Отпуск педагогических работников в 2021 году последние изменения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отпуск педагогических работников в 2021 году последние изменения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.
2. Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.
При этом проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
3. Настоящие рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2021 году.
Удлиненный отпуск 42 и 56 дней: кому и какой вид предоставить
6. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений определяются с учетом требований к системам оплаты труда работников данных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации, и устанавливаются:
а) в федеральных государственных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в) в муниципальных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
9. Системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются и изменяются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, с общими принципами формирования систем оплаты труда, перечнями норм и условий оплаты труда, регламентируемыми федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изложенными в разделах II — IV настоящих рекомендаций, требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
10. Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются и изменяются с учетом:
а) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;
б) обеспечения государственных гарантий по оплате труда, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П;
в) квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
г) перечня видов выплат компенсационного характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
д) перечня видов выплат стимулирующего характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
е) примерных положений об оплате труда работников федеральных автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;
ж) положений об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя;
з) настоящих рекомендаций;
и) мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
11. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются с учетом минимального размера оплаты труда в рамках реализации норм федерального закона и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П, дифференцированно по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее соответственно — профессиональные квалификационные группы, квалификационные уровни), по должностям (профессиям), не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы — в зависимости от сложности труда в виде схем окладов (должностных окладов), ставок заработной платы.
12. В положении об оплате труда работников учреждения, разрабатываемом учреждением, предусматриваются конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий). При этом в указанном положении не должна использоваться такая терминология, как «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, которая может содержаться в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета.
Федеральные государственные казенные учреждения руководствуются носящими обязательный характер положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, включающими для работников конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий).
13. В трудовом договоре (в дополнительном соглашении к ��рудовому договору) с работником предусматривается фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы за календарный месяц).
Аттестация педагогов в 2021 году — последние новости
30. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом общих принципов формирования систем оплаты труда, перечней норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотренных в разделах II — IV настоящих рекомендаций, а также требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:
а) при изменении (совершенствовании) систем оплаты труда работников учреждений предусматривать установление минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп);
б) не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;
в) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения (совершенствования) для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда;
г) при разработке показателей и критериев эффективности работы учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 421, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 287 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 920, и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н, предусмотренные в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N АП-1073/02, Министерства культуры Российской Федерации от 5 августа 2014 г. N 166-01-39/04-НМ, а также установленные в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значения целевых показателей развития соответствующих отраслей.
31. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2021 году региональные соглашения о минимальной заработной плате, размер которой превышает минимальный размер оплаты труда, с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений.
36. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2021 году необходимо учитывать следующее.
Не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2020 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.
В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утвержденных в установленном порядке, с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям).
Определять предельную долю расходов на оплату административноуправленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 процентов.
Обеспечивать формирование систем оплаты труда работников общеобразовательных организаций, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат стимулирующего характера с учетом методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. N ВП-1992/02), а также утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н.
Определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) в соответствии с положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — приказ N 1601), предусматривающими, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда устанавливается либо продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю или 720 часов в год.
При заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) установлены пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601), обеспечивать включение в них условий, связанных с:
размером ставки заработной платы, установленной за норму часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы и размером фактического объема учебной нагрузки, определяемым ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) в порядке, предусмотренном разделами II — V приложения 2 к приказу N 1601;
размером заработной платы, исчисленным с учетом фактического объема учебной нагрузки, фактического объема педагогической работы;
уточнением правил применения повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям при оплате труда педагогических работников, для которых пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601 установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы (правила применения повышающих коэффициентов приводятся далее в настоящем пункте в положениях, определяющих правила исчисления заработной платы педагогических работников с учетом фактического объема педагогической или учебной (преподавательской) работы);
размерами и факторами, обусловливающими получение выплат компенсационного характера, в том числе выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, к которым могут быть отнесены выплаты за дополнительную работу, связанную с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководством предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами дополнительной работы, определение которых следует осуществлять из размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню профессиональных квалификационных групп (далее — ПКГ) без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в ��роцентах (в абсолютных величинах);
размерами и условиями выплат стимулирующего характера.
Теперь помимо первой и высшей педагог сможет получить следующие квалификационные категории:
-
Старший учитель (методист) — занимается внедрением инновационных образовательных технологий, проводит экспертизу конкурсных работ мастерства, курирует проекты, устраивает семинары. Чтобы получить категорию, необходимо 5 лет проработать в учреждении.
-
Ведущий учитель (наставник) — выстраивает план карьерного роста педагогов, помогает коллегам в вопросам профессионального мастерства. Для такой квалификационной категории нужно 10 лет проработать в образовательном учреждении.
При получении сразу 2 квалификационных категорий надбавка к зарплате будет идти сразу за обе.
Теперь педагогических работников будут оценивать по ЕФОМ — единым федеральным оценочным материалам, включающим в себя 4 вида компетенций:
-
предметные;
-
методические;
-
коммуникативные;
-
психолого-педагогические.
Педагоги будут проходить 3 типа оценки знаний: первичную, на соответствие занимаемой должности и в целях получения категории. Рассмотрим каждую.
Входной экзамен сдают специалисты, которые только устраиваются на рабочее место в образовательную организацию. Педагога проверяют по 4 компетенциям, указанным выше. Такой экзамен позволяет определить «пробелы» в знаниях и навыках для дальнейшего развития.
Процедуру проводят также для специалистов, которые:
-
5 лет не работали по профессии;
-
не имеют опыта работы учителем;
-
выпустились из колледжа или вуза.
Действие квалификационных категорий педагогов продлено на весь 2021 год
Учитель добровольно решает пройти аттестационную проверку, чтобы подтвердить квалификацию и получить первую или высшую категорию. Процедура проводится по старым правилам — в каждом регионе процесс различается. Для этого необходимо подавать соответствующее заявление и документы (можно в электронном виде). В зависимости от места нахождения учебной организации процедуру проводят Минпросвещения или департамент образования.
Аттестационная комиссия рассматривает портфолио педагога, куда входят благодарности и награды. Также нужно предоставить характеристику с работы. Присвоенная категория действует 5 лет, потом ее потребуется снова подтвердить. |
-
Педагогические работники, у которых срок действия сертификатов истек в 2020 году, могут не проходить аттестацию до конца 2021 года;
-
с 1 сентября планируют изменить процедуру, введя оценку компетенций педагогов (ЕФОМ);
-
педагоги могут подать документы на присвоение категории электронно и получить решение в течение 60 дней;
-
новая аттестация учителей в 2021 (с сентября) предполагает появление возможности получить еще 2 категории — «учитель-наставник» и «учитель-методист».
Пока вопрос об изменениях в процедуре остается открытым. Если все-таки аттестация преподавателей в 2021 году будет проводиться по новым правилам, педагогам придется тщательнее готовиться.
Рекомендуем пройти повышение квалификации, чтобы устранить пробелы в знаниях — вспомнить теорию по детской психологии, педагогике, современным педагогическим технологиям, а также изучить основные положения ФГОС и так далее.
Не так давно заместитель министра просвещения РФ Виктор Басюк заявил, что в 2021 году будут выработаны нормативы оплаты труда педагогов. В далеком 2012-ом Правительство анонсировало, что заработная плата работников сферы образования вырастет в несколько раз, и к 2021 году она будет составлять не меньше среднего значения по конкретному региону. На деле мы видим, что это исполняется далеко не всегда и не везде. Причина тому – экономическое положение региона: образование до сих пор субсидируется за счет регионального бюджета. Другими словами, если Правительство области может, то оно поднимает зарплату учителям.
Педагоги могут рассчитывать на повышение дохода только за счет ежегодной индексации уровня оплаты труда. Он будет связан с показателями МРОТ, для которого в будущем году установлена новая величина. Планируется, что коэффициент индексации поднимется до 6,8%. Увеличится постоянная часть зарплаты – оклад. Если базовая ставка была небольшой, то значительного увеличения дохода не предвидится.
Заработная плата учителей в 2021 году будет зависеть от нескольких факторов:
- Доплаты за классное руководство в размере 5000 рублей (введена с 01.09.2020). При этом допускается не более 2-х таких выплат за год, если учитель осуществляет руководство двумя или более классами. Эта доплата будет частью дохода, и она подлежит налогообложению, то есть «на руки» учитель получит меньше.
- Новая аттестационная система. Ее тестирование планируется только с 1 сентября 2021 года. Итогом станет присвоение новой квалификационной категории, и продвижение по карьерной лестнице повлечет за собой и повышение заработной платы. От перехода с одной ступени на другую должно пройти как минимум 5 лет.
Пандемия коронавирусной инфекции пока еще никуда не отступила. В связи с этим школы будут также обязаны обеспечивать безопасные условия для учеников. Роспотребнадзор выпустил перечень рекомендаций, которое требуется выполнять: обязательное ношение масок и перчаток учителями в школьных коридорах, ежедневное измерение температуры, отдельное расписание для каждого класса со своими переменами, ограничение перемещений учеников по школе и закрепление за каждым классом своего кабинета (переходить из одного в другой будут обязаны именно педагоги, а не дети, исключение составляют кабинеты физики и химии). Также рекомендуется по возможности организовывать факультативы и другие занятия онлайн. В новом 2021 году в школах будет отменены мероприятия и концерты.
Отпуска педагогических работников
В 2020 году из-за карантина ОГЭ не проводили, в будущем изменения затронут 14 школьных дисциплин (кроме географии, информатики и русского языка). Так, например, в тесте по физике будет больше заданий с развернутым ответом, в химии поменяется формат некоторых вопросов. Количество заданий по биологии сократится до 29, а на экзамене по литературе появится пятое – анализ фрагмента предложенного произведения.
В 2021 году педагогам придется столкнуться с нововведениями, хотя большинство из них они «испытали» еще в этом. Речь идет об активном освоении дистанционного формата обучения, предполагающего овладение компьютерными технологиями для создания полноценной образовательной среды. Нагрузка на учителей при этом не снизится. Наоборот, «старшее поколение» не может быстро освоить интерактивные приемы и способы обучения, из-за чего возникают определенные сложности как в профессиональном, так и психологическом плане. Тенденция перехода на дистант становится все более очевидной, хотя нельзя отрицать его негативные стороны. В грядущем году остается пожелать нашим учителям сил и терпения, а самое главное, здоровья. Ведь от них во многом зависит будущее наших детей.
Постатейный комментарий к Трудовому кодексу
Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (краткий, постатейный) (3-е издание) (отв. ред. Ю.П. Орловский)
Вопрос: О подаче заявления об увольнении по собственному желанию, подписанного электронной подписью, по электронной почте. (Письмо Минтруда России от 06.03.2020 N 14-2/ООГ-1773)
Изменяем трудовой договор: права, обязанности, оформление (выпуск 5) (Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В., Серебрякова Е.А.)
Особенности правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников: Научно-практическое пособие (отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
Путеводитель по кадровым вопросам. Как отказать соискателю в приеме на работу
Расторжение трудового договора (анализ актуальной судебной практики, рекомендации) (выпуск 13) (Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности трудовых отношений с несовершеннолетними работниками
Статья: Молодой специалист: особенности трудовых отношений (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)
В настоящее время в связи с предупреждением распространения коронавирусной инфекции в школах, например, переносится срок сдачи ЕГЭ и ОГЭ. Кроме того, будут переноситься:
– сроки досрочного периода сдачи экзаменов, в том числе для выпускников прошлых лет;
– срок окончания олимпиад и т. д.
Соответственно, педагогические работники с их согласия будут привлекаться к участию в этих и других мероприятиях, что может повлечь за собой изменение графиков отпусков учителей в 2020 году.
Одним из основных вопросов, возникающих у работодателей в связи со сложившейся ситуацией, является вопрос о том, как не нарушить право педагогов на ежегодный отпуск (основной удлиненный и дополнительный – например, за работу в районах Крайнего Севера), если до нового учебного года они не смогут использовать его полностью, и можно ли отказать работникам в части отпуска.
Сотрудник в расчетном периоде получал премию. Учитывать ее при расчете отпускных?
Да, если это премия за те месяцы, которые попали в расчетный период (Письмо Минздравсоцразвития от 05.03.08 № 535-17).
Пример 3. Учет премии при расчете отпускных
Сотрудник уходит в ежегодный оплачиваемый отпуск на 28 календарных дней. Заработок за 12 месяцев, предшествующих отпуску, составил 1 000 000 рублей. Помимо этого сотрудник получал ежемесячную премию в размере 5000 рублей каждый месяц.
Доход сотрудника от ежемесячной премии за год составил 60 000 руб. (5 000 рублей * 12 месяцев).
Средний дневной заработок составляет: (1 000 000 руб. + 60 000 руб.) / 12 месяцев / 29,3 = 3 014,79 руб.
Сумма к выплате: 3 014,79 * 28 = 84 414,12 рублей.
До этого мы считали отпускные в календарных днях. Отпуск в рабочих днях работодатели начисляют в двух случаях:
- сезонным работникам,
- если человек трудится по трудовому договору, который действует до двух месяцев.
Формулы:
Сумма отпускных в рабочих днях = Средний дневной заработок × Количество рабочих дней отпуска
Средний дневной заработок = Фактически начисленная заработная плата / Количество рабочих дней по календарю 6-ти дневной рабочей недели
Фактически начисленная заработная плата – плата за труд, который работник получил с первого дня начала работы до начала отпуска.
Пример 4. Расчет отпускных сезонному работнику
Сотрудник уходит в отпуск на 12 рабочих дней. Фактически начисленная заработная плата составила 600 000 руб. Количество рабочих дней по календарю 6-дневной рабочей недели за полгода равны 111 дней.
Средний дневной заработок: 600 000 рублей / 111 дней = 5 405,41 рублей
Отпускные: 5 405,41 рублей * 12 дней = 64 864,92 рубля.
Когда сотрудника увольняют, ему выплачивают компенсацию за дни отпуска, которые остались не использованы.
При расчете отпуска в календарных днях следуйте формуле:
Сумма компенсации = Средний дневной заработок × Количество календарных дней неиспользованного отпуска
При расчете отпуска в рабочих днях:
Сумма компенсации = Средний дневной заработок × Количество рабочих дней неиспользованного отпуска
Пример 5. Расчет компенсации за неотгуленные дни отдыха
Последний день работы сотрудника в компании – 2 июня 2021. Расчетный период – с 1 июня 2020 года по 31 июля 2021. Общий стаж сотрудника в компании – 21 месяц. Из них он всего раз был в отпуске — с 3 июня по 17 июня 2020. Получается, расчетный период отработан не полностью.
За расчетный период сотрудник заработал 840 000 руб.
В расчетном периоде 11 полных отработанных месяцев. И в июне сотрудник отработал 29,3/ 30 * (30-14) = 15,63 дней.
Средний дневной заработок = 840 000 рублей / (29,3 * 11 месяцев +15,63) = 2 485,72 руб.
Общее количество дней отпуска, положенных сотруднику, = 21 месяц * 2,33 дня = 48,93 дня, где 2,33 получаем расчетным путем: 28 дн. в году / 12.
Округляем до 49 дней.
Количество дней неиспользованного отпуска = 35 (49 — 14).
Компенсация отпуска = 2 485,72 рубля * 35 дней = 87 000,2 рублей.
Каждый год в феврале-марте правительство проводит индексацию зарплат бюджетников, чтобы она обгоняла темпы инфляции. В прошлом году из-за коронавируса индексацию перенесли на октябрь и увеличили зарплаты всего на 3 процента, что было ниже инфляции.
В этом году зарплату проиндексируют на 6,8 процентов, в следующие два года также обещают индексировать выше темпа инфляции. Получается, что педагог получающий МРОТ, то есть 12 792 рублей, будет получать в этом году на 6,8 процентов выше, то есть на 869 рублей больше, 13 661 рубль.
Август
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
Необходимо учитывать, что факт предоставления сотруднику такого отпуска не оказывает влияния на время основного отпуска. У образовательных организаций нет обязанности оплачивать время пребывания в длительных отпусках, однако в коллективных договорах такая возможность может быть предусмотрена (исключительно за счет средств, самостоятельно заработанных учреждением).
В качестве дополнительных стимулирующих выплат, предназначенных педагогам, как правило, рассматривается вознаграждение за успехи в педагогической деятельности. Список подобных достижений оговаривается законодательством, трудовыми контрактами и коллективными договорами.
Удлинённый отпуск полагается только тем, кто непосредственно занимается воспитанием и образованием детей. Ранее его получали не все категории педагогических работников, теперь же имеют право на удлинённый отпуск абсолютно все педагоги, которые оформили свою деятельность согласно номенклатуре должностей руководителей и работников образовательных организаций.
В статье 119 отрегулированы правила по предоставлению оплачиваемого дополнительного отпуска тем работникам образовательных учреждений, у которых рабочий день не является нормированным. Продолжительность такого отпуска определяется либо коллективным договором, либо внутренними правилами трудового распорядка данной организации, но менее трёх дней он быть не может. Если же нет возможности предоставить дополнительный отпуск, преподаватель может «взять деньгами», то есть переработка компенсируется по типу сверхурочной работы. Но для этого должно быть письменное согласие работника. Как написать заявление на отпуск? Образец можно найти в иллюстрациях к данной статье.
За сколько дней и как написать заявление на отпуск? Образец существует на каждый вид отпуска отдельно, а срок написания не обговаривается. Однако в каждой организации существуют определённые нормативы, где локальными актами закреплены правила относительно точного количества дней, по истечении коих такое заявление должно быть подано в соответствующие инстанции.
Трудовой кодекс, в частности ст. 335, устанавливает право работников, которые трудоустроены в организациях, ведущих образовательную деятельность, на длительный отпуск при условии непрерывной работы педагогом 10 лет.
Ответ: Вопрос оплаты во время пребывания педагога в длительном отпуске не установлен ни одним нормативным актом в РФ. Поэтому руководствоваться следует коллективным договором и внутренними нормативно-правовыми актами организации.
Педагогическая деятельность – это одна из самых ответственных, поскольку работники сферы образования занимаются просвещением будущих инженеров, врачей и политиков. Поэтому в трудовом законодательстве России некоторые условия для них имеют некоторые преимущества, которых нет у представителей других профессий. Одной из таких преференций является длительный отпуск продолжительностью один календарный год.
5. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск в 42 календарных дня предоставляется воспитателям и музыкальным руководителям, работающим в дошкольных группах общеобразовательных учреждений и образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
См. Ежегодные основные удлиненные оплачиваемые отпуска работников, замещающих должности педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений этих организаций и их заместителей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14 мая 2021 г. N 466
Когда сотрудник берет отпуск по графику, в котором есть точная дата начала отпуска, писать заявление на отпуск ему не обязательно. Если он хочет уйти в отпуск вне графика или в нем не указана точная дата начала отпуска, тогда работник должен написать заявление в произвольной форме. Также заявление необходимо, если отпуск берет новый педработник, который был принят на работу после утверждения графика.
Расчет отпускных в 2021 году: правила и особенности
Право на ежегодный оплачиваемый отпуск имеет каждый работник, оформленный официально, согласно всем требованиям трудового законодательства. Стандартно он составляет 4 недели, но некоторым сотрудникам социальной сферы, гражданской или государственной службы, вредного производства предоставляется удлиненный отдых.
К ним относятся и учителя. Эта профессия связана с повышенной сложностью и ответственностью, поэтому для работников создаются оптимальные условия загруженности и отдыха. Регулируется длительность отпуска педагога положениями Трудового кодекса, а именно статьями 333-335. Кроме них принимаются во внимание также следующие нормативные акты:
- ФЗ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 года.
- Приказ Минобрнауки № 1601 от 14.05.2015 года.
- Постановление Правительства РФ№ 466 от 14.05.2015 года.
- Постановление Правительства РФ№ 678 от 08.08.2013 года.
Внимание! Положения не только определяют длительность отпуска, но и регулируют отношения работника и организации в вопросах его предоставления, выплаты компенсации. Ими руководствуется суд в процессе решения спорных моментов.
Сколько дней отпуск у учителя часто не знают даже сами педагоги, ведь продолжительность отдыха напрямую связана с его видом и стажем сотрудника. Период составляет от 42 до 56 дней, но преподаватели, непрерывно работающие в течение 10 лет, согласно ст. 335 ТК РФ могут получить дополнительный отпуск сроком на 1 год. Учителям в обычных школах и дошкольных учреждениях предоставляется 42 дня, тогда как лица, работающие с детьми-инвалидами и ОВЗ, уходят на отдых сроком 56 дней. Зависимость категории и длительности определяется постановлением Правительства РФ № 466 от 14.05.2015 года. Но кроме этого отпуск учителям делится на несколько видов. Рассмотрим самые основные.
Предоставляется отпуск педагогическим работникам на основании ста. 334 Трудового кодекса и ст. 47 ФЗ №273 от 29.12.2012 года. Это их законное право на восстановление здоровья после деятельности, продолжительностью в один год. Но воспользоваться им могут преподаватели, выполнившие учебную нагрузку, и оформленные в штате организации по всем правилам.
Нагрузка определяется в зависимости от категории учителя. В высшем учебном заведении она составляет 150 ч в месяц, в школе 36 ч за неделю, логопед должен отработать всего 20 ч за 7 дней. Ежегодный оплачиваемый отпуск воспитателя – 42 дня, учителя 56 дней, что вдвое больше обычного периода в 28 дней у рядового сотрудника.
Педагоги, работающие больше 8 часов в день, могут рассчитывать на дополнительные отпуска. Обычно такая возможность четко прописана в коллективном договоре или локальном нормативном акте учреждения. Все зависит от предусмотренной в заведении учебной нагрузки и сложности работы. Оплачивает такой период отдыха организация за счет собственного бюджета.
Важно знать! Отпуск учителя в зоне Крайнего Севера или территориях, приравненных к ним, всегда удлиненный. Это объясняется постоянной работой в неблагоприятных условиях. Дополнительное количество определено ст. 321 ТК РФ, и составляет 24 дня для КС, и 16 суток для зон, которые приравнены к ним.
В поисках ответа на вопрос, сколько длится отпуск у учителей, можно найти информацию о возможности отдыха преподавателя в течение года. Она действительно существует и определена ст. 335 Трудового кодекса и положениями ФЗ №273 от 29.12.2012 года. Но предоставляется он в особенных случаях, когда, к примеру, нужно написать диссертацию или закончить исследование.
Перечень должностей строго определен в первом разделе номенклатуры Постановления Правительства России № 678 от 08.08.2013 года. Претендовать на такой отпуск могут только специалисты с непрерывным стажем минимум в 10 лет. Чтобы воспользоваться своим правом, надо подать заявление в письменном виде на имя руководителя образовательного учреждения. После проведения проверки наличия оснований для его предоставления, лицу дается ответ. Если препятствий нет, издается приказ, после ознакомления с которым педагог уходит в отпуск.
Учитывается непрерывный стаж, полученный в течение работы в любом образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.
Статья 335 ТК РФ. Длительный отпуск педагогических работников
Отпуск учителей формируется по известным причинам: они отдыхают именно тогда, когда не нужно учить детей. Однако и во время учебного года учитель имеет право взять дни в счёт летнего отдыха. И даже целый год отпуск учителей может продлиться, если он, например, творческий. О подобных случаях и будет здесь рассказано, а также и о том, сколько дней продолжается обычный отдых.
Учитель относится к педагогическим работникам, а это значит, что отпуск их регулируется теми же статьями Трудового Кодекса и теми же Постановлениями Правительства. В главе 52 ТК содержится вся информация о том, что представляет собой труд педагогов, и там же, в ст. 334 ТК РФ, говорится об их отпуске. В частности, там сказано, что у каждого учителя он ежегодный и оплачиваемый. А вот по продолжительности отпуск педагогическим работникам положен различный.
Установленная продолжительность отпуска, основного, удлинённого, оплачиваемого и полагающегося только педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений, не зависит от ведомственной подчинённости и правовой организационной формы учреждения. Однако чтобы определить количество дней, которое содержит очередной отпуск учителям, нужно постоянно руководствоваться примечаниями и приложениями к новому закону.
Например, в примечаниях указано, что 56 дней полагаются для отпуска преподавателям школ искусств, куда входят музыкальные, художественные и другие, относящиеся к дополнительному образованию детей. Это указано в пункте 2 примечаний к закону. Другой пример: продолжительность отпуска учителя, работающего в учреждении, которое не является образовательным, согласно постановлению № 1052 1994 года, — 42 дня по календарю. Так отдыхают воспитатели, социальные педагоги и многие другие работники организаций, предприятий и учреждений.
Использование длительного отпуска педагогическими работниками вызывает больше всего вопросов, поэтому стоит рассмотреть все нюансы о нем более подробно. Как говорилось ранее, он предоставляется на срок до 1 года всем сотрудникам образовательных учреждений, чей стаж составляет минимум 10 лет.
Чтобы воспользоваться таким отпуском, учитель должен соответствовать следующим критериям:
- 36-часовая рабочая неделя;
- Трудоустройство в качестве основного сотрудника, а не по совместительству.
Предупреждать руководителей об уходе в длительные отпуска педработникам рекомендуется за несколько недель до их начала, чтобы у них была возможность внести изменения в учебные планы.
На основании действующих законодательных актов в 2020 году педагоги могут получать дополнительные выплаты по любому из оснований:
- за продуктивную работу и хорошие результаты;
- за выслугу лет;
- качество работы и пр.
Размер надбавок регулируется местными нормативными актами и внутренними документами образовательного учреждения. Однако стоит учитывать, что минимум 30% фонда оплаты труда должно быть сформировано именно на подобные надбавки и премии.
ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ
ПИСЬМО
от 22 апреля 2020 года N 202
О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусках педагогических работников и иных работников образовательных учреждений
Приближается отпускной период, и уже сейчас руководители образовательных организаций обращаются в региональные организации Общероссийского Профсоюза образования и непосредственно в ЦС Профсоюза с вопросами об использовании до начала 2020/2021 учебного года ежегодных основных удлиненных оплачиваемых и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков в связи с перенесением сроков проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) 2020 года, основного государственного экзамена (ОГЭ), сроков проведения летней оздоровительной кампании и иными возможными изменениями, вызванными условиями по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19).
Рекомендации Общероссийского Профсоюза образования по вопросам регулирования ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков педагогических и иных работников образовательных учреждений содержат особенности применения положений ТК РФ и иных федеральных нормативных правовых актов Российской Федерации при предоставлении ежегодных основных удлиненных оплачиваемых и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом их использования полностью или частично до начала нового учебного года в случаях принятия решений об изменении с согласия работников графиков предоставления отпусков и длительности нахождения в них, вызванных условиями по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (СOVID-19).
Председатель Профсоюза
Г.И.Меркулова
Пандемия коронавирусной инфекции пока еще никуда не отступила. В связи с этим школы будут также обязаны обеспечивать безопасные условия для учеников. Роспотребнадзор выпустил перечень рекомендаций, которое требуется выполнять: обязательное ношение масок и перчаток учителями в школьных коридорах, ежедневное измерение температуры, отдельное расписание для каждого класса со своими переменами, ограничение перемещений учеников по школе и закрепление за каждым классом своего кабинета (переходить из одного в другой будут обязаны именно педагоги, а не дети, исключение составляют кабинеты физики и химии). Также рекомендуется по возможности организовывать факультативы и другие занятия онлайн. В новом 2021 году в школах будет отменены мероприятия и концерты.
Федеральный Институт Педагогических Измерений (ФИПИ) разработал проекты измерительных материалов для ЕГЭ-2021, касающиеся 15-ти дисциплин. Нововведения не затронули математику, физику, химию, географию, иностранные языки, обществознание.
Экзамен по информатике будет проводиться в компьютерной форме: ученикам предложат 9 практических заданий по программированию, другие 18 адаптируют для сдачи на компьютере, и они не будут отличаться от заданий 2020-го года.
В госэкзамене по истории поменялись требования к заданию № 25. Каждый вариант будет содержать свои темы для исторического сочинения: описание личности и деятельности какой-либо исторической персоны (одной из трех на выбор) или описание какого-либо исторического события / процесса (также предлагается три варианта).
Что касается экзамена по русскому языку, то изменения коснутся формулировки задания № 9 и критериев оценки сочинения. Продолжительность проверочной работы по биологии будет увеличена до 235 минут (ранее экзамен писали 210 минут).
В 2020 году из-за карантина ОГЭ не проводили, в будущем изменения затронут 14 школьных дисциплин (кроме географии, информатики и русского языка). Так, например, в тесте по физике будет больше заданий с развернутым ответом, в химии поменяется формат некоторых вопросов. Количество заданий по биологии сократится до 29, а на экзамене по литературе появится пятое – анализ фрагмента предложенного произведения.
В 2021 году педагогам придется столкнуться с нововведениями, хотя большинство из них они «испытали» еще в этом. Речь идет об активном освоении дистанционного формата обучения, предполагающего овладение компьютерными технологиями для создания полноценной образовательной среды. Нагрузка на учителей при этом не снизится. Наоборот, «старшее поколение» не может быстро освоить интерактивные приемы и способы обучения, из-за чего возникают определенные сложности как в профессиональном, так и психологическом плане. Тенденция перехода на дистант становится все более очевидной, хотя нельзя отрицать его негативные стороны. В грядущем году остается пожелать нашим учителям сил и терпения, а самое главное, здоровья. Ведь от них во многом зависит будущее наших детей.
Как правило, это сотрудники компании, трудоустроившиеся незадолго до нового года. При этом, кадровики искренне считают, что их включать в график отпусков не нужно. Так как на 1 января года, на который составляется график, они ещё не отработали в компании 6 месяцев. Это в корне ошибочная позиция. Ведь рабочий год у таких сотрудников завершится раньше окончания следующего календарного года. А в соответствии со ст. 122 ТК РФ отпуск сотруднику работодатель обязан предоставить до истечения 12 месяцев работы в компании.
Очень часто в график отпусков не включают сотрудниц, которые собираются в декрет. Хотя, по общему правилу, отпуск по беременности и родам предоставляется только на 140 календарных дней. По окончании отпуска по беременности и родам сотрудница может выйти на работу, а не использовать отпуск по уходу за ребенком. Поэтому она вполне может успеть вернуться из декрета с правом на отпуск в том году, на который и составляется график.
В число ошибочно забытых сотрудников входят и сотрудники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Однако, в этом случае, кадровики отчасти правы, так как в график отпусков следует включать только тех из них, у которых отпуск по уходу за ребенком закончится в том году, на который составляется график отпусков.
К ним относятся и работники, имеющие право на отпуск в любое удобное для них время в соответствии со ст.123 ТК РФ. Например, работники в возрасте до 18 лет, женщины перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него, супруги военнослужащих и т.п. Эти работники обязательно должны быть включены в график отпусков. А в том случае, когда по каким-либо причинам даты отпуска такой работник сообщить не может, кадровому работнику просто не следует вносить информацию в графу о планируемых датах отпуска. При этом, в примечании, желательно указать причину, по которой даты отпуска неизвестны. Например, «Является совместителем (ст. 286 ТК РФ)» или «Многодетный родитель (ст. 262.2 ТК РФ)».
И, наконец, работники, которые использовали свои отпуска полностью ещё до начала календарного года, на который составляется график. Такие работники обязательно должны быть включены в график отпусков на следующий календарный год с указанием, что ими отпуск уже был использован, а потому в 2021 году и не предусмотрен. В примечании следует отметить, что, например, отпуск за 2021 год сотрудники уже полностью использовали в 2020 году.
Но, пожалуй, самой распространенной ошибкой, допускаемой специалистами кадровой службы при составлении графика отпусков, является либо разделение отпуска на части без согласия сотрудника, либо неправильное разделение отпуска на части.
1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.
2. Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.
При этом проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
3. Настоящие рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2021 году.
6. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений определяются с учетом требований к системам оплаты труда работников данных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации, и устанавливаются:
а) в федеральных государственных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в) в муниципальных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
9. Системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются и изменяются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, с общими принципами формирования систем оплаты труда, перечнями норм и условий оплаты труда, регламентируемыми федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изложенными в разделах II — IV настоящих рекомендаций, требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
Использование длительного отпуска педагогическими работниками вызывает больше всего вопросов, поэтому стоит рассмотреть все нюансы о нем более подробно. Как говорилось ранее, он предоставляется на срок до 1 года всем сотрудникам образовательных учреждений, чей стаж составляет минимум 10 лет.
Чтобы воспользоваться таким отпуском, учитель должен соответствовать следующим критериям:
- 36-часовая рабочая неделя;
- Трудоустройство в качестве основного сотрудника, а не по совместительству.
Предупреждать руководителей об уходе в длительные отпуска педработникам рекомендуется за несколько недель до их начала, чтобы у них была возможность внести изменения в учебные планы.
На основании действующих законодательных актов в 2020 году педагоги могут получать дополнительные выплаты по любому из оснований:
- за продуктивную работу и хорошие результаты;
- за выслугу лет;
- качество работы и пр.
Размер надбавок регулируется местными нормативными актами и внутренними документами образовательного учреждения. Однако стоит учитывать, что минимум 30% фонда оплаты труда должно быть сформировано именно на подобные надбавки и премии.
Москва относится к регионам с самым высоким уровнем доходов. МРОТ в столице на начало 2021 года утверждён в размере 20 195 рублей. А среднюю зарплата работникам сферы образования местные власти обещают на уровне 70 000 рублей, с учётом региональных надбавок из бюджета Москвы. Средняя зарплата учителя в школе, по словам мэра города Сергея Собянина составляет 114 000 рублей, по состоянию на конец 2021 года и в 2021 году также продолжит рост. Данная информация подтверждается данными размещёнными на официальных сайтах столичных школ.
Вопрос о том, когда именно учитель может воспользоваться отпуском, не праздный. Все привыкли, что отпуска педагоги берут летом, совмещая их с летними каникулами у учеников. Может ли преподаватель взять отпуск зимой? Или часть своего длинного отпуска?
В главе 52 ТК РФ, которая как раз рассматривает особенности труда учителей, ничего про это не сказано. В таких случаях надо смотреть общие правила по отпускам, установленные для всех работников. Это гл. 19 ТК РФ.
По общему правилу в этой главе установлен следующий порядок: отпуска целиком, без деления на части, работодатель может установить своим сотрудникам сам, не спрашивая их мнения (за исключением отдельных категорий, у которых есть право самим выбирать даты отпуска). Главное, не позднее 17 декабря уходящего года утвердить график отпусков на следующий год с указанием дат. Работникам останется только подчиниться.
При этом закон предполагает, что эти даты руководство организации установит таким образом, чтобы не нарушалась нормальная работа. Это главный критерий при составлении графика отпусков. Но никто не запрещает работодателю поинтересоваться мнением сотрудников и учесть его, если это не противоречит производственному процессу.
Применительно к педагогам получается, что если у учителя нет учебной нагрузки в какой-то период в течение учебного года, а другая его работа может подождать без ущерба для учреждения в целом, то отпуск может быть и не в летнее время.
Что же касается ситуаций, когда отпуск используется не целиком, а частями, то тут без соглашения между организацией и работником ничего не получится (ст. 125 ТК РФ). И при составлении графика отпусков, и если позже возникнет желание брать отпуск частями – тут надо будет договариваться. Ключевой момент все тот же. Если работа организации не будет нарушена, можно брать части отпуска в любое время.
Главное – общие правила соблюдать. Т. е., одна из частей отпуска должна быть не менее 14 дней. Не обязательно первая за год – любая (ст. 125 ТК РФ).
Иногда встает вопрос, а можно брать части отпуска только в будние дни, с понедельника по пятницу? Или может работодатель заставить брать дни отпуска только по выходным? Здесь надо отметить, что все отпуска у нас считаются именно в календарных днях – просто на период отпуска деление дней недели на рабочие и выходные пропадает. Если представить себе календарь, где рабочие дни отмечены синим, а выходные – красным, то все дни отпуска будут зелеными. Поэтому ситуации, когда отпуск привязывается только к рабочим или выходным дням, признаются нарушением закона.
У педагогов есть право воспользоваться длинным дополнительным отпуском (ст. 335 ТК РФ). Раз в 10 лет, имея непрерывный стаж педагогической деятельности, можно уйти на целый год в оплачиваемый отпуск.
Основные правила, как подсчитывается стаж для этого отпуска, какие гарантии на его период есть у учителя, – все это расписано в приказе Министерства образования и науки РФ от 31.05.2016 г. № 644 «Об утверждении Порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года» (далее – приказ № 644).
Пока преподаватель будет отдыхать, его нельзя перевести на другую должность, просто так снизить ему нагрузку или уволить по инициативе работодателя (кроме случая ликвидации организации).
Точная продолжительность такого отпуска (год – это максимальный срок), очередность его предоставления в организации, еще ряд вопросов должны быть урегулированы в коллективном договоре (п. 5 приказа № 644).
Кроме этого, у учителей есть право на любые другие дополнительные отпуска, как и у всех работников – за ненормированный рабочий день, за вредные условия труда и другие. В статье 116 ТК РФ работодателю предоставлено право самостоятельно установить для своих сотрудников любые дополнительные отпуска.
Использование длительного отпуска педагогическими работниками вызывает больше всего вопросов, поэтому стоит рассмотреть все нюансы о нем более подробно. Как говорилось ранее, он предоставляется на срок до 1 года всем сотрудникам образовательных учреждений, чей стаж составляет минимум 10 лет.
Чтобы воспользоваться таким отпуском, учитель должен соответствовать следующим критериям:
- 36-часовая рабочая неделя;
- Трудоустройство в качестве основного сотрудника, а не по совместительству.
Предупреждать руководителей об уходе в длительные отпуска педработникам рекомендуется за несколько недель до их начала, чтобы у них была возможность внести изменения в учебные планы.
На основании действующих законодательных актов в 2020 году педагоги могут получать дополнительные выплаты по любому из оснований:
- за продуктивную работу и хорошие результаты;
- за выслугу лет;
- качество работы и пр.
Размер надбавок регулируется местными нормативными актами и внутренними документами образовательного учреждения. Однако стоит учитывать, что минимум 30% фонда оплаты труда должно быть сформировано именно на подобные надбавки и премии.
Сколько дней отпуск у учителя часто не знают даже сами педагоги, ведь продолжительность отдыха напрямую связана с его видом и стажем сотрудника. Период составляет от 42 до 56 дней, но преподаватели, непрерывно работающие в течение 10 лет, согласно ст. 335 ТК РФ могут получить дополнительный отпуск сроком на 1 год. Учителям в обычных школах и дошкольных учреждениях предоставляется 42 дня, тогда как лица, работающие с детьми-инвалидами и ОВЗ, уходят на отдых сроком 56 дней. Зависимость категории и длительности определяется постановлением Правительства РФ № 466 от 14.05.2015 года. Но кроме этого отпуск учителям делится на несколько видов. Рассмотрим самые основные.
Педагогические работники – это отдельная категория граждан, трудоустроенных в образовательных учреждениях. Многие ошибочно считают, что педагоги трудятся только в школах – это не так: таковыми считаются все сотрудники, сфера деятельности которых связана с получением образования школьниками, студентами, аспирантами и пр.
Вопросы предоставления отпусков педагогам регламентируются следующими законодательными актами:
Как рассчитать отпускные в 2021 году: примеры
На основании действующих законодательных актов в 2020 году педагоги могут получать дополнительные выплаты по любому из оснований:
- за продуктивную работу и хорошие результаты;
- за выслугу лет;
- качество работы и пр.
Размер надбавок регулируется местными нормативными актами и внутренними документами образовательного учреждения. Однако стоит учитывать, что минимум 30% фонда оплаты труда должно быть сформировано именно на подобные надбавки и премии.
Предоставление основного удлиненного оплачиваемого отпуска педагогическим работникам образовательных учреждений регламентируется Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 724 “О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений”.
Типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующего типа и вида определяется перечень педагогических работников, имеющих право на удлиненный оплачиваемый отпуск. Правом на удлиненный отпуск обладают также иные работники, в чьи должностные обязанности входит выполнение педагогических поручений. Заместители руководителей образовательных учреждений и руководители структурных подразделений образовательных учреждений имеют право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск в случае, если их деятельность связана с руководством образовательным (воспитательным) процессом или методической (научно-методической) работой.
Длительный отпуск предоставляется лицам, занимающим педагогические должности в образовательных учреждениях, продолжительностью 56 календарных дней. Педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей удлиненный отпуск предоставляется продолжительностью 42 календарных дня.
Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней, помимо педагогических работников, должности которых предусмотрены типовыми положениями, для следующих педагогических работников: воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физкультуре, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, работающих полный рабочий день в дошкольных группах для воспитанников с отклонениями в развитии или в дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, которые находятся в составе образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных образовательных учреждений; педагогических работников, работающих в музыкальных школах и школах искусств; педагогов дополнительного образования образовательных учреждений дополнительного образования детей, работающих с обучающимися с отклонениями в развитии в пределах не менее нормы часов педагогической работы, за которую выплачивается ставка заработной платы.
Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск в 42 календарных дня предоставляется воспитателям и музыкальным руководителям, работающим в дошкольных группах общеобразовательных учреждений и образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ежегодными удлиненными оплачиваемыми отпусками пользуются педагогические работники по одноименным должностям с наименованием “старший” или “главный”.
Для высших учебных заведений перечень педагогических работников дополняется лицами, занимающими должности:
– проректоров либо заместителей директора, кроме первого проректора, проректора (заместителя директора) по учебной, научной работе, по вечернему и заочному обучению, по дистанционному обучению и по информационным технологиям, по повышению квалификации;
– заместителей деканов факультетов, директоров (заведующих) филиалов, заведующих докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими учебными структурными подразделениями;
– руководителей (заведующих) производственной практикой, ученых секретарей.
При условии ведения ими в учебном году в одном и том же образовательном учреждении высшего профессионального образования или образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов преподавательской работы в объеме не менее 150 часов, продолжительность ежегодного отпуска для этих категорий работников составляет 56 календарных дней.
В соответствии со ст. 334 ТК РФ педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск. Продолжительность отпуска в зависимости от должности, вида деятельности и вида образовательной организации установлена Постановлением Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» (далее – Постановление № 466) и составляет 42 календарных дня и 56 календарных дней.
К сведению: в Рекомендациях профсоюз обращает внимание, что в соответствии с Постановлением № 466 удлиненные отпуска установлены не только для работников образовательных организаций, но и для так называемых нетиповых образовательных организаций, реализующих основные и дополнительные образовательные программы. К таким относятся, в частности, международный детский центр «Артек» и всероссийские детские центры «Орленок», «Океан» и «Смена».
Помимо удлиненного отпуска, педагогическим работникам могут предоставляться дополнительные оплачиваемые отпуска, в частности:
-
за вредные условия труда 2, 3 или 4-й степени либо опасные условия – не менее семи календарных дней (ч. 1, 2 ст. 117 ТК РФ);
-
за особый характер работы (ст. 118 ТК РФ);
-
за ненормированный рабочий день – не менее трех календарных дней (ч. 1 ст. 119 ТК РФ);
-
за работу в районах Крайнего Севера (в том числе по совместительству) – 24 календарных дня, а за работу в местностях, которые приравнены к районам Крайнего Севера, – 16 календарных дней (ч. 1 ст. 321 ТК РФ).
Таким образом, ежегодный отпуск педагога, работающего, например, на Крайнем Севере и имеющего удлиненный отпуск в количестве 56 дней, составит целых 80 дней, то есть более чем 2,5 месяца.
С 2016 года утверждены новые правила предоставления такого отпуска.
Согласно правилам претендовать на отпуск сроком до одного года могут педагогические работники, замещающие должности, поименованные в разделе I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации.
Обозначим категории работников дошкольных учреждений и школ, которые имеют право на длительный отпуск:
- воспитатель, старший воспитатель;
- инструктор-методист, инструктор по труду, инструктор по физической культуре;
- концертмейстер;
- логопед;
- мастер производственного обучения;
- методист;
- музыкальный руководитель;
- педагог дополнительного образования;
- педагог-библиотекарь, педагог-организатор, педагог-психолог;
- преподаватель;
- социальный педагог;
- старший вожатый;
- тренер-преподаватель;
- тьютор;
- учитель, учитель-дефектолог, учитель-логопед.