Безопасный вычет по налогу на прибыль организаций

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Безопасный вычет по налогу на прибыль организаций». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Основную долю поступлений в бюджет приносят два налога, уплачиваемых при применении ОСНО: налог на прибыль и НДС. Поэтому именно им была посвящена основная часть текста письма № АС-4-2/12722@.

При рассмотрении налога на прибыль внимание ИФНС привлекают:

  • Убытки, отраженные в декларации.
  • Низкое значение налоговой нагрузки по нему: для юрлиц сферы производства – меньше 3%, для торговых фирм – меньше 1%.

По НДС рассматривают в совокупности два показателя:

  • Процент вычетов в налоге, рассчитываемом от налоговой базы. Он не вызывает вопросов, если оказывается ниже среднего уровня по субъекту РФ или величины 89%. В расчете этого соотношения не участвуют начисления и вычеты НДС налогового агента, по авансам и СМР.
  • Низкое значение налоговой нагрузки. Количественные показатели ее в указанном письме не приведены. При отсутствии реализации по ставке 0% можно считать их низкими при таких же цифрах, как и по налогу на прибыль: меньше 3% для сферы производства и меньше 1% для торговли. Высокая доля реализации со ставкой 0% существенно изменит картину расчета величины налоговой нагрузки по этому налогу, но в то же время послужит объяснением отклонений от средних цифр по региону или отрасли.

По процентному соотношению суммы этих двух налогов (при необходимости к ним прибавляют иные уплачиваемые налоги) и величины выручки, показанной в отчете о прибылях и убытках, судят о величине общей налоговой нагрузки налогоплательщика, использующего систему ОСНО.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль, согласно формулировке, содержавшейся в письме № АС-4-2/12722 в разделе, посвященном критериям отбора налогоплательщиков для рассмотрения на комиссиях, представляет собой выраженное в процентах частное от деления величины начисленного по декларации к уплате налога на общую сумму доходов, отраженных в той же декларации (от реализации и внереализационных). В виде формулы это отобразится так:

ННприб = 100 × Нприб / (Дреал + Двнер),

где:

ННприб – налоговая нагрузка по налогу на прибыль;

Нприб – налог на прибыль, отраженный к уплате по строке 180 листа 02 декларации;

Дреал – доход от реализации, указанный в строке 010 листа 02 декларации по прибыли;

Двнер – внереализационный доход, указанный в строке 020 листа 02 декларации по прибыли.

Именно в отношении этого расчета в том же разделе текста письма ФНС были приведены те значения налоговой нагрузки по прибыли, которые служат критериями отнесения ее к низкой.

Аналогичную формулу расчета этого показателя содержит также приложение № 3 к указанному письму ФНС. Другие варианты его определения ФНС не рассматривает. А налогоплательщику ничто не мешает для собственных целей сделать аналогичный расчет применительно, например, к базе, состоящей из аналогичных доходов, взятых из данных бухгалтерского, а не налогового учета. Для этого в знаменателе нужно поставить сумму выручки от реализации и прочих доходов, включая проценты, получив их из отчета о прибылях и убытках или из бухгалтерских регистров.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль напрямую связана с величиной показателей, образующих формулу ее вычисления:

  • Рассчитанного налога, сумма которого, в свою очередь, непосредственно зависит от примененной ставки. Обычная ставка – 20%, но в ряде случаев может снижаться (ст. 284 НК РФ). Чем меньше налог, тем ниже нагрузка.
  • Дохода от реализации, определяемого по данным налогового учета и зависящего от объемов обычной деятельности налогоплательщика. При одинаковых суммах налога чем выше окажется доход, тем ниже будет налоговая нагрузка.
  • Внереализационных доходов, учтенных в целях налогообложения. Для одной и той же суммы налога чем выше будет этот доход, тем ниже налоговая нагрузка.

Кроме того, на нагрузку оказывают влияние такие факторы:

  • Объемы расходов по реализации и внереализационных расходов, чьи величины непосредственно сказываются на сумме налоговой базы, от которой считают налог. Чем выше расходы, тем меньше налог.
  • Наличие убытков предшествующих лет, которые в случае учета их в рассматриваемом периоде даже при наличии доходов (от реализации и внереализационных) могут уменьшить налоговую базу и, соответственно, сам налог до нуля.
  • Применение налоговых льгот, которые так же, как и убытки предшествующих лет, могут, несмотря на наличие доходов, существенно снизить сумму налога.

В случае определения нагрузки от иной базы (например, от бухгалтерских доходов) ее влияние на величину нагрузки будет таким же, как и у показателей, составляющих знаменатель формулы расчета, приведенной в письме ФНС.

Алгоритм определения налоговой нагрузки по НДС, рекомендовавшийся ФНС, по своей сущности аналогичен формуле расчета этого показателя для налога на прибыль: это выраженное в процентах частное от деления суммы начисленного к уплате по декларации налога на объем налоговой базы по нему, установленной по данным той же декларации. Однако для НДС налоговая база может рассчитываться двумя способами, и, соответственно, будут иметь место две формулы для расчета величины нагрузки.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2020 году: изменения

Налоговая нагрузка — это один из показателей финансовой стабильности компании. Налоговая нагрузка может быть абсолютной величиной — это точная цифра, обременение на уплату налогов. Также она может быть относительной — это процент средств, которые компания выделяет из своей выручки на погашение налогов. Чтобы вычислить относительную нагрузку, нужно сумму налогов компании за год разделить на сумму выручки за год. Именно относительный показатель использует ФНС, когда составляет план выездных проверок. Компании, чья налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой, рискуют оказаться в «списке подозреваемых». В первую очередь у таких налогоплательщиков запрашивают пояснения, а если они не прояснят ситуацию устраивают выездную проверку.

Банки используют показатели налоговой нагрузки при анализе рисков. Само собой, налоговая нагрузка — не единственный критерий при проверке платежеспособности (есть ещё порядка 80 показателей), но важный. ЦБ установил, что безопасным минимумом налоговой нагрузки является 0,9 % от дебетового оборота по счету. Большая налоговая нагрузка обычно означает, что у компании может быть низкая рентабельность. Для расчета этого коэффициента данные по выручке нужно взять из бухгалтерской отчетности (строка 2110), налоги за год — из налоговой отчетности.

Уровень налоговой нагрузки = сумма ваших налогов за год / выручка за год × 100 %

Налоговую нагрузку полезно считать на разных уровнях экономики:

  • для государства или регионов;
  • по типам отраслей;
  • по группам предприятий, имеющих аналогичный с вами вид деятельности;
  • по конкретным хозсубъектам;
  • на одного человека.

В зависимости от уровня может меняться база расчётов: это может быть выручка с НДС или без него, доходы предприятия, затраты или прибыль, плановый доход/прибыль.

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Коэффициент налоговой нагрузки

Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

где:

НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  • для торговых предприятий – менее 1%;
  • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

Ее вычисляют по такой формуле:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где:
ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.

ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.

Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.

  1. Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):

    НН по НДС = ННДС / Нбрф

  2. Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС )к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):

    НН по НДС = ННДС / Нбобщ.

Фундаментально на сумму налога влияет семь параметров:

  1. Форма собственности.
  2. Система налогообложения.
  3. Регион регистрации бизнеса.
  4. Сумма входящего и исходящего НДС.
  5. Сумма доходов и расходов.
  6. Вид деятельности компании.
  7. Формат работы с физическими лицами.

Форма собственности и система налогообложения — самое важное. Эти показатели определяют, какие налоги будет платить компания. Сумма НДС, доходы и расходы влияют на сумму налога.

Вид деятельности и регион влияют на применение льгот и пониженных налоговых ставок. Формат работы с физическими лицами влияет на размер страховых взносов, которые уплачивает компания.

Формула расчёта налоговой нагрузки

Если у вас крупная компания на ОСН (и вы не вписываетесь в лимиты для УСН) с разными направлениями деятельности, которые, можно сказать, действуют обособленно друг от друга, то можно рассмотреть вариант структуризации бизнеса — разделение компании на обособленные юридические единицы.

Структуризацию используют, чтобы повысить управляемость и защищенность бизнеса, а бонусом будет являться снижение налоговой нагрузки.

Например, если у вас торгово-производственная компания на ОСН, то ее можно разделить на производственную компанию на ОСН, оптовую торговую компанию на ОСН и розничную торговую компанию на УСН.

Позволяет отразить ваш реальный доход, если вы являетесь посредником в сделке. Например, вы торговая компания, которая закупает товар на 200 млн рублей в год у поставщика и продает его на 300 млн рублей в год. Ваша выручка — 300 млн рублей в год. Вы используете ОСН, т.к. не проходите по лимитам для УСН.

Агентский договор позволит вместо всей выручки отразить только ваш реальный доход — комиссию. В ситуации выше доходом компании будет только 100 млн рублей, и компания сможет применять УСН.

Еще это называют договором подряда. Используется в торгово-производственном комплексе. Его суть похожа на агентский договор.

Торговая компания заключает договор подряда с производственной компанией. По этому договору торговая компания закупает материалы у подрядчиков на 200 млн рублей и передает их производственной компании.

Производственная компания по договору подряда производит продукцию из переданного материала и передает продукцию торговой компании.

Торговая компания реализует товар за 400 млн рублей. 100 млн рублей переводит в качестве вознаграждения производственной компании, а 100 млн рублей оставляет себе в качестве прибыли.

Суть способа: вы выдаете процентный заем собственной компании для развития. Компания выплачивает вам ежемесячно проценты, с которых вы платите НДФЛ, а компания берет проценты в расходы и снижает налог на прибыль или УСН 15%.

Это самый дешевый способ получения прибыли из ООО.

Например, вы оформите заем на один год в 5 млн рублей под 25% годовых. Компания будет ежемесячно выплачивать вам 104 167 рублей в качестве процентов и снижать налогооблагаемую базу на эту сумму. А вы на руки получите 90 625 рублей после вычета НДФЛ (13 542 рубля уйдет на НДФЛ).

Риск со стороны налоговой: могут признать заем фиктивным и доначислить налог на прибыль или УСН 15%. Но если следовать условиям из договора займа (переводить тело займа, вовремя выплачивать проценты), то налоговая не прикопается.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2021 году – изменения

Письмо ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ определяет налоговую нагрузку ИП по НДФЛ как отношение исчисленного НДФЛ от предпринимательской деятельности к общей сумме доходов от данной деятельности.

Если нагрузка по НДФЛ низкая, предпринимателя вызовут на комиссию в налоговую инспекцию. Но что считать низкой налоговой нагрузкой – в письме не сказано.

Но в этом же письме есть другой критерий – доля профессиональных вычетов для расчета НДФЛ. Если это доля превышает 95%, ИП становится кандидатом для вызова на комиссию.

Что касается организаций, то здесь налоговики анализируют не относительную нагрузку по НДФЛ, а динамику уплаченных сумм. Инспекторы анализируют показатели отчетов 6-НДФЛ и вызывают на комиссию, если:

  • поступления НДФЛ снизились по сравнению с прошлым кварталом или годом больше, чем на 10 процентов;
  • по суммам НДФЛ сделали вывод, что организация платит зарплату меньше среднего уровня в регионе по этому виду деятельности.

Таким же образом анализируют расчеты по страховым взносам и смотрят, не снизились ли суммы взносов при том же количестве работников.

В действующих документах нет методики расчета нагрузки отдельно по налогу на прибыль. Она была прописана в письме ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, которое сейчас отменено.
Но не исключено, что налоговики и сейчас могут пользоваться той же методикой при анализе нагрузки налогоплательщиков.

Формула расчета выглядит так:

Наименования платежей Сроки уплаты
Налог, уплачиваемый по итогам налогового периода Не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
Авансовые платежи по итогам отчетного периода:
  • уплачиваемые ежемесячно по фактически полученной прибыли
  • уплачиваемые ежеквартально
  • Не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, за который исчисляется сумма авансового платежа.
  • Не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Ежемесячные авансовые платежи Ежемесячно не позднее 28-го числа текущего месяца
Налог с доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, подлежащих налогообложению у получателя дохода В течение 10 дней по окончании месяца, в котором получен доход

В силу ст. 284 НК РФ в отношении ряда видов деятельности применяется ставка налога на прибыль 0%. В частности, НК РФ допускает обложение по нулевой ставке налоговой базы в виде доходов:

  • от образовательной деятельности, присмотра и ухода за детьми и (или) медицинской деятельности, выполнения НИОКР – научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок (ст. 284.1 НК РФ);

  • от социального обслуживания граждан (ст. 284.5 НК РФ);

  • от деятельности музеев, театров, библиотек, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования (ст. 284.8 НК РФ).

Как установлено ст. 284.1 НК РФ, образовательной и медицинской считается деятельность, включенная в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 917. При этом деятельность, связанная с санаторно-курортным лечением, не относится к медицинской.

Согласно п. 34 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» присмотр и уход за детьми представляет собой комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Детские сады обязаны осуществлять присмотр и уход за детьми, а иные образовательные организации (например, школы) вправе оказывать данные услуги, за которые взимается родительская плата (ст. 65, 66 Закона об образовании).

Для целей ст. 284.5 НК РФ социальным обслуживанием признается деятельность по предоставлению гражданам социальных услуг, включенных в Перечень социальных услуг по видам социальных услуг, предоставляемых организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 638. При этом в соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» получателями социальных услуг считаются граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании.

Перечень видов культурной деятельности, осуществляемой музеями, театрами, библиотеками, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, для применения ставки 0% по налогу на прибыль организаций утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.05.2020 № 642.

Состав льготируемых по налогу на прибыль социально важных видов деятельности формировался постепенно и в настоящий момент плотно приблизился к перечню не облагаемых НДС операций, что говорит о намерениях государства сгладить финансовые различия при оказании услуг государственными учреждениями и коммерческими организациями. Напомним, что равные условия работы для исполнителей разной организационно-правовой формы предусмотрены Федеральным законом от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». Закон начал действовать в отдельных субъектах РФ с 01.09.2020.

На первый взгляд совмещение разных льготируемых услуг никак не может повредить применению нулевой ставки. К сожалению, это неверно. Так, БУ не вправе претендовать на льготу, если порог в 90% достигнут лишь совместным оказанием медицинских услуг и услуг по социальному обслуживанию (на это обращено внимание в Письме Минфина РФ от 17.07.2015 № 03-03-10/41223). А вот одновременное оказание образовательной и медицинской деятельности допускается, поскольку регулируется одной и той же статьей НК РФ. Но если предел в 90% достигается только за счет прибавления медицинских услуг, возникает требование к квалификации медицинского персонала. То есть для образовательного учреждения преодоление порога 90% путем включения в налоговую базу доходов от медицинской деятельности сразу же означает новый заградительный барьер: 50% штата работников должно быть сформировано из сертифицированных или аккредитованных медиков, что почти невозможно. Поэтому для достижения рубежа 90% желательно сочетать образовательные (медицинские) услуги с выполнением НИОКР: последние относятся к льготируемым работам, но никаких дополнительных условий для пользования льготой не возникнет.

Пунктом 1 ст. 248 НК РФ установлено, что к доходам в целях исчисления прибыли относятся доходы от реализации и внереализационные доходы (ст. 249 и 250 НК РФ). При расчете из доходов исключается НДС. Причем доходы, поименованные в ст. 251 НК РФ, при определении налогооблагаемой прибыли не учитываются, а, следовательно, и не лимитируются. В частности, это касается имущества, полученного БУ в рамках целевого финансирования и целевых поступлений (субсидий).

Поскольку поступления от основной деятельности БУ в расчете не участвуют, БУ остается контролировать, чтобы льготируемые доходы составляли не менее 90% доходов от внебюджетной деятельности. По мнению автора, наибольший риск создают операции по сдаче имущества в аренду – из-за весомости сумм арендной платы и регулярности их поступления.

Перед некоторыми БУ может встать альтернатива: или пользоваться льготой и снизить активность по сдаче имущества в аренду, или уплачивать налог на прибыль по общей ставке 20% и свободно развивать управление имуществом. Выбор зависит от структуры внебюджетных доходов и рентабельности платной деятельности.

Еще одним (и неожиданным) фактором в 2020 году стало перепрофилирование больниц из-за эпидемиологической обстановки, связанной с распространением COVID-19. В Письме Минфина РФ от 16.10.2020 № 03-03-06/1/90397 описана следующая ситуация. Медицинская организация в рамках государственного контракта с министерством здравоохранения субъекта РФ предоставила свободные палаты для размещения медицинских работников, задействованных для борьбы с COVID-19, а в результате лишилась права на льготу. Общего решения проблемы, при которой недостижение лимита 90% произошло из-за административных мер, на настоящий момент не предложено.

Подчеркнем: для применения нулевой ставки 90%-ю долю льготируемых доходов в общей сумме доходов необходимо соблюдать только по итогам налогового периода, каковым является календарный год. Поддержание данного показателя по итогам отчетных периодов (первый квартал, полугодие, девять месяцев) налоговым законодательством не предусматривается.

Если долю льготируемых доходов можно отрегулировать по результатам года, то условие по численности персонала необходимо выполнять непрерывно в течение налогового периода (то есть по состоянию на любую дату). Правда, лимит в 15 человек легко преодолим для большинства бюджетных учреждений.

БУ с доминирующей долей основной деятельности еще проще выполнять требования к численности и квалификации персонала, так как для расчетов берется весь списочный состав независимо от того, в платных или бесплатных услугах он задействован. Однако если БУ малочисленно, придется каждодневно во время действия нулевой ставки строго следить за составом персонала: любое увольнение может привести к потере льготы. Исправить ситуацию, нарастив численность, не получится, потому что для расчетов берется списочная, а не среднесписочная численность (письма Минфина РФ от 14.12.2011 № 03-03-06/4/145, от 21.09.2011 № 03-03-06/1/580).

Что касается медицинских учреждений, для них установлено дополнительное условие – численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода должна составлять не менее 50%.

Для расчета списочной численности работников может быть использован порядок, установленный Приказом Росстата от 27.11.2019 № 711, которым утверждены указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения (Письмо ФНС РФ от 11.09.2020 № СД-4-3/14753@). Следует учесть, что в соответствии с п. 78 этих Указаний лица, принятые на работу по совместительству из других организаций, в списочную численность работников не включаются.

БУ, изъявившие желание перейти на налогообложение прибыли по ставке 0%, не позднее чем за месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется нулевая ставка, подают в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, а также сведения, подтверждающие выполнение условий применения льготы. Данное требование не предъявляется к организациям, использующим льготу в порядке ст. 284.8 НК РФ.

По окончании каждого налогового периода, в течение которого прибыль облагалась по нулевой ставке, не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ), БУ обязаны представить в налоговый орган сведения, подтверждающие законность пользования льготой.

Вид деятельности

Нормативные акты

Образовательная деятельность, присмотр и уход за детьми и (или) медицинская деятельность

Приказ ФНС РФ от 21.11.2011 № ММВ-7-3/892@«Об утверждении формы сведений о доле доходов организации от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности в общей сумме доходов, о численности работников в штате организации и о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации».

Приказ ФНС РФ от 30.12.2011 № ЯК-7-6/1010@«Об утверждении формата представления сведений о доле доходов организации от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности в общей сумме доходов, о численности работников в штате организации и о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации в электронном виде»

Социальное обслуживание граждан

Приказ ФНС РФ от 23.10.2015 № ММВ-7-3/467@ «Об утверждении формы сведений о доле доходов организации от осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг гражданам в общей сумме доходов организации и о численности работников в штате организации»

Музеи, театры, библиотеки

Приказ ФНС РФ от 26.08.2020 № ЕД-7-3/603@ «Об утверждении формы и формата представления сведений о доле доходов от деятельности музея, театра, библиотеки, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, в электронной форме»

Пожертвование можно учесть в составе внереализационных расходов в налоговом учете в момент его осуществления, а затем включить в декларацию по налогу на прибыль в текущем отчетном периоде. (квартал, полугодие, девять месяцев, год). Налогооблагаемая база по налогу на прибыль уменьшится на данную сумму — это и будет вашим налоговым вычетом. Но важно следить, чтобы сумма декларируемого пожертвования не превышала 1% от общей выручки.

Эта норма Налогового кодекса не носит заявительного характера. Никаких документов прикреплять к декларации не нужно. Но ФНС может запросить их при проведении камеральной проверки налога на прибыль.

Похожие правила действовали до 2005 года, но были отменены из-за вероятности коррупционных злоупотреблений. В нынешний непростой год к ним решено было вернуться.

Низкая нагрузка или рентабельность может стать поводом для выездной проверки инспекторов. Средняя цена одной такой ревизии по России – до 17 млн рублей доначислений. Чтобы не доводить до этой крайности, не игнорируйте требования налоговиков о даче разъяснений о причинах низких коэффициентов.

Ответный документ может быть составлен письменно в произвольном виде. Причины низкой налоговой нагрузки или рентабельности могут быть любыми, для их выявления ориентируйтесь на специфику деятельности компании: это может быть увеличение прибыли на рекламу, увеличение складских товаров, снижение сбыта, рост закупочных цен на МПЗ и т. д.

  • на 10 рабочих дней — документов и пояснений, затребованных в рамках камеральной проверки деклараций по НДС;
  • на 20 рабочих дней — документов и пояснений, затребованных ИФНС в других случаях и ФСС.

Такой порядок предусмотрен постановлением Правительства от 02.04.2020 № 409.

Особенность пояснений по НДС в том, что ответить на требование надо в электронном виде (абз. 4 п. 3 ст. 88 НК). Электронные пояснения к декларации по НДС составьте в специальном формате. Готовые формулировки для ответов можете взять из образцов ниже.

Большая доля вычетов по НДС

Налоговая нагрузка по НДС ниже среднеотраслевой

Организация заявила НДС к возмещению

Выручка в декларации по НДС не совпадает с данными бухгалтерского учета (необлагаемые операции)

Выручка в декларации по НДС не совпадает с данными бухучета (экспорт)

Выручка в декларации по НДС не совпадает с данными по расчетному счету

Выручка по НДС и налогу на прибыль отличается (внереализационный доход)

Выручка по НДС и налогу на прибыль отличается (реализация металлолома)

Суммы НДС в разделе 3 не соответствуют суммам налога в разделах 8 и 9

Вычет НДС в связи с возвратом покупателем товаров

Организация заявила вычет с аванса

Организация применила освобождение от НДС при реализации медицинских товаров

Расхождения из-за переноса вычета НДС на более поздние периоды

10 способов уменьшить налоговую нагрузку на бизнес

Инспекторы сверяют показатели декларации по единому налогу с бухгалтерской отчетностью и выписками по расчетному счету. При расхождениях будьте готовы их пояснить.

Доходы в декларации не совпадают с выпиской из расчетного счета

Данные в декларации не совпадают с данными бухгалтерской отчетности

Показатели отчетности по налогу на имущество ИФНС сравнивает с данными из декларации по налогу на прибыль, бухгалтерского баланса и других отчетов. Проверяющие контролируют льготы и резкие изменения остаточной стоимости. Если получили требование — проверьте отчетность и при необходимости подайте уточненку. Когда ошибок нет, представьте пояснения.

Организация применяет региональную льготу по налогу на движимое имущество

Остаточная стоимость основного средства резко уменьшилась — списали имущество

Остаточная стоимость основного средства не соответствует той, что в балансе

В декларации по налогу на прибыль амортизация указана, а расчет по налогу на имущество не представлен

В декларации по налогу на прибыль отразили амортизационную премию, а стоимость имущества в балансе не увеличилась

Инспекторы проверяют 6-НДФЛ по контрольным соотношениям. Расчеты 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ инспекторы также сверяют с данными отчетов по страховым взносам. Если обнаружат расхождения, потребуют уточненку или пояснения.

Суммы по строке 070 раздела 1 не сходятся с показателями строк 140 раздела 2

Доходы в 6-НДФЛ и расчете страховых взносов отличаются (дивиденды)

В расчете 6-НДФЛ отражены доходы, но не показана сумма удержанного НДФЛ

Доходы в 6-НДФЛ не совпадают с оплатой труда по Отчету о движении денежных средств

Доходы в 6-НДФЛ и в ЕРСВ не совпадают

Доходы в 6-НДФЛ и в ЕРСВ не совпадают. Организация выплатила дивиденды учредителю — физическому лицу

Доходы в 6-НДФЛ и в ЕРСВ не совпадают. Организация выплачивала пособия

Доходы в 6-НДФЛ и в ЕРСВ не совпадают. Организация применила стандартные налоговые вычеты по НДФЛ

Доходы в справке меньше, чем в РСВ-1

Зарплата сотрудников не должна быть меньше МРОТ и отраслевых минимумов. Если получили из ИФНС требование о представлении пояснений о причинах низкой зарплаты, подготовьте ответ.

Зарплата меньше среднеотраслевой. Увеличились затраты, и спрос на продукцию упал

Зарплата ниже средней по отрасли. Часть сотрудников на неполной ставке

Снижение зарплаты. Изменились условия труда

Размер применяемой ставки налога на прибыль зависит от вида деятельности, которую осуществляет организация. Информация о видах деятельности и о соответствующей им ставке налога на прибыль размещена в таблице.

Налоговая база

Налоговая ставка

1. Прибыль организаций, если иное не установлено ст. 184 НК и (или) Президентом Республики Беларусь

18 %

2. Прибыль научно-технологических парков, центров трансфера технологий и резидентов научно-технологических парков (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента)

10 %

3. Прибыль организаций, полученная от реализации товаров собственного производства, включенных в перечень высокотехнологичных товаров

5%

4. Прибыль банков и страховые организации

25 %

5. Прибыль коммерческих микрофинансовых организаций, включенных в реестр микрофинансовых организаций, полученная от микрофинансовой деятельности

30 %

6. Прибыль по дивидендам, указанным в п. 1 ст. 167 и подп. 3.1 п. 3 ст. 174 НК, а также по доходам учредителей (участников, акционеров) в виде курсовых разниц, возникающих при переоценке дебиторской задолженности по расчетам с иностранными организациями по причитающимся от них дивидендам

12, 6, 0 %

7. Прибыль, полученная форекс-компанией, Национальным форекс-центром от деятельности по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами

25 %

8. Прибыль операторов сотовой подвижной электросвязи, а также назначенного в соответствии с законодательством оператора по обязательному оказанию универсальных услуг электросвязи на территории Республики Беларусь

30 %

Срок представления декларации по налогу на прибыль от валовой прибыли:

– за I–III кварталы 2021 г. – не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом (20 апреля, 20 июля, 20 октября);

– за IV квартал 2021 г. – не позднее 20 марта 2022 г.

Срок представления декларации по дивидендам за месяц, в котором они начислены, – не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем начисления дивидендов.

Некоторые плательщики представляют декларации в особом порядке. Так, для Государственного объединения «Белорусская железная дорога» срок представления декларации устанавливается Президентом Республики Беларусь. А в срок не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, декларации по налогу на прибыль представляют следующие организации:

– бюджетные организации;

– общественные и религиозные организации (объединения);

– республиканские государственно-общественные объединения;

– иные некоммерческие организации (за исключением потребительских обществ и их союзов, которые являются субъектами торговли);

– Департамент охраны МВД и его подразделения, а также организации, находящиеся в его ведении;

– иностранные организации, открывшие представительство.

При прекращении деятельности организации в результате ликвидации, реорганизации, при ликвидации филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, при прекращении иностранной организацией деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство определены в ст. 44, 45 НК.

Для расчета прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением основных средств и нематериальных активов), подлежащей налогообложению, нужно из выручки от их реализации на возмездной основе вычесть сумму налогов и сборов, исчисляемых из выручки, а также отнять соответствующие затраты, которые учитываются при налогообложении. Таковыми являются затраты, соответствующие требованиям ст. 169–172 НК. А затраты, перечисленные в ст. 173 НК, нельзя учитывать при расчете налога на прибыль.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что для целей исчисления налога на прибыль все понесенные затраты разделяются:

– на учитываемые при налогообложении прибыли;

– неучитываемые при налогообложении прибыли.

Затраты, учитываемые при налогообложении, – это экономически обоснованные затраты. Они определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости путем проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК и законодательством.

Учитываемые затраты включают в себя:

– затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

– нормируемые затраты.

Для того чтобы учесть затраты при расчете налога на прибыль, они должны соответствовать следующим критериям:

– должны быть экономически обоснованными;

– должны иметь стоимостную оценку;

– должны быть отражены в бухгалтерском учете;

– должны быть произведены в процессе производства и реализации продукции, товаров (работ, услуг), имущественных прав;

– затраты, содержащиеся в перечне нормируемых затрат, не должны превышать установленные для них нормы и пределы;

– не должны быть перечислены в ст. 173 НК.

При определении валовой прибыли филиалами принимаются учитываемые при налогообложении затраты по деятельности этих филиалов.

Налогом на прибыль облагаются валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, начисленные белорусскими организациями.

Валовая прибыль – сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.

Для иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, валовой прибылью признается сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав этого представительства и его внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.

Валовая прибыль белорусского плательщика рассчитывается с учетом прибыли (убытка) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов, от деятельности за пределами Республики Беларусь, в т.ч. от деятельности, по которой он зарегистрирован как плательщик налогов в иностранном государстве.

Отметим, что плательщики, применяющие особые режимы налогообложения, при определении валовой прибыли не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам.

Налог на прибыль: нововведения 2021 года

Формула расчёта налога стандартная: Налоговая база * Налоговая ставка.

А вот базу по налогу на прибыль определить непросто. Алгоритм такой:

  • рассчитывается прибыль либо убыток от реализации;
  • рассчитывается прибыль или убыток от внереализационных операций;
  • итоговая база по налогу: прибыль (убыток) от реализации + прибыль (убыток) от внереализационных операций — убытки прошлых лет, которые можно перенести на текущий период.

Если прошлые периоды закончены в минус, убытки можно полностью или частично вычесть из налоговой базы.

Основная задача при исчислении налога на прибыль заключается в правильном определении доходов и расходов.

Доходы для этой цели делятся на две группы: от реализации и внереализационные. Доходы от реализации организация получает следующим образом (статья 249 НК РФ):

  • от продажи своих товаров, работ, услуг, имущественных прав;
  • перепродавая ранее приобретенные товары.

Все прочие доходы считаются внереализационными. Это, например, доходы от долевого участия в других компаниях, от сдачи имущества в аренду, проценты по вкладам и другие.

Налогом облагается не вся прибыль — список исключений приводится в статье 251 НК РФ. Он исчерпывающий, то есть, если какого-то вида доходов в этой статье нет, значит, он облагается. Необлагаемых доходов довольно много, вот лишь некоторые:

  • предоплата;
  • имущество, которое получено в виде залога или задатка;
  • кредитные и заёмные средства;
  • всё, что передано в виде вклада в уставный или складочный капитал.

Важное значение для расчёта налога имеют даты, на которые признаются доходы и расходы. От этого зависит, может ли налогоплательщик учесть их в периоде, за который исчисляется налог на прибыль организаций. Существует два метода определения момента признания доходов и расходов:

  1. Метод начисления. Доходы / расходы принимаются в том периоде, в котором они имели место. При этом неважно, когда фактически средства за них поступили или были на них потрачены.
  2. Кассовый метод. Доходы / расходы признаются на день их фактического поступления или списания.

По умолчанию применяется метод начисления. В этом случае прямые и косвенные расходы учитываются при исчислении налога на прибыль по-разному:

  • прямые расходы делятся между стоимостью незавершённого производства и продукции, которая изготовлена. Уменьшать налоговую базу за счёт прямых расходов можно только по мере того, как готовая продукция будет реализована;
  • косвенные расходы текущего периода списываются полностью, без какого-либо распределения.

При кассовом методе такого деления нет. Но применять его можно лишь организациям, у которых в среднем за четыре предыдущих квартала сумма выручки от реализации не превысила 1 млн рублей за каждый квартал.

Основная, но не единственная, ставка налога на прибыль — 20%. Она распределяется между бюджетами двух уровней. Налог на прибыль 2021 года делится так: 3% — в федеральный, 17% — в региональный бюджеты. После 2024 года распределение изменится. Ниже представлена подробная таблица ставок.

К чему применяется / когда действует ставка

Размер ставки

Основная ставка (действует, если не оговорено иное)

20%, которые делятся таким образом:

  • с 2017 до 2024 год — 17% в региональный бюджет, 3% — в федеральный;
  • до этого периода и после него — 18% в региональный бюджет, 2% — в федеральный.

По решению властей субъекта для отдельных организаций ставка может быть понижена до 12,5% (после 2024 года — до 13,5%)

Прибыль по некоторым ценным бумагам российских компаний

30%

Прибыль от добычи углеводородов на новом морском месторождении

20% полностью в федеральный бюджет

Некоторые доходы иностранных организаций

Доходы от государственных, муниципальных и иных ценных бумаг

15% (по некоторым муниципальным бумагам 9%)

Дивиденды иностранной компании по российским акциям или от участия в компании из РФ

Дивиденды российской организации

13%

Доходы по депозитарным распискам

Отдельные доходы от аренды иностранных организаций

10%

Доходы сельхозпроизводителей, организаций медицинской, образовательной сфер, соцобслуживания и другое. Полный список — в статье 284 НК РФ

0%

Налоговым периодом по данному платежу является календарный год. Организации должны исчислять и уплачивать авансы по налогу на прибыль ежемесячно или раз в квартал.

Платить аванс по налогу на прибыль раз в квартал вправе налогоплательщики, у которых за предыдущие четыре отчётных периода доходы от реализации не превышали в среднем 15 млн рублей за квартал. Платежи производятся не позднее 28 числа месяца, следующего за окончанием квартала. Если этот день попадает на выходной, то срок переносится. Для юридических лиц, попадающих под условия поквартальной уплаты, расчёт производится так:

  • по окончании I квартала исчисляется и уплачивается авансовый платеж — до 28 апреля;
  • по окончании 6 месяцев исчисляется аванс за полугодие, из полученной суммы вычитается то, что было уплачено по итогам первого квартала — до 28 июля.

По окончании 9 месяцев расчёт производится аналогично.

Например, за I квартал компания заработала 100 000 рублей, а за II — 140 000 рублей. Рассчитаем авансовые платежи:

  • аванс за I квартал: 100 000 * 20% = 20 000 рублей;
  • база за полугодие: 100 000 + 140 000 = 240 000 рублей;
  • авансовый платёж за полугодие: 240 000 * 20% = 48 000 рублей;
  • налогоплательщик должен заплатить до 28 июля: 48 000 — 20 000 = 28 000 рублей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *