Обязанности аудитора внутреннего финансового кантроля

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязанности аудитора внутреннего финансового кантроля». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с пунктом 5 статьи 160.2-1 и абзацем сорок пятым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, № 31, ст. 4466) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный стандарт внутреннего финансового аудита «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита».

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2020 года.

Первый заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации —
Министр финансов
Российской Федерации
А.Г. Силуанов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2019 г.

1. Настоящий федеральный стандарт внутреннего финансового аудита «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита» (далее — Стандарт) разработан в соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 30, ст. 4101), применяется при организации и осуществлении внутреннего финансового аудита и определяет права и обязанности должностных лиц (работников) главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее — главные администраторы бюджетных средств), распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее — администраторы бюджетных средств), которыми являются:

должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченное должностное лицо (работник) главного администратора (администратора) бюджетных средств, наделенное полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее — уполномоченное должностное лицо));

субъекты бюджетных процедур;

привлеченные к проведению аудиторского мероприятия должностные лица (работники) главного администратора (администратора) бюджетных средств.

Привлеченные к проведению аудиторского мероприятия должностные лица (работники) главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) эксперты наделяются правами и обязанностями должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита (за исключением прав и обязанностей руководителя субъекта внутреннего финансового аудита, а также руководителя аудиторской группы).

2. В целях настоящего Стандарта применяются термины в значениях, определенных федеральным стандартом внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита».

3. Должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченное должностное лицо, члены аудиторской группы) при подготовке к проведению и проведении аудиторских мероприятий имеют право:

получать от субъектов бюджетных процедур необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, информацию, связанные с объектом внутреннего финансового аудита, в том числе объяснения в письменной и (или) устной форме;

получать доступ к прикладным программным средствам и информационным ресурсам, обеспечивающим исполнение бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) содержащим информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры;

знакомиться с организационно-распорядительными и техническими документами главного администратора (администратора) бюджетных средств к используемым субъектами бюджетных процедур прикладным программным средствам и информационным ресурсам, включая описание и применение средств защиты информации;

посещать помещения и территории, которые занимают субъекты бюджетных процедур;

консультировать субъектов бюджетных процедур по вопросам, связанным с совершенствованием организации и осуществления контрольных действий, повышением качества финансового менеджмента, в том числе с повышением результативности и экономности использования бюджетных средств;

осуществлять профессиональное развитие путем приобретения новых знаний и умений, развития профессиональных и личностных качеств в целях поддержания и повышения уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей при осуществлении внутреннего финансового аудита;

получать от юридических лиц (организаций), которым переданы отдельные полномочия, необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, информацию, а также доступ к их прикладным программным средствам и информационным ресурсам в случае, если органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления (их территориальные органы, подведомственные казенные учреждения) и государственные корпорации, являющиеся главными администраторами (администраторами) бюджетных средств, передали свои отдельные полномочия, в том числе бюджетные полномочия, полномочия государственного (муниципального) заказчика и полномочия, указанные в пункте 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 30, ст. 4101). Запрос и получение вышеуказанных сведений осуществляется в порядке взаимодействия между передающим отдельные полномочия и принимающим эти полномочия юридическим лицом (организацией) в части предоставления информации об осуществлении переданных полномочий, установленном договором (соглашением) о передаче полномочий и (или) решением о передаче полномочий;

руководствоваться применимыми при осуществлении внутреннего финансового аудита положениями профессионального стандарта «Внутренний аудитор»1 в части положений, не урегулированных установленными Министерством финансов Российской Федерации федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, а также ведомственными (внутренними) актами главного администратора (администратора) бюджетных средств, обеспечивающими осуществление внутреннего финансового аудита.

4. Руководитель аудиторской группы, помимо указанных в пункте 3 настоящего Стандарта прав, имеет право:

подписывать и направлять запросы субъектам бюджетных процедур о представлении документов и фактических данных, информации, необходимых для осуществления внутреннего финансового аудита;

обсуждать с субъектами бюджетных процедур, являющимися руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, вопросы, связанные с проведением аудиторского мероприятия, в том числе результаты проведения аудиторского мероприятия, отраженные в заключении;

подготавливать и представлять на согласование руководителю субъекта внутреннего финансового аудита предложения по программе аудиторского мероприятия, в том числе по ее изменению (в случае если руководитель аудиторской группы не является уполномоченным должностным лицом).

Аудитор отвечает за следующие вопросы:

  1. Проведение аудита экономической деятельности юридического лица и его подразделений.
  2. Анализ корректности документов и показателей бухгалтерской отчетности.
  3. Рассмотрение и учет факторов, влияющих на анализируемые финансовые показатели.
  4. Взаимодействие с другими специалистами в ходе проведения аудита.
  5. Написание итоговых отчетов по результатам аудита.
  6. Подготовка рекомендаций по устранению и профилактике ошибок в сфере бухгалтерской отчетности.
  7. Экспертиза аудиторских заключений, выполненных третьими лицами.
  8. Участие в подготовке профильной документации для юридических процессов.
  9. Отслеживание нормативной активности, могущей повлиять на сферу профессиональной деятельности.
  10. Ведение необходимой профильной документации.
  11. Поддержание стандартов компании в части обеспечения порядка, своего внешнего вида и пр.
  12. Участие в обучении лиц, занимающихся аудиторской деятельностью, а также в проверке их квалификации.

Должностная инструкция аудитора

Аудитор отвечает за:

  1. Ущерб, полученный компанией-работодателем из-за его непрофессиональных действий, — в соответствии с положениями актуального законодательства.
  2. Разглашение или передачу третьим лицам конфиденциальной информации — в соответствии с разделами актуального законодательства.
  3. Невыполнение своих профессиональных функций — в пределах, данных в трудовом законодательстве.
  4. Нарушения действующих законов — в соответствии с принципами трудового, административного или уголовного права.

Аудитор имеет следующие возможности:

  1. Вносить предложения по усовершенствованиям в сфере своей профессиональной ответственности.
  2. Принимать участие в предварительном обсуждении заданий по аудиту.
  3. Требовать от служащих доступа к необходимой в своей работе информации.
  4. Участвовать в совещаниях сотрудников, на которых затрагиваются вопросы его компетенции.
  5. Требовать от руководства поддержания условий, необходимых для качественного ведения своей профессиональной деятельности.
  6. Повышать квалификацию за счет организации не реже чем раз в два года на условиях, оговоренных в соответствующей внутренней документации.

Наниматели придерживаются определенных принципов составления должностной инструкции. В первую очередь это относится к структуре документа. В нем обязательно должны присутствовать следующие части:

  • Общий раздел.
  • Профессиональные функции.
  • Должностные возможности.
  • Потенциальная ответственность.

Эти обязательные разделы можно дополнить ещё несколькими, в зависимости от пожеланий работодателя. Часто добавляют:

  • Параметры изменений инструкции.
  • Должностные взаимоотношения.
  • Условия работы.
  • Оценку результативности сотрудника (KPI).

Внимание! Должностная инструкция может писаться в расчете на ценного специалиста, с учетом его пожеланий. Другой вариант — типовая инструкция, пригодная для любого работника на конкретной позиции.

В этом начальном разделе указаны базовые аспекты должности:

  • Порядок руководства и подчинения.
  • Основы кадровых перемещений (наём, увольнение, замена).
  • Список положений, на которые опирается специалист.
  • Квалификационные стандарты, которым он обязан соответствовать.
  • Иные параметры общего характера.

Для аудитора, в связи со спецификой различных работодателей, квалификационные стандарты также могут отличаться. Так, при работе в международных аудиторских компаниях обязательно знание делового английского, а также тонкостей МСФО.

Совершенствование бюджетного законодательства в части ВФК и ВФА

Законопроектом предлагается закрепить определения внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, приведенные в Правилах № 193[1], в положениях Бюджетного кодекса. Так, согласно новой редакции ст. 160.2-1 БК РФ внутренний финансовый контроль является непрерывным процессом, реализуемым должностными лицами, работниками главного администратора бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее – администратор бюджетных средств), финансового органа, органа управления государственным внебюджетным фондом, организующими и выполняющими процедуры составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, направленным:

  • на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, процедур составления и исполнения бюджета этими администратором бюджетных средств, главным администратором бюджетных средств, финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом;

  • на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, процедур составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета (обеспечение достоверности бюджетной отчетности) этими администратором бюджетных средств, главным администратором бюджетных средств, финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом;

  • на подготовку и реализацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению независимой и объективной информации о результатах исполнения бюджетных полномочий главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств, финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом, направленной на повышение качества осуществления процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.

Внутренний финансовый аудит осуществляется в целях:

  • оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;

  • подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином;

  • подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Также в положениях Бюджетного кодекса будет закреплена норма об осуществлении внутреннего финансового аудита на основе функциональной независимости структурными подразделениями (уполномоченными должностными лицами) главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, финансового органа, органа управления государственным внебюджетным фондом, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита. При этом законопроектом вводится возможность администратору бюджетных средств передать на основе соглашения полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита главному администратору бюджетных средств, в ведении которого он находится, или другому администратору бюджетных средств, находящемуся в ведении данного главного администратора бюджетных средств, в порядке, установленном этим главным администратором бюджетных средств.

В настоящее время такая передача невозможна ввиду того, что согласно ст. 160.2-1 БК РФ указанные полномочия осуществляются администратором бюджетных средств самостоятельно (Письмо Минфина РФ от 30.06.2017 № 02-02-05/42411).

При этом нельзя будет передать названные полномочия главному администратору бюджетных средств местного бюджета, являющемуся органом муниципального финансового контроля. Так, предусмотрено, что главный администратор средств местного бюджета вправе внести на рассмотрение местной администрации соответствующего муниципального образования предложение о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита. По решению местной администрации главный администратор средств местного бюджета передает полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита другому главному администратору бюджетных средств местного бюджета, не являющемуся указанным в п. 2 и 3 ст. 265 БК РФ органом муниципального финансового контроля.

Требования к организации внутреннего финансового аудита, в том числе в части передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, будут устанавливаться Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

Еще одна новация в порядке осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита – в том, что они должны будут осуществляться в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, устанавливаемыми Минфином (обновленная ч. 3 ст. 160.2-1 БК РФ). Напомним, что в настоящее время порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита регламентирован Правилами № 193.

Законопроектом расширяется сфера осуществления государственного (муниципального) финансового контроля. Так, согласно новой редакции ч. 1 ст. 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль будет осуществляться в целях обеспечения соблюдения не только положений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, но и (или) обусловливающих расходные обязательства публично-правовых образований, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров или соглашений о предоставлении средств из бюджета.

Законопроектом уточняются определения внешнего и внутреннего финансового контроля, объекты такого контроля.

Полномочия Федерального казначейства по осуществлению контроля. В законопроекте говорится, что полномочия Федерального казначейства, финансовых органов субъектов РФ (муниципальных образований) и органов управления государственными внебюджетными фондами, установленные ст. 269.1 БК РФ, применяются ими исключительно при осуществлении предварительного контроля, осуществляемого путем санкционирования операций. Напомним, что государственный (муниципальный) финансовый контроль делится на внешний и внутренний, предварительный и последующий (ч. 1 ст. 265 БК РФ).

Согласно новой редакции ст. 269.1 БК РФ к таким полномочиям будут относиться:

  • контроль за непревышением бюджетного обязательства над неиспользованными лимитами бюджетных обязательств, доведенными получателю бюджетных средств;

  • контроль за соответствием предмета бюджетного обязательства, указанного в сведениях о бюджетном обязательстве, коду классификации расходов бюджета;

  • контроль за соответствием денежного обязательства соответствующему бюджетному обязательству;

  • контроль за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями, соответствующими бюджетным и денежным обязательствами;

  • контроль за соответствием проводимой операции коду вида расходов (аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов) бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство;

  • контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, в случаях, установленных бюджетным законодательством, в том числе заключений органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по результатам обследований, проведенных ими в случаях, установленных Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта, местной администрацией муниципального образования, и подтверждающих соответствие фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) условиям государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов (договоров), заключенных в рамках их исполнения;

  • контроль за соответствием бюджетного обязательства по государственному (муниципальному) контракту сведениям о данном государственном (муниципальном) контракте, подлежащим включению в предусмотренный законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реестр контрактов, заключенных заказчиками;

  • контроль за соответствием сведений о бюджетном обязательстве по договору (соглашению) сведениям о данном договоре (соглашении), подлежащим включению в предусмотренный законодательством реестр соглашений (договоров) о предоставлении субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам производителям товаров (работ, услуг), бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетам субъектов;

  • контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение бюджетных и денежных обязательств получателей средств бюджета субъекта РФ, подлежащих исполнению за счет средств целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Изменения коснутся и полномочий органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению названного контроля. После принятия законопроекта их полномочия будут включать:

  • контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

  • контроль за соблюдением положений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные обязательства соответствующего публично-правового образования, а также соблюдением условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров или соглашений о предоставлении средств из соответствующего бюджета;

    Законопроектом уточнены определения терминов «представление» и «предписание», вводится определение ранее отсутствовавшего термина «неправомерное использование бюджетных средств». Последний термин призван заменить собой термин «причиненный ущерб». Так, согласно новой редакции п. 2 ст. 270.2 БК РФ под представлением будет пониматься документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий:

    • информацию о выявленных нарушениях положений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные обязательства публично-правовых образований, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля или в доли участия в уставных фондах юридических лиц, созданных в организационно-правовой форме товариществ с ограниченной ответственностью;
    • требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

    В свою очередь, под предписанием будет пониматься документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок:

    • требования об устранении нарушений положений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные обязательства публично-правовых образований, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля или в доли участия в уставных фондах юридических лиц, созданных в организационно-правовой форме товариществ с ограниченной ответственностью;
    • требования о принятии мер по перечислению в доход бюджета соответствующего публично-правового образования суммы неправомерно использованных бюджетных средств.

    Законопроектом предусмотрено, что срок исполнения представления, предписания органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля может быть продлен по мотивированному ходатайству руководителя объекта контроля в порядке, предусмотренном федеральными стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, но не более одного раза.

    Нужно отметить еще одно новшество, касающееся представлений и предписаний. Согласно вводимому п. 5 ст. 270.2 БК РФ в представлениях и предписаниях не должна указываться информация о нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, уже выявленных в ходе осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, при условии наличия принятых мер по их устранению, мер по устранению причин и условий таких нарушений. Иными словами, законопроектом вводится прямой запрет на включение в представления и предписания нарушений, ранее выявленных в ходе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и уже устраненных проверяемой организацией.

    Как мы указали выше, законопроектом предусмотрена замена не регламентированного ни одним нормативным актом термина «причиненный ущерб РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию» на более привычный как для контролеров, так и для проверяемых термин «неправомерное использование бюджетных средств». Раскрытие данного термина будет в п. 3 ст. 270.2 БК РФ. Так, под суммой неправомерно использованных бюджетных средств будет пониматься сумма средств, использованных с нарушением положений нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), обусловливающих расходные обязательства публично-правового образования, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, либо сумма оплаты объектом контроля неисполненных обязательств, предусмотренных государственным (муниципальным) контрактом, контрактом (договором, соглашением), заключенным в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов или договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

    В статье 306.2 БК РФ говорится, что бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения может применяться не только финансовыми органами и органами Федерального казначейства, но и органами управления государственными внебюджетными фондами. Напомним, что бюджетная мера принуждения применяется на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения. Законопроектом уточнено, что под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом, содержащий основания для применения к объекту контроля бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления и использования (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или с нарушением обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении средств из бюджета, либо суммы средств, использованных не по целевому назначению, по каждому основанию для применения бюджетных мер принуждения.

    Согласно новой редакции ст. 306.3 БК РФ финансовые органы, органы управления государственными внебюджетными фондами принимают решения о применении бюджетных мер принуждения, решения об их изменении, их отмене или решения об отказе в применении бюджетных мер принуждения в случаях и порядке, установленных Правительством РФ, а также направляют решения о применении бюджетных мер принуждения, решения об их изменении (отмене) Федеральному казначейству (финансовым органам субъектов РФ или муниципальных образований), копии соответствующих решений органам государственного (муниципального) финансового контроля и объектам контроля.

    Федеральное казначейство (финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований) исполняет решение о применении бюджетных мер принуждения (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств), в установленном финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом порядке исполнения решений о применении бюджетных мер принуждения.

    Уточнения коснулись и отдельных положений ст. 306.4, 306.8 БК РФ.


    [1] Правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 № 193.

    Внутренний финансовый аудит: организация и проведение

    • ОКОФ в ОКОФ2
      Перевод кода классификатора ОКОФ в код ОКОФ2
    • ОКДП в ОКПД2
      Перевод кода классификатора ОКДП в код ОКПД2
    • ОКП в ОКПД2
      Перевод кода классификатора ОКП в код ОКПД2
    • ОКПД в ОКПД2
      Перевод кода классификатора ОКПД (ОК 034-2007 (КПЕС 2002)) в код ОКПД2 (ОК 034-2014 (КПЕС 2008))
    • ОКУН в ОКПД2
      Перевод кода классификатора ОКУН в код ОКПД2
    • ОКВЭД в ОКВЭД2
      Перевод кода классификатора ОКВЭД2007 в код ОКВЭД2
    • ОКВЭД в ОКВЭД2
      Перевод кода классификатора ОКВЭД2001 в код ОКВЭД2
    • ОКАТО в ОКТМО
      Перевод кода классификатора ОКАТО в код ОКТМО
    • ТН ВЭД в ОКПД2
      Перевод кода ТН ВЭД в код классификатора ОКПД2
    • ОКПД2 в ТН ВЭД
      Перевод кода классификатора ОКПД2 в код ТН ВЭД
    • ОКЗ-93 в ОКЗ-2014
      Перевод кода классификатора ОКЗ-93 в код ОКЗ-2014
    • Классификатор ЕСКД
      Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов ОК 012-93
    • ОКАТО
      Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОК 019-95
    • ОКВ
      Общероссийский классификатор валют ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-2000
    • ОКВГУМ
      Общероссийский классификатор видов грузов, упаковки и упаковочных материалов ОК 031-2002
    • ОКВЭД 2
      Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2)
    • ОКГР
      Общероссийский классификатор гидроэнергетических ресурсов ОК 030-2002
    • ОКЕИ
      Общероссийский классификатор единиц измерения ОК 015-94 (МК 002-97)
    • ОКЗ
      Общероссийский классификатор занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08)
    • ОКИН
      Общероссийский классификатор информации о населении ОК 018-2014
    • ОКИСЗН-2017
      Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения. ОК 003-2017 (действует c 01.12.2017)
    • ОКОГУ
      Общероссийский классификатор органов государственного управления ОК 006 – 2011
    • ОКОК
      Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах. ОК 026-2002
    • ОКОПФ
      Общероссийский классификатор организационно-правовых форм ОК 028-2012
    • ОКОФ 2
      Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) (действует с 01.01.2017)
    • ОКП
      Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (действует до 01.01.2017)
    • ОКПД2
      Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)
    • ОКПДТР
      Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94
    • ОКПИиПВ
      Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод. ОК 032-2002
    • ОКПО
      Общероссийский классификатор предприятий и организаций. ОК 007–93
    • ОКС
      Общероссийский классификатор стандартов ОК (МК (ИСО/инфко МКС) 001-96) 001-2000
    • ОКСВНК
      Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации ОК 017-2013
    • ОКСМ
      Общероссийский классификатор стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001
    • ОКСО 2016
      Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2016 (действует с 01.07.2017)
    • ОКТС
      Общероссийский классификатор трансформационных событий ОК 035-2015
    • ОКТМО
      Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований ОК 033-2013
    • ОКУД
      Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93
    • ОКФС
      Общероссийский классификатор форм собственности ОК 027-99
    • ОКЭР
      Общероссийский классификатор экономических регионов. ОК 024-95
    • ОКУН
      Общероссийский классификатор услуг населению. ОК 002-93
    • ТН ВЭД
      Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД ЕАЭС)
    • КУВЭД
      Классификатор услуг во внешнеэкономической деятельности
    • Классификатор ВРИ ЗУ
      Классификатор видов разрешенного использования земельных участков
    • КОСГУ
      Классификатор операций сектора государственного управления
    • ФККО
      Федеральный классификационный каталог отходов (действует с 24.06.2017)
    • КСР
      Классификатор строительных ресурсов
    • Классификатор
      Классификатор правовых актов РФ
    • ББК
      Библиотечно-библиографическая классификация
    • УДК
      Универсальный десятичный классификатор
    • МКБ-10
      Международная классификация болезней
    • АТХ
      Анатомо-терапевтическо-химическая классификация лекарственных средств (ATC)
    • МКТУ-11
      Международная классификация товаров и услуг 11-я редакция
    • МПК
      Международная патентная классификация
    • МКПО-10
      Международная классификация промышленных образцов (10-я редакция) (LOC)
    • ЕТКС
      Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих
    • ЕКСД
      Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих
    • Профстандарты
      Справочник профессиональных стандартов
    • Должностные инструкции
      Образцы должностных инструкций с учетом профстандартов
    • ФГОС
      Федеральные государственные образовательные стандарты
    • Вакансии
      Общероссийская база вакансий Работа в России
    • Кадастр оружия
      Государственный кадастр гражданского и служебного оружия и патронов к нему
    • Правила по охране труда
      Действующие правила по охране труда Минтруда РФ

    Вводятся с 1 января 2020 года

    Вводятся до 31 декабря 2020 года

    «Определения, принципы и задачи ВФА»

    «Реализация результатов ВФА»

    «Основания и порядок организации ВФА»

    «Подтверждение достоверности бюджетной отчетности»

    «Порядок передачи полномочий по ВФА»

    «Права и обязанности должностных лиц, работников при осуществлении ВФА»

    «Подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств»

    «Планирование, определение объема работ и формирование программы аудиторской проверки»

    «Проведение внутреннего финансового аудита»

    Должностная инструкция по специальности «Внутренний аудитор»

    • Есть ли у вашего учреждения возможность образовать отдел внутреннего финансового аудита на основе принципа функциональной независимости?

    — да

    — нет

    • Есть ли у учреждения необходимые и достаточные ресурсы, чтобы осуществить вну­тренний финансовый аудит, в том числе трудовые, материальные, финансовые и иные ресурсы, которые способны обеспечить качественный ВФА?

    — да

    — нет

    • Есть ли в учреждении работники, обладающие необходимыми профессиональными знаниями, навыками и компетенциями, чтобы провести внутренний финансовый аудит, которые смогут беспристрастно, качественно и с недопущением конфликта интересов любого рода выполнять свои обязанности?

    — да

    — нет

    • Выполняет ли ваше учреждение только однотипные внутренние бюджетные процедуры и операции, в отношении которых бюджетные риски минимизированы, а уровень бюд­жетных рисков низкий и не может оказать воздействие на результаты выполнения этих внутренних бюджетных процедур?

    — да

    — нет

    Если хотя бы на один вопрос вы ответили «да», ваше учреждение может передать полномочия по внутреннему финансовому аудиту своему ГАБС либо иному администратору бюджетных средств, который находится в подведомственности у этого ГАБС. А также руководитель вашего учреждения может ввести ограниченную систему организации аудита.

    Внутренний аудитор будет не только проверять, проводится ли ВФК в учреждении, но и вносить предложения по его организации. То есть с исполнителя бюджетных процедур на аудитора переложили максимум работы по оценке контроля, по его организации, по оценке бюджетных рисков.

    Важная деталь: Именно аудитор с 2020 года станет координатором ВФК

    Аудитор должен выявить, какие бюджетные процедуры в учреждении выполняют с нарушениями или недостатками. И на основании этого оценить бюджетные риски и предложить способы минимизировать их. Для внутреннего финансового аудита ввели новый документ — реестр бюджетных рисков. Как его сформировать, рассмотрим на примере.

    ПРИМЕР 2. Аудитор собрал все карты контроля со структурных подразделений учреждения.

    Составив на их основе одну карту, он проанализировал все акты внешних ревизий, которые учреждение получало после проверок. Взяв перечень типовых нарушений, подготовленный казначейством, аудитор расписал все операции, проводимые в учреждении, вплоть до исполнителя.

    Сопоставив данные, он присвоил каждой операции степень риска. В результате получился реестр рисков, из которого видно не только что это за операция, но и кто ее осуществляет, какие есть бюджетные риски и какие меры необходимо принять для их минимизации.

    Внутренний аудитор:

    2.1. Проверяет финансовую и управленческую отчетность организации, анализирует ее достоверность, оценивает своевременность ее составления и представления.

    2.2. Организует унификацию и стандартизацию учетных процессов.

    2.3. Готовит и представляет на утверждение руководству организации план и бюджет аудиторских работ.

    2.4. Проводит сплошные ревизии и проверки в подразделениях организации в соответствии с утвержденным планом.

    2.5. Контролирует выполнение бюджета организации.

    2.6. Проверяет сохранность и эффективность использования активов организации, контролирует доступ персонала к активам и финансовой информации.

    2.7. Проводит экспертную оценку проектов договоров, следит за тем, чтобы в учетных документах организации своевременно и полно отражались все совершаемые сделки и их результаты.

    2.8. Выявляет внутренние резервы организации и определяет пути их эффективного использования.

    2.9. Исследует порядок расходования фондов по разным проектам или программам, анализирует доходы и расходы организации, оптимизирует и планирует налоги.

    2.10. Проводит выборочные ревизии с целью выявления и ликвидации задолженностей и недостач, анализирует дебиторскую и кредиторскую задолженности, дает оперативные указания по уменьшению задолженностей.

    2.11. Разрабатывает рекомендации, позволяющие устранить выявленные отклонения от планов, снизить уровень риска отдельных операций или минимизировать возможные потери.

    2.12. Определяет и анализирует возможные риски при разработке и внедрении новых проектов в организации.

    2.13. Следит за работой персонала в части финансов, анализирует должностные инструкции и оптимизирует распределение обязанностей персонала. Совместно с менеджером по персоналу вносит изменения в положения о подразделениях и должностные инструкции.

    2.14. Разрабатывает регламенты для финансовой политики организации в целом и отдельных финансовых процедур.

    2.15. Принимает участие в составлении сводной и консолидированной отчетности.

    2.16. Готовит организацию к внешнему аудиту.

    2.17. Выполняет отдельные поручения генерального директора, напрямую не связанные с внутренним аудитом (консультирование работников бухгалтерии, анализ инвестиционных проектов, сверки с поставщиками и т.д.).

    2.18. Консультирует руководство организации по вопросам аудита.

    2.19. Составляет отчеты о проделанной работе, аналитические и докладные записки, дает экспертные заключения.

    Внутренний аудитор имеет право:

    3.1. Посещать все подразделения организации и получать любую информацию, необходимую для проведения аудита.

    3.2. Давать персоналу указания, как привести отчетную документацию в соответствие с внутренними документами и законодательством, как исправить ошибки и неточности.

    3.3. Получать от ответственных работников объяснения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и аудита.

    3.4. Давать персоналу распоряжения по вопросам подготовки организации к внешнему аудиту.

    3.5. Давать руководству рекомендации по изменению управленческой политики в организации.

    3.6. Вносить предложения по совершенствованию своей работы и требовать, чтобы в организации были созданы все условия и оформлены все документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей внутреннего аудитора.

    Внутренний аудитор – профессия для опытных и решительных

    Внутренний аудитор несет ответственность:

    4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

    4.2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

    4.3. За причинение материального ущерба организации — в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

    5.1. Режим работы внутреннего аудитора определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в организации.

    5.2. В связи с производственной необходимостью внутренний аудитор может направляться в служебные командировки, в том числе и местного значения.

    В нашей стране внутреннему аудиту финансовой отчетности уделяется пока меньше внимания, чем он заслуживает. Внутренний финансовый аудит — вид деятельности организации, который на основе внутренней документации контролирует звенья управления и различные сферы финансовой деятельности компании.

    Осуществлением внутреннего финансового аудита занимается специальный отдел, который работает в составе проверяемой компании. Такая проверка необходима руководству, чтобы иметь возможность изучить и проанализировать реальное состояние дел в их организации. На основе полученной в ходе финансового аудита информации руководство разрабатывает пути улучшения работы организации. Деятельность внутренних аудиторов носит консультационный характер.

    Аудиторские услуги могут осуществлять:

    • аудиторские организации — коммерческие юридические лица;
    • индивидуальные аудиторы — индивидуальные предприниматели с квалификационным аттестатом аудитора.

    При этом для того, чтобы заниматься аудитом, такие компании и ИП должны быть членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Аудиторские услуги можно будет оказывать с даты внесения сведений о соответствующем юрлице или ИП в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов.

    Финансовый аудит как способ оценки состояния и перспектив развития компании

    Компания, взявшая на себя обязательства по проведению финансового аудита, обеспечивает проверяемой организации следующие услуги:

    • полное исследование структуры активов и пассивов проверяемой компании, доходов и расходов по каждому их типу и отдельно по каждому виду финансовой деятельности;
    • анализ финансовых коэффициентов, стоимостных оценок и признания обязательств и активов;
    • изучение положений учетной политики, включая условные значения и оценки;
    • выявление элементов, лежащих в основе финансовых итогов компании за последние годы и оказывающих существенное влияние на ее финансовые результаты;
    • анализ движения финансовых средств за последнее время, а также факторов, оказывающих на него значительное влияние;
    • выработка комментариев к прогнозам руководства компании относительно перспектив развития ее финансовой деятельности;
    • соотнесение этих прогнозов с объемом продаж и общим финансовым состоянием компании.

    По результатам финансового аудита отчетности организации ее руководство получает:

    • независимое экспертное мнение о платежеспособности, доходности компании, оборачиваемости ее капитала;
    • полный отчет обо всех интересующих его факторах (стоимости чистых активов компании, состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе по займам и кредитам, долгосрочных и краткосрочных финансовых инвестициях, операциях с взаимозависимыми лицами, неучтенных обязательствах, объеме продаж и материальных запасов и др.).

    Таким образом, аудит финансовой деятельности компании позволяет объективно оценить общую финансовую эффективность бизнеса, определить, куда и в каких объемах уходят денежные потоки компании, оптимизировать финансовую деятельность, а также оценить компетентность внутренней финансовой службы, устранить недостатки.

    При проведении финансового аудита организации можно выделить основные этапы:

    • предварительное планирование — знакомство с проверяемой компанией, определение объема и видов работ, разработка задач проверки, определение стоимости услуг аудита, подписание договора;
    • составление плана аудита, включающего последовательность и характер работ, разработку программы проверки;
    • непосредственно аудит — анализ бухгалтерской и финансовой отчетности, проверка ее на соответствие нормам и стандартам законодательства с распределением обязанностей между специалистами-аудиторами по утвержденной программе;
    • составление аудиторского отчета — документа, содержащего полные данные обо всех обнаруженных в ходе проведения финансового аудита нарушениях, отклонениях, пропусках, ошибках и недостатках, налоговых рисках, а также выводы и рекомендации аудиторов по их устранению и уменьшению;
    • выдача аудиторского заключения — официальная оценка достоверности информации, представленной в финансовой отчетности компании.

    (в ред. Приказа Минфина РФ от 23.07.2020 N 150н)

    В соответствии с пунктом 5 статьи 160.2-1 и абзацем сорок пятым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 31, ст. 4466) приказываю:

    утвердить прилагаемый федеральный стандарт внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита».

    Первый заместитель
    Председателя Правительства
    Российской Федерации —
    Министр финансов
    Российской Федерации
    А.Г. СИЛУАНОВ

    УТВЕРЖДЕН
    приказом Министерства финансов
    Российской Федерации
    от 18.12.2019 N 237н

    1. Настоящий федеральный стандарт внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита» (далее — Стандарт) разработан в соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 30, ст. 4101) и применяется должностными лицами (работниками) главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее — главные администраторы бюджетных средств), распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее — администраторы бюджетных средств) при организации внутреннего финансового аудита.

    2. В целях настоящего Стандарта применяются термины в значениях, определенных федеральным стандартом внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита».

    16. Администратор бюджетных средств вправе передать полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита главному администратору бюджетных средств, в ведении которого он находится, или другому администратору бюджетных средств, находящемуся в ведении данного главного администратора бюджетных средств, с учетом положений пункта 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

    В случае принятия решения о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, предусмотренного пунктом 3 настоящего Стандарта, руководитель администратора бюджетных средств, передающего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, согласовывает передачу указанных полномочий с руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств, которому передаются полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита.

    17. Субъектом внутреннего финансового аудита администратора бюджетных средств, передавшего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита с учетом положений пунктов 3 и 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является субъект внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств, принявшего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее — субъект внутреннего финансового аудита, принявший полномочия).

    18. Решение о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита оформляется (согласовывается) одним из следующих способов:

    а) подписание соглашения о передаче полномочий администратора бюджетных средств по осуществлению внутреннего финансового аудита;

    б) оформление служебных писем о согласовании передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, в том числе их визирование (подписание) руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств, принимающего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита и руководителем администратора бюджетных средств, передающего указанные полномочия;

    в) оформление документа с грифом (листом) согласования или протокола о передаче администратором бюджетных средств полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.

    19. В случае принятия решения о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита указанный в пункте 13 настоящего Стандарта ведомственный (внутренний) акт главного администратора (администратора) бюджетных средств, принявшего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, должен содержать положения, касающиеся принятия и исполнения переданных от администратора бюджетных средств полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, в частности:

    а) дату и срок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, а также порядок отмены (изменения) решения о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита;

    б) порядок направления администратором бюджетных средств, передавшим полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, субъекту внутреннего финансового аудита, принявшему полномочия:

    предложений по формированию плана проведения аудиторских мероприятий, внесению в него изменений, а также по проведению внеплановых аудиторских мероприятий;

    информации о решениях, принятых по результатам проведенных аудиторских мероприятий, в том числе о мерах по минимизации (устранению) бюджетных рисков, по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля, по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков, а также по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;

    в) порядок направления субъектом внутреннего финансового аудита, принявшим полномочия, руководителю администратора бюджетных средств, передавшему указанные полномочия:

    копии утвержденного плана проведения аудиторских мероприятий (внесенных изменений в него);

    программы аудиторского мероприятия (внесенных в нее изменений), заключения;

    информации о типовых нарушениях и (или) недостатках, условиях, причинах и предлагаемых мерах по их предотвращению, а также о значимых бюджетных рисках и мерах по их минимизации (при необходимости);

    Дата публикации 01.10.2020

    Вопрос аудитору

    Какие действия должно выполнить бюджетное учреждение в связи с вступлением в силу приказов Минфина России от 18.12.2019 № 237н, от 21.11.2019 № 195н об утверждении федеральных стандартов внутреннего финансового аудита? Означает ли, что полномочия учредителя по финансовому контролю подведомственных учреждений сняты, и бюджетное учреждение должно обращаться к сторонним аудиторам или к учредителю, заключив соглашение о проверке? Должно ли бюджетное учреждение внести изменения в локальные нормативные документы? Может ли в этом случае главный бухгалтер бюджетного учреждения проверять ведение бухгалтерского учета в своем учреждении?

    В настоящее время вступили в силу пять стандартов, регулирующих порядок проведения внутреннего финансового аудита (ВФА). На их основе главные администраторы, администраторы бюджетных средств (ГАБС, АБС), осуществляющие ВФА, издают ведомственные (внутренние) акты. Требования к таким документам установлены в п. 13 федерального стандарта, утв. приказом Минфина России от 18.12.2019 № 237н (далее — Стандарт № 237н).

    ВФА представляет собой деятельность по формированию и предоставлению руководителю главного администратора бюджетных средств (распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета):

      • информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий РБС, ПБС, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета, ГАБС (в т. ч. заключения о достоверности бюджетной отчетности);
      • предложений о повышении качества финансового менеджмента, в т.ч. повышении результативности и экономности использования бюджетных средств;
      • заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента (п. 1 ст. 160.2-1 БК РФ).

    В свою очередь, внутренний финансовый контроль проводится на основании ведомственных нормативных актов (например, приказ Минспорта России от 13.08.2019 № 653, приказ Минздрава России от 05.09.2013 № 626н и др.). Нормативные правовые акты по ведомственному финансовому контролю принимаются на уровне публично-правовых образований.

    Внутренний финансовый контроль, как правило, направлен:

      • на проверку соблюдения ведомством внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета (обеспечение достоверности бюджетной отчетности);
      • подготовку и реализацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

    Таким образом, ВФА и финансовый контроль — это две разные процедуры, проводимые ГАБС (АБС). Соответственно, полномочия по финансовому контролю подведомственных учреждений с ГАБС (АБС) не снимаются.

    ВФА является отдельным мероприятием, которое не относится к ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности учреждений, поскольку ВФА проводится в соответствии с федеральными стандартами, установленными Минфином России (п. 5 ст. 160.2-1 БК РФ). На их основе ГАБС (АБС), осуществляющие ВФА, издают ведомственные (внутренние) акты.

    Кроме того, исходя из положений федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н (далее — СГС «Учетная политика»), учетная политика учреждений разрабатывается для получения информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности.

    Положения учетной политики закрепляют порядок ведения бухгалтерского (бюджетного) учета исходя из структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения. Следовательно, учетная политика и иные локальные нормативные правовые акты не должны включать положения о порядке проведения ВФА.

    Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, пп. 20, 23 федерального стандарта «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, учреждение осуществляет внутренний контроль первичных документов и фактов хозяйственной жизни. Порядок организации и обеспечения внутреннего контроля утверждается в учетной политике (п. 9 СГС «Учетная политика»). Нормативные правовые акты в области бухгалтерского (бюджетного) учета не содержат прямого запрета на осуществление такого контроля главным бухгалтером. Следовательно, главный бухгалтер бюджетного учреждения может проверять бухучет в своем учреждении.

    Если в вопросе речь шла о возможности проведения ВФА главным бухгалтером в своем учреждении, отметим, что деятельность субъекта ВФА основывается на принципе функциональной независимости. Он означает отсутствие условий, которые создают угрозу способности субъекта ВФА беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности (п. 6 федерального стандарта, утв. приказом Минфина России от 21.11.2019 № 196н).

    Внутренний контроль бухучета необходим затем, что это обязательный этап эффективного планирования и реализации как управленческих решений, так и ежедневных функциональных задач работников, а не простая формальность. Благодаря такому контролю отдельные ошибки сотрудников бухгалтерии, от которых никто не застрахован, не приобретут системный характер.

    Мы застраховали риск допущения ошибок нашими специалистами. Если, например, они допустят ошибку, 1С-WiseAdvice компенсирует связанные с ней штрафы и доначисления. Размер страховой выплаты, предусмотренной полисом страхования профессиональной ответственности, ежегодно индексируется и на сегодняшний день составляет 70 млн рублей. Важное преимущество: полис включает в себя расширенный перечень страховых случаев, от которых не страхуют другие консалтинговые компании.

    Законодательно прямая ответственность за отсутствие в компании системы внутреннего контроля организации в бухгалтерии не предусмотрена. Однако фактически она обязательно последует в виде финансовых потерь по результатам камеральных и выездных проверок. Внутренняя ревизия не только проверяет достоверность и правомерность действий сотрудников, но предотвращает искажение данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности, к которому налоговики наверняка предъявят претензии.

    Практические рекомендации по осуществлению внутреннего контроля как хозяйственной жизни организации, так и ее бухгалтерской отчетности, содержатся в Информации от Минфина РФ № ПЗ-11/2013.

    Описывая экономическую целесообразность данного ревизионного мероприятия, авторы документа помимо всего прочего упоминают общую результативность деятельности компании и сохранность ее активов. А в качестве возможных негативных факторов, способных повлиять на точность результатов внутренней проверки, называют не только ошибки руководства и персонала, но и превышение полномочий, а также сговор сотрудников.

    Таким образом, государство, выступая на стороне собственника, рекомендует оценивать обоснованность и правомерность действий ключевых сотрудников на разных этапах хозяйственных операций и на всех уровнях управления.

    Условно виды контроля можно разделить на предварительный, текущий и последующий.

    Предварительный предусматривает определение «уместности» и безопасности грядущих действий, которые могут повлиять на благополучие компании.

    Текущий контроль исключит необоснованные расходы и другие риски, связанные с деятельностью предприятия, обеспечит повседневный анализ ведения бухгалтерской отчетности.

    Последующая ревизия подытожит, насколько соответствует бухгалтерская документация реальным фактам совершенной сделки и действующему законодательству. Этот же этап предусматривает инвентаризацию и другие необходимые процедуры для того, чтобы определить, как по факту повлияла конкретная хозяйственная операция на благосостояние компании.

    Все виды ревизии должны выполнять разные сотрудники, не связанные друг с другом в рабочей и личной жизни, что обеспечить довольно сложно.

    Положение о внутреннем бюджетном финансовом контроле

    К числу основных должностных обязанностей финансового аудитора включены следующие задачи:

    1. Проверка правильности ведения финансовой и налоговой документации предприятия.
    2. Оценка эффективности внутреннего контроля хозяйственной деятельности.
    3. Оценка эффективности предполагаемых финансовых операций и степени их риска.
    4. Разработка рекомендаций по усовершенствованию бизнес-проектов.
    5. Оказание руководству компании практической помощи в управлении финансами.
    6. Контроль затрат предприятия в регионах.
    7. Знание законодательной базы для усовершенствования ведения учета.
    8. Мониторинг эффективности работы торговых представителей организации.
    9. Выявление и оценка рисков деятельности компании.
    10. Разработка рекомендаций по снижению финансовых рисков.

    В зависимости от специалиста, проводящего аудит, он подразделяется на внутренний и внешний. Соответственно выделяют штатных (внутренних) и независимых (внешних) аудиторов.

    Важно! Внутренний аудитор работает на постоянной основе. Внешний – способствует объективной оценке работы компании и решению финансовых вопросов, которые не могут быть решены внутри нее штатными работниками.

    Многие крупные компании имеют штатную должность внутреннего аудитора. Его основная задача – выявление ошибок бухгалтерии предприятия, а также составление рекомендаций по ведению финансового и налогового учета. Особенно актуальна эта должность в открытых акционерных обществах с разветвленной сетью филиалов и структурных подразделений.

    Иногда аудиторская организация выполняет инициативный аудит, например, налоговый. Главной задачей налогового аудитора является выражение независимого мнения о соответствии нормам и степени достоверности налоговых отчетов компании установленным законодательным нормам. Свои выводы проверяющий составляет после экспертизы системы налогообложения, правильности вычисления налогов и осуществления выплат. В отчете аудитор описывает ошибки, выявленные в ходе проверки, и приводит предложения по их устранению.

    Положение о внутреннем финансовом контроле

    Наряду с явными преимуществами, имеется и ряд существенных недостатков:

    • высокий уровень персональной ответственности;
    • ненормированный рабочий день;
    • частые разъезды;
    • необходимость постоянно следить за поправками в законодательстве;
    • стрессовая нагрузка.
    • Советы кандидату
    • Работа за границей
    • Правила прохождения интервью
    • Подготовка к собеседованию
    • Как написать резюме

    Сервис формирует для вас персональный налоговый календарь. Учитывает форму собственности, наличие сотрудников и систему налогообложения. Вам не нужно держать все в голове и искать среди всего списка налоговых дат свои. «Моё дело» напомнит об отчетных датах по смс.

    Пользователи сервиса «Моё дело» получают консультационную поддержку по бухгалтерским и налоговым вопросам. В любой момент задайте экспертам вопрос по своей деятельности.

    Как получить консультацию?

    Эксперты консультируют в письменном виде через личный кабинет.

    Обратиться в службу консалтинга может любой пользователь с оплаченным доступом к сервису.

    Чтобы получить ответ на интересующий вопрос, напишите его в разделе «Консультация бухгалтера». Чем подробнее вы сформулируете вопрос, тем точнее будет полученная консультация.

    По каким вопросам можно проконсультироваться?

    Вы можете задать любой налоговый или бухгалтерский вопрос по вашей деятельности.

    В частности, получить консультацию можно по следующим темам:

    • Бухгалтерский учет малого бизнеса
    • Расчет налогов по УСН, ПСН
    • Ведение налогового учета
    • Составление отчетности
    • Кадровый учет и расчет зарплаты
    • Порядок документооборота

    Консультации пользователям предоставляются ведущими экспертами в области бухгалтерского и налогового учета, имеющими 10-летний опыт.

    Сколько вопросов можно задать?

    Количество вопросов не ограничено.

    При необходимости можно задать уточняющие вопросы, чтобы до конца разобраться в ситуации.

    Ответ на свой вопрос вы получите в течение суток.

    Не узнает ли налоговая о моих вопросах?

    Вы можете быть уверены, что ваша информация не попадет в чужие руки.

    Мы гарантируем полную конфиденциальность. Данные пользователя, заданные им вопросы и полученные ответы никогда не будут переданы третьим лицам, в том числе и контролирующим органам.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *