Закон об индивидуальном жилищном строительстве в РК

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон об индивидуальном жилищном строительстве в РК». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Статья 1. Основные понятия

Индивидуальный жилой дом — дом, предназначенный для личного (семейного) проживания, расположенный на усадебном участке и находящийся в собственности гражданина вместе с хозяйственными и другими строениями и зелеными насаждениями.

Индивидуальное жилищное строительство — постройка индивидуальных жилых домов гражданами, на закрепленном за ними в установленном порядке земельном участке, их собственными силами, подрядным или другим, не запрещенным законодательством способом.

Территория индивидуальной жилой застройки — часть территории населенного пункта (район, квартал, улица), используемая для индивидуального жилищного строительства, в комплексе с объектами культурно-бытового обслуживания граждан, а также инженерной и транспортной инфраструктурой.

Усадебный участок — земельный участок, предоставленный гражданину для размещения индивидуального жилого дома и ведения хозяйства в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Недвижимость на усадебном участке — принадлежащие гражданину на праве собственности возводимые жилые и другие строения, включая инженерную инфраструктуру (в том числе незаконченные строительством), зеленые насаждения и иное имущество, неотделимое от земельного участка.

Сноска. В статью 1 внесены изменения — Законом РК от 14 июля 1997 г. N 158.

Статья 2. Право граждан на получение земельных участков и строительство индивидуальных жилых домов

Каждый гражданин Республики Казахстан имеет право на получение земельного участка для строительства индивидуального жилого дома на территории республики, независимо от места его постоянного проживания, в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан.

Наличие у гражданина дома или квартиры на праве собственности, либо квартиры в домах государственного и общественного жилищного фонда, которой он пользуется по договору найма или аренды, дачного или садового земельного участка не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.

Гражданам, владеющим на праве собственности домостроениями на дачных и садовых участках, предоставляется право переоформить эту недвижимость как индивидуальные жилые дома, при условии их соответствия нормативам для жилых зданий и застройки, а также изменении целевого назначения земельного участка.

Сноска. В статью 2 внесены изменения — Законом РК от 14 июля 1997 г. N 158; от 20 декабря 2004 г. N 13.

Статья 3. Характер и размеры жилого дома

Застройщик вправе построить жилой дом по любому проекту, не нарушающему установленные строительные и другие обязательные нормы и правила и согласованному с архитектурно-градостроительной службой местного исполнительного органа города республиканского значения, столицы, района (города областного значения).

Размеры жилого дома и других строений, расположенных на закрепленном в установленном порядке усадебном участке, определяются индивидуальным застройщиком самостоятельно, при условии, что их внешние габариты (в том числе высота) обеспечивают установленные обязательные нормативные, санитарные, противопожарные и технические разрывы между этими строениями, а также строениями на смежных земельных участках.

Сноска. В статью 3 внесены изменения — Законом РК от 14 июля 1997 г. N 158; от 20 декабря 2004 г. N 13.

Статья 4. Порядок предоставления земельных участков для строительства индивидуального жилого дома

Предоставление земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов регулируется земельным и другим законодательством Республики Казахстан.

Количество земельных участков, резервируемых для выделения под индивидуальное жилищное строительство, а также очередность их освоения в населенном пункте определяются на основе соответствующей градостроительной документации и регулируются местным исполнительным органом города республиканского значения, столицы, района (города областного значения), исходя из наличия земельных ресурсов и интересов комплексного социально-экономического развития территории.

Для получения земельного участка индивидуальный застройщик подает заявление в соответствующий местный исполнительный орган города республиканского значения, столицы, района (города областного значения), обладающий правом предоставления земельных участков.

При принятии заявления запрещается требовать от гражданина документы и сведения, не предусмотренные утвержденным перечнем.

Об индивидуальном жилищном строительстве

Статья 9. Финансирование индивидуального жилищного строительства

Индивидуальное жилищное строительство финансируется за счет собственных средств застройщика, а также может осуществляться за счет кредитов банков, финансовой помощи предприятий и организаций и других источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

Сноска. В статью 9 внесены изменения — Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13.

Статья 10. Кредиты гражданам при строительстве индивидуальных жилых домов

Кредиты на строительство индивидуальных жилых домов предоставляются гражданам на условиях, обеспечивающих их возврат, и в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Сноска. В статью 10 внесены изменения — Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13.

Статья 11. Финансирование строительства и эксплуатации объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур индивидуальной жилой застройки

Финансирование строительства и эксплуатации объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, предназначенных для обслуживания территории индивидуальной жилой застройки, а также затраты на развитие источников инженерного обеспечения производятся за счет бюджетных средств, средств предприятий, организаций, а также других источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан. Привлечение средств индивидуальных застройщиков осуществляется только на добровольной основе.

Размеры затрат определяются с учетом строительства объектов культурно-бытового обслуживания населения не ниже минимальных норм для данной местности и пропорционально количеству индивидуальных и иных застройщиков.

Создание дополнительных элементов социальной и инженерной инфраструктур (по сравнению с нормативными) и осуществление более высоких стандартов обслуживания жителей могут финансироваться за счет средств групп населения и отдельных граждан.

Инженерное обустройство территорий в пределах усадебного участка, домостроения и других построек, а также эксплуатация, ремонт и реконструкция (модернизация) этих объектов осуществляется за счет средств застройщиков.

Статья 12. Ответственность за качество проекта

Строительство индивидуального жилого дома осуществляется по проекту. В проекте отражаются конструктивные и планировочные решения, отвечающие условиям безопасного проживания не ниже минимальных государственных нормативов и стандартов для жилых зданий.

Ответственность за качество проекта для строительства индивидуального жилого дома, в том числе разработанного самим застройщиком, возлагается на разработчика проекта и согласующую организацию в части, ею согласованной.

Статья 13. Ответственность за качество строительства

Ответственность за качество строительства индивидуального жилого дома несут исполнители строительных работ.

Статья 14. Ответственность за эксплуатацию индивидуального жилого дома и использование усадебного участка

Ответственность за эксплуатацию жилого дома, других построек и сооружений и затраты на эти цели, а также капитальный ремонт и необходимые меры по инженерной защите территории в пределах усадебного участка (там, где это требуется) несет собственник индивидуального жилого дома. На собственника возлагается также обеспечение использования усадебного участка по целевому назначению, с соблюдением санитарно-экологических норм.

Статья 15. Ответственность за самовольное строительство индивидуальных жилых домов и хозпостроек

Лицо, самовольно начавшее строительство жилого дома и хозпостроек или построившее их, несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 16. Приемка в эксплуатацию индивидуальных жилых домов

Вновь построенные индивидуальные жилые дома, независимо от способа осуществления строительства, после выполнения всех строительно-монтажных работ и благоустройства отведенного земельного участка принимаются в эксплуатацию в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан».

Члены приемочной комиссии несут ответственность за приемку в эксплуатацию индивидуальных жилых домов, не соответствующих строительным нормам и правилам, согласно законодательству Республики Казахстан.

Контроль за ходом строительство индивидуального жилого дома не выше 2-х этажей осуществляет сам заказчик.

Строительство индивидуальных жилых домов выше двух этажей, расположенных в зонах повышенной сейсмической опасности или с иными особыми геологическими (гидрогеологическими) и геотехническими условиями осуществляется с обязательным сопровождением авторского и технического надзоров и подлежит инспектированию со стороны государственной архитектурно-строительной инспекции.

Согласно статьи 74 Закона РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (далее — Закон) собственник (заказчик, инвестор, застройщик) самостоятельно осуществляет приемку в эксплуатацию индивидуальных жилых домов не выше 2-х этажей.

Нормы настоящей статьи также не распространяются на объекты.

  1. строительство которых финансируется за счет государственных инвестиций либо с их участием;
  2. строительство индивидуальных жилых домов выше двух этажей.

Порядок приемки, а также форма акта приемки построенного объекта в эксплуатацию собственником самостоятельно утверждаются уполномоченным органом, по делам архитектуры, градостроительства и строительства (Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 13 декабря 2017 года № 867 «Об утверждении Правил приемки построенного объекта в эксплуатацию собственником самостоятельно, а также формы акта приемки»).

Приемка индивидуальных жилых домов выше двух этажей осуществляется заказчиком совместно с подрядчиком, техническим и авторским надзорами (статьи 73 и 75 Закона).

Ответственность за качество построенного дома несут все участники строительства – заказчик, разработчик проекта и согласовавшую проект организацию, подрядчик, технадзор (в случае строительства дома выше 2-х этажей).

Ответственность за эксплуатацию частного дома, других построек и сооружений и затраты на эти цели, а также капитальный ремонт и необходимые меры по инженерной защите территории в пределах усадебного участка (там, где это требуется) несет собственник индивидуального жилого дома. На собственника возлагается также обеспечение использования усадебного участка по целевому назначению, с соблюдением санитарно-экологических норм.

Ответственность за самовольное строительство жилого дома и хозпостроек несет собственник.

Уважаемый пользователь!

Убедитесь, что NCALayer запущен/установлен и повторите попытку.

Инструкция по запуску программы

Для дальнейшей работы с egov.kz Вам необходимо установить сертификат Национального удостоверяющего центра Республики Казахстан.

Уважаемый пользователь!

Убедитесь, что NCALayer запущен/установлен и повторите попытку.

Инструкция по запуску программы

Индивидуальное жилищное строительство

  • земля стоит дороже, чем садовые участки, где также можно построить жилой дом;
  • если на участке еще нет дома — для постройки жилья потребуется уведомление или разрешение от муниципалитета;
  • стоит заранее ознакомиться с Генеральным планом развития территории, поскольку по соседству могут быть запланированы кварталы многоэтажек;
  • перед покупкой нужно проверить доступность школы, больницы и детсада.

Расскажем всё по порядку. Любое новое строительство, имеющее фундамент (в том числе пристройка, надстройка к существующему дому), требует получения АПЗ (архитектурно-планировочного задания на разработку проекта). Для получения такого задания при строительстве технически несложных объектов в районный ЦОН нужно сдать:

  • заявление утверждённой формы;
  • копию удостоверения личности (иметь при себе оригинал для сверки);
  • копию утверждённого заказчиком задания на проектирование;
  • копию правоустанавливающего документа на земельный участок или решения местного исполнительного органа на реконструкцию (перепланировку, переоборудование);
  • опросный лист для технических условий (ТУ).

Последний документ очень важен. В листе ТУ компании по отпуску воды, электричества, газа, канализационным услугам должны предоставить информацию о наличии соответствующих сетей (при новом строительстве) или рассчитать объём отпускаемых услуг, чтобы было понятно, хватит ли его для обслуживания пристройки или надстройки.

Без технических условий УАиГ не имеет права выдавать АПЗ (исключения — выдача заданий на перепланировку квартир и жилых домов, переоборудование квартиры под нежилое помещение, реконструкцию существующих зданий и сооружений).
При строительстве объектов сезонного, временного назначения или хозяйственно-бытовых построек (времянки, гаражи, сараи) АПЗ получать не нужно.

Если все требуемые документы имеются, их нужно сдать в районный ЦОН, который затем направит их в архитектуру.
На получение АПЗ уходит до 15 дней — в случае технически несложных проектов, 17 дней — для сложных и 2 дня — при мотивированном отказе в выдаче документа.
АПЗ и технические условия действуют в течение всего срока нормативной продолжительности строительства, утверждённой в составе ПСД. Как правило, это 6–24 месяца.

В архитектурно-планировочном задании указываются градостроительные, архитектурные требования и ограничения, которые должны быть учтены при разработке эскизного проекта объекта:

  • красные линии на участке,
  • водоохранные зоны,
  • интересы соседей смежных участков,
  • требования к конструкции с учётом сейсмичности районов,
  • размеры дома (20 % участка должны быть отданы под озеленение),
  • площадь здания в процентном соотношении к размеру участка,
  • требования к отделке и инженерным сетям,
  • обязательства, возлагаемые на застройщика.

С полученными рекомендациями в АПЗ можно приступать к следующему этапу — разработке предпроектной и проектно-сметной документации (эскизного проекта).
Срок действия ПСД — 3 года. Разработкой указанного документа могут заниматься как организации, так и частные лица, имеющие соответствующую лицензию. Готовый проект нужно согласовать в УАиГ. На это уходит в среднем 10 рабочих дней.

Далее нужно пройти экспертизу проекта, которую сейчас осуществляет не только госэкспертиза, но и частные компании. На это по закону даётся 45 дней.
Кроме этого, перед началом строительства собственник должен заключить договоры с организациями, производящими авторский и технический надзор, а также с подрядной организацией на проведение строительно-монтажных работ (СМР). Они будут контролировать возведение объекта с нуля.

ИЖС: что важно знать перед покупкой дачи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *