Положение об оплате труда в школе в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение об оплате труда в школе в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

42. Условия оплаты труда руководителей учреждений определяются трудовым договором, заключаемым в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 16, ст. 1958; 2018, № 47, ст. 7262).

43. Размер оклада руководителя учреждения определяется Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления, особенностей деятельности и значимости учреждения, и отражается в трудовом договоре либо в дополнительном соглашении к трудовому договору с руководителем учреждения.

44. Оклад президента учреждения определяется решением ученого совета учреждения, либо по представлению руководителя учреждения, в размере до 30% ниже должностного оклада руководителя учреждения и устанавливается Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в трудовом договоре либо в дополнительном соглашении к трудовому договору с президентом учреждения.

45. Оклады заместителей руководителей и главного бухгалтера учреждения устанавливаются на 10-30% ниже оклада руководителя учреждения приказами по учреждению.

46. Руководителю учреждения устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:

за интенсивность и высокие результаты работы;

премиальные выплаты по итогам работы.

47. Выплата за интенсивность и высокие результаты работы руководителю учреждения осуществляется по решению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за достижение высоких результатов работы руководителя учреждения с указанием размера такой выплаты.

48. Премиальные выплаты по итогам работы осуществляются руководителю учреждения по решению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации с учетом достижения показателей государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также иных показателей эффективности деятельности учреждений и их руководителей.

49. Руководителю учреждения устанавливаются выплаты компенсационного характера в соответствии с главой III Положения в зависимости от условий труда.

50. Заместители руководителя учреждения, президент учреждения и главный бухгалтер имеют право на получение выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с главами III и IV настоящего Положения в зависимости от условий труда.

51. Соотношение среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера учреждения и среднемесячной заработной платы работников учреждения (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера) не может превышать предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера), установленный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20 ноября 2018 г. № 64н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 декабря 2018 г., регистрационный № 52945).

Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2021 N 71

52. Выплата материальной помощи руководителю учреждения производится на основании подтверждающих документов в следующих случаях:

а) вступление в брак руководителя учреждения (в размере оклада);

б) рождение ребенка у руководителя учреждения (в размере оклада);

в) смерть супруга, супруги, родителей, детей руководителя учреждения (в размере оклада);

г) утрата или повреждение имущества руководителя учреждения в связи с несчастным случаем, стихийным бедствием (в размере оклада);

д) 50-летие, 60-летие руководителя учреждения и далее каждые пять лет (в размере оклада);

е) болезнь руководителя учреждения свыше одного месяца подряд (в размере оклада).

53. В случае смерти руководителя учреждения материальная помощь выплачивается семье умершего (супруге (супругу), родителям, детям) на основании подтверждающих родство документов (в размере оклада).

54. Решение о выплате материальной помощи руководителю учреждения оформляется приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

55. Условия выплаты материальной помощи президенту учреждения, заместителям руководителя учреждения, главному бухгалтеру учреждения и работникам, ее конкретные размеры устанавливаются локальным актом с учетом мнения представительного органа работников.

56. Решение об оказании материальной помощи президенту учреждения, заместителям руководителя учреждения, главному бухгалтеру учреждения и работникам принимается руководителем учреждения после рассмотрения мотивированного письменного заявления работника, заместителя руководителя учреждения или главного бухгалтера учреждения и документов, подтверждающих наличие оснований для получения материальной помощи.

57. Работникам учреждения при наличии средств по фонду оплаты труда могут выплачиваться иные выплаты социального характера (в том числе в связи с выходом на пенсию, к юбилейным датам и праздникам, в связи с получением государственных наград Российской Федерации и ведомственных наград Министерства науки и высшего образования Российской Федерации).


Минобрнауки урегулировало вопросы оплаты труда работников подведомственных образовательных учреждений.

Установлены минимальные размеры окладов и ставок зарплаты, порядок назначения компенсационных и стимулирующих выплат, условия оплаты труда руководителя, его заместителя и главного бухгалтера учреждения. Экономия фонда оплаты труда может быть использована на соцвыплаты, включая оказание материальной помощи.

Положение об оплате труда работников образовательных учреждений упраздненного ФАНО утратило силу.

В соответствии с пунктом 2(1) Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 33, ст. 3852; 2017, N 47, ст. 6985), приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование» (далее — Примерное положение).

2. Рекомендовать федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям сферы образования, подведомственным Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, привести в трехмесячный срок со дня государственной регистрации настоящего приказа Министерством юстиции Российской Федерации системы оплаты труда в соответствие с Примерным положением.

1. Примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование» (далее соответственно — Положение, учреждения) разработано в соответствии с пунктом 2(1) Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 33, ст. 3852; 2017, N 47, ст. 6985) (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583), с учетом Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2008 г. N 425н (признан Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 01/8393-АВ), в который были внесены изменения приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 февраля 2014 г. N 103н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2014 г., регистрационный N 32284), и устанавливает систему оплаты труда работников и руководителей учреждений.

2. Положение регулирует порядок оплаты труда работников учреждений за счет средств субсидий, поступающих из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), средств, поступающих от приносящей доход деятельности, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников финансирования (далее — финансовое обеспечение).

3. Системы оплаты труда, включая размеры окладов (должностных окладов) (далее — оклады), ставок заработной платы, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При утверждении положения об оплате труда работников учреждения и иных локальных нормативных актов, касающихся системы оплаты труда, необходимо учитывать мнение представительного органа работников.

Система оплаты труда устанавливается с учетом фонда оплаты труда, сформированного на календарный год.

Фонд оплаты труда работников учреждения формируется из финансового обеспечения учреждения.

4. Экономия фонда оплаты труда может быть использована для осуществления выплат социального характера, включая оказание материальной помощи, в соответствии с локальными нормативными актами учреждений о выплатах социального характера или коллективным договором.

5. Определение размеров заработной платы осуществляется в соответствии с системой оплаты труда работников учреждений, в том числе замещаемым в порядке совместительства. Оплата труда работников учреждений, занятых по совместительству, а также на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, производится пропорционально отработанному времени либо в зависимости от выполненного объема работ. Определение размеров заработной платы по основной должности, а также по должности, замещаемой в порядке совместительства по другому трудовому договору, производится раздельно по каждой из должностей.

6. Педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год, осуществляемая в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2003 г. N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 августа 2003 г., регистрационный N 4963), оплачивается пропорционально количеству отработанных часов в соответствии с размером оплаты за один час, установленным локальным нормативным актом учреждения в зависимости от реализуемых образовательных программ и (или) уровня квалификации педагогического работника.

Положение по оплате труда — образец 2021

12. Системы оплаты труда работников учреждения устанавливаются с учетом:

единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;

единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;

номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций;

продолжительности рабочего времени педагогических работников (норм часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю, в год);

государственных гарантий по оплате труда;

особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 822 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2008 г., регистрационный N 11081), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 декабря 2008 г. N 738н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 января 2009 г., регистрационный N 13145), от 17 сентября 2010 г. N 810н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 октября 2010 г., регистрационный N 18714) и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 февраля 2014 г. N 103н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2014 г., регистрационный N 32284) (далее — Перечень видов выплат компенсационного характера);

перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 818 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2008 г., регистрационный N 11080), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 декабря 2008 г. N 739н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 января 2009 г., регистрационный N 13146) и от 17 сентября 2010 г. N 810н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 октября 2010 г., регистрационный N 18714) (далее — Перечень видов выплат стимулирующего характера);

Положения;

единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утвержденных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878);

отраслевого соглашения;

мнения представительного органа работников;

систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором на основе типовых норм труда для однородных работ (межотраслевых, отраслевых и иных норм труда, включая нормы времени, нормы выработки, нормативы численности, рекомендуемые штатные нормативы, нормы обслуживания и другие типовые нормы).

13. Размеры окладов работников, размеры ставок заработной платы, установленные за норму часов педагогической работы в неделю (в год), представляют собой фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Размеры окладов, ставок заработной платы работников учреждений устанавливаются на основе отнесения их профессий (должностей) к квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп (далее — ПКГ).

31. В целях поощрения работников учреждения за выполненную работу в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера работникам учреждения устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:

выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

выплаты за качество выполняемых работ;

выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

премиальные выплаты по итогам работы.

32. Финансирование выплат стимулирующего характера осуществляется за счет финансового обеспечения.

33. Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются в учреждениях самостоятельно в пределах фонда оплаты труда.

34. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с Положением, коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, и конкретизируются в трудовом договоре работника.

Максимальным размером выплаты стимулирующего характера не ограничены.

35. Выплаты за качество выполняемых работ устанавливаются с целью мотивации работников учреждений к повышению уровня квалификации. Рекомендуется применять повышающие коэффициенты за наличие квалификационной категории, установленной по результатам аттестации, почетного звания с наименованием «заслуженный», ученого звания и ученой степени к окладу, а для педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, — к заработной плате, исчисленной с учетом фактического объема учебной (преподавательской, педагогической) работы.

Повышающие коэффициенты к окладу за квалификационную категорию, почетное звание, ученое звание и ученую степень суммируются по каждому из оснований.

36. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера за высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, премиальные выплаты по итогам работы для всех категорий работников учреждений устанавливаются с учетом разрабатываемых в учреждении формализованных показателей и критериев оценки эффективности труда работников.

При этом рекомендуется учитывать:

36.1. Для педагогических работников учреждений: реализацию программ по сохранению и укреплению здоровья детей в дошкольных и общеобразовательных организациях, участие в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы;

участие педагогического работника в разработке и реализации основной общеобразовательной программы;

работу с детьми из социально неблагополучных семей; использование в деятельности современных образовательных технологий;

долю направлений подготовки и специальностей высшего образования, образовательные программы по которым реализуются с использованием дистанционных образовательных технологий;

наличие разработанных и утвержденных основных образовательных программ (рабочих учебных планов) по всем специальностям и направлениям подготовки высшего образования, реализуемым учреждением;

наличие учебно-методических комплексов, в том числе на сайте учреждения;

работу по финансируемой теме научно-исследовательской, опытно-конструкторской, технологической работы, либо подготовку заявки на научный конкурс, принятой к рассмотрению;

публикационную активность в рецензируемых отечественных и ведущих зарубежных периодических изданиях, в журналах, индексируемых в наукометрических базах данных;

присуждение ученой степени и (или) ученого звания и (или) почетного звания;

издание учебников, учебных пособий, публикацию монографии либо проведение персональной творческой выставки;

участие в международных, всероссийских, региональных научных мероприятиях (конференциях, научных семинарах (форумах), конгрессах, симпозиумах) с докладом;

наличие подготовленных преподавателем (по дисциплинам кафедры, на факультете) студентов-победителей и призеров всероссийских (международных) олимпиад, конкурсов и соревнований;

руководство научно-исследовательской работой студента, представленной на международный, всероссийский, региональный научный конкурс, либо подготовка студента к выступлению с научным докладом;

публикацию научной статьи в сборнике научных трудов (материалов конференций) в соавторстве со студентом;

42. Условия оплаты труда руководителей учреждений определяются трудовым договором, заключаемым в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 16, ст. 1958; 2018, N 47, ст. 7262).

43. Размер оклада руководителя учреждения определяется Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления, особенностей деятельности и значимости учреждения, и отражается в трудовом договоре либо в дополнительном соглашении к трудовому договору с руководителем учреждения.

44. Оклад президента учреждения определяется решением ученого совета учреждения, либо по представлению руководителя учреждения, в размере до 30 % ниже должностного оклада руководителя учреждения и устанавливается Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в трудовом договоре либо в дополнительном соглашении к трудовому договору с президентом учреждения.

45. Оклады заместителей руководителей и главного бухгалтера учреждения устанавливаются на 10 — 30 % ниже оклада руководителя учреждения приказами по учреждению.

46. Руководителю учреждения устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:

за интенсивность и высокие результаты работы;

премиальные выплаты по итогам работы.

47. Выплата за интенсивность и высокие результаты работы руководителю учреждения осуществляется по решению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за достижение высоких результатов работы руководителя учреждения с указанием размера такой выплаты.

48. Премиальные выплаты по итогам работы осуществляются руководителю учреждения по решению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации с учетом достижения показателей государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также иных показателей эффективности деятельности учреждений и их руководителей.

49. Руководителю учреждения устанавливаются выплаты компенсационного характера в соответствии с главой III Положения в зависимости от условий труда.

50. Заместители руководителя учреждения, президент учреждения и главный бухгалтер имеют право на получение выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с главами III и IV настоящего Положения в зависимости от условий труда.

51. Соотношение среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера учреждения и среднемесячной заработной платы работников учреждения (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера) не может превышать предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера), установленный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20 ноября 2018 г. N 64н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 декабря 2018 г., регистрационный N 52945).

52. Выплата материальной помощи руководителю учреждения производится на основании подтверждающих документов в следующих случаях:

а) вступление в брак руководителя учреждения (в размере оклада);

б) рождение ребенка у руководителя учреждения (в размере оклада);

в) смерть супруга, супруги, родителей, детей руководителя учреждения (в размере оклада);

г) утрата или повреждение имущества руководителя учреждения в связи с несчастным случаем, стихийным бедствием (в размере оклада);

д) 50-летие, 60-летие руководителя учреждения и далее каждые пять лет (в размере оклада);

е) болезнь руководителя учреждения свыше одного месяца подряд (в размере оклада).

53. В случае смерти руководителя учреждения материальная помощь выплачивается семье умершего (супруге (супругу), родителям, детям) на основании подтверждающих родство документов (в размере оклада).

54. Решение о выплате материальной помощи руководителю учреждения оформляется приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

55. Условия выплаты материальной помощи президенту учреждения, заместителям руководителя учреждения, главному бухгалтеру учреждения и работникам, ее конкретные размеры устанавливаются локальным актом с учетом мнения представительного органа работников.

56. Решение об оказании материальной помощи президенту учреждения, заместителям руководителя учреждения, главному бухгалтеру учреждения и работникам принимается руководителем учреждения после рассмотрения мотивированного письменного заявления работника, заместителя руководителя учреждения или главного бухгалтера учреждения и документов, подтверждающих наличие оснований для получения материальной помощи.

57. Работникам учреждения при наличии средств по фонду оплаты труда могут выплачиваться иные выплаты социального характера (в том числе в связи с выходом на пенсию, к юбилейным датам и праздникам, в связи с получением государственных наград Российской Федерации и ведомственных наград Министерства науки и высшего образования Российской Федерации).

Ответственных за разработку ЛНА по разным направлениям деятельности работодатель определяет самостоятельно. Это могут быть отдельные специалисты, разрабатывающие положение целиком или отдельные его части. Также ответственность за разработку локальных актов может быть поручена специально созданной рабочей группе. Дополнительно возможно согласование текста проекта Положения с конкретными специалистами или профильными отделами — бухгалтерией, юридическим отделом и т.д..

Положение об оплате труда работников — образец 2020 — 2021

\n\n

При составлении любого локального нормативного акта, в том числе Положения об оплате труда, нужно придерживаться общих требований юридической техники. Это, в частности, означает, что используемый глоссарий необходимо закрепить непосредственно в документе, дав четкое определение каждому термину.

\n\n

Также в ЛНА принято выделять раздел с общими положениями. В нем указываются цели и порядок применения документа, а также даются ссылки на законы, подзаконные акты и локальные акты организации, которые действуют при регулировании соответствующих правоотношений. В этом же разделе можно привести данные о лицах, ответственных за решение вопросов, связанных с премированием, рассмотрением конфликтных ситуаций и т.п.

\n\n

Два названных раздела — общие положения и глоссарий (еще его называют «термины и определения») — формируют вводную часть документа. Далее следует основная часть Положения.

\n\n

Обычно ее открывает раздел, регламентирующий порядок и условия оплаты труда. Здесь указывается применяемая система оплаты труда и дается ее описание. Если для разных категорий работников вводятся разные системы оплаты труда, то каждой из них нужно посвятить отдельные пункты. В них указываются категории сотрудников, которые подпадают под ту или иную систему.

При составлении любого локального нормативного акта, в том числе Положения об оплате труда, нужно придерживаться общих требований юридической техники. Это, в частности, означает, что используемый глоссарий необходимо закрепить непосредственно в документе, дав четкое определение каждому термину.

Также в ЛНА принято выделять раздел с общими положениями. В нем указываются цели и порядок применения документа, а также даются ссылки на законы, подзаконные акты и локальные акты организации, которые действуют при регулировании соответствующих правоотношений. В этом же разделе можно привести данные о лицах, ответственных за решение вопросов, связанных с премированием, рассмотрением конфликтных ситуаций и т.п.

Два названных раздела — общие положения и глоссарий (еще его называют «термины и определения») — формируют вводную часть документа. Далее следует основная часть Положения.

Обычно ее открывает раздел, регламентирующий порядок и условия оплаты труда. Здесь указывается применяемая система оплаты труда и дается ее описание. Если для разных категорий работников вводятся разные системы оплаты труда, то каждой из них нужно посвятить отдельные пункты. В них указываются категории сотрудников, которые подпадают под ту или иную систему.

1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

2. Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.

При этом проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

3. Настоящие рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2021 году.

6. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений определяются с учетом требований к системам оплаты труда работников данных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации, и устанавливаются:

а) в федеральных государственных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в) в муниципальных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

21. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

22. Должностные оклады руководителям учреждений устанавливаются в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений.

23. Выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.

24. Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение. В качества показателя оценки результативности работы руководителя учреждения устанавливается показатель роста средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов, а также выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством Российской Федерации).

25. Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных или муниципальных учреждений определяются трудовыми договорами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).

Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной в соответствии с частью третьей статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».

26. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в размере, не превышающем размера, который установлен:

для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений — нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных учреждений субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Без учета предельного уровня соотношений размеров среднемесячной заработной платы, указанного в абзаце первом настоящего пункта, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

27. Информация о рассчитанной за 2020 год среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, не позднее 15 мая 2021 г.

Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений по решению государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя таких учреждений, может также размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах указанных учреждений.

В составе размещаемой на официальных сайтах информации о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации указанных лиц, а также сведения, отнесенные к государственной тайне ��ли сведениям конфиденциального характера.

28. Фонд оплаты труда в федеральных государственных учреждениях формируется исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, объемов средств, поступающих из государственных внебюджетных фондов и от приносящей доход деятельности с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.

29. Фонд оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.

30. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом общих принципов формирования систем оплаты труда, перечней норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотренных в разделах II — IV настоящих рекомендаций, а также требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:

а) при изменении (совершенствовании) систем оплаты труда работников учреждений предусматривать установление минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп);

б) не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;

в) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения (совершенствования) для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда;

г) при разработке показателей и критериев эффективности работы учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 421, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 287 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 920, и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н, предусмотренные в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N АП-1073/02, Министерства культуры Российской Федерации от 5 августа 2014 г. N 166-01-39/04-НМ, а также установленные в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значения целевых показателей развития соответствующих отраслей.

31. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2021 году региональные соглашения о минимальной заработной плате, размер которой превышает минимальный размер оплаты труда, с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений.

36. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2021 году необходимо учитывать следующее.

Не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2020 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.

В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утвержденных в установленном порядке, с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям).

Определять предельную долю расходов на оплату административноуправленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 процентов.

Обеспечивать формирование систем оплаты труда работников общеобразовательных организаций, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат стимулирующего характера с учетом методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. N ВП-1992/02), а также утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н.

Определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) в соответствии с положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — приказ N 1601), предусматривающими, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда устанавливается либо продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю или 720 часов в год.

При заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) установлены пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601), обеспечивать включение в них условий, связанных с:

размером ставки заработной платы, установленной за норму часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы и размером фактического объема учебной нагрузки, определяемым ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) в порядке, предусмотренном разделами II — V приложения 2 к приказу N 1601;

размером заработной платы, исчисленным с учетом фактического объема учебной нагрузки, фактического объема педагогической работы;

уточнением правил применения повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям при оплате труда педагогических работников, для которых пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601 установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы (правила применения повышающих коэффициентов приводятся далее в настоящем пункте в положениях, определяющих правила исчисления заработной платы педагогических работников с учетом фактического объема педагогической или учебной (преподавательской) работы);

размерами и факторами, обусловливающими получение выплат компенсационного характера, в том числе выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, к которым могут быть отнесены выплаты за дополнительную работу, связанную с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководством предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами дополнительной работы, определение которых следует осуществлять из размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню профессиональных квалификационных групп (далее — ПКГ) без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах);

размерами и условиями выплат стимулирующего характера.

Поскольку законодательных требований по данному вопросу не существует, в разных компаниях можно встретить разнообразные варианты оформления внутренних документов, связанных с исчислением и выплатой зарплаты работникам.

Например, положение об оплате труда оформляют как отдельный документ, а условия премирования прописывают в другом локальном акте — положении о премировании и материальном стимулировании работников. Можно предусмотреть и иные зарплатные положения: об индексировании заработной платы, суммированном учете рабочего времени и т. д.

Отдельные работодатели ограничиваются утверждением только одного документа — коллективного договора, в котором оговаривают все необходимые аспекты зарплатной политики.

О назначении и особенностях коллективного договора читайте в материале «Коллективный договор как форма социального партнерства».

Решение вопроса о том, прописывать ли все необходимые зарплатные нюансы в одном документе или оформлять отдельными положениями каждый существенный вопрос, остается за руководством фирмы или работодателем-ИП. Если принято решение объединить вопросы системы оплаты и особенности премирования в едином положении, необходимо максимально скрупулезно прописать в этом документе все нюансы.

О том, какими могут быть премии и вознаграждения для работников, читайте в статье «Какие бывают виды премий и вознаграждений работникам?».

Положение об оплате труда работников

В структуре положения из рассмотренного примера все доплаты, компенсации и премии вынесены в отдельные табличные разделы. Это делать необязательно — текстовая форма изложения также может применяться. В данном случае такой прием структурирования информации применен с целью наглядности и простоты восприятия.

О том, какие выплаты образуют систему оплаты труда, читайте в статье «Ст. 135 ТК РФ: вопросы и ответы».

Таблица «Доплаты» содержит перечисление тех добавок к зарплате, которые применяются у работодателя. Например, это могут быть дополнительные выплаты, связанные со сверхурочными работами, за ночную работу или труд работника в праздник и иные доплаты.

По каждому виду доплат в таблице проставляются соответствующие процентные ставки. Например, за работу в ночное время доплата составляет 40% часовой ставки (для рабочих-повременщиков). В отдельной графе таблицы (она может называться «Примечание») указываются необходимые поясняющие данные. Например, по доплате за ночную работу в этой графе приводится период, считающийся ночным: с 22:00 до 6:00.

Структура таблицы «Компенсации» аналогична вышеописанной. Перечисленные компенсации (например, за вредные и опасные условия труда, при увольнении, сокращении и др.) дополняются соответствующей суммой или алгоритмом расчета.

Таблица «Надбавки» присутствует в положении только в том случае, если такой вид денежных добавок к зарплате у работодателя существует. В качестве примера можно привести надбавку за стаж работы. При этом подробно требуется пояснить, за какой период какой размер надбавки полагается. Например, за стаж работы от 4 до 7 лет, добавка к зарплате составит 12%, от 7 до 10 — 15%, а свыше 10 лет — 18% от начисленной зарплаты.

Аналогичным образом заполняются остальные таблицы.

Положение об оплате труда может быть утверждено работодателем единожды и действовать без ограничения срока (бессрочно). Законодательством никаких особенностей для срока действия такого документа не установлено.

Необходимость в ежегодном пересмотре положения может возникать в тех случаях, когда работодатель осваивает новые виды деятельности с привлечением работников различных профессий, по которым необходим пересмотр или дополнение существующих СОТ и стимулирующих выплат, или условия труда меняются.

Работодатель и работники заинтересованы в поддержании своих внутренних локальных актов в актуальном состоянии и должны своевременно выступать инициаторами их пересмотра, в том числе и рассматриваемого положения.

Что указать в приказе об утверждении положения об оплате труда, расскажем здесь.

Положение об оплате труда необходимо как работникам, так и работодателю. С помощью этого внутреннего документа налогоплательщику легче отстоять перед налоговиками обоснованность снижения налоговой базы по налогу на прибыль или УСН-налогу на разнообразные зарплатные выплаты. А работники будут уверены в том, что их не обманут при начислении зарплаты и они смогут получить законные надбавки и компенсации (в том числе в судебном порядке).

У этого документа нет законодательно установленной формы, у каждого работодателя он имеет свой вид. Срок его действия устанавливается работодателем самостоятельно. Положение может пересматриваться по мере необходимости или действовать бессрочно.

Не так давно заместитель министра просвещения РФ Виктор Басюк заявил, что в 2021 году будут выработаны нормативы оплаты труда педагогов. В далеком 2012-ом Правительство анонсировало, что заработная плата работников сферы образования вырастет в несколько раз, и к 2021 году она будет составлять не меньше среднего значения по конкретному региону. На деле мы видим, что это исполняется далеко не всегда и не везде. Причина тому – экономическое положение региона: образование до сих пор субсидируется за счет регионального бюджета. Другими словами, если Правительство области может, то оно поднимает зарплату учителям.

Педагоги могут рассчитывать на повышение дохода только за счет ежегодной индексации уровня оплаты труда. Он будет связан с показателями МРОТ, для которого в будущем году установлена новая величина. Планируется, что коэффициент индексации поднимется до 6,8%. Увеличится постоянная часть зарплаты – оклад. Если базовая ставка была небольшой, то значительного увеличения дохода не предвидится.

Заработная плата учителей в 2021 году будет зависеть от нескольких факторов:

  • Доплаты за классное руководство в размере 5000 рублей (введена с 01.09.2020). При этом допускается не более 2-х таких выплат за год, если учитель осуществляет руководство двумя или более классами. Эта доплата будет частью дохода, и она подлежит налогообложению, то есть «на руки» учитель получит меньше.
  • Новая аттестационная система. Ее тестирование планируется только с 1 сентября 2021 года. Итогом станет присвоение новой квалификационной категории, и продвижение по карьерной лестнице повлечет за собой и повышение заработной платы. От перехода с одной ступени на другую должно пройти как минимум 5 лет.

Пандемия коронавирусной инфекции пока еще никуда не отступила. В связи с этим школы будут также обязаны обеспечивать безопасные условия для учеников. Роспотребнадзор выпустил перечень рекомендаций, которое требуется выполнять: обязательное ношение масок и перчаток учителями в школьных коридорах, ежедневное измерение температуры, отдельное расписание для каждого класса со своими переменами, ограничение перемещений учеников по школе и закрепление за каждым классом своего кабинета (переходить из одного в другой будут обязаны именно педагоги, а не дети, исключение составляют кабинеты физики и химии). Также рекомендуется по возможности организовывать факультативы и другие занятия онлайн. В новом 2021 году в школах будет отменены мероприятия и концерты.

Положение об оплате труда работников образовательных учреждений образец

Федеральный Институт Педагогических Измерений (ФИПИ) разработал проекты измерительных материалов для ЕГЭ-2021, касающиеся 15-ти дисциплин. Нововведения не затронули математику, физику, химию, географию, иностранные языки, обществознание.

Экзамен по информатике будет проводиться в компьютерной форме: ученикам предложат 9 практических заданий по программированию, другие 18 адаптируют для сдачи на компьютере, и они не будут отличаться от заданий 2020-го года.

В госэкзамене по истории поменялись требования к заданию № 25. Каждый вариант будет содержать свои темы для исторического сочинения: описание личности и деятельности какой-либо исторической персоны (одной из трех на выбор) или описание какого-либо исторического события / процесса (также предлагается три варианта).

Что касается экзамена по русскому языку, то изменения коснутся формулировки задания № 9 и критериев оценки сочинения. Продолжительность проверочной работы по биологии будет увеличена до 235 минут (ранее экзамен писали 210 минут).

В 2020 году из-за карантина ОГЭ не проводили, в будущем изменения затронут 14 школьных дисциплин (кроме географии, информатики и русского языка). Так, например, в тесте по физике будет больше заданий с развернутым ответом, в химии поменяется формат некоторых вопросов. Количество заданий по биологии сократится до 29, а на экзамене по литературе появится пятое – анализ фрагмента предложенного произведения.

В 2021 году педагогам придется столкнуться с нововведениями, хотя большинство из них они «испытали» еще в этом. Речь идет об активном освоении дистанционного формата обучения, предполагающего овладение компьютерными технологиями для создания полноценной образовательной среды. Нагрузка на учителей при этом не снизится. Наоборот, «старшее поколение» не может быстро освоить интерактивные приемы и способы обучения, из-за чего возникают определенные сложности как в профессиональном, так и психологическом плане. Тенденция перехода на дистант становится все более очевидной, хотя нельзя отрицать его негативные стороны. В грядущем году остается пожелать нашим учителям сил и терпения, а самое главное, здоровья. Ведь от них во многом зависит будущее наших детей.

Каждый год в феврале-марте правительство проводит индексацию зарплат бюджетников, чтобы она обгоняла темпы инфляции. В прошлом году из-за коронавируса индексацию перенесли на октябрь и увеличили зарплаты всего на 3 процента, что было ниже инфляции.

В этом году зарплату проиндексируют на 6,8 процентов, в следующие два года также обещают индексировать выше темпа инфляции. Получается, что педагог получающий МРОТ, то есть 12 792 рублей, будет получать в этом году на 6,8 процентов выше, то есть на 869 рублей больше, 13 661 рубль.

Так как в отечественном законодательстве отсутствует унифицированный бланк Положения, регулирующего оплату труда, оно разрабатывается заинтересованной организацией самостоятельно. В большинстве случаев используется готовый шаблон документа, который адаптируется под требования конкретного предприятия.

Стандартное Положение, как правило, включает в себя несколько разделов.

  1. Данное положение разработано согласно Положению об оплате труда работников муниципальных учреждений, подведомственных Управлению образования Аргаяшского муниципального района, утвержденному Постановления Администрации Аргаяшского муниципального района № 1002 от 06.09.2018 года и № 525 от 24.07. 2019 года в целях исполнения п. 36 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном, местном уровнях систем оплаты труда работников муниципальных учреждений Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений от 25.12.2018 г № 12.

  2. Положение «Об оплате труда работников МОУ Куйсаринская ООШ» (далее — «Положение») определяет порядок и условия распределения стимулирующих выплат заместителям директора, руководителям структурных подразделений, педагогам, классным руководителям, учебно-вспомогательному персоналу и персоналу, не связанному с образовательной деятельностью.

  3. Настоящее «Положение» разработано в целях повышения материальной заинтересованности работников школы в совершенствовании качества образовательной и воспитательной деятельности, развития творческой активности и инициативы.

  4. Стимулирующие выплаты педагогическим работникам основываются на системе оценки качества образования, включающей в себя оценку качества образовательной деятельности, условий его осуществления, а также образовательных и воспитательных результатов, в том числе индивидуальных достижений обучающихся. Выплаты производятся на основании аналитических материалов, представлений руководителей структурных подразделений, заполняются Оценочные листы по оценке результативной деятельности заместителя директора, учителя начальных классов, учителя – предметника, учителя физической культуры, педагога организатора, организатора методическим объединением по МОУ Куйсаринская ООШ, дежурного учителя, заведующего учебным кабинетом (лабораторией, мастерской) учителя. (Приложение №1)

Премирование производится за фактически отработанное время в отчетном периоде, и может производиться по результатам работы за квартал, полугодие и год.

Возможно разовое премирование в течение года за высокий уровень проведения школьных мероприятий, активное участие в подготовке и проведении методических и педагогических мероприятий в школе, за высокое качество работы обслуживающего и вспомогательного персонала. А также премирование отдельных работников в связи с юбилейными датами (50,55, 60 — летие и далее).

Премия выплачивается в каждом конкретном случае из фонда оплаты труда утвержденного в смете расходов по бюджету и может начисляться либо в фиксированной сумме в рублях, либо в процентном отношении к ставке (должностному окладу). Премирование работников рассматривается Советом трудового коллектива, согласовывается с комиссией материального стимулирования и утверждается приказом руководителя школы.

    1. Категории работников, получающих стимулирующие выплаты, премии

      1. Педагогические работники.

      2. Административно-управленческий аппарат (заместители директора, руководители структурных подразделений).

      3. Учебно-вспомогательный персонал (социальный педагог, педагог-психолог, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, библиотекарь, учитель-логопед, преподаватель-организатор ОБЖ, инструктор по физической культуре, инструктор по труду).

      4. Персонал, не связанный с образовательной деятельностью (работники бухгалтерии, секретарь, работники столовой, техник ЭВМ, младший обслуживающий персонал и т.д.).

    1. Виды выплат стимулирующего характера

      1. Директор школы и заместители директора по УВР и ВР представляют в Комиссию аналитическую информацию о показателях деятельности педагогических работников, являющуюся основанием для их стимулирования.

      2. Стимулирующие выплаты педагогическим работникам школы распределяет Комиссия учреждения 4 раза в год (сентябрь, декабрь, февраль, май).

      3. Стимулирующие выплаты административно- управленческому персоналу, учебно-вспомогательному персоналу и персоналу, не связанному с образовательной деятельностью, распределяются администрацией школы с учетом рекомендаций Комиссии два раза в год.

      4. Порядок рассмотрения Комиссией вопроса о стимулировании работников регламентируется Положением о Комиссии учреждения.

Тарификация педагогических работников — это возможность получать достойную оплату за высокие показатели в работе. Несмотря на то что формируется она только на календарный год, некоторые ее элементы учитываются и в более длительном периоде. Тарификация педагогических работников осуществляется по определенному алгоритму, установленному согласно локальным актам образовательной организации.

Она позволяет учитывать множество нюансов при начислении заработной платы: квалификационную категорию, стаж работы, ведение дополнительных курсов и элективов. Для отдельных категорий сотрудников есть и доплаты за вредные условия работы. В частности, тарификация педагогических работников СПО предполагает дополнительные проценты (за вредность) преподавателям информатики, химии, производственного обучения.

После того, как составлен учебный план, созывается тарификационная комиссия. На основании данных о нагрузке, квалификации педагогов, а также информации о размерах окладов и надбавок из локальных и ведомственных нормативных актов, различных приказов директора, рассчитывается размер оплаты труда для каждого преподавателя.

Эти расчеты сводятся в табличную форму под названием тарификационный список. Работа комиссии состоит в определении:

  1. Базового оклада для каждого педагога. Он представляет собой должностной оклад каждого учителя. На эту величину влияют региональные минимальные зарплаты, квалификация и категория обучающихся. Базовый оклад устанавливается за полную ставку учебных часов (18 часов). Если учебная нагрузка больше ставки, то базовый оклад умножается на соответствующий коэффициент.

Например, учителю математики положен оклад на 1 ставку в размере 12 000 рублей. Учебная нагрузка составляет 25 часов. Коэффициент увеличения равен 1,389 (25/18).

По аналогии с увеличением, рассчитываются базовые оклады и в случае нагрузки меньше 1 ставки.

  1. Квалификационных надбавок. На основании информации из личных дел педагогов определяют доплаты за наличие определенного образовательного уровня, получение категории, присвоение специальных или ученых званий. К этой категории можно отнести также и доплату за стаж работы.

Точный размер надбавок доплат и компенсационных выплат утверждается на региональном уровне и зависит от возможностей местных бюджетов.

Поэтому в зависимости от региона трудовой деятельности педагога зависит не только размер, но и условия получения той или иной доплаты.

  1. Стимулирующих выплат. Они положены педагогам, которые занимаются дополнительной деятельностью. Также могут поощрять за определенные достижения учеников. В эту группу доплат относятся надбавки за:
  • классное руководство;
  • ведение факультативов и кружков;
  • проверку письменных работ;
  • проведение уроков для учеников, находящихся на домашнем обучении;
  • наличие у педагога учащихся, занявших призовые места на олимпиадах и конкурсах;
  • высокую успеваемость учеников;
  • иные достижения.
  1. Компенсационных доплат. В эту категорию входят дополнительные выплаты за условия труда и проживание в определенных климатических зонах.

После того, как комиссия составит проект тарификационного списка, его можно согласовать с педагогическим коллективом. При наличии замечаний их устраняют. Если несостыковки отсутствуют, члены комиссии подписывают составленный список и передают его на утверждение.

Если об изменениях нагрузки, квалификационного уровня или трудового стажа педагогов или размеров надбавок и доплат в течение учебного года стало известно при составлении тарификационного списка, их можно внести отдельными графами.

Такая предварительная работа позволит в дальнейшем избежать корректировки списка.

Как происходит привязка параметров, которые используются для составления таблицы, к учебному процессу? Так как тарификация педагогических работников осуществляется на учебный год (с 1 сентября), весной составляется примерная таблица. Педагоги знакомятся с предполагаемой учебной нагрузкой (программными часами, классным руководством, дополнительными курсами), которые им предстоит вести с нового учебного года. Расписываясь в предварительной тарификации, они соглашаются с новыми условиями работы.

В августе, после выхода из государственного отпуска, возможны некоторые изменения в учебной нагрузке. Все это учитывается администрацией школы, и с 1 октября составляется тарификация педагогических работников. Если в предварительной таблице указываются только часы (нет денежного эквивалента), то в настоящей тарификации для каждого сотрудника составляется подробное описание.

Как рассчитывают зарплату учителям в 2020 и 2021 году

Устанавливается заработная плата на основе педагогической нагрузки, доплат, а также целевых показателей. Последний момент является новшеством в оплате труда российских педагогов. Если ранее невозможно было материально заинтересовать талантливых и ярких педагогов в демонстрации высокого качества работы, так как в советских школах педагогам не выплачивались премии (высокий профессионализм оценивался только морально), то в настоящее время в оплату труда работников бюджетной сферы РФ внесены существенные изменения.

Тарификация педагогических работников дополнительного образования (образец таблицы представлен на фото) подтверждает многогранность выплат. В частности, в каждом детском саду, школе, гимназии в рамках локальных актов разрабатывается Положение о доплатах и надбавках. В нем указаны все виды работ (предложен подробный перечень), при выполнении которых работнику полагается материальное (денежное) стимулирование.

› Статья акутальна на: Октябрь 2021 г.Утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и муниципальном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год.В документе говорится, что заработная плата бюджетников всех уровней не должна быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), а все районные коэффициенты должны начисляться им поверх зарплаты.Распространяются эти рекомендации на зарплаты 13,7 миллиона бюджетников всех уровней, пояснил «Российской газете» секретарь, руководитель департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства Федерации Независимых профсоюзов России (ФНПР) Олег Соколов.По его словам, этот документ уже традиционен для нашей страны.

Заработную плату персоналу начисляют согласно нормативным актам федерального и регионального уровней, в частности, ст.

Утверждается он ежегодно Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), начиная с 2007 года, когда были приняты поправки в Трудовой кодекс о необходимости таких рекомендаций.Статьи по теме (кликните, чтобы посмотреть)При этом от года к году они обновляются: в них появляются пункты, учитывающие произошедшие за год изменения в трудовом законодательстве и социально-экономической жизни страны. Так, в рекомендациях на 2021 год подчеркивается, что минимальный размер оплаты труда теперь не может быть ниже прожиточного минимума, а зарплата бюджетников, работающих на одну полную ставку, не может быть ниже установленного размера МРОТ, отмечает Олег Соколов.В рекомендациях уточняется, что в связи с решением

Анализируя основные элементы, которые составляют заработную плату учителей и педагогов дополнительного образования, необходимо остановиться также и на тех инновациях, которые внедрены в отечественное образование. В рамках поддержки детей, имеющих серьезные проблемы с физическим здоровьем, не способные из-за этого посещать занятия в обычном режиме, обучаются дистанционно.

В тарификации, составляемой для учителей, отмечается данный факт. Помимо обычной оплаты часов, в подобных ситуациях предполагается доплата за работу с такими детьми (ее размер зависит от конкретного образовательного учреждения).

Тарификация педагогических работников дополнительного образования составляется по тем же правилам, что и для школьных учителей. Среди некоторых нюансов, которые характерны для внеурочной деятельности, отметим наполняемость групп. Каждый центр дополнительного образования формирует и утверждает собственное Положение о доплатах и надбавках. В нем отмечаются основные работы, выполнение которых влечет за собой дополнительное материальное вознаграждение. К примеру, в тарификационном листе указывается процент выплат за высокие показатели профессиональной деятельности.

Приказ об утверждении положения об оплате труда

В нормативных актах не содержится конкретных требований к оформлению положения об оплате труда, поэтому компания вправе использовать любой образец. Обычно документ имеет такую структуру:

  1. Вводная часть (определение принятых терминов).
  2. Описание системы оплаты.
  3. Сроки и формы перечисления зарплаты.
  4. Принципы и порядок премирования.
  5. Доплаты и иные выплаты.
  6. Порядок индексации зарплаты.
  7. Ответственность работодателя.
  8. Сроки действия и порядок изменения положения.

Как правило положение об оплате труда начинается с описания его целей – организовать прозрачную и понятную всем систему оплаты труда, разработать такие правила, которые позволяли бы стимулировать сотрудников добросовестно выполнять работу. Здесь же определяется круг работников – обычно это весь штат, в том числе и внешние совместители.

Среди основных терминов необходимо указать описать понятие оплаты труда и привести описание ее разновидностей:

  • повременная;
  • натуральная – неденежная (максимум 20% от общего фонда зарплаты).

Также указывают понятия должностного оклада, МРОТ, часовой тарифной ставки.

Далее в положении необходимо более подробно прописать принципы оплаты труда. Чаще всего на предприятиях устанавливают повременно-премиальную систему. Т.е. каждый работник получает вознаграждение в зависимости от отработанных часов (тарифная ставка), а также достигнутых результатов (премия). Здесь же описывают элементы оплаты труда – это собственно зарплата, премия и другие выплаты.

Здесь указывают основания, порядок начисления и размер премий, а также других стимулирующих надбавок. Как правило, премии исчисляются как процент от оклада, установленного по тарифной ставке. Среди них выделяют разные виды:

  • месячные;
  • квартальные;
  • годовые;
  • за особые достижения и т.п.

В положении об оплате труда недопустимо напрямую прописывать штрафные санкции в отношении сотрудника, нарушившего трудовую дисциплину или исполняющего свои обязанности недостаточно качественно. Однако фактически организация вправе лишить работника премии полностью или частично.

В этом пункте прописывают исчерпывающий перечень всех дополнительных выплат, которые перечисляются работникам по разным основаниям

  • доплата за ночные часы;
  • доплата за сверхурочные;
  • доплата за работу в выходные/праздничные дни;
  • отпускные;
  • больничные;
  • пособие по беременности;
  • пособие при рождении;
  • пособие по уходу;
  • компенсация на период отпуска.

Данный раздел положения удобнее всего оформить в виде таблицы, в которой нужно указать основание начисления выплаты и ее размер.

Также компания может периодически предоставлять некоторым сотрудникам материальную помощь. Причины ее начисления связаны с изменившимися жизненными обстоятельствами – свадьба, рождение ребенка, смерть близкого человека, пожар в квартире и др.

Что изменится в работе педагогов в 2021 году?

Индексация зарплаты является обязанностью, а не правом работодателя.

Однако часто руководители компаний трактуют эту статью произвольно – считается, что обязательная индексация проводится только в бюджетных учреждениях, тогда как коммерческие организации могут поступать по своему усмотрению. Однако судебная практика и разъяснения Конституционного Суда РФ показывают, что подобный подход не соответствует закону.

Поэтому каждая компания должна повышать зарплату ежегодно по крайней мере на индекс потребительских цен. При этом в положении об оплате труда важно указать четкий порядок повышения заработной платы, а также те данные, которые будут являться основанием для индексации. Обычно это показатель инфляции, который официально определен Росстатом.

Ранее мы приводили образец приказа об индексации заработной платы, ознакомиться с ним вы можете тут.

В 2020г в Минпросвещения заявили, что с 2021 года учителя будут получать фиксированную минимальную заработную плату. Как обещал Виктор Басюк, до конца 2020 года будет определена стимулирующая выплата и минимальная зарплата, меньше которой учителю платить не будут. Также каждый учитель будет знать, за какие заслуги он получает свои выплаты. Нормативы по заработной плате учителям и воспитателям в детских садах должны быть введены уже в 2021 году.

В октябре 2020 года, с 1 января 2021 года, с 1 апреля 2021 года (согласно итогам первого квартала 2021 года) запланировано поэтапное повышение заработной платы работникам бюджетной сферы: учителям, воспитателям, врачам, госслужащим.

С 2021 года в России заработала новая система начисления зарплаты бюджетникам. Она включает в себя базовую ставку и тарифную сетку из 18 разрядов. Вне зависимости от региона страны сотрудники будут получать одинаковую зарплату, поскольку требования к системам оплаты труда в тех или иных отраслях теперь устанавливают не региональные власти, а Кабмин.

Теперь зарплата бюджетного работника будет складываться из составляющих:

— основной оклад;

— индивидуальная премия (минимум 5%);

— доплата за вредность и работу в выходные дни;

— надбавка за ученую степень, звание, длительный стаж (рассчитывается, исходя из индивидуальных критериев, 10-30%);

— иные дополнительные платежи (если есть).

Общая сумма доплат может достигать 60% от оклада, а в ряде случаев – до 100% от оклада и более.

Размер вознаграждения будет зависеть от множества критериев: категория и/или квалификация специалиста, должность, размер ставки (1 или 0,5), условия труда (в районах Крайнего Севера, в сельской местности и т. п.).

Размер финансирования школ в разных регионах РФ сильно отличается, поэтому мы можем наблюдать, что уровень зарплат учителей отличается по субъектам.

Так, больше чем в других регионах получают московские педагоги. В среднем, размер их заработной платы составляет около 51,6 тыс. рублей. В Екатеринбурге средняя зарплата педагога равна 29,8 тыс. рублей. В Казани это — 29-30 тыс. рублей, в Перми зарабатывают чуть меньше — 27,5 тыс., в Омске наблюдаем понижение — 26,9 тыс. рублей. Иркутские учителя в среднем получают 26,5 тыс. рублей, в Красноярске — 26,5 тыс., в Краснодаре на руки выдают порядка 25,9 тыс. рублей. Хуже всего обстоят дела у учителей Воронежа, которым платят порядка 21,7 тыс. рублей, затем Новосибирска —21,1 тыс. и на третьем месте Волгоград с зарплатой — 20,6 тыс. рублей.

Ввиду вышеперечисленных проблем вопрос с увеличением размера заработной платы учителей в 2021 в России как никогда актуален.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *