Нарушение п.2.3.1 ПДД РФ п.11

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нарушение п.2.3.1 ПДД РФ п.11». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Водитель автомобиля или другого транспорта обязан перед поездкой и в дороге обеспечивать исправность автомобиля в соответствии с нормативными актами о допуске транспорта к эксплуатации, а также обязанностями должностных лиц, которые должны обеспечивать безопасное движение.

Эксплуатация транспорта запрещена в следующих случаях:

  1. Не работает рабочая тормозная система.
  2. Неисправно рулевое управление.
  3. На автопоезде сломано сцепное устройство.
  4. Не включаются габаритные фонари, фары в темное время.
  5. С водительской стороны не работают дворники во время снегопада или дождя.

Если в дороге возникли другие поломки, которые не позволяют по ПДД эксплуатировать транспортное средство, то необходимо устранить их. При невозможности это сделать можно ехать к месту ремонта или стоянки с соблюдением особой осторожности.

Пункт 2.3.1 ПДД – обеспечение исправности автомобиля

Еще в январе 2001 года п. 2.3.1 ПДД содержал запрещение движения на авто при недействующих габаритных огнях или фарах только на тех дорогах, на которых отсутствует искусственное освещение. Однако требование убрали, и теперь вовсе нельзя ездить на машине при неработающих фарах и габаритах.

Небольшое изменение правил в данном пункте произошло в конце 2005 года. А именно, слова «в составе поезда» изменили на «в составе авто поезда», так как изменилось соответствующее понятие в Правилах.

По определению пункта 2.3.1 автовладелец обязан поддерживать техническое состояние машины в надлежащем состоянии. Это заключается в следующих условиях:

  1. Проверить исправность автомобиля перед выездом на дорогу.
  2. Обеспечивать исправность в пути.

Данные требования относятся к простым вещам, кроме того, водителям необходимо проверить:

  • наличие тонировки в допустимых местах;
  • исправность стеклоочистителей с водительской стороны;
  • работа ручного стояночного тормоза;
  • рулевой люфт до 10 градусов;
  • читаемые государственные номерные знаки, задние фонари и фары;
  • действующие омыватели ветрового стекла, наличие омывающей жидкости;
  • на колесах должны присутствовать и затянуты все болты крепления;
  • не повреждены шины – без трещин и разрезов;
  • исправность дверных замков;
  • наличие всех брызговиков;
  • отсутствие течи технических жидкостей из узлов и агрегатов, в том числе двигателя;
  • наличие на сиденьях подголовников, если они предусмотрены заводом-изготовителем;
  • наличие знаков Инвалид, Шипы и других табличек, если они предусмотрены для Вас.

Данные неисправности описаны в Приложении к Правилам. Если они имеют место, то эксплуатация автомобиля запрещена.

Существуют некоторые исключения из того правила, когда допускается двигаться до авторемонтной мастерской, либо к месту ремонта.

Это может быть в случаях:

  1. Когда не действует тормозная система. Машина не может нормально тормозить, например, когда шток тормозной педали не настроен, то ехать нельзя.
  2. Рулевое колесо не работает.
  3. К вашему автомобилю прикреплен автоприцеп, но сцепное устройство неисправно.
  4. В темное время не горят габаритные огни или фары.
  5. Во время снегопада или дождя со стороны водителя не действует стеклоочиститель.

В таких случаях нужно остановиться и вызвать службу эвакуации, чтобы транспортировать автомобиль в пункт ремонта, или дотащить его на жестком буксире. На гибкой сцепке ехать запрещено. В противном случае вас может остановить сотрудник ДПС, оформить постановление о штрафе, и отправить ваше авто на эвакуаторе на штрафную стоянку. После этого у вас возникнут проблемы с тем, чтобы машину забрать.

2. Общие обязанности водителей

В данном случае есть серьезная недоработка текста Правил, но именно данная фраза была изменена за все время существования п. 2.3.1.

Вопрос в том, что для запрещения дальнейшего движения с точки зрения законодательства должны быть соблюдены три условия:

  • На вашей машине отсутствуют или не горят обе фары.
  • Нет задних габаритных фонарей, либо они не включаются.
  • В данное время видимость должна быть недостаточной, либо темное время суток.

Если не выполнено хотя бы одно из перечисленных условий, то п. 2.3.1 никаким образом не нарушен. Может быть такое: на автомобиле не горят фары в ночное время, но светится один габаритный огонь сзади. Однако, практика показывает, что инспекторы ГИБДД всегда за такие нарушения выписывают штрафы.

Если наступила недостаточная видимость, то данное условие точно описывается в Правилах – сумерки, при которых видимость не более 300 метров, снегопад, дождь или туман.

Если нарушен данный пункт Правил, то сотрудники Госавтоинспекции могут выписать постановление и наложить один из следующих видов штрафов:

  1. За движение со всеми неисправностями, кроме описанных ниже, определяется общая мера наказания – предупреждение или штраф 500 рублей, по статье 12.5 ч. 1. После этого перечислены неисправности с более серьезными наказаниями.
  2. Если тормоза на вашей машине не работают, либо сломано сцепное устройство или рулевое управление, но вы едете на машине дальше, то за это могут оштрафовать на 500 рублей по ч. 2. При этом предупреждения Вам не будет.
  3. Если впереди автомобиля установлены габариты красного цвета в нарушение ПДД, то могут лишить прав сроком от полугода до года, а также конфискуют световые приборы. Это предусмотрено частью 3.
  4. За движение на автомобиле с недопустимой тонировкой могут наложить штраф 500 рублей, согласно ч. 3.1.
  5. Если незаконно установлены спец сигналы, то однозначно лишение прав на срок от 1 до 1,5 лет, согласно 4 части.
  6. В нарушение закона установлен знак Инвалид или Такси – штраф 5 тысяч рублей. При этом знак будет конфискован, согласно ч. 4.1.
  • По автомобилю и водителю
  • По номеру постановления
  • 2.1 Водитель механического транспортного средства обязан
  • 2.1.1 Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки
  • 2.1.2 Ремни безопасности
  • 2.2 Обязанности водителя участвующего в международном дорожном движении
  • 2.3 Водитель транспортного средства обязан
  • 2.3.1 Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства
  • 2.3.2 Проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения
  • 2.3.3 Предоставлять транспортное средство
  • 2.4 Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам
  • 2.5 При дорожно-транспортном происшествии
  • 2.6 Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли
  • 2.6.1 Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу
  • 2.7 Водителю запрещается

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,

рассмотрев жалобу Турилова А.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 10 Волховского района Ленинградской области от 19 октября 2015 года, решение судьи Волховского городского суда Ленинградской области от 10 декабря 2015 года и постановление председателя Ленинградского областного суда от 11 апреля 2016 года, вынесенные в отношении Турилова А.A. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 10 Волховского района Ленинградской области от 19 октября 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Волховского городского суда Ленинградской области от 10 декабря 2015 года и постановлением председателя Ленинградского областного суда от 11 апреля 2016 года, Турилов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Турилов А.А. просит об отмене судебных актов, вынесенных в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Турилова А.А. к административной ответственности) выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Как следует из материалов дела, 26 августа 2015 года инспектором ДПС ОР ДПС N 3 ГИБДД ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в отношении Турилова А.А. составлен протокол … об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 3).

Согласно данному протоколу 26 августа 2015 года в 20 часов 43 минуты на 98 км автодороги «Кола» Волховского района Ленинградской области Турилов А.А., управляя транспортным средством «КИА Спортейдж», государственный регистрационный знак …, в нарушение требований пункта 11.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее — Правила дорожного движения) выехал на полосу, предназначенную для встречного движения и создал опасность для транспортных средств, движущихся во встречном направлении.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Турилова А.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем с состоявшимися по делу судебными актами согласиться нельзя.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Турилову А.А. вменен выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, в нарушение требований пункта 11.1 Правил дорожного движения, которым установлено, что, прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

Признавая Турилова А.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья исходил из того, что он в указанные выше время и месте в нарушение пункта 11.1 Правил дорожного движения, совершая обгон, выехал на полосу, предназначенную для встречного движения, не убедившись перед началом данного маневра в том, что полоса движения, на которую он собирается выезжать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасност�� для движения и помех другим участникам дорожного движения.

С данным выводом согласился судья районного суда и председатель Ленинградского областного суда при рассмотрении жалоб на постановление мирового судьи.


Согласно ПДД прежде, чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна и при обгоне он не создаст опасности для движения и помехи.

Как пояснил ВС РФ, это положение ПДД является общей нормой. В ней нет запрета выезжать на полосу, предназначенную для встречного движения.

Поэтому несоблюдение этого требования должно квалифицироваться по КоАП РФ как нарушение правил расположения транспорта на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной колонны либо занятие места в ней.

Квалификация упомянутого деликта как выезда в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, ошибочна (т. к. в качестве такового рассматривается несоблюдение прямого запрета выезжать на эту полосу).

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Из всех известных маневров первенство самого опасного на дороге уверенно удерживает обгон. Еще рискованнее двойной обгон и хотя такого понятия в ПДД нет, водителями он все-таки совершается.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

(Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

А расчет на высокие скоростные характеристики автомобиля порой только усугубляет возможные последствия происшествий.

Несмотря на высокую опасность, возникающую при обгоне, совершать его иногда приходится.

К примеру, для того, чтобы не создавать пробку на участке ДТП, где объехать пострадавшие в аварии машины можно только по полосам встречного движения (ПВД).

В таких случаях нужно всегда четко помнить, где обгон разрешен:

На двухполосных автотрассах С прерывистой разметкой
На двухполосных дорогах С комбинированной разметкой
На трехполосных дорогах С прерывистой разметкой
В зоне действия знаков Отменяющих запрещение поворота

Следует также помнить, что обгоном не считается маневр, совершенный без выезда на ПВД.

Отдельные вопросы применения п. 10.1 ПДД при ДТП

Чем же обгон очень опасен? Тем, что машина на какой-то период времени оказывается на встречной полосе.

Чем меньше отрезок времени и пути по ПВД – тем меньше риск, что лучше для водителя и его пассажиров. Водитель обгоняющей машины должен сделать все для сокращения времени пребывания в зоне риска.

До принятия решения о начале обгона водитель должен убедиться в том, что:

Автомобиль находится вне действующей зоны знака Запрещающего маневр на данном участке
Между полосами встречного движения Отсутствует сплошная (две сплошных) разделительная линия
Ни у одного из впереди или позади идущих автомобилей Не работает левый поворотник, предупреждающий о начале обгона
На встречной полосе Отсутствуют автомобили, уже совершающие обгон
Автомобили Движущиеся навстречу, находятся на большом расстоянии

Только при соблюдении всех вышеперечисленных условий следует принимать положительное решение о начале обгона.

После этого водитель обязан:

  1. Включить левый поворотник.
  2. Установить пониженную передачу.
  3. Повысить число оборотов двигателя до максимума.
  4. Выжать педаль газа до упора.
  5. Продолжая ускорение, выехать на ПВД с включенным указателем левым поворотником.
  6. Обогнав автомобиль, или (если возможно) несколько автомобилей, приготовиться к возвращению на свою полосу.
  7. Включить правый поворотник, начать перестраиваться на свою полосу на значительном и безопасном расстоянии от обгоняемого автомобиля.
  8. Выключить указатель поворота.
  9. Повысить передачу, продолжить движение.

Водителям автомобилей, не терпящим монотонной езды по правилам в пределах одной полосы, нужно всегда помнить о рекомендациях, выработанных специально для обгоняющих:

Скорость обгоняющей машины Должна на 15-20 км/час превышать скорость обгоняемой машины
Между обгоняющей и обгоняемой машинам Должно сохраняться расстояние, называемое интервалом, не меньше полутора метров
За городом, за несколько секунд до начала обгона Нужно посигналить, предупредив водителей обгоняемых ТС
Переключить кратковременно фары (с ближнего на дальний) В темное время суток, а при приближении к обгоняемой машине – наоборот, чтобы не слепить ее водителя в зеркалах

Несмотря на то, что опасный маневр обгона должен совершать только один участник дорожного движения, остальным водителям (обгоняемых машин) тоже следует придерживаться определенных правил:

Держаться правой части дороги Максимально близко к обочине
Включение сигнала правого указателя поворота или кратковременное включение дальнего света ночью Означает «намерения о предстоящем обгоне понял, пропускаю
Обнаружив помеху, которая обгоняющему не видна, предупредить о ней Включив левый поворотник, звуковым сигналом, кратковременным включением стоп-сигнала, а, в крайнем случае, переместить машину влево, создавая препятствие для обгона
В случае малейшего подозрения на возникновение аварии Надо перемещать машину в крайнее правое положение и снизить скорость, уступив место обгоняющему на полосе, или, наоборот, увеличить скорость, уступая ему место за собой

Понятие обгон, опережение, установка знаков, запрещающих указанные маневры и наказание за нарушение ПДД, в России регулируются в соответствии с нормативными документами:

Понятия обгона и опережения, условия их применения ст.11 ПДД РФ
Знаки, запрещающие обгон легковым и грузовым автомобилям, отменяющие запреты, а также порядок нанесения разметки Постановление Правительства РФ № 1090
За выезд на ПВД в нарушение ПДД наказание Обеспечивается согласно ст.12.15 КоАП РФ

Правила предписывают нам при подобных маневрах заранее занимать крайнее положение на проезжей части. Об этом говорит пункт 8.5 ПДД. Исключение — въезд на круговой перекресток. Причем речь тут идет не о крайней полосе, а именно о крайнем положении. Поэтому, если вы, к примеру, поворачиваете направо из своей (достаточно широкой) полосы, но не сместились в самый край, инспектор может выписать предупреждение или штраф в 500 рублей (часть 1.1 статьи 12.14 КоАП РФ). Сделать он это может, не утруждаясь сборами доказательств. Составит протокол или вынесет постановление, а вы потом, если посчитаете нужным, доказываете свою невиновность.

Термин «обгон» означает опережение транспорта, движущегося в одном направлении, данный маневр подразумевает выезд на сторону встречного движения, после чего автомобиль, совершающий маневр, возвращается в свой ряд. Если авто в условиях двухполосного движения опережает другие, занимает левую часть дороги, то это не считается обгоном. Это же касается ситуаций, когда опережение происходит по средней части трехполосного движения.

  • Все случаи, связанные с обгоном, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.
  1. Опережение с выездом на встречную полосу не разрешается делать на пересечении нескольких дорог, потому что такие участки считаются опасными.
  2. В целях обеспечения безопасности пешеходов запрещается совершать любые маневры на пешеходных переходах. Правило действует независимо от того, переходит ли в этот момент кто-то дорогу или нет.
  3. Потенциально опасной зоной являются железнодорожные переезды, а именно прилегающая к ним территория в пределах 100 м.
  4. Нельзя выезжать на встречную полосу в тоннелях, во время движения путепроводов, на мостах, эстакадах под ними. Это же касается опасных поворотов, слепых участков, где ограничена видимость.

К типичным ситуациям относится также наличие запрещающего обгон знака. Он имеет вид круга, в котором изображено два автомобиля, справа черный, а слева красный. Такое ограничение действует до первого перекрестка или конечной точки населенного пункта (имеется в виду проезжая часть).

Внимание! Если вы думаете, что обгон автомобилей с правой стороны (по обочине) является официально разрешенным маневром, то сильно ошибаетесь. Это запрещено, за несоблюдение правил грозит административный штраф в размере 1500 рублей.

Раздел 2 ПДД РФ. Общие обязанности водителей

2.3. Водитель транспортного средства обязан: 2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Запрещается движение при неисправности

  • рабочей тормозной системы,
  • рулевого управления,
  • сцепного устройства (в составе автопоезда),
  • негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости,
  • недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а, если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности;

До 24 января далёкого 2001 года редакция пункта 2.3.1 Правил предусматривала запрет езды на автомобиле при неработающих фарах или задних габаритах только на участках дорог, где нет искусственного освещения. Но с указанной даты эту фразу удалили, и водителю по состоянию на 2021 год вообще не разрешается ехать с данными неработающими световыми приборами.

В конце 2005 года этот пункт также претерпел небольшое косметическое изменение – фразу «в составе поезда» заменили на «в составе автопоезда» ввиду изменения соответствующего термина в ПДД.

По существу 2.3.1 водитель должен следить за техническим состоянием своего автомобиля. Причём, прямой посыл заключается в двух обязанностях:

  1. проверить исправность машины перед началом поездки,
  2. обеспечить в пути такую исправность.

Это касается таких неочевидных и простых вещей, помимо того, что мы привыкли понимать под технической исправностью:

  • тонировка,
  • исправная работа дворника со стороны водителя,
  • рабочий ручник,
  • люфт руля (не более 10o),
  • чистые фары и задние фонари, а также госномера,
  • рабочие омыватели лобового стекла (в том числе с залитой жидкостью),
  • наличие всех болтов на колёсах,
  • отсутствие повреждения резины (порезов, трещин),
  • рабочие замки дверей,
  • присутствуют все брызговики,
  • наличие подголовников,
  • отсутствие течи в двигателе, коробке и других агрегатах,
  • установлены знаки Шипы, Инвалид и прочие, если их установка предусмотрена в Вашем случае.

Все эти и другие неисправности перечислены в Приложении к ПДД – Перечне условий, при которых запрещается эксплуатация автомобилей.

Простая ситуация – в дороге у Вас перегорела лампочка в фаре, сломался ручник, дворник, закончилась жидкость омывателя фар и подобное. Формально Вы нарушаете абзац первый пункта 2.3.1 Правил дорожного движения. Однако, фактически Вы не можете устранить неисправность на месте. И именно для этого для Вас написан последний абзац, предписывающий, что в таких случаях Вы должны следовать в одном из 2 направлений:

  • к месту, где Вам удобно встать на стоянку (это может быть и Ваш дом, но вот только если Вы выедете из дома снова с этой же неисправностью, то нарушите 2.3.1 снова при наличии возможности исправить поломку),
  • к месту ремонта.

При этом, есть исключения из правил, когда Вам можно ехать до автосервиса или места устранения поломки. К ним относятся следующие случаи:

  • если не работают тормоза (при этом, автомобиль может эффективно тормозить – например, при неотрегулированном штоке педали тормоза, но ехать дальше запрещено),
  • не работает руль,
  • если Вы едете с прицепом и не работает исправно сцепное устройство,
  • если не горят фары или габариты в тёмное время суток или в тумане, дожде (комментарий см. ниже),
  • если идёт дождь или снег, а у Вас не работает дворник со стороны водителя.

Во всех этих случаях Вы можете либо остановиться, если это не запрещено Правилами, либо вызвать эвакуатор, чтобы отвезти машину на ремонт, либо отвезти её туда на буксире на жёсткой сцепке (на гибкой двигаться также запрещается). Если этого не сделаете Вы, то при остановке инспектор ДПС не только выпишет штраф, но и сам вызовет эвакуатор, и машину увезут на штрафстоянку.

На усмотрение инспектора — самые неоднозначные пункты ПДД

  • В статье представлена базовая информация, но каждый случай индивидуален.
  • В 92% всех ситуаций есть важные нюансы, которые могут повлиять на исход всего дела.
  • Опытный юрист изучит все материалы дела и укажет, в каком направлении двигаться.

Поэтому на нашем сайте работают дежурные юристы-консультанты, вникающие в каждое дело и направленные на его решение.

Задать вопрос

или проконсультироваться по бесплатному телефону (Москва), (Санкт-Петербург), 8 (вся Россия).

За отступление от требований данного пункта ПДД предусмотрен целый ряд штрафов – их устанавливает статья 12.5 КоАП.

  • За езду с любыми неисправностями, за исключением нижеприведённых, устанавливается общая ответственнсть – штраф 500 рублей или предупреждение (часть 1 ст. 12.5). А ниже идут неисправности, для которых предусмотрена более жёсткая санкция.
  • Если у Вас неисправны тормоза, рулевая система или сцепное устройство, а Вы продолжаете ехать с такой поломкой, то штраф за нарушение 2.3.1 ПДД по этой части составит те же 500 рублей без возможности получить предупреждение. Часть 2 статьи
  • За красные огни впереди или за огни световых приборов, цвет которых и режим работы нарушают правила, предусмотрено лишение прав на 6-12 месяц и плюс конфискация приборов с такими огнями. Часть 3.
  • За езду с тонировкой предусмотрен штраф 500 рублей. Часть 3.1.
  • За езду со спецсигналами – лишение на 1-1,5 года с конфискацией спецсигналов. Часть 4.
  • Незаконная езда с опознавательным знаком такси или инвалидом – штраф 5 000 рублей и конфискация знака. Часть 4.1.

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;

регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);

в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а также специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов;

документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид».

В случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, иметь и передавать для проверки уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, путевой лист и документы на перевозимый груз, специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля.

2.1.1(1). В случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», представить по требованию сотрудников полиции, уполномоченных на то в соответствии с законодательством Российской Федерации, для проверки страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства. Указанный страховой полис может быть представлен на бумажном носителе, а в случае заключения договора такого обязательного страхования в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 указанного Федерального закона, в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.

2.1.2. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.

2.2. Водитель механического транспортного средства, участвующий в международном дорожном движении, обязан:

иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки регистрационные документы на данное транспортное средство (при наличии прицепа — и на прицеп) и водительское удостоверение, соответствующие Конвенции о дорожном движении, а также документы, предусмотренные таможенным законодательством Евразийского экономического союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз данного транспортного средства (при наличии прицепа — и прицепа);

иметь на данном транспортном средстве (при наличии прицепа — и на прицепе) регистрационные и отличительные знаки государства, в котором оно зарегистрировано. Отличительные знаки государства могут помещаться на регистрационных знаках.

Водитель, осуществляющий международную автомобильную перевозку, обязан останавливаться по требованию уполномоченных должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах и предъявлять для проверки транспортное средство, а также разрешения и другие документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации.

2.2.1. Водитель транспортного средства, в том числе не осуществляющего международные перевозки товаров, обязан останавливаться и предъявлять уполномоченному должностному лицу таможенных органов транспортное средство, находящиеся в нем товары и документы на них для проведения таможенного контроля в зонах таможенного контроля, созданных вдоль государственной границы Российской Федерации, а в случае, если масса снаряженного указанного транспортного средства составляет 3,5 тонны и более, также на иных территориях Российской Федерации, определенных законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, в местах, специально обозначенных дорожным знаком 7.14.1, по требованию уполномоченного должностного лица таможенных органов.

2.3. Водитель транспортного средства обязан:

2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения .

В дальнейшем — Основные положения.

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Требования настоящего пункта не распространяются на велосипедные зоны.

4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4 — 4.7 Правил.

5.1. Пассажиры обязаны:

при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле — быть в застегнутом мотошлеме;

посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.

Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

5.2. Пассажирам запрещается:

отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;

при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;

открывать двери транспортного средства во время его движения.

Таблица штрафов ГИБДД 2021 года с информацией о скидках

6.1. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цвета.

В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда и X-образные.

Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.

6.2. Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:

ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ разрешает движение;

ЗЕЛЕНЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);

ЖЕЛТЫЙ СИГНАЛ запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;

ЖЕЛТЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;

КРАСНЫЙ СИГНАЛ, в том числе мигающий, запрещает движение.

Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.

6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.

Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

6.4. Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.

6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода и (или) велосипеда, то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов).

Для регулирования движения велосипедистов может использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200 x 200 мм с изображением велосипеда черного цвета.

6.6. Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.

6.7. Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, в частности по тем, направление движения по которым может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным X-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены.

Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелы, наклоненной по диагонали вниз направо или налево, включение которой информирует о предстоящей смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу, на которую указывает стрела.

При выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен.

6.8. Для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе, могут применяться светофоры одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы «Т». Движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево, средний — прямо, правый — направо. Если включены только три верхних сигнала, то движение запрещено.

6.9. Круглый бело-лунный мигающий сигнал, расположенный на железнодорожном переезде, разрешает движение транспортных средств через переезд. При выключенных мигающих бело-лунном и красном сигналах движение разрешается при отсутствии в пределах видимости приближающегося к переезду поезда (локомотива, дрезины).

6.10. Сигналы регулировщика имеют следующие значения:

РУКИ ВЫТЯНУТЫ В СТОРОНЫ ИЛИ ОПУЩЕНЫ:

со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть;

со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено.

7.1. Аварийная сигнализация должна быть включена:

при дорожно-транспортном происшествии;

при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;

при ослеплении водителя светом фар;

при буксировке (на буксируемом механическом транспортном средстве);

при посадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки «Перевозка детей» , и высадке из него.

Здесь и далее опознавательные знаки указаны в соответствии с Основными положениями.

Водитель должен включать аварийную сигнализацию и в других случаях для предупреждения участников движения об опасности, которую может создать транспортное средство.

7.2. При остановке транспортного средства и включении аварийной сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен:

при дорожно-транспортном происшествии;

при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, и там, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями.

Этот знак устанавливается на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности. Однако это расстояние должно быть не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и 30 м — вне населенных пунктов.

7.3. При отсутствии или неисправности аварийной сигнализации на буксируемом механическом транспортном средстве на его задней части должен быть закреплен знак аварийной остановки.

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.

8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

8.10. При наличии полосы торможения водитель, намеревающийся повернуть, должен своевременно перестроиться на эту полосу и снижать скорость только на ней.

При наличии в месте въезда на дорогу полосы разгона водитель должен двигаться по ней и перестраиваться на соседнюю полосу, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

8.11. Разворот запрещается:

на пешеходных переходах;

в тоннелях;

на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;

на железнодорожных переездах;

в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;

в местах остановок маршрутных транспортных средств.

8.12. Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.

Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот согласно пункту 8.11 Правил.

9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

9.1(1). На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.

Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т — только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил.

9.5. Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево, разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.

9.8. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.

Ответственность за нарушение Правил дорожного движения в России. Ответственность за нарушения в области правил дорожного движения регламентируется 12й главой Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). За некоторые нарушения, повлёкшие причинение тяжкого вреда здоровью, или смерть, ответственность устанавливается Уголовным кодексом

При совершении нарушения, за которое предусмотрено лишение права управление транспортным средством, уполномоченным сотрудником ГИБДД после составления протокола изымается водительское удостоверение, а взамен его выдаётся временно разрешение. Временное разрешение действительно до момента вынесения судебного решения, но не более 2 месяцев. Если же по каким-либо причинам дело об административном правонарушении не рассмотрено в течение 2 месяцев, то действие временного удостоверения может быть продлено судьёй или иным уполномоченным лицом, но каждый раз не более, чем на 1 месяц.

Если водитель, лишённый в установленном порядке права управления транспортным средством, уклоняется от сдачи водительского удостоверения, то срок времени лишения приостанавливается до момента изъятия водительского удостоверения.

В зависимости от превышения скорости кодекс предусматривает различную ответственность:

  • Ответственность за превышение менее чем на 10 км/ч не установлена, и хотя фактически любое превышение является нарушением правил дорожного движения, такое незначительное отступление от ПДД допускается, к водителю в таком случае не применяется никакое административное взыскание
  • Превышениее не менее чем на 10 км/ч, но не более чем на 20 км/ч, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 100 рублей (статья 12.9 ч.1)
  • Превышение более чем на 20 км/ч, но не более чем на 40 км/ч — наказывается штрафом 300 рублей (статья 12.9 ч.2)
  • Превышение более чем на 40 км/ч, но не более чем на 60 км/ч — наказывается штрафом от 1 000 до 1 500 рублей (статья 12.9 ч.3)
  • Превышение скорости на величину более 60 км/ч влечёт наложение штрафа от 2 000 до 2 500 рублей или лишение права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцв (статья 12.9 ч.4)

В разговорной речи принято водительское удостоверение называть «правами», однако, с точки зрения КоАП, водительское удостоверение — лишь документ, подтверждающий специальное право на управление транспортным средством. Поэтому следует различать управление транспортным средством, водителем имеющим права, но не имеющим при себе водительского удостоверения, водителем не имеющим права управления, и водителем лишённым такого права.

  • Если водитель имеет право управления транспортным средством, то есть получал водительское удостоверение и срок действия водительского удостоверения не вышел, но не имеет при себе водительского удостоверения, то предупреждение или штраф 100 рублей, отстранение от управления ТС, задержание ТС (статья 12.3 ч.1 КоАП), до устранения причины задержания. В случае если имело место передача управления, то на передавшего управление такому водителю, вне зависимости от наличия у передавшего при себе водительского удостоверения, также налагается штраф 100 рублей или предупреждение (статья 12.3 ч.3 КоАП).
  • Если водитель не имеет права управления транспортным средством, то есть никогда не получал такого права, либо срок действия его водительского удостоверения истёк, то штраф составит 2500 рублей (статья 12.7 ч.1 КоАП). Если была передача управления, то на передавшего также налагается штраф 2500 рублей (статья 12.7 ч.3 КоАП).
  • Если водитель имел ранее право управления, но был лишён его решением суда за какое либо нарушение, и срок лишения не истёк, то к водителю применяет административный арест на 15 суток, или, если арест не может быть применён, штраф на 5000 рублей (статья 12.7 ч.2 КоАП). Если была передача управления, то на передавшего налагается штраф 2500 рублей (статья 12.7 ч.3 КоАП).

Отдельным образом наказывается проезд железнодорожного переезда на запрещающий сигнал светофора (а равно на запрещающий сигнал дежурного по переезду, а также при закрытом, или закрывающимся шлагбауме). В этом случае штраф составляет при первом нарушении 500 р, или лишение права на 3-6 месяцев (статья 12.10 ч.1 КоАП), а при повторном нарушении лишение прав на 1 год (статья 12.10 ч.3 КоАП).

Проезд на запрещающие сигналы светофором и жесты регулировщиков в остальных случаях, вне зависимости на пешеходном переходе или на перекрёстке наказываются 700 рублями (статья 12.12 КоАП). Согласно ПДД, запрещающим сигналом светофора является красный, жёлтый и жёлтый, включенный одновременно с красным. Однако, согласно пункту 6.14 ПДД, «Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение».

Пункт 10.1 ПДД РФ с комментариями не менялся с момента его введения и действует до сих пор. Согласно ему, водитель должен выбирать безопасную скорость с учетом интенсивности движения, метеорологических условий и общей видимости. При появлении препятствия или опасности для движения, водитель обязан предпринять действия для снижения скорости вплоть до остановки ТС.

Ст. 10.1 ПДД не дает четких рекомендаций, что лучше делать – таранить опасность при торможении или пытаться увернуться. Но судебная практика показывает, что если при экстренном торможении таранить виновника, есть хороший шанс в итоге доказать свою правоту.

Виновным водитель станет только в случае, если он протаранил препятствие или совершил наезд и при этом не тормозил по каким-либо причинам.

Расследование таких инцидентов происходит примерно по такой схеме:

  1. Устанавливают момент обнаружения опасности.
  2. Вычисляют, где находился в это время автомобиль и определяют расстояние до точки наезда.
  3. Выясняют длину тормозного пути с учетом реакции водителя, дистанции и времени срабатывания тормозных механизмов.

Если по результатам подсчетов длина остановочного пути оказывается меньше, чем расстояние между автомобилем и препятствием в момент его обнаружения, значит, у водителя была возможность остановиться, но он ею не воспользовался. Причин может быть много – растерялся, специально не нажал на тормоза, отвлекся, не счел угрозу серьезной. Тогда в основу обвинения и ляжет тот самый п.10.1 ПДД.

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

  • водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
  • регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа – на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
  • в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов – документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
  • документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид»;
  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора такого обязательного страхования в виде электронного документа в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом..

В случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, путевой лист и документы на перевозимый груз, специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля.

Важным моментом являются изменения в законодательных актах:

  • Недавно был изменен п. 2.1.1 в отношении того, что водитель обязан предъявлять инспектору распечатку электронного полиса. Это было внесено в ПДД 8 декабря 2018 года.
  • В 2016 году текст дополнили тем, что водитель должен предъявлять документы на инвалидность при наличии соответствующей таблички.
  • В 2014 году внесли изменения относительно документов о регистрации мопедов, что для них свидетельства о регистрации не требуются.
  • Текст про водительские удостоверения претерпел изменения в 2012 году. Временные разрешения стали недействительны после лишения прав, и передавать их инспектору не нужно.
  • В 2005 году внесли обязанность предъявлять страховой полис, когда полис стал обязательным для автовладельцев.

За нарушение этого пункта предусмотрено несколько штрафов и других взысканий. Они зависят от многих факторов:

  1. Отказ автовладельца от передачи документов инспектору.
  2. В наличии не все документы и свидетельства.

Это вполне законно. Если Вы не передадите документы, то Вас накажут по ст. 19.3 КоАП ч.1. По ней могут арестовать водителя на срок до 15 суток, либо наложить штраф от 500 до 1 тыс. рублей. Это квалифицируется как невыполнение требований инспектора.

В данном случае требование сотрудника обязательно должно соответствовать закону. Об этом много спорят, законна ли причина остановки. Документы можно проверять при наличии законной и обоснованной причины.

Для остановки существуют следующие причины:

  1. Инспектор заметил нарушение Правил.
  2. Передана ориентировка на автомобиль или на водителя.
  3. Проходят специальные мероприятия.
  4. Проводится опрос пассажиров или водителя.
  5. Требование предоставить машину для выполнения служебного задания.
  6. Для проезда машины оперативной службы.

Будет ли законным требование сотрудника Госавтоинспекции передать документы для проверки, если сама остановка в нарушение закона? Существуют два разных мнения, но мы придерживаемся законных требований. Водитель обязан по ПДД выполнять все, независимо от того, нарушает закон сотрудник или нет. Нужно иметь ввиду, что легко получить 15 суток, даже в нарушение закона. Но инспектора, как обычно, не накажут.

ПДД России подпункт 2.3.1. Общие обязанности водителей

Имеется ввиду право управления или только удостоверение водителя. Это отличающиеся понятия: право управления – возможность человека по закону, удостоверение – документ, который доказывает данное право, что описано в Федеральном законе.

Поэтому, если нарушен п. 2.1.1, то могут наказать одной из 3 мер:

  • Водитель забыл дома свои права, утерял их, или их похитили. В таком случае возможен штраф 500 рублей по ст. 12.3 ч. 2. За это автомобиль не увезут на штрафную стоянку, и можно ехать дальше, пока другой сотрудник не остановит.
  • Если водительских прав у Вас никогда не было, то наказание более серьезное – штраф в сумме 5-15 тысяч рублей (ст. 12.7 ч. 1).
  • Водитель лишен прав. Тогда, если состояние водителя трезвое, то грозит штраф 30 тысяч рублей, либо могут арестовать на срок до 15 дней, или заставить отрабатывать на обязательных работах, что определено ст. 12.7 ч. 2. Если водитель окажется пьян, то оштрафуют на 30 тысяч рублей или арестуют.
A
  • Мотоциклы;
B
  • Автомобили (за исключением транспортных средств категории «A»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;
  • Автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
  • Автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;
C
  • Автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов;
  • Автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
D
  • Автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя;
  • Автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
BE
  • Автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки;
  • Автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;
CE
  • Автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;
DE
  • Автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;
  • Сочлененные автобусы;
Tm
  • Трамваи;
Tb
  • Троллейбусы;
M
  • Мопеды и легкие квадрициклы;
A1
  • Мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;
B1
  • Трициклы и квадрициклы;
C1
  • Автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов;
  • Автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
D1
  • Автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя;
  • Автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
C1E
  • Автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов;
D1E
  • Автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.

Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с механической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории с любым видом трансмиссии.

Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией.

Российское национальное водительское удостоверение выдается на срок десять лет, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «A», подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории «A1» и подкатегории «B1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, категории «B» — подкатегории «B1» (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), категории «C» — подкатегории «C1», категории «D» — подкатегории «D1», категории «CE» — подкатегории «C1E», категории «DE» — подкатегории «D1E».

Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, перечисленных в настоящей статье, подтверждает право на управление транспортными средствами категории «M».

Международное водительское удостоверение выдается на срок до трех лет, но не более чем на срок действия российского национального водительского удостоверения. Выданное в Российской Федерации международное водительское удостоверение признается недействительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации.

В случае, если в водительском удостоверении указаны ограничения допуска к управлению транспортными средствами, данное водительское удостоверение признается действительным при условии соблюдения указанных в нем ограничений.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *