Нарушение ПДД пешеходом уголовная ответственность

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нарушение ПДД пешеходом уголовная ответственность». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Какова ответственность пешехода за нарушения правил дорожного движения

Срок давности по привлечению к административной ответственности – это период времени, по истечении которого прекращается преследование по совершенным административным правонарушениям.

Сроки давности за нарушения в сфере ПДД регламентированы в ст. 4.5 КоАП. Так постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено позднее истечении двух месяцев, а если дело рассматривается судьей- по истечении трех месяцев со дня совершения правонарушения.

Дополнительно законодатель выделяет несколько видов нарушений в сфере ПДД, ответственность за совершение которых может наступить в течение 12 месяцев с момента совершения: ст. ст.12.8, 12.24, 12.26, ч.3 ст.12.27, ч.3 ст.12.30 КоАП.

При исчислении давности привлечения к ответственности применяются следующие правила:

  1. течение давности начинается на следующий день после даты совершения правонарушения;
  2. месячный срок истекает в соответствующее число месяца или в последние его сутки;
  3. если окончание срока давности совпадает с нерабочим днем, то последний день срока переносится на первый рабочий день.

Уголовная ответственность бывает в случае, если в результате нарушения ПДД произошло дорожно-транспортное происшествие (ДТП), которое привело к причинению потерпевшему/им тяжкого вреда здоровью, либо наступила его (их) смерть. А также когда преступление совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения, или связано с оставлением места его совершения.

Исходя из конкретной ситуации, законодателем предусмотрены разные виды уголовной ответственности:

  1. ограничение свободы на срок до трех лет;
  2. принудительные работы на срок до пяти лет;
  3. лишение свободы на срок до девяти лет.

К данным видам наказания дополнительно могут применяться: запрет заниматься отдельными видами деятельностью или лишение права занимать некоторые должности.

Также уголовное наказание применяется в случае если:

  1. к виновнику ДТП применено административное наказание за управление транспортом в состоянии опьянения или за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на предмет опьянения;
  2. виновник ДТП ранее был судим за совершение указанных выше нарушений в состоянии опьянения.

При данных обстоятельствах к виновнику применяются следующие санкции: штраф в размере от 200000 до 300000 рублей, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо принудительные работ на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до двух лет.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

В Конституции Российской Федерации закреплено право на презумпцию невиновности – это означает то, что обвиняемый не должен доказывать собственную невиновность, пока не будут продемонстрированы настоящие доказательства его нарушения.

Презумпция используется и при ДТП, однако на практике виноватым по умолчанию признается автолюбитель, потому что машина является средством повышенной опасности для остальных участников движения.

Поэтому водителю приходится подтверждать собственную невиновность и доказывать факт нарушения правил пешеходами, а в случае ущерба транспортному средству или вреда здоровью – требовать компенсацию.

За сбитого водителем пешехода виновника ожидают три вида ответственности:

  • гражданско-правовая. Подразумевает возмещение причиненного при наезде вреда:
      Материального. Компенсация средств, затраченных потерпевшим на лечение, упущенная выгода и т. п.
  • Морального. Возмещение в денежном эквиваленте испытанных пешеходом психологических страданий, боли в результате происшествия;

При ДТП на зебре необязательно вред компенсируется только водителем, пешеход также должен в соответствии с гражданско-правовыми нормами (ст. 1062 ГК) возместить вред, нанесенный им как лицу, находящемуся за рулем, так и его транспорту.

  • административная. Наступает, если водитель нарушает ПДД и причиняет вред здоровью пешехода: легкий или средний. КоАП предусматривает за наезд на пешехода или штраф, или лишение прав. К отягощению наказания приводят факты пьяного вождения, превышения скоростного режима, безосновательного отъезда с места аварии;
  • уголовная. За наезд на пешехода уголовная ответственность наступает, если здоровью пострадавшего нанесен тяжкий вред или имеются жертвы.

Для предотвращения необоснованных случаев обвинения при спорных ДТП водителям рекомендуется установить видеорегистратор.

Условия, при которых возникает гражданская ответственность:

  1. Водитель нарушил ПДД при наезде на пешехода, но без причинения последнему вреда.
  2. Правила не были нарушены водителем, но здоровье пешехода незначительно пострадало.

В первом случае водитель обязан возместить пешеходу возникший в связи с аварией убыток и моральный вред.

Во втором — компенсировать расходы на лечение и моральный вред.

Ответственность за причинение среднего или легкого вреда здоровью потерпевшего наступает по ст. 12.24 КоАП.

Действия водителя квалифицируются по этой статье при двух обстоятельствах:

  1. Нарушены ПДД.
  2. Нарушены правила пользования ТС.
Причиненный вред Размер штрафа (руб.) Период лишения ВУ (лет)
Легкий. При ушибах, царапинах, гематомах, вывихах, кровотечениях и т. п. Период пребывания на больничном до 21 дня. 2,5–5 тыс. 1-2
Средний. При переломах, разрывах мышц и связок, сотрясениях, нарушение функциональности органов и т. д. 10–25 тыс. 1,5-2

Водителя штрафуют или лишают его прав, однако санкция зависит от следующих факторов:

  1. Тяжести нарушения.
  2. Характера совершенных водителем действий после аварии.
  3. Виновности пешехода.
  4. Была ли реальная возможность избежать столкновения.
  5. Присутствия факторов, смягчающих или отягчающих вину.

Уголовное наказание грозит водителям, неосторожные действия которых привели к причинению здоровью пешехода тяжкого вреда или же его гибели.

Квалифицируются действия виновника по ст. 264 УК РФ и влекут за собой возбуждение дела по факту, несмотря на мнение потерпевшей стороны. У пешехода есть право только отказаться от гражданского иска в случае достижения договоренностей с водителем о компенсации ему вреда.

Характер причиненного вреда Описание нарушения Максимальный объем наказания (лишение свободы)
Тяжкий. При получении потерпевшим инвалидности, ампутациях, полном отказе отдельных органов, прерывании беременности, серьезных переломах (позвоночного столба, больших костей), обезображиванию внешности (лица) и т. п. Обычное нарушение До 2 лет
Водитель был пьяный От 3 до 7 лет
Водитель оставил место аварии
Смерть одного человека Без отягчающих признаков До 5 лет
Виновник был пьян От 5 до 12 лет
Водитель уехал с места происшествия
Смерть нескольких человек (2 и больше) Без отягчающих признаков До 7 лет
Водитель за рулем был пьян От 8 до 15 лет
Покинул место аварии

В рамках гражданского иска у потерпевшего есть право:

  1. Компенсировать покупку препаратов и лечения.
  2. Возместить утраченный доход на период нахождения в больнице на лечении и после возникшего заболевания.
  3. Компенсировать вред при утрате кормильца (начисляются регулярные выплаты).
  4. Возместить расходы на погребение.
  5. Потребовать возмещения морального ущерба при ДТП.

Случаи умышленного наезда на пешехода квалифицируются по ст. 30, 105 УК РФ как покушение на убийство.

Автомобилист, сбивший человека на зебре и скрывшийся с места ДТП, должен понимать, что ответственность за такое действие ему грозит серьезная. В данном случае будет учитываться не только степень причиненного здоровью ущерба, но и тот факт, что виновник ДТП пытается избежать наказания. Если потерпевший получил легкие телесные повреждения, водителю придется уплатить штраф. Возможен арест до 15 суток и лишение водительских прав до одного года.

Все эти три пункта также могут быть применены в совокупности. Решение об изъятии прав принимается исключительно судом. Если в результате ДТП пешеход погиб, наступает уголовная ответственность, и с учетом того, что виновник аварии скрылся, судом может быть применена максимальная санкция – то есть 7 лет лишения свободы.

Если ДТП произошло по вине пешехода или прочих участников движения, административная ответственность наступает по статье 12.30 КоАП, но только при неосторожных действиях.

Санкция предусматривает только штраф от 1 до 1,5 тыс. рублей.

При тяжких травмах, и если сбил человека насмерть (что грозит, читайте по ссылке) ответственность наступает по уголовной статье № 268.

Квалифицирующий признак Мера наказания
Причинен тяжкий вред Свобода ограничивается на период до 3-х лет
До 2-х лет принудительных работ
Арест до 4-х месяцев
Тюремное заключение до 2-х лет
Погиб один человек Ограничение – до 4-х лет
Работы – до 4-х лет
Тюремный срок до 4-х лет
Погибло двое и больше людей Принудительный вид работ – до 5-ти лет
Тюремное заключение – до 7-ми лет

Обязательное условие квалификации аналогичное — причинение вреда по неосторожности.

Нетрезвое состояние пешехода признается обстоятельством, отягчающим наказание.

Но если виновен водитель, был ли пешеход в состоянии алкогольного опьянения или нет, для него не имеет разницы: он будет отвечать по закону.

Уголовное наказание не последует или будет смягчено, если водитель докажет умысел пешехода.

Что касается гражданской и административной ответственности, ее можно избежать при наличии доказательств:

  1. Корыстного мотива и умысла пешехода.
  2. Отсутствия технической возможности исключить наезд на пешехода.
  3. Отсутствия нарушений ПДД со стороны лица, управляющего транспортом.
  4. Соблюдения установленного правилами скоростного режима.

Разговоры об этом ведутся давно. Действительно, штраф не более 500 рублей, как правило, не способен напугать человека и остановить его противозаконные действия. Тем более что в связи с реформой ГИБДД сотрудников ДПС стало меньше, и их основное внимание приковано к автомобилям.

Если водителей могут ожидать штрафы до нескольких десятков тысяч рублей, то пешие люди могут отделаться очень маленькими суммами. В то же время нередко именно действия пешеходов становится причиной ДТП. Поэтому возможно, что в скором времени появятся законопроекты, ужесточающие санкции для таких лиц.

Так активно обсуждается законопроект, обязывающий лиц, передвигающихся пешком, носить на одежде светоотражающие элементы не только за городом, но и на территории населенных пунктов.

Участниками дорожного движения называются все лица, принимающие непосредственное участие в процессе движения по дороге. В том числе участниками дорожного движения являются пешеходы (см. п. 1.2 ПДД РФ). Соответственно, к пешеходам, как и ко всем остальным участникам дорожного движения, правила дорожного движения предъявляют определенные требования, выполнение которых гарантирует безопасность пешеходам, водителям и остальным участникам движения. Давайте разберемся, что грозит пешеходу за нарушение правил дорожного движения и какая ответственность предусмотрена для него в том или ином случае.

В случае нарушения пешеходом правил дорожного движения, он может быть привлечен к административной, уголовной и гражданской ответственности. Рассмотрим эти виды ответственности по порядку.

Административная ответственность в соответствии с КоАП РФ применяется к пешеходам в следующих случаях:

  1. Если нарушение правил не повлекло создания помех движению ТС и вреда здоровью, пешеход привлекается к административному предупреждению или к штрафу в размере 500 руб., согласно ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ;
  2. Если пешеход совершил правонарушение, которое создало помехи движению ТС, ему в соответствии с ч. 1 ст. 12.30 КоАП РФ назначается штраф в размере 1000 руб.;
  3. Если правонарушение пешехода послужило причиной причинения вреда здоровью потерпевшего (легкой или средней тяжести), согласно ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ, административная ответственность в этом случае применяется в виде штрафа в размере от 1000 до 1500 руб.

По правилам пешеходы должны перемещаться только по тротуарам и пешеходным дорожкам, причем придерживаясь правой стороны. Если в поле зрения нет мест для пешеходов, то можно зайти на дорогу для велосипедистов либо пройти по краю дороги навстречу трафику, чтобы видеть опасность. Передвижение не должно провоцировать помехи для движения транспорта.

Такой помехой может быть, например, остановка пешехода посреди дороги, чтобы ответить по телефону или неожиданное появление на проезжей части после перепрыгивания через турникет. Переход дороги в запрещенном месте ведет к штрафу в 500 рублей. При желании можно заплатить только половину этих денег, например, погасив штраф в первые 20 дней пока действует скидка.

Масштаб гражданской ответственности зависит от размера причиненного ущерба. Например, пешеход выбежал на красный свет и спровоцировал наезд одной машины на другую. Если ремонт оценивается в 50 тыс. рублей, то именно эту сумму и имеют право требовать пострадавшие. Ограничений в этом случае нет, но больше причиненного вреда, который должен быть оценен специалистами, никто требовать не вправе.

Размер компенсации с подтверждающими документами (счетами с СТО, независимой экспертизой, справками из клиник) должен быть указан в иске о возмещении ущерба.

Возможно вам будет интересно узнать и про такие штрафы для автомобилистов:

  • за нарушение правил остановки или стоянки;
  • за езду без документов;
  • за наезд на пешехода;
  • за обгон;
  • за превышение скорости;
  • за световые приборы;
  • за отсутствие знака аварийной остановки;
  • за тонировку передних и боковых стекол;
  • за проезд под знак «Движение грузового транспорта запрещено»;
  • за мытье машины во дворе или на речке.

Переходить дорогу можно по «зебре» и подземным пешеходным переходам. Для пешеходов оборудованы и островки безопасности на трассах или линии, разделяющие трафики разных направлений.

Если вы уже оказались на оживленной трассе, то переждать можно на ее середине (чтобы не мешать движению). Переходить на другую сторону можно, только если светофор переключился на зеленый свет или регулировщик подал знак.

Если перед вами стоит автомобиль, то обойти его можно сзади только убедившись в том, что рядом нет других машин. Обходить трамвай для выхода на проезжую часть можно только, если он уже остановился и со стороны дверей.

Правильно перейти дорогу не сложно. Стоит придерживаться установленных правил и использовать специально предусмотренные переходы.

Пешеход вправе:

  1. Рассчитывать на преимущество при переходе, если он все делает правильно и не нарушает ПДД.
  2. Предъявлять претензии к коммунальным и другим службам по поводу обеспечения безопасности движения.

Если нет перехода, а дорога трехполосная, то можно пересекать ее под прямым углом к краю. Начинать движение можно только, если рядом нет опасности, предварительно посмотрев направо и налево. На перекрестках нужно передвигаться по линии тротуаров или обочин.

Знание ПДД помогает выпутаться из самой сложной ситуации. Если вам попался инспектор, который некомпетентен и пытается незаконно привлечь к ответственности, можно сославшись на нужные пункты правил завершить разговор в свою пользу. Доказать вину пешехода инспектор может только предоставив видеодоказательства правонарушения или заручившись показаниями свидетелей.

Поможет и фотофиксация нарушений, например, если пешеход выбежал на дорогу, то фотография тормозного следа поможет пролить свет на его вину. Если пешеход сам пострадал и, например, упал в неположенном месте, где переходил дорогу, то его местоположение также станет косвенным доказательством его вины.

Что означает закон о нарушении ПДД пешеходом или пассажиром

Случается, что водители сбивают пешеходов, которые кинулись им под колеса сами, чтобы получить денежную компенсацию сразу на месте. Мошенники в этом случае точно рассчитывают траекторию падения, чтобы получить лишь небольшие повреждения. Опасаясь приезда ДПС «виновный» водитель пытается загладить свою вину деньгами.

Обычно так поступают те, кто не знает, что пешеход несет ответственность, как и все остальные участники движения. Если такое произошло, то нужно дождаться приезда ДПС и добиться составления протокола, в котором будет зафиксирована вина самого пешехода, а не водителя. Разногласия может вызвать и ситуация, когда пешеход переходит дорогу в положенном месте, но его, например, не видно, так как улица не освещена.

В этом случае по ПДД он обязан подсвечивать себе дорогу, но такое бывает крайне редко. Доказать вину водителя при таких ДТП довольно сложно, так как формально виноват пешеход. Случается и так, что пешеходный переход закрыт на реконструкцию, а других вариантов для прохода просто не оставлено. В этом случае, пешеход, нарушивший правила, вполне может обратиться с регрессным иском к дорожным службам.

Если возникла спорная ситуация не нужно скрываться с места аварии. Нужно обменяться контактами со всеми участниками ДТП, давать пояснения, участвовать в составлении схемы и протокола, который потом вы же можете обжаловать. Проследите, чтобы в протоколе точно отображалось положение машин, схема вашего движения, место нахождение потерпевших, свидетелей.

Точное отображение ситуации может стать доказательством вашей невиновности. В помощь пострадавшим – данные с видеорегистраторов или веб-камер внешнего наблюдения. С их помощью можно восстановить аварию поминутно и определить, кто был ее виновником.

В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ при выявлении нарушения, предусмотренного главой 12 (Административные правонарушения в области дорожного движения), сотрудник ГИБДД составляет протокол об административном правонарушении.

Этот документ не оформляется только в случаях, прямо указанных в КоАП РФ (например, при выявлении нарушений ПДД РФ камерами, работающими в автоматическом режиме, а также, при выявлении дорожным инспектором полиции нарушения, за которое предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа, когда нарушитель не оспаривает факт совершения им административного проступка).

Административный протокол о нарушении ПДД, составляется в присутствии лица, — водителя, пешехода или иного лица, привлекаемого к ответственности.

Нарушителю разъясняются его права и обязанности, порядок, время и место рассмотрения нарушения.

В протоколе отражаются все доказательства, подтверждающие факт нарушения, формулируется фабула нарушения, дается правовая квалификация действий, указываются очевидцы нарушения и понятые, привлеченные к участию в деле.

Лицо, в отношении которого составлен протокол за нарушение ПДД, вправе давать пояснения в письменном виде.

Объяснения нарушителя в обязательном порядке прилагаются к материалам административного производства.

Также нарушитель ПДД вправе ходатайствовать о рассмотрении его дела по месту жительства или по месту пребывания. Такое ходатайство подлежит внесению в бланк протокола за подписью нарушителя. Копия протокола вручается нарушителю ПДД и потерпевшему (при его наличии) под роспись.

В дальнейшем, именно на основании сведений, содержащихся в протоколе, рассматривается дело об административном правонарушении и выносится постановление.

При составлении протокола, нарушитель имеет право пользоваться помощью защитника.

Подробности читайте в статье:

Протокол о нарушении ПДД при ДТП

Рассмотрим ситуации, когда в аварию попал водитель, который управлял автомобилем без генеральной доверенности.

В апелляционном суде признали, что возмещать ущерб от аварии должен владелец автомобиля, так как он неправильно передал права управления ТС.

Верховный суд, рассмотрев все обстоятельства дела и приложенные документы, определил, что машина была передана водителю на законных основаниях по доброй воле собственника, так как он имеет ключи от машины и страховой полис ОСАГО (где есть его фамилия). Никаких претензий к тому, что данный водитель управлял ТС, нет.

12 апреля 2016 года Иван Александров, управляя чужим автомобилем Пежо сбил пешехода, Светлова Кирилла. Последний от полученных травм скончался в больнице. Родственники погибшего обратились в суд с требованием возместить ущерб к собственнице автомобиля, Шурыгиной Светлане.

Иск содержал сумму, необходимую для возмещения морального вреда (цифра из актов вымарана), а также необходимые для погашения средства, потраченные на лечение и в последующем на похороны пострадавшего (страховой суммы не хватило на данные расходы).

Полис ОСАГО по данному автомобилю содержит сведения, как о владельце автомобиля, так и о водителе, управлявшего ним в момент аварии.

Районный суд города Тулы отклонил данное требование родственников погибшего к Шурыгиной Светлане (5-983/2016-П-409/2016).

Свое решение судья Алена Прохорова аргументировала тем, что ущерб был причинен не собственницей машины Шурыгиной, а водителем, который стал виновником ДТП. На момент аварии в его владении находилось ТС, являющиеся источником повышенной опасности (п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса РФ).

Несмотря на данные аргументы, истцы не захотели заменить ответчика Шурыгину на Александрова.

В областном суде было вынесено другое решение, которое частично удовлетворило требования истцов. В частности основанием для такого постановления стал тот факт, что собственница машины не выдавала Александрову доверенность на управление автомобилем.

Таким образом, не выполнив некоторые нюансы передачи управления ТС другому лицу, собственница ТС должна ответить перед потерпевшими. Так решила коллегия под председательством Андрея Чижова.

Верховный суд, рассмотрев данное дело, пришел к другим выводам. Так как в 2012 году были внесены изменения в ПДД и теперь нет необходимости оформлять доверенность (постановление от 12 ноября 2012 года), водитель Александров имел полное право управлять машиной.

«Тройка» ВС под председательством Михайлова Дмитрия (дело 45-КГ 16-2) решила, что собственница машины лично передала водителю ключи, документы, вписала его в страховой полис, значит водитель, приняв документы, совершил ДТП. Именно поэтому ему придется возмещать ущерб из своего кармана.

Иногда судам бывает сложно определиться с законным владением источником повышенной опасности

Для суда важно разобраться в том, есть ли между водителем и собственником авто трудовые, служебные или должностные отношения

Если таких отношений не обнаружено и собственник авто добровольно дал ключи и документы водителю, возмещать ущерб от аварии будет водитель ТС.

* – имена и фамилии действующих лиц изменены.

Проступки участников движения бывают незначительными и влекущими за собой серьезный урон. В одном случае ущерб из-за игнорирования правил вообще не наступает, в другом он лишь имущественный, в третьем все заканчивается травмами или гибелью людей.

Закон действует не только для того чтобы наказать преступившего его, но и ради облегчения участи пострадавшего. Отсюда и разные виды ответственности за нарушение ПДД.

Самый часто применяемый в отношении нарушителей закон – КоАП. Если участник движения пренебрег правилами, его могут ждать:

  • предупреждение от сотрудника ГИБДД, когда проступок незначительный;
  • штраф, то есть требование выплатить государству определенную сумму;
  • лишение прав на оговоренный срок, значит, невозможность садиться за руль;
  • арест на короткий период (до 15 суток);
  • конфискация предметов, с помощью которых был совершен проступок.

Это и есть административная ответственность за нарушение ПДД. Чаще ей подвергаются водители. Их могут наказать за превышение скорости, игнорирование знаков и разметки, неверно выполненные маневры и т.д. Административное наказание налагается и в случаях, когда от действий участника движения никто не пострадал.

Оно существует и для пешеходов, и для пассажиров ТС. Но для этой категории нарушителей статьей в КоАП меньше. Ведь совершенные ими проступки несут не такую угрозу, как в случаях с водителями.

Рекомендуем прочитать о правилах поведения велосипедиста на дороге. Из статьи вы узнаете о дорожных правилах безопасности для велосипедистов, запретах для передвижения на велосипеде, ответственности за нарушения ПДД.

А здесь подробнее об обязанностях пешеходов и пассажиров на дороге.

Уголовная ответственность за нарушение ПДД касается участников движения, из-за действий которых был нанесен тяжкий урон здоровью людей, или есть жертвы. Чаще так наказывают водителей. К ним применяют статью 264 УК РФ. А наказанием служит лишение свободы на срок до 1-9 лет.

Уголовное преследование из-за аварии может возникнуть и в отношении людей, ответственных за техническое состояние транспорта (статья 266 УК РФ). Наказанием будет штраф в сотни тысяч рублей или лишение свободы до 1-7 лет.

Юридическая ответственность за нарушения ПДД – понятие многозначное. Сюда входят и административная, и уголовная. Но когда так говорят, обычно имеют в виду гражданскую ответственность. Она наступает, если в результате действий участника движения есть потерпевшие, получившие моральный, имущественный ущерб, урон здоровью.

Гражданская ответственность означает необходимость возмещать нанесенный вред. Для водителя это как минимум ремонт ТС потерпевшего за счет страховой фирмы, в которой он купил ОСАГО. Но виновный в причинении урона может компенсировать его и из собственного кармана, выкладывая средства на:

  • восстановление имущества;
  • лечение потерпевшего;
  • возмещение страданий за испытанные боль, стресс.

В зависимости от характера и тяжести последствий ДТП у водителя может возникнуть три вида ответственности: административная – за нарушение ПДД, гражданская – возмещение причиненного ущерба и уголовная, если в результате нарушения ПДД причинен тяжкий вред здоровью человека, наступила смерть одного человека или погибло несколько граждан. Возбуждение административного или уголовного дела зависит от степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека.

3. В зависимости от вида дорожно-транспортного происшествия ( столкновение транспортных средств, наезд транспортного средства на пешехода , н аезд на стоящее транспортное средство, опрокидывание транспортного средства, наезд на велосипедиста, наезд на препятствие, наезд на гужевой транспорт, наезд на животных, иные происшествия) собираются доказательства, важнейшими из которых являются показания (объяснения) участников ДТП, потерпевших (пострадавших), очевидцев, свидетелей и иных лиц.

Право на подачу апелляционной, кассационной и надзорной жалобы на судебное решение принадлежит осужденном у, оправданному, их защитникам и законным представителям, потерпевшему, частному обвинителю, их законным представителям и представителям, а также иным лицам в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы.

Опытный адвокат по ДТП после тщательного ознакомления с материалами уголовного дела, протоколом судебного заседания и принятыми судебными решениями подаст апелляционную. кассационную. надзорную жалобу на приговор или иное решение суда.

Следует помнить, что при передаче управления автомобилем по доверенности другому лицу, гражданская ответственность за причинение ущерба сохраняется за владельцем транспорта — источника повышенной опасности для окружающих людей. Нарушения требований ПДД, создающие угрозу безопасности движения, здоровью и жизни участников, вызывают проявления административной ответственности, степень которой определяется в зависимости от наступивших последствий в соответствии с соответствующими пунктами КоАП.

2. Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.

3.

Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.

Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях (статья 1064).

ПДД 2020 года для пешеходов: перечень штрафов и ответственность

Практически каждый день любой водитель видит на дороге нарушающего Правила пешехода. Тот перешел не там, тот создал аварийную ситуацию. ГИБДД особого рвения не проявляют и пешеходы нередко становятся реальными участниками ДТП, впоследствии просто оставляя место происшествия.

В итоге ответственность и все проблемы достаются водителю, который виноват лишь в том, что «не учел дорожных условий». Достаточно незначительного превышения скорости – и уже мало кого будет волновать, что причиной аварии стал выскочивший не вовремя пешеход.

Кроме того. ГИБДД стараются лишний раз не оформлять штрафы на пешеходов по следующим причинам:

  1. Не все пешеходы носят с собой документы и штраф приходится оформлять со слов. Пешеход может назвать «левые» данные и штраф оплачен не будет. Задерживать же гражданина для выяснения его личности полицейские не хотят – это чревато массой жалоб в дальнейшем.
  2. Доказательства. Недостаточно одного лишь взгляда ГИБДД, которым замечено правонарушение. Если пешеход попадется подкованный (а Интернет сейчас читают почти все) и потребует доказательств нарушения, то во многих случаях нарушение пешехода не фиксировалось служебным регистратором.

Перед Новым годом общественные организации обсуждали увеличение штрафов за нарушение пешеходами ПДД и направляли в ГИБДД предложения об усилении ответственности, но даже до стадии законопроекта эти действия не дошли.

С большой долей вероятности даже оформленные в законопроект предложения по ужесточению ответственности пешеходов так и не найдут своей поддержки, ведь основной ответственностью для них все же является гражданская ответственность по возмещению вреда. Но о ней большинство пеших нарушителей даже не осведомлено.

Если изучить статистику аварий, в которых пешеход попадает под колеса автомобиля или становится причиной крупного ДТП, можно отметить, что большинство случаев приходится на темное время суток.

Это связано с плохой видимостью на дороге и невозможностью водителя рассмотреть заранее рассмотреть впереди очертание человека.

Ситуация усложняется, если гражданин при этом нарушает правила дорожного движения.

Для водителя главный, и возможно единственный, способ избежать ответственности, которая может наступить по вине другого лица, — постоянная концентрация и внимательность на дороге. Хотя иногда этого недостаточно, и авария возникает, когда человек возникает на дороге внезапно.

Для примера, человек, который в неположенном месте пытается перейти оживленную трассу со средней скоростью движения транспорта 60-90 км/ч, априори создает опасную ситуацию. В этом случае водителю трудно остановить машину быстро, даже если человека было видно за несколько метров.

Такая халатность со стороны нарушителя опасна, прежде всего, для них самих: 10% сбитых людей гибнет, а остальные получают повреждения разной степени тяжести. К тому же пешеход-виновник ДТП обязан компенсировать ущерб, нанесенный другим участникам происшествия.

Со стороны властей применяются меры для сокращения численности трагических случаев, например:

  • дополнительное освещение пешеходных переходов;
  • установка дополнительных знаков и светофоров в опасных местах;
  • создание подземных переходов;
  • применение санкций и штрафов к пешеходам-нарушителям.

Ответственность сторон определяется судом в соответствии с законодательством РФ, а именно КоАП и УК. Во время расследования учитываются все обстоятельства случившегося.

Главный принцип определения наказания – обоюдная ответственность.

То есть, если виновный в происшествии водитель, то именно он выплачивает компенсацию пострадавшему, если пешеход – то на него ложится обязанность по возмещению ущерба владельцу автомобиля.

Нерегулируемые правила перехода

Наиболее распространенными причинами ДТП по вине водителя является превышение максимально допустимой скорости передвижения на определенных участках, неисправность автомобиля, невнимательность в местах, предназначенных для движения пешеходов.

Иногда возникают ситуации, когда даже самый ответственный и внимательный водитель совершает случайный наезд на пешехода. Например, если человек неожиданно упал на дорогу, и у водителя не было возможности своевременно затормозить.

В большинстве случаев водителю придется нести ответственность за случившееся, даже если
ДТП произошло по вине пешехода. Это происходит, потому что доказать факт грубого нарушения на практике очень трудно.

Поэтому важно найти свидетелей случившегося. Наиболее верным решением для защиты своих интересов станет обращение к профессиональному юристу.

Если в происшествии виноват водитель, то для определения ответственности в первую очередь оценивается ущерб, нанесенный пострадавшему. Если это смерть или тяжкие телесные повреждения – возникает уголовная ответственность.

Ответственность водителя определяется исходя из сопутствующих факторов.

  • Если авария с наездом на пешехода произошла по причине нарушения ПДД, то водителю вменяется административная ответственность в виде штрафа – 1500-2500 р.
  • При нанесении легкого вреда здоровью, то штраф за ДТП с пешеходом варьируется от 2500 до 5000 р.
  • За причинение ущерба средней тяжести водитель обязан оплатить штраф в размере 10000- 25000 р.
  • Если в результате аварии пешеход получил тяжелые травмы или погиб, виновник не только обязан оплатить штраф, но и понести уголовную ответственность.

При рассмотрении дела о наезде на пешехода рассматривается не только величина ущерба, но и другие факторы, сопутствующие происшествие, например: нарушения ПДД участниками происшествия, погодные явления, видимость, факт алкогольного опьянения.

Независимо от того, кто был виновником аварии, водитель покрывает расходы на лечение сбитого человека.

Если авария произошла по вине пешехода, то именно он должен компенсировать причиненный ущерб водителю, и оплатить ремонт разбитого транспортного средства.

Максимальный штраф, возможный для пешехода за нарушение правил дорожного движения, составляет 1000 рублей.

Но эта сумма актуальна только в случае, если действия нарушителя не повлекли за собой последствий в виде материального или физического ущерба другим участникам движения. В такой ситуации последует более жесткое наказание:

  • за причинение легкого или среднего вреда здоровью водителя ТС и других лиц – штраф 1-1,5 тыс. рублей;
  • тяжкие повреждения или гибель участников происшествия – уголовная ответственность, возможно, в виде лишения свободы;
  • смерть двух или более человек – тюремное заключение до 7 лет.

Поэтому пешеходам не стоит надеяться на удачу или на скорость реакции водителя, и быть предельно внимательным при переходе дороги. Иначе нарушитель рискует не только своей жизнью и здоровьем, но и безопасностью других лиц. А это в свою очередь влечет за собой серьезную ответственность.

В некоторых случаях дело может не дойти до правоохранительных органов и стороны полюбовно договариваются на месте. Для этого участники происшествия сами определяют размер компенсации пострадавшему.

Но такой исход возможен, только если нет серьезного ущерба здоровью. Даже если сбитый гражданин убеждает автовладельца, что с ним все в порядке, и намеревается уйти с места события, не стоит на это соглашаться.

Ведь существует риск, что спустя время потерпевший человек одумается и подаст в суд, указав в заявлении номер и марку автомобиля, аргументируя тем, что водитель скрылся с места происшествия. И тогда никто не сможет доказать невиновность автовладельца. Поэтому лучше заранее подстраховаться и взять с пешехода расписку о том, что он не имеет претензий.

Важно! Расписка может лишь подтвердить факт того, что пешеход признает свою вину в аварии, но она не поможет водителю доказать свою правоту в суде. Поэтому лучше сразу вызывать ГИБДД для оформления происшествия и по возможности найти свидетелей аварии.

Если авария все же произошла, водителю стоит придерживаться таких правил:

  • нельзя покидать место ДТП до приезда сотрудников ГИБДД;
  • нельзя передвигать с места транспортное средство, даже на маленькое расстояние;
  • не стоит пытаться оказывать доврачебную помощь пострадавшему, не имея специальных навыков;
  • чтобы быстро доставить пострадавшего в больницу при сильных повреждениях, лучше использовать попутный транспорт.

Если владелец автомобиля нарушит хотя бы один из этих пунктов, он не только усложнит процесс расследования, но и будет оштрафован.

По приезду сотрудники ГИБДД собирают факты и улики происшествия, чтобы в дальнейшем можно было вынести справедливое решение по делу.

Чтобы посодействовать работе ГИБДД по приезду, и одновременно собрать доказательства своей невиновности, водителю рекомендуется выполнить такие действия:

  • Поиск свидетелей – необходимо собрать данные очевидцев, которые смогут дать показания об аварии и дальнейших событиях.
  • Установка аварийного знака в случае торможения юзом. Этот факт позволит определить скорость движения и подтвердить попытку водителя остановить транспортное средство.
  • Позаботиться о том, чтобы все улики происшествия оставались на своих местах (осколки стекла, пластика и т.д.).
  • Сфотографировать место происшествия, уделив внимание деталям.
  • Предоставить файлы с видеорегистратора или камер наружного наблюдения, если им удалось запечатлеть момент аварии.

Когда сотрудники ГИБДД прибудут на место, водитель обязан находиться рядом во время составления протокола.

Причем он имеет право вносить правки или уточнения в материалы дела, если указанная информация не верна.

Не стоит спорить или грубить правоохранителям, чтобы не вызвать сомнения в своей невиновности или адекватности. Лучше пригласить на место происшествия адвоката, который поможет отстоять интересы.

Протокол составляется только после того, как будут выслушаны все участники аварии и возможные свидетели. В нем должны отражаться все условия, которые могли спровоцировать аварию, чтобы доказать невиновность водителя и отсутствие намеренного умысла со стороны пешехода.

КоАП предусматривает административную ответственность для пешеходов в случае нарушения правил поведения на дороге. Штраф в размере от 500 рублей или предупреждение возможен при игнорировании ПДД (ст. 12.29 ч.1 КоАП). Однако это не единственный вид штрафов для нарушителей. Если они своими действиями создали помехи в движении, мера ответственности увеличивается до 1 тыс. рублей (ст. 12.30 ч.1 КоАП).

Если помимо помех произошло причинение легкого или средней тяжести ущерба здоровью других людей, штраф может увеличиться до 1-1,5 тыс. рублей (12.30 ч.2 КоАП). Денежное взыскание такого размера возможно только, если в действиях пешехода не было умысла, и они были совершены по неосторожности.

Оштрафовать имеет право только сотрудник ДПС, который обнаружил правонарушение. Оштрафовать человека, который попал в поле зрения видеокамеры невозможно, поскольку нельзя идентифицировать его личность.

Важно: Инспектор ДПС обязан составить протокол об административном правонарушении с указанием статьи КоАП и пункта ПДД, которые нарушил пешеход.

Все мы с детства помним правило: переходить дорогу можно только в установленном месте. За движение пешком по проезжей части, хотя рядом находится «зебра» или знак о подземном переходе, могут оштрафовать на 500 рублей. Аналогично наказывается и нарушение знака, запрещающего переход. Нельзя игнорировать и знак с белым автомобилем на синем фоне, которым не допускается движение пешеходов по краю дороги.

Но самым опасным считается переход на красный свет светофора, так как есть риск быть сбитым автомобилем или заставить водителя ударить по тормозам, спровоцировав аварию. За этот проступок также могут оштрафовать на 500 рублей.

По правилам пешеходы должны перемещаться только по тротуарам и пешеходным дорожкам, причем придерживаясь правой стороны. Если в поле зрения нет мест для пешеходов, то можно зайти на дорогу для велосипедистов либо пройти по краю дороги навстречу трафику, чтобы видеть опасность. Передвижение не должно провоцировать помехи для движения транспорта.

Такой помехой может быть, например, остановка пешехода посреди дороги, чтобы ответить по телефону или неожиданное появление на проезжей части после перепрыгивания через турникет. Переход дороги в запрещенном месте ведет к штрафу в 500 рублей. При желании можно заплатить только половину этих денег, например, погасив штраф в первые 20 дней пока действует скидка.

Каких-либо изменений в законодательстве, устанавливающем меры ответственности пешеходам за нарушение Правил дорожного движения в 2020 году ожидать не стоит.

Все осталось без изменений. В зависимости от содеянного, пешеходам могут грозить следующие составы по КоАП РФ.

Любое нарушение ПДД пешеходом будет караться по ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ. Санкция за это нарушение невелика – штраф в 500 рублей или же предупреждение.

За незначительные нарушения пешеходов либо штрафуют на сумму 500-1,5 тыс. рублей либо и вовсе предупреждают о недопустимости таких действий в будущем. В случае если инспектор ДПС решил ограничиться предупреждением, платить штраф нарушителю не придется.

Если пешеход своими действиями спровоцировал аварию, и кто-то серьезно пострадал, то ему грозит тюрьма до трех лет либо принудительные работы на срок до 2-х лет. Этой же статьей 268 УК РФ предусмотрена возможность ареста до 4-х месяцев. Более сурово наказывается нарушение ПДД, которое повлекло смерть человека.
Нарушителя могут посадить в тюрьму на срок до четырех лет либо обязать заниматься принудительными работами тот же период времени. Если в ДТП погибло несколько человек (или больше), и имела место неосторожность пешехода, а не его прямой умысел, то тюремный срок может увеличиться до 7-ми лет либо его могут заменить на работы до 5-ти лет.

Пешеход может быть привлечен к уголовной ответственности, если нарушение им ПДД имеет характер преступления, а именно:

  • повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека, — в виде ограничения свободы на срок до трех лет, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до четырех месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет (ч. 1 ст. 268 УК РФ);
  • повлекло смерть человека, — в виде ограничения свободы на срок до четырех лет, либо принудительных работ на срок до четырех лет, либо лишения свободы на срок до четырех лет (ч. 2 ст. 268 УК РФ);
  • повлекло смерть двух или более лиц, — в виде принудительных работ на срок до пяти лет либо лишения свободы на срок до семи лет (ч. 3 ст. 268 УК РФ).

При этом пешеход, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, нарушив ПДД, может быть освобожден судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если он возместил ущерб или иным образом загладил причиненный преступлением вред (ст. 76.2 УК РФ).

Справка. Преступления небольшой или средней тяжести

Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает трех лет лишения свободы.

Преступления средней тяжести — умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, превышает три года лишения свободы (ч. 2, 3 ст. 15 УК РФ).

Правила дорожного движения предъявляют к пешеходу определенные требования по его поведению на дорогах. Связано это с тем, что пешеход является одним из участников дорожного движения.

Довольно часто нарушения ПДД пешеходами становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Наиболее распространенным нарушением ПДД со стороны пешеходов является переход дороги в неположенном месте. Такое нарушение может приводить не только к тому, что вследствие ДТП пешеход становится пострадавшим или жертвой, но и к тому, что пострадавшими оказываются другие участники дорожного движения.

Штрафы относятся к административному виду ответственности. Такой вид ответственности применяется в случаях, когда нарушение со стороны пешехода не привело к серьезным последствиям.

Итак, пешеход привлекается к административной ответственности и несет ответственность в виде:

  • предупреждения или штрафа в размере 500 рублей, если нарушение ПДД с его стороны не повлекло причинение вреда здоровью или создание помех в движении транспортных средств;
  • штрафа в размере 1 000 рублей, если нарушение повлекло создание помех в движении транспортных средств;
  • штрафа в размере от 1 000 до 1 500 рублей, если нарушение со стороны пешехода повлекло причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.

В случае уплаты штрафа не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении его размер уменьшается вдвое.

Кроме административной ответственности пешеходы могут привлекаться к гражданской и уголовной ответственности. Оба вида ответственности (гражданская и уголовная) связаны с причинением вреда.

Гражданская ответственность наступает в случаях причинения:

  • имущественного вреда;
  • вреда здоровью;
  • морального вреда.

Ответственность пешеходы могут нести также и перед владельцами автомобилей, мотоциклов и иных транспортных средств.

При этом сама обязанность возмещения вреда, нанесенного в результате ДТП нарушивших ПДД пешеходов, наступает по общим правилам гражданского законодательства.

Уголовная ответственность наступает в случае такого нарушения пешеходом ПДД, при котором это нарушение имеет характер преступления. Ответственность наступает в виде:

  • ограничения свободы на срок до трех лет, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до четырех месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет, если нарушение повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека;
  • ограничения свободы на срок до четырех лет, либо принудительных работ на срок до четырех лет, либо лишения свободы на срок до четырех лет, если нарушение ПДД пешеходом повлекло смерть человека;
  • принудительных работ на срок до пяти лет либо лишения свободы на срок до семи лет, если в результате нарушения наступила смерть двух или более лиц.

Суды при рассмотрении дел о нарушении ПДД со стороны пешехода могут освободить его от уголовной ответственности, если пешеход совершил преступление впервые, и оно является небольшим или средней тяжести. При этом суд назначает пешеходу судебный штраф. Однако ключевым условием для освобождения от уголовной ответственности является факт возмещения со стороны пешехода нанесенного ущерба или причиненного вреда.

Отметим в связи с этим, что:

  • преступление считается преступлением небольшой тяжести, если максимально наказание за него не превышает трех лет лишения свободы;
  • к преступлениям средней тяжести относятся умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает десяти лет лишения свободы.

Чаще всего пешехода могут оштрафовать, если он:

  1. Перешел дорогу на красный свет.
  2. Не выполнил или неправильно выполнил сигнал регулировщика.
  3. Прошел дорогу вне зоны пешеходного перехода.
  4. Обошел ТС не с той стороны (спереди нужно обходить автобусы, а сзади — трамваи).
  5. Передвигался в зоне, где движение пешком под запретом.
  6. Проигнорировал правила пропуска специального транспорта, движущегося с включенными маячками и сиреной.
  7. Вышел из такси не на тротуар, а на проезжую часть.
  8. Безосновательно двигался по дороге при наличии тротуарной дорожки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *