Неисправности рабочей тормозной системы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Неисправности рабочей тормозной системы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Неисправность любого из компонентов АБС приводит к отключению всей системы и загоранию символа неисправности системы в комбинации приборов. Автомобиль сохранит способность тормозить, причем интенсивность торможения в большинстве случаев не пострадает. Но важно то, что на скользком покрытии колёса будут блокироваться, а это риск потери курсовой устойчивости!

Бывает, что при торможении машину сильно трясет — такая неприятность обычно случается с бывалыми автомобилями. Виноватыми могут оказаться биения колесной ступицы и тормозных дисков, люфты колесных подшипников, овальность тормозного барабана, подклинивание суппортов или рабочих цилиндров. Другие возможные причины: накладка тормозной колодки отслоилась от основания, ослабла или сломана стяжная пружина барабанных тормозов.

Понятно, что сам по себе износ в глаза не бросается. Однако же ему сопутствуют снижение эффективности торможения, высокое усилие на педали, а также загорание индикатора неисправности тормозов.

Причиной износа может быть как банальная старость автомобиля, так и стиль езды владельца, пользующегося педалями в режиме «вкл/выкл» — без промежуточных положений. Само собой, к повышенному износу способно привести заклинивание цилиндров и суппортов.

12 проблем с тормозами: простая диагностика своими силами

После того, как автомобиль и его тормозная система были полностью продиагностированы, а все детали тщательно осмотрены, приходит время подведения итогов. Здесь вам озвучивается конкретный список неисправностей и деталей, которые необходимо заменить.

Как правило, полный ремонт тормозной системы производится раз в 30-40 тысяч километров. Однако стоит учитывать тот факт, что все зависит от вашего стиля вождения. Если вы редко прибегаете к экстренному торможению, и умеете правильно пользоваться педалью тормоза, то вряд ли вам придется столкнуться с такой проблемой, как диагностика тормозной системы автомобиля.

Тормозная система предназначается для безопасного снижения движения и для полной остановки авто. Торможение возникает после создания сопротивления, которое происходит от тормозных сил в контакте с колесами и дорожным полотном. Торможение колес возникает с помощью фрикционного устройства. В экстренных ситуациях требуется большая сила торможения, именно этой особенностью должна обладать ТС.

Если при торможении водителю приходится прилагать усилия, то это тревожный сигнал. Возможно, произошел отказ вакуумного усилителя, либо возникло повреждение и ослабление крепления шлангов. Все эти неисправности решаются путем замены деталей на новые.

Эксперты утверждают, что подобная ситуация также возникает при засорении компенсационного отверстия. Цилиндр требует очищения и замены внутренних элементов.

Низкий жидкостный уровень — это следствие сильного износа колодок. Чаще всего он связан с утечкой. Водитель должен внимательно осмотреть цилиндры, шланги, суппорты и трубки на присутствие подтеков. Сломанные элементы следует заменить.

Если во время проверки водитель выявил очень сильную протечку, то ему не стоит эксплуатировать авто до момента выяснения причины и ее устранения. Дело в том, что в процессе эксплуатации потеря может еще увеличиться, вызывая отказ в экстренном торможении. Опасности будут подвергнуты все участники движения.

Характер, признаки и причины повреждений предопределяются особенностями конструкции рабочей, дополнительной и аварийной тормозной системы. Что касается основных тормозов. Сейчас на преобладающем числе легковых машин ставится фрикционная тормозная система, ее принцип базируется на задействовании силы трения. Лишь на электромобилях применяется так называемое рекуперативное торможение.

Фрикционная рабочая тормозная система состоит из нескольких базовых узлов:

  • тормозные механизмы на каждом из четырех колес, они ставятся двух типов, либо барабанные, либо дисковые, зачастую совмещаются, есть и другие решения, например, ленточные, но применяются крайне редко, можно сказать не используются;
  • тормозной привод, он задействует тормозной механизм, отличается по принципу действия, на данный момент наиболее часто используется гидравлический и механический, но бывает электрическим, пневматическим, смешанным;
  • усилитель тормозов, отвечает за наиболее эффективное и легкое торможение в системах с гидроприводом, по принципу работы усилители делятся на вакуумные (речь идет и о гидровакуумных), пневмо-, электро-, гидроусилители.

Сейчас к этим узлам добавилось электронное управление и целый ряд систем, например, антиблокировочная (ABS), распределения тормозных усилий (EBD) и иные. Их работа базируется на применении датчиков, управляющих устройств, а в качестве исполнительных ставятся тормозные механизмы. Все указанные элементы могут повреждаться и выходить из строя.

Как видите, конструкционных решений существует масса. Поэтому поговорим о неисправностях наиболее распространенной схемы рабочей тормозной системы. А именно речь пойдет о конструкции с тормозными механизмами дискового и барабанного типа, гидроприводом и вакуумным (гидровакуумным) усилителем. Другие схемы сейчас встречаются гораздо реже.

Относительно стояночной, вспомогательной тормозной системы, то рассмотрим поломки схемы с механическим приводом и кратко с электромеханическим (EPD). Аварийную тормозную систему рассматривать не будем, так как ее поломки относятся больше к неисправностям узлов прочих систем легковой машины.

Итак, в фрикционной тормозной системе вне зависимости от особенностей конструкции тормозного механизма (имеются в виду барабанные и дисковые) устанавливается такая деталь как тормозные колодки. Кроме этого в дисковых механизмах задействуются диски и суппорты, а в барабанных – тормозные барабаны.


Любая тормозная колодка имеет фрикционную накладку, она взаимодействует либо с диском, либо с барабаном. В ходе работы возникает сила трения и накладка изнашивается. Это естественный процесс, с ним ничего не сделаешь. Ранее менялись только фрикционные накладки по мере износа, сейчас колодки в сборе. Надо за этим следить.

Второй вид поломок – механические повреждения, в результате на поверхности колодок образуются сколы, трещины, царапины, что снижает общую эффективность торможения.

Еще одна характерная неисправность – загрязнение колодок, особенно если тормоза дисковые, то на поверхность могут попадать пыль, грязь, различные жидкости, в том числе тормозная (из-за нарушения герметичности гидравлического привода, изношенности или повреждения уплотнительных манжет, что характерно и барабанным тормозам). Порой на колодки попадает трансмиссионная, охлаждающая жидкости, моторное масло. То есть, например, происходит замасливание тормозных колодок.

Следующая неисправность – «аквапланирование», временное снижение эффективности работы тормозных колодок в результате их «линьки» (это когда органические компоненты фрикционных накладок выгорают и образуется на поверхности газовая прослойка, формируемая продуктами горения) или попадания воды (например, вскочили в лужу, характерно для дисковых тормозных механизмов).

Тормозные диски – один из основных элементов дисковых механизмов (они ставятся на переднюю ось почти всегда и иногда на заднюю). Этой детали также характерны свои неисправности.

Прежде всего разговор идет о естественном износе. Тот же принцип работы фрикционных тормозов. Тормозные колодки трутся о диски, изнашиваются как с одной стороны фрикционные накладки, так и с другой поверхность дисков. В результате на их поверхности появляются волны, ступеньки, буртики по краям, разнообразные борозды, глубокие продольные канавки. Когда толщина дисков (их ротора) становится меньше предельно допустимой (от 2 до 4 мм), проводится замена, парная. Одновременно заменяются и тормозные колодки.

Вторая характерная неисправность также связана с принципом работы фрикционных тормозов. Когда возникает трение между колодками и дисками, формируется тепловая энергия. Проще – диски и колодки нагреваются, причем очень сильно. В результате влияния повышенных температур происходит температурная деформация диска, искривление, коробление, изменение его геометрии. Снижается эффективность торможения, одновременно возникает «биение» руля. Самая скверная ситуация это когда на сильно разогретые диски попадает вода, формируются резкие колебания температур и металл «ведет».

На некоторых бюджетных автомобилях A, B иногда и C класса на заднем мосту ставятся тормозные барабанные механизмы (порой устанавливаются и на передний мост, но таких машин сейчас единицы).

В ходе эксплуатации этому узлу характерны свои поломки. Укажем на основные из них.

Начнем с тормозных барабанов. Прежде всего речь идет о их естественном износе. Внутренняя (ее еще называют рабочей) поверхность барабана тесно взаимодействует с колодками. В результате воздействия силы трения происходит износ рабочей поверхности и увеличивается ее окружность. Появляются сколы, волны, трещины, буртики на краях, задиры, продольные глубокие канавки, различные борозды, ступеньки и прочие неровности. Возникает так называемый «эллипс». Эффективность выполнения торможения снижается. В результате необходима либо проточка тормозного барабана, либо его замена, желательно парная. Одновременно следует поменять и тормозные колодки.

Сила трения, формирующаяся между поверхностью барабана и колодки, также ведет к возникновению тепловой энергии. То есть барабан греется. Если происходит сильный перегрев рабочей поверхности, то это может привести к температурной деформации барабана, нарушению его геометрии. Он становится, образно выражаясь, «овальным». Случается также коробление поверхности, ее искривление. Следом происходит «осевое биение», возникают вибрации, снижается эффективность использования рабочей тормозной системы.

Стояночная вспомогательная тормозная система тесно взаимосвязана с рабочей и в ходе эксплуатации может нарушаться ее работа, вплоть до полного отказа. Не так критично как в случае с рабочим тормозом, но все же такие поломки следует устранять. Особенности повреждений зависят напрямую от типа устанавливаемого привода и вида тормозного механизма сзади.

Сначала о приводе. В классической схеме он механический. Его компонентам характерен износ и механическая деформация. Речь идет о храповом механизме, системе, состоящей из нескольких тросов, определенной формы рычаге и пружине. Тросы иногда обрываются, а также растягиваются по разным причинам, в том числе из-за износа или неправильного натяжения. Пружина может деформироваться и ослабляться. Так как все детали механические, а привод расположен под днищем автомобиля, то еще одна характерная неисправность – образование коррозии.

Признаки Неисправности
отклонение от прямолинейного движения при торможении
  • повреждение или загрязнение тормозных колодок с одной стороны;
  • деформация, задиры на поверхности тормозного диска;
  • ослабление крепления, деформация суппорта;
  • заедание поршня рабочего цилиндра;
  • утечка тормозной жидкости в рабочем цилиндре;
  • овреждение или засорение шлангов, трубопроводов;
  • неисправности подвески
большой ход педали тормоза
  • подсос воздуха в системе;
  • износ тормозных колодок
скрежетание при торможении
  • предельный износ тормозных колодок;
  • попадание постороннего предмета между колодкой и диском
визг, свист при торможении
  • износ или загрязнение тормозных колодок;
  • задиры на поверхности тормозного диска
снижение усилия на педали при торможении
  • подсос воздуха в системе;
  • повреждение или деформация шлангов, трубопроводов;
  • утечка тормозной жидкости в главном цилиндре
повышение усилия на педали при торможении
  • неисправности вакуумного усилителя тормозов;
  • износ или загрязнение тормозных колодок;
  • заедание поршня рабочего цилиндра
вибрация педали при торможении
  • износ или деформация тормозного диска;
  • ослабление крепления суппорта;
  • износ ступичных подшипников колес
низкий уровень тормозной жидкости в бачке
  • утечка тормозной жидкости в главном или рабочих цилиндрах;
  • повреждение шлангов, трубопроводов;
  • износ тормозных колодок

Исправить что-то в тормозной системе вряд ли получится самостоятельно – это должны сделать работники автосервиса. Но знать, что происходит, с чем могут быть связаны неполадки, всегда полезно. Вы сможете ориентироваться и реагировать на первые признаки неполадок в тормозной системе, чтобы вовремя отправить машину в ремонт и не рисковать собственной жизнью и своих пассажиров. Приводим самые распространенные неполадки, а также признаки, по которым можно определить самому, исправны тормоза или с ними происходит неладное.

Ручник затянут, но автомобиль не желает останавливаться, возможная причина – в замасленных тормозных колодках, или в оболочках заклинило тросы. Поводом для неполадки могло стать сильное загрязнение дисков и барабанов.

Сильная изношенность колодок тоже может привести к такому результату. В случае, когда наоборот, стояночный тормоз удерживает и не хочет отпустить авто, причина может быть в примерзании колодок, или ржавчина накрепко скрепила их и тормозные барабаны. Исправление – очистка деталей, замена сильно изношенных.

При торможении машина уходит вбок – это может означать, что заклинились поршни в цилиндрах какого-то из контуров. Колесо может притормаживать из-за того, что ослаблены болты крепления на колодках, ведущих к поворотному кулаку. Или колодки замаслены, там скопилась тормозная жидкость, наледь, корка солей, просто влага.

Если откажет в работе контур системы, это тоже может оказаться причиной заноса машины. Или, если разбит тормозной диск, вышел из строя ступичный подшипник. Исправление – выравнивание давления в шинах, замена стертых колодок и других изношенных деталей, устранение течи из тормозных механизмов или цилиндров, регулирование давления.

Вы почувствуете запах гари, что и укажет на данную проблему тормозной системы. Педаль начинает двигаться свободно и становится мягкой, а тормозной путь автомобиля увеличивается. По какой причине происходит перегрев тормозов?

Одна из причин – слишком активная эксплуатаци автмомобиля, когда водитель часто стартует и тормозит. К перегреву может привести и то, что вы затянули стояночный тормоз и забыли об этом. Подклинивание цилиндров и суппортов также является возможной причиной перегрева тормозов. Исправление – поменять перегретые диски, которые могут замедлить торможение.

Если вы при движении и торможении слышите различные неприятные звуки – визжащие, свистящие или скрежет и хруст, то налицо какие-то неисправности. Их издает тормозной диск, входящий в соприкосновение с фрикционным материалом. Это происходит, если тормозная колодка сильно изношена, проржавела или отслоилась от основания.

Скопившаяся грязь на колодках, некачественное закрепление в суппорте и перегрев тоже могут стать причиной неестественных звуков. Исправление – очищение или замена тормозных колодок, проточка с возможной заменой тормозных дисков.

Это может происходить, если заклинивает поршень цилиндра из-за разбухания тормозных манжет. Неправильная работа возникает при деформировании тормозной трубки, при загрязнении колодок, если отслоились накладки. Неполадка может возникнуть, когда ослаблена или поломана пружина, стягивающая колодки, пережат стояночный тормоз, возможно, заклинило тормозной трос. Исправление – очищение или замена старых негодных деталей.

Основные неисправности тормозной системы

Чтобы понять, что может случиться с тормозной системой, для начала разберёмся, как она работает. Во всех современных автомобилях этот узел включает в себя тормозные диски или барабаны и колодки, которые механически замедляют транспортное средство. При нажатии на педаль тормоза водитель механически перемещает поршень в главном тормозном цилиндре, затем тормозная жидкость, двигаясь по магистралям, приводит в действие колёсные тормозные цилиндры. Те, в свою очередь, прижимает колодки со специальным фрикционным составом к дискам или барабанам — автомобиль начинает замедляться. Также в систему входит вакуумный усилитель тормозов, позволяющий минимизировать давление на педаль, и расширительный бачок тормозной жидкости. Многие автомобили снабжены электронной системой, предотвращающей блокировку колёс на торможении, известной как АБС.

Самые крутые полицейские автомобили мира.

Современные тормозные системы чрезвычайно надёжны, но вовсе не вечны. Многие их элементы относятся к так называемым расходникам и требуют частой замены. Другие нуждаются в периодической ревизии и обслуживании.

Общее диагностирование тормозных систем в автотранспортных организациях (АТО), организациях автосервиса (ОА) или контроль при прохождении государственного технического осмотра включает:

  • измерительный контроль эффективности торможения транспортного средства (ТС) рабочей и стояночной тормозными системами, а также устойчивости ТС при торможении рабочей тормозной системой;
  • органолептический и, при необходимости, измерительный контроль герметичности пневматического или пневматической части пневмогидравлического тормозного привода и элементов тормозных механизмов колес.

Эффективность торможения ТС измеряют с использованием роликового тормозного стенда для проверки тормозных систем или дорожным методом, если в силу своих размерных или конструктивных характеристик ТС не могут пройти контроль этих показателей на стенде.

Устойчивость ТС при торможении — это способность транспортного средства двигаться при торможении в пределах коридора движения. Устойчивость ТС проверяется как на роликовом тормозном стенде, так и в дорожных условиях.

Нормативные требования к тормозным системам, проверяемые стендовым методом. Нормативные требования зависят от категории транспортных средств (табл. 1).

Транспортные средства согласно «Свободной резолюции конструкции транспортных средств» ЕЭК ООН классифицируются по категориям следующим образом.

Категория L — механические ТС, имеющие менее четырех колес:

  • категория L1 — двухколесное ТС, в котором рабочий объем двигателя в случае ДВС не превышает 50 см3 и максимальная расчетная скорость при любом двигателе не превышает 50 км/ч;
  • категория L2 — трехколесное ТС с любым расположением колес, в котором рабочий объем двигателя в случае ДВС не превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе не превышает 50 км/ч;
  • категория L3 — мотоцикл — двухколесное ТС, в котором рабочий объем двигателя в случае ДВС превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч;
  • категория L4 — мотоцикл с коляской — ТС с тремя колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, в котором рабочий объем двигателя в случае ДВС превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч (мотоциклы с коляской);
  • категория L5 — трицикл — ТС с тремя колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости, в котором рабочий объем двигателя в случае ДВС превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч;
  • категория L6 — легкий квадрицикл — четырехколесное ТС, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов для электрического ТС и максимальная расчетная скорость не превышает 50 км/ч, характеризующееся: при установке ДВС с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или при установке ДВС другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или при установке электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт;
  • категория L7 — квадрицикл — четырехколесное ТС, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг для ТС, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов для электрического ТС и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.

Категория M — механические ТС, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров:

  • категория M1 — ТС, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя не более восьми мест для сидения;
  • категория M2 — ТС, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т;
  • категория M3 — ТС, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т.

Категория N — механические ТС, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов:

  • категория N1 — ТС, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т;
  • категория N2 — ТС, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 3,5 т, но не превышает 12 т;
  • категория N3 — ТС, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 12 т.

Категория O — прицепы (включая полуприцепы):

  • категория O1 — прицепы, максимальная масса которых не превышает 0,75 т;
  • категория O2 — прицепы, максимальная масса которых составляет более 0,75 т, но не превышает 3,5 т;
  • категория O3 — прицепы, максимальная масса которых составляет более 3,5 т, но не превышает 10 т;
  • категория O4 — прицепы, максимальная масса которых превышает 10 т.

Нормативы эффективности торможения, действующие в Республике Беларусь, указаны в табл. 1.

Таблица 1. Нормативы эффективности торможения ТС рабочей и аварийной тормозных систем при проверках на стендах, применяемые в Республике Беларусь (по СТБ 1641–2006)

Транспортное средство Усилие на органе управления, Н (не более) Удельная тормозная сила γт

Виды стендов и методы испытания тормозных систем. Существует несколько видов стендов, использующих различные методы и способы измерения тормозных качеств: статические силовые, инерционные платформенные и роликовые, силовые роликовые, а также приборы для измерения замедления автомобиля при дорожных испытаниях.

Статические силовые стенды представляют собой роликовые или платформенные устройства, предназначенные для проворачивания «срыва» заторможенного колеса и измерения прикладываемой при этом силы. Такие стенды могут иметь гидравлический, пневматический или механический привод. Измерение тормозной силы возможно при вывешенном колесе или при его опоре на гладкие беговые барабаны. Недостатком статического способа диагностирования тормозов является неточность результатов, вследствие чего не воспроизводятся условия реального динамического процесса торможения.

Эффективность действия тормозных систем автомобиля может проверяться с помощью специальных измерителей — деселерометров или деселерографов. Такие измерители применяются при отсутствии тормозных стендов и в полевых условиях или в случае невозможности проверки ТС (например, мотоциклов) на стенде.

При использовании деселерометра ТС в снаряженном состоянии разгоняют и резко тормозят однократным нажатием на педаль ножного тормоза. Принцип работы деселерометра заключается в фиксации пути перемещения подвижной инерционной массы прибора относительно его корпуса, неподвижно закрепленного на автомобиле. Это перемещение происходит под действием возникающей при торможении автомобиля силы инерции, пропорциональной его замедлению. Инерционной массой деселерометра могут служить поступательно движущийся груз, маятник, жидкость или датчик ускорения, а измерителем — стрелочное устройство, шкала, сигнальная лампа, самописец, компостер и др. Для обеспечения стабильности показаний деселерометр снабжен демпфером (жидкостным, воздушным, пружинным), а для удобства измерений — механизмом, фиксирующим максимальное замедление.

Наиболее широко распространен измеритель эффективности тормозных систем автомобилей «Эффект» (рис. 6).

Измерительный контроль тормозной системы описан в 3 и 4.

Органолептический контроль. Органолептический контроль включает контроль технического состояния элементов тормозного привода и тормозных механизмов колес.

При контроле технического состояния элементов тормозного привода проводят следующие проверки:

  • осмотр на наличие повреждений;
  • оценку надежности крепления;
  • оценку производительности пневматического тормозного привода;
  • осмотр правильности функционирования.

Элементы тормозного привода ТС считаются неисправными в случае:

  • наличия остаточной деформации, трещин и других дефектов;
  • наличия не предусмотренного конструкцией ТС контакта трубопроводов с элементами ТС и других дефектов;
  • невозможности удержания запирающим устройством рычага (рукоятки) управления стояночной тормозной системой;
  • нерабочего состояния манометра пневматического или пневмогидравлического тормозного привода;
  • нарушения герметичности гидравлического тормозного привода (наличия подтекания тормозной жидкости);
  • ненадежного крепления;
  • срабатывания системы сигнализации и контроля работы тормозных систем за менее чем четыре цикла полного приведения в действие рабочей тормозной системы;
  • набухания шлангов тормозного привода под давлением, повреждения наружного слоя шлангов, доходящего до слоя их армирования;
  • нерабочего состояния системы сигнализации и контроля работы тормозных систем;
  • наличия заедания или бокового смещения тормозной педали;
  • неработосопособного состояния функции автоматического аварийного торможения прицепа;
  • отсутствия предусмотренных конструкцией ТС или установки без согласования с изготовителем либо иной уполномоченной организацией дополнительных элементов тормозного привода.

При контроле технического состояния элементов тормозных механизмов колес проводят следующие проверки:

  • осмотр на наличие повреждений (трещин, остаточной деформации и других дефектов);
  • оценку надежности крепления;
  • осмотр легкости перемещения.

Элементы тормозных механизмов колес ТС считаются неисправными в случае:

  • наличия загрязнений, затрудняющих проведение проверок;
  • наличия остаточной деформации, трещин и других дефектов;
  • заедания элементов тормозного механизма;
  • ненадежного крепления;
  • отсутствия предусмотренных конструкцией ТС или установки без согласования с изготовителем либо иной уполномоченной организацией дополнительных элементов тормозных механизмов.

При поэлементном диагностировании тормозной системы автомобиля определяют: свободный ход тормозной педали; зазоры между фрикционными накладками и тормозными барабанами колес; давление в тормозной системе; время срабатывания тормозных механизмов; величину выхода штоков из тормозных камер; расстояние от конца рычага привода регулятора давления до лонжерона кузова; работоспособность вакуумного усилителя.

Свободный ход педали гидропривода тормозов колес определяют с помощью специальной или обычной линейки. Конец линейки упирают в пол, а среднюю часть устанавливают напротив педали. Нажимают рукой на педаль до заметного повышения сопротивления со стороны педали при ее движении. По шкале линейки фиксируют свободный ход педали.

Контроль свободного хода педали привода тормозной системы рекомендуется проводить на новом автомобиле через 2…3 тыс. км, а в дальнейшем через каждые 20 тыс. км. У большинства марок легковых автомобилей при исправной тормозной системе величина свободного хода педали привода находится в пределах 3…6 мм. Если свободный ход не соответствует норме, регулировка производится изменением длины толкателя.

Для грузовых автомобилей и автобусов может проверяться и регулироваться полный и свободный ход педали тормоза.

Например, для автобусов МАЗ 256 расстояние между наиболее удаленной точкой педали тормоза 6 (рис. 7) и передней панелью (размер А) должно составлять 242…245 мм; свободный ход педали (размер В) — 3…4 мм; полный ход педали (размер С) — 100 мм. Размер А регулируют заворачиванием или отворачиванием упорного болта 2 при отпущенной контргайке 3. После регулировки упорный болт стопорят контргайкой. Свободный ход педали тормоза регулируют при снятой оттяжной пружине 5 изменением длины толкателя 4 при отпущенной контргайке 3.

Возможные неисправности тормозной системы автомобиля

Загорание контрольной лампы антиблокировочной системы (АБС) на приборном щитке во время движения ТС сигнализирует об отключении системы. В этом случае следует остановиться, выключить и снова запустить двигатель. Если лампа не погасла, то необходимо в первую очередь проверить напряжение аккумуляторной батареи.

Контрольная лампа АБС горит в начале поездки, а потом гаснет, это указывает на то, что напряжение зарядки мало на небольшой частоте вращения коленчатого вала двигателя, но увеличивается на повышенной частоте. Это может быть вызвано окислением клемм аккумуляторной батареи, мест контакта датчиков колес с электропроводкой и плохой работой реле — регулятора напряжения.

Работоспособность АБС во многом зависит от технического состояния обычной тормозной системы ТС, поэтому для общего диагностирования АБС можно рекомендовать следующий порядок осмотра:

  • сбросить давление в системе, нажав 20–30 раз на педаль тормоза;
  • проверить уровень тормозной жидкости в бачке;
  • осмотреть тормозные трубопроводы и шланги, главный тормозной цилиндр, тормозные суппорты и цилиндры на наличие утечек;
  • убедиться в том, что трубопроводы и шланги не соприкасаются с другими элементами, проверить надежность зажимов и держателей;
  • проверить путем внешнего осмотра работу суппортов и рабочих цилиндров при нажатии на педаль тормоза;
  • осмотреть электропроводку и датчики скорости вращения колес, убедиться в том, что датчики установлены правильно и надежно, а электропроводка не оборвана (в большинстве случаев причиной неисправности АБС является не сам элемент системы, а его плохое подключение, коррозия или грязь на контактах);
  • проверить состояние зубчатого венчика (кольца), надежность его крепления, убедиться в отсутствии сколотых зубцов, проверить состояние колес и шин (тип и размеры для данного ТС) и давление воздуха в них.

Для диагностирования АБС используют сканер, с помощью которого определяют ошибки (неисправности) АБС в статическом состоянии автомобиля, а отдельных его элементов (например, датчиков частоты вращения колес) — в динамическом состоянии, т.е. при прокручивании колеса.

Для более тщательного диагностирования отдельных элементов АБС используют осциллограф как отдельную составляющую диагностического оборудования, так и в составе сканера (компьютера; рис. 12).

Диагностирование современных пневматических тормозных систем с АБС и системой курсовой устойчивости выполняется с использованием компьютера с адаптером (сканера и компьютера) с установленной специальной программой диагностирования, подключенными к электронной системе ТС (рис. 13, а). С помощью программы диагностирования можно просмотреть данные в памяти системы, где сохраняется информация об обнаруженных неисправностях и текущие значения параметров.

Программа показывает на дисплее конфигурацию ТС, данные электронного блока управления и сообщения о текущих неисправностях (ошибках). Управление программой может осуществляться как с помощью меню, так и с помощью различных экранных кнопок.

Регулирование скорости движения машины, остановка и удержание её в неподвижном состоянии выполняется при помощи тормозной системы – в этом её назначение. На транспорте применяются приводы тормозных систем трёх видов: гидравлический, пневматический и механический.

Гидравлическим приводом оборудованы легковые автомобили. В роли рабочего агента применяется жидкость. На коммерческом транспорте – автобусах, грузовиках, полуприцепах, используется пневматическая система. Усилие на исполнительные механизмы передаётся сжатым воздухом. Механический привод морально устарел, в основной системе не применяется. Сохранился элемент этого привода в качестве ручного стояночного тормоза.

В современных автомобилях применяется резервирование. В двухконтурной системе, при разгерметизации одного из контуров, второй работает в качестве аварийного, а в одноконтурной – аварийное торможение осуществляется ручным тормозом.

Основные узлы гидравлического привода перечислены ниже:

  • Педаль тормоза с толкателем.
  • Вакуумный усилитель, сообщающийся трубкой с всасывающим коллектором двигателя.
  • Главный тормозной цилиндр.
  • Бачок, оборудованный поплавковым реле уровня.
  • Металлические трубки, соединяющие главный цилиндр с тормозными механизмами колёс и регулятором давления.

Поршень главного цилиндра приводится в движение толкателем педали, создавая давление в трубках. Жидкость передаёт давление на поршни цилиндров тормозных механизмов колёс.

Тормозная жидкость является очень гигроскопичным веществом — она ​​поглощает воду из воздуха даже через микроскопические поры резиновых тормозных шлангов. В основном из-за этого свойства жидкости со временем ухудшаются. Самым опасным явлением в результате является снижение точки кипения.

При значительном падении после нескольких более жестких тормозов жидкость в системе может просто закипать, что снижает эффективность торможения почти до нуля. Вода в тормозной жидкости также вызывает ускоренную коррозию тормозной системы, поэтому ее следует менять каждые 2 года!

Что указывает на расход тормозной жидкости:

  • снижение эффективности торможения при нагреве
  • мягкая педаль тормоза
  • неисправность насоса и тормозного суппорта

10 проблем с тормозами, о которых должен знать каждый водитель

Движение автомобиля с неисправными тормозами запрещено. Водитель должен следить за техническим состоянием системы и отмечать изменения в работе.

По поведению машины можно определить состояние тормозов. Характерными признаками нарушения в работе являются следующие отклонения от нормы:

  • Жесткая педаль сигнализирует о неисправности вакуумного усилителя, отсутствии разрежения в камере.
  • Посторонний шум или свист при торможении, биение колёс указывают на износ, деформацию, трещины диска или барабана.
  • Увод автомобиля в сторону говорит о неисправности рабочего цилиндра или замасливании тормозной колодки.
  • Увеличенный ход или провал педали тормоза свидетельствует о том, что система не герметична.

Если при нажатии на педаль машина не тормозит для остановки нужно использовать ручной тормоз. Если устранить неисправность на месте остановки невозможно, следует вызвать эвакуатор или использовать буксировку на жёсткой сцепке.

Колодки и диски являются изнашиваемыми частями тормозной системы, поэтому их постепенный износ совершенно нормален. Как долго они должны стираться? Это не может быть определено точно. Многое зависит от стиля вождения и в каких условиях используется автомобиль.

Преждевременный износ фрикционных накладок обычно является ошибкой водителей. Наиболее распространенной причиной является неправильная техника вождения, например, длительное торможение при движении по горным дорогам (вместо торможения двигателем) или постоянное удержание стопы на основе педали тормоза.

Перегретые диски будут корродировать быстрее, в свою очередь фрикционные накладки могут сломаться. Кроме того, если автомобиль с очень горячими тормозами попадает в глубокую лужу, это может привести к деформации или даже растрескиванию дисков. В лучшем случае последствия будут ощущаться как так называемые биение во время торможения, но это не исключено и в такой ситуации, что при резком торможении диск просто развалится!

Проблемы с фрикционными элементами могут также возникнуть из-за неправильной работы тормозных суппортов, заедания поршней и корродированных направляющих, в которых перемещаются колодки. Эти неисправности приводят к постоянному нагреву тормозов во время движения.

Периодические осмотры помогают своевременно выявлять дефекты. Осмотр проводят на подъёмнике, смотровой яме или эстакаде. Предварительно контролируется уровень и состояние жидкости в бачке главного тормозного цилиндра. Помутнение жидкости свидетельствует о наличии воды и вредных примесей. Такую жидкость требуется заменить. Проверку срабатывания сигнализации о низком уровне проверяют нажатием на поплавок – при исправной работе загорается контрольная лампа стояночного тормоза.

Стояночный тормоз проверяют на ровной площадке. Рычаг снимают с фиксации, поднимают на 3–4 щелчка. Переключатель скоростей устанавливают в нейтральное положение. Толкают машину. Если колёса крутятся, требуется регулирование натяжения тросов или их замена.

Под капотом осматривают главный тормозной цилиндр, вакуумный усилитель, трубки и шланги. Детали тормозных механизмов осматривают после поочерёдного снятия колёс и частичной разборки и замеров. При толщине фрикционных накладок менее 1,5 мм колодки подлежат замене. Дефекты диска и барабана устраняются проточкой или заменой. Потёки, потения на цилиндрах, шлангах, трубках недопустимы. Трубки со следами коррозии и шланги с трещинами заменяются. Тормозные цилиндры восстанавливаются заменой уплотнительных манжет и пыльников, а при наличии механических повреждений узел меняется полностью.

Достоверность диагностики в автосервисе, оборудованном специальным стендом, на порядок выше визуального осмотра. Мастера гарантированно выявят все неисправности тормозной системы. Во время диагностики замеряется тормозной момент, давление в системе, температура тормозов.

В Санкт-Петербурге «РКСАвто» выполняет диагностику, техническое обслуживание и ремонт тормозов грузовиков, автобусов, легковых автомобилей. Проведение ежегодной диагностики и технического обслуживания автомобиля повысит вашу безопасность.

Как часто делать балансировку колес. Виды балансировки колес
Статья 12.5 КоАП по большому счету касается всех у кого есть неисправности при которых запрещена эксплуатация авто.

Что касается таксистов, то штраф за управление автомобилем у которого незаконно нанесена цветографическая схема такси, фонарь легкового такси — 5000 рублей.

Текст статьи 12.5 КоАП.

Статья 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак «Инвалид».

1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 настоящей статьи.

Предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

2. Управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда).

Штраф в размере 500 рублей.

Барабанные тормоза проще и дешевле в производстве. Они обладают свойством, называемым – эффект механического самоусиления. То есть, при продолжительном давлении ногой на педаль многократно увеличивается тормозящее действие. Это происходит за счет того, что колодки нижними частями связаны друг с другом, и трение передней о барабан усиливает давление на него задней колодки.

Однако механизм дисковых тормозов меньше и легче. Температурная стойкость выше, они быстрее и лучше охлаждаются за счет предусмотренных отверстий-окон. И замена изношенных дисковых колодок производится намного проще, чем барабанных, что важно, если производить ремонт самостоятельно.

Несмотря на кажущуюся простоту и примитивность ГТЦ нередко в его работе возникают проблемы, которые могут иметь очень печальные последствия. Распознать проблемы в работе системы можно по таким признакам:

  1. Вы нажимаете на педаль тормоза, но авто очень медленно и неэффективно останавливается. Виновниками такого явления могут быть манжеты, которые «задубели» или стали негерметичны. Также подобным образом может проявляться и неисправность ВУТ, это может быть и трещина в мембране и разгерметизация стыков шланга, который отводит разрежение двигателя.
  2. Ход педали очень короткий. Скорее всего произошел засор компенсационного отверстия, жидкости внутри цилиндра просто некуда деться и возникает излишнее сопротивление. Второй вариант — деформация резиновых уплотнителей, которые разбухли и перекрыли проход.
  3. Педаль приходится нажимать с большим усилием. Подобное может происходить в следствие деформации или частичного разрушения резиновых уплотнителей поршней.
  4. Колодки греются и не разводятся до конца, не отпускают диски или барабаны. Здесь несколько вариантов, это может быть и заклинивший поршень, и забитое перепускное отверстие, и другие причины, затрудняющие движение ТЖ в тормозной системе.
  5. Педаль тормоза проваливается. Это, пожалуй, наиболее распространенное явление, с которым сталкивалось большинство из нас. При нажатии на педаль тормоза она словно проваливается, нет ощущения давления и сопротивления, а само торможение происходит в самом конце ее движения. Такое случается в том случае, когда имеется критический износ манжета, в следствие чего жидкость беспрепятственно проходит через поршень и возвращается в расширительный. Проще говоря – цилиндр «перепускает» ТЖ. Провал педали тормоза также может наблюдаться в том случае, если система завоздушена, то есть негерметична или произошла разгерметизация на одном из тормозных цилиндров.
  • Во время торможения на скорости автомобиль уводит в сторону. Такое случается, когда неисправен один из контуров или тормозных цилиндров на колесе.
  • Появление скрипа или стука во время торможения. Это могут быть и колодки, которые пора заменить, однако бывает, что проблема в ГТЦ.
  • Колодки могут клинить, нагреваться и нагревать тормозной диск на том или ином колесе.

Разумеется, тормоза могут полностью утратить свою эффективность по разным причинам, но сейчас мы говорим конкретно про главный цилиндр. Если причина кроется в нем, тогда это можно определить по таким признакам:

  • На главном цилиндре заметны следы подтекания тормозной жидкости;
  • Педаль имеет холостой ход, то есть при ее нажатии не создаются никакие усилия;
  • Педаль тормоза попросту не нажимается.

Из перечисленных выше признаков нетрудно понять, что в большинстве случаев источник проблем один – резинотехнические изделия, пришедшие в негодность. Манжеты трескаются и набухают, в результате перепускают жидкость и закрывают сбросные отверстия. Отсюда рекомендация: все «резинки» тормозной системы следует менять с интервалом примерно 100 тыс. км, не дожидаясь критического износа.

Справка. Многие автомеханики высказывают мнение, что после замены манжет основной гидроцилиндр прослужит недолго. Утверждение отвечает истине, если автолюбитель приобрел дешевые запчасти низкого качества либо поставил новые уплотнительные кольца в цилиндр, где образовалась внутренняя выработка стенок.

Прежде чем проверить ГТЦ на работоспособность, убедитесь в отсутствии других неисправностей:

  1. Осмотрите узлы колес с внутренней стороны на предмет протечки тормозной жидкости из рабочих цилиндров.
  2. Проверьте целостность расширительного бачка и уровень жидкости в нем.
  3. Заведите двигатель и на холостом ходу передавите патрубок отбора вакуума к усилителю. Если обороты двигателя заметно выросли, имеет место подсос воздуха и главный цилиндр, скорее всего, исправен.

Явный симптом, указывающий на поломку основного гидроцилиндра, – капли тормозной жидкости на корпусе. Обнаружив протекание, смело демонтируйте агрегат и разбирайте в поисках причины. Другие распространенная неполадка – перетекание жидкости сквозь уплотнители – диагностируется так:

  1. Откройте крышку расширительной емкости и посадите на водительское место помощника.
  2. Прислушиваясь к звукам в бачке, отдайте команду помощнику нажать педаль.
  3. Если педаль идет легко, а в резервуаре слышится бульканье, туда поступает жидкость. Причина – изношенные манжеты неспособны создать давление в контурах, жидкость просачивается через неплотности и попадает в емкость.

Стоит заметить, что симптоматика тормозной системы размыта, и совершенно разные признаки могут сигнализировать об одной и той же проблеме.

Итак, какие бывают поломки и на что следует обратить внимание автовладельцам в первую очередь:

1. Проблемы с педалью тормоза

1.1 Проваливается или слишком легкий ход:

  • Нарушение герметичности гидросистемы. Необходимо проверить целостность всех шлангов, патрубков и тормозной механизм в целом. Хорошим индикатором выступают мокрые следы на самих деталях или на земле. Герметичность восстанавливается путем замены протекающего элемента при локализации утечки жидкости. Далее в обязательном порядке заливается новая тормозная жидкость (ТЖ) через расширительный бак и прокачиваются тормоза.

ВАЖНО! При любом ремонте, подразумевающем нарушение герметизации (например, разбор тормозного устройства), нужно менять жидкость и выполнять прокачку.

  • Использование некачественной или износившейся ТЖ (много скопившей воды), что может сопровождаться перегревом тормозного механизма. Также поможет замена жидкости.
  • Сбойная работа автоматической регулировки зазора между колодками и диском. Необходим демонтаж тормозного механизма с колеса и замена поршневого цилиндра суппорта.

1.2 Жесткий ход:

  • Забитый трубопровод системы. Можно прочистить загрязнившиеся элементы или вместо них установить новые.
  • Поршень цилиндра суппорта заклинило. Демонтируется тормозное устройство, вынимается старый цилиндр и устанавливается новый.
  • В системе оказалась смазочная жидкость или бензин. Требуется прокачка системы.
  • Смазка попала на детали тормоза. Необходимо демонтировать тормозной механизм и очистить его от масла.
  • Износ колодок или используются низкокачественные. Способ решения — демонтаж ТМ с колеса и замена неисправных или плохих элементов.
  • Появление ржавчины на диске. Оптимальным решением будет его поменять. Но если обратиться к специалистам, то они могут восстановить старый диск, это позволит избежать покупки нового.
  • Неправильно настроен регулятор давления или он неисправен. Можно для начала отрегулировать, если не поможет, то заменить.
  • Поломка вакуумного усилителя тормозов (ВУТ). Для проверки его работоспособности нужно при заглушенном двигателе нажать педаль тормоза 5-8 раз. Затем, удерживая ее, завести мотор. Если после старта педаль не «ушла» вперед, то ВУТ подлежит замене.

2. Машину тянет сторону

  • Суппорт разболтался. Нужно подтянуть его болты.
  • Искривление барабана или диска. Разбирается тормозное устройство и меняется деформированный элемент.
  • Поршень цилиндра суппорта заклинило. Замена цилиндра новым.
  • Забитый трубопровод системы. Прочистить или заменить.
  • Смазка попала на детали тормоза. Очистить.
  • Неравномерный износ накладок колодок, либо их фрикционные свойства отличаются на разных колесах. Нужно снять колеса, разобрать тормозные механизмы и поменять накладки.

Прежде чем вы решите заняться ремонтом тормозной системы самостоятельно, необходимо понять, действительно ли она неисправна. Обычно, на неудовлетворительное техническое состояние тормозов указывает один или несколько признаков:

  • Тормозной путь автомобиля заметно увеличился
  • Педаль тормоза работает некорректно – то глубоко уходит вниз, то вовсе заедает
  • Педаль тормоза нажимается, но ее движение происходит по кривой траектории
  • Тормозная система, представленная колодками, постоянно издает гул, скрипы и сильную вибрацию при торможении
  • Тормозная жидкость, прокачивающая систему, стала расходоваться слишком быстро, видны явные подтеки

Помимо приведенных выше явных признаков, встречаются и более скрытные проблемы, которые также могут возникнуть. В случае если вы сняли колеса и перед вами в открытом доступе находятся колодки, то вы можете обратить внимание на степень их износа. Явным признаком того, что система работает некорректно является неравномерный износ колодок. Также, просматривая автомобиль самостоятельно в поисках проблем, обратите внимание на шланги и тормозные трубки. Вполне возможно, что и они были повреждены.

Для проверки рабочего хода педали тормоза при работающем двигателе три раза нажимаем педаль и затем удерживаем ее нажатой с усилием приблизительно 30 кг.

Линейкой замеряем расстояние от середины накладки педали тормоза до пола.

Расстояние должно быть не менее 60 мм. Если это расстояние меньше, наиболее вероятными причинами могут быть износ барабанов тормозных механизмов задних колес сверх допустимой величины или наличие воздуха в системе гидропривода тормозов. Если после замены колодок заднего тормозного механизма и удаления воздуха из гидропривода тормозов расстояние осталось прежним, то возможными причинами этого могут быть неисправность механизма автоматической регулировки зазора между колодками и барабаном заднего тормозного механизма или неправильная регулировка высту-пания штока вакуумного усилителя тормозов.

Для проверки свободного хода педали тормоза при выключенном двигателе нажимаем несколько раз педаль тормоза, чтобы уменьшить разрежение в вакуумном усилителе тормозов. Затем нажимаем педаль тормоза рукой до появления ощутимого сопротивления ее движению и измеряем ход педали (свободный ход), который должен составлять 6-10 мм. Свободный ход педали тормоза не регулируется. При его отличии от номинальной величины следует удалить воздух из гидропривода тормозов (см. «Прокачка гидропривода тормозов, замена тормозной жидкости», с. 47).

Для проверки работоспособности вакуумного усилителя тормозов при неработающем двигателе нажимаем 5-6 раз педаль тормоза и, удерживая педаль в нажатом положении, пускаем двигатель. При исправном вакуумном усилителе после пуска двигателя педаль должна слегка податься вперед. Если этого не происходит или торможение недостаточно эффективно (нажимать педаль тормоза приходится с большим усилием), нужно проверить герметичность соединений шланга подвода разрежения к вакуумному усилителю и исправность самого усилителя.

Для проверки состояния шлангов и трубок тормозной системы устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или эстакаду. Очищаем тормозные шланги и трубки от грязи. Порядок проверки может быть произвольным. Проверяем состояние тормозных трубок. Трубки должны быть надежно закреплены в держателях и не иметь вмятин, механических повреждений, глубокой коррозии, а также следов течи тормозной жидкости.

Проверяем состояние тормозных шлангов.

На шлангах не должны присутствовать трещины, разрывы, потертости.

Проверяем состояние шланга, создав давление жидкости в тормозной системе. Для этого помощник должен энергично нажать педаль тормоза и удерживать ее во время осмотра. Появление вздутий резины или течи тормозной жидкости из шланга и его наконечников не допускаются.

При обнаружении повреждений шланг заменяем. Рекомендуется заменять шланги комплектом.

Не допускается попадание на тормозные шланги жидкостей, растворяющих резину.

Убеждаемся в герметичности соединений гидропривода тормозов. При необходимости подтягиваем соединительные штуцеры. Если устранить течь не удается, заменяем неисправные детали (см. «Тормозная система», с. 143). Проверяем состояние и степень износа колодок передних тормозных механизмов. Для этого снимаем поочередно передние колеса.

Через окно суппорта оцениваем толщину накладок тормозных колодок.

Заменяем колодки, если толщина колодки с накладкой достигла предельно допустимой величина — 8,0 мм (см. «Замена колодок тормозных механизмов передних колес», с. 146).

Для более детальной проверки снимаем и очищаем тормозные колодки.

Поставьте автомобиль на ручной тормоз и откройте капот. В первую очередь необходимо удостовериться в том, что уровень тормозной жидкости находится в пределах нормы. Для этого на бачке нанесены специальные метки минимального уровня тормозной жидкости и максимального. Уровень тормозной жидкости не должен быть ни больше и не меньше указанных на бачке значений.

Проверять уровень тормозной жидкости рекомендуем не реже, чем раз в месяц и перед длинными поездками.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *