Обеспечение качественного детского питания в ДОУ.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обеспечение качественного детского питания в ДОУ.». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Приложение 13

к положению об организации питания

воспитанников в ДОУ

Распределение в процентном отношении потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи в зависимости от времени пребывания в ДОУ

Тип организации

Прием пищи

Доля суточной потребности в пищевых веществах и энергии

Дошкольные организации, организации по уходу и присмотру, организации отдыха (труда и отдыха) с дневным пребыванием детей

завтрак

20%

второй завтрак

5%

обед

35%

полдник

15%

ужин

25%

Организации с круглосуточным пребыванием детей

завтрак

20%

второй завтрак

5%

обед

35%

полдник

15%

ужин

20%

второй ужин

5%

Контроль за организацией питания в ДОУ

  • Основные сведения
  • Органы управления ДОО
  • Документы
  • Образование
  • Образовательные стандарты
  • Руководство. Педагоги
  • Материальное обеспечение
  • Стипендии и поддержка
  • Платные услуги
  • Финансовая деятельность
  • Вакантные места
  • Доступная среда
  • Международное сотрудничество
  • СТОП, коррупция!
  • Безопасность в ДОУ
  • ПДД — детям!
  • НОКО
  • Здоровый дошкольник
  • Стажировочная площадка
  • Эффективный контракт
  • Организация питания
  • Охрана здоровья
  • Работа с детьми с ОВЗ
  • Кружки и студии
  • Профсоюз ДОУ
  • Награды и достижения
  • В помощь педагогам
  • 75 лет Великой Победы!
  • Юбилей детского сада
  • ЭКОЛОГиЯ
  • Проектная деятельность
  • Год театра
  • Математическая вертикаль
  • Финансовая грамотность
  • Конкурс «8 жемчужин дошкольного образования»
  • Правила приема в МБДОУ
  • Памятки и рекомендации
  • Развивающая среда
  • Наши группы
  • Полезные ссылки
  • Фотоальбом
  • Видеотека
  • Он-лайн приемная
  • Часто задаваемые вопросы

Согласно гл. IV.1 «Организация питания детей», введенной не так давно в Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в образовательных организациях основное питание детей должно включать горячее питание.

К сведению: под горячим питанием понимается здоровое питание, которым предусматривается наличие горячих первого и второго блюд или второго блюда в зависимости от приема пищи, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Положения об обязательности горячего питания детей содержатся и в СанПиН 2.3/2.4.3590-20 (п. 8.1.2). Сухой паек (набор пищевой продукции) допускается использовать только при организованных перевозках групп детей автомобильным, водным и другими видами транспорта и при проведении массовых мероприятий с участием детей менее 4 часов. При этом, если продолжительность таких перевозок (массовых мероприятий) свыше 4 часов (за исключением ночного времени с 23.00 до 7.00), также должно быть организовано горячее питание.

Исключение горячего питания из меню, а также замена его буфетной продукцией не допускаются.

Здесь также отметим требования к температуре готовых горячих блюд (п. 11.6 МР 2.3.6.0233-21):

  • горячие блюда (супы, соусы, напитки) при раздаче должны иметь температуру не ниже 75 °C, вторые блюда и гарниры – не ниже 65 °C;

  • готовые первые и вторые блюда могут находиться на мармите или горячей плите не более 2 часов с момента изготовления либо в изотермической таре (термосах) – в течение времени, обеспечивающего поддержание температуры не ниже температуры раздачи, но не более 2 часов. Подогрев остывших ниже температуры раздачи готовых горячих блюд не допускается.

В целях соблюдения сбалансированности, питательности и полезности детского рациона в приложениях к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 Роспотребнадзор установил:

  • среднесуточные наборы пищевой продукции для детей в зависимости от возраста. Отдельно выделены наборы пищевой продукции для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для кадетов (приложение 7);

  • требования к массе порций по различным блюдам, а также суммарные объемы блюд по приемам пищи (приложение 9);

  • суточную потребность в пищевых веществах, энергии, витаминах и минеральных веществах, а также процент распределения потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи в зависимости от времени пребывания в образовательной организации (приложение 10);

  • количество обязательных приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения (приложение 12).

Помимо соблюдения перечисленных требований, меню для детей должно предусматривать распределение блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин) с учетом следующего:

а) при отсутствии второго завтрака калорийность основного завтрака должна быть увеличена на 5 % соответственно;

б) при 12-часовом пребывании возможна организация как отдельного полдника, так и «уплотненного» полдника с включением блюд ужина и с распределением калорийности суточного рациона 30 %;

в) допускается в течение дня отступление от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах +/– 5 % при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать нормам, приведенным в таблице 3 приложения 10 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, по каждому приему пищи;

г) на период летнего отдыха и оздоровления (до 90 дней), в выходные, праздничные и каникулярные дни, при повышенной физической нагрузке (спортивные соревнования, слеты, сборы и т. п.) нормы питания, включая калорийность суточного рациона, должны быть увеличены не менее чем на 10 % в день на каждого человека.

Для детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя:

  • больных хронической дизентерией, туберкулезом, ослабленных детей, а также для больных детей, находящихся в изоляторе, устанавливается 15-процентная надбавка к нормам обеспечения, приведенным в таблице 3 приложения 7 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20;

  • нуждающихся в лечебном и диетическом питании, – по согласованию с органами здравоохранения определяются виды пищевой продукции и блюда с учетом заболеваний указанных лиц.

Кроме того, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть организовано пяти-, шестиразовое питание в сутки по месту фактического пребывания ребенка (п. 8.1.2.8 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

Среди новшеств в организации детского питания следует выделить особенности, установленные для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании. Согласно п. 8.2.1 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 для таких детей в организованных детских коллективах должны соблюдаться следующие требования:

1) должно быть организовано лечебное и диетическое питание в соответствии с представленными родителями (законными представителями ребенка) назначениями лечащего врача. При этом индивидуальное меню должно быть разработано специалистом-диетологом с учетом заболевания ребенка (по назначениям лечащего врача);

2) выдача детям рационов питания должна осуществляться в соответствии с утвержденными индивидуальными меню, под контролем ответственных лиц, назначенных в организации;

3) допускается употребление детьми готовых домашних блюд, предоставленных родителями детей, в обеденном зале или специально отведенных помещениях (местах), оборудованных столами и стульями, холодильником (в зависимости от количества питающихся в данной форме детей) для временного хранения готовых блюд и пищевой продукции, микроволновыми печами для разогрева блюд, если обеспечены условия для мытья рук. Данная возможность предусмотрена в любых организациях, осуществляющих питание детей. Введение такой нормы позволяет закрыть наболевший вопрос о возможности использования домашней еды, к примеру, детьми-аллергиками, в обычных образовательных учреждениях, которые не имеют возможности обеспечить питание таких детей по индивидуальному меню.

В соответствии с п. 8.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 питьевой режим в детских организациях, а также при проведении массовых мероприятий с участием детей должен соблюдаться таким образом:

1) должно осуществляться обеспечение питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям (Технический регламент Таможенного союза (ТР ЕАЭС 044/2017), принятый Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 № 45);

2) питьевой режим должен быть организован посредством:

а) установки стационарных питьевых фонтанчиков. При этом чаша фонтанчика должна ежедневно обрабатываться с применением моющих и дезинфицирующих средств;

б) установки устройств для выдачи воды (например, кулеров);

в) выдачи упакованной питьевой воды. Упакованная (бутилированная) питьевая вода допускается к выдаче детям при наличии документов, подтверждающих ее происхождение, безопасность и качество, соответствие упакованной питьевой воды обязательным требованиям;

г) использования кипяченой питьевой воды. Организация питьевого режима с использованием кипяченой питьевой воды допускается при условии соблюдения следующих требований:

  • кипятить воду нужно не менее 5 минут;

  • до раздачи детям кипяченая вода должна быть охлаждена до комнатной температуры непосредственно в емкости, где она кипятилась;

  • смену воды в емкости для ее раздачи необходимо проводить не реже чем через 3 часа. Перед сменой кипяченой воды емкость должна полностью освобождаться от остатков воды, промываться в соответствии с инструкцией по правилам мытья кухонной посуды, ополаскиваться. Время смены кипяченой воды должно отмечаться в графике, ведение которого осуществляется организацией в произвольной форме.

При организации питьевого режима с использованием упакованной питьевой воды промышленного производства, установок с дозированным розливом упакованной питьевой воды (кулеров), кипяченой воды должно быть обеспечено наличие посуды из расчета количества обслуживаемых (списочного состава), изготовленной из материалов, предназначенных для контакта с пищевой продукцией, а также отдельных промаркированных подносов для чистой и использованной посуды; контейнеров – для сбора использованной посуды одноразового применения (п. 8.4.3 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

Кулеры должны размещаться в местах, не подвергающихся попаданию прямых солнечных лучей. Кулеры должны подвергаться мойке с периодичностью, предусмотренной инструкцией по эксплуатации, но не реже одного раза в семь дней. Мойка кулера с применением дезинфекционного средства должна проводиться не реже одного раза в три месяца (п. 8.4.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

К сведению: более подробные рекомендации к мойке и санитарной обработке ручных помп и кулеров приведены в приложении 2 к МР 2.3.6.0233-21.

При проведении массовых мероприятий длительностью более 2 часов каждый ребенок должен быть обеспечен дополнительно бутилированной питьевой (негазированной) водой промышленного производства, дневной запас которой во время мероприятия должен составлять не менее 1,5 литра на одного ребенка (п. 8.4.6 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

Что не так с питанием в детских садах

Приложение 6 к данному документу включено в систему отдельным документом

Методические рекомендации по питанию детей в детских дошкольных учреждениях разработаны в Институте питания АМН СССР сотрудниками отдела детского питания проф. Ладодо К.С., проф. Фатеевой Е.М., к.м.н. Кистеневой Г.С., к.м.н. Белкиной Л.М., врачом Степановой Т.Н., диет-сестрой Басовой Л.И. и сотрудником отдела химии и технологии пищевых продуктов ст. инженером Чумаковой В.В.

Методические рекомендации предназначены для работников детских дошкольных учреждений: медицинского персонала, заведующих, воспитателей, поваров и др.

Рациональное питание является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка, оказывает самое непосредственное влияние на его жизнедеятельность, рост, состояние здоровья. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным факторам. Наиболее важно соблюдение принципов рационального питания у детей раннего и дошкольного возраста. Этот период характеризуется интенсивными процессами роста, дальнейшим совершенствованием функций многих органов и систем, особенно нервной системы, усиленными процессами обмена веществ, развитием моторной деятельности.

Большое значение имеет правильная организация питания детей в дошкольных учреждениях, где в настоящее время воспитывается более половины детей дошкольного возраста, а во многих крупных городах и промышленных центрах практически все дети старше 1,5 — 2 лет. При этом большинство детей находится в учреждении 9 — 12 часов, а часть — круглосуточно, и питание их, кроме выходных и праздничных дней, почти полностью обеспечивается дошкольным учреждением, где дети воспитываются в течение нескольких лет.

Под правильно сбалансированным питанием понимается питание, полностью отвечающее возрастным физиологическим потребностям детского организма в основных пищевых веществах и энергии. Интенсивный рост и развитие детей раннего и дошкольного возраста обусловливают их относительно большую, по сравнению со взрослым человеком, потребность во всех пищевых веществах. При этом чем моложе ребенок, тем выше его потребность в пищевых веществах на 1 кг массы тела. Нормы физиологической потребности детей в основных пищевых веществах и энергии приведены в Приложении 1.

В настоящее время утверждены новые нормы питания детей в детских яслях, детских садах, яслях-садах и санаторных дошкольных учреждениях. Стоимость новых продуктовых наборов увеличена по сравнению с действующими ранее на 10 — 15%. В этих наборах увеличено количество высокобелковых продуктов (мяса, рыбы, творога) при некотором снижении количества углеводистых продуктов (хлеба, круп). Новые наборы продуктов приведены в Приложении 2.

Согласно существующему положению, детские ясли должны принимать детей, начиная с 2-месячного возраста.

При организации питания детей первого года жизни необходимо стремиться максимально сохранять грудное вскармливание, своевременно вводить в рацион ребенка соки, витамины, различные виды прикорма; при недостатке грудного молока — обеспечить ребенку наиболее рациональное смешанное или искусственное вскармливание, учитывать индивидуальные особенности ребенка, состояние его здоровья, систематически контролировать соответствие рациона ребенка его физиологическим потребностям.

Следует назначать каждому ребенку первого года жизни индивидуальное питание, определяя необходимое число кормлений, объем пищи, ее состав. Не реже 1 раза в месяц, а при необходимости и чаще, следует проводить расчет химического состава питания, определять количество белков, жиров и углеводов, получаемых ребенком на 1 кг массы тела, и вносить соответствующую коррекцию. С этой целью в грудных группах на каждого ребенка в возрасте до 9 месяцев следует ввести листы записи питания, в которых врач записывает назначенное питание, воспитатель отмечает количество пищи, фактически полученной ребенком за каждое кормление.

При отсутствии грудного молока наиболее целесообразно использовать адаптированные молочные смеси: «Детолакт», «Виталакт», «Малыш», кисломолочные адаптированные смеси. Для питания детей старше 6 месяцев можно применять кефир, «Биолакт», «Наринэ», «Мацони» и пр.

В качестве первого прикорма дети должны получать овощное пюре, вторым прикормом назначаются разнообразные молочные каши, третьим — кефир и другие кисломолочные продукты.

Растительное рафинированное масло (подсолнечное, кукурузное) при вскармливании адаптированными смесями назначается детям с 5-месячного возраста, начиная с нескольких капель и постепенно увеличивая до 5 г в день к 6 месяцам, далее — до 9 г ежедневно к концу первого года жизни. При искусственном вскармливании неадаптированными продуктами (В-смеси, кефир, цельное молоко) растительное масло вводится с 2 месяцев, начиная с нескольких капель и постепенно увеличивая до 4 г в день к 3 месяцам, к 4 месяцам — 5 г, доводя до 9 г к концу первого года жизни.

В питании детей первого года жизни целесообразно использовать овощные бульоны, которые возбуждают секрецию и ферментативную активность пищеварительных соков. Вместо мясного пюре детям второго полугодия жизни можно назначать рыбное пюре (из трески, хека, судака).

Примерная схема вскармливания ребенка первого года жизни приведена в Приложении 3.

В детских дошкольных учреждениях в настоящее время воспитывается определенное число детей, имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья (хронические заболевания печени и желчевыводящих путей, аллергические заболевания, избыточная масса тела и пр.), а также дети — реконвалесценты различных острых заболеваний. По состоянию здоровья эти дети нуждаются в некотором изменении рациона питания, проведении краткосрочной диетотерапии, исключении того или иного блюда, продукта. Несмотря на определенные трудности, в условиях дошкольного учреждения вполне возможно организовать нуждающимся детям индивидуальное питание. Ниже даются рекомендации по организации питания детей с наиболее часто встречающейся патологией.

Детские дошкольные учреждения часто посещают дети, перенесшие острые заболевания печени и желчевыводящих путей (болезнь Боткина, острый холецистит), а также дети, страдающие хроническими заболеваниями желчевыводящих путей вне обострения. Данная группа детей в течение года должна получать щадящее питание.

Блюда для таких детей приготовляются в вареном виде или на пару. Жарение исключается.

Из рациона исключаются продукты и блюда, содержащие экстрактивные вещества и эфирные масла: чеснок, щавель, редис, редька, копчености, мясные, рыбные и грибные супы, соусы, консервы. Исключаются тугоплавкие жиры: баранье, свиное, гусиное сало, т.к. в результате нерегулярного поступления желчи переваривание жиров ухудшается. Исключаются также ржаной хлеб, горох, бобы, содержащие грубую клетчатку и вызывающие метеоризм.

Не рекомендуются кондитерские изделия с кремом, сдобное мягкое тесто, шоколадные конфеты, жирные сорта мяса, рыбы, колбасные изделия.

В рацион широко включаются продукты, обладающие липотропным действием: творог, тощее мясо, нежирные сорта рыбы (предпочтение отдается треске), овсяная, гречневая крупы, яичный белок. Ввиду того, что у детей с указанной патологией не отмечается изменений в холестериновом обмене, целесообразно включать в рацион яйцо в пределах возрастной нормы. В питании используются только легкоусвояемые жиры: 2/3 из общего количества жира за счет сливочного масла и 1/3 — за счет растительного.

В набор продуктов обязательно включаются разнообразные овощи и фрукты (за исключением очень кислых — антоновские яблоки, клюква), благоприятно влияющие на процесс желчеотделения, богатые витаминами, минеральными солями, клетчаткой. Из сладостей рекомендуются пастила, мармелад, джем, варенье, зефир; хлеб рекомендуется пшеничный подсушенный, белые сухари; можно давать детям несдобное печенье. Супы варятся на овощном или фруктовом отваре, а также молочные. Мясо и рыба даются в отварном виде или в виде паровых котлет и тефтелей, суфле. В качестве гарниров используются картофель и различные овощи в свежем, отварном или запеченном виде. Допускаются крупяные гарниры.

В питании детей, страдающих пищевой аллергией, ограничиваются следующие продукты: яйца, рыба, цитрусовые, кофе, какао, шоколад, мясные, рыбные, грибные бульоны, т.к. они наиболее часто вызывают обострение аллергических заболеваний.

Продукты, являющиеся индивидуальными аллергенами, исключаются полностью. Замену следует проводить в соответствии с таблицей замены.

В целом диета детей, страдающих аллергическими заболеваниями, может быть близка к диете детей — реконвалесцентов заболеваний печени и желчевыводящих путей.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16

Питание детей этой группы, как и здоровых, должно быть сбалансированным по всем ингредиентам. При этом наибольшее внимание следует обращать на количественный и качественный состав белков и жиров рациона. Белки, поставляемые различными продуктами, должны быть богаты незаменимыми аминокислотами, количество животных белков должно быть не ниже возрастной нормы. Важно, чтобы дети-реконвалесценты получали растительные жиры в количестве не меньшем 15 — 25% от общего количества жира в рационе. Достаточное количество растительного жира в питании способствует повышению защитных сил организма, нормализует обменные процессы.

У детей этой группы часто наблюдается снижение аппетита, поэтому следует избегать избыточного потребления сахара и кондитерских изделий, т.к. они оказывают угнетающее влияние на аппетит. Пища должна быть красиво оформленной, разнообразной, легкоусвояемой. Для повышения аппетита рекомендуется дополнительно к обычному рациону давать фруктовые, ягодные или овощные соки, отвары из овощей.

В санаторные дошкольные учреждения поступают дети с туберкулезной интоксикацией, с малыми затухающими формами туберкулеза или имеющие контакт с туберкулезными больными.

В питании указанной группы детей могут быть приняты за основу примерные 10-дневные меню, разработанные для детских дошкольных учреждений, внося в них соответствующую коррекцию. Рекомендуется увеличить количество приемов пищи за счет назначения детям перед сном молочных продуктов (молоко, кефир и т.д.).

Дополнительные количества других продуктов питания, входящих в набор для санаторных дошкольных учреждений (сметана, яйцо, сыр, сливочное и растительное масло), целесообразно вводить в различные блюда или приготавливать из них вторые блюда на завтрак, полдник, ужин.

В наборе продуктов для санаторных детских дошкольных учреждений количество яиц и сыра увеличено в 2 раза. Это дает возможность чаще использовать указанные продукты в течение недели как самостоятельные блюда или добавлять их в запеканки, пюре и т.д.

Творог для данных учреждений можно получать на молочных кухнях и давать детям без тепловой обработки на завтрак или полдник. Следует подчеркнуть, что творог, получаемый с продуктовых баз, можно использовать только для приготовления запеканок, пудингов, сырников и т.д.

Из дополнительного количества мяса и рыбы можно приготовить на завтрак котлеты или суфле.

Существенное увеличение овощей в наборе продуктов для данного типа учреждений дает возможность значительно расширить ассортимент овощных блюд и включать в рацион сезонные овощи, в том числе свежую зелень. Овощи лучше использовать в сыром виде для приготовления салатов, которые можно давать не только в обед, но и на завтрак.

Фрукты и ягоды, количество которых значительно увеличено, можно давать свежими или в виде соков, муссов, желе, добавляя их к обеду в качестве десерта, а также на полдник или к ужину.

Приложение 1

  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Руководство. Педагогический состав
      • Администрация
      • Специалисты
    • Документы
    • Материально- техническое оснащение и оснащенность образовательного процесса
    • Стипендии и иные виды материальной поддержки
    • Финансово- хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приема и перевода
    • Платные образовательные услуги
    • Образование
      • Образовательные стандарты
      • Проектная деятельность
      • Экологическое воспитание дошкольников
    • Доступная среда
    • Международное сотрудничество
  • Чем живет «Сказка»
    • Фотогалерея
      • Видео
    • Наш профсоюз
    • Наши достижения
    • Питание в ДОУ
    • Наша территория
    • Наши группы
  • Противодействие коррупции
  • Персональные данные
  • Дистанционный режим обучения (# Дома нескучно)
    • Досуговая деятельность
    • К 75- летию Великой Победы
    • Безопасное лето
    • 17 июля- День символики Самарской области
  • Самара космическая 2021
  • Новигатор ДОПОБРАЗОВАНИЯ
  • Часто задаваемые вопросы
  • Основные сведения
  • Структура и органы управления образовательной организацией
  • Документы
  • Образование
  • Руководство. Педагогический состав
  • МТО и оснащенность образовательного процесса
  • Стипендии и иные меры материальной поддержки
  • Платные образовательные услуги
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приема (перевода)
  • Доступная среда
  • Международное сотрудничество

Качество питания в таких садах должно соответствовать всем нормам и правилам, а также требованиям родителей. В отличие от государственных детских садов, частные сады самостоятельно выбирают поставщиков продуктов. Особенностями планирования рациона малышей в частном детскому саду, во-первых, является возможность генерирования индивидуального рациона для малыша исходя из его семейных, национальных или физиологических особенностей. При поступлении ребёнка в частный детский сад родители заполняют анкету, в которой указываются вкусовые предпочтения их ребёнка. Частные сады могут без проблем составить меню для вегетарианцев, мусульман или аллергиков. Конечно, такие сады также обязаны соблюдать правила СанПиНа и все их питание также регламентировано высшими инстанциями, но такие сады могут позволить себе заменить индейкой курицу или добавить мясо кролика в рацион детей.

Во-вторых, все блюда в частных детских садах являются свежеприготовленными, полуфабрикаты не допускаются. Например, пельмени, сырники, вареники должны быть только руколепными, также нарезка овощей и фруктов производится непосредственно перед подачей на стол, ужин готовится во время послеобеденного тихого часа.

Нередким явлением в частных садах является обеспечение малышей уже приготовленными блюдами, которые привозят в изотермических контейнерах с пищеблоков других школ или садиков либо других организаций питания, а также кейтеринговыми компаниями. Они занимаются приготовлением и доставкой обедов.

В случае централизованной поставки из других школьно-базовых учреждений для подтверждения качества в товарно-транспортной накладной необходимо указывать:

  1. сведения о номере сертификата соответствия;
  2. срок его действия;
  3. орган, выдавший сертификат.

Либо:

  1. регистрационный номер декларации о соответствии;
  2. срок её действия;
  3. наименование изготовителя или производителя (поставщика), принявшего декларацию;
  4. орган, её зарегистрировавший.

Длительность нахождения ранее приготовленной еды в специальных термосах ни в коем случае не должно быть больше 2 часов. Столько тара способна поддерживать соответствующую температуру, которая должна быть не меньше, чем при раздаче. При наличии специального санитарного паспорта разрешается транспортировка продуктов питания, перевозка сырых ингредиентов и уже приготовленных блюд должна производиться раздельно. В летние сезоны можно предложить родителям докупать сезонные фрукты за отдельную плату. В частных детских садах питание может стать проблемой из-за визитов санэпидемслужб, поэтому иногда родителям предлагают давать малышам еду с собой в контейнере, а в обед её разогревать, такую практику часто используют в Европе. Расход на питание нужно включать в ежемесячную стоимость садика.

Организация питания детей дошкольного возраста

Все знают, что чистота-залог здоровья, поэтому детям необходимо показывать это на собственном примере. Всегда мойте руки перед едой и после, мотивируя своим примером малышей, ведь лучшим средством от микробов является мыло. Если ребёнок, прежде чем сесть за стол, играл в игрушки, с животными, пользовался туалетом, то, без сомнений, направляйте его в ванную.

Очень важно обучать детей правилам этикета и культуре питания с самого раннего возраста. Именно в детском саду ребёнок учится пользоваться вилкой, ножом,ложкой, учится накрывать стол скатертью, раскладывать салфетки, расставлять нас стол вазочки с цветами или по-своему украшать обеденный стол. Нужно не замечать отмечать приятный внешний вид блюда, запах. Если у ребёнка плохой аппетит, то можно предложить ему воды и уговорить съесть самую белковую часть блюда.

Важным аспектом являются соответствование окружающей обстановке принятию пищи. Не должно быть таких отвлекающих источников, как: громкие разговоры, приказы, музыка, когда приходит время обеда, то ребёнок не должен нервничать или быть в истерике. Нельзя торопить детей во время еды. Обязательно нужно накрывать столы скатертью, детям следует использовать салфетки. не должны вызывать негативные эмоции вид еды на тарелке, а, наоборот, вызывать аппетит. Температура приготовления пищи — 50–60°, чтобы не допустить ожога. Нельзя использовать алюминиевую посуду, лучше, чтобы она была из стекла или фаянса, возможна нержавеющая сталь.

Всегда указывайте детям о том, что нельзя класть локти на стол, после окончания приёма пищи нужно промокнуть рот салфеткой и вытереть руки, из-за стола не стоит выходить с пищей. Ребят старшего возраста можно интересно складывать салфетки (лебедь, кораблик). Обращать их внимание, что салфетка должна быть выглаженная, свежая, чистая.

Никогда не забывайте напоминать детям о том, что во время еды нужно:

  • Есть размеренно, а не торопливо или чересчур медленно;
  • Ждать, пока горячее блюдо или напиток остынет, а не дуть на них;
  • Есть беззвучно, а не чавкать;
  • Съедать всё, что лежит на тарелке; оставлять пищу некрасиво, но и вытирать тарелку хлебом досуха не следует;
  • Набирать соль специальной ложечкой или кончиком ножа;
  • Насыпать сахарный песок в чай или другой напиток специальной ложкой.

Одной из наиболее популярных компьютерных программ для оптимизации планирования питания является «Детский сад: Питание». В ней есть такие возможности, как:

  1. Учет продуктов;
  2. Проектирование технологических карт и рецептов блюд;
  3. Планирование меню на любой период, меню-требования;
  4. Подсчет расхода и остатков продуктов на складе,
  5. Бракеражный журнал;
  6. Составляются отчёты о составе блюд по химическим элементам, их витаминной ценности, количеству микроэлементов;
  7. Надёжное хранение всех важных данных, а также она постоянно обновляется и дорабатывается. Соответствует с нормами питания СанПиН 2.4.12660–10.
Понедельник
1-й завтрак Каша пшённая, батон с маслом, какао с молоком
2-й завтрак фрукт
обед Салат «Осень»
полдник Молоко, булочка веснушка
ужин Вермишель молочная, яйцо варёное, напиток смородиновый, хлеб пшеничный
вторник
1-й завтрак Омлет натуральный с кукурузой, батон с маслом и сыром, хлеб пшеничный
2-й завтрак сок
обед Салат из капусты с морковью, борщ на м\б со сметаной, рыба припущенная с овощами и сметанным соусом, рис отварной с маслом, компот из кураги, хлеб ржаной
полдник КМ напиток, манник
ужин Тефтели мясные, макароны с маслом, чай с лимоном, хлеб
среда
1-й завтрак Каша ячневая, батон с маслом, чай с молоком
2-й завтрак фрукт
обед Салат «Чиполлино» из лука, уха с зеленью, капуста тушённая с мясом, кисель из клюквы, хлеб ржаной
полдник Сок, рогалик сахарный
ужин Ленивые вареники, напиток из плодов шиповника, хлеб
четверг
1-й завтрак Каша «Солнышко» ( рис, пшено); батон с маслом и сыром, какао с молоком
2-й завтрак сок
обед Салат «Свёкла»(кусочками), суп с клецками, печень по-строгановски в сметанном соусе, гречка отварная рассыпчатая, компот из брусники, хлеб ржаной
полдник Чай с сахаром, мармелад
ужин Рыбные фрикадельки в сметано-томатном соусе, картофельное пюре, напиток из лимонов, хлеб
пятница
1-й завтрак Творожные сырники с изюмом и сгущённым молоком, батон с маслом, чай с лимоном
2-й завтрак фрукт
обед Салат «Морковный» с чесноком, суп щи со сметаной, биточки мясные, горошница с маслом, кисель черничный, хлеб ржаной
полдник КМ напиток, оладьи с джемом
ужин Каша пшеничная, компот из яблок, хлеб

Разработка питьевого режима должна происходить в соответствии с СанПин 2.4.1. 3049–13

  1. Вода в ДОУ должна всегда быть в свободном доступе для детей(няня кипятит воду 2 раза в день, потом раздаёт детям в стаканчиках, срок хранения кипячёной воды 3 часа, если в группе бутилированная вода либо кулеры с водой, то срок хранения не должен превышать указанного сна этикетке после вскрытия), норма строго не определена, но на 1 кг приходится 80 мл воды; Находясь в течение дня в детском саду малыш должен выпить около 70% суточной нормы;
  2. 18–20°С — норма температуры воды, которую потребляет ребёнок;
  3. На раздаточном столе должно находиться 2 подноса: 1 для ещё не использованных кружек, второй для использованных;
  4. Вода кипятится в отведённой для этого тары, которая обрабатывается ежедневно после ухода всех детей;
  5. В жаркое время года детям следует потреблять воду также при нахождении на свежем воздухе;
  6. Воспитателя и их помощники являются ответственными за потребление воды детьми;
  7. Педагогам всегда следует следить за тем, чтобы была кипячёная вода в группе.
График выдачи воды из пищеблока(4 раза в день):
Когда выдаётся Кем выдаётся
7.20 – 7.30 час, мл. воспитателем
10.00 – 11.00 час. мл. воспитателем
13.00 — 13.20 час., мл. воспитателем
15.00 — 16.00 час. мл. воспитателем

Уголок меню-это определённое место в группе, где содержится информация о завтраке, обеде, полднике и ужине. Соответственно каждый день эта информация должна обновляться.

Логично предположить, что уголок должен был привлекательным для детей, красочным, ярким. На плакате из плотной бумаге формата А4, А5, А6 изображаются любимые герои ребят, например, лунтик, смашарики, Маша и медведь и т. д. Такие персонажи вызывают у детей положительные эмоции, соответственно еда у них будет также ассоциироваться с чем-то приятным. Такой плакат можно нарисовать самостоятельно, можно найти в сети или приобрести в типографии. Эта форма должна иметь разбивку на 5 рабочих дней, там также есть кармашек, в нём находится информация о рационе ребят на ближайшие дни.

Питание детей в детских дошкольных учреждениях. Методические рекомендации

2.1. Основной целью организации питания в ДОУ является создание оптимальных условий для укрепления здоровья и обеспечения безопасного и сбалансированного питания воспитанников, осуществления контроля необходимых условий для организации питания, а также соблюдения условий поставки и хранения продуктов в дошкольном образовательном учреждении.
2.2. Основными задачами при организации питания воспитанников ДОУ являются:

  • обеспечение воспитанников питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в рациональном и сбалансированном питании;
  • гарантированное качество и безопасность питания и пищевых продуктов, используемых в питании;
  • предупреждение (профилактика) среди воспитанников дошкольного образовательного учреждения инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;
  • пропаганда принципов здорового и полноценного питания;
  • анализ и оценка уровня профессионализма лиц, участвующих в обеспечении качественного питания, по результатам их практической деятельности;
  • разработка и соблюдение нормативно-правовых актов ДОУ в части организации и обеспечения качественного питания в дошкольном образовательном учреждении.

4.1. Порядок поставки продуктов определяется договором (контрактом) между поставщиком и дошкольным образовательным учреждением.
4.2. Поставщик поставляет товар отдельными партиями по заявкам дошкольного образовательного учреждения, с момента подписания контракта.
4.3. Поставка товара осуществляется путем его доставки поставщиком на склад продуктов дошкольной образовательной организации.
4.4. Товар передается в соответствии с заявкой ДОУ, содержащей дату поставки, наименование и количество товара, подлежащего доставке.
4.5. Транспортировку пищевых продуктов проводят в условиях, обеспечивающих их сохранность и предохраняющих от загрязнения. Доставка пищевых продуктов осуществляется специализированным транспортом, имеющим санитарный паспорт.
4.6. Товар должен быть упакован надлежащим образом, обеспечивающим его сохранность при перевозке и хранении.
4.7. На упаковку (тару) товара должна быть нанесена маркировка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
4.8. Продукция поставляется в одноразовой упаковке (таре) производителя.
4.9. Прием пищевой продукции, в том числе продовольственного сырья, на пищеблок должен осуществляться при наличии маркировки и товаросопроводительной документации, сведений об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренных в том числе техническими регламентами. В случае нарушений условий и режима перевозки, а также отсутствии товаросопроводительной документации и маркировки пищевая продукция и продовольственное (пищевое) сырье на пищеблоке не принимаются.
4.10. Перевозка (транспортирование) и хранение продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции должны осуществляться в соответствии с требованиями соответствующих технических регламентов.
4.11. Входной контроль поступающих продуктов осуществляется ответственным лицом. Результаты контроля регистрируются в журнале бракеража скоропортящихся пищевых продуктов, поступающих на пищеблок ДОУ (Приложение 1).

5.1. Доставка и хранение продуктов питания должны находиться под строгим контролем заведующего, заведующего производством (шеф-повара) и кладовщика ДОУ, так как от этого зависит качество приготовляемой пищи.
5.2. Пищевые продукты, поступающие в дошкольное образовательное учреждение, имеют документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность.
5.3. Не допускаются к приему пищевые продукты с признаками недоброкачественности, а также продукты без сопроводительных документов, подтверждающих их качество и безопасность, не имеющие маркировки, в случае если наличие такой маркировки предусмотрено законодательством Российской Федерации.
5.4. Документация, удостоверяющая качество и безопасность продукции, маркировочные ярлыки (или их копии) должны сохраняться до окончания реализации продукции.
5.5. Сроки хранения и реализации особо скоропортящихся продуктов должны соблюдаться в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН.
5.6. Дошкольное образовательное учреждение обеспечено холодильными камерами. Кроме этого, имеются кладовые для хранения сухих продуктов, таких как мука, сахар, крупы, макароны, кондитерские изделия, и для овощей.
5.7. Складские помещения (кладовые) и холодильные камеры необходимо содержать в чистоте, хорошо проветривать.
5.8. Для предотвращения размножения патогенных микроорганизмов не допускается:

  • раздача на следующий день готовых блюд;
  • замораживание нереализованных готовых блюд для последующей реализации в другие дни;
  • привлечение к приготовлению, порционированию и раздаче кулинарных изделий посторонних лиц, включая персонал, в должностные обязанности которого не входят указанные виды деятельности.

5.9. В целях контроля за риском возникновения условий для размножения патогенных микроорганизмов необходимо вести ежедневную регистрацию показателей температурного режима хранения пищевой продукции в холодильном оборудовании и складских помещениях на бумажном и (или) электронном носителях и влажности — в складских помещениях (рекомендуемые образцы приведены в Приложении 12).
5.10. С целью минимизации риска теплового воздействия для контроля температуры блюд на линии раздачи должны использоваться термометры.
5.11. Температура горячих жидких блюд и иных горячих блюд, холодных супов, напитков, реализуемых через раздачу, должна соответствовать технологическим документам.

7.1. Медицинский персонал (при наличии) или назначенное ответственное лицо в дошкольном образовательном учреждении (член комиссии по контролю за организацией и качеством питания, бракеражу готовой продукции), должно проводить ежедневный осмотр работников, занятых изготовлением продукции питания и работников, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией, в том числе с продовольственным сырьем, на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, признаков инфекционных заболеваний. Результаты осмотра должны заноситься в гигиенический журнал (рекомендуемый образец приведен в Приложении 10) на бумажном и/или электронном носителях. Список работников, отмеченных в журнале на день осмотра, должен соответствовать числу работников на этот день в смену.
Лица с кишечными инфекциями, гнойничковыми заболеваниями кожи рук и открытых поверхностей тела, инфекционными заболеваниями должны временно отстраняться от работы с пищевыми продуктами и могут по решению работодателя быть переведены на другие виды работ.
7.2. Изготовление продукции должно производиться в соответствии с меню, утвержденным заведующим детским садом или уполномоченным им лицом, по технологическим документам, в том числе технологической карте, технико-технологической карте, технологической инструкции, разработанным и утвержденным руководителем организации или уполномоченным им лицом. В этом документе должна быть прописана температура горячих, жидких и иных горячих блюд, холодных супов и напитков. Наименование блюд и кулинарных изделий, указываемых в меню, должны соответствовать их наименованиям, указанным в технологических документах.
7.3. Контроль организации питания воспитанников ДОУ, соблюдения меню осуществляет заведующий дошкольным образовательным учреждением.
7.4. При формировании рациона здорового питания и меню при организации питания детей в ДОУ должны соблюдаться следующие требования:

  • питание детей первого года жизни должно назначаться индивидуально в соответствии с возрастными физиологическими потребностями, учитывая своевременное введение дополнительно к грудному вскармливанию всех видов прикорма в соответствии с таблицей 4 приложения №7 СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
  • питание детей должно осуществляться посредством реализации основного (организованного) меню, включающего горячее питание, дополнительного питания, а также индивидуальных меню для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании с учетом требований, содержащихся в приложениях №6-13 СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
  • меню должно предусматривать распределение блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин) с учетом следующего:

— при отсутствии второго завтрака калорийность основного завтрака должна быть увеличена на 5% соответственно.
— при 12-часовом пребывании возможна организация как отдельного полдника, так и «уплотненного» полдника с включением блюд ужина и с распределением калорийности суточного рациона 30%.
— допускается в течение дня отступление от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах +/-5% при условии, что средний % пищевой ценности за неделю будет соответствовать нормам, приведенным в Приложении 13, по каждому приему пищи.
— на период летнего отдыха и оздоровления (до 90 дней), в выходные, праздничные и каникулярные дни, при повышенной физической нагрузке (спортивные соревнования, слеты, сборы и тому подобное) нормы питания, включая калорийность суточного рациона, должны быть увеличены не менее чем на 10% в день на каждого человека.
— разрешается производить замену отдельных видов пищевой продукции в соответствии с санитарными правилами и нормами в пределах средств, выделяемых на эти цели организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
— для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, больных хронической дизентерией, туберкулезом, ослабленных детей, а также для больных детей, находящихся в изоляторе, устанавливается 15-процентная надбавка к нормам обеспечения, приведенным в таблице 3 приложения №7 СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
— для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, нуждающихся в лечебном и диетическом питании, по согласованию с органами здравоохранения определяются виды пищевой продукции и блюда с учетом заболеваний указанных лиц.
— для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, питание детей должно быть организовано 5-6 разовое в сутки по месту фактического пребывания ребенка.
7.5. При организованных перевозках групп детей автомобильным, водным и другими видами транспорта и при проведении массовых мероприятий с участием детей менее 4 часов допускается использовать набор пищевой продукции («сухой паек»), свыше 4 часов (за исключением ночного времени с 23.00 до 7.00) — должно быть организовано горячее питание.
7.6. Перечень пищевой продукции, которая не допускается при организации питания детей, приведен в Приложении 7.
7.7. В целях контроля за качеством и безопасностью приготовленной пищевой продукции на пищеблоке отбирается суточная проба от каждой партии приготовленной пищевой продукции.
7.8. Отбор суточной пробы осуществляется назначенным ответственным работником пищеблока (членом комиссии по контролю за организацией и качеством питания, бракеражу готовой продукции) в специально выделенные обеззараженные и промаркированные емкости (плотно закрывающиеся) — отдельно каждое блюдо и (или) кулинарное изделие.
Суточная проба отбирается в объеме:

9.1. Питьевой режим в дошкольном образовательном учреждении, а также при проведении массовых мероприятий с участием детей должен осуществляться с соблюдением следующих требований:
9.1.1. Осуществляется обеспечение питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям.
9.1.2. Питьевой режим должен быть организован посредством установки стационарных питьевых фонтанчиков, устройств для выдачи воды, выдачи упакованной питьевой воды или с использованием кипяченой питьевой воды. Чаша стационарного питьевого фонтанчика должна ежедневно обрабатываться с применением моющих и дезинфицирующих средств.
9.1.3. При проведении массовых мероприятий длительностью более 2 часов каждый ребенок должен быть обеспечен дополнительно бутилированной питьевой (негазированной) водой промышленного производства, дневной запас которой во время мероприятия должен составлять не менее 1,5 литра на одного ребенка.
9.2. При организации питьевого режима с использованием упакованной питьевой воды промышленного производства, установок с дозированным розливом упакованной питьевой воды (кулеров), кипяченой воды должно быть обеспечено наличие посуды из расчета количества обслуживаемых (списочного состава), изготовленной из материалов, предназначенных для контакта с пищевой продукцией, а также отдельных промаркированных подносов для чистой и использованной посуды; контейнеров — для сбора использованной посуды одноразового применения.
9.2.1. Упакованная (бутилированная) питьевая вода допускается к выдаче детям при наличии документов, подтверждающих её происхождение, безопасность и качество, соответствие упакованной питьевой воды обязательным требованиям.
9.3. Кулеры должны размещаться в местах, не подвергающихся попаданию прямых солнечных лучей. Кулеры должны подвергаться мойке с периодичностью, предусмотренной инструкцией по эксплуатации, но не реже одного раза в семь дней. Мойка кулера с применением дезинфекционного средства должна проводиться не реже одного раза в три месяца.
9.4. Допускается организация питьевого режима с использованием кипяченой питьевой воды, при условии соблюдения следующих требований:

  • кипятить воду нужно не менее 5 минут;
  • до раздачи детям кипяченая вода должна быть охлаждена до комнатной температуры непосредственно в емкости, где она кипятилась;
  • смену воды в емкости для её раздачи необходимо проводить не реже, чем через 3 часа. Перед сменой кипяченой воды емкость должна полностью освобождаться от остатков воды, промываться в соответствии с инструкцией по правилам мытья кухонной посуды, ополаскиваться. Время смены кипяченой воды должно отмечаться в графике, ведение которого осуществляется организацией в произвольной форме.

Организация питания в детском саду

10.1. К началу учебного года заведующим ДОУ издается приказ о назначении ответственных за организацию питания, создание комиссии по контролю за организацией и качеством питания, бракеражу готовой продукции, определяются их функциональные обязанности.
10.2. Ответственный за организацию питания осуществляют учет питающихся детей в Журнале учета посещаемости детей.
10.3. Ежедневно лицо, ответственное за организацию питания, составляет меню на следующий день. Меню составляется на основании списков присутствующих детей, которые ежедневно с 8.00 ч. до 8.30 ч. подают воспитатели.
10.4. На следующий день в 8.30 воспитатели подают сведения о фактическом присутствии воспитанников в группах лицу, ответственному за питание, который рассчитывает выход блюд.
10.5. С последующим приемом пищи (обед, полдник) дети, отсутствующие в дошкольном образовательном учреждении, снимаются с питания, а продукты, оставшиеся невостребованными, возвращаются на склад по требованию.
10.6. В случае снижения численности детей, если закладка продуктов для приготовления завтрака произошла, порции отпускаются другим детям, как дополнительное питание, главным образом детям старшего дошкольного и младшего дошкольного возраста в виде увеличения нормы блюда. На следующий день не пришедшие дети снимаются с питания автоматически.
10.7. Если на завтрак пришло больше детей, чем было заявлено, то для всех детей уменьшают выход блюд, составляется акт и вносятся изменения в меню на следующие виды приёма пищи в соответствии с количеством прибывших детей.
10.8. Учет продуктов ведется в книге учета материальных ценностей (журнале подсчета калорийности). Записи в книге производятся на основании первичных документов в количественном и суммовом выражении, по мере поступления и расходования продуктов.

11.1. Обеспечение питанием воспитанников за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, воспитанников за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов — органами местного самоуправления.
11.2. Объёмы финансирования расходов на организацию питания на очередной финансовый год устанавливаются с учётом прогноза численности детей в дошкольном образовательном учреждении.

Порядок организации и финансирования питания, предоставляемого на льготной основе, вносится дошкольным образовательным учреждением самостоятельно на основании региональных постановлений, распоряжений, приказов.

Деятельность по части организации кормления ребенка внутри групп исполняется под управлением педагога, также состоит в:

  • создании сохранных ситуаций при подготовке и в течении принятья пищи;
  • формировании культурно-гигиенических способностей в период приема еды ребенком.

Прием еды в группах исполняется точно по расписанию, которое утверждает заведующий ДОУ. Категорически запрещается привлекать дошкольников к получению пищи с пищеблока. Накануне раздачи пищи нянечка должна:

  • помыть столы теплой водой с мылом;
  • хорошо помыть руки;
  • надеть специальную форму для приема и раздачи пищи;
  • проветрить помещение;
  • накрыть столы в соответствии с приемом пищи.

Организация питания детей. Главным требованием верной организации питания дошкольников считается серьезное соблюдение санитарно-гигиенических условий к пищеблоку, готовки и хранения пищи.

Для профилактики острых кишечных заболеваний и пищевых отравлений сотрудники пищеблока серьезно следуют установленным требованиям к технической переработки продуктов, соблюдению собственной гигиены.

  • Прибытие продуктов исключительно с документами;
  • Есть дневник быстропортящихся продуктов, на которых имеется срок годности;
  • Проводится переработка пищевых продуктов: яиц, мяса, банок, овощей и фруктов;
  • Для готовки пищи употребляются допущенные продукты;
  • Каждый день полагается проверка сделанной продукции.

Рассмотрим основные санитарные нормы, регулирующие вопросы питания в ДОУ в таблице 1.

Основной принцип дошкольного питания должен служить максимальным разнообразием пищевых рационов.

Главными основами в создании рационального питания в ДОУ служат:

1. Соответственная энергетическая значимость меню, отвечающая за энергозатратность ребёнка.

2. Сбалансированность еды по абсолютно всем заменимым и незаменимым пищевым фактором, вместе с белками и аминокислотами, пищевыми жирами и жирными кислотами, различными классами углеводов, витаминами, минеральными солями и микроэлементами.

3. Большое множество меню, которые являются главными требованиями к обеспечению их сбалансированности, достигающимся с помощью необходимых ассортиментов продуктов и разных методов кулинарной переработки.

4. Правильная научно-техническая и кулинарная переработка продуктов и блюд, обеспечивает их высокое вкусовое достоинство и сохраняет начальные пищевые ценности.

5. Исключить из меню питания продукты и блюда, которые способны оказать нервирующее воздействие на слизистую органов пищеварения, и продукты, ухудшающие здоровье дошкольников с хроническими заболеваниями (вне степени обострения) или компенсированными функциональными нарушениями органов ЖКТ (облегчающие питание).

6. Учет характерных качеств дошкольников: невыносимость ими некоторых продуктов и блюд.

7. Залог санитарно-эпидемиологической сохранности питания, включает в себя все санитарные требования к условию пищеблока, транспортировке продукт питания, их приготовлению, хранению, раздаче блюд.

Деятельность по части организации кормления ребенка внутри групп исполняется под управлением педагога.

Прием еды в группах исполняется точно по расписанию, которое утверждает заведующий ДОУ. Категорически запрещается привлекать дошкольников к получению пищи с пищеблока.

Главным требованием верной организации питания дошкольников считается серьезное соблюдение санитарно-гигиенических условий к пищеблоку, готовки и хранения пищи. Сотрудники пищеблока серьезно следуют установленным требованиям к технической переработки продуктов, соблюдению собственной гигиены. Основные санитарные нормы, регулирующие вопросы питания в ДОУ в таблице 1.

Основной принцип дошкольного питания должен служить максимальным разнообразием пищевых рационов.

При организации питания ДОУ руководствуется СанПиНом, соблюдаются возрастные физиологические нормы суточной потребности детей в основных пищевых веществах. Суточная норма для энергии обязана удовлетворяться благодаря белкам – на 12-14%, жирам – на 25-35% и углеводам — на 55-60%. Чтобы удовлетворить данные необходимости, дети должны принимать нужные количества разных продуктов в конкретной пропорции. При всем этом пропорция должна быть 1:1:4 ( белок, жиры, углеводы).

В рационе каждый день должны быть овощи, фрукты, молочные и мясные продукты, хлеб.

Организация питания предусматривает строгое выполнение питания. Еще в дошкольном возрасте рекомендовано четырехразовое пропитание: завтрак, обед, полдник, ужин с интервалами 3,5-4 часа.

Часы приема еды обязаны являться одним и тем же в буднее, также в выходное время.

Промежуток приспособления считается более подходящим в воспитании у детей хорошего отношения к пище. Немаловажно непосредственно в данный период сформировать детям требование для приема еды: обдумать размещение столов, подходящую сервировку, подачу блюд; сформироваться в поведении педагога и его ассистента. Уместно столы устанавливать таким образом, чтоб ребята в период приема пищи видели ровесников. На очищенном обеденном месте обязаны быть совместные вещи, нужные ребятам в период пищи: столешница вместе с салфетками, вазочка с цветами, хлебница.

Организация питания детей. Проблеме кормления в ДОУ необходимо выделять значительное внимание. Развивать у ребенка привычку кушать различную еду – проблема довольно тяжелая, однако выполнимая.

В последний период времени в ДОУ зачисляются ребята, у которых не воспитан правильный подход к пище. У одних проявлена манера употреблять одинаковую еду (к примеру: макароны, сосиски и др.), у вторых – употреблять лишь любимые блюда, многие попросту никак не приучены без помощи других есть.

В период приема еды необходимо позволять ребятам при надобности обращаться к старшим, также к ровесникам. При этом не нужно оправлять ребенка, совершать критику.

В некоторых случаях дошкольник отрекается кушать. В данном случае необходимо понять причину отказа. Принуждать детей кушать в отсутствии аппетита не следует.

В период приема еды воспитателю уместно присутствовать за столом в то же время с ребенком, так как собственным образцом старшие развивают позитивное отношение к различной еде. Такого рода подход благоприятно воздействует на ребят, в особенности на детей раннего возраста.

Ребятам, что с трудом заглатывают еду, необходимо предоставить возможность запивать ее киселем, компотом, соком, либо простой теплой водичкой. В таком случае они с удовольствием употребляют пищу.

В первую очередь необходимо гарантировать стабильное, безо всяких исключений, осуществление определенных гигиеничных правил ребятами. Им поясняют их значимость. Однако немаловажно направить ребят, в особенности в первый период, грамотно усвоить необходимый опыт. К примеру, в первую очередь, приступая к мытью ручек, необходимо засучить рукава, хорошо намылить ручки. Промыв основательно руки, смыть мыльную пену, взять собственное чистое полотенце и досуха обтереть ручки.

Не стоит поторапливать ребенка, когда он сконцентрировано делает один и тот же процесс (к примеру: моет руки с мылом). Не нужно осуществлять данный процесс вместо него. Осваивая опыт, дошкольник как правило старается неоднократно осуществить конкретное движение. Со временем ребенок приучается собственными силами преодолевать задачу. Старший только лишь припоминает, либо задает вопросы, не позабыл ли малыш совершить то, либо иное, но в будущем воспитатель дает ему практически абсолютную инициативность. Однако контролировать, грамотно ли малыш осуществил эту задачу, требуется в течении полного дошкольного возраста.

Хорошо сформированные воздействия исполняются ребятами просто и оперативно, в соответствии с личной инициативе, в отсутствии напоминаний. В случае если ребенок позабудет об той или иной задаче, к примеру примчится и усядется за стол, не помыв ручки, в таком случае мельчайшего знака, либо напоминания предостаточно, для того чтобы ребенок поправил собственную ошибку. Однако, в случае если у детей вовремя никак не сформированы соответственные умения, то осуществление их потребует немалых стараний.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ В ДОУ

Обращаем Ваше внимание на то, что в СанПиН отсутствуют некоторые прямые требования, которые раньше необходимо было соблюдать. Они касались:

  • мытья посуды в нескольких секциях ванны и при определённой температуре;
  • запрета на использование плит, работающих на дровах, углях, другом твёрдом топливе;
  • обязательного присутствия естественного освещения;
  • дезинфекции и мойке уборочного инвентаря в конце смены;
  • прямого запрета на использование посуды со сколами;
  • хранения чистой кухонной посуды на стеллажах установленной высоты;
  • наличия инструкции о мытье посуды;
  • наличия при себе медицинской книжки у курьера;
  • хранения муки и крупы на установленной высоте;
  • конкретных сроков годности: хранение салатов (3 часа);
  • запрета на приготовление макарон по-флотски, яиц-глазуньи;
  • хранения пищевых отходов в отдельном холодильнике;
  • конкретной температуре горячих блюд;
  • использования ветоши;
  • соблюдения процедуры обработки яиц;
  • выполнения специальных этапов при обработке овощей;
  • выноса отходов.

При необходимости соблюдение этих требований может продолжаться, однако в ходе санитарной проверки оценивать их исполнение не будут.

Таким образом, в данной статье мы рассказали Вам об основных изменениях и нововведениях, которые отображены в СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Советуем Вам при необходимости ознакомиться с новым СанПиН самостоятельно.

Также мы рады сообщить, что наша программа «Детский сад: Питание» уже обновлена в соответствии с действующим правовым актом и доступна пользователям!


Все дошкольные и школьные детские учреждения России строят свою работу по организации питания на основе единых законодательных актов, главными среди них являются:

  • федеральный закон «Об образовании» (№ 273-ФЗ от 29.12.2013г.);
  • Постановление СанПиН 2.4.3049-13 утвержденное Главным сан.врачом от 15 мая 2013г. № 26;
  • подзаконные акты Минобразования, Роскомнадзора, методические рекомендациями и постановления местных органов власти.

Основным законодательным актом, детально рассматривающим организацию питания на всех этапах, остается СанПиН 2.4.3049-13.
Единым контролирующим органом, в соответствии с законами РФ, выступает Роскомнадзор, в функции работников которого входит обязательная проверка процессов организации питания в дошкольных и школьных образовательных учреждениях России.

Ответственность за правильную организацию питания детей, по закону, возложена на руководителя дошкольного учреждения или школы. Директор организует и контролирует все процессы обеспечения питания детей.

Указом директора создается бракеражная комиссия, в которую входят ответственные работники учреждения и несколько родителей детей. Комиссия контролирует работу кухни (если она есть), процессы приготовления пищи и ее раздачу в назначенное по расписанию время.
Директор определяет форуму организации питания самостоятельно. Сегодня можно обозначить три основных формы организации питания в дошкольных и школьных детских учреждениях:

  • полное самостоятельное обеспечение питания с приготовлением еды на месте, с полным штатом работников пищеблока и раздачи, самостоятельным поиском поставщиков продуктов питания (самый затратный вариант, в котором помимо средств на продукты по нормативам на каждого ребенка еще придется содержать штат поваров и работников кухни для обеспечения приготовления и раздачи готовой пищи);

В этой самой младшей возрастной группе главной особенностью является начавшееся формирование и некоторая недоразвитость пищеварительной системы. Для малышей специалисты рекомендуют организовывать частое питание (минимум 4 раза, а лучше -6) небольшими порциями. Обычно в большинстве детских садиков встречается именно такое 4-6-разовое питание с завтраком, обедом, полдником и ужином, а иногда — вторым завтраком.

Так как в детских садиках дети проводят большую часть дня, то и прием пищи должен быть организован так, чтобы покрыть почти всю суточную потребность детского организма в необходимых ему веществах, минералах и витаминах.

Ученики первых классов средней школы мало чем отличаются от групп детского сада. У этой категории детей нормы потребления продуктов и их энергетическая ценность корректируются в соответствии с возрастом.

СанПиН-2021: что изменится в работе детских садов

Ни в коем случае не заставляйте ребенка есть насильно, если у него нет аппетита. Отсутствие аппетита – повод пересмотреть режим дня, может быть ребенку не хватает двигательной активности или он много времени проводит в закрытом помещении.
Если с режимом дня все в порядке, а отсутствие аппетита стало постоянным, то стоит обратиться к врачу для обследования. Начальным симптомом некоторых болезней является пропавший аппетит.

В отношении еды вообще желательно все делать по ощущениям ребенка, если он не хочет есть, не стоит его уговаривать.
Ни в коем случае нельзя торопить ребенка во время еды, лучше есть тщательно все пережевывая и не спеша, так как пищеварение начинается в ротовой полости.

Нельзя ребенка перекармливать. Важно и нужно укладываться в примерный суточный режим калорий и количества потребленной пищи.
Вкусные и сладкие продукты должны идти в качестве десерта после основных блюд во время завтрака, обеда или ужина. Их не стоит давать как самостоятельные блюда.

Быстрый обмен веществ способствует быстрому выведению жидкостей из организма, поэтому дети пьют чаще чем взрослые. Не отказывайте им в этом.

Правильное питание – залог здоровья, но не все это воспринимают серьезно. О «хлебе насущном» человек думает в течение всей своей жизни, каким бы трудом он не занимался. За последние 100-150 лет наш рацион изменился до неузнаваемости. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, мажем на хлеб искусственное масло, утоляем голод хот-догами, чипсами и шоколадными батончиками. Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола здоровую еду.

Тема питания детей всегда была актуальной: известно, что фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период. В этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни. В их формировании важнейшую роль играет семья. Современные дети под воздействием рекламы часто предпочитают продукты, которые не только не приносят пользы, но и наносят вред их здоровью.

В старшей группе №6 педагоги у дошкольников формируют основные понятия рационального питания через систему проведения разнообразных мероприятий. Например, в сюжетно – ролевой игре « Продуктовый магазин» у детей расширяются знания о продуктах питания и их значении для человека, о понятиях «питательные вещества», «правильное», или «здоровое питание».

Также такая игра развивает у детей любознательность, умение выделять правила здорового питания, желание вести здоровый образ жизни.

О пользе лука знают все, ведь это вкусный пищевой продукт, полезный овощ со множеством витаминов. Вот и ребята из подготовительной группы №7 решили своими руками посадить лук у себя в группе. Ухаживали, поливали, следили за его ростом, а когда он подрос, воспитатели срезали его и добавили детям в суп. Ах, какой вкусный оказался суп! А потому, что ребята сами его посадили и вырастили.

Обеспечение детей качественным питанием полностью зависит от родителей, ведь ребенок не может самостоятельно привить себе основы правильного питания и составить рацион. Если родители питаются неправильно, дети будут поступать аналогичным образом.

Некоторые родители не знают, какое воздействие может оказать детский фастфуд, ошибочно полагая, что он не отличается от других блюд. На самом же деле фастфуд не имеет ничего общего с правильным питанием, это полностью бесполезное блюдо. Поэтому говорить о вреде, наносимом фастфудом нашему здоровью, важно и актуально.

Ребята подготовительной группы № 5 показали своим родителям сценку, где свежие фрукты и овощи одержали убедительную победу над «быстрой едой». Всем было очень интересно и занимательно в очередной раз убедиться, что от фастфуда надо отказаться не только детям, но и старшему поколению.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *