Обзор практики возмещения ущерба при ДТП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обзор практики возмещения ущерба при ДТП». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Прежде чем перейти к описанию процедуры возмещения ущерба при ДТМ с виновника, необходимо разобраться, что понимается под термином «ущерб». Несмотря на часто практическое применение, далеко не все заинтересованные стороны понимают, что он означает. Ущерб при ДТП формируется из трех основных составляющих, каждая из которых требует отдельного рассмотрения.

Возмещение ущерба после ДТП виновником: порядок, сроки, образец иска

Представляет собой повреждение или лишение имущества, а также других благ, выраженное в денежном исчислении. Речь идет не только о транспортном средстве, но и перевозимых грузах или другой собственности, которая находилась в автомобиле в момент аварии.

Главное, что нужно помнить – материальный ущерб относится к страховым, поэтому возмещается в рамках обязательного и добровольного страхования. Материальный ущерб делится на три вида:

  • непосредственный вред имуществу потерпевшей стороны;
  • затраты, которые предстоят и связаны с восстановлением или ремонтом имущества;
  • упущенная прибыль, которая могла быть получена при дальнейшей эксплуатации вышедшего из строя имущества.

Возмещение материального ущерба в рамках обязательного страхования по ОСАГО предусматривает получение до 400 тыс. руб. Выплата осуществляется страховой компанией, которая выдала полис владельцу автомобиля, ставшего причиной ДТП.

Сумма выплаты со стороны страховой компании может быть увеличена при оформлении полиса КАСКО. Если ущерб превышает покрытие по страховке пострадавшей стороне придется обращаться в суд.

Название этой разновидности ущерба при ДТП не требует дополнительных комментариев и пояснений. В рамках страхового покрытия по ОСАГО возможна выплата до полумиллиона рублей. Конкретная сумма определяется в зависимости от тяжести нанесенного вреда по правилам, принятым конкретной страховой компанией.

Если речь идет о тяжком увечье, допускается возмещение ущерба в более серьезном размере. Но для этого потребуется обращение в суд и соответствующий вердикт судьи. Судебное решение потребуется и в том случае, если у виновной стороны отсутствует страховка.

Большая часть ДТП по своим финансовым последствиям вписывается в рамки ОСАГО, оформленного подавляющим большинством участников дорожного движения. Поэтому проблем с получением компенсации обычно не возникает, так как она исправно выплачивается страховой компанией.

Необходимость возмещения ущерба от ДТП с виновной стороны возникает в следующих ситуациях:

  • величина ущерба превышает максимальную выплату страховой компании;
  • виновная сторона не оформила страховку или полис не является действительным;
  • обстоятельства ДТП не входят в число страховых случаев, предусмотренных полисом ОСАГО или КАСКО. Например, ущерб нанесен не в процессе движения, а во время размещения автомобиля на стоянке;
  • потерпевшая сторона желает взыскать компенсацию за полученный моральный вред.

Базовый принцип расчета размера компенсации, заложенный в законодательстве, предусматривает выплату суммы, достаточной для восстановления исходных характеристик транспортного средства. Обязательным условием выступает учет степени износа автомобиля до момента попадания в ДТП.

Стандартные правила расчета компенсации предусматривают включение в итоговую сумму следующих расходов:

  • ремонт и восстановление транспортного средства;
  • транспортировка машины с места аварии в автосервис;
  • уменьшение товарной стоимости авто (рассчитывается для автомобилей со сроком эксплуатации до 5 лет или уровнем износа в пределах 35%);
  • все виды морального вреда, причиненного потерпевшей стороне;
  • потерянный заработок, затраты на лечение и другие подобные расходы, непосредственно связанные с ДТП;
  • сопутствующие обращению в суд затраты – услуги независимого оценщика и/или юриста, почтовые расходы и т.д.

После определения размера возмещения, который необходимо получить с виновной стороны, следует переходить к следующему этапу процедуры взыскания. Она предусматривает два варианта получения компенсации – добровольный (досудебный) и принудительный (с помощью суда).

Такой вариант решения проблемы на практике встречается нечасто. Тем более – если речь идет о серьезной сумме, необходимой, например, для ремонта дорогостоящей иномарки. Действующее законодательство предусматривает достаточно четкую процедуру досудебного урегулирования проблемы возмещения ущерба. Она предусматривает следующие действия потерпевшей стороны:

  • получение справки из ГИБДД, подтверждающей факт ДТП и виновника аварии;
  • обращение в страховую компанию для подтверждения отказа выплачивать требуемую сумму;
  • проведение оценки размера ущерба, которой занимается независимый эксперт;
  • направление виновной стороне претензии.

Последний документ заслуживает особенно пристального внимания. Он составляется в произвольной форме и включает следующую информацию:

  • сведения о виновной стороне как адресате документа;
  • обстоятельства ДТП;
  • описание сути проблемы, которая заключается в недостаточности компенсации, полученной в рамках страховки;
  • претензия в адрес виновной стороны, включая сумму ущерба;
  • подпись заявителя.

В претензии обязательно указывается не только сумма, которую требуется возместить, но и срок, когда это необходимо сделать. Отсутствие реакции со стороны виновника ДТП означает необходимость переходить на следующую стадию разрешения конфликта – подаче искового заявления в суд.

К претензии прилагается комплект сопутствующих документов, в состав которого входят:

  • акт о наступлении страхового случая;
  • справка из ГИБДД об обстоятельствах ДТП;
  • другие документы, подтверждающие позицию заявителя, например, чеки на ремонт, экспертное заключения независимого оценщика и т.д.

Претензия направляется адресату заказным письмом. Если реакция со стороны виновника отсутствует, целесообразно приступать к процедуре возмещения ущерба при ДТП через суд.

Для понимания сущности категории возмещения ущерба при ДТП необходимо разобраться с термином «ущерб».

Данное понятие законодательно не закреплено.

Вместе с тем, статья 15 Гражданского Кодекса РФ содержит определение термина «убытки».

Под убытками в гражданском законодательстве РФ понимается:

  • реальный ущерб, то есть утрата или повреждение имущества, принадлежащего конкретному лицу (повреждение транспортного средства или иного имущества, собственником которого является потерпевший).

    Например, к реальному ущербу относятся расходы на ремонт транспортного средства (затраты на запасные части и проведение ремонтных работ) и утрата товарной стоимости – УТС. Величина УТС отражает, насколько снизилась стоимость транспортного средства из-за ухудшения внешнего вида и эксплуатационных качеств, вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего за ним ремонтного воздействия.

  • упущенная выгода – совокупность неполученных доходов, которые лицо получило бы, при отсутствии нарушения его права, то есть если бы виновник происшествия не нарушил нормы ПДД РФ.

    Примером неполученных доходов могут быть отнесены убытки, связанные с простоем транспортного средства, используемого в коммерческих целях на ремонте после ДТП, неисполнение ранее заключенных контрактов по перевозке грузов или пассажиров, и т.д.

Возмещение ущерба при ДТП происходит в законодательно установленных рамках обязательств, вытекающих из причинения вреда.

Возмещение вреда, причиненного дорожным происшествием, является мерой гражданско-правовой ответственности лица, виновного лица. Правовой базой, регламентирующей вопросы возмещения вреда, являются Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).

Рассмотрим общие основания ответственности за причинение вреда (статья 1064 ГК РФ) и ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности (статья 1079 ГК РФ).

Статья 1064 ГК РФ устанавливает общие основания ответственности за причиненный вред.

Статья предусматривает:

  1. Вред, который причинен личности, то есть конкретному индивидууму, а также его имуществу, должен быть возмещен полностью лицом, причинившим его.

    Это правило распространяется также при причинении вреда имуществу юридического лица.

  2. Ответственность за причинение вреда может быть возложена законом на иное лицо, которое не является причинителем вреда.

    Например, закон «Об ОСАГО» возлагает на Страховщика обязанность возмещения вреда, причиненного Страхователем в период действия договора ОСАГО.

    Примером делегированной законом ответственности, является предусмотренная статьей 241 Трудового кодекса РФ ограниченная материальная ответственность работника и установленная статьей 1068 ГК РФ обязанность работодателя возместить вред, причиненный его работником третьим лицам в период исполнения им трудовых обязанностей.

  3. Ответственность наступает только за виновное причинение вреда.

    Если участник происшествия, которого обвинили в его совершении, докажет свою невиновность, то он освобождается от обязанности возмещения ущерба при ДТП.

    Статья в помощь:

    Как оспорить вину в дорожно–транспортном происшествии

  4. Наступление ответственности при отсутствии вины причинителя вреда возможно только в случаях, предусмотренных Законом.

    Примером ответственности «без вины» является причинение вреда владельцем источника повышенной опасности в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 1079 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля обязан произвести возмещение ущерба при ДТП, причиненного пешеходу (пассажиру), если причиной аварии явился внезапно возникший отказ системы управления транспортным средством. Для наступления ответственности не имеет значения тот факт, что автомобиль прошел обязательный технический осмотр и был исправен до аварии.

    Несмотря на то, что водитель не допустил со своей стороны нарушений норм ПДД РФ и правил эксплуатации транспортного средства, ответственность наступает по основанию, определенному статьей 1079 ГК РФ.

    Эксплуатация автомобиля является деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а сам автомобиль представляет собой источник повышенной опасности.

Статья 1079 ГК РФ формулирует основания ответственности участников ДТП за причинение вреда при использовании источников повышенной опасности – транспортных средств.

Статья предусматривает:

  1. Ответственность наступает вне зависимости от вины владельца или собственника транспортного средства за причинение вреда окружающим: пешеходам, пассажирам, иным лицам, которым причинен вред.

    Ответственность «без вины» не наступает в случаях причинения вреда владельцам (собственникам) других транспортных средств, участвующих в происшествии.

  2. Если вред причинен при взаимодействии транспортных средств их собственникам, то возмещение ущерба при ДТП осуществляется по правилам статьи 1064 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля ХХХ, гражданин А, не выбрал безопасную скорость для движения, соответствующую дорожным и метеорологическим условиям, не стравился с управлением и допустил столкновение с автомобилем УУУ под управлением гражданина Б. В соответствии со статьей 1064 ГК РФ ответственность за причинение вреда понесет водитель А, виновный в нарушении пункта 10.1 ПДД РФ.

  3. За вред, причиненный окружающим при взаимодействии источников повышенной опасности, наступает солидарная ответственность их владельцев (собственников).

    Нормы о солидарной ответственности содержатся в статье 322 – 326 ГК РФ. При солидарной ответственности, потерпевший может требовать возмещения причиненного вреда в полном объеме, от любого из водителей.

    Например, при столкновении автомобилей, в результате которого пострадали их пассажиры, отвечать будут оба водителя. Для пострадавших не будет иметь значения, по чьей вине произошло происшествие, предъявлять требования о возмещении вреда при ДТП можно к любому из водителей.

  4. Владелец (собственник) транспортного средства не подлежит ответственности, если докажет, что возникновение вреда обусловлено непреодолимой силой или умыслом потерпевшего.

    Ответственность за причиненный вред не наступает за действия самоубийц или при наступлении обстоятельств, не зависящих от воли владельца (собственника) транспортного средства.

  5. При рассмотрении судом дела о возмещении ущерба при ДТП, возможно полное или частичное освобождение владельца транспортного средства от ответственности при наличии оснований, указанных в пункте 2 и 3 статьи 1083 ГК РФ.

    В пункте 2 статьи 1083 ГК РФ речь идет о грубой неосторожности потерпевшего, которая повлияла на возникновение или увеличения размера причиненного вреда.

    Как на самом деле должны работать правила ОСАГО. Объясняет Верховный суд

    Действующие нормативные акты по ОСАГО:

    1. Конституция РФ.
    2. Федеральный закон № 40-ФЗ от 2002 г. об обязательном страховании автовладельцев.
    3. Закон № 223-ФЗ от 2014 г, в котором прописаны поправки к предыдущему закону.
    4. Закон о защите прав потребителей N 2300-1.
    5. Положение Центробанка 2014 г. N 432-П о единой методике расчета на восстановительный ремонт.
    6. Правила технической экспертизы N 433-П, утвержденные Центробанком в 2014г.

    При оформлении полиса между страхователем и автовладельцем подписывается договор, в котором указаны возможные страховые случаи. В нем прописываются и те ситуации, когда СК снимает с себя всю ответственность. Почему же тогда существует судебная практика по ОСАГО?

    Дело в том, что суд чаще встает на защиту пострадавшей стороны и принимает решения, не учитывая условия договора. В результате страховщики выплачивают компенсацию в полном объеме. Кроме того, возросло количество мошенников, которые нанимают юристов и получают от СК неположенную им компенсацию. При этом потерпевшие остаются без денег либо получают минимальную сумму.

    Учитывая эту проблему, Верховный суд внес ряд изменений в законодательство. Теперь судебное разбирательство проводится только после того, как гражданин лично подаст заявление в соответствующий орган. Выплата осуществляется не посреднику, а пострадавшему человеку. Это позволило минимизировать количество мошеннических случаев.

    Чаще всего все разногласия между СК и страхователем решаются по соглашению, без привлечения судебных органов.

    При задержке выплаты по ОСАГО более 20 дней страховая компания выплачивает неустойку в размере 1%. Если СК нарушает сроки выдачи отказа, ей начисляется штраф 0,05%. Штрафные санкции вступают в силу с 21 дня после того, как клиент отнес документы в компанию.

    1. Компенсация, назначенная СК, не соответствует понесенным убыткам. Если размер ущерба превышает назначенную сумму выплаты, следует провести независимую экспертизу и с ее результатами обратиться в суд.
    2. СК оттягивает принятие решения, не выплачивает причитающуюся сумму в срок или погашает убытки лишь частично.
    3. Страховщик ответил отказом на претензию, например, не счел аварию страховым случаем. Неправомерные действия компании являются нарушением прав потребителя.
    4. Сумма ущерба намного выше той, которая допустима по страховке. В этом случае разница взимается с виновника происшествия в судебном порядке.

    Помимо этого страхователи обращаются в суд и по другим поводам:

    • возмещение затрат на лечение;
    • возмещение морального ущерба, если будет доказано, что пострадавший получил неврологическое заболевание или психологическую травму;
    • оплата услуг нотариуса и автоюриста;
    • возврат денежных средств за экспертизу и госпошлину;
    • возмещение расходов, возникших при эвакуации и хранении поврежденного автомобиля;
    • прочие издержки, связанные с судом.

    В том случае, если потерпевший не подал заявление в СК в установленный срок, он также может обратиться в судебную инстанцию. Согласно законодательству, сроки давности по исковым заявлениям о причитающейся компенсации составляют 3 года. Однако юристы советуют подавать документы как можно раньше. В противном случае страховщик может отказаться от выплат, мотивируя это нарушением сроков со стороны истца.

    Обратите внимание! Закон ОСАГО не предусматривает денежные выплаты виновнику аварии. Перед тем, как подать исковое заявление, гражданин должен уведомить страховую компанию о своем несогласии с назначенной суммой выплат. Без этого условия суд рассматривать дело не будет. Все разногласия желательно урегулировать в досудебном порядке.

    В 2016 году Верховный суд по ОСАГО выпустил обзор споров по автогражданке. Были выделены наиболее значимые позиции:

    1. Страховщик вправе сделать прямое возмещение убытков, если автомобиль пострадал в ДТП от прямого столкновения с другим транспортным средством, имеющим страховку.
    2. Все претензии от индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на ТС экономическую деятельность, рассматриваются через арбитраж.
    3. При возникновении споров между организацией, осуществившей прямые выплаты пострадавшему, и компанией, застраховавшей виновника ДТП, все разногласия должны решаться в досудебном порядке.
    4. При одновременной подаче заявления на возмещение компенсации, неустойки и штрафа, досудебный конфликт считается разрешенным, если была выплачена хотя бы компенсация.
    5. Если водитель управлял транспортным средством по доверенности или договору аренды, выплата ему не полагается.

    Как уже было замечено, возмещение ущерба при ДТП осуществляется с учетом того, насколько изношен был пострадавший автомобиль. Это означает, что улучшить свой транспорт за счет средств, взысканных с виновника происшествия, потерпевшему не удастся. «Обидчик» должен лишь возместить ущерб, образовавшийся в результате дорожной аварии, но никак не повысить стоимость пострадавшей машины.

    Таким образом, «забрать» у виновника аварии (через соглашение между сторонами или через иск в суд) всю сумму, которая была потрачена на выполнение ремонта транспортного средства, не получится.

    Существует четкий порядок добровольной оплаты человеком, виновным в ДТП, всех издержек пострадавшей стороны. Потерпевшему в результате происшествия следует четко его придерживаться. Данный порядок предусматривает выполнение далее указанных действий:

    • оформление всех документов по ДТП в ГИБДД;
    • проведение в оговоренные законом сроки независимой экспертизы по обстоятельствам и понесенному ущербу в результате дорожного происшествия;
    • получение отказа (в страховой фирме) о выплате компенсации или же справки о выдаче меньших средств, чем требуется потерпевшему для восстановления авто и своего здоровья.

    Только после подготовки всей этой документации (нередко требуются и дополнительные справки) можно подписывать соглашение, в котором оговаривать возмещение ущерба при ДТП его виновником.

    Оформление на месте ДТП. Существуют два способа фиксации произошедшей аварии – самостоятельно и посредством сотрудников ГИБДД. Выбор конкретного вида оформления зависит от наличия спора о виновнике, суммы ущерба, количестве транспортных средств и т.д.

    В первой случае помимо Европротокола важно также производить фото-фиксацию. При этом, снимки обязательно должны иметь привязку к ориентирам – номер дома. Название улицы и т.п.

    1. Оформление в ГИБДД. После подготовки протокола самими участниками происшествия или сотрудниками ГАИ следует получить соответствующее постановление по административному делу.
    2. Обращение в страховую. Для полиса КАСКО виновник ДТП не важен. В то время как возмещение ущерба при ДТП по ОСАГО ключевым является наличие страховки у виновника. При этом, закон предоставляет на выбор – обратиться в «свою» страховую или в компанию виновника.

    Итоговым документом после последовательного выполнения рассмотренных действий является решение страховой компании о выплате.

    Обратите внимание на следующее при составлении заявления в суд:

    1. Подсудность. Иск можно подать по месту нахождения заявителя либо страховой компании. Кроме того, исходя из размера требований необходимо установить компетенцию мирового или районного судьи по данному делу.
    2. Стороны по делу. Требования о взыскании денег предъявляются также к страховой. При этом, в случае превышения допустимого размера возмещения, соответчиком необходимо указать виновника аварии. Также к только к виновнику может быть предъявлено требование о компенсации нравственных страданий от аварии. Кроме того, к участию вне зависимости от размера ущерба следует привлечь всех участников ДТП и их страховые компании.
    3. Описательная часть. В данной части можно основываться на уже готовой претензии, в которой все необходимые факты уже изложены.
    4. Приложения к иску. В сравнении с претензией, к заявлению в суд следует приложить все материалы, относящиеся к ДТП, в том числе саму претензию. Для каждого участника процесса следует сформировать полный пакет документов – точно такой же, как предназначенный для суда.
    5. Дополнительные требования иска. На основании отказа возмещать ущерб добровольно потребитель вправе требовать компенсацию морального вреда, неустойку за каждый день и пятидесяти-процентный штраф. Нарушение приведенных прав подготовки и подачи заявления влечет отказ в рассмотрении иска судом.

    Важно: обратиться в суд можно только один раз. Все доказательства должны быть в первом суде.

    г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

    остановка транспорта Гагарина

    Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

    Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

    Троллейбус: 20, 6, 7, 19

    Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

    Возврат финансов, необходимых для восстановления как ТС, так и пострадавшего после ДТП возложен на страховую компанию, выдавшую полис ОСАГО виновнику происшествия.

    Суммы компенсации согласно ст.7 ФЗ №40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности» довольно ограничены:
    1. До 500 тыс. при физическом вреде – повреждения, увечья, смерть.
    2. До 400 тыс. по имущественному фактору.
    Однако и эти суммы получить от страховщика подчас нелегко. Как правило, причинами отказа выступают:
    • пребывание в момент аварии виновного водителя в пьяном виде;
    • отсутствие водительских прав при себе;
    • совершение ДТП в период, не определенный страховым документом;
    • при совершении аварии при себе не было полиса;
    • окончание лицензии у учреждения.

    Перечисленные факторы не считаются легальными. В первых двух ситуациях компания возмещает расходы и впоследствии вправе обратиться в суд с встречным заявлением на виновника. При неимении документа на руках во время случившегося впоследствии устанавливаются необходимые сведения и производится выплата. По факту окончания разрешения на осуществление деятельности организацией все претензии принимает РСА (союз автомобильных страховщиков).

    При автомобильной аварии бремя компенсации ложится на водителя в следующих обстоятельствах:
    1. Объем суммы превышает установленный предел (тогда возврат производится по сумме разницы).
    2. Вред нанесен не в момент передвижения (неудачное открытие дверцы на стоянке).
    3. Моральный вред пострадавшим участникам.
    4. Отсутствие страховки (многие действительно пренебрегают установленным правилом. Так, судебные решения 2021 года без ОСАГО в очередной раз доказывают невыгодность неимения полиса вовсе. Исаева А. обратилась в суд с прошением о возмещении понесенных ею расходов с виновника автомобильной аварии Новикова. В 2021 году в 17.00 на трассе М4 произошло ДТП – форд врезался в другую иномарку. По факту была проведена экспертиза и установлено, что с учетом износа материальные затраты составят 200 тыс. рублей, однако истица в заявлении просила удовлетворить возмещение без учета износа. Суд постановил, что Новиков виновен в совершении деяния и понесет наказание в виде возврата средств заявительнице по фактам затрат на восстановление авто, оплату труда эксперта, а также судебные издержки.

    При подаче искового заявления или составлении текста мирового соглашения нужно быть предельно внимательными при проработке пункта «требования». Например, как показывает судебная практика не производится удовлетворение прошений без учета износа ТС. Поскольку в данном случае владелец стремится не только осуществить возврат израсходованных средств на ремонт по причине ДТП, но и за чужой счет полностью отреставрировать машину (починить неисправности, препятствующие комфортному пользованию еще до происшествия). Такая позиция собственника не приветствуется.

    Обращение за защитой нарушенных интересов в судебную инстанцию крайний выход из ситуации, поскольку потребует от участников немалых временных, материальных затрат, терпения и нервов. Лучше же все-таки заключить соглашение.

    Заявление в суд подается по месту проживания провинившегося индивида и обязательно производится оплата госпошлины, исходя из размера требований. В объем не включается сумма морального вреда, поскольку она устанавливается в ходе процесса служителем правосудия.

    Дело может быть разрешено в мировом суде при не превышении суммы претензии в 50 тыс. рублей. В остальных случаях первой инстанцией будет выступать районный судебный орган.

    ВНИМАНИЕ !!! Важно помнить, что предварительное заключение мирового соглашения не лишает прерогативы обращения в суд. Если какие-то выплаты виновным уже были произведены, то в его же интересах посетить заседание и предъявить расписки или выписки по факту банковского перевода, осуществленные в пользу потерпевшей стороны. Служитель Фемиды учтет уже возвращенные суммы и возможно выплачивать придется в меньшем объеме.

    Таким образом, если не получается возместить средства со страховой компании по тем или иным причинам, или возврату подлежала небольшая сумма, то остаток выплатит виновное в аварии лицо. Однако потерпевшему придется изрядно потратиться изначально, если не получается договориться мирно и вынуждены обращаться в суд.

    ВС: попавший в ДТП пассажир может получить выплаты с двух водителей

    • Семейное право
    • Наследственное право
    • Земельное право
    • Трудовое право
    • Автомобильное право
    • Уголовное право
    • Недвижимость
    • Финансы
    • Налоги
    • Льготы
    • Ипотека

    Центральный банк, в своем письме от 27 марта 2020 г. № ИН-03-31/32, указал, что если последний день срока оплаты по кредиту выпадает на нерабочий день, то крайней датой считается такой нерабочий день (кроме субботы и воскресенья). Однако Верховный суд указал, что у Центрального банка нет таких полномочий и его письма не могут быть выше закона.

    Неуплата предусмотренных договором платежей в период с 30 марта по 3 апреля 2020 г. просрочкой исполнения обязательств не является, а перенос срока исполнения обязательства на ближайший следующий рабочий день не может рассматриваться как нарушение сроков исполнения обязательств.

    Одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория.

    Кроме того, введение в отношении должника моратория означает и невозможность получения взыскателем принудительного исполнения путем предъявления исполнительного документа непосредственно в банк. Однако стоит учитывать, что действия моратория распространяется только на наиболее пострадавшие отрасли экономики

    Если исковое заявление попадает в суд, вам должны прислать его копию и приложения к нему. Однако на практике часто бывает так, что приходит только исковое. Более того, нередко заявители специально не докладывают важные приложения в комплект для ответчика, чтобы в суде у вас не было обоснованного возражения на его доводы и доказательства. Поэтому неважно, пришли приложения к вам или нет, вам надо записаться на ознакомление с материалами дела и снять фотокопии с каждого документа.

    Возмещение ущерба при ДТП – обо всех тонкостях процедуры

    Стоит так же рассмотреть вопрос о действиях истца в момент ДТП. Обычно, это делается до суда, когда постановление о привлечении вас к ответственности еще не вступило в силу, но есть шанс заявить об этом и в суде по делу о взыскании ущерба.

    Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.

    Ст.1083 ГК Учет вины потерпевшего и имущественного положения лица, причинившего вред

    Целесообразно перед экспертом поставить вопрос о скорости автомобилей в момент аварии (трассологическая экспертиза). Если водитель пострадавшего автомобиля превышал установленную скорость, то суд может уменьшить ущерб при ДТП, так как имеет место грубая неосторожность со стороны истца. Это касается и вопроса о ремне безопасности, если имеются пострадавшие.

    Пункт 3 вышеуказанной статьи, позволяет суду уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.

    Для этого вам потребуется приложить все доказательства, подтверждающие ваше положение: 2-НДФЛ членов семьи, выписку из ЕГРП об отсутствии недвижимого имущества, кредитные договоры, договор об аренде квартиры и так далее.

    Вопросы, касающиеся исковой давности по спорам, связанным с ОСАГО, оставлены судом практически без изменения, однако, судом внесен интересный абзац (пункт 5 Постановления № 58). Буквально он звучит так «Признание права на часть страхового возмещения не свидетельствует о признании права в целом, если иное не оговорено страховщиком».

    То есть, говоря о прерывании срока исковой давности, суд допускает, что страховщик, признав право потерпевшего на получение части страхового возмещения, но не признав право на возмещение в целом, срок исковой давности не прервёт, если сама страховая не допустит обратное!

    Таким образом, страховая компания может выплатить часть страхового возмещения и это не прервет течение срока исковой давности по страховому возмещению в целом… В удовлетворении иска о взыскании недоплаченной части возмещения, поданного за пределами 3х лет суд может отказать по мотиву пропуска срока исковой давности, несмотря на осуществленную выплату.

    Верховный Суд обращает внимание на то, что если ущерб причинен только двум автомобилям (жизнь и здоровье участников ДТП не пострадали), потерпевший предъявляет требование о возмещении убытков в «свою» страховую компанию, т.е., компанию, застраховавшую его ответственность по ОСАГО (исключение – когда страховщик банкротится), при этом договор между потерпевшим и страховой должен быть заключен не ранее 28 апреля 2017 г. Потерпевший поступает точно также при причинении вреда трем и более автомобилям, если ДТП произошло после 25 сентября 2017 г.

    Страховая компания, застраховавшая ответственность потерпевшего по ОСАГО, осуществляет страховое возмещение (прямое возмещение убытков, ПВУ), и, в дальнейшем, выясняет свои финансовые отношения с компанией-страховщиком ответственности виновного в ДТП, это потерпевшего уже не касается. Стоит обратить внимание, что прямое возмещение возможно лишь только тогда, когда ответственность виновника застрахована! В ином случае, ПВУ не применяется.

    В случае оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД, потерпевший получает впоследствии право обратиться к страховой виновника с требованием возместить ущерб, причиненный жизни или здоровью. Такое право возникает, если потерпевший, требуя возместить ущерб, причиненный его транспортному средству, не знал, что его жизни и здоровью также нанесен вред.

    Суд отмечает, что лицо, купившее авто после ДТП, не вправе требовать страхового возмещения из такого ДТП, поскольку потерпевшим не является. Кроме того, суд указал, кто может получить страховое возмещение, если потерпевший, не приведи создатель, погиб в результате ДТП. Такой список раскрыт в п. 19 Постановления.

    В случае ДТП, потерпевший должен сообщить не только о самом ДТП и известных ему обстоятельствах, но и о том, что им понесены расходы на эвакуацию, иные связанные расходы, а также о том, что транспортное средство (ТС) утратило товарную стоимость. Эти сведения нужно указывать в заявлении о наступлении страхового случая, чтобы в дальнейшем эти расходы можно было возместить. Направление заявления страховщику или его представителю (указаны в полисе ОСАГО) нужно будет в дальнейшем подтвердить. Суд отметил, что документы, передаваемые в страховую компанию должны содержать указание на номер полиса ОСАГО, номер выплатного дела и т.п., в целях идентификации. Какая ответственность следует за отсутствие таких сведений, суд не указал.

    В случае банкротства страховщика потерпевший в ходе ПВУ может обратиться к страховщику ответственности виновника, в т.ч., если потерпевший не согласен с размером выплаты, произведенной ему «его» страховщиком, который находится в процедуре банкротства. Если же банкротятся (отозвана лицензия) оба страховщика, можно обратиться в РСА.

    Что касается смотра поврежденного имущества, суд указал на обязанность страховой компании провести осмотр поврежденного имущества, а также отметил, какие действия страховой можно считать надлежащей организацией независимой экспертизы – это своевременное направление уведомления с датой, временем и местом проведения экспертизы. Независимая экспертиза (оценка) проводится, если потерпевший и страховщик не сходятся в оценке повреждений, причиненных транспортному средству (обстоятельствах их получения).

    Если потерпевший дважды не представил в указанные срок, время и место имущество для осмотра (экспертизы), страховщик может вернуть заявление (потом его можно подать повторно) и документы к нему. Оценка, проведенная самим потерпевшим, также не имеет никакой силы в этом случае.

    В случае, когда поврежденное ТС не в состоянии, по разным причинам, «попасть» на осмотр к страховщику, последний может осмотреть (оценить) его там, где оно фактически находится. Если же, в указанном случае, страховая не желает выезжать на место осмотра, потерпевший может заказать оценку сам. В тоже время, самостоятельная оценка может быть не принята судом, если потерпевший солгал о невозможности предоставить имущество для осмотра.

    С кого требовать возмещение ущерба при ДТП?

    Страховое возмещение можно получить в кассе страховщика или на банковский счёт, либо в виде оплаты ремонта в согласованном со страховщиком автосервисе. Способ возмещения выбирает потерпевший. Исключение составляют личные авто граждан РФ, зарегистрированные в России – в этом случае возможен только ремонт и его последующая оплата, если только потерпевший не погиб (погибло авто, потерпевший является инвалидом или получил тяжкий или средний вред здоровью, а также ряд иных обстоятельств, указанных в ст. 61.1 закона об ОСАГО).

    Когда страхового возмещения не достаточно, виновник – причинитель вреда оплачивает разницу. Доплата может быть осуществлена страховщиком и в том случае, если возмещения не хватило на восстановление здоровья или утраченного заработка.

    Суд отметил, что выполнение ремонта на станции техобслуживания (СТО), с которой у страховщика заключен договор не освобождает страховую компанию от возмещения иных расходов потерпевшего, о которых речь шла выше, нужно лишь подать соответствующее заявление. Обращает на себя внимание и то, что при осуществлении ремонта на СТО страховщика могут быть выявлены скрытые повреждения, это нужно указать при передаче авто на СТО, например, в направлении на ремонт.

    Если страховщик, по каким-либо причинам не организовал ремонт и не произвел выплату, можно обратиться в суд, в т.ч., с требованием обязать страховую выдать направление на ремонт. Если СТО не начинает ремонт или делает его слишком медленно, потерпевший может потребовать выплатить страховое возмещение (необходимый остаток).

    В случае, если возврат отремонтированного ТС задерживается или ремонт выполнен ненадлежащим образом, ответственность за это несет страховщик. Что это за ответственность, суд не уточнил, однако, отметил, что страховщик может требовать от СТО возмещения соответствующих убытков. Впрочем, потерпевшего это уже не касается.

    Если лицо, виновное в ущербе, заключило договор ОСАГО после 27.04.2017 г., то личный автомобиль гражданина, в т.ч., индивидуального предпринимателя, зарегистрированный в России, может быть лишь отремонтирован, причём исключительно новыми запасными частями (потерпевший и страховая могут допустить использование б/у запчастей, заключив соглашение). Суд назвал это обязательным восстановительным ремонтом и отметил, что оплата такого ремонта производится без учёта износа. Денежные средства можно получить лишь при наличии определенных условий, о чем уже было сказано выше.

    Если потерпевший не успел переместить на СТО поврежденное авто, он должен обратиться в страховую компанию за новым направлением на ремонт. Также стоит обратить внимание на то, что новое авто можно ремонтировать у продавца (производителя) в течение 2х лет с года выпуска ТС, в целях сохранения гарантии.

    Потерпевший может сам организовать ремонт в «своей» СТО, которая не сотрудничает со страховой компанией, получив письменное согласие последней. Если страховая не ответила на запрос о проведении ремонта в «своей» СТО в течение 15 календарных дней, такое молчание является отказом, который, к тому же, нельзя обжаловать.

    В случае, если те СТО, с которыми сотрудничает страховая компания, не соответствуют требованиям правил ОСАГО, ремонтироваться на таких СТО можно лишь если потерпевший с этим согласен. Если же потерпевший не согласен, производится выплата.

    Если стоимость ремонта выше, чем размер страхового возмещения, потерпевшему придется доплатить СТО разницу. Но вдруг потерпевший не согласен выплачивать эту разницу? Тогда страховой придётся выплатить деньги.

    Что касается санкций, то обращает на себя внимание указание ВС РФ на то, что при рассмотрении дела по иску потерпевшего, суд должен поставить вопрос о взыскании с ответчика штрафа за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего. Если же суд не разрешил этот вопрос, требуется дополнительное решение. Иначе вышестоящие инстанции такое решение отменят.

    Любое происшествие при эксплуатации средств, представляющих повышенную опасность, всегда приводит к наступлению неприятных последствий.
    Повреждения могут быть:

    1. Связанные с причинением травм, увечий или наступлением смерти пострадавшего.
    2. Материального характера.
    3. Не имеющие стоимостного выражения.

    Как уменьшить и доказать сумму ущерба при ДТП: практические советы

    В ст. 151 ГК РФ моральный вред определяется как физические или нравственные страдания. По понятным причинам испытывать их может только гражданин, то есть физическое лицо. Вызываются эти страдания неправомерными действиями других лиц, в нашем случае участников ДТП, направленными против нематериальных благ, а именно жизни и здоровья.

    Выражаться подобное посягательство может:

    • в причинении сильной боли;
    • в стойком ухудшении здоровья;
    • в возникновении психологической травмы;
    • в утрате возможности трудиться и т. д.

    Моральный вред при ДТП далеко не всегда связан с физическим травмами. Однако сильные переживания, вызванные утратой и серьезным стрессом влекут ухудшение здоровья. Подобные случаи являются основанием требования от виновника аварии компенсации причиненного его действиями вреда.

    Пострадавший в ДТП гражданин сам определяет размер компенсации, которую желает получить. Суды присуждают компенсацию, исходя из соразмерности требований нанесенному вреду. Ответчик может возражать против заявленной суммы в случаях:

    • оспаривания своей вины или ее степени;
    • несоответствия изложенных истцом фактов действительности;
    • неправомерности самих требований ответчика.

    Неплохим способом снизить размер компенсации является подача встречного иска. Если сам виновник пострадал в аварии, то он также может рассчитывать на компенсацию вреда своему здоровью.

    Вопрос о моральном ущербе, наступившем вследствие ДТП, может быть разрешён по соглашению сторон в порядке досудебного урегулирования споров. Процедура медиации может проводиться как самими участниками ДТП, так и с привлечением квалифицированных специалистов.

    Если стороны приходят к согласию, то составляется расписка и деньги передаются пострадавшему. В противном случае компенсация морального вреда ДТП производится на основании судебного решения.

    Правом на получение материальной компенсации обладают:

    • владельцы автомобилей, получивших повреждения;
    • опекуны и законные представители пострадавших;
    • лица, принимавшие непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве пешеходов и пассажиров, чьи права были нарушены;
    • близкие родственники погибших.

    Исковое заявление ДТП о возмещении материального ущерба и морального вреда, потерпевший должен направить в суд общей юрисдикции.

    Согласно общим принципам подсудности иск можно подать:

    1. По месту причинения ущерба или месту жительства потерпевшего.
    2. По месту жительства (нахождения) ответчика.

    Если в деле о причинении морального ущерба несколько потерпевших, они имеют право объединить исковые требования в одном производстве. В таком случае каждый из пострадавших будет выступать как соистец в процессе.

    Для получения права на компенсацию нанесенного морального ущерба необходимо доказать суду факт его существования. Судья не может руководствоваться личными симпатиями или переживаниями. Истцу надо доказать суду полученные страдания и обосновать запрашиваемую сумму. Однако, если повреждений не было, включая душевные, то и компенсировать нечего. Отказать в приеме иска о возмещении не могут, разуется, если он оформлен и подан верно. Если истец сможет обосновать позицию и привести доказательства того, что он получил душевные страдания, то суд может назначить взыскание. Но сумма будет присуждена символическая.

    Когда нанесен легкий вред здоровью пострадавшего при ДТП, моральный вред доказать проще, ведь имеются медицинские записи. Причинение незначительного ущерба приводит к взысканию небольших компенсаций. Суммы, назначаемые судом, если травмы несущественные, обычно не превышают 10 тыс. руб. Стоит не забывать о затратах на лечение. Если медицинские услуги были оказаны для устранения последствий ДТП, то затраты на них приобщаются к делу и зачастую удовлетворяются в полном объеме.

    Взыскать моральный вред при ДТП, если нанесен тяжелый вред здоровью пострадавшего, проблематично. Человек может находиться на длительном лечении, что делает невозможным визиты в суд. В таком случае истец вынужден обращаться к представителю, что увеличивает затраты на процесс. Однако делегировать свои права на участие в суде – единственный вариант. Выступать истцами родственники пострадавшего могут, когда взыскивается моральный вред при ДТП со смертельным исходом. Исключение из правил – утрата дееспособности гражданином. В таком случае правом подать иск наделяется опекун, выступающий от имени жертвы.

    Сумма компенсации за моральный вред при смертельном ДТП всегда взыскивается близкими родственниками погибшего. Алгоритм действий не отличается от классического возмещения неимущественного ущерба. Изменяется только истец.

    Кроме этого ДТП с тяжкими последствиями и смертельным исходом относятся к уголовным преступлениям, где взыскание компенсации реализуется параллельно с общим процессом. А при легких или средних последствиях компенсация морального вреда в результате ДТП выполнятся в рамках гражданского процесса.

    • в делах, связанных с причинением вреда здоровью гражданина любой степени тяжести. В случае, когда нанесена травма, совершено преступление в отношении потерпевшего, посягающее на его здоровье. В данном случае возмещение вреда здоровью будет не только компенсация всех расходов на лечение и реабилитацию больного, но и компенсация моральных страданий.
    • в делах, о защите прав потребителя. Законодатель предусмотрел специальную норму, предусматривающую возможность требования выплаты со стороны продавца или исполнителя по договору об оказании услуг в случае нарушения прав потребителя. Наш гражданский адвокат всегда при составлении иска по оказанию некачественной услуги или продажи товара плохого качества заявляет требование о взыскании морального вреда. На практике в суде порой даже не приходится доказывать причиненные истцу страдания, ведь само по себе нарушение его прав влечет возможность удовлетворения его исковых требований.
    • взыскание морального вреда по гражданскому делу о защите трудовых прав. Работник, в случае восстановлении на рабочем месте или взыскавший с работодателя, задержанную заработную плату, также вправе рассчитывать на компенсацию.
    • в делах, о защите прав автора, при защите интеллектуальной собственности и т.п.
    • взыскание морального вреда при ДТП.
    • взыскание морального вреда причиненного преступлением в пользу потерпевшего по уголовному делу.
    • иные дела, подробнее Вы можете узнать о возможности либо отсутствии оснований для взыскания морального вреда, обратившись к нам за юридической консультацией по Вашему вопросу.

    Когда взыскание компенсации морального вреда возможно без вины?

    Чаще всего, именно вина лежит в основе взыскания морального вреда, но есть случаи исключения. Так, в деле по ДТП, сбитому пешеходу будет назначена компенсация, даже если он сам виноват в совершенном событии. Это объясняется тем, что лицо, управляющее автомобилем, несет ответственность за источник повышенной опасности. Правда не стоит рассчитывать в таких делах на большие выплаты, учитывая обстоятельства дела, суд может ограничиться формальной суммой, которая лишь удовлетворяет требования закона, а не потерпевшего пешехода, нарушившего правила дорожного движения.

    Судебная практика по возмещению ущерба, причиненного в результате ДТП, показывает, что при расчете суммы выплаты страховые организации сознательно ее занижают. Избежать этого поможет привлечение независимой оценочной организации. В других случаях потерпевшая сторона может обратиться с исковым заявлением в суд. Ответчиком в данном случае будет страховщик.

    В суд может быть подано заявление как на виновника аварии, так и на страховую компанию. Необходимо направить следующие документы для возмещения ущерба при ДТП:

    • исковое заявление, оформленное согласно требованиям статьи 131 Гражданского Кодекса РФ;
    • протокол о ДТП (выдает ГИБДД);
    • акт о страховом случае, составленном страховщиком (если происшествие признано таковым);
    • телеграмму, направленную независимому эксперту-оценщику;
    • справку о ДТП, полученная от сотрудника ГИБДД;
    • справку от правоохранительных органов, постановление следователя и приговор суда (если дело признано уголовным);
    • отчеты представителя независимой оценочной компании о размере компенсации, включая калькуляцию стоимости ремонта машины, заключение о потере товарного вида автомобиля;
    • отказ страховой компании от выплаты компенсации (при наличии);
    • документы, подтверждающие расходы, связанные с ДТП;
    • квитанцию об оплате государственной пошлины за подачу искового заявления.

    Указанные документы, за исключением иска и квитанции об оплате госпошлины, должны подаваться в виде копий.

    КАСКО является добровольным видом автострахования. Оформление страхового полиса КАСКО позволяет получить максимальные выплаты вплоть до полного покрытия страховой стоимости автомобиля.

    КАСКО покрывает ущерб, полученный вследствие:

    • дорожно-транспортного происшествия;
    • хищения автомобиля;
    • повреждения или утери машины в результате пожара, стихийных явлений, повреждений, совершенных третьими лицами, падения предметов.

    Взыскание материального ущерба по КАСКО при ДТП может получить как потерпевшая сторона, так и виновная. Страховщик может предложить следующие варианты компенсации убытков:

    • перевод денежных средств;
    • ремонт авто по КАСКО после ДТП;
    • компенсация стоимости ремонта и покупки новых запчастей.

    Если гражданин пострадал в результате ДТП, эксперты советуют не тянуть с истребованием компенсации. В 2021 году предусмотрено несколько законных методов для взыскания денежных средств на прямую с виновника дорожно-транспортного происшествия:

    1. Самостоятельно договориться с виновником происшествия. Если удалось достигнуть согласия, решение оформляется в письменной форме. Оно фиксируется в виде расписки, в которой оговаривается передача и получение денег. Дополнительно фиксируется факт отсутствия претензий.
    2. Направить письменную претензию. Документ посылается по адресу постоянной регистрации виновника происшествия. Отправка производится в виде заказного письма. В документе фиксируются предельные сроки для исполнения обязательств по компенсации вреда. Если в течение установленного периода ответа так и не последовало, можно подготовить иск и обратиться в суд.
    3. Истребование денежных средств в судебном порядке. Гражданину предстоит подготовить доказательную базу и составить исковое заявление.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *