Новое в воинском учете 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новое в воинском учете 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Сначала издается приказ об организации воинского учета. Его образец дан в Приложении 4 к рекомендациям. Приказом определяется, кто должен вести воинский учет в организации, а также, кто исполняет эти обязанности в отсутствие ответственного. Кроме приказа есть дополнительные документы. Их перечень дан в IV разделе рекомендаций, п. 39:
- план работы;
- личные карточки призывников и запасников;
- журнал учета проверок ВУ;
- расписки о приеме военных билетов и др. документов ВУ;
- документация по вопросам ведения ВУ — папки, дела;
- документы, издаваемые органами власти разных уровней и справочная информация по ВУ.
Ответственному за воинский учет в организации необходимо явиться в военкомат с приказом и разработанным планом работ (Приложение 17 к рекомендациям) для утверждения. Последующие перемещения, назначения ответственных осуществляются после согласования с военным комиссариатом.
Как отделу кадров организовать воинский учет в 2021 году
Взаимодействие организации и военного комиссариата осуществляется по вопросам предоставления сведений:
- о сотрудниках — призывниках;
- числящихся в штате несовершеннолетних 15-16 лет;
- на запросы об изменении жизненных обстоятельств сотрудников, стоящих на военном учете;
- другое.
В Приложении 17 дан план, который рекомендуется заполнить и его помощью согласовывать отчеты и сроки их предоставления в военкоматы.
Важно! На 2021 год план необходимо согласовать не позднее 31 декабря 2020 г |
Совет Ответственные по ВУ должны тесно работать с военными комиссариатами, так как многие вопросы решаются в соответствии с их рекомендациями. Поэтому рекомендуем дату согласования плана работы на 2021 год обсудить с военкоматом. |
Отчеты по воинскому учету со сроками сдачи
Сведения |
Срок сдачи |
О работниках мужского пола, подлежащих постановке на первоначальный воинский учет в следующем году. Приложение 11 |
Каждый год до 1 ноября |
Работники мужского пола 15-16 лет. Приложение 11 |
До 15 ноября |
О принятых на работу / уволенных работниках, подлежащих ВУ. Приложение 9 |
В течение 2 недель после принятия / увольнения |
О работниках, состоящих, а также не состоящих, но подлежащих ВУ. Приложение 10 |
В течение 2 недель после получения запроса |
Об изменениях жизненных обстоятельств, состояния здоровья, и др. граждан, состоящих на воинском учете. Приложение 13 |
2 недели после произошедшего изменения |
Выявление информации об отсутствии воинского учета у военнообязанного сотрудника. |
В течении 2 недель после того, как стала известна информация |
Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе. Форма 6 |
Готовится на первое число года, следующего за отчетным, сдается не позднее последнего дня отчетного года — не позже 31 декабря. Есмли на предприятии нет ни брони, ни резервистов, форму 6 можно не сдавать |
Карточка воинского учета организации. Форма 18 |
Первый раз — в течение двух недель со дня госрегистрации и внесения сведений в ЕГРЮЛ об организации, далее один раз в два года до 31 декабря. |
Оповещение сотрудников о повестках, вызовах в военкомат и т.д. |
При получении вызова, повестки |
Прежде всего стоит заметить, что вести воинский учет следует не только по призывникам, но и по всем военнообязанным, которые трудятся/обучаются в организации. К таковым закон № 53-ФЗ (п. 1 ст. 52) относит всех лиц, пребывающих в запасе:
- тех, кто был уволен из армии в запас;
- лиц, имеющих отсрочку либо по каким-то иным причинам не успевших отслужить до 27 лет (в том числе это освобожденные от службы по причине успешного завершения военной кафедры в университете);
- лиц, отслуживших альтернативно на гражданке;
- женщин, имеющих военные специальности.
ВНИМАНИЕ! Если в компании трудятся лица, освобожденные от воинской обязанности в силу закона, либо женщины, не имеющие военной специальности, то вести в отношении них воинский учет работодателю не нужно.
Подробнее о том, кто должен вести воинский учет в компании, см. в статье «Что относится к обязательной кадровой документации?».
Порядок и основные правила, которыми компании должны руководствоваться в данном контексте, установлены в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом ВС РФ 11.07.2017.
Итак, в отношении указанных выше лиц компании должны осуществлять воинский учет. Для этого они так же, как и военкоматы, собирают, систематизируют и поддерживают в актуальном состоянии информацию об исполнении военнообязанными работниками воинского долга. Кроме того, важной целью воинского учета в организации выступает корректный анализ, насколько компания будет обеспечена трудовыми ресурсами, если вдруг возникнет военный конфликт и будет объявлена мобилизация военнообязанной части населения.
Воинский учет в компании должны осуществлять столько специалистов, сколько того требуют нормы п. 12 положения № 719. Так, к примеру, если в компании трудится менее 1500 военнообязанных граждан, то учет ведет один специалист, и то по совмещению.
ВАЖНО! При этом если в фирме учет военнообязанных сотрудников должны вести двое и более специалистов, то компании следует создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол (п. 13 положения № 719).
Для того чтобы документально закрепить ведение воинского учета в компании, следует издать приказ об организации воинского учета, в котором за подписью руководителя указывается, кто именно из сотрудников будет осуществлять воинский учет.
ВНИМАНИЕ! Кандидатуры специалистов, которые будут осуществлять воинский учет, должны быть согласованы с военкоматом, которому подведомственная территория, где располагается фирма. Кроме того, компании должны направлять туда копии приказов о назначении/увольнении специалистов с должности по ведению воинского учета (п. 22 Методических рекомендаций).
Конкретный перечень функций, которыми наделяются работники, занимающиеся учетом военнообязанных сотрудников в компании, должен быть закреплен в специальной инструкции по ведению воинского учета.
Такая инструкция очерчивает требования к сотруднику, занимающемуся учетом военнообязанных: какие нормы законодательства он должен знать и чем ему следует руководствоваться в своей работе. Кроме того, в этом документе определяются основные должностные обязанности и права работника, осуществляющего воинский учет в фирме, а также прописываются положения в отношении мер ответственности такого специалиста за нарушения, которые он может допустить при ведении учета.
Как было указано выше, военный учет в фирме организуется с момента издания приказа, подписанного руководителем, об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования сотрудников, пребывающих в запасе.
Форму такого приказа вы можете скачать на нашем сайте.
В этом приказе необходимо прописать, кто именно будет осуществлять воинский учет в компании, а также кто будет замещать основного специалиста в период, когда тот будет по каким-либо причинам отсутствовать.
Воинский учет в организации — пошаговая инструкция 2021
Поскольку ведение воинского учета в организации — это ее обязанность, а не право, то соответственно, за неисполнение/некорректное исполнение этой обязанности законодатель предусматривает меры ответственности.
С 05.05.2020 ответственность за нарушения с воинским учетом для должностных лиц организаций, ответственных за военно-учетную работу, усилена. Соответствующие изменения в КоАП РФ внесены законом от 24.04.2020 № 132-ФЗ. Так:
- за непредставление в установленный срок в военкомат или иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, штраф будет составлять 1000-3000 руб. вместо 300-1000 руб. (ст. 21.1);
- неоповещение граждан о вызове их по повестке военкомата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке — 1000-3000 руб. вместо 500-1000 руб. (ст. 21.2);
- несообщение сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, — 1000-5000 руб. вместо 300-1000 руб. (п. 3 ст. 21.4).
Методические рекомендации по ведению воинского учета, а также положение № 719 и закон № 53-ФЗ требуют в 2021 году от всех организаций, где трудятся военнообязанные граждане, вести учет таких работников. Для этого фирма должна выделить специального сотрудника (или нескольких специалистов) и издать соответствующий приказ, закрепляющий его функции. Непосредственно же сам воинский учет в компании выражается в поддержании в актуальном состоянии информации обо всех военнообязанных работниках. С этой целью в фирме создаются специальные личные карточки по каждому сотруднику, информацию в которых следует периодически передавать в военкомат. Кроме того, если организация имеет стратегически важную значимость, она вправе забронировать себе некоторых сотрудников на период возможного военного конфликта; тогда такие сотрудники не будут призваны в армию, а останутся трудиться в фирме. Важно также помнить, что за нарушение правил воинского учета в организациях предусмотрены меры ответственности к работодателю.
- Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ
- Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719
- КоАП РФ
- Бронирование сотрудников, пребывающих в запасе, ведется с целью обеспечить полноценную работу предприятия в период мобилизации и в военное время.
- Сведения о том, обязана ли организация бронировать работников и каких именно, предоставляет по запросу территориальная комиссия по бронированию.
- Удостоверения об отсрочке от призыва выдаются военкоматом и требуют специального воинского учета.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.04.2008 N 277, от 14.02.2009 N 128, от 06.10.2011 N 824, от 22.12.2011 N 1092, от 22.03.2012 N 228, от 15.10.2014 N 1054, от 21.04.2016 N 333, от 29.12.2016 N 1540, от 27.06.2017 N 754, от 01.08.2018 N 896, от 16.03.2019 N 274, от 09.10.2019 N 1302, от 06.02.2020 N 103, от 21.05.2020 N 723, от 20.07.2020 N 1077, от 29.12.2020 N 2346, от 15.03.2021 N 372)
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о воинском учете.
2. Министерству обороны Российской Федерации и Министерству внутренних дел Российской Федерации в I полугодии 2007 г. привести в соответствие с настоящим постановлением ведомственные нормативные правовые акты.
3. Пункт утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 N 1092)
4. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1541 «Об утверждении Положения о воинском учете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 1, ст. 192);
пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14 августа 2002 г. N 599 «О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 34, ст. 3294);
пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. N 91 «Об удостоверении личности военнослужащего Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 7, ст. 654);
пункт 34 изменений и дополнений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 г. N 475 «О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 33, ст. 3269);
пункт 21 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. N 51 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 8, ст. 663);
17. Первичный воинский учет органами местного самоуправления осуществляется по документам первичного воинского учета:
а) для призывников — по картам первичного воинского учета призывников; (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.10.2019 N 1302)
б) для прапорщиков, мичманов, старшин, сержантов, солдат и матросов запаса — по алфавитным карточкам и учетным карточкам;
в) для офицеров запаса — по карточкам первичного учета.
18. Документы первичного воинского учета заполняются на основании следующих документов:
а) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников;
б) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или справка взамен военного билета — для военнообязанных. (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.10.2019 N 1302)
Выдается в случае отсутствия документов, являющихся основанием для выдачи военного билета, или при необходимости проверки их подлинности.
19. Документы первичного воинского учета должны содержать следующие сведения о гражданах:
а) фамилия, имя и отчество;
б) дата рождения;
в) место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания; (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2020 N 103)
г) семейное положение;
д) образование;
е) место работы (учебы); (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2020 N 103)
ж) годность к военной службе по состоянию здоровья;
з) основные антропометрические данные;
и) наличие военно-учетных и гражданских специальностей;
к) наличие первого спортивного разряда или спортивного звания;
л) наличие бронирования военнообязанного за органом государственной власти, органом местного самоуправления или организацией на периоды мобилизации, военного положения и в военное время;
м) наличие отсрочки от призыва на военную службу у призывника с указанием нормы Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (подпункта, пункта, статьи), в соответствии с которой она предоставлена, даты заседания призывной комиссии, предоставившей отсрочку от призыва на военную службу, и номера протокола;
н) пребывание в мобилизационном людском резерве. (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.10.2019 N 1302)
20. При осуществлении первичного воинского учета органы местного самоуправления исполняют обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
21. В целях организации и обеспечения сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в документах первичного воинского учета, органы местного самоуправления и их должностные лица:
а) осуществляют первичный воинский учет граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу, проживающих или пребывающих (на срок более 3 месяцев), в том числе не имеющих регистрации по месту жительства и (или) месту пребывания, на их территории; (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2020 N 103)
27. Воинский учет граждан в организациях осуществляется по документам, перечень, формы, порядок хранения и заполнения которых устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации (далее — учетные документы). (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.10.2019 N 1302)
28. Документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет и заполняются документы, указанные в пункте 27 настоящего Положения, являются:
а) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников;
б) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или справка взамен военного билета — для военнообязанных. (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.10.2019 N 1302)
29. При осуществлении воинского учета организации исполняют обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
30. В целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы (учебы) работники, осуществляющие воинский учет в организациях: (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2020 N 103)
а) проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие и подлинность военных билетов (временных удостоверений, выданных взамен военных билетов), справок взамен военных билетов или удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также подлинность записей в них, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах или в справках взамен военных билетов отметок об их вручении), персональных электронных карт (при наличии в документах воинского учета отметок об их выдаче), отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки об их вручении); (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.10.2019 N 1302)
б) заполняют учетные документы в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации) (учебы), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет; (в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.04.2008 N 277, от 09.10.2019 N 1302, от 06.02.2020 N 103)
в) разъясняют гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, осуществляют контроль за их исполнением, а также информируют граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
г) информируют военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации;
д) выдают гражданам, подлежащим воинскому учету и не имеющим регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также гражданам, прибывшим на место пребывания на срок более 3 месяцев и не имеющим регистрации по месту пребывания, при принятии их на работу (поступлении в образовательную организацию) или увольнении (отчислении) их с работы (из образовательной организации) сведения по форме согласно приложению N 2 для постановки на воинский учет по месту пребывания (учебы) в военных комиссариатах или органах местного самоуправления. (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2020 N 103)
34. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.03.2021 N 372)
Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, граждан мужского пола, не поставленных по каким-либо причинам на воинский учет в сроки, указанные в настоящем пункте, а также лиц, получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется военными комиссариатами в течение всего календарного года.
Первоначальная постановка на воинский учет граждан, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации и изъявивших желание проходить военную службу по призыву на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, осуществляется военными комиссариатами по месту пребывания указанных граждан при условии заключения и ратификации Российской Федерацией соответствующих международных договоров.
Комиссия по постановке граждан на воинский учет принимает решение о постановке гражданина на воинский учет либо о постановке на воинский учет и вынесении на рассмотрение призывной комиссии вопроса о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, либо об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного негодным к военной службе.
39. Воинский учет граждан по месту их пребывания (на срок более 3 месяцев), в том числе не подтвержденному регистрацией по месту пребывания, или месту прохождения альтернативной гражданской службы осуществляется военными комиссариатами и органами местного самоуправления в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2012 N 228, от 06.02.2020 N 103)
40. Граждане, работающие на морских и речных судах, имеющие место жительства или место пребывания в населенных пунктах, к портам которых приписаны эти суда, состоят на воинском учете в военных комиссариатах по месту жительства или месту пребывания, в том числе не подтвержденным регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания. Граждане, работающие на морских и речных судах, состоят на воинском учете по месту работы в кадровых органах соответствующих пароходств, управлений, баз флотов и флотилий. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.04.2008 N 277, от 06.02.2020 N 103)
В случае перебазирования морских и речных судов на период зимней навигации из портов приписки в другие порты граждане, работающие на этих судах, остаются на воинском учете в кадровых органах, где они ранее состояли на воинском учете.
41. Граждане, убывающие на работу в Антарктиду или на острова Северного Ледовитого океана, с воинского учета по месту жительства не снимаются, а военный билет, справку взамен военного билета или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также персональную электронную карту (при наличии в документе воинского учета отметки о ее выдаче) сдают на хранение в кадровые органы организаций, направивших их на работу в эти районы. Кадровые органы сообщают в военные комиссариаты о гражданах, направленных на работу в указанные районы. (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.10.2019 N 1302)
При возвращении эти граждане получают документы и справку с указанием места работы и продолжительности пребывания в Антарктиде или на островах Северного Ледовитого океана для представления в военный комиссариат.
42. Постановку на воинский учет и снятие с воинского учета граждан, работающих в населенных пунктах, расположенных в отдаленных местностях, по решению соответствующего военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) разрешается производить без явки граждан в органы, осуществляющие воинский учет. При этом документы граждан, подлежащих постановке на воинский учет или снятию с воинского учета, доставляются в органы, осуществляющие воинский учет, администрацией организаций, в которых работают эти граждане. (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.10.2019 N 1302)
43. Граждане, работающие на гидрометеостанциях, расположенных на островах и в отдаленных населенных пунктах Крайнего Севера и Дальнего Востока, состоят на воинском учете в военных комиссариатах по месту нахождения управлений гидрометеослужбы и арктических радиометеоцентров.
44. Граждане, работающие в полевых геологических и топографо-геодезических организациях, в поисковых, разведочных, съемочных, гидрогеологических, геофизических, лесо- и землеустроительных экспедициях, партиях и отрядах, на линейных строительно-монтажных и специализированных поездах, на путевых и машинных станциях, в передвижных механизированных и специализированных колоннах, в тоннельных, мостостроительных, плавучих отрядах (участках), в строительно-монтажных и пусконаладочных организациях, в управлениях механизации и подводно-технических работ, а также в других приравненных к ним организациях и не проживающие постоянно в местах работы, состоят на воинском учете в органах, осуществляющих воинский учет по месту нахождения этих организаций.
45. Постановка на воинский учет граждан, принимаемых на работу в указанные организации, или снятие с воинского учета граждан, увольняемых с работы, может осуществляться администрацией этих организаций.
50. Граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны:
а) состоять на воинском учете по месту жительства или месту пребывания, в том числе не подтвержденным регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, в военном комиссариате, а в поселении, муниципальном или городском округе, на территориях которых отсутствуют военные комиссариаты, а также в отдельных населенных пунктах муниципальных округов, на территориях которых имеются военные комиссариаты (за исключением населенных пунктов, на территориях которых воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами), — в органах местного самоуправления. При этом граждане, не имеющие регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждане, прибывшие на место пребывания на срок более 3 месяцев и не имеющие регистрации по месту пребывания, для постановки на воинский учет представляют заявление по форме согласно приложению N 3 и сведения по форме, предусмотренной приложением N 2 к настоящему Положению. Граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, состоят на воинском учете в указанных федеральных органах исполнительной власти; (в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.04.2008 N 277, от 06.02.2020 N 103, от 15.03.2021 N 372)
б) являться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту пребывания, имея при себе военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), справку взамен военного билета или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также персональную электронную карту (при наличии в документе воинского учета отметки о ее выдаче), паспорт гражданина Российской Федерации и водительское удостоверение при его наличии; (в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.04.2008 N 277, от 09.10.2019 N 1302)
в) явиться при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации в 2-недельный срок со дня исключения из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту пребывания для постановки на воинский учет; (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2020 N 103)
г) сообщать в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту пребывания об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы (учебы) или должности; (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2020 N 103)
Подпункт «г» признан недействующим, в части, устанавливающей обязанность граждан, подлежащих воинскому учету, сообщать в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о состоянии здоровья (получении инвалидности) (Решение Верховного Суда РФ от 31.07.2013 N АКПИ13-558).
д) сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания (на срок более 3 месяцев), в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, а также при выезде из Российской Федерации на срок более 6 месяцев и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, или возвращении в Российскую Федерацию; (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2020 N 103)
Обязанность организаций вне зависимости от форм собственности вести воинский учет оговорена в статье 8, пункте 1, подпункте 6, Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ. Его цель — обеспечение потребностей Вооруженных Сил РФ в людских ресурсах как в мирное, так и в военное время.
В законодательстве ведение воинского учета в организации в 2021 году регулируют:
- Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»;
- Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
- указ президента РФ № 890 от 14.08.1992 «Об организации работы по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
- постановление правительства РФ № 719 от 27.11.2006;
- постановление правительства РФ от 17.03.2010 № 156 об утверждении правил бронирования с изменениями (распространяется на граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях);
- инструкция по бронированию граждан, пребывающих в запасе в 2021 году, утв. генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации от 03.02.2015 № 664с;
- инструкция генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях;
- методические рекомендации генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. 11.07.2017.
Обязанности работодателя и учет военнообязанных в отделе кадров организации 2021 г. разделены на две объемных категории:
- общий воинский учет (ОВУ);
- специальный воинский учет — бронирование военнообязанных граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ).
Чтобы начать контролировать и учитывать военнообязанных работников, необходима пошаговая инструкция по воинскому учету в организации для новичка:
- Назначить ответственных лиц.
- Определить круг работников, подлежащих ВУ.
- Получить документы для ведения ВУ.
- Согласовать приказ о назначении ответственных лиц с местным военным комиссариатом.
- Исполнять и контролировать обязанности по ведению документации и взаимодействию с работниками.
За состояние ВУ в компании отвечает ее руководитель. Такая норма закреплена в пункте 9 постановления правительства РФ от 27.11.2006 № 719. Непосредственно ведением учета занимается ответственное лицо, назначенное руководителем. Для этого на предприятии издается приказ, а функция ведения ВУ фиксируется в должностных обязанностях сотрудника.
Новые обязанности работодателей по воинскому учету
После того как все перечисленные шаги выполнены, ответственный сотрудник или подразделение приступает непосредственно к выполнению своих обязанностей. В законодательстве не указано, как заполнить акт проверки состояния воинского учета и бронирования граждан в организации в 2021 году — это делают в произвольной форме, не реже чем раз в год, по договоренности с сотрудниками военкомата.
Организация должна предоставлять в военкомат следующие сведения:
- сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, которые являются военнообязанными;
- списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет, и раз в год (в сентябре) списки мужчин 15 и 16 лет.
На основании военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву, вносятся необходимые сведения в личную карточку по форме Т-2.
Кроме того, компания должна вести следующие документы:
- план работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе в 2021 г.;
- приказ об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
- журнал проверок состояния бронирования граждан, пребывающих в запасе;
- картотеку личных карточек формы № Т-2 и № Т-2 ГС на граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу;
- расписки о приеме документов и корешки от них;
- карточка учета организации (КУО форма № 18).
Представленный список не является исчерпывающим. В разных регионах и на разных предприятиях ведут и другие дополнительные документы. Стоит сказать, что ответственные сотрудники должны проводить методическую работу. В их функции входит вести журнал проверок воинского учета 2021 г. и сверяться с военкоматом.
Правильное и своевременное ведение ВУ находится в интересах руководителя организации и ответственного сотрудника. За уклонение от соблюдения этой необходимости предусмотрена административная ответственность. В частности, предусмотрены следующие штрафные санкции:
- несвоевременное предоставление в военкомат сведений о гражданах, подлежащих первичной постановке на ВУ, и о тех, кто состоит или не состоит на учете, — от 300 до 1000 рублей (статья 21.1 и часть 3 статьи 21.4 КоАП РФ);
- неоповещение граждан о повестке в военкомат — от 500 до 1000 рублей (статья 21.2 КоАП РФ).
Штрафы назначают по результатам проверки, которую проводят представители военкомата. На крупных предприятиях, где численность сотрудников более 500 человек, она проводится раз в год. На мелких предприятиях — раз в 3 года.
В первую очередь ревизоры обращают внимание на полноту и достоверность предоставляемых сведений и на правильность ведения ВУР. Результаты проверки отражаются в соответствующем журнале.
Государственная дума приняла в первом чтении законопроект № 637094-7 с поправками в КоАП РФ, направленный на увеличение санкций, предусмотренных статьями 21.1 — 21.7 КоАП РФ за нарушения в сфере воинского учета. Автор инициативы — правительство РФ — предлагает увеличить штрафы за непредоставление руководителем или другим должностным лицом, ответственными за ВУ, сведений о гражданах, подлежащих постановке на учет, в установленный срок в военный комиссариат. Санкции составят от 3000 рублей до 10 000 рублей.
Кроме увеличения штрафов, законопроект изменяет диспозицию статьи 21.5 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за неисполнение гражданами обязанностей по ВУ, и статьи 28.1 КоАП РФ. В КоАП РФ пропишут, что факт неявки гражданина на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, является поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 21.5 КоАП РФ.
Написать комментарий
Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 N 719
В России — всеобщая воинская обязанность: мужчины должны год отслужить в армии, а после состоять в запасе.
Военкоматы хотят знать, где живут военнообязанные, на кого они учатся и по какой специальности работают. Это нужно, чтобы планировать призыв и проводить сборы, в общем, поддерживать обороноспособность страны.
Воинский учёт в организациях помогает собирать и систематизировать информацию о призывниках и военнообязанных.
Воинский учёт может быть двух видов: специальный и общий.
Специальный учёт применяют к сотрудникам, на которых распространяется бронь. Это значит, что во время мобилизации за ними будет закреплена определенная должность. Какие профессии нужны для бронирования — решает комиссия по мобилизации.
Если ваша организация попала в список, вы получите утвержденный перечень профессий и выписку из нормативных документов. По ней будет понятно, как организовать специальный учёт.
В остальных случаях работники подлежат общему воинскому учёту. Ниже будем говорить только о нём.
На основании этих документов ведут воинский учёт и заполняют личные карточки сотрудников:
- удостоверение (приписное свидетельство) — у призывников;
- военный билет или временное удостоверение — у военнообязанных мужчин.
По правилам хранить документы по воинскому учёту нужно в железном шкафу.
С проверкой могут прийти из военкомата или местной администрации.
До 1 января 2021 года малый бизнес освобождён от плановых проверок, поэтому в этом году точно не придут. Теоретически возможна внеплановая проверка по жалобе, но нам о таких случаях неизвестно.
За нарушение воинского учёта предусмотрена административная ответственность. Оштрафовать могут руководителя или ответственного за воинский учёт.
Как организовать воинский учет в организации. Пошаговая инструкция
Ведение документации по военнообязанным сотрудникам в госучреждениях регулируют методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом ВС от 11.07.2017. Учетная работа включает:
- Контроль за наличием в паспортах граждан РФ, которые принимаются на должность в организацию, отметок о воинской обязанности.
- Заполнение личных карточек (форма Т-2) на основе записей в других документах.
- Объяснение сотрудникам порядка исполнения их военных обязанностей.
- Информирование военных комиссариатов обо всех изменениях сведений в паспортах сотрудников организации и нарушениях.
- Отправку в 2-недельный срок в военные комиссариаты информации о военнообязанных гражданах, которые приняты на работу или уволены.
- Ежегодную сверку данных.
- Оповещения сотрудников о вызовах в военкоматы и обеспечение их явки.
Проверку выполняет военкомат или органы местного самоуправления. В компаниях численностью более 500 человек проверки проходят обычно раз в году. В небольших юридических лицах проверки разрешено производить не чаще одного раза в три года.
Проверяющие изучают руководящие документы по вопросам воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в текущем, 2021, году:
- приказ о ведении воинского учета;
- план работы по ведению воинского учета;
- личные карточки военнообязанных граждан;
- журнал проверок;
- расписка в приеме от граждан военных документов;
- служебное делопроизводство.
При проведении проверки контролеры оценивают:
- организацию учетных мероприятий;
- полноту и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках военнообязанных работников.
Результаты проверки вносятся в журнал.
Ответственный специалист предоставляет в военкомат следующие отчеты:
- По принимаемым или увольняемым военнообязанным сотрудникам — в течение 2 недель.
- По сотрудникам, состоящим на воинском учете либо по обязанным состоять на воинском учете, — в течение 2 недель с получения запроса.
- По лицам мужского пола 15 и 16 лет — раз в году в сентябре.
- По лицам мужского пола, встающим на учет на следующий год, — раз в году до 01 ноября.
Процедура позволяет обеспечивать кадрами (руководителями, специалистами, высококвалифицированными кадрами) предприятия в военное время и в период, когда объявляется мобилизация. Граждане имеют отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации, в военное время, от призывов на военные сборы.
Для бронирования граждан собирается специальная комиссия по мобилизации, которую создает местный орган муниципального образования. Они принимают решение о перечне профессий, возрасту, званию. Затем перечни должностей направляются работодателю. Доводятся до ответственного лица под подпись. Работодатель, в свою очередь, подбирает в штате компании соответствующие кадры и заполняет специальную форму.
Если в организации осуществляется бронирование граждан, то организации необходимо вести дополнительную документацию. Например, связанную с выдачей и учетом удостоверений об отсрочке (данный бланк строгой отчетности компания получает в военкомате) и планом мероприятий по вручению данных удостоверений. Утвержденной формы плана нет. Компания разрабатывает его самостоятельно.
Меняются правила воинского учёта
Если военный комиссариат или районная комиссия запросили у организации карточку учета организации по форме № 18, представить ее можно по форме, утвержденной Письмом Минкультуры № 344-01-39-ВА. Такая карточка обычно представляется 1 раз в 2 года до 31 декабря и в ней отражаются сведения по состоянию на 1 января следующего года.
Несмотря на то, что форма была принята 6 лет назад, новая форма 18 карточки учета организации для 2021 года отдельно не утверждалась. Поэтому в качестве формы 18 в военкомат (новой формы) можно использовать «старый» бланк.
Порядок заполнения карточки учета организации приведен в Приложении № 2 к Письму Минкультуры № 344-01-39-ВА.
Отмечается, что карточка учета организации заполняется на двух сторонах листа формата А4.
В п. 4 карточки указывается последняя дата регистрации (перерегистрации) свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ, полное наименование налогового органа, выдавшего свидетельство, а также серия и номер этого свидетельства.
При указании общего количества всех работников организации в п. 10 карточки не учитываются работники, оформленные по совместительству. При этом значение в п. 10.1 определяется как сумма значений по пп. «а» и пп. «б» этого пункта.
Количество граждан, отраженных в пп. «б» п. 10.1 карточки, которые имеют категорию годности к военной службе по состоянию здоровья «В», также отдельно показываются в пп. «в».
В пункте 10.4 указывается общее количество граждан РФ мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учете и не пребывают в запасе. В пункте 10.1 эти граждане не учитываются.
Пункты 10.5, 12, 15 заполняют только те организации, которые осуществляют бронирование граждан, пребывающих в запасе.
Документы по ведению воинского учета граждан в организациях изготавливаются организациями по формам, установленным Министерством обороны Российской Федерации.
В 2021 год каждой организацией (с ее образованием и перед началом очередного календарного года) приобретаются (получаются) и изучаются настоящие Методические рекомендации, а также разрабатываются (ведутся):
• приказ «Об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе»;
• план работы по ведению воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
• картотека личных карточек формы N Т-2 и N Т-2 ГС (МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;
• журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации;
• расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
• служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
• другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
• справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.
Подготовка специалистов в области воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, проводится Институтом специальной подготовки Академии гражданской защиты, реализующим функции головного учебно-методического центра по переподготовке и повышению квалификации специалистов в области мобилизационной работы.
Российские работодатели-юридические лица, независимо от форм собственности, должны вести учет военнообязанных и сдавать отчеты в военный комиссариат (п. 1 ст. 8 Закона № 61-ФЗ «Об обороне»).
Стандартными ежегодными отчетами для тех юрлиц, кто ведет воинский учет, являются формы 18 и 6. Форма 18 посвящена основным сведениям об организации, результатам ее работы по ведению воинского учета. По Форме 6 подаются сведения о резервистах и забронированных гражданах.
В 2021 году допускается не сдавать Форму 6 при отсутствии данных для ее заполнения (на предприятии нет ни брони, ни резервистов). Дополнительных разъяснений в военкомат подавать не надо, так как в обязательном порядке надо сдавать Форму 18: из нее как раз и видно, почему не подается Форма 6.
Военкоматы не требуют сдачи отчетности в электронном виде. Все формы можно готовить и сдавать на бумаге.
Отчет по Форме 6 готовится на первое число года, следующего за отчетным, и сдается не позднее последнего дня отчетного года. Таким образом, Форму 6 на 01.01.2022 следует сдать в военкомат не позже 31 декабря 2021.
Разъясним основные понятия для новичков в воинском учете.
Резервист (или военнообязанный) — гражданин, который, в случае необходимости (мобилизации) будет призван на военную службу.
Все военнообязанные делятся на две категории:
• Граждане, которые отслужили в Вооруженных силах РФ и уволились в запас (в резерв). Они имеют военный билет и могут быть призваны для выполнения воинского долга все время вплоть до достижения предельного возраста. Предельный возраст варьируется в зависимости от рода войск и звания резервиста. Подробная таблица возрастов и званий приведена в ст. 53 Закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности».
• Юноши допризывного и призывного возраста, подлежащие воинскому учету.
Забронированные граждане — это резервисты, работающие на должностях, которые будут необходимы предприятию-работодателю для выполнения задач в военное время. Чтобы не оставлять пустыми такие рабочие места, работодатель может оформить для военнообязанных работников на этих местах бронь от всеобщего призыва.
Бронирование — самостоятельный процесс воинского учета. Как правило, если у работодателя есть право на бронь, то этот процесс курируется отдельным специалистом, в нем разбирающимся. Тогда при подготовке Формы 6 по забронированным лицам лучше всего обратиться за данными к такому специалисту.
Все компании, зарегистрированные на территории РФ, обязаны вести воинский учет своих сотрудников, независимо от формы собственности организации.
Основное предназначение в/у – обеспечение ВС РФ и других войсковых структур людскими ресурсами.
Ведение воинского учета военнообязанных российских граждан осуществляется на основании Положения, утвержденного постановлением российского правительства №719 от 27.11.2006 года (ФЗ №53, ст.8, п.7 от 28.03.1998 г.) и Методических рекомендаций, утвержденных МО России (11.07.2017 г.).
Принцип организации военного учета в организациях можно условно поделить на 2 основных этапа:
- Постановка военнообязанных работников предприятия на учет в местном военкомате, т.е. по месту регистрации организации. На данную процедуру предоставляется 5 рабочих дней после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ при переезде либо открытии;
- Разработка документации по в/у в организации, в т.ч. разработка инструкции ведения воинского учета и обязанностей для сотрудника, назначенного ответственным за учет военнообязанных работников на предприятии.
В законодательство внесены изменения, касающиеся первичного воинского учёта
Заниматься воинским учетом военнообязанных работников в компании может одновременно несколько сотрудников, при это могут быть как штатные сотрудники по совместительству, так и наемные специалисты сугубо для данной цели. Это зависит от численности штата организации.
Решение о назначении конкретного сотрудника на данную должность принимает руководитель (директор) предприятия. При этом с ответственным за ведение воинского учета обязательно заключается дополнительный договор, кроме основного трудового соглашения. А за выполнение данной работы сотрудникам полагается доплата к основному окладу.
Руководители компаний организовывают воинский учет своих сотрудников на основании действующего российского законодательства, а именно:
- ФЗ №53 – «О воинской обязанности и военной службе» — 28.03.1998 г;
- ФЗ №31 – «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» — 26.02.1997 г.;
- ФЗ №61 – «Об обороне» — 31.05.1996 г.
Дополнительные нормативные документы, на основании которых рекомендуется осуществлять организацию воинского учета сотрудников на предприятии:
- «Методические рекомендации», утвержденные в 11.07.2017 году МО РФ;
- «Положение о воинском учете», которое было утверждено 27.11.2006 года постановлением Правительства РФ №719.
На основании выше перечисленных нормативных документов мероприятия по воинскому учету осуществляются и по мужчинам, подлежащим призыву на срочную службу, и по военнообязанным гражданам, пребывающим в резерве ВС РФ.
Составы запаса (воинские звания) | Возрастная категория, лет | ||
І разряд | ІІ разряд | ІІІ разряд | |
Солдаты (матросы), сержанты, старшины, прапорщики (мичманы) | до 35 | до 45 | до 50 |
Младший офицерский состав | до 50 | до 55 | до 60 |
Майоры, подполковники (капитаны ІІ и ІІІ ранга) | до 55 | до 60 | до 65 |
Полковники (капитаны І ранга) | до 60 | до 65 | – |
Высший офицерский состав | до 65 | до 70 | – |
Не подлежат воинскому учету российские граждане, которые:
-
- Имеют законное освобождение от военной службы (например, при наличии непризывного заболевания);
- Проходят на данный момент службу в армии либо альтернативную государственную службу;
- Проживают на постоянной основе в другом государстве;
- Имеют офицерские звания и числятся в запасе ФСБ и СВР РФ.
Также воинский учет не ведется по женщинам, не являющимся специалистами военно-учетных специальностей.
Ведение учета на предприятии – это в первую очередь обязанность самого руководителя данной организации. Но он вправе назначить ответственное лицо за выполнение данных функций соответствующим внутренним приказом. При этом обязательно необходимо утверждать этим же приказом дополнительного сотрудника предприятия, который будет замещать основного во время его отсутствия (например, на период очередного отпуска).
Надбавка за выслугу лет военнослужащим в 2021 году
В России в силу статьи 9 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ и положения, утвержденного постановлением правительства РФ от 27.11.2006 № 719 подлежат учету в военкоматах, органах местного самоуправления и организациях-работодателях:
- все мужчины от 18 до 27 лет (призывники) и мужчины, отслужившие срочную службу или по контракту (военнообязанные);
- все военнообязанные женщины, имеющие военно-учетные специальности;
- граждане, которые не прошли военную службу в связи с освобождением от призыва.
В законах прописано, до какого возраста военная обязанность в России, — зависит от разных факторов: состояния здоровья, звания. Воинский учет — это сбор, систематизация, документирование и контроль всех данных граждан, которых призовут на службу в случае объявления военного положения. Организации обеспечивают документирование на местах и оперативно передают информацию в военкоматы. Пока человек способен нести службу, он подлежит учету, для снятия с него требуются законодательно установленные основания.
ВАЖНО!Военнообязанными признаются только граждане Российской Федерации (статья 15 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ), они подлежат учету. Граждане других стран вправе служить в российской армии по контракту, но они не являются военнообязанными.
Дело в том, что с 18 лет граждане РФ мужского пола считаются военнообязанными. Они уже встали на учет в военкомате и теперь ждут момента призыва. Призывным возрастом в России считается период с совершеннолетия и до 27 лет включительно.
Что это значит? Закон “О воинской обязанности и военной службе” указывает на то, что граждане в этот период должны отслужить минимум 1 год в Вооруженных Силах страны. Их забирают в армию.
После этого человек или продолжает военную карьеру, или его увольняют в запас. В мирное время призываться к службе гражданин больше не будет.
Но в случае войны или военных действий в стране его могут забрать для защиты Родины.
Давайте разберемся с тем, кто из граждан относится к военнообязанным. В соответствии с Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719, к военнообязанным относятся граждане, пребывающие в запасе. Указанный документ (Положение о воинском учете) содержит перечень лиц, являющихся военнообязанными.
К ним относятся лица, которые:
- уволены с военной службы с зачислением в запас;
- успешно завершили обучение в военных учебных заведениях либо в военных учебных центрах при федеральных государственных вузах и окончили федеральные государственные вузы;
- не прошли военную службу в связи с освобождением от призыва, предоставлением отсрочек от призыва или отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии по достижении возраста 27 лет;
- не подлежали призыву на военную службу по достижении возраста 27 лет;
- не прошли военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, по достижении возраста 27 лет;
- уволены с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставлены на воинский учет в военкоматах;
- прошли альтернативную гражданскую службу;
- являются женщинами, имеющими определенные военно-учетные специальности.
Военнообязанных надо отличать от призывников, к которым относятся не пребывающие в запасе мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие либо обязанные состоять на воинском учете.
Есть такое понятие, как воинский учет. Так вот, военнообязанные лица состоят на таком учете. Как только гражданин перестает быть военнообязанным, он снимается с воинского учета.
Снятие граждан с воинского учета производится, когда они достигают определенного возраста.
О том, до скольких лет граждане остаются военнообязанными, мы расскажем в следующем разделе.
Граждане, состоящие на воинском учете и пребывающие в запасе, находятся под наблюдением военных комиссариатов. Они обязаны выполнять их распоряжения, являться на прохождение медосмотров или на военные сборы, объявленные Верховным главнокомандующим. Обязанность сохраняется до достижения предела, в каком возрасте снимают с военного учета, или перевода в отставку по состоянию здоровья.
ВАЖНО! В 2021 году призыв на военные сборы объявлен указом президента РФ № 247 от 26.04.2021. Резервистов призовут в ряды Вооруженных Сил и органы федеральной безопасности.
Сборы проводят ежегодно, но одного резервиста призывают не чаще чем один раз в 3 года. Всего на военных сборах военнообязанный суммарно проводит не более 12 месяцев, а за одни сборы — не более 2 месяцев.
Кроме участия в сборах, граждане в запасе обязаны:
- информировать военкоматы об изменении места жительства, персональных данных и других важных событиях (срок зависит от события);
- являться по вызову;
- бережно относиться к военному билету;
- проходить медицинские осмотры.
Сколько составляет возраст снятия с воинского учета? По возрасту граждан снимают в определенное время. Но, как показывает практика, в некоторых ситуациях человека досрочно освобождают от воинской обязанности в военное время, не говоря уже о мирном периоде.
Уже было сказано, что не всех призывают в армию. Люди, которые не прошли воинскую службу по состоянию здоровья, увольняются окончательно. Им присваивается категория «Д». Она указывает на полную негодность к службе. А значит, даже в военное время человек не будет служить.