Оспаривание цепочки сделок с ликвидированным звеном
143 1
Чтобы понять суть регрессивного иска, давайте посмотрим, что пишется в Федеральном законе об ОСАГО.
Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» гласит: «К профессиональному объединению страховщиков, осуществившему компенсационную выплату лицам, указанным в пункте 2.1 статьи 18 настоящего Федерального закона, переходит право требования потерпевшего к лицам, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в размере осуществленной компенсационной выплаты» (п. 6 введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 88-ФЗ).
Таким образом виновник дорожно-транспортного происшествия обязан возместить ущерб в размере осуществленной компенсационной выплаты страховщикам при доказанных для этого основаниях.
Нужен страховой полис?
Оставьте свой номер телефона, мы перезвоним и проконсультируем. Предлагаем лучшие варианты страхования авто в надежных компаниях. Также вы можете купить полис самостоятельно
VIDEO
Итак, предпосылки регрессивного иска:
1. Вред причинен умышленно. Страховой компании необходимо доказать в суде, что ДТП произошло в связи с умышленными действиями виновного.
2. Виновный находился в состоянии опьянения: алкогольного, наркотического, токсикологического, или отказался проходить медицинское освидетельствование, или нарушил ПДД о запрете на употребление алкоголя и психотропных веществ после ДТП. К тому же надо помнить, что одних лишь показаний свидетелей недостаточно.
3. Виновное лицо не имеет водительское удостоверение или не имеет право управлять автомобилем. Такое происходит, когда у водительского удостоверения истек срок действия, а водитель не успел вовремя получить новые. Для предотвращения таких проблем, необходимо за три месяца до окончания срока действия обратиться в отделение ГИБДД и сменить права.
4. Лицо, причинившее вред, не вписано в полис ОСАГО, кроме того случая, когда договор обязательного страхования оформлен на неограниченное число лиц, имеющих право управлять данным автомобилем.
5. У договора обязательного страхования истек срок действия.
6. Автомобилист скрылся с места ДТП.
7. Владельцы (или один из владельцев) европротокола не заявили о ДТП в страховую в течение 5 дней и/или начали ремонт автомобиля ранее 15 дней. Также при не предоставленном на экспертизу автомобиле.
8. Почему это такие правила обязательны? Потому что в противном случае могут быть скрыты важнейшие доказательства для определения вины участника ДТП.
9. Сумма возмещения ущерба страховой компании участнику ДТП превышает 400 тысяч рублей. В этом случае страховая в праве потребовать возмещение суммы, уплаченной свыше.
10. При неверных данных, внесенных в полис ОСАГО.
Причин для возвращения денежных средств виновником несколько, но помните, что можно оспаривать решение в суде. К тому же страховщик обязан доказать факты, которые ставят в вину участнику ДТП.
Помните, что:
— Страховая не имеет права требовать компенсацию выше суммы страхового возмещения, а также раньше момента выплаты этой суммы.
— Срок исковой давности составляет 3 года после выплаты пострадавшему.
— 1 мая 2019 года изменилось законодательство об ОСАГО в пользу страхователя. И если полис оформлен после выхода нового закона, то теперь страхователь может оспаривать регресс, что раньше было сложно.
— Пешеход может быть участником дорожно-транспортного происшествия, но ему никогда не может быть выставлено регрессное требование.
Прежде чем перейти к описанию процедуры возмещения ущерба при ДТМ с виновника, необходимо разобраться, что понимается под термином «ущерб». Несмотря на часто практическое применение, далеко не все заинтересованные стороны понимают, что он означает. Ущерб при ДТП формируется из трех основных составляющих, каждая из которых требует отдельного рассмотрения.
Представляет собой повреждение или лишение имущества, а также других благ, выраженное в денежном исчислении. Речь идет не только о транспортном средстве, но и перевозимых грузах или другой собственности, которая находилась в автомобиле в момент аварии.
Главное, что нужно помнить – материальный ущерб относится к страховым, поэтому возмещается в рамках обязательного и добровольного страхования. Материальный ущерб делится на три вида:
непосредственный вред имуществу потерпевшей стороны;
затраты, которые предстоят и связаны с восстановлением или ремонтом имущества;
упущенная прибыль, которая могла быть получена при дальнейшей эксплуатации вышедшего из строя имущества.
Возмещение материального ущерба в рамках обязательного страхования по ОСАГО предусматривает получение до 400 тыс. руб. Выплата осуществляется страховой компанией, которая выдала полис владельцу автомобиля, ставшего причиной ДТП.
Сумма выплаты со стороны страховой компании может быть увеличена при оформлении полиса КАСКО. Если ущерб превышает покрытие по страховке пострадавшей стороне придется обращаться в суд.
Название этой разновидности ущерба при ДТП не требует дополнительных комментариев и пояснений. В рамках страхового покрытия по ОСАГО возможна выплата до полумиллиона рублей. Конкретная сумма определяется в зависимости от тяжести нанесенного вреда по правилам, принятым конкретной страховой компанией.
Если речь идет о тяжком увечье, допускается возмещение ущерба в более серьезном размере. Но для этого потребуется обращение в суд и соответствующий вердикт судьи. Судебное решение потребуется и в том случае, если у виновной стороны отсутствует страховка.
Под моральным вредом обычно понимается ущерб, полученный в результате нравственных переживаний, связанных с ДТП. Примерами подобных ситуаций выступают: потеря в аварии родственника, физическая боль от полученных повреждений, временная нетрудоспособность и т.д.
Вопрос о возмещении потерпевшей виде морального вреда, полученного в результате ДТП, считается самым сложным. В подавляющем большинстве случаев его решением занимается суд, так как страховые компании предпочитают не брать на себя ответственность и не включают этот вид риска не только в ОСАГО, но и в КАСКО. Вероятность, что заинтересованные стороны договорятся в рамках досудебной процедуры, также не велика.
Большая часть ДТП по своим финансовым последствиям вписывается в рамки ОСАГО, оформленного подавляющим большинством участников дорожного движения. Поэтому проблем с получением компенсации обычно не возникает, так как она исправно выплачивается страховой компанией.
Необходимость возмещения ущерба от ДТП с виновной стороны возникает в следующих ситуациях:
величина ущерба превышает максимальную выплату страховой компании;
виновная сторона не оформила страховку или полис не является действительным;
обстоятельства ДТП не входят в число страховых случаев, предусмотренных полисом ОСАГО или КАСКО. Например, ущерб нанесен не в процессе движения, а во время размещения автомобиля на стоянке;
потерпевшая сторона желает взыскать компенсацию за полученный моральный вред.
Базовый принцип расчета размера компенсации, заложенный в законодательстве, предусматривает выплату суммы, достаточной для восстановления исходных характеристик транспортного средства. Обязательным условием выступает учет степени износа автомобиля до момента попадания в ДТП.
Стандартные правила расчета компенсации предусматривают включение в итоговую сумму следующих расходов:
ремонт и восстановление транспортного средства;
транспортировка машины с места аварии в автосервис;
уменьшение товарной стоимости авто (рассчитывается для автомобилей со сроком эксплуатации до 5 лет или уровнем износа в пределах 35%);
все виды морального вреда, причиненного потерпевшей стороне;
потерянный заработок, затраты на лечение и другие подобные расходы, непосредственно связанные с ДТП;
сопутствующие обращению в суд затраты – услуги независимого оценщика и/или юриста, почтовые расходы и т.д.
После определения размера возмещения, который необходимо получить с виновной стороны, следует переходить к следующему этапу процедуры взыскания. Она предусматривает два варианта получения компенсации – добровольный (досудебный) и принудительный (с помощью суда).
Как не платить регресс по Европротоколу: возражение на регрессный иск страховой
Для предъявления регрессных претензий и исков применяются нормы ГК РФ. В сфере ОСАГО предусмотрены специальные основания для регресса. Они зафиксированы в ст. 14 Закона № 40-ФЗ. По иным основаниям, не предусмотренным указанным нормативным актом, страховщик не может предъявить претензии виновникам ДТП.
Важные правила о возмещении ущерба по ОСАГО содержит и Постановление Пленума ВС РФ от 29.01.2015 № 2. Оно существенно ограничивало право страховщиков предъявлять регрессные иски, если было нарушено формально требование о представлении извещения о ДТП в пятидневный срок. Сейчас этот пункт вообще исключен из Закона № 40-ФЗ.
Факт пропуска срока подачи извещения о ДТП теперь не позволяет страховым компаниям направлять регрессные претензии и иски. Так как указанное правило являлось наиболее распространенной причиной для споров, фактически произошла отмена регресса по Европротоколу.
Так как правило о непредставлении извещения о ДТП было устранено из Закона № 40-ФЗ, у страховщика осталось не так много оснований для использования регресса. Такое требование при использовании Европротокола может предъявляться:
в случае ремонта автомашины без обращения в страховую компанию в течение 15 дней после аварии, либо непредставление авто на осмотр экспертами от страховой;
если виновный водитель не был вписан в страховку ОСАГО;
если на момент происшествия истек срок действия диагностической карты на транспортное средство;
иные основания, указанные в ст. 14 Закона № 40-ФЗ.
Суть схемы Европротокола заключается в упрощенной форме заполнения документов на месте аварии, ускоренной процедуре рассмотрения заявлений о выплатах. Страховщик заведомо несет убытки при таком варианте возмещения, так как ему приходится выплачивать компенсацию по ОСАГО только на основании извещения, составленного без участия ГИБДД. Поэтому естественное желание отсудить у виновника выплаченные суммы может сопровождаться неправильной трактовкой закона.
Выделим ряд ключевых моментов судебной практики, которые указаны в Постановлении Пленума ВС РФ № 2:
решение суда по регрессным требованиям не должно содержать оценку нарушения ПДД (это практически полностью устраняет такое основания для регресса, как управления в пьяном виде);
сумма по регрессу должна строго соответствовать платежным документам в пользу потерпевшего;
при несогласии с расчетом ущерба по Европротоколу, виновник вправе настаивать на независимой оценке.
На практике это означает следующее. При составлении Европротокола стороны сами декларируют предварительный размер ущерба (не более 100 тыс. руб.). Если страховщик проведет оценку, он обязан выплатить компенсацию по фактически подтвержденным повреждениям. Однако и при рассмотрении иска по регрессу можно повторно оценить характер и размер ущерба. Это вправе сделать суд по своей инициативе, либо по ходатайству ответчика. Если размер требований завышен, либо расчет осуществлялся с нарушением методики ЦБ РФ, будет вынесен полный или частичный отказ от иска.
Правило регресса по ОСАГО позволяет страховщику взыскать с виновника аварии сумму, выплаченную пострадавшему. Такие претензии и иски могут подаваться и при использовании сторонами Европротокола. Основания для регресса должны соответствовать статье 14 Закона № 40-ФЗ. а страховая компания обязана доказать размер ущерба.
Помимо регрессного требования страховая компания наделяется правом требовать возмещения убытков за счет виновника аварии при помощи суброгации. Это делается в случае оплаты страховки пострадавшей стороне в рамках страхового полиса КАСКО. Процедура суброгации для России сравнительно новая, так как появилась только в 2011 году.
Порядок досудебного урегулирования конфликта обычно имеет место при взыскании страховой фирмой материального ущерба по КАСКО в рамках процедуры суброгации. В этом случае страховщик часто предпочитает вначале направить виновнику аварии письменную досудебную претензию и потребовать от него возмещения ущерба в добровольном порядке.
Страховая требует возместить ущерб за ДТП
Страховщики часто не брезгуют к своим реальным расходам, которые ушли пострадавшей стороне, прибавить еще ряд пунктов. То есть не только возместить ущерб, но еще и заработать на виновном водителе. Какие уловки используются чаще всего?
В калькуляцию расходов включаются «лишние», непонятно откуда возникшие детали;
Стоимость норма-часов ремонтно-восстановительных работ (стоимость ремонта) искусственно завышается;
На сумму регресса начисляются пени и штрафы;
Настаивается на большом количестве повреждений, полученных автомобилем, далеко не все из которых описаны в справке о ДТП и в иных официальных документах;
Выставленная стоимость запчастей не учитывает коэффициент естественного износа тех деталей, которые были заменены в пострадавшем автомобиле.
Понять, что со стороны страховой фирмы имеется факт мошенничества, можно только после тщательного изучения всех документов. Если по поводу каких-либо деталей есть сомнения, то лучше всего назначить дополнительную независимую экспертизу. А после этого заново провести расчет суммы, которую потеряла страховая компания при возмещении ущерба пострадавшей стороне.
Порядок обращения в страховую компанию в настоящее время несколько изменен относительно прежнего времени. В связи с выходом закона о финансовом омбутсмене, действия по процедуре получения страхового возмещения таковы:
с наступлением ДТП, гражданин подает страховщику заявление с приложенными документами,
в течение двадцати дней, ему выдают направление на ремонт или выплачивают денежную сумму, или высылают отказ,
далее он пишет претензию финансовой организации с обоснованием заявленных требований,
ждет ответ в течение тридцати дней,
при отсутствии ответа или получении отказа, гражданин направляет обращение к омбутсмену,
в течение установленного законом срока, уполномоченный высылает своё решение,
если данный вердикт не устраивает потребителя, то в течение 30 дней, с момента вступления в силу такого решения, гражданин имеет право обратиться в суд с иском к страховой компании.
Законодательство Российской Федерации дает четкое определение понятию «исковая давность» . В Гражданском Кодексе РФ ст.195 данный термин формулируется как срок, в течение которого по иску могут быть защищены права гражданина, нарушенные другой стороной. Это означает, что срок исковой давности по ОСАГО подразумевает временной интервал, в течение которого потерпевший может оспорить решение страховой компании по полагающимся ему страховым выплатам.
Обратите внимание на следующий факт — в данном случае не говорится о претензии к виновнику ДТП. Здесь рассматривается другая стадия, когда страховщик уже рассмотрел произошедший страховой случай и вынес решение. Но потерпевший посчитал, что данное решение не является справедливым и решил оспаривать его в судебном порядке.
Почему срок, выделяемый для решения этого вопроса, является ограниченным? И какова длительность данного периода?
Объясняется это тем, что если срок исковой давности по ОСАГО не будет ограниченным, многие нерешенные гражданские споры затянутся на долгие годы. Именно поэтому закон определяет потерпевшему ограниченное время на то, чтобы защитить нарушенные права через суд.
Важно отметить, что важно уложиться в данный период времени, так как по его истечении виновное лицо будет иметь право не удовлетворять требование потерпевшего.
Да, есть вероятность обращения в суд и после истечения срока давности. Но если при рассмотрении дела будет отмечено, что срок исковой давности уже истек, то судебное решение будет не в пользу потерпевшего.
Суд в таком случае откажет в удовлетворении претензии со стороны истца, и освободит ответчика от исполнения каких-либо обязательств по возмещению ущерба.
Ситуация, при которой страховая компания возмещает пострадавшему в ДТП лицу определенный размер денежных средств для компенсации причиненного ущерба вместо виновного лица, может представлять собой возникновение право регресса.
Это предусмотрено ст. 14 ФЗ № 40 от 25.04.2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Однако существуют определенные правила которые следует соблюдать:
Наличие определенных оснований;
Осуществлена фактическая замена должника;
Виновное в причинении вреда лицо должно быть установлено надлежащим образом;
Возмещению должна подлежать сумма фактически понесенных расходов.
Только при наличии всех этих обстоятельств у страховой фирмы существует возможность воспользоваться регрессным требованием. Осуществляет свое право страховщик обычно в порядке искового заявления которое он направляет в суд.
Решение от 15 марта 2017 г. по делу № 02-0082/376/2017
Всего лишь несколько лет назад, вплоть до начала 2015 года, в юридических и судебных инстанциях не существовало однозначного мнения о том, в какой же момент начинается отсчет срока исковой давности по ОСАГО.
Мнения существовали разные, но основные варианты, к которым склонялись судебные представители и юристы, следующие:
Данный срок начинается именно с того момента времени, когда лицо, чьи права были нарушены, должно было быть или было осведомлено об этом. Стоит отметить, что данная позиция изначально была более близка к правде, особенно когда рассматриваешь второй вариант в сравнении.
Согласно второму варианту, срок исковой давности начинался с момента, когда произошло дорожно-транспортное происшествие . Учитывая то, что в данном случае рассматривается ситуация нарушения прав потерпевшего со стороны страховщика, как можно в момент возникновения ДТП предположить, что его права будут впоследствии нарушены страховой компанией? Логика подсказывает, что данный подход был далек от правды.
Все споры разрешил Верховный Суд, когда Постановлением Пленума от 29.01.2015 №2 указал причины, которые являются началом отсчета срока давности по ОСАГО.
Это ситуации, в которых потерпевший узнал или имел возможность узнать, что:
страховая компания отказалась осуществлять выплату возмещения пострадавшей в ДТП стороне;
страховщик не уложился в срок , назначенный государством, для принятия решения по страховым выплатам;
страховая компания осуществила выплату возмещения , но ее величина была значительно меньше полагающейся суммы.
После того, как страховая фирма возместит пострадавшей стороне в ДТП ущерб, она обращается к виновному лицу с претензией по регрессу ОСАГО. В которой указываются сведения о произошедшем событии, сумма фактически понесенных страховщиком расходов, и устанавливается период времени для его возмещения адресатом.
В случае, когда виновное в ДТП лицо не отвечает требованиям, установленными ст. 14 Закона, т.е. не совершало противозаконных действий и с документами у него все в порядке, он может оспорить данные действия страховщика. Ответ на полученную претензию скорее всего не даст никаких положительных результатов, поэтому оспаривание нужно будет осуществлять в судебных заседаниях. Поэтому заинтересованному лицу придется запастись доказательствами своей правоты.
Теперь, когда известен момент, с которого начинается отсчет времени, необходимо узнать когда этот срок заканчивается. Гражданский Кодекс РФ ст.196 устанавливает , что этот временной промежуток составляет 3 года .
Процесс отсчета считается непрерывным и исчисляется в календарных годах . Это означает, к примеру, что начавшийся 01.01.2017 года срок исковой давности по ОСАГО закончится 31.12.2019 года.
В трехлетний период могут возникнуть различные обстоятельства, способные полностью заблокировать или значительно затруднить возможность потерпевшего обратиться за помощью в судебные инстанции. Именно поэтому Гражданский Кодекс РФ предусматривает в ряде статей возможность приостановления или прерывания течения срока давности.
Такое право, как запуск механизма регресса в отношении виновника, страховщик имеет на основании замены должника. А применить это право страховщик может только лишь в определенных случаях, иначе тогда для виновника после аварии по его вине наличие у него страхового полиса ОСАГО было бы бессмысленным.
Ведь он не смог бы воспользоваться страховыми суммами для покрытия долга перед потерпевшим, если бы полис предусматривал полный регресс в любом из случаев ДТП, для любого виновника и по любой причине.
Тем не менее, страховая компания имеет право требовать от виновника дорожной аварии, который является ее же клиентом, возврат сумм лишь в некоторых случаях:
когда виновник пребывал в состоянии алкогольного, наркотического или еще какого-либо опьянения в момент дорожной аварии, что привело к нарушению его концентрации внимания на дороге за рулем;
когда виновник аварии был за рулем без водительских прав во время езды по дороге или его права утратили срок, ведь через 10 лет после получения водительских прав их нужно продлевать, иначе будет считаться, что у вас их просто нет;
когда у виновника не было других прав управлять автомобилем, к примеру, не было доверенности, оформленной на его имя;
когда водитель грузового транспорта имеет на руках талон ТО с истекшим сроком;
когда виновник ДТП не вписан в полис ОСАГО, который имеет на руках – такое бывает часто при недосмотре транспортной компании-страхователя, сотрудники которой забывают вписывать своих водителей в полис;
когда виновник аварии скрывается с места происшествия на дороге;
когда ДТП случилось в другое время пользования автомобилем виновником, а не в тот период, который указан в полисе;
когда виновник умышленно спровоцировал аварию или был ее прямым причастником по своему замыслу, что привело к нанесению ущерба потерпевшим.
Таким образом, мы получаем вывод – только при наличии противозаконных действий со стороны виновника, а никак не при случайных и неумышленных причинах автодорожной аварии, можно реализовать регресс со стороны страховой компании виновника. Поэтому следует быть аккуратным, осторожным и не нарушать закон.
Как на самом деле должны работать правила ОСАГО. Объясняет Верховный суд
ОСАГО – это договор о защите гражданской ответственности, составленный между компанией и владельцем движимой собственности. Как и любой другой документ, он обладает целым перечнем условий по предоставлению конкретных услуг, включая возврат компенсационной выплаты со стороны клиента. Как производится регресс по страховым взносам в 2019 году, и чем он отличается от суброгации, рассмотрим в статье ниже.
Суброгация и регресс – это два очень схожих термина, которые подразумевают возмещение денежных средств в пользу страховой компании. Но в первом случае ответственность за такую выплату ложится на виновника дорожно-транспортного происшествия, вне зависимости от того, является он владельцем полиса или нет. Второй вариант дает право СК выдвигать претензии исключительно к своему клиенту, ставшему причиной ДТП.
При этом большинство экспертов считает, что суброгация – это подтип регресса, так как общая схема действия этих процессов совершенно одинаковая. Но на деле оба понятия являются полностью самостоятельными и друг от друга никак не зависят. Более того, при конкретных обстоятельствах два этих права могут применяться одновременно, что не противоречит закону РФ.
Получив уведомление от СК по поводу регресса, водителю необходимо самостоятельно пересчитать предъявленную сумму к оплате. Ведь иногда, пользуясь неопытностью граждан, агенты существенно превышают установленный лимит средств по данной процедуре, ссылаясь на дополнительные проценты или неустойку. Подобные претензии можно смело оспаривать в суде, так как порядок расчета возвратных денег не предусматривает внесение перечисленных показателей.
Рассмотрев разницу между суброгацией и регрессом, самое время перейти к еще одному, не менее важному вопросу: варианты снижения суммы задолженности по возврату компенсационной выплаты. Всего их существует два:
Внимательный пересчет предварительного размера задолженности, который необходимо производить только после ознакомления с выпиской по случившемуся дорожно-транспортному происшествию, заключением специалиста и сметой по восстановительным работам;
Оспаривание стоимости ремонта транспортного средства (при обращении в суд необходимо ссылаться на текущий износ машины и ее деталей в частности, так как его сотрудники СТО обязаны принимать во внимание).
Важно знать! На практике многие авторитетные компании («РЕСО Гарантия», «Ингосстрах», «Согласие», «Тинькофф» и т. д.) стараются избежать судебных разбирательств в случае несогласия клиента с выдвинутым размером регресса. А называется такое явление в профессиональном кругу – цессия.
Что такое регресс в страховании ОСАГО
Ранее мы выяснили, что страховая контора может выдвинуть требование о возврате компенсационной выплаты только в силу определенных обстоятельств. В противном случае судебный орган не только аннулирует вынесенное постановление, но и приговорит агентство к возмещению материального взыскания в пользу клиента.
Также оспорить претензию со стороны СК можно и другими способами, внимательно ознакомившись с доказательной базой вашей виновности. Но рассчитывать на то, что коммерческая контора допустит ошибку, не стоит. Ведь подобные учреждения заинтересованы в получении максимальной прибыли с каждого водителя, а потому любое их принятое решение, скорее всего, будет взвешено и обдуманно.
VIDEO
Мы уже рассматривали вопрос суброгации виновнику при ДТП и рекомендуем вам ознакомиться с данным материалом, там содержится определение и пример этого термина.
Как известно, полис ОСАГО является обязательным видом страхования автомобиля, тогда как полис КАСКО является добровольным и более дорогостоящим. Ситуация, когда страховая компания начинает требовать компенсацию со стороны виновника дорожно-транспортного происшествия, возникает при наличии у одного из автовладельцев КАСКО.
При получении требования от страховой компании в выплате средств в порядке регресса или суброгации, необходимо следовать следующим правилам:
ни в коем случае нельзя игнорировать письмо, нужно предоставить мотивированный ответ и указать причины, по которым возмещение не представляется возможным;
ни в коем случае нельзя признавать требования в письменном виде или в ходе ведения переговоров, если волеизъявление фиксируется путем составления бумаги с подписями договаривающихся сторон.
Регресс страховой компании по ОСАГО обычно осуществляется на основании претензии. Документ представляет собой письмо о необходимости выплаты конкретной суммы в порядке суброгации по исполненному обязательству в пользу потерпевшего на основании полиса ОСАГО. На самом деле для открытия судебного производства этого недостаточно. К претензии обязательно должна прикладываться документация в обоснование представленных требований, в частности:
постановление об административном нарушении или справка ГИБДД с места происшествия, приговор суда о признании участника события виновным в ДТП;
подтверждение права на суброгацию – договор между страховщиком и потерпевшей стороной с указанием оснований для получения материальной компенсации;
доказательство оценки ущерба независимым экспертом на основании заключения, могут предоставляться с этой целью фото с места происшествия, калькуляция стоимости страховой компании, обязательно счета на фактически выполненные работы и др.
При отсутствии таких документов вина и умысел на совершение административного или уголовно-наказуемого деяния страховой компанией не доказаны. Соответственно, получение возмещения в рамках таких договоренностей невозможно. Это следует указать в ответе на претензию.
Даже если вся документация в наличии, следует обратить внимание на следующие моменты:
соответствие повреждений автомобиля тем, которые указаны в справке ГИБДД и извещению о страховом случае;
включение в калькуляцию дополнительных работ, которые не связаны с причинением ущерба в рамках произошедшего ДТП.
Если виновник происшествия согласен с размером выплат в части, он может указать об этом в ответе на претензию. Однако следует помнить, что в отношении регресса по ОСАГО судебная практика складывается таким образом, что отказаться от компенсации в указанном размере, зафиксированном документально, будет практически невозможно.
Когда страховая прислала претензию на суброгацию, игнорировать этот запрос не следует. Но сначала необходимо проверить, не истёк ли срок исковой давности.
При актуальном сроке давности следует проверить документы. Требование СК должно быть подкреплено:
заключением экспертизы с расчётом стоимости ремонта;
документом, подтверждающим факт оплаты ущерба;
решением суда, постановлением о возбуждении уголовного дела или другими подтверждающими виновность документами;
документами из ГИБДД, подтверждающими факт ДТП;
действующей на момент аварии страховки КАСКО автомобиля потерпевшей стороны.
Нередки случаи, когда организации идут на хитрость и стараются любыми способами поживиться за счет незадачливого инициатора дорожно-транспортного происшествия. Важно внимательно ознакомиться с документацией, привлекайте к процессу юридически подкованного специалиста. Он поможет разобраться, подскажет, как можно избежать непредвиденных расходов.
Как правило, СК стремятся получить как можно больше прибыли, и осознано завышают взыскание. Это можно выполнить различными методами, особенно если в наличии не все документы, подтверждающие покрытие. Как не попасться на удочку мошенников? В этом помогут следующие рекомендации:
ознакомьтесь с выводами экспертизы, проверьте перечисленные повреждения;
возможно, одинаковые запчасти по нескольку раз вписаны в перечень;
могут быть включены в список ненужные в конкретном деле детали и работы;
посмотрите, какая указана стоимость ремонтных работ по акту (ставьте вопрос об учете средней цены по региону);
проверьте, включен ли износ автотранспортного средства.
Естественно, в таком вопросе поможет разобраться только квалифицированный мастер. При выявлении несоответствия или ошибок при расчетах следует составить опись выявленных недочетов и предъявить ее СК. Даже если она откажется отзывать свой иск, то такая бумага однозначно будет хорошим подспорьем для того, чтобы избежать уплаты, как в судебном, так и в досудебном разбирательстве.
Требование от страховой компании может поступить к виновнику ДТП в досудебном или судебном порядке.
В первом случае в адрес виновника ДТП может поступить досудебная претензия, в которой могут содержаться требования о компенсации суммы страхового возмещения в порядке регресса и суммы расходов страховой компании, возникших при рассмотрении страхового случая, а также платежные реквизиты и сроки перечисления указанной суммы.
Если виновник ДТП не удовлетворит требования, изложенные в претензии, страховая компания может обратиться в суд с с исковым заявлением о взыскании страхового возмещения в порядке регресса.
На что следует обратить внимание при предъявлении иска:
Срок давности. Он составляет 3 года. Начало срока — с момента перечисления страхового возмещения потерпевшим;
Наличие обстоятельств, являющихся основанием предъявления регрессных требований;
Размер заявленных требований. Если сумма завышена, желательно заявить в суде ходатайство о назначении соответствующей экспертизы.
Чем отличается регресс от суброгации по ОСАГО
Как уже было сказано ранее, чаще всего организатор аварии получает претензию в случае наличия у пострадавшего КАСКО. Поэтому если вы столкнулись с кем-то и вина ложится на ваши плечи, то в первую очередь уточните этот момент. Если ответ утвердительный, то следует обезопасить тылы:
когда ваша вина не видна невооруженным глазом, не признавайте ее;
общайтесь с потерпевшим, вы должны знать, что он планирует предпринять;
напишите заявление страховщику, что вы желаете лично наблюдать за ходом экспертизы;
если оценка не соответствует истине, то смело оспаривайте их, закажите независимую экспертизу;
не выбрасывайте документы об экспертизе и бумаги, подтверждающие все детали в течение 2–3 лет.
Отказ суброгации возможен, когда не доказана прямая виновность в дорожно-транспортном происшествии, в этом случае настаивайте на признании обоюдной виновности в произошедшем.
Бывают ситуации, когда по обоюдному решению участники столкновения не оформляют ее документально. В таком случае также необходимо взять расписку, о том, что автовладелец не будет требовать возмещения расходов на ремонт машины. Отсутствует единый образец таких расписок, можете составить ее в произвольной форме. Главное указать данные автотранспортного средства, водителя и описать произошедшую ситуацию.
Теперь вы знаете, что такое суброгация в деле и что она по договору страхования вполне возможна. Следует быть крайне предусмотрительным при произошедшей аварии по вашей неосторожности. Нужно учитывать всевозможные риски, проверять акты экспертизы и предотвращать возникновение долговых обязательств перед страховщиком. Оптимальным решением станет приобретения ДОСАГО, тогда никакая суброгация вам будет не страшна!
К страховщику, который выплатил возмещение, переходит право требования потерпевшего с причинителя вреда компенсации в размере осуществленной выплаты, если:
страхователь причинил вред жизни или здоровью потерпевшего умышленно;
причинитель вреда управлял транспортом, будучи в состоянии опьянения (при этом не имеет значения его вид — алкогольное, наркотическое или иное);
в момент ДТП страхователь управлял транспортом без прав;
причинитель вреда покинул место ДТП, то есть скрылся;
лицо, которое причинило вред, не вписано в договор ОСАГО;
ДТП совершено страхователем после окончания действия договора ОСАГО либо до момента, когда он вступил в силу;
ДТП оформлено без вызова сотрудников ГИБДД и участники не отправили заполненный экземпляр извещения о ДТП страховщику в 5-дневный срок с момента аварии;
в течение 15 дней после ДТП его виновник приступил к ремонту или утилизации транспорта, участвовавшего в происшествии, либо не предъявил его страховщику для проведения осмотра и экспертизы;
на момент ДТП истек срок действия диагностической карты;
страхователь при заключении договора ОСАГО предоставил страховщику недостоверные сведения, что повлекло уменьшение размера страховой премии.
Единственный способ защиты от суброгации – это покупка полиса ДСАГО. Наличие такой страховки автоматически переадресовывает все имущественные претензии в компанию, оформившую договор ДСАГО.
При этом стоимость восстановления машины должна укладываться в размер максимальной выплаты по добровольной «автогражданке». Лимит ответственности по ДСАГО определяется при оформлении полиса. Следовательно, нужно заранее прикинуть размер максимально возможного ущерба вследствие дорожной аварии.
В идеале лимит ответственности по такой страховке должен соответствовать максимальной цене самого дорогостоящего автомобиля. Соответственно, в небольших населенных пунктах лимит по полису ДСАГО может быть ниже, чем в крупных городах. Не секрет, что на дорогах мегаполисов огромное множество дорогих иномарок.
Если же автовладелец решил обойтись без полиса ДСАГО, а в дальнейшем стал виновником «сверхлимитной» аварии, придётся частично оплачивать расходы на ремонт машины потерпевшего. При этом в некоторых случаях можно слегка снизить затраты.
Если есть сомнения, что возмещения по ОСАГО окажется достаточно, стоит поддерживать связь с потерпевшим. Подобный подход позволит заблаговременно узнать о превышении размера максимального возмещения по «автогражданке». В таком случае следует связаться со страховщиком потерпевшего, чтобы решить вопрос о суброгации в досудебном порядке.
Конечно же, нужно непременно получить финансовые документы об оценке ущерба. В зависимости от обстоятельств дела это могут быть следующие бумаги:
Счёт или смета СТОА.
Заключение эксперта.
Калькуляция страховщика.
Часто страховые компании завышают стоимость восстановительного ремонта, а в некоторых случаях идут на подлог. Следовательно, стоит тщательно проанализировать финансовой документ на предмет соответствия действительности. Для этого потребуются специальные знания, поэтому желательно обратиться к экспертам.
Прежде чем выработать тактику: что делать, когда страховая подала в суд, давайте подробно разберем основные различия между типами заявленных исков.
Понятие суброгации прописано в статье 965 Гражданского кодекса, согласно которой страховая компания имеет право требовать от виновников дорожно-транспортных происшествий компенсацию средств, выплаченных клиентам согласно договорам КАСКО или ОСАГО. Важно помнить, что по суброгационному иску размер взыскиваемого ущерба не может превышать суммы, которая была выплачена клиенту по страховому договору. Фактически суброгация – это переход права требовать компенсацию за причиненный материальный ущерб от страховой компании к виновнику ДТП. Поскольку размер заявленной в иске компенсации не может превышать фактических выплат страховой компании, на практике встречаются случаи, когда виновнику предъявляются сразу 2 иска. Один со стороны страховой, которая таким образом покрывает свои финансовые потери, а второй – со стороны пострадавшего, которому не хватило полученной компенсации для ремонта транспортного средства. По закону он может взыскать недостающую сумму с виновника.
У суброгации есть одно ключевое отличие от регресса, которое связано с трактовкой исковой давности. Срок исковой давности по суброгации начинает отсчитываться с момента дорожно-транспортного происшествия. Что же касается регрессного иска, то срок исковой давности по нему начинает отсчитываться с момента совершения выплат со стороны страховой компании.
Определение регресса вытекает из текста Федерального закона РФ № 40 в редакции 2002 года. Именно в этом нормативном акте установлена возможность регресса при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Регрессный иск оставляет за страховой компанией право заявить компенсацию материального ущерба в адрес виновника ДТП. Основа регресса – это замена ответственной стороны, которая и должна выплачивать компенсацию за причиненный вред. Это очень важный момент, в котором и заключается сущность подаваемых исковых заявлений. Право на регресс страховая компания получает лишь после того, если она компенсировала причиненный виновником ДТП вред в полном размере. Например, клиент застраховал автомобиль на 100 000 рублей, столько же и получил согласно полису КАСКО, но реальный размер ущерба согласно данным технической экспертизы составляет 250 тысяч. В таком случае регрессный иск со стороны страховой компании к виновнику невозможен.
Существует еще нескольких обязательных требований, значительно ограничивающих возможности и права СК в области регресса:
Виновник дорожно-транспортного происшествия имел умысел на причинение вреда жизни, здоровью и имуществу клиента страховой компании. Логично предположить, что наличие такового умысла еще нужно постараться доказать.
Виновник ДТП осуществлял управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
Лицо, которое согласно расследованию ГИБДД, было признано виновником аварии, не имело права управления транспортным средством данной категории;
Виновник дорожно-транспортного происшествия скрылся с места аварии;
Если за рулем автомобиля находилось другое лицо, гражданская автогражданская ответственность которого не застрахована по полису ОСАГО, право подать регрессный иск в суд также не возникает.
Несмотря на то, что подобная ситуация является стрессовой для человека, который и так поучаствовал в аварии, необходимо сохранять спокойствие и рассудительность. Не совершайте поспешных действий и ни в коем случае не спешите идти на мировое соглашение. Для начала необходимо обратиться за консультацией к компетентному автомобильному юристу. Если после оценки ситуации он аргументирует, что выплачивать компенсацию добровольно до суда – единственно верный вариант, это всегда можно сделать. А до этого предпримите следующие действия:
Отправьте письменный запрос в суд, в который представители страховой компании отправили исковое заявление, и запросите копии материалов по делу. Лишь после анализа материалов дела опытным юристом можно определить, чего конкретно добивается страховая компания, есть ли у нее для этого достаточная доказательная база и правомерны ли вообще требования по компенсации выплаченного ущерба.
Сверьте копии документов, предоставленные страховой компанией для суда, и те материалы о ДТП, которые имеются у вас. Если при подробном сравнении обнаружатся даже мелкие несоответствия, квалифицированный адвокат легко вывернет ситуацию в вашу пользу и добьется отказа в удовлетворении иска.
Проверьте, не истек ли срок давности для предъявления требований по регрессу.
Свяжитесь с пострадавшей стороной и уточните, соответствует ли заявленный в исковом заявлении размер страховых выплат реальной компенсации. Напоминаем, что размер заявленных исковых требований не может превышать сумму, которая была реально выплачена потерпевшему в ДТП.
Проверьте достоверность приложенных документов на предмет мошеннических действий со стороны страховой компании. Особенно внимательно нужно относиться к результатам автотехнической экспертизы. Для гарантии воспользуйтесь помощью независимого эксперта.
Что же касается мошенничества со стороны истца, то приведем классический пример, который до сих пор встречается в юридической практике. По документам, которые были выданы органами ГИБДД пострадавшему и виновнику в аварии, пострадала левая сторона автомобиля. В документах, представленных страховой компанией в суд, приводится перечень работ по ремонту и замене агрегатов, которые конструктивно располагаются с правой стороны автомобиля данной марки. Налицо введения суда в заблуждение. Опытный адвокат не только добьется отказа по подобному иску, но и попробует компенсировать причиненный вам моральный вред.
Похожие записи: