День праздники участниуи афганцев

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «День праздники участниуи афганцев». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

День памяти воинов-интернационалистов учредил Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 320-ФЗ. Дата праздника приурочена ко дню вывода советских войск из Афганистана 15 февраля 1989 года.

Традиции праздника

В этот день общественные фонды проводят акции памяти и почтения погибших россиян, которые исполняли служебный долг за пределами Отечества. Благотворительные организации собирают средства для помощи семьям военных. Активисты выступают с докладами о проблемах участников боевых действий. Открываются мемориальные объекты, к памятникам возлагаются венки. Чиновники выступают с речами, в которых выдвигают предложения о развитии оборонной сферы. Чествуются люди, которые внесли существенный вклад в безопасность страны. В средствах массовой информации транслируются документальные и художественные фильмы. Участники событий делятся воспоминаниями, рассказывают о своей судьбе.

День ветеранов боевых действий 2022: история и традиции праздника

В 2004 году в Москве на Поклонной горе в парке Победы установлен памятник воинам-интернационалистам.

Финансирование войны во Вьетнаме обходилось Советскому Союзу в 1,5 миллиона рублей в день. В стране побывали 4,5 тысячи солдат и сержантов срочной службы.

В период афганской войны 1979-1989 гг. военную службу прошли 620 тысяч солдат и офицеров советских войск, которые находились на территории Афганистана. Война забрала жизни у 15 тысяч советских солдат. Выжившие интернационалисты дали подписку о неразглашении участия в боевых действиях за границей.

21 мая 1991 года газета «Красная звезда» разместила неполный список стран, где побывали советские военнослужащие. Разрешение о публикации выдало Министерство обороны СССР.

В 1968 году на СССР приходилось 30% мирового экспорта военной техники.

  • Когда отмечают День памяти воинов-интернационалистов?
  • История праздника
  • Поздравления
  • Искусство празднования
  • Как отмечают в мире
  • Интересные факты
  • Даты праздника на ближайшие 5 лет

В Афганистане с 1979 по 1989 годы проходили службу около 30 тысяч уроженцев Беларуси. Из них 771 человек погиб. Сегодня в одном только Минске живут более четырех тысяч ветеранов войны в Афганистане, из них — более 200 инвалидов, а также 97 семей — родители и вдовы погибших воинов-интернационалистов. Для них это — День памяти.

В этот день возле памятников воинам-интернационалистам собираются люди, принимавшие участие в различных боевых операциях. Общественные фонды устраивают акции памяти советских людей, павших в боях при исполнении служебного долга. Благотворительные организации занимаются сбором средств для семей погибших.

Именно в феврале открывают большое количество мемориальных объектов, к памятникам люди несут цветы. Чиновники и политические деятели произносят торжественные речи. Различные активисты выдвигают предложения, касающиеся дальнейшего развития оборонной сферы. Чествуют людей, внесших значительный вклад в безопасность страны. По телевидению транслируют документальные фильмы о боевых операциях, осуществленных нашей страной.

1

За успешное выполнение боевых задач в восьмидесятые годы прошлого столетия государственные награды получили 206 тысяч человек, больше половины из которых – сержанты и солдаты.

2

В Петербурге соответствующие мероприятия проводятся рядом с памятником в Купчино, который находится рядом с храмом Георгия Победоносца.

3

Самый известный памятник воинам-интернационалистам в стране был установлен в 2004 году в Москве.

4

В 1991 году изданием «Красная звезда» был опубликован список стран, в которые вводились советские войска.

5

Все выжившие интернационалисты дают подписку о неразглашении участия в боевых действиях.

6

620 тысяч советских бойцов несли службу на афганской территории.

  • 2021 15 февраля
    понедельник
  • 2022 15 февраля
    вторник
  • 2023 15 февраля
    среда
  • 2024 15 февраля
    четверг
  • 2025 15 февраля
    суббота

Дать денег

Григорий Левченко

День ветеранов боевых действий

Памятный день связывают с днем вывода советских войск из Афганистана. 15 февраля 1989 год – дата, которая стала настоящим праздником для сотен тысяч мужчин, их матерей и жен. Чужая война, которая длилась практически десятилетие, сломала судьбы многих советских граждан. Война, которая унесла тысячи жизней молодых, сосем юных парней. Они не успели родить сыновей, построить свой дом, но отдали свой долг ценой собственной жизни. Война, в которой сотни бойцов прошли через лишения и нечеловеческие муки плена, не предав идеалы своей Отчизны.

Когда мы говорим об интернационалистах, то первым делом вспоминаем Афганистан и Сирию.

15 февраля 1989-го — день, когда был завершен вывод советских войск из Афганистана. Афганская война, затянувшаяся на десятилетие, унесла, по современным подсчетам, 15 тысяч жизней советских солдат и офицеров. А словосочетание «афганский синдром» заменило «вьетнамский синдром». Впрочем, все-таки большинство воинов-интернационалистов из Афганистана вернулось в нормальную жизнь, преодолев посттравматическое стрессовое расстройство.

Хотя список не объявленных войн, в которых участвовали советские и российские воины-интернационалисты весьма обширен, в отечественном сознании дата 15 февраля привязана, преимущественно, к афганской кампании. Ведь именно к окончанию операции «Магистраль» (такое название получил вывод наших войск «из за речки»), приурочен был данный праздник. Такой подход вполне понятен, после Великой Отечественной именно Афганистан стал примером самого массового участия наших воинов в боевых действиях.

Официальный статус праздник обрёл в 2010 году, после выхода Федерального закона № 320. Получил он и собственное наименование. Полностью его называют «Днём памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами отечества». Хотя отмечать его начали практически сразу же после выхода наших войск, еще в 1990 году. Появлению праздника мы обязаны инициативе бывшего командующего ограниченным контингентом Бориса Громова.

15 февраля по всей стране в скверах и парках можно видеть группы мужчин примерно одного возраста – около 50-ти. Встречаются и те, кто старше. Можно заметить среди них и немало женщин. Почти у всех награды. Собираются они возле памятников воинам-интернационалистам. Это те люди, в честь которых и учреждён этот праздник. Если нет в городе или селе такого памятника, то сбор назначается возле обелисков героям Великой Отечественной.

Естественно, после встречи всех ждут накрытые столы, и участники застолья никогда не забудут поднять стаканы за третий тост в память погибших братьев по духу.

15 февраля — День памяти воинов-интернационалистов

Первая обсерватория

Первая обсерватория была построена в Южной Корее

  • NASA отбирает людей для симуляции изолированной жизни на Марсе
  • Джеффа Безос успешно запустил New Shepard в свой первый суборбитальный полет с пассажирами на борту
  • Колебание лунной орбиты стали причиной участившихся наводнений на Земле
  • Ровер Perseverance предпримет повторную попытку отбора грунта на Марсе
  • Curiosity обнаружил возможный источник метана на Марсе
  • Зонд Parker Solar Probe провел рекордное сближение с Солнцем
  • Модуль «Пирс» успешно сведен с орбиты
  • Российские ученые разрушили планы Маска добывать метан из атмосферы Марса
  • SpaceX показала ускоритель Super Heavy прототипа Starship SN20
  • «Хаббл» починили

15 февраля 1989 года завершился вывод советских войск из Афганистана. Эта война была особенно сложной, свыше 14 тысяч потерь на боевом фронте. Но отзвуки трагедии еще долгое время сопровождали воинов – в результате болезней и контузий около 6 тысяч защитников скончались после окончания военных действий.

Проходило время, но рана в сердцах воинов и их родных и близких не заживала. Поэтому в 2010 году было решено официально установить праздник, который не только почтет память о погибших воинах в Афганской войне, но и всех воинов-интернационалистах, участвовавших в военных конфликтах за границей родины.

ООН и международные миротворческие организации осудили ввод войск и не признали это действие как интернациональную помощь, хотя о военном конфликте можно спорить бесконечно. Для СССР это был стратегически важный момент, целью которого была защита своих граждан.

По официальным данным в войне приняло участие свыше полмиллиона военных, хотя эти цифры могут быть занижены. Афганская война – самый продолжительный военный конфликт, который длился 9 лет. За время существования СССР различных военных конфликтов было около 100, но ни один из них не выделялся такой жестокостью и последствиями.

Начиная с 2010 года в России, Белоруссии и Украине 15 февраля. Молодые бойцы с этих стран защищали территорию СССР, отдавая на поле боя свои жизни. Этот день считается праздником и для тех, кто воевал в Корее, Испании, Вьетнаме – воины, которые защищали отечество за границей.

Хотя официально праздник объявили только в 2010 году, но начиная с 1989 года 15 февраля стало значимой датой в жизнях сотен тысяч людей. Этот день – первый шаг к миру и спокойствию. Хотя ужасы Афганской войны еще долгое время продолжают появляться в кошмарах воинов.

В России отмечают День памяти воинов-интернационалистов

По традиции в этот день проводятся памятные мероприятия. В разных уголках стран, участвовавших в конфликте, вспоминаются те, кто служил в Афганистане. Воины, присутствующие на торжествах делятся воспоминаниями, рассказывают о кошмарах войны.

Во многих городах к этой дате приурочено открытие памятников или мемориалов. Таким образом власти показывают, что трагические события не забыты, что память о героической защите жива.

Члены различных организаций, объединяющих афганских ветеранов, приносят цветы на мемориальные доски и могилы погибших солдатов. Во многих военных училищах, лицеях и университетах 15 февраля традиционно проходят встречи с ветеранами, которые передают свой опыт новому поколению.

Во многих странах создали центры помощи и поддержки воинов, прошедших Афганскую войну. Все те, кто пережил этот ужас, продолжают трудиться на благо отечества. Но многие воины, даже спустя 30 лет после окончания боевых действий, нуждаются в психологической помощи.

По телевизору и радио транслируют тематические фильмы и передачи, приуроченные к окончанию военного конфликта. В школах проводятся встречи с ветеранами, особенно эта практика укоренилась в Белоруссии. В военных музеях организовывают специальные выставки, на которых можно увидеть документальные кадры со времен войны.

  • Празднуется: 15 февраля
  • Категории Армия, Мемориалы, Памятные дни, Праздники, Праздники России, Общество Регионы Россия Теги #ветеран, #воинская доблесть, #мероприятия
  • День ветеранов боевых действий отмечается в России 1 июля. Праздник неофициальный, однако среди всех других неофициальных дат его значимость переоценить на самом деле трудно.

    Праздник начал отмечаться в Российской Федерации лишь несколько лет назад. На общем собрании более 3 тыс. ветеранов проголосовало за то, чтобы отмечать памятную дату в первый день второго летнего месяца. По мнению ветеранов боевых действий, все участники вооружённых конфликтов, происходивших после 1945 года, должны быть объединены общим днём. И чтобы в этот день можно было чествовать не только ветеранов Вооружённых сил, но также участников боевых действий из структур МВД, ФСБ и других силовых ведомств.

    День ветеранов боевых действий и локальных конфликтов ежегодно отмечают в нашей стране 1 июля. С 2009 года праздник также носит название «День памяти и скорби ветеранов боевых действий».

    Мы чествуем бывших участников боевых операций, в том числе тех, кого уже нет в живых. Это не только военные, но и сотрудники МВД и ФСБ – все те, кто участвовал в сражениях, происходивших после 1945 года – воевал в Афганистане (1979-1989 гг.), в составе сил ООН принимал участие в миротворческих операциях в Боснии и Герцеговине (1992-2003 гг.), Косово (1999- 2003 гг.), Сьерра-Леоне (2000- 2005 гг.), Республике Чад и Центрально-Африканской республике (2008-2010 гг.), Либерии (2003 г.), Бурунди (2004 г.), Судане (2005-2012 гг.) и др., в боевых действиях на территории Российской Федерации (в том числе на Северном Кавакзе, в Южной Осетии, Чечне во время шедших там боевых конфликтов), а с 2015 года – военнослужащие, выполнявшие боевые задачи в Сирии.

    Бесстрашные люди, являющиеся примером отваги, чести и безграничной любви к своей родине, настоящие герои, верные присяге, они вели борьбу с неприятелем. Многие воины получили государственные награды за боевые заслуги, в том числе высокое звание Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации.

    Вечная память тем, кто не вернулся с полей сражений! Ряд имен погибших не рассекречен по сей день. Бывает, что семьи военных долгое время не знают, где воевал и был похоронен близкий человек. Конечно, участники сражений, рисковавшие своими жизнями и здоровьем в интересах родины, заслуживают нашего признания и уважения.

    На торжествах по случаю этого праздника звучат теплые слова в адрес воинов, достойно выполнявших свой долг, и поздравления с Днем ветеранов боевых действий.

    ***
    Мирный день, в небе солнце сияет,
    Ветер в кронах играет листвой.
    Я сегодня в День ветеранов
    Поздравляю тебя с тишиной.
    Отгремели бои, отшумели,
    И лишь память воюет во сне,
    С ней приходят друзья боевые,
    Что остались в чужой стороне.
    Боевых пусть не знает действий
    Ни твой сын, ни внук и ни брат,
    Долг ты Родине отдал честно,
    Боевой ветеран, солдат.

    ***
    С праздником вас, ветераны!
    Нет по мужеству вам равных,
    Нет сильнее, нет отважнее,
    Нет подвигов прекраснее.
    Вы – опора, эталон,
    Вам земной от нас поклон.
    Люди все, страна гордится,
    Есть, чему у вас учиться!
    Пусть же ярко солнце светит,
    Мирно будет на планете,
    Подвиг ваш живет в сердцах
    И запомнится в веках!

    ***
    Пусть не зажили душевные раны,
    И телесные шрамы остались,
    Сказать «спасибо» хотим, ветераны,
    За то, что вы так отважно сражались!
    Здоровья вам пожелать хотим много,
    Как можно больше ясных вам дней,
    А также чистого счастья, большого,
    Чтобы на душе у вас стало теплее!

    ***
    В душах наших ветеранов
    Кровоточащие раны,
    Время жить им помогает,
    Сердце память сохраняет.
    В этот праздник фронтовой
    В день отваги боевой,
    Пожелаю вам, ребята,
    В мире жить и быть собой!

    Праздники и нерабочие дни в Афганистане

    1 июля 2021 года, в День ветеранов боевых действий, бывшие сослуживцы будут вспоминать о войнах, в которых участвовали, и своих погибших товарищей; выступать в школах, колледжах и вузах, где проводятся уроки мужества.

    Не забудьте отправить своим однополчанам, друзьям и родным, принимавшим участие в локальных войнах и вооруженных военных конфликтах, теплые слова поздравления с этим праздником.

    ***
    Горячие точки, Косово, Афган,
    Как воевал, ты не забудешь, ветеран.
    Жизнью своею ты рисковал,
    Мир на земле защищал, охранял!
    Всех, кто сражался, я поздравляю,
    О павших скорбим миром всем, поминаем.
    А вам пожелаю прожить до ста лет,
    Не зная болезней, печали и бед!

    ***
    Всем ветеранам действий боевых
    Желаю богатырского здоровья,
    Чтобы ценили в семьях вас своих
    И окружали искренней любовью.

    Пусть уважает каждый человек
    Заслуги ваши пред лицом Отчизны,
    И пусть счастливым будет весь ваш век,
    И помнят все о вашем героизме!

    ***
    Прошли вы точки боевые
    В Афганистане и Чечне,
    В Египте, Сирии, Ливане,
    За мир сражаясь на войне.

    Свои награды честно заслужили
    За тяжкий, непосильный труд.
    За то, что свои жизни не жалели,
    В Отчизне вас героями зовут.

    Спасибо, дорогие ветераны,
    За то, что посвятили жизнь борьбе,
    Все ваши имена мы не забудем,
    А слава ваша пусть гремит везде!

    ***
    Те, кто горячие точки прошел,
    Праздник сегодня свой отмечают.
    Мы поздравляем вас от души,
    Головы мы перед вами склоняем!
    Мир сохранили, а шли ведь на риск,
    Сколько в вас силы, терпенья, отваги!
    Вам пожелаем покоя, добра,
    Пусть в жизни не встретятся вам передряги.

    ***
    Идет война, и ни на час
    Конфликты не утихнут,
    Повсюду выстрелы звучат,
    И где-то люди гибнут.
    Всех тех, кто в схватке побывал,
    Мы поздравляем с праздником,
    Кто мир наш хрупкий защищал –
    Всех битв и войн участников!
    Пусть победили вы в бою,
    И гул войны утих,
    Вы берегите жизнь свою,
    Близких и родных.

    ***
    Спасибо вам за ваше мужество и силу,
    За то, что в трудный час вы нас оберегали!
    Живите долго вы, успешно и счастливо,
    Пусть обойдут вас все обиды и печали.
    Желаю вам сегодня крепкого здоровья,
    Не падать духом, никогда не огорчаться.
    Сердца пусть ваши вдруг согреются любовью,
    Жизнь ваша будет доброй и прекрасной.

    Праздники в Афганистане — дни, в который в Афганистане по традиции (например, религиозной) принято радостно проводить время, устраивать церемонии, торжества.

    Идея нововведения рассматривается еще с 2009 года. Необходимость тематического события обусловлена искренним желанием ветеранов сражений собраться в одной компании в единый день, который бы не был привязан к конкретному историческому событию или роду войск. Так неизвестным инициатором в качестве датирования празднества было выбрано 1 июля. Такое решение подкреплялось рядом действенных аргументов:

    • В период существование СССР день ветеранов негласно отмечали 15 февраля совместно с датой памяти павших воинов-интернационалистов. Новое датирование приходилось на теплое время года и достаточно легко запоминалось, помимо этого активисты посчитали нужным выделить торжество как самостоятельное.
    • Предложенный день празднования свободен от привязки к конкретным боевым действиям локального характера, потому обобщает воинов, участвовавших в разноплановых операциях. В дополнение к этому своим праздник могут считать как военные, так и гражданские лица.

    В соответствии с указанными доводами в 2009 году более 3000 граждан направили электронные прошения в адрес президента об удовлетворении просьбы о переносе датирования. Однако действующее Управление делами президента дало категоричный отказ, ссылаясь на уже существующий день интернационалистов и не посчитав аргументы достаточными для рассмотрения. Спустя год представители общественности повторно отправили документ Верховному главнокомандующему, но вторая попытка оказалось такой же тщетной.

    Несмотря на неудачу неравнодушные бойцы и их родные продолжают неофициально справлять важное для них торжество. Изначально день ветеранов боевых действий отмечался только в Москве, самом сердце нашей страны, но с каждым годом его масштабы все увеличиваются. Ветераны столицы по обычаю собираются в одном и том же месте — на Поклонной горе, после чего вместе направляются на возложение букетов и венков к памятникам и монументам в честь павших в боевых конфликтах солдат. В других городах бойцы самостоятельно оговаривают место сбора, а затем так же отправляются возлагать цветы на мемориальные комплексы.

    Придать огласку событию и торжественным мероприятиям помогают средства массовой информации. Региональные и федеральные телеканалы добавляют в сеть вещания сюжеты о доблести воинов и значимости их подвигов, напоминают о наиболее крупных исторических событиях, транслируют интервью с организаторами тематических встреч. Такая деятельность дает свои плоды, прививая подрастающему поколению патриотизм и гордость за свою Родину.

    • Добрые Пчёлы и Пролей-Каша: самые странные названия деревень в России
    • Кедровый купол над Россией
    • Колокола России и Америки
    • Ясен Засурский: «Журналист должен быть любопытным»
    • Русские кремли в греческом объективе

    Дата приурочена к завершению вывода советских войск из Афганистана в 1989 году. В ходе боевых действий на территории этой страны в период с 1979 по 1989 год погибли около 15 тыс. советских военнослужащих. До 2011 года 15 февраля отмечался как День памяти воинов-интернационалистов, но официального статуса он не имел.

    Новая дата учреждена как единый день памяти обо всех гражданах России, проявивших самоотверженность и преданность Родине при участии в боевых действиях за рубежом.

    По данным Минобороны, после окончания Второй мировой войны 1,5 млн советских и российских граждан приняли участие в более чем 30 войнах и вооруженных конфликтах за пределами страны в нескольких десятках государств Азии, Африки и Латинской Америки — Афганистане, Анголе, Эфиопии, Вьетнаме, Корее, Мозамбике, Никарагуа, на Кубе, в республиках бывшего СССР, Югославии и др. При исполнении служебного долга за рубежом погибли около 25 тыс. советских и российских граждан.

    По данным официальных публикаций Минобороны и представителей российских региональных властей, во время военной операции в Сирии, начавшейся 30 сентября 2015 года, в результате боевых действий погибли 44 российских военнослужащих (единого списка военное ведомство не публикует).

    Пятеро из них посмертно удостоены звания Героя Российской Федерации (подполковник Олег Пешков, старший лейтенант Александр Прохоренко, капитан Марат Ахметшин, полковник Ряфагать Хабибуллин, майор Рмоан Филипов). Самый высокопоставленный российский военный, погибший в Сирии, — генерал-лейтенант Валерий Асапов, старший группы российских военных советников, который в сентябре 2017 года получил смертельное ранение при попадании минометной мины в командный пункт.

    15 февраля служащие Вооруженных сил РФ принимают участие в церемониях возложения венков к памятникам воинов, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Во многих российских городах проходят торжественные мероприятия, митинги и акции с участием ветеранов боевых действий, представителями власти, общественности и учреждений военно-патриотического воспитания молодежи. 15 февраля 2017 года впервые состоялась всероссийская акция «Бессмертный батальон», в которой приняли участие ветераны Афганистана и других локальных войн и конфликтов. В Москве участники акции прошли с портретами погибших боевых товарищей по Поклонной горе.

    День ветеранов боевых действий – это праздник и день памяти всех, кто воевал

    25 июня 14:44 5683

    15 февраля — Вывод Советских войск из Афганистана (День воина-интернационалиста)

    Скачать PNG файл

    Марксистская народно-демократическая партия Афганистана (НДПА) пришла к власти после Саурской революции, которая положила конец монархии в Афганистане только для того, чтобы создать новую проблему. Реформы, которые приобрело это правительство, проводились по принципу коммунизма, который не был хорошо воспринят народом. С тех пор как списание долгов фермеров и отмена землевладения помогли бы фермерам, но более влиятельные помещики и лидеры племен возмущались ими. Также эти изменения повлияли на традиции ислама. Это вызвало инакомыслие среди народа, и против правительства было создано сопротивление, известное как сопротивление моджахедов.

    ***

    Вывод войск из Афганистана
    Стал нам памятной датой,
    Низко головы склоняем
    Перед каждым мы солдатом.

    Честь и слава вам, герои,
    Вечная память погибшим,
    Эхо той войны
    В этот день сердцами слышим.

    Всем, кто живет на земле
    Пожелать хочу я мира,
    Чтобы Черные Тюльпаны
    В нашем небе не кружили.

    ***

    Мы не забудем тех, кто воевал в Афганистане,
    Их подвиги навечно останутся в сердцах,
    Почтим их память принесенными цветами,
    Украшены памятники будут в венках.

    И водкой горькою помянем,
    И вспомним историю и имена.
    Слезу взмахнем мы без лукавства,
    И наступит минутная тишина.

    ***

    Прими благодарность, войны ветеран.
    Войны охватила Афганистан,
    Войны, непрошеной в гости пришла.
    Войны, что по жизни, по сердцу прошла!

    Свой воинский долг ты выполнил, солдат,
    И вместе со всеми, ты очень был рад
    Дню вывода войск, возвращению домой.
    Ты в той мясорубке остался живой!

    С Днем вывода войск мы тебя поздравляем,
    Здоровья и счастья все дружно желаем.
    Пусть будут в судьбе твоей мир и покой,
    И чистое небо только над головой!

    ***

    День вывода войск из Афганистана,
    Мы помним и чтим всех тех, кто погиб.
    Сегодня конечно живых поздравляем,
    Здоровья большого, терпения и сил.
    Вы Все герои… вас помнит земля,
    Подвигом вашим гордится страна.

    ***

    С днем вывода войск из Афганистана!
    И в прошлом печаль, боевые все раны.
    Но пусть подвиг твой никогда не забудут,
    Пусть будешь примером сегодняшним людям!

    Здоровье пусть никогда не подводит,
    Удача всегда с тобой рядом ходит,
    Пусть светлыми будут всегда твои дни.
    Поклон тебе низкий за заслуги твои!

    ***

    Когда из Афгана войска выводились,
    У многих людей слезы градом катились,
    И нам никогда не забыть этой даты.
    Вы долг свой отдали, спасибо, солдаты!

    Давайте же вспомним мы каждое имя
    Всех тех, кто погиб на далекой чужбине
    И тех, кто обратно домой вернулся,
    И сделаем так, чтобы никто не забылся!

    ***

    Давно отгремели бои,
    Вернулись войска из Афгана,
    А память всю боль хранит
    И ноют старые раны.

    Шрамы на теле и сердце в шрамах,
    И обелисков красные звезды.
    Им умирать было так еще рано,
    А что-то исправить уже слишком поздно.

    Налейте водки в стакан
    И хлеба кусок положите,
    Ребят, забрал Афган
    Сегодня все помяните.

    ***

    Сегодня значимая дата-день вывода войск из Афганистана! Поздравляю всех, кто вернулся, кто честью и силой, трудом и отвагой стоял за идею, выполнял команды и действовал по приказу. Будьте здоровы, оставьте все ужасы прошлого позади. Радуйтесь жизни, полноценно реализуйте ее и творите свое будущее светлым, полным радости и благополучия!

    ***

    Сегодня поздравляем ветеранов,
    Защитников моей родной России.
    Скорбим о павших сильно, неустанно,
    Пусть дарят небеса здоровья сильным!

    Цветы возложим на могилы воинов,
    Нальем и выпьем, глядя вниз, до дна.
    Пусть больше звуки выстрелов не воют,
    Нам мир, свобода навсегда нужна!

    ***

    Эй, афганец, путь твой был труден,
    Дни и ночи на чужом краю,
    И сегодня — День Рождения новый,
    Ты вернулся, дай тебе налью.

    Помнишь пули, летевшие метко,
    И волнением наполнены сны?
    Все, отбой, и спи спокойно, крепко,
    В окружении любящей родни.

    Выпей, брат, свободы день отметим
    И конец тем страшным, серым дням,
    И, давай, в календаре пометим
    Красным в середине февраля!

    15 февраля, День памяти воинов-интернационалистов

    В стране начались массовые репрессии, а исламисты продолжили наступление.

    Москве не нравились действия Амина. Кроме того, стало известно о его связи с ЦРУ. Было решено свергнуть неугодного премьера, а на его место поставить Бабрака Кармаля.

    Воинский контингент из Советского Союза был введен в Афганистан в декабре 1979 года после неоднократных просьб афганского правительства о помощи в борьбе с оппозиционными группировками (моджахедами), которые выступали против демократического строя.

    Поводом для операции стали просьбы самого Амина о военной помощи. С сентября по декабрь он обращался к Москве семь раз. В результате 12 декабря 1979 года было принято постановление ЦК КПСС о вводе советских войск в Афганистан. Формально причиной стали неоднократные просьбы руководства Афганистана, а фактически эти действия должны были предотвратить угрозы иностранного военного вмешательства в дела Афганистана.

    Штурм дворца Амина произошел 27 декабря 1979 года. Уникальная операция спецподразделений КГБ и ГРУ длилась 43 минуты. Амин был убит.

    «Мама, я живой!»: как советские солдаты уходили из Афганистана — 20 исторических фото

    Пятнадцатого мая 1988 года Советский союз начал выводить из страны свой военный контингент. Операция, согласно принятым тогда международным соглашениям, должна была завершиться в девятимесячный срок — до 15 февраля 1989 года. С того момента прошел уже 31 год, но праздник до сих пор не получил статус официального, поскольку советские власти неохотно вспоминали о той войне. Но все россияне и граждане СНГ с уважением и почетом сегодня относятся к ветеранам Афганистана. В России и других странах бывшего СССР памяти погибшим в Афганской войне созданы мемориальные комплексы. 15 февраля инициативные ветераны в больших и малых городах организуют митинги.

    Вывод советских войск из Афганистана: что вспоминают воины-интернационалисты

    В Афганской войне советская армия потеряла свыше 15 тысяч человек, более 53 тысяч человек получили различные ранения. С 1979 по 1989 год из Казахстана в Афганистан было направлено 21 239 человек (погибли – 947 человек, получили ранения – 1 770 человек).

    Точных данных о количестве погибших в этой войне афганцах не существует до сих пор. По некоторым оценкам экспертов, они составили от одного до двух миллионов человек.

    Почти за десять лет войны в Афганистане советские войска провели против моджахедов 420 операций, 200 боевых рейдов. 70 процентов территории Афганистана полностью контролировалось Советским контингентом в 1985 году

    Афганская война: потери среди казахстанских воинов-интернационалистов

    Казахстанцы участвовали в афганском военном конфликте в составе советского военного контингента. Число военнослужащих из Казахстана, направленных для выполнения интернационального долга в Афганистан в период с 1979 по 1989 годы, составило 21 239 человек. В период времени с 1979 по 1989 годы погибли 947 человек, получили ранения – 1 770.

    В данный момент в Казахстане проживают более 15 тысяч воинов-интернационалистов.

    Сериал «Афган.Online» – попытка понять, что было на самом деле

    Отметим, что Союз ветеранов совместно с комитетом по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств СНГ продолжает поиск тех, кто был представлен к наградам СССР за выполнение интернационального долга в Афганистане, но не получил их вовремя в силу различных обстоятельств.

    На сегодня свыше 160 медалей и орденов нашли своих героев в Казахстане, и поисковая работа будет продолжена.

    Ассоциация организаций ветеранов войны в Афганистане «Ветераны Казахстана» при поддержке министерства обороны реализует ряд проектов, направленных на развитие военно-патриотического воспитания молодежи.

    Ветераны войны в Афганистане принимают активное участие в проведении «Уроков мужества», торжественных проводах призывников, митингах памяти, круглых столах. Проводят патриотические акции, конференции и дни открытых дверей.

    Дети, которые видели войну: пронзительные фото из Афганистана

    За военное десятилетие советские специалисты построили сотни объектов промышленности, энергетики, транспорта, включая три автозавода по производству «КамАЗов», восемь нефтебаз и газопровод, автодороги из города Кушка в Кабул протяженностью 679 километров, Пули-Шибернаг и Доши-Ширха – 329 и 216 километров соответственно, дорогу Саланг с туннелем, проложенным московскими метростроевцами на высоте более 3 километров.

    Советские геологи разработали для афганского правительства карту полезных ископаемых с разведанными полутора тысячами месторождений. Благодаря этой огромной помощи после выхода советских войск Демократическая Республика Афганистан продержалась еще три года.

    Кто мечтал о «Вьетнаме для СССР», или От оружия для моджахедов до Усамы бен Ладена

    ВОЕННЫЕ ПЕНСИОНЕРЫ ЗА РОССИЮ И ЕЁ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

    Численность и национальный состав населения. Согласно первой всеобщей переписи 1979, население Афганистана составляло 15 540 тыс. человек, включая 2500 тыс. кочевников. В 1980-х годах темпы естественного роста населения оценивались в 2,2% ежегодно, при рождаемости 4,9% и смертности 2,7%. По оценке 1998, в стране насчитывается 24 792 тыс. жителей.

    Афганистан – многонациональная страна. Пуштунские племена, исповедующие ортодоксальный ислам суннитского направления, составляют 55% населения страны. Они расселены преимущественно в юго-восточных и южных районах, примыкающих к границе с Пакистаном. В основании Афганистана как самостоятельного государства в 1747 большую роль сыграл Ахмад Шах Дуррани, выходец из могущественного пуштунского племени дуррани. В этой связи недавний захват Кабула талибами и их приход к власти рассматривается ими как исторический реванш, поскольку среди талибов преобладают дуррани. Казненный талибами президент Наджибулла принадлежал к другому пуштунскому племени – ахмадзаи.

    Все пуштуны говорят на языке пушту, близком к персидскому (фарси). Среди пуштунских племен есть оседлые и кочевые. И те и другие отличаются воинственностью, многие споры до сих пор решаются на основе традиционного кодекса чести – Пуштунвали. В основу его положена защита личного достоинства вплоть до кровной мести.

    На втором месте по численности (19% населения) стоят таджики, обитающие в северных и северо-восточных районах страны, за Гиндукушем. Будучи народом иранского происхождения, они пользуются языком, очень сходным с персидским. Среди таджиков преобладают мусульмане-сунниты, но имеется немало исламских сектантов – исмаилитов. Основными занятиями таджиков являются земледелие и торговля. Многие из них, получив образование, стали чиновниками и государственными деятелями. Президент Афганистана Буркануддин Рабани и командующий правительственными войсками Ахмад Шах Масуд (которого прозвали «пандзишерским львом») – таджики.

    На северо-западе Афганистана проживают туркмены (3% населения), а на севере – узбеки (9% населения). И те и другие тоже относятся к мусульманам-суннитам. Основные занятия – земледелие и скотоводство, туркмены славятся как искусные ковроделы. Лидер узбеков Рамид Дустум возглавляет Национальное движение Афганистана, противодействующее талибам.

    Хазарейцы, народ монгольского происхождения, исповедующий ислам шиитского толка, составляет 9–10% населения Афганистана. Они сконцентрированы в центральной части страны. Среди них преобладают земледельцы и овцеводы, в городах они образуют большую прослойку наемных рабочих. Их основной политической организацией является Партия исламского единства Афганистана (Хезби-Вахдат).

    В западных районах страны проживают персидские народности, исповедующие шиитский ислам. Другие народности (нуристанцы, ваханцы, киргизы, чараймаки, брагуи, казахи, пашак и др.) немногочисленны. Нуристанцы, включающие народы кати, паруни, вайгали и ашкуни, до обращения в ислам в 1895–1896 назывались кафирами («неверными»), ведут весьма замкнутый образ жизни в высоких горах к северу от долины р.Кабул. Несколько тысяч ваханцев сконцентрированы в пределах узкого Ваханского коридора, а киргизы – в северо-восточном углу страны на Памирском нагорье. Чараймаки (аймаки), народ смешанного этнического происхождения, живут в горах на западе Афганистана, их численность до сих пор не известна. Белуджи и брагуи населяют некоторые местности на юго-западе страны.

    До начала военных действий 1980-х годов примерно 76% населения Афганистана занимались в основном земледелием в оседлых условиях, а 9% были скотоводами и вели кочевой или полукочевой образ жизни.

    Языки. Государственными языками Афганистана признаны пушту и дари (или фарси-дари, афганский диалект персидского языка). Дари служит межнациональным языком общения почти повсеместно, кроме провинции Кандагар и восточных районов провинции Газни, где доминирует пушту. Узбеки, туркмены и киргизы относятся к тюркоязычным народам. Хазарейцы пользуются одним из архаичных диалектов персидского языка, с которым связаны также белуджский и таджикский языки. Нуристанцы говорят на языках, представляющих обособленную древнюю ветвь, выделившуюся из иранской и индийской языковых групп. Брагуи говорят на языке дравидской группы, сходном с языками народов Южной Индии.

    Города. В середине 1980-х годов в столице и центрах провинций было сосредоточено ок. 20% населения страны. Беженцы из деревень пополнили население ряда крупных городов, в первую очередь Кабула и Джелалабада. Однако военные действия в 1990-х годах, вспыхнувшие в непосредственной близости от некоторых больших городов, вызвали отток населения, прежде всего из Кабула и Мазари-Шарифа. В результате тяжелых боев 1992 численность населения столицы и ее окрестностей сократилась и, по оценке 1996, составляет всего 647,5 тыс. человек против 2 млн. на начало 1990-х годов. В других ведущих городах население составляет (тыс. человек): Кандагар ок. 225,5, Герат ок. 177,3, Мазари-Шариф 130,6, Джелалабад 58,0 и Кундуз 57,0.

    Афганистан как государственное образование – это сообщество племен, над которым за последние 100 лет были выстроены общенациональные политические институты. Афганские правители пользовались международным авторитетом и располагали армией, позволявшей им контролировать клановые структуры, учитывая соперничество Российской и Британской империй и их преемников в этом районе.

    До начала 1960-х годов король и его родственники занимали доминирующее положение в стране. Нo монарху приходилось считаться с вождями племен, религиозными лидерами и армией, которая строилась на племенной основе вплоть до 1956, когда началась ее модернизация с помощью СССР. В период после Второй мировой войны король испытывал давление со стороны малочисленной, но расширявшейся группы городской интеллигенции, которая требовала либерализации режима. В 1963 премьер-министром впервые было назначено лицо, не принадлежавшее к королевской семье. Принятая в 1964 конституция обеспечила разделение власти между правительством и всенародно избранным законодательным органом

    В июле 1973 небольшая группа офицеров во главе с генералом Мухаммадом Даудом, двоюродным братом короля и бывшим премьер-министром, отстранила монарха от власти и провозгласила Афганистан республикой. Дауд правил единолично, подавляя и правую, и левую оппозицию. В апреле 1978, после ареста руководителей крайней левой Народно-демократической партии Афганистана (НДПА), размещенные в Кабуле воинские подразделения свергли диктатора, освободили деятелей НДПА и поставили их у власти.

    Лидер НДПА Hyp Мухаммад Тараки занял посты председателя Революционного совета и премьер-министра нового правительства, приступившего к осуществлению радикальных реформ. Первоочередное значение среди них имели аграрные преобразования, направленные на ликвидацию помещичьего землевладения, и далеко идущая кампания по борьбе с неграмотностью. Проведение этих мероприятий вызвало армейские мятежи почти во всех провинциях и вызвало поток беженцев в Пакистан. В сентябре 1979 Тараки был насильственно смещен Хафизуллой Амином, который был настроен еще более революционно и не был склонен к политическим компромиссам. Антиправительственные выступления в стране усилились, и попытки советского руководства, помогавшего новому режиму, склонить кабульские власти к менее радикальной политике оказались безуспешными. В декабре 1979 СССР ввел в Афганистан контингент советских войск. Амина сменил Бабрак Кармаль, старавшийся достичь согласия с противниками и расширить социальную базу своей администрации. Проявлением этого курса был, в частности, начавшийся в 1981 отход от проведения аграрной реформы. Однако примирения добиться не удалось, и Кармаль оказался полностью зависимым от советской военной, технической и финансовой помощи. Группировки повстанцев пользовались поддержкой США и ряда других государств.

    Военные действия развернулись по всему Афганистану в 1980-х годах. Контингенту советских войск численностью ок. 130 тыс. военнослужащих и 50 тыс. солдатам афганской армии противостояли примерно 130 тыс. повстанцев, получивших название «моджахедов» («бойцов за веру»).

    В 1986 Наджибулла Ахмадзаи в результате путча занял место Кармаля и пошел на переговоры с мятежниками о прекращении огня. Однако эти инициативы были отвергнуты. В апреле 1988 СССР и США пришли к соглашению о невмешательстве в дела Афганистана, что создало условия для вывода советских войск в период с мая 1988 по февраль 1989.

    После распада СССР в декабре 1991 правительство Наджибуллы пало (апрель 1992). Лидерам повстанческих группировок удалось сформировать в 1992 временное правительство, сначала под руководством Сибгатуллы Моджадиди, а затем Бурхануддина Раббани. Вскоре победители втянулись в междоусобные вооруженные столкновения.

    В 1994 группа религиозных студентов и моджахедов, которые стали известны как «талибы», овладели Кандагаром, а в сентябре 1996 Кабулом. В 1999 талибы контролировали все крупные города страны и 75–90% ее территории.

    Центральные органы власти. Талибы управляют Афганистаном, основываясь на мусульманских правовых нормах – законах шариата. Страна была объявлена в октябре 1997 эмиратом, во главе которого стоит эмир Мулла Омар. При нем действует консультативный совет из 40 человек, известный под названием Верховная шура. Функционируют также ок. 20 министерств. При Министерстве юстиции создано Управление поощрения благочестия и противодействия порокам, которое призвано осуществлять жесткий социальный курс талибов. В частности, женщинам запрещается учиться и работать вне дома, они должны на людях носить чадру. Мужчины обязаны отращивать бороду. Конституция 1987 отменена, право в стране базируется на законах шариата и указах Муллы Омара.

    Те районы страны, которые не захвачены талибами, управляются разными группировками, которые, по крайней мере номинально, остаются верными правительству Бурхануддина Раббани, признанному большинством государств и международных организаций в качестве законной власти Афганистана.

    Страна считалась революционной республикой с апреля 1978 по апрель 1992. Согласно конституции 1987, высшим законодательным органом провозглашалось двухпалатное Национальное собрание, состоявшее из палаты представителей и Сената, члены которого частично избирались, а частично назначались президентом. Парламентарии, вместе с высокопоставленными должностными лицами и лидерами разных общин и слоев населения, формируют Большую Джиргу, которая имела право определять, кто станет президентом Афганистана на семилетний срок, и вносить изменения в конституцию. Исполнительную власт�� осуществлял президент с помощью кабинета министров.

    Социальная структура. До 1973 члены королевского клана (пуштуны племени дуррани) традиционно занимали верхнюю ступень социальной иерархической лестницы. Главную линию образовали прежде всего потомки Дуста Мухаммада и его единокровного брата и соперника Султана Мухаммада, господствовавшие на политической арене с 1826. Следующий по значению слой составляли высокопоставленные чиновники, близкие режиму, религиозные лидеры, вожди влиятельных племен, высшие офицеры, богатые купцы. Эту аморфную группу подпирала социальная среда с растущим весом в обществе: молодые администраторы, получившие образование за границей и сумевшие благодаря знаниям и личным заслугам претендовать на места в кабинете министров. Ниже стояли лавочники, врачи, мелкие торговцы, деревенские священнослужители (муллы), провинциальные чиновники и другие должностные лица на местах. У подножия пирамиды находились рядовые крестьяне и кочевники-скотоводы.

    В 1980–1990-х годах, в условиях затяжной гражданской войны, общественное положение отдельных лиц и групп стало прямо или косвенно зависеть от их отношений с вооруженными отрядами. Солдаты, чиновники, племенные вожди, муллы – все те, кто поддержал Апрельскую революцию 1978, получили доступ к советскому оружию и деньгам. Их противники, выступавшие против революционного переворота, могли рассчитывать (независимо от того, остались ли они в самом Афганистане или укрылись в лагерях беженцев в Пакистане) на военную и финансовую помощь США и Саудовской Аравии, поступавшую различным повстанческим формированиям. С падением правительства Наджибуллы в 1992 борьба между этими группировками не прекратилась, и они продолжают получать помощь из-за границы.

    Влияние религии. Ислам остается мощной силой в Афганистане, где почти все население придерживается мусульманской веры. Примерно 84% жителей – сунниты ханифитского толка. Однако среди хазарейцев много шиитов, имеется также община исмаилитов. На территории страны действует ряд крупных суфийских орденов, – Чиштийя, Накшбандийя и Кадырийя.

    Положение женщин. В прошлом женщины в Афганистане не участвовали в общественной жизни. Попытки изменить ситуацию «сверху», предпринимавшиеся перед Второй мировой войной, встречали сильное сопротивление. В 1959 правительство призвало к добровольному отказу от ношения чадры в городах. Энергичные усилия марксистского руководства следовать далее путем эмансипации стали одной из причин массовых волнений в консервативных кругах населения.

    В районах, где талибы одержали верх, установлен жесткий контроль за исполнением женщинами традиционных норм поведения. В Афганистане закрылись школы для девочек, а женщин заставляют отказываться от работы вне дома и обязывают выходить на улицу в чадре. «Женский вопрос» создает серьезное препятствие при попытках талибов добиться официального признания со стороны государств Запада.

    Социальное обеспечение. После Второй мировой войны заметные позитивные сдвиги произошли в медицинском обслуживании населения. Во многих городах были построены больницы и клиники, и упор был перенесен с превентивной медицины – кампаний по борьбе с малярией, оспой и тифом – на лечебную. Однако система здравоохранения рухнула из-за боевых действий, и современный Афганистан имеет один из самых высоких в мире показателей детской смертности (15,6 на 1000 жителей), крайне низкой остается средняя продолжительность жизни (45 лет).

    Жилища. Население Афганистана живет преимущественно большими семьями в деревнях. Преобладают прямоугольные в плане дома с плоскими крышами, построенные из сырцового кирпича и обмазанные глиной. Усадьба обносится стеной. В высоких горах возводят также строения из камня, а в главных городах появились здания современного типа. Кочевники возят с собой палатки и юрты.

    Питание населения. К общеупотребительным блюдам относятся плов с мясом или овощами, жареное мясо (кебаб), мучные изделия (ашак, или манты) и выпекаемые в традиционных печах-тандурах пресные лепешки. В значительных количествах в рационе присутствуют овощи – помидоры, картофель, горох, морковь и огурцы, тем более что основная масса жителей не может позволить себе регулярно потреблять мясо. Зеленый или черный чай, кисломолочные продукты, свежие и сушеные фрукты и орехи дополняют повседневную диету.

    Одежда. Главные элементы костюма почти у всех этнических общин Афганистана – длинная, до колен рубаха и плотно подпоясанные кушаком широкие шаровары (камис). Поверх мужчины надевают куртку или прикрывающий шаровары халат. Характер головного убора, например чалмы, нередко отражает принадлежность мужчин к определенной национальной группе и географическому району. Многие отпускают бороду, особенно с тех пор, как талибы запретили бриться.

    Семейные обычаи. Большая семья является основой жизни, и родственные отношения создают фон для проявления социальной, экономической и политической деятельности. Браки, часто заключаемые между двоюродными братьями и сестрами, обычно организуют старшие в своих семьях женщины. Комплекс процедур при сватовстве и помолвке предусматривает договоренность о калыме, приданом и устройстве свадебного пиршества. Разводы случаются редко.

    Народное образование. Наиболее примечательной особенностью культурной жизни Афганистана в 20 в. стало расширение сети учебных заведений. Прежде они сводились к традиционным деревенским школам (мактабам), где местные муллы вели преподавание в соответствии со сложившимися канонами ислама. Современные начальные и средние школы, базирующиеся на западных образцах, особенно быстро возникали в 1970-х годах. Тогда же заметно упрочился Кабульский университет, основанный в 1932. Долгие годы войны разрушили налаженную систему просвещения в Афганистане. В 1990 грамотными числились 44% мужчин и 14% женщин.

    Литература и искусство. В феврале 1979 была основана Академия наук Афганистана (AHA), созданная по модели Академии наук СССР. Она включала Афганскую академию языка и литературы «Пашто толына», Историческое общество и связанные с ними научно-исследовательские учреждения. Большинство публикаций 1978–1992 годов носили пропагандистский характер, выступая в защиту правившего режима. Крупные прозаические произведения редко встречаются в афганской художественной литературе, но поэзия достигла высокого уровня развития. Главные книгохранилища страны – Публичная библиотека Кабула и библиотека Кабульского университета.

    Национальный музей в столице обладает богатым собранием археологических и этнографических экспонатов – от палеолита до мусульманской эпохи. Особенно ценными были материалы первобытного, древнегреческого и буддийского периодов. Однако в 1993 музей попал в зону боев, и в последующие два года свыше 90% коллекций были разграблены.

    Народная музыка сопровождает пение и танцы и выступает также как самостоятельный вид искусства. Популярны струнные (домбра), духовые (флейта и сурна) и ударные (барабан) инструменты.

    Пресса и массовая культура. Главный печатный орган движения Талибан – «Шариат» («Путь к Аллаху»). Оппозиционные организации, включая эмигрантские, имеют свои издания на местах.

    В годы правления НДПА выходило несколько подконтрольных властям ежедневных газет общим тиражом ок. 95 тыс. экземпляров. Среди них ведущими были печатавшийся на дари «Голос саурской [Апрельской 1978] революции», «Анис» («Собеседник») и «Хивад» («Отечество») – обе на дари и пушту, а также «Кабул нью таймс» на английском языке. Публиковались также, под надзором административных ведомств, еженедельник для женщин «Жвандун» и ряд провинциальных газет, преимущественно еженедельных. Министерства, факультеты Кабульского университета и такие учреждения, как банки, выпускали раз в месяц или в квартал свою периодику. В 1979 все издательства были национализированы.

    Официальное радио талибов «Голос шариата» передает новости, религиозные программы и ведет образовательные передачи на местных языках. Громкоговорители в крупных городах доносят информацию до широких слоев населения. Телевизионная станция, строившаяся в Кабуле с помощью японцев, была сдана в эксплуатацию в 1978 и занималась преимущественно вещанием пропагандистского и религиозного характера.

    Карательные акции движения Талибан негативно отражаются на массовой культуре. Популярная музыка подпала под запрет, множество аудиокассет было уничтожено, равно как и разного рода видеотехника. Музыку изгнали также со свадебных и праздничных мероприятий, а в 1996 были закрыты кинотеатры.

    Спорт и праздники. Талибы первоначально запретили спортивные состязания, но потом ослабили ограничения. Афганцы увлекаются футболом, хоккеем на траве, волейболом и особенно пахлавани, проводимым по местным правилам видом классической борьбы. Бузкаши, практикуемая прежде всего на севере, – игра, в которой команды всадников сражаются, чтобы занести тушу теленка за условную линию. В районах к югу от Кабула распространен местный вариант конноспортивного соревнования. Азартные игры практикуют все группы населения, и почти каждый афганец знаком с шахматами. Среди подростков популярны бои воздушных змеев.

    Национальные праздники – День победы мусульманского народа (28 апреля), День поминовения мучеников (4 мая) и День независимости (19 августа). Исламские празднества многочисленны. Среди них – Рамадан (месяц поста) и Ид-уль-фитр, связанный с окончанием Рамадана. Навруз (21 марта – Новый год и первый день весны), согласно обычаю, отмечается всеобщим шумным весельем.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *