Нумерация мебели в школе по санпину

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нумерация мебели в школе по санпину». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Стандартизированные маркировочные показатели прописаны в нормативном документе ГОСТ 22046-2016 «Мебель для учебных заведений. Общие технические условия». Этот стандарт был утверждён Межгосударственным советом по стандартизации и применяется на территории всей России. Согласно этому законодательному проекту, разрешается массовая покупка ученического инвентаря, которая проходила предварительное испытание на прочность с учетом соответствующей документации.

Меблированная продукция для ученического использования должна обладать следующими параметрами:

  1. Блеск покрытия не больше 49%.
  2. Рабочая поверхность легко очищается от загрязнений. Столы для научных классов оснащены защитным слоем от химических веществ.
  3. Соответствие всем эпидемиологическим нормам.

Размеры учебной мебели и ее маркировка в школе (по СанПиН)— это далеко не единственные условия, которые должны быть выполнены. Требования выдвигаются и к сборке:

  1. Надежная фиксация всех деталей конструкции.
  2. Невозможность ручного отделения элементов фурнитуры.
  3. Отсутствие каких-либо неровностей на внешней поверхности. Острые края закруглены, а отверстия труб из металла с диаметром более 7 мм закрыты или скрыты.
  4. Загрязняющие детали спрятаны.

ГОСТ 22360-95 регулирует надлежащую фиксацию предметов крупных габаритов:

  1. Крепкое и неподвижное соединение всех деталей конструкции и невозможность разобрать ее вручную.
  2. Надежное крепление подставки (при ее наличии) с предметом.

Мебель, применяемая в учебных заведениях, должна иметь специальную маркировку, которая указывается на русском или официальном региональном языке. Запрещается нанесение любых меток на рабочей поверхности. Пометка столов проводится при помощи специальных цветных наклеек, которые соответствуют ростовых категориям ГОСТ 11015 и 11016.

Рекомендации об использовании ученической мебели

Специалистами была разработана размерная таблица, которая предусматривает разделение мебели на 6 групп. Подобная классификация дает возможность дифференцировать ее в зависимости от роста детей, благодаря чему они могут безопасно и комфортно сидеть за столами, не портить зрение или осанку во время выполнения какой-либо работы (чтение, письмо, рисование и многое другое).

Размерная сетка основывается на различных показателях: рост ребенка, высота стола и стула. Затем проводился распределение и подбор оптимальной мебельной продукции, которая изготавливается при эксплуатации в учебных заведениях. На сегодняшний день выделяется 6 основных групп. Также существует и нулевая, но она актуальна для дошкольных учреждений. Первые две группы практически не применяются, так как предполагают рост первоклассников меньше 130 см.

Представленная выше таблица ростовки парт в начальной школе по СанПиН поможет сопоставить требования стандартов с реальными показаниями. С ее помощью можно правильно (с точки зрения закона) закупить и расставить оборудование, которое пройдет любые проверки, а также обеспечит максимально комфортный процесс обучения.

Главной задачей библиотеки является предоставление детям доступа к литературному архиву, а также произведений, который включены в школьную программу. Это могут быть журналы, научно-популярные издания, учебники и т. д. Помимо этого, здесь хранятся все книги, выдающиеся на период обучения. Необходимо:

  • широкие шкафчики для учебников и пособий;
  • стулья;
  • столы для чтения.

Также маркировка школьной мебели по СанПиНу может понадобиться для диванчиков, полок и стендов.

Он используется для проведения праздничных линеек и различных мероприятий. Его основная задача — это возможность вместить множество зрителей, которые смогут полноценно наблюдать за происходящим на сцене. Параллельно с этим, необходимо обеспечить легкое перемените мебели для актового зала и возможность ее выноса в другие помещения для проведения массовых собраний. На основании этого требования, обязательные элементы залов — это соединенные и раздельные стулья.

Здесь не нужны дополнительные мебельные предметы. Это связано с тем, что главный упор делается на организацию сцены и техническое оборудование для выступления и звукового усиления.

Они предполагают проведение разных опытов и лабораторных работ, использующих различные устройства и химикаты. Для кабинета физики требуется:

  • подставки;
  • лабораторные столики;
  • преподавательский стол для демонстрации;
  • шкафы для реагентов с обозначениями.

К учебным аудиториям, в которых преподаются такие предметы как ИЗО и черчение, особо жесткие требования не предъявляются. Занятия проводятся на стандартных партах, но для комфортной учебы пригодятся мольберты из дерева и кульманы.

При личном желании руководства (директора) возможно дополнительное размещение отдельных гардеробных шкафчиков для учеников, которые заменяют классические крючки в коридоре.

Геннадий Онищенко рекомендовал школам иметь два комплекта учебников «РГ» публикует новые санитарные правила для школ

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

Регистрационный N 19993

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2008, N 44, ст. 4984; 2008, N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; 2004, N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (приложение).

2. Ввести в действие указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы с 1 сентября 2011 года.

3. С момента введения СанПиН 2.4.2.2821-10 считать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации от 28.11.2002 N 44 (зарегистрированы в Минюсте России 05.12.2002, регистрационный номер 3997), СанПиН 2.4.2.2434-08 «Изменение N 1 к СанПиН 2.4.2.1178-02», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.12.2008 N 72 (зарегистрированы в Минюсте России 28.01.2009, регистрационный номер 13189).

Г. Онищенко

Приложение

V. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений

5.1. Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

5.2. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

5.3. Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7 — 15 . Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5 — 6 см — 2-го и 3-го номеров и на 7 — 8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.

Таблица 1

Размеры мебели и ее маркировка

Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93 Группа роста
(в мм)
Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм) Веет маркировки Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93
(в мм)
1 1000-1150 460 оранжевый 260
2 1150-1300 520 Фиолетовый 300
3 1300-1450 580 Желтый 340
4 1450-1600 640 Красный 380
5 1600-1750 700 Зеленый 420
6 Свыше 1750 760 Голубой 460

Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).

В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150 — 1300 мм — 750 мм, 1300 — 1450 мм — 850 мм и 1450 — 1600 мм — 950 мм. Угол наклона столешницы составляет 15 — 17 .

Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени образования не должна превышать 7 — 10 мин, а для обучающихся II — III ступени образования — 15 минут.

5.4. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

5.5. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий в соответствии с рекомендациями приложения 1 настоящих санитарных правил.

Стандарты школьной мебели, основные требования ГОСТ и критерии выбора

6.1 Изделия (наборы) мебели для учебных заведений представляют к приемке партиями. Партией считают количество изделий (наборов) одного наименования, оформленное одним документом, содержащим признаки, параметры, показатели и требования, которые в совокупности достаточны для подтверждения соответствия изделий (наборов) образцу. Размер партии устанавливают в соответствии с условиями договора (контракта).

6.2 Для проверки мебели на соответствие требованиям настоящего стандарта контролируют параметры, указанные в таблице 5.

Таблица 5

Наименование показателя

Вид испытаний Номер пункта Приемо- сдаточ- ные Квали- фикаци- онные, перио- дические Типо- вые Для целей обяза- тельного подтверж- дения соответ- ствия техни- ческих требо- ваний методов контроля Функциональные размеры ученических столов, стульев и парт*

7.1 Размеры ученических столов, ученических стульев и парт проверяют универсальными измерительными инструментами. В изделиях мебели, поставляемой в разобранном виде, проверяют размеры деталей и/или элементов.

Габаритные и функциональные размеры измеряют с погрешностью ±1 мм, остальные размеры — ±0,1 мм.

7.2 Габаритные размеры других изделий мебели для учебных заведений, величину зазоров, применяемые материалы в производстве мебели, комплектность изделий мебели, влажность деталей, прочность клеевого соединения на неравномерный отрыв облицовочных материалов, шероховатость поверхности деталей, внешний вид, наличие защитного и защитно-декоративного покрытий, требования к трансформации изделий, фурнитуре, опорам, стеклоизделиям, возможность сборки без дополнительной подгонки учебной мебели, поставляемой в разобранном виде, определяют по ГОСТ 16371 и ГОСТ 19917.

Специалистами была разработана размерная таблица, которая предусматривает разделение мебели на 6 групп. Подобная классификация дает возможность дифференцировать ее в зависимости от роста детей, благодаря чему они могут безопасно и комфортно сидеть за столами, не портить зрение или осанку во время выполнения какой-либо работы (чтение, письмо, рисование и многое другое).

Обновленные требования СанПиН к школьному расписанию в 2021 году рекомендуют в построении учебного процесса учитывать физическое состояние детей, зависящее от дня недели и времени суток:

  • учащимся младшей школы основные предметы должны проводить на вторых-третьих уроках, учащимся средней школы и старшеклассникам на 2, 3, 4 уроках;
  • наибольший объем учебной нагрузки рекомендуют устанавливать на вторник и среду, в эти дни ставят самые трудные предметы или менее трудные предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели;
  • вводить изучение нового материала, проводить контрольные рекомендуют на 2-4 уроках в середине учебной недели;
  • не рекомендуют в один день ставить в школьное расписание предметы, которые потребуют больших временных затрат при выполнении домашней работы.

СанПин для школы

Размерная сетка основывается на различных показателях: рост ребенка, высота стола и стула. Затем проводился распределение и подбор оптимальной мебельной продукции, которая изготавливается при эксплуатации в учебных заведениях. На сегодняшний день выделяется 6 основных групп. Также существует и нулевая, но она актуальна для дошкольных учреждений. Первые две группы практически не применяются, так как предполагают рост первоклассников меньше 130 см.

Представленная выше таблица ростовки парт в начальной школе по СанПиН поможет сопоставить требования стандартов с реальными показаниями. С ее помощью можно правильно (с точки зрения закона) закупить и расставить оборудование, которое пройдет любые проверки, а также обеспечит максимально комфортный процесс обучения.

Маркировка школьной мебели

В соответствии с этой ростовой шкалой ГОСТами 11015-71 «Столы ученические» и 11016-71 «Стулья ученические» предусмотрено изготовление мебели четырех групп. Такое распределение школьников на группы роста и изготовление для каждой из них определенного номера мебели позволит обеспечить удобное рабочее место школьников.

К 2024 году все товары будут маркированными, но пока что школьную мебель можно не маркировать. Зато у мебели есть отдельная маркировка, связанная с СанПиНами — санитарными правилами и нормами.

По закону любая мебель, которая находится в школе, должна отвечать нормам безопасности и комфорта. Параметры мебели соответствуют росту ребенка, чтобы учебный процесс не вредил осанке, зрению и не создавал других проблем со здоровьем.

Например, мебель должна соответствовать таким параметрам:

  • блеск покрытия не больше 49%.
  • рабочая поверхность легко очищается от загрязнений;
  • парты для классов, где преподают естественные науки и ставят опыты, оснащены защитным слоем от химических веществ;
  • мебель соответствует всем эпидемиологическим нормам;
  • детали конструкции надежно зафиксированы, ребенок не может разобрать парту или стул;
  • нет каких-либо неровностей на внешней поверхности;
  • края закруглены, а отверстия труб из металла с диаметром более 7 мм закрыты или скрыты;
  • загрязняющие детали спрятаны.

Также есть законодательные требования к цветовому оформлению мебели для детских образовательных учреждений:

  • затемненные детали можно использовать в дизайне разных подставок под школьные пособия, а также книжных шкафчиков с наличием светлых элементов;
  • запрещено красить парты в белый;
  • рекомендовано выбирать холодную пастельную палитру для обивки или лакокрасочных работ.

Все эти требования должны быть прописаны в маркировке. Маркировочные отметки наносят на видимую сторону стульев и парт кругами с диаметром 1—3 см или цветными полосками. Наиболее удобные места для столов: боковая ножка, задняя поверхность, край, если крышка имеет достаточную ширину. На стулья отметки наносятся в области задней поверхности спинки или видимой верхней части металлического каркаса. Маркировать нужно симметрично по обеим сторонам любой мебели.

Эта маркировка не касается системы «Честный знак» и контроля над товарооборотом. Но так как все товары, включая школьную мебель, рано или поздно будут маркированными, подключить необходимое для работы с «Честным знаком» оборудование можно заранее, потому что оно может подорожать.

МодульКасса работает с кодами маркировки и включена в Госреестр контрольно-кассовой техники, которая соответствует 54 ФЗ. С МодульКассой не нужно докупать отдельный 2D-сканер, потому что в нее встроен сканер штрих-кодов, который считывает коды маркировки DataMatrix.

Касса подключена к Яндекс.ОФД, который не берет доплату за передачу данных в единую систему маркировки. Поэтому МодульКасса помогает предпринимателям продавать маркированные товары без лишних расходов.

Чтобы купить кассу, оставьте заявку, оплатите тариф и подготовьте кассу к работе по инструкции.

  1. Оставить заявку

Напишите в чат — консультант поможет выбрать модель, тариф и оформить доставку. Курьер привозит договор и кассовую технику в течение трех дней в ваш офис в Москве и до семи рабочих дней — в регионы.

  1. Оплатить тариф

В тариф «Стандартный» входит интеграция с системами учета продаж, бесплатный выпуск и обслуживание SIM-карты, круглосуточная поддержка.

  1. Подготовить кассу к работе

Вместе с оборудованием курьер привозит руководство пользователя по работе с кассовой техникой. Если есть вопросы, их можно задать по телефону или в чате.

Номера мебели

по ГОСТам 11015-93 11016-93

Цвет маркировки Группа роста (в см)

Высота над полом крышки

края стола, обращенного к

ученику, по

ГОСТу 11015-93

(в см)

Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)
1 Оранжевый

100 – 115

46 26
2 Фиолетовый 115-130 52 30
3 Желтый 130-145 58 34
4 Красный 145-160 64 38
5 Зеленый 160-175 70 42
6 Голубой Свыше 175 76 46

Также стоит сказать, что для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос, т.е. вполне подойдет цветная клейкая лента, которая обладает лучшими клейкими способностями, нежели цветная бумага.

Перечень внесенных изменений в требования СанПиН к школьным помещениям:

  • если школа состоит из отдельных строений, они должны быть сообщены между собой (эти переходы должны отапливаться); при этом требования к отапливаемым переходам между корпусами школы не отменяют рекомендаций СанПиН — посещение школы при низких температурах;
  • на школьной территории нужно предусматривать места для стоянки транспорта, перевозящего учеников. Пешеходная доступность школы по СанПиН в 2020 году — оптимальный пешеходный переход школьников до места сбора на остановке не должен превышать 500 метров (для сельских местностей — не больше 1 км);
  • запрещено устанавливать уличные туалеты для учеников; если нет централизованной канализации, нужно предусмотреть внутреннюю канализацию;
  • для малокомплектных заведений установлено минимально допустимое количество помещений;
  • спортивные залы, столовые, гардеробные нужно размещать на нижнем этаже; гардероб допускается размещать на цокольном этаже.

Маркировка школьной мебели в 2020 году

Нумеровка мебели Группа роста в метрах Цвет маркировки Высота над полом переднего края сиденья, мм Высота крышки края стола (обращенного к ученику) над полом, мм
1 1-1,150 Оранжевый 260 460
2 1,150-1,300 Фиолетовый 300 520
3 1,300-1,450 Желтый 340 580
4 1,450-1,600 Красный 380 640
5 1,600-1,750 Зеленый 420 700
6 Свыше 1,750 Голубой 460 760

Обновленные требования к школьной мебели по СанПиН 2020 прописывают, что мебель должна быть изготовлена из безопасных для здоровья детей материалов. Ее конструкция также должна быть безопасной, соответствовать возрасту школьников, их росту, быть эргономичной. Мебель нумеруют по группам (в зависимости от роста детей) и маркируют определенным для каждой группы цветом.

Требования к проходам между партами, расстояниям между ними не изменились. Высота школьной доски от пола по СанПиН остается также равной 700-900 мм (от пола до нижнего края доски). Но есть изменения:

  • классные доски должны быть темно-зеленых, темно-коричневых цветов и иметь антибликовое покрытие;
  • классы рекомендуется оснащать сенсорными экранами и интерактивными досками с обозначенными временными рамками, в течение которых рекомендуется заниматься с техникой, имеющей жидкокристаллический дисплей.

Изменения, которые ввел новый СанПиН для школьных столовых в 2020:

  • столовая должна быть оборудована отдельным местом для работы с овощами;
  • должен быть участок приготовления горячей еды;
  • организована заготовочная зона;
  • отделен моечный сектор с разделом зон очистки наборов столовой и кухонной посуды;
  • должна быть кладовая для хранения продуктов и отдельная комната для хранения скоропортящихся продуктов;
  • в школе должен быть обеспечен свободный доступ к водоснабжению;
  • организация школы должна решить вопрос организации режима питья: установить питьевые фонтанчики или обеспечить учащихся бутилированной водой. Если используются установки с дозаторами для питьевой воды из емкостей, смена емкостей проводится не реже одного раза в две недели.
  • что на пришкольных территориях должны быть предусмотрены места для стоянки транспортных средств, которые используются для перевозки учащихся;
  • между корпусами зданий, которые возведены на одной территории, должны находиться отапливаемые переходы;
  • школьные гардеробы должны иметь вешалки, ячейки для обуви, крючки для одежды, соответствующие росту школьников; кроме того, для удобства учащихся должны быть оборудованы гардеробные скамейки;
  • классные доски должны быть темно-зеленого или темно-коричневого цветов, при этом учебные помещения могут оборудоваться интерактивными досками, сенсорными экранами и другими современными приспособлениями, которые должны отвечать гигиеническим нормам;
  • температурный режим в туалетных комнатах должен быть не выше 21С, в душевых – не больше 25С;
  • часть кабинетов должна иметь доступ к водоснабжению.

Документ содержит требования и к малокомплектным учебным заведениям. В них должны быть такие обязательные помещения как гардероб, кабинеты для обучения, актовый зал, столовая, библиотека, санузлы, рекреация, подсобка, медицинский кабинет, спортзал, снарядная и другие необходимые административно-хозяйственные помещения.

  • для учащихся первых классов – 4 урока каждые 4 дня, и 5 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
  • для учащихся 2-4-х классов – 5 уроков каждые 4 дня, и 6 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
  • для учащихся 5-7-х классов – не более семи уроков ежедневно;
  • для учащихся 8-11-х классов – не более восьми уроков ежедневно.

Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры.

Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.

Интерактивные доски допускается непрерывно использовать в течение пяти минут в 1-4-х классах, десяти минут – в 5-11-х классах.

Общее время использования таких досок не должно превышать 25 и 30 минут соответственно.

При этом во время одного урока запрещается использовать более 2-х электронных приборов для обучения.

Новые санитарно-эпидемилогические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
(СанПиН 2.4.2.

2821-10) вступают в силу с 1 сентября 2011 года и распространяются на все типы общеобразовательных
учреждений независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Новые школы можно будет строить не выше четырех этажей, а в старых придется заменить все парты и переоборудовать
туалеты. Таковы требования проекта новых Санитарных правил и норм (СанПиН), разработанных Роспотребнадзором.

Скачать санитарно-эпидемиологические нормы иправила (СанПиН) для школ с поправками, актуальными на 2019 год, выможете на нашем сайте по ссылке

Одними из важных для школ стали требования СанПиН кобщеобразовательным учреждениям, обеспечивающие безвредность имеющейсясреды для учебного процесса и приемлемые условия на тех территориях,где обучаются дети. Правила непреложны к выполнению, следовать имобязаны все. СанПиН постоянно дополняют и вносят изменения. Поэтомурассмотрим некоторые вопросы, которым уделил внимание«новый» СанПиН для школ, важность их следует учестьи при утверждении норм и техдокументации учреждений образования.

Цель этого документа – обеспечение и соблюдениепредъявляемых требований для организации эффективного и безопасногопроцесса обучения. В СанПиН для школы прописано, что каждый центробразования должен быть обеспечен компьютерной техникой по современнымстандартам, доступным интернетом, спортзалом, столовой, канализационнойсистемой, теплой водой и холодной.

При выполнении этих пунктов вниманиебудет заостряться на учебном процессе, а не на разрешении каких-либобытовых неурядиц. Эти требования распространяются не только нагосударственные учреждения, но и на частные школы и образовательныезаведения.

Несоблюдение СанПиН для образовательных учреждений можетпривести к разного рода ответственности и штрафам, в зависимости отнарушения.

Трансформации, зафиксированные в законе на начало 2018 года вСанПиНы для школы, коснулись нескольких аспектов.

Требования к школьным помещениям и оборудованию:

  • школа обязана обеспечить на своей территории место подорганизацию стоянки транспорта для перевозки учащихся;
  • учебное заведение, состоящее из нескольких зданий, должнобыть обеспечено переходами-сообщениями, оснащенными системой ихотопления;
  • устанавливать туалеты для учеников на улице запрещено,когда центральная канализация отсутствует (нужно обеспечить установкувнутренней канализации)

Специфика образовательного процесса:

  • количество учащихся находится в прямой зависимости отплощади учебного заведения, которой школа располагает для каждогоученика;
  • СанПиН по школам определяет максимально позволенноеколичество уроков по возрастам школьников: расписание должносоответствовать нормативам (к примеру, для первоклассников не разрешеноболее, чем четыре урока в день, у выпускников допускается 7-8);
  • для учащихся первых классов в учебном году могут бытьпредусмотрены дополнительные каникулы;
  • преподаватели обязаны раз в 2 года пройти переподготовку, апосле — переаттестацию.

Школьный общепит:

  • школа обязана обеспечить свободный доступ к водоснабжению;
  • качество продуктов для питания и питьевой водыадминистрации школы контролирует согласно нормы СанПиН для школ;
  • каждый, кто работает в школьной столовой 2 раза в годобязан пройти медосмотр и т.д.

Отдельно большое внимание СанПиНы для образовательныхучреждений 2017 г уделяет питьевому режиму. Организация этого процессадолжна постоянно находиться под контролем руководства школы. В школепредусматривается обеспечение учащихся водой для питья согласно саннорм.

Вопрос рассматривается в п. 5.6 СанПиН.

Согласно документу оборудование учебных классов сопряжено с необходимостью соблюдения следующих расстояний:

Проход Минимальное расстояние, мм
Ряды из столов на двух детей 600
Проход между наружной стеной и партами 500
Проход от крайних столов до шкафов и внутренней стены 500
Расстояние от мебели, расположенной позади до стены 700 (1000, если стена внешняя)
От первых парт до доски 2400
От последних столов до доски 8600

Новые здания школ должны проектироваться с учетом прямоугольной конфигурации классов и кабинетов.

При этом ученические места должны располагаться вдоль окон по левой стороне (естественное освещение).

Номера мебели

по ГОСТ

11015-93

11016-93

Группа

роста

(мм)

Высота над

полом крышки

края стола,

обращенного

к ученику, по

ГОСТ 11015-93(мм)

Цвет

маркировки

Высота над

полом

переднего края

сиденья, но

ГОСТ 11016-93(мм)

1

1000- 1150

460

оранжевый

260

2

ИЗО- 1300

520

фиолетовый

300

3

1300- 1450

580

желтый

340

4

1450- 1600

640

Перечень внесенных изменений в требования СанПиН к школьным помещениям:

  • если школа состоит из отдельных строений, они должны быть сообщены между собой (эти переходы должны отапливаться); при этом требования к отапливаемым переходам между корпусами школы не отменяют рекомендаций СанПиН — посещение школы при низких температурах;
  • на школьной территории нужно предусматривать места для стоянки транспорта, перевозящего учеников. Пешеходная доступность школы по СанПиН в 2020 году — оптимальный пешеходный переход школьников до места сбора на остановке не должен превышать 500 метров (для сельских местностей — не больше 1 км);
  • запрещено устанавливать уличные туалеты для учеников; если нет централизованной канализации, нужно предусмотреть внутреннюю канализацию;
  • для малокомплектных заведений установлено минимально допустимое количество помещений;
  • спортивные залы, столовые, гардеробные нужно размещать на нижнем этаже; гардероб допускается размещать на цокольном этаже.
Нумеровка мебели Группа роста в метрах Цвет маркировки Высота над полом переднего края сиденья, мм Высота крышки края стола (обращенного к ученику) над полом, мм
1 1-1,150 Оранжевый 260 460
2 1,150-1,300 Фиолетовый 300 520
3 1,300-1,450 Желтый 340 580
4 1,450-1,600 Красный 380 640
5 1,600-1,750 Зеленый 420 700
6 Свыше 1,750 Голубой 460 760

Обновленные требования к школьной мебели по СанПиН 2020 прописывают, что мебель должна быть изготовлена из безопасных для здоровья детей материалов. Ее конструкция также должна быть безопасной, соответствовать возрасту школьников, их росту, быть эргономичной. Мебель нумеруют по группам (в зависимости от роста детей) и маркируют определенным для каждой группы цветом.

Требования к проходам между партами, расстояниям между ними не изменились. Высота школьной доски от пола по СанПиН остается также равной 700-900 мм (от пола до нижнего края доски). Но есть изменения:

  • классные доски должны быть темно-зеленых, темно-коричневых цветов и иметь антибликовое покрытие;
  • классы рекомендуется оснащать сенсорными экранами и интерактивными досками с обозначенными временными рамками, в течение которых рекомендуется заниматься с техникой, имеющей жидкокристаллический дисплей.

Изменения, которые ввел новый СанПиН для школьных столовых в 2020:

  • столовая должна быть оборудована отдельным местом для работы с овощами;
  • должен быть участок приготовления горячей еды;
  • организована заготовочная зона;
  • отделен моечный сектор с разделом зон очистки наборов столовой и кухонной посуды;
  • должна быть кладовая для хранения продуктов и отдельная комната для хранения скоропортящихся продуктов;
  • в школе должен быть обеспечен свободный доступ к водоснабжению;
  • организация школы должна решить вопрос организации режима питья: установить питьевые фонтанчики или обеспечить учащихся бутилированной водой. Если используются установки с дозаторами для питьевой воды из емкостей, смена емкостей проводится не реже одного раза в две недели.

Обновленные требования СанПиН к школьному расписанию в 2020 году рекомендуют в построении учебного процесса учитывать физическое состояние детей, зависящее от дня недели и времени суток:

  • учащимся младшей школы основные предметы должны проводить на вторых-третьих уроках, учащимся средней школы и старшеклассникам на 2, 3, 4 уроках;
  • наибольший объем учебной нагрузки рекомендуют устанавливать на вторник и среду, в эти дни ставят самые трудные предметы или менее трудные предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели;
  • вводить изучение нового материала, проводить контрольные рекомендуют на 2-4 уроках в середине учебной недели;
  • не рекомендуют в один день ставить в школьное расписание предметы, которые потребуют больших временных затрат при выполнении домашней работы.

СанПин для школы

Начиная с 1972 года, в отношении школьников была разработана специальная маркировочная шкала, интервал в которой составляет 15 сантиметров. В ходе пересмотра нормативов и стандартов в 1986 году, а также с внедрением программы обучения с 6-ти лет, произошло введение новой нумерации групп (ростовых). В ней присутствовало 6 номеров. Также стала использоваться цветовая маркировка.

Ключевое требование, предъявляемое к этому аспекту – строгое соответствие ГОСТУ 22046-02, который регулирует состояние мебели для учебных учреждений, а также обеспечивает описание базовых технических условий. Указываются такие цифры обычно на нижних поверхностях крышки (если говорить о таком школьном предмете, как школьные парты). В свою очередь, стулья маркируются также под крышкой.

Традиционно в числах, описывающих конкретную мебельную конструкцию, присутствуют следующие данные:

  • номер мебели в соответствии с ее видом, типом, классом, производственными особенностями;
  • диапазон роста школьника, для которого ее эксплуатирование является допустимым.

На практике чаще всего используется цветовая маркировка, которая описывает конструкции наиболее подробно и детально.

Нумеровка мебели Группа роста в метрах Цвет маркировки Высота над полом переднего края сиденья, мм Высота крышки края стола (обращенного к ученику) над полом, мм
1 1-1,150 Оранжевый 260 460
2 1,150-1,300 Фиолетовый 300 520
3 1,300-1,450 Желтый 340 580
4 1,450-1,600 Красный 380 640
5 1,600-1,750 Зеленый 420 700
6 Свыше 1,750 Голубой 460 760

Обновленные требования к школьной мебели по СанПиН 2020 прописывают, что мебель должна быть изготовлена из безопасных для здоровья детей материалов. Ее конструкция также должна быть безопасной, соответствовать возрасту школьников, их росту, быть эргономичной. Мебель нумеруют по группам (в зависимости от роста детей) и маркируют определенным для каждой группы цветом.

Требования к проходам между партами, расстояниям между ними не изменились. Высота школьной доски от пола по СанПиН остается также равной 700-900 мм (от пола до нижнего края доски). Но есть изменения:

  • классные доски должны быть темно-зеленых, темно-коричневых цветов и иметь антибликовое покрытие;
  • классы рекомендуется оснащать сенсорными экранами и интерактивными досками с обозначенными временными рамками, в течение которых рекомендуется заниматься с техникой, имеющей жидкокристаллический дисплей.

Изменения, которые ввел новый СанПиН для школьных столовых в 2020:

  • столовая должна быть оборудована отдельным местом для работы с овощами;
  • должен быть участок приготовления горячей еды;
  • организована заготовочная зона;
  • отделен моечный сектор с разделом зон очистки наборов столовой и кухонной посуды;
  • должна быть кладовая для хранения продуктов и отдельная комната для хранения скоропортящихся продуктов;
  • в школе должен быть обеспечен свободный доступ к водоснабжению;
  • организация школы должна решить вопрос организации режима питья: установить питьевые фонтанчики или обеспечить учащихся бутилированной водой. Если используются установки с дозаторами для питьевой воды из емкостей, смена емкостей проводится не реже одного раза в две недели.

Обновленные требования СанПиН к школьному расписанию в 2020 году рекомендуют в построении учебного процесса учитывать физическое состояние детей, зависящее от дня недели и времени суток:

  • учащимся младшей школы основные предметы должны проводить на вторых-третьих уроках, учащимся средней школы и старшеклассникам на 2, 3, 4 уроках;
  • наибольший объем учебной нагрузки рекомендуют устанавливать на вторник и среду, в эти дни ставят самые трудные предметы или менее трудные предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели;
  • вводить изучение нового материала, проводить контрольные рекомендуют на 2-4 уроках в середине учебной недели;
  • не рекомендуют в один день ставить в школьное расписание предметы, которые потребуют больших временных затрат при выполнении домашней работы.

СанПин для школы

Учебные парты и столы используются несовершеннолетними большую часть времени, проводимого ими в образовательной организации.

Процесс обучения в таком режиме длится с первого по 11 классы. Поэтому подобранная администрацией мебель не должна негативно влиять на работоспособность ребенка, его успеваемость и здоровья.

Так, парта, не соответствующая росту ученика приводит к быстрому утомлению во время уроков, а поза, принимаемая школьником, может спровоцировать хронические заболевания, связанные с нарушением осанки.

Помимо высоты мебели от пола, важно соблюсти иные размерные параметры.

Вопрос рассматривается в п. 5.6 СанПиН.

Согласно документу оборудование учебных классов сопряжено с необходимостью соблюдения следующих расстояний:

Проход Минимальное расстояние, мм
Ряды из столов на двух детей 600
Проход между наружной стеной и партами 500
Проход от крайних столов до шкафов и внутренней стены 500
Расстояние от мебели, расположенной позади до стены 700 (1000, если стена внешняя)
От первых парт до доски 2400
От последних столов до доски 8600

Новые здания школ должны проектироваться с учетом прямоугольной конфигурации классов и кабинетов.

При этом ученические места должны располагаться вдоль окон по левой стороне (естественное освещение).

Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 135 «Мебель»

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 19 декабря 2016 г. N 94-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Грузия

GE

Грузстандарт


Настоящий стандарт распространяется на мебель, предназначенную для оборудования помещений общеобразовательных и профессиональных школ, средних специальных и высших учебных заведений, выпускаемую предприятиями (организациями) любых форм собственности, а также индивидуальными изготовителями.

Стандарт не распространяется на встроенную мебель.

Требования, обеспечивающие безопасность при эксплуатации мебели для учебных заведений, изложены в 4.1, 5.2.4, 5.2.14-5.2.18, 5.2.20, 5.2.21, 5.3.


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 16504, ГОСТ 20400.

4.1 Типы и функциональные размеры ученических столов, стульев и парт должны соответствовать требованиям ГОСТ 5994, ГОСТ 11015, ГОСТ 11016, ГОСТ 18314, ГОСТ 19549, ГОСТ 19550.

4.2 Типы и функциональные размеры других изделий мебели для учебных заведений должны соответствовать требованиям ГОСТ 18313, ГОСТ 18607, ГОСТ 18666, ГОСТ 20902, ГОСТ 22359, ГОСТ 22360, ГОСТ 22361.

4.3 Функциональные размеры изделий, не установленные соответствующими стандартами, должны быть указаны в технической документации на эти изделия.

5.1 Мебель для учебных заведений должна соответствовать требованиям ГОСТ 16371, ГОСТ 19917, настоящего стандарта и технической документации, утвержденной в установленном порядке.

5.2 Характеристики

5.2.1 Облицовочные материалы и защитно-декоративные покрытия на лицевых поверхностях мебели, за исключением металлических каркасов, должны быть светлых цветов. Допускается изготовлять шкафы для учебных пособий и подставки для технических средств обучения черного цвета или комбинированные в сочетании со светлыми цветами. Не допускается окрашивание мебели для учебных заведений в белый цвет.

5.2.2 Цвет и рисунок облицовочных материалов и защитно-декоративных покрытий должны соответствовать образцам-эталонам и приложению А.

6.1 Изделия (наборы) мебели для учебных заведений представляют к приемке партиями. Партией считают количество изделий (наборов) одного наименования, оформленное одним документом, содержащим признаки, параметры, показатели и требования, которые в совокупности достаточны для подтверждения соответствия изделий (наборов) образцу. Размер партии устанавливают в соответствии с условиями договора (контракта).

6.2 Для проверки мебели на соответствие требованиям настоящего стандарта контролируют параметры, указанные в таблице 5.


Таблица 5

Меблированная продукция для ученического использования должна обладать следующими параметрами:

  1. Блеск покрытия не больше 49%.
  2. Рабочая поверхность легко очищается от загрязнений. Столы для научных классов оснащены защитным слоем от химических веществ.
  3. Соответствие всем эпидемиологическим нормам.

Помимо основной мебели, в классах располагают другие незаменимые в школьной жизни элементы:

  • Доска – в современных школах давно не используют мел. Около доски теперь вместо тряпок и цветных мелков располагается специальная полочка с фломастерами разных цветов и специальной губкой для удаления надписей;
  • Под ней размещается тумба для плакатов, где находятся наглядные пособия и красочные материалы для учебы;
  • Учительский стол необходимо оснастить местом для временного хранения проверяемых тетрадей.

Маркировка в школе является обязательным мероприятием, позволяющим с легкостью определить место постоянного нахождения столов, стульев, парт и шкафов. Столы и стулья маркируются в соответствии с ростом учеников. Всей новой мебели в обязательном порядке присваиваются инвентарные номера и дополнительно ставится номер кабинета, в который ее приобрели. В этом случае маленькие комплекты для детей не попадут по ошибке к старшеклассникам.

Каждая отдельная аудитория или класс в общеобразовательных заведениях должна быть оснащена с учетом установленного законодательством стандарта. Обустройство кабинетов различается в зависимости от его предназначения. Однако важным моментом является необходимость в наличии всех интерьерных предметов.

Главной задачей библиотеки является предоставление детям доступа к литературному архиву, а также произведений, который включены в школьную программу. Это могут быть журналы, научно-популярные издания, учебники и т. д. Помимо этого, здесь хранятся все книги, выдающиеся на период обучения. Необходимо:

  • широкие шкафчики для учебников и пособий;
  • стулья;
  • столы для чтения.

Также маркировка школьной мебели по СанПиНу может понадобиться для диванчиков, полок и стендов.


Похожие записи:

Наименование показателя

Вид испытаний

Номер пункта

Приемо-
сдаточ-
ные

Квали-
фикаци-
онные, перио-
дические

Типо-
вые

Для целей обяза-
тельного подтверж-
дения соответ-
ствия

техни-
ческих требо-
ваний

методов контроля

Функциональные размеры ученических столов, стульев и парт*

7.1 Размеры ученических столов, ученических стульев и парт проверяют универсальными измерительными инструментами. В изделиях мебели, поставляемой в разобранном виде, проверяют размеры деталей и/или элементов.

Габаритные и функциональные размеры измеряют с погрешностью ±1 мм, остальные размеры — ±0,1 мм.

7.2 Габаритные размеры других изделий мебели для учебных заведений, величину зазоров, применяемые материалы в производстве мебели, комплектность изделий мебели, влажность деталей, прочность клеевого соединения на неравномерный отрыв облицовочных материалов, шероховатость поверхности деталей, внешний вид, наличие защитного и защитно-декоративного покрытий, требования к трансформации изделий, фурнитуре, опорам, стеклоизделиям, возможность сборки без дополнительной подгонки учебной мебели, поставляемой в разобранном виде, определяют по ГОСТ 16371 и ГОСТ 19917.

7.3 Стойкость защитно-декоративных покрытий столов к истиранию — по ГОСТ 27820.

7.4 Стойкость защитно-декоративных покрытий рабочих поверхностей мебели к пятнообразованию — по ГОСТ 27627.

7.5 Степень блеска рабочих поверхностей столов и парт — по ГОСТ 16143.

7.6 Ударная прочность защитно-декоративных покрытий — по ГОСТ 27736.

7.7 Устойчивость, жесткость, прочность, долговечность и прочность крепления задней стенки ученических столов и столов для учителя — по ГОСТ 23380.

7.8 Устойчивость, прочность и долговечность ученических стульев — по ГОСТ 23381.

7.9 Устойчивость, прочность, деформируемость, прогиб полок и долговечность опор качения — по ГОСТ 19882.

Требования к технологии закреплены нормативным документом ГОСТ 22046-2016 «Мебель для учебных заведений. Общие технические условия», что является межгосударственным стандартом для России, утвержденным Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 19 декабря 2016 года.

Общие требования соответствуют государственному стандарту. Единый задокументированный регламент позволяет обеспечить массовую закупку ученической мебели для школ всех регионов России. Все продукты проходят испытания на прочность согласно с предписанной документацией.

Это место проведения линеек и торжественных мероприятий. Задача помещения – вместить большое число зрителей перед сценой. В то же время мебель должна легко перемещаться и выноситься в другие части школы в случае организации массового собрания. Исходя из требований, необходимые элементы залов – соединенные или раздельные стулья.

Как правило, дополнительная мебель для актового зала не требуется, весь упор в нем идет на организацию сцены и технического оборудования для выступлений и усиления звука.

Детская мебель отличается от взрослой, прежде всего, размерами. В нашем законодательстве такие размеры называются «ростовыми группами» (они же – группы детской мебели). Есть 4 специальных ГОСТа, которые устанавливают такие ростовые группы для дошкольников. Полезные ссылки на полные версии этих документов будут ниже.

  • ГОСТ для детских столов

Санитарно-эпидемиологические институты проводят постоянную работу с целью улучшения функционирования дошкольных образовательных учреждений. И такие мероприятия направлены на повышение безопасности детей, а также улучшение процесса обучения и развития малышей. В связи с чем действующая редакция СанПин поддается постоянным изменениям.

Таблица № 1 «Основные правки, вступившие в силу СанПин для детских садов в 2021 году»

До После
Запрет на проветривание помещений в присутствии детей Разрешается одностороннее открытие окон, если в группе находятся воспитанники, но только в жаркую и безветренную погоду
Отсутствие распределения по годам детей объем потребляемой пищи Увеличение числа потребляемых блюд и установление нор пищевой ценности для каждой возрастной категории
Строгая фиксация температурного режима: 19 – в спальной, 22 – в игровой Увеличение предельных показателей

Вопросам питания малышей в детских садах отводится особое внимание, поскольку продукты являются одной из основных причин распространения инфекционных болезней. Так, на образовательное учреждение в 2021 году возлагаются такие обязанности:

  • выбор надежного поставщика;
  • соблюдение правил доставки;
  • контроль за разгрузкой и качеством упаковки продуктов;
  • выполнение нормативов хранения пищевого сырья;
  • следование рецептурам приготовления блюд.

В СанПин 2021 года строго прописаны нормативы, по которым отбираются земельные участки для возведения дошкольного образовательного учреждения. К основным из них относятся:

  • расположение в пределах жилого комплекса или спального района;
  • отсутствие промышленных предприятий поблизости;
  • уровень шума не должен превышать норму;
  • измерение загрязнения атмосферного воздуха;
  • возможность естественного освещения площадок для игр на свежем воздухе.

1.1. Положение об учебном кабинете разработано в соответствии с Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Письмом Министерства образования и науки РФ № 03-417 от 1 апреля 2005 года «О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений», Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 24 марта 2021 года, а также Уставом общеобразовательной организации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Настоящее Положение об учебном кабинете является локальным правовым актом школы и регулирует деятельность учебных кабинетов организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также регламентирует процесс приемки учебного кабинета к новому учебному году.
1.3. Положение устанавливает требования к учебному кабинету и его оснащению, оформлению, освещению, требования к мебели, оборудованию, учебно-методическому обеспечению, санитарному состоянию и воздушно-тепловому режиму, документации, а также регламентирует деятельность заведующего учебным кабинетом и учителей-предметников, проводящих занятия в кабинете.
1.4. Учебный кабинет — это учебное помещение школы, оснащённое наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения. В нём проводится учебная, индивидуальная и внеклассная работа с обучающимися в полном соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, учебными планами и программами, а также методическая работа по предмету с целью повышения эффективности и результативности образовательной деятельности.
1.5. Оборудование учебного кабинета должно позволять вести эффективное преподавание предмета при всем разнообразии методических приемов и педагогических интересов учителей.
1.6. Данное Положение устанавливает требования к учебному кабинету и его оснащению, оформлению, отделки, освещению, требования к мебели.
1.7. Занятия в учебном кабинете должны служить формированию у обучающихся:

  • современной картины мира;
  • общеучебных умений и навыков;
  • обобщенного способа учебной, познавательной, коммуникативной и практической деятельности;
  • потребности в непрерывном, самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями;
  • ключевых компетенций — готовности школьников использовать полученные знания, умения и способности в реальной жизни для решения практических задач;
  • теоретического мышления, памяти, воображения;
  • воспитанию детей, направленному на формирование у них коммуникабельности и толерантности.

Маркировка школьной мебели по санпин 2021г

2.1. Общие требования к оснащению учебного кабинета
2.1.1. Учебный кабинет должен соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (к отделочным материалам; составу, размерам и размещению мебели; воздушно-тепловому режиму; режиму естественного и искусственного освещения) и требованиям Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
2.1.2. В соответствии с требованиями кабинет должен быть оснащен:

  • рабочим местом преподавателя;
  • рабочими местами обучающихся (парты или ученические столы, стулья, игровые модули и др.), соответствующими росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики. Школьная мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья обучающихся;
  • стеллажами (шкафами) для хранения методической литературы, дидактических материалов, ученических тетрадей, наглядных пособий, приборов и т.д.;
  • классной доской с освещением, указкой и приспособлением для размещения таблиц, карт и схем;
  • электронными средствами обучения (далее — ЭСО) — интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки (при необходимости);
  • приборами и оборудованием для выполнения лабораторных и практических работ (для специализированных кабинетов);
  • персональным компьютером и принтером (при необходимости);
  • предметными стендами.

2.1.3. При оборудовании учебных кабинетов соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

  • между рядами двухместных столов — не менее 60 см;
  • между рядом столов и наружной продольной стеной — не менее 50-70 см;
  • между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, — не менее 50 см;
  • от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, — не менее 70 см, от задней стены, являющейся наружной, — 100 см;
  • от демонстрационного стола до учебной доски — не менее 100 см;
  • от первой парты до учебной доски — не менее 240 см;
  • наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски — 860 см;
  • высота нижнего края учебной доски над полом — 70-90см;
  • расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели — не менее 300 см.
  • угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места ученика за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II — III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

2.1.4. Оконные проемы в помещениях, где используются ЭСО, должны быть оборудованы светорегулируемыми устройствами.
2.1.5. Линейные размеры (диагональ) экрана ЭСО должны соответствовать гигиеническим нормативам. ЭСО должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия. Использование ЭСО должно осуществляться при условии их соответствия Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю). Минимальная диагональ ЭСО должна составлять для монитора персонального компьютера и ноутбука — не менее 39,6 см, планшета — 26,6 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается.
2.1.6. При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, должны быть выполнены мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появление бликов на экране.
2.1.7. При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для обучающихся 1-4-х классов — 10 минут, для 5-9-х классов — 15 минут. Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать:

  • для интерактивной доски — для детей до 10 лет — 20 минут, старше 10 лет — 30 минут;
  • компьютера — для детей 1-2 классов — 20 минут, 3-4 классов — 25 минут, 5- 9 классов — 30 минут, 10-11 классов — 35 минут.

2.1.8. Организация рабочих мест пользователей персональных ЭСО должна обеспечивать зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см. Использование планшетов предполагает их размещения на столе под углом наклона 30°. Шрифтовое оформление электронных учебных изданий должно соответствовать гигиеническим нормативам.
2.1.9. При необходимости использовать наушники время их непрерывного использования для всех возрастных групп должно составлять не более часа. Уровень громкости не должен превышать 60% от максимальной. Внутриканальные наушники должны быть предназначены только для индивидуального использования.
2.1.10. Интерактивную доску (панель) и другие ЭСО следует выключать или переводить в режим ожидания, когда их использование приостановлено или завершено.
2.1.11. Учебный кабинет должен быть обеспечен первичными средствами пожаротушения и аптечкой для оказания первой доврачебной помощи (кабинеты повышенной травмоопасности).
2.1.12. Кабинет должен соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям по охране труда, предъявляемым к учебным помещениям.
2.1.13. Конструкция окон должна обеспечивать возможность проведения проветривания помещений в любое время года. Проветривание в присутствии детей не проводится.
2.1.14. Контроль температуры воздуха во всех помещени��х, предназначенных для пребывания детей и молодежи осуществляется общеобразовательной организацией с помощью термометров.
2.1.15. В кабинете должны быть в наличии:

3.1. Наличие нормативной документации на открытие и функционирование учебного кабинета:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
  • требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по профилю кабинета;
  • Положение о поощрениях и взысканиях для обучающихся;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • акт приемки учебного кабинета школьной комиссией на предмет подготовки кабинета к функционированию;
  • приказ о назначении зав. кабинетом и лаборанта (при наличии), их функциональных обязанностях (по профилю кабинета);
  • паспорт кабинета, оформленного с указанием функционального назначения, имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и др.;
  • договор о полной материальной ответственности (при необходимости);
  • инвентарная и дефектная ведомости на имеющееся оборудование и инвентарь;
  • инструкции по охране труда в кабинете для работников и обучающихся, а также при работе с учебным оборудованием и при выполнении работ;
  • инструкция о мерах пожарной безопасности в учебном кабинете:
  • правила поведения в учебном кабинете для обучающихся школы;
  • протокол решения методической комиссии школы о готовности учебного кабинета к обеспечению условий для реализации образовательной программы (по профилю кабинета) на конкретный учебный год;
  • план работы учебного кабинета на учебный год и перспективу;
  • журнал регистрации функционирования учебного кабинета по выполнению плана работы на учебный год;
  • журнал регистрации инструктажей по охране труда обучающихся;
  • заключение методической комиссии о готовности программно-учебно-методических комплексов средств обучения (тематическое планирование, дидактические материалы, опорные конспекты, схемы, учебные фильмы, слайды, таблицы, планы ответов и др.) в кабинете к успешному выполнению образовательной программы школы (по профилю кабинета);
  • аналитический материал о выполнении образовательной программы по профилю кабинета в текущем учебном году;
  • самоанализ работы кабинета учителем;
  • планируемые меры по устранению выявленных недостатков в работе кабинета.

3.2. Учебный кабинет организации, осуществляющей образовательную деятельность, должен быть оснащен государственной символикой.

4.1. Помещение учебного кабинета подключено к системам централизованного отопления и вентиляции школы, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды.
4.2. Не допускается использование в учебном кабинете переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.
4.3. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебном кабинете и лаборантских должна составлять 180-240 С; в мастерских — 170-200 С.
4.4. Для контроля температурного режима учебные кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.
4.5. Во внеучебное время при отсутствии детей в кабинетах организации должна поддерживаться температура не ниже 150 С.
4.6. В учебных кабинетах организации, осуществляющей образовательную деятельность, относительная влажность воздуха должна составлять 40-60%, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.
4.7. Учебные кабинеты проветриваются во время каждой перемены при отсутствии в них школьников. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы.
4.8. Отдельные системы вытяжной вентиляции предусматриваются для учебных кабинетов (особенно специализированных), столярных и слесарных мастерских. Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских и кабинетах обслуживающего труда, где установлены плиты.
4.9. Концентрация вредных веществ в воздухе учебного кабинета школы не должна превышать гигиенические нормативы для атмосферного воздуха населенных мест.

5.1. Организация деятельности администрации
5.1.1. Администрация организации, осуществляющей образовательную деятельность, обязана:

  • определять порядок использования оборудования учебных кабинетов;
  • следить за выполнением требований к санитарно-гигиеническим характеристикам и нормам охраны труда;
  • обеспечивать сохранность оборудования учебного кабинета во внеурочное время и санитарно-гигиеническое обслуживание кабинета по окончании учебных занятий.

5.2. Организация деятельности заведующего учебным кабинетом
5.2.1. Заведующим учебным кабинетом назначается один из наиболее квалифицированных преподавателей среди учителей, проводящих уроки по данному предмету в кабинете.
5.2.2. Заведующий учебным кабинетом назначается и снимается с занимаемой должности приказом директора школы.
5.2.3. Оплата за заведование кабинетом осуществляется на основании Положения о компенсирующих выплатах.
5.2.4. Заведующий кабинетом в своей деятельности руководствуется:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 1 сентября 2020 года;
  • Правилами внутреннего трудового распорядка;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • настоящим Положением об учебном кабинете в школе;
  • должностной инструкцией.

5.2.5. Заведующий кабинетом организует оформление кабинета, которое по возможности должно быть выполнено профессионалом и должно иметь единый стиль оформления.
5.2.6. Заведующий учебным кабинетом обязан:

  • обеспечивать сохранность здоровья и безопасность жизнедеятельности обучающихся во время проведения уроков, консультаций, элективных курсов и иных мероприятий, предусмотренных учебным планом и планом воспитательной работы;
  • планировать деятельность кабинета на учебный год, осуществлять заполнение паспорта кабинета;
  • составлять режим работы учебного кабинета в части проведения занятий, консультаций и др.;
  • осуществлять координирование деятельности преподавателей, закрепленных с учетом профиля преподаваемых дисциплин за учебным кабинетом, в оснащении его материально-технической и учебно-информационно-методической базы;
  • вести учет имеющегося в кабинете оборудования на основе заполнения паспорта кабинета, определения актуального для оснащения программного и учебно-методического обеспечения, наглядных пособий, технических средств обучения, оргтехники и комплектующих для организации учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
  • принимать своевременные меры по ремонту и эстетическому оформлению кабинета с привлечением внебюджетных средств (по возможности);
  • формировать списки и подавать заявки администрации школы на приобретение необходимого оборудования, приборов, наглядных пособий согласно учебным программам;
  • содержать учебный кабинет в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, предъявляемыми к школьному кабинету;
  • способствовать развитию материально-технической базы кабинета в соответствии с его спецификой;
  • следить за чистотой учебного кабинета;
  • следить за озеленением кабинета;
  • обеспечивать кабинет различной учебно-методической документацией;
  • следить за режимом проветривания, за исправностью системы вентиляции и освещения;
  • обеспечивать надлежащий уход за имуществом кабинета;
  • обеспечивать своевременное списание в установленном порядке, пришедшего в негодность оборудования, приборов и другого имущества;
  • организовывать внеклассную работу по предмету (консультации, дополнительные занятия, заседания клубов и др.), отражать ее в расписании работы кабинета;
  • обеспечивать контроль соблюдения правил и требований охраны труда и пожарной безопасности, правил поведения в кабинете, проводить соответствующие инструктажи с обучающимися с отметкой в журнале регистрации инструктажей обучающихся.

5.2.7. Заведующий учебным кабинетом школы имеет право:

  • приостанавливать выполнение лабораторных, практических работ или иных видов учебной деятельности, если они осуществляются с нарушением правил эксплуатации оборудования кабинета, коммуникационных систем, правил охраны труда и пожарной безопасности;
  • не допускать к работе в учебном кабинете лиц, не прошедших инструктаж по охране труда;
  • вносить предложения администрации школы по улучшению работы учебного кабинета.

5.3. Организация деятельности учителя-предметника
5.3.1. Учитель-предметник, проводящий занятия в учебном кабинете, обязан:

  • обеспечивать сохранность здоровья и безопасность жизнедеятельности обучающихся во время проведения с ними уроков, консультаций, элективных курсов и иных мероприятий, предусмотренных учебным планом и планом воспитательной работы школы;
  • соблюдать режим работы учебного кабинета в части проведения занятий, консультаций и др.;
  • содействовать оснащению материально-технической и учебно-информационно-методической базы учебного кабинета;
  • бережно использовать в работе имеющееся в кабинете оборудование, наглядные пособия, технические средства обучения, оргтехнику и комплектующие;
  • содержать кабинет в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, предъявляемыми к школьному кабинету;
  • следить за чистотой учебного кабинета, осуществлять его проветривание;
  • обеспечивать бережное отношение обучающихся к мебели в кабинете;
  • обеспечивать соблюдение требо��аний охраны труда и пожарной безопасности, правил поведения в кабинете, проводить соответствующие инструктажи с обучающимися с отметкой в журнале регистрации инструктажей школьников.

6.1. Оборудование учебного кабинета, приобретенное на средства учредителя, является неотъемлемым имуществом, которым школа распоряжается на основании Устава и договора с учредителем.
6.2. Оборудование и оснащение учебного кабинета, созданное педагогическими работниками во время их работы в штатной должности работника школы без привлечения личных материально-финансовых ресурсов, принадлежит общеобразовательной организации на правах собственности.
6.3. Оборудование и оснащение учебного кабинета школы, приобретенное за счет личных финансовых средств работника, принадлежит данному работнику школы.

Положение об учебном кабинете школы

  • Положения школы
  • Документы по коронавирусу
  • Билеты и инструктажи по ОТ
  • Журналы по охране труда
  • Акты и протоколы по ОТ
  • Нормативные документы ОТ
    магазины одежда, обувь, продукты, игрушки, косметика, техника Подробнее
    склады

    материальные, внутрипроизводственные, сбытовые и транспортных организаций Подробнее

    маркировка

    табак, обувь, легпром, лекарства Подробнее

    производство

    мясное, заготовительное, механообрабатывающее, сборочно-монтажное Подробнее

    rfid

    радиочастотная идентификация товарно-материальных ценностей Подробнее

    егаис

    автоматизация учётных операций с алкогольной продукцией Подробнее

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *