Возврат средств резервного фонда правительства российской федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возврат средств резервного фонда правительства российской федерации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Проведение следующих неотложных аварийно-восстановительных работ, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (за исключением работ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет расходов инвестиционного характера):

а) устройство, разборка и демонтаж временных сооружений — дамб, плотин и каналов отвода водных, селевых, оползневых и других масс для защиты объектов, территорий и водозаборов, а также переправ и проходов для экстренной эвакуации;

б) восстановление по временной схеме объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры (при условии, что проводятся минимально необходимые работы, в результате которых объекты восстанавливают утраченную способность к функционированию, что указанные работы осуществляются до отмены режима чрезвычайной ситуации и не потребуется изменение технических характеристик конструктивных элементов объектов после отмены режима чрезвычайной ситуации);

в) подготовка объектов жилищного фонда и социально значимых объектов образования, здравоохранения и социальной поддержки населения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, к восстановительным работам (откачка воды, просушка помещений первых надземных, цокольных и подвальных этажей, обрушение и временное укрепление аварийных конструкций зданий и сооружений, вывоз мусора);

г) восстановительные работы на объектах жилищного фонда и социально значимых объектах образования, здравоохранения и социальной поддержки населения, находящихся в государственной и муниципальной собственности (за исключением работ, связанных с внутренней отделкой помещений);

д) санитарная очистка (обработка) и обеззараживание территории населенных пунктов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации.

2. Проведение следующих неотложных аварийно-восстановительных работ, связанных с ликвидацией последствий террористических актов и (или) пресечения террористических актов правомерными действиями:

а) восстановительные работы на объектах жилищного фонда (до первоначального состояния);

б) восстановительные работы на объектах государственной и муниципальной собственности, кроме объектов жилищного фонда (за исключением работ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет расходов инвестиционного характера).

3. Ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

4. Реализация мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 г. № 1327 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

5. Реализация мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями.

6. Проведение федеральными государственными учреждениями судебно-медицинской экспертизы высокотехнологичных молекулярно-генетических исследований при проведении судебно-медицинской экспертизы биологических объектов, транспортировка биологического материала для проведения указанных исследований, а также эвакуация и оказание гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, а также в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.

7. Восполнение запасов материальных ценностей, выпущенных в установленном порядке из государственного материального резерва для обеспечения неотложных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации и оказания гуманитарной помощи (включая мероприятия по доставке указанных материальных ценностей к месту их постоянного хранения).

8. Оказание гуманитарной помощи иностранным государствам.

1. Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления в 2020 году субсидий (иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации (далее — резервный фонд), на оказание разовой финансовой помощи бюджетам отдельных субъектов Российской Федерации (далее соответственно — субсидии, иные межбюджетные трансферты).

Под разовой финансовой помощью в настоящих Правилах понимается предоставление бюджетных ассигнований резервного фонда однократно на одну цель, не предусмотренную Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», бюджету отдельного субъекта Российской Федерации в целях софинансирования (в том числе в полном объеме) расходных обязательств субъекта Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий или осуществлением капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), приобретением объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации (муниципальную собственность) и (или) предоставлением субсидий (иных межбюджетных трансфертов) местным бюджетам на указанную цель.

2. Субсидии (иные межбюджетные трансферты) предоставляются в соответствии с актами Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с Положением об использовании в 2020 году бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. № 1846 «Об утверждении Положения об использовании в 2020 году бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации» (далее — акты Правительства Российской Федерации).

3. Предоставление бюджетных ассигнований, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда, на оказание разовой финансовой помощи бюджетам отдельных субъектов Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов допускается в случае оказания финансовой помощи на финансовое обеспечение мер социальной поддержки граждан, на финансовое обеспечение мероприятий по подготовке и проведению международных мероприятий, решения о проведении которых приняты Президентом Российской Федерации и (или) Правительством Российской Федерации.

4. Условиями предоставления субсидий (иных межбюджетных трансфертов) являются:

а) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, источником софинансирования которого являются бюджетные ассигнования резервного фонда;

б) заключение соглашения между федеральным органом исполнительной власти как получателем бюджетных средств и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии (иного межбюджетного трансферта) (далее — соглашение) в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил.

5. Предоставление субсидий (иных межбюджетных трансфертов, за исключением иного межбюджетного трансферта, предоставляемого в целях софинансирования (в том числе в полном объеме) расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании мер социальной поддержки граждан) осуществляется на основании соглашения, заключение которого осуществляется не позднее 30 дней после издания акта Правительства Российской Федерации.

Соглашение заключается в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации.


Урегулированы вопросы подготовки и исполнения решений Правительства РФ об использовании бюджетных ассигнований его резервного фонда. Перечислены источники формирования названного фонда и направления его расходования.

Кроме того, утверждены правила предоставления в 2020 г. субсидий (иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение) из федерального бюджета, финансируемых за счет резервного фонда, на оказание разовой финансовой помощи бюджетам отдельных регионов.

Счетная палата выявила неэффективное расходование средств Резервного фонда

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11 (ред. от 29.06.2021)

      «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 15.10.2020 N 327-ФЗ (ред. от 22.12.2020)

      «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году»

    • Федеральный закон от 12.11.2019 N 367-ФЗ (ред. от 08.12.2020)

      «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году»

    • Федеральный закон от 01.04.2020 N 103-ФЗ

      «О внесении изменений в Федеральный закон «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О науке и государственной научно-технической политике»

    Все документы >>>

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 13.04.2021 N 143

      «Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.07.2021 N 64073)

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 14.12.2020 N 423

      «Об утверждении Порядка предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Управления делами Президента Российской Федерации, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2020 N 61773)

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 03.11.2020 N 358

      «Об утверждении Порядка предоставления из федерального бюджета субсидии Фонду-оператору президентских грантов по развитию гражданского общества» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2020 N 61842)

    Все документы >>>

    (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.06.2017 N 739)

    Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке использования в 2017 году бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации.

    2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 838 «Об утверждении Положения о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 28, ст. 3450).

    3. Настоящее постановление применяется при исполнении федерального бюджета на 2017 год и составлении отчетности об исполнении федерального бюджета за 2017 год.

    Председатель Правительства
    Российской Федерации
    Д. МЕДВЕДЕВ

    УТВЕРЖДЕНО
    постановлением Правительства
    Российской Федерации
    от 27 февраля 2017 г. N 230

    (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.06.2017 N 739)

    1. Настоящее Положение разработано для организации в 2017 году исполнения федерального бюджета по расходам и определяет правила подготовки и исполнения решений Правительства Российской Федерации об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации (далее — резервный фонд), а также применяется в целях подготовки отчета об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда в составе отчетности об исполнении федерального бюджета за 2017 год.

    2. Источниками формирования в 2017 году резервного фонда являются:

    а) бюджетные ассигнования, предусмотренные в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» по подразделу «Резервные фонды» раздела «Общегосударственные вопросы» классификации расходов бюджетов;

    б) остатки средств федерального бюджета на 1 января 2017 г. в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2016 г. N 409-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»;

    в) средства от возврата в доход федерального бюджета 2017 года остатков субсидий, предоставленных в 2016 году федеральным бюджетным и автономным учреждениям, в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2016 г. N 409-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»;

    г) бюджетные ассигнования в пределах фактического поступления доходов федерального бюджета от возврата остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2016 г. N 409-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»;

    д) бюджетные ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на 2017 год на предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в связи с отсутствием на 1 февраля 2017 г. акта Правительства Российской Федерации, устанавливающего распределение субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации, и (или) отсутствием на 1 марта 2017 г. соглашений, заключенных между главным распорядителем средств федерального бюджета, осуществляющим предоставление указанных дотаций или субсидий, и органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации — получателями указанных дотаций или субсидий, в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 части 5 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2016 г. N 409-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

    3. Министерство финансов Российской Федерации:

    а) представляет в Правительство Российской Федерации проекты распоряжений Правительства Российской Федерации об увеличении резервного фонда за счет источников, предусмотренных подпунктами «б» — «д» пункта 2 настоящего Положения, которые содержат общий объем бюджетных ассигнований, подлежащих направлению в резервный фонд, с обязательным указанием объема бюджетных ассигнований, направляемых в соответствии с подпунктами «б» в части остатков, предусмотренных в соответствии с частью 9 статьи 21 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», «г» и «д» пункта 2 настоящего Положения;

    б) вносит изменения в сводную бюджетную роспись федерального бюджета на 2017 год в установленном порядке после издания распоряжения Правительства Российской Федерации об увеличении резервного фонда.

    4. Бюджетные ассигнования резервного фонда в 2017 году используются на финансовое обеспечение:

    а) реализации утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации перечня мероприятий, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2017 году — в объеме до 107,5 млрд. рублей;

    На основании распоряжения правительства Российской Федерации от 15 апреля 2021г. №977-р, в соответствии с решением Общего Собрания Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ» от 16 апреля 2021г., возврат денежных средств из резервного фонда Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ», перечисленных на 2021 г., производится на основании заявления.

    К рассмотрению принимаются оригиналы заявления, направленные в бухгалтерию Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ».

    Образец заявления находится в разделе ТУРОПЕРАТОРАМ/ПОЛЕЗНЫЕ ДОКУМЕНТЫ на официальном сайте Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ».

    На 1 июня 2021 года:

    13 574,58 млрд. руб.

    В долларах США:

    187,57 млрд. долл.

    На 1 июня 2021 года:

    13 938,08 млрд. руб.

    В долларах США:

    189,41 млрд. долл.

    На 1 января 2021 года:

    13 545,66 млрд. руб.

    В долларах США:

    183,35 млрд. долл.

    На 1 января 2020 года:

    7 773,06 млрд. руб.

    В долларах США:

    125,56 млрд. долл.

    Представляет собой:
    Часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

    ФНБ формируется за счет тех же финансовых поступлений, что и Резервный фонд, если накопленный объем средств в Резервном фонде достиг его нормативной величины (7% ВВП).

    Мишустин объяснил, когда можно тратить резервный фонд

    05.06.2021

    С 1 июня меняется нормативная структура ликвидных средств ФНБ: из нее исключается доллар США. Теперь она будет выглядеть так:

    • Евро — 40% (было 35%)
    • Юань — 30% (было 15%)
    • Иена — 5% (без изменений)
    • Фунт стерлингов — 5% (было 10%)
    • Золото — 20% (новый актив)
    • Доллар — 0% (было 35%).

    Объем фонда в отчетах Минфина до настоящего времени измерялся как в рублях, так и в долларах. Если вместо доллара он будет измерятся теперь в другой валюте, это тоже станет важным изменением.

    Золото будет присутствовать в составе ликвидных средств фонда в обезличенной форме (на металлических счетах в ЦБ РФ).

    24.05.2021

    В СМИ появилась информация о проекте, на который с большой вероятностью будут выделены средства из ФНБ уже в ближайшее время. Это расширения инфраструктуры для вывоза угля из Якутии (Восточной части БАМа), который развивает РЖД. По утвержденным правилам, за счет денег фонда может быть профинансировано до 25% от общей суммы инвестиций. РЖД запросили в ФНБ 188 млрд руб., а общая сумма проекта оценивается в 752,4 млрд руб.

    02.04.2021

    Возможно уже скоро будет достигнут порог, позволяющий расходовать средства фонда. Условием для этого станет стабильное превышение ликвидных средств ФНБ отметки в 7% ВВП на трехлетнем горизонте, а эта цель уже близка.

    И, судя по всему, главную кубышку страны действительно распечатают. Уж очень много предложений, куда потратить деньги, появилось в последнее время, причем высказанных ответственными лицами. И появились нормативные документы, регламентирующие порядок расходования.

    Так, в середине марта глава Минфина Антон Силуанов озвучил новые правила инвестирования средств из ФНБ. Согласно им вложения из ФНБ не могут составлять больше четверти всех инвестиций в проект, при том, что общий объем заемных средств не должен превышать 40% от всего объема финансирования проекта.

    По заявлению главы Минфина Антона Силуанова, новые правила инвестирования средств Фонда национального благосостояния уже подготовлены и находятся на рассмотрении в правительстве. Министр надеется, что в ближайшее время они будут утверждены.

    Согласно новым правилам, доля инвестиций из ФНБ не должна превышать 25% от всего объема финансирования проекта, причем объем заемных средств не должен превышать 40%.

    Начать вкладывать деньги из фонда планируется уже в ближайшие месяцы, а президент поручил правительству подготовить предложения о проектах для инвестирования из ФНБ в течение месяца.

    Эту информацию передает ТАСС.

    24.02.2021

    Российское правительство увеличило свой резервный фонд

    1. Создание резервного фонда Президента РФ, как и создание резервного фонда Правительства РФ (см. комментарий к ст. 81 Кодекса), предусматривается в расходной части федерального закона о федеральном бюджете. При этом размер резервного фонда Президента РФ не может превышать 1% утвержденных расходов федерального бюджета (размер резервного фонда Правительства РФ — 3% таких расходов).

    Следует отметить, что Законом о федеральном бюджете на 2008 — 2010 гг. в рамках утвержденного распределения бюджетных ассигнований на 2008 г. по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета (приложение 10) и утвержденной ведомственной структуры расходов федерального бюджета на 2008 г. (приложение 28) предусмотрено создание резервного фонда Президента РФ в размере 500,0 млн. руб., что составляет меньше 0,008% общего объема расходов федерального бюджета на 2008 г. На 2009 и 2010 гг. запланировано (приложения 12 и 31 к Закону о федеральном бюджете на 2008 — 2010 гг.) создание резервного фонда Президента РФ в размере 500,0 млн. руб. ежегодно.

    2 — 4. Согласно п. 2 комментируемой статьи целями использования средств резервного фонда Президента РФ является исключительно финансовое обеспечение непредвиденных расходов. При этом в п. 4 комментируемой статьи установлен прямой запрет использования бюджетных ассигнований данного резервного фонда на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента РФ.

    Резервный фонд Президента РФ представляет собой совокупность бюджетных средств, предназначенных для финансирования непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов в случаях и в порядке, которые предусмотрены указами Президента РФ. Например, в соответствии с распоряжением Президента РФ от 17 мая 2006 г. N 217-рп во II квартале 2006 г. из резервного фонда Президента РФ выделены 2,29 млн. руб. Администрации Сахалинской области на приобретение трех машин «скорой помощи», оснащенных дополнительным медицинским оборудованием, для оказания экстренной медицинской помощи населению на территории Курильских островов. Кассовое исполнение письменных распоряжений Президента РФ о расходовании средств резервного фонда осуществляется органами федерального казначейства. Расходование средств резервного фонда Президента РФ не допускается: а) на проведение выборов, референдумов; б) освещение деятельности Президента РФ.

    Резервный фонд Президента РФ формируется в составе расходной части федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета.

    Согласно ст. 276 Кодекса отчет о расходовании средств резервного фонда Президента РФ представляется в Государственную Думу одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета. В п. 1 ст. 213 Кодекса предусмотрено, что при сокращении (росте) расходов федерального бюджета более чем на 10% в Государственную Думу одновременно с внесением проекта федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете представляется отчет о расходовании средств резервного фонда Президента РФ.

    После формирования нефтегазового трансферта в полном объёме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объёма валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния России.

    Резервный фонд формируется за счет:

    • нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины;
    • доходов от управления средствами Резервного фонда.

    В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 30 сентября 2010 года N 245-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон) с 1 января 2010 года до 1 января 2014 года нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

    Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде. Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации.

    Резервный фонд Российской Федерации

    История изменения совокупного объёма средств Резервного фонда Российской Федерации[1]:

    Дата в млрд. долларов США в млрд. рублей
    01.02.2008 125,19 3 057,85
    01.03.2008 127,81 3 082,28
    01.04.2008 130,48 3 068,43
    01.05.2008 129,80 3 069,47
    01.06.2008 129,32 3 069,94
    01.07.2008 130,30 3 056,52
    01.08.2008 129,68 3 040,37
    01.09.2008 142,60 3 504,62
    01.10.2008 140,98 3 559,19
    01.11.2008 134,60 3 572,78
    01.12.2008 132,63 3 661,37
    01.01.2009 137,09 4 027,64
    01.02.2009 137,34 4 863,80
    01.03.2009 136,33 4 869,74
    01.04.2009 121,06 4 117,67
    01.05.2009 106,81 3 551,47
    01.06.2009 100,95 3 127,93
    01.07.2009 94,52 2 957,54
    01.08.2009 88,53 2 811,34
    01.09.2009 85,74 2 706,82
    01.10.2009 76,37 2 298,00
    01.11.2009 77,18 2 242,09
    01.12.2009 75,07 2 238,58
    01.01.2010 60,52 1 830,51
    01.02.2010 59,91 1 823,26
    01.03.2010 58,90 1 763,89
    01.04.2010 52,90 1 553,28
    01.05.2010 40,59 1 188,70
    01.06.2010 39,27 1 197,66
    01.07.2010 39,32 1 226,57
    01.08.2010 40,59 1 225,17
    01.09.2010 40,08 1 228,93
    01.10.2010 41,39 1 258,26
    01.11.2010 41,81 1 286,99
    01.12.2010 40,88 1 279,85
    01.01.2011 25,44 775,21
    01.02.2011 25,96 770,24
    01.03.2011 26,12 755,82
    01.04.2011 26,24 748,53
    01.05.2011 27,11 745,71
    01.06.2011 26,57 745,86
    01.07.2011 26,60 746,84
    01.08.2011 26,55 734,98
    01.09.2011 26,76 772,28
    01.10.2011 25,85 823,87
    01.11.2011 26,42 790,02
    01.12.2011 25,60 801,77
    01.01.2012 25,21 811,52
    01.02.2012 61,36 1 863,06
    01.03.2012 62,40 1 806,47
    01.04.2012 62,28 1 826,62
    01.05.2012 62,16 1 825,28
    01.06.2012 60,21 1 953,88
    01.07.2012 60,50 1 985,45
    01.08.2012 59,87 1 927,12
    01.09.2012 60,48 1 953,11
    01.10.2012 61,46 1 900,13
    01.11.2012 61,35 1 934,08
    01.12.2012 61,40 1 906,89

    Эксперты, оппонирующие действующей российской власти, винят ее в нерациональном расходовании резервов и утверждают, что ликвидация Резервного фонда не сулит россиянам ничего хорошего.

    Так, Алексей Навальный заявил, что Россия за нефтяные годы заработала на экспорте нефти около $2 трлн, а в двух суверенных фондах к 2014 году скопилось в общей сложности $177 млрд. Куда они делись? Всего в течение четырех лет растрачены на финансирование убыточных коррупционных проектов, силовые структуры, дотации Крыму и пропаганду. Если верить оппозиционеру, при эффективном расходовании в Резервном фонде РФ только за 2017 год оставался бы еще триллион рублей.

    Резервный капитал создается за счет чистой прибыли организации.

    Величина резервного капитала:

    • Для АО должна быть не менее 5% уставного капитала;
    • ООО определяют величину по своему усмотрению.

    Величина отчислений в резерв:

    • Для АО не менее 5% от чистой прибыли в год;
    • ООО определяют величину по своему усмотрению.

    Цели использования резервного капитала:

    • Покрытие убытков;
    • Погашение собственных облигаций;
    • Выкуп собственных акций.

    Размер уставного капитала у большинства ООО мал и обычно составляет 10 000 руб. Размер резервного капитала напрямую зависит от размера УК и составляет незначительную сумму от 10 000 руб. Поэтому, резервный капитал для большинства ООО носит формальный характер и не решает проблему покрытия убытков организации.

    О том, как много выделять денег в фонд за один раз, решение принимают сообща. Собирают всех акционеров общества, ход мероприятия детально протоколируют, а по итогам принимают решение, затем декларируемое внутренним приказом. В документе точно указывают, насколько велики должны быть отчисления, а также каков порядок формирования резервного фонда в целом.

    Выделять деньги в сумме, установленной в ходе всеобщего собрания, придется каждый год, пока накопления в фонде не достигнут указанной в учредительных бумагах отметки. В 1997 году был издан закон, декларировавший, что формирование средств резервного фонда производится лишь после уплаты всех налогов на прибыль. С тех пор и по сей день это правило остается неизменным.

    Статья 82. Резервный фонд президента Российской Федерации

    Рассматриваемое положение — документ, в котором отражаются:

    1. Назначение документа. Как правило, в тексте положения приводятся формулировки, по которым положение играет роль документа, регламентирующего:
    • установление величины резервов, их источников,
    • определение порядка формирования и расходования фонда,
    • определение объема компетенций собрания участников ООО в части управления фондом.
    1. Сведения о величине фонда (как правило, в процентах от уставного капитала).
    2. Сведения о механизмах формирования фонда. Распространена схема, при которой фонд формируется за счет регулярных отчислений от прибыли (в процентах от нее).

    Российский стабфонд создавался по образу и подобию успешнейшего нефтяного фонда Норвегии. Однако, сравнивая сегодня результаты, которых добились Россия и Норвегия, приходишь в недоумение. Как получилось, что практически полностью скопированный с успешного аналога Резервный фонд РФ фактически не имеет ничего общего с «большим братом»?

    Кто виноват в стремительном таянии отечественной «кубышки», что пророчат чиновники и эксперты Резервному фонду и возможно ли вообще эффективно управлять средствами фонда во время перманентного финансового кризиса? На эти и многие другие вопросы мы постарались дать ответы в этой статье.

    Хотели как лучше

    Резервный фонд — вовсе не российское изобретение. Такие фонды часто учреждают сильно зависимые от цен на сырье государства, вынужденные создавать «подушку безопасности» на случай внезапного обвала цен: Венесуэла, Нигерия, Кувейт, Азербайджан, Оман и другие. Примечательно, что сегодня ни одно государство не хранит деньги такого фонда в родных валюте и активах. Причины очевидны. Во-первых, такой протекционизм может привести к тому, что в случае кризиса страна лишится всего и сразу. Во-вторых, каждый лишний рубль в экономике разогревает инфляцию. В-третьих, редкий актив в нестабильных экономиках приносит доход.

    История насчитывает примеры как успешных резервных фондов, так и совершенно неэффективных. Ярким представителем второй группы являлся Венесуэльский инвестиционный фонд, ресурсы которого вкладывались в акции венесуэльских же госпредприятий, многие из которых были заведомо убыточными. В результате нестабильность внутреннего промсектора обанкротила фонд. В Нигерии в 90-х гг. сложилась аналогичная ситуация. Решив инвестировать доходы от продажи черного золота в нефтяное же производство, на деле правительство получило четырехкратное замедление темпов роста экономики и трехкратный рост инфляции.

    Первопроходцем, звездой и выдающимся примером блестящего управления фондом нефтяных доходов является Норвегия. Именно ее впечатляющие успехи в свое время и вдохновили российских финансистов во главе с экс-министром финансов Алексеем Кудриным на создание отечественного аналога. Благодаря многим факторам Норвегии удалось за десять лет эффективного управления фондом превратиться из страны, где внешний долг составлял 30% от ВВП, в высокоразвитое государство с нулевой инфляцией и комитетом по этике при Пенсионном фонде.

    Стратегия скандинавской страны была предельно простой: половина средств — в акции иностранных компаний с наивысшим кредитным рейтингом, вторая половина — в облигации развитых зарубежных государств. Благодаря относительной стабильности на фондовых рынках до 2008г. Норвегия последовательно увеличивала свой фонд на 4,5% в год, а доходы направляла на пенсионную программу и развитие альтернативных источников энергии, мудро помня о том, что нефть — исчерпаемый ресурс. И все это на фоне беспрецедентной информационной прозрачности: по сей день любой может зайти на сайт Центробанка Норвегии и справиться о том, во что вложена каждая крона.

    Получилось как всегда

    Как писал Гете, «теория сера везде, а древо жизни ярко зеленеет». Вот и следовать примеру Норвегии оказалось гораздо сложнее, чем ожидалось. Прежде всего потому, что в далеких 90-х гг. фондовый рынок был гораздо стабильнее, чем сейчас, и вкладывание больших средств в ценные бумаги никому тогда не казалось безнадежным занятием. Впрочем Норвегия успешно размещает средства в акциях и сегодня, и доход от такого инвестирования в прошлом году составил 9,6% против российского показателя в 1,5%.

    Отечественный стабфонд был создан в 2004г, а в 2008г. разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ), тогда как Норвегия додумалась до создания «кубышки» гораздо раньше — в 1990г. У стабфонда была всего одна простая и понятная задача — планомерно сокращать объем внешнего долга РФ за счет нефтегазовых доходов. У новых структур есть и другие цели. У Резервного фонда их две: финансовое обеспечение нефтегазового трансферта и досрочное погашение государственного внешнего долга.

    ФНБ (как и норвежский аналог) призван был стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения: и в России, и в Норвегии быстро растет число пенсионеров, и всех их нужно достойно обеспечивать. К сожалению, «достойно» по-русски и по-норвежски сводится к разным цифрам. Средняя норвежская пенсия составила в прошлом году 65 тыс. руб., российская меньше в 9 раз — 7,1 тыс. руб. Хотя российские чиновники и кричат во весь голос об улучшении пенсионного обеспечения, приводя в пример широко разрекламированную «Программу государственного софинансирования пенсии», на деле за весь период ее существования ей воспользовались всего лишь 6,14% работающих россиян. Однако даже эти 5,7 млн чел. вряд ли сумели при помощи данной программы приблизить свою пенсию к норвежской.

    Где деньги лежат

    На Западе широко распространена дифференциация фондов. Организации создают резервы в объемах, значительно превышающие законодательные нормативы. В результате они не только повышают свою привлекательность в глазах инвесторов, но и могут стабилизировать хозяйственную деятельность.

    Предлагаем ознакомиться Размер заработной платы оклад

    Согласно ФЗ «Об АО», предприятия в обязательном порядке должны создавать фонд в объеме минимум 5 % от уставного капитала (УК). Конкретная сумма определяется на собрании акционеров. Максимальный размер в законодательстве не прописан. В этой статье баланса АО также учитываются специальные фонды по выплате дивидендов держателям привилегированных акций и другие страховые накопления.

    Существуют также законодательные ограничения по размеру УК. Нижний предел данной статьи пассива баланса для ОАО составляет 1000-кратную сумму минимальной заработной платы, а ЗАО — 100-кратную на дату госрегистрации организации. Последнее положение действует также для ООО.

    Форма баланса закреплена в приказе № 66н, изданным Минфином 2 июля 2010 г. Отчет состоит из двух частей, итоги по которым должны быть равны между собой. Резервный капитал в балансе – это пассивный его блок. Он показывается в составе комплекса показателей пассива в третьем разделе. Его сумма увеличивает значение капиталов и резервов организации, которое фиксируется в строке 1300. Строка баланса «Резервный капитал» соответствует графе 1360.

    Если в законе, регулирующем деятельность организации, не упоминается о возможности создания резервного фонда ни в обязательном, ни в добровольном порядке, это не лишает организацию права закрепить соответствующее положение в ее учредительных документах.

    Источниками формирования резервного фонда могут быть:

    • отчисления из чистой прибыли организации;
    • взносы членов (пайщиков) и т. д.

    Пополняйте резервный фонд до момента, когда фонд будет сформирован полностью (т. е. в размере, установленном в учредительных документах организации). После этого отчисления (вклады, взносы и т. д.) в резервный фонд могут временно не производиться.

    При расходовании средств резервного фонда его размер становится меньше установленной величины. В этом случае возобновите пополнение резервного фонда до тех пор, пока его размер не будет соответствовать требованиям закона и (или) учредительных документов.

    Организации, которые обязаны создавать резервный фонд, могут использовать его только на строго определенные цели. Организации, создающие фонд добровольно, как правило, могут направить его на любые цели, прописанные в учредительных документах (уставе).

    Ситуация: можно ли изменить размер резервного фонда, первоначально зафиксированный в уставе организации?

    Ответ: да, можно.

    Порядок формирования (в т. ч. размер) резервного фонда утверждается компетентным органом организации и закрепляется в ее учредительных документах (уставе) (см., например, п. 1 ст. 35 и п. 3 ст. 11 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, п. 1 ст. 30 и п. 2 ст. 12 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

    Например, в акционерном обществе такими полномочиями обладает общее собрание акционеров. В ООО — общее собрание участников.

    Поэтому, чтобы изменить размер резервного фонда, первоначально зафиксированный в уставе, такой компетентный орган должен принять решение о его увеличении (уменьшении) и на основании этого решения внести соответствующие изменения в учредительные документы (см., например, п. 1 ст. 12 и подп. 1 п. 1 ст. 48 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, п. 4 ст. 12, подп. 2 п. 2 ст. 33 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

    Однако при этом нужно учитывать, что в организациях, формирующих фонд в обязательном порядке, как правило, законодательно установлен минимальный размер резервного фонда. Например, в акционерных обществах резервный фонд не может быть менее 5 процентов от размера уставного капитала (п. 1 ст. 35 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

    В бухучете формирование резервного фонда отражайте по кредиту счета 82 «Резервный капитал». Корреспондирующий счет, а также документы, на основании которых делается бухгалтерская запись, зависят от источника формирования фонда.

    В бухгалтерской отчетности информацию о резервном фонде отразите:

    • в Бухгалтерском балансе. Подробнее об этом см. таблицу
      ;
    • в Отчете об изменениях капитала. Подробнее об этом см. таблицу
      .

    Это следует из пунктов 5, 20, 30 ПБУ 4/99.

    Резервный фонд правительства России увеличился на 1,8 триллиона рублей

    Глава российского Сбербанка считает, что запасы нефти в РФ закончатся к тридцатым годам. Чтобы избежать связанных с этим потрясений, надо диверсифицировать экономику. (04.10.2016)

    Председатель правления Сбербанка Герман Греф, в свою очередь, пояснил: «Мы стали значимым институтом, приносящим большие деньги». Центробанк как владелец предлагает властям получать дивиденды через изъятие части прибыли ЦБ. Однако на постоянной основе такая схема «неправомерна», отсюда — разговоры о смене владельца, пояснил Греф. По его словам, банку комфортно работать и с ЦБ, и с Минфином. Однако, если соответствующее решение будет принято, возникнет «проблема переходного периода», добавил он.

    Разговоры велись давно

    Исходя из котировок на «Московской бирже» текущая рыночная стоимость пакета ЦБ в Сбербанке — около 2,8 трлн рублей, уточняет сетевое издание «Вести. Экономика». Это примерно треть от объема Фонда национального благосостояния на начало декабря (7,95 млрд рублей).

    За 2018 год Сбербанк выплатил дивиденды в размере 361,4 млрд рублей, при этом на долю ЦБ пришлось 180,7 млрд рублей.

    Разговоры о возможной передаче контрольного пакета правительству велись давно. В очередной раз об этом заговорили в октябре, когда вопрос поднял Анатолий Аксаков, председатель комитета Госдумы по финрынку.

    Смотрите также:

    Активное использование средств фонда в 2009-2010 годах позволило успешно сгладить последствия всемирного экономического кризиса. Затем резервы в долларах частично восстановились, а в рублях — благодаря девальвации 2014 года — даже превысили первоначальный уровень. В последние полтора года резервы вновь быстро расходуются: их объем сократился за это время на 55 процентов.

    Автор: Андрей Гурков

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

  • Греки скрыли от государства налогов на 60 млрд евро
  • Украинцы — одна из самых дешевых рабочих сил в Европе
  • Квартира в кредит или в аренду: что выгоднее?
  • ​Банковский депозит уступает свои позиции
  • Мировая финансовая система заинтересована в сильном долларе
  • Чехия столкнулась с угрозой правительственного кризиса

Правительство России увеличило свой резервный фонд

  • Монополизм в России
  • Безработица в РФ
  • Национальное богатство
  • Франчайзинг
  • Мировая экономика
  • Сущность инфляции
  • Функции цен

Макроэкономика в наши дни. Информация о макроэкономике, финансах, экономических отношениях. Важнейшие тенденции в мировой и отчественной экономике. Свежие новости о экономической ситуации.

Наш адрес:
125565, г. Москва
Ленинградское шоссе, д. 284
Phone: (495)-457-1178
Fax: (495)-478-1445

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

14 июля 2017 года Государственная дума во втором чтении одобрила законопроект о новой редакции бюджетных правил, по которому средства Резервного фонда до 1 февраля 2018 года переводятся в собственность Фонда национального благосостояния.

Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации. Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами Фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 года N955 «О порядке управления средствами Резервного фонда» предусматривает размещение средств Фонда в иностранной валюте или зарубежных активах с рейтингом долгосрочной кредитоспособности не ниже «АА-» по классификации Fitch-Ratings и Standard & Poor’s; либо не ниже уровня «Аа3» по классификации Moody’s Investors Service[9].

Путин поручил выделить из резервного фонда допсредства для тушения пожаров

Резервный фонд формировался за счет:

  • нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышал его нормативной величины;
  • доходов от управления средствами Резервного фонда.

В соответствии с Федеральным законом от 30 сентября 2010 года N 245-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон) с 1 января 2010 года до 1 января 2015 года нормативная величина Резервного фонда не определялась, нефтегазовые доходы федерального бюджета не использовались для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направлялись на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

После формирования нефтегазового трансферта в полном объёме нефтегазовые сверхдоходы поступали в Резервный фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждалась федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 7 % прогнозируемого на соответствующий год объёма валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направлялись в Фонд национального благосостояния России.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

14 июля 2017 года Государственная дума во втором чтении одобрила законопроект о новой редакции бюджетных правил, по которому средства Резервного фонда до 1 февраля 2018 года переводятся в собственность Фонда национального благосостояния.

Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации. Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами Фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 года N955 «О порядке управления средствами Резервного фонда» предусматривает размещение средств Фонда в иностранной валюте или зарубежных активах с рейтингом долгосрочной кредитоспособности не ниже «АА-» по классификации Fitch-Ratings и Standard & Poor’s; либо не ниже уровня «Аа3» по классификации Moody’s Investors Service[9].


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *