Аспирантура магистратура бакалавриат разница

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аспирантура магистратура бакалавриат разница». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Бакалавриат сам по себе является системой предоставления студенту полноценного высшего образования. Поступить на бакалавриат можно имея за плечами общее среднее образование либо среднее профессиональное.

Срок обучения стандартен – это четыре года, за период которых студенту предоставляется возможность получить общую фундаментальную базу знаний и навыков.

В качестве подведения итогов обучения на данном уровне студенты осуществляют защиту своей работы, позволяющей подтвердить полученный уровень знаний, после чего им выдают диплом соответствующего образца, в котором оговорена одна из квалификаций – прикладного бакалавра либо академического бакалавра.

Получение такого документа предоставляет возможность трудоустроиться по полученной профессии, либо далее обучаться в магистратуре.

Что такое аспирантура, магистратура, бакалавриат

Специалитет. Он в чем-то подобен бакалавриату, но его программа дает студенту больше практических навыков при ведении профессиональной деятельности. На специалитет также поступают, имея среднее профобразование либо среднее общее, вот только срок его получения более длительный – не четыре, а пять лет.

Окончив обучение, выпускник получит на руки диплом специалиста с квалификационной отметкой и указанием отрасли деятельности, например, «юрист – «правоохранительная деятельность» или экономист «экономическая безопасность».

На этом уровне существует несколько видов подготовки кадров, один из них аспирантура.

Аспирантура – это вид подготовки специалистов, которые впоследствии будут заниматься как научно-исследовательской деятельностью, так и преподаванием в высших учебных заведениях страны. В аспирантуре имеют возможность учиться специалисты и магистры, тут все зависит от выбранного направления деятельности, поскольку не все специальности имеют магистратуру и выпускники специалитета могут сразу поступать в аспирантуру.

Кроме практической деятельности аспирантам дают знания необходимые для ведения исследовательской и научной деятельности, педагогической деятельности. Аспирант сам осуществляет выбор желаемого направления, ищет интересующую его тему для написания диссертационной работы. Обучение в аспирантуре довольно длительное, как правило, до трех лет, а в заочной форме обучение – до четырех.

В дипломе будет проставлена отметка квалификационного уровня «преподаватель-исследователь» либо просто «Исследователь». Выпускник получает соответствующую научную степень – кандидата наук. Эта степень позволит ему впоследствии получить степень доктора наук, при условии создания определенных работ и проведения научной деятельности необходимого уровня.

Уровни российского высшего образования

Считается следующим, более высоким уровнем высшего образования, хотя поступить в него, как и в бакалавриат, можно сразу после школы. От бакалавриата он отличается тем, что по ФГОС его программы ориентированы на более глубокую практическую подготовку в определенной отрасли. В дипломах выпускников в графе «квалификация» записывают не просто «специалист», как у бакалавров – «бакалавр», обозначая уровень полученного образования, а указывают конкретную профессию: например, «инженер-судоводитель», «врач-кибернетик», «режиссер цирка», «юрист», «математик, механик, преподаватель».

В специалитете учатся 5 лет, на некоторых направлениях – до 5,5 года. На заочных и очно-заочных отделениях срок обучения увеличивается на один год, но примерно половина программ только очные.

Порядок поступления в специалитет такой же, как и в бакалавриат: на базе 11 классов или СПО (среднего профобразования) + школьный аттестат. Вступительные экзамены – ЕГЭ и (или) внутренние испытания вузов. При поступлении в вузы конкурс в бакалавриат и специалитет проходит раздельно.

Следующий после бакалавриата уровень образования. Магистратура нужна, чтобы углубить полученные в бакалавриате знания по выбранному направлению, дополнить их практическими навыками и подготовить студентов к научной работе. Поэтому все специальности бакалавриата «дублируются» в магистратуре – их коды совпадают, за исключением шифра, обозначающего уровень образования. Например, в бакалавриате есть направление «Картография и геоинформатика» 05.03.03. В магистратуре ему соответствует одноименное, но с кодом 05.04.03 (вторая группа цифр – это указание на уровень высшего образования, в этом конкретном случае – магистратуру).

Учиться в магистратуре 2 года, на очно-заочных и заочных программах (их немного, и они есть не на всех направлениях) – на 3–6 месяцев дольше. Выпускники получают диплом с квалификацией «магистр».

В магистратуру поступают по экзаменам, которые вузы проводят сами. Есть университеты, которые заменяют тестирование по предметам, изученным в бакалавриате, конкурсом портфолио.

Поступить в магистратуру можно с высшим образованием любого уровня – после бакалавриата, специалитета или даже аспирантуры, если вдруг после занятий наукой захочется радикально изменить направление деятельности. При этом только для бакалавров, впервые поступающих на программу более высокого уровня, учеба будет бесплатной. Выпускники специалитета и аспиранты могут учиться в магистратуре платно. Но есть одно исключение – для тех, кто получил университетский диплом до 2010 года. До этого времени в документах об образовании им присваивали квалификацию «дипломированный специалист». Именно так сформулированная запись дает право претендовать на бесплатную учебу в магистратуре после специалитета или аспирантуры.

Аспирантура и магистратура — отличия между ступенями высшего образования

В самом начале становления Российской Федерации, в 1992 г., был принят Закон «Об образовании», который впервые ввел понятие образовательного стандарта. На сегодняшний день в стране действует третье поколение стандартов, принятых еще в 2009 г. В них регулярно вносятся поправки, последние изменения были внесены в конце 2018 г. Современное образование не стоит на месте, поэтому уже разработаны новые проекты, которые должны быть реализованы в 2019 г.

Согласно принятым федеральным образовательным стандартам, были установлены правила, касающиеся системы образования в России:

  • Новый статус получила аспирантура, ставшая отдельным уровнем.
  • Введены такие понятие как сетевое, дистанционное и электронное обучение, которое может быть использовано на всех ступенях образования.
  • Все вузы должны создавать образовательные документы, опираясь на специальные федеральные программы обучения, разработанные специальной комиссией.

Исключение составили два ведущих вуза страны: МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ. Они могут разрабатывать собственные образовательные программы, поскольку им изначально был присвоен особый статус научно-образовательных центров.

По принятии образовательных стандартов нового поколения система высшего образования была разделена на три ступени:

Специалитет являлся основной формой образования высшего уровня в РФ до сентября 2003 года, когда Россия перешла на Болонскую систему, подписав соответствующую декларацию. Хотя форма специалитета успешно применяется некоторыми вузами страны до сих пор. Поступление на специалитет осуществляется на основе результатов ЕГЭ. Обучение продолжается 5 лет (очная форма) или 6 лет (заочная форма). Выпускник дальше может поступить как в магистратуру (только на платной основе), так и сразу в аспирантуру. Эта форма образования считается достаточно престижной в России, но за рубежом найти работу с дипломом специалиста будет проблематично, поскольку там подобная форма не практикуется.

Многие часто путают магистратуру и аспирантуру, считая, что это синонимичные понятия. Однако это совсем не так. Вот основные отличия между этими уровнями:

  • магистратура – это только второй из трех высших уровней образования в России, тогда как аспирантура – третий, более высокий, заключительный этап;
  • магистратура способствует получению более широкого и глубокого спектра знаний, по сравнению с бакалавриатом. Выпускники магистратуры имеют право вести преподавательскую деятельность по специальности в средне-профессиональных учебных заведениях. Но только выпускники аспирантуры могут преподавать в вузах;
  • магистратура относится только к вузовской системе обучения, аспирантура, в свою очередь, может быть прикреплена к НИИ или какой-любой другой организации исследовательской направленности;
  • в магистратуру могут поступать выпускники бакалавриата либо специалитета. В аспирантуру можно поступать только после получения диплома специалиста или магистра, т.е. после успешного завершения второй ступени обучения;
  • по окончании аспирантуры выпускнику присваивается ученая степень кандидата наук.

Аспирантура и магистратура – две ступени высшего образования, которые практически не имеют ничего общего.

Аспирантура дает более обширные знания, позволяет углубленно работать над определенной темой. Внутренний экзамен при поступлении в аспирантуру имеет более высокий уровень сложности.

Какую ступень образования выбрать, какие между ними различия, вы узнаете, посмотрев видео.

  • Магистратура необходима тем обучающимся, которые хотят в дальнейшем получить более престижную работу, благодаря прохождению еще одной образовательной ступени. Однако в жизни такая схема работает преимущественно только в самых крупных российских городах. Чаще всего работодатель проверяет только наличие диплома, а не количество пройденных ступеней, особенно в тех направлениях, где нехватка кадров ощутима сильнее всего. Но жизнь не стоит на месте, все больше и больше становится молодых, успешных руководителей, которые требуют той же успешности, активности и глубокого знания профессии от своих работников. Поэтому магистратура приобретает все большую значимость;
  • магистратура может полностью изменить всю жизнь человека. Если студент, получил статус бакалавра по одной специальности, понял вдруг, что она ему неинтересна, он может сдать экзамены в магистратуру по совершенно другому направлению;
  • те, кто хочет связать дальнейшую жизнь с образованием и преподавательской деятельностью, обязательно должны получить диплом магистра. Только это позволит им преподавать в колледжах и техникумах.

Магистратура приобретает статус второго высшего образования только для тех, кто уже имеет статус специалиста или магистра. Если же поступление в магистратуру осуществляется после окончания бакалавриата, то она не рассматривается как второе высшее образование.

Магистратура – та форма обучения, над поступлением в которую нужно хорошо подумать и оценить свои силы. Кроме того, не стоит слишком радикально менять свою специальность, полученную ранее, поскольку обучение на этой ступени подразумевает наличие глубоких знаний по выбранной специальности.

Аспирантура – это такая ступень обучения, при которой невозможно не посещать занятия, прогуливать лекции. Целью окончания аспирантуры является написание кандидатской диссертации, над которой необходимо основательно потрудиться. Это целое проведенное исследование (или комплекс исследований), которое проводится практически самостоятельно, затем анализируется и становится основой для данной научной работы.

У абитуриента, который поступает в белорусский вуз, подобных вопросов обычно не возникает. Всё потому, что понятия «специалитет» и «бакалавриат» чаще применяются в зарубежных университетах. В Беларуси можно получить высшее образование I ступени (получение квалификации специалиста после 4−6 лет обучения) и II ступени (получение степени магистра). Бакалавриата как такового нет. Поэтому в белорусском понимании специалист — это человек, окончивший высшее учебное заведение и получивший определённую квалификацию.

Бакалавр, магистр, сем: о чём речь?

За границей же специалитет и бакалавриат не одно и то же. Например, в России, с 2007 года ступени образования заменили на уровни. К первому уровню высшего образования относят бакалавриат. А ко второму — подготовку специалиста, магистратуру. Так, бакалавр получает общие знания по профилю без узкой специализации (учится 4 года). После окончания учёбы может идти работать либо поступить в магистратуру. При этом магистратура считается следующей ступенькой (вторым уровнем) высшего образования. По сути, как перейти из базовой школы в среднюю. Ведь после 9 классов у тебя будет свидетельство, но не такое серьёзное, как аттестат после 11 класса. Он даёт возможность поступить только в колледж или лицей, а с аттестатом за среднюю школу у тебя больше вариантов. Плюс к тому диплом бакалавра котируется за рубежом.

Специалист же получает конкретную специализацию в рамках своего направления. Например, в рамках программного обеспечения информационных технологий изучает цифровую безопасность. Учится 5−6 лет. После выпуска также может продолжить учёбу в магистратуре.

Стоит ли поступать в магистратуру: взвешиваем все «за» и «против»

Идём дальше. И бакалавр, и специалист могут поступать в магистратуру, чтобы повысить квалификацию или сменить специализацию. Например, учитель биологии может поступить в магистратуру, чтобы получить категорию. Но он также может выучиться в магистратуре на психолога. А если бакалавр или специалист повысил свою квалификацию в магистратуре, но понял, что хочет заниматься научными исследованиями в своей области? В таком случае речь идёт о послевузовском образовании и поступлении в аспирантуру для получения научной квалификации «Исследователь».

Интервью с аспирантом ПГУ об учёбе и научных достижениях

Что лучше: специалитет, бакалавриат или магистратура?

Чтобы не запутаться в понятиях, применяемых в образовательной иерархии, обратимся к словообразованию, где суффиксы -ант и -ент означают незаконченное действие:

  • абитуриент – поступающий в ВУЗ;

  • студент – обучающийся в высшей школе;

  • магистрант – студент магистратуры;

  • аспирант – слушатель аспирантуры.

Иными словами, все те, кто находится в процессе.

Учащиеся, освоившие программу обучения, написавшие и защитившие дипломную работу или диссертацию, получают квалификацию:

  • бакалавра;

  • специалиста;

  • магистра.

Это дипломированные специалисты, имеющие профессиональное образование и готовые к трудовой деятельности по своей специальности.

Чем отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры. Квалификация бакалавра получается за 4 года, котируется как высшая профессиональная подготовка, сопровождается дипломом государственного образца, дает право осваивать параллельно несколько специальностей.

Бакалавриат предполагает получение профиля — уровня подготовки, который выходит за рамки специализации. Поэтому будущий бакалавр может параллельно осваивать смежные специальности в рамках выбранного профиля. Плюс он котируется в международной системе.

Специалитет — классическая программа обучения, занимает 5−5,5 лет, предполагает освоение узкой выбранной специальности. Престиж такой подготовки распространяется на работодателей России, стран СНГ, но не на Европу, США, Канаду, Азию. Диплом специалиста за рубежом надо подтверждать. Россиянам он дает право поступать сразу в аспирантуру, бакалавру надо сначала стать магистром.

Параллельное освоение смежных специальностей не доступно. По окончании курса специалист выбирает между магистром, аспирантом и работой. Магистратура для него является уже вторым образованием.

Как отличаются специалитет с магистратурой и что это бакалавру дает? Магистр — второй уровень профессиональной подготовки, предполагает теоретическую базу и научно-исследовательскую практику. Обучение:

  • длится от 2 лет;
  • заканчивается защитой магистерской диссертации;
  • степень магистра котируется, понятна работодателям РФ, Европы, США.

Часто магистрами становятся для получения более высокой должности или преодоления «карьерного потолка» — она дает право занимать руководящие должности.

Теперь вы знаете, что выше магистратура или специалитет. Другое дело, что студент бакалавриата остается свободным в выборе модели подготовки.

  • Классическая (привычная) тактика — окончание бакалавриата (4 года) плюс 1−1,5 года специалитета. Всего занимает 5−6 лет. Дает преимущества на отечественном трудовом рынке, но для зарубежного нанимателя имеет значение только диплом бакалавра.
  • Новая система — бакалавриат + магистратура — двухуровневая профильная подготовка, определяющая более высокое качество держателя диплома магистра. Длится 6−7 лет, дает преимущества при трудоустройстве.

Чем отличается магистратура аспирантура и бакалавриат

Ключевой плюс специалиста — «узость» квалификации: человек получает знания по максимуму по выбранной специальности. Он может продолжать обучение — поступить на аспирантуру, если ему интересна научная/педагогическая деятельность. Для некоторых отечественных работодателей (хотя болонская система действует 20 лет, стереотип полностью себя не изжил) степень специалиста более привлекательна и авторитетна.

Чем еще отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры? Учащиеся разных программ получают образование в течение разных сроков:

  • те, кто нацелен на получение степени бакалавра, учатся не менее 4-х лет;
  • те, кто намереваются получить диплом квалифицированного специалиста, проходят обучение больше 5 лет (иногда 5,5 лет);
  • те, кто выбирает направление магистратуры, должны проходить обучение в течение не меньше 6 лет.

Что касается специалитета, то тут говорится об основной проф. образовательной программе, в которую входит изучение гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных предметов общенаучной направленности, общепрофессиональные дисциплины, теоретическая и практическая подготовка по специализации и специальности.

Данная форма образования отличается от общепринятой в Европе. Специалитет – классическая форма образования в России, которая осталась в немногих вузах страны, в том числе, на медицинских, военных и инженерных факультетах.

Магистратура – программа, построенная на основе бакалавриата. Длится 2 года. Содержит практические и теоретические занятия по выбранному направлению.

Обучение на магистратуре предполагает научно-исследовательскую и педагогическую деятельности. Общий срок обучения вместе с бакалавриатом – 6 лет.

Выпускник магистратуры проходит итоговую аттестацию и предъявляет магистерскую работу, при успешной защите которой учащемуся присваивают степень магистра.

Учащихся часто интересует, кто выше – магистр или бакалавр. Ответ здесь очевиден: обладатель степени магистра котируется на рынке труда выше бакалавра, так как и срок его обучения, количество и качество учебных часов и дисциплин гораздо выше.

Следует понимать, что здесь речь идет о двух совершенно разных программах обучения.

Бакалавриат является высшим образованием по ускоренной программе. В нем студент получает общие базовые знания по определенному направлению в течение 4 лет.

Если студенту нужны углубленные знания, он после бакалавриата поступает в магистратуру, где учится еще 2 года. Повысить уровень знаний можно везде, где есть специальные магистерские программы (а есть они не у всех вузов).

Чем отличается магистратура от аспирантуры в России

Кроме самого звания — «бакалавр» или «специалист» по какому-то направлению — в дипломе специалиста дополнительно указывается еще и точная специальность: юрист, психолог, инженер.

Если изучить приложение к диплому, где указаны учебные дисциплины и затраченное на них время, можно увидеть, что у этих двух программ обучения разная глубина охвата предметов.

Выпускникам специалитета предоставляется больше карьерных возможностей. Бакалавр сможет поравняться со специалитетом только после того, как окончит магистратуру.

Вот наглядный пример того, как отличаются уровни подготовки и компетенций выпускников двух разных программ обучения (бакалавриата и специалитета) на юридическом образовании:

  1. Бакалавриат – Юриспруденция. Выпускник в целом хорошо подкован в законодательстве, может работать с документацией, проводить консультации, представлять частное лицо или компанию в суде. Но для получения специальных знаний придется осваивать ремесло на практике или в ходе обучения на следующей ступени образования.
  2. Специалитет – Судебная экспертиза. Здесь студенту передаются узкопрофильные знания по предмету. Выпускник может сразу расследовать преступления и проводить судебные экспертизы, так как его уровень знаний позволяет это сделать.

Диплом бакалавра включает лишь общее направление.

Есть профессии, обучиться которым можно только на специалитете.

Если разница между бакалавром и магистром ясна, то здесь у некоторых возникают сложности. В специалитете идет освоение третьего уровня получения высшего профессионального образования. Тут можно выбрать 2 программы основных типов:

  1. Программа современного специалитета.
  2. Программа магистратуры.

Так в чем же отличие бакалавриата от магистратуры, и что лучше – магистр или бакалавр? Бакалавриат – это базовая первая ступень высшего образования, а магистратура представляет второй уровень.

Специалитет стоит на особом месте, потому как программа обучения начинается как первый базовый уровень, но ее выпускник рассматривается работодателями как специалист-магистр. И если сравнивать, что лучше – специалитет или бакалавриат, то у первого несколько больше карьерных перспектив. Вот в чем основная разница между ними.

Аспирант после защиты диссертации может получить не только профессиональное образование, но и степень доцента, кандидата наук и звание доктора в разных сферах. В педагогической практике аспиранты после защиты квалификационной работы могут стать профессорами на кафедрах ВУЗа. Магистр имеет схожие преимущества:

  • Выпускник также получает углублённые знания в области профильного образования.
  • Магистр становится на шаг «умнее» и разборчивее в своей области изучения предмета.
  • Магистратура ставит перед собой задачу дать практические навыки для студентов разных профилей – для специалистов и бакалавриата.
  • Магистр также может работать педагогом в ВУЗе, но только в качестве старшего преподавателя или ассистента.

Учёба в аспирантуре длится не 2 года. В первые 3-5 лет студенты изучают минимум, который необходим для овладения степенью специализации в зависимости от формы и специальности по направлению профиля.

Оставшиеся 2-3 года аспирант занимается исследовательской деятельностью. Дополнительно он сдаёт кандидатские минимумы каждый год, а это – английский язык, философия и история.

Предметы могут отличаться, всё зависит от профиля студента.

Также участники образовательного процесса должны проходить ежегодную аттестацию по философии и предмету специальности. Эти отличия и есть между магистратурой и аспирантурой. Магистр не сдаёт никаких профилей, лишь сдаёт сессии и пишет магистерскую, которая не отличается от диплома бакалавра.

Это законченное высшее образование. Поступать на программы бакалавриата могут обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Учеба длится 4 года и предполагает общую фундаментальную подготовку.

По окончании студенты защищают квалификационную выпускную работу. По ее итогам выдается диплом бакалавра.

В чем разница между дипломом магистра, бакалавра и специалиста?

Позволяет углубить специализацию по выбранному направлению. На программы магистратуры могут поступать бакалавры и специалисты. Обучение длится не менее двух лет и предусматривает подготовку студента к научно-исследовательской деятельности. Выпускники защищают выпускную работу (магистерскую диссертацию), по итогам которой выдается диплом магистра и присваивается квалификация «Магистр».

АСПИРАНТУРА – форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу. Аспиранты выбирают научное направление, тему исследования для своей диссертации. Обучение на очной форме длится не менее 3-х лет, на заочной – не менее 4-х. Выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации («Исследователь», «Преподаватель-исследователь»). По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого. Кандидаты наук допускаются к соисканию степени доктора наук (второй степени, подтверждающей статус ученого), присуждаемой по итогам защиты докторской диссертации.

АДЪЮНКТУРА – аналог аспирантуры в учебных заведениях, относящихся к Министерству внутренних дел и Минобороны России.

ОРДИНАТУРА – это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования. Обучение длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях, в ходе которой студенты формируют необходимые профессиональные умения и навыки. По окончании сдается трехступенчатый квалификационный экзамен. Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.

АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА – форма подготовки работников высшей квалификации в области искусств. По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в данной области. Срок обучения не превышает двух лет и представляет собой реализацию индивидуального учебного плана под контролем научного руководителя и заведующего кафедры учебного заведения. Выпускная работа представляет собой выступление, концерт, показ, выставку, фильм в зависимости от специализации. По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом о ее окончании.

Российское законодательство гарантирует россиянам бесплатное получение лишь одного высшего образования (I, II, III уровней), за второе всегда приходится платить. Иностранцы, закончившие университет за пределами Российской Федерации, могут получить второе высшее образование в российских вузах как платно, так и за счет средств госбюджета РФ (при условии успешного прохождения конкурсного отбора). Это можно сделать в формате бакалавриата (до 4-х лет обучения), специалитета (до 6-ти лет) или магистратуры (не менее 2-х лет). Конкурсный отбор проходит на основе вступительных экзаменов. По окончании выдается диплом, подтверждающий присвоение квалификации.

Вид образования Бакалавриат Специалитет Магистратура
Образовательный ценз при поступлении Среднее общее образование или его эквивалент Среднее общее образование или эквивалент Бакалавриат

Специалитет

Сроки обучения (очная форма) 4 года Не менее 5 лет 2 года
Получаемый документ об образовании Диплом бакалавра Диплом специалиста Диплом магистра
Приобретаемая квалификация (степень) Академический бакалавр, прикладной бакалавр Специалист Магистр
Характер образования Общая фундаментальная подготовка по определенному направлению без узкой специализации Ориентировано на практическую работу в отрасли по выбранному направлению Глубокое освоение теоретических аспектов, ориентированное на научно-исследовательскую деятельность
Форма итоговой государственной аттестации Сдача государственных экзаменов, подготовка и защита бакалаврской выпускной квалификационной работы Сдача государственных экзаменов и защита дипломной работы (проекта) Сдача государственных экзаменов и защита магистерской диссертации
Дальнейшее обучение Магистратура Магистратура или аспирантура Аспирантура
Место на рынке труда

Должности, для которых квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование

Вид образования Аспирантура (адъюнктура – в вузах Вооруженных Сил России и Министерства внутренних дел России) Ординатура Ассистентура-стажировка
Образовательный ценз при поступлении Магистратура или специалитет Высшее медицинское или фармацевтическое образование Магистратура или специалитет в области культуры
Сроки обучения 3-4 года (очная),
4-5 (заочная)
Не более 2 лет 2 года, только очная форма
Выдаваемый документ об образовании Диплом об окончании аспирантуры Диплом об окончании ординатуры Диплом об окончании ассистентуры-стажировки
Приобретаемая квалификация (степень) Исследователь (квалификация), преподаватель-исследователь (квалификация),

кандидат наук (степень)

Специалист Специалист высшей квалификации, преподаватель в высшей школе
Характер образования Образовательная часть, педагогическая деятельность, практики, научно-исследовательская работа Углубленное изучение методологических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук;

формирование умений и навыков самостоятельной профессиональной деятельности во время практики в медучреждении

Индивидуальный учебный план под контролем руководителя и заведующим кафедрой высшего заведения
Форма итоговой госаттестации Три кандидатских экзамена, государственный экзамен,

защита диссертации

Трехступенчатый квалификационный экзамен Выпускная работа по творческо-исполнительской специальности (выступление, сольный концерт, спектакль, выставка или фильм)
Дальнейшая карьера в научной и профессиональной сфере Защита докторской диссертации Профессиональная переподготовка с целью освоения более узкой специализации, аспирантура Написание кандидатской диссертации для получения степени кандидата искусствоведения. Защита докторской диссертации
Место на рынке труда Исследовательская, аналитическая, научная деятельность в соответствии с квалификацией Работа в медицинских учреждениях по квалификации Педагогическая или профессиональная деятельность в области искусств в соответствии с квалификацией

Аспирантура представляет собой форму подготовки преподавательских и научных кадров. Аспирантура может быть учреждена как в высшем учебном заведении, так и при научно-исследовательском институте.

Зачисление в аспирантуру происходит на конкурсной основе: претендентам на обучение необходимо успешно сдать вступительные экзамены. По окончании обучения аспирант получает диплом с присвоением квалификации, а после защиты диссертации ему присуждается ученая степень «кандидат наук».

В аспирантуру поступают после магистратуры, а защитившийся аспирант получает возможность:

  • заниматься преподавательской работой;
  • посвятить себя исследовательской деятельности;
  • претендовать на дальнейшее обучение в докторантуре и получение высшей ученой степени доктора наук.

В процессе обучения аспирант должен самостоятельно написать диссертацию, подготовить и опубликовать несколько научных статей и сдать кандидатский минимум. Решение о присуждении ученой степени выносится диссертационным советом и Высшей аттестационной комиссией. Если аспирант закончит обучение без защиты диссертационной работы, то он получит только диплом о сдаче кандидатских экзаменов.

Высшее профессиональное образование включает в себя следующие ступени:

  1. Высшее проф., с присвоением квалификации «бакалавр».
  2. Высшее проф., с присвоением степени «дипломированный специалист».
  3. Высшее проф., с присвоением квалификации «магистр».

Сроки прохождения базовых программ образования

Чем еще отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры? Учащиеся разных программ получают образование в течение разных сроков:

  • те, кто нацелен на получение степени бакалавра, учатся не менее 4-х лет;
  • те, кто намереваются получить диплом квалифицированного специалиста, проходят обучение больше 5 лет (иногда 5,5 лет);
  • те, кто выбирает направление магистратуры, должны проходить обучение в течение не меньше 6 лет.

Что касается специалитета, то тут говорится об основной проф. образовательной программе, в которую входит изучение гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных предметов общенаучной направленности, общепрофессиональные дисциплины, теоретическая и практическая подготовка по специализации и специальности.

Данная форма образования отличается от общепринятой в Европе. Специалитет – классическая форма образования в России, которая осталась в немногих вузах страны, в том числе, на медицинских, военных и инженерных факультетах.

Специалитет длится не меньше 5 лет, по прошествии которых студента ждет итоговая аттестация, в том числе – и дипломная работа.

Если выпускнику удается преодолеть все эти препятствия, ему присваивают квалификацию специалиста «учитель», «инженер», «экономист» и пр.

Магистратура – программа, построенная на основе бакалавриата. Длится 2 года. Содержит практические и теоретические занятия по выбранному направлению.

Обучение на магистратуре предполагает научно-исследовательскую и педагогическую деятельности. Общий срок обучения вместе с бакалавриатом – 6 лет.

Выпускник магистратуры проходит итоговую аттестацию и предъявляет магистерскую работу, при успешной защите которой учащемуся присваивают степень магистра.

Учащихся часто интересует, кто выше – магистр или бакалавр. Ответ здесь очевиден: обладатель степени магистра котируется на рынке труда выше бакалавра, так как и срок его обучения, количество и качество учебных часов и дисциплин гораздо выше.

Следует понимать, что здесь речь идет о двух совершенно разных программах обучения.

Бакалавриат является высшим образованием по ускоренной программе. В нем студент получает общие базовые знания по определенному направлению в течение 4 лет.

Если студенту нужны углубленные знания, он после бакалавриата поступает в магистратуру, где учится еще 2 года. Повысить уровень знаний можно везде, где есть специальные магистерские программы (а есть они не у всех вузов).

Плюс – можно поступить не только на первоначальное направление, но и выбрать другое. А при успешном прохождении вступительного испытания на магистратуру можно рассчитывать на бюджетное место.

Специалитет же дает глубокие знания в определенной профессиональной сфере. Студент обучается 5-6 лет. В течение первых двух лет он проходит общую базовую программу по выбранной специальности, далее получает расширенные знания.

Основное отличие специалитета в том, что после него можно идти в аспирантуру. Бакалавр сможет пойти в аспирантуру только после прохождения магистерской программы.

Есть и еще одно важное отличие: диплом бакалавра котируется за границей, где с ним можно пойти даже в магистратуру.

Диплом специалиста – чисто отечественная особенность образования. С ней могут возникнуть проблемы, потому что не все работодатели принимают такой документ об окончании вуза.

Кроме самого звания — «бакалавр» или «специалист» по какому-то направлению — в дипломе специалиста дополнительно указывается еще и точная специальность: юрист, психолог, инженер.

Если изучить приложение к диплому, где указаны учебные дисциплины и затраченное на них время, можно увидеть, что у этих двух программ обучения разная глубина охвата предметов.

Выпускникам специалитета предоставляется больше карьерных возможностей. Бакалавр сможет поравняться со специалитетом только после того, как окончит магистратуру.

Вот наглядный пример того, как отличаются уровни подготовки и компетенций выпускников двух разных программ обучения (бакалавриата и специалитета) на юридическом образовании:

  1. Бакалавриат – Юриспруденция. Выпускник в целом хорошо подкован в законодательстве, может работать с документацией, проводить консультации, представлять частное лицо или компанию в суде. Но для получения специальных знаний придется осваивать ремесло на практике или в ходе обучения на следующей ступени образования.
  2. Специалитет – Судебная экспертиза. Здесь студенту передаются узкопрофильные знания по предмету. Выпускник может сразу расследовать преступления и проводить судебные экспертизы, так как его уровень знаний позволяет это сделать.

Диплом бакалавра включает лишь общее направление.

Если разница между бакалавром и магистром ясна, то здесь у некоторых возникают сложности. В специалитете идет освоение третьего уровня получения высшего профессионального образования. Тут можно выбрать 2 программы основных типов:

  1. Программа современного специалитета.
  2. Программа магистратуры.

Так в чем же отличие бакалавриата от магистратуры, и что лучше – магистр или бакалавр? Бакалавриат – это базовая первая ступень высшего образования, а магистратура представляет второй уровень.

Специалитет стоит на особом месте, потому как программа обучения начинается как первый базовый уровень, но ее выпускник рассматривается работодателями как специалист-магистр. И если сравнивать, что лучше – специалитет или бакалавриат, то у первого несколько больше карьерных перспектив. Вот в чем основная разница между ними.

Специалитет. Он в чем-то подобен бакалавриату, но его программа дает студенту больше практических навыков при ведении профессиональной деятельности. На специалитет также поступают, имея среднее профобразование либо среднее общее, вот только срок его получения более длительный – не четыре, а пять лет.

Окончив обучение, выпускник получит на руки диплом специалиста с квалификационной отметкой и указанием отрасли деятельности, например, «юрист – «правоохранительная деятельность» или экономист «экономическая безопасность».

На этом уровне существует несколько видов подготовки кадров, один из них аспирантура.

Аспирантура – это вид подготовки специалистов, которые впоследствии будут заниматься как научно-исследовательской деятельностью, так и преподаванием в высших учебных заведениях страны. В аспирантуре имеют возможность учиться специалисты и магистры, тут все зависит от выбранного направления деятельности, поскольку не все специальности имеют магистратуру и выпускники специалитета могут сразу поступать в аспирантуру.

Кроме практической деятельности аспирантам дают знания необходимые для ведения исследовательской и научной деятельности, педагогической деятельности. Аспирант сам осуществляет выбор желаемого направления, ищет интересующую его тему для написания диссертационной работы. Обучение в аспирантуре довольно длительное, как правило, до трех лет, а в заочной форме обучение – до четырех.

В дипломе будет проставлена отметка квалификационного уровня «преподаватель-исследователь» либо просто «Исследователь». Выпускник получает соответствующую научную степень – кандидата наук. Эта степень позволит ему впоследствии получить степень доктора наук, при условии создания определенных работ и проведения научной деятельности необходимого уровня.

У абитуриента, который поступает в белорусский вуз, подобных вопросов обычно не возникает. Всё потому, что понятия «специалитет» и «бакалавриат» чаще применяются в зарубежных университетах. В Беларуси можно получить высшее образование I ступени (получение квалификации специалиста после 4−6 лет обучения) и II ступени (получение степени магистра). Бакалавриата как такового нет. Поэтому в белорусском понимании специалист — это человек, окончивший высшее учебное заведение и получивший определённую квалификацию.

Бакалавр, магистр, сем: о чём речь?

За границей же специалитет и бакалавриат не одно и то же. Например, в России, с 2007 года ступени образования заменили на уровни. К первому уровню высшего образования относят бакалавриат. А ко второму — подготовку специалиста, магистратуру. Так, бакалавр получает общие знания по профилю без узкой специализации (учится 4 года). После окончания учёбы может идти работать либо поступить в магистратуру. При этом магистратура считается следующей ступенькой (вторым уровнем) высшего образования. По сути, как перейти из базовой школы в среднюю. Ведь после 9 классов у тебя будет свидетельство, но не такое серьёзное, как аттестат после 11 класса. Он даёт возможность поступить только в колледж или лицей, а с аттестатом за среднюю школу у тебя больше вариантов. Плюс к тому диплом бакалавра котируется за рубежом.

Специалист же получает конкретную специализацию в рамках своего направления. Например, в рамках программного обеспечения информационных технологий изучает цифровую безопасность. Учится 5−6 лет. После выпуска также может продолжить учёбу в магистратуре.

Стоит ли поступать в магистратуру: взвешиваем все «за» и «против»

Идём дальше. И бакалавр, и специалист могут поступать в магистратуру, чтобы повысить квалификацию или сменить специализацию. Например, учитель биологии может поступить в магистратуру, чтобы получить категорию. Но он также может выучиться в магистратуре на психолога. А если бакалавр или специалист повысил свою квалификацию в магистратуре, но понял, что хочет заниматься научными исследованиями в своей области? В таком случае речь идёт о послевузовском образовании и поступлении в аспирантуру для получения научной квалификации «Исследователь».

Интервью с аспирантом ПГУ об учёбе и научных достижениях

В самом начале становления Российской Федерации, в 1992 г., был принят Закон «Об образовании», который впервые ввел понятие образовательного стандарта. На сегодняшний день в стране действует третье поколение стандартов, принятых еще в 2009 г. В них регулярно вносятся поправки, последние изменения были внесены в конце 2018 г. Современное образование не стоит на месте, поэтому уже разработаны новые проекты, которые должны быть реализованы в 2019 г.

Согласно принятым федеральным образовательным стандартам, были установлены правила, касающиеся системы образования в России:

  • Новый статус получила аспирантура, ставшая отдельным уровнем.
  • Введены такие понятие как сетевое, дистанционное и электронное обучение, которое может быть использовано на всех ступенях образования.
  • Все вузы должны создавать образовательные документы, опираясь на специальные федеральные программы обучения, разработанные специальной комиссией.

Исключение составили два ведущих вуза страны: МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ. Они могут разрабатывать собственные образовательные программы, поскольку им изначально был присвоен особый статус научно-образовательных центров.

Магистратура приобретает статус второго высшего образования только для тех, кто уже имеет статус специалиста или магистра. Если же поступление в магистратуру осуществляется после окончания бакалавриата, то она не рассматривается как второе высшее образование.

Магистратура – та форма обучения, над поступлением в которую нужно хорошо подумать и оценить свои силы. Кроме того, не стоит слишком радикально менять свою специальность, полученную ранее, поскольку обучение на этой ступени подразумевает наличие глубоких знаний по выбранной специальности.

Аспирантура – это такая ступень обучения, при которой невозможно не посещать занятия, прогуливать лекции. Целью окончания аспирантуры является написание кандидатской диссертации, над которой необходимо основательно потрудиться. Это целое проведенное исследование (или комплекс исследований), которое проводится практически самостоятельно, затем анализируется и становится основой для данной научной работы.

Магистратура – второй уровень высшего образования, следуемый за бакалавриатом, дающий магистранту возможность углубленного изучения выбранной специальности. Магистратуру считают высшим уровнем в системе вузовского образования. Это подготовительный этап, который может стать стартом для ведения научно-исследовательской деятельности.

Аспирантура – программа подготовки кадров высшей квалификации, дающая возможность вести научно-преподавательскую деятельность. Оба этапа обучения доступны только при наличии высшего образования. Обучение, как в магистратуре, так и в аспирантуре доступно на бюджетной основе. Дневная форма обучения молодым людям дает преференции в виде отсрочки от армии.

Поступить в магистратуру можно при наличии диплома бакалавра или специалиста, в аспирантуру – любого высшего образования (магистратуры, ординатуры и т.д.), кроме бакалавриата. Помимо этого, различны и сроки обучения. Ниже приведены различия между двумя программами обучения.

Таблица 1. Отличия магистратуры и аспирантуры

Название

МАГИСТРАТУРА

АСПИРАНТУРА

Обучение

2 года

3 года (очно), 4 года (заочно)

Специфика занятий

Групповое посещение лекций, практических занятий, проведение лабораторных работ

Самостоятельная работа, исследовательская деятельность под руководством куратора, педагогическая практика, доклады на научных конференциях

Поступление

Только вступительный экзамен

Экзамены по специальности, иностранному языку и философии

Документ об образовании

Диплом, с присвоением квалификации «магистр»

Диплом с присвоением научной степени «кандидат наук», в случае защиты диссертационной работы.

Без защиты диссертации при успешной сдаче ГИА выдается диплом с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь»

Дальнейшее обучение

Аспирантура

Докторантура

Если учебное заведение не имеет гос.аккредитации по программам аспирантуры, то выпускнику, успешно прошедшему итоговую аттестацию, выдают только документ о высшем образовании и о квалификации.

Чтобы не запутаться в понятиях, применяемых в образовательной иерархии, обратимся к словообразованию, где суффиксы -ант и -ент означают незаконченное действие:

  • абитуриент – поступающий в ВУЗ;

  • студент – обучающийся в высшей школе;

  • магистрант – студент магистратуры;

  • аспирант – слушатель аспирантуры.

Иными словами, все те, кто находится в процессе.

Учащиеся, освоившие программу обучения, написавшие и защитившие дипломную работу или диссертацию, получают квалификацию:

  • бакалавра;

  • специалиста;

  • магистра.

Это дипломированные специалисты, имеющие профессиональное образование и готовые к трудовой деятельности по своей специальности.

Заключительный этап обучения в магистратуре – написание магистерской диссертации. Поскольку магистратура, это высшая ступень вузовского образования, то и требования к выпускной работе более высокие, чем при написании диплома:

  1. Объем диссертации больше на 20-40 страниц по сравнению с дипломной работой.

  2. Необходимо присутствие собственных толкований применяемым терминам.

  3. Список литературы может доходить до сотни источников, которые нужно не только изучить, но и дать прочитанному собственную оценку.

  4. Обязательно присутствие научной части, содержащей актуальную задачу, с ее последующим решением и ответом на возникшие в ходе исследования вопросы.

  5. Уникальность работы должна быть не менее 80.

В магистерских диссертациях каждый раздел должен заканчиваться выводом.

Что касается специалитета, то тут говорится об основной проф. образовательной программе, в которую входит изучение гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных предметов общенаучной направленности, общепрофессиональные дисциплины, теоретическая и практическая подготовка по специализации и специальности.

Данная форма образования отличается от общепринятой в Европе. Специалитет – классическая форма образования в России, которая осталась в немногих вузах страны, в том числе, на медицинских, военных и инженерных факультетах.

Специалитет длится не меньше 5 лет, по прошествии которых студента ждет итоговая аттестация, в том числе – и дипломная работа.

Если выпускнику удается преодолеть все эти препятствия, ему присваивают квалификацию специалиста «учитель», «инженер», «экономист» и пр.

Магистратура – программа, построенная на основе бакалавриата. Длится 2 года. Содержит практические и теоретические занятия по выбранному направлению.

Обучение на магистратуре предполагает научно-исследовательскую и педагогическую деятельности. Общий срок обучения вместе с бакалавриатом – 6 лет.

Выпускник магистратуры проходит итоговую аттестацию и предъявляет магистерскую работу, при успешной защите которой учащемуся присваивают степень магистра.

Учащихся часто интересует, кто выше – магистр или бакалавр. Ответ здесь очевиден: обладатель степени магистра котируется на рынке труда выше бакалавра, так как и срок его обучения, количество и качество учебных часов и дисциплин гораздо выше.

Следует понимать, что здесь речь идет о двух совершенно разных програм��ах обучения.

  • Профориентация
  • Школьникам
  • Взрослым
  • Список профессий
  • Рейтинг профессий
  • Тесты
  • FAQ
  • Книги
  • Статьи
  • Задать вопрос эксперту

Это первый уровень высшего образования и в идеале – начальное звено цепочки фундаментального профессионального образования, которая состоит из последовательных звеньев: бакалавриата – магистратуры – аспирантуры. ФГОСы (федеральные образовательные стандарты) предполагают, что в бакалавриате студенты получают общую по выбранному направлению подготовку, а за более узкой специализацией идут в магистратуру. Желающие посвятить себя преподаванию или научным исследованиям продолжают совершенствоваться в аспирантуре.

Тем не менее бакалавриат – это полноценное высшее образование, по окончании вуза выпускникам выдают диплом с квалификацией «бакалавр». С этим документом можно устраиваться на работу – продолжать учебу в магистратуре необязательно.

Учиться в бакалавриате 4 года, некоторые программы рассчитаны на 4,5 года. На заочных и вечерних отделениях срок учебы увеличивается на один год.

Поступают в бакалавриат на базе среднего общего образования – то есть имея за плечами 11 классов средней школы. После колледжа тоже можно идти в вуз на программы бакалавриата, но только если выпускник вместе с дипломом получит аттестат о среднем образовании, а не все ссузы (средние специальные учебные заведения) его выдают. В этом случае для того, чтобы получить аттестат, надо, учась в колледже, сдать ГИА в любой школе – такая возможность предусмотрена порядком проведения государственной итоговой аттестации. После этого можно подавать документы в вуз.

Вступительными экзаменами в бакалавриат считаются результаты ЕГЭ. Выпускники колледжей обычно поступают по внутренним экзаменам, которые вузы проводят для них и для абитуриентов, сдававших в школе не ЕГЭ, а ГВЭ. Высших учебных заведений, которые для поступления требуют от окончивших ссузы результаты Единого госэкзамена немного, но они есть.

Считается следующим, более высоким уровнем высшего образования, хотя поступить в него, как и в бакалавриат, можно сразу после школы. От бакалавриата он отличается тем, что по ФГОС его программы ориентированы на более глубокую практическую подготовку в определенной отрасли. В дипломах выпускников в графе «квалификация» записывают не просто «специалист», как у бакалавров – «бакалавр», обозначая уровень полученного образования, а указывают конкретную профессию: например, «инженер-судоводитель», «врач-кибернетик», «режиссер цирка», «юрист», «математик, механик, преподаватель».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *