Отчетность нко за 1 полугодие 2021 только добровольные пожертвования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчетность нко за 1 полугодие 2021 только добровольные пожертвования». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • как по-новому вести учет целевых средств и предпринимательской деятельности
  • какие меры господдержки для НКО предусмотрены
  • о переходе в 2021 г. на новое ФСБУ 5/2019 «Запасы» с учетом специфики НКО
  • о новом ФСБУ «Некоммерческая деятельность»
  • о новых требованиях к оформлению учредительных документов, договоров, смет

Напомним: с 2020 г. многие некоммерческие организации стали обязаны применять новое ПБУ 18/02 и формировать резервы. Вышли новые законы, регламентирующие повышенный контроль целевых трат. В связи с этим для бухгалтера стало важно правильно оформлять целевое финансирование и вести раздельный учет, по-новому нужно составлять бухгалтерскую и налоговую отчетность в 2021 г.

Семинар поможет вам правильно и без ошибок работать в 2021 году!

Как поменялась отчетность НКО в 2021 г. с учетом новых ФСБУ?

  • Член Комиссии по профессиональным квалификациям в области бухгалтерского учета (при Нацсовете при Президенте РФ по проф. квалификациям);
  • Победитель конкурса «Бухгалтерский Оскар»;
  • Управляющий партнер аудиторской компании ООО «Академия успешного бизнеса»;
  • Аттестованный аудитор;
  • Лектор ИПБ России, по данным журнала «Семинар для бухгалтера» вошла в десятку лучших лекторов России.

Автор книг: «Бухгалтерский учет и налогообложение некоммерческих организаций», «Новая бюджетная отчетность», «Расчет налога на прибыль в бухгалтерском и налоговом учете», «Типичные ошибки в учете материалов» и более ста публикаций по бухгалтерскому учету и налогообложению.

    В ГК РФ указаны несколько организационно-правовых форм предприятий, которые создаются на некоммерческой основе:

    1. Потребительские кооперативы (союзы, общества).
      Принято считать, что такие предприятия образуются только с коммерческой целью. Однако в некоммерческой сфере они могут быть организованы с целью объединения физических и юридических лиц для удовлетворения нужд их участников и решения общих проблем. Например, жилищные кооперативы, кредитные общества граждан, садоводческие и дачные объединения, сельскохозяйственные союзы и др.
      Финансирование таких организаций осуществляется за счет участников путем внесения паев.
    2. Фонды.
      Они существуют за счет добровольных взносов граждан и юридических лиц. Фонды преследуют цели, полезные для всего общества: образовательные, социальные, культурные. Часто в виде фондов ведут деятельность благотворительные организации.
    3. Общественные и религиозные организации.
      Это добровольные союзы и объединения граждан с общими интересами и нематериальными (например, духовными) потребностями. Такие объединения могут также функционировать в форме учреждения, общественного движения, фонда. Учредителями могут быть как физические, юридические лица, так и их объединения.
    4. Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы).
      Создаются для координирования предприятий коммерческой сферы и защиты их, а также общих интересов. В качестве учредительной документации выступает учредительный договор, подписанный всеми участниками объединения, и устав. При вступлении в такое объединение самостоятельность каждого члена сохраняется.
    5. Учреждения.
      К ним относятся организации, созданные учредителем (учредителями) для осуществления образовательных, социальных, культурных и управленческих функций. При этом учреждения могут быть как на полном финансировании учредителями, так и на частичном. Для ведения деятельности учреждения могут привлекать благотворительные взносы юридических и физических лиц.

    Бухгалтерская отчетность некоммерческих организаций в 2021 году

    Это самое общее основание, если не знаете как определить поступление, применяйте его.
    По нему вносителем может быть любое физическое или юридическое лицо. Оно применимо к любой форме НКО. Вноситель полностью доверяет НКО использование средств, в рамках её устава. После оплаты никаких закрывающих документов предоставлять вносителю не требуется.

    Основание платежа: » Добровольный взнос на развитие уставных целей некоммерческой организации. сумма. НДС не облагается».

    Обычно так платят мелкие суммы при большом доверии к НКО.

    НКО публикует на сайте, листовках или любым доступным способом программу мероприятия. Которая обычно состоит из описания целей/проблемы, как они будут достигнуты/решены, необходимое количество средств. Обязательно указывается идентификатор мероприятия.

    Примеры основания платежа:

    Взнос на проведение некоммерческого мероприятия No131 «Очистка парка Измайлово», согласно уставным целям НКО.

    Общий отчет по проведенному мероприятию, как правило, фактическая смета расходов публикуется на сайте или другом доступном месте, чтобы все вносители средств могли с ним ознакомиться.

    Публикация отчета не обязательна, но очень рекомендуема. Её отсутствие говорит о непрозрачности использования средств, появляется статус высокорискованной деятельности, что значительно повышает риск проведения проверок государственными органами и падения уровня доверия со стороны вносителей.

    Некоммерческие организации могут получать следующие налоговые льготы и освобождения:

    • право не облагать налогом на прибыль (при применении упрощенной системы налогообложения – налогом, взимаемым при применении УСН) целевые поступления, перечисленные в ст. 251 Налогового кодекса РФ;
    • при продаже товаров, работ, услуг, относящихся к социальной сфере, пользоваться льготами по налогу на добавленную стоимость (согласно главе 21 НК РФ);
    • право не удерживать налог на доходы физических лиц при осуществлении некоторых выплат, связанных с благотворительной деятельностью.

    В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ налогом на прибыль не облагаются:

    • пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
    • взносы учредителей (участников, членов) НКО, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • безвозмездно полученные работы (услуги), выполненные (оказанные) при наличии договора;
    • средства и иное имущество, имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности;
    • средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов на осуществление уставной деятельности;
    • имущество, имущественные права, переходящие по завещанию в порядке наследования.

    Ст. 149 Налогового кодекса РФ освобождает от налогообложения следующие виды деятельности, которыми могут заниматься НКО:

    • услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями организаций здравоохранения, органов социальной защиты населения и (или) федеральных учреждений медико-социальной защиты;
    • услуги по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования;
    • услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;
    • услуги в сфере образования, оказываемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являющимися некоммерческими организациями, по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений, услуг по социальному обслуживанию несовершеннолетних детей;
    • услуги по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных граждан, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании и которым предоставляются социальные услуги в организациях социального обслуживания в соответствии с законодательством РФ о социальном обслуживании и (или) законодательством РФ о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
    • услуги по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей;
    • услуги по выявлению совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких граждан и их семей;
    • услуги по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах;
    • услуги по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;
    • услуги населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
    • услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, оказываемые по направлению органов службы занятости;
    • реализация товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) РФ в соответствии с Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) РФ и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации»;
    • услуги, оказываемые организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства;
    • работы (услуги) по производству кинопродукции, выполняемые (оказываемые) организациями кинематографии, реализация прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма;
    • реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:
    • общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;
    • организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов;
    • учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
    • передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», за исключением подакцизных товаров;
    • реализация входных билетов и абонементов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия; оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки и проведения указанных мероприятий;
    • услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории РФ, оформленных путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности;
    • безвозмездное оказа��ие услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством РФ о рекламе.

    Почему это важно знать НКО?

    Безвозмездное пользование имуществом для НКО больше не будет связано с расчетом налогов, заполнением деклараций и бюрократической головной болью.

    Подробнее

    С 1 января 2021 г. вступают в силу изменения в Налоговый кодекс, которые расширяют список целевых поступлений, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Наряду с пожертвованиями, грантами к ним будут относиться также имущественные права в виде права безвозмездного пользования имуществом, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности.

    Предыдущая редакция нормы пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ применялась только в отношении государственного и муниципального имущества. А в случае предоставления НКО иного имущества экономическая выгода от полученного права пользования подлежала обложению налогом на прибыль и рассчитывалась исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества.

    Однако стоит помнить про важное условие — имущество должно использоваться с соблюдением целевого назначения.

    Почему это важно знать НКО?

    Проверки будут проходить быстрее, не придется печатать коробки документов и тащить их в Минюст России. А процедура может стать еще более прозрачной.

    Подробнее

    С 1 июля 2021 г. начинают действовать положения нового закона о государственном и муниципальном контроле.

    Среди главных нововведений:

    1. уменьшен срок документарных и выездных проверок — до 10 рабочих дней;
    2. взаимодействие с проверяющими органами будет происходить в электронной форме (информирование о действиях и решениях в рамках проверки, направление запрашиваемых документов, подача жалобы);
    3. закрепление приоритетности при осуществлении контроля профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), по отношению к контрольным (надзорным) мероприятия;
    4. допускается независимая оценка соблюдения обязательных требований, которую будут проводить аккредитованные организации (при подтверждении соблюдения требований юридическому лицу будет выдано заключение о соответствии, а плановые контрольные мероприятия в течение срока действия заключения проводиться не будут).
    5. освобождение проверяемого лица от проведения контрольных мероприятий в случае заключения договора страхования рисков причинения вреда (ущерба).
    6. установлены новые формы контрольных мероприятий: выборочный контроль, инспекционный визит, выездное обследование — которые могут проводиться без информирования проверяемого лица.

    Кроме этого, важно отметить, что если в рамках контрольного мероприятия будут допущены грубые нарушения требований закона, то решение по результатам его проведения подлежит отмене.

    В законе приведены 11 грубых нарушений, среди которых: нарушение периодичности проведения планового контрольного мероприятия, нарушение сроков их проведения, совершение в ходе контрольного мероприятия действий, не предусмотренных в законе для такого вида мероприятия.

    Также решением Правительства России установлено, что проверки юридических лиц в 2021 году могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.

    А вместо проверок, запланированных после 1 июля 2021 г., может быть проведен инспекционный визит. В ходе визита могут совершаться осмотр, опрос, инструментальное обследование, истребование документов, а также получение письменных пояснений. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления и не может превышать один рабочий день (в одном месте осуществления деятельности).

    Почему это важно знать НКО?

    Больше не придется изымать из оборота деньги на выплату пособий, тратить время на расчет пособий, сдачу отчетности.

    Подробнее

    С 1 января 2021 года Москва, Санкт-Петербург и еще 6 регионов присоединятся к новому механизму выплат пособий — сотрудники начнут получать пособия напрямую от ФСС, а не от работодателя. На конец 2020 г. в реализации пилотного проекта участвуют 77 регионов.

    Главным образом, изменится порядок взаимодействия между ФСС, сотрудником и работодателем. Сотрудник, как и прежде, передает заявление работодателю, а последний уже направляет комплект документов в ФСС в электронном виде, и Фонд напрямую выплачивает застрахованному работнику пособие. При этом не меняются ни принцип расчёта, ни размер пособий.

    Приведенный порядок действует, в частности, для следующих выплат: пособие по временной нетрудоспособности (в том числе в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием); пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

    Таким образом, с одной стороны, выплаты застрахованным лицам не будут зависеть от финансового положения работодателя, а с другой — юридические лица будут освобождены от обязанности по расчету и перечисления пособия.

    Почему это важно знать НКО?

    Оформление дистанционных сотрудников и взаимодействие с ними станет проще, понятнее и удобнее.

    Подробнее

    1 января 2021 года вступают в силу поправки в Трудовой кодекс, регулирующие порядок дистанционной работы.

    Теперь в трудовом договоре с работником можно предусмотреть дистанционный формат работы не только на постоянной основе, но и временно:
    — непрерывно в течение любого установленного срока, но не более полугода;

    — периодически (чередование дистанционной работы и на стационарном рабочем месте).

    Предусмотрена возможность электронного взаимодействия между дистанционным работником и работодателем.

    Так, для заключения, изменения либо расторжения в электронном виде трудового договора, дополнительного соглашения к нему, договора о материального ответственности, а также ученического договора работодатель должен использовать усиленную квалифицированную электронную подпись, а работник — аналогичную или усиленную неквалифицированную.

    В то же время для других случаев можно предусмотреть обмен электронными документами с использованием других видов электронной подписи или в иной форме. Главное — зафиксировать такой порядок в локальном акте (Положении), и обеспечить фиксацию факта получения работником и (или) работодателем документов в электронном виде.

    Кроме этого, в законе закреплены гарантии трудовых прав дистанционных работников и подчеркивается, что:

    1) переход работника на дистанционный формат работы не может являться основанием для снижения ему заработной платы;

    2) время взаимодействия дистанционного работника с работодателем включается в рабочее время;

    3) на работодателя возлагается обязанность по обеспечению работника необходимым техническим, программно-техническим оборудованием и иными средствами (с согласия работодателя допускается использование личного оборудования работника при условии выплаты компенсации работнику, а также возмещения расходов);

    Предусмотрены дополнительные основания для расторжения трудового договора с дистанционным работником по инициативе работодателя:

    • если работник более двух рабочих дней подряд со дня поступления соответствующего запроса работодателя не взаимодействует с ним без уважительной причины;
    • в случае переезда работника в другую местность, если это влечет невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору на прежних условиях.

    Также появилась норма, которая позволяет в исключительных случаях временно перевести сотрудников на дистанционный режим работы без их согласия, но при условии обеспечения необходимым оборудованием, а при необходимости — проведения обучения.

    Такой порядок возможен в случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве или любого исключительного случая, ставящего под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части. Временный перевод также возможен, если принято соответствующее решение органом государственной власти или органом местного самоуправления.

    Основные налоги, по которым придется отчитываться, — НДС, НДФЛ, налог на прибыль.

    Каждый квартал некоммерческие предприятия формируют и сдают декларации по НДС и прибыли. Налог на прибыль считается нарастающим итогом. Например, во II квартале нужно сдать декларацию по итогам полугодия. Декларацию по НДС необходимо направлять в налоговую службу в январе, апреле, июле и октябре не позднее 25-го числа. Во многих случаях НКО могут быть освобождены от уплаты НДС.

    Декларацию по налогу на прибыль отправляют до 28-го числа. В данном случае отчетными периодами будут I квартал, полугодие, 9 месяцев и год. Направить декларацию нужно в апреле, июле, октябре, марте.

    Если по каким-то причинам у НКО в отчетном периоде не было операций и соответствующих объектов налогообложения, можно сократить количество отчетов и сдать единую упрощенную декларацию. Отчитываться по этой форме нужно также раз в квартал до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Если была хотя бы одна операция с НДС или операция, облагаемая налогом на прибыль, упрощенная декларация не понадобится.

    За сотрудников, получающих доходы по месту работы, НКО платит НДФЛ. По этому налогу предусмотрено два вида отчетности. Ежеквартально подается отчет по форме 6-НДФЛ: до 30 апреля, до 31 июля, до 30 октября, до 1 марта включительно. Данные в отчете формируются нарастающим итогом.

    Раз в год до 1 марта нужно отчитываться по форме 2-НДФЛ. Если налог не получилось удержать у физического лица до конца отчетного года, НКО должна сообщить об этом в ИФНС, сдав 2-НДФЛ не позднее 1 марта. По итогам 2021 года и в последующие годы справка 2-НДФЛ не сдается.

    Если у НКО есть недвижимость, раз в год нужно сдавать декларацию по налогу на имущество. Успеть отчитаться следует до 30 марта включительно.

    Какую отчетность готовят НКО. Некоммерческий не значит неподотчетный

    Пожертвование можно учесть в составе внереализационных расходов в налоговом учете в момент его осуществления, а затем включить в декларацию по налогу на прибыль в текущем отчетном периоде. (квартал, полугодие, девять месяцев, год). Налогооблагаемая база по налогу на прибыль уменьшится на данную сумму — это и будет вашим налоговым вычетом. Но важно следить, чтобы сумма декларируемого пожертвования не превышала 1% от общей выручки.

    Эта норма Налогового кодекса не носит заявительного характера. Никаких документов прикреплять к декларации не нужно. Но ФНС может запросить их при проведении камеральной проверки налога на прибыль.

    Похожие правила действовали до 2005 года, но были отменены из-за вероятности коррупционных злоупотреблений. В нынешний непростой год к ним решено было вернуться.

    В соответствии с пунктом 5 статьи 16.1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 33, ст. 3340; 2020, № 15, ст. 2236), подпунктом 3 пункта 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2020, N 27, ст. 4192), приказываю:

    1. Утвердить прилагаемые требования к форме и срокам опубликования отчета некоммерческой организации об использовании собранных благотворительных пожертвований.

    2. Настоящий приказ вступает в силу с 5 октября 2020 г.

    Министр К.А. Чуйченко

    НКО ведут бухгалтерский учет и представляют бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Бухгалтерская отчетность НКО должна содержать информацию об уставной и предпринимательской деятельности.

    НКО самостоятельно разрабатывают и принимают формы бухгалтерской отчетности на основе образцов, рекомендованных Минфином России.

    При отсутствии предпринимательской деятельности и соответствующих данных общественные организации (объединения) могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности:

    • отчет об изменениях капитала (форма № 3);
    • отчет о движении денежных средств (форма № 4);
    • приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
    • пояснительную записку.

    Информацию об использовании бюджетных средств представляют НКО, получающие бюджетные средства. Указанная информация представляется в составе бухгалтерской отчетности по формам, установленным Минфином России.

    К бухгалтерской отчетности прилагается сопроводительное письмо, содержащее информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности.

    Благотворительные организации осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Закон № 135-ФЗ).

    Источниками формирования имущества благотворительной организации могут являться:

    • учредительные и членские взносы;
    • благотворительные пожертвования, гранты, предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;
    • доходы от внереализационных операций;
    • поступления от деятельности по привлечению благотворителей и добровольцев (организация развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий);
    • проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований;
    • доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности;
    • доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;
    • труд добровольцев;
    • иные не запрещенные законом источники.

    Расходы благотворительной организации осуществляются согласно смете, которая является составной частью благотворительной программы. Благотворительная программа устанавливает этапы и сроки реализации сметы предполагаемых поступлений и планируемых расходов (расходы на материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ).

    Благотворительная программа утверждается высшим органом управления благотворительной организации.

    При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в установленные программой сроки.

    Благотворительная организация вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала не более 20 процентов финансовых средств, расходуемых за финансовый год. Ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

    Не менее 80 процентов благотворительных пожертвований в денежной форме используется на благотворительные цели в течение года с момента получения данного пожертвования.

    Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения.

    Благотворителем или благотворительной программой могут быть установлены иные сроки.

    Имущество благотворительной организации не может быть передано учредителям (членам) этой организации на условиях более выгодных, чем для других лиц.

    Благотворительная организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения уставных целей.

    Средства, полученные благотворительной организацией от осуществления иной предпринимательской деятельности, взыскиваются в доход местного бюджета и подлежат использованию на благотворительные цели.

    Деятельность образовательных учреждений по привлечению пожертвований от физических и юридических лиц регулируется общими нормами гражданского законодательства, а также положениями федеральных законов от 11.08.1995 № 135-ФЗ и от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

    В силу п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Делать пожертвования образовательным учреждениям разрешено, причем исключительно на добровольной основе и без принуждения (давления) со стороны администрации, сотрудников образовательного учреждения, а также иных заинтересованных лиц (ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ).

    Обратите внимание: установление фиксированных сумм для пожертвований образовательному учреждению относится к формам принуждения (оказания давления) и является нарушением Федерального закона № 135-ФЗ (Письмо Минобрнауки РФ от 09.09.2015 № ВК-2227/08).

    Добровольные пожертвования являются одним из источников формирования имущества образовательных организаций (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Для их принятия не требуется чьего-либо разрешения или согласия (п. 2 ст. 582 ГК РФ).

    Пожертвования могут быть осуществлены в виде (ст. 1, 5 Федерального закона № 135-ФЗ):

    • передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;

    • наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;

    • выполнения работ, предоставления услуг;

    • оказания иной поддержки учреждению.

    Прием добровольных пожертвований от физических и юридических лиц оформляется соответствующим договором. Договор пожертвования является частным случаем договора дарения и должен совершаться в соответствующей форме.

    Согласно ст. 574 ГК РФ такой договор следует заключать в письменной форме в случаях, когда:

    • дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает 3 000 руб.;

    • договор содержит обещание дарения в будущем;

    • передается объект недвижимого имущества.

    В остальных случаях дарение может быть совершено в устной форме.

    Стоит отметить, что пожертвованное образовательному учреждению имущество должно использоваться по определенному назначению, обусловленному жертвователем. Именно цель является мотивом к заключению договора пожертвования, в отличие от договора дарения. При отсутствии цели указанное имущество используется учреждением в соответствии с его назначением (п. 3 ст. 582 ГК РФ).

    Обратите внимание: не допускается использование добровольных пожертвований на цели, не соответствующие желаниям жертвователей и уставной деятельности образовательного учреждения.

    Учреждение, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию соответствующего имущества. Порядок ведения такого учета целесообразно закрепить в учетной политике, формируемой как в целях бухгалтерского, так и налогового учета.

    По факту использования пожертвований по целевому назначению, на нужды учреждения составляется письменный отчет, который представляется всем заинтересованным пользователям и может быть размещен на официальном сайте учебного заведения.

    Дополнительно к договору пожертвования могут быть оформлены следующие документы:

    • заявление жертвователя на имя руководителя учреждения о передаче пожертвования, с указанием суммы пожертвования (если это денежные средства), цели его использования, реквизитов жертвователя, даты подачи заявления;

    • акт приема-передачи имущества;

    • акт сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг на добровольной и безвозмездной основе.

    Согласно положениям п. 39, 42 СГС «Доходы» добровольные пожертвования от физических и юридических лиц в виде полученных денег, имущества, результатов выполнения работ, предоставления услуг являются иным доходом от необменных операций, который признается в бухгалтерском (бюджетном) учете на дату его получения.

    При безвозмездной передаче денежных средств по безналичному расчету в платежном документе должно быть указано целевое назначение взноса.

    Пожертвования наличными деньгами вносятся в кассу учреждения на основании заявления жертвователя с последующим зачислением их:

    • на лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения;

    • в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ, если получатель пожертвования имеет статус казенного учреждения.

    Стоит отметить, что пожертвованные деньги, как и другие доходы, полученные бюджетными (автономными) учреждениями в рамках приносящей доход деятельности, поступают в их собственное распоряжение.

    Что касается казенных учреждений, они не вправе самостоятельно расходовать средства пожертвований. Данные поступления в силу положений п. 1, 4, 5 ст. 41 БК РФ подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

    Наряду с этим, ст. 35 БК РФ предусмотрено, что расходы бюджета, согласно закону (решению) о бюджете, могут быть увязаны с определенными доходами бюджета в части, касающейся пожертвований. На основании п. 3 ст. 217 БК РФ в случае получения безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения без внесения поправок в закон (решение) о бюджете.

    Таким образом, при поступлении в бюджет пожертвований сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, на сумму указанных поступлений казенному учреждению могут быть доведены дополнительные лимиты бюджетных обязательств для осуществления целевых расходов (см. Письмо Минфина РФ от 17.05.2011 № 02-03-09/2016).

    Пожертвование в виде имущества (объектов нефинансовых активов) оформляется актом приема-передачи и ставится на баланс образовательного учреждения.

    К сведению: право собственности на недвижимое имущество, полученное по договору пожертвования, подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

    Объекты нефинансовых активов, полученные по договору пожертвования, принимаются к учету по первоначальной стоимости, признаваемой их справедливой стоимостью. Она равна текущей оценочной стоимости объектов на дату принятия к учету, увеличенной на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением в состояние, пригодное для использования (п. 25 Инструкции № 157н).

    Определение справедливой стоимости осуществляется комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов. При этом используются документально подтвержденные данные о рыночных ценах, полученные от независимых экспертов (оценщиков) либо сформированные учреждением самостоятельно путем изучения рыночных цен в открытом доступе (п. 59 СГС «Концептуальные основы»).

    В случае если данные о ценах на аналогичные либо схожие объекты по каким-либо причинам недоступны, текущая оценочная стоимость признается в условной оценке, равной 1 руб. При этом имущество, соответствующее критериям признания активов, отражается учреждением на балансовых счетах в условной оценке «один объект – один рубль». После получения данных о соответствующих ценах по объектам, отраженным на дату признания в условной оценке, осуществляется пересмотр балансовой (справедливой) стоимости.

    Некоммерческие поступления в НКО. Добровольные взносы и пожертвования.

    В 2019 году отнесение добровольных пожертвований на соответствующий код КОСГУ осуществляется на основании Порядка № 209н, положениями которого предусмотрено разграничение безвозмездных поступлений на капитальные и текущие.

    Операции капитального характера связаны с формированием (увеличением) основных фондов: недвижимого и (или) движимого имущества, признаваемого в целях бухгалтерского учета объектами основных средств, нематериальных и непроизведенных активов. Остальные операции носят текущий характер.

    Для учета пожертвований применяются следующие статьи КОСГУ:

    Денежные пожертвования

    Неденежные пожертвования

    капитального характера

    текущего характера

    капитального характера

    текущего характера

    Статья 160 «Безвозмездные денежные поступления капитального характера»

    Статья 150 «Безвозмездные денежные поступления текущего характера»

    Статья 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления»

    Указанные статьи детализируются соответствующими подстатьями КОСГУ. Выбор той или иной подстатьи зависит от категории жертвователя. В частности, пожертвования, поступившие образовательному учреждению от физических лиц и коммерческих организаций, учитываются следующим образом:

    • денежные средства, пожертвованные на приобретение (создание) основных фондов, – по подстатье 165, на иные цели –по подстатье 155 КОСГУ;

    • имущество в виде основных средств, нематериальных и непроизведенных активов, пожертвованное физическими лицами, – по подстатье 197, а коммерческими организациями – по подстатье 196 КОСГУ. Объекты, не признаваемые в целях бухгалтерского учета основными фондами (например, материалы), отражаются по подстатьям 193 и 192 КОСГУ соответственно.

    • налог на прибыль организаций либо налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН);
    • страховые взносы;
    • налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • налог на имущество организаций;
    • налог на добавленную стоимость (НДС).

    О каждом из них поговорим подробнее.

    С 1 января 2019 года налогом на имущество организаций облагается только недвижимое имущество, кроме земельных участков и объектов культурного наследия федерального значения. Соответственно, если у некоммерческой организации нет зданий и помещений и она применяет упрощенную систему налогообложения, то даже отчитываться по данному налогу не нужно.

    Обычно говорят о тарифе 22% от размера вознаграждения физическому лицу. На самом деле этот расчет немного сложнее: 22% берутся от суммы, не превышающей за год установленной предельной величины. В 2021 году она составляет 1 465 000 рублей. С суммы, превышающей эту предельную величину, нужно платить только 10%. Большинству НКО можно смело рассчитывать отчисления на обязательное пенсионное страхование, исходя из 22%.

    Главные законодательные изменения для НКО в 2021 году

    0,2% – это тариф по наиболее распространенному I (минимальному) классу профессионального риска.

    Все эти взносы организация платит «сверх» зарплаты. Давайте посмотрим на примере, как они рассчитываются.

    Допустим, заработная плата работника по трудовому договору составляет 30 000 рублей в месяц. Человек не болел, отработал все рабочие дни месяца. Ему причитается вся сумма. Из нее мы удержим и перечислим в бюджет НДФЛ – 3 900 рублей (13%), в итоге человек получит 26 100 рублей. Также организация должна будет заплатить:

    • 22% от 30 000 рублей (6 600 рублей) на обязательное пенсионное страхование;
    • 5,1% (1530 рублей) на обязательное медицинское страхование;
    • 2,9% (870 рублей) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
    • 0,2% (60 рублей) на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Итого получается, что мы платим 30,2% от зарплаты в качестве страховых взносов. От суммы в 30 000 рублей это будет 9 060 рублей. По сути, работник, получающий зарплату в 30 000 рублей в месяц, обходится организации в 39 060 рублей. При этом сам работник на руки получает 26 100 рублей, если только не пользуется налоговыми вычетами.

    У ряда НКО есть право платить вместо всех перечисленных страховых взносов только взносы на обязательное пенсионное страхование по пониженному тарифу 20% и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 0,2%. То есть всего 20,2% вместо 30,2% в отношении работников и только 20% вместо 27,1% в отношении людей, привлекаемых по гражданско-правовым договорам. Такая льгота действует до 31 декабря 2024 года и распространяется на:

    • благотворительные организации, применяющие УСН (то есть достаточно иметь статус благотворительной организации и перейти на упрощенную систему налогообложения);
    • некоммерческие организации, применяющие УСН и работающие в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), при условии, что не менее 70% их годовых поступлений приходится на данные виды деятельности.

    Есть еще один момент, связанный с НДФЛ, – налоговый вычет на пожертвования граждан в адрес НКО.

    Допустим, человек с высокой зарплатой жертвует благотворительному фонду 100 000 рублей. В этом случае он может вернуть себе НДФЛ, который бюджет получил с дохода данного человека в этой части, то есть 13% – 13 000 рублей.

    Социальный налоговый вычет предоставляется Социальный налоговый вычет предоставляется в сумме, не превышающей 25% годового дохода человека (кроме дивидендов, доходов по операциям с ценными бумагами, выигрышей в азартных играх и лотереях, некоторых других «экзотических» доходов) и перечисленной в виде пожертвований:

    Отчет подается в отделение ФСС по месту регистрации работодателя.

    Кому разрешено сдавать отчет на бумаге

    Представить отчет об использовании сумм страховых взносов на бумаге могут работодатели, у которых среднесписочная численность физлиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период составила 25 и менее человек.

    Для уведомления регистрирующего органа о ликвидации НКО используйте форму № Р15016 (при принятии решения о ликвидации, содержащем решение вопроса о составе ликвидационной комиссии/утверждении кандидатуры ликвидатора на титульном листе (п. 2) укажите значение 3; если же принято решение только о ликвидации, а комиссия не сформирована, ликвидатор не утвержден, укажите значение 1).

    Для того чтобы уведомить кредиторов о ликвидации НКО, разместите в сообщение об этом в «Вестнике государственной регистрации» и подготовьте письменное уведомление для всех известных кредиторов НКО (рекомендуем направлять уведомления ценными письмами с описью вложения).

    Шаг 4. Внесите сведения о ликвидации НКО в ЕФРСФДЮЛ

    В течение 3 рабочих дней после принятия решения о ликвидации необходимо внести уведомление о ликвидации в ЕФРСФДЮЛ. В уведомлении должны быть указаны, в частности, сведения о принятом решении о ликвидации юрлица, ликвидационной комиссии (ликвидаторе). За невнесение сведений или нарушение срока их внесения установлена ответственность.

    Промежуточный ликвидационный баланс НКО составляется после истечения срока предъявления требований кредиторами, то есть не менее чем через 2 месяца с момента опубликования сообщения в «Вестнике государственной регистрации».

    Утвержденной формы промежуточного ликвидационного баланса нет. При его составлении можно руководствоваться рекомендованными ФНС России форматами и машиночитаемыми формами (Письмо от 25.11.2019 № ВД-4-1/24013@).

    Обязательные сведения, указываемые в промежуточном ликвидационном балансе:

    • о составе имущества ликвидируемого юридического лица;
    • перечне требований, предъявленных кредиторами, и результатах их рассмотрения;
    • перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

    Кроме того, рекомендуем, хоть Гражданский кодекс РФ и не обязывает, указать в промежуточном ликвидационном балансе информацию о кредиторах, которые не предъявили требования ни ликвидатору, ни в суд. Это позволит в случае возникновения спора с такими кредиторами подтвердить, что ликвидатор подавал в регистрирующий орган достоверную информацию и не нарушал порядок ликвидации, предусмотренный законодательством.

    После того как промежуточный ликвидационный баланс составлен, в первую очередь необходимо убедиться, что денежных средств и иного имущества НКО достаточно для удовлетворения требований кредиторов. При недостаточности имущества подайте в суд заявление о признании ее банкротом.

    Если денег и иного имущества достаточно, то утвердите промежуточный ликвидационный баланс в общем порядке и подайте уведомление о его составлении в регистрирующий орган по форме № Р15016 (на титульном листе в качестве причины обращения укажите значение 4).

    Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в срок ранее:

    • истечения срока, установленного для предъявления требований кредиторами
    • вступления в законную силу судебного акта по делу о рассмотрении требования, предъявленного к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации
    • окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в случае проведения в отношении ликвидируемой организации выездной налоговой проверки
    • завершения таможенной проверки в отношении ликвидируемой организации, составления акта такой проверки и принятия по ее результатам решения

    Расчеты с кредиторами осуществляются денежными средствами. Если их не хватает, то имущество НКО продается (при цене имущества более 100 тыс. руб. согласно промежуточному ликвидационному балансу должны быть проведены торги).

    При ликвидации некоммерческих организаций имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, не распределяется между учредителями, а направляется на цели, предусмотренные учредительными документами НКО, за некоторым исключением (например, при ликвидации частного учреждения имущество передается собственнику).

    Отчетность некоммерческих организаций

    Данный ликвидационный баланс составляется после расчетов с кредиторами. Окончательный ликвидационный баланс НКО утверждается в таком же порядке, как и промежуточный баланс.

    Форма такого баланса законодательно не утверждена. При его составлении можно руководствоваться рекомендованными ФНС России форматами и машиночитаемыми формами.

    Некоммерческой называется организация, целью деятельности которой не является получение прибыли, а доходы от деятельности не распределяются между учредителями.

    Такой субъект хозяйствования имеет все признаки юридического лица:

    • имеет самостоятельный баланс;
    • может открывать счета в банках;
    • имеет право на штампы со своим названием;
    • действует на основании устава;
    • создаётся на неограниченный срок деятельности.

    Кроме отчётов, которые сдаются организацией, попавшей в выборку, в территориальный орган Росстата необходимо предоставить два обязательных документа:

    • Форма №1-НКО. Информацию о деятельности предприятия нужно сдать до 1 апреля года, следующего за отчётным.
    • Форма № 11 (краткая). Документ содержит информацию о движении основных фондов. Его также нужно представить в территориальные органы до 1 апреля.

    Согласно действующему законодательству, социально ориентированными (СО) признаются некоммерческие организации, работа которых направлена на решение общественных проблем:

    • социальная защита;
    • помощь в преодолении стихийных бедствий, катастроф;
    • защита животных;
    • охрана зданий и сооружений, которые имеют культурное, историческое значение;
    • оказание юридической помощи безвозмездно или на льготной основе;
    • охрана окружающей среды;
    • благотворительность;
    • профилактика опасных форм поведения людей;
    • деятельность в области здравоохранения, образования, культуры, науки и т. п.

    Законодательством были введены некоторые новые правила составления отчётности некоммерческих предприятий. Отличие новых правил от старых в следующем:

    • раздел 3 баланса получил название «Целевое финансирование» вместо «Капиталы и резервы», в нём содержится информация о целевых средствах и фондах;
    • существенная информация о показателях отчётности может быть раскрыта в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу;
    • малые НКО имеют право составлять упрощённые формы, в том числе отчёт о целевом использовании средств.

    Согласно изменениям, социально ориентированные объединения больше не рассматриваются как отдельная категория. Формы их отчётности больше не имеют существенных отличий.

    Минус в плюс: как бизнесу получить налоговый вычет за благотворительность

    При нулевой деятельности, то есть при отсутствии каких-либо движений на счете, необходимо заполнить единую упрощенную декларацию по налогу на прибыль и НДС (п. 2 ст. 80 НК РФ). Бланк отчета и способ его заполнения утверждены письмом Минфина от 10.07.2007 № 62н.

    Срок предоставления декларации — до 20-го числа месяца, который следует за отчетным периодом (п. 2 ст. 80 НК РФ).

    НКО, у которых не возникает обязательств по уплате налога, то есть — нет прибыли, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме [1] по истечении налогового периода (п. 2 ст. 289 НК РФ). В налоговую необходимо предоставить:

    — заполненный титульный лист (лист 01) с кодом «229» по реквизиту «по месту нахождения (учета) (код)»,

    — лист 02,

    — приложения N 1 и N 2 к налоговой декларации при наличии подлежащих отражению в них доходов и расходов,

    — лист 07 при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 251 НК.

    Налоговым периодом является год (ст. 285 НК РФ),

    Срок предоставления — не позднее 28-го марта следующего года.

    Нужно подать декларацию по НДС в обновленной форме[2]. Налогоплательщики, в том числе являющиеся налоговыми агентами, а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ).

    Даже если НКО не осуществляет деятельность, у нее все равно сохраняется руководящий орган, например, председатель. Обычно в этом случае председатель работает без оплаты.

    Но как показывает наша практика, невыплата зарплаты может вызвать претензии у проверяющих органов.

    В этой ситуации мы рекомендуем заключить гражданско-правовой договор о безвозмездном оказании услуг между НКО и председателем.

    Если работающие в НКО лица не получают заработную плату или вознаграждение по гражданско-правовым договорам, то отчёты 2-НДФЛ и 6-НДФЛ сдавать не нужно (п. 2 ст. 230 НК РФ (п. 2 ст. 230 НК РФ [3]).

    Но если организация опасается, что ее счет могут заблокировать из-за не сдачи нулевой отчетности, то можно направить в ФНС письмо об отсутствии обязанности предоставлять расчет 6 НДФЛ с уведомлением о том, что НКО не является налоговым агентом, а значит, не должна предоставлять расчет 6-НДФЛ.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *