертельным исходом обернулось 780 случаев.
  • В темное время суток случилось более 13 тысяч происшествий, около 12 тысяч граждан в этих случаях получили урон здоровью, скончались 2780 граждан.
  • Произошло около 21 тысячи происшествий, в которых владелец ТС выступал виновником. В этих ситуациях причиной возникновения аварии стала невозможность справиться с управлением (в том числе езда в пьяном виде). Около 20 тысяч человек отделались ущербом здоровью, 1890 погибли.

Каждый год в статистике появляются изменения, характер которых становится положительным все в большем количестве случаев. Однако такие изменения не говорят о том, что можно ослабить бдительность, ведь это непосредственно касается жизни и здоровья граждан.

Езда в пьяном виде, переход автомагистрали в нетрезвом состоянии могут стать причиной трагедии. Имейте в виду, что статистика может не отображать верное положение дел на дороге. Соблюдать аккуратность и осторожность, как водителям, так и пешеходам жизненно необходимо.

Автовладельцам рекомендуется чаще проверять свое авто на предмет неполадок, а пешеходам соответствовать нормам передвижения на проезжей части, так как писаны они не только для владельцев ТС. Если судить по статистике, примерно 1/10 доля попавших в происшествие пешеходов погибает, остальные получают ущерб здоровью.

Если рассматривать статистические данные, можно сделать вывод, что довольно часто виновником происшествия становятся пешеходы. Логично, что отвечать на последствия аварии он должен самостоятельно. Как правило, это провоцирует наложение штрафных санкций в размере тысячи рублей.

Если результаты происшествия привели к возникновению материального урона или ущерба здоровью владельца ТС или его пассажира, то санкции могут быть более серьезными.

  • Легкий вред здоровью карается суммой до 1500 рублей.
  • Если вред здоровью был нанесен тяжелый, либо пострадавший погиб в результате происшествия, инициируется уголовное расследование.
  • Если в результате происшествия погибли 2 и более людей, виновный в аварии, скорее всего, сядет в тюрьму на срок до 7 дет.
  • Также нередки случаи, когда автомобиль в результате аварии получал урон, и компенсировать этот урон вынужден был пешеход.

Если опираться на сведения, содержащиеся в законодательстве Российской Федерации, компенсация причиненного вреда должна производиться в полном объеме. Если виновник аварии погиб в результате происшествия, компенсация вреда будет выплачена из его наследства.

Каждому следует быть внимательным и аккуратным, если он является участником дорожного движения, так как последствия происшествий могут быть очень трагичными, начиная травмами различной степени тяжести, заканчивая смертями и уголовным преследованием.

ДТП по вине пешехода: ответственность водителя и пешехода

Мера ответственности за такое ДТП опять же определяется только в судебном порядке. При этом судебный орган ориентируется в первую очередь именно на имеющуюся практику по этому вопросу, а также на законодательство – КоАП РФ и Уголовный кодекс РФ.

Так как в случае, если имеют место тяжелые травмы или же гибель участника ДТП – обязательно возникает уголовная ответственность.

Случаи, когда виновным в происшествии выступает именно пешеход, не так уже и редки. Соответственно, таковой обязательно несет ответственность за свои действия на дороге, поступки.

В каждом случае ответственность определяется индивидуально судом. Обычно максимально, что грозит пешеходу за нарушение ПДД – 1 000 рублей.

Но если по вине такового имеет место возникновение ущерба или же тяжкого вреда здоровью иных участников дорожного движения – то наказание будет в разы серьезнее.

На данный момент таковое наказание выглядит следующим образом:

Имеет место легкий или же средний вред здоровью водителю, пассажирам, иным лицам, являющимся участниками дорожно-транспортного происшествия штраф в размере от 1 до 1.5 тыс. рублей
Тяжкий вред здоровью или же гибель назначается уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы)
Если имеет смерть уже двух или же большего количества людей назначается ответственность в виде реального тюремного срока вплоть до 7 лет

Соответственно, пешеходам стоит быть не менее осторожными, чем водителям. Так как ответственность последних подразумевает серьезные меры наказания. Вплоть до помещения в места лишения свободы.

Водитель при наезде на пешехода или же причинение ему травм иным образом в ДТП также несет серьезную ответственность. Она будет попадать под определенный нормативно-правовой документ в зависимости от самых разных факторов.

На данный момент мера наказания определяется следующим образом:

Если имеет место нарушение ПДД – по причине которого и был свершен наезд на пешехода будет назначен штраф в размере 1.5 тыс. рублей
Административное или же уголовное наказание в определенных законодательством случаях:
Причинен легкий вред здоровью пешехода будет назначен штраф величиной от 2.5 до 5 тыс. рублей
Причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего назначается штраф в размере от 10 тыс. рублей до 25 тыс. рублей
Если причинен тяжкий вред здоровью помимо денежной компенсации водителю потребуется также понести уголовное наказание
Имеет место смерь пешехода назначается тюремное заключение плоть до 7 лет лишения свободы

При этом наезд на пешехода имеет место при совокупности сразу достаточно большого количества факторов.

Именно поэтому нужно будет предварительно разобраться со всеми таковыми самому водителю, а также иным участникам происшествия.

Происшествие с наездом на пешехода можно в некоторых случаях разрешить банальной выплатой средств за ущерб на месте.

Подобное является оптимальным решением проблемы. В противном же случае придется разбираться как подать иск в суд на виновника ДТП.

Возмещение ущерба пострадавшей стороне может быть осуществлено разными способами:

  • непосредственно на месте – достигаются договоренности между всеми участниками ДТП (вызывать ГИБДД нет необходимости);
  • если самостоятельно договориться не удается либо имеет место тяжкий вред здоровью, смерть – то обязательно будет иметь место проведение судебного заседания и определение виновных в возникновении таковой ситуации.

После вынесения судебного решения гражданину необходимо будет погасить назначенный ему долг. Процесс таковой имеет свои тонкости, особенности.

Для начала обратимся к правилам дорожного движения и убедимся, что действительно, в пункте 1.3, сказано, что пешеход, должен и обязан соблюдать требования ПДД, то есть правила дорожного движения, это книжечка не только для водителя и пешеход от части так же является в определенных моментах полноценным участником дорожного движения. Но пешеходы как мы знаем, не сдают экзамен на знание ПДД в отличие от водителей, но это не освобождает их от обязанности знать и соблюдать элементарные правила дорожного движения.

Так же есть пункт правил дорожного движения под номером 1.5, в котором четко сказано, что участники дорожного движения ни в коем случае не должны создавать опасности для движения и причинять вреда. То есть их действия на дороге должны быть выстроены таким образом, что никто никому не должен мешать (создавать помех), а при создании такой помехи, лицо создавшее помеху, должно принять все меры для ее скорейшего устранения. Требования пункта 1.5 ПДД, относится и к пешеходу.

Что будет если сбить пешехода и скрыться с места ДТП?

Ответственность водителя за сбитого на смерть пешехода?

Спорных ситуаций огромное множество, но в любом случае, наличие вины в ДТП пешехода, будет выяснять суд, так как ГИБДД может вынести не верное решение, которое, как правило, не устраивает одну из сторон.

Нерегулируемые правила перехода

Каждая ситуация особенная, но скажу сразу, в ситуации когда был сбит пешеход, я настоятельно рекомендую вызвать на место ДТП адвоката, так как он прекрасно понимает какие первые действия нужно совершить, для правильной фиксации обстоятельств ДТП, знает как должны быть составлены процессуальные документы, на месте адвокат соберет все необходимые доказательства и сможет провести опрос свидетелей.

Так же адвокат поможет водителю:

  • Грамотно написать объяснение и правильно изложить все обстоятельства дела;
  • Участвовать в проведении процессуальных действий;
  • Заявлять ходатайства с конкретными требованиями;
  • Произвести фото и видео фиксацию места ДТП;
  • Произвести необходимые замеры.

Как действовать если сбили пешехода?

Задачей номер один, является сбор всех необходимых доказательств и фиксация достоверной информации на месте ДТП и при чем сделать это нужно сразу, а не на следующий день. Следует сразу же заручиться поддержкой опытного человека, так как юридически грамотное поведение на месте ДТП, избавляет от целой кучи проблем в будущем при решении вопроса в суде. Достоверная фиксацию юридически значимых обстоятельств, уже огромный шаг к успеху, так как именно на основании данных обстоятельств, суд будет принимать решение.

Еще одним важным моментом является проведение экспертизы, которая воссоздаст обстоятельства ДТП и покажет, была ли возможность у водителя произвести остановку и избежать столкновения с пешеходом и если такая возможность была, то, скорее всего в ДТП признают виновным водителя. Так же учитывается скорость движения, освещение в момент ДТП, дорожное покрытие, были ли со стороны водителя нарушения ПДД. С учетом названных обстоятельств и многих других, суд будет принимать решение. Немаловажное значение имеют действия пешехода, так как нарушения с его стороны так же учитываются, ведь не редко пешеходы сами создают опасность для здоровья и жизни, так же не маловажное значение имеет нахождение пешехода в момент ДТП в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического и пр.).

  1. Если пешеход получил травмы в результате ДТП, то вред здоровью возмещается не зависимо от вины водителя. Если у водителя есть полис ОСАГО, то вред здоровью пешехода, возмещается в пределах 400000 рублей, за счет страховой компании, а если у водителя сбившего пешехода нет полиса ОСАГО, то вред причиненный здоровью пешехода, водитель возмещает из своего кармана;
  2. Если у водителя есть полис КАСКО, то он имеет полное право обратиться в свою страховую компанию, которая произведет ремонт транспортного средства и если виноват пешеход, то страховая после компенсации имеет полное право предъявить регрессное требование к виновнику ДТП и взыскать с него сумму выплаченной компенсации по возмещению ущерба авто;
  3. Если у водителя признанного не виновным в ДТП с пешеходом нет КАСКО, то он вправе обратиться с требованием о возмещении ущерба причиненного авто в результате ДТП к пешеходу;
  4. Если пешеход признанный виновным в ДТП, отказывается от погасить долг по регрессу перед страховой, или отказывается возместить ущерб водителю, то, как страховая, так и водитель, имеют полное право обратиться в суд с иском к пешеходу и взыскать всю сумму ущерба;
  5. Суд вправе удовлетворить исковые требования страховой или водителя к пешеходу, в случае если будет доказано, что ДТП произошло по вине пешехода;
  6. Так же обратная ситуация, где суд отказывает в удовлетворении исковых требований к пешеходу, если вина пешехода в ДТП не установлена;
  7. Так же на основании статьи 1079 ГК РФ, пешеход имеет полное право получить компенсацию вреда причиненного здоровью. Так же здесь стоит сказать, что пешеход предъявляет требование о возмещении ущерба причиненного жизни или здоровью, непосредственно к водителю транспортного средства и в состав таких требований можно включать требование о возмещении вреда здоровью, а так же моральный вред;
  8. Если владелец транспортного средства отказывается добровольно возместить ущерб здоровью, то пешеход вправе обратиться с иском в суд.

Ежедневно посетители сайта и клиенты нашей компании задают вопросы юристам и адвокатам, и мы с радостью даем на них подробные ответы. Если у вас есть вопрос, вы хотите проконсультироваться или заручиться поддержкой юриста, вы всегда можете написать нам в чат, или позвонить по номеру указанному на сайте (он бесплатный). Мы в любое время готовы проконсультировать вас и оказать квалифицированную юридическую помощь. Возможно вы найдете нужную информацию среди вопросов.

  • Образцы претензий
  • Образцы исковых заявлений
  • Образцы жалоб и заявлений
  • Образцы договоров

Разговоры об этом ведутся давно. Действительно, штраф не более 500 рублей, как правило, не способен напугать человека и остановить его противозаконные действия. Тем более что в связи с реформой ГИБДД сотрудников ДПС стало меньше, и их основное внимание приковано к автомобилям.

Если водителей могут ожидать штрафы до нескольких десятков тысяч рублей, то пешие люди могут отделаться очень маленькими суммами. В то же время нередко именно действия пешеходов становится причиной ДТП. Поэтому возможно, что в скором времени появятся законопроекты, ужесточающие санкции для таких лиц.

Так активно обсуждается законопроект, обязывающий лиц, передвигающихся пешком, носить на одежде светоотражающие элементы не только за городом, но и на территории населенных пунктов.

Последствия наезда на пешехода могут иметь непредсказуемый характер, поскольку мера наказания будет зависеть от того, какие повреждения получил участник дорожного движения, переходивший трассу или находившийся в ином месте.

Следует знать! Степень ответственности за наезд на пешехода, согласно законодательным и регулирующим нормам, может быть административной, гражданско-правовой или уголовной.

ДТП с участием пешехода, несмотря на достаточную степень регулирования движения, четкое разграничение участков для движения ТС и пересечения дороги пешеходами, – наиболее частый тип ДТП. Одним из важных моментов даже при самом тяжелом последствии – смерти участника ДДП – является то, каким образом повел себя автомобилист, виновный в аварии.

Это интересно! Согласно статистике, более 85% аварий с участием пешехода после разбирательства приводит к тому, что виновным лицом является автомобилист.

Что грозит, если сбил человека на пешеходном переходе? Нормативная база, определяющая степень ответственности и несение наказания в РФ, – это УК, КоАП и ГК. В соответствии с кодексами возможна:

  1. Уголовная ответственность, которая предусматривает наиболее тяжелые меры наказания, такие как ограничение свободы или ее лишение сроком до 9 лет. Рассматривается вина водителя по статье 264 УК РФ.
  2. Административная ответственность, определяющая вину автомобилиста при достаточно легких формах травм пострадавшего. Рассматривается статьей 12.24 КоАП.
  3. Гражданско-правовая ответственность, предусматривающая компенсацию вреда потерпевшему (морального и физического ущерба). Определяется на основании положений, прописанных в статьях 1079 и 1094 ГК РФ.

Если сбил человека на пешеходном переходе, ответственность будет выражаться в меньшей форме при выполнении всех необходимых действий, определенных пунктами действующего ПДД. Так, автомобилист должен осуществить следующие шаги:

  1. Немедленно остановить транспортное средство и не покидать место аварии до момента приезда сотрудников ГИБДД или решения сложившейся ситуации «полюбовно».
  2. Оказать пострадавшему первую медицинскую помощь.
  3. Вызвать скорую помощь, если это необходимо.
  4. Сообщить о случившемся сотрудникам ГИБДД.
  5. Постараться не перемещать ТС до момента фиксации последствий аварии.
  6. При наличии такой возможности собрать показания свидетелей.

Важная информация! При разборе последствий ДТП показания свидетелей очень важны для обеих сторон – как виновной, так и потерпевшей. Исходя из них определяется мера наказания и возможность компенсации причиненного вреда пострадавшему лицу.

Несмотря на то, что ответственность при сбивании пешехода на пешеходном переходе может быть даже уголовной, имеются также смягчающие обстоятельства, уменьшающие меру наказания. Среди них выделяются следующие:

  • пешеход перед непосредственным столкновением находился вне зоны видимости. К примеру, достаточному обзору мешало стоящее маршрутное транспортное средство;
  • автомобилист, виновный в дорожно-транспортном происшествии, ранее не привлекался к ответственности за подобные нарушения;
  • имела место добровольная компенсация причинения вреда пострадавшему лицу;
  • пешеход находился в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических веществ;
  • участник ДД переходил дорогу на регулируемом пешеходном переходе, но в то время, как на светофоре горел запрещающий для него движение сигнал.

Следует знать! Большинство смягчающих обстоятельств, которые могут присутствовать при наезде на участника дорожного движения в ходе привлечения к административной ответственности, рассматриваются статьей 4.2 КоАП РФ.

В качестве наказания при условии причинения легкого или среднего вреда может применяться штраф в размере от 2500 до 25000 рублей или лишение прав сроком на 2 года.

При несении гражданско-правовой ответственности основной мерой наказания будет необходимость компенсации пострадавшему:

  • упущенного заработка на время его нетрудоспособности;
  • расходов, связанных с лечением и восстановлением здоровья;
  • понесенного морального вреда.

Важная информация! При возникновении необходимости получить моральную компенсацию потерпевшая сторона должна знать, что страховка ОСАГО не предусматривает погашение такого рода выплат. Получить их можно в случае согласия виновной стороны или при условии вынесения соответствующего решения суда.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *