Размер з/ п рабочих на 1кв 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Размер з/ п рабочих на 1кв 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
(0) |
Расчет зарплаты работников в 2021 г.
Рассмотрим на нескольких примерах как в 2021 году необходимо производить расчет заработной платы работнику в «стандартных» случаях.
Пример (доход 100 000 тенге)
Выполним расчет заработной платы работника за 2021 год
Доход работника Никифоровой И. И. в январе 2021 года составил 100 000 тенге.
Работник имеет право на вычет по ОПВ, вычет по ВОСМС и вычет в размере 1 МЗП – 42 500 тенге.
Расчет ОПВ
Min предела по доходам работника нет. Max предел — 50 МЗП (2 125 000 тенге).
100 000 * 10% = 10 000 тенге
Расчет ВОСМС
Min предела по доходам работника нет. Max предел — 10 МЗП (425 000 тенге).
100 000 * 2% = 2 000 тенге.
Расчет ИПН
Min предела по доходам работника нет. Max предела по доходам работника нет.
100 000 — 10 000 (ОПВ) – 2 000 (ВОСМС) – 42 500 = 45 500 тенге;
45 500 * 10% = 4 550 тенге.
Расчет СО
Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предел — 7 МЗП (297 500 тенге).
100 000 – 10 000 (ОПВ) = 90 000;
90 000 * 3,5% = 3 150 тенге.
Расчет СН
Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предела по доходам работника нет.
100 000 – 10 000 (ОПВ) – 2 000 (ВОСМС) = 88 000 тенге;
88 000 * 9,5% = 8 360 тенге;
8 360 – 3 150 (СО) = 5 210 тенге
Расчет ООСМС
Min предела по доходам работника нет. Max предел — 10 МЗП (425 000 тенге).
100 000 * 2% = 2 000 тенге.
Показатель |
2020 год |
2021 год |
||
ОПВ |
100 000 * 10% |
10 000 тенге |
100 000 * 10% |
10 000 тенге |
ИПН |
(100 000 – 10 000 – 42 500) * 10% |
4 750 тенге |
(100 000 – 10 000 – 2 000 – 42 500) * 10% |
4 550 тенге |
СО |
(100 000 – 10 000) * 3,5% |
3 150 тенге |
(100 000 – 10 000) * 3,5% |
3 150 тенге |
СН |
100 000 – 10 000 – 1 000 = 89 000 * 9,5% = 8 455 – 3 150 (СО) |
5 305 тенге |
100 000 – 10 000 – 2 000 = 88 000 * 9,5% = 8 360 – 3 150 (СО) |
5 210 тенге |
ООСМС |
100 000 * 2% |
2 000 тенге |
100 000 * 2% |
2 000 тенге |
ВОСМС |
100 000 * 1% |
1 000 тенге |
100 000 * 2% |
2 000 тенге |
За счет работодателя |
10 455 тенге
|
10 360 тенге
|
||
За счет работника
|
15 750 тенге
|
16 550 тенге
|
||
Сумма «на руки»
|
84 250 тенге
|
83 450 тенге |
Таким образом, мы видим, что в сравнении с 2020 годом налоговая нагрузка на работника возрастает за счет увеличения ставки взносов на ОСМС. Соответственно, сумма «на руки» уменьшается.
Размер МРОТ в 2021 году для работодателей означает необходимость контролировать выплаты сотрудникам. Если те отработали всю норму времени, выполнили полностью все обязательства, то должны получать зарплату не ниже определённого уровня. И у данного уровня есть несколько значений.
Непосредственно значение МРОТ определяется на федеральном уровне. И в первую очередь надо ориентироваться на эти показатели. Федеральный МРОТ 2021 года — это общий показатель. Однако существуют значения по регионам и даже по отраслям. Всё это надо учитывать в комплексе.
В частности, МРОТ с 01.01 2021 года в России будет составлять 12 тысяч 792 рубля. Причём в регионах устанавливается отдельная величина минимальной зарплаты. Она фиксируется на уровне субъектов РФ специальными соглашениями. Согласно статье 133 ТК РФ МРОТ традиционно больше федерального.
Для отдельных отраслей существуют свои стандарты по выплатам. Они обозначаются в соответствующем соглашении. Тексты последних публикуются на сайте министерства труда РФ и в ряде официальных изданий. За всем этим желательно следить.
Если выплата работника меньше, чем региональный МРОТ в 2021 году, то работодатель обязан установить доплату. Сделать это можно 2 способами:
-
Увеличить доклад.
Это означает, что при любом изменении МРОТ нужно будет издавать соответствующий приказ, менять тексты трудовых договоров, переделывать штатное расписание. Также необходимо разобраться с остальными документами, в которых обозначен оклад.
-
Обозначить доплату в отдельном акте.
Дело в том, что с МРОТ сравнивают всю зарплату, а не голый оклад. То есть во внимание принимаются другие выплаты и надбавки. Этот вариант проще, поскольку избавляет от необходимости переделывать огромное количество документов.
Второй вариант предпочтительнее, потому что достаточно всего один раз зафиксировать компенсационную доплату. Начисление будет происходить автоматически. То есть работодателю достаточно будет просмотреть по таблице МРОТ по регионам России, найти нужный показатель, рассчитать сумму.
Важно: стоит учесть, что доплата до регионального МРОТ не требуется, если работник не отработал все дни по графику по разным причинам. Однако у недоработки в таком случае должны быть веские причины. И их нужно обозначить.
Увеличение МРОТ в 2021 году коснулось так или иначе всех работодателей. Если они будут начислять своим сотрудникам сумму меньше положенного, то их могут ждать штрафы и другие неприятности. Поэтому за постановлением Правительства по МРОТ настолько важно следить.
Но если с расчётами возникают проблемы, всегда можно будет обратиться к профессионалам по конкретному вопросу. Также специалистам можно полностью делегировать все вопросы, связанные с ведением бухгалтерии.
Как изменился расчет заработной платы в 2021 году?
Минимальный размер оплаты труда — важный показатель, применяемый для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования (ст. 3 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда») тоже не остался без изменений.
МРОТ подразделяется на федеральным и региональным:
Федеральный МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ. С 2021 года расчет федерального МРОТ будет производиться по новой методике — с учетом медианной зарплаты. Законодатели решили отказаться от устаревших методик и использовать международные стандарты. По новым правилам МРОТ будет привязан не к прожиточному минимуму, а к медианному доходу — доходу, относительно которого у половины населения нашей страны доходы выше этого показателя, а у другой половины — ниже. В результате применения «медианной» расчетной схемы МРОТ в 2021 году составит 12 792 руб.
Региональный МРОТ может быть принят в субъекте РФ и официально закреплен в региональном соглашении. Право субъектов РФ по установлению на своих территориях регионального МРОТ закреплено в ч. 1 ст. 133.1 ТК РФ. Региональный МРОТ не может быть ниже федерального и определяется с учетом социально-экономических условий и показателей в регионе.
Применяется региональный МРОТ работодателями, работающими на территории конкретного субъекта, кроме федеральных бюджетников (ч. 2 ст. 133.1 ТК РФ). Если в субъекте не установлен региональный МРОТ, применяется федеральный показатель. Узнать конкретный размер регионального МРОТ можно в соответствующем региональном соглашении, которое обычно размещается на сайте Правительства субъекта РФ, на сайтах объединений профсоюзов и работодателей, а также публикуется в официальных печатных изданиях.
Работодателей обязали к проведению индексации заработных плат со следующего года. В противном случае речь будет идти о нарушении действующего в России трудового законодательства, предупредили в руководящем аппарате Роструда.
Подчеркнем, что повышение МРОТ на законодательном уровне под индексацией понимать не следует. Индексация должна быть обеспечена в независимости от роста МРОТ.
Зарплаты россиян должны увеличиться на уровень повышения потребительских цен на основании данных Росстата. Необходимость проведения индексации зарплат на величину темпов роста потребительских цен закреплена ст. 134 ТК РФ.
Государственные и муниципальные органы должны при этом руководствоваться трудовым законодательством и подзаконными нормативными актами, коммерческие предприятия – локальными документами (например приказ руководителя, положение об оплате труда или коллективный договор).
Это значит, что организации вне госсектора самостоятельно выбирают суммы повышения доходов работников (теоретически в 2021 году они не могут быть ниже прогнозного показателя инфляции 4%). Сроки повышения тоже будут отличаться, но в качестве рекомендованной даты можно считать 1 февраля 2021 года. С февраля Трудовая инспекция вправе проверять работодателей на предмет проведения индексации и отражения этого факта в документах.
Грамотное оформление всей документации – чрезвычайно важный момент. Работодатели, которые не проиндексируют зарплаты своему персоналу, столкнутся с серьезными штрафными санкциями.
За несоблюдение всех требований трудового законодательства, в том числе и о проведении обязательной индексации заработных плат сотрудников, работодатели и должностные лица организации несут административную ответственность.
- Если положения об индексации не установлено в коллективном договоре и в локальных нормативно-правовых актах организации, то компании грозит штраф (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ): для должностных лиц — от 1000 до 5000 рублей; для организаций — от 30 000 до 50 000 рублей.
- Если работодатель установил порядок индексации, но при этом заработная плата сотрудников не пересматривалась, во время проверки инспекции он получит предписание полностью произвести доплату работникам не только той суммы, которая должна быть выплачена в результате индексации. Ему придется выплатить и проценты по сумме в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый просроченный день (ст. 236 ТК РФ). Оштрафуют и тех работодателей, которые самостоятельно установили индексацию заработной платы ниже, чем устанавливается отраслевым соглашением при условии, что оно на организацию распространяется.
Поскольку порядок индексации в законодательстве не определен, предлагаем работодателям действовать по следующему алгоритму.
Шаг 1. Проверка локальных актов.
Например внесение соответствующего пункта в положения об оплате труда или коллективный договор. Все положения об индексации должны быть закреплены в локальных актах.
Шаг 2. Подготовка приказа об индексации.
Локальные акты содержат правила индексации, но самого их наличия недостаточно. Бухгалтерии необходим организационно-распорядительный документ, который будет основанием для изменения начислений. В таком документе указывают рассчитанный коэффициент и дату повышения. Обычно это приказ руководителя организации о проведении индексации.
Шаг 3. Расчет новых начислений.
Бухгалтерия рассчитывает выплаты, которые подлежат увеличению, с учетом коэффициента индексации. Информацию о том, какие выплаты подлежат пересчету, а какие не подлежат, бухгалтер берет из локальных документов.
Шаг 4. Изменение штатного расписания.
Новые оклады и размеры других выплат необходимо указать в штатном расписании. Можно издать приказ о внесении изменений в штатное расписание или об утверждении штатного расписания в новой редакции.
Шаг 5. Дополнительные соглашения.
Федеральным законом от 23.11.2020 № 372-ФЗ (далее — Закон № 372-ФЗ) с 2021 года введена прогрессивная шкала ставок при налогообложении НДФЛ. Для резидентов РФ установлены следующие ставки НДФЛ:
- 13 процентов – с суммы доходов в пределах 5 млн рублей за налоговый период (год),
- 15 процентов – с суммы доходов, превышающих 5 млн рублей за налоговый период (год).
Таким образом плательщиками НДФЛ по ставке 15% с 01.01.2021 года признаются физические лица, отвечающие следующим условиям:
- Являются налоговыми резидентами РФ.
- Официально трудоустроены в России, либо получают иные вознаграждения по ставке 13%.
- Подпадают под обложение доходов по ставке 13%.
- Доход за календарный год превышает установленный предельный лимит в 5 миллионов рублей.
По задумке законодателя, увеличение ставки НДФЛ с 13 до 15 % в отношении доходов граждан, превышающих 5 млн рублей за год, приведет к дополнительному поступлению налога в размере 60 млрд рублей в год. Зачисляться эти суммы будут в федеральный бюджет и по поручению Президента РФ от 08.07.2020 № Пр-1081 направляться на лечение детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями.
Расчет НДФЛ с начала 2021 года осуществляем так: пока сумма выплат в пользу сотрудника с начала года не превысит 5 млн руб., работодатель должен начислять НДФЛ в обычном порядке по ставке 13%. Если же годовой доход работника стал больше 5 млн руб., то НДФЛ нужно считать как сумму 650 тыс. руб. с 5 млн руб. и 15% с суммы превышения.
С выплат работникам работодатели должны уплачивать страховые взносы на ОПС, ОМС, ВНиМ и на травматизм. При этом ежегодно Правительство РФ устанавливает размер предельной базы для начисления страховых взносов. Тариф взносов на обязательное пенсионное страхование зависит от того, превысил ли доход работника, исчисляемый нарастающим итогом с начала года, предельную базу для начисления страховых взносов или нет (пп. 1 п. 2 ст. 425 НК РФ):
- с выплат, не превышающих предельную базу, тариф составит 22%;
- с выплат, превысивших установленный лимит, тариф будет 10%.
По общему правилу тариф взносов на ВНиМ (страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства) установлен в размере 2,9% (пп. 2 п. 2 ст. 425 НК РФ). Так вот, если доходы работника, рассчитанные нарастающим итогом с начала года, не превысят установленный лимит, то взносы с этих доходов исчисляются по данной ставке. А с доходов, превышающих предельную базу для начисления взносов на ВНиМ, взносы попросту не начисляются.
Правительство РФ постановлением от 26.11.2020 № 1935 утвердило предельные величины базы для расчета пенсионных взносов и взносов на социальное страхование на случай ВНиМ.
Они составляют:
- в отношении взносов на пенсионное страхование – 1 465 000 руб.;
- в отношении взносов на социальное страхование – 966 000 руб.
Напомним, что в отношении взносов на обязательное медицинское страхование и взносов травматизму предельный размер базы законодательно не предусмотрен.
Эти взносы рассчитываются со всей величины выплат в пользу физлица
Организации и индивидуальные предприниматели, которые включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), вправе платить взносы по пониженным тарифам. Такое право субъектам МСП предоставлено с 1 апреля 2020 года. Период, в течение которого субъекты МСП могут применять пониженные тарифы взносов, не ограничен временным интервалом. Право установлено бессрочно.
Для субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются следующие тарифы:
- на ОПС — 10% (как для сумм не превышающих предельную величину базы для исчисления взносов, так и сверх установленных лимитов);
- на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 0%;
- на ОМС — 5%.
Пониженные тарифы взносов применяются к выплатам в части, превышающей МРОТ. Выплаты в части, равной МРОТ или менее МРОТ, облагаются по общим тарифам.
Применение пониженных тарифов взносов регулируется:
- с 1 апреля по 31 декабря 2020 года – ст. 6 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ;
- с 1 января 2021 года – новыми пп. 17 п. 1, п. 2.1 ст. 427 НК РФ.
Работодатель может платить взносы по пониженным тарифам с 1-го месяца включения в реестр МСП, но не ранее 1 апреля 2020 года (письма ФНС России от 02.06.2020 № БС-4-11/9090@, от 29.04.2020 № БС-4-11/7300@).
-
Что грозит за вынужденное увольнение сотрудника: суды, штрафы, уголовка
3,7 тыс. 0
Если работник трудится в режиме неполного рабочего времени и такой режим работы установлен его трудовым договором, заработная плата выплачивается пропорционально фактически отработанному времени. Причина этому то, что работник полную норму не вырабатывает, так как ему установлена меньшая продолжительность рабочего времени. То есть это нормально.
- МРОТ — 2021: изменения
- Расчет больничных в 2021 году — сравнение с МРОТ и районные коэффициенты
- Налоги для работодателя — 2021: во сколько обходится сотрудник
- 13 изменений в трудовом законодательстве в 2021 году
Подготовила Елизавета Кобрина, редактор
До 2011 года тарифная система оплаты труда действовала во всех бюджетных учреждениях. В стране существовала Единая тарифная сетка РФ. В ней были указаны разряды для всех специальностей работников бюджетной сферы. Исключение составляли только высшие руководители страны (министры и их заместители). Единая сетка содержала 18 разрядов.
- профессия рабочий относилась к 1-4 разрядам;
- техники к 2-4 разрядам;
- инженеры к 6-13 разрядам;
- руководство к 14-18 разрядам.
Дополнительно к окладам, указанным в сетке, применялись различные надбавки. Например, за ненормированный рабочий день, за выслугу лет, за работу с вредными условиями и т.д. Такая система действовала в стране с 1992 года. Но в 2008 году произошли изменения. Схема оплаты труда бюджетников поменялась. Тем не менее, полностью отойти от Единой сетки сразу не получилось. Она просуществовала до 1.06.2011.
Коммерческие предприятия закон никогда не заставлял применять тарифную оплату труда. Решение оставалось за руководством. На больших заводах и в крупных организациях часто использовалась такая система. Это удобно при количестве сотрудников в несколько сот человек. Позволяет достаточно справедливо распределить фонд оплаты труда среди людей.
Считаем зарплату с начала года правильно
Расчёт зарплаты сотрудникам по тарифной сетке достаточно прозрачный и простой. Этот способ использовался в нашей стране на протяжении нескольких десятилетий. Стоит отметить, что его простота была обусловлена и техническими возможностями того времени. Зарплаты считались вручную.
Сегодня бухгалтеру нет необходимости проводить расчёт зарплаты самостоятельно. Это за него делает специальная программа. Поэтому отпала острая необходимость в простой системе оплаты труда – машина посчитает что угодно.
В 2020 году на территории Российской Федерации действовал МРОТ в размере 12 130 рублей, он рассчитывался от величины прожиточного минимума трудоспособного населения по итогам II квартала 2019 года.
Если бы МРОТ рассчитывался по старой методике, то его размер в 2021 году составлял бы 12 392 рубля, именно такой прожиточный минимум был установлен по итогам II квартала текущего года.
В новой редакции Трудового Кодекса отсутствуют указания, касающиеся обязательного включения в МРОТ компенсаций и стимулирующих выплат (доплаты за выслугу лет, поощрительных премий и т. д.).
Здесь оговаривается лишь условие о выплате минимального заработка не ниже МРОТ при выполнении нормы отработанного времени.
Подобное изложение правил расчёта зарплаты не дает чёткого ответа на вопросы о правомерности включения различных выплат в общую сумму месячного заработка.
Согласно ТК зарплатой считается вознаграждение, при выплате которого учитываются объем, качество и условия выполнения работы. В прежней редакции ТК ясно говорилось о том, что компенсации и стимулирующие доплаты включаются в общий заработок.
Поэтому некоторые работодатели полагают, что можно, как и раньше, назначать работникам оклад в 10 000 руб., а затем доводить его до размеров МРОТ с помощью различных дополнительных выплат.
Конституционный суд РФ внес коррективы в понимание данного вопроса, и конкретно указал на выплаты, которые не входят в МРОТ, а назначаются в виде дополнительных сумм.
Согласно решениям Конституционного Суда (которые работодатели обязаны неукоснительно выполнять) к сверхнормативным выплатам относятся:
- Компенсационные доплаты за переработку, труд в нерабочие праздничные и выходные дни, а также в ночные часы.
- Доплаты за выполнение работы вместо временно отсутствующего сотрудника, труд по совместительству или по обслуживанию сверхнормативных единиц производственного оборудования.
- Надбавки с учётом региональных коэффициентов при работе в условиях Крайнего Севера.
В Постановлении Верховного Совета РФ, касающемся стимулирующих выплат (премий), говорится о том, что их также не следует вносить в сумму минимального заработка (Постановление ВС РФ от 10.02.2020 № 65-АД20-1).
Порой возникают ситуации, когда головной офис компании (организации, ООО) находится в одном регионе, а филиал в другом. Поскольку величина МРОТ в регионах может различаться, то возникает вопрос: на какой именно ориентироваться при формировании фонда оплаты труда?
В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ при определении фонда оплаты труда персонала необходимо придерживаться того значения МРОТ, который установлен в регионе, где работник фактически исполняет свои трудовые обязанности.
Но! Данная норма не распространяется на учреждения, деятельность которых обеспечивается за счёт федерального бюджета.
Следовательно, при определении фонда оплаты труда работников филиала необходимо придерживаться регионального МРОТ, установленного по месту нахождения филиала.
Минимальная зарплата в 2021 году: размер и правила расчёта
Для иностранцев, осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации, предусмотрено соблюдение тех же требований трудового законодательства, что и для российских граждан.
Следовательно, иностранный гражданин полностью отработавший месяц не может получить оплату труда ниже размера МРОТ.
Такая ситуация возможна при работе по совместительству или при оплате труда людей, совмещающих работу с учебой.
Эксперты Федеральной службы по труду и занятости разъясняют, что заработок людей подобных категорий также рассчитывается в соответствии с размером установленной минимальной зарплаты в стране, однако он начисляется с учётом отработанного времени. Конкретные критерии начисления зарплаты по совместительству оговариваются в трудовом договоре (например, оплата производится пропорционально выработке продукции).
Заработок совместителя должен быть не ниже МРОТ, пропорционального фактически отработанному времени.
Пример: Студентка совмещает работу в компании с учёбой в ВУЗе.
При 40-часовой рабочей неделе ее месячный заработок составил бы 13 000 руб. Однако по договору она работает лишь 30 часов в неделю, поэтому получает 9750 руб. (13000 : 40 х 30 = 9750).
По такому же принципу оплачивается труд совместителей, а также людей, отработавших неполный рабочий месяц из-за болезни или пребывания в отпуске. Заработок сравнивается с минимальным размером оплаты труда, взятым в пропорции к отработанному времени.
МРОТ в Москве установлен в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения города 20 589 руб.
Основание: «Московское трехстороннее соглашение на 2019 — 2021 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей» (Заключено в г. Москве 01.10.2018 N 77-1094).
Система оплаты труда определяется условиями трудового, коллективного договоров и (или) актами работодателя.
При этом условия оплаты труда, определенные соглашениями, трудовым, коллективным договорами и актами работодателя, не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными Трудовым кодексом и иными нормативными правовыми актами РК.
Трудовой кодекс обуславливает минимальные гарантии прав и свобод в сфере труда, которые не подлежат снижению. Стороны трудового, коллективного договоров могут изменить этот минимум в сторону улучшения.
Так, при разработке систем оплаты труда работников работодателям следует в первую очередь руководствоваться нормами Трудового кодекса, в соответствии с которыми работодатели обязаны обеспечить соблюдение для работников государственных гарантий в области оплаты труда, которые, согласно статье 102 Трудового кодекса, включают:
– минимальный размер месячной заработной платы (МРЗП);
– минимальный размер часовой заработной платы;
– оплату за работу в сверхурочное время;
– оплату за работу в праздничные и выходные дни;
– оплату за работу в ночное время;
– ограничение размера удержаний из заработной платы работника;
– порядок и сроки выплаты заработной платы.
Системы оплаты труда разрабатываются с учетом специфики и видов деятельности организации, ее структурных подразделений, особенностей трудовых и производственных процессов, организационной структуры, численности работников, других факторов и должны способствовать усилению заинтересованности как конкретного работника, так и коллективов работников в конечных результатах деятельности организации, в том числе в получении прибыли, выполнении показателей социально-экономического развития организации и гибко реагировать на их изменение.
Основными принципиальными требованиями, предъявляемыми к системам оплаты труда, являются обеспечение равной оплаты за равный труд и усиление ее зависимости от результатов деятельности.
Существуют две формы оплаты труда: повременная и сдельная.
Повременная форма оплаты труда – оплата труда, при которой размер заработной платы определяется в зависимости от фактически отработанного времени и установленной в зависимости от квалификации тарифной ставки рабочего (должностного оклада служащего).
Сдельная форма оплаты труда – оплата труда в зависимости от его результатов, когда за каждую произведенную единицу продукции (работы, услуги) надлежащего качества устанавливается определенный размер заработной платы – сдельная расценка.
Эти формы имеют различные системы.
Системы повременной формы оплаты труда:
– простая повременная система оплаты труда;
– повременно-премиальная система.
Системы сдельной формы оплаты труда:
– простая сдельная система;
– сдельно-премиальная система оплаты;
– аккордная система;
– прогрессивная сдельная система;
– регрессивная система оплаты;
– косвенная система оплаты;
– коллективная (бригадная) сдельная система.
Система оплаты труда может формироваться на основе тарифной, бестарифной или смешанной системы.
Тарифная система оплаты труда включает в себя: тарифную ставку (оклады), тарифную сетку, тарифные коэффициенты.
Бестарифная система оплаты труда основывается на долевом распределении средств, предназначенных на оплату труда, в зависимости от критериев и на принципах оценки профессиональных качеств работников и их вклада в конечный результат.
Смешанная система оплаты труда может содержать элементы как тарифной, так и бестарифной систем оплаты труда.
Тарифные ставки (часовые, дневные, месячные) определяют размер оплаты труда за соответствующую единицу рабочего времени (час, день, месяц).
Тарифная сетка включает в себя тарифные разряды и соответствующие им тарифные коэффициенты.
Тарифный разряд является показателем сложности выполняемой работы и уровня квалификации работника.
Тарифный коэффициент представляет собой отношение между тарифной ставкой соответствующего разряда и тарифной ставкой первого разряда, т. е. он определяет, во сколько раз тарифная ставка данного разряда больше тарифной ставки первого разряда, коэффициент которого, как правило, принимается за единицу.
Для практического применения тарифной системы оплаты труда необходимо также использование квалификационных и тарифно-квалификационных справочников.
Рассмотрим примеры по применению форм и систем оплаты труда на предприятиях.
Пример (простая повременная форма оплаты труда)
Работник принят в организацию с 15 февраля 2021 года. Должностной оклад работнику установлен в размере 250 000 тенге в месяц. Режим работы в организации – пятидневная рабочая неделя.
Следует начислять фактическую заработную плату за февраль.
По производственному календарю при пятидневной рабочей неделе в феврале 2021 года – 20 рабочих дней.
Существует два способа расчета заработной платы: прямой и от обратного.
Прямой метод высчитывает зарплату «на руки» по окладу, указанному в трудовом договоре, а обратный – наоборот, покажет фактический оклад от начисленной зарплаты.
Прямой метод, как правило, не вызывает сложностей в расчетах. Для его применения нужно от оклада вычесть удержания, к которым относят ОПВ, ИПН и взносы на обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС).
Метод расчета от обратного требует применения формулы либо такой расчет можно произвести с использованием специального калькулятора.
Формула для расчета заработной платы от обратного при условии, что работник имеет право на вычет в 1 МРЗП:
Брутто доход работника = ((Нетто доход работника – (МРЗП × 0,1)) / 0,792,
где:
0,1 – ставка ОПВ, выраженная в виде десятичной дроби;
0,02 – ставка взносов на ОСМС, выраженная в виде десятичной дроби;
МРЗП – минимальная заработная плата, размер которой в 2021 году составляет 42 500 тенге.
Пример
Работник в январе 2021 года получил на руки чистыми заработную плату в размере 120 000 тенге.
С доходов работника ежемесячно удерживаются ИПН, ОПВ и взносы на ОСМС.
Следует рассчитать начисленную заработную плату работнику.
Расчет брутто заработной платы (начисленной заработной платы):
(120 000 – 42 500 (МРЗП) × 0,1) / 0,792 = (120 000 – 4 250) / 0,792 = 146 149 тенге.
Проверка:
ОПВ:
146 149 × 10 % = 14 615 тенге;
взносы на ОСМС:
146 149 × 2 % = 2 923 тенге;
ИПН:
((146 149 – 14 615 (ОПВ) – 2 923 (взносы на ОСМС) – 42 500 (1 МРЗП)) × 10 % = 8 611 тенге.
Нетто заработная плата (к выплате):
146 149 – 14 615 (ОПВ) – 2 923 (взносы на ОСМС) – 8 611 (ИПН) = 120 000 тенге.
Тарифная сетка по разрядам в 2021 году
Покажем размеры МРОТ по отдельным регионам России по состоянию на 15.04.2021 в таблице.
Регион МРОТ, руб. Москва 20 589 Московская область 15 000 Санкт-Петербург 19 000 Ленинградская область 13 000 Калининградская область 14 000 Кемеровская область — Кузбасс 17 031 Ростовская область 15 350 В большинстве других субъектов РФ региональная минимальная зарплата равна федеральному МРОТ, в том числе по той причине, что предусмотренный региональным соглашением МРОТ ниже федерального.
Имейте в виду, важно внимательно прочитать соглашение по своему субъекту РФ, поскольку в нем будут установлены особенности применения региональной минимальной зарплаты.
Давайте рассмотрим пример расчета заработной платы по окладу работника.
Допустим, работник отработал месяц, в котором 21 рабочий день. Фактически работник отработал 10 дней. Оклад составляет 16 тыс. руб.
Оклад за отработанное время = Оклад * Количество отработанных дней/21
(16 000 * 10 / 21= 7 619 руб.)
Теперь необходимо определить НДФЛ:
Что такое НДФЛ?
1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.
2. Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.
При этом проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
3. Настоящие рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2021 году.
6. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений определяются с учетом требований к системам оплаты труда работников данных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации, и устанавливаются:
а) в федеральных государственных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в) в муниципальных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
9. Системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются и изменяются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, с общими принципами формирования систем оплаты труда, перечнями норм и условий оплаты труда, регламентируемыми федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изложенными в разделах II — IV настоящих рекомендаций, требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
10. Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются и изменяются с учетом:
а) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;
б) обеспечения государственных гарантий по оплате труда, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П;
в) квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
г) перечня видов выплат компенсационного характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
д) перечня видов выплат стимулирующего характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
е) примерных положений об оплате труда работников федеральных автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;
ж) положений об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя;
з) настоящих рекомендаций;
и) мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
11. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются с учетом минимального размера оплаты труда в рамках реализации норм федерального закона и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П, дифференцированно по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее соответственно — профессиональные квалификационные группы, квалификационные уровни), по должностям (профессиям), не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы — в зависимости от сложности труда в виде схем окладов (должностных окладов), ставок заработной платы.
12. В положении об оплате труда работников учреждения, разрабатываемом учреждением, предусматриваются конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий). При этом в указанном положении не должна использоваться такая терминология, как «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, которая может содержаться в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета.
Федеральные государственные казенные учреждения руководствуются носящими обязательный характер положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, включающими для работников конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий).
13. В трудовом договоре (в дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником предусматривается фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы за календарный месяц).
21. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
22. Должностные оклады руководителям учреждений устанавливаются в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений.
23. Выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.
24. Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение. В качества показателя оценки результативности работы руководителя учреждения устанавливается показатель роста средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов, а также выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством Российской Федерации).
25. Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных или муниципальных учреждений определяются трудовыми договорами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).
Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной в соответствии с частью третьей статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».
26. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в размере, не превышающем размера, который установлен:
для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений — нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных учреждений субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Без учета предельного уровня соотношений размеров среднемесячной заработной платы, указанного в абзаце первом настоящего пункта, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
27. Информация о рассчитанной за 2020 год среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, не позднее 15 мая 2021 г.
Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений по решению государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя таких учреждений, может также размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах указанных учреждений.
В составе размещаемой на официальных сайтах информации о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации указанных лиц, а также сведения, отнесенные к государственной тайне ��ли сведениям конфиденциального характера.
28. Фонд оплаты труда в федеральных государственных учреждениях формируется исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, объемов средств, поступающих из государственных внебюджетных фондов и от приносящей доход деятельности с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.
29. Фонд оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.
30. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом общих принципов формирования систем оплаты труда, перечней норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотренных в разделах II — IV настоящих рекомендаций, а также требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:
а) при изменении (совершенствовании) систем оплаты труда работников учреждений предусматривать установление минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп);
б) не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;
в) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения (совершенствования) для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда;
г) при разработке показателей и критериев эффективности работы учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 421, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 287 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 920, и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н, предусмотренные в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N АП-1073/02, Министерства культуры Российской Федерации от 5 августа 2014 г. N 166-01-39/04-НМ, а также установленные в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значения целевых показателей развития соответствующих отраслей.
31. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2021 году региональные соглашения о минимальной заработной плате, размер которой превышает минимальный размер оплаты труда, с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений.
36. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2021 году необходимо учитывать следующее.
Не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2020 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.
В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утвержденных в установленном порядке, с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям).
Определять предельную долю расходов на оплату административноуправленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 процентов.
Обеспечивать формирование систем оплаты труда работников общеобразовательных организаций, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат стимулирующего характера с учетом методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. N ВП-1992/02), а также утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н.
Определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) в соответствии с положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — приказ N 1601), предусматривающими, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда устанавливается либо продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю или 720 часов в год.
При заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) установлены пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601), обеспечивать включение в них условий, связанных с:
размером ставки заработной платы, установленной за норму часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы и размером фактического объема учебной нагрузки, определяемым ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) в порядке, предусмотренном разделами II — V приложения 2 к приказу N 1601;
размером заработной платы, исчисленным с учетом фактического объема учебной нагрузки, фактического объема педагогической работы;
уточнением правил применения повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям при оплате труда педагогических работников, для которых пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601 установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы (правила применения повышающих коэффициентов приводятся далее в настоящем пункте в положениях, определяющих правила исчисления заработной платы педагогических работников с учетом фактического объема педагогической или учебной (преподавательской) работы);
размерами и факторами, обусловливающими получение выплат компенсационного характера, в том числе выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, к которым могут быть отнесены выплаты за дополнительную работу, связанную с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководством предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами дополнительной работы, определение которых следует осуществлять из размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню профессиональных квалификационных групп (далее — ПКГ) без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах);
размерами и условиями выплат стимулирующего характера.
Индексация зарплат в 2021 году и на сколько процентов
Минимальный размер оплаты труда или МРОТ – это величина, ниже который заработная плата сотрудника быть не может. Однако, расчет этой суммы проводится без учета налогов и сборов.
Также эта сумма может включать премии, надбавки и вознаграждения. Однако, размер этого показателя не учитывает районные коэффициенты или «северные» надбавки.
С 1 января 2021 года размер минимальной оплаты труда в среднем по стране составляет 14 518 рублей в месяц. Оплата сотруднику за полный рабочий день меньше этой суммы является нарушением закона.
Если рассчитать, какая минимальная сумма может быть выдана на руки сотруднику на полной рабочей неделе, получим сумму: 14 518 – 13% (ставка НДФЛ) = 12 630,66 рублей.
Самый простой случай расчета заработной платы — по окладу.
В формуле, без пропусков отработанных дней, учитываются четыре основных параметра:
- Базовую ставку оклада;
- Налог на доходы физических лиц – 13%;
- Число фактически отработанных дней;
- Премии и надбавки (могут начисляться в зависимости от фактически отработанного времени или нет).
Чтобы понять, как рассчитать среднемесячную заработную плату, нужно использовать следующую формулу:
((Оклад * Фактически отработанные дни) / Количество рабочих дней в месяце) + Премии и надбавки) * (1 – ставка НДФЛ)
Для тех, кто не любит считать, на просторах Интернета предлагаются калькуляторы расчетов заработной платы по окладу.
Рассмотрим следующий пример:
При 5-ти дневной рабочей неделе оклад составляет 20 000 рублей. Расчет проводится за сентябрь 2020 года.
Очень часто в расчетах (больничный, отпуск, отгул и т.д.) используется понятие средней заработной платы.
Эта величина представляет собой средний дневной доход за определенное время (обычно предыдущий год).
В этот параметр включаются выплаты, которые предусмотрены в организации в рамках оплаты труда сотрудников, в том числе премии бонусы, иные выплаты, согласованные нанимателем и облагаемые по ставке НДФЛ.
К расчету не берутся:
- выплаты по больничным листам;
- начисленная отпускная премия;
- выплаты по декретному отпуску;
- командировочные расходы сотрудника;
- социальная помощь;
- единовременные подарки и одноразовые вознаграждения.
Чтобы рассмотреть, как рассчитать среднюю заработную плату, используют формулу:
Фактический заработок за период / Фактически отработанное количество дней.
Рассмотрим пример того, как рассчитать среднемесячную заработную плату.
В случае, если работник отсутствовал на рабочем месте по вине работодателя, это называется вынужденным прогулом.
Эта ситуация может возникнуть по ряду причин:
- неграмотно составленное увольнение;
- нарушение сроков выдачи трудовой книжки и наличие ошибок в ней;
- оформление документов в неправильную дату или задним числом;
- перевод на другую должность без уведомления сотрудника.
Время, потерянное на решение спорных вопросов, оплачивается со стороны работодателя в соответствии со среднегодовой заработной платой за последние 12 месяцев.
Расчет компенсации за время вынужденного прогула основывается на количестве упущенных рабочих дней, а не календарных.
Допустим, что сотрудника неправомерно уволили 1 октября 2020 года. Обратившись в суд, он выиграл иск и был восстановлен в должности 2 декабря этого же года.
Суд постановил выплатить компенсацию за вынужденный прогул со стороны работодателя.
Учет и налогообложение заработной платы в 2021 году
Увеличение МРОТ в 2021 году коснулось так или иначе всех работодателей. Если они будут начислять своим сотрудникам сумму меньше положенного, то их могут ждать штрафы и другие неприятности. Поэтому за постановлением Правительства по МРОТ настолько важно следить.
Второй вариант предпочтительнее, потому что достаточно всего один раз зафиксировать компенсационную доплату. Начисление будет происходить автоматически. То есть работодателю достаточно будет просмотреть по таблице МРОТ по регионам России, найти нужный показатель, рассчитать сумму.
- И то, и другое предусматривает минимальную сумму, которой может быть оплачен труд.
- Ниже установленного предела оплата опуститься не вправе.
- Имеют отношение к квалификации сотрудника.
- Учитываются без дополнительных выплат, надбавок, компенсаций, социальных начислений.
Работодатель должен понимать, что он сильно рискует, если его работники получают зарплату ниже МРОТ. Трудовая инспекция может оштрафовать его. Согласно ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, такое нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.; на юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб.
Семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей, в том числе и многодетным, оказывается значительная государственная поддержка, это и ежемесячное, единовременное социальное пособие, обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни в рамках государственной адресной социальной помощи, оказание материальной помощи к учебному году, назначение семейного капитала, ежемесячные пособия по уходу за детьми, оказание социальных услуг семьям.
Управляющие, подрядные и другие организации, оказывающие другие услуги в ЖКХ, в том числе ремонтные, а также услуги по комплексному обслуживанию зданий и помещений 8846 9200 9568 10. Организации ритуального обслуживания, в том числе по организации похоронного дела 8846 9200 9568 11. Организации по механизированной уборке, озеленению, санитарной очистке и благоустройству муниципальных образований 8505 8845 9199 12.
Тарифная ставка – это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 2 ст. 129 ТК РФ). Месячная тарифная ставка по сути есть должностной оклад с той лишь разницей, что при тарификации учитывается еще и выполнение нормы труда за этот месяц.
Для установления зарплат для рабочих профессий нередко опираются на Единый тарифно-квалификационный справочник. Использовать его настоятельно рекомендует Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
Однако некоторые организации (иногда даже коммерческие) по-прежнему пользуются тарифными коэффициентами. Разве что сетка не утверждается на законодательном уровне, а составляется индивидуально внутри компании.
Единая тарифная сетка по разрядам — это отдельный вид оплаты труда, при котором учитывается не только вид деятельности специалиста, но и позволяет оценить его профессионализм, опыт и квалификацию. Понятия тарифной системы в целом даны в статье 143 Трудового кодекса. Разберемся подробнее в данной системе оплаты труда.
Единая тарифная система, как государственный инструмент управления доходами граждан, отошла в небытие с 2008 года. Ей на смену пришла новая система оплата труда (НСОТ) для бюджетников (Постановление Правительства от 05.08.2008 № 583). В ней также определена система повышающих коэффициентов (за должность, квалификацию, выслугу лет, трудоемкость работ и так далее), но она действует в течение одного календарного года, а в следующем году может быть пересмотрена.
ПРИКАЗот 4 апреля 2021 года N 67 В соответствии с , с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной , с Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве, утвержденными , с Методикой определения сметных цен на затраты труда в строительстве, утвержденной , приказываю:Установить размер средств на оплату труда рабочих на I квартал 2021 года в составе прямых затрат в сметах и договорных ценах на строительство по видам и комплексам работ, конструктивным элементам и объекту в целом в соответствии с приложением к настоящему приказу.МинистрВ.КУНИЖЕВ Приложениек приказуМинистерствастроительства и дорожного хозяйстваКабардино-Балкарской Республикиот 4 апреля 2021 г. N 67 РАСЧЕТ РАЗМЕРА СРЕДСТВ НА ОПЛАТУ ТРУДА РАБОЧИХ НА I КВАРТАЛ 2021 ГОДА В СОСТАВЕ ПРЯМЫХ ЗАТРАТ В СМЕТАХ И ДОГОВОРНЫХ ЦЕНАХ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ПО ВИДАМ И КОМПЛЕКСАМ РАБОТ, КОНСТРУКТИВНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ И ОБЪЕКТУ В ЦЕЛОМ НА ОСНОВЕ ТАРИФНЫХ СТАВОК ПРИ РАБОТЕ В НОРМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА ПО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В соответствии с «Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» МДС 81-35.2004, «Методикой определения сметных цен на затраты труда в строительстве», «Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве» МДС 81-33.2004 приложение N 2, положения
› Статья акутальна на: Октябрь 2021 г.В 2021 году выплата аванса по заработной плате должна производиться по новым правилам. В данной статье речь пойдет о современных требованиях отечественного законодательства, касающихся вопроса выплаты аванса работникам небольших фирм, компаний и учреждений.
Если порядок оплаты труда будет нарушен, то к работодателю и уполномоченным должностным лицам будут применены штрафные санкции.Категория «аванс» в российском Трудовом кодексе не определена. В ТК РФ говориться о том, что наниматель обязан выдавать заработную плату наемным сотрудникам дважды в месяц.
За первые пятнадцать дней – во второй половине расчетного месяца, а за вторые 15 дней – в начале следующего месяца. В реальной жизни первую выплату принято называть авансом.На самом деле в Трудовом кодексе четко не конкретизированы сроки начисления оплаты за труд. Работник должен ее получать либо каждые полмесяца, либо раз в декаду, раз в неделю.
Наниматель обязан самостоятельно установить дни для выдачи полагающегося сотрудникам дохода. Данная информация прописывается во внутрифирменных нормативных документах компании, таких как Положение по оплате труда, коллективное соглашение, трудовой контракт.Обновленные правила расчета с сотрудниками организации по заработной плате устанавливают следующие временные промежутки для ее выдачи:Статьи по теме (кликните, чтобы посмотреть)за первые 15-ть дней работы – с 16-го до 30-го (31-го) дня месяца;за оставшиеся дни месяца – с 1-го
Существуют следующие виды сдельной системы оплаты труда:
- косвенно-сдельная.
- прямая сдельная;
- сдельно-премиальная;
- сдельно-прогрессивная;
Что касается минимального размера заработной платы сотрудников, важно отметить, что вне зависимости от применяемой системы оплаты труда, размер вознаграждения не должен быть ниже уровня федерального МРОТ (минимального размера оплаты труда). Для того, чтобы этот порог не был занижен, существуют такие показатели как минимальная месячная ставка или минимальная почасовая оплата.
Похожие записи: