Нарушение правил перевозки грузов ПДД

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нарушение правил перевозки грузов ПДД». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Комментируемая ст. 12.21 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки.

Совершение указанного деяния влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Объектом комментируемой статьи выступают общественные отношения в сфере государственного регулирования перевозки грузов и буксировки.

Объективная сторона рассматриваемого деяния заключается в нарушении правил перевозки грузов, а равно правил буксировки.

Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства (см. п. 23.1 ПДД РФ).

Перед началом и во время движения водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения (см. п. 23.2 ПДД РФ).

Перевозка груза допускается при условии, что он:

не ограничивает водителю обзор;

не затрудняет управление и не нарушает устойчивость транспортного средства;

не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;

не создает шум, не пылит, не загрязняет дорогу и окружающую среду.

Если состояние и размещение груза не удовлетворяют указанным требованиям, водитель обязан принять меры к устранению нарушений перечисленных правил перевозки либо прекратить дальнейшее движение.

Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди и сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди — фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета (см. п. 23.4 ПДД РФ).

Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м — для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами (см. п. 23.5 ПДД РФ).

Международные автомобильные перевозки осуществляются в соответствии с требованиями к транспортным средствам и правилами перевозки, установленными международными договорами Российской Федерации.

Буксировка на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться только при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего (см. п. 20.1 ПДД РФ).

При буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается перевозка людей в буксируемом автобусе, троллейбусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля, а при буксировке путем частичной погрузки — нахождение людей в кабине или кузове буксируемого транспортного средства, а также в кузове буксирующего (см. п. 20.2 ПДД РФ).

При буксировке управление буксирующими транспортными средствами должно осуществляться водителями, имеющими право на управление транспортными средствами в течение 2 и более лет (см. п. 20.2(1) ПДД РФ).

При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами в пределах 4 — 6 м, а при буксировке на жесткой сцепке — не более 4 м.

Гибкое связующее звено должно быть обозначено в соответствии с п. 9 Основных положений (см. п. 20.3 ПДД РФ).

Буксировка запрещается:

транспортных средств, у которых не действует рулевое управление (допускается буксировка методом частичной погрузки);

двух и более транспортных средств;

транспортных средств с недействующей тормозной системой, если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки.

Недействующими считаются системы, которые не позволяют водителю остановить транспортное средство или осуществить маневр при движении даже с минимальной скоростью;

двухколесными мотоциклами без бокового прицепа, а также таких мотоциклов;

в гололедицу на гибкой сцепке.

Субъектами рассматриваемого правонарушения могут выступать водители.

Субъективная сторона деяния характеризуется умышленной формой вины.

Раздел 23 ПДД РФ. Перевозка грузов

23.2.

Водитель обязан знать способы крепления и размещения различных грузов, особенности их перевозки как перед началом движения, так и во время перевозки. Смещение центра тяжести в одну из боковых сторон может привести к опрокидыванию автомобиля на повороте, в заднюю часть кузова – к потере сцепления передних колес с дорогой, а на крутом подъеме возможно опрокидыванию назад.

23.4.

В 23 пункте ПДД РФ подробно расписаны правила перевозки негабаритного груза. Транспортное средство с таким багажом на борту должно свободно перемещаться по общим полосам движения, не нарушая ПДД. Главный фактор – оно не должно создавать помех для других участников движения.

Под негабаритным подразумевается груз, который выходит за габариты автомобиля на 40 и более сантиметров сбоку и 1 метр спереди/сзади. При этом транспортное средство должно иметь соответствующий опознавательный знак.

Порядок перевоза негабаритных грузов, а также правила их перевозки установлены в следующих нормативно-правовых актах:

  • Устав автомобильного и городского транспорта, который утвержден Федеральным законом №259 от 08.11.2007.
  • Правила грузовых перевозок автотранспортом, составленные постановлением правительства РФ №272.
  • Инструкция по транспортировке негабаритных грузов по российским дорогам, которая утверждена министерством транспорта в 1996 (последнее обновление было в 2012 году).
  • Постановление правительства РФ №1090.

По уставу перевозить негабариты можно по дорогам всех типов (городские, междугородние, пригородные и международные). В законодательных актах имеются лишь некоторые исключения для особо опасных грузов (радиоактивные отходы, оружейные комплексы и т.д.).

Какой штраф предусмотрен за перевозку

В законодательстве РФ чётко регламентируются разрешённые к перевозке размеры негабаритных грузов. А именно:

  • длина – не больше 20 м;
  • негабаритный груз по ширине – не больше 2,55 м;
  • высота – не больше 4 м;
  • вес с грузом – не больше 38 т.

Перемещение крупногабаритного груза может выполняться без спецразрешений, если выполнены требования действующих правил ДД. А значит, он, превышая размеры машины сзади или спереди более чем на 100 см или сбоку больше чем на 40 см (от края габаритного огня), должен иметь специальные знаки.

При условиях плохой видимости (ночь, туман) нужно установить белый светоотражатель (спереди), красный светоотражатель (сзади) или фонари.

При несоблюдении габаритов и отсутствии спецразрешения может быть наложен административный штраф за негабарит по длине на грузовом автомобиле, а также по ширине и высоте. Даже превышение одного из параметров влечёт наказание. Так как, например, превышение габаритов по высоте может привести к порче установленных над дорогой знаков или линий электропередач. По ширине – превышать размеры дорожной полосы, затруднять движение других автомобилей.

Какой штраф за проезд под знак «Движение грузового транспорта запрещено», регламентирует часть 6-7 статьи 12.16 КоАП РФ. Он составляет от 500 до 5 тыс. рублей.

Законодательные акты утверждают следующие правила провоза негабаритов:

  • ТС оснащается опознавательными знаками («крупногабаритный груз»). Если речь идет об автоколонне, то они должны быть на каждом из ее участников.
  • Перевозка по любым дорогам допускается только при наличии соответствующего разрешения. Его необходимо заранее получать в местном отделении автоинспекции или министерстве транспорта (если речь идет о международных перевозках).
    Обратите внимание! В большинстве случаев на рассмотрение у государственных органов уходит 3-4 рабочих дня. Однако если транспортировка влечет за собой корректировку первоначальной конструкции ТС, оформление разрешения может затянуться на целый месяц. Поэтому об этом следует позаботиться заранее.
  • Уполномоченные органы могут отказать в выдаче разрешения, если: Есть варианты перевезти негабарит каким-либо другим, более безопасными видами транспорта (например, по железной дороге).
  • Негабарит можно разобрать на несколько составных частей, чтобы он перестал выходить за пределы габаритов транспортного средства.
  • Не обеспечивается абсолютная безопасность транспортировки.
  • В обязанности перевозчика входит организация сопровождения, если размеры негабарита находятся в следующих диапазонах: длина 24-30 м, ширина 3,5-4.
  • Если размеры груза превышают указанные выше параметры, то перевозка осуществляется вместе с патрульными машинами ГИБДД. Также это происходит в некоторых отдельных ситуациях (например, того требует обеспечение безопасности).
  • Вопрос об ответственности за превышение допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства как никогда становится актуальным и вызывает множество споров, а также наносит значительный материальный ущерб для собственников большегрузов и грузоперевозчиком.

    Согласно ст. 12.21.1 КоАП РФ ответственность за движение тяжеловесного и транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства без специального разрешения, с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства без специального разрешения либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении может достигать от 100 до 400 тысяч.

    Но помимо административной ответственности владельцы транспортных средств могут получить иск о взыскании ущерба причиненного автомобильной дороге при превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузки на ось.

    В судебной практике не сложилось единообразия по разрешению таких споров. В настоящей статье попробуем выделить несколько критериев, в соответствии с которыми в исковых требованиях может быть отказано.

    В значительных количествах случаев по делам о взыскании ущерба причиненного автомобильной дороге при превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузки на ось выступают региональные ведомства.

    Штрафные санкции за транспортировку негабаритного груза без разрешения определяются ч.2 статьи 12.21 КоАП. Для простых граждан возможны 2 меры наказания: денежный штраф 1500-2000 рублей, либо лишение прав на период от 2 до 4 месяцев. Для должностных лиц (сотрудники транспортных компаний) денежный штраф выше – от 10 до 20 тысяч рублей. Юридические лица могут быть оштрафованы на сумму до полумиллиона рублей.

    Правила перевозки грузов автомобильным транспортом

    Самый популярный вид грузоперевозок – на грузовом и легковом автомобиле. В первую очередь он регламентируется Правилами дорожного движения (ПДД). Дополнительные нюансы перевозок регулируются следующими документами и приложениями:

    • Постановление правительства России №272 – здесь перечислены правила оформления договора, маркировки, требования к погрузочным работам.
    • Приказ Минтранса РФ №15 – здесь перечислены требования к рабочему графику водителей.
    • Приказ Минтранса РФ № 258 – документ о перевозки крупногабаритных грузов.
    • Постановление Правительства РФ №1090 – дополнительные Правила дорожного движения для автомобилей, перевозящих грузы.
    • Постановление Правительства РФ №730 – здесь перечислены правила международных грузоперевозок.

    Груз разрешается к перевозке автотранспортом, если соблюдены следующие правила:

    • Исключен риск выпадения вещей из машины (для этого он должен быть надежно закреплен).
    • Перевозимый груз не мешает управлению транспорта и не закрывает обзор водителю (например, при провисании с крыши легкового авто).
    • Опознавательные знаки автомобиля и световая оптика не должны быть закрыты (в том числе при перевозке груза в багажнике или прицепе).
    • Груз не издает громких звуков, которые перекрывали бы сигналы машины.
    • Груз не пылит и не оставляет грязи на дороге (касается сыпучих материалов, песка загруженного насыпью), не повреждает асфальт.

    Особые правила прописаны для доставки крупногабаритных грузов. К ним относится все, что выступает за пределы машины: спереди и сзади более чем на 100 см, справа и слева – более чем на 40 см. В этом случае требуется организация перевозки крупногабаритного груза.

    Для перевозки крупногабаритного груза подойдет транспорт с длиной менее 12 м (для автопоезда параметр увеличивается до 20 м). Предельная ширина составляет 2,55 м (для изометрических кузовов – 2,6 м). Максимальная высота транспортного средства – 4 м. Максимальная масса транспорта зависит от типа и количества осей:

    Количество осей Максимальная масса авто в тоннах
    Одиночные автомобили Автопоезда
    2 18
    3 25 28
    4 32 36
    5 38 40
    6 и более 44

    С целью обеспечения всех обязательств между транспортной компанией и клиентом надо заключить договор. Требования к документу прописаны в Постановлении правительства РФ №272. Процесс заключения договора проходит в несколько этапов:

    1. Оформление заявки на грузоперевозку, обсуждение условий сотрудничества;
    2. Составление договора (шаблонного или индивидуального);
    3. Внесение правок и утверждение;
    4. Подписание документа и заверение печатями.

    Транспортное средство должно быть предоставлено для погрузки товара в полностью исправном виде и в соответствии всем условиям, прописанным в договоре. Любое отклонение приравнивается к нарушению соглашения, что может повлечь за собой требование по выплате неустойки (если такое указано в контракте). Это же относится к временным требованиям: если машина не будет предоставлена в течение 2 часов от прописанного в договоре срока, то клиент вправе отменить заказ и востребовать возмещение нанесенного ущерба, в зависимости от ценности груза.

    Важно: за погрузку всегда отвечает грузоотправитель. Получение контейнера и его разгрузка – обязанность получателя. Перевозчик несет ответственность только за сохранение товара во время транспортировки.

    Статья 12.21. Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки

    Чтобы обеспечить сохранность перевозимого товара, надо его упаковать и расфасовать в тару, которая пригодна для хранения определенного типа груза. Контейнеры пломбируются – это нужно для защиты от вскрытия посторонними лицами. Требования к процедуре:

    • Пломба должна быть идентификационной (иметь информацию о владельце, дате).
    • Факт опломбирования фиксируется в транспортной накладной.
    • Грузоотправитель должен проверить целостность пломбы до отправки транспорта.
    • На каждых дверях фургонов, контейнеров и на крышках цистерн устанавливается своя пломба.

    Обязанность перевозчика обеспечить целостность пломб во время транспортировки. Их вскрытие является основанием для предъявления претензий грузоотправителя и грузополучателя.

    Опасными называют любые перевозимые контейнеры с взрывчатыми, радиоактивными и токсичными газами, растворами и пероксидами. Правила их транспортировки:

    • Опасные грузы должны быть упакованы по ГОСТу, все требования перечисляются в технических документах.
    • Машина должна иметь знаки и наклейки, предупреждающие других водителей о перевозке опасных газов и жидкостей.
    • Транспорт, пригодный для перевозки опасного груза, имеет специальную окраску (оранжевый, синий или бело-красный).
    • Соприкосновение контейнеров с топливным баком, тепловыми и электрическими деталями запрещено.
    • Транспортное средство обязано иметь заземление, изолированную вентиляцию, уплотненный корпус.
    1. Распределение веса по осям ТС определяется данными из ПТС автомобиля и приложениями к Правительственному постановлению № 272, где указаны номинальные значения.
    2. Фактический вес определяется грузоотправителем либо перевозчиком, в зависимости от того, кто осуществляет погрузку, если иной порядок не предусмотрен условиями договора.
    3. Водитель обязан контролировать процесс погрузочных работ, в частности, следить за фиксацией и расположением груза на платформе.
    4. Если фактический вес груза превышает установленные значения более чем на 2%, оформляется спецразрешение и согласовывается маршрут следования.
    Расстояние между осями в метрах Значения в тоннах для ТС группы А: эксплуатация на автотрассах 1-3 категорий Значения в тоннах для ТС группы Б: эксплуатация на автострадах любой категории
    2 и больше 10 6
    1.65-1.2 9 5.7
    1.65-1.35 8 5.5
    1.35-1 7 5
    1 и меньше 6 4.5

    Обычно две: динамическая и контрольная. Если при первом взвешивании выявлен перегруз, автомобиль проходит контрольное измерение. При этом водителю нужно удостовериться, что лица, проводящие взвешивание, имеют соответствующие сертификаты и разрешения.

    Да, погрешности допускаются. В зависимости от способа взвешивания, допускаются такие отклонения:

    1. Автоматическое взвешивание по осям — 11%.
    2. Автоматическое взвешивание в общем значении — 5%.
    3. Осевая и общая погрешность при взвешивании на мобильных и стационарных пунктах — 2%.

    Штраф за превышение габаритов транспортного средства

    1. Шоферу — 1 000-1 500 рублей.
    2. Ответственному лицу — 10 000-15 000 рублей.
    3. Компании-перевозчику — 100 000-150 000 рублей.
    1. Шоферу — 3 000-4 000 рублей.
    2. Ответственному лицу — 25 000-30 000 рублей.
    3. Компании-перевозчику — 250 000-300 000 рублей.
    1. Шоферу — 5 000-10 000 рублей или лишение права управления на 2-4 месяца.
    2. Ответственному лицу — 35 000-40 000 рублей.
    3. Компании-перевозчику — 350 000-400 000 рублей.
    1. Шоферу — 7 000-10 000 рублей либо лишение прав до полугода.
    2. ответственному лицу — 45 000-50 000 рублей.
    3. Компании-перевозчику — 400 000-500 000 рублей.

    Здесь всё просто. Главное, не допускать перегруза транспортного средства больше чем на 2% от максимально допустимых значений. Если это произошло, необходимо получить соответствующее разрешение на перевозку такого груза, и согласовать маршрут следования с ГИБДД.

    Эта мера применяется к нарушителям, которые не обжаловали и не оплатили штраф в установленные законом сроки. Отметим, что погасить задолженность нужно в течение 2 месяцев, с момента получения извещения о штрафе.

    Как показывает практика, штраф за перегруз в суде выиграть практически нереально. Судебные органы не будут изучать различные элементы дела, когда есть доказательства в перегрузе. Здесь нужен опытный автоюрист, который хорошо знаком со спецификой данного направления. Совет водителям можно дать только один – внимательно проверяйте груз перед его транспортировкой!

    1. Объект данного правонарушения — безопасность дорожного движения, правила дорожного движения.

    2. С объективной стороны нарушение, предусмотренное ч. 1, представляет собой действие или бездействие и выражается в несоблюдении правил перевозки грузов, правил буксировки.

    Правонарушение считается оконченным с момента нарушения соответствующего правила перевозки грузов, правил буксировки.

    3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

    4. Субъектами правонарушения выступают водитель транспортного средства, осуществляющий буксировку или перевозку грузов с нарушением установленных правил, а также должностное лицо, ответственное за перевозку.

    Какой штраф могут выписать за негебаритные грузы

    Постановление Верховного Суда РФ от 09.01.2020 N 11-АД19-43

    Лицо, нарушившее правила буксировки, подлежит административной ответственности по статье 12.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Обстоятельства, связанные с тем, были ли допущены Филочкиным А.В. нарушения правил буксировки транспортного средства не выяснялись.
    Кроме того, в протоколе об административном правонарушении Филочкину А.В. вменялась перевозка груза с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 20 см, но не более 50 см.

    Постановление Верховного Суда РФ от 03.05.2017 N 14-АД17-2

    В то же время в силу части 1 статьи 12.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил перевозки грузов, а равно правил буксировки влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
    Согласно пункту 23.3 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, перевозка груза допускается, в частности, при условии, что он не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой.

    Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2020 N 2365-О

    Как следует из представленных материалов, постановлением должностного лица территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 12 июля 2018 года Н.В. Редько как собственник транспортного средства был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21 КоАП Российской Федерации (движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным). Бердский городской суд Новосибирской области и Новосибирский областной суд оставили данное постановление без изменений.

    Определение Конституционного Суда РФ от 25.10.2018 N 2559-О

    Как следует из представленных материалов, постановлением должностного лица, оставленным без изменения решением суда, заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.21 КоАП Российской Федерации с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей за движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

    • Статья 1.5. Презумпция невиновности
    • Статья 2.1. Административное правонарушение
    • Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
    • Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
    • Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
    • Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
    • Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
    • Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах
    • Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

    От совершения правонарушения до вынесения постановления проходит несколько этапов. Возможны два варианта выявления факта нарушения ст. 12.21.1 КоАП РФ: инспектором Ространснадзора или ГИБДД либо с помощью автоматизированных весогабаритных комплексов. Рассмотрим порядок привлечения перевозчика к ответственности за превышение допустимых габаритов при выявлении нарушения инспектором. О том как вести себя при остановке автомобиля инспектором — в отдельной статье.

    Если превышение допустимых габаритных размеров транспортного средства зафиксировано автоматическим комплексом весогабаритного контроля, к ответственности привлекается собственник транспортного средства. При этом порядок привлечения его к административной ответственности существенно различается по сравнению с ситуацией, когда выявление превышения допустимых габаритов производится инспектором.

    Во-первых, не составляется протокол об административном правонарушении. Во-вторых, не проводится административного расследования. В-третьих, у нарушителя нет возможности давать пояснения до вынесения постановления.

    Есть и другие отличия кроме вышеперечисленных. Их разъяснение выходит за рамки настоящей статьи.

    Штрафы за перевозку негабаритных грузов

    Нередко перевозчики жалуются на получение постановлений за превышение допустимых габаритов, зафиксированных автоматизированными весо-габаритными комплексами. При этом на фотографии видно, что тент натянут не плотно и надулся (или выгнулся) под действием ветра. При этом перевозимый груз не относится к категории крупногабаритного. Можно ли предъявить транспортную накладную и оспорить постановление на этом основании?

    Ответ — нет. Пунктом 6 Правил перевозки грузов установлено, что крупногабаритное транспортное средство — транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают предельно допустимые габариты транспортного средства согласно приложению № 1.

    Говоря другими словами, не важна причина по которой габариты автопоезда превысили допустимые — для привлечения владельца к административной ответственности достаточно зафиксированного факта нарушения.

    При ненадлежащем закреплении груза в транспортном средстве возможно его заваливание. Если перевозка выполняется автомобилем с тентованным кузовом или полуприцепом, происходит увеличение габаритов транспортного средства. Служит ли это основанием для отмены постановления?

    Для привлечения лица к административной ответственности необходимым и достаточным условием является факт совершения правонарушения. Иными словами, если инспектором или автоматизированным весогабаритным комплексом установлено событие правонарушения — превышение габаритных размеров транспортного средства — это является основанием для привлечения нарушителей к ответственности безотносительно к причинам возникновения нарушения.

    К сожалению, не все перевозчики и грузоотправители это понимают, доверяются недобросовестным советчикам или даже юристам, пытаются отменить постановление о негабарите по этому основанию и в итоге теряют время для оспаривания постановления по реально существующим основаниям или для уменьшения суммы штрафа, подлежащего уплате.

    Довольно широко распространено заблуждение о том, что если на месте привести габариты транспортного средства к допустимым значениям, административной ответственности (штрафа) не будет. К сожалению, это не так.

    Само по себе выявление правонарушения означает, что нарушитель должен быть привлечен к ответственности. Устранение нарушения на месте — не добрая воля водителя (перевозчика), а необходимое условие для продолжения движения. В соответствии со ст. 27.13 КоАП РФ при совершении правонарушения, предусмотренного ст. 12.21.1 КоАП РФ, применяется задержание транспортного средства. Задержание производится как помещением автомобиля на специализированную стоянку, так и применением технических средств, блокирующих автомобиль (пресловутый «башмак»).

    Прекращение задержание производится только после устранения причин, послуживших задержанию, в рассматриваемом случае — после устранения превышения габаритных размеров автомобиля. Но правонарушение уже выявлено, а значит, все нарушители (не только водитель, в отношении которого постановление составлено инспектором на месте) должны быть привлечены к ответственности.

    Административный материал о выявленном правонарушении направляется в подразделение ГИБДД или Ространснадзора для проведения административного расследования в отношении владельца транспортного средства, где уже другой инспектор (не тот, который остановил автомобиль на дороге) выполняет необходимые формальности, направленные на привлечение нарушителя — юридического лица или предпринимателя — к ответственности.

    Ответственность грузоотправителя за погрузку груза в транспортное средство с соблюдением допустимых габаритных размеров предусмотрена ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ. Наказанием является штраф в размере 80-100 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей и 250-400 тысяч рублей для юридических лиц.

    Любопытно, что ч. 12 ст. 11 УАТиГНЭТ обязывает грузоотправителя соблюдать лишь допустимые нагрузки на оси и не превышать общую массу транспортного средства. Обязанность грузоотправителя контролировать габариты груза в УАТиГНЭТ и ППГАТ не предусмотрена.

    Постановление о привлечении перевозчика и грузоотправителя к административной ответственности за несоблюдение габаритных размеров транспортного средства можно обжаловать в порядке ст. 30.1 КоАП РФ. Срок обжалования — 10 дней со дня получения постановления.

    Обжаловать постановление можно как вышестоящему должностному лицу (начальнику подразделения ГИБДД или начальнику территориального управления Ространснадзора), так и в суд. При одновременном обжаловании постановления и вышестоящему должностному лицу, и в суд, жалоба рассматривается судом.

    В жалобе на постановление об административном правонарушении следует четко указать основания для освобождения юридического лица от ответственности за несоблюдение допустимых габаритных размеров автомобиля, сослаться на нормы права, судебных акты высших судов, подтверждающие вашу правовую позицию. При наличии сомнений в своих силах следует обратиться к профессиональному юристу, который сможет грамотно составить жалобу и подать ее по нужному адресу и отменить постановление или снизить размер штрафа.

    Постановление Правительства РФ от 23.10.93 N 1090

    Согласно ПДД, негабаритом может считаться груз любого типа, который, при размещении на транспортном средстве или прицепе, вывешивается над дорожным покрытием сзади, спереди или сбоку. Но ответственность за подобные перевозки наступает лишь при нарушении водителем нормативов, установленных ГОСТом, по выступу багажа менее чем на 1 метр. В иных случаях транзит длинных и широких объектов на легковушке или грузовой машине законом не запрещен.

    В действующих правилах РФ за допустимый ГОСТ крупногабаритных багажей отвечает статья 23, состоящая из 5-ти отдельных частей. В ней детально расписано:

    • На сколько сантиметров груз может выступать за пределы транспортного средства или прицепа спереди, сзади и сбоку;
    • В каких случаях автолюбитель получает разрешение на транзит негабарита;
    • Виды административных наказаний за нарушение ст. 23 ПДД.

    Также упомянутый раздел настоящих правил включает в себя и требования по креплению перевозимых объектов на собственном автомобиле. Ведь в случае их срыва во время движения ответственность за причиненный ущерб будет нести именно водитель.

    Важно знать! При остановке транспортного средства сотрудники Госавтоинспекции могут выписать гражданину штраф за негабарит по длине только в том случае, когда он выступает за линию заднего или переднего бамперов более, чем на один метр.

    Если же объект размещен на крыше авто таким образом, что и с тыла, и с фронта он вывешивается всего на 0.1 — 0.9 м., то такая транспортировка нарушением считаться не будет. Но для пущей безопасности инспектора ГИБДД попросят автомобилиста прикрепить яркие ленточки красного или оранжевого цвета на края багажа, чтобы другие участники движения своевременно обратили на него внимание.

    В соответствии со статьей 23 ПДД РФ, штрафом за негабарит по ширине считается выступ груза за допустимые пределы машины более, чем на 40 см. При этом отмерять часть клади, не вместившейся на багажнике ТС или прицепе следует не по крайней точке кузова, как это было в первом варианте, а по задним световым сигналам. Ведь в темное время суток водители могут не заметить негабаритный объект на крыше авто и зацепить его при обгоне, спровоцировав ДТП.

    Нарушение правил по транспортировке больших и тяжелых кладей на личном авто относится к легким проступкам, а потому в качестве максимального наказания за него КоАП может вынести водителю только материальное взыскание, размер которого напрямую зависит от обстоятельств случившегося. Какие конкретно штрафы за негабаритный груз в 2019 году будут получать владельцы легковых и грузовых ТС, рассмотрим ниже.

    Ранее мы упоминали, что сотрудники Госавтоинспекции имеют право выписать постановление не только при несоответствии размеров багажа, но и при превышении его веса. Сумма взыскания за подобный проступок всего 500 рублей.

    Это же касается и водителей, осуществляющих грузоперевозку без специального разрешения, выданного местными органами самоуправления или областным Росавтодором. Но если негабарит укомплектован светоотражающими лентами или же соответствующим знаком, то инспектора ГАИ могут ограничиться устным предупреждением.

    Приведенные выше нормативные акты предусматривают административную ответственность для 3-х категорий лиц: перевозчик, должностное лицо (например, сотрудник логистической компании), юридическое лицо. Если грузоперевозку на коммерческой основе осуществляет водитель от своего имени без регистрации юрлица, он все равно несет ответственность, как юридическое лицо.

    Для транспортировки изделий с габаритами более 20х2.55х4 (ДхШхВ) или массой свыше 38 тонн, требуется получение специального разрешения. Для его оформления необходимо подать заявление и установленный пакет документов в Федеральное дорожное агентство «Росавтодор». Где анализируется маршрут, наличие препятствий на пути следования и факторы, влияющие на безопасность движения. Грузоперевозка без данного разрешения грозит:

    • водителю – штраф ГИБДД в размере 2000-2500 р., или лишение водительских прав на 4-6 месяцев;
    • должностному лицу – 15000-20000 р.;
    • юридическому лицу – 400000-500000 р.

    При этом производится задержание транспортного средства, которое на время разбирательств помещается на специализированной стоянке.

    Разрешение, выданное «Росавтодор», содержит информацию о характеристиках изделия, включая его габариты и массу. При превышении габаритов с какой-либо стороны более 10%, накладывается административный штраф. Такие же последствия влечет превышение массы изделия более 5%, либо превышение нагрузки на ось ТС. Сумма штрафа в данном случае составляет:

    • для водителя – 1500-2000 рублей, или лишение водительских прав на 2-4 месяца;
    • для должностного лица – 10000-15000 р.;
    • для юридического лица – 250000-400000 р.

    Также производится задержание автомобиля.

    Статья 12.21 КоАП РФ. Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки

    Помимо наличия разрешения, недопущения перегруза и соблюдения габаритов ТС с изделием, транспортировка должна осуществляться в соответствии со следующими правилами:

    • наличие на ТС знаков «Автопоезд», «Крупногабаритный груз» и «Длинномерное транспортное средство», при необходимости;
    • организация сопровождения на всем пути следования, если размеры ТС с предметом превышают 3.5 метра по ширине и 24 метра по длине;
    • прицеп должен иметь автоматическую систему торможения, а также стояночный тормоз и противооткатный механизм;
    • обеспечение устойчивости ТС на дороге, отсутствие помех для обзора водителя и участников движения;
    • а также ряд других правил.

    Нарушение любого из этих пунктов также ведет к административной ответственности. Вот какое наказание за негабаритный груз предусмотрено в этом случае:

    • для водителя – 1000-1500 р.;
    • для должностного лица – 5000-10000 р.;
    • для юридического лица – 150000-250000 р.

    Также нарушение ПДД в отношении крупногабаритного и тяжеловесного ТС влечет к наложению штрафа водителю в размере 5000 рублей.

    Транспортировка негабаритного груза в каждом случае требует серьезной подготовки. Чтобы избежать административной ответственности, задержки перевозки и потери денег, необходимо соблюдать все предписанные правила. Однако по тому, сколько нарушений было совершено за 2019 год, можно сделать вывод, что далеко не всем и не всегда удается это сделать. Иногда перевозчик идет на нарушение неосознанно, просто до конца не разобравшись в ситуации.

    Чтобы избежать неприятных последствий, вы можете обратиться в компанию «Партнер» за бесплатной юридической помощью, а также консультацией логиста с 12-летним опытом. Также, при необходимости мы поможем вам организовать перевозку негабаритного груза. Чтобы получить консультацию, позвоните по телефону, указанному на сайте.

    2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

    2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 06.10.2011 N 824)

    водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории; (в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.03.2012 N 254, от 24.10.2014 N 1097)

    регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам); (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)

    Абзац 4. — Исключен. (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.11.2012 N 1156)

    в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а также специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов; (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 28.06.2002 N 472, от 28.03.2012 N 254, от 26.03.2020 N 341)

    документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид»; (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.01.2016 N 23)

    Абзац седьмой — Утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2019 N 1747)

    В случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, иметь и передавать для проверки уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, путевой лист и документы на перевозимый груз, специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.07.2016 N 700, от 04.12.2018 N 1478)

    2.1.1.1. В случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», представить по требованию сотрудников полиции, уполномоченных на то в соответствии с законодательством Российской Федерации, для проверки страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства. Указанный страховой полис может быть представлен на бумажном носителе, а в случае заключения договора такого обязательного страхования в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 указанного Федерального закона, в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе. (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2019 N 1747)

    5.1. Пассажиры обязаны:

    при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле — быть в застегнутом мотошлеме;

    посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.

    Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

    5.2. Пассажирам запрещается:

    отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;

    при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;

    открывать двери транспортного средства во время его движения.

    7.1. Аварийная сигнализация должна быть включена: (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 N 254)

    при дорожно-транспортном происшествии;

    при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;

    при ослеплении водителя светом фар;

    при буксировке (на буксируемом механическом транспортном средстве). (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)

    при посадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки «Перевозка детей» , и высадке из него. (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 84)

    Водитель должен включать аварийную сигнализацию и в других случаях для предупреждения участников движения об опасности, которую может создать транспортное средство. (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 N 254)

    Здесь и далее опознавательные знаки указаны в соответствии с Основными положениями. (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 84)

    7.2. При остановке транспортного средства и включении аварийной сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен: (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 28.03.2012 N 254)

    при дорожно-транспортном происшествии;

    при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, и там, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями.

    Этот знак устанавливается на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности. Однако это расстояние должно быть не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и 30 м — вне населенных пунктов. (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)

    7.3. При отсутствии или неисправности аварийной сигнализации на буксируемом механическом транспортном средстве на его задней части должен быть закреплен знак аварийной остановки. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 28.03.2012 N 254)


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *