Оплата медосмотров за счет ФСС в 2021 порядок действий

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оплата медосмотров за счет ФСС в 2021 порядок действий». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Вопросов, как провести предварительный и периодический медосмотр по новым правилам сейчас очень много, масса расхождений, недопонимания в трактовании приказа №29н.

На фактические вопросы Минтруд и Минздрав если и дают ответы, то крайне размытые, либо ссылаются друг на друга, либо вообще на Роспотребнадзор, а со вступлением в силу приказа, медосмотры никуда не денутся их нужно будет проводить в кратчайшие сроки.

А у некоторых работодателей медосмотр назначен уже в первые числа апреля, то есть подготовиться нужно заранее и нужно знать заблаговременно актуальную информацию, либо принять какое-то решение, направлять или нет работников.

Но так как очень много споров и различных мнений, разных видений и трактовок приказа №29 н, то сейчас я расскажу вам о своей позиции и понимании нового порядка. Не говорю,что оно основное и на него нужно делать упор при направлении на медосмотр, но вы можете его принять к сведению и далее основываясь на финансовые возможности компании, основываясь на свое видение этого приказа принимать какое-то решение.

Возможно, вы решите, да не будем “заморачиваться” всех на медосмотр, и проще, и предписаний точно не будет. Но к сожалению, так далеко не у всех дело обстоит.

Поэтому сейчас необходимо узнать обо всех нюансах, деталях и, возможно, у вас появится какое-то своё отличное от моего видение. Или же вы со мной согласитесь и поступите именно так, как мне подсказывает моя практика и мой опыт.

Все про медосмотр по новым правилам с 2021 года

Рекомендую ознакомиться и соблюдать сроки, обязательные для выполнения, потому как в случае нарушения возможен штраф. Может и обойдется, и никто не заметит, не узнает, но лучше не рисковать.

  1. За 2 месяца до даты начала проведения периодических МО вам нужно предоставить поименный список в лечебное заведение (п. 24).
  2. В течение 10 дней медицинское учреждение разрабатывает календарный план проведения периодического медосмотра и передают его вам на согласование (п. 26).
  3. Не менее чем за 14 дней до начала проведения медосмотров календарный план должен быть согласован и утвержден (п.26).
  4. Не позднее чем за 10 дней до даты проведения медосмотров персонал должен быть ознакомлен с календарным планом, лучше это делать приказом по предприятию с указанием периода проведения медосмотра и списка сотрудников, которые подлежат прохождению периодического медосмотра.

Первое, что сейчас нужно сделать работодателю – это составить списки работников и поименные списки по новым образцам. Теперь мы руководствуемся Приказом №29н и необходимо эти документы переработать, а также пересмотреть локальные нормативные акты, приказы, положения системы управления охраной труда, чтобы ссылки на приказы были актуальные и “свежие”.

Далее, согласовываем график проведения медосмотров по новым спискам с медицинской организацией, после этого, обязательно, нужно ознакомить под подпись работников с календарным планом. Это требование обязательно, причём разрабатывает его медицинская организация, а вам направляет на согласование.

Выдаете направление работнику под подпись, потому как обязательно учет выданных направлений, обязательно ведение журнала.

Проводить медосмотр по новым правилам – это не только правильно оформить документы, убрать по максимуму направление работников, чтобы уменьшить финансовые затраты работодателя. В погоне за экономией бюджета, не забывайте о том, что медицинские осмотры нацелены на выявление заболеваний на ранней стадии, предупреждение профзаболеваний.

Вовремя невыполненные рекомендации по результатам медосмотра, могут привести еще к более печальным последствиям. Сейчас никого не запугиваю, а просто призываю вспомнить, что охрана труда – это не только правильно подготовленные “бумажки”, но сохранение жизней!

Именно поэтому я за то, чтобы лишний раз провести медосмотр, чем найти сто причин, чтобы от него отказаться.

На этом у меня все. А если у вас остались вопросы или есть, что добавить или возможно вы с чем-то не согласны, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях, подискутируем.

Желаю безопасной и эффективной работы!

Чтобы заполнить заявление, воспользуйтесь формой, которая приведена в Приложении № 1 к Административному регламенту, утвержденному Приказом ФСС РФ от 07.05.2019 № 237.

В заявлении нужно указать, в частности:

  • наименование, ИНН вашей организации и ее регистрационный номер в ФСС РФ;
  • наименование территориального органа ФСС РФ;
  • способ вручения вам решения органа ФСС РФ о финансовом
    обеспечении предупредительных мер или об отказе.

Срок подачи документов для финансирования предупредительных мер – до 1 августа.

Важно: средства фонда ограничены, поэтому лучше не откладывать предоставление документов на последние дни, если фонд досрочно распределит все деньги между другими заявителями, в финансировании вам откажут (п. 4, пп. “в” п. 10 Правил)

Подать готовый пакет документов можно следующими способами (п. 4 Правил, п. п. 1, 2 Положения об особенностях возмещения расходов на предупредительные меры в 2021 г., п. п. 15, 17 Административного регламента, утвержденного Приказом ФСС РФ от 07.05.2019 № 237):

  1. в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг. И заявление, и приложения к нему нужно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью;
  2. передать документы на бумаге лично в территориальный орган ФСС РФ по месту регистрации;
  3. подать через МФЦ;
  4. направить почтой способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления.

Копии документов на бумаге не забудьте заверить печатью при ее наличии (п. 6 Правил, п. п. 1, Положения)

ФСС может отказать в выплатах по ряду причин, а именно:

  • у компании есть задолженность по уплате страховых взносов, пени, штрафы;
  • документы содержат недостоверную информацию;
  • предприятие предоставило неполный пакет документов;
  • средства на возмещение взносов полностью распределены.

Если изучить все требования Порядка №29н, то можно прийти к мысли, что кардинальных изменений в структуре проведения медицинских осмотров по сравнению со старым Порядком №302н нет.

Можно выделить топ-10 нюансов, на которые необходимо обратить свое внимание:

1. Изменился перечень работ и факторов (раздел IVПорядка №29н), согласно которому составляется список профессий, подлежащих медицинскому осмотру:
— исчезла отсылка прохождения медосмотра сотрудникам, работающим за компьютером, если превышен ПДУ электромагнитного поля широкополосного спектра частот. Теперь «офисники» должны проходить обследование только при установленном классе 3.1 и выше специальной оценкой условий труда (Письмо Минтруда России от 04.03.2021 № 15-2/ООГ-581);

  • работники медицинских учреждений должны проходить предварительный (периодический) медосмотр (п.п.27 раздел VI Приложения Порядка №29н);
  • работники образовательных организаций подлежат медицинским осмотрам, так как их работа направлена на воспитание и обучение детей (п.п.25 раздел VI Приложения Порядка №29н).
Вопросы Ответы
1. Какой специалист должен вести работу по медосмотрам в организации и выдавать бланки направлений?

Кто должен направлять заключения в медицинские учреждения по месту жительства работника?

Законодательством не определена профессиональная ответственность за выдачу и учет направлений на медицинский осмотр.

На практике же установлено следующее негласное распределение обязанностей: специалист по охране труда (иное ответственное лицо) составляет списки на прохождение медосмотров, кадровый работник — выдает и учитывает направления на медосмотр. Может быть установлено, что всю работу выполняет специалист по охране труда. Медицинская организация самостоятельно должна направить заключение в медицинское учреждение, к которому прикреплен работник.

2. Какой именно список направлять в Роспотребнадзор — поименный или с перечнем профессий?

Каким организациям необходимо отправлять список в Роспотребнадзор?

Изменилась ли форма поименного списка?

Зачем детским садам отправлять список в Роспотребнадзор?

Нужно ли отправлять список школам?

Если нет вредных факторов, составляем списки на предварительный, только с профессией?

В Порядке не расшифровывается понятие «детские учреждения», что делать?

Список в Роспотребнадзор должна направлять медицинская организация (как раньше) или работодатель?

В соответствии с п.22 Порядка №29н Составленный список работников, подлежащих периодическим осмотрам, теперь должны направлять в Роспотребнадзор организации, принадлежащие к следующим отраслям:
  • пищевая промышленность;
  • общественное питание и торговля;
  • водопроводные сооружения;
  • медицинские организации и детские учреждения;
  • организации, в которых работники проходят медосмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Форма списка отличается лишь тем, что теперь не нужно указывать периодичность прохождения медосмотра по тому или иному фактору.

Детские сады и школы относятся к детским учреждениям, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей. Поэтому необходимо направлять список работников, подлежащих периодическим осмотрам, в Роспотребнадзор.

Согласно пунктам 9 и 21 Порядка №29н необходимо составить список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам, а на периодический — список работников, подлежащих периодическим осмотрам.

Если при составлении списков отсутствуют вредные факторы, то списки составляются с указанием видов работ.

Список в Роспотребнадзор направляет работодатель (учреждение) самостоятельно.

3. Есть ли обязанность проводить послерейсовый осмотр водителей? Согласно п.5 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н, послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
4. Как мы можем согласовать списки с медицинской организацией, если организация проводит услугу проведения медосмотров через процедуру закупки? Данное действие выполняется после заключения договора с медорганизацией-победителем «торгов». Учтите, что на основании п.26 Порядка №29н «медики» должны предоставить Вам календарный план не позднее чем за четырнадцать рабочих дней до согласованной даты проведения медосмотра.
5. Если медицинская организация утверждает, что направления им не нужны, должны ли мы работникам их выдавать?

Обязателен ли журнал регистрации выдачи направлений на медосмотр?

Должны быть направления оформлены на предварительный профосмотр?

О финансовом обеспечении предупредительных мер в 2021 году

Положением № 2375/1 регулируется порядок назначения и выплаты:

  • пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием);

  • пособия по беременности и родам;

  • единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;

  • единовременного пособия при рождении ребенка;

  • ежемесячного пособия по уходу за ребенком;

  • возмещений расходов страхователям на выплату социального пособия на погребение, а также возмещений специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению;

  • возмещений расходов страхователям на оплату дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами.

Далее рассмотрим порядок взаимодействия работника (застрахованного лица), работодателя (страхователя) и территориального фонда ФСС (далее – Фонд) согласно Положению № 2375/1 в отдельных случаях.

Порядок действий в данной ситуации таков:

1. Застрахованное лицо представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством РФ, в случае их отсутствия у страхователя. Перечень документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, определяется согласно Федеральному закону от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ).

2. Страхователь не позднее пяти календарных дней со дня представления указанных документов (сведений) подает в Фонд по месту регистрации:

  • поступившие к нему документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты страховщиком соответствующих видов пособия, в том числе сведения о застрахованном лице;

  • опись поданных документов (сведений), составленную по форме, утверждаемой Фондом.

Указанные сведения представляются страхователем в электронном виде по форматам, установленным Фондом. Если у страхователя численность застрахованных лиц не превышает 25 человек, указанные сведения могут подаваться на бумажных носителях.

3. Фонд в течение десяти календарных дней со дня получения документов (сведений), необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений принимает решение о назначении и выплате пособия.

В случае выявления Фондом нарушения установленного порядка выдачи, продления и оформления медицинской организацией или страхователем листка нетрудоспособности Фонд в течение пяти рабочих дней направляет (вручает) его страхователю для внесения в него соответствующих исправлений.

Фонд в течение трех рабочих дней со дня получения исправленного листка нетрудоспособности принимает решение о назначении и выплате пособия при наличии документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.

При поступлении в территориальный орган Фонда документов или сведений, подтверждающих наличие оснований для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности, предусмотренных ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 255-ФЗ, Фонд выносит мотивированное решение о таком отказе. Форма решения об отказе в назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности утверждается Фондом.

Решение об отказе в назначении пособия по временной нетрудоспособности направляется (вручается) застрахованному лицу (его уполномоченному представителю) в течение двух рабочих дней со дня принятия указанного решения.

4. Выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется Фондом способом, указанным в сведениях о застрахованном лице либо в реестре сведений (путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица или через организацию федеральной почтовой связи, иную организацию), в течение десяти календарных дней со дня получения документов (сведений) либо реестра сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.

К сведению: в случаях, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 255-ФЗ, пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем за счет собственных средств, а за остальной период, начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности, – за счет средств бюджета Фонда.

Возмещение расходов страхователю на выплату названного пособия лицам, имеющим право на его получение в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ), производится территориальным органом Фонда по месту регистрации страхователя в следующем порядке:

1. Получатель пособия на погребение представляет справку о смерти в организацию, которая являлась страхователем по отношению к умершему на день смерти либо по отношению к одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего.

2. Выплата социального пособия на погребение производится страхователем в соответствии с Федеральным законом № 8-ФЗ.

3. Для возмещения расходов на выплату социального пособия на погребение страхователь представляет в Фонд заявление о возмещении таких расходов по форме, утверждаемой Фондом, и справку о смерти. Фонд в течение десяти рабочих дней со дня получения указанных документов принимает решение о возмещении расходов страхователю на выплату социального пособия на погребение и не позднее двух рабочих дней со дня его принятия перечисляет средства на расчетный счет страхователя.

Возмещение данных расходов производится Фондом по месту регистрации страхователя за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в следующем порядке:

1. Страхователь представляет в Фонд заявление о возмещении расходов на оплату дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по форме, утверждаемой Фондом, и заверенную копию приказа о предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами.

2. Фонд в течение десяти рабочих дней со дня получения документов принимает решение о возмещении расходов страхователю на оплату дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и в течение двух рабочих дней со дня принятия указанного решения перечисляет средства на расчетный счет страхователя.

В этом случае порядок действий таков:

1. Страхователь не позднее чем за две недели до дня начала отпуска представляет в Фонд приказ о предоставлении застрахованному лицу отпуска и справку-расчет о размере оплаты отпуска по форме, утверждаемой Фондом.

Расчет средней заработной платы для оплаты отпуска производится в порядке, установленном ст. 139 ТК РФ для оплаты отпусков.

2. Фонд в течение пяти рабочих дней со дня получения от страхователя документов принимает решение об оплате отпуска.

В случае представления документов, необходимых для оплаты отпуска, не в полном объеме Фонд в течение пяти рабочих дней со дня их получения направляет страхователю извещение по форме, утверждаемой Фондом.

Извещение вручается страхователю под расписку или направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления заказного письма.

Недостающие документы представляются в территориальный орган Фонда в течение пяти рабочих дней со дня получения извещения.

3. Оплата отпуска осуществляется Фондом не позднее двух рабочих дней со дня принятия решения об оплате отпуска способом, указанным в сведениях о застрахованном лице (путем перечисления денежных средств на банковский счет застрахованного лица или через организацию федеральной почтовой связи, иную организацию).

Согласно Федеральному закону № 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривает обеспечение мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (далее – предупредительные меры).

Положением № 2375/3 установлено, что оплата предупредительных мер осуществляется страхователем за счет собственных средств с последующим возмещением за счет средств бюджета Фонда в пределах согласованной на эти цели суммы.

Объем средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер, перечень предупредительных мер, на которые страхователь затрачивает собственные средства с последующим возмещением произведенных расходов, порядок и сроки подачи и рассмотрения заявления страхователя о финансовом обеспечении предупредительных мер, перечень документов, прилагаемых к заявлению, и требования к их оформлению, а также основания для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер определяются правилами, утверждаемыми Минтрудом на соответствующий год.

К сведению: в настоящее время действуют Правила финансового обеспечения пре­дупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 № 580н.

Положением № 2375/3 предусмотрен следующий порядок взаимодействия страхователя и Фонда:

1. Страхователь обращается в Фонд по месту регистрации с заявлением о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер с представлением документов, подтверждающих произведенные расходы, не позднее 15 декабря соответствующего года. Форма такого заявления утверждается Фондом.

2. Фонд в течение пяти рабочих дней со дня приема от страхователя заявления и документов, подтверждающих произведенные расходы, принимает решение о возмещении за счет средств бюджета Фонда расходов и производит перечисление средств на расчетный счет страхователя, указанный в этом заявлении.

Расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат возмещению.

Обратите внимание: начиная с 2021 года доходы, поступающие в порядке возмещения расходов страхователей на предупредительные меры, относятся на подстатью 139 «Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов» КОСГУ (п. 9.3.9 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н).

Компания оплачивает мероприятие по профилактике травматизма за свой счет. Затем ФСС возмещает ей часть расходов. С 2021 года ФСС выплачивает возмещение деньгами на расчетный счет компании (п. 3 Положения об особенностях возмещения расходов в 2021 году, утв. постановлением Правительства от 30.12.2020 № 2375).

Раньше фирмы тоже оплачивали профилактические меры за свой счет, но ФСС деньги не возвращал. Вместо этого фонд разрешал уменьшить взносы на травматизм на часть расходов, которую согласовал.

Льготой можно воспользоваться только с разрешения фонда в пределах одобренной суммы.

Уменьшение взносов ограничено. Предельную сумму можно рассчитать по формуле:

Лимит расходов = (Взносы на травматизм в 2020 — Расходы на выплату больничных по несчастным случаям и профзаболеваниям в 2020 — Расходы на оплату отпусков сверх ежегодного, оплата отпуска на период проезда к месту лечения и стоимости проезда к месту лечения в 2020) × 20 %

Новые правила проведения медосмотров с 2021 года

Срок принятия решения зависит от суммы взносов, которые организация начислила в прошлом году:

  • до 25 млн рублей включительно — 10 рабочих дней;
  • больше 25 млн рублей — 18 рабочих дней, так как территориальное отделение должно согласовать решение с ФСС.

Фонд оформит решение приказом и направит его вам в течение трех рабочих дней. Уведомить должны и о положительном решении, и об отказе. Результат рассмотрения заявления также можно найти на сайте ФСС.

Откажут в возмещении расходов на коронавирус за счет ФСС, если фирма подготовила не все документы или указала в них неверную информацию, не погасила недоимку, пени или штрафы по взносам. Ещё один риск — ФСС распределит все предусмотренные бюджетом средства и вам денег просто не хватит.

После отказа можно подать заявление и документы повторно, главное — уложиться в срок до 1 августа. Если вы не согласны с решением территориального фонда, отказ можно обжаловать через вышестоящий орган ФСС или в суде.

Возмещение от ФСС нужно учитывать как целевое финансирование. Проводки следующие:

  • Дт 76 Кт 86.01 — ФСС одобрил финансирование предупредительных мер;
  • Дт 86.01 Кт 91.01 — финансирование расходов от ФСС признано в доходах;
  • Дт 51 Кт 76 — на счет поступили деньги от ФСС.

НДС по расходам на профилактику можно принимать к вычету, но его нужно восстановить, когда ФСС передаст вам решение о возмещении расходов.

В форме 4-ФСС после перехода на прямые выплаты таблицу 3 страхователи не заполняют и не сдают. Именно в ней, в строке 9, раньше отражали сумму финансирования предупредительных мер (письмо ФСС от 09.03.2021 № 02-09-11/05-03-5777).

Сначала страхователь определяет лимиты финансового обеспечения (ФО) в текущем году в соответствии с п. 2 проекта Правил.

1.Расчетный объем ФО — максимальная сумма, которую страхователь может возместить в текущем году за счет средств ФСС.

РОФО = (Страховые взносы на страхование от НС и профзаболеваний прошлого года — расходы прошлого года на выплаты по больничным листам в связи с несчастными случаями, профзаболеваниями, оплату допотпусков на период лечения) / 100% × 20%

2. Расчетный объем финансового обеспечения может быть увеличен до 30% вместо 20, если страхователь направит дополнительные средства на санаторно-курортное лечение предпенсионеров.

3. Новые Правила уменьшают РОФО для страхователей со штатом до 100 человек, которые не обращались в ФСС за финансовым обеспечением предупредительных мер два предыдущих года, по сравнению с приказом 580н. Максимальная сумма для них составит годовой объем текущих страховых взносов, из которого вычтут расходы на больничные листы по НС и профессиональным заболеваниям, оплату дополнительных отпусков.

Организация подает заявление в Фонд социального страхования о согласовании размера финансирования предупредительных мер на профилактику травматизма и профзаболеваний, прикладывает копии документов по перечню согласно пп. 5, 6, 8 Правил. ФСС принимает решение о сумме расчетного объема средств либо об отказе (п. 12). Фонд при этом учитывает объемы бюджетных ассигнований на текущий год.

Обратите внимание. Страхователь имеет право подать заявку на увеличение согласованной с ФСС суммы до РОФО, в пределах срока приема заявлений (п. 13), либо на изменение плана предупредительных мер (п. 14).

Возмещение расходов происходит после выполнения всех мероприятий из плана. Страхователь подает заявку в ФСС не позднее 15 декабря текущего года и прикладывает к ней копии документов, которые подтверждают затраты.

Сроки процедур по Правилам финансирования на профилактику травматизма и профзаболеваний смотрите в таблице.

Процедура

Пункт Правил

Сроки в текущем году, не позднее

Подача заявления в ФСС о согласовании размера финансирования плана предупредительных мер

4

1 августа

Примечание. Сроки в 2021 году — 1 октября

Приказ ФСС о согласовании суммы либо отказ

10

Для организаций со страховыми взносами до 25 млн. руб. — 10 раб. дней

При страховых взносах больше 25 млн. руб. — 15 раб. дней

Подача заявления в ФСС о дополнительном финансировании на сумму не более разницы между согласованным объемом и РОФО

13

1 августа

Примечание. Сроки в 2021 году — 1 октября

Подача заявления на согласование изменения плана предупредительных мер в пределах утвержденной суммы

14

20 ноября

Сообщение в ФСС о неполном расходовании согласованных средств

18

10 октября

Подача заявления в ФСС о возмещении расходов на предупредительные меры

17

15 декабря

Перечисление средств от ФСС

17

5 рабочих дней

Проект Правил предусматривает такое же ограничение, как и приказ 580н: если на момент подачи заявления о согласовании финансирования средства фонда будут распределены, страхователь получит отказ.

Новые правила назначения и выплаты пособий органами ФСС

Первоначальный проект Правил в редакции октября 2020 года не включал расходы на предотвращение распространения коронавируса. Но пандемия продолжается, а темпы вакцинации пока уступают заболеваемости.

Проект Правил в редакции апреля 2021 года предусматривает возмещение в 2021 году затрат страхователя на мероприятия:

  • приобретение средств защиты от COVID-19

  • расходы на дезсредства и дозаторы

  • приобретение рециркуляторов воздуха или оборудования для обработки помещений, транспорта

  • покупка бесконтактных термометров или других приборов контроля температуры тела

  • лабораторные обследования работников (ПЦР, антитела).

Эксперты предлагали при публичном обсуждении проекта не ограничивать финансирование затрат на коронавирус только 2021 годом. Однако специалисты Минтруда посчитали такие меры излишними — видимо, в 2022 году они COVID-19 уже победят.

Правила, согласно проекту приказа Минтруда, вступят в силу с 1 сентября 2021 года и будут действовать до 1 сентября 2027 года. Авторы продлевают срок подачи заявления в ФСС в этом году до 1 октября, чтобы страхователи успели представить документы по-новому.

Некоторые авторы статей в интернете рекомендуют страхователям не торопиться, а дождаться отмены приказа 580н, чтобы включить в план предупредительных мер расходы на COVID-19 и мониторинг здоровья работников.

Мы считаем такие советы «вредными», и вот почему.

  1. Новые Правила не увеличивают объем финансового обеспечения, а только дополняют перечень предупредительных мер. А небольшие предприятия, которые предыдущие два года не обращались в ФСС, и вовсе получат меньше, чем по приказу № 580н. Сейчас они могут рассчитывать на 20% от среднегодового объема страховых взносов, а по новым Правилам из него вычтут расходы на больничные листы и допотпуска.

  2. Минтруд меняет порядок финансирования предупредительных мер. Страхователь по приказу 580н направляет на согласование в ФСС план расходов и, при положительном решении фонда, проводит их в счет уплаты страховых взносов. Предприятие, по новым Правилам, финансирует предупредительные меры за свой счет. Также оно заплатит страховые взносы в полном объеме и только потом сможет обратиться в ФСС за возмещением 20-30% от них. При условии, что план предупредительных мер ранее был согласован с фондом, а бюджет фонда еще не выбран другими страхователями.

Новые Правила позволяют увеличивать первоначальную заявку до РОФО, поэтому предприятие может сначала подать заявление до 1 августа по-старому, а до 1 октября — представить дополнительные документы.

Также никто не запрещает дождаться отмены приказа 580н и обратиться в ФСС один раз. Надеясь, что к 1 октября в бюджете фонда будут нераспределенные средства, и карета не превратится в тыкву.

Изменения, касающиеся проведения медосмотров работников, вступили в силу с 01.04.2021:

  • порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников;

  • перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры;

  • перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры.

Порядок и Перечень противопоказаний утверждены приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н. Перечень вредных факторов утвержден совместным приказом Минтруда России № 988н и Минздрава России № 1420н от 31.12.2020. Эти документы заменили правила проведения медосмотра, установленные приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н.

Новые Порядок и Перечни имеют ограниченный срок действия — до 01.04.2027.

Первичные и периодические медосмотры по-прежнему производятся за счет работодателя медицинскими организациями, имеющими лицензию. Рассказываем, что же изменилось в медосмотрах.

Новый Порядок предусматривает проведение периодического медосмотра мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов от медицинской организации.

При этом перед проведением такого медосмотра работник должен пройти диагностические исследования в самой медорганизации.

Это должно помочь работодателям оптимизировать рабочее время для прохождения работниками периодических медосмотров.

Направить работника на предварительный медосмотр работодатель по-прежнему должен, выдав ему направление. В новом Порядке дополнен перечень сведений, которые работодатель должен указать в направлении. К ним относятся:

  • электронная почта, контактный телефон работодателя;

  • электронная почта, контактный телефон медорганизации, которая проводит медосмотр;

  • пол работника;

  • номер медицинского страхового полиса обязательного и (или) добровольного медицинского страхования.

Ранее указывать такие сведения в направлении не требовалось.

Кардинально порядок проведения периодических медосмотров не поменялся, но уточнен. Так, работодатель может организовать работникам прохождение диспансеризации (или ежегодного профилактического медосмотра) в качестве первого этапа. Результаты диспансеризации (ежегодного профилактического медосмотра) можно передать комиссии для подготовки заключения по итогам периодического осмотра. При этом стоимость услуг при диспансеризации, оплачиваемых за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС), не учитывается при оплате по заключенному договору на проведение медосмотров. Если комиссия затрудняется оценить результаты медосмотра и определить профпригодность работника, она должна выдать работнику справку о необходимости дополнительного медобследования. Информация о выдаче такой справки направляется работодателю, считается, что работник не прошел медосмотр. Дополнительные обследования в этом случае не входят в медосмотр, а производятся за счет средств ОМС.

Если работник прошел медосмотр, комиссия составляет заключение по его результатам. Заключение составляется в 5 экземплярах, один экземпляр которого не позднее 5 рабочих дней выдается работнику. Второй экземпляр приобщается к медкарте, оформляемой в медорганизации, в которой проводился медосмотр. Третий направляется работодателю, четвертый — в медорганизацию, к которой работник прикреплен для медобслуживания, пятый — по письменному запросу в ФСС РФ с письменного согласия работника.

Если у медорганизации есть доступ в ЕГИС в сфере здравоохранения, заключение в электронной форме вносится медорганизацией в эту систему не позднее 5 рабочих дней. Заключение может быть составлено как в бумажной, так и в электронной форме. При этом заключение в электронной форме может передаваться по защищенным каналам связи с соблюдением требований защиты персданных.

Периодические медосмотры в 2021 позволяют минимизировать риск возникновения профзаболеваний. Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 ТК РФ регламентируется частью 3 Приложения N 1 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 28 января 2021 г. N 29н. Периодически проходить обязательные медосмотры должны работники (п.20 Порядка):

  • занятые на опасных и вредных производствах;
  • связанных с движением транспорта;
  • образования и медицины;
  • сферы красоты и гигиены и пищевой промышленности;
  • животноводства и птицеферм;
  • общепита;
  • водоснабжения;
  • выполняющие работы, указанные в Приложении к Порядку.

Внимание!

С 01 апреля 2021 года в России действуют новые правила проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников.

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н с 1.04.2021 утратил силу.

Приказ Минздрава России от 28.01.2021 № 29н утверждает:

  • Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью 4 статьи 213 Трудового кодекса РФ (приложение № 1) и периодичность и объем обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников (Приложение к порядку проведения);
  • Перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (приложение №2).

Скачать Приказ Минздрава России от 28.01.2021 № 29н в формате docx с приложениями

Смотрите Перечни работ и опасных производственных факторов, которые требуют обязательных периодических профосмотров. В этом же документе указана периодичность проведения медицинских осмотров работников предприятия.

Сотрудники возрастом до 21 года, работающие на работах с вредными и опасными факторами должны проходить медосмотр ежегодно.

Важно!

Вступил в силу совместный приказ Минздрава России и Минтруда России от 31.12.2020 № 988н/1420н, который содержит Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные медосмотры. Из документа следует, что обновлены будут только списки вредных факторов и работ, при этом сам порядок проведения медосмотров ведомство менять не планирует.

Действие приказа с 1.04.2021 до 01 апреля 2027 года.

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н утратил силу.

Скачать совместный приказ Минздрава России и Минтруда России от 31.12.2020 № 988н/1420н в формате docx

Составьте список работников подлежащих прохождению медосмотра. В списке укажите:

  • профессию работника согласно штатному расписанию;
  • вредные производственные факторы из приложения к Порядку;
  • вредные производственные факторы, установленные в результате СОУТ.

Список контингентов с 1 апреля не составляется.

В Роспотребнадзор не позднее 10 рабочих дней напрявляют списки работников организации, если они перечислены в в приказе Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402:

  • пищевой промышленности;
  • общественного питания и торговли;
  • водопроводных сооружений;
  • медицинских организаций и детских учреждений;
  • других работодателей, которые проходят медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

На базе списка работников, подлежащих прохождению медосмотра, составляют поименный перечень фамилий конкретных работников, которым необходимо пройти медосмотр в этом году. В списке указываются:

  • ФИО работника;
  • профессия (должность) работника, стаж работы в ней;
  • структурное подразделение;
  • вредные производственные факторы или виды работ.

Офисных сотрудников снова отправляют на медосмотры, но не всех, а только тех, на которых на которых воздействует электромагнитное поле широкополосного спектра частот 5 Гц — 2 кГц, 2 кГц — 400 кГц.

Специалисты Минтруда разъяснили — если на работников воздействуют вредные и опасные факторы с превышением предельно допустимых концентраций и уровней, на медосмотр нужно направлять только сотрудников, подкласс условий труда которых 3.1 и выше, а также тех, кто выполняет работы, которые есть в разделе 6 Перечня.

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 марта 2021 г. N 15-2/ООГ-654

Письмо Министерства здравоохранения РФ от 4 марта 2021 г. N 28-4/3016355-2108

Это значит, что если офисные сотрудники не выполняют вид работы из перечня, и условия их труда оптимальные и допустимые, направлять их на медосмотр не нужно.

Во-первых, направление на медосмотр теперь может выдаваться в электронном виде и должно заноситься в электронный журнал выдачи направлений. Если нет технической возможности выпускать и передавать электронные заключения (нет ЭЦП у вас или у сотрудника, или не организован защищенный канал связи), допускается применение бумажных направлений. А вот журнал выдачи направлений в электронном виде вести придется точно.

Во-вторых, в направлении теперь в обязательном порядке необходимо указывать номер страхового полиса ОМС или ДМС направляемого на медосмотр сотрудника. Поэтому, если у вас в штате имеются иностранные сотрудники, они должны будут иметь хотя бы минимальный полис ДМС.

Когда соискатель или сотрудник приходит на медосмотр, медицинская организация вправе войти в систему ЕМИАС для получения данных из медицинской карты. Это необходимо для того, чтобы такой сотрудник не смог скрыть информацию о своем здоровье.

Высокое давление или пульс сотрудника может быть просто реакцией на белый халат, а может быть следствием давней гипертонической болезни, с которой сотрудник наблюдается в районной поликлинике. Поэтому врачам с такой возможностью будет проще отследить проблемы со здоровьем, инвалидность и скрытые заболевания пришедшего на медосмотр. Конечно, такой доступ на данный момент есть не у всех медучреждений, но закон уже активно смотрит вперед в направлении всеобщей цифровизации.

С одной стороны, понятие мобильной медицинской бригады в новом Приказе №29н узаконено. И, казалось бы, теперь проведение выездных медицинских осмотров теперь разрешено. Но есть там одна формулировка, которую нельзя оставить без внимания: «Периодический осмотр работников может проводиться мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов в медицинской организации. Работники перед проведением периодических осмотров мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов проходят в медицинских организациях диагностические исследования». Это значит, что ПЕРЕД таким выездным медосмотром, например, на территории работодателя, сотрудник должен сдать все анализы и пройти необходимые диагностические исследования в медицинской организации, что в принципе сложно достижимо и проверяемо, поэтому выездным медосмотрам БЫТЬ!

Например, пришла проверка, инспектор задает вопрос: Где ваши работники сдавали анализы? Какие исследования делались выездной бригадой, а какие – в клинике? Соответственно, работодателю нужно заранее планомерно проводить надлежащее информирование работников о том, чтобы своевременно сотрудники предоставляли результаты анализов, которые были получены по месту прикрепления к медучреждению в рамках ОМС, либо результаты анализов сданных в той организации, с которой на медосмотры заключен договор у работодателя.

Согласно новому Приказу №29н, медицинские организации при проведении как предварительного, так и периодического медосмотра, должны учитывать результаты ранее проведенных медосмотров, данные диспансеризации или иных осмотров (проведенные не позднее 1 года), подтвержденных медицинскими документами в установленном порядке либо путем электронного обмена между медицинскими организациями.

Поэтому работодатель перед грядущим периодическим медосмотром теперь может вежливо попросить своих сотрудников обратиться в поликлинику по месту жительства или регистрации для прохождения диспансеризации. Ее результаты нужно приложить к направлению на медосмотр. Эти результаты должны принять в медицинской организации, с которой заключен договор на проведение медосмотров, и не учитывать их в стоимости медосмотров.

Точно по такой же схеме медицинская организация должна принять результаты прошлого медосмотра (например, с предыдущего места работы) или в случае, если направляемый сотрудник недавно лежал в стационаре и проходил часть обследований (ЭКГ, общий анализ крови, мочи и т.д.).

Конечно, если при осмотре терапевта выявлены симптомы какого-либо заболевания, медучреждение имеет право отправить на повторное проведение обследования такого сотрудника.

Например, если у обследуемого в течение прошлого года была проведена ЭКГ и все показатели в норме, но пульс выше нормы – в таком случае врач имеет право отправить на повторное ЭКГ такого сотрудника.

Да, не все медицинские организации заинтересованы принимать заключения от сторонних/конкурирующих медучреждений. Но, согласно Приказу № 29н, обязаны! Если у вас заключен договор с медорганизацией на 2021 год согласно Приказу № 302н, и работники начали проходить его по графику, после 1 апреля перезаключать договор не нужно! Достаточно заключить доп.соглашение, зафиксировать цены на дополнительные исследования – на осмотр невролога и УЗИ малого таза. В идеале переработать спецификацию услуг по позициям, чтобы не платить за те исследования, которые сотрудник предоставит из сторонней медицинской организации.

Согласно новому Приказу №29н, теперь работодатель имеет право отправить на внеочередной медосмотр при наличии рекомендаций по итогам медицинских осмотров или после нетрудоспособности работника.

Бывали ситуации, когда после прохождения медосмотра, сотрудник уходил на длительный больничный с нехорошим диагнозом. И по выходу с больничного у работодателя были сомнения о возможности выполнения им обязанностей на рабочем месте с вредными и опасными факторами, но официально такого сотрудника нельзя было отправить на внеочередной медосмотр. А теперь можно. Это в разы снизит трудовые споры с сотрудником, в случае его отстранения от работы с последующим увольнением в связи с профнепригодностью после внеочередного медицинского осмотра.

Для всех категорий работников, направляемых на медицинский осмотр с 1 апреля 2021 года, добавилось обследование врача-невролога, а также обследование УЗИ малого таза, причем для всех работников-женщин 1 раз в год, независимо от их возраста. Маммография также стала ежегодным обследованием для женщин, а не 1 раз в 2 года, как было ранее, что существенно влияет на удорожание медосмотров женщин, чем и воспользовались абсолютное большинство медицинских учреждений России.

По новым правилам работодатель получает право организовать для своих работников прохождение первого этапа диспансеризации или профилактического медосмотра за счет средств ОМС с целью предоставления результатов врачебной комиссии, необходимых при подготовке заключения по итогам предварительного / периодического осмотра.

При этом стоимость услуг, оказываемых за счет средств ОМС, не учитывается в оплате по договору, заключенному с работодателем на проведение медосмотра работников.

Для этого у работников будут дополнительно собирать сведения о полисе ОМС и передавать их в медицинский центр.

В свою очередь медицинские центры, проводящие медицинский осмотр, наделяются правом получать в рамках электронного документооборота из поликлиник результаты ранее проведенной диспансеризации еще до его явки работника на медицинский осмотр.

Работодатель теперь должен утверждать не только списки уже работающих сотрудников, но и список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам. Это не поименные списки, они должны содержать наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию и наименования вредных производственных факторов и работ.

В направлении на медосмотр теперь потребуется указывать номер медицинского страхового полиса обязательного и (или) добровольного медицинского страхования.

Направление разрешено формировать в электронном виде с использованием электронных подписей работодателя и лица, поступающего на работу. Учет выданных направлений также можно организовать в электронном виде.

По новым правилам периодический осмотр работников может проводиться мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов медицинской организации.

Однако перед проведением периодических осмотров мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов работники проходят в медицинских организациях диагностические исследования.

В-четвертых, скорректирован объем медицинского осмотра

Для всех работников введен обязательный осмотр врача-невролога.

При сборе анамнеза у всех работников дополнительно выявляются жалобы и симптомы, характерные для дорсопатий.

При проведении периодического осмотра работников, контактирующих с:

— химическими веществами, способными вызывать аллергические заболевания, к обязательному объему обследования дополнительно привлекаются врач-дерматовенеролог, врач-оториноларинголог ;

— аэрозолями преимущественно фиброгенного действия к обязательному объему обследования дополнительно проводится цифровая рентгенография лёгких в двух проекциях;

— веществами, опасными для репродуктивного здоровья человека, к обязательному объему обследования дополнительно привлекается врач-хирург ;

— канцерогенными веществами, биологическими и физическими факторами к обязательному объему обследования дополнительно привлекаются врач-дерматовенеролог, врач-оториноларинголог и проводится цифровая рентгенография лёгких в двух проекциях.

Например, в случаях затруднения в оценке результатов осмотра лицу, поступающему на работу, в связи с имеющимся у него заболеванием теперь будет выдаваться справка о необходимости дополнительного медицинского обследования.

Работодателю направляется информация о выдаче такой справки, а лицо, поступающее на работу, считается не прошедшим предварительный осмотр.

Экспертиза профессиональной пригодности проводится в таких случаях лицом, поступающим на работу самостоятельно в рамках программы государственной гарантии бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Заключения по результатам медосмотров разрешено выдавать в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством передачи по защищенным каналам связи, исключающим возможность несанкционированного доступа к информации третьих лиц, и с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.

Уважаемые читатели, если Вам понравился обзор, не забудьте поставить лайк и подписаться на новые статьи и обзоры, а также поделиться с коллегами!

  1. Объем денежных средств, предоставляемых в рамках финансового обеспечения, не может превышать 20% от суммы взносов, перечисленных работодателем в ФСС в предыдущем календарном году.
  2. Если работодатель с численностью сотрудников до 100 человек в течение двух предшествующих лет не осуществлял ФО, объем обеспечения в текущем году не может превышать:
  • 20% от суммы страховых взносов за три года, предшествующих текущему финансовому году, за вычетом расходов работодателя на ФО за этот же период;
  • сумму страховых взносов, подлежащих перечислению работодателем в ФСС в текущем финансовом году.
  1. Специальная оценка условий труда.
  2. Мероприятия по приведению уровней воздействия вредных и/или опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями.
  3. Приобретение специальной одежды и обуви (и других средств защиты) сотрудникам, работающим с вредными и/или опасными производственными факторами.
  4. Санаторно-курортное лечение для сотрудников, работающих с вредными и/или опасными производственными факторами.
  5. Организация обязательных периодических медицинских осмотров сотрудников, работающих с вредными и/или опасными производственными факторами.
  6. Обеспечение сотрудников лечебно-профилактическим питанием.
  7. Приобретение алкометров/алкотестеров и тахометров для водителей.
  8. Приобретение аптечек первой помощи.
  • руководителей организаций малого предпринимательства;
  • сотрудников организаций малого предпринимательства (с численностью до 50 человек), с обязанностями специалистов по охране труда;
  • руководителей государственных учреждений и их структурных подразделений;
  • руководителей и специалистов служб охраны труда организаций;
  • членов комитетов (комиссий) по охране труда;
  • уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.
  • Список мероприятий (копия) по улучшению условий и охраны труда сотрудников, разработанных по результатам специальной оценки условий труда и/или выписка из коллективного договора.
  • План финансового обеспечения в текущем календарном году с учетом проведенных мероприятий с указанием суммы финансирования.
  • Копия приказа о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда.
  • Копия гражданско-правового договора с организацией, осуществляющей оценку условий труда, с указанием количества рабочих мест и стоимости проведения.
  • Список сотрудников (в двух экземплярах), подлежащих профосмотру в текущем году. В списке также должна быть указана информация о профессии работников и соответствующих вредных факторах и/или работах.
  • Копия договора с лечебным учреждением на проведение медицинских осмотров. В приложении к договору должен быть представлен расчет стоимости профосмотров и прейскурант цен на оказание необходимых медицинских услуг.
  • Копия лицензии лечебного учреждения на право проведения предварительных и периодических медицинских осмотров .

Общая стоимость профосмотров, указанная в договоре с медицинской организацией должна соответствовать стоимости, представленной в расчете (калькуляции) в приложении, а стоимость каждой оказанной медицинской услуги или исследования – позиции в прейскуранте цен.
Обращаем ваше внимание, что все медицинские осмотры должны быть проведены в строгом соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. № 302н., в том числе включать осмотр всеми необходимыми специалистами и проведение всех необходимых исследований, предусмотренных этим документом. В частности, обязательным для всех лиц, направляемых на профосмотр, является осмотр терапевтом, наркологом и психиатром.

Кроме того, работодатель несет ответственность за целевое использование возмещенных денежных средств в соответствии с представленным планом. Расходы, не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат зачету в счет финансового обеспечения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *